Расселение восточных славян 7 9 век. Восточные славяне и образование древнерусского государства

Расселение, занятия, религия и общественный строй восточных славян.

В середине 1 тысячелетия н.э. на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно "Повести временных лет", карта расселения восточных славян в 8-9 вв. выглядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная.

Таким образом, сложилась сплошная территория, заселённая восточными славянами и простиравшаяся от Балтийского до Чёрного моря.

Восточные славяне жили в окружении многочисленных соседей. На запад от них обитали западные славяне, на юг - южные славяне. На северо-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев, латышей и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно-угорские племена – мордва, весь, карела, чудь. На востоке, в районе Средней Волги, сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом, состоящим в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южных степей были кочевники - тюрки, авары, хазары. В IX в. там появились печенеги, а в XI в. в степи пришли половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной Венгрии) в IX в. обосновались венгерские племена - они пришли туда из Приуралья через южнорусские степи и там обрели новую родину.

Первые письменные свидетельства о славянах появляются в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. Древние славяне обитали в небольших поселениях, в не слишком вместительных домах из глины или дерева. На юге преобладали помазанные глиной полуземлянки (хаты), на севере – просторные по тогдашним меркам наземные срубы (избы). Дом нередко служил местом жительства для большой семьи, однако большую часть времени обитатели проводили вне его стен – за сельской работой. Основным занятием славян было земледелие и скотоводство, при этом земледелие явно преобладало. Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. Немалую роль играло бортничество, а также охота и рыбная ловля. У восточных славян были широко развиты кузнечное и литейное дело. Они изготовляли на гончарном круге керамику, мастерили ювелирные и костяные предметы обихода.



Древние славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы – землю, небо, солнце, луну, ветер, гром. Боги древних славян: Перун – Бог грозы – он был по преимуществу богом воинов. Велес (Волос) – Бог животного мира, богатства, загробной страны (противник Перуна), это был Бог простых общинников. Мокошь – Богиня-мать, воплощавшая землю. Даждьбог – бог солнца, считавшийся предком славян и их князей. Стрибог –Бог ветра. Язычество – система первобытных верований, основанных на многобожии, обожествлении сил природы, животного и растительного мира.

Славяне жили общинами, иначе именовавшиеся «миром». Мир делился на меньшие подразделения, тоже роды, представлявшие собой больше семьи, возводящие своё происхождение к общему предку. Общины объединялись в племена, названия их либо образовывались от места жительства (поляне, древляне), либо представляли собой «отчества» (кривичи, вятичи) чаще всего от личных имён. Крупнейшей политической единицей было объединение племён – племенной союз, он состоял из нескольких племён, объединившихся для совместного ведения войн. В славянском племени основную массу населения составляли свободные общинники – люди. Являясь основой племенного ополчения, они участвовали в управлении через народное собрание – вече . На вече заседали только мужчины – главы больших семей.

Функции вече : оно являлось высшей судебной властью; решало вопросы войны и мира; утверждало международные договоры; выбирало племенных вождей и иных предводителей; разрешало земельные сопоры и распоряжалось племенными угодьями. Такая форма общественного устройства получила название – военной демократии , что предшествовало образованию государства.

Немалую роль в управлении племенем играли и служители славянской языческой религии – жрецы, волхвы. Их власть над душами соплеменников приобретала весьма конкретное наполнение – с учётом, например, того, что жрец мог обречь любого человека на смерть при жертвоприношении. Во главе племени стоял князь, пользовавшийся властью верховного жреца. Наряду с вождём, в славянском племени имелся и военный предводитель, называвшейся воеводой, то есть вождём воинов. Он возглавлял племенную дружину, сначала ещё непостоянную, собиравшуюся для конкретных походов. Постепенно дружина становится постоянной и княжеской, а князь превращается в главу племени, как в военных, так и в гражданских делах. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье ”. Существовало ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования государства у восточных славян родовая община (мир ) сменилась территориальной общиной (вервь ). В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которые по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Постепенно княжеская власть становится наследственной, из числа «малых» князей выделяются со временем великие князья – главы племенных союзов.

Таблица 13

Задания для самостоятельного выполнения

1. Подготовить сообщение или презентацию на тему «Славянский пантеон и языческие обряды».

2. Подобрать материал по теме «Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси».

Формы контроля самостоятельной работы:

Защита сообщений и докладов;

Устный опрос;

Защита презентаций;

Проверка рабочих тетрадей.

Вопросы для самоконтроля по теме

Ответьте на вопросы теста:

1. К восточнославянским народам относятся:

А) поляки;

Г) русские.

2. Особенность исторического развития восточных славян:

А) колонизация земель;

Б) воинственный характер;

В) менталитет;

Г) геополитика.

3. Что обусловило однообразие природных факторов?

А) развитие славян по традиционному пути;

Б) специализация хозяйства;

В) однотипность хозяйственной деятельности;

Г) развитие внутренней и внешней торговли.

4. Система земледелия, распространенная у славян в 6-7 веках, называлась:

А) подсечно-огневая;

Б) ирригационная;

В) двухпольная;

Г) трёхпольная.

5. Народное собрание у древних славян называлось:

6. Славянский бог - покровитель скотоводства и искусства одновременно:

А) Макошь;

В) Стрибог;

7. Антский племенной союз сложился

А) в верховьях Дона;

Б) в бассейне Волги;

В) в бассейне Днепра и Днестра;

Г) на берегах Ладожского озера.

8. В VI – VII вв. основными противниками восточных славян становятся:

Г) хазары.

9. Основная отрасль хозяйства восточных славян –

А) бортничество;

Б) посредническая торговля;

В) кочевое скотоводство;

Г) подсечно-огневое земледелие.

10. Военный вождь у восточнославянских племен называлсятак:

А) старейшина;

В) староста;

Г) дружинник.

Тема 4.2 «Древняя Русь»

Страница 4 из 26

Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры

Взгляды на происхождение славян. Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке. Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня, то есть, основа славянской общности полиэтнична. Вопрос этот в науке не решен до настоящего времени.

Но очевидно, было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском этногенезе.

Восточные славяне в VI - VIII вв. н.э. Быт, нравы, религия, политическая история . Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов . В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканский полуостров, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевых племён авар в VI - VII вв. отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян. Западные и восточные славяне разделились в предшествующую эпоху. Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье, местом формирования их этноса явились, судя по всему, области по среднему течению Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польши. Этнической основой древнерусского государства - Киевской Руси - стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине I тысячелетия н.э.

Главным занятием славян было земледелие. На выбранном участке леса славяне сначала рубили деревья и кустарники. Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелым суком боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным, или огневым. Когда после нескольких урожаев земля истощалась, засеивали новый участок на целине, а старое поле на многие годы забрасывали. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. Издавна они использовали железо – применяли железный топор, пахали сохой с железным наконечником (сошником). Очень важно, что у славян рано развивалось пашенное земледелие – это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало по-настоящему возможным лишь после того, как люди овладели производством железа. Вообще изготовление железных орудий ознаменовало собой настоящую революцию в развитии производительных сил. Появился железный сошник у сохи, плуг; железными топорами расчищали для земледелия лесные поросли.

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба “жито” произошло от славянского слова “жить”.

Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось борью. Славяне занимались бортничеством, собирали мед диких пчел.

Жили славяне родовыми общинами, которые объединялись в племена, в небольших посёлках, часто укреплённых. Во главе племён стояли князья, особенно усилившиеся в период походов на Византию за счёт военной добычи. Ко времени начала второй половины тысячелетия н.э. восточные славяне, судя по всему, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, переживая период так называемой “военной демократии ”, который характеризуется впервые ярко проявляющимся социальным неравенством, а также возросшей политической активностью и постоянными военными конфликтами. В IX веке нам известен ряд походов славян на Византию, в Каспийское море. В основном походы предпринимались водные: сначала сплавлялись по рекам, затем - выходили в море и грабили побережья. По летописям нам известны основные славянские племена этого времени - поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене. Современные историки сходятся на том, что в “Повести временных лет” - откуда происходят наши сведения - повествуется уже не о собственно племенах, а о более высоком типе объединений - союзах племён . Такие формы организации типичны для периода военной демократии и являются, по сути, предгосударственной стадией развития политической организации народов.

Религия славян была языческой. Они поклонялись как обожествлённым силам природы: солнце - Ярило , ветер - Стрибог , гроза – Перун, так и более абстрактным понятиям: небесному огню - Сварогу , прародителям всего живого - Роду и Роде и многим другим богам. Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, в святилищах, куда посторонние не допускались. Были у славян и человеческие жертвоприношения, правда, осуществлялся этот обряд только в крайних случаях, когда все другие способы воздействия на высшие силы были исчерпаны. Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды. Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п.

В целом, можно сказать, что к концу IX века восточные славяне уже стояли на рубеже государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племён станет центром восточносла­вянского мира и начнёт подчинение других. Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.



Оглавление
История России.
ПРОГРАММА КУРСА
Природно-климатические особенности Восточной Европы
Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры
Образование государства у восточных славян
Русские земли в период феодальной раздробленности XII - XV вв.
Московское государство в XV - XVI веках
XVII век - новый период русской истории
Реформы Петра I

Восточные славяне. VI–VIII век

Примерно в V веке началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья на запад, юг и восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направление верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. А к середине VI века отдельные славянские племена смещались из района Дуная на север. Около 550-60 гг. Мазурского поозерья (северо-восток Польши) достигает волна переселенцев со среднего Дуная. В 575–675 гг. этого региона достигает вторая, более мощная волна славян, вытесняющая местное население. В V-начале VI века Мазурское поозерье и более восточные области (бассейн Немана, Западной Двины, верхнее Поволжье и верховье Оки) были заселены племенами балтов и остатками угро-финнов.

В VI–VIII веках славянское население росло и славяне занимали практически всю восточную Европу. На севере их звали «венедами». В это время Балтийское море называли Венедским, а янтарь – венедским камнем. Эстонцы до сих пор называют русских «венами». На юге их звали «склавины», а на востоке – «анты».

В первой половине VI в. сформировались ареалы расселения славяноязычных племен на восточно-европейской равнине. Лесную полосу от Западного Буга до Среднего Днепра, ограниченную с севера Припятью, заселяли словене-дулебы. К югу и востоку от них жили анты. Они на западе заняли подступы к Дунаю вблизи его дельты, населяли лесостепь от Серета до Днепра, лесостепные и отчасти степные области Нижнего Поднепровья и Левобережья, отчасти Подесенье с Посемьем. Расширение антского ареала на восток нашло отражение в письменных источниках. Прокопий Кесарийский отмечал в середине VI в. многочисленные племена антов в глубине Днепровского Левобережья в районе Северского Донца.

Славянские племена Левобережья, известные как волынцевцы , вынужденно признавали зависимость от возникшего в VII в. Хазарского каганата. Здесь же селились и хазары, да и алано-булгарские племена подчинились кагану. Без союза с каганатом невозможно было бы расселение волынцевских племен на восток, к Северскому Донцу и Дону. А осевшие на Дону волынцевцы уже точно являлись союзниками и данниками каганата. Однако по мере усиления славянского начала зависимость от чуждой Степи становилась все более тягостной. Тем более, что Хазарию уже в VIII в. потрясло несколько кризисов, связанных с давлением арабов.

В VI веке славяне занимали Волынь (волыняне ), южные степи вплоть до Черного моря (сиверцы и уличи ), бассейн Припяти (древляне ) и южную Белоруссию (дреговичи ). В северной части Белоруссии расселились западные славяне, по словам летописца, пришедшие в центр России из Польши, распространившиеся в VII–VIII веках как радимичи на юг до притока Днепра Сожа и как вятичи – на восток до бассейна Верхней и Средней Оки, поселившись среди местных угро-финских племен. Бассейн реки Великой, верховья Ловати и Западной Двины были заняты псковскими кривичами . Земли в бассейнах рек Ловать, Мета и Волхов и берега озера Ильмень были заселены союзом словен ильменских . Славяне, севшие в VIII в. в среднем течении Западной Двины и в долине реки Полоты, скоро обособились и составили собственный союз полочан.

В советское время господствовали версии автохтонности славянских племён на большей части Восточной Европы или Польши, а археологические данные последнего времени указывают на формирование заметного массива славян как части единого этноса также в ареале киевской археологической культуры (II–IV вв.).

Не вызывает сомнений, что часть антов спустилась из района Киева вниз по Днепру, к впадению Роси и далее. Неизбежное в этом случае перенаселение этих земель, вероятнее всего, привело к образованию отдельной группы антских поселений гораздо дальше на юг – по обоим берегам реки при ее изгибе (Яцева балка, Игрень, Волошское и др.). В своем продвижении с севера эти анты должны были с неизбежностью миновать на левом берегу впадение реки Орель (др. – рус. Угол). От этой реки происходит название восточно-славянского племенного объединения угличей (уличей), занимавшего нижнеднепровские земли в IX–X вв. Скорее всего, название «угличи» появилось именно в антскую эпоху и прилагалось к антскому племени, осевшему на самой границе алано-булгарских степей, за устьем Орели-Угла. Распространенность в славянской традиции тюркизированной формы этого названия – «уличи» – объясняется именно давним взаимодействием угличей и булгарских кочевников в этом районе. Эта общая картина славянского расселения сохранялась затем на протяжении длительного времени.

Славяне V–VII вв. являлись главным образом земледельцами и скотоводами и для поселений выбирали плодородные, богатые разнотравьем долины рек. Основным типом жилища были наземные срубные дома, с печью-каменкой или глиняной печью в центре или в углу помещения, а также полуземлянки. В VI–VII вв. отдельные типично славянские наземные срубы с печью или очагом в углу или в центре помещения появляются в Пскове, в Старой Ладоге (VIII в.), в бассейне реки Мсты.

Значительно больше славянских поселений данной эпохи отмечено в бассейне Западной Двины, во всем бассейне Днепра, в верховьях Оки и Северского Донца. Наиболее густо населенным славянским районом Восточной Европы являлся бассейн Верхнего и Среднего Днестра и среднее течение Южного Буга. В VIII в. возникли укрепления Изборска (район Пскова), Старой Ладоги, Гнездова (на волоке из Днепра в Западную Двину в 10 км западнее Смоленска), ранний Муром, поселение Тимерёво (район Ярославля), Сарское городище, центр-крепость Хотомель в низовьях реки Горынь, ставшая прообразом будущих военных городов-лагерей, спутников столиц крупных княжеских уделов Руси IX–XII вв. В VIII в. словене новгородские, шедшие из Приильменья, заселили Верхнее Поволжье и проникли на берега Белого озера, будущей вотчины князя Синеуса.

Затем словене новгородские новым мощным потоком переселенцев заселили берега озера Неро, чем было положено основание Ростову Великому. Плодородные земли владимиро-суздальского ополья покрылись множеством славянских курганов. Более ранняя история этих земель пока не известна.

В IX в. расширился древний Киев, складывался Чернигов, строилась крепость в Старой Ладоге. Одновременно вокруг городов росли посады. Продвигавшиеся в леса Восточной Европы славяне в V–VIII вв. сметали со своего пути городища прежнего населения – балтского на Верхнем Днепре и финно-угорского в междуречье Оки и Волги. Продвигаясь к северу, славяне целыми племенами или отдельными родами приходили в соприкосновение с балто-славянами и с угро-финнскими народами, издавна населявшими полосу лесов востока Европы. Нередко подобные встречи оканчивались вооруженными столкновениями.

Исторически на востоке Европы сложились как бы две Руси – лесостепная и северная лесная. Славянские роды, уходившие в V–X вв. из западных земель полян, волынян, хорватов, дулебов на средний Днепр, Западную Двину, Оку, Волгу и Белое Озеро, Волхов, на реку Великую и Чудское и Псковское озера, создавали на новых местах в лесной полосе Восточной Европы новые союзы кривичей , полочан, дреговичей, радимичей, вятичей , хотя и соседствовавших с теми же полянами и волынянами , но противопоставивших им собственную систему власти, экономики и обороны.

Постепенно в VI–VIII вв. к северу от земель, занятых классическими славянскими союзами полян, волынян, хорватов, северян, дулебов и пр. (культура Прага – Корчак V–VII вв.), складывалась система славянских союзов, которым в IX–XI вв. древнерусский летописец дал названия древлян, дреговичей, радимичей, вятичей, кривичей, полочан, словен новгородских.

В VI–VII вв. кривичи (псковские) расселились в бассейне реки Великой и на берегах Псковского и Чудского озер. На месте позднейшего Пскова славяне поставили наземные срубы, отапливавшиеся печами или очагами. По сторонам от земель кривичей псковских жили племена балтов и чуди (эстов).

Имеется и указание на существование союза между восточно-славянскими племенами во времена легендарного князя Кия: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная» .

В VI–VIII вв. восточные славяне часто упоминаются вместе с хазарами, что оценивается историками как свидетельство об их союзных и, позднее, даннических отношениях.

Рис. 28. Схема славянских племен

В VI–IX вв. на юго-восточных рубежах славянских земель, на вечно неспокойном пограничье с миром кочевников городища, окруженные посадами, предградьями, чаще всего сооружались на правых (западных или северных) берегах Ворсклы, Пела, Сулы, Сейма, Десны, среднего Дона, верхней Оки. На иных землях исторической Руси в VI–IX вв. тоже были укрепленные городища, но их число было меньшим, нежели в лесостепях левобережья среднего Днепра. Соседство с кочевыми народами степей Евразии давало себя знать едва ли не ежегодно, и защищать свои рубежи славянам будущих Переяславского, Северского и Рязанского княжеств пришлось уже в VI–VIII вв.

Движение славянских племен в направление верховий Волги и Оки в VI веке четко подтверждается археологически. С этого времени можно уверенно считать эти земли населёнными славянами. В VI веке славянские племена антов противостояли Аварскому каганату. После разгрома аварами объединения антов князя Мезамира и завоевания славянских земель в Малой Скифии, у князя Добриты собрались оставшиеся дружины разных племен. На славянском вече было решено объединенными силами идти на авар и греков. В 580-х гг. нашествие славян охватило большую часть Мезии и Фракии. Сербы, шедшие из района современного Берлина (тогда славянского поселения Берло), словенцы и хорваты с Карпат, древляне, дреговичи и другие славянские племена хлынули на Балканы и многие роды остались там. В Родопских горах на скале в это время был высечен барельеф славянского бога Святовита (так называемый «Мадарский всадник»), а рядом с ним помещена руническая запись летописи времен первых славяно-булгарских ханов. Сохранился грузинский документ, где рассказывается, что некий русский князь нападал на Византию, брал пленных и дань с греков. Затем он принимал участие в осаде Константинополя в 626 году.

Авары в это время вели переговоры со многими славянскими князьями, стараясь убедить их посылать войска против Византии. С этими переговорами связан инцидент появления трех русских мужиков (с гуслями), передавших Баяну отказ ильменских славян участвовать в его войнах по причине дальней дороги. Попав случайно в Константинополь, мужики боялись возвращаться прежней дорогой назад, боясь мести раздосадованных отказом аваров, и просили императора помочь им вернуться другой дорогой. И тот отправил их со своим посольством к королю франков Людовику I. А в Бертинских анналах они были описаны как официальные послы, разговор с которыми заставил Людовика I подозревать в них шведских шпионов (свеонов, норманов). А это были простые мужики из Руси, вероятно, плохо понимавшие о чем их спрашивают и от смущения подтвердившие, что они «северные люди».

Когда славяне занимали земли за Дунаем, а готское войско воевало со славянами на Днепре, Криворог из рода Белояра с Кубани около 580–600 гг., начал поход на Сурож в Тавриде, занятый греками. Греки были разбиты. Они стали ублажать Криворога, несли ему богатые дары. А в это время их воины напали на Голунь, которая была в это время беззащитна. В «Книге Велеса» читаем: «И тогда греки напустили на нас воинов в железных бронях и побили нас. И много было пролито крови русичей вниз на землю, и не было числа стенаниям русским». Возможно, в память об этом князе было названо урочище Кривой Рог (на месте которого вырос одноимённый город).

В 780-е годы новгородский князь Бравлин II совершил поход с севера по Днепру и далее до Дона, освободив по пути от хазар все славянские земли. При Бравлине Русь собралась воедино от Балтийского моря и Новгорода до Дона. Бравлин II вместе со жмудью, соседями новгородцев вторгся в Крым. Но Бравлин в Крыму не тронул готов, а обрушился на греческие города побережья от Херсонеса до Керчи и в 786 г. после 10-дневной осады взял Сурож. Об этом рассказано в памятнике византийской литературы «Житие святого Стефана Сурожского». (Подробнее см. главу «Крым. VIII в. до н. э. – VIII в.н. э.» )

Хотя славяне вступили в раннее Средневековье уже не монолитным народом, а разделённым на три основные племенные образования (венедов, склавин и антов), в рассматриваемый период происходит ранне-средневековое географическое и связанное с этим частично культурное обособление друг от друга западных, восточных и южных славян (по современной классификации). Тогда же начинается связанное с миграцией выделение отдельных племен, создание новых межплеменных союзов и становление славянских народностей и государств с их участием – Сарматия, Готия, Гунния, Аварский каганат, Великая Булгария, Хазария, государство Само, Карантания, Сербия, Хорватия, Великоморавская держава, Русский каганат, Новгородская Русь, Киевская Русь.

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

1.1. Восточные славяне в древности Генезис и расселениеИз всего обилия научных концепций о происхождении восточных славян следует признать ведущей ту версию, что славянский этнос сложился к VI в. н. э. на Придунайской равнине в результате распада единой индоевропейской

автора Алексеев Сергей Викторович

Глава третья. Славяне западные и восточные. Конец VII - вторая треть VIII в Общие черты История западных и особенно восточных славян в VIII в. освещена письменными источниками гораздо беднее, чем история южных. Между тем, речь идет о большей части славянского мира,

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Глава четвертая. Славяне западные и восточные. Последняя треть VIII

Из книги Язычество Древней Руси автора Рыбаков Борис Александрович

Восточные славяне Середина I тысячелетия н. э. была переломной эпохой для всех славянских племен Центральной и особенно Восточной Европы. После нашествия гуннов, после ухода готов на запад наступила пора великого расселения славян. Они двигались и на северо-запад к

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора

Восточные славяне (VI–IX века) Вопросу о формировании Днепровского государства Ключевский посвятил не только свой Курс истории, но и «Историю сословий», и «Боярскую думу», в которых исследовал юридические, социальные и экономические следствия расселения славян. Одной из

Из книги Славяне. Историко-археологическое исследование [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

Славяне восточные

Из книги Краткий курс по русской истории автора Ключевский Василий Осипович

Восточные Славяне Их расселение. Начальная летопись не помнит времени прихода Славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую составитель Повести знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны;

Из книги Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории автора Максимов Альберт Васильевич

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ Если бы славяне не были так раздроблены и если бы между отдельными их племенами было менее несогласия, то ни один народ в мире не в состоянии был бы им

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Восточные славяне Славяне ведут свое происхождение от автохтонного индоевропейского населения Восточной Европы. По мнению большинства современных ученых, прародина славян - это северные склоны Карпат, долина Вислы и бассейн Припяти. Из этих мест славяне расселялись

Из книги История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах IX - XIX вв автора Автор неизвестен

Восточные славяне редки русских, украинцев и белорусов называли себя славянами, производя это слово от «слава», означавшее то же, что и хвала. Называли они себя и словенами, то есть разумеющими слово, иных же, не понимавших их языка, называли немцами, от слова «немой

Из книги Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Ключевский Василий Осипович

Восточные Славяне Их расселение. Начальная летопись не помнит времени прихода Славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую составитель Повести знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Происхождение славян автора Бычков Алексей Александрович

Восточные славяне «Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину,

Из книги К вопросу об истории древнерусской народности автора Лебединский М Ю

IV. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ "Широкое расселение славян на территории Восточной Европы приходится в основном на 6-8 вв. Это был еще праславянский период, и расселявшиеся славяне были едины в языковом отношении. Миграция происходила не из одного региона, а из разных диалектных

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Восточные славяне Информация о восточных славянах практически отсутствует вплоть до IX в., а если учесть, что с восточными славянами принято соотносить территорию от Белого моря до Черного и Азовского морей и от Карпат до Урала, то и в более позднее время количество

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI–IX ВВ Особенности развития славянского общества в VI–IX вв. В истории Европы вторая половина I тысячелетия н. э. была периодом больших исторических сдвигов. Окончились перемещения племен и борьба их с Римской империей в пределах западной ее

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Восточные славяне в древности представляли собой объединенную группу народностей, которая включала в себя тринадцать племен. Каждое из них имело свои особенности, место расселения и численность.

Племена восточных славян

Приведенная ниже таблица “Восточные славяне в древности” даст общее представление том, какие народности входили в эту группу и чем они отличались.

Племя

Место поселения

Особенности (если есть)

У берегов Днепра, к югу от современного Киева

Самое многочисленное из всех славянских племен, составили основу населения древнерусского государства

Новгород, Ладога, Чудское озеро

Арабские источники указывают, что именно они образовали первое славянское государство, объединившись с кривичами

В верховьях Волги и на севере от реки Западная Двина

Полочане

На юге от реки Западная Двина

Незначительный племенной союз

Дреговичи

Между Днепром и верховьями Немана

Древляне

Южнее Припяти

Волыняне

В истоках Вислы, на юге от древлян

Белые хорваты

Между Вислой и Днестром

На востоке от белых хорватов

Самое слабое славянское племя

Между Днестром и Прутом

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Местность, которая прилегает к Десне

Радимичи

Между Днепром и Десной

Присоединены к древнерусскому государству в 855 году

Вдоль Оки и Дона

Предок этого племени – легендарный Вятко

Рис. 1. Карта расселения славян.

Основные занятия восточных славян

Главным образом они возделывали землю. В зависимости от района использовался этот ресурс по-разному: так, на юге с его богатым черноземом землю засевали пять лет подряд, а потом переходили на другой участок, давая ей отдохнуть. На севере и в центре сначала приходилось вырубать и сжигать лес, и только потом выращивать на освобожденной площади полезные культуры. Плодородным участок был не больше трех лет. Выращивали в основном зерновые культуры и корнеплоды.

Занимались славяне также рыболовством, охотой и бортничеством. Было достаточно развито стойловое скотоводство: они держали коров, коз, свиней, лошадей.

Очень важную роль играла в жизни славянских племен торговля, которая велась по знаменитом пути “из варяг в греки”. Основной “денежной единицей” служили шкурки куниц.

Общественный строй восточных славян

Социальное устройство не отличалось сложностью: наименьшей единицей была семья, которую возглавлял отец, семьи объединялись в общины под руководством старейшины, а общины уже составляли племя, важные вопросы жизни которого решались на народном собрании – вече.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Народное вече.

Система верований восточных славян

Это было многобожие или, иначе, язычество. У древних славян существовал пантеон божеств, которым они поклонились. В основе верования лежал страх или преклонение перед природными явлениями, которые обожествлялись и олицетворялись. Например, Перун был богом грома, Стрибог – богом ветра и так далее.

Рис. 3. Статуя Перуна.

Восточные славяне проводили обряды на природе, храмов они не строили. Вытесанные из камня статуи божеств ставились на полянах, в рощах.

Также славяне верили в духов, таких как русалки, домовые, лешие и т. п., что впоследствии нашло отражение в фольклоре.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали кратко о восточных славянах в древности: племенном делении и территориях, которое занимало каждое племя, их особенностях и основных занятиях. Узнали, что главным среди этих занятий было земледелие, типы которого отличались в зависимости от местности, но важными были и другие, такие как скотоводство, рыболовство и бортничество. Уточнили, что славяне были язычниками, то есть верили в пантеон богов, а их общественный строй основывался на общинах.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 445.