Функции ТГП. Функции науки теории государства и права Основные функции тгп

Функции ТГП

Функции ТГП:

1) онтологическая

2) эвристическая (

3) методологическая:

4) идеологическая

5) организационно-прикладная

6) прогностическая

7) гносеологическая

Методология теории государства и права.

Методология – совокупность принципов, способов и методов изучения ТГП.

Выделяют три группы методов: общелогические, общенаучные, частнонаучные.

Общелогические методы - совокупность интеллектуальных приемов для достижения истинного знания об изучаемой реальности. (Дедукция и индукция, анализ и синтез, методы рассуждения по аналогии от противного, доказательство от абсурдного) .

Общенаучные методы - способы, при помощи которых предлагается объяснение тех проблем, которые были поставлены (функциональный, структурный, системный, сравнительный, исторический, генетический).

Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушение, юридическая практика.

Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

Математический метод – это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Можно выделить два метода, которые относят к частноправовым , являющимся сугубо юридическим: формально-юридический и сравнительно-правовой.

Формально-правовой метод позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификации, толковать содержание правовых предписаний (право государства изучается как таковое ни с чем не сравнивается, не увязывается, изучается в чистом виде).

Сравнительно-правовой позволяет сопоставить два государственно-правовых явления, выявить преимущества, недостатки, общие свойства, позволяет сформировать закономерности.

3. Закономерности возникновения государства .

Первопричиной создания государства явилось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества. На первоначальном этапе это были клановые сегменты: протокласс производителей (охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы); протокласс торгового люда (купцы, менялы); протокласс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); протокласс воинов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели).

Причины возникновения государства:

1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов);

3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества;

Государственная власть, ее свойства.

Власть – это отношения господства и подчинения, при которых одно лицо (властвующий) способно навязать свою волю подвластным.

Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынуждено признаваемый всеми членами социального общества, сложившегося на данной территории.

Государственная власть:

1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела);

3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) устанавливает систему налогов;

6) организует население по территориальному признаку;

7) характеризуется легитимностью и легальностью.

Если легальность означает юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам, что выступает её юридической характеристикой, то легитимность – это доверие и оправдание власти народом, что выступает её нравственной характеристикой.

Формы осуществления государственной власти : через монарха; через аппарат управления, государственный аппарат; народом непосредственно.

Способы осуществления власти : убеждения; издания нормативных актов; принуждения.

  1. Понятие и назначение государства.

Государство – суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.

Г лавное предназначение государства - служить обществу.

В этих целях государство должно :

1.устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его;

2. обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;

3. обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

4. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным;

5. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.

Формы государства.

В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Элементами формы государства являются:

1) форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением;

2) форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами;

3) политический режим

Таким образом, форма государства – это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

1) Под формой правления понимается организация верховной государственной власти. Порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением.

К верховной государственной власти относят главу государства, законодательный орган, правительство.

Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора т.д.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от волеизъявления населения.

Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские (США, Бразилия, Сирия), парламентские (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль) и смешанные (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия).

2) Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства в органами его составных частей.

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде.

Конфедерации – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединялись, и лишь координирующего свойства.

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения , названное содружеством государств. Примером может являться СНГ, в составе которого государства, ранее входившие СССР.

3) Политический (государственный) режим – представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.

Правовым называют государство, которое во всем подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Это конституционное государство. Конституция оформлена в виде нормативного документа. Закон может отменить и изменить только уполномоченный орган. Обеспечено равенство всех граждан перед законом.

Принципы правового государства:

Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Федерализм;

Верховенство закона;

Взаимная ответственность государства и личности;

Высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

Понятие и признаки права.

Право - система общеобязательных норм, охраняемых государством и регулирующих общественные отношения.

Признаки права:

1) право носит волевой характер , ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность , в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной, власти в обществе никого нет и не может быть и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутреннее согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

7) объективность;

8) институциональность .

Принципы права.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы – основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание, его особенности как регулятора общественных отношений распространяются на все нормы права, к ним относятся такие принципы, как: 1) справедливости, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов; 3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство; 4) демократизм; 5) единство прав и обязанностей; 6) федерализм; 7) законность; 9) сочетание убеждения и принуждения.

Межотраслевые принципы – руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Отраслевые принципы – характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли. К ним относят: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве – презумпция невиновности; в трудовом праве – принцип свободы труда; в земельном праве – принцип целевого характера использования земли и т.п.

Принципы правовых институтов – это наиболее существенные, руководящие начала конкретного правового института.

Функции права.

Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления

Функции права:

- экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

- политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

- воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

- коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

- Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

- Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

Формы (источники) права.

Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики).

Выделяют четыре основные формы права:

- нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

- правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.

- юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

- нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

Действие нпа во времени.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

по истечении срока действия акта, на который он был принят;

в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нпа по кругу лиц.

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Систематизация нпа.

Система законодательства - совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством.

Систематизация законодательства - это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему.

Под законодательством в широком смысле понимают совокупность законов и подзаконных актов.

Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы главы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений - на гражданское, трудовое, семейное и другие.

Инкорпорация - это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.

Различают генеральную - полную и выборочную - специализированную инкорпорацию. Широко распространено издание официальных собраний нормативно-правовых актов уполномоченными государственными органами. В России на федеральном уровне к такого рода собраниям относятся «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации» и некоторые другие.

Консолидация - это объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт.

В результате консолидации появляется новый, объединенный нормативный акт. При этом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу.

Примером конолидации может служить вторая часть Налогового кодекса РФ, которая заменила собой цедый ряд федеральных законов, каждый из которых был посвящён правовому регулированию порядка сбора, начисления и уплаты отдельных налогов и сборов.

Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский, Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс об административных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).

Кодификация представляет собой особый вид правотворчества. В процессе кодификации нормативный материал подвергается коренной переработке как по форме, так и по содержанию. Цель кодификации заключается в структурированп отрасли, подотрасли права или правового института. Виды кодифицированных актов могут быть различны - это Основы законодательства, Кодекс, Устав, Положение.

Функции теории государства и права.

Функции ТГП представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач.

Функции ТГП:

1) онтологическая (учение о бытие): стремится познать суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.;

2) эвристическая (искусство нахождения истины): открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ;

3) методологическая: осуществляется по отношению к другим юридическим наукам (создается система понятий и категорий, применяющаяся во всех иных юридических науках);

4) идеологическая : стремиться разобрать понятия, определения (приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь);

5) организационно-прикладная : использование науки на практике (проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства);

6) прогностическая : проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития гос-ва, в выдвижении гипотез об их будущем);

7) гносеологическая (теория познания): состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

Функции государства - главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность.

Функции государства нельзя отождествлять с функциями его отдельных органов, которые являются частью аппарата государства и находят свое выражение в компетенции, в предмете ведения, в правах и обязанностях (полномочиях), закрепленных за ними.

Приведенные ниже функции государства отражают реализацию общесоциальных или «общих дел» (а не классовых), обеспечивающих объективное существование людей.

Можно классифицировать функции современного государства по различным критериям: субъектам, объектам, способам, средствам и другим элементам государственной деятельности.

Функции государства по способам его деятельности".

Законодательная,

Исполнительная (управленческая),

Судебная,

Правоохранительная,

Информационная.

Функции цивилизованного государства по сферам (объектам) его деятельности можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции - обеспечивают его внутреннюю политику:

V) политическая - выработка внутренней политики государства, регулирование сферы политических отношений, обеспечение народовластия;

Раздел П. Теория государства

2) экономическая - регулирование сферы экономических отношений, создание условий для развития производства: организация производства на основе признания и защиты различ-ных форм собственности, предпринимательской деятельности;

прогнозирование развития экономики;

3) налогообложения и финансового контроля - организация и обеспечение системы налогообложения и контроля над легальностью доходов граждан и их объединений, а также за расходованием налогов;

4) социальная - обеспечение социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень; снятие и смягчение социальных противоречий путем гуманной и справедливой социальной политики;

5) экологическая - обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории государства; охрана и рациональное использование природных ресурсов; сохранение генофонда народа;

6) культурная (духовная) - консолидация нации, развитие национального самосознания; содействие развитию самобытности всех коренных народов и национальных-меньшинств; организация образования; содействие развитию культуры, науки;

охрана культурного наследия;

7) информационная - организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации;

8) правоохранительная - обеспечение охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, законности и правопорядка, окружающей природной среды, установленных и регулируемых правом всех общественных отношений.

Внутренние функции государства ещё можно разделить на две основные группы: регулятивные и правоохранительные.

Внешние функции - обеспечивают его внешнюю политику:

1) политическая (дипломатическая) - установление и поддержание дипломатических отношений с иностранными государствами в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права;

2) экономическая - установление и поддержание торгово-экономических отношений с иностранными государствами; раз-

1яава 4. Государственная власть и государство

витие делового партнерства и сотрудничества в экономической сфере со всеми государствами, независимо от их социального строя и уровня развития; интеграция в мировую экономику;

3) экологическая - поддержание экологического выживания на планете;

4) культурная (гуманитарная) - поддержание и развитие культурных и научных связей с иностранными государствами; обеспечение сохранения исторических памятников и других объектов, имеющих культурную ценность; принятие мер к возвращению культурных ценностей своего народа, находящихся за рубежом;

5) информационная - участие в развитии мирового информационного пространства, установление режима использования информационных ресурсов на основе равноправного сотрудничества с другими государствами;

6) оборона государства - защита государственного суверенитета от внешних посягательств как экономическими, дипломатическими, так и военными способами;

7) поддержание мирового правопорядка - участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов;

борьба с международными преступлениями.

Во внешних функциях государства можно выделить два основных направления: внешнеполитическая деятельность (здесь особое значение имеет функция обороны страны) и внешнеэкономическая деятельность. Особенности классовых функций эксплуататорского государства Внутренние Внешние 1. Функция подавления угнетенных классов. 2. Функция охраны частной собственности эксплуататоров

на средства производства. 3. Функция идеологического подавления своих классовых и политических противников. 1. Функция захвата чужих территорий. 2. функция подавления освободительных движений. 3. Функция охраны интересов господствующих классов от посягательств на них извне.

Раздел II. Теория государства

Нельзя отождествлять функции государства с формами их реализации - правовыми и организационными, а также с методами их реализации (убеждение, поощрение, государственное принуждение, подавление).

Основные правовые формы осуществления функций государства: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, учредительная, контрольно-надзорная.

Конкретная функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти в определенной сфере деятельности государства; характеризуется известной самостоятельностью, однородностью, повторяемостью.

Содержание внутренних и внешних функций государства изменяется на разных этапах его развития. Например, в период становления буржуазного государства экономическая функция была слабо развита. С середины XIX века, особенно в XX веке с конца 50-х гг., в странах Западной Европы и Северной Америки ее роль значительно возросла как по значимости, так и по объему. Государственно-правовое регулирование социально-экономической сферы общественных отношений направлено на обеспечение политики «полной занятости» населения и предотвращения экономических кризисов. Западные страны прибегают к помощи системы планирования (в том числе - долгосрочного), создания специальных ведомств по прогнозированию развития экономики и социального развития. Возросло воздействие на частный сектор путем различных способов регулирования и контроля - политики цен, налогов, инвестиций, экспорта, импорта, государственных заказов, кредитной политики и т. п. Но это не означает, что государство поглощает деятельность частного сектора в экономике, не создает условий для его развития.

В отличие от западных буржуазных стран, в СССР, в состав которого входила Советская Украина, очень ограниченное время (нэп) был разрешен частный сектор. Государственное регулирование экономических отношений занимало господствующее положение. Государство было монополистом во всех сферах жизнедеятельности общества, а в экономической сфере взяло на себя буквально все - от установления уровня инвестиций в ту или иную отрасль экономики до наименования продуктов и цен на них.

Глава 4. Государственная власть и государство

В независимой Украине с переходом к рыночным отношениям содержание экономической функции государства (по сравнению с СССР) существенно меняется. Сфера государственного управления не сводится к государственному сектору экономики. Устанавливаются только пределы для вмешательства государства в частный сектор экономики.

С определением курса на построение социального правового государства расширяется содержание и значение политической, правоохранительной и других функций. Особое значение приобретает социальная функция - создание государством условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (см. главу «Социальное правовое государство»).

Теоретическое и практическое значение теории государства и права раскрывается в её функциях– основных направлениях её воздействия на сознание субъектов и в целом на общественные отношения. В литературе называется множество функций теории государства и права.

Наиболее значимые функции теории государства и права: познавательная, прогностическая, воспитательная, идеологическая, методологическая, онтологическая, эвристическая, организационно-прикладная.

Познавательная (гносеологическая) функция теории государства и права выражается в изучении и анализе разнообразных явлений и процессов, связанных с государственной и правовой действительностью, их влиянием на важнейшие государственно-правовые институты.

Знания о сущности права, его структуре и системе, основных источниках права позволяют правильно объяснить закономерности правотворческой деятельности, несовершенство отдельных правовых институтов и норм, выявить пробелы и противоречия в праве.

Прогностическая функция теории государства и права позволяет предсказать на основе знаний общих закономерностей и исходя из конкретных условий общественных отношений перспективу развития государственно-правовых явлений. Знание общих закономерностей позволяет спрогнозировать негативные тенденции развития государственно-правовой сферы и на этой основе предложить конкретные меры для их предупреждения.

Следовательно, теория государства и права, основываясь на накопленных знаниях, может помочь наметить пути дальнейшего развития и функционирования государственно-правовых институтов, общую их структуру и компетенцию, позволяющие получить положительные результаты. Особое место прогностическая функция теории государства и права занимает в деле дальнейшего совершенствования законодательства, регулирования новых отношений, связанных с развитием и усложнением общественных связей.

Воспитательная функция теории государства и права реализуется в процессе изучения исходных понятий и фундаментальных категорий предмета.



Теория государства и права дает базовые знания о сущности государства и права, их социальном назначении, ценности юридических явлений. Данное обстоятельство, в свою очередь, способствует повышению уровня правового сознания и правовой культуры.

Общая теория права призвана синтезировать области практической и теоретической юриспруденции и одновременно снабдить философским обоснованием такие важные сферы правосознания и правореализации, которые связаны с духовно-культурным и воспитательным воздействием права, с его важнейшими социальными функциями и результатами.

Идеологическая функция заключается в том, что теория государства и права формирует систему взглядов и идей о государстве и праве, о их роли в обществе и жизни каждого человека, о месте личности в государственно-правовой сфере.

Онтологическая функция (онтология – учение о бытие) теории государства и права проявляется в познании сути государственно-правовых явлений, позволяет ответить на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют.

Эвристическая функция (эвристика – искусство нахождения истины) теории государства и права выражается в открытии новых закономерностей развития государственно-правовых явлений.

Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в выработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства.

Теория государства и права вооружает будущих юристов знанием основных государственно-правовых принципов. Знание основных правовых принципов, понятий и категорий позволяет на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение.

Методологическая функция проявляется в определении подходов к изучению государственно-правовых явлений. Кроме того, система методов познания, разрабатываемых в теории государства и права, творчески используется другими отраслевыми науками.

Основную методологическую нагрузку несут понятия и категории, вырабатываемые теорией государства и права.

Правовые понятия – это понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика. Понятие (наряду с суждением и умозаключением) является одной из основных форм мышления. Оно отражает и закрепляет существенные (отличительные) признаки предметов или явлений объективного мира и процесса мышления и представляет собой простейшую структурную единицу мысли.

Понтия о государстве и праве – важнейшая разновидность социально-политических понятий. Такими понятиями, как «государство», «закон», «государственная власть», оперировали, наполняя их соответствующим содержанием, ещё древние философы.

Понятия также не остаются неизменными, они постоянно развиваются, корректируются, наполняются новым содержанием. Игнорирование этого обстоятельства ведет к отрыву от реальной жизни, к догматизму. Понятия только тогда будут объективными, когда они отражают социальную действительность, потребности её развития. Например, демократия предполагает участие широких масс в управлении государством, реальные права и обязанности индивидов и их гарантии, материальное обеспечение всестороннего развития личности и др.

Правовые понятия имеют особый предмет отражения – государственно-правовые явления. Многие юридические понятия закрепляются нормами права, что объясняется практическими потребностями правового регулирования общественных отношений.

По сфере применения правовые понятия можно разделить на три группы:

Общеправовые – применяющиеся всеми юридическими науками («правоотношения», «законность» и т.д.);

Межотраслевые – имеющие значение для нескольких отраслей права («проступок», «материальная ответственность» и др.);

Отраслевые – пределы применения которых определяются границами отрасли («трудовое соглашение», «обвиняемый» и др.).

Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями . Они представляют собой результат обобщения существующей государственно-правовой действительности, юридических понятий. Например, обобщив понятия уголовной, гражданско-правовой, административной и дисциплинарной ответственности мы получаем более широкое понятие «юридическая ответственность». Такое понятие и будет правовой категорией. Оно, отвлекаясь от признаков, свойственных отдельным видам отраслей ответственности и акцентируя внимание на общем, что присуще юридической ответственности в целом, выделяет её наиболее существенные признаки.

Теория государства и права непосредственно связана с формированием у будущих юристов профессионального правового сознания, умения свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Она закладывает фундамент индивидуальной правовой культуры, формирует научную базу юридического мировоззрения, глубокое уважение к праву как величайшей социальной ценности.

Теория государства и права вооружает будущих юристов знанием основных государственно-правовых принципов и понятий. Не вызывает сомнений утверждение, что знание принципов может возместить незнание некоторых фактов.

Знание основных правовых понятий и категорий позволяет верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение.

Таким образом, теория государства и права непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Вопросы для самоконтроля

1. Различия науки и учебной дисциплины «Теория государства и права».

2. Понятие объекта и предмета науки и учебной дисциплины.

3. Методология теории государства и права.

4. Место теории государства и права в системе гуманитарных наук.

5. Место теории государства и права в системе юридических наук.

6. Функции теории государства и права.

Темы рефератов:

1. Всеобщие методы исследования.

2. Прогностическая функция теории государства и права.

Функции ТГП – это основные направления действий данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач.

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

ü Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба.

ü Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

ü Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики.

ü Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными "опорными пунктами", "несущими конструкциями" отраслевых и специальных юридических наук.

ü Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин "политика" в переводе с греческого - "искусство управления государством". Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

ü Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут.

ü Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

ü Прогностическая функция. На основе познания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории государства и права.

В наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции.

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права , дальнейшего укрепления законности , а также формирования органов государственной власти , создает условия для обеспечения научности государственного управления , построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

10) практически-организаторская . Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.