Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования. Анализ нормативных документов по дошкольному образованию Нормативно правовые основы в сфере дошкольного образования






Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 2. Система образования Статья 10. Структура системы образования 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование Статья 64. Дошкольное образование 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование Статья 64. Дошкольное образование 2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 7. Общее образование Статья 64. Дошкольное образование 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: …2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико- педагогической коррекции;


Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность 3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам … за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе... Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ … понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.




1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;


5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.




Стандарт направлен на достижение следующих целей: 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.




Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;


Стандарт направлен на решение следующих задач: 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.




Статья 2 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством: расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; приобщения детей через соответствующие их индивидуально- возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализации вариативных образовательных программ; соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.






Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Глава 1 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; 10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;




ФГОС дошкольного образования II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.


ФГОС дошкольного образования 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.




ФГОС дошкольного образования Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
ФГОС дошкольного образования IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.


ФГОС дошкольного образования Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой- либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.


ФГОС дошкольного образования 4.4. Настоящие требования являются ориентирами для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.


ФГОС дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;


ФГОС дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;


Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.





Нормативный правовой документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Знание педагогом нормативных документов – залог его правовой грамотности, повышение профессиональной компетенции, позволяющее осуществлять воспитательно - образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в соответствии с действующим законодательством.

Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования включает в себя документы международного, федерального уровня, регионального уровня, а также уровня образовательной организации.

Рассмотрим ключевые документы.

Документы международного уровня

К документам международного уровня относятся:

- Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка. Декларация является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Документы федерального уровня

Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя:

Конституцию РФ,

Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Документы регионального уровня.

Региональный уровень образовательного законодательства регулирует вопросы образовательной деятельности в Республике Татарстан, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, расположенных на территории республики. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты, регулирующие размер родительской платы в ДОУ, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования ДОУ.

Одним из основных документов регионального уровня в нашей республике является Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»

На уровне образовательного учреждения принимаются правовые акты, регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:

Устав дошкольного образовательного учреждения;

-Правила внутреннего трудового распорядка;

-Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанника;

-Положение о родительском комитете и др.

В системе дошкольного образования произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС. Основными нормативными документами, регламентирующими введение и реализацию ФГОС являются:

-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - это нормативно-правовой акт Федерального уровня, регламентирующий деятельность дошкольного образовательного учреждения. На основании этого закона разрабатываются все остальные нормативные акты. Данный Закон был принят 29 декабря 2012 г. и вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» впервые выделяет дошкольное образование первым, самостоятельным уровнем общего образования (ч.2 ст.10 п.4). В прежние времена считалось, что образование начинается со школы. В итоге получается такая цепочка:

дошкольное образование - общее - среднее профессиональное - высшее.

Настоящий Федеральный закон гарантирует право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.5 п.2).

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года разработан и вступил в силу с 1 января 2014г федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который призван регулировать отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

ФГОС стал главным нормативным документом, на который теперь опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (ч.2 п. 2.9).

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (ч.2 п.2.11).

ФГОС направлен на охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования первой ступени образования и перестройки системы управления.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"

Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.

Мы работаем по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

В заключение хотелось бы отметить, что наша современная жизнь – это жизнь в ускоренном темпе, которая диктует определённые правила, где информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованным, идти в ногу со временем. Современное состояние образования – реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики.

С разработкой и утверждением новых федеральных законов образования радикально изменяется нормативно-правовая база дошкольного образования. Современный педагог должен идти в ногу со временем, знать и грамотно применять в работе нормативно-правовые документы.

В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Вопросы знания нормативно-правовых основ деятельности всех участников образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) входят в сферу должностных обязанностей сотрудников. В свою очередь, своевременное повышение квалификации в области правового образования административных и педагогических работников ДОУ позволяет им эффективно и качественно разрешать нестандартные проблемные ситуации, возникающие в процессе их профессиональной деятельности. Благодаря целенаправленному освоению правовых знаний, применения их на практике, можно обеспечить формирование нормативно-правовой компетентности кадров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нормативно - правовое обеспечение деятельности специалиста дошкольного образовательного учреждения

  1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  3. Федеральный закон от 24.07.1998г. №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2562 от 27.10.2011г.
  5. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
    (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...")
    (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564)
  6. ПП РФ от 10 июля 2013 г № 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации".
  7. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования".
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07. 2011г. №2151 «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  9. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12. 2000 г. N 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  10. Письмо Министерства образования РФ от 16.01. 2002 г. N 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12. 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
  12. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования».
  13. Приказ от 20 сентября 2013 г. №1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
  14. Приказ Минздравсоцразвития России №761н от 26 августа 2010 г. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
  15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2010 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".
  16. Примерное положение о логопедическом пункте муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Березка».
  17. Примерное положение о консультативном психолого – логопедическом пункте.
  18. Глава 19 Трудового кодекса РФ "Об отпусках" .
  19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  20. Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 28 февраля 2014 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...

Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"

Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...

Организация коррекционной помощи дошкольникам с задержкой психического развития во взаимодействии специалистов дошкольного образовательного учреждения

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нормативно-правовая база современного д ошкольного образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 Министерство образования и науки РФ от 28.02.2014г. № 08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2014 года № 08-10 «О ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОРБРАЗОВАНИЯ» Создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО; Создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО; Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО; Создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

Актуальные направления мероприятий по реализации ФГОС ДО Мониторинг условий реализации ФГОС ДО в субъектах РФ (май 2014г. – декабрь 2016г.) Ведение федерального реестра примерных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС (постоянно после утверждения приказа Минобрнауки РФ). Обеспечение поэтапного повышения квалификации руководителей и педагогов ДОО по вопросам ФГОС ДО (июль 2014г. – декабрь 2016г.). Организация деятельности стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО (2014-2016г.). Научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары по вопросам введения ФГОС ДО (2014-2016г.) Информационное сопровождение в СМИ о ходе реализации ФГОС ДО (сентябрь 2013-декабрь 2015г.)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.02.2014г. № 01-52-22/05-382 Учитывая, что Законом устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы ОУ (часть 5 статьи 108) в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые призваны создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Признан утратившим силу приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 05.08.2013г. № 08-1049 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ПРИСМОТРА И УХОДА ЗА ДЕТЬМИ С ЦЕЛЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУПНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Форма присмотра и ухода за детьми в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания в государственных и муниципальных ОУ (группы общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности) Семейные дошкольные группы (на дому у воспитателя государственных и муниципальных ДОУ). Группы кратковременного пребывания на базе ДОУ, школ, учреждений доп.образования (группы адаптации для детей от 6 мес. до 2 лет, группы развития, группы «Особый ребенок» для детей инвалидов, группы для подготовки детей к школе и др.) Присмотр и уход за детьми с привлечением ИП (гувернерство, семейные клубы, детские центры, домашние д/с и т.д.)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Психолого-медико-педагогическая комиссия создается, чтобы своевременно выявлять детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении. Комиссия проводит их комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и дает рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания. Состав комиссии и порядок ее формирования не изменились. Расширены полномочия комиссии. Она вправе проводить мониторинг, как учитываются ее рекомендации по обучению и воспитанию детей в образовательных организациях и в семье (с согласия родителей). Также на комиссию возложен учет данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на подведомственной территории. Прописана процедура обследования детей в комиссии. Это возможно по письменному заявлению родителей или по направлению соответствующей организации с письменного согласия родителей. Медицинское обследование детей 15 лет и старше допускается только с их согласия. Все обследования и консультации бесплатны. Родители могут присутствовать при обследовании, обсуждать его результаты. Заключение комиссии носит для родителей рекомендательный характер. При несогласии с ним они вправе его обжаловать. Для остальных органов и организаций заключение комиссии является основанием для создания соответствующих условий обучения и воспитания ребенка. Вся информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставлять ее кому бы то ни было без письменного согласия родителей запрещено (исключение - предусмотренные законом случаи).

Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 « Об осуществлении мониторинга системы образования » Мониторинг включает сбор, обработку, систематизацию и хранение информации о системе образования. На основе этих сведений проводится непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования. Распределены полномочия государственных и местных органов по проведению мониторинга. Так, Рособрнадзор собирает и анализирует информацию в части контроля качества образования и выявления нарушений законодательства. В целях мониторинга используются данные федерального статнаблюдения, обследований (в т. ч. социологических) образовательных организаций, сведения, размещенные в сети Интернет и СМИ. Также учитывается информация, поступившая от организаций и граждан. Мониторинг проводится не реже 1 раза в год. Его процедура, сроки и показатели устанавливаются уполномоченными органами. Отчет о результатах мониторинга размещается на официальном сайте Минобрнауки России. Закреплен перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Установлены новые квалификационные характеристики должностей работников образования. Они содержат должностные обязанности, требования к уровню знаний и квалификации работников. Характеристики применяются для разработки должностных инструкций и могут использоваться всеми образовательными организациями. Конкретный перечень должностных обязанностей определяется с учетом особенностей организации труда и управления. Приведены квалификационные характеристики должностей руководителей, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала. Все работники образования независимо от занимаемой должности обязаны знать нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; психологические и физиологические особенности разных детских возрастов; современные образовательные технологии; компьютерные программы по организации образовательного процесса; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда и пожарной безопасности.

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Профессиональный стандарт «Педагог» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.

Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» Для размещения информации на сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» Подразделы: Основные сведения Структура и органы управления ОО Документы Образование Образовательные стандарты Руководство Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Финансово-хозяйственная деятельность Вакантные места для приема (перевода)

Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 18.07.2013г. № 08-950 «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГРАЖДАНАМ –ПОТРЕБИТЕЛЯМ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОЙ И ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» Наличие и состав органов общественно-государственного управления ДОУ (совет ДОУ, попечительский совет, родительский совет и т.д.), их компетенция, полномочия, состав, график проведения заседаний, контактная информация. Сроки, повестка, решения заседаний пед.советов, советов трудового коллектива, других коллегиальных органов ДОУ. Организация внеучебной деятельности обучающихся (экскурсии, походы и т.д) и отчеты по итогам проведения таких мероприятий. Мероприятия, проводимые ДОУ во внеучебное время (работа кружков, секций, клубов и т.д.) Исчерпывающий перечень услуг, оказываемых ДОУ гражданам бесплатно в рамках реализации ОП в соответствии с ФГОС. Сведения о возможности, порядке и условиях внесения добровольных пожертвований Сроки, места и условия проведения конкурсных мероприятий различного уровня, а также информация о результатах участия детей и родителей в данных мероприятиях. Проведение в ДОУ праздничных мероприятий Телефоны, адреса регионального представителя Уполномоченного по правам детей, региональной Общественной палаты, региональной и муниципальной службы социальной защиты, службы психологической поддержки детей и родителей.

Локальные акты дошкольной образовательной организации

По научно-методическому обеспечению Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст.12) Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

По организационному обеспечению Устав образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст.25) Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. Договор образовательного учреждения с учредителем. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников. Приказ об утверждении плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ДО в образовательном учреждении. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ДО.

По кадровому обеспечению Должностные инструкции работников образовательного учреждения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»). Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО.

По информационному обеспечению 1.Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения. 2.Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст.29; приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»

По финансовому обеспечению Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного учреждения. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг").

По материально-техническому обеспечению Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом требований ФГОС ДО к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности воспитательно -образовательного процесса и оборудования помещений. -Положение о методическом кабинете (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета) -Положение о музыкальном зале. -Положение о физкультурном зале. -Положение об изостудии и т.д.

Литература: Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М.: Просвещение, 2014. – 112с. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации / авт.-сост. Т.В.Волосовец. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 456 с. Интернет-ресурсы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Елена Чеснокова
Содержание документов нормативно-правового и научно-методического обеспечения системы дошкольного образования

Тема : Содержание документов нормативно-правового

и научно-методического обеспечения системы дошкольного образования

1 «Декларация прав ребенка» и «Конвенция о правах ребенка» как базовые международные документы системы дошкольного образования

Декларация (от латинского слова - провозглашение) не имеет обязательной силы; это рекомендации, в которых провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (от латинского слова - договор, соглашение) - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, а затем ратифицировали) .

Вопрос о разработке особых документов по правам ребенка возник сравнительно недавно. Только в XIX в. деятельность демократических движений привела к тому, что развитые государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей. До образования ООН (1945 г.) права детей рассматривались в основном в ракурсе борьбы с детским рабством, эксплуатацией детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 г., была в основном посвящена этим проблемам.

Декларация прав ребенка была провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.

Декларация прав ребенка является первым международным документом . В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение , социальную защиту и предоставление возможности получать образование , развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка.

Основной ее тезис состоит в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет» . Декларация призывает родителей и отдельных лиц, все организации, власти и правительства признать изложенные в ней права, свободы и достоинства.

Однако отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа , в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм .

В течение десяти лет Комиссия ООН по правам человека разрабатывала проект Конвенции. Наконец, 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка (вступила в силу для СССР 15.09.1990) .

Конвенция содержит 54 статьи , учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Она идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка . Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей : выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире , историческую справку о преемственности документов ООН в этой области .

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» , утверждают один из основных принципов Конвенций - приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, так как в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование , в том числе получение бесплатного и обязательного начального.

Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко 2 части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся к 3 части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.

Особо следует отметить выдвигаемые конвенцией требования к образовательным процессам . Так, в ст. 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено :

а) на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;

б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

в) на воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

г) на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин;

д) на воспитание уважения к окружающей природе.

Таким образом , все государства, присоединившихся к Конвенции, берут на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки детства к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. Основные права ребенка в Конвенции по сути повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Однако часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании » как основной документ отечественной системы образования

Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В законе Российской Федерации «Об образовании » содержаться те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России .

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования , к личности и обеспечивают как «внешние» социально-педагогические условия развития системы образования , так и «внутренние» собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К ним относятся : гуманистический характер образования ; приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; общедоступность образования ; бесплатность общего образования ; всесторонняя защита потребителя образования .

Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются : создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения ; освоение учащимися системы знаний о природе , обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов ) .

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза , которое удостоверяется соответствующим документом .

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Документ состоит из глав , главы состоят из статей.

Глава первая называется «Общие положения» . Эта глава посвящена государственной политике в области образования , законодательству РФ в области образования , языкам обучения, федеральным государственным образовательным стандартам .

Глава вторая «Система образования » посвящена таким вопросам как : понятие системы образования , образовательные программы , формы получения образования , Государственные и негосударственные образовательные организации , образовательные учреждения , устав образовательного учреждения , требования к содержанию образования педагогического процесса, требования к приёму граждан в образовательные учреждения , реализация общеобразовательных программ , дошкольное образование и другим видам образования , документы об образовании .

Дошкольному образованию уделяется отдельное внимание в данной главе в 18 статье. В данной статье определяется место родителей в системе образования детей , их обязанности, сотрудничество родителей и образовательных организаций , помощь родителям со стороны дошкольных образовательных организаций .

Глава третья посвящена управлению системой образования . В ней раскрываются вопросы полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования , полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования , компетенции и ответственности образовательного учреждения , аккредитации, ликвидации и реорганизации государственного учреждения, управления (не) государственными и муниципальными образовательными учреждениями , государственного контроля в сфере образования .

Глава четвёртая «Экономика системы образования » . Эта глава призвана регулировать вопросы в сфере отношений собственности в сфере образования , финансовом обеспечении сферы образования , прав на пользование образовательными учреждениями финансовыми и материальными средствами, рассматриваются вопросы о наличии платных услуг в образовательных учреждениях и так далее.

Пятая глава «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование ». Посвящена правам и социальной поддержке обучающихся, воспитанников, охране здоровья, правам и обязанностям родителей (законных представителей, плате, взимаемой с родителей за посещение дошкольного учреждения детьми , оплате труда работникам образовательных учреждений , права работников образовательной сферы , и наконец трудовым отношениям в сфере образования .

Шестая глава «Международная деятельность в сфере образования » . Рассматривает вопросы международного сотрудничества Российской федерации.

3. «Концепция дошкольного воспитания » как документ , определяющий парадигму современной системы дошкольного образования России

«Концепция дошкольного воспитания » одобрена решением коллегии государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 года №7/1.

Современное российское образование - это непрерывная система по-следовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное , общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование .

Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России . Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование . Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов и В. А. Петровский, которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г . В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.

Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориен-тировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы . В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании . При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.

Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие :

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического) . Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми . Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.

3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Исходя из этого, вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка - это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний.

4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН) . Задачей дошкольного образования является , прежде всего, развитие главных новообразований дошкольного возраста - творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

4 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) как базовый документ , определяющий содержание воспитания и образования дошкольников

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ».

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования . Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ » , для всех дошкольных учреждений стал актуален ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт .

Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования . Вместе с группой специалистов ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.

С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам .

Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента : - требования к составлению образовательных программ для ДОУ , включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части , свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений;

Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ ;

Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ .

По ФГОС основными принципами дошкольного образования становятся :

1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства , амплификация (обогащения) детского развития.

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

3. Приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства.

4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

5. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Поддержка инициативы, активности и способностей детей в разных видах деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении.

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей, обучение их в специфически детских видах деятельности.

9. Сотрудничество образовательной организации с семьей.

Стандарт преследует следующие цели :

Повышение социального статуса дошкольного образования ,

обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования ,

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования .

Стандарт решает следующие задачи :

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) .

Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок учебной деятельности.

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ .

Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования .

Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами , можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования .

Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования оказала значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.

Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечило более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

Во-вторых, это повлекло за собой повышение требований к качеству дошкольного образования , что положительным образом сказалось на его развитии и на его результатах.

Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании . Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой , но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования , повлекло глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.

Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего» , многие методики и технологии были пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.

Каждая ДОО самостоятельно разрабатывает свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования . Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам . То есть, на практике мы получаем более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы , которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.