Мазари-Шариф: Голубая мечеть. Белые голуби мазари-шарифа

Голубая мечеть или по-другому - Святыня Хазрат Али, располагается в Афганистане, в городе Мазари - Шариф. Этот город – главный город одной из провинций Афганистана, имеет свою историю. Название города переводится как «Могила святого». По преданию, именно здесь похоронен последний праведный халиф Али, племянник и зять пророка. В любом случае, в это свято верят афганцы, хотя персы и арабы все же считают по-другому.

Голубая мечеть была создана в 12 веке. По поверью, мечеть над захоронением святого была выстроена по приказу местного правителя – султана Санджара после того, как совершенно случайно во время проведения крестьянских работ жители нашли небольшую гробницу из кирпича, в которой обнаружили Коран, меч и непосредственно тело халифа. С тех времен к мечети течет поток верующих со всего мира. Каждый день не менее тысячи человек приходят помолиться к гробнице святого халифа. Голубая мечеть открыта для посещения даже немусульманам, правда за отдельную плату и без права входа в гробницу – мавзолей.

Во время вторжения Чингисхана с целью защиты могила святого была присыпана землей и замаскирована. Вновь открыта она была только в 1481 году в период проведения восстановительных работ. Именно в это время султан Байкар выстроил над гробницей новую мечеть, которая и получила название «Голубая» из-за огромного числа бирюзовых плит, использованных при строительстве на стенах и куполах. Мечеть в Мазари-Шарифе венчают два ярко-синих купола и два минарета, высоко поднимающиеся над домами. В архитектуре мечети превалируют голубые, бирюзовые и синие оттенки с включением желтого и красного цветов. Все вместе они образуют непередаваемой красоты орнамент. Он покрывает стены и купола мечети, словно настоящий тканый ковер. От первоначальной отделки времен султана Байкара уцелело немногое. Большинство изразцов изготовлено уже в 19-20 столетиях, когда проводились восстановительные и реставрационные работы.

Во дворе храма находится мавзолей Хазрета Али и гробницы еще некоторых святых. Здесь же постоянно живут стаи белых голубей, и это – своеобразная дань традиции. Согласно поверью один из этих голубей - это дух, и даже самые обыкновенные птицы, которые поселятся во дворе храма, через некоторое время обязательно станут белого цвета из-за праведности этого места.

Голубая мечеть по праву считается наиболее красивой мечетью в Пакистане на протяжении вот уже пяти столетий. Этот храм – центр религиозной жизни всего города.

Islam-today

Собери картинку правильно! Клик по 2 частям картинки поменяет их местами, удачи!

Голубая мечеть — или Святыня Хазрат Али — мечеть в Мазари-Шариф, Афганистан.

Одно из предполагаемых мест погребения последнего праведного халифа Али, зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда.

Согласно истории, вскоре после убийства Али и похорон его тела в Ан-Наджафе, около Багдада, некоторые из его последователей переживали, что его тело будет осквернено его врагами, и они решили его перепрятать и положили его тело на верблюда. Они путешествовали с верблюдом в течение нескольких недель, пока верблюд не упал и тогда тело было похоронено на месте падения верблюда.

Данное место стало называться «Могила святого» — Мазари-Шариф. Позже такое название получил и город, построенный вокруг мечети.

Мечеть над гробницей святого Али была основана в XII столетии. Согласно преданию, могила была обнаружена совершенно случайно и Ахмад Санджар построил первую святыню на этом месте. В 1220 году, во времена нашествия Чингисхана, могилу засыпали землей и замаскировали, чтобы избежать осквернения.

Она была восстановлена Хусейном Байкарой в 15-м столетии. Из-за большого количества бирюзовых изразцов, покрывающих её купола и стены, она получила название «Голубая».

Благодаря регулярным реставрационным работам Голубая мечеть — один из наиболее сохранившихся древних памятников в Афганистане.

Голубая мечеть — центр всей общественной и религиозной жизни города. Ежегодно 21 марта над храмом поднимается огромное знамя — янда, символизирующее начало сорокадневных празднеств, посвященных встрече Нового года — Навруза.

Святыню в Мазари-Шарифе почитают преимущественно афганские шииты.

В южной части внутреннего двора мечети расположен мавзолей Хазрета Али, стены которого сплошь затканы голубым изразцовым ковром. Во дворе мечети, находятся гробницы ещё двух святых — Шир-Али и Акбар-хан.

В конце 20 века Мазари-Шариф был под контролем террористической группировки «Талибан». У них были свои представления об Исламе и его чистоте. Голубую мечеть закрыли для посещений иностранными туристами, чтобы они не оскверняли это священное место. Сегодня все запреты сняты и гости из-за рубежа могут наслаждаться фантастической архитектурой и великолепными голубыми куполами.

21 марта в Голубой мечети начинается знаменитый праздник тюльпанов, столь любимый жителями Мазари-Шарифа, поэтому она имеет важное значение в их жизни.

В строительстве мечети принимали участия не только представители коренного местного населения, но также таджики, персы и индийцы. Сама мечеть конечно не такая как мечети мусульманского Востока. Это конечно Среднеазиатский регион, но все же Афганистан это прежде всего влияние традиций таджикской архитектурной школы, архитектруры Самарканда и исламской архитектуры Пакистана и Северной Индии.

В Афганистане проживает большая таджикская диаспора и конечно в части архитектурного облика присутствуют традиции Самарканда

Если дальше говорить о постройке этой мечети то, голубую мечеть не сравнить ни с Багдадской архитектурой, ни с Исфаханской ни с Турецкой. Афганская голубая мечеть это свой архитектурный мир, который до наших дней сохранил свой неповторимый облик и прежде всего стиль среднеазиатских народов.

Возле мечети всегда очень много белых голубей.Красивое зрелище!

Мужчины молятся во время Рамадана

Мы продолжаем нашу воскресную рубрику, в которой показываем интересные места, запечатленные казахстанскими фотографами. Сегодня вас ждет рассказ об Афганистане от Григория Беденко.

Из двух десятков стран, в которых мне удалось побывать в качестве корреспондента казахстанского ТВ, Афганистан полюбился больше всего. И прежде всего потому, что он чрезвычайно интересен по картинке. Для человека снимающего здесь просто бесконечное количество материала. Если бы была возможность, то поселился бы в этих удивительных краях на пару лет исключительно из любви к фотографии.

Большая часть территории Афганистана – это каменистая пустыня среди гор, лишенных растительности. Край, в общем-то, достаточно суровый. И жить здесь очень нелегко.


Любая поездка в Афганистан – это путешествие во времени. Люди здесь существуют в каком-то другом, параллельном пространстве.


Дети взрослеют очень рано.


Прокормить себя и свою семью можно лишь с помощью натурального хозяйства.


Во многих бедных семьях дети не учатся.


Мне не хотелось бы в этом репортаже упоминать про наркотики и терроризм. Но так уж получается, что без этого современный Афганистан представить просто невозможно. Кстати, опийный мак не растет на севере, его ареал – близкие по климату к субтропикам (и Пакистану) территории юго-восточной провинции Гильменд.


На севере же люди выращивают и продают хлопок, тем и живут.


Еще один источник дохода – животноводство.


Афганцам неведомы наши коммунальные страсти. Им и так приходится предельно экономить энергоресурсы.


У этих людей другое мировоззрение…

…и архаичный образ жизни.


Афганистан не перестает удивлять. Город Мазари-Шариф. Здесь находится уникальное архитектурное сооружение, внесенное в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это Голубая мечеть, или Святыня Хазрат Али. Мечеть является одним из предполагаемых мест погребения Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда, его ближайшего сподвижника, четвертого и последнего праведного халифа.


История основания святыни указывает на то, что вскоре после убийства Али в 661 году и захоронения его тела в Эн-Наджафе, около Багдада, некоторые последователи Али переживали, что тело будет осквернено врагами. Они решили его перепрятать и поместили останки халифа на верблюда. Последователи Али путешествовали с верблюдом в течение нескольких недель, пока верблюд не упал. Тело было тогда повторно захоронено.


И произошло это в том месте, где верблюд упал, – на севере Афганистана.


На портале мечети расположена мраморная плита с надписью: “Али, Лев Бога”.


Но, пожалуй, самое большое чудо Мазари-Шарифа – это белые голуби, несколько тысяч которых обитает вокруг мечети.


Более всего поражает, что голуби абсолютно белые. Причем все без исключения.


Во внутренних помещениях мечети женщинам разрешается снимать чадру.


Древнюю мечеть в свое время отреставрировали на деньги очень уважаемого на севере лидера этнических узбеков – генерала Абдулрашида Дустума. На эти цели он выделил 16 килограммов чистого золота, о чем жители Мазари-Шарифа всегда с благоговением повествуют.


Мечеть построена в бухарском стиле.


Она облицована поливной керамикой.


И белые голуби живут только здесь.


Здесь всегда многолюдно.



В исламе, так же, как в других авраамических религиях – иудаизме и христианстве, голубь считается священной птицей.


Именно голубь появлялся на плече пророка Мухаммеда, являя нисходящее на него Божественное вдохновение.


В исламе Три Святых Девы обозначаются тремя колоннами, на которых восседают голуби.


И еще священная птица приносила в клюве воду для пророка.


В Мазари-Шарифе считается благом накормить белого голубя из рук.


Сюда приходят все, даже самые малоимущие люди.


Общение с голубями обычно следует после молитвы. Кстати, внутрь мечети к предполагаемой могиле Али пускают только мусульман.


Несколько раз замечал, что, по всей видимости, у афганцев священным является каждый квадратный сантиметр сооружения. Даже просто прикоснуться к стенам и посидеть перед ними – это уже благо.




Для всей колонии голубей созданы бассейны, где они могут принять водные процедуры, и даже небольшой подземный инкубатор, где выводятся птенцы.


Возможно, так выглядели люди во времена праведных халифов. Их, как известно, было четверо: Абу Бакр, Умар, Усман и Али.



Пожилой мужчина – хазареец. История этого афганского этноса поистине уникальна. В 1200 году Афганистан подвергся нашествию отрядов Чингисхана. В числе множества памятников культуры, которые монголы разрушили в Средней Азии, была и мечеть Хазрат Али. Однако Афганистан перемолол даже непобедимых степняков. По легенде Чингисхан добрался до крайне удаленного горного региона, где его войны обнаружили многометровые статуи Будды. Впоследствии этот регион получил название Бамиан. Поразившись величию статуй, Властелин степи приказал не трогать их. История статуй, как известно, печальна. В 2001 году их взорвали талибы. А монгольские воины постепенно приняли ислам, став мусульманами-шиитами, и заговорили на персидском языке – фарси. Теперь хазарейцы поклоняются исламской святыне, которая была разрушена их далекими предками 800 лет назад.


Судя по всему, сидят уже здесь давно…


Старики в Мазари-Шарифе продвинутые. Они умеют пользоваться мобильными телефонами. Кстати, в сегодняшнем Афганистане очень качественная и недорогая мобильная связь – арабы постарались.


Все равно язык не поворачивается назвать эту картину обычной для Мазари-Шарифа.


Мечеть на закате…


И на этом фоне американские военные смотрятся совершенно сюрреалистически, будто пришельцы из соседней галактики…

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter






Мазари-Шариф это город, который расположен на Севере Афганистана. Северный Афганистан это бывшие земли Бухарского Среднеазиатского эмирата, который на протяжении XVI-XIX столетий был одним из мощных в Средней Азии государств. Северный Афганистан имеет много провинций одна из них более известная - провинция Балх. Но строительство этой мечети возникло еще раньше, чем Северный Афганистан попал под владычество Бухарского эмирата. Мазари-Шариф город расположен не далеко от самого Балха, и в самом центре города в 1468 году построена голубая мечеть. Это был исторический период Развитого Среднеазиатского средневековья. В строительстве мечети принимали участия не только представители коренного местного населения, но также таджики, персы и индийцы. Сама мечеть конечно не такая как мечети мусульманского Востока. Это конечно Среднеазиатский регион, но все же Афганистан это прежде всего влияние традиций таджикской архитектурной школы, архитектруры Самарканда и исламской архитектуры Пакастана и Северной Индии. Эта голубая мечеть сочетает в себе традиции таджикской архитектруры, поскольку в Афганистане проживает большая таджикская диаспора и конечно в части архитектурного облика присутсвуют традиции Самарканда. Поскольку на некоторых выступах с малыми куполами есть такие пределки на купол мавзолея Гур-Эмир в Самарканде. Поэтому мечеть чем то конечно и совместива и страдициями Среднеазиатского региона. Изразцы сур Корана это конечно влияние изобразительного искусства Ирана, которое в эпоху Ранеего и Развитого Среднеазиатского средневековья укрепляло архитектурные стили. Но Средняя Азия это не Иран и не Ирак, это свой отдельный мусульманский мир, который долгое время был в изоляции от Западного мира. Если дальше говорить о постройке этой мечети то, голубую мечеть не сравнить ни с Багдадской архитектурой, ни с Исфаханской ни с Турецкой. Афганская голубая мечеть это свой архитектурный мир, который до наших дней сохранил свой неповторимимый облик и прежде всего стиль среднеазиатских народов.

После столичного Кабула, Мазари-Шариф показался мне тихим и красивым провинциальным городком. Однако статус Северной столицы Афганистана и священного города шиитов, Мазар носит по праву:

Святыня Хазрат Али - главная мечеть Мазара, в которой по мнению афганцев, похоронен Али ибн Абу Талиб ибн Абд-аль-Муталлиб ибн Хашим ибн Абд-аль-Манаф - сподвижник Мухаммеда и первый ребёнок принявший ислам:

Храмовый комплекс Розии Шариф (Голубая Мечеть), построенный в IX веке, был разрушен кочевниками Чингизхана и нынешний вид приобрёл после восстановления уже в XV столетии, усилиями Султана Хусейна из династии Тимуридов:

Попасть под своды голубых минаретов имеют право лишь мусульмане, но все желающие сдав обувь на входе, могут свободно прогуляться босиком по серым мраморным плитам комплекса:

Гробница Али - религиозный, деловой и географический центр Мазара. И вместе с тем, это его единственная архитектурная древность.
Комплекс в чём-то неуловимо похож на Регистан, который выглядит как сгусток чистого неба, под сеткой геометрического орнамента с каллиграфической вязью огромных букв - сур из Корана:

Ещё одна достопримечательность Мазара - резвые старички от АЗЛК, использующиеся афганцами исключительно как такси:

Только на первый взгляд арабские цифры на родном "Москвиче" выглядят дико. К местному колориту быстро привыкаешь:

От гробницы, которая вместе с парком занимает целый квартал, ведут несколько оживлённых улиц:

Торговля тут прекращается лишь с наступлением темноты:

На одной из улиц с удивлением обнаружил транспортное средство, подобное тайскому "тук-туку":

Конечно же не удержался и немного прокатился по Мазару вместе с аборигенами. Последние и водитель-пацан были несказанно тому удивлены. Иностранцы если и приезжают в Мазар, то редко покидают охраняемые зоны, а тем более ездят в общественном транспорте. Но на то мы и путешественники, а не пляжные туристы:

Гуляя по городу сразу уясняешь нехитрое правило: остановился - жди толпы. И действительно жители Мазара - народ любопытный. Например эти дошколята бежали за мной метров сто, прежде чем я сфотографировал их:

В Мазаре большое количество наглядной агитации. Вот и на центральной улице, то тут то там виднеются портреты государственных мужей и прославленных полевых командиров. Ахмад шах Масуд или как его ещё называют, Панджерский лев, один из них:

Сфера услуг тут не лишена креатива. Подстричься мне к сожалению не посчастливилось, но вывеска стоит мессы:

Голубей белее, чем в Мазари-Шарифе у гробницы Али, вы не встретите нигде в мире. Даже хвалённые пернатые с Трафальгарской площади нервно клюют в сторонке.
Птица мира не зря так почитаема в Афганистане. Вооружённые конфликты не прекращаются на этой земле уже больше 30 лет и афганский народ как никто иной знает цену белой птичке с оливковой ветвью в клюве: