Суот на предприятии образец новый. Система управления охраной труда на предприятии. Органы управления охраной труда

Система охраны труда (СУОТ) в 2017 году

Система охраны труда должна быть в фокусе внимания любого работодателя. В конце 2016 года Минтруд России принял Типовое положение о системе управления охраной труда (Приказ № 438 от 19.08.2016). Данное Типовое положение может быть положено в основу положений о СУОТ, разрабатываемых компаниями и предпринимателями для своих нужд. При разработке СУОТ 2017 года также могут быть учтены положения вступившего с 01.03.2017 ГОСТ 12.0.230.2-2015 .

Положение о СУОТ

В положении о СУОТ предусматриваются следующие разделы:

  • политика и цели компании в области охраны труда;
  • организационная структура СУОТ в компании;
  • процедуры, выполняемые работниками и работодателем для достижения поставленных целей;
  • планирование, мониторинг и контроль осуществления процедур;
  • мероприятия, направленные на совершенствование СУОТ;
  • процедуры, осуществляемые в случае аварий, несчастных случаев.

Политика и цели компании будут зависеть от сферы производственной деятельности и связанных с этой деятельностью рисков причинения вреда жизни и здоровью работников. Так, в качестве цели компании может быть определено снижение количества несчастных случаев на производстве. Для достижения этой цели могут быть предусмотрены процедуры по обучению и проверке знаний по охране труда сотрудников компании, мероприятия по обеспечению сотрудников более эффективными средствами защиты, усилению контроля за реализацией процедур и мероприятий охраны труда.

Организационная структура СУОТ предполагает организацию управления системой охраны труда в компании, то есть определение уровней управления, распределение обязанностей по охране труда между сотрудниками компании, назначение лиц, ответственных за осуществление конкретных мероприятий и процедур. В зависимости от специфики деятельности и структуры конкретной компании система управления охраной труда может быть различна:

  • на уровне всей компании в целом обязанности по охране труда лежат на руководстве компании (руководителе и его заместителях), службе охраны труда или соответствующем специалисте;
  • на уровне структурных подразделений компании соответствующие обязанности по охране труда (инструктаж, мониторинг и т.д.) выполняют руководители этих структурных подразделений;
  • при наличии обособленных подразделений у компании данные обязанности могут выполнять руководители филиалов, представительств, их структурных подразделений;
  • за выполнение требований охраны труда при выполнении отдельных работ также могут назначаться ответственные (мастера, бригадиры и другие работники).

Для надлежащего закрепления обязанностей соответствующие положения должны быть внесены в должностные инструкции или трудовые договоры работников. А вся система управления охраной труда на предприятии отражается в положении компании о СУОТ, разрабатываемом на основании Типового положения.

Процедуры, выполняемые в системе охраны труда, зависят от специфики хозяйственной деятельности компании и включают, в частности:

  • мероприятия по обучению нормам охраны труда, проводимые в различных формам (инструктаж, стажировка и другие);
  • процедуры по проведению оценки условий труда, направленные на выявление вредных и опасных факторов;
  • процедуры по выявлению, оценке и снижению уровня профессиональных рисков;
  • процедуры по обеспечению сотрудников средствами защиты.

Для реализации указанных процедур в компании разрабатывается план мероприятий по охране труда, в котором определяются конкретные мероприятия, сроки их реализации, ответственные за их осуществление лица. Данный план утверждается отдельно.

Для проверки эффективности и качества работы СУОТ осуществляются мониторинг и контроль за выполнением установленных процедур и мероприятий. Такой контроль осуществляется за:

  • состоянием оборудования, условиями труда на рабочих местах;
  • выполнением обязательных процедур (инструктажи, проверки, ведение журналов учета и т.д.);
  • использованием средств защиты;
  • выполнением обязательных мероприятий (медосмотры, оценки условий труда и т.д.);
  • учетом и оформлением несчастных случаев, аварий.

На основании анализа состояния системы охраны труда, проведенных мероприятий, соблюдения дисциплины при выполнении процедур, фактов происшествий на производстве разрабатываются и планируются меры по повышению эффективности СУОТ.

Положения российского законодательства закрепляют право всех работников на обеспечение работодателем безопасных условий труда на любом месте работы и занимаемой должности. Человек должен чувствовать себя защищенным, независимо от того, является ли местом реализации его трудовой деятельности офис, учреждение культуры или промышленное предприятие.

СУОТ или система управления охраной труда направлена на создание условий для осуществления постоянного контроля за тем, насколько качественно соблюдаются нормы и выполняются правила охраны труда каждым участником производственного процесса от руководителя до рядового сотрудника.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В обязанности работодателя входит создание эффективной системы управления и обеспечение ее внедрения в жизнь организации за счет четкого распределения обязанностей между всеми сотрудниками.

Система управления охраной труда в организации

Система управления охраной труда (сокращенно СУОТ) является частью общей управленческой системы компании, которая позволяет управлять возможными рисками в таких сферах рабочего процесса, как охрана здоровья и безопасность труда.

Согласно существующему традиционному подходу к управлению областью охраны труда, документы, которые разработаны в организации для , должны соответствовать таким требованиям:

  • оценка состояния охраны труда (ОТ) должна быть постоянной на уровне всех подразделений;
  • документы должны отображать политику компании в данной области;
  • в них должны быть отображены способы достижения целей;
  • на их основании оценивается работа руководящего состава и специалистов организации в сфере охраны труда.

Документы СУОТ должны распределять обязанности должностных особ предприятия. Четко изложенные и закрепленные функции дают возможность лучше организовать работу организации, а также повышают эффективность контроля.

Информационная составляющая системы осуществляется согласно с действующими локальными нормативными актами. Мероприятия в рамках СУОТ планируются на основании фактического .

Когда разрабатываются планы в расчет принимается:

  • степень травматизма;
  • общая и профзаболеваемость;
  • аварии, которые имели место на производстве;
  • результаты проведенной аттестации рабочих мест сотрудников;
  • состояние используемого оборудования и сооружений;
  • предписания, сделанные надзорными органами, и другие факторы.

Руководство и рядовые сотрудники должны понимать, что система управления охраной труда является сложной многогранной системой и каждый человек, работающий в организации, занимает в ней свое важное место. То есть создание слаженного механизма является результатом совместных усилий, приложенных как директором компании, так и каждым рядовым сотрудником.

Целеполагание

Управление в сфере охраны труда в 2020 году имеет одну главную цель – не допустить нанесения любого рода ущерба работникам организации во время их нахождения на рабочем месте.

Для это нужно реализовать следующие основные задачи:

  • борьба с травматизмом в организации должна носить систематический характер;
  • введение в качестве обязательного компонента системы профилактики профзаболеваний;
  • предотвращение взрывов и возможных пожаров, которые заканчиваются не только увечьями, но зачастую смертью работников;
  • рабочие места должны быть организованы таким образом, чтобы совершенствовать качество процесса производства и повышать степень работоспособности трудящихся;
  • обязательное обучение технике безопасности во время введения в эксплуатацию нового оборудования или в тех случаях, когда к обязанностям приступает новый сотрудник;
  • в процессе работы могут возникать различные неприятные факторы, которые нужно своевременно выявлять и ликвидировать.

Если проводить качественное обучение работников, это обеспечит в цехах безопасность благодаря тому, что каждый будет знать, как правильно использовать инструменты, какие средства можно применять для индивидуальной защиты и на что нужно обратить внимание, чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций.

Предотвратить развитие профзаболеваний у работников можно, проводя регулярные лечебно-профилактические осмотры. В данном случае по показаниям врача определенные сотрудники могут быть переведены на другую работу с облегченными условиями труда. Выплата материальных компенсаций и оздоровление помогут сохранить здоровье рабочих в опасных условиях труда.

Важно воспитать у работников чувство ответственности за жизнь других людей. Предприятия большого размера могут организовывать для рабочих, которые закреплены за разными участками, обмен опытом.

Функции

Основные функции СУОТ заключаются в следующем:

  • предложить действующую систему для всех структурных подразделений с учетом особенностей их функционирования;
  • оказание методической поддержки;
  • составление плана и проведение согласно него инструктажей по технике безопасности;
  • разработка стандартов, правил, нормативов, инструкций;
  • анализ причин, которые привели к аварийным ситуациям, и созданных условий работы;
  • разработка статистической отчетности;
  • постоянное повышение квалификационного уровня работников и организация экзаменов по вопросам, касающимся техники безопасности на предприятии.

Нормативные документы СУОТ в 2020 году

Минимальный перечень документов СУОТ на каждом предприятии должен состоять из таких документов:

  • СУОТ;
  • документы, в которых фиксируются разные события и мероприятия, касающиеся вопросов охраны труда (это различные акты, журналы и т.д.).

То есть речь идет про любые документы, подтверждающие создание в организации системы управления охраной труда и ее эффективное функционирование. Они вызывают интерес у трудовой инспекции в ходе проведения плановых и внеочередных проверок. Также они дают возможность без опасений проводить в налоговом учете списание затрат на мероприятия, предусмотренные в рамках СУОТ предприятия.

В Типовом положении про СУОТ Министерства Труда содержится информация о том, кто на предприятии должен иметь дело с определенными документами СУОТ:

  • лично работодатель управляет процессом разработки документов распорядительного характера и производит распределение обязанностей по охране труда между своими подчиненными: замами, начальниками структурных подразделений и службой ОТ;
  • работодатель через заместителей и руководителей структурных подразделений должен обеспечить доступность документов, действующих в организации, для персонала;
  • служба ОТ должна контролировать, чтобы сотрудники имели постоянный доступ к документации юридического и методического характера, которая касается охраны труда;
  • руководитель структурного подразделения должен обеспечить наличие в местах общего пользования документов и материалов, в которых изложены требования, касающиеся ОТ, тем самым давая возможность с ними ознакомиться работникам, которые находятся в его непосредственном подчинении;
  • бригадир следит за тем, чтобы работники не приступали к выполнению своих обязанностей, пребывая в состоянии опьянения (подобные факты он должен оформить подобающим образом и довести до ведома руководителя подразделения).

Работодатель также должен определить порядок, по которому будут оформляться следующие отчеты:

  • про аварии;
  • несчастные случаи на производстве;
  • профессиональные недуги.

Разработка нового типового Положения и его образец

В октябре 2020 года Министерством Юстиции был зарегистрирован , разработанный в августе 2020 года Министерством труда под номером 438н. Этим документом было утверждено Типовое положение про систему управления охраной труда, которое официально набрало силу 28 октября 2020 года.

Образец данного положения без труда можно найти на специализированных сайтах в интернете или скачав приказ №438н. Его польза заключается в том, что работодатели с легкостью могут выполнить свои обязательства, касающиеся создания работоспособной системы на своем предприятии, подобрав подходящую структуру документа и корректно сформулировав положения про охрану труда.

Нужно отметить, что в Российском Трудовом кодексе обязанность Министерства Труда по разработке типового положения про СУОТ была зафиксирована еще в 2020 году. Однако это произошло на два года позже. В связи с чем до последнего времени на предприятиях могло и не быть документов СУОТ нового образца.

Эксперты говорят о том, что представители Министерства на протяжении двух лет пытались разработать универсальный документ, который бы подошел для каждой организации. Однако, на практике это оказалось невозможно воплотить в жизнь, поскольку работа каждого предприятия сопряжена с наличием множества нюансов и особенностей.

Управление

Согласно приказу №438н, положение каждого предприятия по СУОТ в обязательном порядке должно содержать раздел, касающийся управления документами СУОТ. Работодателю в этом случае следует отталкиваться от особенностей деятельности компании и сферы, в которой она функционирует.

Руководитель должен ввести в документацию 4 основных параметра, которые обеспечат эффективную работу системы:

  • какие обязанности какого рода ответственность в сфере охраны труда возлагаются на каждое структурное подразделение и конкретных исполнителей;
  • определить формы, которые используются при разработке внутренних нормативных документов СУОТ, и дать рекомендации по их заполнению;
  • закрепить документально наличие необходимых связей между различными подразделениями для обеспечения работы СУОТ;
  • определиться, каким образом будет обеспечиваться охрана труда, а также контроль за ее соблюдением.

При составлении документов СУОТ важно не пропустить ни одно подразделение или сотрудника.

Что касается документов, которые также нужны для эффективного функционирования системы, то среди них можно выделить порядки, по которым проводится:

  • разработка;
  • согласование;
  • принятие;
  • пересмотр документов;
  • а также определяются сроки их хранения.

Существует ряд документов и записей СУОТ, которые не могут быть пересмотрены, обновлены или изменены, это:

  • различные акты и прочие записи, сделанные по результатам работы СУОТ;
  • учетные журналы про произошедшие ЧП, несчастные случаи, профзаболевания;
  • записи про влияние на сотрудников различных негативных факторов;
  • ­контрольные итоги работы СУОТ.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Положение о системе управления охраной труда в организации закладывает основы обеспечения безопасности работников, сохранности их жизни и здоровья. В статье читайте, как его разработать, какие нормативные документы при этом использовать. Скачайте новый образец 2020 года.

Из статьи вы узнаете:

Положение об охране труда

Этот локальный нормативный акт регламентирует управление охраной труда в организации Как его правильно разработать и согласовать, какую правовую основу взять за ориентир? Что делать в сложных ситуациях, например, если на предприятии небольшой штат?

Типовое положение по охране труда, утвержденное приказом Минтруда 438н, – унифицированный документ, дающий возможность учесть потребности конкретного предприятия. Его использование помогает достичь главной цели – обеспечения безопасных условий на рабочих местах.

Системный подход необходим для профилактики и предотвращения инцидентов, заботы о здоровье сотрудников. Положение о СУОТ помогает упорядочить эту работу в организации.

Законодательство не дает однозначного ответа на вопрос, кто именно должен разрабатывать этот документ. Некоторые предприятия делают это самостоятельно, другие делегируют привлеченным со стороны профильным организациям, если необходимо строгое соответствие международным регламентам.

Структура Положения об организации работы по охране труда

1. Концепция ОТ на предприятии (политика)

Этот раздел представляет собой своего рода меморандум, подтверждающий намерения руководителей исполнять требования закона, максимально обеспечить безопасность работников. Политика фиксируется как локальный нормативный акт, размещается на сайте предприятия и в помещениях. Всех сотрудников нужно ознакомить с ней. Актуализация этого раздела производится соответственно жизненному циклу предприятия, изменениям в законодательстве, итогам СОУТ.

2. Функциональное распределение обязанностей по ОТ между руководителями

В зависимости от структуры организации на каждом производственном уровне назначаются ответственные. Например: участок-цех-филиал-организация. Необходимо разработать точные должностные инструкции для каждого ответственного.

Выбираются уполномоченные от трудового коллектива , организуется комитет или комиссия. Следует выработать процедуры доведения информации до руководства и работников, надзора, сотрудничества.

Образец Положения о системе управления охраной труда в организации

Приказ об утверждении Положения о системе управления охраной труда

Утверждение отдельным приказом – обязательная процедура (7 п. Приказа Минтруда от 19 августа 2016 года № 438н).

Специальной единой формы для приказа нет, можно пользоваться формами, принятыми в организации. Подпись на приказе ставит первое лицо предприятия, так как именно он несет обязанность внедрить СУОТ. Также потребуется согласование с представительным органом сотрудников (обычно профсоюзом). Если такого органа нет, документ согласуется со всем рабочим коллективом.

С 1 марта 2017 года вводятся в действие следующие межгосударственные стандарты в сфере охраны труда:

  1. ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
  2. ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования»
  3. ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»
  4. ГОСТ 12.0.003-2015 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»
  5. ГОСТ 12.4.026-2015 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»

ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Одновременно, с указанной даты Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст отменен аналогичный межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-90.

Стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения – будущего трудового потенциала нации.

Стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

Стандарт не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.

Стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.

ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 603-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.2-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Настоящий стандарт устанавливает основные требования и систематизирует процедуры принятия решений по оценке соответствия систем управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Стандарт содержит описание основных критериев оценки соответствия, которые используются при анализе деятельности работодателя как единой системы взаимосвязанных процедур, мероприятий, методов и средств, направленных на предупреждение воздействия опасных и вредных производственных факторов на организм работников и на снижение числа случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Стандарт предназначен для использования организациями или любыми заинтересованными сторонами, которые занимаются внедрением, поддержанием в работоспособном состоянии системы управления охраной труда и (или) осуществляют оценку и подтверждение соответствия такой системы требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ.

Стандарт не содержит конкретных технических требований по обеспечению безопасности производства и не заменяет собой соответствующих требований иных действующих нормативных актов, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативных правовых актов сферы технического регулирования.

ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 601-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Область применения настоящего стандарта совпадает с областью применения ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования», поскольку основным назначением настоящего стандарта является методическая и направляющая основа для деятельности работодателя в реализации наилучших практик полного и строгого соответствия созданной, внедренной и устойчиво функционирующей системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230-2007, эквивалентным соответствующим требованиям.

Применение данного стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий).

ГОСТ 12.0.003-2015 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 602-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.003-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Стандарт вводится взамен ГОСТ 12.0.003-74 « ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» .

Стандарт устанавливает:

  • понятийную и терминологическую систему опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • основы и содержание классификации опасных и вредных производственных факторов;
  • особенности разработки стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) на требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов.

Классификации опасных и вредных производственных факторов, устанавливаемые стандартом, могут быть использованы непосредственно при построении методик идентификации опасных и вредных производственных факторов и оценки риска их воздействия на организм работающих, а также могут послужить основой разработки конкретных нормативных актов и (или) классификаторов.

ГОСТ 12.4.026-2015 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. N 614-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.026-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Стандарт распространяется на сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальную разметку для производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности людей, производственных, общественных объектов и иных мест, где необходимо обеспечение безопасности.

Стандарт разработан в целях предотвращения несчастных случаев, снижения травматизма и профессиональных заболеваний, устранения опасности для жизни, вреда для здоровья людей, опасности возникновения пожаров или аварий.

Стандарт не распространяется:

Стандарт устанавливает:

  • назначение, правила применения и характеристики сигнальных цветов;
  • назначение, правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний знаков безопасности;
  • назначение, правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний сигнальной разметки.

Трудовое законодательство обязывает каждого работодателя независимо от сферы деятельности соблюдать требования, предъявляемые к охране труда. Такая норма закреплена в трудовом законодательстве статья 212. В связи с этим работодателю необходимо создавать, обеспечить введение в действие и вносить изменения в систему управления охраной труда (СУОТ).

Кому и зачем нужна система управления охраной труда, смотрите выше в видео!

СУОТ - что это такое?

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК РФ и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Функции

Система должна обладать рядом функций, которые необходимо учитывать при ее разработке, внедрении и совершенствовании:

  • оценка показателей состояния ОТ;
  • планирование мероприятий и работ в области ОТ;
  • организация мероприятий и их координация;
  • разработка, внедрение и содержание в актуальном состоянии нормативных документов по охране труда;
  • организация обучения специалистов по ОТ или ответственных работников организации, с периодической проверкой знаний;
  • контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, работа которых в организации направлена на организацию соответствующих мероприятий;
  • ведение учета и анализа текущих условий труда, причин происшествий на производстве, связанных с травматизмом, профессиональными заболеваниями;
  • организация работ по проведению расследований случаев производственного травматизма;
  • обеспечение мероприятий по стимулированию и финансированию всех необходимых работ в сфере охраны труда.

Этапы внедрения СУОТ

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Новый образец "СУОТ на предприятии"

Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу : Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации ?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

Если в организации произошел несчастный случай, запросит ли инспектор по труду положение о СУОТ?

В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду. Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.

Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:

  • трудового договора;
  • карточки Т2;
  • табелей учета рабочего времени.

Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.

Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.

Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.