Публичные нормативные обязательства муниципального образования. Публичные нормативные обязательства, их виды. Расходы бюджетов на исполнение публичных нормативных обязательств: состав, формы, направления повышения эффективности. Выплаты по потере кормильц

Источник : НПО "Криста"

Направление : Исполнение бюджета

Должность : Руководитель отдела анализа и проектирования интегрированной системы

С 1 января 2012 года бюджетные учреждения в новом статусе не могут выступать от имени публично-правового образования. Таким образом, исполнение публичных обязательств бюджетными учреждениями в общем порядке исполнения расходов бюджета становится невозможным.

Особый порядок осуществления «новыми» бюджетными учреждениями полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, определяется соответствующим высшим органом исполнительной власти: Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (часть 5 статьи 9.2 в редакции Федерального закона № ).

Порядок осуществления федеральным бюджетным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления определен . Данный порядок применяется к федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти – главными распорядителями средств федерального бюджета с учетом положений части 15 статьи 33 приняты решения о предоставлении им субсидий из федерального бюджета .

Орган государственной власти передает свои полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств, информация об исполнении которых согласована с Министерством финансов Российской Федерации, принимая соответствующий правовой акт (приказ, распоряжение). Данный правовой акт принимается в течение месяца со дня утверждения органу государственной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств.

Финансовое обеспечение осуществления федеральным бюджетным учреждением переданных полномочий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органу государственной власти на указанные цели. Субсидия бюджетному учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им государственных услуг (выполнением работ), предоставляется без учета объема выплат по исполнению переданных полномочий.

Оплата денежных обязательств по исполнению переданных бюджетных полномочий осуществляется от имени федерального органа государственной власти, передавшего полномочия, на основании платежных документов, представленных бюджетным учреждением, принявшим полномочия, в территориальный орган Федерального казначейства.

Санкционирование кассовых выплат по исполнению федеральным бюджетным учреждением публичных нормативных обязательств от имени федерального органа государственной власти осуществляется в общем порядке, установленном в отношении получателей средств федерального бюджета, т.е. в соответствии с .

Федеральное бюджетное учреждение, принявшее полномочия, обязано:

  • Представлять в федеральный орган государственной власти (государственный орган) отчетность об исполнении публичных обязательств в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации для составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации получателями бюджетных средств;
  • Отражать информацию об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств в отчете о результатах деятельности федерального бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, представляемом учреждением в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом государственной власти (государственным органом).

Аналогичные порядки передачи полномочий по исполнению должны быть утверждены на региональном и местном уровнях власти.

В отношении передачи бюджетных полномочий автономным учреждениям на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации опубликован , распространяющий на автономные учреждения право по исполнению ими публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, а также ведения обособленного учета указанных операций в рамках исполнения бюджета.

Публичные обязательства

"...публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);..."

Источник:

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Публичные обязательства" в других словарях:

    Публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат… … Официальная терминология

    публичные услуги - Концепция, которая охватывает и поставщиков услуг и услуги общей направленности, которые они предоставляют. Обязательства по публичному обслуживанию могут налагаться публичными органами власти на поставщика услуг (на авиалинии, автомобильные или… … Справочник технического переводчика

    Листинг - (Listing) Листинг это совокупность процедур по допуску ценных бумаг к обращению на фондовой бирже Определение листинга, преимущества и недостатки листинга, виды листинга, этапы процедуры листинга, котировальный список листинга, делистинг… … Энциклопедия инвестора

    ОБЛИГАЦИИ - (лат. obligatio, от obligare обязывать). Долговые обязательства, печатанные или писанные, как государственные, так и частных учреждений и компаний. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОБЛИГАЦИИ лат.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Европейская хартия местного самоуправления - Европейская хартия о местном самоуправлении была принята в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов… … Википедия

    Договор - (Contract) Понятие договора, виды договоров, условия договоров Информация о понятии договора, виды договоров, условия договоров Содержание > Содержание Понятие и значение. Договор и сфера его применения. Законодательное регулирование соглашения … Энциклопедия инвестора

    Купон - (Coupon) Понятия купона, виды облигаций, рынок облигаций Информация о понятии купона, виды облигаций, рынок облигаций Содержание Содержание Виды облигаций облигаций Общая характеристика и классификация облигаций Корпоративные облигации… … Энциклопедия инвестора

    Краткосрочные облигации - (Short term bonds) Краткосрочные облигации государственные ценные бумаги Что такое государственные краткосрочные бескупонные облигации Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Долг - (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора

    Биржа - (Bourse) Биржа это форма организации торговли для проведения регулярных торгов, продажи финансовых активов и контрактов Работа на бирже труда, спрос предложений и ценновая политика товарной биржи, деятельность фондовой биржи, валютные Лонднские и … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Предпринимательские обязательства в публичном секторе экономики , А. Е. Кирпичев. Исследуются договорные обязательства, сторонами которых выступают предприниматели и субъекты публичного сектора экономики (публичные закупки, договоры о приватизации, договоры аренды… Купить за 249 руб электронная книга

Публичные нормативные обязательства, исполняемые бюджетными (автономными) учреждениями

Бюджетное (автономное) учреждение может осуществлять полномочия органа государственной власти (местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, то есть по исполнению публичных нормативных обязательств (п. 5 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 3.12 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"). Порядок осуществления таких полномочий определяется:

Правительством РФ;

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

Местной администрацией.

Например, федеральные бюджетные и автономные учреждения руководствуются Порядком , утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590.

Публичные нормативные обязательства - это публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации (ст. 6 БК РФ).

Исключение составляют выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом:

Государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности;

Работников казенных учреждений;

Военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву);

Лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Чтобы определить, являются ли исполняемые бюджетным (автономным) учреждением обязательства публичными нормативными обязательствами, необходимо ответить соответствующим образом на 3 вопроса:


Кто будет отвечать по обязательствам, в том числе судебным искам в случае неисполнения обязательств?

Публичное правовое образование

Установлен ли размер обязательства в денежном выражении в законодательном акте?

Возможно ли включение обязательства в расчет нормативных затрат без искажения себестоимости услуг?


Публичные нормативные обязательства подразделяются на выплаты:

Социального характера;

Несоциального характера.

К выплатам социального характера относятся, например, пенсии, выплачиваемые по пенсионному страхованию населения, а также пенсии, выплачиваемые организациями сектора государственного управления, пособия и компенсации, меры социальной поддержки.

К выплатам несоциального характера, в частности, относятся (на примере федерального бюджета):

Стипендии Президента РФ для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, учрежденные Указом Президента РФ от 13.02.2012 N 181;

Стипендии Президента РФ спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, учрежденные Указом Президента РФ от 31.03.2011 N 368;

Стипендии работникам организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, установленные Указом Президента РФ от 14.10.2012 N 1380;

Государственные научные стипендии для выдающихся ученых России и для талантливых молодых ученых России, учрежденные Указом Президента РФ от 16.09.1993 N 1372;

Премии Правительства РФ в области науки и техники, учрежденные постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 954;

Премии Правительства РФ в области науки и техники для молодых ученых, учрежденные постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 N 793;

Премии Правительства РФ в области культуры, учрежденные постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 29;

Премии Правительства РФ в области образования, учрежденные постановлением Правительства РФ от 28.08.2013 N 744.


Определение принадлежности расходов к публичным нормативным обязательствам на основании критериев, определенных БК РФ, относится к компетенции соответствующего финоргана (письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-05-11/77819).

Перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующего бюджета, ведется в целях формирования Реестра расходных обязательств в соответствии с требованиями ст. 87 БК РФ. Как правило, ведет такой перечень финансовый орган. Например, примерный перечень публичных нормативных обязательствах Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, приведен в Приложении N 2 к Методическим рекомендациям по заполнению Сведений о расходных обязательствах Российской Федерации, подлежащих исполнению главными распорядителями средств федерального бюджета в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов (письмо Минфина России от 12.07.2012 N 16-01-08/55).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июль 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.


С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов , главный редактор объединенной редакции "Бюджетная сфера", руководитель Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков , начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин , зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк , государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский , начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

Cпециалисты объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева , ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова , ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина , редактор-эксперт

В. Сульдяйкина , редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина , эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова , эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

И. Русецкий, эксперт

И. Салтыкова, эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Монако , редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина , редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук


Направляйте в редакцию "Бюджетная сфера" предложения и пожелания по аналитическим материалам и сервисам, предназначенным для бухгалтеров, экономистов и аудиторов сектора госуправления


Перечень сокращений :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

ПНО - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

1. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

2. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

ПНО:- Пенсии военнослужащим , членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, а также пособия; -Тем, кто ликвидировал ЧАЭС ; -Осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам, инвалидам ; -Социальная поддержка и доп. поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, героям войны и т.п.

Основные направления бюджетной политики на 2014-2016 года

В связи с уточнением численности получателей и увеличением размеров выплат в 2014 - 2016 годах уточнены объемы бюджетных ассигнований на:

Предоставление компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

Выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

Предоставление компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву.

Объемы бюджетных ассигнований на предоставление компенсации членам семей погибших военнослужащих, включенных в состав иных обязательств, определены в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в части тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Источники финансового обеспечения государственной социальной защиты граждан в Российской Федерации. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на государственную социальную защиту граждан, их состав, формы, направления повышения эффективности.

Социальная защита населения в широком смысле этого понятия - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице.

Источниками финансового обеспечения государственной социальной защиты граждан в Российской Федерации являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средства внебюджетных фондов.

В соответствии с 21 статьей БК РФ, едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

9) здравоохранение; (см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) социальная политика;

Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основ­ной материальной базой пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

Учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

Назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих;

Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

Фонды обязательного медицинского страхования обеспе­чивают гражданам Российской Федерации возможность бес­платного получения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медици­нских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых забо­леваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.п.

В качестве субъектов и участников обязательного медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Направления повышения эффективности социальной защиты граждан заключаются в принятии упомянутых госпрограмм, результатами которых должно стать:

-(ГП «Социальная поддержка граждан»)

Снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;

Удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;

Создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения;

Повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально

ориентированных некоммерческих организаций; обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций;

увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями

(ГП «Развитие здравоохранения»)

Снижение смертности и потребления алкогольной продукции, потребления табака среди детей и подростков, увеличение обеспеченности врачами, увеличение ожидаемой продолжительности жизни и т.д.

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на государственную (муниципальную) финансовую поддержку коммерческих организаций производственных отраслей экономики, их состав, формы, направления повышения эффективности.

Предоставление гос. субсидий, так же как и налоговое регулирование, используется как мера антициклического регулирования. В государствах, осуществляющих рыночные реформы, бюджетные средства выступают важным источником финансирования создании и развития инфраструктуры рынка (фондовых, валютных и товарных бирж, бирж труда, информационных центров, фондов поддержки малого бизнеса и т.д.). Предоставление бюджетных средств как метод финансового стимулирования основано на следующих принципах. Во-первых , не делается различий между организационно-правовыми формами субъектов хозяйствования, которые могут получить соответствующие средства. Во-вторых , как правило, используется конкурсный отбор претендентов на получение средств в рамках государственной поддержки, при этом привлекаются независимые эксперты организации конкурсов, в том числе для выработки критериев отбора участников и победителей

Статья 10. Виды мер стимулирования промышленной деятельности

1. Стимулирование промышленной деятельности осуществляется путем предоставления субъектам промышленной деятельности и организациям инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности финансовой, информационной и консультационной поддержки, поддержки научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности, поддержки в области профессионального обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников субъектов промышленной деятельности, иных видов поддержки.

2. Особенности применения мер стимулирования промышленной деятельности в отдельных отраслях промышленности могут устанавливаться государственными программами РФ и субъектов РФ, муниципальными программами.

3. Финансовая поддержка в форме установления специальных налоговых режимов и налоговых льгот осуществляется путем:

1) установления специальных налоговых режимов или налоговых льгот промышленным кластерам и индустриальным паркам;

2) освобождения от уплаты налогов субъектов промышленной деятельности, которые реализуют инвестиционные проекты, включенные в перечень, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

4. Финансовая поддержка в форме предоставления займов субъектам промышленной деятельности осуществляется в том числе через фонды развития отраслей промышленности, создаваемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

1. В целях осуществления мер финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности по решению Президента РФ могут создаваться фонды развития отраслей промышленности. Учредителем отраслевого фонда от имени РФ является Правительство РФ, которое утверждает устав отраслевого фонда.

Поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в том числе путем:

1) размещения в рамках государственного оборонного заказа заданий на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

2) предоставления субсидий на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности, не связанных с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;

Особое значение для любого региона имеет кадровый потенциал. Осуществление подготовки специалистов на основе дополнительного бизнесобразования и приглашение высококвалифицированных кадров для разработки/трансфера производственно-промышленных технологий и ведения инновационных видов бизнеса представляется достаточно узкой задачей, которую необходимо решать на уровне отдельных операционных единиц. Организация регулярного отбора и поддержки реализации перспективных проектов инновационного развития производственных предприятий (как действующих, так и вновь создаваемых), в первую очередь –проектов-«локомотивов» новых трендов в российской и мировой экономике («прорывных», а не «догоняющих» инноваций). Бюджетная поддержка.

9. Субсидии государственным (муниципальным) учреждениям: содержание, виды, особенности расчета и предоставления.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Формула для расчета субсидии на государственное (муниципальное) задание выглядит следующим образом:

а) если учреждением одновременно оказываются государственные (муниципальные) услуги и выполняются работы: SUB гз = SUB у + SUB р + NZ и;

б) если учреждением оказываются только государственные (муниципальные) услуги: SUB гз = SUB у + NZ и;

в) если учреждением выполняются только работы: SUB гз = SUB р + NZ и, где SUB гз – субсидия на государственное (муниципальное) задание; SUB у – часть субсидии на оказание государственных (муниципальных) услуг (рассчитывается на основе нормативных затрат на оказание услуг и количества соответствующих услуг); SUB р – часть субсидии на выполнение работ; NZ и – общий объем нормативных затрат на содержание имущества.

Для расчета нормативных затрат на оказание i-ой услуги следует исходить из суммы составляющих затрат, необходимых для оказания соответствующей услуги (как непосредственно связанных с ее оказанием, так и затрат на общехозяйственные нужды), к которым относятся затраты на оплату труда основного и вспомогательного персонала, затраты на оплату услуг связи и транспорта, коммунальные услуги и пр.

Нормативные затраты следует определять с учетом государственных стандартов (требований), санитарных норм и правил, с обязательным использованием утвержденных натуральных нормативов или нормативов затрат в отношении отдельных составляющих нормативных затрат. В случае отсутствия утвержденных нормативов (порядка их определения или расчета) можно применять экспертный метод для определения соответствующих составляющих затрат в составе нормативных затрат.

На выполнение работ орган власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, вправе, но не обязан, утвердить нормативные затраты.

В случае принятия решения о формировании государственного (муниципального) задания для государственного (муниципального) казенного учреждения требование об утверждении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг обязательно.

Расходы бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии на государственное (муниципальное) задание, учитываемые на лицевых счетах данных учреждений, открытых им в территориальных органах ФК, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы ФК, финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Основная задача учреждения – выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана.

Как правило, субсидии на государственное (муниципальное) задание бюджетным и автономным учреждениям предоставляются на основании соглашения, заключаемого с этими учреждениями органами, осуществляемыми функции и полномочия их учредителя, являющимися одновременно главными распорядителями бюджетных средств. Правила заключения такого соглашения, его форма и содержание (объемы и сроки перечисления субсидии, порядок изменения объема субсидии, предоставления отчетности и пр.) определяются в порядке предоставления субсидий на государственное (муниципальное) задание, утверждаемом соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Таким образом, при использовании в очередном году остатков субсидии на государственное (муниципальное) задание учреждением должны быть соблюдены следующие условия: - направления использования остатков субсидии на государственное (муниципальное) задание должны соответствовать целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе; - объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются такие остатки, должны быть отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Вместе с тем, как уже было указано, остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание, предоставленной бюджетному или автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых это учреждение создано.

10. Сметное финансирование казенных учреждений: содержание, принципы, правовое обеспечение. Назначение, порядок составления и утверждения бюджетной сметы.

Сметно-бюджетное финансирование - это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе их смет. Порядок осуществления сметно-бюджетного финансирования зависит от направления расходов субъектов финансирования.

Сметно-бюджетное финансирование распространяется на широкий круг объектов. В основном на сметно-бюджетном финансировании находятся государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы.

Среди казенных учреждений - школы, поликлиники, больницы, детские сады и др.

Казенные учреждения, как правило, не имеют доходов для покрытия своих расходов. Однако они выполняют очень важные социальные функции. Поэтому их деятельность финансируется из бюджетов всех звеньев бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Казенные учреждения расходуют бюджетные средства: на оплату труда работников; на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ; на возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Финансирование казенных учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе смет расходов казенных учреждений, т.е. плана расходов казенного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом.

Смета казенного учреждения - это финансово-плановый акт, который имеется у всех казенных учреждений. В ней определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному казенному учреждению. Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя казенного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств. Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете, - составная часть бюджетного процесса, которая именуется сметным процессом.

Индивидуальная смета составляется каждым казенным учреждением и содержит только его расходы.

Индивидуальные сметы объединяются в сводные. Эту работу осуществляют федеральные министерства, ведомства в отношении подведомственных казенных учреждений, а также исполнительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления в отношении соответствующих казенных учреждений. Сводные сметы включают два вида смет: индивидуальные сметы казенных учреждений и сметы расходов на централизованные мероприятия.

Смета расходов на централизованные мероприятия составляется министерствами, ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления для расходов на централизованные мероприятия. Например, проведение областных семинаров учителей, конференции и т.д.

Составление индивидуальной сметы казенным учреждением совпадает по времени с периодом составления проекта бюджета. Оно осуществляется на основе контрольных цифр, сообщаемых казенному учреждению вышестоящей организацией. Контрольные цифры содержат информацию о лимите бюджетных ассигнований, который предусмотрено выделить казенному учреждению после утверждения бюджета. Эти контрольные цифры вышестоящая организация доводит до каждого подведомственного ей казенного учреждения, исходя из общей контрольной цифры, полученной от финансового органа, составляющего проект бюджета.

Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня и других источников для выполнения стоящих перед ними задач.

Смета расходов бюджетного учреждения составляется и подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Затем она направляется в вышестоящую организацию, где включается составной частью в сводную смету по министерству, ведомству и т.д. Сводные сметы учитываются при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета. После утверждения бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований) сметы казенных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. вышестоящей организацией.

Ежемесячно, а также по окончании года казенные учреждения составляют отчет об исполнении сметы, который направляется в вышестоящую организацию и территориальный орган ФК. Порядок составления таких отчетов ежегодно определяется приказом Минфина России об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете, за соответствующий год.