Симонов юрий алексеевич большой театр. Дирижер Юрий Симонов: биография, творчество и интересные факты. Заслуги и звания

В 1956 переехал в Ленинград. Окончил специальную музыкальную школу при консерватории по классу скрипки у И. Этингон, Ленинградскую консерваторию по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969).

Лауреат II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве (1966, VI премия).

В 1968 Юрий Симонов стал первым дирижером из СССР - победителем международного конкурса: IV конкурса дирижеров, организованного Национальной Академией Санта Чечилия в Риме. Сразу после этого успеха Евгений Мравинский пригласил молодого дирижера на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

Одновременно в 1967–1969 Юрий Симонов - главный дирижер оркестра Государственной филармонии на Кавказских минеральных водах.

В январе 1969 Ю. Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», а в феврале 1970, после его триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен главным дирижером ГАБТ СССР и занимал этот пост почти шестнадцать лет (рекордный срок для этой должности). Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. А постановка оперы Вагнера «Золото Рейна» (1979) ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

В качестве педагога-консультанта Ю. Симонов работал с молодыми дирижерами из других театров страны, стажировавшимися в Большом театре.

В 1979 Ю. Симонов возглавил камерный оркестр ГАБТ, составленный из молодых музыкантов, с которым с успехом выступал в Москве и городах СССР, открывал новый Концертный зал в Хабаровске, гастролировал за рубежом (Югославия, Румыния).

В 1985 Юрий Симонов создал еще один молодежный коллектив - Государственный малый симфонический оркестр СССР, в течение трех лет успешно выступавший на всесоюзной и зарубежной сцене (Венгрия, Польша, Германия, Италия).

В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 он дебютировал оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском «Ковент Гарден», а четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. Затем последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже (Оpera Bastille), оперы Вагнера в Будапеште.

В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 - музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году Ю. Симонов основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет он является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, где поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга».

Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма.

Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, в 1985 был удостоен звания профессора. В числе его учеников - Ю. Ботнарь, И. Головчин, Г. Ринкявичус, Е. Самойлов, А. Сиднев, В. Симкин, П. Сорокин, И. Сукачев, М. Тургумбаев…

С 2006 преподает в Санкт-Петербургской консерватории (его первый выпускник Димитрис Ботинис стал в 2011 победителем Первого Всероссийского конкурса дирижёров). Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013 и 2014 Юрий Симонов провел международные мастер-классы, организованные Московской филармонией.

Маэстро участвовал в работе жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В декабре 2011 возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на I Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

С 1998 Юрий Симонов - художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более 200 программ в Москве. Состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time).

Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).

Годы плодотворного сотрудничества связывают Ю.И. Симонова и с национальной газетой «Музыкальное обозрение». С оркестром Московской филармонии он принимал участие в проектах газеты: Всероссийском фестивале «Музыкальное обозрение–ХХ» (2009), Втором музыкальном фестивале «Кружева» в Вологде и Череповце (2010). Дважды - в 2006 и 2010 - маэстро был назван «Дирижером года» в рейтинге «Музыкального обозрения» «Персоны и события».

Большой резонанс вызвали статьи маэстро на страницах газеты в проектах «Мой Вагнер» (2013, совместный проект «Музыкального обозрения» и «Литературной газеты») и «Мой Верди» (2014), а также его воспоминания об известном российско-австралийском дирижере Владимире Вайсе.

Юрий Симонов - народный артист СССР (1981), кавалер ордена Почета (2001), ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011), лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства за 2008. Награжден «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики.

4 марта 75-летний юбилей отметит один из ведущих музыкальных деятелей России, Народный артист СССР, профессор, художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Иванович Симонов. Его искусство отмечено множеством престижных наград и званий, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Офицерский крест» Венгерской Республики, «Орден Командора» Румынии, «Орден за заслуги в культуре» Польской Республики, и многие другие. Музыкальные критики отмечают необычайную многогранность творческого метода Симонова, состоящую из сочетания «непревзойдённого мастерства, внимания к деталям и вместе с тем масштабности замыслов, яркости контрастов, эффектности кульминаций и непосредственной эмоциональности ». Темперамент дирижёра, уникальная пластика жеста, безупречное чувство стиля и умение объединить энергию оркестрантов в единое русло делают каждый концерт с участием Юрия Симонова захватывающим и неповторимым.

В свой юбилейный вечер маэстро вновь будет блистать за дирижёрским пультом оркестра, которым руководит почти 20 лет. В грандиозной симфонической программе юбилейного вечера прозвучат Пятая симфония Бетховена и «Дон Кихот» - фантастические вариации на рыцарскую тему Рихарда Штрауса.

Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве, а в 1968 году, на Пятом конкурсе дирижёров, организованном Национальной Академией Санта Чечилия в Риме - первым советским дирижёром-победителем международного конкурса. Е. А. Мравинский немедленно взял его ассистентом в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. В 1970 году Юрий Симонов стал самым молодым в истории главным дирижёром Большого театра России и проработал в этой должности рекордные 15 лет. Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры выдающихся творений мировой классики: опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. А поставленная в 1979 году опера Вагнера «Золото Рейна» ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира, среди которых лондонский «Ковент Гарден», театры Бирмингема, Лос-Анджелеса, Гамбурга, Марселя, Генуи, Флоренции, Сан-Франциско, Далласа, Праги, Будапешта и Парижа.

В начале 1990-х Симонов был главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 год - музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году Ю. Симонов основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет он является постоянным приглашённым дирижёром Венгерского национального оперного театра, в котором поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 год проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижёров из 30 стран мира.

Активную творческую деятельность дирижёр сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 год Юрий Иванович Симонов вёл класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 года - профессор. С 2006 года преподаёт в Санкт-Петербургской консерватории. Мастер-классы Симонова проходят в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013 и 2014 годов маэстро делился своим мастерством с молодыми дирижёрами на международных мастер-классах, организованных Московской филармонией.

С 1998 года Юрий Симонов является художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time).

Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).

Коллектив радиостанции «Орфей» поздравляет Юрия Ивановича Симонова со знаменательным юбилеем! Желаем здоровья, благополучия и дальнейших творческих свершений!

Концертный зал радио «Орфей» посвящает маэстро три вечера, которые раскроют разные творческие грани дирижера. А в день рождения Юрия Ивановича состоится прямая трансляция юбилейного вечера из Концертного зала имени П.И. Чайковского.

2 марта . Концертный зал радио "Орфей". К 75-летию Юрия Симонова. Концерт АСО МГАФ под управлением Ю. Симонова, солист Б. Березовский. В программе произведения К.М. фон Вебера, С.Слонимского и С. Рахманинова. Запись из КЗЧ от 18.12.2010г.

3 марта . Концертный зал радио "Орфей". К 75-летию Юрия Симонова. Концерт АСО МГАФ под управлением Ю. Симонова, солистка Х. Герзмава. В программе произведения Г. Свиридова, П. Чайковского, Верди, Доницетти, Пуччини, Пуленка. Запись из КЗЧ от 24.12.2010г.

4 марта . Концертный зал радио "Орфей". К 75-летию Юрия Симонова. Прямая трансляция из КЗЧ юбилейного вечера дирижера. В программе произведения Бетховена и Р. Штрауса. Ведущая Е.Панфилова

Дирижер Юрий Симонов, биография, творчество которого будут представлены вашему вниманию ниже, своим трудом и упорством сумел достичь многого. Как сложилась его жизнь? Давайте начнем рассказ.

Детство и юношество

Симонов Юрий Иванович родился 4 марта 1941 года в Саратове, в музыкальной творческой семье. Находясь постоянно в соответствующей среде, мальчик ещё в детские годы серьёзно заинтересовался искусством дирижирования. Его музыкальное образование начиналось на занятиях по классу скрипки, а уже в двенадцатилетнем возрасте он проявил желание и первый раз стал за дирижёрский пульт оркестра музыкальной школы.

В 1956 году в возрасте пятнадцати лет будущий дирижёр перебрался в город Ленинград, где его приняли в школу при консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, а затем учёба продлилась в самом учебном заведении, где Симонов обучался непосредственно дирижированию.

Юрий Симонов в 1966 году принимает участие во Всесоюзном конкурсе, проходящем в столице, и уверенно побеждает в нём, после чего он возглавляет оркестр Кисловодской филармонии. В 1968 году советский дирижёр впервые в истории одерживает победу в международном конкурсе, проходящем в Риме.

Преподавательская деятельность

Наряду с творческой деятельностью, дирижёр передаёт свои навыки и умение молодому поколению. Долгие годы он читает лекции в столичной консерватории имени П. И. Чайковского, начиная с 1985 года уже в звании профессора. С 2006 года он преподаватель консерватории в Санкт-Петербурге. Также он постоянно организует расширенные мастер-классы для желающих как на территории Российской Федерации, так и за границей.

Большая заслуга Симонова в становлении творческой молодёжи в стенах Большого театра за годы его плодотворной деятельности. Он много времени проводил в классах, обучая постоянно обновляющиеся коллективы творческому мастерству, ставя их на должный уровень мастерства. Это была кропотливая и подвижническая работа, приносящая ощутимые результаты, способствующая профессиональному росту молодого поколения талантливых людей.

Знаменательные даты

С 1998 года Юрий Симонов ‒ дирижёр и руководитель Академического симфонического оркестра столичной филармонии. Благодаря его непревзойдённому умению руководить и показать сильную дирижёрскую пластику, установить доверительный контакт со слушателями, яркому театральному мышлению, коллектив стал лучшим в стране.

В 2011 году знаменательным событием в культурной жизни было 70-летие знаменитого дирижёра, отмеченное концертами в Москве, Оренбурге и за рубежом. Продолжением сезона были тур в Южную Корею и юбилейный концерт оркестра 2012 года.

В сезоне 2015-2016 годы маэстро отметил свой юбилей, дав соответствующее количество выступлений в Москве и родном Саратове, а именно 75. В 2016-2017 годах дирижёр планирует выступить в концертных залах Москвы, а также осуществить тур по городам России ‒ Ярославлю, Костроме, Саратову, Нижнему Новгороду - и зарубежные поездки в Китай, Японию и Швейцарию.

Заслуги и звания

Правительство всячески старалось отметить заслуги выдающегося дирижёра. В 1971 году он стал заслуженным артистом РСФСР, а в 1976-м народным артистом РСФСР. В 1981 году Симонов был удостоен такого высокого звания, как "Народный артист СССР", подчёркивающего всенародную любовь к творчеству знаменитого дирижёра.

Его творчество оценивалось должным образом не только на Родине, но и во многих других странах. Он был награждён «Офицерским крестом» Венгрии, «Орденом Командора» Румынии, «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики.

В биографии дирижёра были факты, противоречащие друг другу. Например, имело место исключение из Ленинградской консерватории, а затем, благодаря заслугам, имя Симонова было занесено золотыми буквами на доску почёта этого учебного заведения.

Нежелание в молодые годы быть дирижёром оперы не помешало ему стать во главе Большого театра и прослужить там целых пятнадцать лет, став самым молодым на этой должности, проведя на посту наибольшее количество времени, сделав огромный вклад в развитие театра и всего оперного искусства.

Дирижер Юрий Симонов, биография которого насыщена интересными событиями, в 1998 году, активно работая за рубежом, в очень тяжёлый для российской культуры период, вернулся на Родину и начал работать в Приглашение исходило непосредственно от коллектива симфонического оркестра и было принято Симоновым без раздумий, несмотря на небольшую зарплату и определённые неудобства.

Дирижёр, недолго проработавший ассистентом в Ленинградской филармонии, более сорока лет продолжает с ними тесное сотрудничество, регулярно выступает на сцене Большого зала филармонии Санкт-Петербурга, принимает участие в гастрольных турах симфонического оркестра.

«Дирижёр был персоной и музыкальным лидером…»

Осенью 2015 года открывается II Всероссийский музыкальный конкурс (второй этап четырехлетнего цикла), посвященный специальностям: хоровое дирижирование a cappella, оперно-симфоническое дирижирование и камерный ансамбль (номинации: фортепианное трио и струнный квартет). Как и в 2011 году, Председателем жюри в номинации оперно-симфоническое дирижирование станет выдающийся российский дирижер, народный артист СССР Юрий Иванович Симонов . Нам удалось побеседовать с маэстро о состоянии дел в дирижерском искусстве на сегодняшний день, о «полезности» конкурсных состязаний, а также узнать его точку зрения на происходящее в современном музыкальном театре…

-Юрий Иванович, как складывается музыкальная судьба победителей I Всероссийского конкурса?

На I Всероссийском лауреатами стали: Д. Ботинис, М. Леонтьев и С. Кочановский. Диплом получил В. Валитов. Все четверо успешно работают. Ботинис - дирижёр-ассистент в оркестре Московской филармонии. Леонтьев - Главный дирижёр в Тамбове, Кочановский - в Кисловодске; Валитов возглавляет Юношеский симфонический оркестр России. Остальные 16 участников, выбранные для I тура из 77-ми приславших заявки, не вызвали сочувствия у жюри, несмотря на то, что некоторые из них уже работают по специальности. Это говорит о том, что в ряды действующих дирижёров продолжают проникать слабые профессионалы. Вспоминаются высказывания педагогов старшего поколения о том, что дирижёр - «штучный продукт». Что хороших дирижёров не может быть много и их воспитание нельзя ставить на поток.


Участник будет иметь полную возможность раскрыть себя. Для этого созданы специальные условия. Программа состоит из четырёх туров, на которых дирижёр может показать себя не только в увертюрах или частях симфоний, но и в крупной форме. Времени для работы с оркестром достаточно: 20, 30, 50 и 75 минут соответственно. Таким образом, каждый из четырёх конкурсантов, прошедших на IV тур, получит около 3-х часов работы с оркестром. Если дирижёр обладает культурой, артистическим темпераментом и понятными руками, то успех ему обеспечен.

-Ваше управление оркестром поражает артистизмом. Должен ли дирижер обладать актерскими способностями, искусством перевоплощения?

Впрямую ставить перед собой актёрские задачи не рекомендую. Лучше воспитывать в себе внутренний артистизм, формировать конкретное и личностное отношение к исполняемому произведению, пытаться услышать свой вариант фразировки и звучания. Это непременно отразится в характере жестов. Поэтому очень важно постоянно наращивать и оттачивать свой мануал. Логично организованная система движений помогает дирижёру, не прерывая репетицию, внедрять свои идеи и воплощать их в звучание конкретного оркестра. При этом техника должна быть не самоцелью, а эффективным средством достижения максимальной выразительности.


-В 1968 году вы стали первым советским дирижером - победителем международного конкурса. Это произошло в Риме. Что ощущали за дирижерским пультом? У вас была тогда какая-то стратегия в достижении такого высокого результата?

Никакой. Я был молод и наивен. Мой ленинградский профессор Н. С. Рабинович, узнав, что по инициативе К. П. Кондрашина, отвечавшего перед министром за комплектование советской делегации, я был выбран в качестве запасного участника, дал мне короткое и образное напутствие: «Вы уже сегодня должны быть счастливы тем, что на несколько дней попадёте в Рим, погуляете по его улицам и, продирижировав на I туре оркестром Академии Санта Чечилиа, полный незабываемых впечатлений вернётесь домой». Увидев на моём лице удивление (конкурс состоял из 5-ти туров), Николай Семёнович, заменив первый тур вторым, полностью повторил свою тираду… И так ещё три раза. Я терпеливо ждал… Он был мудрым человеком. Сам довольствовался немногим и нас приучал к терпимости. Его напутствия оказались полезными: в отличие от моих двух старших коллег, я воспринял конкурс не как опасное испытание, а как праздник, на который попал случайно. Возможно, поэтому, находясь за пультом одного из лучших итальянских оркестров того времени, я ощущал радость, мальчишеский азарт и… никакого страха!


-Густав Малер - Феликс Моттль - Николай Малько - Александр Гаук - Николай Рабинович - Юрий Симонов… Вы - пра-…правнук дирижерской школы великого композитора. Часто ли исполняете сочинения мастера?

К сожалению, не часто, поскольку бо льшую часть жизни я посвятил опере и оркестрам, нуждавшимся в насыщенной репетиционной работе. Малера лучше играть в высококлассных коллективах. И то - не во всех, а лишь в тех, где живы традиции исполнения этого композитора. Кроме того, Малер для меня, в первую очередь, - великий дирижёр типа Тосканини, Челибидаки, или Мравинского, мастер репетиционного процесса и рыцарь яркого исполнительского искусства. Уже много лет я осознанно стараюсь идти тем же путём, пожиная многочисленные трудности, которые лишь изредка озаряются достойными достижениями.

-В Большом вы работали с Б.Хайкиным, Ф.Мансуровым, А.Жюрайтисом и М.Эрмлером. И это, по вашим словам, был Театр! Что запомнилось из той былой творческой атмосферы?

Гордость за высочайший музыкальный уровень спектаклей и атмосфера уважения между дирижёрами. Несмотря на неистребимую страсть некоторых оперных солистов к интригам, дирижёрская коллегия решала многие вопросы вопреки капризам отдельных личностей. Репетиционный процесс был налажен как часы, дисциплина была железной, а режиссёры и художники не позволяли себе делать всё, что пожелают, не согласовывая свои действия с Художественным советом. В связи с этим не могу не упомянуть и других моих коллег: О. Дмитриади, А. Лазарев, А. Копылов, Р. Вартанян, В. Вайс, А. Лавренюк. Кроме того, на некоторые постановки мы приглашали М. Ростроповича, Е. Светланова, Г. Рождественского, Ю. Темирканова. Дирижёр в то благословенное для классической музыки время был персоной и музыкальным лидером. Публика шла послушать Рождественского в «Игроке», Ростроповича в «Онегине», Светланова в «Отелло», Темирканова в «Мёртвых душах». Попробуйте сегодня спросить вышедшего из театра зрителя: кто дирижировал спектаклем? Вам не назовут имени. Театральный дирижёр превращается в этакого дежурного официанта с музыкальным дипломом. Достаточно сказать, что в те годы скандал с «Тангейзером» был бы невозможен.


-Тема вагнеровского «Тангейзера» волнует сейчас многих; высказываются все, начиная от политологов и религиоведов, - кончая философами и культурологами. Как вы считаете, почему своё мнение в развернутом интервью не обозначил пока ни один современный дирижер
, если не считать самого дирижера этой оперы?

Дирижёр оперы поступил логично. Если он стоял за пультом в день премьеры, то обязан защищать свою работу. Курентзис также обнаружил свои взгляды на музыкальное искусство. Почему другие молчат - не знаю. Наверное, ещё не решили - нравится им постер, или нет. Но если постановщики спектакля держатся за него как за смысл жизни, то это может означать только одно: именно постер - главный акцент спектакля, его смысловая точка, принципиальная идейная платформа. Если же это не так, то… нет повода расстраиваться. Великие авторы прошлого: Глинка, Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Шостакович - не такое переживали! И, слава Богу, не только остались живы, но ещё и выиграли…

-Эта постановка становится модной темой различных ток-шоу…

Кстати, обратите внимание на состав приглашённых телеканалами для обсуждения этой модной темы. Больше всех волнуются режиссёры драматических театров, хотя речь идёт об опере, где постоянным звучащим фундаментом является музыка. Но где дирижёры!? Видимо, последние настолько потеряли уважение в глазах народа и прессы, что их просто не замечают.

«Власть не валяется - её подбирают». Сегодня очевидно: власть, которую в конце прошлого столетия упустили дирижёры, подобрали режиссёры и, используя беззащитную классическую музыку, стали навязывать всем свои подозрительно оригинальные идеи. Если процесс пойдёт дальше, то скоро заговорят о режиссёрском терроризме в оперном искусстве.

Помню, в 70-е в Большом тоже поговаривали: «Театр не должен быть музеем! Он должен развиваться!» Разумные голоса объясняли: «Пожалуйста!.. Идите в Филиал и экспериментируйте, только оставьте в покое Большой. Эта площадка не для экспериментов. Большой - лицо русского оперного искусства!» В результате Б. А. Покровский создал «Камерный театр», что, как показала жизнь, было не только правильно, но и полезно для всех… Режиссёров можно понять: они хотят иметь свой театр, чтобы показать себя. Но таких театров мало. Может быть, государству ещё немного напрячься и построить несколько экспериментальных оперных театров? В результате, как говорится, - и волки будут сыты и… классики не покусаны…

Напоминаем, что Условия II Всероссийского музыкального конкурса по специальностям хоровое дирижирование a cappella , оперно-симфоническое дирижирование и камерный ансамбль (номинации: фортепианное трио и струнный квартет ), а также форма подачи заявки - на сайте http://www.muzkonkurs.ru . За дополнительной информацией можно обращаться по телефону 8-499-248-48-48.

Татьяна ЭСАУЛОВА

Фото Эдуард ЛЕВИН

и Ирина ШЫМЧАК

Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове в семье оперных певцов. Впервые встал на дирижерский подиум в неполные 12 лет, исполнив с оркестром Саратовской Республиканской музыкальной школы, в которой учился по классу скрипки, соль-минорную симфонию Моцарта. В 1956 г. поступил в специальную школу-десятилетку при Ленинградской государственной консерватории, а затем и в консерваторию, которую окончил по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969). Еще будучи студентом, Симонов стал лауреатом 2-го Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве (1966), после чего был приглашен в Кисловодскую филармонию на должность Главного дирижера.

В 1968 г. Ю. Симонов становится первым советским дирижером - победителем международного конкурса. Это произошло в Риме на IV-ом конкурсе дирижеров, организованном Национальной Академией Santa Cecilia. В те дни газета «Мессаджеро» писала: «Абсолютным победителем соревнования оказался советский 27-летний дирижер Юрий Симонов. Это большой талант, исполненный вдохновения и очарования. Его качества, которые публика нашла исключительными - таким же было и мнение жюри - заключаются в незаурядной способности входить в контакт с публикой, во внутренней музыкальности, в силе воздействия его жеста. Воздадим должное этому юноше, который безусловно станет поборником и защитником большой музыки». Е.А. Мравинский немедленно взял его ассистентом в свой оркестр и пригласил вместе с собой на гастроли Заслуженного коллектива Республики Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии по Сибири. С тех пор (вот уже более сорока лет) творческие контакты Симонова с прославленным коллективом не прекращаются. Кроме регулярных выступлений в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, дирижер принимал участие в зарубежных турах оркестра по Великобритании, Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Италии и Чехии.

В январе 1969 г. Ю. Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида» Верди, а уже с февраля следующего года, после его триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен Главным дирижером ГАБТа СССР и занимал этот пост в течение 15-ти с половиной лет - срок рекордный для этой должности. Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры выдающихся творений мировой классики: «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя борода» и балет «Деревянный принц» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина. А поставленная в 1979 г. опера Вагнера «Золото Рейна» ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

И все же, наиболее важным вкладом в историю Большого театра следует считать кропотливую и поистине подвижническую работу Ю. Симонова с постоянно обновляющимися коллективами театра (оперной труппой и оркестром) по капитальному возобновлению и поддержанию высочайшего музыкального уровня спектаклей так называемого «Золотого фонда». Это: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Пиковая дама» Чайковского, «Садко» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Дон Карлос» Верди, «Петрушка» и «Жар-птица» Стравинского и другие... Ежедневная многочасовая работа дирижера в классах, регулярно проводившаяся с вновь организованной в те годы стажерской вокальной группой, стала прочным фундаментом дальнейшего профессионального роста молодых артистов после завершения творческой деятельности маэстро в театре в 1985 году. Впечатляет не только масштаб сделанного Юрием Симоновым в театре, но и то, что за один сезон он становился за дирижерский пульт в театре около 80 раз, и при этом не менее 10 названий на театральной афише в сезон находились под его непосредственным художественным руководством!

В конце 70-х годов Ю. Симоновым из молодых энтузиастов оркестра театра был организован Камерный оркестр, который успешно гастролировал по стране и за рубежом, выступая с И. Архиповой, Е. Образцовой, Т. Милашкиной, Ю. Мазуроком, В. Мальченко, М. Петуховым, Т. Докшицером и другими выдающимися артистами того времени.

В 80-е и 90-е годы Симонов осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 г. он дебютирует оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Covent Garden, а четыре года спустя там же ставит «Травиату» Верди. За ней последовали другие вердиевские оперы: «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже (Оpera Bastille), оперы Вагнера в Будапеште.

В 1982 г. маэстро получил приглашение продирижировать серией концертов Лондонского симфонического оркестра (LSO), с которым впоследствии неоднократно сотрудничал. Также выступал с симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал в крупнейших международных фестивалях: Эдинбургском и Salisbury в Великобритании, Tanglewood в США, фестивалях Малера и Шостаковича в Париже, «Пражская весна», «Пражская осень», «Будапештская весна» и других.

С 1985 по 1989 год руководил созданным им Государственным Малым симфоническим оркестром (ГМСО СССР), много выступая с ним в городах бывшего СССР и за рубежом (Италия, ГДР, Венгрия, Польша).

В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 год - Музыкальным директором Бельгийского Национального оркестра в Брюсселе (ONB).

В 2001 г. Ю. Симонов основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште.

Вот уже более тридцати лет он является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, в котором за годы сотрудничества поставил почти все оперы Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга».

Кроме оперных постановок и концертов со всеми Будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 год проводил летние международные Мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более ста молодых дирижеров из тридцати стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма.

Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 год Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории. С 1985 года - профессор. С 2006 г. преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге.

Среди его учеников (в алфавитном порядке): М. Адамович, М. Аркадьев, Т. Богани, Е. Бойко, Д. Ботинис (ст.), Д. Ботинис (мл.), Ю. Ботнарь, Д. Бретт, В. Вайс, Н. Вайцис, А. Вейсманис, М. Венгеров, А. Викулов, С. Власов, Ю. Гандельсман, И. Головчин, Г. Гутьерос, П. Дабровский, Э. Дядюра, М. Жолтовский, С. Кальянов, Ким Е.-С., Л. Ковач, Я. Ковач, Ю.-П. Куусела, А. Лавренюк, Ли И.-Ч., Д. Лоос, А. Лысенко, В. Мендоза, Г. Менеши, М. Метельска, В. Моисеев, В. Небольсин, А. Оселков, А. Рамос, Г. Ринкявичус, А. Рыбин, П. Сальников, Е. Самойлов, М. Сахити, А. Сиднев, В. Симкин, Д. Ситковетский, Я. Скибинский, П. Сорокин, Ф. Стадэ, И. Сукачев, Г. Тертерян, М. Тургумбаев, Л. Харрелл, Т. Хитрова, Г. Хорват, В. Шарчевич, Н. Шнэ, Н. Шпак, В. Щесюк, Д. Яблонский.

Маэстро являлся членом жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В декабре 2011 будет возглавлять жюри по специальности «оперно- симфоническое дирижирование» на I Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

В настоящее время Ю. Симонов работает над учебником по дирижированию.

С 1998 г. Юрий Симонов является художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской филармонии . Под его руководством оркестр в короткий срок возродил славу одного из лучших оркестров России. Во время выступлений с этим коллективом проявляются особые, характерные для маэстро качества: редкая по силе выразительности дирижерская пластика, умение устанавливать доверительный контакт с залом, яркое театральное мышление. За годы его работы с коллективом подготовлено около двухсот программ, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time).

Юбилею работы Ю. Симонова с оркестром Московской филармонии (сезон 2008-2009) был посвящен абонементный цикл «10 лет вместе».

Основным событием 2011 года стало празднование 70-летия маэстро. Оно ознаменовалось новогодними концертами в Китае, двумя праздничными программами в Москве и концертами в Оренбурге в марте, туром по Испании и Германии в апреле. В мае прошли гастроли в Украине, Молдове и Румынии. Кроме этого, в рамках филармонической программы «Сказки с оркестром», Ю. Симонов провел персональный абонемент из трех составленных им литературно-музыкальных композиций: «Спящая красавица», «Золушка» и «Волшебная лампа Аладдина».

В сезоне 2011-2012 юбилейные туры продолжатся в Великобритании и Южной Корее. Кроме этого, 15 сентября состоится еще один юбилейный концерт - теперь чествовать будут сам оркестр Московской филармонии, которому исполняется 60 лет. В этом юбилейном сезоне с оркестром и маэстро Симоновым выступят выдающиеся солисты: пианисты Б. Березовский, Н. Луганский, Д. Мацуев, В. Овчинников; скрипачи М. Венгеров и Н. Борисоглебский; виолончелист С. Ролдугин.

В репертуаре дирижера - произведения всех эпох и стилей, от венских классиков до наших современников. Вот уже несколько сезонов подряд большой популярностью у слушателей пользуются составленные Ю. Симоновым сюиты из музыки балетов Чайковского, Глазунова, Прокофьева и Хачатуряна.

Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).

Юрий Симонов - народный артист СССР (1981), кавалер Ордена Почета РФ (2001), лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год, «Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005-2006). Награжден также «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. В марте 2011 года маэстро Юрий Симонов был награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.