Коап отсутствие лицензии. Последствия осуществления медицинской деятельности без лицензии: наказания не избежать! Что является незаконной предпринимательской деятельностью

СТ 14.1 КоАП РФ

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных , -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание . Утратило силу.

Примечания :

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями , - , при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

3. Примечание 2 применяется также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Комментарий к Ст. 14.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектами правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Едва ли не каждый взрослый человек хотя бы однажды в своей жизни что-нибудь продавал, однако никому не придёт в голову называть распродажу бабушкиной мебели предпринимательством. Но что, если человек начинает целенаправленно искать по городу старую мебель, покупать её и сбывать новым владельцам? Такая деятельность уже несёт характер предпринимательской, а значит, нужно оформляться и платить налоги, чтобы не пришлось платить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.

Не стоит уповать на то, что в налоговых органах сквозь пальцы смотрят на нелегальный бизнес, если тот приносит сравнительно небольшие доходы. Чтобы привлечь лицо к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, даже доказательств получения дохода не потребуется. Достаточно уличить его в том, что своими действиями он преследовал цель получения прибыли — к примеру, дал рекламу в газету или закупил оптом товар.

Что является незаконной предпринимательской деятельностью

Бытует мнение, что налоговые органы заинтересуются предпринимателем лишь в том случае, когда он заработает серьёзную сумму. На деле это не так. Даже если человек время от времени рассылает самодельную бижутерию, получая оплату наложенным платежом, он должен быть готов к персональному вниманию со стороны налоговой. Понести наказание за незаконную предпринимательскую деятельность можно и с мизерным доходом. От размера доходов зависит тяжесть наказания: по достижении некоторой суммы административная ответственность за незаконное предпринимательство перерастает в уголовную.

Чтобы понять, что является незаконной предпринимательской деятельностью, нужно разобраться с понятием “предпринимательская деятельность”. Гражданский кодекс трактует его как деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли. Теоретически двух однотипных сделок за год хватит, чтобы усмотреть в действиях лица такую направленность.

Среди признаков предпринимательской деятельности стоит выделить:

  • показания клиентов — лиц, которые оплатили услуги или товары;
  • реклама товаров и услуг;
  • выставление товарных образцов;
  • оптовые закупки;
  • наличие расписок в получении денег;
  • налаженные связи с контрагентами;
  • заключение договоров аренды коммерческих площадей;
  • учёт хозяйственных операций по сделкам.

Если для деятельности лица характерно что-то из вышеперечисленного, бесполезно упирать на отсутствие прибыли. Незаконное предпринимательство — это деятельность, которая на получение прибыли направлена, но не обязательно её приносит.

Те, кто сдаёт в аренду жильё, могут не регистрировать ИП: чтобы не нести ответственность за незаконное предпринимательство, нужно оформить с арендатором договор, вовремя подавать налоговую декларацию и платить НДФЛ. То же касается лиц, которые заключили разовую сделку по продаже на приличную сумму: подав декларацию, продавец избавит себя от разбирательств с налоговыми органами.

Если деятельность касается сферы услуг, а регистрировать ИП или ООО совсем не хочется, можно оказывать услуги на основании договоров . Это не квалифицируется как незаконное предпринимательство, однако у такого сотрудничества есть очевидные недостатки:

  • нельзя рекламировать свои услуги;
  • налоговые органы могут посчитать такие деловые отношения трудовыми, что повлечет проблемы для заказчика услуг;
  • при прочих равных условиях заказчик предпочтёт сотрудничать с ИП или компанией, поскольку ему это будет выгоднее.

Обратите внимание: с 2019 года лица, самостоятельно оказывающие услуги на территории Москвы, Московской и Калужской областей и Татарстана, могут легализовать свою деятельность в качестве .

Чтобы заниматься бизнесом полноценно, стоит оформиться надлежащим образом. Сделать это очень легко с помощью нашего бесплатного сервиса подготовки документов: времени на саму процедуру уйдёт немного, а свидетельство о государственной регистрации выдадут в течение трех рабочих дней.

Если же продолжать вести незаконную предпринимательскую деятельность, последствия могут оказаться самыми неприятными — от штрафов вплоть до лишения свободы.

Наказание за незаконную предпринимательскую деятельность

За нелегальный бизнес несут налоговую, административную, уголовную ответственность. Уличать в незаконной предпринимательской деятельности уполномочены сотрудники налоговой инспекции, полиции, прокуратуры, антимонопольных органов, органов надзора за потребительским рынком. Поводом для проверки послужит сигнал от бдительных граждан: к примеру, клиент нелегального таксиста окажется недоволен сервисом и подаст жалобу.

Налоговики по суду добиваются от владельца нелегального бизнеса компенсации налогов, которые по вине последнего государство недополучило. Наказание для физического лица за незаконную предпринимательскую деятельность будет предполагать выплату НДФЛ на сумму доказанного дохода и пени за просрочку. Кроме того, за уклонение от налогов полагаются :

  • 10 % суммы извлечённого от незаконной предпринимательской деятельности дохода, но минимум 20 тысяч рублей, составляет штраф для предпринимателя, который не подавал в ИФНС заявление на регистрацию собственного бизнеса;
  • 20 % суммы дохода, но минимум 40 тысяч рублей, заплатит предприниматель, который ведёт нелегальный бизнес более 90 дней;
  • На 5 тысяч рублей штрафуют предпринимателей за просрочку регистрации бизнеса. Это ситуация, когда физическим лицом поданы документы на регистрацию ИП или ООО, однако выявлен факт получения выручки ранее. Если оформление затянулось на срок более 90 дней, размер штрафа возрастает вдвое — 10 тысяч рублей.

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает штрафные санкции. За незаконное предпринимательство штраф в 2020 году составит минимум 500 рублей.

  • Размер штрафа за незаконное предпринимательство без регистрации ИП или ООО — от 500 до 2000 рублей;
  • Осуществление физическим лицом лицензируемых видов деятельности без лицензии влечёт за собой штраф от 2000 до 2500 рублей. Продукция и средства производства могут быть конфискованы.

Решение по делу о незаконном предпринимательстве выносит судья по месту жительства обвиняемого или месту осуществления деятельности. Дело рассматривают в течение двух месяцев с даты составления протокола о нарушении, в противном случае делу не дают ход.

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство

Если нелегальный бизнес нанёс ущерб государству или гражданам, предприниматель рискует понести уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. Под статьи Уголовного кодекса подпадает извлечение незаконного дохода в крупном (1,5 млн рублей и более) или особо крупном размере (6 млн рублей и более). Обвинение по такого рода делам — задача полиции и прокуратуры.

За незаконную предпринимательскую деятельность УК РФ предполагает следующие наказания:

  • за причинение ущерба в крупном размере — штраф до 300 тысяч рублей или в размере заработка нарушителя за два года; Также наказанием для физического лица за незаконную предпринимательскую деятельность могут стать 180-240 часов обязательных работ или лишение свободы на срок 4-6 месяцев.
  • за причинение ущерба в особо крупном размере — штраф до 500 тысяч рублей или в размере заработка нарушителя за три года; лишение свободы на срок до пяти лет вкупе со штрафом до 80 тысяч рублей или в размере шестимесячного дохода.

Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность может дополниться санкциями за сопутствующие правонарушения: незаконное использование в бизнесе чужих товарных знаков, обман покупателя, торговля контрафактом.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня отвечу всем н вопрос, который мне часто задают: «Что будет, если вести предпринимательскую деятельность без регистрации или лицензий, или же, какие есть штрафы за отсутствие ИП или лицензии» . Вопрос серьезный, поэтому публикую выдержки из законодательства. Мы разберем ниже административную ответственность и уголовную ответственность, чтобы было более понятно.

Административная ответственность

Итак, административная ответственность за осуществляемую предпринимательскую деятельность (если отсутствуют государственная регистрация или специальное разрешение – лицензия).

1.Если предпринимательская деятельность осуществляется без государственной регистрации (должно быть зарегистрировано либо ИП, либо юридическое лицо), — то административный штраф за такой тип правонарушения составляет от 500 до 2000 рублей .

2. Если предпринимательская деятельность осуществляется без особенного разрешения (именуемого лицензией) – в случае обязательности такого разрешения (такой лицензии), — административный штраф для физических лиц составляет от 2000 до 2500 рублей , также могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье.

  • Должностные лица могут быть подвергнуты штрафу от 4000 до 5000 рублей , также может быть проведена конфискация всей изготовленной продукции.
  • Юридические лица могут быть подвергнуты штрафу от 40 000 до 50 000 рублей , конфискация продукции также является возможным вариантом.

3. Если при осуществлении предпринимательской деятельности нарушаются условия, предусмотренные специальной лицензией (разрешением), — выносится предупреждение либо накладывается административный штраф:

  • на физических лиц – от 1500 до 2000 рублей ;
  • на должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей ;
  • на юридических лиц – от 30000 до 40000 рублей .

4. Если при осуществлении такой деятельности условия, предусмотренные специальной лицензией (разрешением) грубо нарушаются – следует административный штраф:

  • для лиц, не образовавших юридическое лицо – 4000 — 8000 рублей , также может быть приостановлена деятельность на 3 месяца;
  • для должностных лиц – 5000 — 10 000 рублей ;
  • для юридических лиц – 100 000 — 200 000 рублей или приостановление деятельности на три месяца.

Примечание. Грубое нарушение определяет Правительство РФ в зависимости от того, какой именно лицензируемый вид деятельности был нарушен.

Уголовная ответственность

Кто-то считает себя начинающим предпринимателем с оборотом в размере 10 000 тысяч рублей в месяц, а кто-то в 1 млн. р. Итак, что бы не попасть на законодательную удочку следует помнить об уголовной ответственности, которая может наступить, если вы ведете предпринимательскую деятельность незаконно. Данный вид преступления регулируется ст.171 УК РФ.

  • Во-первых , к данному виду ответственности привлекаются лица достигшие 16 лет.
  • Во-вторых , если вы осуществляли свою деятельность не зарегистрировавшись как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. А так же, если осуществляли деятельность не имея на то лицензии (изготовление табачных изделий; перевозка пассажиров и грузов, в тех случаях когда это необходимо; туроператорская или турагентская деятельность, частная охранная деятельность и т.д).
  • В-третьих , размер экономических операций должен быть в крупном (от 2,25 млн р.) или особо крупном размере (от 9 млн р.).

Наказание за крупный размер нарушения:

  • штраф до 300 т.р., или в размере заработной платы, а также другого дохода, который вы получали в течении 2 лет;
  • или обязательные работы, максимальный объем которых 480 часов;
  • или шести месячный срок ареста.

Экономические преступления в особо крупном размере, имеют следующие виды наказания:

  • штраф от 100 т.р. до 500 т.р., или в размере той заработной платы/иного дохода который был получен от 1 до 3 лет;
  • или до 5 лет принудительных работ;
  • или до 5 лет лишения свободы в совокупности со штрафом до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы/другого дохода которые были получены в течении последних 6 месяцев, или без такового.

Уклонение от уплаты налогов

По мимо незаконной предпринимательской деятельности, стоит сказать, что не только юридическое лицо должно отчитываться по своим доходам, что является логичным. К уголовной ответственности привлекаются физические лица, которые не отчитались по своим доходам. Данное преступление квалифицируется по ст.198 УК РФ, как уклонение от уплаты налогов и сборов.

Основания для привлечения к такой ответственности два:

  1. непредоставление декларации;
  2. предоставление ложных сведений в крупном или особо крупном размере в декларации.

Крупный размер неуплаченных налогов: сумма всех налогов и сборов в течении 3 лет подряд составляет более 900 т.р., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 2,7 млн. р.

Виды наказания для крупного размера:

  • штраф от 100 т.р. до 300 т.р. или в размере ЗП (заработной платы) или иного дохода за период 1-2 года;
  • или принудительные работы на срок до 1 года;
  • или арест на срок до 6 месяцев;
  • или лишение свободы на срок до 1 года.

Особо крупный размер неуплаченных налогов: в течении трех лет сумма налогов и сборов составляет более 4,5 млн. р., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 13,5 млн. р.

Виды наказания для особо крупного размера:

  • штраф в размере от 200 тысяч до 500 т.р. или в размере заработной платы или иного дохода полученного за период от 18 месяцев до 3 лет,
  • или принудительные работы на срок до 3 лет;
  • или лишение свободы на срок до 3 лет.

Важно! Если вы впервые совершили данного рода преступление, то вас могут освободить от уголовной ответственности, при условии полного погашения всех задолженностей, пеней и штрафов, предусмотренных данной статьей.

Вывод

В заключение к вышесказанному можно сделать вывод, что если вы ведете деятельность без регистрации или лицензии и вас на этом поймали, то уже госорганы будут разбираться под какую статью вы попадаете. ЕСЛИ ДОКАЖУТ, что за весь период осуществления вашей незаконной предпринимательской деятельности вами был извлечен доход в крупном и особо крупном размерах (суммы указаны выше), то вам грозит уголовная ответственность. Если удалось доказать только меньшие суммы, то вы попадаете под административную ответственность. В основном все попадают под административную, потому что доказать все доходы очень тяжело. Под уголовную проще всего попасть тем, кто совершает крупные сделки, потому что нужно доказать всего 1 или несколько сделок, а не десятки, сотни и тысячи.

Ну и главный вопрос, вести ли деятельность с регистрацией или без регистрации! Лучше зарегистрироваться и спать спокойно, хотя кто-то скажет, что выгоднее работать без регистрации и лучше платить штрафы. Решайте сами!

Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СПС Консультант Плюс.* установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Также стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрацией юридических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ // СПС Консультант Плюс.*

Кроме того, деятельность без лицензии может вызвать опасность возникновения последствий, предусмотренных статьей 173 ГК РФ, а именно признания сделки недействительной. При признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию (п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126, пп. 2 п. 2 ст. 149, п. 6 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговый кодекс Российской Федерации от 31июля1998года №146-ФЗ // СПС Консультант Плюс.* Такая точка зрения подтверждается судебной практикой: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5879/2005а, от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5875/2005а.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лицензионные требования и условия установлены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности. Нарушение таких требований влечет ответственность, а также приостановление действия лицензии.

Следует отметить, что суд вправе при малозначительном нарушении не применять мер ответственности. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 6 марта 2006 г. по делу N А31-9389/2005-15 указал: «Предприятие ранее к ответственности не привлекалось; вину в совершении правонарушения полностью признало; приняло меры к устранению выявленных нарушений; допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства». В связи с этим производство по делу было прекращено.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Указанная норма права говорит о грубом нарушении лицензионных требований и условий. Понятие грубого нарушения должно устанавливаться Правительством Российской Федерации применительно к конкретному виду деятельности. Данное требование введено Федеральным законом № 80-ФЗ, большинство же положений о лицензировании утверждены до вступления указанного Закона в силу и поэтому не содержат понятия «грубое нарушение». Вследствие этого данная норма практически не применяется.

Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание вплоть до приостановления деятельности до 90 суток, что влечет и приостановление действия лицензии.

Необходимо отметить, что статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность в соответствии со статьей 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Примером лицензирования деятельности, не связанной с предпринимательством, является приобретение оружия и патронов к нему (ст. 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»), образовательная деятельность (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании») и т.д.

Помимо ст. 14.1 и 19.20 КоАП РФ ответственность за осуществление деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных требований и условий предусмотрена следующими статьями:

Статья 6.2 «Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)»;

Статья 7.3 «Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)»;

Статья 7.11 «Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)»;

Статья 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии»;

Статья 8.40 «Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы»;

Статья 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Статья 13.3 «Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств»;

Статья 13.12 «Нарушение правил защиты информации»;

Статья 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации»;

Статья 14.17 «Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта»;

Статья 14.20 «Нарушение законодательства об экспортном контроле»;

Статья 18.13 «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей»;

Статья 20.11 «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»;

Статья 20.16 «Незаконная частная детективная или охранная деятельность»;

Статья 20.23 «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

Субъектами административной ответственности выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица организаций, а также физические лица.

Необходимо отметить один факт. Большое количество дел о привлечении к административной ответственности прекращается на основании пропуска срока привлечения к ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение условий лицензирования составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Примером может служить следующая арбитражная практика: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2006 г. по делу N А29-6191/2005а, от 6 февраля 2006 г. по делу N А11-8067/2005-К2-27/429, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2006 г. по делу N А69-2238/05-10-9-Ф02-524/06-С1, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2006 г. по делу N Ф08-484/2006-223А и другие.

Кроме административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации предусмотрена и уголовная ответственность.

Согласно статье 171 УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // СПС Консультант Плюс.* осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. Часть 2 статьи 171 УК РФ:

«2. То же деяние: а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового».

Крупным размером, крупным ущербом, доходом признаются стоимость, ущерб, доход в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей (примечание к ст. 169 УК РФ).

Помимо указанной статьи уголовная ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации установлена статьями:

Статья 172 «Незаконная банковская деятельность»;

Статья 235 «Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью».

Субъектами уголовной ответственности являются физические лица. Как правило, это руководители, которые отвечают за деятельность организации и в том числе за соблюдение лицензионных требований и условий.

В заключение напомним, что нарушение лицензионных требований и условий влечет приостановление действия лицензии. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Т. ШУТМАН
Т. Шутман, юрист.
Уголовный кодекс РФ, действующий с 1 января 1997 г., качественно изменил составы преступлений в сфере экономической деятельности. Однако применение статей УК подчас вызывает некоторые трудности в связи с несовершенством системы российского законодательства. Это касается, в частности, вопроса привлечения к ответственности по ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство" за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
Под незаконным предпринимательством уголовное законодательство понимает "осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования". Условием привлечения к уголовной ответственности является причинение в результате такой деятельности крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода от данной деятельности в крупном размере.
Часть 2 ст. 171 УК содержит квалифицированные составы преступления - совершение преступного деяния организованной группой; извлечение от данной деятельности дохода в особо крупном размере; совершение деяния лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность.
Рассмотрим, всегда ли оправданно привлечение к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
В соответствии со ст. 49 ч. 1 ГК РФ на всей территории РФ действует единый порядок ведения предпринимательства: "Коммерческие организации... могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)". В соответствии со ст. 4 ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ" от 21 октября 1994 г. до принятия федеральных законов, регламентирующих виды деятельности, подлежащие лицензированию, действовало постановление Совета Министров РФ (Правительства РФ).
25 октября 1998 г. вступил в силу Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 17 которого устанавливает перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется получение специального разрешения - лицензии. С момента его вступления в силу виды деятельности, не указанные в этом Законе, допускаются без наличия лицензии. Перечень, содержащийся в ст. 17 Закона, толкованию не подлежит. Внесение в него каких-либо изменений возможно лишь в общем порядке изменения закона, т.е. с принятием нового федерального закона. На практике определенную проблему вызывает то обстоятельство, что в соответствии с действовавшим ранее законодательством субъекты Федерации наделялись правом издавать собственные нормативные акты по вопросам лицензирования. Но с вступлением в силу Закона о лицензировании нарушение предписаний актов субъектов РФ не может являться основанием для привлечения к уголовной ответственности. Нормативный акт, принятый с превышением полномочий, каких-либо обязательств не порождает.
Проиллюстрирую ошибки, часто допускаемые судами при вынесении обвинения по ст. 171 УК РФ, на примере одного из дел, - рассмотренных в январе 1998 г. в Лефортовском межмуниципальном народном суде г. Москвы.
Органами предварительного следствия В. был обвинен в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 п. "б" ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии с извлечением дохода в особо крупных размерах). Основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы проверки ОЭП УВД г. Москвы. Было установлено, что В. занимался предпринимательской деятельностью, не имея на то лицензии, требование о наличии которой вытекало из постановлений Правительства Москвы (N 699 от 15 августа 1995 г., N 551 от 25 июня 1996 г., N 553 от 25 июня 1996 г.). По мнению защиты, состав преступления в деянии В. отсутствовал. Попробуем разобраться, почему.
При реализации норм ст. 171 УК РФ определенные трудности вызывает определение понятия "доход, полученный лицом в результате незаконного предпринимательства". В деле В. в качестве дохода его как физического лица была учтена вся сумма, полученная от сделки, что в корне неверно.
В ст. 171 УК РФ доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 минимальных размеров оплаты труда; доходом же в особо крупном размере считается доход, сумма которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.
УК не раскрывает понятия дохода (прибыли) и механизма его исчисления, следовательно, при его определении необходимо руководствоваться соответствующими правилами, установленными другими нормативными актами.
В п. 3 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" 1991 г. прибыль от реализации продукции (работ, услуг) исчисляется как "разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг)". Аналогичное понятие прибыли содержится в ст. 13 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 552 в 1992 г. Для отдельных видов деятельности устанавливаются иные методики определения прибыли.
Вызывает некоторые сложности и то, что необходимо разграничивать прибыль юридического лица и дохода физического лица. Правовое и экономическое понятия прибыли и дохода не тождественны. Доходом физического лица может считаться лишь часть прибыли, которую лицо получило в результате ее распределения в форме заработной платы или дивидендов от вложенного капитала. При решении вопроса о привлечении к ответственности по ст. 171 УК РФ необходимо учесть, какой доход получило именно это лицо в результате незаконной деятельности, вне зависимости от прибыльности всей операции.
Трудности вызывает и установление круга лиц, участвовавших в совершении операции либо в распределении прибыли. Прибыль может быть распределена между несколькими лицами, причем не всегда совпадающими по субъективному составу с лицами, совершившими деяние.
Субъектом такого преступления, как незаконное предпринимательство, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет. При этом субъектом ответственности могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства. На практике правоприменитель часто допускает ошибки при определении субъекта ответственности по ст. 171 УК РФ, применяя по аналогии ст. 199 УК РФ, в соответствии с которой субъектами ответственности являются генеральный директор и главный бухгалтер предприятия. Такая аналогия к ст. 171 УК неприменима, и субъектом в данном случае может быть любое лицо, участвовавшее в незаконном предпринимательстве и имевшее от этого доход. Из сказанного можно сделать следующий вывод: основным условием привлечения к ответственности руководителей предприятия (генерального директора и главного бухгалтера) является не занимаемая ими должность, а участие в получении незаконной прибыли от деятельности. Исключить возможность применения института соучастия по данной категории дел нельзя. Так, в рассмотренном судом уголовном деле по обвинению В. в качестве обвиняемого, помимо генерального директора, был привлечен главный бухгалтер предприятия, уголовное дело в отношении которого прекращено за отсутствием в его деяниях состава преступления.
По делу В. определением Московского городского суда ранее вынесенный обвинительный приговор был отменен и делопроизводство прекращено за отсутствием состава преступления. При этом городской суд руководствовался тем, что доход В. от предпринимательской деятельности без лицензии исчислен неверно, а та деятельность, в которой участвовал В., в соответствии с федеральным законодательством (т.е., в частности, с Законом о лицензировании), лицензированию не подлежала.
Сказанное применимо и к практике правоохранительных органов, органов предварительного следствия и дознания по привлечению к ответственности лиц за торговлю алкогольной продукцией без наличия соответствующих лицензий. Таких дел в настоящее время достаточно много. При этом не всегда корректна конструкция обвинения, не указывается нормативный акт, в соответствии с которым данный вид деятельности подлежит лицензированию, что приводит к возвращению дел для производства дополнительного расследования, перепредъявления обвинения.
В последнее время в связи с тем, что в РФ вводится монополия на оборот алкогольной продукции, в действиях правоохранительных органов прослеживается следующая тенденция: привлечение к уголовной ответственности за торговлю алкогольной продукцией без наличия соответствующей лицензии, несмотря на существенный пробел в законодательстве, касающемся лицензирования данного вида деятельности, осуществляется в любом случае, вне зависимости от получения либо неполучения какого-либо дохода от этой деятельности или причинения крупного ущерба, и при отсутствии квалифицирующих признаков. Кроме того, при наличии в продаже алкогольной продукции, не соответствующей ГОСТам РФ, данное деяние квалифицируется по совокупности ст. 171 УК РФ и ст. 159 УК РФ ("Мошенничество"). При этом не принимается во внимание то, что лицо, обвиняемое в преступлении, не знало о несоответствии продаваемого товара. Такая позиция обвинения противоречит нормам уголовного законодательства, так как субъективная сторона данного преступления выражается в прямом умысле. Кроме того, нарушается основной принцип уголовного процесса - презумпция невиновности.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2116-1
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.1994 N 52-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.09.1998 N 158-ФЗ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 16.09.1998)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.1992 N 552
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ
ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 15.08.1995 N 699
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ"
(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ
НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА",
"ПОРЯДКОМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ", "ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ГРАЖДАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОДЛЕЖАЩУЮ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ, БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ ИЛИ С НАРУШЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ
УСЛОВИЙ")
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 25.06.1996 N 551
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, ОБЛАГАЕМЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ АКЦИЗАМИ, В
ГОРОДЕ МОСКВЕ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 25.06.1996 N 553
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ПРОИЗВОДСТВУ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ И ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
Законодательство и экономика, N 2, 1999