План конспекты по псп нормативы. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке. Расшифровка результатов КТГ

движением рук вверх (руки прямые) куртка перекидывается через голову и накидывается на плечи (Г). Разводя в стороны и опуская руки вниз пожарный полностью просовывает их в рукава. Затем застегиваются все карабины куртки. Надевается пожарный пояс и застегивается на пряжку, свободный конец фиксируется хомутиком (Д). Надевается каска (шлем), подборочный ремень затягивается и фиксируется (Е). После надевания лямки брюк должны быть надеты на плечи, карабины на специальной одежде и пожарный пояс застегнуты, подбородочный ремень каски затянут на подбородке, обмундирование и снаряжение оправлены.

При выезде на пожар допускается надевать и застегивать пожарный пояс, а также затягивать подбородочный ремень каски (шлема) в кабине автомобиля.

Снятие специальной одежды осуществляется в обратной последовательности.

Форма организации обучаемых – групповая.

Метод обучения – тренировка.

Сбор и выезд по тревоге. Обучение сбору и выезду по тревоге желательно разделить на два этапа: первый этап – построение отделения, назначение боевого расчета, построение боевого расчета у пожарного автомобиля, посадка в автомобиль и спешивание, второй этап – сбор по тревоге, надевание боевой одежды и снаряжения, посадка в автомобиль, выезд из гаража и следование к месту вызова.

Отработка первого этапа. Командир отделения строит отделение с правой стороны автомобиля, лицом к нему, объявляет содержание и цель занятия, назначает.боевой расчет и показывает место построения отделения у автомобиля. Для назначения.боевого расчета командир отделения называет фамилию пожарного, присваивает ему номер боевого расчета. Например: пожарный Смирнов (Смирнов отвечает “я”) – первый номер (Смирнов отвечает “есть”) и т. д.

Построение выполняется несколько раз. Затем командир отделения показывает каждому пожарному место посадки в автомобиль и тренирует состав отделения из различных положений занимать место в кабине.

По команде “К машинам” или “Отделение – становись” отделение строится у автомобиля, начиная от оси заднего правого колеса к кабине, в первой шеренге командир отделения, пожарные № 1, 3, 5, 7, во второй- пожарные № 2, 4, 6 и водитель (рис.3.).

По команде “По местам” отделение садится в кабину автомобиля, пожарные № 1, 3, 7, 2 на заднее сиденье, пожарные № 4, 5, 6 – на переднее. Командир отделения садится рядом с водителем. На автоцистерне отделение садится во вторую кабину в порядке № 1, 3, 4, 2. Командир – рядом с водителем.

Посадка считается законченной, когда боевой расчет займет свои места в автомобиле и закроет двери кабины.

Боевые расчеты, состоящие менее чем из пяти человек, выстраиваются у пожарных автомобилей в одно-шеренговом строю.

Рис.3. Построение отделения у автоцистерны.

При этом пожарные становятся вдоль правой (левой) стороны автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров боевого расчета, водитель – на левом фланге.

По команде “К, машинам” (“Отделение – становись!”) боевой расчет выходит из автомобиля и становится в две шеренги у автомобиля с правой стороны (левой) спиной к нему.

Отработка второго этапа. Второй этап включает сбор по тревоге, надевание боевой одежды и снаряжения, посадку боевого расчета в автомобиль, получение путевки” открывание ворот, выезд из гаража. Командир отделения назначает номера боевого расчета, рассказывает их обязанности, обращая особое внимание на выполнение правил техники безопасности, требует проделать упражнение.

Сбор и выезд по тревоге разучивают после отработки упражнения – надевание боевой одежды и снаряжения.

По сигналу или команде “Тревога” пожарные независимо от места расположения бегом направляются в гараж, при этом им не разрешается бросать на путях движения одежду и предметы обихода, останавливаться в проходах,

При использовании спускового столба каждый пожарный обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимися впереди и не задевать их ногами. Коснувшись ногами мата у основания спускового столба, необходимо слегка оттолкнуться от столба и быстро отойти от него.

Пожарные надевают боевую одежду и снаряжение, садятся в кабину, водитель запускает двигатель, командир отделения получает путевку, пожарные № 1, 2 открывают ворота гаража (если они не открываются автоматически), садятся в кабину и закрывают двери. Командир, заняв место в кабине, объявляет адрес пожара, подает команду водителю “Марш”, водитель выводит автомобиль из гаража.

Порядок посадки личного состава отделений и караулов в пожарные автомобили (в гараже или вне гаража) устанавливается начальником пожарной части исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей.

Подавать команду на следование автомобилей к месту вызова до окончания посадки в автомобили личного состава запрещается. Посадка считается законченной только тогда, когда личный состав боевого расчета займет свои места в автомобиле и закроет двери кабины. При посадке вне гаража выход личного состава на площадку допускается только после выезда автомобиля.

Первым выезжает головной автомобиль, остальные в порядке установленной последовательности.

Во время движения автомобиля личному составу боевого расчета запрещается курить, высовываться из окон, открывать двери, стоять на подножках и др.

По команде “Стой” водитель останавливает автомобиль. При возвращении с пожара по команде “Караул-отделение, становись!” личный состав боевого расчета выходит из кабины и строится у автомобиля по установленному порядку, после чего даются необходимые указания о подготовке автомобиля к очередному выезду.

По этому указанию боевой расчет при необходимости производит замену мокрых рукавов сухими, чистку технического вооружения, мойку автомобилей и другие работы.

По команде “Автомобиль в гараж – ставь” водитель ставит автомобиль на свое место, глушит мотор, пожарные №1,2 закрывают ворота, командир отделения проверяет заправку боевой одежды и снаряжения, подводит итоги занятия.

Форма организации обучаемых – групповая.

Метод обучения – тренировка.

Прокладка рукавов из скаток, пачек и “гармошек”. По команде “Рукав (рукава) из скатки (скаток) – проложить” пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы рукавов у соединительных головок, а левой-с противоположной стороны. Выпрямляется, поднимая скатку, держит ее предплечьем правой руки, согнутой в лотке. Переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо – назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, передавая на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки (рис. 4). Перед концом раскатки рукава делает резкий рывок правой рукой назад. Кладет одну соединительную головку на землю и, держа в правой руке вторую, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью, кладет соединительную головку на землю.

Рис. 4. Прокладка рукава из скатки

При прокладке рукавов из пачек пожарный расстегивает ремешки, берет верхний конец рукава у соединительной головки и бежит в сторону прокладки, развертывая рукав (рукава) до конца, кладет соединительную головку на землю и становится лицом к ней.

Прокладка рукавной линии из “гармошек”, уложенных на автомобиле, производится расчетом – один человек на рукав. По команде: “Рукавную линию из “гармошки” на три рукава – проложить”. Пожарный № 1 берет конец верхнего рукава, прокладывает линию на заданное расстояние; пожарный № 2 берет соединительную головку второго рукава, пожарный № 3-третьего рукава, помогает прокладывать линию; водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса.

Рукавные линии по назначению делятся на магистральные и рабочие. Рукавная линия, идущая от насоса к разветвлению, называется магистральной , линия, идущая от разветвления к стволу, называется рабочей.

Прокладка магистральных рукавных линий из скаток. Состав расчета зависит от длины рукавной линии. Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по два рукава. Исходное положение расчета – с правой стороны автонасоса в одну шеренгу.

По команде: “Разветвление (назвать место его. установки), магистральную линию на четыре рукава из скаток – марш” пожарные подбегают к ящикам кузова автомобиля и берут по две скатки. Пожарный № 2 кладет один рукав на землю, а второй раскатывает, присоединяет соединительную головку к патрубку насоса. Затем берет с земли вторую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из двух рукавов, присоединяет головку второго рукава к соловке рукава, проложенного пожарным № 1.

Пожарный № 1 бежит с рукавами и разветвлением в сторону прокладки линии, останавливается примерно там, где пожарный № 2 закончил прокладку, раскатывает один рукав, а затем второй, соединяют их между собой, присоединяет разветвление, прокладывает линию к месту установки разветвления.

Форма организации обучаемых – групповая.

Метод обучения – тренировка.

При установке пожарных автомобилей на водоисточники необходимо обращать внимание на согласованность действий водителя, пожарных и соблюдение ими правил охраны труда. Водителю следует снимать всасывающие рукава только после того, как колонщик подойдет к насосу и будет подготовлен для снятия всасывающих рукавов, во избежание падения рукавов.

При выполнении упражнений отделение строят – в одну шеренгу, между насосом и водоисточником.

Установка автонасоса (автоцистерны) на водоем. По команде “Автонасос (автоцистерну) на водоем № (указать количество всасывающих рукавов) – ставь” водитель отсоединяет заглушку всасывающего патрубка насоса, становится на подножку автомобиля, освобождает крепление всасывающих рукавов. Пожарный подбегает к автомобилю, берет из ящика всасывающую сетку, с веревкой, относит их к водоему и кладет на землю, подбегает к автомобилю, останавливается против водителя и вместе с ним снимает (последовательно один за другим) всасывающие рукава, которые кладут на землю – один у насоса, второй – за первым в сторону водоисточника; водитель подбегает к насосу, поднимает рукав, присоединяет его к всасывающему патрубку и, заворачивает ключом до отказа головку. Пожарный поднимает обеими руками рукав, зажимает его коленями и присоединяет к нему сетку, затем водитель и пожарный соединяют рукава между собой и завинчивают головку. После этого пожарный берет сетку с концом рукава, разматывает веревку, опускает рукав в воду так, чтобы она покрыла сетку, и привязывает свободный конец веревки за любой ближайший предмет. Водитель готовит насос для подачи воды в рукавную линию.

Прокладка рукавной линии перебежкой. Построить отделение у автонасоса, фронтом в сторону прокладки рукавных линий, объявить упражнение, объяснить в каких случаях приходится прокладывать рукавные линии перебежками.

Кратко пояснить и показать правила коротких перебежек.

При прокладке рукавной линии перебежкой исходное положение пожарных – у конца рукавной линии, проложенной от автонасоса до границы, дальше которой обычным путем прокладывать рукавную линию нельзя; на земле находится необходимое количество рукавов в скатках; пожарный № 1 имеет ствол, надетый на левое плечо.

По команде “Ствол (указать позицию), линию (указать количество рукавов), перебежкой – марш!” пожарные берут по одному рукаву в скатке, намечают путь движения, пожарный № 1 перебегает, используя укрытия, к месту работы, показывая своим движением направление прокладки рукавной линии. Принесенный рукав он оставляет в резерве на случай удлинения рукавной линии или замены рукава, вышедшего из строя. Пожарный № 2 присоединяет рукав к рукавной линии и прокладывает свою рукавную линию, используя укрытия, затем присоединяет ее к рукаву, проложенному пожарным № 3.

Остальные пожарные перебегают по направлению, указанному пожарным № 1, и выполняют те же приемы. По окончании прокладки рукавной линии пожарный № 1 (ствольщик) присоединяет ствол и докладывает о готовности его. После этого пожарные № 2 и 3 остаются у места работы со стволом. Один из них работает подствольщиком, другой наблюдает за рукавами и при необходимости заменяет рукава, вышедшие из строя, а также работает подствольщиком или ствольщиком.

Форма организации обучаемых – групповая.

Метод обучения – тренировка.

Оценки по времени:

Время, сек.
Наложение первичной повязки: отлично хорошо удовлетворительно
повязка на правый (левый) глаз; 1м25с 1м35с 1м45с
повязка на правое (левое) ухо; 1м15с 1м30с
повязка на локтевой (коленный) сустав; 1м10с 1м20с 1м30с
повязка на плечевой сустав; 1м15с 1м20с 1м30с
«восьмиобразная» повязка на грудь (накладывается одним пакетом и бинтом); 2м10с 2м20с 2м30с
повязка на голеностопный сустав; 1м5с 1м10с 1м15с

Изменения, вносимые в приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153

Внести в приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153 «Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 мая 2011 г., регистрационный № 20630) (далее - приказ) следующие изменения:

1. В наименовании, преамбуле и по тексту приказа, в наименовании и по тексту Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы (приложение к приказу) после слов «федеральная противопожарная служба» в соответствующем падеже дополнить словами «Государственная противопожарная служба» в соответствующем падеже.

2. Сноску «<1>» к приказу после слов «ст. 116» дополнить словами «; 2011, № 26, ст. 3807; 2013, № 23, ст. 2910; 2014, № 21, ст. 2694; 2015, № 1 (часть II), ст. 262.».

3. В Наставлении по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы (приложение к приказу):

пункт 3.2. раздела 3 изложить в следующей редакции:

«3.2. Для занятий и сдачи нормативов по физической подготовке личный состав распределяется на следующие возрастные группы:

пункт 3.4. раздела 3 изложить в следующей редакции:

«3.4. Занятия и сдача нормативов по физической подготовке проводится в спортивной или форменной одежде в зависимости от темы занятий, места проведения и погодных условий.»;

абзац третий пункта 7.34. раздела 7 изложить в следующей редакции:

«Выполняется из исходного положения вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе, каждый раз из неподвижного положения в висе на прямых руках (пауза 1-2 с), без рывков и маховых движений ногами, подбородок выше уровня перекладины.»;

пункт 7.35. раздела 7 изложить в следующей редакции:

«7.35. Упражнение на полу (ковре).

Упражнение 4. Наклон туловища вперед.

Выполняется лежа на спине, руки за голову, пальцы в «замок», ноги закреплены, наклонить туловище вперед до касания локтями коленей и возвратиться в исходное положение до касания пола лопатками. Упражнение выполняется в течение одной минуты, разрешается незначительное сгибание ног.

Упражнение 5. Кувырки «вперед-назад».

Кувырок вперед выполняется из положения приседа, руки поставить перед собой ладонями на ковер, подбородок прижать к груди. Оттолкнуться ногами и сделать перекат на спине вперед. В момент касания лопатками ковра согнуть ноги, колени развести и, обхватив руками голени ног, перейти в упор присев.

Кувырок назад выполняется из положения приседа, подбородок прижат к груди. Оттолкнуться руками и ногами от ковра и сделать перекат назад на спине. В момент касания лопатками ковра поставить руки за голову пальцами вперед и перейти в упор присев.

Упражнение 6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Выполняется из исходного положения упор лежа (ноги вместе, тело прямое). Согнуть руки до касания грудью пола, разгибая руки, принять упор лежа. Упражнение выполняется без остановки.»;

дополнить раздел 7 пунктом 7.46. следующего содержания:

«7.46. Силовое комплексное упражнение.

Выполняется в следующей последовательности (для мужчин):

отжаться на руках (до касания грудью пола) 10 раз в упоре лежа;

из упора лежа 10 раз принять положение упор присев (колени между

лечь на спину, руки на пояс, 10 раз принять положение сидя;

из полуприседа произвести 10 выпрыгиваний вверх, полностью выпрямляя ноги, руки за головой (при полуприседе бедра должны быть параллельны полу).

Повторить циклы указанных упражнений без пауз на количество раз.

Для сотрудников 5, 6 и 7 возрастных групп, указанных в пункте 3.2. раздела 3 настоящего Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, количество упражнений в одном цикле должно составлять 5 повторений.

Выполняется в следующей последовательности (для женщин):

первые 30 с из положения лежа на спине, руки вдоль корпуса, сделать максимальное количество наклонов вперед до касания носков ног руками (допускается незначительное сгибание ног при возвращении в исходное положение до касания пола лопатками), затем без паузы для отдыха следующие 30 с, повернуться в упор лежа и выполнить максимальное количество сгибаний и разгибаний рук (ноги вместе, тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола).»;

пункт 8.13. раздела 8 изложить в следующей редакции:

«8.13. Челночный бег 10x10 м. Выполняется на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота. Ширина линии старта и поворота входит в отрезок 10 м. По команде «МАРШ» пробежать 10 м, коснуться ногой линии поворота, повернуться кругом, пробежать таким образом еще девять отрезков по 10 м. Запрещается использовать в качестве опоры при повороте какие-либо естественные или искусственные предметы, неровности, выступающие над поверхностью дорожки.».

абзац четвертый пункта 12.3. раздела 12 изложить в следующей редакции:

««удовлетворительно» - если более половины оценок «удовлетворительно», а остальные «хорошо» или «отлично»;»;

приложение № 3 к пункту 13.4. Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы изложить в следующей редакции:

«Приложение № 3
к пункту 13.4. Наставления по
физической подготовке
личного состава федеральной
противопожарной службы
Государственной противопожарной службы

Нормативы по общефизическим упражнениям для личного состава
федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

Оценка Возрастные группы (мужчины)
1 2 3 4 5 6 7
Быстрота и ловкость
1. Челночный бег 10x10 м (с) удовлетворительно 26 27 28 31 34 36 39
хорошо 25 26 27 30 33 35 38
отлично 24 25 26 29 32 34 37
2. Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж (с) удовлетворительно 28 34 36 38 41 44 56
хорошо 26 28 31 35 39 41 52
отлично 24 26 28 32 36 39 47
3. Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями (с) удовлетворительно 30 33 36 40 43 50 60
хорошо 28 30 34 37 40 44 56
отлично 25 27 32 35 37 40 50
Упражнения (единица измерения) Оценка Возрастные группы (мужчины)
1 2 3 4 5 6 7
Сила 1. Подтягивание (кол-во раз) удовлетворительно 12 10 9 6 4 3 2
хорошо 14 12 11 8 6 5 3
отлично 16 14 13 10 8 7 5
2. Наклон туловища вперед (кол-во раз в минуту) удовлетворительно 50 45 40 35 30 25 20
хорошо 55 50 45 40 35 30 25
отлично 60 55 50 45 40 35 30
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) удовлетворительно 50 45 40 35 30 25 20
хорошо 55 50 45 40 35 30 25
отлично 60 55 50 45 40 35 30
4. Силовое комплексное упражнение (количество повторений) удовлетворительно 3 2 1 1 1 1 1
хорошо 4 3 2 2 2 2 2
отлично 5 4 3 3 3 3 3
Выносливость 1. Бег на 1 км (мин.с) удовлетворительно 3.40 3.50 4.10 4.30 4.40 5.40 5.50
хорошо 3.25 3.35 3.45 3.50 4.00 5.00 5.30
отлично 3.10 3.20 3.30 3.40 3.50 4.00 5.00
2. Бег (кросс) на 5 км (мин.с) удовлетворительно 24.00 25.00 26.00 31.00 33.00 37.00 40.00
хорошо 23.00 24.00 25.00 29.00 31.00 35.00 38.00
отлично 22.00 23.00 24.00 27.00 29.00 33.00 36.00
3. Плавание на 100 м вольным стилем (мин.с) удовлетворительно 2.05 2.30 2.35 2.55 3.10 3.55 4.10
хорошо 1.45 2.00 2.05 2.25 2.40 3.05 3.20
отлично 1.30 1.45 1.50 2.05 2.25 2.40 3.00
4. Лыжная гонка на 5 км (мин.с) удовлетворительно 24.00 26.30 27.30 31.30 33.30 36.30 39.30
хорошо 23.00 25.30 26.30 28.30 30.30 33.30 36.30
отлично 22.00 24.30 25.30 26.30 28.30 30.30 33.30
Упражнения (единица измерения) Оценка
1 2 3 4 5 6
Быстрота и ловкость
1. Челночный бег 10x10 м (с) удовлетворительно 36 38 44 52
хорошо 34 36 42 50
отлично 32 34 40 48
Сила
1. Наклон туловища вперед (кол-во раз в минуту) Упражнения (единица измерения) удовлетворительно 40 35 30 25
хорошо 45 40 35 30
отлично 50 45 40 35
Возрастные группы** (женщины)
Оценка
2. Силовое комплексное упражнение (количество повторений) удовлетворительно 26 22 18 14
хорошо 30 26 22 18
отлично 34 30 26 22
Выносливость
1. Бег на 1 км (мин.с) удовлетворительно 4.35 5.10 5.30 6.00
хорошо 4.15 4.40 4.55 5.20
отлично 4.00 4.20 4.40 5.00
2. Плавание на 100 м вольным стилем (мин.с) удовлетворительно 3.20 3.25 3.40 4.20
хорошо 2.50 3.55 3.10 3.45
отлично 2.30 2.36 2.50 3.20
3. Лыжная гонка на 5 км (мин.с)* удовлетворительно 39 41 43 45
хорошо 36 38 40 42
отлично 34 36 38 40

_____________________________

* в бесснежных районах вместо бега на лыжах сдается кросс 5 км.

** женщины 5 и 6 возрастной группы проверке по физической подготовке не подлежат».

Обзор документа

Скорректированы Наставления по физподготовке личного состава федеральной противопожарной службы.

Так, дополнительно закреплены две возрастные группы: до 25 лет; от 50 лет и старше.

Установлены варианты формы одежды при проведении занятий и сдаче нормативов по физподготовке.

Введены упражнения "Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу", "Силовое комплексное упражнение". Определен порядок их выполнения.

Приведены нормативы для оценки индивидуальной подготовленности.

Уточнены требования к оценке физической подготовки. Отметка "удовлетворительно" выставляется, если половина полученных оценок насчитывает "удовлетворительно", а остальные "хорошо" или "отлично".

1.1. Методика отработки нормативов на занятиях по пожарно­строевой подготовке. Общие положения

Профессиональная подготовка личного состава Федеральной проти­вопожарной службы МЧС России организуется и проводится на основании приказов, распоряжений и указаний Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий.

Порядок организации и направления обучения личного состава сис­темы Государственной противопожарной службы МЧС России определя­ется Программой подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России на различных уровнях:

Структурных подразделений центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющих управление и координацию деятельности Государственной противопожарной службы;

Пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений;

Специальных подразделений Г осударственной противопожарной службы и органов их управления;

Структурных подразделений региональных центров по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющих управление и координацию дея­тельности Государственной противопожарной службы в пределах феде­рального округа;

Структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликви­дации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление и координацию деятельности Государственной противопожарной службы в пределах субъ­ектов Российской Федерации или муниципального образования;

Органов управления Государственной противопожарной службы в субъектах Российской Федерации.

Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обуче­ния личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной и спасательной техникой. Она направлена на достиже­ние высокого профессионального уровня подготовки личного состава и го­товности (слаженности) отделений и дежурных смен, максимального раз­вития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожа­ров.

Пожарно-строевая подготовка включает в себя:

Организацию и планирование процесса обучения (составление тема­тического плана, расписания занятий, плана проведения учебного занятия, перечня отрабатываемых нормативов);

Проведение учебных и инструкторско-методических занятий;

Контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков;

Повышение педагогической и профессиональной компетентности ру­ководителей занятий;

Контроль процесса обучения.

Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых. Тщательная разминка, подбор упраж­нений, соответствующих возможностям обучаемых, единая методика обу­чения, соблюдение физиологического и гигиенического режима занятий - важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.

Тактико-специальная подготовка - обучение личного состава пожар­но-спасательных сил и специальных формирований МЧС России действи­ям в различных условиях обстановки, в том числе боевой.

Тактико-специальная подготовка нацелена на обучение действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, включает в себя:

Изучение основ общевойскового боя;

Тактики действий обеспечиваемых пожарно-спасательных сил и спе­циальных формирований МЧС России и взаимодействующих специальных войск;

Организации и боевых возможностей подразделений пожарно­спасательных сил и специальных формирований МЧС России при дейст­виях в чрезвычайных ситуациях;

Обучение личного состава применению снаряжения, оборудования, вооружения и техники в различных условиях обстановки;

Боевое слаживание подразделений и воинских частей, а также отра­ботку согласованных действий подразделений пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России;

Совершенствование навыков начальников, командиров и органов управления в организации и осуществлении действий при ведении воен­ных действий, авариях, катастрофах и др. бедствиях.

Основным средством пожарно-строевой подготовки и тактико­специальной подготовки являются специальные прикладные упражнения. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техни­кой и аварийно-спасательным оборудованием, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического разви­тия личного состава.

Для достижения высокого уровня освоения специальных приклад­ных упражнений каждый руководитель органов управления и подразделе­ний пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно­технического профиля, должен:

Создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служеб­ных обязанностей;

Обеспечивать высокую профессиональную и методическую подго­товку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;

Осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обста­новку;

Обеспечивать действенное методическое руководство обучением;

Уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;

Учитывать при организации обучения и проведении занятий специ­фику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях аварийно-спасательной и пожарной техники, уровень под­готовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.

Формы и методы обучения личного состава

К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.

Теоретические занятия - форма изучения главным образом теорети­ческих положений темы и принципов работы пожарной и спасательной техники, психофизиологических особенностей личного состава.

В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, кон­трольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования об­щих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, ре­шения общих и специальных задач физической и психологической подго­товки.

В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологи­ческих качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача за­четов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой работы и самостоятельной подготовки.

В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто использу­ются следующие методы практического обучения:

Информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды);

Методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстра­ция, упражнения);

Методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повто­рение упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);

Методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);

Инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, дос­тижение полной ясности относительно того, что от них требуется).

Последовательность обучения

Последовательность обучения упражнению (приему, действию) ус­ловно можно разделить на четыре тесно связанных между собой этапа:

1 этап - создание предварительного представления об упражнении;

2 этап изучение упражнения;

3 этап закрепление и совершенствование двигательных навыков;

4 этап - проверка сформированности двигательных навыков и уров­ня их применения с помощью выполнения нормативов.

На 1 этапе для создания предварительного представления об упраж­нении руководитель занятия применяет следующие приемы:

Знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;

Показывает наглядные пособия для создания двигательных представ­лений об упражнении;

Демонстрирует приемы и технику их выполнения;

Объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двига­тельных действий;

Разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его эле­ментов;

Разрешает пробные попытки;

Информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках;

Разрешает очередные попытки.

На 2 этапе разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у не­го новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражне­ний разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от под­готовленности личного состава и сложности упражнения разучивание про­водится в целом или по частям.

При разучивании приемов в целом двигательная задача решается це­лостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.

Целостный метод применяется, как правило, для разучивания про­стых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообраз­но разделять на части.

Разучивание упражнений по частям обладает большим методиче­ским преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упраж­нение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объеди­ненных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом - слитно.

На 3 этапе ставится задача - добиться стабилизации приемов и спо­собов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного соста­ва в условиях ведения действий по тушению пожара.

Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выпол­нять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках до­пустимых отклонений.

После того, как освоенное упражнение будет закреплено в стандарт­ных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривыч­ных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др. Контроль и исправле­ние ошибок - один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок сначала исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.

На 4 этапе ставится задача по отработке нормативов на занятиях, что непременно способствует совершенствованию приемов и способов дейст­вий личного состава в условиях оперативно-тактических действий на по­жаре, овладению штатным пожарным и аварийно-спасательным оборудо­ванием, сокращению сроков приведения их в боевую готовность. Кроме того, нормативы позволяют установить объективный и единый подход в определении уровня подготовки личного состава.

Структура учебного занятия

Учебное занятие, носящее проверочный (контрольный) характер, яв­ляется основной формой организации обучения личного состава, в рамках которого необходимо проверить реализацию средств, форм и методов обу­чения. Для учебного занятия по пожарно-строевой подготовке, содержаще­го выполнение норматива, характерно наличие четырех частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной.

Вводная часть предусматривает подготовку учебной группы к реше­нию задач подготовительной и основной частей занятия.

Подготовительная часть занятия проводится с целью подготовки обучаемых к выполнению задач основной части занятия с помощью обще­развивающих и специальных упражнений. В завершающей фазе подгото­вительной части обучаемые готовят материально-техническое обеспечение занятия, занимают соответствующие учебные места.

Основная часть представляет собой методическую подструктуру (как систему приемов), элементами которой будут различные виды деятельно­сти руководителя занятий и обучаемых. Число элементов в ней, их функ­циональное назначение и последовательность определяются руководите­лем занятия в соответствии с тематическим планом и программой обуче­ния. Упражнения, которые предполагают выполнение норматива обучае­мыми, должны соответствовать уровню развития их специальных и физи­ческих качеств и условиям обучения.

В основной части занятия решаются следующие главные задачи:

Развитие психологических и физических качеств обучаемых;

Оценка двигательных навыков, приемов и способов работы с пожар­ной техникой;

Контроль уровня овладения приемами и способами работы с пожар­ной техникой и оборудованием в составе отделения, дежурной смены на соответствие нормативному времени или иным условиям норматива.

Заключительная часть предусматривается с целью активизации вос­становительных процессов в организме обучаемых, приведения в порядок учебных объектов и заканчивается построением для подведения итогов и постановки задач для самостоятельной работы.

Обязанности должностных лиц при организации учебных занятий по отработке нормативов

Подготовка учебных занятий предусматривает:

Личную подготовку руководителя занятия;

Выбор места проведения занятия;

Подготовку учебной материально-технической базы;

Определение состава помощников руководителя занятия, инструкто­ров, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обу­чаемых.

В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:

Тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, те­матического плана и расписания занятия;

Подбор и изучение необходимых руководств и пособий;

Определение цели и задачи учебного занятия;

Подготовка содержания учебного материала (расчет учебного време­ни, определение объема учебных вопросов, количества пожарной и ава­рийно-спасательной техники, материально-технических средств, средств страховки и др.);

Выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обуче­ния;

Определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;

Уточнение уровня физической и специальной подготовки личного состава, соответствующего данному этапу обучения;

Определение последовательности прохождения учебных мест и рас­смотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оцен­ка ее целесообразности;

Определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;

Определение состава помощников руководителя занятия, а также со­става расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;

Определение перечня мероприятий по подготовке помощников руко­водителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов;

Решение других организационных вопросов, вытекающих из целей пожарно-строевой и тактико-специальной подготовки и функций террито­риальных органов и подразделений пожарной охраны.

Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом ру­ководителем занятия учебно-методическом документе, который представ­ляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.

При проведении занятия руководителю необходимо:

Обеспечить в ходе занятия решение всех учебных задач;

Следить за точным выполнением требований нормативов и не допус­кать изменений условий и порядка выполнения упражнений;

Обладать высокой личной физической и специальной подготовкой;

Создавать при обучении условия, приближенные к реальной обста­новке;

Напоминать обучаемым перед каждым занятием о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при выполнении упражнений, не допускать переутомления личного состава.

В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, при­водится расчет материального обеспечения (материальные средства каж­дый раз определяются потребностями того или иного занятия).

Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов: вводная, подготовительная, основная и заключительная части.

Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:

Построения группы, расчета, приема рапорта;

Проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения занятия;

Доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения;

Проверки знания вопросов темы, уставных положений, правил охра­ны труда, умения работать с пожарной техникой.

Структура подготовительной части плана проведения занятия преду­сматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и спе­циальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстро­та, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражне­ния выполняются после физических.

Структура основной части плана проведения занятия предусматри­вает упорядоченное описание учебных вопросов (специальных упражне­ний с пожарной техникой и оборудованием) и действий руководителя за­нятия по достижению целей занятия и решению учебных задач. В ней от­ражаются формы организации обучаемых (индивидуальная, поточная, фронтальная, групповая, круговая, поточно-круговая, интервально­круговая), методические приемы и методы обучения, требования к соблю­дению правил охраны труда, команды и другие вопросы, которые необхо­димо довести до сведения обучаемых, порядок использования помощников (командиров отделений), перечень вопросов для проверки, последователь­ность выполнения приемов и способов работы с пожарной техникой, ис­пользования схем, рисунков, таблиц, фильмов (диапозитивов) и техниче­ских средств обучения, порядок смены мест занятий и т. п.

В заключительной части отражаются содержание и последователь­ность разбора занятия, подведения итогов, приведения учебных объектов (мест занятия) в исходное состояние. Планируется как частный (по отдель­ным учебным вопросам), так и общий (по всему занятию) разбор.

нормативов

При отработке нормативов № 1.1, 2.1, 3.2, 4.3, 5.7, 5.8, 7.3, 9.3, 10.4,

11.2, которые являются обязательными для выполнения при проведении инспектирования, итоговых проверках деятельности территориальных ор­ганов МЧС России, подразделений ФПС, а также на контрольных заняти­ях, должны учитываться следующие положения:

1. Нормативы распространяются на личный состав, участвующий и привлекаемый (допущенный) к организации тушения пожаров и проведе­нии аварийно-спасательных работ.

2. Женщинами производится отработка только норматива 11.2 «На­ложение первичной повязки».

3. Начальствующий состав ФПС отрабатывает и выполняет нормати­вы наравне со всем личным составом.

4. Нормативы позволяют установить объективный и единый подход в определении уровня подготовки личного состава и подразделений ФПС.

5. Нормативы выполняются в боевой одежде и снаряжении по сезо­ну.

Согласно ГОСТ Р 53264-2009 «Техника пожарная. Специальная за­щитная одежда пожарного. Общие технические требования. Методы испы­таний», боевая одежда пожарного (БОП) - комплект многослойной специ­альной защитной одежды общего назначения, состоящий из куртки, брюк (полукомбинезона) и предназначенный для защиты пожарного от опасных и вредных факторов окружающей среды, возникающих при тушении по­жаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также от неблагопри­ятных климатических воздействий.

БОП подразделяется на два типа в зависимости от климатического исполнения:

БОП тип У предназначена для использования в климатических рай­онах с температурой окружающей среды от минус 40 °С до плюс 40 °С;

БОП тип X предназначена для использования в климатических рай­онах с температурой окружающей среды от минус 50 °С до плюс 40 °С.

БОП подразделяется на два вида в зависимости от применяемого ма­териала верха:

Вид П из материала с полимерным пленочным покрытием;

Вид Т из ткани синтетической термостойкой (текстильного материа­ла без покрытия).

По принадлежности БОП подразделяется для начальствующего и ря­дового состава. Рекомендуемые отличия для начальствующего состава - удлиненная куртка, цветовое решение куртки и брюк, расположение сиг­нальных элементов.

БОП должна состоять из куртки и брюк (полукомбинезона) с теплоизоляционными подкладками.

В комплекте БОП может быть предусмотрен капюшон. Размеры ка­пюшона должны обеспечивать его использование с пожарной каской.

Пакет материалов и тканей, используемых для изготовления куртки, брюк (полукомбинезона) БОП, должен состоять из материала верха, водо­непроницаемого слоя и теплоизоляционной подкладки. Допускается со­вмещать водонепроницаемый слой с теплоизоляционной подкладкой или материал верха с водонепроницаемым слоем (материал с полимерным пленочным покрытием). БОП типа X должна комплектоваться средствами защиты рук и подшлемником. БОП типа X должна дополнительно ком­плектоваться съемной теплоизоляционной подкладкой с удлинением в об­ласти спины или жилетом.

В комплекте боевой одежды пожарного используется подшлемник пожарного (ранее - подкасник). Согласно ГОСТ Р 53269 - 2009 «Техника пожарная. Каски пожарные. Общие технические требования. Методы ис­пытаний», подшлемник из термостойкого трикотажного полотна использу­ется и предназначается для дополнительной защиты головы пожарного от тепловых и климатических воздействий.

Согласно методическим рекомендациям по пожарно-строевой подго­товке 2005 г., снаряжение пожарных состоит из каски пожарной (шлема), пояса пожарного спасательного с карабином, с топором в кобуре, специ­альной защитной обуви (спецобуви), средств защиты рук.

Специальная защитная обувь (спецобувь) на сегодняшний день - это средство индивидуальной защиты ног пожарного (СИЗНП), согласно ГОСТ Р 53265 - 2009 «Техника пожарная. Средства индивидуальной защи­ты ног пожарного. Общие технические требования. Методы испытаний», должна обладать комплексом защитных, физиолого-гигиенических и эрго­номических показателей, позволяющих пожарному выполнять действия по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также обеспечивать защиту от неблагоприятных климатических воздействий. СИЗНП подразделяются на кожаную и резиновую обувь. Допускается из­готовлять СИЗНП из других материалов, удовлетворяющих требованиям стандарта ГОСТ Р 53265-2009.

К средствам защиты рук, согласно ГОСТ Р 53264-2009 «Техника пожарная. Специальная защитная одежда пожарного. Общие технические требования. Методы испытаний», относятся рукавицы или перчатки, ис­пользуемые в комплекте с БОП и предназначенные для защиты кистей рук пожарного.

6. Начало выполнения норматива поданная команда (согласно ме­тодическим рекомендациям по ПСП 2005 г. или иным нормативным доку­ментам), окончание - в порядке, изложенном в условиях норматива.

7. Время выполнения норматива с личным составом, отделением, дежурным караулом (сменой), подразделением ФПС отсчитывается по се­кундомеру в порядке, изложенном в условиях норматива.

8. Время, затраченное на устранение недостатков, допущенных обу­чаемым (проверяемым), добавляется ко времени выполнения норматива, общая оценка выставляется по суммарному времени.

9. Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено грубых нарушений требова­ний правил, руководств, рекомендаций и инструкций, в том числе требо­ваний охраны труда. Если при отработке (проверке выполнения) норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме личного состава, повреждению пожарного и аварийно­ спасательного оборудования, выполнение норматива прекращается и оце­нивается "неудовлетворительно". Обнаруженные технические неисправно­сти в ходе выполнения нормативов не устраняются (если они не препятст­вуют выполнению норматива и не создают опасности для жизни и здоро­вья), обучаемый после выполнения норматива должен доложить о выяв­ленных неисправностях.

10. Перед выполнением нормативов по развертыванию пожарного и аварийно-спасательного оборудования обучаемые (проверяемые) выстраи­ваются у мобильного средства пожаротушения с любой стороны в сторону передних колес (направляющий против оси заднего колеса), двигатель ра­ботает на малых оборотах, пожарное и аварийно-спасательное оборудова­ние закреплено на своих местах, пожарные рукава уложены в скатках, дверцы отсеков закрыты. Перед выполнением нормативов, связанных с пуском двигателя, он должен быть предварительно прогрет (подготовлен) в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации. При установке мобильного средства пожаротушения на водоисточник зад­няя рукавная катушка (при ее наличии) при необходимости предваритель­но снимается и убирается в сторону. Всасывающий патрубок насосной ус­тановки находится на расстоянии 3 м от пожарного гидранта, крышка гид­ранта открыта, колпачок стояка закрыт.

11. Нормативы в подъеме по пожарным лестницам личный состав выполняет с помощью страхующих устройств (средств).

12. При определении оценки за выполнение норматива личным со­ставом различных возрастных групп или затрудняющих условиях необхо­димо вводить поправочные коэффициенты, значения которых умножать на исходное время, предусмотренные нормативами по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной проти­вопожарной службы. При одновременном действии нескольких затруд­няющих факторов максимальное увеличение времени на выполнение нор­матива производится последовательным умножением исходного времени на соответствующие поправочные коэффициенты.

Порядок определения оценки

Нормативы проверяются при проведении инспектирования, итоговых проверках деятельности территориальных органов МЧС России, подразделе­ний ФПС, а также на плановых и контрольных занятиях и учениях.

Если норматив выполняется несколько раз (не более трех), то оценка за выполнение нормативов определяется по последнему показанному результату.

Оценка за выполнение норматива личным составом, отделением, сме­ной, караулом определяется:

"отлично", если норматив выполнен правильно, в полном объеме на оценку "отлично";

"хорошо", если норматив выполнен правильно, в полном объеме на оценку "хорошо";

"удовлетворительно", если норматив выполнен правильно, в полном объеме на оценку "удовлетворительно";

"неудовлетворительно", если норматив выполнен ниже времени для по­ложительной оценки.

Индивидуальная оценка сотруднику (работнику) за выполнение не­скольких нормативов и оценка подразделению ФПС за выполнение нормати­вов в составе отделения, караула (смены) определяется по оценкам, получен­ным за выполнение каждого норматива, и считается:

"отлично", если более половины проверенных нормативов выполнены с оценкой "отлично", а остальные - с оценкой "хорошо";

"хорошо", если более половины проверенных нормативов выполнены с оценкой не ниже "хорошо", а остальные - с оценкой "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если не менее 70% проверенных нормативов вы­полнены с положительной оценкой, а при оценке по трем нормативам выпол­нены два, при этом один из них - с оценкой не ниже "хорошо".

Оценка за выполнение одиночных нормативов отделению, караулу (смене) выводится по индивидуальным оценкам сотрудников (работников) и определяется:

"отлично", если не менее 100% сотрудников (работников) получили по­ложительные оценки, при этом более 50% сотрудников получили оценку "от­лично";

"хорошо", если не менее 100% сотрудников (работников) получили по­ложительные оценки, при этом более 50% сотрудников получили оценку не ниже "хорошо";

"удовлетворительно", если не менее 90% сотрудников (работников) по­лучили положительные оценки.

При проверке выполнения нормативов в составе отделения, караула и индивидуальных нормативов общая оценка подразделению за выполнение нормативов определяется:

"отлично", если первая оценка "отлично", а вторая не ниже "хорошо"; "хорошо", если первая оценка "хорошо", а вторая не ниже "удовлетвори­тельно";

"удовлетворительно", если обе оценки не ниже "удовлетворительно".

Начальникам местных гарнизонов пожарной охраны; 9 ОФПС,

39 Пч фпс мчс России (договорная), отс фпс, цукс мчс России по Ростовской области, Волгодонскому

Направляю Вам для изучения с личным составом вверенных Вам подразделений с последущим принятием зачета и использования в оперативно-служебной деятельности, «Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы» утвержденные главным военным экспертом генерал-полковником П.В. Платом.

О проделанной работе доложить в отдел организации тушения пожаров УОПТ и ПАСР Главного управления МЧС России по Ростовской области на электронный адрес «[email protected]» в срок до 10 июля 2011 года с предоставлением ведомостей принятия зачетов в сканированном виде.

Приложение: на 43 л. в 1 экз.

Заместитель руководителя

территориального органа п/п В.К. Кривопустов

В.Г. Косов

I. Общие положения

Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке - это временные, количественные и качественные показатели выполнения определенных задач, приемов и действий сотрудниками (работниками), курсантами и слушателями (далее - личный состав) федеральной противопожарной службы, отделениями, дежурными караулами (сменами), подразделениями федеральной противопожарной службы (далее – подразделениями ФПС), образовательными учреждениями МЧС России, с соблюдением последовательности (порядка), изложенных в сборнике нормативов.

Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке распространяются на личный состав участвующий и привлекаемый (допущенный) к организации тушения пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Отработка нормативов женщинами производится только по разделу 11- оказание первой помощи.

Отработка нормативов на занятиях и учениях способствует совершенствованию приемов и способов действий личного состава в условиях оперативно-тактических действий на пожаре, овладению штатным пожарным и аварийно-спасательным оборудованием, сокращению сроков приведения их в боевую готовность. Кроме того, нормативы позволяют установить объективный и единый подход в определении уровня подготовки личного состава и подразделений ФПС.

Отработке нормативов личным составом должно предшествовать изучение мобильных средств пожаротушения, штатного пожарного и аварийно-спасательного оборудования, средств оказания первой помощи, приборов и средств радиационной, химической и биологической защиты, правил обращения и работы с ними, требований охраны труда, требований соответствующих правил, руководств, инструкций и рекомендаций.

В ходе занятий личный состав в начале, должен научиться правильно и качественно выполнять приемы (действия) по элементам в медленном темпе и только после этого переходить к отработке нормативов в целом.

Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено грубых нарушений требований правил, руководств, рекомендаций и инструкций, в том числе требований охраны труда.

Если при отработке (проверке выполнения) норматива обучаемым допущена, хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме личного состава, повреждению пожарного и аварийно-спасательного оборудования, выполнение норматива прекращается и оценивается "неудовлетворительно".

Обнаруженные технические неисправности в ходе выполнения нормативов не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива и не создают опасности для жизни и здоровья), обучаемый после выполнения норматива должен доложить о выявленных неисправностях.

Начальствующий состав ФПС отрабатывает и выполняет нормативы наравне со всем личным составом.

Время выполнения норматива с личным составом, отделением, дежурным караулом (сменой), подразделением ФПС отсчитывается по секундомеру в порядке, изложенном в условиях норматива.

Все нормативы выполняются в боевой одежде и снаряжении по сезону. Начало выполнения норматива - поданная команда (сигнал тревоги), окончание - в порядке, изложенном в условиях норматива.

Условия и время на выполнение базовых нормативов определены для личного состава до 30 лет и летнее время.

Упражнения с выдвижными лестницами и развертывание сил и средств нормировались на асфальтированном участке местности.

При определении оценки за выполнение норматива личным составом другой возрастной группы в других затрудняющих условиях необходимо вводить поправочные коэффициенты, значения которых умножать на исходное время, предусмотренное настоящими нормативами. При одновременном действии нескольких затрудняющих факторов максимальное увеличение времени на выполнение норматива производится последовательным умножением исходного времени на соответствующие поправочные коэффициенты.

Перед выполнением нормативов по развертыванию пожарного и аварийно-спасательного оборудования обучаемые (проверяемые) выстраиваются у мобильного средства пожаротушения с любой стороны в сторону передних колес (направляющий против оси заднего колеса), двигатель работает на малых оборотах, пожарное и аварийно-спасательное оборудование закреплено на своих местах, пожарные рукава уложены в скатках, дверцы отсеков закрыты.

Перед выполнением нормативов, связанных с пуском двигателя, он должен быть предварительно прогрет (подготовлен) в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации.

При установке мобильного средства пожаротушения на водоисточник задняя рукавная катушка (при ее наличии) при необходимости предварительно снимается и убирается в сторону. Всасывающий патрубок насосной установки находится на расстоянии 3 м от пожарного гидранта, крышка гидранта открыта, колпачок стояка закрыт.

При установке пожарных автолестниц на высоту 30 м и более последнее колено должно опираться на конструкцию здания.

Нормативы в подъеме по пожарным лестницам личный состав, выполняет с помощью страхующих устройств (средств).

Нормативы с использованием электрооборудования выполняются в резиновых сапогах и перчатках.

При выполнении нормативов по развертыванию насосно-рукавных систем позиция ствольщиков определяется на расстоянии равном длине проложенной рукавной линии (определяется до выполнения норматива), если в условиях не указано иное.

Результат фиксируется по пересечении линии позиции ствольщиком (ми) - по последнему, или по последней выполненной операции, или по появлению огнетушащего вещества из ствола (ов) - по последнему, если условием или субъектом контроля не указано иное.

До начала учебного года должностные лица ответственные за организацию профессиональной подготовки в подразделениях ФПС, разрабатывают перечень нормативов подлежащих отработки в течении года, с учетом служебных функций, оснащенности подразделения ФПС, решаемых подразделением ФПС задач и оперативно-тактических особенностей охраняемых объектов. Перечень нормативов утверждается руководителем органа управления и подразделения ФПС.

Отработка нормативов личным составом проводится в часы, предусмотренные распорядком дня и расписанием учебных занятий, индивидуально или в составе отделений, караулов (смен), не реже одного раза в течение двух дежурных суток.

(практическая отработка упражнений)

1. Назначение и задачи ПСП.

2. Место ПСП в боевой подготовке личного состава Государственной противопожарной службы.

3. Взаимосвязь ПСП с другими дисциплинами.

4. Требования мер безопасности к пожарно-техническому вооружению и пожарной технике.

5. Укладка и надевание боевой одежды и снаряжения. Требования к боевой одежде и снаряжению.

6. Сбор и выезд по тревоге. Требования правил охраны труда.

7. Прокладка рукавной линии из скаток и "гармошки".

8. Уборка рукавов в одинарную и двойную скатки, "восьмеркой".

9. Прокладка рукавных линий в лестничных клетках различными способами. Требования правил охраны труда.

10. Переноска, установка разветвления, присоединение рукавов к нему и работа, с действующими стволами лежа, стоя, с колена. Требования правил охраны труда.

11. Подъем рукавной линии на высоты при помощи ручных пожарных лестниц и спасательных веревок. Требования правил охраны труда.

12. Снятие, переноска, установка и подъем на этажи здания по лестнице-палке, штурмовой и выдвижной лестницам. Укладка их на пожарный автомобиль. Требования правил охраны труда.

13. Работа со спасательной веревкой. Требования правил охраны труда.

13.1. Закрепление спасательной веревки за конструкцию первым, вторым, третьим и четвертым способами.

13.2. Вязка двойной спасательной петли и надевание ее на "пострадавшего".

13.3. Вязка узла для подъема рукавных линий и пожарно-технического вооружения на высоты.

13.4. Спасание пострадавших и самоспасание с верхних этажей здания.

14. Установка пожарного автомобиля на водоисточник.

15. Развертывание сил и средств. Требования правил охраны труда.

15.1. Обязанности номеров боевого расчета на пожарной автоцистерне при приёме и сдачи дежурства, по сигналу «Тревога».

15.2. Порядок построения пожарного расчёта у пожарного автомобиля.

15.3. Подготовка к развертыванию.

15.4. Предварительное развертывание.

15.5. Полное развертывание.

16. Обязанности номеров боевого расчета на автоцистерне при подаче одного, двух стволов "Б".

17. Обязанности номеров пожарного расчета на автоцистерне при подаче ГПС-600.

18. Обязанности номеров пожарного расчета на автоцистерне при подаче лафетного ствола.

19. Обязанности номеров пожарного расчета на автоцистерне при подаче одного ствола А с забором воды при помощи одного гидроэлеватора.

20. Обязанности номеров пожарного расчёта на автоцистерне при подаче одного ствола А и одного ствола Б.

21. Работы по вскрытию и разборке строительных конструкций. Требования по правилам охраны труда.

22. Эвакуация пострадавших из мест повреждений. Переноска пострадавших одним, двумя, тремя пожарными. Требования по правилам охраны труда.

Перечень нормативов по ПСП,

Отрабатываемые в период прохождения учебной практики в должности пожарного

Норматив № 1.1

«Надевание боевой одежды и снаряжения»

(""5""- 21.0 с.. ""4""- 24.0 с., ""3""- 27.0с.).

Норматив № 1.2

Надевание теплоотражательного костюма (""5""- 70.0 с., ""4""-75.0 с., ""3""- 80.0 с.).

Норматив № 2.1

«Сбор и выезд по тревоге (с посадкой в автомобиль за воротами гаража) караула в составе двух отделений» (""5""- 34.0 с., ""4""- 38.0 с., ""3""- 42.0 с.).

Норматив № 3.2

«Прокладка магистральной рукавной линии диаметром 77ммодним исполнителем на 5 рукавов»

(""5""- 105.0 с., ""4""- 120.0 с., ""3""- 135.0 с.).

Норматив № 4.1

«Вязка двойной спасательной петли без надевания её на спасаемого»

(""5""- 6.0 с., ""4""- 7.0 с., ""3""- 8.0 с.).

Норматив № 4.3

«Закрепление спасательной верёвки за конструкцию»

(""5""- 4.0 с., ""4""- 5.0 с., ""3""- 6.0 с.).

Норматив № 4.4

Сматывание спасательной верёвки в клубок, на правильность

Норматив № 5.5

«Переноска и подвеска штурмовой лестницы в окно второго этажа учебной башни»(""5""-7.0 с.; ""4""- 8.0 с.; ""3""- 9.0 с.).

Норматив № 5.10

«Установка выдвижной лестницы в окно 3-го этажа учебной башни»

(""5""-15.0 с., ""4""-18.0 с., ""3""- 21.0 с.).

Норматив № 7.3

«Установка автоцистерны на водоем» (боевой расчет 2 чел., ""5""- 39.0(75.0) с., ""4""- 45.0 (82.0) с., ""3""- 52.0 (88.0) с.).

Норматив № 7.8

«Развертывание отделения от автоцистерны с подачей одного ствола Б» (боевой расчет 2 чел., ""5""- 17.0(21.0) с., ""4""- 19.0 (23.0)с., ""3""- 21.0(25.0) с.).

Норматив № 7.9

«Развёртывание отделения от автоцистерны с установкой на гидрант и подачей 1-го ствола ""Б"" от одной магистральной линии» (боевой расчёт 4 чел., 3/77мм, 2/51 мм, ""5""- 63.0(70.0) с., ""4""- 70.0(75.0) с., ""3""- 77.0(80.0) с.).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Конституция

1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. М.: Проспект, 2011.– 32 с.

Федеральные законы, постановления, регламентирующие документы

2. О пожарной безопасности. Федеральный закон от 21декабря 1994г. № 69-ФЗ.официальный текст.-2004г., М.:2004. – 25 с.

3. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ.Екатеринбург, Калан, 2010. – 166 с.

4. Наставление по службе связи Государственной противопожарной службы. Приказ МВД России от 30 июня 2000 г. № 700. – Екатеринбург: ИД Ажур, 2003. – 140 с.

5. Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО 01-2002).Приказ МЧС России от 31декабря 2002 № 630. – М.: Академия ГПС, 2003. – 322 с.

6. Порядок организации службы подразделениями пожарной охраны. Приказ МЧС России от 05.04.2011г. №167.- М., 2011. – 43 с.

7. Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. № 156. – М., 2011. – 24 с.

8. Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России.- М., 1996. – 170с.

Учебно-методические издания

9. Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (приложение к письму МЧС России от 22.06.2010 года № 5427-5-1-2).- Екатеринбург: Калан, 2010. – 112 с.

10. НПБ 155-96 Техника пожарная. Огнетушители переносные. - М., 1997. – 43 с.

11. НПБ 166-97 Техника пожарная. Огнетушители. Требование к эксплуатации. – М.: ГПС, 1999. – 44 с.

12. НПБ 167-97 Веревки пожарные спасательные.- М., 2000. – 18 с.

13. НПБ 168-97 Карабин пожарный.- М., 2000. - 23 с.

14. НПБ 171-98 Лестницы ручные пожарные.- М., 1999. -28 с.

15. НПБ 172-98 Пояса пожарные спасательные.- М., 2000. – 36 с.

16. НПБ 177-99 Стволы пожарные ручные.- М., 2000. – 16 с.

17. НПБ 183-99 Водосборник рукавный.- М., 1999. – 13 с.

18. НПБ 184-99 Колонки пожарные.- М., 1999. – 15 с.

22. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава ФПС МЧС России. – Екатеринбург: Калан, 2008. – 63 с.

24. Методические рекомендации по организации и проведению работ по локализации и тушению пожаров, поиску и спасению людей личным составом подразделений ФПС при радиационной аварии на АЭС в зоне повышенного облучения. – М., 2010. – 45 с.

25. Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России. – Екатеринбург: Калан-форт, 2004. – 126 с.

26. Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов. – М.: 2009. – 35 с.

27. Повзик Я.С. «Пожарная тактика».–М.:ЗАО Спецтехника, 2004. – 146 с.

28. Тактическая подготовка должностных лиц органов управления силами и средствами на пожаре. Учебное пособие. - М.: Академия ГПС, 2004. – 150 с.

29. Теребнёв В.В. Справочник руководителя тушения пожара.- М: Пожкнига, 2004. – 285 с.

30. Безбородько М.Д. Пожарная техника. - М., 2004. – 550 с.

31. Савельев П.С. Пожары – катастрофы. - М.: Стройиздат, 1983. – 431 с.

32. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы. - М., 2011. – 43 с.

33. Пожарная тактика: Сборник справочных материалов. Часть 1.- Екатеринбург, 2008. – 138 с.

Рабочая программа одобрена на заседании методической секции «Практическое обучение» «__» ____________ 2013 г., протокол №__.

Начальник отдела практического обучения

полковник внутренней службы А.А. Юдичев

«__» ________ 20__ г.

Приложение № 1

к программе практики

УТВЕРЖДАЮ

(наименование подразделения)

(специальное звание)

______________________________

(подпись, фамилия И.О.)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

учебной практики студента _____ учебной группы

______________________________

(фамилия, имя, отчество)

в период с «___»_________ по «___»________201__ года

Составил:

студент ____ курса ____учебной группы _____________ _______________

СОГЛАСОВАНО:

__________________________________

(должность руководителя практики)

__________________________________

____________ ____________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

«___» __________________201 __ г.

Примечание: составляется и утверждается в первый день практики,


Приложение № 2

к программе практики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИИЯ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник_____________________

(наименование подразделения)

______________________________

(специальное звание)

______________________________

(подпись, фамилия И.О.)

«______»________________201__г.

ОТЧЕТ


Похожая информация.