Основы менеджмента мескон скачать epub. Основы менеджмента

© Издательский дом «Вильямс», 2006

© Harper & Row Publishers, Inc., 1988

* * *

Предисловие

Преподавателю

Главное назначение книги Основы менеджмента – представить читателю основные сведения о формальных организациях (коммерческих и не коммерческих, больших и маленьких) и об эффективном управлении ими. Эффективный менеджер всегда учитывает ситуативные различия и, прогнозируя будущее и готовясь к нему, действует проактивно, а не реагирует на уже произошедшие события.

Директор по развитию жилой недвижимости, директор по бизнесу, преподаватель. В статье обобщены основные факты и информация о динамично развивающейся области, которая со временем становится частью трудовой жизни. Управление объектами можно рассматривать как интеграцию деятельности внутри организации для предоставления и развития согласованных услуг, которые поддерживают и повышают эффективность собственного основного бизнеса. Интегрированная система управления организационными структурами, рабочими местами и рабочими действиями включает принципы делового администрирования, архитектуры, гуманитарных и технических наук.

Сфера менеджмента настолько широка, что вводные курсы, как правило, сконцентрированы на каком-то одном концептуальном подходе, например на управленческих процессах. Но, с точки зрения авторов этой книги, такой узкий подход оказывает студентам «медвежью услугу». И за долгие годы многие преподаватели могли убедиться, что наша книга вполне удовлетворяет как их потребности, так и запросы их студентов.

Цель состоит в том, чтобы отправить эти процессы в организацию, помочь им работать и лучшим исполнителям и в конечном итоге внести позитивный вклад в экономический рост и общий успех организации. Прямо в сфере технической недвижимости существенный финансовый подъем. Благодаря тщательному управлению помещениями или участком, можно продлить жизненный цикл имущества и выделить ресурсы для работы. Управление объектами представляет собой согласованную по контракту схему предоставления услуг.

Это вызывает и напоминает о традиционном управлении зданием. Людские ресурсы = Сотрудники Деятельность = Процессы = Область рабочего места = Рабочее место. Оптимизируя производительность этих трех компонентов, они создают условия, которые улучшают работу каждого работника и приводят к более эффективным организационным действиям.

Готовя к выпуску данное, третье, издание, мы постарались еще полнее учесть мнение преподавателей, использующих Основы менеджмента в учебном процессе, и даже тех, кто эту книгу не использует. И мы надеемся, что итогом наших усилий стала книга, в которой сохранено все, что принесло ей огромный успех в прошлом. При этом она изменена так, чтобы еще больше соответствовать задачам базового курса менеджмента.

История и развитие управления объектами

Управление объектами проникло в Европу уже в годы. Первой страной, зарегистрировавшей эту землю на континенте, была Скандинавская земля, Великобритания и Франция с Бенилюксом. Цель управления объектами заключается в том, чтобы облегчить организацию решения проблем с помощью поддержки, помогая компании сосредоточиться на основном бизнесе и попытаться связать три области и упорядочить их ответы.

Термин «инсорсинг» можно найти в тех случаях, когда определенная работа, сервис, который мы поддерживаем, осуществляется в нашей компании нашими собственными сотрудниками. Аутсорсинг означает раскрытие деятельности, которая не связана с основным бизнес-субъектом с целью высвобождения финансовых ресурсов, человеческих ресурсов, времени и средств, внешнего поставщика этих видов деятельности, которые по контракту обязаны предоставлять эти виды деятельности в определенном качестве и навсегда. Аутсорсинг - это не управление объектами, это часть общего управления и инструмент, который помогает нам обеспечить вторичную деятельность.

Мы по-прежнему убеждены, что эклектический подход, объединяющий наиболее важные и распространенные идеи и концепции всех основных школ, лучше всего отвечает требованиям реального мира и наиболее полезен для студентов. Мы не используем выводы какой-либо одной школы, чтобы унифицировать обсуждение; напротив, мы подчеркиваем необходимость при принятии любых управленческих решений рассматривать ситуацию в целом. Мы неоднократно указываем на то, что менеджер непременно должен учитывать как взаимодействие между разными элементами организации (т. е. внутренние переменные), так и взаимосвязь между организацией и внешней средой (т. е. внешние переменные), а также на то, что любое его решение тем или иным образом сказывается на всех аспектах деятельности его фирмы. И это относится отнюдь не только к высшему уровню менеджмента. Помогая читателям понять, какие факторы обусловливают успех их будущих управленческих решений, мы стремимся повысить их эффективность на любом уровне организационного управления.

Контроль уровня

Компания планирует и осуществляет свою деятельность и процессы в общей сложности на трех уровнях. Мы называем эти уровни стратегическими, тактическими и оперативными. Каждый уровень определяется временным горизонтом, в котором выполняются индивидуальные цели и видения компании.

Стратегический контроль на этом уровне носит долгосрочный характер, более 1 года, обычно 3-5 лет. «Тактический бизнес» работает на годичном горизонте, когда мы пытаемся заплатить стратегические цели. На этом уровне мы пытаемся реализовать тактические облака на горизонте недели, луны, четвертичного квартала.

Поскольку все переменные и функции взаимосвязаны , очевидно, что для того, чтобы правильно и всесторонне трактовать тот или иной аспект деятельности организации, читатель должен иметь хотя бы базовое представление обо всех функциях и переменных. По сути, в этой книге представлены те же темы, что и в большинстве других известных учебников по менеджменту, но обсуждение идет в другом порядке. В сущности, наш подход к организации материала базируется на мудром высказывании Альфреда Чандлера – «Структуру определяет стратегия».

Лучше всего представлены производительность по времени и иерархия отдельных уровней. Рис. 5: Уровни принятия решений и их временные домены Источник. В первом случае необходимо уточнить, что существуют два типа менеджеров объектов - один на стороне организации, а другой на стороне внешнего поставщика услуг.

Основы управления объектами

Его основная цель - настроить, управлять, контролировать и оценивать его. В этой статье обобщаются основные факты и информация о динамично развивающейся области, которая со временем становится неотъемлемой частью нашей трудовой жизни. Содержание Какие были предположения для написания этой книги? Краткая заметка для студентов.

Обсуждение тем организовано авторами так, чтобы достичь основной цели – добиться понимания читателями необходимости рассматривать организацию, как единое целое, и того, что при принятии и реализации любых решений нужно учитывать взаимосвязи между всеми элементами и переменными. Сама структура этой книги четко подкрепляет важнейшую идею, суть которой состоит в том, что теория и практика менеджмента носят эволюционный характер и что даже всеми принятые концепции, возможно, нуждаются в изменении.

Менеджеры и менеджмент Кто руководители и где они работают? Что такое менеджмент и что делают менеджеры? Каковы отношения между руководством и другими дисциплинами? Исторический модуль: Исторические источники практики управления Эпоха до настоящего Вклад классики Направление: человеческие ресурсы Количественное направление Как социальные события влияют на направление управления? Изучение управления сегодня.

Управление в современном мире Изменение экономики Глобальный рынок Акцент на технологии Что ожидает общество от организаций и их менеджеров? Как организации обеспечивают контроль над своими клиентами? Планирование Основы Планирование Определение Планирование в неопределенной среде Типы планов Управление целями Важность организационных стратегий Стратегические рамки: выбор ниши. Качество как стратегическое оружие Предпринимательство: частный случай стратегического планирования.

Структура книги

Часть I данного издания включает пять глав: обзорные сведения о книге, главу об эволюции теории и практики менеджмента, главы об основных внутренних переменных организации как открытой системы и о внешних факторах окружающей среды, влияющих на успех организации, а также новую главу, посвященную такой важной теме, как социальная ответственность и этика.

Основы принятия решений Процесс принятия решений Принятие решений: рациональная модель Реальный мир принятия решений: изменение рациональной модели. Принятие решений: ситуационный подход Стили принятия решений Принятие решений в группах Национальная культура и принятие решений. Количественный модуль: количественные инструменты принятия решений Матрицы платежей Деревья принятия решений Анализ уравнения затрат-доходов. Линейное программирование Теория очередей Экономический размер партии.

Основные организационные решения Элементы организационной структуры Ситуационные переменные, влияющие на структуру Организационные решения на практике Организационная культура. Управление производительностью Расчет заработной платы и преимущества Современный модуль управления персоналом: принятие решений о карьере.

Подробное обсуждение управленческих функций начинается в части II. В ней речь идет о так называемых связующих процессах: коммуникации и принятии решений. С нашей точки зрения, такой порядок представления материала позволяет подчеркнуть необходимость комплексного подхода к проблемам менеджмента и способствует пониманию читателями важности ситуативных факторов. Однако эта часть представлена так, что преподаватели, предпочитающие начать с изучения управленческих функций, без труда могут идти своим путем.

Управление изменениями и инновациями Что такое изменение? Изменения в организации и сопротивлении ее членов Изменения в организации Стресс - следствие изменений в организации Стимулирование инноваций. Основы индивидуального и группового поведения для объяснения и прогнозирования поведения. Личность Восприятие. Основы группового поведения.

Команды команд Команды команд Команды высокой производительности Команды высокопроизводительных команд Трансформирование отдельных игроков в игроков команды. Современные проблемы, связанные с командами. Мотивация и награждение сотрудников Мотивация и индивидуальные потребности Ранние мотивационные теории Современные мотивационные проблемы.

Часть III посвящена основным управленческим функциям. В двух главах рассказывается о функции планирования, в двух – о функции организации и еще в двух – о функциях мотивации и контроля.

Часть IV выделена в отдельный раздел, посвященный групповой динамике и лидерству, которые преподаватель при желании может рассматривать при обсуждении функции мотивации.

Лидерство и доверие Лидерство и теория лидерства Лидерство Поведенческая теория лидерства Теория лидерства Лидерство Возникающее лидерство Лидерство Современные проблемы лидерства Построение доверия: сущность лидерства. Коммуникационные и межличностные навыки Коммуникационные навыки Международные проблемы и гендерные проблемы в коммуникации Развитие межличностных навыков.

Основы контроля Что такое контроль? Значение контроля Типы контроля Характеристики эффективной системы управления Факторы ситуационного контроля Корректировка контроля над национальными различиями Дисфункциональная сторона контроля Проблемы этического контроля.

Часть V призвана как представить новые темы, так и подытожить все, что читатель узнал из предыдущих глав. Глава 19 посвящена человеческому фактору и вопросам менеджмента человеческих ресурсов. В главах 20 и 21 обсуждается управление операционной деятельностью организации, играющее важнейшую роль в обеспечении ее производительности. В главе 22 мы обобщим все, что узнали об эффективном менеджменте, и покажем, как благодаря комплексному подходу можно повысить производительность бизнеса в будущем.

Благодарности

Прежде всего мы хотели бы особо поблагодарить за ценный вклад в это издание декана Школы бизнеса им. Франклина Пэрдью при Солсберском колледже Тимоти С. Мескона. Его перу принадлежит изначальный вариант главы о стратегическом планировании и часть главы 10, посвященная реализации и контролю в планировании. Мы также в неоплатном долгу перед Ричардом Г. Дином и Томасом Б. Кларком из Университета штата Джорджия за их неоценимый вклад в подготовку двух новых глав, посвященных проблемам производства. Дэвид Брюс из этого же университета очень помог нам осветить вопросы международного и глобального бизнеса. Его материалы вы встретите в разных главах этой книги. Огромное спасибо за помощь также Клаудии Роулинз из Калифорнийского университета (г. Чико).

Хотелось бы выразить благодарность людям, предоставившим интереснейшие случаи из практики к каждой главе и части нашего учебника: Кэрон Ст. Джон (Университет штата Джорджия), Марри Сильвермену, Джейн Баак и Полу Шонеманну (Университет Сан-Франциско).

И огромное спасибо всем, кто на разных этапах подготовки рукописи читал ее и давал полезные рекомендации по ее улучшению.

Майкл X. Мескон

Майкл Альберт

Франклин Хедоури

От издательства

Вы, читатель этой книги, и есть главный ее критик и комментатор. Мы ценим ваше мнение и хотим знать, что было сделано нами правильно, что можно было сделать лучше и что еще вы хотели бы увидеть изданным нами. Нам интересно услышать и любые другие замечания, которые вам хотелось бы высказать в наш адрес.

Мы ждем ваших комментариев и надеемся на них. Вы можете прислать нам бумажное или электронное письмо, либо просто посетить наш Web-сервер и оставить свои замечания там. Одним словом, любым удобным для вас способом дайте нам знать, нравится или нет вам эта книга, а также выскажите свое мнение о том, как сделать наши книги более интересными для вас.

Посылая письмо или сообщение, не забудьте указать название книги и ее авторов, а также ваш обратный адрес. Мы внимательно ознакомимся с вашим мнением и обязательно учтем его при отборе и подготовке к изданию последующих книг. Наши координаты:

Адреса для писем из:

России: 115419, Москва, а/я 783

Украины: 03150, Киев, а/я 152

Часть I. Элементы организаций и менеджмента

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие. Значительная часть исследуемой территории будет для вас незнакомой или даже противоречащей тому, что мы, как нам кажется , знаем. Еще больше осложняют дело ограниченные время и объем книги. Но несмотря на эти проблемы конечный пункт нашего путешествия оправдывает наши усилия. Вы овладеете основными понятиями менеджмента и организации, т. е. темой, представляющей огромную практическую ценность и очень важной для почти каждого члена современного общества.

Принято считать, что путешествие будет более успешным, если путешествующий представляет, что его ожидает. И наш случай – не исключение. Как люди изучают карту страны, прежде чем отправиться по ней на автомобиле, так и мы в главе 1 начнем с общего описания организаций, их значения и природы менеджмента. В главе 2 мы обсудим вопросы развития менеджмента, т. е. основной темы этой книги.

Отправляясь в путь, вы, конечно, захотите убедиться, что ваш автомобиль в полном порядке. Каждый автомобилист понимает, что, если в горах откажут тормоза, новые свечи не помогут. Он, вероятно, захочет проверить и другие аспекты предстоящего путешествия, например есть ли на пути следования бензозаправки и в каком состоянии дороги. Точно так и менеджер организации должен понимать и учитывать как критические факторы , или элементы компании, так и внешние силы , влияющие на нее. С элементами организации, которые называют внутренними переменными , вы ознакомитесь в главе 3, а факторы внешней среды , или внешние переменные, описаны в главе 4.

Продолжим аналогию с автопутешествием. Любой опытный водитель понимает, что его автомобиль может стать источником угрозы. Вопросы безопасности волнуют его не меньше вопросов технической эффективности машины. Так и менеджер организации обязан учитывать ее влияние на общество. Этой теме посвящена глава 5.

Глава 1. Организации, менеджеры и успешный менеджмент
Введение

В наше динамичное время управление организацией – задача трудная; ее нельзя успешно решить, руководствуясь шаблонными формулами. Менеджеру необходимо знать и понимать общие правила и при этом учитывать огромное множество разных переменных, отличающих ситуации в сфере менеджмента. В этой главе мы представим базовые определения таких концепций, как организация, менеджмент и менеджеры, и кратко опишем их основные характеристики. Мы также дадим определение успеха организации и его основных компонентов: эффективности, результативности и производительности. Наша цель – создать базу для последующего обсуждения и показать общее направление нашего движения. Читая эту главу (как и все остальные), вам следует постараться не просто запомнить определения основных концепций, а понять их суть.

Изучив эту главу, вы должны понимать термины и концепции, перечисленные в ее начале.

Чем определяется успех организации

Ситуация 1. Как победить в компьютерной игре

Осознав, что компьютерный бизнес ждет великое будущее, две фирмы решили вступить в конкурентную борьбу. Фирма А – крупная американская корпорация, уже ставшая лидером в области электроники. Она может инвестировать в новое дело миллионы и провести исследование рынка, нанять отличных технических специалистов и специалистов в области сбыта и построить новые заводы, оборудованные по последнему слову техники. В фирме Б – всего два человека, в свое время недоучившихся в колледже, опыт в сфере электроники которых ограничивается торговлей устройствами для незаконных бесплатных междугородных звонков. Приступая к разработкам, они не затрачивают на исследования ни цента. Их начальный венчурный капитал составляет 1300 долл., полученных от продажи автобуса «Фольксваген» и карманного калькулятора. Их офис находится в спальне одного из партнеров, а сборочный «конвейер» – в гараже. Какая же фирма добьется большего успеха?

Ответ очевиден: фирма А, в нашем примере – RCA Corporation . Но вы вряд ли видели ее компьютеры, поскольку в 1976 году она, потеряв больше 300 млн. долл., свернула свое компьютерное производство. А фирма Б стала Apple Computer Products , которая в 1982 году установила рекорд, войдя в список Fortune 500 всего через 6 лет после начала своей деятельности.


Ситуация 2. Громкое имя в розничной торговле

Эта фирма – пионер в сфере маркетинга и розничной торговли; она первой занялась разработкой и закупкой товаров с учетом пожеланий потребителей. Ей принадлежал первый универсальный магазин, в котором впервые была реализована новая идея – предлагать покупателю широкий выбор товаров, большая часть которых изготовлена по собственным спецификациям фирмы. Она известна благодаря политике «Мы возвращаем деньги без лишних вопросов»; это крупнейшая в стране сеть розничной торговли. Что это за компания?

У вас есть все основания ответить Sears . Но, хотя приведенное выше описание вполне применимо к этой крупнейшей в США сети розничной торговли, это неверный ответ. Это японская фирма Mitsukoshi . Основанная в 1650 году, она стала самой большой в Японии розничной торговой сетью, на 250 лет раньше Sears начавшей использовать описанные выше передовые методики.


Ситуация 3. Как взять крутой подъем

Представьте, что на дворе 1960-е годы, а вы, студент экономического факультета Йельского университета, пишете курсовую и предлагаете создать авиалинию, которая будет доставлять небольшие посылки по США за одни сутки. Ваша компания-мечта должна стать конкурентом UPS и Почтовой службы США. Вы планируете вытеснить из бизнеса этих мощных конкурентов, хотя, по предварительным оценкам, ваша компания будет взимать за услуги по доставке пакетов на то же расстояние в 40 раз больше, чем они. Как вы думаете, какую оценку вам поставили бы за вашу работу?

Вернее всего, не выше тройки – просто за старания. Именно так была оценена «абсурдная» работа Фредерика У. Смита, которая, по сути, стала проектом корпорации Federal Express . Смит мог бы опротестовать эту оценку, но он слишком занят управлением компанией, ежегодно приносящей 600 млн. долл. и гарантирующей доставку миллионов пакетов в год в течение 24 часов. У него нет даже времени потратить 58 млн. долл., заработанных за год, когда он был руководителем американской корпорации с самой высокой зарплатой.


Подобно RCA из ситуации 1, эта фирма – гигантская корпорация, нацеленная на захват большей части компьютерного рынка. Ее имидж в обществе еще консервативнее, чем имидж RCA . До недавнего времени в фирме было правило: все служащие-мужчины, даже ремонтники, должны были ходить на работу в белых рубашках и галстуках. За 75 лет в бизнесе она никогда не считалась лидером в сфере технологий. Но хотя ее продукция не является последним словом техники, фирма назначает на нее цены почти на 25 % выше, чем конкуренты. Она не устанавливает высоких обязательных показателей сбыта; напротив, эти показатели настолько малы, что почти все служащие получают премию. Более того, фирма инструктирует своих продавцов стараться взимать с клиентов как можно меньше денег. С этой целью компания иногда прибегает к таким сентиментальным методам: арендует стадион, продавцы выбегают на поле, а на информационном табло указываются их имена и показатели объемов их продаж. Имеет ли эта фирма шанс успешно конкурировать в компьютерном бизнесе с такими монстрами, как, например, Apple ?

Однажды, отвечая репортеру на этот вопрос, бывший президент компании Apple А. С. Марккула сказал, что у его фирмы три основных конкурента: IBM, IBM и IBM . Описанная выше компания – это, конечно, IBM . И когда продажи ПК IBM стремительно вышли на первое место в отрасли и она отхватила солидный кусок от объема продаж Apple , стало ясно, что оценка г-на А. С. Марккулы, увы, была совершенно правильной.


Ситуация 5. Пища для размышлений

Вот две фирмы, работающие в ресторанном бизнесе. Первая находится в старом здании в старой части города, причем даже не на первом этаже. Блюда и сервис здесь отличные, но владелец отказывается от рекламы. Цены в ресторане второй фирмы намного ниже, повара не имеют большого опыта, блюда готовятся в больших объемах и разогреваются перед подачей клиентам. Фирма расположена в новейшей части города и активно рекламирует свои услуги. Кто же имеет больший шанс на успех?

По сути, обе эти фирмы, несомненно, преуспевают. Уже больше двух сотен лет гурманы считают La Tour d’Argent , который находится на последнем этаже старого здания и из окон которого открывается великолепный вид на Собор Парижской богоматери, лучшим рестораном в мире. Но большинству людей больше знакомо другое заведение ресторанного бизнеса, которое под золотыми арками по всему миру торгует гамбургерами.


Ситуация 6. Очевидные истины

Согласно Декларации независимости, «мы придерживаемся определенных очевидных истин». Это относится к менеджменту и к нашему времени. Ясно, что мир стремительно меняется, и, чтобы выжить, мы тоже должны меняться. Следовательно, менеджерам необходимо уметь быстро принимать решения. Несомненно и то, что один человек не может быть непосредственным начальником тысяч подчиненных. Однако руководители одной организации все эти истины очевидными не считают. Если говорить об изменении политики, то даже по сравнению с жуткой государственной бюрократий эту организацию можно сравнить с улиткой, старающейся догнать зайца. Судя по всему, ее лидер даже не подозревает о современных демократических тенденциях. Он издает вердикты, не советуясь с простыми смертными, и ожидает их беспрекословного исполнения. Мы говорим здесь «он», а не «она», потому что явная сексуальная дискриминация исключает саму возможность того, что женщина достигнет в этой организации такого высокого положения. В свете современных тенденций могла ли эта организация хотя бы в мечтах рассчитывать на то, что переживет 1980-е годы?

Никому не дано знать своего будущего. Но если организация сумела выжить и процветает уже 2000 лет, это серьезный успех. Так что вероятность того, что римская католическая церковь, о которой и шла речь, судя по всему, продолжит свое существование, очень велика.

Почему же малюсенькая Apple и гигантская IBM заработали сотни миллионов в компьютерном бизнесе, а RCA это не удалось? Как Federal Express добилась лучшего сервиса, чем Почтовая служба США, располагающая намного большими ресурсами и поддержкой правительства? Как MacDonald’s удается за небольшую цену ежегодно продавать миллионы гамбургеров и получать огромные прибыли, а большинство ресторанов может накормить лишь несколько сотен клиентов в день? Почему Sears и Mistukoshi много лет лидируют в розничной торговле своих стран, а другие обанкротились? Почему католическая церковь процветает уже 2000 лет, если ее политика буквально за несколько часов могла бы привести к краху любую другую компанию?

Менеджмент возник именно потому, что люди всегда стремились понять причины успеха и неудач организаций. Ученые методом проб и ошибок постоянно ищут ответ на этот вопрос. Чтобы ответить на него, необходимо найти ответ на более прагматичный вопрос: «Что может сделать менеджер, чтобы обеспечить успех своей компании?».

На первый взгляд, во всех описанных выше ситуациях можно без труда найти объяснение успеха либо краха той или иной фирмы. Например, можно сказать, что RCA была не права, пытаясь конкурировать непосредственно с IBM . Но ведь DEC, Data General и Honneywell тоже конкурировали с IBM и вполне преуспели. Нам еще неоднократно предстоит убедиться в том, что объяснения лежат на поверхности, но потом оказывается, что они ошибочны или несовершенны.

Отсутствие простых ответов не означает, что объяснить успех невозможно и что определенных методов добиться его не существует. Есть множество методик, процедур и концепций, доказавших свою эффективность. Отсутствие простых ответов означает лишь, что не существует методов, которые будут эффективны во все времена и для всех и каждого, и что то, что позволяло добиться успеха в прошлом, в будущем вполне может не сработать. Концепция Генри Форда массового производства стандартных автомобилей была одной из величайших идей в истории. Но Форд был настолько ослеплен своим успехом, что чуть не привел компанию к банкротству, настаивая на выпуске модели Model T, в то время как General Motors начала предлагать покупателям автомобили разных цветов и моделей. А опыт, позволивший RCA стать лидером в области производства телевизоров и телевещания, оказался бесполезным в компьютерном бизнесе.

Организации

Все описанные выше примеры имеют одну общую характеристику, которую имеют также Brownie Troop 107, ранчо Кинга в Техасе, больница Маунт-Синай, Sony, Harper & Row Publishers, КНДР, General Motors, ВМС США и ваш колледж. Все это организации. Организация – основа мира менеджеров и причина существования менеджмента. Поэтому мы начнем изучение менеджмента с обсуждения, что такое организация и почему ею надо управлять.

Что такое организация

1. Наличие как минимум двух людей, считающих себя частью этой группы.

2. Наличие как минимум одной цели (желательного результата), общей для всех членов данной группы.

3. Наличие членов группы, которые сознательно работают вместе над достижением общей цели.

Объединив эти требования, мы получаем важное определение.

Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется во имя достижения общей цели или целей.


Формальные и неформальные организации

Выражаясь точнее, следует сказать, что это определение не просто организации, а формальной организации . Существуют также неформальные организации , т. е. группы, которые возникают спонтанно, но их члены регулярно взаимодействуют друг другом. Неформальные организации есть во всех формальных, за исключением очень маленьких. В них нет менеджеров, но они настолько важны, что мы посвятили им отдельную главу. Руководствуясь общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы будем их называть именно так, а термин организация будет относиться к формальным организациям.

МЕНЕДЖМЕНТА

Майкл МЕСКОН Майкл АЛЬБЕРТ Франклин ХЕДОУРИ

ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО

Общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л.И.Евенко

АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКВА Издательство «ДЕЛО» 1997

Уроки американского менеджмента................................................................................................................

Предисловие.......................................................................................................................................................

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ................................

ГЛАВА 1: ОРГАНИЗАЦИИ, МЕНЕДЖЕРЫ И УСПЕШНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.................................................

Что обеспечивает успех организаций? ..........................................................................................................

Организации......................................................................................................................................................

Кто такие менеджеры, и что они делают? .................................................................................................

Управление, направленное на успех.................................................................................................................

ГЛАВА 2: ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ..............................................................................................

ДРЕВНЯЯ ПРАКТИКА - НОВАЯ НАУКА......................................................................................................

Подходы на основе выделения различных школ.............................................................................................

Процессный подход...........................................................................................................................................

Системный подход...........................................................................................................................................

Ситуационный подход......................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Меняющиеся трудовые ресурсы..............................................................................

Литература: .....................................................................................................................................................

ГЛАВА 3: ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ.......................................................................................

Введение.............................................................................................................................................................

Внутренние переменные...................................................................................................................................

Взаимосвязанность внутренних переменных.................................................................................................

Резюме...............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Изменения скучной по содержанию работы.........................................................

ВОПРОСЫ ................................................................................................................................................................

ГЛАВА 4: ВНЕШНЯЯ СРЕДА В БИЗНЕСЕ.......................................................................................................

Введение.............................................................................................................................................................

Организация и ее среда....................................................................................................................................

Характеристики внешней среды.....................................................................................................................

Среда прямого воздействия.............................................................................................................................

Среда косвенного воздействия........................................................................................................................

Международное окружение............................................................................................................................

Резюме...............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Дерегулирование работы авиалиний.......................................................................

Литература......................................................................................................................................................

ГЛАВА 5: СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА.......................................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Роль бизнеса в обществе................................................................................................................................

Социальная ответственность на практике...............................................................................................

Этика и современное управление..................................................................................................................

Повышение показателей этичности поведения..........................................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Современная этика: дело Э. Ф. Хаттона............................................................

Литература....................................................................................................................................................

ЧАСТЬ 1.................................................................................................................................................................

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СВЯЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ...........................................................................................

ГЛАВА 6: КОММУНИКАЦИИ...........................................................................................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Процесс коммуникаций и эффективность управления...............................................................................

Коммуникационный процесс..........................................................................................................................

Межличностные коммуникации...................................................................................................................

Организационные коммуникации...................................................................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Управление коммуникациями в корпорации «МакКессон» .................................

Литература....................................................................................................................................................

ГЛАВА 7: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ...................................................................................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Природа процесса принятия решений..........................................................................................................

Рациональное решение проблем....................................................................................................................

Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений............................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Три спорных решения.............................................................................................

Литература....................................................................................................................................................

ГЛАВА 8: МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ...........................................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Наука управления............................................................................................................................................

Моделирование................................................................................................................................................

Методы принятия решений...........................................................................................................................

Методы прогнозирования..............................................................................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Прогнозирование посещений стадиона................................................................

Литература....................................................................................................................................................

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ......................................................................................................................................................

Ситуация для анализа 1 .................................................................................................................................

Ситуация для анализа 2 .................................................................................................................................

ГЛАВА 9: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.......................................................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Сущность, функции и выгоды стратегического планирования.................................................................

Цели организации............................................................................................................................................

Оценка и анализ внешней среды....................................................................................................................

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации.................................

Изучение стратегических альтернатив......................................................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Стратегическое планирование на фирме «Сирс» ...............................................

Литература....................................................................................................................................................

ГЛАВА 10: ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ......................................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Реализация стратегического плана..............................................................................................................

Япония..............................................................................................................................................................

США.................................................................................................................................................................

Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением..................................

Оценка стратегического плана.....................................................................................................................

Качественные.................................................................................................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Последовательная реализация стратегии на фирме «Тойз"Р"Ас» .....................

Литература....................................................................................................................................................

ГЛАВА 11: ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ.....................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Делегирование, ответственность и полномочия........................................................................................

Линейные и аппаратные (штабные) полномочия.......................................................................................

Эффективная организация распределения полномочий..............................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Организация фирмы «Федерал Экспресс» ...........................................................

Литература....................................................................................................................................................

ГЛАВА 12: ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ.................................................................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Выбор структуры...........................................................................................................................................

Департаментализация...................................................................................................................................

Адаптивные структуры................................................................................................................................

Централизованные и децентрализованные организации............................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Децентрализация командования тактическими ВВС США..............................

ГЛАВА 13: МОТИВАЦИЯ.................................................................................................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Смысл и эволюция понятия мотивация........................................................................................................

Процессуальные теории мотивации.............................................................................................................

Мотивация и компенсация.............................................................................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: клуб 100....................................................................................................................

Литература....................................................................................................................................................

ГЛАВА 14: КОНТРОЛЬ.....................................................................................................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Сущность и смысл контроля.........................................................................................................................

Процесс контроля...........................................................................................................................................

Поведенческие аспекты контроля................................................................................................................

Характеристики эффективного контроля..................................................................................................

Информационно-управляющие системы в планировании и контроле.......................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Контроль в корпорации «Дженерал Электрик Кредит» ...................................

Литература....................................................................................................................................................

ЧАСТЬ 3.................................................................................................................................................................

Ситуация для анализа 1 .................................................................................................................................

Ситуация для анализа 2 .................................................................................................................................

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И РУКОВОДСТВО..................................................

ГЛАВА 15: ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА..........................................................................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Группы и их значимость................................................................................................................................

Развитие неформальных организаций и их характеристики.....................................................................

Управление неформальной организацией.....................................................................................................

Как повысить эффективность групп...........................................................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Участие трудящихся в управлении.......................................................................

Литература....................................................................................................................................................

ГЛАВА 16: РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ...................................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Власть, влияние, лидер...................................................................................................................................

Формы власти и влияния................................................................................................................................

Убеждение и участие.....................................................................................................................................

Практическое использование влияния..........................................................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Использование власти в отрасли, производящей компьютеры.........................

Литература....................................................................................................................................................

ГЛАВА 17: ЛИДЕРСТВО: СТИЛЬ, СИТУАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ.....................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Обзор теорий лидерства...............................................................................................................................

Поведенческий подход к лидерству...............................................................................................................

Стиль, удовлетворение и производительность..........................................................................................

Ситуационные подходы к эффективному лидерству.................................................................................

Адаптивное руководство. заключительные замечания..............................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Виктор Киам и электробритва «Ремингтон» ....................................................

Литература....................................................................................................................................................

ГЛАВА 18: УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ, ИЗМЕНЕНИЯМИ И СТРЕССАМИ..................................

Введение...........................................................................................................................................................

Природа конфликта в организации...............................................................................................................

Управление конфликтной ситуацией............................................................................................................

Природа организационных измерений...........................................................................................................

Управление изменениями................................................................................................................................

Организационное развитие............................................................................................................................

Природа стресса............................................................................................................................................

Стрессовый стиль жизни..............................................................................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Перемены в «Бэнк оф Америка»............................................................................

Литература....................................................................................................................................................

ЧАСТЬ 4.................................................................................................................................................................

Ситуация для анализа 1 .................................................................................................................................

Ситуация для анализа 2 .................................................................................................................................

ЧАСТЬ ПЯТАЯ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.........

ГЛАВА 19: УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ............................................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Формирование трудовых ресурсов................................................................................................................

Развитие трудовых ресурсов........................................................................................................................

Повышение качества трудовой жизни........................................................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Управление кадрами в условиях сокращения численности занятых.................

Литература....................................................................................................................................................

ГЛАВА 20: УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ:СОЗДАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ..............

Введение...........................................................................................................................................................

Системный подход к управлению операциями.............................................................................................

Вопросы этики в управлении производством..............................................................................................

Проектирование изделий и процессов в производстве................................................................................

Проектирование продуктов и процессов в сфере услуг..............................................................................

Производственные мощности, месторасположение, проектные решения.............................................

Проектирование работ и нормирование труда..........................................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Стратегия операционного управления.................................................................

Литература....................................................................................................................................................

ГЛАВА 21: УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ

СИСТЕМЫ................................................................................................................................................................

Введение...........................................................................................................................................................

Планирование выпуска продукции.................................................................................................................

Управление запасами......................................................................................................................................

Оперативное управление производством.....................................................................................................

Управление проектами...................................................................................................................................

Методы управления проектами....................................................................................................................

Обеспечение качества....................................................................................................................................

Резюме.............................................................................................................................................................

Ситуация для анализа: Серьезная ошибка...................................................................................................

Литература....................................................................................................................................................

ГЛАВА 22: УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ:КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД..........................

Введение...........................................................................................................................................................

Комплексный подход к вопросам производительности..............................................................................

Управление по критерию производительности...........................................................................................

Коммуникации, принятие решений и руководство в деле обеспечения производительности................

Новое в управлении производительностью труда......................................................................................

Ситуация для анализа: Управление производительностью в компании по производству

потребительских товаров...................................................................................................................................

Литература....................................................................................................................................................

ЧАСТЬ 5.................................................................................................................................................................

Ситуация для анализа 1 .................................................................................................................................

Ситуация для анализа 2 .................................................................................................................................

ГЛОССАРИЙ........................................................................................................................................................

Уроки американского менеджмента

(вступительная статья)

Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социальнополитической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административнокомандной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Подобную ситуацию американцы, привыкшие к резким поворотам судьбы, к конкуренции, определяют словом «вызов» (challeng). По их понятию, каждый вызов таит в себе для личности, организации, страны как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом, нам, кроме всего прочего, нужно овладевать новым знанием, научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента.

С легкой руки американцев это английское слово стало известно сегодня практически каждому образованному человеку. В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. «Дженерал Моторс», например, неизменно присутствует в первой дюжине самых крупных экономических субъектов мира (включая как государства - США, Японию, СССР и др., так и корпорации). Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству - это более 95% всех фирм, по значению - это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей

и в то же время полигон технического прогресса и других нововведений. Для большинства населения - это еще и работа. Умело управлять в малом бизнесе - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать - тоже вопрос эффективного менеджмента.

Еще немного и понятиях. Возникает вопрос - можно ли считать, что английское понятие «менеджмент»

и русское «управление» и, соответственно, «менеджер» и «руководитель» - это одно и то же. И да, и нет. В общем смысле или, так сказать, с высоты птичьего полета, пожалуй, - да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам. Однако два отличия представляются существенными. Во-первых, говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера» - человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин «администрация», «администрирование» (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер - это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку.

Книга эта поможет Вам, уважаемый читатель, сделать достаточно серьезные, для кого-то первые шаги на этом пути. Вопрос «Как стать менеджером?» на самом деле не так уж и наивен. Конечно, для этого нужно занять управленческую должность, стать руководителем. Но главное - сознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту, освоить ту сумму знаний, которая прямо касается менеджмента, придерживаться некоторых стандартов, даже внешних атрибутов поведения, которые обычно присущи менеджерам. Полноценному менеджеру, например, в какой бы он стране не находился, нужно знать английский язык. И все же при этом не следует забывать, что ценен тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо управлять, добиваться поставленных целей, независимо от его внешности и образования. Где бы то ни было, именно это - главный стандарт настоящего «менеджера».

В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» (business management) - это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин

business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин public administration - «государственное управление».

Бизнесмен и менеджер - это не одно и тоже. Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления.Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса - этопредпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека -предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим крупным фирмам, и все же читатель найдет некоторые примеры успеха в этом деле на страницах настоящего учебника.

Широкий общественный интерес к менеджменту в значительной степени связан со становлением и развитием школ бизнеса илишкол менеджмента, наиболее распространенных в США и являющихся частью «инфраструктуры управления». Инфраструктурные отрасли в производстве - энергетика, транспорт, телекоммуникации и т.п., и в непроизводственной сфере - образование, издательское дело, компьютерные сети общего пользования, консультирование и т. п. - весьма развиты именно в рыночной экономике, где особенно важны горизонтальные связи, и услуги общего пользования, удовлетворяющие некую общественную потребность и оплачиваемые потребителем, быстро оформляются в самостоятельный большой, средний или малый бизнес. Сегодня США - страна самой развитой в мире управленческой инфраструктуры. Только зарегистрированных, имеющих официальный сертификат Американской ассамблеи университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления в Америке свыше 1300, в том числе 600 - это школы бизнеса, самостоятельно действующие в рамках многопрофильных университетов. Они дают регулярное образование в области бизнеса и менеджмента. В стране действует свыше 10 тыс. консультативных фирм, не считая десятков тысяч независимых консультантов, которые оказывают услуги по различным аспектам этой деятельности. Более 70 периодических изданий, свыше десятка издательств специализируются на литературе по управлению и бизнесу. США - лидер науки управления, исследований в области бизнеса и менеджмента с точки зрения и численности исследователей, и объема затрачиваемых средств, и широты охватываемых проблем.

Система образования по бизнесу и менеджменту, как и по большинству других специальностей, является

в США трехступенчатой. После окончания средней школы, проучившись четыре года в университете или колледже, можно получить степень бакалавра, что примерно соответствует нашему диплому о высшем образовании. При этом после первых двух лет можно прервать образование, что будет равносильно окончанию «младшего колледжа». Далее следует двухгодичное образование помагистерским программам: «магистра делового администрирования» - Master of Business Administration - знаменитой МВА (Эм Би Эй); «магистра науки управления» - Master of Management Science - MMS (Эм Эм Эс); «магистра международного менеджмента» - Master of International Management - MIM (Эм Ай Эм) и подобным им.

Обычно на магистерские программы поступают люди в возрасте 25-30 лет, имеющие кроме степени бакалавра не менее двух лет практической работы. Степень магистра, присваиваемая в результате обучения, вообще говоря, не является ученой. Это степень скорее «профессиональная», свидетельствующая о том, что получивший ее выпускник имеет не только теоретические, но и практические знания и отчасти навыки в области бизнеса и менеджмента на основе разбора большого количества управленческих ситуаций, участия в управленческих играх, стажировок в крупных фирмах, за границей и т.п. Программы МВА - основные для школ бизнеса, особенно ведущих. Они отличаются исключительной интенсивностью учебы и гарантируют высокое качество специалистов. За выпускниками первой десятки наиболее котирующихся школ бизнеса идет настоящая охота. Например, начальная зарплата магистра Гарвардской школы бизнеса, вот уже много лет занимающей первое место, как правило, превышает 60 тыс. долл. в год. Ее постоянный соперник - Стэнфордская школа бизнеса, ведущие места занимают Уортонская школа в Пенсильвании, Слоуновская школа

в Массачусетсом технологическом институте, Школа бизнеса Мичиганского университета и другие. И в то же время у тех, кто оканчивает менее престижные школы, могут возникнуть проблемы с трудоустройством. В целом же, чтобы сделать карьеру профессионального управляющего в США, особенно в крупной фирме, или же специалиста по бизнесу и менеджменту высокого ранга, наличие магистерской степени считается весьма желательным. В последнее время широко распространяются вечерние программы обучения по магистерским программам для руководителей-практиков высшего звена (Executive MBA). В целом профессиональную степень MBA ежегодно получают около 72 тыс. американцев, что составляет четвертую часть всех магистров, которых готовят американские университеты по всем специальностям.

Третьей ступенью обучения бизнесу и управлению являются программы, ведущие к получению степени доктора философии - Philosophy Doctor - Ph.D. (Пи Эйч Ди). Они предусматривают трех-четырех годичное обучение с обязательной защитой диссертации и присвоением ученой степени Ph.D. Эта степень, примерно равная степени кандидата наук в сильном советском ВУЗе или научно-исследовательском институте, выше

степени магистра, но существует как бы параллельно. Магистерская степень - профессиональная, а докторская - ученая. Те, кто ее получают, не намереваются становиться менеджерами-практиками, а будут заниматься исследованиями, преподаванием в этой области, либо профессиональной работой плановика, аналитика на фирмах. Высокое качество Ph.D. в университетах США (где, кстати, нет аналогов второй, более высокой степени «доктора наук», присваиваемой у нас и в Европе) определяется освоением прежде всего огромного массива научной литературы и многочисленными специальными курсами по предмету. Нередко аспирант, начинающий программу Ph.D. в одном университете, заканчивает ее в другом, что диктуется его научными интересами, логикой исследования, наличием крупных ученых, занятых исследованиями по интересующим его проблемам. На программу Ph.D. поступают аспиранты, имеющие степень бакалавра, а иногда (совсем не обязательно) - степень магистра, в этом случае срок обучения уменьшается. Эта американская система является весьма разветвленной, гибкой и дорогостоящей. Плата за обучение по программе MBA обычно составляет в ведущем университете около 15 тыс. долл. в год, а получение степени Ph.D. обходится еще дороже.

В последнее время эта система образования нередко подвергается критике. По мнению некоторых, она формирует людей, находящихся «в башне из слоновой кости», имеющих высокие амбиции, но не знающих реальной жизни, неспособных приспособиться к переменам. Тем не менее, школы бизнеса в США отнюдь не разоряются. Более того, доходы от магистерских программ - это обычно хорошая поддержка для других, некоммерческих видов деятельности американских университетов. Если какие-то магистерские программы перестают пользоваться спросом, их заменяют другими. Чтобы усилить связь науки и практики, многие школы бизнеса предпочитают брать в преподаватели людей, поработавших на руководящих должностях в фирмах и госведомствах и в то же время имеющих степень Ph.D., опытных в обучении и научных исследованиях. Профессора, прошедшие такого рода «ротацию» - это особая, очень ценная для школ бизнеса категория преподавателей.

Следует однако подчеркнуть, что американский путь формирования менеджеров - не единственный в мировой практике. В Японии, например, существует всего лишь три школы бизнеса, главным образом, для подготовки тех, кто намеревается работать за границей. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции «обучения посредством опыта», планомерно перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою фирму. Лишь в возрасте около 35 лет сотрудники имеют шанс получить первую руководящую должность. На японских фирмах учатся все - от рабочих до президента, и главная ответственность за это возлагается на руководителей каждого из подразделений, старшие учат младших. Направление практиков на обучение в сторонние учебные центры - дело не частое, хотя, например, на фирме «Мацусита Дэнки» существует Академия Мацуситы, где способных молодых людей с высшим образованием обучают еще целых пять лет. Но это исключение для элиты.

Европейцы также имеют школы бизнеса. В их ведущей европейской ассоциации EFMD (European Fund for Management Development« Европейский фонд развития менеджмента») зарегистрировано около 300 полноценных центров обучения менеджеров. Многие из них отличаются высоким уровнем подготовки, хотя магистерские степени в области бизнеса и управления не так распространены и не столь высоко котируются, как в США. Несколько большее значение в европейских школах имеют приближенные к производству дисциплины, изучение социальных, а также страновых и международных аспектов бизнеса и управления.

И все же следует признать, что подготовка, формирование менеджеров в разных странах очень сближаются и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последнее десятилетие. Менеджмент как профессия, как область знания становится поистине интернациональным. Освоение опыта управления каждой из стран, передача этого опыта - дело очень ценное и полезное, что начинают понимать все. Ведь это позволяет не только понять, как вести бизнес за границей, но и научиться избегать ошибок в ситуациях, которые не встречались в настоящем и прошлом, но вполне возможны в будущем. История чужого успеха или неудачи тоже бывает очень поучительна. И, конечно, научные и эмпирические обобщения, выработка общих принципов эффективного управления, типизация его различных форм и условий их применения - все это предмет серьезной работы тех, кто думает о менеджменте в научном плане, продвигает вперед управленческую мысль.

Во всем этом многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

Как раз этому служит предлагаемый нашему читателю данный американский учебник по управлению. Это не первая книга такого рода, переведенная в СССР. В 1981 году вышла книга Г. Кунца и С. О"Доннела «Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций» (Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981). Ранее наши читатели познакомились с довольно полным «Курсом для высшего управленческого персонала» (Сокр. пер. с англ. /Науч.ред. В.И.Терещенко/ М.: Экономика, 1970). Обзорный характер носила книга Д. О"Шонесси «Принципы организации управления фирмой» (М.: Прогресс, 1979). Среди советских работ по этой проблематике наиболее существенную роль сыграла книга академика Д. М. Гвишиани «Организация и управление» (2-е доп.изд. М.: Наука, 1972), посвященная систематизации и анализу американской теории управления на тот момент. Однако учебник «Основы менеджмента» носит качественно иной характер. В нем

привлекают три характерных особенности.

Во-первых, это - достаточная полнота описания наиболее важных элементов современного знания об управлении, в то время как, скажем, книга Г.Кунца и С.О"Доннела, в основном, освещала принципы «классической» или «административной» школы в теории управления, а более компактный учебник Д. О"Шонесси содержал популярный обзор результатов наиболее известных исследований в этой области. Авторы «Основ менеджмента» пошли, по их признанию, по пути несколько эклектическому. Они не стали гоняться за мнимой методологической стройностью изложения, а постарались достаточно сбалансирование осветить достижения различных подходов и школ и их реальный вклад в современную управленческую мысль. Читатель книги может быть уверен, что получит основы знаний о менеджменте, познакомится со всеми наиболее важными достижениями западной управленческой мысли, узнает наиболее известные имена авторитетов науки и практики менеджмента. В целом это подготовит к тому, чтобы сделать следующие шаги - углубиться в изучение специальной литературы по отдельным аспектам управления, обсуждать эти проблемы с западными коллегами или учиться менеджменту за рубежом. Такая особенность книги, конечно, является большим достоинством в наше время приобщения к достижениям мировой управленческой мысли.

Во-вторых, данный учебник имеет свои преимущества с точки зрения круга читателей. При добротном научном уровне он написан доходчиво, увлекательно, даже живо, чего не было ни в одной из предыдущих книг такого рода - отечественных или переводных. Его можно не только внимательно прорабатывать с карандашом в руках, но и просто читать для расширения кругозора, а то и для удовольствия. Основной контингент наших читателей - те, кто занялся изучением менеджмента, не имея серьезной предварительной подготовки и, может быть, даже высшего образования. В Америке этим учебником пользуются, прежде всего, студенты-бакалавры. Мне, в частности, довелось его использовать в качестве основного учебного пособия при чтении курса основ менеджмента в 1989 г. в Государственном университете Сан-Франциско для студентов этой категории. Но с учетом специфики нашей страны этот учебник может быть использован не только студентами. Руководители, которые получают подготовку в области менеджмента или повышают свою квалификацию, уже сложившиеся инженеры или экономисты с опытом конкретной работы найдут для себя эту книгу интересной и полезной, поскольку она открывает новую для них область знаний, обычно не входящую в наши вузовские курсы. Книга эта вследствие все той же новизны ее проблематики может быть весьма полезна и для тех, кто получает последипломное образование в аспирантуре или же по новым для нас магистерским программам. Ее, безусловно, используют те, кто налаживает сейчас в нашей стране преподавание менеджмента. Ее прочтут люди разных возрастов и профессий, занимающихся самообразованием. Словом, при становлении новой системы подготовки и повышения квалификации менеджеров в нашей стране данный учебник, как представляется, окажется весьма ко времени.

В-третьих, эта книга интересна с точки зрения методического подхода к организации изложения материала. На мой взгляд, она представляет собой хороший образец высокого научного уровня, отточенности определений и формулировок, чувства меры в изложении научных истин и в то же время полновесной информации о практике управления, ярких примеров и конкретных ситуаций для анализа. Обилие иллюстративного и схематического материала, обобщения в конце каждой главы, вопросы для обсуждения - все это, конечно, итог многолетней эволюции методики управленческого образования в Америке, а для нас - пример современного подхода к эффективному обучению студентов и руководителей.

Говоря о содержании книги, следует признать, что она дает неплохое представление о состоянии американской управленческой мысли. Читая ее, можно, в частности, сформировать определенную позицию по традиционному, но до сих пор актуальному вопросу: является ли управление наукой или искусством? Имеется достаточно оснований, чтобы утверждать, что это - синтез науки, искусства и опыта, о чем говорится в главе 1. Это, конечно, тривиально, но важно осознать тот факт, что деятельность по управлению настолько сложна, а наука управления - еще настолько молода, что нужно с большой осторожностью оценивать ее возможности, разумеется, не умаляя полезности проверенных жизнью теорий и научно обоснованных методов. Никто не знает простых рецептов решения управленческих проблем, что многократно подчеркивается на страницах данной книги. Эта мысль лежит в основе методологии «ситуационного подхода» к управлению - едва ли не самого крупного научного результата в этой области за последние два десятилетия.

Характерные для отечественной литературы прошлых лет заверения в том, что мы якобы способны «научно управлять» не только производством, но и обществом, не выдерживают критики ни с теоретической, ни с практической точек зрения. С объективных позиций, современное состояние научного знания об управлении и ведении хозяйства таково, что оно может служить источником не только озарений, но и серьезных заблуждений, а «научно обоснованные» теории и методы могут принести не только пользу, но и значительный вред. Необходимо признать, что миф о «научном управлении» долгое время был просто выгоден правящему слою бюрократии в административно-командной системе в вашей стране как один из аргументов централизации власти в ее руках. Сегодня же попытка обывателей найти виноватых в наших прошлых и настоящих ошибках среди ученых, которые якобы не то советовали руководителям, просто некорректна с позиций реальной практики управления, тое погоду делают те, кто обладает властью, а не те, кто что-то им советует. Хотя в отставании науки и образования в области управления повинны, конечно, люди ученые.

В реальном управлении фигура ученого, эксперта, пожалуй, не так важна, как фигура руководителя, пусть не столь образованного, но владеющего таинствами управления как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и научного знания в этой области

даст синергетический эффект, умножит способности добиваться нужных результатов на практике. Сделать все, чтобы на поверхность реальной экономической жизни поднялись настоящие таланты в области бизнеса, менеджмента, предпринимательства, чего бы это ни стоило - вот путь спасения в условиях рынка. Без этого в нашем хозяйстве не произойдет ничего хорошего.

Для читателя важно в то же время понять, что управление, менеджмент - это, конечно, самостоятельная область знаний, требующая вдумчивого освоения. Это отдельная дисциплина, а точнее - междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством. Читатели книги убедятся, что на управленческую мысль влияют достижения многих наук, а эволюция управления в XX веке как раз и состоит в использовании этих достижений для решения главной проблемы - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.

И, действительно, первый прорыв в управленческой мысли, происшедший в начале века и связанный с «тейлоризмом», был основан на положении о том, что управлять можно «научно». Это явилось одновременно и озарением, и иллюзией, но фактически состояло в перенесении идей инженерных наук на управление в низовом производственном звене. Правда, довольно скоро в мире управления осознали принципиальную ограниченность «тейлоризма». Последующий крупный шаг в развитии западной управленческой мысли, тесно связанный с предыдущим, состоял в распространении «принципов управления», сформулированных А.Файолем, что можно признать первым самостоятельным результатом «науки администрирования» в се теперь уже классическом варианте, ориентированном прежде всего на построение «формальных» организационных структур и систем. Не случайно американцы называют этого француза отцом менеджмента. Надо сказать, что поиски рациональных форм управления предприятиями в нашей стране велись в то время с некоторым учетом этих достижений. Так, например, решением партийной конференции «функционалка» (по Тейлору) была упразднена в пользу «линейно-функциональных» оргструктур (по Файолю). Но за всем этим стояли отнюдь не научные аргументы, над страной уже витал призрак жестко контролируемых иерархических систем управления, основанных на беспрекословном подчинении низовых уровней вышестоящим, на универсализме, стандарте и обезличенности, что стало политической и хозяйственной реальностью на многие десятилетия.

Третий прорыв в управленческой мысли, сопоставимый по своему значению с первыми двумя и называемый часто «неоклассическим» - зарождение школы «человеческих отношений» на рубеже 30-х годов. В 1940-60-е годы это направление было продолжено развитием теории организаций как социальных систем, но по своему характеру это было не что иное как использование достижений психологии и социологии - наук о человеческом поведении - в управлении. В советской теории и практике ничего, кроме жесткого отпора «проискам» буржуазной идеологии в области налаживания «человеческих отношений», это не вызвало, а попытки отдельных наших ученых апеллировать к разуму привели лишь к разгрому социологии и остановили ее применение в управлении. Это, наряду с недооценкой психологических аспектов поведения в реальных организациях, нанесло нам огромный ущерб, который до сих пор отнюдь не восполнен.

Новый рывок в управленческой мысли - развитие современных количественных методов обоснования решений в 1950-60-е годы - оказался прямым следствием применения математики и компьютеров в управлении. В нашей стране в этот период экономико-математическое движение было особенно сильным, оно оказало большое и в целом положительное влияние на экономическую и управленческую мысль, хотя и не было лишено серьезных иллюзий и значительных недостатков. Именно «количественная школа» в мировой управленческой мысли стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики - областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления - к управлению, что по прошествии времени способствовало преодолению конфликта между рационализмом сторонников «науки управления» и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях, организациях и обществе.

На рубеже 1970-х годов переломной для всей управленческой мысли явилась четко сформулированная идея о том, что организация - это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. 70 - 80-е годы прошли в интенсивных поисках взаимосвязей между типами среды и различными формами управления. Увы, и этот переход от универсализма к «ситуационному подходу», сравнимый с переходом от плоскости к трехмерному пространству, от немого черно-белого кино к цветному со стереофоническим звуком, в отечественной управленческой мысли, находившейся, как и все общество, в застое, к сожалению, прошел почти незамеченным.

Десятилетие 80-х ознаменовалось новым прорывом - неожиданным для многих американцев открытием значения «организационной культуры» как мощного инструмента управления, особенно эффективно используемого японцами. Сегодня многие американские теоретики склонны ставить культуру по силе воздействия на людей вровень с организацией как управленческим инструментом, а учебные программы по преобразованию культуры в организациях - модное новшество ведущих школ бизнеса в 90-е годы. Как представляется, в этом есть рациональное зерно. Ведь и мы во второй половине 80-х годов обнаружили, что главный потенциал и в то же время главная опасность для прогрессивных изменений кроется в человеке, а точнее, в его сознании, в культуре, в том числе в культурных стереотипах поведения в организациях.

Если говорить о годах 90-х, то здесь, на мой взгляд, просматриваются три наиболее интересные