Заказать иконы святых апостолов. Иконография первоверховных апостолов петра и павла

12 июля Русская Православная Церковь отмечает окончание Петрова поста и день памяти святых славных и всехвальныхпервоверховных апостолов Петра и Павла. «Прихожанин» решил почтить их память рассказом о том, как образы первоверховных апостолов воплощали на своих полотнах великие художники.

В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). И это вполне объяснимо: при всей поразительной несхожести их судеб, происхождения, характеров они были едины в укреплении общего дела – создании Церкви Христовой на земле. Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона. Возможно, это так, возможно, нет, так как, к сожалению, достоверных данных о дате их гибели не существует. Многие исследователи полагают, что верные ученики Христа Петр и Павел погибли с разницей в несколько лет. Но, наверное, не это главное. Важно то, что они сумели сделать.

Иконографическое изображение Святых апостолов Петра и Павла следует традиционным православным канонам, а потому на многочисленных иконах их образы отличаются лишь отдельными деталями. Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. На большинстве икон святые апостолы Петр и Павел обращены ликом к верующим, на некоторых – они смотрят друг на друга или даже обнимаются.

Статичное изображение святых в православной иконографии традиционно и объясняется тем, что в иконе важно передать образ святого, его взор, обращенный к молящемуся. Потому иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают не на самих образах, а на деталях: сложенных пальцах, развернутых к верующим ладонях, прижатой к сердцу руке и особенно на том, что у святого в руках.

На большинстве икон святой апостол Петр держит в руках ключ (реже два ключа – серебряный и золотой, которые олицетворяют собой светскую и духовную власть), ибо сказал Христос: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Хотя можно увидеть иконы, на которых в руках любимого ученика Христа свиток с евангельским текстом.

В руках у Святого апостола Павла чаще всего на иконах можно увидеть книгу или свиток, реже – меч. Понятно, что книга и свитки отсылают нас к 14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом, а вот образ меча – это символ слова Божия, ибо в своем Послании к Евреям святой апостол Павел писал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

На некоторых иконах святые апостолы Петр и Павел сообща держат в руках церковь как знак того, что они совместным апостольским трудом укрепляли Христову Церковь на земле.

Совсем иначе рисовали образы святых Петра и Павла западноевропейские художники. Как правило, посредством живописи они стремились рассказать о самых значимых – трагических или драматических – моментах в их жизни. Взять, к примеру, знаменитые картины итальянского художника Караваджо «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра». Или, скажем, «Освобождение святого Петра» Бернардо Строцци и «Куда идешь, Господи?» Аннабеле Карраччи.

Каждое из этих знаменитых полотен напоминает верующим главные эпизоды из жизни святых, как в случае с Савлом, будущим апостолом Павлом, который всячески преследовал и убивал христиан, и однажды на пути к Дамаску «внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5).

Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи?» Аннибале Карраччи… 12-й год правления императора Нерона. Страшные гонения на христиан в Риме. Арест святого Петра ожидается со дня на день. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Петр уступает их уговорам, ночью он уходит из города по Старой Аппиевой дороге… и за городскими воротами встречает Христа. «Domine, quovadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обращается Петр к Спасителю. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте.

Ее, кстати, показывает нам картина Караваджо «Распятие святого Петра». Поскольку Петр не был римским гражданином, его приговорили к мучительной смерти на кресте. Известно, что апостол попросил своих мучителей распять его вниз головой, так как считал, что недостоин быть распятым, как Христос.

Еще одному очень важному эпизоду из жизни святых апостолов Петра и Павла посвятили свои картины известные западноевропейские мастера. Посмотрите на эти полотна!

Они не только напоминают нам о драматическом споре, который случился между апостолами Петром и Павлом, но и в целом отражают важную веху в истории раннего христианства.

Это сегодня вся Европа, разделившись на два лагеря, гудит и обсуждает ситуацию вокруг мигрантов, которые, подобно цунами, захлестнули европейские страны. А тогда, две тысячи лет назад, в Антиохии между святыми апостолами Петром и Павлом возник спор о том, как следует поступать с язычниками, которые принимают христианство и хотят войти в христианскую общину. Этот спор двух первоверховных апостолов в итоге вылился в Апостольский Собор, который состоялся в Иерусалиме (по одним данным, в 49, а по другим – в 51 году).

Суть спора: должны ли крещеные язычники делать себе обрезание по закону Моисееву, устраивать жертвоприношения в Храме и соблюдать ряд других иудейских обрядов и ритуалов? Столкнулись две точки зрения. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. Как известно, в итоге Собор принял точку зрения апостола Павла и отказался от идеи соблюдения крещеными язычниками иудейских обрядов и ритуалов. Но самому спору между Петром и Павлом уделялось много внимания и их современниками, и позже, на протяжении многих последующих веков. Поэтому знаменитую дискуссию святых апостолов Петра и Павла в Антиохии, предшествовавшую Иерусалимскому Собору, так часто отражали на своих полотнах великие европейские художники.

И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Именно с его картиной чаще всего возникает ассоциация, когда говорят о святых апостолах Петре и Павле. Это знаменитый испанский художник Эль Греко. Кстати, имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек». Ибо Доменикос Теотокопулос, взявший себе такой псевдоним, был греком по происхождению, уроженцам острова Крит. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Картина поразительная, во многом напоминающая икону, ибо в ней удивительным образом соединились художественный стиль, присущий эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии. Впрочем, этому парадоксу перестаешь удивляться, когда узнаешь, что Эль Греко, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса. Интересно, что, хотя вся семья Эль Греко принадлежала к Римско-Католической Церкви, сам художником свои полотна рисовал в греческой православной стилистике.

Кстати, в 1597 году, спустя 5 лет после завершения первой картины «Апостолы Петр и Павел», художник нарисует новую картину (в настоящее время она находится в Барселоне в Изобразительном музее Каталонии), но в сравнении с картиной, хранящейся в Эрмитаже, это более слабое полотно.

На ней художник дал апостолу Павлу вместо книги меч и постарался как бы объединить двух самых великих учеников Христа, соединив на картине их руки. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. Возможно, его критики считали, что на полотне 1592 года Эль Греко противопоставил друг другу двух святых апостолов и излишне значительно выделил святого апостола Павла.
Так, кстати, считают и многие современные исследователи творчества Эль Греко, полагающие, что на картине 1592 года доминирует именно святой апостол Павел, который как бы пытается убедить в своей точке зрения и святого апостола Петра, и зрителей.

Мне так не кажется. Напротив, я вижу двух одинаково сильных и мудрых учеников Христа. Только святой апостол Петр на картине Эль Греко погружен во внутреннее молитвенное созерцание, тогда как святой апостол Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним. Предполагается, что это Святое Евангелие и 14 Посланий самого апостола Павла.

При таком прочтении картины можно предположить, что Эль Греко, великий греко-испанский живописец, создавший множество картин на евангельские сюжеты, хотел через образы святых апостолов Петра и Павла передать свое видение христианской Церкви – соединение знания, которое черпается из Священного Писания, и молитвы, обращенной к Богу.

Петр Селинов

Основное в апостольской иконографии.

Лик апостолов. Мозаика Софии Киевской. XI век

К иконе всегда отношение особое, поскольку это священное изображение. Все знают, что оно символично. Но порой желание увидеть символику во всем, что изображено на иконе, заставляет людей домысливать о значении того или иного предмета. Мы попытаемся рассказать об этих предметах и если уж и не расставить все точки над «і», то хотя бы объяснить основы.

Поскольку есть некие общие атрибуты для разных групп святых, то и мы с целью упростить изложение несколько обобщим информацию. В этот раз расскажем об иконографии апостолов .

Они изображаются по-разному, с индивидуальными характерными особенностями. Например, Петр обычно носит короткие седые волосы и короткую бороду, Павел – черноволос, лысоват, с длинной заостренной бородой, Андрей – с седыми несколько взъерошенными волосами и бородой и т. д. Можно отметить, что такие портретные особенности в образах конкретных апостолов часто можно наблюдать и в самых ранних их изображениях, что, по всей видимости, свидетельствует об их историчности.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. мавзолей Галлы Плацидии

Одежда апостолов – усредненный традиционный наряд жителей эллинистического востока: хитон (нижняя длинная сорочка) и гиматий – род плаща, который драпировался поверх хитона. Так в античную эпоху часто рисовали философов. В групповых изображениях апостолов их одежды хотя и отличаются оттенками, тем не менее довольно типичны и однообразны. Таким образом подчеркивается равенство учеников Христа.

Страшный суд. Фрагмент. Апостолы. XV век. Фреска прп. Андрея Рублева. Успенский собор во Владимире

В руках апостолов мы обычно видим книжные кодексы или свитки – точно такие же, как и на иконах Спасителя. Порой доводилось слышать, что в такой манере изображают исключительно евангелистов или авторов Посланий апостольских. Это не всегда так. С книгой или свитком традиционно могли писать всех апостолов, ведь все они несли Евангелие – проповедь о Мессии-Спасителе. Вообще, книга или свиток на иконе – это чаще всего символ Слова Божия, которое несут людям пророки, апостолы или их наследники – святители. Хотя, конечно, любой предмет нужно воспринимать в его контексте.

Апостол Петр. Икона. Энкаустика. VI в. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Изредка отдельные апостолы могут иметь дополнительные атрибуты. Так, первоверховный апостол Петр часто изображается с двумя ключами. Основанием этому стали слова Христа, обращенные к апостолу Петру: «Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).

Таким образом, два ключа символизируют духовную власть Церкви – «отпереть» или «запереть» врата Царства Небесного для каждого человека. Иногда этот символ в народном сознании упрощается и вульгаризируется, превращаясь в некие ключи от рая и ада, которыми якобы обладает именно апостол Петр. Не удивительно, что ключи в качестве непременного атрибута апостола Петра более характерны именно для западного христианства, где именно святой Петр стал считаться «князем апостолов», обладающим исключительным правом «вязать и решить», что активно использовали Папы Римские, объявившие себя преемниками апостола Петра и его власти. Ключи святого Петра воспринимаются в католицизме как символ самого папства, наравне с тиарой, и вошли в герб Римских Пап как выражение их претензий на господство над Церковью.

Апостол Петр с ключами. Икона. Фрагмент. XVI век. Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе

Впрочем, слова Спасителя о ключах Царствия Небесного, согласно православной экзегетике, относятся не только к апостолу Петру. «То, что сказано Петру, сказано и прочим апостолам: дам тебе ключи Царства Небесного», – говорит, например, свт. Амвросий Медиоланский.

В раннехристианскую эпоху апостолов также часто изображали с длинным крестом в руках или венком – символами их победы над диаволом.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. Баптистерий православных

В поствизантийскую эпоху под влиянием западной традиции при создании образа апостолов стали чаще использовать буквальные символы их мученичества: например, апостол Павел с мечом, которым ему отсекли голову, а апостол Андрей Первозванный с характерным косым крестом в виде буквы Х, на котором, согласно преданию, его распяли.

Дмитрий Марченко

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.

Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).

В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Пророки одеты в хитон (нижнюю одежду в виде рубахи до пят) и гиматий (верхнюю одежду в виде плаща), на плечах некоторых (пророк Илия) милоть - накидка из овчины.

Последний из пророков, возвестивший: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2) и воочию узревший свершение всех пророчеств о Спасителе, - Иоанн Предтеча, иконография которого весьма разнообразна.

Его изображают в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии; распространена икона «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель имеет крылья за спиной - символ чистоты его жизни как пустынножителя. На этой иконе святой пророк Иоанн Предтеча держит в руке собственную отсеченную голову, что является особенностью иконописи, когда события, отстоящие по времени далеко друг от друга, изображаются одновременно, а также подобно тому, как св. мученики изображаются с орудиями своих страданий за Господа, а девственники - с пальмовой или цветочной ветвью как символом чистоты. Фигуры пророков чаще всего изображаются по пояс и в полный рост.

Святые апостолы

Апостолы (по-гречески - посланники) - ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов - хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн - среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.





Святые равноапостольные

Равноапостольные - это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы, например, цари Константин и Елена (3 июня), креститель Руси князь Владимир (28 июля) и великая княгиня Ольга (24 июля).


Изображения святых равноапостольных имеют, в основном, ту же иконографическую символику; отличия могут быть в изображениях одежды, которая характерна для своего времени и народа. Часто в иконографии равноапостольных святых появляется изображение креста - символа крещения и спасения от вечной смерти.


Святители

Святители - патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы , достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра - особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос - верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах - омофор - длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.


Святители чаше всего изображаются с книгой в левой руке; правая рука - в благословляющем жесте. Иногда святители держат в руках крест, потир или жезл. Фигуры святителей могут быть в полный рост и по пояс.

Святые мученики

Мученики - к которым относится большинство святых - те, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам.

Претерпевшие особо жестокие муки называются великомучениками . В их числе целитель Пантелеимон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря).


Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики - в монашеском постриге.



Отдельно на Руси почитают страстотерпцев , погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).


Первообраз мученичества - Сам Христос, засвидетельствовавший собственной кровью спасение рода человеческого.

Мученики (от святого первомученика Стефана (Деян.7) до новомучеников нашего времени) - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками Самому Христу.

В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, и красные одежды мучеников - символ пролитой крови.

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.


Преподобные

Преподобные (уподобившиеся Господу) - святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели - смирение, целомудрие, кротость. Едва ли не каждый монастырь прославлен пред Богом святым угодником. На Руси особой любовью пользуются преподобные Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа). Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).

Монашеская аскеза - особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Основа монашеского подвига - пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге. Но монашество не средство только личного спасения. «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», - эти слова преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад.

Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении; правая рука - в именном благословляющем перстосложении; в левой - может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток; характерная деталь иконографии преподобных - четки - символ монашеского молитвенного труда.

Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.

Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы как способ удаления от мира и сосредоточения на непрестанной молитве.

Часто на иконах (это относится ко всей иконографии святых) встречается изображение благословляющей десницы Господней, Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и архангелов.

Фигуры могут быть одиночными, а бывают и многофигурные композиции, называемые «икона с избранными святыми». Одиночные фигуры изображаются в окружении житийных клейм - отдельных сюжетов из жития святого.


Бессребреники

Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.


Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, - вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Обязательный элемент иконографии святых юродивых - нимб .


Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Праотцы - первые праведники в человеческой истории.

Это ветхозаветные патриархи (праотцы Адам, Ной, Авраам и др.), а также праведные Иоаким и Анна (22 сентября) - родители Божией Матери (которым Церковь усвоила еще высокий титул Богоотец), праведные Захария и Елизавета (8 июля) - родители св. Иоанна Предтечи, и обручник Богородицы - праведный Иосиф . Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в плане духовном - они пример соединения праведности жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти. На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках.

К лику святых праведных относится и великий русский святой - праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец (2 января), который был священником - представителем белого (женатого) духовенства.


Фигуры святых изображаются как в полный рост, так и по пояс. Фоном часто служит панорама города, где жил святой, обители или церкви.

Святые благоверные

Святые благоверные - это цари и князья, которые употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них - (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).


Основной богословский смысл всей иконографии святых - победа над грехом, а следовательно, и над вечной смертью, спасение и вхождение в Царство Небесное. По словам св. Иоанна Дамаскина, «святые и при жизни были исполнены Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их - не по существу, но по благодати и действию».

Четыре апостола, Матфей, Марк, Лука и Иоанн оставили нам Евангелие – описание жизни Господа Иисуса Христа. Из них Матфей и Иоанн принадлежали к числу двенадцати апостолов, Марк же и Лука были из числа семидесяти учеников Христа.

Видение пророком Иезекиилем славы Божией


В церкви мы видим изображение этих четырех Евангелистов на Царских вратах, у алтаря.

Часто эти апостолы изображены на иконах с какими-то таинственными изображениями. Апостол Матфей – с ангелом, апостол Марк – с головой льва, апостол Лука – с головой тельца, а апостол Иоанн – с головой орла.

Почему это так?



Святой а постол и евангелист
Иоанн Богослов


Святой апостол и евангелист
Марк



Святой апостол и евангелист
Матфей



Святой апостол и евангелист
Лука


О том, что Спаситель придет на землю, что Бог исполнит Свое oбещаниe, и о том, как Христос будет жить на земле, предсказывали многие пророки. И вот один из пророков, который жил приблизительно за 600 лет до Рождества Христова, видел одно таинственное видениe, которое раскрыло ему, как слово Божие через четырех Евангелистов распространится по всему миpy, во все концы вселенной.

Он увидел, что бурный ветер шел от севера, великое облако и огонь. И видно было в этом огне подобие четырех животных. У каждаго из них было четыре лица и четыре крыла. Эти крылья касались одно другого. А лица их были, одно – лицо человека, другое – лицо льва, третье – лицо тельца «и четвертое – лицо орла. И шли эти животныя каждое в свою сторону и вид их был, как вид горящих углей или как вид лампад. Животные так быстро двигались, что казалось, что сверкает молния. Над головами животных было подобие свода, чистаго, как изумительный кристалл, и свод этот они поддерживали своими крыльями.

Изображения Апостолов известны с III - IV веков. В ранний период существовало несколько типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в.)

Некоторые с ярко выраженными портретными чертами: ап. Петр - с короткими седыми волосами и бородой; ап. Павел - с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.).

Христос на троне в окружении апостолов Петра и Павла. Катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV века

Апостол Андрей - с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой. Ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519 годы

Мозаика Церкви Санта-Пуденциана в Риме, около 400 года

С VI в. Апостолы стали изображаться с нимбами. На ниже представленной мозаике апостолы облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы которых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях.

Апостол Андрей (в центре). Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 года

В период средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для мн. Апостолов: апостолы Филипп и Фома представлены юными, безбородыми. Например, мозаики кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565), ап. Иоанн Богослов в евангельских сюжетах - юным, в композиции Успения Божией Матери, в изображениях с учеником сщмч. Прохором на островеве Патмос, в единоличных иконах - старцем. Как правило, цвета одеяний А. традиционны, напр. синий хитон и охристый гиматий у ап. Петра, вишневый гиматий у апостола Павла.

Атрибутами Апостолов являются свитки как образ христианского учения, у евангелистов - кодексы (иногда у всех А., как в капелле пр Аполлония в Бауите (Египет), VI век

Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из монастыря Бауит, VI-VII века

Также атрибутами апостолов был крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), а также венок - символ победы. Например, мозаики баптистерия Православных в Равенне, середина V века, Арианского баптистерия в Равенне, около 500 года. Возможно и сочетание - крест и венок - рельеф саркофага "Ринальдо" в Равенне, V века.

Отличительный атрибут апостола Петра, согласно евангельскому тексту - ключи (Мф 16.:19), появились с середины IV века. Например, мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме, IV век.

Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенн

Известны изображения Апостолов с предметами, которые упоминаются в евангельских чудесах, напр. с корзиной хлеба и рыбой, саркофаг, IV ве. (Музей Лапидарий. Арль).

До запрещения символических изображений 82-м правилом Трулльского собора (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима: Церковь Санта-Мария Маджоре в Риме, (432-440 годы), Церковь святых Космы и Дамиана в Риме (526 -530 годы), Церковь Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (549 год), рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V век).

***

  • О святых иконах в вопросах и ответах - Библиотека православного христианина
  • Православная Церковь и сектанты. Святые иконы. Святой Крест. Крестное знамение - протоиерей Дмитрий Владыков
  • Иконопочитание в Православии - митрополит Макарий Булгаков
  • Мир иконы - диакон Андрей Кураев
  • Икона в русской словесности XIX - XX веков - Валерий Лепахин
  • Развитие иконографии князя Владимира - Валерий Лепахин
  • Православие и иконопочитание - Сергей Говорун
  • Почем баптистский опиум для народа?! или Зачем баптисты лгут об иконопочитании? - Александр Пикалев
  • Первое послание святого отца нашего Григория , папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
  • Втрое послание святого отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
  • Против лютеран - Слово о поклонении святым иконам - преподобный Максим Грек
  • Психологический символизм жестов в христианской иконографии - иерей Дмитрий Юревич
  • Почему так много икон Богородицы? - Ирина Языкова

***

Наиболее распространенным типом апостольских композиций является изображение 12 Апостолов, окружающих Христа, в основе которого лежит евангельская символика числа 12, связывающая ветхозаветные (12 патриархов, 12 колен Израилевых) и эсхатологические образы (12 врат Небесного Иерусалима).

Ранняя иконография сцены (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сан-Надзаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии), - представлено 6 Апостолоами) восходит к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., "Плотин с учениками" - рельеф саркофага (270 год).

С IV века композиция двенадцати апостолов известна в росписях алтаря, например, конха апсиды Церкци Сан-Лоренцо в Милане (I V век), и также Церковь Санта-Пуденциана в Риме (400 год).

Мозаика Христос и апостолы. Конха апсиды Церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV век

В рельефах саркофагов фигуры 12 А. могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой. Саркофаг, IV век (Арль, Франция). И также попарно - саркофаг Проба из собора ап. Петра в Риме (395 год), или группами по 3, 4, 5 (саркофаг из Церкви святого Иоанна Студийского в К-поле, V в.).

Апостолы. Саркофаг Проба из собора апостола Петра в Риме, 395 год

В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла преполобного Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 А., VI в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 года).

Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне

С сер. IV в. получает распространение композиция "Traditio Legis" (Даяние закона), символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа.

В центре - стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева - ап. Павел, справа - ап. Петр (мозаика ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)).

Мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме (середина IV века)

Двенадцать апостолов. Саркофаг (около 400 года) в Церкови Сант-Амброджо в Милане

Иисус Христос на престоле передает свиток ап. Павлу. Саркофаг из Церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V век

В конце V - VI веков изображения 12 Апостолов в медальонах помещались в пространстве алтаря. Например, Архиепископская капелла в Равенне; Церковь Сан-Витале в Равенне (около 547 года) - на арках алтарного свода; Кафоликон монастыря вмц. Екатерины на Синае (565-566 год) - в апсиде; Церовь Панагии Канакариас в Литрангоми в Кипре (2-я четв. VI века) - на триумфальной арке).

Апостол Андрей. Мозаика, VI век. Базилика Сан-Витале в Равенне

В VI в. появляется иконография "Причащение апостолов".

В послеиконоборческий период в византийском искусстве складывается система храмовой декорации, в которой определенное место занимают изображения Аапостолов.

Фигуры в рост помещались в простенках барабана, в парусах - евангелисты (например мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.).

12 Апостолов изображались на предметах литургического обихода: фигуры в рост представлены на рельефах створок дверец Большого Сиона (Иерусалима) новгородского Софийского собора - серебряной дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (1-я четв. XII в. НГОМЗ) и Большого сиона Успенского собора Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г. ГММК); изображения украшают т. н. Малый саккос митр. Фотия (сер. XIV-XVII (?) в. ГММК); эмалевые дробницы с полуфигурами А. (8 медальонов) на епитрахили (кон. XIV - нач. XV в. СПГИХМЗ).

Фигуры апостолов. Большой Иерусалим или Большой Сион (1-я четв. XII века)

Фигуры апостолов. Большой Сион Успенского собора, 1486 год

Малый Саккос Митрополита Фотия (передняя сторона). Успенский собор Московского Кремля, конец XIV - начало XV ка

12 Апостолов входили в состав т. н. апостольского деисуса (икона, XII в. из Монастря вмц. Екатерины на Синае), а также представлены в композициях "Собор двенадцати апостолов" (икона, XIV века), "Отослание апостолов на проповедь" (Токалы-килисе (Каппадокия), икона 900-950 годов, Церковь в Тимотесубани (Грузия), XIII век. и клеймо иконы "Похвала Богоматери с Акафистом", XIV века.

Собор двенадцати апостолов. Византийская икона, XIV век

Изображения апостолов на клеймах иконы "Похвала Богоматери, XIV век

Апостолы. Фрески Церкви Св. Троицы монастыря Сопочани (Сербия), около 1265 года

На Руси в XV-XVII вв. получил распространение вариант композиции "Собор двенадцати апостолов" в виде лозы, в верхней части к-рой представлен поясной деисус, а в завитках - полуфигуры А. (икона-таблетка, XV в., икона, XVI в., фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями "Древо Иессеево" и "Лоза Христова", вошел в рус. иконописные подлинники, напр. Большаковский, XVIII в.

Собор двенадцати апостолов в виде лозы. Большаковская икона, XVIII век

12 Апостолов, среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях "Успение Богоматери", "Страшный Суд", "Евхаристия".

Число 12 в этих изображениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви.

Состав А. в этих композициях может варьироваться.

Помимо 12 Апостолов традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида Церкви святых Космы и Дамиана, 526-530, триумфальная арка Церкви Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 10, 586 г.)).

Апостолы Петр и Павел. Церковь Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV век

В миниатюрах некоторых рукописей помимо евангелистов имеются соответствующие изображения А. перед каждым из посланий (Апостол. МГУ. Греч. 2, 1072 г., Син. 275, XII в.; Муз. 3648, XIII в.).

Апостол Павел. Миниатюры из "Деяния и Послания апостолов", 1072 год

Апостол Иоанн Богослов. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью, XII век

Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов с VIII-IX вв. появляются циклы деяний и страданий Апостолов.

Согласно описанию Николая Месарита (Descr. 1-11, 13, 37-42), еще в VI в. в купольной мозаике Церкви Святых апостолов в Константиноле эпохи императора Юстиниана существовали изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона, Варфоломея и Марка.

В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 А., проповедующие народам:

Сцены страданий Апостолов имеются в миниатюрах Слов Григория Богослова (Назианзина) (Paris. gr. 510), в мозаиках Церви Сан-Марко в Венеции, после 1200 года.

История апостола Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, около 1146-1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла - в росписи Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского монастыря, 40-е гг. XII в., цикл деяний А. находится в росписи Церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348 год.

В стенописи, миниатюрах рукописей и иконах известны житийные циклы, в значительной мере опирающиеся на апокрифическую литературу.

Таковы росписи Церкви Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг., рус. житийные иконы кон. XV-XVII в. ("Св. Иоанн Богослов в житии", кон. XV-XVI в. (ЦМиАР), "Апостолы Петр и Павел с житием", XVI в. (НГОМЗ), "Ап. Матфей в житии", кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ)).

В XVII в. под влиянием западноевропейской традиции создаются образы на тему апостольских страданий, например, икона "Апостольская проповедь" мастера Феодора Евтихиева Зубова, написанная в 1660-1662 годы.

Апостольская проповедь. Икона, 1662 года. Иконописец Фёдор Евтихиев Зубов

В XVI - XVII веках в программу храмовой росписи помимо 12 Апостолов включались изображения 70 Апостолов, помещавшиеся на склонах арок под сводами (Спасо-Преображенский собор в Ярославле, 1563, Архангельский собор Московского Кремля, 1564-1565, Церковь Св. Троицы в Вязёмах (Московская обл.), ок. 1600, Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669) или на своде паперти (Спасо-Преображенский собор московского Новоспасского монастыря, 1689).

Почитание Апостолов выразилось в посвящении им многочисленных храмов, как общих соборных (св. Апостолов в К-поле, VI в., Фессалонике, 1312-1315), так и тех, где находились их мощи и святыни, с ними связанные (соборы ап. Петра в Риме, III в., Сан-Марко в Венеции, XII - начало ХIII в.)

Нина Квливидзе