Современное толкование системы права и системы законодательства. Система права и система законодательства в сравнении. Публичное и частное право

Система права - это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы права выступают:

1) правовые институты;

2) отдельные юридические нормы;

3) отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт - это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина - в конституционном праве, в гражданском - институт собственности и наследия и т. д.

В объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

Система права формируется из отраслей, а сами отрасли - из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное - подотраслью административного.

На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона - это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.


Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание - это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства - это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права - это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.

Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства - характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

Правовое отношение: понятие и признаки

Правовое отношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

Правовые отношения имеют следующие признаки:

1) правоотношения возникают, изменяются, а также прекращаются лишь на основании правовых норм;

2) правовые отношения характеризуются взаимосвязью участников через корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности;

3) для данных отношений обязательным является наличие сознательно-волевого характера;

4) правовые отношения охраняются государством;

5) индивидуализированность субъектов правоотношений;

6) наличие идеологического и общественного характера.

Виды правовых отношений, как правило, различаются:

1) по своему функциональному назначению;

2) своей непосредственной принадлежности к отраслям права;

3) субъектному составу;

4) характеру выполнения юридических обязанностей;

5) составу их участников;

6) длительности.

Так, по принадлежности к отраслям права можно выделить:

1) государственно-правовые отношения;

2) гражданско-правовые отношения;

3) уголовно-правовые отношения и др.

По своему функциональному назначению они делятся:

1) на регулятивные, которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов правоотношений;

2) охранительные, которые возникают по причине неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на охрану установленных законом прав и обязанностей участников правоотношений.

По субъектному составу правовые отношения делят:

1) на абсолютные, в которых точно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права, а все остальные - носители юридических обязанностей;

2) относительные, в которых точно и поименно определены все участники.

По характеру выполнения юридических обязанностей можно разделить правовые отношения:

1) на активные, а именно те, в которых обязанность состоит в исполнении активных действий;

2) пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется в воздержании от совершения некоторых деяний.

По длительности можно выделить:

1) кратковременные правовые отношения;

2) длительные правовые отношения.

Одним из наиболее простых и распространенных критериев является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Но также широко распространена классификация правоотношений в зависимости от количества участвующих в них сторон и способа распределения между ними прав и обязанностей.

По данному критерию различают правоотношения:

1) односторонние;

2) двусторонние;

3) многосторонние.

Главная отличительная особенность односторонних правоотношений состоит в том, что каждая из двух участвующих в них сторон обладает по отношению к другой или только правом, или только обязанностью. Самым наглядным примером может служить договор дарения. Характерным признаком двустороннего правоотношения можно считать наличие у каждой из двух участвующих сторон взаимных прав и обязанностей.

Специфической особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон, а также наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении субъективному праву одной стороны будет соответствовать юридическая обязанность другой стороны. Примером можно считать любую гражданско-правовую сделку, в которой, помимо двух сторон, участвует посредник.

Систему права не следует отождествлять с системой законодательства. Система права, складывается объективно в соответствии с существующими в каждой конкретной стране видами общественных отношений, система же законодательства является результатом его целенаправленного формирования и упорядочения.

Законодательство в широком смысле - система нормативно правовых актов. В России среди нормативно-правовых актов высшей юридической силой обладают законы. Поэтому понятие законодательства имеет и узкую трактовку. В собственном смысле слова законодательство - совокупность законов, принятых органами народного представительства или непосредственно самим народом (на референдуме).

Различия между системой права и системой законодательства принято видеть в следующем.

1. Исходным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом законодательства - нормативный акт. В этом смысле структура права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма.

2. Право и законодательство различны по объему: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, с одной стороны, а с другой - включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы - технические, количественные и т. д.

3. Система законодательства отражает систему права и строится на ее основе. В этом смысле система права имеет первичный, исходный характер, а система законодательства - производный. Система права служит объективной основой для системы законодательства.

Систематизация, и прежде всего кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных).

Законодательство, как и право, есть также система, а не просто механическая масса различных актов. Элементы системы законодательства тоже обладают признаками единства и различия, соподчиненности, дифференциации, способности к обособлению.

В отличие от структуры права структура (система) законодательства. имеет не только отраслевое (горизонтальное), но и вертикальное (иерархическое) и федеративное строение.

В основе федеративной системы российского законодательства лежат два критерия: 1) федеративная структура государства и 2) компетенция субъектов федерации в области законотворчества.

Как известно, Федеративным договором от 31 марта 1992 года и Конституцией РФ 1993 года предусмотрено три типа субъектов федерации: национально-государственный тип (республики в составе РФ), административно-территориальный тип (края, области, города Москва и Санкт-Петербург) и национально-территориальный тип (автономная область и автономные округа).

В соответствии с этим законодательство (в широком значениями этого понятия) Российской Федерации состоит из четырех уровней: 1) федеральное законодательство (Конституция РФ, Основы законодательства РФ и субъектов Федерации, Основы политики РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты федерации); 2) законодательство республик в составе Российской Федерации (Конституции республик, законы и иные нормативные акты республиканского законодательства); 3) уровень краев и областей (нормативно-правовые акты - Уставы, законы, решения, постановления краевых, областных, городских Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов, глав соответствующих администраций); 4) уровень автономной области и автономных округов (нормативно-правовые акты - законы, решения и т. д. областного и окружных представительных органов, глав соответствующих администраций) .

В основе отраслевой (горизонтальной) системы законодательства лежат два критерия: 1) система права и 2) система отраслей государственного управления. В соответствии с этими критериями горизонтальная плоскость системы законодательства расчленяется на отрасли законодательства, соответствующие отраслям права (конституционное право - конституционное законодательство, гражданское право - гражданское законодательство и т. д.), и комплексные отрасли законодательства, выделенные применительно к сферам государственного управления экономикой и социальными отношениями (природоохранительное законодательство, сельскохозяйственное законодательство, транспортное законодательство и т. д.). Комплексная отрасль законодательства - своего рода нормативный массив актов над основной, базовой отраслью или отраслями законодательства. Последние представлены, в основном, в виде отраслевых кодексов (ГК, УК, ГПК, УПК, КЗоТ, КоБС и др.).

Таким образом, отраслевая (горизонтальная) структура законодательства России состоит из образований разного уровня: надотраслевых массивов (комплексных отраслей), основных отраслей, подотраслей, институтов законодательства, нормативных актов.

В основе вертикальной (иерархической) системы российского законодательства лежит классификация нормативных актов по юридической силе и органам, их издавшим. Эта классификация опирается на разделение нормативно-правовых актов на законы и подзаконные нормативные акты.

Поэтому вертикальная структура отечественного законодательства представляет собой систему нормативно-правовых актов Российской Федерации; от законов, принятых высшими представительными органами государственной власти (прежде всего Конституции) до нормативных актов местных органов власти и управления, а также актов нормативного характера локального значения (учреждений, организаций), изданных в пределах предоставленных полномочий.

В сфере источников (форм в юридическом смысле) нашего права сейчас происходят сложные, во многом неоднозначные процессы. Правовая реформа внесла в эту область правовой системы большую неопределенность, даже анархию, чудовищное размножение одних и вымирание других, не менее ценных видов актов.

Основной юридический источник (форма) российского права - закон, принятый представительным органом государственной власти либо непосредственным народным волеизъявлением на референдуме. Длительное время статус и значение закона в отечественной правовой системе принижались, выхолащивались потоками подзаконного и ведомственного нормотворчества. В настоящее время мы, вероятно, находимся еще в самой начальной стадии восстановления прав закона как реального, а не сугубо формального источника права. На пути этого восстановления сейчас выявился ряд проблем, правильная постановка и разрешение которых будет способствовать возрождению роли закона в отечественной правовой культуре.

Прежде всего необходимо уяснить фундаментальный факт, что восстановление полнокровного статуса закона находится в тесной связи с системным упорядочением и поддержкой всех без исключения нормативных источников правовой системы. В свое время, в рамках политической, экономической и правовой реформ с учетом засилья подзаконного регулирования был взят курс на резкое увеличение удельного веса законов в общем нормативном массиве правовой системы. Этот курс стал осуществляться на основе упрощенного понимания формулы “приоритетности закона” - как чуть ли не механического численного превосходства законодательства (в узком его смысле) над всеми иными нормативными юридическими регуляторами. В связи с этим обозначилась линия к культурной недооценке иных форм и уровней нормативного воздействия, и они опять стали безудержно плодиться и попирать законодательство. В настоящее время во многом из-за неупорядоченности и продолжающейся теоретической и практической неясности статуса подзаконного нормотворчества оно вновь приобрело черты фактически приоритетной формы регулирования. Указы Президента активно вмешиваются во все без исключения сферы общественных отношений.

Не вызывает никакого сомнения, что в целом тенденция к введению правового регулирования, особенно его жизненно важных, принципиальных сфер, связанных с правами человека, развитием экономики, новых форм жизнедеятельности в рамки законодательной формы - безусловно, положительная, далеко еще не окрепшая и потому нуждающаяся во всяческой поддержке. Однако уже сейчас в соотношении законов и подзаконных актов необходимо видеть грань, переход которой на путях безудержного производства законов не менее опасен и вреден с точки зрения эффективности права, нежели другая крайность - неконтролируемое правительственное и ведомственное нормотворчества.

Каждый источник права - и закон, и подзаконный акт, и индивидуальное решение выполняют специфические функции в правовой системе, обслуживают “свои” секторы общественных отношений. Их “притирка”, соподчинение, четкое взаимодействие - итог многолетнего развития, долгого накопления опыта, правовой культуры, совершенствования практики. Надо ли говорить, сколь мощный удар отечественному правопорядку, а в конечном счете людям наносит волюнтаристское и непрофессиональное вмешательство в столь тонкую сферу?

Усмотрение социальной ценности закона как формы, которая чуть ли не сама по себе способна решать все проблемы, стоит только одним махом увеличить ее удельный вес в правовой системе - старый и любимый предрассудок нашей теории, с которым она до сих пор не хочет расставаться, но который на практике лишь подстегивает безудержное производство, инфляцию и быстрое обесценение законов. Каждая правовая система, каждая конкретная историческая ситуация знает меру законов как источников права. Формула этой меры в российской правовой системе - фундаментальная проблема отечественной науки. Скорее всего, эта мера ничего не имеет общего со схемой “чем больше, тем лучше”, когда приводятся ”аргументы” о количестве законов, принимаемых за одну сессию Конгрессом США. Сам подход к такой аргументации свидетельствует о поверхностности ”нового” правового мышления, когда даже сами юристы выводят прямые и упрощенные следствия из сравнения столь различных правовых систем и социально-исторических контекстов. Соотношение источников права закономерно не только для каждой правовой семьи, но и для их национальных разновидностей. Нарушение пропорций этого соотношения чревато потерей равновесия всей правовой культуры.

Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание - это внутреняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. системы нормативных правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер, обусловленный экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формы права - системой законодательства. Законодательство - форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства - это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и координированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных фактов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя рациональным, комплексных построением источником права.

Отраслевая обособленность характеризует и систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.

Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решении о системе законодательства, строении нормативных правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразие их соотношений друг с другом.



Система законодательства должна строиться в зависимости от сложившейся системы права, не отклоняясь существенно от нее. “Теоретические соображения и практические потребности повышения качества законодательства и сокращения его объема требуют сближения системы законодательства и системы права . Более того, природа системы права и системы законодательства позволяет говорить о тесной взаимосвязи между ними. “Не случайно схема построения Свода Законов СССР и союзных республик была составлена частично по отраслям права, частично по практически сложившимся сферам комплексного регулирования - отраслям или институтам законодательства. Большинство ученых считали при этом необходимым достигать наибольшего сближения системы права и системы законодательства” .

Однако система права и система законодательства не тождественны.

Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт. Юридические нормы отраслей права - это строительный материал, из которого складывается та или иная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал рассредоточен по различным правовым актам.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство).

Идеальным вариантом, очевидно, является совпадение отрасли права с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения и т.д.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает государственное устройство страны и, если государство федеративное, то имеет место два уровня законодательства - федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации,а если государство унитарное, то уровень законодательства один - центральное законодательство.

Единство принципов распределение правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства:

1. акты высших органов государственной власти,

2. акты высших органов государственного управления.

Вертикальная же структура права предполагает сложные взаимосвязи норм права, определяющие ее юридическую силу. Особенно если учесть возможность формулирования нормы права в нормативных правовых актах различной юридической силы.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат координационные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена реально существующими общественными отношениями. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различий между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства - важная теоретическая и практическая задача.

Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

Контрольные вопросы к главе 4:

1. Что такое правотворчество?

2. Назовите виды правотворчества в Российской Федерации.

3. Каковы основные стадии правотворческого процесса?

4. Что такое систематизация законодательства и каковы ее формы?

5. Каковы виды учета законодательства?

6.Какова история создания собраний законодательства в России?

7. Каковы виды инкорпорации?

8. Понятие и назначение консолидации законодательства.

9. Каковы основные признаки кодификации законодательства?

10. Назовите основные виды кодификационных актов.

Абулханова С.М. Особенности структуры системы законодательства субъектов Российской Федерации//Бизнес в законе. - 2009. - № 1. - С. 59-61.

Апт Л.Ф.Нетипичные предписания в федеральном законодательстве//Ленинградский юридический журнал. - 2008. - № 3. - С. 25-43.

Болонин С.Ю. Правотолкование и правотворчество - две самостоятельные формы юридической деятельности//Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2008. Т. 9. - № 3. - С. 139-143.

Владимиров В.А.К вопросу об отраслевом построении системы законодательства//Юридические науки. - 2009. - № 4. - С. 10-14.Занина М.А. Коллизии кодексов и других федеральных законов, относящихся к разным отраслям законодательства//Российское правосудие. - 2009. - № 12. С. - 27-36.

Галузо В. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития//Закон и право. - 2009. - № 8. - С. 28-30.

Иванов В.С. Классификация законов в концепции систематизации российского законодательства М.М. Сперанского//Бизнес в законе. - 2010. - № 2. - С. 43-46.

Касаева Т.В. Правотворчество и правообразование // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. № 2. С. 207-208.

Корнев В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание права//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2008. Т. 8. - № 4. - С. 35-42.

Кузьмин А.В. Юридическая деятельность: проблемы единства позитивистского и естественно-правого начал. Монография. Спб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2008. – 131 с.

Кузьмин А.В., Карчевская Н.И., Терских И.Ю. Некоторые проблемы реализации законотворческой функции политическойпартии как института гражданского общества // История государства и права. 2008. № 12. С. 2-3.

Макарчук И.Ю. Правотворчество: понятие и место в механизме правового регулирования//Молодой ученый. - 2010. - № 1-2-2. - С. 153-159.

Михайлов А.Е. Правовая политика российского государства по систематизации нормативных правовых актов: состояние и перспективы/Д.В.Пажетных//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2009. - № 52. - С. 96-108.

Михеева И.В. Российское правотворчество: традиционные акценты истории//Журнал российского права. 2010. Т. 10. № 166. С. 98-105.

Нейман В.Б. Нравственность федерального законодательства//Стандарты и качество. - 2008. - № 9. - С. 32-35.

Ображиев К.В. Уголовный закон и уголовное законодательство: проблемы соотношения//Российский ежегодник уголовного права. - 2008. - № 2. - С. 205-217.

Осипов М.Ю. Основные факторы, влияющие на правотворчество и правовое регулирование: понятие и соотношение//Современное право. 2009. № 8. С. 3-5.

Паулов П.А. О соотношении системы законодательства и системы права//Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 7. - С. 6-9.

Ситникова И.Е. Политический плюрализм и правотворчество: условия взаимодействия// Пробелы в Российском законодательстве. 2009. № 1. С. 286-288.

Тихомиров Ю.А.Юридические приоритеты и коллизии в федеральном законодательстве/О.А.Дворникова, Н.Е.Егорова, А.Н.Морозов, И.В.Плюгина, А.Е.Помазанский//Журнал российского права. - 2008. - № 11. - С. 12-28.

Фархуллина Н.Н К вопросу о противоречии федеральному и региональному законодательству муниципальных нормативных правовых актов субъектов рф (практический аспект)//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 2. - С. 73-80.

Федоров А.Ю. Проблемы повышения эффективности реализации чрезвычайного законодательства Российской Федерации//Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2008. - № 4. - С. 82-84.

Шамаров В.М. Принципы правотворчества: классификация и содержание//Вестник Екатерининского института. - 2009. - № 2. - С. 22-24.

Шминке А.Д. К проблеме соотношения системы права и системы законодательства//Вестник Саратовской государственной академии права. - 2010. - № 4. - С. 65-67.

Храмцова Н.Г. Принципы правотворчества в правовом дискурсе//Пробелы в Российском законодательстве. - 2009. - № 2. - С. 51-53.

Глава 5. Правореализационная деятельность.

Системы права и законодательства принадлежат к очень важной сфере человеческой деятельности - правовой. В чем заключается соотношение этих двух систем?

Законодательство (и его система) - это совокупность всех федеральных законов, подзаконных, нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти, а также международных договоров, ратифицированных Россией. С его помощью придается определенность и некая субъективность общественному праву.

Система права (СП) - это совокупность упорядоченных и взаимосвязанных элементов, правовых норм, которые возникают в обществе на основе взаимоотношений людей и характеризуют уровень развития права в стране. Это внутреннее строение с его делением на отрасли и подотрасли.

Понятие системы права

Система неразрывно связана с правовым сознанием, уровнем правовой грамотности населения. И чем более упорядочена и прозрачна структура законодательного права (включая государственную идеологию), тем лучше система влияет на сознание людей, увеличивая, в свою очередь, уровень их доверия к власти и законодательной системе.

На видео – всё про СП:

Вопрос их соотношения относится к вечно актуальным, поскольку эти системы взаимообогащаемые. (СП) задает направления развития, тенденции и цели системы законодательства, привнося в него общечеловеческие ценности. Со своей стороны, изменения в законодательстве влияют и на развитие общей (СП). и их характеристику вы можете найти в нашей статье.

Например, разрешение на уровне федеральных законов женитьбы в более молодом возрасте со временем может привести и к изменению общественного мнения и права в этом вопросе. Пока что этот вопрос решается на региональном уровне. В некоторых регионах Российской Федерации брачный возраст снижен до 14 лет, что, кстати, соответствует неписаным нормам права и традициям на этих территориях.

Несколько норм могут быть включены в одну статью или один закон (например, статья 1 Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), также одна норма может упоминать в нескольких законах и нормативно-правовых актах российского законодательства (например, право человека на защиту своих прав в суде).

Общие и отличительные признаки (СП) и законодательства в ТГП

Что общего между этими понятиями в ТГП? Они соотносятся как содержание (СП) и форма (система законодательства). Это парная категория, которая входит в более широкую и масштабную правовую систему. (СП) связана с таким понятием, как .

Кстати… Используя системный подход, можно рассматривать (СП) и систему законодательства как многогранные и сложные явления, взаимосвязи между которыми обеспечивают их целостность и служат достижению общих целей.

Как характеризуют общие черты

Системы законодательства и права имеют схожие черты:

  • направлены на защиту прав и интересов граждан, обеспечение безопасности людей, правопорядка;
  • основаны на принципах законности;
  • имеют сложную и разветвленную структуру;
  • выражают правовые нормы страны в определенный исторический период, могут изменяться со временем.

Между этими понятиями (и явлениями) также есть много отличий.

Основные признаки (СП):

  • Первичный характер, объективность (складывалась с древнейших времён на основе человеческих отношений)
  • Горизонтальное (отраслевое) строение.
  • Охватывает всё содержание права.
  • Стабильность.
  • Невидимость (отражает внутренне строение).
  • Включает совокупность правовых норм и морали.
  • Вне законодательства, не зависит от него.

Основные признаки системы законодательства:

  • Вторичный характер, субъективность (складывается на основе (СП) целенаправленными действиями).
  • И вертикальное (федеративное, иерархическое) строение, и горизонтальное (отраслевое).
  • Охватывает ограниченное содержание права, при этом имеет множество нормативно-правовых актов.
  • Динамика, подвижность, постоянный процесс.
  • Видимость (отражает внешнее строение права).
  • Включает совокупность законов и нормативно-правовых актов.
  • Не может существовать без объективной (СП).

Чем отличаются системы муниципального права и системы законодательства

Можно ли соотнести эти два понятия? Понятие «муниципальное право» относительно новое. Оно синонимично понятию «местное право» и используется по отношению к элементам, связанным с местным самоуправлением.

Отождествление норм муниципального права с системой законодательства (федерального, регионального) будет ошибкой. Основная особенность этого явления - решение определенных местных вопросов населением и органами местной власти (как, например, упомянутое выше снижение брачного возраста).

Муниципальное право является чертой местного самоуправления, что закреплено Конституцией Российской Федерации. Оно охватывает сферы частного и публичного права, регулирует общественные отношения, правопорядок, решает споры и конфликты и конфликты на местном уровне, имеет собственные подзаконные и нормативно-правовые акты для достижения этих целей. Решения, запреты и разрешения местных органов власти могут отличаться по содержанию от общей системы законодательства, но они не могут ограничивать права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Проблемы соотношения (СП) и системы законодательства

(СП) делится на отрасли согласно деятельности человека (например, сельскохозяйственную, юридическую, финансовую и другие отрасли). Система законодательства обычно складывается на основе отраслевого деления. Но бывают случаи, когда отрасль права есть, а соответствующего законодательства нет (например, финансовое право).

Тогда законодательные нормы, регулирующие эту отрасль, рассеяны по разным законам и кодексам, что может создавать трудности при рассмотрении, например, споров по этим вопросам в судах.

И наоборот, иногда законодательная отрасль существует без параллельной правовой отрасли (например, есть Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «О полиции», отрасль банковской деятельности, приватизации, а соответствующих отраслей в объективном праве нет).

Идеально, когда эти параметры в обеих системах совпадают. При таком соотношении (СП) и системы законодательства регулирование правоотношений в обществе будет наиболее эффективным.

Тенденцией в развитии российского права является интеграция принципов и норм международного права и международных договоров в российское законодательство, например в сфере экономических, уголовных преступлений, информационных технологий.

А формирование новых отраслей права в соответствии с появлением новых явлений, информационных технологий, новых отраслей деятельности позволит более эффективно решать проблемы и конфликты общества.

Итак, (СП) - это совокупность правовых норм, возникающих в обществе и регулирующих правопорядок и отношения между людьми. Система законодательства - это совокупность всех законов и подзаконных актов, издаваемых органами власти. Эти понятия соотносятся как содержание и форма, взаимодополняют и взаимовлияют друг на друга. Вместе они входят в правовую систему, служат общим целям и имеют как общие, так и отличительные черты.

Эти понятие не следует путать, а выделение их различий помогает систематизировать и структурировать законодательство, чтобы его система становилась всё более логичной и прозрачной.

В теории права соотношение категорий "система права" и "система законодательства", а также "право" и "законодательство" понимается неодинаково. Специфика права выражается в том, что это особое, обладающее объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай; нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные договора, носящие нормативный характер; судебные или административные прецеденты.

Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь, право носит более естественный характер. Основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов.

Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Подобное условие необходимо соблюдать и при характеристике чрезвычайного законодательства.

Система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют более предметно говорить об их относительной самостоятельности. В основе этой посылки лежат следующие черты.

Во-первых, первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает статья нормативного правового акта. Юридические нормы отраслей права - это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право на социальное обеспечение, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, так как она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

право законодательство кодификация нормативный