Что такое публичные нормативные обязательства. Энциклопедия решений. Публичные нормативные обязательства, исполняемые бюджетными и автономными учреждениями. Выплаты отдельным категориям

Все статьи Публичные обязательства бюджетных и автономных учреждений (Давыдова А.Ю.)

Как известно, автономные, а также "новые" бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса. Однако реализация ими полномочий по исполнению публичных обязательств перед юридическими и физическими лицами делает такие учреждения "соучастниками" исполнения бюджетных полномочий. Рассмотрим порядок их осуществления.

Виды обязательств

Основная задача бюджетных и автономных учреждений — реализовывать полномочия органа исполнительной власти (органа местного самоуправления), являющегося их учредителем, в соответствующей сфере государственного сектора экономики. В то же время в силу своего социального статуса, исторически сложившихся обстоятельств и по другим причинам на БУ и АУ возложена не совсем свойственная им функция, а именно исполнение публичных обязательств соответствующего публично-правового образования.
Напомним, что согласно ст. 6 БК РФ под публичными обязательствами подразумеваются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным актом размере или имеющие установленный порядок его определения (расчета, индексации). Кроме того, существуют публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном размере или имеющие установленный порядок его индексации. Однако в эту категорию не входят, в частности, выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом воспитанника государственных (муниципальных) образовательных учреждений.
Так, к федеральным публичным обязательствам относится предоставление:

V социального обеспечения детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, обучающимся в государственных образовательных
учреждениях начального, среднего и высшего профессионального
образования;
V ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам
федеральных государственных образовательных учреждений на обеспечение
книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V ежегодного пособия аспирантам и докторантам на приобретение научной
литературы;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V пособия по беременности и родам;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────
V ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Субъекты РФ и муниципальные образования на основе своих законодательных актов принимают соответствующие обязательства. Например, Законом Пензенской области от 12.09.2006 N 1098-ЗПО <1> (с последующими изменениями) предусмотрены такие публичные обязательства, как выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории Пензенской области:
денежная компенсация выпускникам для самостоятельного приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования (за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования) — с 1 января 2012 г. в сумме 36 922 руб.;
— ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии — с 1 сентября 2012 г. в сумме 2340 руб.;
— государственная социальная стипендия — с 1 сентября 2012 г. в сумме 780 руб.
———————————
<1> "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области".

Порядок осуществления полномочий

Порядок исполнения бюджетными и автономными учреждениями публичных и публичных нормативных обязательств устанавливается правовым актом исполнительного органа соответствующего публично-правового образования. Так, на федеральном уровне этот порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590 <2> (далее — Правила N 590). Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 19.08.2011 N 699 <3> в данный документ были внесены изменения, благодаря которым действие норм распространилось помимо бюджетных учреждений и на АУ.
———————————
<2> "О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления".
<3> "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 590".

Обратите внимание, что осуществление соответствующих выплат по публичным обязательствам бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, полученных на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, от платных услуг и др., нецелесообразно, а в ряде случаев может быть расценено как нецелевое использование средств. Поэтому руководители, бухгалтеры и финансовые работники бюджетных и автономных учреждений должны внимательно следить за изменениями в нормативно-правовой базе и своевременно представлять требующиеся документы в органы исполнительной власти для получения денежных средств, необходимых для исполнения публичных обязательств перед физическими лицами.
Правила N 590 регламентируют действия органов исполнительной власти, Минфина и федеральных бюджетных и автономных учреждений. В частности, АУ для получения средств на осуществление соответствующих выплат физическим лицам необходимо открыть лицевой счет в Федеральном казначействе как получателю бюджетных средств (на такую необходимость указывает и другая норма — ч. 3.14 ст. 2 Закона N 174-ФЗ <4>). Согласно п. 8 Правил N 590 документы для этого следует представить в Казначейство в течение пяти рабочих дней со дня получения копии приказа (выписки из него) об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств.

Основанием для открытия указанного лицевого счета является копия приказа (выписка из него).
———————————
<4> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 18.07.2011).

При этом в силу п. 9 Правил N 590 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.
Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени федерального органа государственной власти (государственного органа), то есть учредителя. Основанием же для оплаты являются платежные документы, представленные в территориальный орган Федерального казначейства (п. 10 Правил N 590).
Согласно п. 12 Правил N 590 учреждение составляет и представляет в учредителю бюджетную отчетность в порядке, установленном Минфином <5>. В свою очередь, информация об осуществлении учреждением указанных полномочий отражается в отчете о результатах его деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества (п. 13 Правил N 590). Напомним, что порядок формирования такого отчета установлен Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 114н <6>.
———————————
<5> Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
<6> "Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества".

Таким образом, для осуществления полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами и федеральному бюджетному, и автономному учреждению необходимо:
1) наличие приказа или иного распорядительного документа органа исполнительной власти о делегировании учреждению полномочий по исполнению публичных обязательств;
2) открытие лицевого счета в органе Федерального казначейства;
3) ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности об исполнении публичных обязательств.
Кроме того, исполнение публичных обязательств в учреждениях возможно только в случае, если в нем работают, обучаются и т.п. лица, относящиеся к получателям таких выплат из соответствующего бюджета.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Понятие о публичных нормативных обязательствах

Публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Определение из нормативных актов

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ст. 6):

"Публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.".

Разъяснение

"Исходя из положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации публичные нормативные обязательства устанавливаются законами или иными нормативными правовыми актами. Тогда как расходные обязательства, связанные с выплатой опекунам или попечителям вознаграждений, возникают в результате заключения с ними договоров. Таким образом, принимая во внимание, что договор об осуществлении опеки или попечительства предусматривает выплату исполнителю вознаграждения и относится к категории договоров возмездного оказания услуг, расходные обязательства по осуществлению указанной выплаты не могут быть отнесены к публичным нормативным обязательствам." (Письмо Минфина России от 03.06.2014 N 02-05-11/26678)

К примеру, Постановлением Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1018-ПП утвержден Порядок санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и ведения лицевых счетов для учета операций исполнения бюджета города Москвы по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

Дополнительно

Расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Публичные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Публичные обязательства бюджетных и автономных учреждений (Давыдова А.Ю.)

Публичные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации) (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

С 1 января 2012 года бюджетные учреждения в новом статусе не могут выступать от имени публично-правового образования. Таким образом, исполнение публичных обязательств бюджетными учреждениями в общем порядке исполнения расходов бюджета становится невозможным.

Особый порядок осуществления «новыми» бюджетными учреждениями полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, определяется соответствующим высшим органом исполнительной власти: Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (часть 5 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в редакции Федерального закона № 83-ФЗ).

Порядок осуществления федеральным бюджетным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления определен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 590. Данный порядок применяется к федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти – главными распорядителями средств федерального бюджета с учетом положений части 15 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗприняты решения о предоставлении им субсидий из федерального бюджета .

Орган государственной власти передает бюджетному учреждению свои полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств, информация об исполнении которых согласована с Министерством финансов Российской Федерации, принимая соответствующий правовой акт (приказ, распоряжение).

Публичные нормативные обязательства

Данный правовой акт принимается в течение месяца со дня утверждения органу государственной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств.

Финансовое обеспечение осуществления федеральным бюджетным учреждением переданных полномочий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органу государственной власти на указанные цели. Субсидия бюджетному учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им государственных услуг (выполнением работ), предоставляется без учета объема выплат по исполнению переданных полномочий.

Оплата денежных обязательств по исполнению переданных бюджетных полномочий осуществляется от имени федерального органа государственной власти, передавшего полномочия, на основании платежных документов, представленных бюджетным учреждением, принявшим полномочия, в территориальный орган Федерального казначейства.

Санкционирование кассовых выплат по исполнению федеральным бюджетным учреждением публичных нормативных обязательств от имени федерального органа государственной власти осуществляется в общем порядке, установленном в отношении получателей средств федерального бюджета, т.е. в соответствии с Приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Федеральное бюджетное учреждение, принявшее полномочия, обязано:

  • Представлять в федеральный орган государственной власти (государственный орган) отчетность об исполнении публичных обязательств в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации для составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации получателями бюджетных средств;
  • Отражать информацию об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств в отчете о результатах деятельности федерального бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, представляемом учреждением в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом государственной власти (государственным органом).

Аналогичные порядки передачи полномочий по исполнению должны быть утверждены на региональном и местном уровнях власти.

В отношении передачи бюджетных полномочий автономным учреждениям на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации опубликован законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений», распространяющий на автономные учреждения право по исполнению ими публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, а также ведения обособленного учета указанных операций в рамках исполнения бюджета.

В данной статье мы рассмотрим публичные обязательства как форму права, обусловленного законодательством РФ. Внимание будет уделено понятию данного права, его свойствам, особенностям, законному обоснованию и т. д.

Ознакомление с понятием

Публичные нормативные обязательства - это набор правил, которые принуждаются к обязательству посредством закона или нормативного акта. Относится к расходному обязательству, где субъекты несут ответственность перед физическими или юридическими лицами. А также другими типами публично-правовых образований, которые подлежат исполнению в соответствии с установленными законами или иными типами нормативно-правовых актов, что имеют установку, указанную в законе.

На территории РФ с 01.01.2012 г. было внесено изменение в публичные обязательства муниципальных образований, а также учреждений, работающих на бюджетной основе. С момента выхода корректив такие структуры не имеют статуса, подтверждающего данный вид права.

Введение особого порядка

Особенности устройства порядка, осуществляемого «новыми» бюджетными средствами, на основе полномочий фрагментов структуры гос. властей, имеющих исполнительные возможности в публичном обязательстве, определяются соответствующими органами. Данное изменение можно найти в ФЗ от 12 января 1996 г., в статье 9.2, части пятой.

Исполнение порядка публичных обязательств для учреждений, работающих на бюджетной основе, установленной органами гос. власти, теперь определяется ПП РФ от 02 августа 2010 г., номер - 590. Структуры властей, отвечающих за применение на практике данного постановления, способны принимать решение по предоставлению субсидий учреждениям, относящимся к федеральным и бюджетным.

Финансовая поддержка

Публично-нормативные обязательства - это многосоставная ветвь закона, которая широко применяется государством для создания условий, которые позволяют удерживать ей экономическое равновесие.

Орган гос. власти предоставляет набор своих полномочий в пользование учреждению бюджетного типа. Информация о таком переходе прав на эксплуатацию денежных средств передается в Минфин РФ, где согласуется и утверждается в течение тридцати дней.

Обеспечение финансами осуществляется бюджетными учреждениями, имеющими федеральный статус. Передача полномочий может осуществляться только в пределе бюджетного ассигнования, которые было предусмотрено органом гос. власти и предназначалось для конкретно указанных целей. Субсидии подобным учреждениям за нормативные затраты восполняются и не фиксируют общий объем выплат, проведенных в течение передачи полномочий.

Публичные обязательства обуславливают выплату основанных на капитале средств. Это явление реализуется от имени федеральных органов гос. власти, передавших полномочия, основываясь при этом на платежном ряде документов, которые были представлены бюджетной организацией, принявшей данные полномочия.

Порядок проведения кассовых выплат

Процесс санкционирования кассовой выплаты, входящей в обязательства федерального бюджетного учреждения, осуществляется от имени органов, имеющих федеральный статус. Общий порядок и его исполнение предусмотрены в приказе Минфина России от первого сентября 2008 г. Конкретно указывается в 87 номере.

Главными обязательствами ФБУ (федерального бюджетного учреждения) являются следующие положения:

  • Предоставление федеральному органу гос. власти отчетности, в которой будет указано исполнение ряда обязательств, основанных на публичной основе и установленных Минфином РФ. Это необходимо для создания и представления общего анализа системы бюджета.
  • Учреждение должно отражать общие информационные указания, позволяющие определять данную организацию как орган, наделенный федеральными полномочиями и отвечающий за исполнение публичных обязательств. Собранные данные о деятельности отражаются в отчете, рассказывающем об эксплуатации закрепленного гос. имущества, которое было предоставлено в пользование.

Аналогии порядка

Исполнение публично-нормативных обязательств можно наблюдать и при передаче полномочий по распоряжению бюджетом автономным организациям. Главная информация об этом явлении была закреплена постановлением Минфина РФ и опубликована в законопроекте о внесении ряда корректив в конкретные акты законодательства РФ, что связанно с «эволюцией» положения о правах автономной группы учреждений. Данные обязательства присваиваются и физическим лицам, что влечет за собой создание и ведение учета, в котором будет указан перечень операций, исполненных в рамках имеющегося бюджета.

Расход и обязательство

Расходные обязательства публично-правового образования входят в состав важного аспекта, который обуславливает возможность по снижению финансового риска и вероятных последствий, ведущих к нежелательным последствиям. Здесь расходы средств приобретают интерес науки, представляя правовую регламентацию по исполнению обязательств в форме контекста, обеспечивающего эффективность таких расходов.

Взаимосвязь между публичными расходами и публичным правом

Публичное расходное обязательство тесно взаимосвязано с бюджетным. Это основано на том, что данные правовые нормы перетекают из одной в другую. Это происходит с момента подтверждения ФЗ о бюджетном плане на будущие 12 финансовых месяцев. Именно в нем происходит соответствующее закрепление растрат. Иначе говоря, обязательство бюджетного типа является актом, закрепленным в законе.

Рамки такого положения включают в себя пункты о публичном и публично-нормативном обязательстве.

В перечень публичных обязательств входят нормы, возникшие на законной основе других актов о норме права подобного типа. А также это могут быть другие виды правовых документов по расходным обязательствам, основанные на публичном образовании перед лицом физических или юридических субъектов.

Ответственный перед физическим лицом

Публично-правовые обязательства нормативного характера представляют собой форму несения ответственности перед физическими лицами.

Данная форма права характеризуется тем, что в состав публично-нормативных обязательств не входят услуги, предусматривающие выплату физлицу, обуславливаемую наличием статуса госслужащего РФ. Субъекты, занимающие должности муниципального, военного, бюджетного и призывного типа, также не обладают возможностью использовать этот вид правовых преимуществ.

Для совершения качественного и должного контроля за учетом различных обязательств расходного типа, которыми пользуются органы муниципальных и государственных властей, создаются особые структуры, на которые возлагается большая ответственность. Ведутся особые реестры, обусловленные конкретными установками, которые предполагают собой предоставление всей информации учета в вышестоящие органы исполнительных властей.

Обязательства и расходы

Понятие публичных обязательств фигурирует в кругу деятельности муниципальных образований. Такие организации составляют ряд обязательств, которые исполняются благодаря собственным доходам и источнику покрытия дефицита бюджетных средств.

Возникновение подобных обязательств взаимосвязано со следующими обстоятельствами:

  1. Процесс по принятию актов, носящих муниципальный и правовой характер, отвечающих за вопросы по местному назначению, составленных на основе ФЗ, может осуществляться при помощи имеющихся прав у органов локального самоуправления и у муниципальных организаций.
  2. Муниципальные правовые акты принимаются и осуществляются органами, отвечающими за местное самоуправление. Такие структуры имеют ряд особых гос. полномочий, переданных свыше.
  3. Договор муниципальных образований может быть заключен с использованием имени бюджетных учреждений.

Публичные обязательства в расходной форме предусматривают в себе установление органами локального самоуправления самостоятельного учета оборота расходов. Осуществление финансирования происходит посредством наличия собственного капитала и источников дефицитного типа, которые пополняют местный бюджет. Исключение составляют расходные виды обязательств, которые принимаются и исполняются в процессе реализации гос. полномочий, переданных от органов свыше. В таком случае исполнение происходит путем субвенции (не выходя за ее пределы) из бюджетных средств субъекта РФ.

В случае, когда у муниципальных образований превышаются нормативы, которые используются в методике расчета соответствующей субвенции, обеспечение финансами по оплате дополнительных затрат, необходимых для полноценного приведения в исполнение указанных обязательств расходного типа муниципальных образований, осуществляется благодаря собственным доходам и источникам дефицита местного бюджетного потенциала. Данное явление характерно и для субъектов РФ.

Посредством бюджетного послания Президент РФ отметил, что новое расходное обязательство должно приниматься, лишь основываясь на тщательных оценках их работоспособности. А также важно, чтобы имелись ресурсы, которые могут гарантировать исполнение обязательства в пределах приятного бюджетного ограничения.

Недостаток внимания

Как мы уже поняли, в перечень публично-нормативных обязательств входит понятие «расходного обязательства». Стоит обратить внимание на то, что данной ветви закона уделяется недостаточно сил и времени, что можно считать вполне незаслуженным отношением.

Шестая статья БК РФ закрепляет в себе общую форму понятия бюджетного обязательства. По факту это публично-правовая обязанность, обусловленная законом, а также рядом других нормативно-правовых актов, договоров, соглашений и т. д. Обязательным условием является предоставление отчетности от имени казенного учреждения физическому или юридическому типу лиц, а также другим видам образований, например субъектам с наличием международного права, на расход средств из определенного бюджета.

Основываясь на анализе законодательства федерального и регионального типа, а также ряда актов, попадающих в раздел нормативно-правовых, можно определить признаки расходных обязательств для муниципальных образований:

  1. Реализация обстоятельства для муниципального образования осуществляется путем решения вопросов о местном назначении.
  2. Расходное обязательство приводится в исполнение особыми органами, отвечающими за местное самоуправление. Это обуславливает предоставление средств лицам физического и юридического типа, а также субъектам международного права и публично-правовым образованиям.
  3. Реализация обязательства путем предоставления денежных средств из доступного субъекту РФ бюджета осуществляется при помощи реестра. Данное условие необходимо для строгого контроля за расходованием средств при помощи мониторинга.

Учреждения из списка бюджетных и автономных

Существуют учреждения, входящие в состав так называемых новых. Такие организации называют автономными, и они не располагают возможностью влиять на бюджетный процесс. Однако они могут выступать «соучастниками» по приведению в действие полномочий бюджетного характера.

Заключение

Из содержимого статьи можно заключить, что публично-правовые обязательства - это перечень правил и норм, которые обуславливают образование обязательств, имеющих законное основание и утверждаемых в специальных актах или договорах. Ответственность несется перед лицом юридического или физического типа, а также любым публично-правовым образованием, подвергающимся исполнению в соответствии с установкой закона.

Источник : НПО "Криста"

Направление : Исполнение бюджета

Должность : Руководитель отдела анализа и проектирования интегрированной системы

С 1 января 2012 года бюджетные учреждения в новом статусе не могут выступать от имени публично-правового образования. Таким образом, исполнение публичных обязательств бюджетными учреждениями в общем порядке исполнения расходов бюджета становится невозможным.

Особый порядок осуществления «новыми» бюджетными учреждениями полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, определяется соответствующим высшим органом исполнительной власти: Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (часть 5 статьи 9.2 в редакции Федерального закона № ).

Порядок осуществления федеральным бюджетным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления определен . Данный порядок применяется к федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти – главными распорядителями средств федерального бюджета с учетом положений части 15 статьи 33 приняты решения о предоставлении им субсидий из федерального бюджета .

Орган государственной власти передает свои полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств, информация об исполнении которых согласована с Министерством финансов Российской Федерации, принимая соответствующий правовой акт (приказ, распоряжение). Данный правовой акт принимается в течение месяца со дня утверждения органу государственной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств.

Финансовое обеспечение осуществления федеральным бюджетным учреждением переданных полномочий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органу государственной власти на указанные цели. Субсидия бюджетному учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им государственных услуг (выполнением работ), предоставляется без учета объема выплат по исполнению переданных полномочий.

Оплата денежных обязательств по исполнению переданных бюджетных полномочий осуществляется от имени федерального органа государственной власти, передавшего полномочия, на основании платежных документов, представленных бюджетным учреждением, принявшим полномочия, в территориальный орган Федерального казначейства.

Санкционирование кассовых выплат по исполнению федеральным бюджетным учреждением публичных нормативных обязательств от имени федерального органа государственной власти осуществляется в общем порядке, установленном в отношении получателей средств федерального бюджета, т.е. в соответствии с .

Федеральное бюджетное учреждение, принявшее полномочия, обязано:

  • Представлять в федеральный орган государственной власти (государственный орган) отчетность об исполнении публичных обязательств в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации для составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации получателями бюджетных средств;
  • Отражать информацию об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств в отчете о результатах деятельности федерального бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, представляемом учреждением в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом государственной власти (государственным органом).

Аналогичные порядки передачи полномочий по исполнению должны быть утверждены на региональном и местном уровнях власти.

В отношении передачи бюджетных полномочий автономным учреждениям на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации опубликован , распространяющий на автономные учреждения право по исполнению ими публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, а также ведения обособленного учета указанных операций в рамках исполнения бюджета.

ПНО - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

1. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

2. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

ПНО:- Пенсии военнослужащим , членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, а также пособия; -Тем, кто ликвидировал ЧАЭС ; -Осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам, инвалидам ; -Социальная поддержка и доп. поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, героям войны и т.п.

Основные направления бюджетной политики на 2014-2016 года

В связи с уточнением численности получателей и увеличением размеров выплат в 2014 - 2016 годах уточнены объемы бюджетных ассигнований на:

Предоставление компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

Выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

Предоставление компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву.

Объемы бюджетных ассигнований на предоставление компенсации членам семей погибших военнослужащих, включенных в состав иных обязательств, определены в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в части тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Источники финансового обеспечения государственной социальной защиты граждан в Российской Федерации. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на государственную социальную защиту граждан, их состав, формы, направления повышения эффективности.

Социальная защита населения в широком смысле этого понятия - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице.

Источниками финансового обеспечения государственной социальной защиты граждан в Российской Федерации являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средства внебюджетных фондов.

В соответствии с 21 статьей БК РФ, едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

9) здравоохранение; (см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) социальная политика;

Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основ­ной материальной базой пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

Учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

Назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих;

Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

Фонды обязательного медицинского страхования обеспе­чивают гражданам Российской Федерации возможность бес­платного получения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медици­нских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых забо­леваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.п.

В качестве субъектов и участников обязательного медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Направления повышения эффективности социальной защиты граждан заключаются в принятии упомянутых госпрограмм, результатами которых должно стать:

-(ГП «Социальная поддержка граждан»)

Снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;

Удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;

Создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения;

Повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально

ориентированных некоммерческих организаций; обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций;

увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями

(ГП «Развитие здравоохранения»)

Снижение смертности и потребления алкогольной продукции, потребления табака среди детей и подростков, увеличение обеспеченности врачами, увеличение ожидаемой продолжительности жизни и т.д.

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на государственную (муниципальную) финансовую поддержку коммерческих организаций производственных отраслей экономики, их состав, формы, направления повышения эффективности.

Предоставление гос. субсидий, так же как и налоговое регулирование, используется как мера антициклического регулирования. В государствах, осуществляющих рыночные реформы, бюджетные средства выступают важным источником финансирования создании и развития инфраструктуры рынка (фондовых, валютных и товарных бирж, бирж труда, информационных центров, фондов поддержки малого бизнеса и т.д.). Предоставление бюджетных средств как метод финансового стимулирования основано на следующих принципах. Во-первых , не делается различий между организационно-правовыми формами субъектов хозяйствования, которые могут получить соответствующие средства. Во-вторых , как правило, используется конкурсный отбор претендентов на получение средств в рамках государственной поддержки, при этом привлекаются независимые эксперты организации конкурсов, в том числе для выработки критериев отбора участников и победителей

Статья 10. Виды мер стимулирования промышленной деятельности

1. Стимулирование промышленной деятельности осуществляется путем предоставления субъектам промышленной деятельности и организациям инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности финансовой, информационной и консультационной поддержки, поддержки научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности, поддержки в области профессионального обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников субъектов промышленной деятельности, иных видов поддержки.

2. Особенности применения мер стимулирования промышленной деятельности в отдельных отраслях промышленности могут устанавливаться государственными программами РФ и субъектов РФ, муниципальными программами.

3. Финансовая поддержка в форме установления специальных налоговых режимов и налоговых льгот осуществляется путем:

1) установления специальных налоговых режимов или налоговых льгот промышленным кластерам и индустриальным паркам;

2) освобождения от уплаты налогов субъектов промышленной деятельности, которые реализуют инвестиционные проекты, включенные в перечень, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

4. Финансовая поддержка в форме предоставления займов субъектам промышленной деятельности осуществляется в том числе через фонды развития отраслей промышленности, создаваемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

1. В целях осуществления мер финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности по решению Президента РФ могут создаваться фонды развития отраслей промышленности. Учредителем отраслевого фонда от имени РФ является Правительство РФ, которое утверждает устав отраслевого фонда.

Поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в том числе путем:

1) размещения в рамках государственного оборонного заказа заданий на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

2) предоставления субсидий на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности, не связанных с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;

Особое значение для любого региона имеет кадровый потенциал. Осуществление подготовки специалистов на основе дополнительного бизнесобразования и приглашение высококвалифицированных кадров для разработки/трансфера производственно-промышленных технологий и ведения инновационных видов бизнеса представляется достаточно узкой задачей, которую необходимо решать на уровне отдельных операционных единиц. Организация регулярного отбора и поддержки реализации перспективных проектов инновационного развития производственных предприятий (как действующих, так и вновь создаваемых), в первую очередь –проектов-«локомотивов» новых трендов в российской и мировой экономике («прорывных», а не «догоняющих» инноваций). Бюджетная поддержка.

9. Субсидии государственным (муниципальным) учреждениям: содержание, виды, особенности расчета и предоставления.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Формула для расчета субсидии на государственное (муниципальное) задание выглядит следующим образом:

а) если учреждением одновременно оказываются государственные (муниципальные) услуги и выполняются работы: SUB гз = SUB у + SUB р + NZ и;

б) если учреждением оказываются только государственные (муниципальные) услуги: SUB гз = SUB у + NZ и;

в) если учреждением выполняются только работы: SUB гз = SUB р + NZ и, где SUB гз – субсидия на государственное (муниципальное) задание; SUB у – часть субсидии на оказание государственных (муниципальных) услуг (рассчитывается на основе нормативных затрат на оказание услуг и количества соответствующих услуг); SUB р – часть субсидии на выполнение работ; NZ и – общий объем нормативных затрат на содержание имущества.

Для расчета нормативных затрат на оказание i-ой услуги следует исходить из суммы составляющих затрат, необходимых для оказания соответствующей услуги (как непосредственно связанных с ее оказанием, так и затрат на общехозяйственные нужды), к которым относятся затраты на оплату труда основного и вспомогательного персонала, затраты на оплату услуг связи и транспорта, коммунальные услуги и пр.

Нормативные затраты следует определять с учетом государственных стандартов (требований), санитарных норм и правил, с обязательным использованием утвержденных натуральных нормативов или нормативов затрат в отношении отдельных составляющих нормативных затрат. В случае отсутствия утвержденных нормативов (порядка их определения или расчета) можно применять экспертный метод для определения соответствующих составляющих затрат в составе нормативных затрат.

На выполнение работ орган власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, вправе, но не обязан, утвердить нормативные затраты.

В случае принятия решения о формировании государственного (муниципального) задания для государственного (муниципального) казенного учреждения требование об утверждении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг обязательно.

Расходы бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии на государственное (муниципальное) задание, учитываемые на лицевых счетах данных учреждений, открытых им в территориальных органах ФК, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы ФК, финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Основная задача учреждения – выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана.

Как правило, субсидии на государственное (муниципальное) задание бюджетным и автономным учреждениям предоставляются на основании соглашения, заключаемого с этими учреждениями органами, осуществляемыми функции и полномочия их учредителя, являющимися одновременно главными распорядителями бюджетных средств. Правила заключения такого соглашения, его форма и содержание (объемы и сроки перечисления субсидии, порядок изменения объема субсидии, предоставления отчетности и пр.) определяются в порядке предоставления субсидий на государственное (муниципальное) задание, утверждаемом соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Таким образом, при использовании в очередном году остатков субсидии на государственное (муниципальное) задание учреждением должны быть соблюдены следующие условия: - направления использования остатков субсидии на государственное (муниципальное) задание должны соответствовать целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе; - объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются такие остатки, должны быть отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Вместе с тем, как уже было указано, остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание, предоставленной бюджетному или автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых это учреждение создано.

10. Сметное финансирование казенных учреждений: содержание, принципы, правовое обеспечение. Назначение, порядок составления и утверждения бюджетной сметы.

Сметно-бюджетное финансирование - это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе их смет. Порядок осуществления сметно-бюджетного финансирования зависит от направления расходов субъектов финансирования.

Сметно-бюджетное финансирование распространяется на широкий круг объектов. В основном на сметно-бюджетном финансировании находятся государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы.

Среди казенных учреждений - школы, поликлиники, больницы, детские сады и др.

Казенные учреждения, как правило, не имеют доходов для покрытия своих расходов. Однако они выполняют очень важные социальные функции. Поэтому их деятельность финансируется из бюджетов всех звеньев бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Казенные учреждения расходуют бюджетные средства: на оплату труда работников; на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ; на возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Финансирование казенных учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе смет расходов казенных учреждений, т.е. плана расходов казенного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом.

Смета казенного учреждения - это финансово-плановый акт, который имеется у всех казенных учреждений. В ней определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному казенному учреждению. Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя казенного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств. Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете, - составная часть бюджетного процесса, которая именуется сметным процессом.

Индивидуальная смета составляется каждым казенным учреждением и содержит только его расходы.

Индивидуальные сметы объединяются в сводные. Эту работу осуществляют федеральные министерства, ведомства в отношении подведомственных казенных учреждений, а также исполнительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления в отношении соответствующих казенных учреждений. Сводные сметы включают два вида смет: индивидуальные сметы казенных учреждений и сметы расходов на централизованные мероприятия.

Смета расходов на централизованные мероприятия составляется министерствами, ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления для расходов на централизованные мероприятия. Например, проведение областных семинаров учителей, конференции и т.д.

Составление индивидуальной сметы казенным учреждением совпадает по времени с периодом составления проекта бюджета. Оно осуществляется на основе контрольных цифр, сообщаемых казенному учреждению вышестоящей организацией. Контрольные цифры содержат информацию о лимите бюджетных ассигнований, который предусмотрено выделить казенному учреждению после утверждения бюджета. Эти контрольные цифры вышестоящая организация доводит до каждого подведомственного ей казенного учреждения, исходя из общей контрольной цифры, полученной от финансового органа, составляющего проект бюджета.

Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня и других источников для выполнения стоящих перед ними задач.

Смета расходов бюджетного учреждения составляется и подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Затем она направляется в вышестоящую организацию, где включается составной частью в сводную смету по министерству, ведомству и т.д. Сводные сметы учитываются при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета. После утверждения бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований) сметы казенных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. вышестоящей организацией.

Ежемесячно, а также по окончании года казенные учреждения составляют отчет об исполнении сметы, который направляется в вышестоящую организацию и территориальный орган ФК. Порядок составления таких отчетов ежегодно определяется приказом Минфина России об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете, за соответствующий год.

Чтобы оплатить расходы, казенные учреждения принимают и исполняют бюджетные и денежные обязательства. Такие операции относят к санкционированию расходов бюджета. В статье найдете проводки для учета принятых, принимаемых и отложенных бюджетных обязательства в бюджетном учете 2018 года.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Как происходит санкционирование расходов

Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Делают это, чтобы проконтролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Санкционирование расходов бюджета проходит четыре этапа:

Этапы

Что сделать на каждом этапе

1. Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства

Получатель бюджетных средств (ПБС) заключает госконтракты и соглашения, формирует Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 0506101) и подает их в орган Казначейства России. После этого или одновременно ПБС заполняет Сведения о денежном обязательстве (ф. 0506102). Их направляют в орган Казначейства вместе с документами для оплаты госконтракта. Формировать Сведения (ф. 0506102) может и сам орган Казначейства.
Бухгалтер отражает бюджетные и денежные обязательства в учете

2.Подтвердить денежные обязательства

ПБС формирует и подает в орган Казначейства заявку на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежное обязательство

3. Санкционировать оплату денежных обязательств

Специалисты органа Казначейства России проверяют заявку на кассовый расход и ставят отметку, которая разрешает санкционировать оплату денежного обязательства

4. Подтвердить исполнение денежных обязательств

Орган Казначейства оплачивает обязательство с единого счета бюджета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход.

В каких пределах принимать бюджетные обязательства в 2018 году

ПБС принимает бюджетные обязательства, когда заключает госконтракты или другие договоры с организациями и гражданами. Обязательства принимайте в пределах суммы лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которую распорядитель утвердил и довел до учреждения.

Без выделенных ЛБО нельзя планировать и начинать закупки. Но есть исключения.

Если ПБС исполняет публичные нормативные обязательства, их принимают в пределах доведенных бюджетных ассигнований.

На каких счетах учитывать

Учет операций по санкционированию расходов бюджета отражайте на счетах:

  • 501.00 «Лимиты бюджетных обязательств» – постановку на учет лимитов бюджетных обязательств;
  • 503.00 «Бюджетные ассигнования» – принятие к учету бюджетных ассигнований;
  • 502.00 «Обязательства» – учет бюджетных и денежных обязательств.

При этом в 22-м разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:

  • 1– текущий;
  • 2– очередной;
  • 3– второй год, следующий за текущим;
  • 4– третий год, следующий за текущим;
  • 9– иной очередной год за пределами планового периода.

Как принять бюджетные обязательства

Процедуры принятия бюджетных и денежных обязательств являются стадиями исполнения бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства ставьте на учет в органах Казначейства. Для получателей средств федерального бюджета Порядок установлен приказом Минфина России от 30 декабря 2015 № 221н.

В текущем финансовом году обязательства принимайте с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет.

Порядок заполнения отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Как учесть бюджетные обязательства

К принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года отнесите расходные обязательства, которые будут исполнены в текущем году. Также к ним отнесите бюджетные обязательства прошлых лет, которые приняты, но не исполнены.

Учет принятых бюджетных обязательств ведите на основании подтверждающих документов. Принимайте к учету бюджетные обязательства только в пределах доведенных до них ЛБО или бюджетных ассигнований.

В бюджетном учете отразите обязательства:

  • по выплате зарплаты (денежного содержания, вознаграждения, довольствия) сотрудникам – в объеме утвержденных на год ЛБО;
  • по выплате сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным категориям работников командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами, служебными контрактами – в сумме начисленных обязательств или выплат;
  • по публичным нормативным обязательствам перед физическими лицами – в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
  • по перечислению обязательных платежей в бюджет: налогов, сборов, пошлин, взносов и других выплат – в сумме начисленных платежей;
  • по субсидиям организациям, предпринимателям и гражданам – производителям товаров, работ, услуг по нормативно-правовым актам, бюджетным и автономным учреждениям:
    – в сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии – если иное основание не предусмотрено нормативно-правовыми актами;
    – в объеме ЛБО соответствующего бюджета на указанные цели – если договоры или соглашения не заключены;
  • по другим расходным обязательствам – в сумме обязательств, которые подтверждены документами.

Как принять денежные обязательства

Денежные обязательства отражайте на счете 502.02 «Принятые денежные обязательства».
Оплату денежных обязательств проводите в пределах доведенных:

  • бюджетных ассигнований – по публичным нормативным обязательствам;
  • ЛБО – по остальным денежным обязательствам.

Обязательств по контрагентам

По расчетам с контрагентами (кроме расчетов с подотчетными лицами и по платежам в бюджет) обязательства принимайте в разрезе получателей авансовых платежей на основании:

  • данных аналитических счетов счета 206.00 (разница дебетовых и кредитовых оборотов) – авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансов. Не включайте остатки выданных авансов (числящихся на начало периода) по счету 1.206.00.000 и кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты за текущий период;
  • кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00 – начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году. Не включайте кредитовые и дебетовые обороты, отражающие изменение кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет;
  • дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00, счета 304.02, счета 304.03 – денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде.

Обязательства по подотчетникам

По расчетам с подотчетными лицами (в разрезе подотчетных лиц) принимайте обязательства на основании:

  • данных по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 (дебетовые обороты минус кредитовые обороты) – полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей. Способ выплаты средств значения не имеет;
  • дебетовых оборотов по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 – полученные подотчетными лицами в текущем периоде денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.

Не включайте остатки выданных авансов, которые числятся на начало отчетного года по счету 208.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты;

Обязательства по платежам в бюджет

По обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы (в разрезе платежей) принимайте на основании:

  • кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.730–1.303.13.730) – начисленные в текущем периоде платежи – налоги, сборы, пошлины, взносы и иные обязательные платежи;
  • дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.830–1.303.13.830) – обязательства по перечислению платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.

Не учитывайте показатели расчетов по излишне перечисленным платежам, которые числятся на начало текущего периода по счету 303.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.

Обслуживание долговых обязательств

Расходы на обслуживание долговых обязательств принимайте на основании аналитических данных по соответствующим счетам счета 301.00 в сумме:

  • кредитовых оборотов – начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году;
  • дебетовых оборотов – исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств.

Подтверждающие документы

Возникновение денежных обязательств отражайте в учете на основании подтверждающих документов. Например, это:

Принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений в сторону увеличения или уменьшения отразите проводками:

Дебет счета

Кредит счета

Приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на основании документов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг:

– на текущий финансовый год

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

– на очередной финансовый год

КРБ.1.502.21.000

КРБ.1.502.22.000

Уменьшение принятых денежных обязательств в текущем году

Методом «красное сторно»

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

000 – код КОСГУ, если по нему детализирована бюджетная смета и доведены лимиты. Если же лимиты доведены по видам расходов – указывайте нули.

Пример, как отразить в бухучете принятые в текущем финансовом году бюджетные и денежные обязательства

В январе казенное учреждение «Альфа» разместило извещение о проведении электронного аукциона на закупку оборудования. НМЦК контракта – 580 000 руб. По итогам аукциона «Альфа» заключила контракт с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» на сумму 560 000 руб.
Согласно учетной политике учреждение «Альфа» принимает к учету обязательства:

  • принимаемые – на основании извещения о закупке конкурентным способом, размещенного в ЕИС;
  • принятые – на основании заключенного контракта;
  • денежные – на основании товарной накладной, подтверждающей переход права собственности на имущество.

Смета учреждения по КОСГУ не детализирована.
В бухучете бухгалтер «Альфы» принял обязательства проводками:


Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

В день размещения извещения о закупке

Отражено принимаемое обязательство (основание – извещение о проведении электронного аукциона)

КРБ.1.501.13.000

КРБ.1.502.17.000

В день подписания контракта

Скорректировано принимаемое обязательство на сумму экономии по результатам электронного аукциона

КРБ.1.502.17.000

КРБ.1.501.13.000

Принято обязательство (основание – контракт поставки)

КРБ.1.502.17.000

КРБ.1.502.11.000

Приняты денежные обязательства (основание – товарная накладная и акт приема-передачи оборудования)

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000


Два примера заполнения отчета (ф. 0503128)

Пример 1. В отчетном периоде федеральное казенное учреждение вело расчеты с контрагентами

Сформированный журнал операций выглядит следующим образом:

Хозяйственная операция

Сумма, руб.

Доведены ЛБО

1 501 15 310
1 501 15 340
1 501 15 226
1 501 15 212
1 501 15 211

1 501 13 310
1 501 13 340
1 501 13 226
1 501 15 212
1 501 15 211

300 000
500 000
250 000
125 000
250 000

Отражены принимаемые бюджетные обязательства по конкурсным процедурам

1 501 13 310
1 501 13 340

1 502 17 310
1 502 17 340

150 000
400 000

Заключены контракты по результатам конкурсных процедур

Выявлена экономия по результатам конкурсных процедур

Заключены контракты без применения конкурсных процедур

1 501 13 340
1 501 13 226

1 502 11 340
1 502 11 226

100 000
150 000

Выплачен аванс поставщику по основным средствам

Отражена сумма денежных обязательств на сумму аванса

Поступили основные средства от поставщика

Произведен зачет аванса

Отражена оставшаяся сумма денежных обязательств

Поступили материалы от поставщика

Оплачены материалы поставщику

Выдана подотчетная сумма

Отражены бюджетные обязательства по подотчетным суммам

Отражены денежные обязательства по подотчетным суммам

Выплачена заработная плата сотрудникам

1 302 11 830
1 501 13 211
1 502 11 211

1 304 05 211
1 502 11 211
1 502 12 211

100 000
100 000
100 000

Проследите за тем, чтобы оплата контрактов проходила по тем кодам видов расхода, по которым приняты лимиты бюджетных обязательств. Иначе в строках 11 и 12 отчета будут показатели с показателями «минус». А при сдаче отчета выйдет протокол с критической ошибкой.

Пример. Бухгалтер казенного учреждения в первом полугодии начислил зарплату персоналу на сумму 220 тыс. руб.

Кроме того, учреждение заключило договор на поставку объектов основных средств по КВР 242 – 200 тыс. руб., по КВР 244 – 320 тыс. руб.
Были приняты лимиты бюджетных обязательств:
– КВР 121 – 500 тыс. руб.;
– КВР 242 – 300 тыс. руб.;
– КВР 244 – 700 тыс. руб.
Однако ошибочно вся оплата прошла по КВР 242. При формировании отчета по форме 0503128 вышла пересортица.
И при загрузке на сайт органа казначейства вышел протокол с наличием критической ошибки.

Прочие обязательства

В отдельном порядке выделяются публичные, публичные нормативные и денежные обязательства.

Публичные обязательства

Это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Как учредителю довести и отразить в учете публичные обязательства

Финансовое обеспечение на исполнение публичных обязательств до учреждений доводите в виде ЛБО (в пределах полученных бюджетных ассигнований). Такие средства финансового обеспечения не включаются в нормативные затраты на оказание государственных услуг в соответствии с госзаданием.

Пример отражения в бюджетном учете доведения лимитов бюджетных обязательств по переданным полномочиям до подведомственных учреждений

Министерство передает полномочия по осуществлению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, на социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующим бюджетным (автономным) учреждениям.

Общий объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на указанные цели в 2016 году, составляет 12 000 000 руб.

Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:

Дебет КРБ.1.501.11.262 Кредит КРБ.1.501.12.262

– 12 000 000 руб. – доведены суммы лимитов бюджетных обязательств министерству;

Дебет КРБ.1.501.12.262 Кредит КРБ.1.501.14.262

– 12 000 000 руб. – переданы суммы лимитов бюджетных обязательств образовательным учреждениям.

Как бюджетному учреждению отразить публичные обязательства
Бюджетные и автономные учреждения могут получить полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств от имени органов власти. Например, материальное обеспечение детей-сирот.

Финансовое обеспечение этих полномочий доводят в порядке, установленном:

  • для учреждений субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • для муниципальных учреждений – органами местного самоуправления;
  • для федеральных учреждений – постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 № 590.

Для исполнения публичных нормативных обязательств перед гражданами учреждению нужно открыть лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (код лицевого счета – 14) (п. 5 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ, п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 № 590). О том, как это сделать, читайте в рекомендации Как открыть лицевой счет.

Отражение в бухучете обязательств

Операции по исполнению публичных нормативных обязательств перед гражданами бюджетные и автономные учреждения отражают в бюджетном учете и отчетности. Для этого используйте Инструкцию №162н. Такие операции отражайте в отдельных регистрах бухучета (главной книге).

Финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств до учреждений доводят в виде лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Такие средства финансового обеспечения не включают в нормативные затраты на оказание госуслуг в соответствии с госзаданием.

В учете ЛБО учитывайте по коду вида финансового обеспечения (КФО) – 1 «Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)» (п. 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Полученные ЛБО (независимо от типа учреждения) отразите на счете 1.501.05.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» (п. 136 Инструкции № 162н). Аналитический учет операций по счету ведите в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062) (п. 129 Инструкции № 162н). О том, как отразить в бюджетном учете получение лимитов и принятие бюджетных и денежных обязательств, читайте в рекомендации Как учесть санкционирование расходов у ПБС.

Публичные нормативные обязательства

К таковым относят публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

Исключение составляют выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Денежные обязательства

Денежные обязательства предусматривают обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.