Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти. Органы, обладающие бюджетными полномочиями Может быть участником бюджетного процесса физическое лицо

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного про­цесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и ис­полнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный период в Российской Федерации устанавливается в 12 месяцев с 1 января по 31 декабря.

Бюджетный процесс основывается на принципах:

    единства универсальности,

    самостоятельности,

    полноты отражения и гласности,

    эффективности, достоверности,

    адресности и целевой направленности,

    специализации и др.

Участниками бюджетного процесса являются:

    Президент РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования);

    законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

    исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

    Центральный банк РФ;

    органы государственного (муниципального) финансового контроля;

    органы управления государственными внебюджетными фондами;

    главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

    главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

    главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

    получатели бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне

    Президент.

    Федеральное Собрание (Совет Федерации и Госдума).

    Правительство РФ.

    Минфин РФ.

    Федеральное казначейство.

    Счетная палата РФ.

    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

    Органы управления государственными внебюджетными фондами.

    Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств.

    Администраторы (администраторы) доходов бюджета.

    Администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим бюджетные полномочия основных участников бюджет­ного процесса (рис. 3).

Законодательные (представительные) органы власти имеют сле­дующие полномочия:

рассмотрение и утверждение бюджетов;

рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

формирование и определение правового статуса органов, осущест­вляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней; другие обязанности.

Аналогичные полномочия законодательных (представительных) ор­ганов власти касаются вопросов регулирования деятельности государст­венных внебюджетных фондов.

Органы исполнительной власти осуществляют:

составление проектов бюджетов;

представление их на рассмотрение и утверждение законодатель­ным (представительным) органам власти вместе с необходимыми документами и материалами;

исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;

управление государственным (муниципальным) долгом;

осуществление ведомственного контроля за исполнением бюдже­та;

представление отчета об исполнении бюджета на утверждение за­конодательным (представительным) органам власти; другие обя­занности.

Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Органы государственного, муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства.

Основные этапы бюджетного процесса

      Составление проектов бюджетов

      Исполнение бюджетов.

      Рассмотрение и утверждение бюджетов.

      Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Проект бюджета составляется на основе Прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств (сроком на 3 года: очередной финансовый год и плановый период). Порядок составления определяется Правительством РФ.

Процедура рассмотрения и утверждения Федерального бюджета (этапы)

1.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию (не позднее марта) – в нем определяется бюджетная политика РФ.

2.Правительство РФ составляет проектфедерального бюджета и направляет его Президенту РФ и в Государственную Думу (до 26 августа текущего года).

3.Государственная дума:

Первое чтение (30 дней со дня внесения);

Второе чтение (35 дней со дня принятия во первом чтении);

Третье чтение (15 дней со дня принятия во втором чтении);

4. Совет Федерации (в течении 14 дней –отклонение или подписание законопроекта о Федеральном бюджете)

5. Президент РФ - подписание закона о бюджете РФ (или отклонение) –

(в течении 5 дней).


Вернуться назад на

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетными полномочиями обладают:

Финансовые органы (их структура определяется указом Президента РФ);
органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ);
органы государственного (муниципального) (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов ).

Каждый из них имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных полномочий.

Отдельные бюджетные полномочия могут осуществлять иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством.

Субъекты РФ для проведения собственной бюджетной создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии со своим законодательством.

Муниципальные образования для обслуживания и управления средствами бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы в соответствии со своим уставом и законодательством РФ.

Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент РФ;
2. органы законодательной власти;
3. органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор , другие уполномоченные органы);
4. органы денежно-кредитного регулирования;
5. органы государственного и муниципального финансового контроля;
6. государственные внебюджетные фонды;
7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8. иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Законодательные органы, представительные органы местного самоуправления:

Рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении;
осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов;
формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;
осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.

Законодательные органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют:

Составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа, ;
исполнение бюджета, в том числе сбор доходов, управление государственным, муниципальным долгом;
ведомственный контроль за исполнением бюджета;
составление отчета об исполнении бюджета для утверждения законодательными органами;
другие полномочия.

Центральный банк РФ наделен следующими бюджетными полномочиями. Совместно с Правительством РФ он разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления . ЦБ РФ обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации могут осуществлять отдельные операции со средствами бюджета, например, привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Они выполняют бюджетные функции ЦБ РФ, если на соответствующей территории нет учреждений ЦБ РФ или последние не могут выполнять эти функции.

Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в банках, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами, а также осуществляющих расчеты.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных , проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства. Они осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Главным распорядителем бюджетных средств является орган власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям этих средств. Он определен ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Аналогично определяется главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

Главный распорядитель:

Представляет в договорах о выделении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций;
определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей с учетом нормативов финансовых затрат;
утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет (на основании мотивированного представления бюджетного учреждения);
осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;
осуществляет контроль за использованием бюджетных средств их распорядителями, бюджетными учреждениями и другими получателями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в собственность соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя органами финансового контроля;

готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг;
выступает в суде от имени казны РФ:
- по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов;
- по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.

Распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям.

Бюджетное законодательство, наделяя главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств широкими полномочия ми, устанавливает их ответственность за:

Целевое использование выделенных в их распоряжение средств;
достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;
своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям средств;
своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям средств в орган, исполняющий бюджет;
утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом о бюджете;
соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;
эффективное использование средств;
соответствие иным требованиям Бюджетного кодекса и федеральным законам.

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы. Бюджетными учреждениями признаются также организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия.

Смета этого учреждения должна отражать все его доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления , в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Если уполномоченные органы государственной власти уменьшают средства соответствующего бюджета, выделенные целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, стороны договора согласуют новые сроки и другие условия договора. Контрагент вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением договора.

Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетные средства используются в соответствии с утвержденной сметой. Однако бюджетное учреждение вправе при исполнении сметы перераспределить расходы по предметным статьям и видам расходов. Эти права определяет Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств. В расходовании же средств, полученных за счет внебюджетных источников, бюджетное учреждение самостоятельно.

Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение этих средств в соответствии с бюджетной росписью.

Получатели бюджетных средств имеют право на:

Своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;
своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

Своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение средств;
эффективно использовать средства в соответствии с их целевым назначением;
своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование средствами, предоставленными на возмездной основе;
своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании средств.

Бюджетное законодательство определяет круг участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уровне:

Президент РФ;
Государственная Дума;
Совет Федерации ;
Правительство РФ;
Министерство финансов РФ;
Федеральное казначейство;
органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
Банк России;
Счетная палата РФ;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

Составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
по поручению Правительства РФ представляет государство в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;
осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;
составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
разрабатывает прогноз РФ;
разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внутренних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве государственных ценных бумаг, проводит регистрацию государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторона ми и определяет порядок предоставления таких гарантий;
осуществляет методическое руководство по и отчетности юридических лиц независимо от их организационноправовых форм, если иное не предусмотрено законодательством;
принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;
получает от органов исполнительной власти разных уровней, государственных внебюджетных фондов материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного , а также отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах утвержденного лимита в порядке, установленном Правительством РФ;
предоставляет по поручению Правительства РФ от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах утвержденного лимита;
проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;
проводит проверки получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности использования указанных средств;
регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий;
ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ;
осуществляет управление государственным долгом РФ;
осуществляет иные полномочия;
организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;
исполняет ;
осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;
осуществляет операции со средствами федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;
составляет отчет об исполнении федерального бюджета, а так же бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;
составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;
устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней;
открывает главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;
обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств бюджета;
получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами ;
направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, ЦБ РФ и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществляет контроль за их устранением;
приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета средства в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
взыскивает в соответствии с договорами со всех счетов получателей бюджетных средств средства, выданные в форме бюджетных ссуд и кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами и кредитами;
налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством;
ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета;
осуществляет иные полномочия.

Бюджетный кодекс определяет исключительные полномочия министра финансов РФ.

Министр имеет дать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следующих действий:

1. утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
2. утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей;
3. предоставление бюджетных ссуд из федерального бюджета;
4. введение режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка поступлений не более 5% утвержденных поступлений в бюджет;
5. перемещение ассигнований между главными распорядителями, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ в пределах 10% утвержденных расходов;
6. осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов.

Министр имеет право запретить главным распорядителям изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если министру поступило должностное представление Счетной палаты РФ или Федерального казначейства о нарушении главным распорядителем бюджетного законодательства.

Министр вправе назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования средств. К уполномоченному переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Министр имеет право запретить главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению осуществление отдельных расходов, за исключением расходов, осуществляемых руководителем бюджетного учреждения за счет средств, полученных от внебюджетных источников.

Бюджетный кодекс определил следующую ответственность Министерства финансов РФ, министра финансов, Федерального казначейства.

Так, Министерство финансов РФ несет ответственность за:


соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

Министр финансов несет ответственность за:

Соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;
своевременность составления бюджетной росписи;
введение режима сокращения при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

Федеральное казначейство несет ответственность за:

Правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением установленного порядка;
полноту перечисления бюджетных средств их получателям;
своевременность перечисления бюджетных средств их получателям;
своевременность зачисления бюджетных средств на счета их получателей;
своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей средств;
финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями;
исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.

Федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений.


Бюджетный процесс – это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банка России), контрольно-счетных органов.
В Российской Федерации время совершения процесса исполнения бюджета - бюджетный период - установлено с 1 января по 31 декабря и совпадает с календарным годом.
Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.
Участники бюджетного процесса. Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса. Это органы представительной и исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств, государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за их исполнением.
Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями. Он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управления, обороны, проведения социально-культурных мероприятий и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Бюджетный процесс включает:
бюджетное прогнозирование
составление бюджета
рассмотрение и утверждение проекта бюджета
исполнение бюджета в течение бюджетного года
анализ и контроль исполнения бюджета

Еще по теме 8.2. Участники бюджетного процесса:

  1. 17. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня
  2. Введение. 5 Глава 1. Содержание финансов и основы управления системой финансов 8 1.1. Экономическая сущность финансов. 8 1.2. Структура финансовой системы России. 15 1.3. Реализация финансовой политики как главная цель управления финансами 22 Контрольные вопросы к главе 1. 37 Глава 2. Место и роль бюджетной системы в финансовой системе страны 38 2.1. Становление и развитие бюджетной системы в России. 38 2.2. Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны 47 2.3. Основы современного бюджетного устройства в России. 57 2.4. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений 72 2.5. Государственные внебюджетные фонды.. 76 Контрольные вопросы к главе 2. 79 Глава 3. Межбюджетные отношения. 80 3.1. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм 80 3.2. Формирование системы межбюджетных отношений в России. 86 3.3. Основы межбюджетного выравнивания в России. 91 3.4. Характеристика межбюджетных трансфертов. 94 Контрольные вопросы к главе 3. 107 Глава 4. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 108 4.1. Сущность и виды доходов бюджетов. 108 4.2. Доходы федерального бюджета. 115 4.3. Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. 117 4.4. Проблема рационализации структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.. 122 Контрольные вопросы к главе 4. 125 Глава 5. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 126 5.1. Сущность расходов бюджетов и их роль в макроэкономическом регулировании. 126 5.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ 129 5.3. Особенности осуществления программно-целевого бюджетного финансирования 145 Контрольные вопросы к главе 5. 149 Глава 6. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ.. 150 6.1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 150 6.2. Источники финансирования дефицита бюджета в России. 153 6.3. Государственный и муниципальный долг. 157 Контрольные вопросы к главе 6. 161 Глава 7. Бюджетный процесс в Российской Федерации. 163 7.1. Участники бюджетного процесса и их полномочия. 163 7.2. Составление проектов бюджетов бюджетной системы РФ.. 167 7.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов бюджетной системы РФ 171 7.4. Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ.. 175 7.5. Внешняя проверка бюджетной отчетности. 181 Контрольные вопросы к главе 7. 184 Список литературы.. 185 Приложения. 192 ВВЕДЕНИЕ

· утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

· утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;

· предоставление бюджетных кредитов из средств федерального бюджета;

· введение режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка не более 5 процентов утвержденных поступлений в федеральный бюджет;

· перемещение ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ в пределах 10 процентов утвержденных расходов;

· осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов.

Министр финансов имеет право назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств.

· соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;

· своевременность составления бюджетной росписи;

· соблюдение порядка предоставления бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

· введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.


Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств. В его обязанности входят:

· прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

· представление высшим органам государственной власти отчетности об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, отчета о состоянии бюджетной системы РФ;

· управление и обслуживание совместно с Банком России государственного долга;

· разработка методологических и инструктивных материалов, ведение операций по учету государственной казны.

На органы Федерального казначейства возложены функциипо исполнению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Органы исполнительной власти РФ вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

Федеральное казначейство несет ответственность за:

· правильность и своевременность проведения операций и учета кассовых поступлений и выплат из бюджетов, составления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов;

· своевременность представления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов;

· своевременность доведения представленных Министерством финансов РФ лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета;

· своевременность доведения распределенных главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств до находящихся в его ведении распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

· осуществление расходов с единого счета федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств;

· осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета в пределах своей компетенции.

Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Для осуществления государственного бюджетного контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля. Задача работы этих органов заключается в систематизации учета, отчетности, контроле за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке. В соответствии с действующим законодательством полномочиями органов налогового контроля обладают Государственная налоговая служба РФ и таможенные органы.

В целях контроля за соблюдением налогового законодательства, предупреждения и пресечения экономических преступлений в России была создана Федеральная служба налоговой полиции РФ (упразднена с 2003 г.). Она выполняла функции по предупреждению, выявлению пресечению и расследованию нарушений налогового законодательства, которые являлись преступлениями или административными правонарушениями.

Государственный бюджетный контроль осуществляется также и рядом других государственных органов: Центральным банком РФ, федеральной антимонопольной службой, федеральной службой по финансовым рынкам, федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и другими министерствами и ведомствами.

К сожалению, в последние годы государственный финансовый контроль осуществлялся недостаточно эффективно, несмотря на ряд указов Президента (№ 1095 от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», № 477 от 12 мая 1997 г. «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета») и принятия Бюджетного кодекса РФ (раздел IX). Имеет место нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета, под которым понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями.


Например:

· направление бюджетных средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей перепродажи;

· осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица;

· оказание финансовой поддержки;

· расходование средств при отсутствии оправдательных документов,

· неоформление или неправильное оформление первичных документов;

· расходование средств сверх норм, установленных Минфином РФ (командировочные расходы, нормы на расходование бензина и др.);

· использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;

· расходование средств не по коду экономической классификации и др.

К нарушителям применялась такая мера ответственности, как взыскание денежных средств, используемых не по целевому назначению, и наложение штрафа в размере действующей учетной ставки Банка России.

В 2002 г. Минфином РФ были приняты меры по усилению финансового контроля. За 9 месяцев 2002 г. было проведено 31 тыс. ревизий и проверок, в ходе которых выявлено нарушений на сумму 29 млрд. руб. По выявленным финансовым нарушениям материалы передавались в правоохранительные органы. Проверенными организациями в добро-вольном порядке было возмещено 3,3 млрд. руб., из которых 226 млн. руб. – в федеральный бюджет.

Несмотря на значительные успехи в сфере финансового контроля, назрела необходимость принятия федерального закона о государственном финансовом контроле.

Участники бюджетного процесса

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент страны;

Органы законодательной (представительной) власти;

Органы исполнительной власти;

Органы денежно - кредитного регулирования;

Органы государственного и муниципального финансового контроля;

Иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

Бюджетные учреждения;

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

Президент Российской Федерации;

Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации;

Федеральное казначейство;

Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

Банк России;

Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Иные органы.

Органы, обладающие бюджетными полномочиями

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями входят:

1. финансовые органы, определяемые указом Президента страны;

2. органы денежно - кредитного регулирования, то есть Банк России;

3. органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:

Счетная палата Российской Федерации;

Контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

Контрольные органы законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны:

С составлением проекта бюджета;

С внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение на утверждение законодательного органа;

С исполнением бюджета;

С управлением государственным, муниципальным долгом;

С ведомственным контролем за исполнением бюджета;

С представлением отчета об исполнении бюджета с другими полномочиями.

Бюджетные полномочия Банка России направлены: на совместную с Правительством страны разработку и представление на рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно - кредитной политики; на обслуживание счетов бюджетов; на осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Они могут обслуживать счета бюджетов, то есть выполнять некоторые функции Банка России, только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Полномочия главных распорядителей предусмотрены статьей 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Помимо понятия главного распорядителя бюджетных средств, Бюджетный Кодекс Российской Федерации ввел понятие “распорядитель бюджетных средств”, к которому относится орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.