Понятие и предмет кпрф. Предмет, понятие, источники, нормы и система кпрф как правовой отрасли. Субъекты инициативы референдума

КПРФ - отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

КП - самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

1) собственный предмет правового регулирования;

2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права - совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает:

2) институты.

Конституционно-правовой институт - совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Институты конституционного права:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) система органов, государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. Наука конституционного права - совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права:

1) сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники;

2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права;

3) практика реализации норм данной отрасли;

4) история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Методы науки конституционного права:

1) исторический;

2) сравнительно-правовой;

3) системный;

4) статистический;

5) конкретно-социологический и др.

Конституционное право РФ тесно связано с другими, отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Гражданское право не менее тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое является основным для гражданских правоотношений.

Конституционное право России связано и с другими отраслями права РФ:

С трудовым - в Конституции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда;

С административным - конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим –

Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, их особенности, виды.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные пра­вила, установленные или санкционированные государством, обеспе­ченные государственным принуждением или его угрозой и регулирую­щие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.

Особенностями конституционно-правовых норм являются:

а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого рода общественных отношений, связанного с конституционным устройством;

б) широта охвата многими из них ре­гулируемых сфер и проблем;

в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясня­ющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы;

г) значи­тельно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяс­нения и др.;

д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, ко­торый широко используется в конституционном праве лишь при опре­делении прав и свобод человека;

е) высшая юридическая сила боль­шинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций;

з) особый поря­док и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

1. Так, по характеру (степени определенности) предписаний: импера­тивными, когда в них правило поведения предписывается повелитель­но, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возмож­ность выбора того или иного поведения.

2. По их назначению в механизме правового регулирования консти­туционно-правовые нормы принято делить на материальные и процес­суальные. Если первые отражают содержание действий и тем самым отвечают на вопрос о том, что именно регулируется, то вторые - формы и процедуры правового регулирования, тем самым отвечая на вопрос о том, как осуществляется такое регулирование.

3. По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на: а) обязывающие б) запрещающие в) дозволяющие .

4. По времени своего действия конституционно-правовые нормы под­разделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего дей­ствия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положе­ния).

5. По территориальным масштабам их действия такие нормы разде­ляются на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действу­ют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автоно­мий, муниципальных образований и др.

6. По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые со­держатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обыч­ном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответ­ствовать конституции.

7. Это - нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъ­яснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др.

Понятие, роль и предмет и метод КПРФ как отрасли российского

КП - одна из отраслей системы производства РФ. Как и любая другая отрасль права, КП представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, охраняющих права и свободы человека и гражданина и упреждающих в этой связи систему органов государственной власти. Исходя из вышеизложенного, смысл КП заключается в нахождении баланса между властью в государстве и свободой человека, и поскольку КП регулирует столь важную, сложную, наиболее конфликтную сферу общественных отношений, то оно неизбежно приобретает ведущий характер в системе отраслей права РФ. С КП начинается формирование всей системы национального права, всех его отраслей. Ни одна отрасль права в РФ не может развиваться, если она не находит опоры или поддержки в КП, а тем более противоречит им. Ведущая роль КП проявляется и в том, что КП теснее всех других отраслей права, связана с политикой и политической системой. Власть и свобода в государстве соприкасаются не только в индивидуальном проявлении свободы одного человека, но и через коллективные действия людей, через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании, а затем в функционировании государственных органов. Отсюда острый интерес к развитию КП со стороны самых различных политических сил.

Как и любая отрасль права, КП имеет свой предмет, т.е. это же общественные отношения, которые регулируются нормами КП. По сравнению с другими отраслями, предмет КП имеет свои особенности:

1. КП регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах
жизнедеятельности общества и государства, экономической, политической,
социальной, культурной и др., тогда как другие отрасли права воздействуют на
общественные отношения в какой-либо одной сфере социальной жизни.
Например, предметом гражданского права является только имущество и тесно
связанные с ним личные неимущественные отношения.

2. Особенностью предмета КП является и то, что нормы КП регулируют не все
подряд общественные отношения, а лишь определенный слой, наиболее
важные, главные общественные отношения в каждой из таких сфер. Они
являются системообразующими, составляющими целостность общества через
отношения подобного рода. Возникают такие понятия, как государство, народ,
граждане, власть, демократия. Переходя непосредственно к вопросу о предмете,
необходимо уяснить, что предмет КП охватывает две основные сферы
общественных отношений:

А) отношения между человеком и государством по поводу установления, соблюдения и охраны прав и свобод человека и гражданина


Б) отношения по устройству государства и государственной власти, т.е. властеотношения.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. В КП эти методы многообразны и зависят от характера предмета правового регулирования. Выделяют два основных метода:

Императивный - это метод властных предписаний, субординации, основанный на
запретах власти и ответственности

Диспозитивный - метод равноправия сторон, метод координации, основанный на
дозволении.

В свою очередь эти методы подразделяются на следующие способы воздействия:

Дозволение - применяется преимущественно к регулированию правового статуса
личности и гражданина и к определению компетенции государственных органов

Обязывание - этот способ воздействия касается организации государственной
власти и исполнения долга гражданина перед государством

Запрещение - относится к действиям, нарушающим права и свободы человека и
гражданина и посягающим на государственные или общественные интересы.

В целом конституционно-правовые методы и способы воздействия на общественные отношения основываются на властно-императивных началах. Диспозитивный же способ используется реже. Особенностью КП-х отношений являются, достаточно часто встречающиеся, неравенства сторон участников КП-х отношений, подразумевающих подчинение одной стороны другой.


Политическое развитие современной России:
- тенденции политического развития современной России;
- результаты политического развития современной России;
- проблемы политического развития современной России;
- перспективы политического развития современной России.

Социальное развитие современной России:
- тенденции социального развития современной России;
- результаты социального развития современной России;
- проблемы социального развития современной России;
- перспективы социального развития современной России.

Духовно-нравственное развитие современной России:
- тенденции духовно-нравственного развития современной России;
- результаты духовно-нравственного развития современной России;
- проблемы духовно-нравственного развития современной России;
- перспективы духовно-нравственного развития современной России.

Экономическое развитие современной России:
- тенденции экономического развития современной России;
- результаты экономического развития современной России;
- проблемы экономического развития современной России;
- перспективы экономического развития современной России.

Региональное развитие современной России:
- тенденции регионального развития современной России;
- результаты регионального развития современной России;
- проблемы регионального развития современной России;
- перспективы регионального развития современной России.

Вопрос 1.

Понятие, предмет и роль КПРФ

Конституционное право – это система правовых норм, регулирующих основы взаимоотношения человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции и конституционном законодательстве основ конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, организации системы гос власти и местного самоуправления.

Предмет КП – совокупность общественных отношений, определяющих основы конст. строя, форму гос-ного устройства, основы правового статуса личности, систему гос-ной власти, орг-ю местного самоуправления.

Особенности предмета :

1) регулирует основополагающие отношения

2) в него входят общественный отношения, вытекающие из основ конст. строя

  • основополагающие принципы общ-ва и гос-ва
  • механизм реализации власти народа
  • основы соц. политики
  • основы экономич. и полит. системы

3) в него входят общ. отношения, опред. взаимоотношения чел-ка с гос-вом

4) общ. отнош, вытекающие из федеративного устройства РФ, характеризующие

  • структуру РФ
  • статус и компетенцию РФ и субъектов
  • гос. символы
  • систему органов исп. власти

5) отнош. , связанные с органами гос. власти и мест. самоупр.:

  • Президент: выборы, статус и компетенция
  • Прав-во формирование и компетенция
  • Фед. Собрание, палаты, принят законов
  • Структ. и принципы суд. власти
  • Прокуратура: система и порядок установ. полномочий
  • Мест. самоуправ.

Роль

1) системообразующая. с КП начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей

2) в демократическом государстве основная роль – это нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества и свободой.

3) регулирует важнейшие общ. отнош. во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, духовной.

4) закрепляет основополагающие принципы национ. права каждого гос-ва.

Источники КПРФ.

Источники конституционного права – это правовые акты, в которых находят свое закрепление нормы к.п.

К источникам к.п. относятся только действующие в настоящее время нормативные правовые акты.

1. Основным источником является КРФ, нормы, установленные в Конституции, носят учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательны.

Конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты не могут противоречить ей.

2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы ФЗ.

ФКЗ принимаются по вопросам КРФ, предусмотрен более жесткий порядок принятия ФЗК по сравнению с ФЗ

  • 3. Указы и другие нормативные акты Президента
  • 4. Постановление палат Федерального Собрания
  • 5. Постановление правительства
  • 6. Декларации
  • 7. Конституции республик в составе РФ и уставы других субъектов РФ
  • 8. Договоры

Наука КПРФ: понятие, предмет, система и источники.

КП выступает одновременно и отраслью правоведения и государствоведения. Предмет КП как науки: т.к. это отраслевая наука, то она имеет своим предметом изучение КП как отрасли права, раскрывает его место в системе др. отраслей права, формирует его осн. понятия, ~ оперируют современным конституционным законодательством. Занимается исследованием конституционно-правовых норм, анализом их источников и анализом процессов, связанных с реализацией ПН. К предмету КП относят и конституционно-правовые отношения с их спецификой. Выявляет эффективность деятельности КПН, предлагает науч. рекомендации, связанные с дальнейшим развитием КП в целом и конституц. закон-ва. Также КП изучает практику гос мех.

Задачи КП как науки.

  • 1) Научное обоснование формирования в России новой отрасли права как КП.
  • 2) Второй блок проблем связан с понятием, формальным содержанием Конституции.
  • 3) КП как наука - это система взглядов, принципов, идей, представлений юридических, политологич., государствоведч. знаний, выраженных через научные понятия и категории, дефиниции о КПН, и регулируемых ими обществ. отношениях, охватывающих основы организации современного российского общ-ва и гос-ва, принципы конституционного строя, основы правового положения личности, орг-ции и формы осуществления гос власти РФ.

Нормы кп РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие о/о, составляющие основы конст строя, правового положения личности, гос устройства, организации и деят-и органов гос-ва и МСУ. При этом нормы кп могут одновременно входить и в другие отрасли права в качестве основы, на которой строится соответствующая отрасль. Н-р, ст. 37 К. РФ, закрепляющая свободу труда и право на труд, содержит прежде всего нормы кп, но в то же время представляет собой основу отрасли, именуемой "тп.

Предметом кп являются конституционные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1. основ конст строя Ф, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов гос устройства и разделения властей, соц и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в гос-ве;

2. взаимоотношений м/у гос-м и личностью, правовых основ статуса российских гр-н, лиц без гражданства, иностр гр-н, находящихся на территории России, прав и свобод ч-ка и гр-на и гарантий их реализации;

3. федеративного устройства России, состава и компетенции ее SS, исключительной компетенции Ф и предмета совместного ведения Ф и SS, верховенства федеративных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4. организации и функционирования с-мы органов власти РФ: Президента, ФС, Прав-ва, органов судебной власти, органов власти SS Федерации, а также МСУ.

Конституционно-правовые нормы - это общеобяз-е правила поведения, установленные или санкционированные гос-вом в целях охраны и регулир-я определенных о/о, кот осущ-ся через конкретные права и обяз-ти и обеспечиваются принудительной силой гос-ва.

КПН классифицируют по следующим основаниям:

1. По характеру содержащихся предписаний их разделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

УН - это нормы, закрепляющие право SS осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. ОН закрепляют обязанности SS соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. ЗН - это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.



2. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные нормы.

ИН - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения S в применении установленного ими правила.

ДН - это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия S с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

3. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы.

МН - это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию о/о.

ПН - это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы.

Особенностью норм конституционного права является то, что они не всегда содержат гипотезу, диспозицию и санкцию. Это так называемые "нормы-принципы" и "нормы-цели".

Источниками КП РФ служат правовые нормативные акты, т.е. такие акты, которые содержат хотя бы одну норму кп. К ним относятся правовые акты, действующие на всей территории РФ, и акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного S Федерации или территории, в пределах которой осуществляется мест/самоупр.

В первой группе особое место занимает Конст РФ.

К числу источников кп, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся и ФЗ. В К! предусматривается принятие ФКЗ и ФЗ, которые различаются:

1. по юридической силе;

2. по порядку принятия;

3. по предметам ведения;

4. по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ.

К источникам кп относятся "ФКЗ о референдуме РФ", "ФКЗ о Конституционном Суде", такие законы РФ, как "Закон о гражд-ве РФ", "Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата ГД Федерального Собрания РФ" и многие другие.

Источниками конституционного права являются и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Источником отрасли являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

К числу источников, действующих только на территории субъектов РФ, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.

К!! республик и уставы должны соответствовать К! России и фз. По отношению к другим нпа, принимаемым органами S Ф., они обладают более высокой юр силой. Формами установления правовых норм, действующих только на территории S, являются такие правовые норм акты, как з-ны, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законод и исполн власти. К источникам относятся и правовые акты представ органов мсу, содержащие КПН, в частности, их уставы (положения).

Среди источников кп следует выделить и такую специфическую форму, как договоры. В их числе можно назвать Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

В сислему источников кп входят и некоторые законы бывшего СССР в той части, в которой они не противоречат К! России и ее законам. Согласно принципу приоритета международного права общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы. Следовательно, такие принципы и нормы могут являются источниками кп.

2. конституционные отношения, их субъекты, объекты, содержание и классификация

КПО - это о/о, урегулированные нормами кп. Их содержание составляют права и обяз-ти участников правоотношения.

можно классифицировать прежде всего по S и объекту.

SS кпо являются гос-во, его части, органы и должностные лица, депутаты всех уровней и их группы, общественные объединения, органы и должностные лица мест/самоупр, гр-не, лица без гр-ва и иностранцы. В определенных случаях - народ и этносы РФ (н-р, в процессе референдума).

Объектами кпо могут служить территория гос-ва, гр-во, иные неимущественные, иногда и имущественные блага.

Можно классифицировать к/о и по другим признакам:

¾ по сроку действия различаются постоянные и временные отношения;

¾ по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения;

¾ по целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.

Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юр факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия % на юр акты и юр поступки.