Нормативно правовая основа государственной экологической экспертизы. Экологическая экспертиза в России: нормативная и правовая основа. Правовые основы экологической экспертизы

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.

Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 32). Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования . Заказчиком может быть как юридическое лицо , так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.

В настоящее время к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относятся:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды , утверждаемых органами государственной власти РФ;
  • проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • проекты соглашений о разделе продукции;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов исполнительной власти ;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий , обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  • объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Благодаря тому что в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" в перечни были включены наиболее значимые объекты, требующие обязательной государственной экологической экспертизы, достаточно детальному правовому регулированию организации и проведения государственной экологической экспертизы, жесткой формализации процедуры, государственная экологическая экспертиза была, пожалуй, единственной эффективной мерой охраны окружающей среды в Российской Федерации в 90-е годы прошлого века.

Ситуация коренным образом изменилась с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этим Законом из перечня объектов обязательной государственной экологической экспертизы исключены проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий , магистральных трубопроводов и т.п. экологически опасных объектов. Впредь экспертиза таких объектов будет проводиться в рамках государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, регулируемых Градостроительным кодексом РФ.

Исключение из перечня объектов проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и т.п. экологически опасных объектов, наиболее распространенных и наиболее экологически значимых, специалисты в области охраны окружающей среды оценивают как разрушение, уничтожение государственной экологической экспертизы.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется как Федеральным законом "Об экологической экспертизе", так и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства РФ , и включает следующие стадии:

а) представление материалов в специально уполномоченные федеральные органы в области экологической экспертизы или их территориальные органы на уровне субъектов РФ . Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям данного Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

  • документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со ст. ст. 11 и 12 Закона, в объеме, определенном в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе;
  • положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления , получаемых в установленном законодательством РФ порядке;
  • заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  • материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления ;

б) регистрация, проверка полноты и достаточности представленных материалов. Проверку полноты и достаточности представленных материалов проводит экспертное подразделение специально уполномоченных федеральных органов в области экологической экспертизы (или их территориальных органов);

в) формирование комиссии государственной экологической экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а затем с их участием подготавливаются предложения по составу экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии, сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом соответствующего специально уполномоченного органа. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме;

г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;

д) подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, соответствующее заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной экологической экспертизы приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Наиболее значимой характеристикой государственной экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений. Обязательность заключений - фактор, определяющий высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия решения.

Юридическая сила экспертного заключения выражена в Законе словами: "Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы". Это означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается финансирование соответствующих работ.

Согласно Закону "Об экологической экспертизе" заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке (ст. 18). К примеру, центральный районный суд г. Хабаровска признал недействительным с момента утверждения положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам проекта "Сахалин-1" о строительстве морского терминала и незаконным решение ГУПР МПР России по Хабаровскому краю об утверждении заключения.

Заявители - граждане (жители Ульчского района Хабаровского края) и ДВ МЭОО "Экодаль" доказали, что при проведении государственной экологической экспертизы были нарушены требования законодательства РФ и важнейшие принципы экологической экспертизы - гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения; комплексности оценки воздействия на окружающую среду; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

Первоначально заявители оспорили решение об утверждении экспертизы по проекту, о котором они случайно узнали спустя полгода на Дне открытых дверей, который проводил ответчик - компания "Эксон Нефтегаз Лимитед". Когда же удалось ознакомиться с текстом самого заключения, истребованного судом, выяснилось, что при его подготовке и утверждении не принималось во внимание рыбохозяйственное значение залива Чихачева, где будет располагаться морской нефтеналивной терминал, а представители заинтересованного лица не смогли пояснить, на чем основано утверждение экспертной комиссии, что этот залив не относится к водоемам высшей рыбохозяйственной категории.

Общественная экологическая экспертиза

Поскольку процедуры ОВОС и экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.

В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав , установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Принципиальным является положение Закона о том, что общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21).

Общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения государственной экологической экспертизы, или одновременно с ней. Предложения общественности по объекту экспертизы важно иметь на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной экологической экспертизы.

Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, наделяются специальными правами:

  • получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;
  • знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
  • участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может быть осуществлена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления . В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

Закон устанавливает также требования по содержанию заявления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы. Оно должно содержать наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, об объекте общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.

В законодательстве предусматривается исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано в случае, если:

  • общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
  • общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
  • порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;
  • устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям Федерального закона;
  • требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные Федеральным законом, не выполнены. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Между государственной и общественной экологической экспертизой имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная - обязательной. Второе различие связано с юридической силой экспертного заключения. О заключении государственной экологической экспертизы мы говорили выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, другим заинтересованным лицам. Заключение общественной экологической экспертизы учитывается комиссией государственной экологической экспертизы при подготовке своего заключения.

В случае несогласия общественных формирований или местного населения с выводами государственной экологической экспертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в

В России работы по экологической экспертизе основываются на соответствующих положениях Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (с изм. 21.07.2014 г. №11-ФКЗ), Федеральном законе «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ред. от 29.12.2015 г.), Федеральном законе «Об экологической экспертизе» №174 от 23.11.1995 г. (в ред. от 29.12.2015 г.), а также ряде законов и иных нормативных правовых актов Российской федерации и субъектов Российской Федерации.

Ч. 2 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» . Данное положение Конституции РФ является одним из элементов основ конституционного строя. Поэтому невыполнение требований законодательства об экологической экспертизе, проявляемое в противоправных действиях, решениях или в бездействии, означает нарушение Конституции РФ и посягательство на основы конституционного строя России.

Правовое регулирование экологической экспертизы может осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. При этом федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76). Другими словами, они не должны противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76).

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 33) прописано, что «экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов или документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды» .

Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы . Последнее положение является правомерным применительно к проектам и программам, по которым проводится государственная экологическая экспертиза.

Детальное регулирование организации и проведения экологической экспертизы осуществляется Федеральным законом «Об экологической экспертизе», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов (постановления, положения, инструкции, СНиПы, ГОСТы и т.д.).

Ниже приведен список основных нормативных правовых актов РФ в области экологической экспертизы.

2. Регламент проведения государственной экологической экспертизы (приказ Госкомэкологии России от 17 июня 1997 г. № 280).

3. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности (приказ Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539).

4. Положение о порядке определения стоимости проведения экологической экспертизы документации (приказ Госкомэкологии России от 22 апреля 1998 г. № 238).

5. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (приказ Минприроды России от 18 июля 1994 г. № 222).

6. Требования к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории Российской Федерации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия (приказ Минприроды России от 28 марта 1996 г. № 113).

7. Приказ Минприроды России от 06.05.2014 № 204 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2014 N 34257).

Экологическая экспертиза в природоохранном законодательстве

В отечественном экологическом законодательстве занимает наиболее место и обладает высшей юридической силой в случае противоречий со всеми иными законодательными актами Конституция РФ. Экологическим содержанием наполнена статья 42, рассматривающая право человека на благоприятную окружающую среду, доступ к достоверной информации о ее состоянии, а также право граждан на возмещение ущерба, причиненного состоянию их здоровья или имуществу при экологических правонарушениях. Вопросы регуляции отношений между субъектами в сфере охраны окружающей среды определяются также статьями 9, 17, 36, 58, 67, 72 Конституции.

Замечание 1

Анализ источников экологического права, в частности, факт высшей силы конституции, показывает, что главной задачей экологического права общество считает поддержание юридическими механизмами гигиенически благоприятной для человека абиотической среды, а вовсе не сохранение природы ради нее самой. Экологические проступки также понимаются как нарушение благоприятности среды для человека.

Основной юридический документ в сфере российского экологического законодательства – это Федеральный закон "Об охране окружающей среды", (2002). Этот закон в числе прочего содержит особую главу VI, посвященную оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе, а также главу VII, где рассматриваются требования в плане охраны окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности. В них подробно рассматриваются цели и задачи оценки антропогенного воздействия на окружающую среду, а также цели и задачи проведения экологической экспертизы.

Кроме указанных глав, полностью посвященных экологической экспертизе и оценке воздействия человека на окружающую среду, в данном законе для них имеют значение материалы еще из нескольких глав и статей.

Федеральный закон "Об экологической экспертизе"

Данный юридический документ подробно регулирует отношения субъектов в области экологической экспертизы, представляя, таким образом, целевой закон.

К Федеральному закону "Об экологической экспертизе" существует специальный комментарий, где очень подробно рассматриваются все детали этой процедуры.

  • В первой главе закона (статья 1) впервые приводится определение экологической экспертизы в целом (а не только государственной), подробным образом раскрываются принципы (статья 3) и приводится классификация экологической экспертизы с выделением основных ее видов (статья 4).
  • В главе II определяются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления при осуществлении экологической экспертизы (статьи 5-9), здесь также указано, каким образом полномочия, права и обязанности субъектов экологической экспертизы распределяются между федеральным и региональным уровнями (статьи 7-8).
  • В главе III данного закона рассматриваются вопросы государственной экологической экспертизы, конкретизируются ее объекты федерального уровня (статья 11) и уровня субъектов Федерации (статья 12), приводится общий порядок осуществления государственной экологической экспертизы (статья 14), определяется статус и описываются обязанности экспертных комиссий, ее экспертов и председателя (статьи 15- 17), указываются различия юридической силы заключений непосредственно экспертной комиссии и в целом государственной экологической экспертизы (статья 18).
  • Законом определяется также регламент и условия проведения, объекты, порядок, правила, статус заключения и т.д. общественной экологической экспертизы (статьи 20-25), а также права граждан и общественных организаций в данной предметной области (статья 19).
  • В главе V данного закона закрепляются права и обязанности (статьи 26-27) заказчиков документации для экологической экспертизы.
  • Глава VI определяет порядок финансирования государственной и общественной экологической экспертизы, возможные виды нарушений законодательства РФ в области экологической экспертизы и виды ответственности за данные нарушения, распределяя их на уголовную, административную, материальную и гражданско-правовую ответственность.

Организация и проведение экологической экспертизы является одним из основных рычагов государственного регулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов России.

Основная цель экологической экспертизы – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения

возможных неблагоприятных последствий воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Источники экологического права.

Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы.

Нормативно-правовой акт – документ, издаваемый соответствующим компетентным органом.

Система экологического законодательства и находится в постоянном совершенствовании в связи с проводимой в России подготовкой и принятием целого ряда федеральных законов в области охраны окружающей среды.

Основополагающие положения экологопользования закреплены в Конституции РФ и законодательных актах субъектов Российской Федерации.

На основе Конституции РФ были приняты федеральные законы, непосредственно регулирующие экологопользование, в том числе и Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (от 19 декабря 1991 г.).

Этот закон стал первым систематизированным нормативно-правовым актом в области экологопользования и в число своих 15 разделов включал такие, как "Государственная экологическая экспертиза" (раздел 5) и "Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов" (раздел 6).

Таким образом, до принятия Федерального закона "Об экологической экспертизе" (от 15 ноября 1995 г.) в нем были закреплены основополагающие положения проведения экологической экспертизы.

Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти можно подразделить на три основные группы:

а) правительственные нормативно-правовые акты;

б) межведомственные нормативные акты, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции;

в) ведомственные нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами.

Необходимо отметить, что правительственные нормативно-правовые акты по вопросам экологопользования имеют значительный удельный вес среди источников экологического права. Например, это постановления Правительства РФ по вопросам проведения государственной экологической экспертизы.

Так, для проведения экологической экспертизы недостаточно было установленных в законе “ Об охране окружающей природной среды “ норм, возникали затруднения по многим вопросам, поэтому в дополнение к статьям выше указанного закона выходит постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года, которым утверждено “Положение о государственной экологической экспертизе”.

В качестве примера ведомственных нормативных актов можно привести инструкции Министерства Охраны Окружающей Среды о порядке проведения государственной экологической экспертизы в России и об экологическом обосновании хозяйственной деятельности.

Кроме вышеперечисленного, экологические нормативно-правовые акты могут быть приняты органами местного самоуправления. Они решают, в основном, вопросы местного значения и субъектов РФ.

Основные положения Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов РФ на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязанность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверность и полнота информации, предоставляемой на экологическую экспертизу;

независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Объектом этой экспертизы является выполненная в соответствии с требованиями законодательства РФ документация. Документация, выполненная без указанных требований, на государственную экспертизу не принимаются.(Статья 3).

Федеральный закон “Об экологической экспертизе “ установил два уровня ее проведения: федеральный и субъектов РФ.

Объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне:

1) проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей среды;

2) материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ, в том числе: проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду;

проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности;

проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;

проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

  • III. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
  • IV.Собственное мнение по проблеме, обоснованное 2-3 аргументами из жизненного и читательского опыта.
  • V. Виды обязательств по их содержанию, в связи с основаниями возникновения обязательств
  • Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
  • Экологическая экспертиза. Виды и основные принципы экологической экспертизы.

    Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

    Виды: В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и

    общественная экологическая экспертиза.

    Принципы:

    § Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    § Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

    § Комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    § обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

    § Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

    § Независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

    § Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

    § Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

    § Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

    Правовая основа Государственной экологической экспертизы.

    Правовой основой экологической экспертизы являются Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об эколо­гической экспертизе», Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы.

    Существующий в российском законодательстве закон "Об экологической экспертизе" разработан с целью регулирования правовых отношений в области экологии. Такие отношения направлены на поддержание чистоты окружающей среды в нашей с вами стране. Также правовые основы экологической экспертизы базируются на четырех определенных принципах:

    1. экологический кризис невозможно предотвратить, если в сфере экологической экспертизы отсутствуют нормы прямого действия;
    2. любой вид деятельности, в случае если его последствия связаны с воздействием на окружающую среду, должен проходить проверку на соблюдение экологических норм и требований в процессе работы;
    3. разные виды государственной экспертизы не должны зависеть друг от друга;
    4. чтобы координировать экологическую деятельность экспертов, на государственном уровне должно быть регулируемо, руководствуясь всеми правовыми основами экологической экспертизы.

    Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключитель­ное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Госу­дарственному комитету РФ по охране окружающей среды и его территориаль­ным органам. Они, наделены правом, назначать экологическую экспертизу и контроли­ровать выполнение ее требований. Государственная экологическая эксперти­за может проводиться на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ.


    1 | | | |