Возникновение международного публичного права и его периодизация. Возникновение и основные этапы развития международного права В настоящее время процесс формирования международного права

  • 8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
  • 11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • 12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм
  • 13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
  • 14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.
  • 15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
  • 16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации
  • 18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств
  • 19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
  • 21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности
  • 22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср
  • 24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
  • 25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
  • 26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
  • 27. Процедура разрешения споров в рамках оон.
  • 28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
  • 29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.
  • 30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
  • 31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
  • 32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.
  • 33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.
  • 34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. И факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм
  • 35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
  • 36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
  • 37. Совет по правам человека оон: правовой статус, состав, компетенция.
  • 38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.
  • 40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
  • 41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.
  • 42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.
  • 43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 44. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.
  • 45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.
  • 46. Международная организация труда (мот). Конвенции мот по охране трудовых и социальных прав человека.
  • 47. Оон: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава оон. Система оон.
  • 48. Генеральная Ассамблея оон: состав, виды сессий, структура, порядок работы, юридическая сила решений.
  • 49. Совет Безопасности оон: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.
  • 50. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда
  • 51. Специализированные учреждения оон: понятие, виды, связь с оон. Направления деятельности. Примеры
  • 52. Правовой статус Комиссии международного права оон, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права
  • 54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
  • 55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
  • 56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений
  • 58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. Вто и Россия.
  • 59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках вто. Разрешение международных инвестиционных споров
  • 60. Виды территорий в международном праве
  • 61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы
  • 62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф
  • 63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм
  • 65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
  • 66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления
  • 68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство рф о континентальном шельфе
  • 69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам
  • 70. Международно-правовая борьба с пиратством
  • 71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района
  • 73. Международная организация гражданской авиации (икао): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты
  • 75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.
  • 77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
  • 78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.
  • 80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
  • 81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
  • 82. Преступления против гражданской авиации.
  • 83. Интерпол: история создания, структура и основные направления деятельности. Рф и Интерпол.
  • 85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде
  • 87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
  • 88. Статус военнопленных и порядок обращения с ними.
  • 90. Запрещенные методы и средства ведения войны.
  • 2. Возникновение и основные этапы развития международного права.

    МП возникло в период распада родоплеменных отношений и становления государств. Между последними возникли отношения, кот. регулировались нормами МП. Потребность в межгос. отношениях носила объективный характер, поскольку без такого рода связей невозможно было обойтись. Специалисты предлагают следующую периодизацию:

      МП Древнего мира – рабовладельческой общественно-экономической формации: IV тысячелетие до н.э. – 476 г. н.э.

    Связи между древними гос-вами в значительной мере были обусловлены рабовладением как общественно-экономической основой межгос. отношений. О возникновении систематических междунар. отношений между рабовладельческими гос-вами можно говорить применительно к концу 3 - нач. 4 тыс. до н.э. Особенность отношений - очаговый характер (развивались там, где зарождалась цивилизация, возникали центры междунар. жизни государств (долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, побережья Эгейского и Средиземн. морей).

    Источники: договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III (1278 г. до н.э.) - восстанавливались дружественные отношения между двумя гос-вами после войны, заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутр. беспорядков и взаимная выдача перебежчиков; послужил образцом для многих междунар. соглашений; Законы Ману (I век н.э.) - урегулировали вопросы посольского права. Дипломатич. деятельность осуществляли древнегреч. города-гос-ва, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи.

    Характерные черты: институт защиты иностранцев (проксения); Споры по нарушениям междунар. договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей налагался штраф, в случае неуплаты - взыскание с помощью вооруж. сил; в период империи происходит становление «права народов» как особой правовой системы; проводится различие между справедливыми и несправедливыми войнами; возникает принцип соблюдения договоров, при этом его нарушение - нарушение божественного права; междунар. нормы первоначально имели религиозный и обычно-правовой хар-р; зарождается право междунар. договоров и появляется институт обмена послами.

      МП Средних веков – феодальной общественно-экономической формации: 476 г. н.э. – 1648 г.

    Сохранение черт предыдущего периода; зарождение новых отраслей и институтов, в т.ч. право внешних сношений, включая дипломатическое и консульское право; право войны. Возникает наука МП, яркий представитель – Гуго Гроций (1583-1649 гг.), кот. написал знаменитые труды: «О праве войны и мира», «Свободное море». Характерные черты: война – справедливая форма разрешения междунар. споров; заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан; междунар. признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей; регламентация «законов и обычаев войны», начинает складываться консульское право; влияние на МП в отношениях между арабскими гос-вами оказывал ислам; еще не было общего для всех государств МП.

      Классическое МП – становление капиталистического способа производства: 1648 – 1919 гг.

    Главный источник – договор; демократизация МП; закрепляет колониализм; война еще признается законным, хотя и нежелательным, способом разрешения междунар. споров.

    Развивается идея суверенн. равенства государств, утвержд. новые принципов и нормы МП, основанные на концепциях естественн. права, кот. провозглашены в актах французс. революции конца 18 в.

    Характерные черты: Суверенитет гос-ва начинает связываться с суверенитетом народов. Все народы и гос-ва независимы и равноправны, обладают рядом основн. прав и обязанностей. Гуманизация правил ведения войны, что было установлено в принятой в Петербурге в 1868 г. Декларации о запрещении разрывных пуль. В практику введен новый демократич. институт - при голосовании учитывалось волеизъявление населения передаваемой территории. Утверждается принцип свободы откр. моря (провозглашенная Россией в 1780 Декларация о вооруженн. нейтралитете, требовавшая обеспечение свободы морск. судоходства для нейтральных государств). Венский конгресс 1814 - 1815 гг. - возникновение постоянного нейтралитета Швейцарии, содействие запрещению работорговли, развитию дипломатич. права, становлению статуса междунар. рек. Парижский конгресс 1856 г. упразднил каперство - захват, разграбление или потопление судов воюющих государств, а также нейтральных стран; объявил нейтрализованным Черное море. Берлинский конгресс 1878 г.: коллективное признание независимости Сербии, Черногории и Румынии, провозглашение принципа недопустимости дискриминации кого-либо в отношении пользования гражданск. и политич. правами, доступа к публичным должностям в силу различия в религиозных верованиях и исповеданиях. Гаагские конференции мира 1899 и 1906 - 1907 гг. Первая приняла, в частности, Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственное назначение - распространять удушающие и вредоносные газы, и Декларацию о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов, а также Конвенцию о мирном разрешении междунар. столкновений. На второй были приняты 10 новых конвенций и пересмотрены три акта конференции 1899 г.

    Первая мировая война оказала влияние на развитие МП. Победители серией договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы (предусмотрено создание новых государств в Центр. и Ю-В Европе, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, для ряда западных стран устанавливался принцип «открытых дверей» в Китае). Важным звеном Версальской системы и ее гарантом призвана была стать Лига Наций, статус кот. содержал обязательства ее членов не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третейскому разбирательству, судебному разрешению либо рассмотрению Советом Лиги, т.е. не запрещал войну.

    Революция в России 1917 г. создала Декрет о мире (предложения всем воюющим гос-вам начать немедленно переговоры о справедливом демократич. мире без аннексий и контрибуций, идеи запрещения агрессивной войны).

      МП XX-XXI вв.

    Складывалось и развивается под воздействием важнейших историч. событий: I и II Мировые войны; образование Лиги Наций и ООН; создание, развитие и прекращение существования СССР. Особенности: антивоенн. направленность; антиколониальн. сущность; значит. рост числа договорн. норм; возникновение новых отраслей; расширение пространственной сферы распространения МП.

    Сложившаяся в ходе Второй мировой войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению, что послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, кот. обеспечили бы гос-вам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания междунар. мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях трех союзных держав: СССР, США и Великобритании. Признано, что новая междунар. организация должна отличаться от Лиги Наций, быть наделенной механизмами, необходимыми для поддержания междунар. мира и безопасности. Создана ООН, Устав кот. был принят 26.06.1945, что ознаменовало собой новый совр. этап развития МП. Принципиально новыми в Уставе ООН явились положения, запрещающие агрессию и устанавливающие механизм санкций в отношении гос-ва-агрессора. Запрет агрессивн. войны привел к пересмотру содержания многих МП отраслей и институтов, в частности норм об ответственности государств, норм об основаниях наказания преступников войны, норм о мирн. ср-вах разрешения междунар. споров, норм, касающихся междунар. организаций. Закрепление в Уставе ООН права народов на самоопределение.

    Система действующих МП норм, ушедшая далеко вперед от стандартов «классического» МП 19 в., получила название «современное МП».

    "

    История международного права, будучи неотъемлемой частью всемирной истории, отражает в своем развитии все ступени прогрессивного движения международной жизни – от глубокой древности до современности.

    Однако прежде чем международному праву стать всеобщим и универсальным прошли долгие столетия. Развиваясь по отдельным регионам, отражая специфику экономического, политического и культурного развития каждого из них, международное право постепенно продвигалось от складывающихся только для отдельных стран или группы стран международно-правовых обычаев к универсальным договорным нормам, многие из которых в трансформированном виде дошли до наших дней и составили сущность современного международного права.

    Сохранившиеся источники позволяют отнести возникновение первых международно-правовых норм к концу IV – началу III тысячелетия до н.э. Уже в древности народы, которые, вступая в какие-либо фактические отношения друг с другом, осознавали необходимость определенного порядка в сфере взаимных отношений, стремились обрамлять их правовыми нормами, которые воспринимались как "результат договоренностей между богами, природными силами и людьми". Вначале это были – обычаи, мифы, обряды, ритуалы и др. Преимущественно они были связаны торговыми отношениями, ведением войн, организацией колоний для переселенцев и др.

    По мере становления ранних государств появляются первые международные договоры, одним из которых является заключенный около 3100 г. до н.э. договор двух шумерских государств Лагаш и Уммы. Это – соглашение, высеченное на каменной стеле (текст его сохранился до нашего времени), предусматривает неприкосновенность пограничных рвов и камней, которые в те времена признавались как государственные границы .

    В древние века были заложены основы дипломатического и консульского права, окончательно сформированные в последующие периоды. Например, в Древней Греция, чье выгодное для внешних сношений географическое положение укрепляло стремление к международному обмену, был утвержден институт проксений – обычай гостеприимства, охраняемого государственной властью. По такому же пути развивалась история внешних сношений в Древнем Риме, где был признан институт покровительства иностранцам. Позднее зародился также институт посольств, начало которому было положено установлением правил направления особых представителей в другие страны для ведения переговоров, подписания договоров, разрешения споров или заключения мира, признания неприкосновенности иностранных послов.

    В древнее века появляются также определенные зародыши международного гуманитарного права, в частности норм, закрепляющих правила и обычаи войны. Священные Законы Ману, на основании которых управлялась Древняя Индия, признавая правомерность войны, вводили определенные ограничения в осуществление военных действий. Законы предписывали воюющим сторонам: "Когда сражается с врагами, пусть не убивает врага ни вероломным оружием, ни зубчатыми стрелами, ни ядовитыми, ни имеющими наконечники, раскаленные в огне" . Законы Ману также содержали запрет убивать стариков, женщин и детей, закрепляли определенные правила обращения с ранеными, военнопленными, лицами, сдавшимися в плен, признавали гостеприимство, которое необходимо оказывать "чужеземцу.

    В Древнем Китае сформировались принципы непричинения вреда территории другого государства, а также мирных способов разрешения международных споров, при помощи посредничества и арбитражного разбирательства.

    Однако этим позитивным процессам на пути правового регулирования международных отношений препятствовал присущий ряду первобытных государств некий комплекс превосходства, а то и страх перед вмешательством других государств в их внутреннюю жизнь, которое могло бы нарушить их самобытность. Господствующие в ряде стран древнего мира (преимущественно в странах Древнего Востока) теократические режимы препятствовали контактам с другими народами, знакомству с порядками, существующими в других государствах, из-за опасения, что они могли подорвать авторитет и значение власти.

    В отечественной доктрине международного права утверждается, что "международное право как юридическое регулирование межгосударственных отношений находит признание в практике государств лишь в конце Средних веков" . Наряду с устными договорами, закреплявшимися "рукопожатием", "религиозной клятвой" или другими ритуалами, которые становились гарантом обеспечения их исполнения, утверждается письменная форма договоров. Практика заключения договоров стала сопровождаться поручительством, гарантиями третьей стороны (например, в Риме это – римский папа или император Священной Римской империи). В качестве средства обеспечения договоров могла применяться выдача заложников, залог территории и ценностей.

    Переход к капиталистическому обществу в Западной Европе в XVI– XVII вв. ознаменовался дальнейшим развитием международного права, которое вошло в историю международного общения как "классическое международное право". Важные международно-правовые принципы этого права были сформулированы на закрепившем итоги Тридцатилетней войны в Европе (1618–1648) Вестфальском конгрессе. Европейские страны, участвующие в его работе, заключили в 1648 г. Вестфальский договор, который вошел в историю как "первый мировой устав", основанный на признании суверенитета государства. Все государства признавались равноправными, они обладали правом на территорию и верховенство на ней. Договор призывал страны стремиться во взаимоотношениях друг с другом к "всеобщему вечному миру" и "истинной и искренной дружбе", и хотя и не запрещал военные способы разрешения споров, содержал положения, направленные на сдерживание обращения к войне, призыв к решению споров путем заключения мирового соглашения или судебного разбирательства. В этом Договоре также содержались важнейшие нормы "посольского права", определяющие статус посла, его иммунитет и привилегии, которые впоследствии были кодифицированы и включены в современное дипломатическое право.

    В указанный период, когда война и сопутствующие ей грабеж захваченных городов, сел и населения, каторжные работы пленных, истребление некомбатантов все еще считались вполне допустимыми средствами ведения войны, начинало складываться гуманитарное право. Уже во второй половине XVIII в. заключаются договоры, в соответствии с которыми признается неприкосновенность военных госпиталей, оказание помощи больным и раненым, пленным, гарантируется неприкосновенность женщин и детей. Начало этой практике было оформлено Венским конгрессом 1814–1815 гг., который, хотя и признал право государств на войну как "правомерное средство разрешения международных споров", закрепил в принятых на нем решениях волю государств регламентировать способы и средства ее ведения. Попытки кодификации законов и обычаев войны были продолжены на созванных в 1899 и 1907 гг. Первой и Второй Гаагской конференции мира, на которых были приняты акты, утверждающие "законы и обычаи" сухопутной и морской войны, определяющие порядок открытия военных действий, запрет, неиспользование снарядов с удушающими газами, применения снарядов с удушающими газами, определенного вида пуль и др.

    Именно в этот период формируется институт между народно-правового регулирования территорий, закрепивший такие формы территориальных изменений как цессия, обмен, купля-продажа, дарение и др.

    В это же время получает развитие морское право, в частности закрепившее правила поведения государств в "находящемся в свободном пользовании открытом море", а также определившее статус территориального моря, ширина которого тогда определялась "дальностью пушечного выстрела".

    В XIX в. происходит становление международного правосудия, хотя создаваемые в этот период третейские органы имели преимущественно временный статус, ограниченный конкретным спором (ad hoc). Этот период характеризуется стремлением государств создать новый международный порядок, основанный на принципах легитимизма. В практику международного общения входят международные конференции и конгрессы, на которых обсуждались важные международные вопросы. В связи с интенсивным развитием международного сотрудничества, появляются первые международные организации. Это – Международный союз для измерения земли (1865), Международный телеграфный союз (1865), Всемирный почтовый союз (1874), Международный союз для охраны промышленной собственности (1886)и др.

    Существенное влияние на развитие и содержание международного права оказали заключенные после окончания Первой мировой войны 1914–1919 гг. мирные договоры (Версальский мирный договор 1919 г., Сен-Жерменский 1919 г., Нейиский 1919 г., Трианонский 1920 г. и Севрский 1920 г.), дополненные соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1922 г. Созданный на их основе правовой режим получил название Версальско-вашингтонской системы мирного урегулирования, гарантом которой была призвана созданная в 1919 г. Лига Наций. Статут Лиги Наций, который являлся составной частью Версальского мирного договора, исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести. Однако он не запрещал ведения войны. Более того, практика показала, что эта международная организация нс смогла принять эффективных решений в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935–1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальского договора и Локарнских договоров 1925 г., что открыло Германии "дорогу на Восток" и послужило началом Второй мировой войны.

    Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению, что послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, которые бы обеспечили государствам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943), Тегеранской (1943) и Крымской (1945) конференциях руководителей союзных держав. В ходе конференций было признано необходимым создать такую международную организацию, которая бы запретила агрессию и была бы наделена эффективными механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности, олицетворяя согласованные действия ее членов. Такой стала Организация Объединенных Наций, Устав которой был принят 24 октября 1945 г.

    • Акишин М. О. История международного права. М.; Новосибирск, 2012. С. 29.
    • Законы Ману: Мнавадхармашастра. М.: Эксмо-пресс, 2002.
    • Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: учебник. М., 2001. С. 52–53.

    Международное право стало складываться и развиваться с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними, которые носили очаговый характер. Первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Средиземного моря.

    Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер и были разрозненными.

    Договорная практика древних государств выработала определенные типы договоров: о мире, союзные, о взаимной помощи, границах, об арбитраже, о торговле, праве вступать в брак с иностранцами, нейтралитете и др., а также способствовала формированию правила pacta sunt servanda - «договоры должны соблюдаться». Первым историческим зафиксированным международным договором можно считать договор, заключенный правителями государств Лагаш и Умма (район Месопотамии), подписанный в 3100 г. до н.э. Следующий известный историкам факт подписания международного договора произошел приблизительно через тысячу лет после первого. Это был договор о вечном мире и братстве между Рамзесом II и королем хеттов.

    Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.

    Правовая защита иностранцев в определенной мере складывалась под влиянием обязательств, вытекающих из международных договоров. Так, в отношениях между древнегреческими городами на взаимных началах стал утверждаться институт проксении - защиты интересов иностранца специально уполномоченными на то лицами.

    В Древнем мире существовала практика создания различного рода союзов (Греция), лиг (Китай). Например, союзы греческих государств возникали на основе как общеэллинских религиозных праздников (амфиктионии), так и потребностей военно-политического сотрудничества (симмахии).

    Что касается режима отдельных территорий и пространств, то в Древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь принадлежавших храмам. В ряде международных договоров греческих государств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного государства без согласия последнего. В практике государств Древнего Китая не разрешалось одностороннее изменение русла рек, поскольку они имели большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых протекали.

    Несмотря на разрозненность международно-правового регулирования в древности, прообраз и идею международного права можно было проследить уже в системе права Древнего Рима, где в 242 г. до н.э. в продолжение развития римского позитивного права возникло jus gentium - право народов, главной целью которого было разрешение конфликтов, возникающих с «неримлянами», конфликтов, которые не подпадали под юрисдикцию jus civile.

    Следующий этап в эволюции международного права связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств.

    В этот период формировались общие международно-правовые правила, которыми в своих отношениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычноправовых признавались требования о том, что договоры должны соблюдаться, что послы государей являются неприкосновенными, что государство, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать военной помощи воюющим.

    Особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Папа Римский Григорий VII (XI в.) первым сделал попытку создать «мировое государство» под своей властью, опираясь на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов.

    Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам. Причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.

    В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Византии, пышный ритуал приема иностранных послов. При следовании послов по территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны местных властей. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению от церкви. В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов.

    Военные обычаи в средневековый период продолжали оставаться весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы. Нередко война трактовалась как судебный поединок, в котором победитель определял положение побежденного. Общепризнанным было положение об обязательности объявления войны, причем объявлять войну и вести ее можно было лишь от имени монарха. В ходе военных действий применялось «право добычи», которая переходила в собственность захватившей ее стороны.

    Ограничить жестокости войны пыталась церковь. На ряде региональных и вселенских католических соборов X-XI вв. были сделаны попытки установить «замирение по субъектам», согласно которому в военных действиях не должны были участвовать лица духовного звания, паломники, вдовы, купцы, дети до 12 лет. Кроме того, принимались решения о «замирении по объектам», исключавшие из сферы военных действий церкви, дома духовенства. Попытка запретить отдельные виды оружия была сделана на II Латеранском соборе 1139 г., решением которого запрещалось использование орудий для метания и арбалетов.

    Покровительство иностранцам получило в Средние века более прочную юридическую базу - в международные договоры постепенно стали включаться статьи о положении иностранцев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспечить переход имущества умершего иностранца к его наследникам, а не к правителю, на земле которого проживал иностранец.

    Режим морских пространств в период Средневековья испытывал влияние двух различных подходов к пользованию морем. Один подход поддерживали такие развитые морские державы, как Англия, Венеция, Генуя, Испания, Португалия. Он заключался в стремлении осуществлять над прибрежными водами и частями Мирового океана свой суверенитет. Подход к использованию морских пространств другой группы государств, например Нидерландов и Франции, был иным - они считали, что открытое море должно быть свободным для судоходства и рыболовства. В основе данного подхода лежало представление о том, что Мировой океан должен считаться общей собственностью и быть свободным для всех государств.

    Именно в Средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды. Поскольку считалось, что власть государства кончается там, где кончается сила его оружия, ширина территориальных вод в соответствии с «правом пушечного выстрела» стала определяться в три морские мили.

    Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливались система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Впервые была сформулирована декларативная теория признания, а также признана независимость Швейцарии и Нидерландов. Вестфальским договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения было введено Московское государство. Договор закрепил между всеми его участниками не только «право на территорию и на верховенство», но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отразилась идея согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе.

    Следующий этап в истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств, закрепленного в Вестфальском трактате 1648 г., а также с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественной школы права. Побудительным мотивом для утверждения новых международно-правовых норм явилось закрепление естественно-правовых идей Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представленной в 1793 г.

    Существенное влияние на международное право этого периода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Так, Венский конгресс 1814-1815 гг. способствовал возникновению статуса постоянного нейтралитета Швейцарии, запрещению работорговли, развитию понятия международной реки, установлению рангов дипломатических представителей.

    Немаловажную роль в развитии ряда институтов международного права сыграли также Парижский конгресс 1856 г. (официально отменено каперство, зафиксирован определенный статус Дуная, Черное море объявлено нейтрализованным) и Берлинский конгресс 1878 г. (коллективным признана независимость Сербии, Черногории и Румынии).

    Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.) обсудили вопрос о неувеличении вооружений. Участники Конференции подписали 17 июля 1899 г. Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы, и Декларацию о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль. Кроме того, были приняты Декларация о запрещении «метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов» и Конвенция о мирном разрешении международных споров.

    На второй Гаагской конференции мира (1906-1907 гг.) были приняты 10 новых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г. Конвенции, принятые на Гаагской конференции мира 1907 г., явились результатом первой в истории международного права крупной кодификации правил ведения войны и мирного разрешения международных споров. Многие из этих правил до Гаагских конференций мира имели обычноправовой характер.

    Вместе с тем XIX в. и начало XX в. характеризовались противоречивостью содержания действовавшего в тот период международного права, когда новые начала международного права еще сочетались со старыми, феодальными правовыми институтами. По-прежнему признавалось «право» государства на войну, в которой победитель получал «законное» право определять положение побежденного. Продолжались колониальные захваты. Посредством неравноправных договоров происходило закабаление отдельных стран.

    Существенное влияние на развитие и содержание международного права оказала Первая мировая война, после окончания которой государства-победители на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы. Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ограничивались вооружения побежденных сторон, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип «открытых дверей» («равных возможностей») в Китае.

    Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация - Лига Наций. Статут (устав) Лиги Наций являлся составной частью Версальского мирного договора. Хотя Статут Лиги Наций и исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести, он не запрещал ведения войны. Поэтому Лига не смогла принять эффективных решений в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935-1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальского договора 1919 г. и Локарнских договоров 1925 г.

    Декрет о мире, принятый в России после Октябрьской революции 1917 г., оказал существенное влияние на состояние международного права. Этот акт содержал предложение всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом демократическом мире как мире без аннексий или контрибуций. Такое положение объективно способствовало внедрению в практику международных отношений новых идей, которые касались запрещения агрессивной войны. Они получили собственную интерпретацию у ряда других государств (Пакт Бриана - Келлога 1928 г.).

    Развязавшие Вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению о том, что послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, которые бы обеспечили государствам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признано, что должна быть создана послевоенная мировая организация, которая не должна быть похожей на Лигу Наций. В нее могут входить все суверенные государства, как большие, так и малые. Будущая организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности. Она должна олицетворять согласованные действия ее членов. Одна из центральных идей, прозвучавших на конференциях, состояла в необходимости создать международный порядок, основанный на принципах права и имеющий целью обеспечить мир, безопасность, свободу и всеобщее благосостояние человечества.

    Кодификация указанных идей и принципов получила воплощение в Уставе Организации Объединенных Наций, принятом 26 июня 1945 г. на Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско с участием делегаций 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и Китай выступали как приглашающие державы.

    Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве под влиянием введения в него нормы о праве народов (наций) на самоопределение. В Уставе ООН зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность.

    В современный период обшей тенденцией стали демократизация и гуманизация норм международного права, их широкая кодификация и прогрессивное развитие, резкое расширение количества универсальных норм. Сложилась группа норм, имеющих императивное значение (нормы jus cogens). Все это не могло не сказаться на содержании практически всех отраслей и институтов международного права.

    Заметное место среди международных договоров занимают договоры, касающиеся прав человека, в частности Международные пакты о правах человека 1966 г., имеющие универсальный характер, а также целый ряд региональных соглашений, например Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

    В современный период международное право испытывает влияние многих факторов. Это демократические принципы законодательства государств (например, признание общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы государства; закрепление нормы о первоначальной ценности основных прав и свобод человека); расширение круга субъектов международного права; прекращение идеологического противоборства на международной арене и, как следствие этого, прекращение холодной войны; появление на международной арене большого количества межправительственных организаций как субъектов международного права; разносторонняя международная хозяйственная кооперация и интеграция; осознание человечеством своего единства в решении глобальных проблем (ограничение и ликвидация вооружений; экология; решение вопросов энергетики, обеспечения продовольствием; исследование Мирового океана и космоса; борьба с международным терроризмом и т.п.). В XXI в. международное право продолжает развиваться под влиянием этих факторов.

    Введение

    Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытно - общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать догосударственным межплеменным "правом". Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.

    В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и так далее.

    Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и так далее) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно-разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

    Цель работы рассмотреть основные вопросы возникновения и развитие международного права, а также определить роль, место и задачи международного права в развитии многофункциональных отношений СНГ.

    Международное право в историческом развитии

    Древние века

    Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере испытывали на себе влияние их общественно-экономической основы -- рабовладения. О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу III -- началу II тысячелетия до нашей эры.

    Особенностью этих отношений был их очаговый характер, то есть первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.

    Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся: законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.

    Практика выработала определенные типы договоров: о мире; союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже; торговле; нейтралитете и другие.

    Немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями.

    От падения Римской империи до Вестфальского мира

    Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Вместе с тем эти нормы обогащались и получали дальнейшее развитие.

    Одной из особенностей феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римские папы осуществляли такое влияние, опираясь на каноническое право, формировавшееся постановлениями церковных соборов и" папских указов.

    Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказывал ислам.

    В этот период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международно-правовых норм связывалось с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатов на территории Индии и Китая, Киевской, а позднее -- Московской Руси.

    В сфере посольского права следует выделить появление с XV века постоянных посольств. Нарушение неприкосновенности послов подвергалось суровому наказанию. Стало складываться суждение, что основанием их прав и привилегий является суверенитет государя, от имени которого они действовали.

    Военные обычаи в средневековый период оставались весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы.

    В ходе военных действий применялось "право добычи" захватившей ее стороны.

    Мирные средства разрешения международных споров стали обогащаться в связи с достаточно широким обращением к третейским судам и арбитражу.

    Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648 года. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Вестфальский договор участником международного общения того времени признал Московскую Русь. Договор предусмотрел для всех его участников "право на территорию и верховенство" и равноправие европейских государств. Он исходил из идеи согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы не на религиозной, а на светской основе.

    От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира

    Этот период истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств и с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественного права. Побудительным мотивом этого явилось провозглашение естественно-правовых идей в актах французской революции конца XVIII века. В них феодально-абсолютистским взглядам на государство и на положение в нем человека были противопоставлены идеи, свойственные взаимоотношениям между людьми. Народы находятся между собой в естественном состоянии, их связывает всеобщая мораль. Народы по отношению друг к другу независимы и суверенны, каковы бы ни были численность населения и размеры территории, которую они занимают, гласила Декларация Грегуара. В ней также провозглашались принципы невмешательства в дела другого государства, территориального верховенства, соблюдения международных договоров.

    В этот период суверенитет государства начинает связываться с суверенитетом народов. Все народы, а, следовательно, и государства независимы и равноправны, обладают рядом основных прав и обязанностей. Одна из них -- делать в мирное время как можно больше добра, а во время войны -- причинять друг другу как можно меньше зла.

    Проводится гуманизация правил ведения войны. Начало ей положила принятая в Петербурге в 1868 году Декларация о запрещении разрывных пуль.

    Под влиянием идей естественного права по-новому стали решаться вопросы территориальных изменений между государствами, в частности на основе плебисцита -- итогов голосования населения передаваемой территории.

    В международном праве утверждается принцип свободы открытого моря, чему в немалой степени способствовала провозглашенная 28 февраля 1780 года Россией Декларация о вооруженном нейтралитете, требовавшая обеспечения свободы морского судоходства для нейтральных государств.

    Существенное содействие международно-правовому развитию оказали в этот период ряд важных международных конгрессов и конференций.

    Так, Венский конгресс 1814--1815 годов породил возникновение постоянного нейтралитета Швейцарии, содействовал запрещению работорговли, развитию дипломатического права, становлению статуса международных рек.

    Парижский конгресс 1856 года упразднил каперство -- захват, разграбление или потопление судов воюющих государств, а также нейтральных стран; объявил нейтрализованным Черное море.

    Берлинский конгресс 1878 года ознаменовался коллективным признанием независимости Сербии, Черногории и Румынии, провозглашением принципа недопустимости дискриминации кого-либо в отношении пользования гражданскими и политическими правами, доступа к публичным должностям в силу различия в религиозных верованиях и исповеданиях.

    Существенный вклад в право вооруженных конфликтов внесли Гаагские конференции мира 1899 и 1906--1907 годов. Первая из них приняла, в частности, Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственное назначение распространять удушающие и вредоносные газы, и Декларацию о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов, а также Конвенцию о мирном разрешении международных столкновений. На второй Гаагской конференции были приняты десять новых конвенций и пересмотрены три акта конференции 1899 года.

    Вместе с тем в этот период по-прежнему признавалось право государств при определенных условиях прибегать к войне, право на аннексию территории побежденного и на контрибуцию.

    От Гаагских конференций мира к созданию ООН и формированию современного международного права

    Этот период связан с рядом событий и факторов, оказавших влияние на развитие и содержание международного права. В их числе Первая мировая война, в результате которой победители -- страны Антанты -- серией договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы. Этими договорами было предусмотрено создание новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, для ряда западных стран устанавливался принцип "открытых дверей" в Китае.

    Важным звеном Версальской системы и ее гарантом призвана была стать Лига Наций, статут которой содержал обязательства ее членов не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третейскому разбирательству, судебному разрешению либо рассмотрению Советом Лиги, то есть не запрещал войну. Лига Наций не приняла эффективных мер в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935-- 1936 годах, а также в связи с нарушением Германией Версальского договора и Локарнских договоров 1925 года, которые гарантировали неприкосновенность границ между Германией, Бельгией и Францией, но оставляли Германии возможность "дороги на Восток". "Умиротворение" Германии привело в 1938 году к заключению пресловутого Мюнхенского соглашения между Великобританией, Францией, Германией и Италией, открывшего дорогу новым агрессивным устремлениям фашистских Германии и Италии.

    На развитие международного права оказала влияние Октябрьская революция в России 1917 года, Декрет о мире, содержавший предложения всем воюющим государствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире без аннексий и контрибуций, идеи запрещения агрессивной войны. Важным шагом в этом направлении стал Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана -- Келлога), заключенный в 1928 году. Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор не определяли понятия агрессии и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения. Фашистская Германия и ее союзники развязали Вторую мировую войну.

    Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению, что послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, которые обеспечили бы государствам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943), Тегеранской (1943) и Крымской (1945) конференциях трех союзных держав -- СССР, США и Великобритании. Было признано, что новая международная организация должна отличаться от Лиги Наций, быть наделенной механизмами, необходимыми для поддержания международного мира и безопасности. Была создана Организация Объединенных Наций, Устав которой был принят 26 июня 1945 года.

    Принципиально новыми в Уставе ООН явились положения, запрещающие агрессию и устанавливающие механизм санкций в отношении государства-агрессора. Запрет агрессивной войны привел к пересмотру содержания многих международно-правовых отраслей и институтов, в частности норм об ответственности государств, норм об основаниях наказания преступников войны, норм о мирных средствах разрешения международных споров, норм, касающихся международных организаций.

    Не менее кардинальные изменения произошли в результате закрепления в Уставе ООН нормы о праве народов на самоопределение, что явилось юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность. Их обрели после Второй мировой войны десятки народов Азии и Африки. Закрепление в Уставе ООН положения о праве народов на самоопределение оказало влияние на ряд отраслей международного права, в частности на право международных договоров, на регулирование вопросов признания, правопреемства, территории в международном праве.

    Нормы Устава ООН послужили отправной точкой для принятия многочисленных международных актов как по специальным вопросам сотрудничества государств, так и по вопросам сотрудничества в сфере прав человека.

    Особой формой сотрудничества явилось развитие мер доверия между государствами, сложившаяся система целенаправленных действий государств по этим вопросам в рамках процесса, начало которому положил Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Обеспечение прав человека становится одним из главных критериев оценки деятельности государств. В современный период общей тенденцией стала демократизация норм международного права, их широкая кодификация и прогрессивное развитие, резкое расширение числа универсальных норм. Сложилась группа норм, имеющих императивный характер. Все это сказалось на содержании практически всех отраслей и институтов международного права. Например, существенно обогатились такие отрасли международного права, как право международных договоров, дипломатическое право, международное морское право и так далее. Возникли новые отрасли, например, право международной безопасности, космическое право, право окружающей среды и другие.

    Система действующих международно-правовых норм, ушедшая далеко вперед от стандартов "классического" международного права XIX веке, получила название "современное международное право". На международных конференциях путем заключения многосторонних международных соглашений были, в частности, кодифицированы нормы правопреемства государств в отношении международных договоров; нормы, касающиеся защиты мирного гражданского населения во время войны; защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта; нормы дипломатического и морского права. В связи с кодификацией международно-правовых норм и внедрением в практику международных отношений принципа сотрудничества государств центральное место среди источников международного права стал занимать международный договор.

    Современное международное право

    Представляется, что отечественная международно-правовая доктрина достаточно единодушна в том, что термином "современное международное право" обозначается совокупность и система международно-правовых норм (конвенционных и обычных), которая сложилась, действует и развивается после Второй мировой войны и принятия Устава ООН.

    Разумеется, современное международное право восприняло и переварило все ценное и прогрессивное, что досталось ему в наследство от предшествующего международно-правового развития. Но оно в корне отличается по ряду своих положений от международного права предшествующего периода. И прежде всего тем, что запрещает применение силы (вооруженной) и угрозу силой в межгосударственных отношениях, предусматривает, что высшая цель организованного сообщества государств в лице Организации Объединенных Наций -- поддерживать международный мир и безопасность, принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения прав и основных свобод человека.

    Другое дело, насколько основополагающие предписания современного международного права соблюдаются и почему в некоторые периоды современной истории крупнейшие державы мира не раз, вопреки международно-правовым предписаниям, балансировали на грани войны, то есть всемирной катастрофы.

    И.И. Лукащук в своем "Курсе международного права" справедливо утверждает, что фундамент современного (или, как часто говорят, нового) международного права был заложен Уставом ООН. Данное положение довольно широко признано в доктрине. На него неоднократно указывали авторитетные представители отечественной науки. Соответствующие мнения высказывались и официальными представителями государств. Разумеется, Устав ООН появился не на пустом месте. Он опирается на предшествующий опыт регулирования международных отношений. Но главное в том, что его содержание отразило особые условия, сложившиеся в канун победы демократических сил во Второй мировой войне, веру людей в способность государств объединить усилия во имя победы не только в войне, но и в битве за мир и благополучие всех народов.

    Устав ООН определил общие цели и принципы международного права, которые являются главными системообразующими факторами. Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов.

    Существенно изменился механизм функционирования международного права. Создание развитой системы международных организаций привело к институализации процессов правотворчества и правоосуществления. Без этих организаций современное международное право не могло бы выполнять свои сложные функции. Много и других новых, соответствующих требованиям времени моментов появилось как в правотворчестве, так и в правоосуществлении.

    Однако, отмечает И.И. Лукащук, принятие Устава ООН было вершиной, с которой правительства поспешили скатиться на традиционные позиции, считая, что достигнутый уровень сотрудничества был обусловлен исключительно условиями войны. Все это явно противоречило Уставу ООН. Было растоптано то, что в Ялтинских соглашениях определялось как "священное обязательство... наших Правительств перед своими народами, а также перед народами мира", обязательство "сохранять и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций". Последствия не замедлили сказаться. Мир был втянут в холодную войну, принесшую неисчислимые беды.

    Между тем, соблюдение порядка поддержания международного мира и безопасности, установленного Уставом ООН и действующим международным правом, беспримерно важно, ибо без этого практически невозможно решать все другие глобальные проблемы современности. Более того, жизнь каждодневно подтверждает, что альтернативы указанному правопорядку нет и в обозримом будущем не предвидится.

    Система и источники современного международного права

    Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международноговввправа. Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Иными словами, это внутренняя форма системы, определенная упорядоченность ее частей. Устойчивость целого зависит от устойчивости связей между его частями. От характера связей зависит характер системы в целом. Таким образом, система международного права опирается на комплекс целей и принципов, обладает характерной для нее структурой, определенными методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с присущими ей закономерностями. Существование этой системы объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное международное право в состоянии выполнять свои функции. То обстоятельство, что система международного права - сравнительно новое явление, не раз констатировалось в доктрине, например известным юристом из Финляндии Э. Кастреном. В прошлом существовали разрозненные комплексы норм, регулировавшие либо локальные отношения (союзные договоры), либо общие отношения, обеспечивая в них элементарные правила (дипломатические привилегии). Общих целей и принципов, определяющих характер взаимодействия, международное право не содержало, относилось одинаково к целям мира и целям войны. Критерием была практика, прежде всего великих держав. Международное право было беспредельно диспозитивным. Два или несколько государств могли в своих взаимоотношениях отменить действие практически любой международно-правовой11нормы. Современное международное право определило основные цели взаимодействия государств, а тем самым и международно-правового регулирования. В результате оно стало определять не только формы, но и содержание взаимодействия государств. Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Международное право перестало быть только диспозитивным, появился комплекс императивных норм, то есть общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию. Появился еще один признак системы - иерархия норм, установление их соподчиненности. Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в системе международного права, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования системы. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в международном праве усиливается регулирование процессов создания и имплементации норм. Постепенно формируется международное процессуальное право, что является признаком зрелости правовой системы. Первичный элемент системы международного права - норма. Она является моделью определенного международного отношения, система же международного права - нормативная модель системы международных отношений. Эти модели воздействуют на международные отношения в целях максимального приближения их к своему содержанию. Система может быть регулятором отношений, потому что отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система должна быть внутренне согласованной, ее части не могут находиться в противоречии. Для такого чрезвычайно многообразного явления, как международное право - это задача не из легких. Таким образом, объединение норм в систему международного права обусловило появление их новых качеств. Благодаря этому разноплановые нормы способны регулировать международные отношения системно, обеспечивая дифференцированное и вместе с тем единое воздействие. Для международного права характерны процессы дифференциации и интеграции одновременно. Возникают все новые области сотрудничества и соответственно новые отрасли международного права. С другой стороны, различные отрасли теснее взаимосвязываются в системе. Для международного права, как и внутригосударственного, также характерно объединение норм в институты и отрасли, хотя со своими целями и специфическим объектом регулирования. Под институтом международного права следует понимать группу норм, регулирующих качественно однородные международные отношения, объединенные общим объектом такого регулирования (например, институты признания, правопреемства, ответственности). Отрасль международного права - это основное подразделение данной системы права, охватывающее качественно обособленную область международных отношений, регулируемых специальными нормами и институтами. В международном праве выделяются такие отрасли, как право международных договоров, дипломатическое и консульское право, международное морское право, международное космическое право и др. Некоторые отрасли современного международного права очень древние (например, дипломатическое и консульское право, международное морское право), другие же появились недавно - международное воздушное право и международное космическое право. Естественно, что процесс формирования отраслей международного права перманентен. Сколько будет существовать международное право, столько и будут появляться новые качественно обособленные международные отношения, урегулированные нормами права, поскольку государства и иные субъекты международного права объективно заинтересованы в более эффективном регулировании определенных комплексов международных отношений, имеющих общий объект регулирования. Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные международно-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств. Огромное количество норм регулирует двусторонние отношения. Региональные и двусторонние нормы должны соответствовать общему международному праву, в совокупности они образуют глобальную международно-правовую систему. Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право.

    Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который гласит:

    Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

    а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

    b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

    с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

    d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

    Таким образом, источниками международного права являются:

    · Основные (первичные):

    o международный договор;

    o международно-правовой обычай;

    o общие принципы права.

    Не существует четкой иерархии между основными источниками. С одной стороны, международные договоры удобнее толковать и применять. С другой - нормы договоров действуют только в отношении государств -- участников, в то время как международно-правовой обычай обязателен для всех субъектов международного права.

    · Вспомогательные (вторичные):

    o судебные решения;

    o правовая доктрина.

    Заключение

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что международное право сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества. Такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений, как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе. С этим связано то, что международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, сохраняя уважительное отношение к нему. Законы и нормативные акты государств обогащаются нормами, обусловленными международным правом, содержащими отсылки к международным договорам, положения о совместном применении национальных и международных правил.

    Сами наименования многих международных договоров свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении. Многие из международных договоров соотносятся по предмету регулирования с положениями Конституции и законами РФ. Итак, современное международное право характеризуется расширением сферы его применения, а, следовательно, и расширением нормативной основы, поскольку новая сфера применения предполагает создание именно для нее предназначенных и к ней приспособленных правовых норм. Имеется в виду сфера внутригосударственных отношений.

    Определенные ее элементы по согласованию между самими государствами рассматриваются как объекты совместного регулирования - с участием как внутригосударственных, так и международно-правовых норм. Отмеченные обстоятельства позволяют охарактеризовать нормы международного права не только как правила межгосударственных отношений, но и как принятые согласованно государствами правила их взаимоприемлемых действий в пределах собственной юрисдикции в соответствии с общими интересами государств.

    Список использованной литературы

    1. Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А.Бекяшива. М., 2003

    2. Международное право: Учебник / Под ред. Н.А.Ушакова. М., 2003

    3. Международное право: Учебное пособие // Под ред. А.Н.Жеребцова. Ростов-на-Дону - 2001

    4. Баскин Ю.А., Фельдман Д.Б. История международного права. М., 1990

    5. Лукащук И.И. Конституция России и международное право. // Московский журнал международного права. 1995

    Заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений.

    Своеобразным памятником международного права можно считать и Законы Ману (I век н.э.)., достаточно подробно урегулировавшие вопросы посольского права.

    Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи. Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался крупный штраф , который, в случае неуплаты, взыскивался с помощью вооруженных сил.

    В этот же период уже начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает принцип соблюдения договоров, при этом нарушение договора рассматривалось как нарушение божественного права.

    Международное право в средние века

    На развалинах Римской империи в Европе возникло несколько феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.). Развитие международного права несколько замедлилось, так как характерной чертой эпохи феодализма являлось «кулачное право ». Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров. В этот период заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан . Международное признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей. Отмечается некоторая регламентация «законов и обычаев войны», начинает складываться консульское право.

    Активную роль в международных отношениях играла церковь. Периодически проводившиеся соборы играли роль кодификаторов обычных норм международного права . Так, на Карфагенском соборе (438 г.) был официально сформулирован один из важнейших международно-правовых принципов — принцип добросовестного выполнения международных обязательств (расta sunt servanda).

    Формирование буржуазных институтов международного права

    Крупнейшим международником данной эпохи был голландский юрист Гуго Гроций (1583—1654 гг.), основное произведение которого «О праве войны и мира» (1625 г.) не утратило ценности и сегодня. Признавалось, в частности, что: в основе международного права лежат международные договоры ; государства договариваются между собой относительно правил поведения как в мирное, так и в военное время. Войны должны вестись только в интересах справедливости. Были обоснованы также принципы свободы морей и свободы торговли. Книга Греция приобрела такой авторитет в Европе, что в случае возникновения международных разногласий ее положения использовались в качестве основания для разрешения спорных вопросов.

    Великая Французская революция привнесла в международные отношения идею равенства, суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Получили развитие идеи о правах человека , неотъемлемости основных прав и свобод.

    В XIX столетии можно отметить четыре этапа в развитии международного права. В 1815 г. на Венском конгрессе была произведена кодификация дипломатического права, а также запрещена работорговля. В 1856 г. в Париже были разработаны многие нормы права морской войны, Черное море было объявлено нейтрализованным. Берлинский конгресс 1878 г. был ознаменован признанием независимости Сербии, Румынии и Черногории. На Гаагской конференции 1899 г. приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны, запрещающие применять разрывные пули и снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушливых или вредоносных газов, а также конвенция о международном арбитраже.

    На второй Гаагской конференции (1906—1907 гг.) были приняты десять новых конвенций, кодифицирующие правила ведения войны и регламентирующие мирные способы разрешения международных споров.

    Возникновение и развитие современного международного права

    Своеобразным «водоразделом» между старым и современным международным правом стала Первая мировая война . Послевоенный режим, оформленный Версальским мирным договором 1919 г., Сен-Жерменским договором 1919 г. и другими соглашениями, послужил основанием создания новых независимых государств в Европе.

    В 1919 г. была учреждена универсальная международная организация — Лига Наций, Статут которой являлся составной частью Версальского договора. Лига Наций создавалась для обеспечения международного мира и безопасности и формально просуществовала до 1946 г. Однако ее существование не предотвратило агрессии Италии против Эфиопии 1935—1936 гг., Советско-финской войны, Второй мировой войны.

    Важный вклад в борьбу с фашизмом и решение вопросов послевоенного устройства мира внесли Московская (1943 г.), Тегеранская (1943 г.), Ялтинская (1945 г.) встречи руководителей союзных держав.

    На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Сан-Франциско (1945 г.) были разработаны основные положения Устава ООН , который и был подписан 26 июня 1945 г. Устав ООН закрепил семь и зафиксировал организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности.

    Универсальная система безопасности была дополнена региональными системами — Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Варшавского договора (ОВД), Организация американский государств (ОАГ) и др. Эти организации, несмотря на «холодную войну» и обострение международной напряженности в 50—60-е гг., сыграли свою роль в предотвращении глобальных вооруженных конфликтов .

    70-е годы нашего столетия были отмечены началом процесса разрядки международной напряженности и бурным развитием региональной, прежде всего европейской, интеграции. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) положил начало процессу сближения европейских государств различных систем, формированию системы мер доверия.

    В 1960—1970 гг. была проведена серьезная работа по кодификации международного права . В это время, в частности, были заключены конвенции о праве международных договоров , правопреемстве государств, правах человека , дипломатическом и консульском праве, космическом праве и др.

    80-е гг. были отмечены дальнейшим смягчением международной напряженности и совершенствованием международно-правовой регламентации таких отраслей международного права, как морское право, право международной безопасности, гуманитарного право и др.

    Серьезные изменения в международных отношениях произошли в 90-х гг. На месте бывшего Союза ССР возникли новые самостоятельные государства, было создано Содружество Независимых Государств. С прекращением существования Союза ССР и распадом социалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Изменилось и соотношение сил на международной арене. США , не сдерживаемые больше действиями Советского Союза, все активнее стали претендовать на роль мирового правительства . Военный блок западных государств — НАТО — присваивает себе полномочия по урегулированию региональных конфликтов, постепенно оттесняя ООН.

    Одновременно с некоторым снижением роли ООН, нуждающейся в серьезных реформах, можно отметить тенденцию продолжения укрепления и развития регионального сотрудничества государств. Большими темпами идет процесс западноевропейской интеграции, сплачиваются арабские и африканские государства, совершенствуются связи стран Юго-Восточной Азии.

    Российское государство и международное право

    Так, с IX в. Киевская Русь активно участвует в международных отношениях, заключает мирные и торговые договоры с Византией и некоторыми европейскими государствами.

    В ХIII-ХIV вв. Русь отражала натиск монголов и сил Запада, довольно активно заключая союзы и используя посольства.

    С конца XVI в. на международную арену выступает Московское государство. «Изумленная Европа, в начале княжества Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на восточных своих окраинах» (К. Маркс).

    Процесс объединения русских земель сопровождался активными дипломатическими шагами Москвы, участвовавшей в военных союзах, объявлявшей войны и заключавшей договоры с Литвой, Турцией, Крымским ханством. К середине XVI в. относится создание прообраза ведомства иностранных дел — посольского приказа.

    В эпоху Петра I Россия начинает обмениваться с зарубежными государствами постоянными дипломатическими представительствами . В России создается посольская канцелярия, которая постепенно преобразуется в Посольскую коллегию. Решая турецкую и шведскую проблемы, Россия вела активную внешнюю политику, привлекая союзников и используя противоречия в среде западных государств.

    При Екатерине II Россия занимает место в ряду самых могущественных европейских держав. Политика морского нейтралитета, провозглашенная Россией в 1780 г. и поддержанная другими государствами, содействовала получению независимости Соединенными Штатами Америки. Успешные войны с Крымским ханством и Оттоманской империей позволили России в значительной мере решить проблему обеспечения безопасности ее южных границ и осуществления мореплавания по Черному и Средиземному морям.

    Исключительно велика роль России в регламентации «законов и обычаев войны». Так, в 1868 г. по инициативе России была принята Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. В 1899 г. и 1907 г. были проведены две конференции мира, в которых Россия приняла активное участие. В этой связи нельзя переоценить и роль Российского государства в совершенствовании института мирных средств разрешения международных споров.

    Новый этап в международных отношениях начался после Октябрьской революции 1917 г. Декрет о мире устанавливал новые принципы взаимоотношений государств, обозначил формирование некоторых важных принципов международного права .

    В 30-х гг. СССР сыграл важную роль в демократизации международных отношений, в предотвращении экспансии Германии. Во время Второй мировой войны Советский Союз вынес основную тяжесть борьбы с фашизмом.

    Являясь одним из основателей ООН , СССР принял активное участие в послевоенном устройстве мире, содействовал крушению колониальной системы, поддерживал вступившие на международную арену новые независимые государства.

    С распадом СССР и проводимой перестройкой экономической и политических систем наше государство, к сожалению, утратило свою роль сверхдержавы. Были потеряны, в частности, ведущие позиции в решении важнейших вопросов мирового порядка, утрачено влияние России в Восточной Европе, арабском мире, Африке, Азии, Латинской Америке.

    В настоящее время предстоит серьезная работа по восстановлению утраченных нашей страной внешнеполитических позиций, устранению возникших в мере дисбалансов. Хочется верить, что к концу нынешнего тысячелетия Россия восстановит свое значение ведущей мировой державы.