Преступления в финансово денежной сфере. Преступления в сфере финансовой деятельности государства. Незаконные валютные операции

Преступления в финансово-кредитной сферезанимают особое место в структуре экономической преступности вследствие аккумуляции в этой сфере колоссального количества денежных средств и из-за возможности получения преступниками за сравнительно короткий срок незаконной сверхприбыли. О высокой степени криминализации финансово-кредитной системы российской экономики и огромных масштабах причиняемого стране ущерба свидетельствуют данные Интерпола, согласно которым доходы организованной преступности в указанной сфере превышают доходы от иной преступной деятельности в целом, уступая лишь наркобизнесу. К основным формам экономической преступности в этой сфере относятся:

    контроль со стороны организованной преступности коммерческих банков;

криминальные денежные расчеты;

коррумпированность банковской и кредитно-денежной системы, особенно связанной с деятельностью чековых и других аукционов и инвестиционных фондов;

бесконтрольное обналичивание денежных средств;

фальшивомонетничество, в результате которого в оборот выпускаются фальшивые деньги, валюта, ценные бумаги, банковские документы;

фиктивное и умышленное банкротство.

Несмотря на относительно небольшой удельный вес преступлений экономической направленности в общем числе зарегистрированных преступлений (около 15%), ущерб от их совершения многократно превышает совокупные материальные потери от общеуголовных преступлений и ежегодно достигает, по данным МВД России, более 60 млрд рублей.

При анализе экономической преступности необходимо учитывать особо высокий уровень ее латентности. Реальные масштабы этой скрытой преступности несопоставимы с количеством зарегистрированных преступлений. Большинство экономических преступлений по разным причинам не находит отражения в официальной статистике - уровень их латентности находится в пределах 70-95%. Результаты специальных исследований свидетельствуют, что вся зарегистрированная экономическая преступность составляет не более трети от ее общего фактического массива.

В то же время уровень латентности преступлений экономической направленности существенно различается по отдельным ее видам. Например, сравнительно низкую латентность имеют преступления, связанные с изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг, т.к. факты фальшивомонетничества выявляются в результате проведения проверок при расчете за товары либо при поступлении в кредитно-банковские учреждения.

Наиболее латентными являются: незаконное предпринимательство; преступления, связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, взяточничество.

На значительной латентности преступлений в сфере экономической деятельности сказывается и пассивность населения. Так, выборочные исследования свидетельствуют, что около 80% опрошенных граждан ежегодно становятся потерпевшими от экономических преступлений, а 2,8% из них - два и более раза. Однако лишь каждый девятый потерпевший обратился в правоохранительные органы с заявлением о совершенном в отношении него преступлении.

Общественная опасность экономических преступлений неизмеримо возрастает в связи с их совершением организованными преступными формированиями и фактическим сращиванием экономической и общеуголовной преступности. В настоящее время, по данным статистики, ежегодно около 10 тыс. преступлений экономической направленности совершаются организованными группами или преступными сообществами. Как правило, этими формированиями совершаются наиболее опасные, наносящие огромный вред экономике страны в целом и отдельным предприятиям и гражданам, в частности, особенно сложные для раскрытия, изощренные экономические преступления.

Следствием растущих масштабов экономической преступности является рост нелегальных доходов, что на фоне нехватки бюджетных средств приводит к недопустимому разрыву между величиной доходов дельцов «теневого» бизнеса и работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения превысили доходы 10% наименее обеспеченного населения более чем в 15 раз. Указанное обстоятельство приводит к нарастанию социальной напряженности в обществе и недоверию к государственным и властным институтам, расширению коррупции.

Криминологическое значение для экономической преступности имеют и особенности личности соответствующего преступника.

Лица, совершающие эти преступления, отличаются высокой социальной приспособленностью, хорошей ориентацией в социальных и правовых нормах. Данный тип личности преступника характеризуют корыстная мотивация, стремление к наживе, роскоши, утилитарность, прагматизм, гипертрофированное представление о роли денег: «деньги решают все», «что нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги». Как правило, это мужчины и женщины, достигшие возраста 30 и более лет, имеющие высшее или среднее образование, работающие в государственных или частных экономических структурах.

Вершина «дерева целей» этих лиц формируется в соответствии с так называемой дихотомией целей экономического преступника - в своей противоправной деятельности типичный экономический преступник стремится к укреплению либо завоеванию как прочного экономического положения (за счет максимизации прибыли), так и высоких статусных позиций в обществе. Достижение сверхприбыли обеспечивается ими за счет неприемлемого для легальной хозяйственной системы поведения - прямого нарушения уголовного, гражданского, налогового, таможенного и иного законодательства либо ухода от исполнения юридических обязанностей в условиях нестабильности, пробельности и противоречивости законодательства.

Экономические преобразования в 90-х гг. прошлого века, происходившие без должного правового, организационного и социального обеспечения, показали ошибочность расчета политической власти на самодостаточность рыночных механизмов для преодоления криминальных процессов в экономике страны.

Деструктивные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере:

а) экономически и социально немотивированный радикализм и непоследовательность в осуществлении реформ;

б) разрыв производственно-хозяйственных связей, падение производства и рост посредничества на пути товара от производителя к потребителю;

в) сохранение действия криминогенных факторов, присущих административно-командным методам в руководстве экономикой;

г) усиление дифференциации жизненного уровня населения;

д) отсутствие у большинства граждан навыков экономического поведения в условиях развития рыночных отношений, правовой нигилизм и юридическая неграмотность в отправлении хозяйственных операций;

е) целенаправленные действия преступного мира, преследующего в сфере экономики собственные корпоративные интересы.

Отсутствие реальной защищенности легитимных экономических отношений, отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики; либерализация правового регулирования предпринимательской деятельности и смягчение ответственности за правонарушения в данной сфере; бессистемное принятие правовых актов применительно к отдельным элементам экономической системы, в связи с чем упомянутые акты не только не соотносятся друг с другом, но иногда носят противоречивый характер.

Отсутствие эффективной системы государственного контроля за приватизацией, процессами перераспределения, движением капиталов, деятельностью хозяйствующих субъектов и т.д.

Недостатки в организации в экономических структурах документооборота и учета материальных ценностей, контроля за их использованием, ошибки в подборе, расстановке кадров и т.п.

Недостатки в деятельности правоохранительных органов, отставание организационно-управленческих мер реагирования на изменение криминогенной ситуации в сфере экономики. 1

Заключение

«Экономические преступления являются частью корыстной преступности, непосредственно связанной с экономическими отношениями в стране и в мире. Понимание этой группы деяний еще более неопределенно, чем сама корыстная преступность. Тем не менее, эти преступления во многих странах рассматриваются в виде относительно самостоятельной группы. И к этому есть много оснований - экономических, социальных, криминологических и даже политических» 1 .

Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.

В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности - укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.

Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.

Список используемой литературы

1) Алексеева А. И. Криминология: курс лекций., М., 2005.

2) Антоняна Ю. М. Криминология., М., 2007. С.762.

3) Долговой А. И. Криминология., М., 2008

4) Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 2000.

5) Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М. 2003.

6) Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994.

Дополнительная литература:

1) Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях// Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2007.

    Рудовский Е. Н. Преступления в сфере экономической деятельности // Новое время. 2008. № 20.

Интернет портал «МВД России»

Размещено на Allbest.ru

1 http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_104186/

1 Алексеева А. И. Криминология: курс лекций., М., 2005. С. 344.

2 Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М. 2003. С.32.

1 Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях// Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2007. № 4. С. 12.

1 Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994, С. 33-34.

2 Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 2000. - С. 257.

1 Алексеева А. И. Криминология: курс лекций., М., 2005. С. 345.

2 Долговой А. И. Криминология., М., 2008. С., 920.

1 Долговой А. И. Криминология., М., 2008. С., 920.

2 Антоняна Ю. М. Криминология., М., 2007. С.762.

1 Антоняна Ю. М. Криминология., М., 2007. С.762.

1Степанчикова С.А. Криминология.Учебный курс (учебно-методический комплекс)

1 Рудовский Е. Н. Преступления в сфере экономической деятельности // Новое время. 2008. № 20. С. 16.

Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ). Объект преступления - отношения по поводу порядка осуществления экспорта различного рода сведений и материалов, а также оказание услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Предметом преступного деяния являются сырье, материалы, оборудование, технология, научно-техническая информация, с помощью которых может быть создано оружие массового поражения, вооружения и военная техника. При этом названные предметы становятся предметами рассматриваемого преступления, лишь в том случае, если в их отношении установлен экспортный контроль, целями которого выступает защита национальных интересов России, соблюдение международных обязательств РФ по пресечению возможностей создания оружия массового поражения, вооружения и военной техники, их уничтожению.

Номенклатура подпадающих под экспортный контроль предметов определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Так, Указом Президента от 14 февраля 1996 г. № 202 утвержден Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль.

Объективная сторона деяния заключается в незаконном экспорте из Российской Федерации или передаче указанных предметов, а также незаконном выполнении работ или оказании услуг, которые могут быть использованы в целях создания вооружений или военной техники. Адресатом предоставления соответствующих предметов или выполнения определенной деятельности закон называет иностранную организацию или ее представителя. Это может быть государственная организация или орган межгосударственного образования. К таким организациям могут быть отнесены и зарубежные общественные организации любого рода и уровня.

Экспорт товаров , под которым понимается их вывоз с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе, должен быть законным. Это означает, что субъект, экспортирующий соответствующие товары, или оказывающий услуги, должен иметь лицензию или разрешение на занятие соответствующей деятельностью. В случае если лицензия получена в результате предоставления ложных сведений, экспорт также считается незаконным. Если по каким-либо причинам лицензия или разрешение аннулированы, то и в данной ситуации экспорт считается незаконным.

Решением Президента РФ экспорт отдельных видов сырья или оборудования для отдельных государств может быть запрещен или ограничен в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности ООН, направленных на поддержание мира или в целях защиты национальных интересов Российского государства.

В отличие от экспорта передача соответствующих предметов заключается в их фактическом переходе в обладание иностранной организации или ее представителя, минуя экспортные процедуры и, соответственно, экспортный контроль. Такая передача может состояться на территории России, а сам вывоз переданных предметов осуществляется на страх и риск их нового обладателя.

Под выполнением работ следует понимать любую физическую или интеллектуальную деятельность, которая может быть использована для создания вооружения или военной техники. Например, наладка механизмов, непосредственное производство необходимых для создания вооружения или военной техники ингредиентов или разработка новых технологий.

Под оказанием услуг следует понимать различного рода помощь, которая может быть использована в указанных в законе целях. Например, консультирование специалистов в целях создания оружия или военной техники; их обучение и подготовку и т.п.

Состав преступления - формальный : деяние окончено с момента совершения хотя бы одного из перечисленных в диспозиции действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что совершает общественно опасное, противоправное деяние и желает его совершить. Представляется, что обязательным признаком деяния является также цель, которая заключается в предоставлении соответствующих предметов и оказание услуг в целях создания вооружения и военной техники.

Субъект преступления - специальный , лицо, наделенное полномочиями осуществлять экспортные операции.

Часть 2 ст. 189 относит к квалифицированным видам деяния совершение его группой лиц по предварительному сговору, признаки которой указаны в ст. 35 УК РФ.

Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления согласно ч. 3 ст. 189 признаются деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 189, совершенные:

  • 1) организованной группой;
  • 2) либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Преступление, предусмотренное ч. 3, отличается от деяния, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 189 УК РФ целевым предназначением. Во втором случае целью предоставления соответствующих материалов и оказания услуг является создание оружия массового поражения, а также средств его доставки.

От государственной измены (ст. 275 УК РФ) деяние отличается целью и субъектом преступления. Целью государственной измены является ущерб внешней безопасности Российской Федерации, что исключено для деяния, ответственность за совершение которого предусмотрена в ст. 189 УК РФ.

Если субъектом государственной измены признается только гражданин Российской Федерации, субъектом преступления , предусмотренного ст. 189 , может быть любой гражданин, но имеющий постоянное место жительства па территории РФ и зарегистрированный в России в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, субъектом незаконного экспорта соответствующих предметов или оказания услуг может быть руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законом и имеющим постоянное место жительства на территории РФ.

Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ). Объект преступления - общественные отношения по поводу права собственности на особо ценные объекты культурного наследия.

Предмет преступного деяния - культурные ценности.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1).

Объективная сторона деяния заключается в невозвращении в установленный срок на территорию РФ указанных в диспозиции ст. 190 культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством РФ.

Как правило, срок возвращения вывозимых культурных ценностей устанавливается в соответствующем договоре сторон, представляющих владельца и организацию, вывозящую ценности. Преступление считается оконченным с момента истечения установленного для возвращения ценностей срока если, разумеется, есть к тому достаточные субъективные основания.

Субъективная сторона преступления - прямой умысел. Виновный оосознает, что нс возвращает ценности, хотя установленный для этого срок истек и желает их удержать. Мотив преступления для данного состава безразличен, однако, если виновный желает завладеть подлежащими возврату ценностями, тогда его деяние может быть квалифицировано как хищение.

Субъект преступления - лицо, на которое возложена обязанность но возврату вывезенных ценностей.

Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ). Объект преступления - общественные отношения по поводу правомерного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

В качестве предмета деяния выступают соответственно драгоценные металлы, природные драгоценные камни, жемчуг.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Данный перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. Драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Этот перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.

Жемчуг по существу также относится к драгоценным камням. Однако поскольку современные технологии позволяют изготовить искусственный жемчуг, поэтому он выделен отдельно. К жемчугу как предмету преступления ст. 191 относится только жемчуг «ориенталь» и речной, масса которого измеряется в каратах. Остальные виды жемчуга не являются предметом рассматриваемого преступления.

Закон (ст. 191 УК РФ) не относит к предмету указанного преступления ювелирные и бытовые изделия и лом таких изделий, что противоречит Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Но даже в том случае, если ювелирные изделия не относить к предмету рассматриваемого преступления, тем не менее, драгоценный камень, извлеченный из такого изделия, превращается в предмет рассматриваемого преступления.

Объективная сторона преступления выражается в совершении сделок с драгоценными камнями или с жемчугом в нарушение правил, установленных законодательством России, а также в их незаконном хранении, перевозке или пересылке. Правила совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом и исключения из них устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в частности вышеуказанным Законом, а также Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», постановлениями Правительства РФ, письмами и инструкциями ЦБ РФ, иных ведомств, уполномоченных осуществлять валютные операции или валютный контроль. Российской Федерации и субъектам РФ принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и субъектов РФ, золотого запаса РФ. Во всех случаях основания и порядок совершения валютных операций определяются в нормативно-правовом или разрешительном порядке.

Под хранением рассматриваемых предметов понимается фактическое нахождение их у виновного, вне зависимости от того, является ли он их собственником или хранил по просьбе другого лица.

Перевозка представляет собой перемещение предметов из одного места в другое, при непосредственном участии виновного лица.

Пересылка - отправление соответствующих предметов любым способом, но без непосредственного участия виновного.

Состав преступления - формальный", деяние окончено с момента совершения хотя бы одного из указанных в диспозиции статьи действий. При этом обязательным признаком деяния является размер совершаемого оборота, который должен быть крупным. Его определение дано в примечании к ст. 169 УК РФ.

Субъективная сторона - прямой умысел. Виновный осознает, что совершает незаконные манипуляции с драгоценностями и желает совершить деяние такого рода.

Субъект - физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

В ч. 2 ст. 191 перечислены квалифицированные виды состава:

  • - совершение деяния организованной группой или
  • - группой лиц по предварительному сговору.

Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины (ст. 191.1 УК РФ).

Объектом преступления являются отношения но поводу правомерной заготовки древесины.

Объективная сторона включает в себя следующую альтернативу: приобретение, хранение, перевозка, переработка, сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины.

Заготовка древесины - предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации).

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Отступление от утвержденных исполнительной властью правил заготовки древесины означает незаконность ее заготовки.

Приобретение - получение древесины любым способом, в том числе покупку, получение в дар в качестве средства взаиморасчета за услугу, в качестве уплаты долга, а также присвоение найденного.

Нод хранением понимается владение незаконно заготовленной древесиной и содержание ее в помещении, тайнике или любых других местах.

Перевозка представляет собой перемещение незаконно заготовленной древесины из одного места в другое с использованием любого вида транспорта.

Под переработкой следует понимать получение из заготовленной древесины нового продукта.

Например, химическая обработка совместно с механической позволяет получить фанеру, древесностружечные плиты или фибролит. Термическая обработка дает возможность получить различные смолы, уголь и т.п.

Обязательным признаком объективной стороны деяния является крупный размер совершенных манипуляций, который составляет сумму, превышающую 80 тыс. руб. и исчисляемую по утвержденным Правительством РФ таксам.

Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом и обязательной целью - сбыт.

Субъект общий - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицированным видом преступления является его совершение группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 191.1).

В ч. 3 ст. 191.1 установлена повышенная ответственность за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 191.1: а) в особо крупном размере , который согласно примечанию к статье составляет 200 тыс. руб. (по таксам, утвержденным Правительством РФ); б) организованной группой ; в) лицом с использованием своего служебного положения. Под служебным положением в данном случае следует понимать не только должностное положение в рамках лесного хозяйства, но и любое, в том числе и должностное, положение, которое облегчает или может повлиять на совершение рассматриваемого деяния, например, распоряжение мэра Москвы о рубке лесополосы Лосиного острова.

Нарушение правил сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ). Объектом преступления являются отношения по поводу соблюдения правил сдачи государству драгоценных камней и драгоценных металлов.

Предмет - драгоценные металлы и драгоценные камни, драгоценные металлы как объект преступления ст. 192 аналогичен соответствующему предмету преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ.

Понятие драгоценных камней применительно к составу преступления ст. 192 значительно шире. К таковым относятся не только драгоценные камни, составляющие предмет преступления, предусмотренный ст. 191 и одновременно относящийся к валютным ценностям, но и камни, не относящиеся к валютным ценностям, но тем не менее считающиеся драгоценными. Это - аквамарин, хризолит, топаз, гранат, аметист, рубины, сапфиры, александриты и др.

Предметом рассматриваемого преступления могут быть лишь такие драгоценные металлы или драгоценные камни, которые добыты из недр, получены из вторичного сырья, подняты или найдены.

Добытыми из недр считаются такие металлы или камни, которые подняты из недр любыми лицами.

Вторичное сырье , из которого могут быть добыты драгоценные металлы или драгоценные камни, представляет собой отходы переработки минерального сырья, содержащего соответствующие предметы

Поднятыми или найденными считаются такие драгоценные металлы или драгоценные камни, в отношении которых субъект не предпринимал никаких усилий, связанных с их добыванием.

Объективная сторона деяния выражается в уклонении от обязательной сдачи предмета рассматриваемого преступления на аффинаж или уклонение от обязательной продажи государству драгоценных камней или драгоценных металлов.

Аффинаж представляет собой рафинирование металлов, их очистку от примесей. Сдача добытых металлов на аффинаж является обязательной. Уклонением от аффинажа считаются такие деяния, которые сопряжены с сокрытием соответствующего предмета, его непредоставлением на аффинажные заводы или в другие государственные органы.

Деяние становится преступным лишь в том случае, если оно совершено в крупном размере, определение которого дано в примечании к ст. 169 УК РФ.

Состав преступления - формальный: деяние окончено с момента совершения хотя бы одного правонарушения, указанного в диспозиции статьи, в крупном размере.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: виновный осознает общественную опасность и противоправность своего поведения и, тем не менее, желает деяние совершить.

Субъект преступления - общий: физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Преступления в финансовой сфере начали совершаться сразу, как только появились первые денежные знаки. Изначально, это были элементарные схемы мошенничества, воровство и подделка дензнаков. Однако с развитием финансово-экономической отрасли, совершаемые злодеяния стремительно эволюционировали, распространившись на все виды деятельности, где совершаются операции в национальной или иностранной валюте.

Ответственность за правонарушения, совершенные в экономической сфере регулируются 22 главой Уголовного кодекса Российской Федерации . В частности, этот раздел охватывает статьи 169-200, где подробно расписаны виды и другие преступления, связанные с оборотом денежных средств.

Правонарушения в финансово-экономической сфере деятельности

Эта категория преступлений редко направлена на конкретного человека, и в целом негативно влияет на государственные интересы. Финансовые преступления способствуют росту инфляции и оттягивают средства из государственного бюджета. Это сокращает фактический уровень доходов населения и мешает развитию производственной отрасли, малого и среднего бизнеса. Однако, что можно считать экономическим преступлением?

Общие положения

Характерной особенностью финансовых преступлений является злой умысел. Преступления не совершаются спонтанно, здесь всегда прослеживается четкая структура и план действий. Намного реже злодеяния совершаются по неосторожности, когда может наблюдаться несанкционированное вторжение в одну из сфер коммерческой деятельности. Здесь отсутствует предумышленность, однако, могут произойти негативные последствия для остальных участников рынка.

В обоих случаях, свершившиеся преступления вредят развитию бизнеса в целом, нарушая стабильность работы компаний, делая рынок неустойчивым.

Как классифицируются экономические преступления

Данные правонарушения условно подразделяются на такие категории:

  1. посягательство на общественно-экономические отношения - здесь понимается вмешательство в деятельность фондовых рынков и кредитную деятельность, негативное влияние на формирование госбюджета;
  2. посягательство на финансовый капитал, который находится в частных руках;
  3. противоправные действия в области предпринимательства;

За эти виды незаконной деятельности предусмотрена уголовная ответственность, согласно статьям, которые попадают под действие .

Что считается преступлением


Правонарушения в финансово-экономической сфере характеризуются следующими признаками:

  • несоблюдение нормативно-правовых требований;
  • ошибочное заполнение отчетной документации (если прослеживается умышленность действий);
  • документы финансовой отчетности предоставляются несвоевременно;
  • присутствуют неустойки и штрафные санкции, выполнена переоценка материальных ценностей и финансовых фондов;
  • присутствуют выявленные нарушения технологического процесса производства;
  • сотрудниками не соблюдаются законодательные акты, иногда игнорируя распоряжения непосредственного руководства;
  • уровень жизни руководства или служащих компании заметно выше фактического уровня доходов.

Если здесь прослеживается злой умысел или преступный сговор, наступает уголовная ответственность.

Объекты и субъекты

Разбираясь в обстоятельствах совершенного преступления, сотрудниками правоохранительных органов учитываются объективные и субъективные стороны. Под объектами преступлений понимаются факторы, определяющие тип коммерческой деятельности, степень тяжести и возникшие последствия. Например:

  • заключение незаконных сделок, нарушение правил торговли, ;
  • бездействие или уклонение от уплаты налогов;
  • хищения и причинение иного материального ущерба.

Субъектом считается любое физическое лицо, достигшее совершеннолетия. Следовательно, субъективной стороной могут считаться цели и мотивы правонарушения.

Важно! Для некоторых видов экономических преступлений применяется понятие предмет: , валюты, ценные бумаги.

Преступления в налоговой сфере

Это довольно проблематичная область, которая наносит непосредственный ущерб государству. Если речь идёт об организациях и юридических лицах, виновные в преступлении наказываются денежным штрафом до 300 000 рублей, принудительными работами продолжительностью до 24 месяцев, запретом на занятие некоторыми видами коммерческой деятельности до 3-х лет. Помимо этого, здесь предусмотрен арест на полгода или тюремное заключение до 2-х лет.

В случаях, когда обстоятельства дела предусматривают особо крупные размеры или предварительный сговор группы лиц, ответственность за противоправные действия ужесточается. Максимальный размер штрафа увеличивается до полумиллиона рублей, срок принудительных работ до 5 лет, содержание под стражей до 6 лет.

Если данное правонарушение совершается физическим лицом, ему может грозить денежный штраф в размере 300 000-500 000 рублей, исправительные работы до 3-х лет или тюремное заключение на аналогичный срок. Мера ответственности определяется степенью тяжести преступления: особо крупный размер или нет.

Важно! Виновные освобождаются от ответственности, если впервые замечены в совершении аналогичных преступлений и полностью возместили причиненный ущерб, включая недоимки и пени.

Незаконные валютные операции


Махинации в этой сфере могут дестабилизировать валютный рынок страны, поэтому за правонарушения в данной области предусмотрена довольно суровая ответственность.

Четвертый пример

Граждане Б и Н организовали подпольный клуб для проведения азартных игр. Учитывая, что преступление совершалось группой лиц по предварительному сговору, обвиняемых приговорили к 4-м годам тюремного заключения и оштрафовали на полмиллиона рублей. Основанием для вынесения приговора стала .

Скачать для просмотра и печати:

Добавим, что сроки давности по экономическим преступлениям варьируются в пределах 2-15 лет, в зависимости от характера и степени тяжести. По международным махинациям и преступлениям, направленным против общества, сроки давности, не предусматриваются.

Уаювия разВития Анализ мирового опыта свидетельствует о

финансово-кредитной том, что эффективность любых экономи-\r\nсистемы ческих преобразований в значительной

мере зависит от надежности и стабильности финансово-кредитной системы.

Особенностями развития финансово-кредитной сферы экономики России являются: быстрый рост сети коммерческих банков, фондовых и валютных бирж, инвестиционных, негосударственных пенсионных фондов; становление новых видов финансовых институтов; ускоренная перестройка платежной системы. Причем все эти процессы происходили без достаточной правовой, организационной подготовки и не были подкреплены материально-техническими ресурсами. Новшества вводились поспешно при отсутствии правового регулирования. Многие необходимые для нормального цивилизованного функционирования финансово-кредитной системы законы, нормативные документы принимались с большим опозданием, либо наоборот, слишком быстро. В этот период был ослаблен контроль со стороны государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в первую очередь, Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Отсутствовал должный надзор со стороны органов прокуратуры.

На фоне общего ослабления государства, правоохранительных и контролирующих органов, несовершенства законодательства финансово-кредитная система за период реформ превратилась в одну из наиболее криминализованных сфер экономики.

Наиболее криминогенной в финансовой сфере является банковская деятельность, при этом большая часть преступлений приходится на коммерческие банки. Наблюдается также рост преступлений в страховой сфере, на рынке ценных бумаг, в сфере внешнеэкономической деятельности и совершаемых с использованием компьютерных технологий, электронных средств доступа и систем телекоммуникаций.

Распространенный характер в кредитно-финансовой системе приобрели преступления против собственности, чаще всего совершаемые путем мошенничества и присвоения вверенного имущества - хищения денежных средств с использованием подложных платежных документов и поддельных банковских гарантий, фальшивых авизо, безвозвратное получение и нецелевое использование льготных кредитов. Среди типичных преступлений следует отметить также «отмывание» криминальных денег, финансовые аферы с деньгами вкладчиков, должностные злоупотребления банковских служащих, налоговые и таможенные преступления.

Уголовная ответственность за осуществление незаконной банковской деятельности предусмотрена ст. 172 УК РФ. Незаконной банковской деятельностью признается осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно.

Развитие и внедрение новых информационных технологий порождает в сфере банковской деятельности серьезные проблемы, связанные с обеспечением сохранности, конфиденциальности и достоверности хранимой, передаваемой и обрабатываемой информации.

За незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, ст. 183 УК РФ введена уголовная ответственность за совершение следующих общественно опасных деяний:

за собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом с целью разглашения либо незаконного использования этих сведений;

за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные по их корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб.

Ответственность за совершение такого преступления, как легализация, т.е.

«отмывание», денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, предусмотрена ст. 174 УК РФ. Преступлением в соответствии с текстом данной статьи признается совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

\r\nРазличают несколько этапов развития пре-\r\nЭтапы развития, ^ „ ^

и ступности в кредитно-финансовой системе.

ру_, „ Первый этап: 1992-1993 гг. Для этого

в кредитно-финансовой

времени характерны хищения денежных

средств банков с использованием фиктивных платежных документов (авизо, чеки «Россия»). Похищенные суммы обналичивались в 900 банках и 1500 предприятий в 68 регионах. Наибольшее количество таких преступлений было зарегистрировано в Москве, Петербурге, республике Дагестан, Ставропольском и Краснодарском краях, Московской и Томской областях.

Второй этап: 1993-1994 гг. Основная особенность - преступления с использованием трастовых и финансовых компаний - «финансовых пирамид» типа «МММ», которыми было присвоено до 20 трлн руб. Количество пострадавших граждан, по разным оценкам, составляет от 3 до 10 млн человек. При совершении преступлений наиболее часто использовались: заведомо невыполнимые договоры займа, траста, селенга, страхования; продажа акций и суррогатов ценных бумаг без денежного обеспечения.

Третий этап: 1994-1996 гг. Типичными преступлениями являются хищение кредитных ресурсов коммерческих банков.

Четвертый этап: с 1996 г. и по настоящее время. Важной тенденцией криминальной практики является увеличение преступлений, совершаемых с использованием электронных средств доступа (кардинг), компьютерной преступности, преступления в сфере сотовой телефонной связи, активное использование в криминальных целях ресурсов Интернет. Современный этап характеризуется также ростом злоупотреблений в сфере вексельного обращения и страхования, интенсификацией «отмывания» денег, полученных преступным путем, увеличением незаконного экспорта капитала.

На протяжении всего периода реформ типичным является незаконный экспорт капитала. В данной главе рассматриваются следующие категории преступлений, посягающие на финансово-кредитную систему России:

в банковской системе;

в сфере расчетных отношений;

на рынке ценных бумаг;

в сфере страхового рынка.

Преступнюстъ Формы и виды криминальных проявле-

ний в современной кредитно-финансовой\r\nв кредитно-банковскои, _, v ^ ^

сфере сфере России, как показывает сравни-

сфере тельный анализ, не являются принципи-

ально новыми. Черты современного состояния преступности во

\r\n6. многом подобны тем, что были присущи банковской системе в конце XIX - начале XX в.

В конце XIX в. основными видами кредитных учреждений являлись предприятия частного банкирского промысла - торгово-кредитные или банкирские заведения. Особенностью развития кре-дитно-банковской системы того времени было то, что до начала 1890-х гг. в России не было специального законодательства, регламентирующего деятельность банкирских заведений.

Важной причиной злоупотреблений в кредитно-банковской системе России того периода являлась неэффективность системы санкций на нарушения правил. Штрафы были настолько малы, что банкиры их охотно платили и продолжали нарушать законы. Для закрытия конторы необходимо не менее трех раз привлечь к ответственности. Уголовной ответственности за большинство финансовых нарушений предусмотрено не было.

Все это создавало благоприятные условия для различных злоупотреблений. Среди наиболее типичных махинаций, имевших значительный общественный резонанс, можно отметить следующие:

участие банкирских домов и контор в биржевых спекуляциях за счет вкладов клиентов;

махинации, связанные с привлечением денежных средств населения посредством введения в заблуждение относительно будущих доходов;

махинации с продажей в рассрочку необеспеченных билетов выигрышных внутренних займов;

злоупотребления в сфере кредитования и вексельного обращения (по данным С.С. Остроумова, с 1909 по 1913 г. произошел значительный рост нарушений уставов торговых и кредитных предприятий - с 2814 до 4661 в год, причем нарушения выражались в основном в невыполнении обязательств по полученным кредитам; увеличилось также число подлогов - в основном по векселям: в 1909 г. зарегистрировано 6633 случая, а к 1913 г. эта цифра составила 8158 случаев; длительный период времени, как отмечал Н. Можжевелов, зачастую приходилось сталкиваться с фактами, когда служащие с жалованием в 100 руб. имели кредиты в 7-8 обществах на 5-6 тыс. руб. и задолженность 4 тыс. руб. и более);

злоупотребления, обусловленные совмещением государственной службы с участием в акционерных компаниях, чему способствовала политика правительства, считавшего, что для более быстрого развития акционерного предпринимательства необходимо, чтобы в состав руководителей входили грамотные и знакомые с частной финансовой деятельностью люди, поэтому поощрялось участие финансовых специалистов, находящихся на государственной службе, в управлении и учреждении акционерных компаний.

С 1860 г. совместительство из отдельно встречающихся фактов переросло чуть ли не в повсеместное дело. Это приводило к массовым злоупотреблениям. Так, высшие чиновники Министерства финансов приглашались в учредители за будущую возможность получать кредиты Госбанка. Причинами, толкавшими на совместительство, были разного рода жесткие ограничения в деятельности акционерных компаний. Они вызывали стремление обойти закон и с помощью совместителей добиться для себя различных льгот.

Рассмотрим основные меры, предпринимавшиеся государством с целью совершенствования контроля за кредитными институтами.

14 мая 1889 г. министр финансов представил на рассмотрение Государственного совета законопроект о банкирских заведениях. Он предлагал законодателю проработать строгую регламентацию их деятельности. Министерство финансов России намеревалось запретить банкирским домам вести биржевую игру, в частности за счет вкладов клиентов. Проведенная позже реформа превратила Госбанк в важнейший орган контроля над денежными операциями. Появилась возможность назначать ревизии для проверки деятельности частных финансовых учреждений. Был также наложен запрет на продажу выигрышных билетов внутреннего займа с рассрочкой платежа. Вместе с тем контролировать банкирские заведения в то время не удавалось.

Учитывая значительное сходство проблем злоупотреблений в кредитно-банковской сфере России рассматриваемого периода с современными проблемами целесообразно принимать во внимание уже имеющийся опыт России при совершенствовании правового регулирования этой сферы.

Основной целью изучения причинного комплекса преступности в кредитно-банковской сфере является эффективное решение задач, связанных с предупреждением и борьбой с данными социальными явлениями.

Причинный комплекс преступности в данной сфере отличается значительной сложностью. Преступность в кредитно-банковской сфере детерминируют различные группы факторов: социально-экономические; социально-политические; правовые; социально-психологические и другие. Все детерминанты действуют в тесной взаимосвязи и выделение отдельных факторов носит в определенной степени условный характер.

Факторы, стимулирующие преступность в рассматриваемой сфере, можно с известной степенью условности разделить на внутренние и внешние.

Важнейшим внутренним фактором является корыстно-мотива-ционная направленность участников организованных преступных формирований.

К внешним факторам преступности в данной сфере относятся состояние социально-экономических отношений, непосредственно детерминирующих криминальное поведение. Данные причины были рассмотрены нами ранее и к ним, в частности могут быть отнесены: ослабление государства и институциональные дисфункции, избранная модель экономических преобразований, неэффективность социально-экономической политики и ряд других.

В структуре внешних факторов преступности, в свою очередь, могут быть выделены две большие группы. К первой группе относятся факторы макроуровня, т.е. факторы, определяющие массовый характер преступности. Вторую группу составляют факторы микроуровня, т.е. такие, которые способствуют совершению конкретного общественно опасного деяния.

К числу детерминантов макроуровня можно отнести следующие факторы.

Несовершенство правовых регуляторов общественных отношений, вследствие которого субъекты не защищены от недобросовестных сделок, в том числе уголовно-правовыми средствами.

Неэффективность системы контроля за деятельностью банков. Это проявляется в недостатках при проведении бухгалтерских ревизий, низком качестве работы аудиторских служб, недостаточном уровне профессиональной подготовки банковских контрольно-ревизионных работников.

Отсутствие эффективной системы контроля за деятельностью банков. Во многом это обусловлено преобладанием государственных организаций среди учредителей при создании многих банков, что и предопределяло их слабую заинтересованность в контроле за деятельностью правления банка и эффективным использованием собственности.

4. Относительно низкое качество аудиторской деятельности.\r\nПервоначально это было обусловлено слабостью государственного\r\nконтроля. В частности, на первоначальном этапе деятельности ау-\r\nдиторских служб не предусматривалось их лицензирование, не была\r\nсоздана палата (служба) аудиторов. Теперь же определенную роль\r\nиграет конкуренция между аудиторскими фирмами, что побуждает их более терпимо относится к выявленным нарушениям и давать нужные клиентам заключения.

Неэффективность контроля за формированием уставного капитала коммерческих банков. Так, на первоначальном этапе развития коммерческих банков получила массовое распространение практика увеличения и формирования уставного капитала за счет получения кредитов.

Недостатки контроля за правомерностью открытия счетов. Коммерческие банки заинтересованы в привлечении денежных средств клиентов. Это является одним из факторов отсутствия в ряде случаев действенного контроля за законностью открытия счетов.

Классификация Классификация преступлений в кредитно-

банковской сфере может быть осуществлена\r\nпреступлении ^ ^ J

по различным основаниям в зависимости от

в банковскои сфере

целей изучения явления. Целесообразно выделить злоупотребления, наиболее характерные для банковской деятельности. В зависимости от субъекта в структуре преступности в кредитно-банковской сфере целесообразно различать преступления, совершаемые сотрудникам банков и других кредитных организаций, и преступления, совершаемые руководителями банков и других кредитных организаций, что отличается повышенной общественной опасностью. Последнее связано с особыми функциями данных организаций в финансовой системе и экономике в целом. Жертвами преступлений становятся значительные группы субъектов экономических отношений.

Перечислим некоторые наиболее типичные преступления.

Мошенничество. Данный вид преступления получил довольно широкое распространение в сфере банковской деятельности. Совершаемое руководителями банков, мошенничество характеризуется значительным масштабом наносимого ущерба, сложностью и изощренностью используемых криминальных схем, разнообразием применяемых приемов и способов. Преступления совершаются против интересов акционеров, пайщиков и кредиторов (мошенничества с балансовыми ведомостями).

Лжепредпринимательство. Получила распространение криминальная практика создания банков и других кредитных организаций с целью привлечения и последующего хищения денежных средств других лиц. Многочисленные лжебанки, финансовые компании причинили ущерб десяткам миллионов граждан. Особенно значительный ущерб был связан с деятельностью фирм, использующих принцип финансовых пирамид.

В целях предупреждения их преступной деятельности ст. 173 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за лжепредпринимательство, под которым понимается создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб.

Преступления, связанные с банкротством. Среди них можно назвать преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, неправомерные действия при банкротстве.

Преступления против финансовой системы государства. Это в основном отмывание денег, налоговые преступления.

Преступления против условий и порядка осуществления банковской деятельности. В эту группу включаются незаконная банковская деятельность, коммерческий подкуп.

6. Злоупотребление депозитным капиталом. Это специфиче-\r\nское преступление характерно для деятельности коммерческих\r\nбанков. Данный вид преступлений связан, как правило, с мо-\r\nшенническим присвоением денежных средств, привлеченных на\r\nбанковские счета.

Способы совершения злоупотреблений различны. Наиболее опасными становятся данные злоупотребления при вовлечении в них большого количества людей и нанесении крупного ущерба как отдельным лицам, так и стабильности банковской системы в целом. Классическим примером является создание финансовых пирамид (пирамид Понци).

Преступленния Особое место занимают преступления, совер-бухгалтерских шаемые с использованием методов бухгалтерского учета. Их субъектами являются ответст-

служащих банков

венные сотрудники бухгалтерии. Бухгалтерские служащие по сравнению с другими категориями банковских служащих наиболее активно вовлечены в незаконные операции.

Наиболее часто встречающимися преступными операциями являются:

завышение и занижение суммы проводок по дебиту и кредиту;

неправомочное списание со счетов, когда служащий действует как агент или лицо, имеющее доверенность;

фиктивные вклады;

счета на фиктивные лица;

фиктивные проводки по счетам клиентов;

отнесение чеков служащих на счета клиентов;

изъятие и уничтожение чеков служащих до переноса чеков в бухгалтерскую книгу;

неправомочные снятия с временно неиспользуемых счетов;

незаконное присвоение комиссионных сборов;

незаконное присвоение вкладов;

Манипуляция с процентами по сберегательным счетам. Бухгалтер, в круг обязанностей которого входит бухгалтерский

учет, имеет ограниченные возможности для злоупотреблений. Однако некоторые способы, к которым прибегают бухгалтеры, при определенных обстоятельствах могут нанести банку существенный ущерб.

Наиболее уязвимыми для злоупотреблений являются банковские кредитные и вексельные отделы.

В банках могут иметь место различные виды злоупотреблений:

Фиктивные кредиты;

необеспеченные займы предприятиям, в которых руководители и служащие банка имеют финансовую заинтересованность;

займы под неадекватное и не обладающее ликвидностью (иди имеющее ограниченную ликвидность) обеспечение;

занижение сумм денежных сборов, ссудных процентов, скидок и завышение сумм выплаты процентов;

занижение кредитовых и завышение дебетовых проводок по контрольному счету в общей бухгалтерской книге;

продление срока платежа и увеличение размеров комиссий без ведома клиентов;

несанкционированное освобождение залога;

незаконное присвоение учетных векселей;

незаконное присвоение платежей по векселям;

использование в корыстных целях векселей, на которых должник проставляет бланковый индоссамент и оставляет для пролонгирования срока погашения кредита;

использование неосведомленности заемщика, уже оплатившего часть суммы векселя, для понуждения его к полной оплате векселя;

незаконное присвоение чековых сумм, оставленных должником для оплаты векселей по истечении их срока;

подмена векселей, подписанных несостоятельными векселедателями, на имеющиеся векселя должностных лиц.

Для совершения злоупотреблений в кредитных и вексельных отделах банковские служащие чаще всего подделывают на векселях подписи клиентов.

Характерны также злоупотребления в транзитных отделах банка, которые занимаются оформлением платежей с банками-корреспондентами. Отмечаются следующие способы злоупотреблений в этих отделах:

завышение сумм по документам по сравнению с фактически переведенными в банки-корреспонденты;

фиктивные проводки против остатков банков-корреспондентов;

создание фиктивных счетов банков-корреспондентов;

присвоение временно не используемых денежных документов;

задержки в осуществлении проводок по счетам основной бухгалтерской книги;

присвоение наличных денег, полученных от инкассо возвращенных документов.

ИсполЬзование Специалисты выделяют следующие ти-фиктивных предприятии пичные приемы создания фиктивных пред-

и фальсификация приятий.

докуМентов 1. Создание предприятия по подлин-

ным документам лицами, не намеревающимися заниматься хозяйственной деятельностью. Руководители такого предприятия после получения кредита и его присвоения скрываются от кредиторов.

Внесение в учредительные документы, необходимые для регистрации предприятия, искаженных сведений об учредителях (руководителях). Часто для этих целей используются утраченные либо похищенные паспорта граждан. После регистрации фирмы и получения кредита мошенник скрывается.

Изготовление подложных уставов, регистрационных и иных документов с использованием подлинных печатей, ксерокопий действительных документов и иным образом.

Регистрация предприятий на фиктивные адреса. Возможны различные модификации данного приема:

при регистрации лжефирм указывается несуществующий адрес;

указанная в качестве адреса квартира меняется, продается;

перемена арендуемых в качестве офисов помещений без уведомления регистрационных, налоговых органов, контрагентов по сделкам;

заключение за денежное вознаграждение устных соглашений с владельцами квартир об использовании их адреса в качестве юридического адреса фиктивного предприятия.

5. Использование реквизитов ликвидированных предприятий с\r\nполучением путем обмана согласия их руководителей.

Похищение регистрационных документов действующих предприятий и открытие по ним расчетных счетов в банке.

Создание либо использование в целях хищения кредита легальных предприятий под давлением организованных преступных групп. Руководители подобных предприятий, получив по требованию преступников банковскую ссуду, передают ее преступникам либо непосредственно, либо под видом выполнения обязательств по сделке.

Регистрация предприятий по недействительным документам по сговору с должностными лицами государственных органов, осуществляющих регистрацию предприятий.

Использование для хищения кредитных ресурсов специально созданных предприятий, находящихся под контролем руководителя фирмы-ссудополучателя или связанных с ним лиц.

Важным элементом преступных схем по присвоению кредитных ресурсов банков является введение банковских служащих в заблуждение относительно наличия либо качества обеспечения кредита и тем самым относительно возможности исполнения должником своих обязательств в случае невозврата кредита.

Специалисты отмечают как специфические преступления в финансово-кредитной системе злоупотребления при использовании банковских гарантий и поручительств. Существуют различные способы злоупотреблений при данном способе обеспечения кредита.

1. Часто подделывают гарантийные письма, для чего:

используют похищенные бланки предприятий с оттисками печатей;

используют похищенные либо утерянные печати;

ставят через сообщников оттиски настоящей печати на подложное гарантийное письмо одновременно с подделкой подписей руководителей предприятия;

предоставляют смонтированные ксерокопии бланков документов, оттисков печатей и подписей руководящих лиц;

делают подложные письма, заверенные оттисками печатей со старыми названиями, реквизитами банков или их филиалов.

Преступники используют также прием предоставления поручительств несуществующим (фиктивным) поручителем.

В ряде случаев изготовление и сбыт поддельных гарантийных писем банков и других организаций осуществляется в форме бизнеса в значительных масштабах.

Преступники также предоставляют в обеспечение возвратности кредита от имени солидных государственных или коммерческих структур гарантийные письма, полученные неправомерным путем. Известны случаи, когда преступники убеждают малознакомых или знакомых руководителей банков, страховых организаций, иных кредитных организаций выдать им гарантию для получения кредита, мотивируя это тем, что уже договорились насчет получения кредита, а банковская гарантия нужна лишь для формальности и что предприятие в данном случае не будет нести никакой ответственности. Получив гарантию, мошенники получают ссуду и присваивают ее, после чего скрываются.

Часты случаи злоупотребления при использовании залога в качестве обеспечения кредита. Типичным вариантом подобных действий является предоставление в качестве залога:

неполноценного имущества, действительная стоимость которого не соответствует заявленной;

имущества, не находящегося в собственности получателя кредита;

Имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Довольно часто прибегают к неоднократному залогу одного и того же имущества.

Способом обеспечения возвратности банковского кредита является страхование риска невозврата кредита. Развитие этого способа обеспечения возвратности кредита связано с совершением преступлений, связанных с подделкой получателями кредитов договоров страхования и предъявление их в банк в качестве документов, обеспечивающих возвратность получаемых кредитных средств.

4. Используются также особые приемы мошеннического обмана\r\nпри осуществлении ссудных операций:

при заключении кредитных договоров изготавливаются подложные документы, создающие видимость финансовой состоятельности (в частности, представляются ложные балансы), недостоверные бизнес-планы и технико-экономические обоснования предстоящих инвестиций за счет кредитных средств;

фабрикуются подложные документы в обоснование кредитного запроса, договоры о якобы заключенных сделках;

представляются подложные документы на право получения кредита на льготных условиях, по заниженной процентной ставке.

i , Действующим законодательством (ст. 176

Махинации 7lv .

УК РФ) установлена уголовная ответст-

с получением кредита венность за незаконное получение кредита. Применительно к банку данным понятием охватывается четыре вида преступлений:

получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита путем представления банку заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии, если это деяние причинило крупный ущерб;

получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации льготных условий кредитования путем представления банку заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии, если это деяние причинило крупный ущерб;

незаконное получение государственного целевого кредита, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству;

использование государственного целевого кредита не по прямому назначению, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Есть и такое преступление, как получение льготных условий кредитования путем представления заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии.

Льготные условия кредитования - это более выгодные условия, которые организация предлагает неопределенно большому количеству лиц. Льготные условия кредитования предоставляются банком по собственному усмотрению в пределах свободы кредитного договора. К ним относятся лишь существенные условия: размер предоставляемого кредита, размер процентов за предоставленную ссуду и срок возврата кредита.

Встречается и незаконное получение государственного целевого кредита. Государственный целевой кредит - это кредит, который выдает государство субъектам РФ, отраслям хозяйственного комплекса, организациям и гражданам для реализации определенных экономических программ (конверсионных, инвестиционных, технического содействия), на поддержку отдельных регионов, отраслей хозяйства (сельского, угольной промышленности), отдельных предприятий, новых форм хозяйствования (фермерство, малый и средний бизнес), для создания рабочих мест обустройства беженцев, индивидуального жилищного строительства и т.п.

Незаконное получение государственного целевого кредита может быть обеспечено различными способами:

Подделка документов, дающих право на получение льготного государственного кредита;

подделка документов о хозяйственном либо финансовом положении, о результатах проведения конкурса (если кредит выдается на конкурсной основе);

подделка документов, служащие обеспечением возвратности кредита (залог, гарантии муниципальных органов и т.п.) с целью получения государственного кредита.

Иногда встречается использование государственного целевого кредита не по прямому назначению. Под этим понимаются действия, связанные с распоряжением полученными средствами в противоречии с условиями, сформулированными в нормативных актах о предоставлении государственного кредита, а также кредитного договора. Они могут выражаться в том, что государственный кредит используется в целях:

коммерческого кредитования;

помещения на депозитные счета в других коммерческих банках;

использования в качестве взносов в создаваемые коммерческие структуры;

предоставления материальной помощи своим филиалам и дочерним структурам;

раздачи своим сотрудникам или другим лицам в виде беспроцентных ссуд;

оплаты учебы своих детей, детей родственников, приближенных;

приобретения различных ценностей (квартир, автомашин);

оплаты поездки за рубеж;

погашения банковских кредитов, уплата налогов;

Оплаты аренды помещений и прочих хозяйственных расходов.

Встречаются также преступления получателей банковской гарантии и поручительства, целью которых является получение путем обмана, представления недостоверной информации о своем финансовом и хозяйственном положении банковской гарантии либо поручительства банка с целью последующего получения кредита в другой кредитной организации. Если преступник ставит целью хищение кредитных ресурсов, полученных под гарантию или поручительство, то в результате невозврата кредита ущерб будет нанесен гаранту либо поручителю.

г- с- Анализ данных за 2005 г. по сравне-

Борьба с преступлениями ~ппЛ

. ~ нию с январем-октябрем 2004 г. по-

в финансово-кредитной ft-

казывает, что число преступлений

экономической направленности, выявленных правоохранительными органами, возросло на 6,8%. Всего выявлено 385,6 тыс. преступлений данной категории, удельный

вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 13,2%.

Количество преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами, можно проанализировать на примере данных табл. 8.1.

Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) составил в 2005 г. - 1368,0 млрд руб., что в 5,6 раз (или на 458,7%) больше аналогичного показателя 2004 г. (244,8 млрд руб.).

Таблица 8.1. Преступления экономической направленности,выявленные правоохранительными органами в 2005 г.

В общем числе выявленных преступлений экономической направленности 34,8% составили тяжкие и особо тяжкие преступления.

Количество преступлений экономической направленности, выявленных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел, составило 180,4 тыс., их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности равен 46,8%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) достиг 628,9 млрд руб.

Количество преступлений экономической направленности, выявленных подразделениями по налоговым преступлениям органов внутренних дел, составило 21,0 тыс., их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности равен 5,5%. Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) достиг 700,9 млрд руб., а сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам составила 19,0 млрд руб.

Глава 9. Экономическая преступность в финансово-кредитной системе России

Общая характеристика преступности в ФКС России
Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что эффективность любых экономических преобразований в значительной мере зависит от надежности и стабильности финансово-кредитной системы.

Особенностью развития рыночных отношений в рассматриваемой сфере экономики России - быстрый рост сети коммерческих банков, фондовых и валютных бирж, инвестиционных, негосударственных пенсионных фондов, становление новых видов финансовых институтов, ускоренная перестройка платежной системы - происходили без достаточной правовой, организационной подготовки и не были подкреплены материально-техническими ресурсами. Новшества вводились поспешно при отсутствии правового регулирования. Многие необходимые для нормального цивилизованного функционирования финансово-кредитной системы законы, нормативные документы принимались с большим опозданием, либо наоборот, слишком быстро. В этот период был ослаблен контроль со стороны государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в первую очередь, Центрального Банка РФ и Министерства финансов РФ. Отсутствовал должный надзор со стороны органов прокуратуры. На фоне общего ослабления государства, правоохранительных и контролирующих органов, несовершенства законодательства финансово-кредитная системе за период реформ превратилась в одну из наиболее криминализованных сфер экономики. "Лидирует" финансово-кредитная система также по количеству хищений в крупных размерах и мошенничеств.

Наиболее криминогенными в финансовой сфере являются: банковская деятельность, при этом большая часть преступлений приходится на коммерческие банки. Наблюдается рост преступлений в страховой сфере, на рынке ценных бумаг, в сфере внешнеэкономической деятельности и совершаемых с использованием компьютерных технологий, электронных средств доступа и систем телекоммуникаций.

Распространенный характер в кредитно-финансовой системе приобрели преступления против собственности, чаще всего совершаемые путем мошенничества и присвоения вверенного имущества - хищения денежных средств с использованием подложных платежных документов и поддельных банковских гарантий, фальшивых авизо, безвозвратное получение и нецелевое использование льготных кредитов. Среди типичных преступлений следует отметить также "отмывание" криминальных доводов, финансовые аферы с деньгами вкладчиков, должностные злоупотребления банковских служащих, налоговые и таможенные преступления.

Масштабы преступности в финансово-кредитной системе

В 1993 году в финансово-кредитной системе было выявлено 5,4 тыс. преступлений экономической направленности. В 1996 году количество выявленных преступлений возросло более, чем в 3 раза. Тенденция к росту преступности сохраняется и в последние годы (Таблица 9.1.1.).

Эволюция преступности в финансово-кредитной системе

Различают несколько этапов развития преступности в кредитно-финансовой системе.

Первый этап: 1992-1993 годы. Характеризовался хищениями денежных средств банков с использованием фиктивных платежных документов (авизо, чеки "Россия"). Похищенные суммы обналичивались в 900 банках и 1500 предприятий в 68 регионах. Наибольшее количество таких преступлений было зарегистрировано в Москве, Петербурге, республике Дагестан, Ставропольском и Краснодарском краях, Московской и Томской областях.

Второй этап: 1993-1994 годы. Характеризовался преступлениями с использованием трастовых и финансовых компаний - "финансовых пирамид" типа "МММ", которыми было присвоено до 20 трлн руб. Количество пострадавших граждан, по разным оценкам, составляет от 3 до 10 млн человек. При совершении преступлений наиболее часто использовались: заведомо невыполнимые договоры займа, траста, селенга, страхования; продажа акций и суррогатов ценных бумаг без денежного обеспечения.

Третий этап: 1994 - 1996 гг. Типичными преступлениями являются хищение кредитных ресурсов коммерческих банков.

Четвертый этап: 1996 - настоящее время. Важной тенденцией криминальной практики является увеличение преступлений, совершаемых с использованием электронных средств доступа (кардинг), компьютерной преступности, активное использование в криминальных целях ресурсов Интернет. Современный этап характеризуется также ростом злоупотреблений в сфере вексельного обращения, страхования.

На протяжении всего периода реформ типичным является незаконный экспорт капитала.

В данной главе рассматриваются следующие категории преступлений, посягающие на финансово-кредитную систему России:

Преступления в банковской системе

Преступления в сфере расчетных отношений

Преступления на рынке ценных бумаг

Преступления в сфере страхового рынка

Некоторые виды преступлений данной категории анализируется в специальных главах и параграфах (отмывание денег, полученных преступным путем; преступления с использованием электронных средств доступа (кардинг), компьютерная преступность, преступления в сфере сотовой телефонной связи, незаконный экспорт капитала)

"Теневая экономика и экономическая преступность"
31 сентября 2000г.
Бекряшев А.К.