Устройство государства объединение нескольких территорий. Формы правления и государственного устройства. Вопросы для самоконтроля

По форме территориального государственного устройства современные государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерации).

Первой исторической формой простого государства принято считать античные полисы - города с близлежащей округой, которые представляли собой целостные государственные образования, не имевшие даже административно-территориального деления.

Современной формой простого государства является унитарное (лат. unus - один) государство, которое отличается полной централизацией государственной власти, политическим единством и неделимостью. Это означает, что оно включает в себя лишь административно-территориальные (иногда национально-территориальные) образования, которые хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни собственного правительства, ни особого судоустройства, ни собственного аппарата принуждения и подчиняются центральной власти во всех вопросах проводимой ею политики (Болгария, Греция, Польша, Финляндия, Франция).

Унитарные государства бывают простыми (симметричными) и сложными (асимметричными). Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц, имеющих одинаковый юридический статус (Алжир, Колумбия, Польша). Сложное унитарное государство имеет в своем составе одно или несколько автономных образований, которые обладают некоторыми правами, отличными от других административно-территориальных единиц (Великобритания, Дания, Китай).

Возможна также классификация унитарных государств на централизованные и относительно децентрализованные, в которых развита система местного самоуправления.

В теории государства выделяют подчас так называемое региональное государство, которое рассматривают как переходное от унитарного государства к федерации. В настоящее время такая форма существует в четырех странах: Италии, Испании, Шри-Ланке и ЮАР. Вся территория регионального государства разделена на политические автономные образования. Эти образования не принимают своих конституций, но имеют местные представительные собрания с законодательными полномочиями и собственную администрацию.

Современной формой сложного территориального устройства является федерация (лат. fedus - союз) - союзное государство, включающее в себя несколько государственных образований - субъектов (членов) федерации. В федерации наряду с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, представляющими все государство, существуют органы законодательства и управления в субъектах федерации (землях, штатах, кантонах, округах, республиках и т. д.), которые обладают правом принятия собственных конституций. Предметы ведения федерации и ее субъектов разграничиваются союзной конституцией. Государственные образования внутри федерации обладают юридически определенной политической самостоятельностью, в сферу которой не могут вмешиваться федеральные органы. Субъекты федерации могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным законам, иметь денежные средства и расходовать их на собственные нужды и т. д. В федерации параллельно существуют единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц.

Вместе с тем субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом. В частности, они лишены права на односторонний выход из федерации, не являются самостоятельными субъектами международных отношений (субъектом международного права является федерация в целом), не имеют собственной валюты, собственных вооруженных сил и т. д. В случае нарушения субъектом федеральной конституции центральная власть получает право на применение принудительных правовосстановительных мер по отношению к такому субъекту федерации. Принцип построения федерации: целое определяет части (Австралия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Пакистан, Россия, США, ФРГ, Эфиопия и др.; всего в мире существуют 24 федерации).

Следует иметь в виду, что распределение полномочий между федерацией и ее субъектами зависит от многих обстоятельств. Если федерация возникает через объединение суверенных унитарных государств, то она может строиться как договорная федерация, с сохранением максимально возможного объема прав за каждым субъектом федерации и закреплением этого в двустороннем договоре с федеральным центром (США). Если же унитарное государство преобразуется в федерацию, то вполне возможно образование конституционной федерации, в которой права субъектов федерации «даруются» федеральным центром путем принятия конституционных актов (ФРГ). В целом же федеративное государственное устройство соответствует республиканскому духу и развивает идею разделения властей, характерную для правового государства.

Как правило, федерации строятся по территориальному принципу. Территориальная федерация включает в себя субъекты, образованные на основе административно-территориального деления (США). Возможно также построение федерации по национальному принципу или смешанному - национально-территориальному, что, в частности, имело место в некоторых социалистических странах, в которых федеративное устройство использовалось для решения национального вопроса. Национальная федерация включает в себя субъекты, образованные на основе национального признака, с учетом этнического состава населения субъектов.

По правовому статусу субъектов выделяют также симметричные и асимметричные федерации. В последних имеет место неравенство прав и обязанностей у разных субъектов федерации.

От федерации следует отличать конфедерацию. Конфедерация не является формой государственного устройства, так как является не государством, а договорным союзом нескольких самостоятельных государств, как правило, территориально примыкающих друг к другу, создаваемых в целях организации совместной обороны и проведения общей внешней политики. На территории конфедерации не действует единая государственная власть. Конфедерация создается суверенными государствами, которые сохраняют свой суверенитет на всем протяжении существования конфедерации. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются полноправными субъектами международного права. Они имеют все признаки государства, включая собственные денежные системы, вооруженные силы, гражданство. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее суверенных государств. Решения, принимаемые органами конфедерации, имеют силу на территории образующих ее государств только при их согласии на это. Каждое государство - член конфедерации - обладает правом нуллификации (отмены) любого решения конфедерации на своей территории, а также правом свободного выхода из состава конфедерации (сецессия). Материальная база конфедерации создается за счет добровольных взносов ее членов. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов, направляемых по решению ее членов в распоряжение общего командования. Принцип построения конфедерации: части определяют целое.

Историческими конфедерациями являлись: Рейнская конфедерация (1254-1350), Ганзейская лига (1367-1669), Швейцарская конфедерация (1291-1798,1815-1848), Нидерланды (1579-1795), США (1781-1787), Германская конфедерация (1815-1866), конфедерация Египта и Сирии - Объединенная Арабская Республика (1958-1961), конфедерация Гамбии и Сенегала - Сенегамбия (80-е годы XX в.). В настоящее время некоторые авторы относят к конфедерации Европейский Союз (ЕС) и таможенные союзы (например, Бенилюкс).

  • Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 191-192.

Форма территориального устройства – это административно - территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма территориального устройства показывает:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства;

Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

Каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов.

По форме территориального (государственного) устройства государства бывают: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – это простое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета, а подчиняются центральным органам власти(Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Швеция, Дания, Франция и т. д.).

Характерные черты унитарного государства:

Единые, общие для всей страны, высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами;

Действует единая конституция, единая система законодательства, единая денежная система, одно гражданство, проводится общая для всех налоговая и кредитная политика;

Основные части унитарного государства не обладают самостоятельной государственностью;

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную автономию;

Имеет единые вооруженные силы.

Федеративное государство – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы(Германия, Индия, Канада, США, Россия).

Характерные признаки федеративного государства:

Территория федерации состоит из территорий ее субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.;

В союзном государстве верховная законодательная и судебная власть принадлежат федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные государственные органы.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Характерные черты конфедерации:

Не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, решает проблемы экономического, оборонного и иного сотрудничества;

Не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета, эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации;

Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого значительно упрощен;

Конфедеративные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике.

16. Формы государственного устройства.

С точки зрения формы правления различают две основные разновидности государства: монархию и республику.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках одного человека, занимающего свою должность по наследству (в порядке престолонаследия). Различают монархии - абсолютные (неограниченные) и конституционные.

В условиях абсолютной монархии никем и ничем не ограниченная власть сосредоточена в руках монарха. Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации отсутствуют. В наши дни этот тип монархи сохраняется в ограниченном числе стран Саудовской Аравии, Катаре, Омане и др.

В странах, где удалось достичь компромисса между дворянством и буржуазией, установились конституционные монархии, подразделяемые на два вида: парламентские и дуалистические.

В условиях дуалистической (двойственной) монархии государь независим от парламента в сфере исполнительной власти (сам формирует и контролирует правительство), обладает правом вето на законодательные инициативы парламента, который может распустить в любое время. Часть депутатов назначается монархом, часть избирается народом. Такая форма правления существует в Иордании, Марокко, Кувейте и др.

В парламентских монархиях Западной Европы, возникших после длительной борьбы отдельных сословий и городских общин с всевластием правителей, монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. Чаще всего он лишен возможности действовать по своему усмотрению. Монарх назначает премьер- министра, но делает это только в соответствии с рекомендацией руководителя партии, победившей на парламентских выборах, т. е. завоевавшей большинство мест в нижней палате парламента. Формально правительство считается правительством Его Величества, но никакой ответственности перед ним не несет. Правительство не только осуществляет исполнительную власть, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.

Республика - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Республики существовали и в Древнем мире (Афины, Рим) и в Средневековье (Новгородская и Псковская средневековые республики, правление дожей в Венеции и др.), однако наибольшее развитие и распространение они получили в новое и новейшее время.

Современная государственная организация знает следующие виды республик:

а) Президентские (классический пример - США, в которых президентская республика введена на основе конституции 1787 г.). В этих республиках президент, избираемый чаще всего непосредственно народом, одновременно выступает и главой государства, и главой правительства (должность премьер-министра не предусмотрена). Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

При президентской республике законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента.

б) Парламентские республики. Правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента.

В отличие от президентской, в парламентской республике членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реально он первое лицо в политической иерархии. Президент же как глава государства выполняет чаще всего только представительские функции (Италия, Германия и др.).

в) Смешанные (или полупрезидентские) республики. Существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее (правительство) ответственно и перед парламентом, и перед президентом (Австрия, Португалия, Франция и др.). К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Россия.

17. Исторические этапы эволюции государства.

На различных этапах исторического развития государство существенно изменялась, удовлетворяла потребности различных слоев населения, классов, социальных сословий и групп. Поэтому исследователи выделяют определенные исторические типы государства.

При этом принято называть большинство из них в соответствии с классом, потребности которого прежде удовлетворяет государство. Историческим типом государства называют совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам, которые существовали на определенных этапах истории человечества.

Так, в истории определяют рабовладельческую, феодальную, буржуазную (капиталистическую) и социалистическую государства. Ввиду невозможности мгновенного перехода от одного типа государства к другому, выделяют также государства переходного периода

Время во многих рабовладельческих государствах сохранялись остатки первичного общества.

Феодальное государство, обеспечивала власть феодалов, основанной на закреплении нормами права феодальной собственности на землю. Именно это приводило зависимость крестьян от феодалов. Самая распространенная форма правления того времени - монархия, но одновременно возникают представительные органы.

Характерной особенностью государства и права времен феодализма очень большое влияние религиозных норм.

С развитием капитализма во многих странах произошли буржуазные революции, привели к образованию нового типа государства - капиталистической. В то время сформировалось немало правовых принципов, которые сохраняют значение и сегодня. Именно в период буржуазных революций было провозглашено и закреплено в законодательстве равенство всех граждан, незыблемость прав человека, неприкосновенность и защиту частной собственности. Тогда же возникает система разделения государственной власти. На первом этапе своего формирования буржуазное общество сохраняло немало особенностей предыдущей государства. Так, оставались ограничения на участие в политической жизни в зависимости от имущественного положения, а иногда и образовательного уровня, во многих странах существовала монархическая форма общественного устройства. В XX в. возникает еще один тип государства - социалистическое. Именно с ее существованием связано формирование мощной системы социальных гарантий со стороны государства - системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. Однако немало идей, взятых за основу социалистического государства (равенство, широкий демократизм и т.д.), не было реализовано в ее деятельности.

На современном этапе формируются новые типы государств, основанные, с одной стороны, на высоком уровне развития техники, что обеспечивает потребности людей, с другой - создают развитую систему социальных гарантий. Именно такое государство социальной демократии (или постбуржуазне) стремится построить многие страны мира, в других она уже существует.

18. Типы современных государств.

С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит их группировка с помощью обобщенной и идеализированной модели или типа.

Строится типология в основном с позиции двух подходов:

  • Формационного;
  • Цивилизационного;

Формационный подход

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства - это государство определенной общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства:

  • Первобытно-общинная - государства нет;
  • Рабовладельческая - рабовладельческое государство;
  • Феодальная - феодальное государство;
  • Капиталистическая - капиталистическое, буржуазное государство;
  • Коммунистическая - государства нет. Но переходный этап к коммунизму - социалистическое государство.

Классификация государств по Марксу строится на основе специфики экономики. При формационном подходе раскрывается исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.

Цивилизационный подход

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

  • Древние государства;
  • Средневековые государства;
  • Современные государства.

При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации.

Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Классификация современных государств

Помимо выделения типов государства, возможны различные варианты их классификации.

В зависимости от уровня экономического развития

  • развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых т.е. развита сырьевая промышленность и т. д.);
  • индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
  • постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима

  • демократические государства;
  • авторитарные государства;
  • тоталитарные государства.

В зависимости от формы правления государства

  • монархии;
  • республики.

19. Правовое государство.

Правовое государство - форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  • признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

20. Социальное государство.

Социальное государство - форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:

  • высокою уровня экономического развития страны;

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.

Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.

Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этою общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:

  • обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;
  • установление минимальною размера оплаты труда;
  • поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;
  • недопущение резкою имущественною расслоения;
  • осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.


21. Тенденции и проблемы развития государств в современном мире.

В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.

1. Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.

2. Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.

3. Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях, т.е. наблюдается развитие самоуправления.

4. Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденция к интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.

Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское Сообщество, которое в 1994 г. пополнилось еще тремя государствами – Австрией, Швецией и Финляндией и насчитывает 15 стран.

Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, т.е. дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.

Стремление к самостоятельности и обособлению можно оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в последнее время переживает более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы. Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических движений.

5. Важная тенденция в развитии современного государства – стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную функцию, когда не существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.

6. Еще одна важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание. Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.

В современной стране, которая хочет успешно развиваться, ценность «человек (личность, гражданин)» должна стоять выше ценности «государство». То есть, государство должно быть подчинено интересам своих граждан, личностей, которые, получая возможности для собственного развития, поднимают и уровень развития государства (по этому пути идут страны Скандинавии - страны с самым высоким уровнем жизни в мире). Отсюда вытекает проблемы создания правового и социального государства.

Практика показывает, что многие государства не избежали превращения государства в своеобразную «дойную корову», порождающую социальное иждивенчество отдельных групп и слоев и невольно подрывающую ряд основополагающих стимулов рыночного хозяйства, принижающую заинтересованность людей в инициативном и продуктивном труде. Наиболее квалифицированные и предприимчивые слои населения стали в наибольшей степени испытывать негативные последствия такой политики.
Подобные проблемы показывают, что перед государством как стоят задачи более органичного сочетания правовых и социальных основ своей деятельности, дальнейшего разрешения противоречий между провозглашаемыми гуманистическими целями своего развития и реальным гуманистическим содержанием своих политических акций.

Одновременно с этим кругом проблем современный мир столкнулся и с рядом новых непростых задач, которые встали перед государством. Возникшие новые глобальные проблемы в области отношений с природой (экологический кризис), необходимость ограничения производства и испытания оружия массового поражения, предотвращения демографической катастрофы и другие проблемы современности предопределяют повышение роли государства в регулировании социальных процессов, выдвигают его на передовые рубежи защиты человеческого сообщества в целом.

Именно по этой причине государство вынуждено вмешиваться в управление многими областями жизни, которые ранее находились вне его непосредственного контроля. Еще более возрастает его роль в осуществлении переходных общественных процессов. В то же время многие межгосударственные отношения создают конфликтные проблемы в связи с соотношением внешнего и внутреннего суверенитета (национального) государства, способствуя сокращению его регулирующей роли по сравнению с прерогативами межгосударственных объединений.
Современная (постмодернистская) стадия общественной эволюции в наиболее экономически развитых странах мира демонстрирует резкое усиление нестандартных и отличающихся в культурном отношении от общепринятых стандартов жизненных стратегий, что ставит под вопрос традиционные формы связи государства и общества. В любом случае такая ситуация не просто предполагает определенное время на выработку нового социального контракта власти и граждан, но и в принципе сокращает возможности государства как центра власти в культурно дифференцирующемся обществе. Таким образом, государство становится одним из центров политического влияния, который не обладает не только какими-либо преимуществами перед другими институтами власти (авторитета), но и теми должными регулятивными способностями, которые могут нейтрализовать негативные последствия поведения на политическом рынке отдельных корпоративных структур и обеспечить поддержание общесоциального порядка.

Такого рода проблемы ставят вопросы о поиске государством новых форм своей внутренней организации, о повышении адаптивности к новым вызовам времени. Однако решать эти проблемы оно должно, не утрачивая того позитивного капитала, который оно накопило за столетия своей эволюции. В частности, государство должно сочетать свои действия с общественной инициативой граждан, избегать силовых методов решений, всемерно оберегать приоритетность статуса личности, обеспечивать гарантии ее неотъемлемых прав на свободное самовыражение.

22. Исторические условия возникновения древнерусского государства.

Накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь». Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с. южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям, как на севере, так и на юге восточнославянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

23.Формирование единого Российского государства в 14-16вв.
Причины:
1.Усиление экономических связей между русскими землями.
Этот процесс был вызван общим экономическим развитием страны. В первую
очередь сильно развивалось сельское хозяйство.
Появляются излишки, что способствует развитию животноводства, а так же
торговле, которая начинает прогрессировать в этот период. Развивается
ремесло, так как сельскому хозяйству необходимо всё больше и больше орудий
труда. Повсеместно происходит не только
усовершенствование старых технологий, но и появление новых.
2.Обострение классовой борьбы. В этот период усиливается эксплуатация
крестьянства феодалами. Начинается процесс закрепощения крестьян. Феодалы
стремятся закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями не только
экономически, но и юридически. Всё это способствует сопротивлению крестьян.Перед феодалами встала задача укротить крестьянство и довести до конца
его закрепощение.
3.Угроза внешнего нападения, заставившая
русские земли собраться в один мощный кулак.

Государственный строй Русского централизованного государства.

Великий князь.
Он был главой Российского государства и обладал широким кругом прав:
издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные
полномочия. С течением времени княжеская власть усиливалась и терпела
изменения, которые шли в двух направлениях – внутреннем и внешнем.
Первоначально, свои законодательные, административные и судебные правомочия
великий князь мог осуществлять лишь в пределах своих владений.

Боярская дума.
В XIV – XV веках совет при князе постепенно становится постоянно
действующим. На его основе образовалась боярская дума, в которую входили
высшие светские и церковные иерархи. Строгого регламент в деятельности
Думы не было, но её решения и законодательные установления («приговоры»)
делали её важнейшим распорядительным и законодательным органом. Она имела
сравнительно стабильный состав. В боярскую думу входили так называемые
думные чины, – введённые бояре и окольничьи. Компетенция думы совпадала с
полномочиями великого князя, хотя формально этого нигде не было
зафиксировано. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением
Думы, но фактически не мог поступить самовольно, иначе любое его решение не
проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярство
осуществляло политику, выгодную ему. Однако с течением времени великие
князья всё больше подчиняют себе боярскую думу, что связано с общим
процессом централизации власти.

Центральное управление. Приказы.
К концу XV – началу XVI вв. вместе с ограничением власти наместников и
волостелей новые функции единого государства привели к созданию
централизованной системы управления. Возникает приказная система
управления.
Приказ возглавлял боярин, в распоряжении которого находился штат
дьяков и иных должностных лиц. Приказная изба имела своих уполномоченных на
местах. Приказная бюрократия назначалась из дворян. Контроль за
деятельностью приказов осуществляла боярская дума, но её влияние постепенно
уменьшалось.
Каждый приказ ведал определённым направлением государственной
деятельности. Посольский приказ ведал дипломатической службой. Разбойный
приказ – наказывал за разбойные и лихие дела. Поместный – ведал выделением
земли за службу. Ямской – ведал ямской (почтовой) службой. Казённый –
государственными финансами и т.д.
В приказах велось упорядоченное делопроизводство. Они вели и судебные
дела по связанным с их профилем категориям дел.
До приказной системы управления на Руси существовала дворцово-
вотчинная система, состоявшая из двух частей. Одну часть составляло
управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), имеющий в
своём распоряжении многочисленных слуг. Другую часть образовывали так
называемые пути (из которых впоследствии и произошли приказы),
обеспечивающие специальные нужды князя и его окружение.

Местное управление.
Русское государство подразделялось на уезды – наиболее крупные
административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы на
волости. Но всё-таки полного единообразия и чёткости в административно-
территориальном делении ещё не выработалось. Существовали также разряды –
военные округа, губы – судебные округа.
Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица
представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости –
волостелями. Эти должностные лица содержались за счёт местного населения –
получали от него «корм», то есть проводили натуральные и денежные поборы,
собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормленщики были обязаны
управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, то есть
содержать свой аппарат управления и иметь свои военные отряды для
обеспечения внутренней и внешней функции феодального государства.
Поднимающееся дворянство было не довольно системой кормления по двум
причинам. Во первых они не могли самостоятельно подавить сопротивление
восстающего крестьянства, а система кормлений была не способна в условиях
обостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере их защиту. Во
вторых дворянство не устраивало, что доходы от местного управления шли в
карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.
К XVI веку система кормлений стала тяготить центральную власть –
слишком много самоуправства могли позволить себе наместник и волостель.
Государство стало регламентировать численность их штата и нормы податей.
Окончательно наместники теряют свою роль после серии земско-губных реформ
30–50-х годов XVI века. Они связаны с ростом значения дворянства,
купечества и части разбогатевшего крестьянства, которые требовали
ограничения феодального произвола, упорядочения суда и многое другое.

Форма государственного (территориального) устройства

Форма государственного устройства характеризует административно-территориальное и национально-этническое устройство государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими единую территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти и, кроме того, между национальными и этническими общностями, данное государство населяющими. Таким образом, в рамках формы государственного устройства следует выделять: административно-территориальное и национально-этническое устройство.

По форме административно-территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарные государства (Великобритания, Япония, Финляндия) - это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер. Унитарное государство является наиболее простой и в то же время наиболее распространенной формой государственного устройства.

Признаки унитарного государства:

  • властные полномочия сосредоточены у высших органов государственной власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства;
  • единая система государственных органов;
  • единая система законодательства;
  • порядок создания, изменения и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне.

Наиболее крупные единицы, на которые делится территория унитарного государства, называются областями, провинциями, землями, губерниями (единицы областного, высшего звена); единицы районного звена (среднего) именуются районами, округами, уездами; муниципальные округа и сельские административно-территориальные единицы (низшее звено) нередко имеют названия общин, коммун, волостей и т. д. В особые административно-территориальные единицы иногда выделяются города.

Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления и главы местных администраций выбираются жителями соответствующей территории (Великобритания, Япония, Испания, Италия и др.). В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами «центральной» государственной власти (Нидерланды, Индонезия, Таиланд и др.).

Наряду с административно-территориальными единицами унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т. д.).

В зависимости от наличия или отсутствия таких образований унитарные государства могут быть подразделены на простые и сложные. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Колумбия и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Франция, Дания, Китай и др.)

Слово «автономия» (от древнегреч, «свой закон», означает самостоятельность, самоуправление) в современных условиях предполагает учет национальных, культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве. Такие особенности могут быть учтены путем выделения особых территорий, которым предоставляется специфический режим по управлению вопросами местного значения, т. е. создается территориальная автономия. Чаще всего при этом учитывается этнический признак, поэтому в отечественной литературе такая автономия получила название национально-территориальной.

В зависимости от компетенции территориальных автономных образований их можно подразделить на две группы: политическую и административную. Политическая автономия имеет право издавать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы местного значения, административная такими правами не обладает.

В юридической науке существует множество различных определений федерации. Данная форма понимается как «единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач»; как такая «форма организации правительства, которая стремиться примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль»; как такое «устройство политической системы государства, где суверенная воля народа находит свое воплощение в конституционном или договорном создании единого государства, где гармонически сочетаются интересы всего федерального государства, его субъектов и граждан этого государства».

По мнению авторов учебника, федеративное государство - это сложное государство, представляющее собой неразрывный союз обособленных политико-территориальных образований (субъектов), наделенных определенным объемом государственной власти. Федерации (США, Российская Федерация, Мексика) являются более сложными и менее распространенными (по сравнению с унитарными государствами) формами государственного устройства.

К числу наиболее существенных признаков федеративного государства следует отнести следующие:

  • территория федерации представляет собой совокупность обособленных и обладающих определенной автономностью территориальных образований - субъектов;
  • государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом сецессии (правом на односторонний выход из состава федерации);
  • система государственных органов федеративного государства характеризуется двухуровневой структурой и объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Взаимодействие органов государственной власти федерации с органами государственной власти субъектов осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения (предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения, предметы ведения субъектов) и распределения полномочий;
  • интересы субъектов на федеральном уровне реализует одна из палат законодательного собрания (в России - Совет Федерации Федерального Собрания РФ), формируемая из представителей субъектов;
  • в федеративном государстве действует двухуровневая система законодательства - законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.

По способу образования субъектов различаются национальные, политико-территориальные и смешанные федерации.

В основу национальных федераций положен порядок формирования субъекта по принципу выделения титульной нации (СССР, в современный период - Бельгия).

Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ).

В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной Российской Федерации республики являются национальными субъектами, а области - политико-территориальными).

Структура различных федераций неодинакова. В зависимости от правового положения субъектов все федерации подразделяются на симметричные и асимметричные.

В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладания политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т. д.). Такие федерации принято называть симметричными (СССР).

Юридически асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей.

Наряду с федерациями к сложным формам государственного устройства достаточно часто относят конфедерацию. Однако более точным является рассмотрение данного типа в качестве своеобразной переходной формы территориального устройства, в которой сочетаются как признаки единого государства, так и признаки союза суверенных государств.

В частности, к признакам, позволяющим относить конфедерацию к единому государству, относятся:

  • наличие общих для всей конфедерации функций, реализуемых как во внутренней так и во внешней сфере;
  • наличие единого правового поля; единого таможенного пространства;
  • наличие конфедеративных органов власти и конфедеративной системы законодательства;
  • наличие единой денежной единицы;
  • наличие единого языка межгосударственного общения;
  • наличие единых вооруженных сил под общим командованием.

В свою очередь, к признакам конфедерации, характерным для союза суверенных государств, следует отнести:

  • сохранение национальной валюты; национального гражданства; государственного языка; территориальной обособленности;
  • правовые акты, принятые конфедеративными органами, приобретают юридическую силу в субъектах конфедерации только в случае их ратификации (одобрения) национальными парламентами;
  • субъекты конфедерации обладают правом нулификации - правом признания утратившим юридическую силу акта, принятого на уровне конфедерации;
  • субъекты конфедерации обладают правом сецессии - правом на односторонний выход из состава конфедерации. Естественно, что данное право может быть реализовано только на основании соответствующего договора.

Именно большая степень (по сравнению с федерацией) самостоятельности субъектов обусловливает нестабильный характер конфедеративной формы государственного устройства. Возникнув для достижения определенных целей (как правило, военного или экономического плана), конфедерации после разрешения общей задачи чаще всего трансформируются в более стабильные формы (унитарную, федеративную) - США или распадаются на суверенные государства - Австро-Венгрия.

Примерами конфедераций могут служить США с 1781 по 1789 г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г., Сенегал и Гамбия с 1982 по 1989 г. и др.

Сравнивая конфедерацию с федерацией, еще, в начале XX в. Б.Ф. Кистяковский отмечал, что, во-первых, конфедерация основана «на международных обязательствах соединенных государств, вытекающих из договора», а федерация - «на объединенном праве, установленном путем всеобщего соглашения и закона или обычая». Во-вторых, что государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют суверенитет, в то время как члены федерации теряют суверенитет и подчиняются суверенной власти «сложного целого, которое они образуют». В-третьих, что федерация есть государство, «юридическое лицо публичного права», тогда как конфедерация - субъект права «лишь международной жизни, но не обладает публичными правами власти». И, в-чет- вертых, что за членами конфедерации признается право выхода из союза, тогда как у субъектов федерации такого права нет. Члены федерации «не могут актом своей односторонней воли прекратить свою связь с целым. Отделение их рассматривается юридически, как акт бунта или мятежа против федеральной власти и может повлечь за собой для них репрессии помимо тех, которыми сопровождается война».

Конфедерации следует отличать от коалиций, являющихся, по существу, оборонительными или наступательными союзами самостоятельных государств (антигитлеровская коалиция периода Второй мировой войны, антииракская коалиция в период войны в Ираке в 2002 г.).

В отличие от форм административно-территориального устройства, характеризующих структуру государственной территории, а также порядок формирования и взаимодействия административных и политико-территориальных образований, посредством формы национально-этнического устройства характеризуется социальная структура государства. Вплоть до последнего времени в подобном ракурсе данный вопрос не поднимался и не рассматривался, несмотря на его очевидную значимость как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Представляется, что все государства (как федеральные, так и унитарные) по форме национально-этнического устройства могут быть разделены на моноэтничные и полиэтничные.

В моноэтничных государствах (США, ФРГ) на официальном уровне закрепляется принцип этнического единства. При этом в основу подобного единства может быть положено либо определение титульной нации (ФРГ), предполагающее приобретение наряду с гражданством соответствующего национального статуса (любой гражданин ФРГ считается представителем немецкого народа); либо культурное единство (США). При этом и в том и в другом случаях не допускается создание административно-территориальных автономий сформированных по национальному признаку.

В полиэтничных государствах (Россия, Испания, Украина и т. п.) допускается выделение и территориальное обособление социальных групп, сформированных по национальному признаку (национальные субъекты в Российской Федерации, национальные автономии в Испании и Украине).

Империя как особая форма государственно-территориального устройства характеризуется следующими основными чертами.

Во-первых , империя есть государство во всех смыслах этого слова, имеющее много общего с другими формами государства. Она обладает всеми его элементами и признаками. В своем внешнем аспекте империя имеет свою территорию, над которой осуществляет суверенитет, что дает возможность отграничить сферу ее властвования от сферы власти других государств и противостоять им. Соответственно, над ней не существует и не может стоять иное охватывающее ее более высокое политическое целое. Во внутреннем отношении она обладает собственной верховной властью, государственным аппаратом, правовой системой, казной, сложной территориальной структурой.

Во-вторых, в отличие от других государств, которые являются формой существования отдельных наций и народов или родственных по происхождению и крови этнических групп, империя часто выступает как государственно-территориальная форма локальной цивилизации, представляющей собой исторический организм или исторически культурный тип, то есть такую общность наций и народов, которая занимает определенный географический ареал, «часть света», имеет общую историю, традиции, организацию быта, менталитет, социально-нравственные ценности и установки, образ жизни и, тем самым, принадлежит к единой исторически сложившейся культуре и в ней существует.

В-третьих, империя - это всегда государство с большой территорией. Пространственная величина - неотъемлемый элемент идеи и практической организации империи. Естественно, что это пространство оказывается весьма многообразным по своим этническим, религиозным, хозяйственным и тому подобным характеристикам, в силу чего основной целью и назначением империи является упорядочение и приведение к единству этого пестрого и хаотичного многообразия, сохраняя при этом определенное своеобразие и самобытность составляющих ее частей.

В-четвертых, само территориальное пространство империи является неодинаковым, неоднородным как по своим этнокультурным и социально-экономическим свойствам, так и по политико-правовым качествам и статусным характеристикам входящих в него территориальных частей. Империя не просто большое по своим пространственным параметрам государство, а такое, территория которого включает в себя разностатусные региональные образования, находящиеся в разной степени политической, административной и правовой зависимости от имперской верховной власти с сохранением в некоторых случаях их политической автономии и даже собственной государственности.

Основополагающей чертой территориальной организации империи, отличающей ее от всех других видов государственности, является своеобразное сочетание унитаризма, федерализма, конфедерализма, самоуправления и децентрализации. Здесь также используется форма протектората, где имперскому центру принадлежит военное руководство и представительство в международных делах. Имеются также союзнические территории и зависимые от империи полусуверенные государственные образования с собственными правительственными органами.

В-пятых, суверенный центр империи, воплощенный в имперских политических институтах, территориально и этносоциально образует автономную единицу со своим особым статусом, обладающую гегемонией или доминирующую в ней при реализации имперской власти и управления.

Эффективное имперское руководство возможно только при более или менее добровольном соучастии в осуществлении власти и управления региональных элит, что предполагает их регулярную кооптацию в центральную элиту. Одновременно последняя образует собственные «плацдармы» в периферийных нациях внутри их традиционных элит. Таким образом, имперская аристократия формируется из представителей всех наций и народностей, входящих в империю, что существенным образом влияет на устойчивость имперских государств, дает им огромные социальные ресурсы для сопротивления политическим катаклизмам и регенерации при территориальных и демографических потерях.

В-шестых, империя всегда есть государство, имеющее свою систему базовых ценностей (идеологию). И эта главная, доминирующая черта во многом определяет остальные особенности и характерные признаки имперской государственной организации.

Империя становится возможной и существует до тех пор, пока подавляющее большинство ее граждан обладают определенным мировоззренческим единством, общей духовностью, что, в конечном итоге, и позволяет достичь политической интеграции разнородных во многих отношениях территорий. Именно отсюда проистекает многообразие и разнообразие статусов различных периферийных частей империи, существенная децентрализация в управлении, а также особые формы и методы осуществления имперской верховной власти.

В-седьмых, это особенности имперского суверенитета, находящие свое проявление в способах организации и легитимации верховной власти, а также распределении суверенных правомочий между верховной властью и периферийными образованиями.

Характерной чертой имперского суверенитета является то, что он практически всегда формируется и реализуется в рамках культурно доминирующей национальной духовной и политико-правовой традиции, чьи основополагающие мировоззренческие установки воспринимаются практически всеми нациями и народами, вошедшими в империю.

Таким образом, империя представляет собой такую территориальную организацию государства, которая сочетает в себе различные принципы государственного устройства (автономию, федерализм, конфедерализм) при стойкой тенденции к централизации власти.

Введение

2. Федерация

2.1 Модели федерализма

3. Российская Федерация

3.1 Истоки федеративной государственности России

3.2 Конституционная модель российского федерализма

3.3 Проблемы Российского федерализма

3.4 Четыре этапа российского федерализма

3.5 Россия - унитарная Федерация

4. Конфедерация

Заключение

Список использованных источников

Введение

Общепризнанно, что элементы составляющие государство, - это территория, население и публичная власть. Среди элементов государства особо выделяется именно её территория. Так как без собственной территории не может быть государства. Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государства в целом и отдельных его частей.

Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое и практическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые характерны как для государственного строительства в России, так и для формирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор нерешенными и дискуссионными.

В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.

Отдельно будет рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.

1. Территориальное устройство государства

В последние годы само понятие "форма государственного устройства" подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию "государственное устройство" придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии) . Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой "территориально-политическое устройство" государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин "государственное" устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием "территориальное устройство государства" . В учебной и научной литературе прослеживается единство в характеристике этого термина. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная (простая) и сложная. За основу типологизации формы государственного устройства здесь берут критерий "простоты". Примитивность и алогичность подобного подхода очевидна. В дальнейшей классификации ведутся споры. В частности, современные учёные третьей формой государственного устройства выделяют конфедерацию, тогда как другие определяют её лишь как союз государств. Также появилось такое понятие, как региональное государство, это понятие ещё не воспринято основными законами, хотя является научным термином. Также в классификации сложных государств выделяют такие понятия, как протекторат и уния. Но для того, чтобы более наглядно проследить эту специфику, необходимо дать характеристику традиционным, классическим формам государственного устройства.

1.1 Унитарное государственное устройство

Унитарное государство - это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности .

Территория унитарного государства состоит из определённых частей, которые принято именовать административно-территориальными единицами. Критерий их выделения может быть различным: экономическая целесообразность, исторические, географические особенности и т.д. Главное при этом то, что центральная власть определяет границы тех или иных частей унитарного государства и их статус.

Управление административно-территориальными единицами может осуществляться, как централизованно, т.е. назначенным из центра чиновником, таки децентрализовано, т.е. на началах местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьма подвижны, чётких критериев здесь нет, за исключением одного принципа: вопросы государственного значения решаются не на местах, а "в центре" .

Форма унитарного государства даёт возможность более полной концентрации ресурсов в руках "центра", она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные .

В современном мире простые (моноструктурные) государственные образования представляют собой скорее исключение и являются в большей степени архаизмами, сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу таких государств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие "государства-карлики") .

1.2 Сложное государственное устройство

Сложное государство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. В типологии сложных государств, принято выделять такие классы, как протекторат и уния.

Протекторат - это международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать другому покровительство. А именно: осуществлять его представительство во внешних делах осуществлять вооружённую защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.

Под унией понимают союз, соединение объединение государств. Среди уний различают конфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи .

В настоящее время абсолютное большинство государств имеют сложное территориальное устройство. Наиболее интересными в плане изучения, с нашей точки зрения, представляются федерация и конфедерация.

2. Федерация

Федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственностиhttp://www.allpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621.html - _ftn22#_ftn22. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Несмотря на разнообразие и неоднородность федеративного устройства в разных странах можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, которая не может противоречить федеральной, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.)

одна из палат парламента представляет интересы субъектов федерации

как правило, субъекты федерации лишены права сецессии, т.е. не могут в одностороннем порядке выйти из федерации .

Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Напомним, что понятие «форма государства» слагается из 3 составных частей:

· Политический режим

· Форма правления

· Территориальное устройство

Под формой территориального устройства понимается модель (способ) национально-территориальной организации государственной власти, характеризующаяся определенной системой связей между ее составными частями, и прежде всего, между центральной властью государства и властями отдельных его частей. Другими словами, форма государственного устройства (иначе, политико-территориальная организация) – это та схема, по которой осуществляется деление государственной территории на некие составные части.

В теории и практике построения государственного различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные. Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных объективных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. Например, все государства мира с многочисленным и многонациональным составом населения, а также большими территориями являются федерациями. В чем же заключается специфика той или иной формы территориальной организации населения и власти?

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО строится на основе единства его составных частей – административно-территориальных единиц. Это простой тип территориальной организации, поскольку государство предполагается единым целым, в сущности неделимым. Основной структурной единицей, частью его является административно-территориальное образование (округ, воеводство и т.п.), не обладающее суверенитетом. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. (примеры унитарных государств: Великобритания, Италия, Польша, Франция, Венгрия, Болгария и др. ) Основные признаки:

ü одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти, чья деятельность распространяется на все государство без исключений;

ü одна финансовая, налоговая системы, единые вооруженные силы, правоохранительные органы и др. институты;

ü Все отрасли законодательства находятся в ведении всего государства в целом (сравнить с федерацией!) – т.е. единая система права

ü наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета и подчиняющихся центральной, общей власти государства.

ü Наличие единственного для данной страны Основного закона (Конституции)

ü Одно, общее для всей страны гражданство (подданство)

Существует две разновидности унитарного государства: централизованное и децентрализованное . В централизованном государстве отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности . В основе национально-территориальной организации унитарного государства эксплуататорского типа лежит принцип бюрократического централизма. Как общая тенденция прослеживается стремление правящих кругов поставить местные органы управления под строгий контроль центральной администрации. Децентрализованное унитарное государство основывается на развитой системе местного самоуправления в рамках отдельных административно-территориальных единиц (район, провинция, город и т.д.). Административно-территориальное устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др.

Более широкими правами по сравнению с административно-территориальными единицами обладает территориальная автономия . Автономная территориальная единица (в пределах, установленных центральной государственной властью) самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических, религиозных). Например, в Греции имеет статус автономного образования остров Афон. Именно там находится одна из святынь христианства - святая гора Афон. На его территории расположены 20 мужских православных христианских монастырей. Фактически это монашеская республика в составе светского государства со своими органами управления и своими строгими порядками. На острове запрещены развлекательные атрибуты светской жизни (рестораны, казино, ночные клубы...). Запрещается посещать остров женщинам, даже имеющим статус монахинь. Весьма строгие требования к одежде (запрещается носить шорты).

Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. Такая система (основанная на существовании автономий) иногда называется регионалистской (Италия, Китай, Испания, Никарагуа)

ФЕДЕРАЦИЯ - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д., все они именуются субъектами федерации. Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. Итак, основные черты, присущие федерации:

ü Определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов. Субъекты могут иметь свои Конституции, Уставы, свое гражданство и т.п. Вместе с тем, Отсутствие реального суверенитета (есть только его признаки) у субъектов федерации и отсутствие права на одностороннее изменение статуса субъекта федерации.

ü Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами существуют органы субъектов, которые неподотчетны центру. Вместе с тем, Верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов федерации.

ü Двухпалатный парламент: одна из палат представляет интересы субъектов. (для примера: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации)

ü Двойная система налогообложения: в казну субъекта и в казну федерации в целом (плюс в казну муниципальных образований, т.е. в общем возможна тройная система).

ü Разграничение предметов ведения субъектов и центра.

ü Единство экономической и социальной системы, свободное передвижение людей, товаров, услуг в пределах всей федерации.

ü Равноправие субъектов федерации.

Федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному (смешанному) принципу (Россия). В первом случае, при определении границ субъектов учитывается лишь территория с позиции эффективности управления большими пространствами и в целях упрощения создания инфраструктуры (коммуникаций, транспорта, связи, энергоснабжения и т.п.). Т.е., условно говоря, близлежащие территории, в зависимости от геологических, климатических и иных природных особенностей объединяются в субъекты. При этом человеческий ресурс в расчет не берется. Во втором - в основания «нарезки» территории кладутся не только принципы территориальной близости, но и ряд культурно-исторических, традиционных, языковых особенностей наций. Логично предположить, что, например представители чувашской нации объединяются в один субъект, включающий всю территорию их проживания, а не делятся на несколько и не объединяются с другими субъектами.

Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов власти решается на основе трех принципов:

1. Исключительной компетенции федерации - определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Пример: в России уголовное законодательство находится в исключительном ведении федерации, т.е. законодательные собрания субъектов РФ (в отл. От ГосДумы РФ) не могут принимать законы в этой сфере.

2. Совместной компетенции - установление круга отношений, которые регулируются совместным принятием нормативно-правовых актов субъектов и центра. Так, в России законодательство о нотариальной деятельности может развиваться как на уровне всего государства, так и на местном уровне;

3. Полномочий, отнесенных к компетенции субъектов федерации . Конституция РФ говорит о том, что вне пределов ведения, предусмотренных первыми двумя формами, все остальные вопросы относятся в компетенции субъектов РФ.

В некоторых федеративных государствах появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий . Под делегированием полномочий понимается взаимно договоренная (а не жесткая, централизованная) передача части прав и обязанностей из сферы ведения федерации в сферу ведения субъекта федерации и наоборот. Явление делегирования полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена , т.е. субъекта федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением. Фактически в составе России таким статусом обладает Татарстан (ряд подвижек в этом же направлении и в отношении Башкортостана).

Отсюда возникает понятие так называемых симметричных и асимметричных федераций. Симметричной является федерация, где все члены ее (субъекты) имеют одинаковое положение и пользуются одинаковыми полномочиями. В ассиметричных субъекты имеют несколько разный правовой статус, отсюда неравное юридическое и фактическое положение. Примером может служить Россия, в которой различается 6 видов субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), которые юридически равны, но фактически, их полномочия в своем объеме различаются.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации . В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации . Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами (пример – США). В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.

В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия.

КОНФЕДЕРАЦИЯ представляет собой государственно-правовые объединения, или союзы суверенных государств, т.е. сами по себе, они государствами не являются. В отличие от федерации конфедерация создается для достижения определенных, ограниченных задач и целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения самостоятельно и одновременно являются членами единой государственной организации, которая также выступает как субъект международного права. Конфедерация характеризуется общей системой управленческих органов (структур), общей экономической политикой (в том числе валютной), устойчивыми хозяйственными связями. Вместе с тем решения, принимаемые управленческими органами конфедерации, не носят обязательного характера для государств, входящих в конфедеративный союз. Они реализуются через деятельность правительств государств - членов конфедерации. Государства, сохраняя суверенитет, сохраняют и собственное гражданство, собственную систему органов государственной власти, собственную армию. Кроме того, они обладают правом выхода из союза. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;

Создаются координационные органы для ведения общих дел;

Для вступления в юридическую силу решения координационных органов должны быть ратифицированы органами законодательной власти входящих в союз государств;

Правовой основой является договор между участниками;

Имеет не единую территорию, а совокупность территорий входящих в нее государств;

Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

Общими источниками финансовых средств являются взносы членов конфедерации;

Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

Государства могут договориться: о единой денежной системе; о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Среди ученых по-прежнему отсутствует единство точек зрения на характер конфедераций в современных условиях. Одни утверждают, что сегодня их в чистом виде нет. Другие специалисты считают конфедерацией Европейский Союз (ЕС). ЕС - межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства. По состоянию на май 2009 г. он включает в себя 28 европейских государств.

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств . Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация. Британское содружество - это наиболее устойчивое, длительное и добровольное объединение независимых суверенных государств, возникшее в результате распада Британской колониальной империи. Характер взаимоотношений между ними был определен Вестминстерским статутом (1931 г.).

(конфедерации и

содружества)

регионалистские территориальные национально-территориальные

симметричные ассиметричные

централизованные децентрализованные

конституционно-правовые договорно-правовые