Судебная система сингапура. Судебное образование в сингапуре. Суд по семейным делам Сингапура

1.5 Судебная система. Органы контроля

государственный сингапур правовой судебный

Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.

Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.

В Сингапуре имеется также суд шариата, рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.

Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.

В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).

Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права, осуществляется всеми судами.

Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.

Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.

Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.

В 1981 г. создано Центральное бюро по жалобам.

Конституционный контроль. Получение и утрата гражданства

В социалистических странах функции конституционного контроля (надзора), особенно за конституционностью принимаемых законов, были возложены на сам парламент...

Муниципальный контроль

Муниципальный контроль

Внутренний контроль в муниципальном образовании подразделяется на:- представительный...

Органы государственной власти

Судебная власть принадлежит судам и осуществляется самостоятельно и независимо от законодательной и исполнительной властей. Она существует для того, чтобы окончательно разрешать возникающие между людьми юридические конфликты...

Особенности правового регулирования валютных отношений

Валютный контроль - это деятельность уполномоченных государственных органов направленная на выявления и пресечения нарушений действующего валютного законодательства...

Особенность построения судебной системы Российской Федерации

Политическая и правовая система Сингапура

государственный сингапур правовой судебный Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть...

Политические институты и конституционное право Латвии

Организация судебной системы Латвии определяется Конституцией, законами "О судебной власти" от 15 декабря 1992 г., "О сиротских судах и волостных судах" от 23 ноября 1995 г., "О Конституционном суде" от 14 июня 1996 г. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы...

Принцип разделения властей и функционирование государственной власти

Разделение властей как принцип организации и деятельности государственных органов России

Реализация принципа разделения властей

Судебная власть - это предоставленные специальным органам - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих, при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного...

Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь

Взятый курс на формирование правового государства, реализацию правовой реформы, все более полное осуществление самоуправления народа, демократизацию управления ставят новые задачи по укреплению законности и дисциплины в нашем государстве...

Судебная власть и судебная система Российской Федерации

Одной из ветвей государственной власти является судебная власть. Субъектом, осуществляющим эту власть, может являться лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей и на процессы...

Формирование судебной власти в России

Согласно данным организации, с центральным офисом в Гонконге — Political and Economic Risk Consultancy (PERC), Сингапур является 2-й страной в Азии с самым низким уровнем риска для жизни в 2010 году. Эффективная, прозрачная и чрезвычайно прочная правовая система Сингапура стала ключевым фактором для страны, и в следствии это создало огромный рост за последние несколько лет.

В то время, как большинство считают Сингапур страной правил и границ, называя его «прекрасным городом» (с большими штрафами за засорение, жевательную резинку, курение в общественных местах, и, простите, «несмыв» туалета после использования и т.д.), он также считается для многих наций очень безопасным местом для проживания и ведения бизнеса. Сингапур имеет один из самых низких уровней преступности в мире.

Будучи бывшей британской колонией, правовая система Сингапура основывается на английском общем праве. Все сингапурские граждане равны в глазах закона, независимо от их расы, религии и вероисповедания. Законодательство Сингапура основано на четырех столбах – Конституция, законодательство, подзаконные акты и правовые решения, принимаемые судьями.

Конституция закрепляет основные права личности. Она также включает в себя основные принципы и основные рамки для трех органов власти государства:

  1. исполнительной (состоит из президента, премьер-министра и других министров по делам правительства, которые являются подотчетными парламенту);
  2. законодательной (состоит из президента и парламента с его законодательными органами, ответственного за законодательство), а также
  3. судебной (различные суда, которые действуют независимо от исполнительной или законодательной власти).

Законодательство или нормативные акты написаны в законе, принятые парламентом Сингапура или другими органами, которые имели полномочия принимать такие законы в прошлом в Сингапуре.

Вспомогательные законы или подзаконные акты, которые были приняты парламентом Сингапура, государственным учреждениям или государственным комитетам.

Закон, на основании которого принимается решение, является основополагающим. Например, закон о праве собственности, договорное право.

Понимание судебной системы Сингапура

Главный судья (Chief Justice), назначаемый президентом Сингапура, является главой судебной власти Сингапура.

Судебная власть Сингапура состоит из Верховного суда и нижестоящих судов.

Верховный суд (Supreme Court) Сингапура занимается гражданскими и уголовными делами и разделяется на Апелляционный суд (Court of Appeal) и Верховный суд (High Court).

Нижестоящие суды состоят из окружных судов, магистральных судов, судов по делам несовершеннолетних, коронерских судов и трибуналов мелких претензий. Высший Окружной судья является главой нижестоящих судов. Важно, чтобы вы знали, какой суд подходит вам больше всего, когда вы подаете на кого-то в суд или судитесь в настоящее время.

Апелляционный суд в Сингапуре

Как и предполагает его название, Апелляционный суд (как он называется в Сингапуре Court of Appeal) рассматривает апелляции на решения Высшего суда (High Court) по гражданским и уголовным делам. Он состоит из главного судьи и апелляционных судьей, которые сидят в Апелляционном суде.

Апелляционный суд обычно состоит с трех судьей (главного судьи и двух судьей Апелляционного суда). Однако, в некоторых случаях, могут присутствовать более чем три судьи.

Высший суд Сингапура

Он состоит из Главного судьи (Chief Justice) и судей Верховного суда (High Court), которые могут в некоторых случаях включать Апелляционного судью или экспертов для оказания помощи в некоторых случаях) которые составляют Высший суд (High Court). Обычно все слушания проводятся перед одним судьей.

Верховный суд Сингапура рассматривает уголовные и гражданские дела, а также апелляции на решения окружных судов и магистральных судов. Кроме того, он рассматривает дела, касающиеся вопросов адмиралтейства, ликвидации компаний, банкротства и приложений для приема адвокатов и юристов.

Верховный суд имеет компетенцию общего надзора, и также, он занимается рассмотрением любых гражданских или уголовных дел во всех нижестоящих судах.

В общем, Высший суд Сингапура занимается вопросами, где стоимость предмета иска превышает SGD 250 000 (сингапурских долларов). Он обладает юрисдикцией для всех правонарушений, совершенных в Сингапуре, а также, некоторых случаях, занимается преступлениями, совершенными за пределами Сингапура.

Верховный суд Сингапура рассматривает уголовные дела, в которых наказание предусматривает смертную казнь или более чем 10 лет тюремного заключения.

Нижестоящие суды Сингапура

Нижестоящие суды Сингапура состоят из окружных судов, магистральных судов, судов по делам несовершеннолетних, коронерских судов и трибуналов мелких претензий. Старший Окружной судья Сингапура (Senior District Judge) несет общую ответственность за управление нижестоящими судами.

В последние годы также были созданы и другие суды, которые были добавлены к нижестоящим судам, такие как: Суд по семейным делам — Family Court, Ночной суд — Night Court, Суд сообщества — Community Court, Шариатский суд — Syariah Court и суд по ДТП — Traffic Court.

Окружной суд Сингапура

Гражданские дела с иском на сумму более чем 60000 SGD, но не более чем на 250 000 SGD заслушиваются в районном суде Сингапура.

Этот суд также может заслушивать дела о преступлениях, где термин максимального срока лишения свободы составляет 10 лет или меньше или которые являются наказуемыми только штрафом.

Лицо, совершившее это преступление в Сингапуре, может быть приговоренное к следующему:

(а) лишению свободы сроком на 7 лет;
(b) внесению штрафа до 10000 SGD;
(c) наказанию палками до 12 ударов;
(d) обязательному посещению реформаторского обучения или
(e) комбинации вышеперечисленных решений.

Магистратские суды Сингапура

Гражданские дела с участием претензий, которые не превышают 60 000 SGD, рассматриваются магистратским судом. Этот суд также имеет компетенцию к лишению свободы сроком от 3-х лет или меньше или правонарушений, наказуемых только штрафом.

Он может приговорить лицо максимум на 2 года или наложить штраф в сумме 2000 SGD либо дать наказание в виде 6 ударов палкой максимум.

Суд по делам несовершеннолетних в Сингапуре

Суд по делам несовершеннолетних — Juvenile Court в Сингапуре занимается конкретными преступлениями, совершенные «детьми» (до 14 лет) или «молодыми людьми» (14-16 лет).

Он охватывает дела сферы родительского контроля (Beyond Parental Control), аресты несовершеннолетних и дела СРО — Care & Protection Order.

Коронерский суд Сингапура

Этот суд проводит расследования любых случаев связанных со смертью, которая возникает в случаях:

а) наступившей внезапно или неестественным образом или
(b) путем применения насилия;
(c) если неизвестны обстоятельства, при которых наступила смерть.

Подозреваемые в самоубийстве, ДТП и промышленной аварии, а также смерти в тюрьме являются некоторые общие примеры.

Коронер является частью нижестоящих судов, которые будут проводить расследования при содействии полиции.

Трибунал по мелким претензиям в Сингапуре

Трибунал по мелким претензиям — Small Claims Tribunal Сингапура имеет дело с резолюцией мелких претензий между потребителями и поставщиками, контрактами, вытекающими из продажи товаров или предоставлением услуг и аренды жилых помещений, не более чем на 2 года.

Трибунал обладает юрисдикцией для рассмотрения исков, сумма которых не превышает 10 000 SGD, но, которые могут быть повышенными до 20000 SGD в некоторых случаях.

Все претензии должны быть поданы в течение одного года спора и обеим сторонам обычно не нужно предоставлять адвоката.

Трибунал возглавляется судьями, которые назначаются президентом по рекомендации Верховного судьи — Chief Justice.

Суд по семейным делам Сингапура

Суд по семейным делам — Family Court Сингапура занимается усыновлениями, разводами, проблемами детей, разделом имущества супругов, личной защитой заказов, резолюцией и совместными конференциями (посредничеством), супругами и содержанием ребенка, насилием в семье и исполнением решений шариатского суда — Syariah Court.

Вечерний суд Сингапура

Эти суды работают две ночи с понедельника по пятницу после 6 вечера в интересах общественности, чтобы справиться с большим объемом регулированных случаев. В первую ночь суд занимается повестками и уведомлениями, которые выданные различными департаментами, такие как Housing and Development Board, Городские Органы Реконструкции — Urban Redevelopment Authority Сингапура, Совет Центрального Резервного фонда — Central Provident Fund Board, Реестр компаний и предприятий — Registry of Companies and Businesses.

Во вторую ночь суд занимается преступлениями, связанными с ДТП, принесенные дорожной полицией и регулирования органом Land Transport Authority Сингапура.

Суд сообщества Сингапура

Суд сообщества (Community Court) Сингапура рассматривает дела, связанные с несовершеннолетними правонарушителями (от 16 до 18 лет), а также с правонарушителями, имеющими психические расстройства, разрешает соседские споры, случаи самоубийств, случаи насилия в семье, правонарушения с и по отношению к животным, случаи которые связаны с разрешениям межрасовых вопросов, а также рассмотрение отдельных случаев, связанных с правонарушителями в возрасте 65 лет и выше.

Шариатский суд в Сингапуре

Шариатский суд (Syariah Court) управляет и дает разрешение на вступление в брак, а также на развод между сторонами, которые являются мусульманами или теми, кто состоит в браке в соответствии с положениями мусульманского права (Muslim Law).

Суд по делам ДТП Сингапура

Суд по делам ДТП Traffic Court заслушивает и пытается раскрыть дорожные происшествия, которые принесены дорожной полицией, так хорошо, как органы транспорта земли Land Transport Authority.

Виды закона и судов в Сингапуре

Общее право Сингапура

Общее право является унаследованным от Великобритании, и является важным аспектом правовой системы Сингапура. Сингапурское общее право характеризуется практикой судебных процедур. Иными словами закон создается путем судебных решений, вынесенных судами.

В этой связи судьи требуется передать дело с его мотивами (или постановляющую часть для принятия решения), высшему суду, той же иерархии.

Таким образом, в Сингапуре, заключение постановляющей части решения, в решениях Апелляционного суда (Court of Appeal) Сингапура являются строго обязательными для Сингапурского высшего суда (Singapore High Court), окружного суда (District Court) и суда магистратов (Magistrates’ Court).

Основные части Законодательства Сингапура, особенно договорное право, право справедливости и доверия, право собственности и деликатное право, в значительной степени были изменены судьями, хотя некоторые аспекты теперь, в некоторой степени, были изменены в Уставе.

Уголовное право Сингапура

Уголовное право Сингапура (Singapore’s Criminal Law) в значительной степени имеет законодательный характер, напрямую связывающий его с Уголовным кодексом (Penal Code) Сингапура.

Уголовный кодекс предусматривает перечень преступлений, а также расшифровку каждого из преступлений, которые перечислены в его 24 главах как минимум, а также, за каждым из них следует как максимум наказание. Уголовный кодекс был первоначально основан на Индийском законодательстве.

Со временем, он был изменен и заменен на Уголовно-процессуальный кодекс — Criminal Procedure Code, который основан на правах, касающихся уголовных процедур в Англии.

Все уголовные преступления согласно Уголовному кодексу и другим законам расследуются согласно Уголовно-процессуальному кодексу — Criminal Procedure Code. Уголовные дела в Сингапуре передаются в Высший суд (High Court) и Апелляционный суд (Court of Appeal).

Верховный суд Сингапура рассматривает:

Судебные разбирательства уголовных преступлений в его первоначальной юрисдикции;
Апелляции на решения нижестоящих судов;
Пересмотр уголовного дела и вопросы, которые были рассматриваемы нижестоящими судами;
Вопросы права, вынесены на рассмотрение Верховного суда за посредством особых случаев, представленных в нижестоящих судах.

Апелляционный суд Сингапура рассматривает:

Апелляции против решений, принятых Верховным судом (High Court) Сингапура в осуществлении его первоначальной уголовной юрисдикции;
Вопросы права, зарезервированные для его рассмотрения с уголовным делам, рассматриваемых Высшим судом Сингапура в его юрисдикциях — апелляционной или контрольной.

Уголовные дела в Сингапуре могут рассматриваться также в Суде по уголовным вопросам — Criminal Mentions Court. Обвиняемое лицо должно присутствовать на слушании в таком суде, где происходит вынесение официального приговора для подсудимого. П

реступнику должно быть предъявлено обвинение в течение 48 часов после его ареста и предварительного заключения.

Существует две упомянутые юстиции, одна занимается делами в случаях районных арестов (District Arrest Cases), а другая — случаями арестов магистратов (Magistrates Arrest Cases).

Преступления, которые могут рассматриваться High Court, подпадают под категорию капитальных и случаев без капитала (т.е. наказание смертной казнью). Суд ведется под председательством судьи.

Также присутствуют сотрудники из соответствующих правоохранительных органов и правительственных учреждений.

Обвинение (данные преступления) производится для лица/лиц, которые совершают преступления, которые признаны виновными, они также могут требовать судебного разбирательства или ходатайствовать об отсрочке в другую дату. Уголовные процессы обычно включают пресудебные конференции.

Суд следит за ходом расследований и другими шагами, предпринятые в рамках подготовки судебного разбирательства. Эти конференции не являются открытыми для общественности.

Предварительные запросы – чтобы определить, имеются ли достаточные доказательства совершения обвиняемых для проведения судебного разбирательства в высоком суде — открыты для публики.

Надлежащие разбирательства также открыты для общественности в большинстве случаев.

Если обвиняемый должен быть судимым, он будет находиться в тюрьме до даты суда.

Залог в Сингапуре возможен только по усмотрению Верховного суда.

Гражданский суд Сингапура

В общем, Высший суд Сингапура (High Court) занимается вопросами, где стоимость предмета иска превышает 250 000 сингапурских долларов (подписано) Окружной суд — District Court занимается любыми делами, для которым сумма иска не превышает 250,000 SGD и магистратский суд (Magistrates’ Court) занимается делами, где сумма иска не превышает 60 000 сингапурских долларов (подписано).

Small Claims Tribunal – Трибунал по мелким вопросам Сингапура имеет дело с любыми претензиями, не превышающими 10 000 SGD (или до 20 000 SGD, где обе стороны согласны в споре) споры, возникшие из контракта по продаже товаров или предоставление услуг, или там, где есть повреждения имущества (за исключением аварий автотранспортных средств).

Спор о резолюции и решения для бизнеса

Прежде чем вы идете в суд важно учитывать тот факт, что это может быть дорогим, а также длительным процессом.

Большинство коммерческих споров урегулируются вне судебной системы путем процедуры посредничества и арбитража.

Посредничество в спорах в Сингапуре

Сингапурский центр посредничества (SMC — Singapore Mediation Centre) является некоммерческим органом, который готовит и выбирает группу нейтральных посредников, с целью помощи сторонам для урегулирования споров мирным путем.

Посредники являются уважаемым персоналом в правовых или других профессиональных областях, которые, при содействии адвоката с каждой стороны, помогают сторонам вести переговоры и достичь практического решения, которое приемлемо для всех.

Решение, которое принято сторонами и посредником только помогает им; он не решает проблему за них. 90% случаев решаются в течение одного рабочего для SMC и они, как сообщается, сохранили значительную стоимость и время.

Посредническая плата начинается от 900 SGD на партию в день. SMC при необходимости проводит также нейтральные оценки (объективное мнение эксперта отрасли, когда стороны достигли тупика в переговорах).

Департамент трудовых ресурсов (Labour Relations Department) Сингапура от Министерства трудовых ресурсов (Ministry of Manpower) Сингапура помогает решить трудовые споры мирным путем, через посредничество.

Центр посредничества и ассоциации потребителей Сингапура (Consumers Association of Singapore — CASE) помогает урегулировать споры между потребителем и их бизнесом.

EAlternative Dispute Resolution является инициативой нижестоящих судов Сингапура, для сторон в целях транзакции электронной торговли, для урегулирования своих споров в Интернете. Споры включают потребителей и договорные вопросы, права интеллектуальной собственности между предприятиями (B2B), потребителями (C2C) или для обеих сторон (B2C, C2B).

Резолюционный центр разрешения споров в финансовой индустрии(Financial Industry Disputes Resolution Centre — FIDREC) является доступным, беспристрастным и независимым центром для потребителей, чтобы урегулировать их споры с финансовыми учреждениями.

Сингапурский институт геодезистов и оценщиков (Singapore Institute of Surveyors and Valuers — SISV) является посредником, для решения споров связанных с недвижимостью и строительством.

DisputeManager.com -это Интернет-портал, который помогает разрешать все споры через онлайн посредничество, нейтральные оценки, медом электронной системы или Сингапурской региональной резолюционной службой (Singapore Domain Name Dispute Resolution Service — SDRP). Стороны могут регистрировать свои случаи онлайн, а также организовать видео конференции, Интернет чаты и т.д. на этом веб-сайте.

Арбитраж в Сингапуре

В отличие от посредничества, арбитраж имеет обязательную юридическую силу. Это похоже на поход в суд, за исключением того, что вы не занимаете место в зале суда, и не является открытым для общественности.

Арбитр будет принимать решение сам, независимо от соглашения сторон.

Центр международного арбитража Сингапура (Singapore International Arbitration Centre — SIAC) обрабатывает арбитражные дела в Сингапуре. SIAC может решить практически любые гражданские дела, кроме вопросов уголовного и семейного права. Согласно Нью-йоркской конвенции арбитражных решения проводятся в более чем 120 странах.

Арбитражный сбор в Сингапуре включает в себя: административный сбор, плату арбитрам и плату юристу, которая зависит от квантового спора и стажа арбитров. SIAC группа имеет перечень свыше 190 правовых и промышленных экспертов на выбор или стороны могут выбрать их собственных арбитров.

Сингапурская палата морского арбитража (Singapore Chamber of Maritime Arbitration — SCMA) предлагает урегулирования морских споров путем арбитража, как самый надежный и эффективный способ.

Посредническая/арбитражная законная схема — Law Society Mediation/Arbitration Scheme Сингапура общества помогает сторонам прийти к соглашению путем посредничества, следуя арбитражу.

Урегулирование споров при помощи судебной системы Сингапура

Обычно бизнес споры рассматриваются в гражданских суда (Civil Courts) Сингапура. Вы также можете обратиться в Высший суд, Окружной суд, Суд магистратов или Суд по мелким тяжбам в зависимости от объема и характера вашего иска.

Существуют и другие специализированные суды, такие как Трибунал авторского права — Copyright Tribunal и суд по трудовым спорам — Labour Court.

Суд по трудовым спорам Сингапура

Суд по трудовым спорам — Labour Court занимается вопросами между работодателями и работниками, в случаях, когда они не могут быть решены путем посредничества или примирения.

Полезные факты, которые стоить помнить о судовых процедурах Сингапура

Лицо, которое подает иск, является истцом.
Лицо, касательно которого предъявлен иск, является ответчиком.
В зависимости от природы и суммы претензии в иске, он подается в соответствующий суд.
Если обвиняемый желает урегулировать претензии, не оспаривая их, он может связаться с истцом или адвокатом истца для внесудебного урегулирования.
Если нет, суд установит дату слушания обеих сторон, для оценки всех свидетельств и доказательств.
В этом деле также может иметь место внесудебное урегулирования всех проблем.
После постановления судебного решения оно приходит к исполнению.
Если стороны отказываются от выполнения, суд может выдать приказ о конфискации и продажи предметов спора. Это позволяет утверждающей партии конфисковать активы и продавать их, чтобы восстановить компенсацию истцу.
Решение суда может быть оспорено путем апелляции в Высший суд.

Мы помогаем вам разобраться не только с судебной системой Сингапура, но и с организацией жизни и бизнеса в Сингапуре. По всем вопросам прошу обращаться по электронной почте [email protected] .

Крохотное островное государство давно стало образцом упорядоченности и аккуратности. "Право.Ru" описывает, как на месте отсталой и неэффективной судебной системы в Сингапуре возникла одна из самых эффективных юрисдикций в мире.

До начала 1960-х годов Сингапур не слишком отличался от окружавших его азиатских государств, с их культурой подношений чиновникам — практически легализованной коррупции — внешнего дорогостоящего блеска, медлительности и высокомерия. Страна была бедна ресурсами и критически зависима от внешних поставок, приходилось импортировать даже пресную воду. Судебная система вполне этой культуре соответствовала, ибо в ней работали те же люди, и так оставалось вплоть до начала 1990-х годов.

До 1959 года остров был британской колонией. В наследство независимый Сингапур получил общее право, судебную систему, сформированную по британскому образцу, и беспартийную систему государственной службы. Знаменитое Бюро по расследованию случаев коррупции (Corrupt Practices Investigation Bureau), одна из основ сингапурского чуда, также было создано еще во время британского правления, в 1952 году. Впрочем, современное значение оно получило уже в 1960 году, со вступлением в силу Закона о предотвращении коррупции, наделившего Бюро чрезвычайными полномочиями.

В том же 1960 году правительство возглавил ныне знаменитый Ли Куан Ю , выпускник Кембриджа. Главной его задачей было выстроить честный и эффективный бюрократический аппарат и полицию; работа судебной системы долгое время оставалась на втором плане. Кстати, юридическая связь с бывшей метрополией сохранялась еще долго, вплоть до 1994 года, когда граждане Сингапура потеряли право на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета (Judicial Committee of the Privy Council) в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию.

Судебная волокита

О проблеме задержек в рассмотрении дел заговорили еще в 1948 году. На протяжении нескольких десятилетий количество нерассмотренных дел росло. Верховный суд, образованный в 1969 году, также не преуспел в борьбе с этим злом. Судьи видели свою функцию в том, чтобы выносить решения, время не имело значения. К концу 1980-х годов медлительность правосудия стала заметным препятствием на пути развития страны.

В сентябре 1990 года отставание в рассмотрении дел Верховным судом составляло около пяти лет — и это только для уже принятых дел. Необходимо было менять подход к отправлению правосудия. В том же году новым Главным судьей (Chief Justice) был назначен Йонг Пьюн Хау (Yong Pung How), обладавший как огромным юридическим и административным опытом, так и энергией для изменения положения вещей. В результате 10 лет спустя время рассмотрения гражданских дел снизилось в 4-5 раз.

Разработка реформ

Первое время изменения носили несистемный, процедурный характер, имели целью оптимизировать работу судьи — ремонт помещения, компьютеризация и создание баз данных, увеличение численности персонала, расширение юрисдикции нижестоящих судов. Все это не мешало росту числа нерассмотренных дел.

Руководство судебной системы быстро пришло к выводу, что необходимо изменить парадигму функционирования судов в целом. Оно сформировало новый подход к оценке работы судов и сформулировало новые ценности и приоритеты для судов, например, эффективность как общественное благо.

Затем специально сформированная команда системно проанализировала проблемы и возможности судов. В анализе учитывалось потенциальное влияние демографических изменений и экономического и технологического развития на спрос на услуги судебной системы страны. По итогам был составлен прогноз возможных вариантов развития и будущих потребностей судебной системы.

После этого был составлен список основных проблем, мешающих движению вперед, таких, например, как плохая координация между основными процессами и подразделениями, неэффективное, непопулярное и озабоченное субординацией руководство, неясные стратегии и противоречивые приоритеты. Обнаруженные препятствия рассмотрели в контексте международного опыта решения сходных проблем, развития технологий и искусства управления.

В конечном итоге был создан масштабный план преобразований, с учетом институциональной инфраструктуры судебной системы в целом и человеческих ресурсов и, главное, интересов пользователей — гражданского населения и бизнеса — и прочих заинтересованных сторон.

Осуществление

Для решения проблемы низкой "производительности" новое руководство системы судов стало вводить систематические меры, направленные на ускорение рассмотрения дел, в том числе путем повышения дисциплины проведения заседаний. Стали следить за соблюдением расписаний, продляли при необходимости рабочие часы, резко ограничили практику перерывов в заседаниях, приводившую к растягиванию процессов на недели и месяцы, ввели ограничения на время, отведенное на определенные действия судей и сотрудников судов, и т.п. Со сторон начали взимать плату за слушания, продолжающиеся дольше определенного количества дней, был расширен круг юристов, допущенных к повседневной деятельности судов. Одновременно упрощались процедуры, улучшались условия труда. Даже дизайн залов судебных заседаний сделали более "расслабленным".

Судебная система — как ранее система управления страны — последовательно переходила на бизнес-принципы. Стали публиковать плановые годовые показатели деятельности судов, что, с одной стороны, меняло облик судов в общественном мнении, перенося акцент с недостатков на сам процесс модернизации, с другой — способствовало большей заинтересованности самих работников судов. Проекты нововведений публиковали заранее, с целью вовлечь максимально широкие круги заинтересованных лиц в реформирование судов.

С 1992 по 2001 год были приняты и исполнены девять годовых планов. Подробно о них можно прочесть в работе о судебной реформе в Сингапуре, написанной Валидом Хайдером Маликом и опубликованной Всемирным банком в 2007 году — "Judiciary-Led Reforms in Singapore: Framework, Strategies, and Lessons" . Малик выделяет следующие основные направления и методы реформирования:

1. Пример сверху . Руководство судебной системы страны стремилось на себе показать, каких улучшений можно добиться и каким образом. Высокопоставленные судьи отправлялись в нижестоящие, чтобы на месте руководить изменениями, в том числе следить за соблюдением расписаний, распределением нагрузки между судьями и т.п. Особое внимание уделялось формированию духа солидарности и профессиональной гордости судебной корпорации.

2. Исследование возможностей . В ходе реформ практиковалось своего рода экспериментирование, с целью выработать более эффективные процедуры и улучшить стандарты работы. Например, Главный судья иногда передавал сложные дела из Верховного суда в какой-нибудь из нижестоящих, что в конечном итоге вело к повышению квалификации судей. В 1994 году была введена схема судебного разрешения споров, которая позволила распределить методы разрешения споров по типу и сложности дел, что, в свою очередь, существенно повысило эффективность использования времени и средств. Одним из результатов этой работы стало появление новых специализированных судов, например, Ночного суда (рассматривает мелкие дела по ночам — в гарантированно нерабочие часы) или Трибуналов по мелким претензиям и многих других.

3. Облегчение доступа . Правительство последовательно упрощало доступ к юридическим услугам и стремилось снизить стоимость доступа к правосудию как таковому. Была основана сеть местных офисов, установлены автоматизированные киоски, где можно оплатить штрафы за нарушение ПДД и получить информацию о юридических услугах. Суды стали нанимать переводчиков ввиду полиэтничного состава населения. Были разработаны специальные программы по информированию населения, в том числе в СМИ.

4. Административная реорганизация . Работа административного персонала была полностью изменена в соответствии с концепцией "автономного агентства" — то есть у судей нет закрепленного за ними штата; бюджеты судов стали формировать по принципу "деньги для результатов".

5. Работа с людьми . Одной из важнейших задач было привлечь — и затем удержать — наиболее талантливых юристов и сотрудников и повысить компетентность обслуживающего персонала. Для этого были заметно увеличены зарплаты, до уровня, сопоставимого с предлагаемыми в частном секторе; также стало доступно бесплатное дополнительное образование.

6. Акцент на эффективности . Руководство судебной системы последовательно вводило полу- и полностью автоматизированные системы оценки результатов — как процесса модернизации, так и повседневной деятельности судов.

Сайты судов спроектированы так, чтобы помочь в том числе и людям, не имеющим юридической подготовки; на странице для альтернативного разрешения споров (Alternanive Dispute Resolution) предлагается система онлайн-медиации, позволяющая разрешить спор в досудебном порядке и тем сэкономить время и деньги.

После подачи иска составляется график проведения обязательных предварительных конференций (Pre-Trial Conferences). Такие конференции решают две задачи — сопоставить позиции сторон гражданско-правового спора на предмет возможности досудебного урегулирования и четко обозначить предмет спора и спрогнозировать процесс в целом. Для экономии времени участников будущего процесса обычно используется видеоконференция (как и для участия в процессе лиц, неспособных присутствовать лично). Сам процесс записывается, и потом судья может обратиться к нужному эпизоду процесса.

8. Сотрудничество . Судебная система Сингапура активно налаживала связи как внутри страны, например, с парламентом, юридическими и общественными организациями и т.д., так и за ее пределами. Таким образом решались две проблемы — во-первых, судебная система обогащалась новыми знаниями и навыками, и, во-вторых, изменялся международный облик системы как самой слабой ветви власти в Сингапуре.

Результаты

В результате применения этих мер, наряду с более традиционными, среднее время ожидания решения по гражданскому делу снизилось с пяти-шести лет в конце 1980-х до 15 месяцев в 2000 году. И — что гораздо важнее — дела перестали накапливаться.

Общественное мнение очень высоко оценило результаты реформ. В 1999 году 97% опрошенных называли работу суда беспристрастной и 92% — эффективной. Примерно так же реагировал и бизнес, как местный, так и международный; недаром с тех пор Сингапур стабильно занимает одно из верхних мест в рейтингах стран с самым удобным и безопасным бизнес-климатом.

Безусловно, рецепт сингапурских реформ подходит далеко не всем, однако, можно сделать некоторые универсальные выводы.

В первую очередь, необходимо мыслить стратегически, уделять много внимания долгосрочному планированию и текущему контролю. Критически важно иметь цельный, всеохватный подход к реформированию института, пусть даже не все аспекты будут реформированы одновременно.

План реформ должен формироваться исходя из интересов пользователей института.

Для успеха реформ важно также иметь уважаемого и энергичного лидера. Вовлеченность рядовых сотрудников, инициатива на местах имеет большое значение, но без осмысленного и решительного руководства реформы имеют много шансов завязнуть.

Следует как можно активнее использовать IT-технологии, как для обеспечения текущей работы, так и для пользователей — населения и бизнеса. Очень полезен обмен знания и опытом с коллегами внутри страны и за рубежом.

Наконец, последнее: успешность судебной и вообще юридической реформы неразрывно связана с фундаментальной политической и экономической устойчивостью страны. А эта последняя, в свою очередь, в значительной степени опирается на эффективную обратную связь с жителями страны, теми самыми людьми, ради которых и стоит проводить реформы.

Тучки на горизонте

Все это благолепие имеет свою цену. Интересы и права общества здесь имеют безоговорочное преимущество перед интересами и правами индивидуума. Одним из следствий такого подхода оказывается цензура. Сингапур — действительно одна из наименее коррумпированных стран, и одновременно пресса там находится под очень жестким контролем.

Установлена ответственность за оскорбление, вернее, "скандализирование" суда. Одним из вариантов этого правонарушения является намерение создать у среднестатистического получателя информации представление о "неотъемлемой склонности" судебной системы в целом к несправедливости. Несколько лет назад сингапурский суд приговорил к выплате штрафа издательскую компанию Dow Jones

Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.

Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.

В Сингапуре имеется также суд шариата , рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.

Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.

В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).

Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права , осуществляется всеми судами.

Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.

Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.

Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.

В 1981 г. создан аналог института омбудсмана - Центральное бюро по жалобам.

Литература

Сингапур: Справочник. М., 1988.

Myint Soe. General Principles of Singapore Law. Singapore, 1979.

Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. L., 1966. Р. 718-721.