Композиторы венской классической школы кратко. Венская классика. Моцарт. Краткие биографические сведения

Clarinet Concerto in A major, KV 622: II. Adagio

4. 4.Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791) - Скачать

Piano Concerto № 21 in C major, KV 467: II. Andante

5. 5.Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791) - Скачать

Piano Concerto № 13 in C major, KV 415: II. Andante

6. 6.Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791) - Скачать

Piano Concerto № 4 in G major, KV 41: II. Andante

7. 7.Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791) - Скачать

Symphony № 40 in G minor, KV 550: I. Allegro molto

8. Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770-1827) From Sonata-Quasi una Fantasia № 14 in C sharp minor, op. 27 № 2 «Moonlight» (Adagio sostenuto) - Скачать

Немецкий композитор, дирижёр и пианист. Ключевая фигура западной классической музыки, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире: | | .

Пожалуй, очень трудно найти человека, который ни разу в жизни не слышал бы чарующих звуков знаменитой «Лунной сонаты» Людвига Ван Бетховена. Это поистине уникальное произведение, которое будет популярно спустя многие годы и после нас. И даже тот, кто скажет, что не знает, что это за произведение, услышав только ее первую часть, сразу же определит, что эта удивительная музыка ему хорошо знакома.

9. Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770-1827) Romance № 2 for Violin and Orchestra in FD major, op. 50 - Скачать

10. Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770-1827) Bagatelle in A minor, op. 59 For Elise - Скачать

11. Йозеф ГАЙДН (1732-1809) - Скачать

Symphony № 45 «Farewell» in F sharp minor - Allegro assai

Symphony № 45 «Farewell» in F sharp minor - Adagio.

Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756 - 1791) - великий австрийский композитор: | | | .

По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Недолгий жизненный путь Моцарта был полон контрастов. Вундеркинд, в четыре года сочинивший свой первый концерт для клавесина; владевший, кроме того, скрипкой и органом, он еще в раннем детстве завоевал всеевропейскую славу, выступая с гастролями по всей Европе. В зрелые же годы Моцарт жестоко страдал от непризнанности. Он испытал недоброжелательство и зависть, сгибался под гнетом отчаянной нужды и, несмотря на это, сочинял музыку яркую, жизнеутверждающую, полную оптимистической силы.
Гениальный оперный композитор, оставивший в своем наследии такие шедевры, как «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», Моцарт создал особую эпоху и в жанре симфонии. За двадцать лет он написал около пятидесяти симфонических циклов. Первые симфонии, созданные им в шестилетнем возрасте, были подражанием стилю Иоганна Христиана Баха, последние же оказали воздействие на поздние симфонии Гайдна и предвосхитили появление симфоний Бетховена и Шуберта. К глубочайшим по мысли и выражению чувств творениям относится и его церковная музыка, в первую очередь непревзойденный шедевр - Реквием.

Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770 - 1827) - немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков».
Бетховен - ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX века.
Людвиг ван Бетховен родился в Бонне. Отец Людвига служил тенором при дворе в Бонне, так что его жизнь начиналась в музыкальном окружении.
О музыкальном таланте Бетховена позднее узнал целый мир, но о его детстве мало что известно. Поначалу о нём заговорили как о вундеркинде, называя маленьким Вольфгангом Амадеем Моцартом. В юности обнаружилось его необычайное музыкальное дарование. В 1778 году Бетховен отправляется в Кёльн, а через три года - на гастроли в Голландию, где демонстрирует свои великолепные исполнительские способности.
«Музыка есть высшее проявление мудрости и философии» - Людвиг ван Бетховен.
В 1787г. Бетховен впервые отправляется в Вену к Вольфгангу Амадею Моцарту. Моцарт высоко оценил талант юного музыканта, призывая музыкальную общественность обратить внимание на этого юношу, «он ещё заставит мир заговорить о себе».
С 1795г. у Бетховена появились проблемы со слухом. Болезнь прогрессировала и к 1819г. перешла в полную глухоту. Композитор всё больше замыкался в себе. В последние годы его жизни общение с ним возможно было только через специальную тетрадь.
29 марта 1827г. оборвалась жизнь Людвига ван Бетховена. Музыкальное наследие композитора, оставленное им современникам и потомкам, бесценно.

Йозеф ГАЙДН (1732-1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии: | | | | .

Гайдн был вторым из 12-ти детей в небогатой семье, где ежедневно занимались домашним музицированием. После того, как превосходный музыкальный талант пятилетнего Гайдна был замечен дальним родственником, музыкальные занятия с мальчиком по игре на скрипке и фортепиано стали более интенсивными.

Так как Гайдн имел также чудный вокальный голос, в 1740г. он был принят императорским придворным композитором Иоганном Георгом Ройттером как сольный дискант в хор собора Штефана в Вену. Ройттер хотел сделать его кастратом, чтобы сохранить его голос, все же, операция была предотвращена, и голосовая ломка наступила. Это было концом его певческой карьеры, но он продолжал свои занятия на фортепиано и скрипке.

В 1766 Гайдн приступил к должности первого капельмейстера у князя Пауля Антона Эстергази. В великолепном барочном замке Эстергази, расположенном на берегу красивого озера, кроме всего прочего, был также оперный театр. Здесь Гайдн написал наибольшее число своих опер, примерно 80 из своих 104-х симфоний, более 50-ти произведений для фортепиано, а также сочинил более 70 струнных квартетов и несколько месс. В 1790г. Гайдн, который стал известен тем временем во всей Европе, отправляется в Англию, чтобы представлять там свои композиции лично. Оксфордским университетом ему присваивается звание почётного доктора, и даже несколько раз он играл перед королевской семьей. Когда в 1792г. Гайдн возвращается в Вену, он занимается с юным Людвигом ван Бетховеном по классу фортепиано. Поистине бесценен вклад Йозефа Гайдна в мировую музыкальную культуру. Заложенные им основы классической формы музыкального произведения служили отправной точкой в творчестве многих известных композиторов.

Венская классическая школа – творческое направление, сложившееся в Австрии во второй половине XVIII – первой четверти XIX вв. К нему принадлежат три великих композитора – Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен. Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяя и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка. Так, в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделяется лирико-драматическое начало; главенствующая черта музыки Бетховена – героический пафос борьбы, преодоления, победы.

Становление венской классической школы приходится на время бурного развития немецкого и австрийского просветительства. Переживает свой расцвет немецкая поэзия, возникает художественная критика, достигает высокого развития философия. Крупнейшие художники и мыслители эпохи – Гердер, Гете, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель – выдвигают новые гуманистические идеалы. Многое из их эстетических идеалов, в частности, провозглашенный Руссо лозунг свободы и естественности, нашли воплощение в творчестве композиторов венской классической школы. На творчество Бетховена неизгладимое влияние оказали идеи Великой французской революции.

Композиторы венской классической школы унаследовали достижения так называемой ранней венской школы, виднейшими представителями которой были Вагензейль, Монн, Муффат, Стартер. Непосредственным предшественником венской классической школы был К.В.Глюк. Он начал свою оперную реформу в Вене и в своих парижских операх в основном остался верным венской традиции. Глюк создал оперное искусство мирового значения, повлиявшее на все последующее развитие европейской оперы.

В числе важнейших музыкальных истоков венской классической школы – народная музыка. Население Австрии было многонациональным. В его состав помимо австрийских немцев входили также венгры, чехи, словенцы, обладавшие своей самобытной музыкальной культурой. В Вене встречалась народная музыка всех этих национальностей. Композиторы венской классической школы впитывали элементы их искусства, которые образовывали в творчестве характерный австрийский «сплав».

Композиторы венской классической школы по существу обобщили весь предыдущий опыт мирового музыкального искусства. На этой основе и при сохранении главенствующей роли немецкого и австрийского национального элемента они выработали поистине универсальный язык. Композиторы венской классической школы осуществили чаяния передовых мыслителей и музыкантов эпохи – Гердера, рассматривавшего музыку как искусство человечества, Глюка, который признавался, что хотел бы писать музыку, понятную всем людям.


Музыкальному языку композиторов венской классической школы свойственны красота, ясность, выразительность. Сравнительно с музыкой предклассического и раннеклассического периода их ритмика более естественна, непринужденна, разнообразна и характерна. Одна из важных новых черт музыкального языка представителей венской классической школы – четкое членение музыкальной ткани ни относительно краткие построения, строгого рода выразительные ячейки, отвечающие иному структурному принципу.

Венская классическая школа принесла с собой огромное обогащение гармонии. Если предшественники применяли по преимуществу аккорды трех основных функций, то представители венской классической школы широко используют и другие созвучия мажорной и минорной систем, что знаменует возвращение на новой ступени к богатству гармонического языка Генделя и Баха. Они свободнее используют диссонансы, хроматизмы. Высокого развития достигает у них искусство модуляции. Ими применяются хроматические, энгармонические модуляции, неожиданные гармонические повороты, особенно часты у позднего Гайдна и Моцарта.

Опираясь на богатства народно-песенного искусства, представители венской классической школы пришли к новому пониманию мелодии, ее функций и возможностей. Именно с периодом венской классической школы связано утверждение музыкальной темы не только как носителя определенной выразительности, но и как художественного образа, заключающего в себе богатые потенциальные возможности развития.

Композиторы венской классической школы достигли высочайшего мастерства в области тематического развития, разработки, используя самые различные приемы – изменение тональности, гармонизации, ритма, элементов мелодии и т.п., но особенно характерно для них расчленение темы на отдельные мотивы, которые сами подвергаются различным преобразованиям и по-разному комбинируются друг с другом.

Основной и наиболее характерной для венской классической школы музыкальной формой является сонатное аллегро. Хотя его становление началось значительно ранее, именно композиторы венской классической школы внесли решающий вклад в область формирования сонатного аллегро и создали подлинно классический тип этой формы. Ведущим принципом созданного ими сонатного аллегро является контраст и последующее его смягчение, приведение к единству.

Сонатное аллегро композиторов венской классической школы является ведущим принципом многочастных инструментальных форм. В их творчестве складывается тип четырехчастного сонатно-симфонического цикла – с медленной лирической второй частью, менуэтом или скерцо в качестве третьей части и оживленным, часто рондообразным финалом.

Цикл этот лежит в основе крупных инструментальных сочинений композиторов венской классической школы – симфоний, различных камерных ансамблей, получивших названия по их составу (трио, квартеты, квинтеты и т.п.), сонат для инструментов соло и с сопровождением. Лишь классический концерт строится как трехчастный цикл – в нем отсутствуют менуэт и скерцо. В остальном отклонения от вышеизложенной схемы встречаются редко.

Сонатно-симфонический цикл, представляющий собой логически стройное и целесообразное объединение частей, послужил основой наивысших достижений композиторов венской классической школы в области инструментальной музыки. В этих крупных инструментальных сочинениях, выражающий большое жизненное содержание, они поднялись на высочайшую ступень художественного обобщения. Во многих зрелых инструментальных сочинениях Гайдна, Моцарта и Бетховена единая идейная концепция обусловливает и тематические связи между отдельными частями.

Могучее развитие инструментальной музыки в творчестве композиторов венской классической школы тесно связано и с развитием инструментария, исполнительских ансамблей и объединений. Высшим таким объединением был симфонический оркестр, сформировавшийся именно в этот период. Состав классического симфонического оркестра установился во второй половине XVIII века в творчестве Гайдна. Ни один из инструментов, вошедших в классический оркестр, не был новым; изменились однако их функции. Состав оркестра в целом стабилизировался. Ведущее место в оркестре заняли скрипка и инструменты ее семейства (смычковый квинтет), в группу духовых в качестве равноправных членов вошли кларнет и валторна. Тромбон вошел в симфонический оркестр только с Пятой симфонии Бетховена. При довольно большой струнной группе (от 24 до 30 скрипок, 10 -20 прочих струнных инструментов), утвердился парный состав деревянных (кроме флейты) и медных духовых инструментов (3-4 валторны привлекались лишь в виде исключения); из ударных постоянно применялись литавры. Все инструменты использовались в наиболее естественных объемах и регистрах. Духовые, выполнявшие прежде вспомогательные функции, стали самостоятельной группой, обладающей характерными тембровыми возможностями.

Введение 3

1. Венская классическая школа как художественное направление

в музыкальной культуре XVIII– начала XIXвека 4

1.1. Особенности стиля венской классической школы 4

1.2. Музыкальные жанры 7

2. Ф.Й. Гайдн – основоположник венской классической школы 10

3. Музыкальный гений – В.А. Моцарт 12

4. Творческий путь Л. ван Бетховена 16

Заключение 19

Список использованной литературы 20


Введение

На протяжении XVIIIвека в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и др.) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе».

Венская классическая школа, органически впитавшая в себя передовые достижения национальных музыкальных культур, сама была явлением глубоко национальным, коренилась в демократической культуре австрийского народа. Представителями данного художественного направления были Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен. Каждый из них являлся яркой индивидуальностью. Так, стиль Гайдна отличало светлое мировосприятие, ведущая роль жанрово-бытовых элементов. Для стиля Моцарта более характерным было лирико-драматическое начало. Стиль Бетховена – воплощение героического пафоса борьбы. Однако наряду с отличиями, обусловившими неповторимость индивидуальности каждого из этих композиторов, их объединяют реализм, жизнеутверждающее начало и демократичность.

Искусство венских классиков внесло в мировую музыкальную культуру мощную реалистическую и демократическую струю, основанную на богатствах народного творчества, и потому оно сохранило для нас всю свою ценность и художественную значимость.


1. Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII – начала XIX века

1.1. Особенности стиля венской классической школы

Художественный стиль классицизм (от лат. classicus – «образцовый») возник в XVII веке во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов. Высшими, непревзойдёнными образцами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы. Классицизм во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы в разных видах искусства, в том числе и в музыке.

Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших преимущественно в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре второй половины XVIII – начала XIX столетия – венскую классическую школу.

Деятельность композиторов венской классической школы была подготовлена художественным опытом их предшественников и современников, включая итальянскую и французскую оперу и инструментальную культуру, достижения немецкой музыки. Огромную роль в становлении венской классической школы сыграли музыкальный быт Вены – крупнейшего музыкального центра, музыкальный фольклор многонациональной Австрии. Искусство венских классиков тесно связано с общим подъёмом австро-немецкой культуры, с просветительством, отразившим гуманистические идеалы третьего сословия в преддверии Великой французской революции. Творческие идеи венских классиков тесно соприкасаются со взглядами Г.Э. Лессинга, И.Г. Гердера, И.В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Гегеля, с некоторыми положениями французских энциклопедистов.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи – симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-хчастного сонатно-симфонического цикла.

Музыка композиторов венской классической школы – новый этап в развитии музыкального мышления; для их музыкального языка характерны строгая упорядоченность, централизованность в сочетании с внутренним разнообразием, богатством. В их творчестве формируются классические типы музыкальных структур – период, предложение и др.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра – его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей – фортепианное трио, струнный квартет и др. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы – лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и др.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен – к героике, Моцарт, будучи универсальным художником – к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Творчество композиторов венской классической школы, принадлежащее к вершинам мировой художественной культуры, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие музыки.

1.2. Музыкальные жанры

Как уже отмечалось выше, в творчестве композиторов венской школы многие музыкальные жанры получили свой классический облик. В данном разделе нашего реферата рассмотрим наиболее значительные из них.

Симфония

Наиболее сложная форма инструментальной музыки – симфония (греч. «созвучие»). Она рассчитана на исполнение симфоническим оркестром. Возможности этого жанра велики: он позволяет выразить музыкальными средствами философские и нравственные идеи, рассказать о чувствах и переживаниях. Сформировался жанр в середине XVIII столетия в творчестве представителей венской классической школы. Композиторы разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы. Первая часть, построенная в сонатной форме и обычно исполняемая в быстром темпе, наполнена драматическим содержанием. Иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая часть медленная, созерцательная; это лирический центр композиции. Третья – контрастна по отношению ко второй: подвижная, живая музыка носит либо танцевальный, либо шутливый характер. До начала XIX в. композиторы использовали форму менуэта (фр. menuet, от menu – «маленький, мелкий»), распространённого салонного танца XVIII столетия. Позднее менуэт был заменён скерцо (от итал. scherzo – «шутка») - так назывались небольшие вокальные или инструментальные произведения, быстрые по темпу и шутливые по содержанию. Четвёртая, обычно быстрая, часть – финал симфонии; здесь подводятся итоги развития тем и образов произведения.

Композиторы венской школы придали симфонии необычайную гибкость и способность воплощать в обобщённой форме разнообразные стороны человеческого бытия. Ими созданы различные типы симфонизма – народно-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, которые впоследствии были развиты и обогащены композиторами-романтиками.

Сонатная форма

Одна из самых сложных и богатых по содержанию музыкальных форм, сонатная, начала складываться в первой половине XVIII в. и окончательный вид обрела во второй половине столетия в произведениях композиторов венской классической школы. Сонатная форма – это принцип изложения музыкального материала. Он предполагает не механическое чередование частей и разделов, а взаимодействие тем и художественных образов. Темы – главная и побочная – либо противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую. Развитие тем проходит три этапа – экспозицию, разработку и репризу. Темы возникают в экспозиции (от лат. expositio– «изложение, показ»). Главная звучит в основной тональности, которая и определяет наименование тональности всего сочинения (например Симфония до мажор). Побочная обычно излагается в иной тональности – между темами возникает контраст. В разработке происходит дальнейшее развитие тем. Они могут вступать в острое взаимное противоречие. Иногда одна подавляет другую или, наоборот, уходит в тень, оставляя «сопернице» полную свободу действий. Обе темы могут предстать в ином освещении, например, будут исполнены другим составом инструментов, или резко поменяют характер. В репризе (фр. reprise, от reprendre – «возобновлять, повторять») темы на первый взгляд возвращаются в начальное состояние. Однако побочная звучит уже в основной тональности, таким образом приходя к единству с главной. Реприза – итог сложного пути, к которому темы приходят обогащённые опытом экспозиции и разработки. Итоги развития иногда закрепляют в дополнительном разделе – коде (от итал. coda – «хвост»), однако она необязательна. Используют сонатную форму обычно в первой части сонаты и симфонии, а также (с небольшими изменениями) во второй части и в финале.

Соната

Один из основных жанров инструментальной музыки - соната (итал. sonata, от sonare – «звучать»). Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение; у композиторов второй половины XIX - начала XX в. есть и одночастные сочинения. В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии соната предназначена либо для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Первая часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья – финал, исполняемый в быстром темпе. Он подводит итоги и окончательно определяет общий характер произведения.

Иногда сюда же относят М. Гайдна и К.Д. фон Диттерсдорфа.

Особенности музыки

Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко . Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента , наличия сквозных тем и работы над темой и формой.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи - симфонии , сонаты , концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-хчастного сонатно-симфонического цикла.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра - его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей - фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепьянная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы - лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен - к героике, Моцарт, будучи универсальным художником - к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена , столица музыкальной культуры того времени. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века , то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в неё Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры. Это обстоятельство прозорливо подметил почитатель Бетховена граф Фердинанд Эрнст Габриель фон Вальдштайн в своем письме к нему: «Благодаря Вашему неустанному усердию Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна»

Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером в 1834 году в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Венская классика" в других словарях:

    - (венская классика, венский классицизм) направление европейской музыки второй половины XVIII первой четверти XIX вв. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Особенности музыки Трёх великих… … Википедия

    - (нем. Wiener Klassik) творческое направление, сложившееся в Австрии во 2 й пол. 18 в. 1 й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творч. индивидуальностью … Музыкальная энциклопедия

    - (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса … Музыкальная энциклопедия

    Государственный струнный квартет имени М. И. Глинки Жанр струнный квартет Годы 1994 н.в. Страна … Википедия

    Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гёбель. Рейнхард Гёбель (Re … Википедия

    Венская Вотивкирхе характерный памятник неоготической архитектуры XIX века. Готическое (также псевдоготическое) направление в искусстве Нового времени направление в европейском и американском искусстве XVIII XX веков. Готическая эстетика… … Википедия

    Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …

    - (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чешский органист и композитор Б. Черногорский. Г. занимался пением и игрой на… … Большая советская энциклопедия

11 класс

Композиторы Венской классической школы

Учитель

Салимова Мадина Ганиятулловна

МБОУ гимназия г.Сафоново


(1756-1791)

  • - великий представитель Венской классической школы композиции.
  • Виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр
  • Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Б.Крафт.

Портрет Моцарта. 1814 г.


Рождение гениального композитора

В Зальцбурге

в австрийском городе Зальцбурге в семье Леопольда Моцарта родился седьмой ребенок.


Отец Леопольд Моцарт (14.11.1719 - 28.05.1787)

  • талантливый

музыкант капеллы

архиепископа г.Зальцбурга,

  • - австрийский скрипач.
  • Отец и учитель В.А. Моцарта,
  • оказал значительное влияние на его творческое формирование.
  • один из ведущих европейских музыкальных педагогов.
  • композитор и теоретик.

(1719–1787)


Семья. За клавесином Воьфганг и его сестра

Мать – Мария Анна, урожденная Пертль; отец – Леопольд Моцарт. Несмотря на его многолетнюю непосильную работу Вольфгана, семья Моцартов вела скромный образ жизни, часто не могла расплатиться с долгами. Стесняло и ограничивало возможности Леопольда Моцарта его зависимое положение придворного музыканта.


Яркий и блистательный путь в музыке

С детства его имя

стало легендой.

  • В 4 года мог за полчаса разучить

менуэт и сыграть его.

  • В 6 лет с отцом Леопольдом Моцартом

гастролировал по Европе.

  • В 11 лет сочинил первую оперу.
  • В 14 – дирижировал на премьере своей оперы в театре Милана.
  • В 14 лет получил почётное звание академика музыки Болоньи.

Честь и достоинство – кредо Моцарта

  • Положение

придворного музыканта

обязывало выполнять

любые прихоти хозяина.

  • Но характер Моцарта

был независим и решителен.

  • Молодой композитор больше всего ценил честь и достоинство.
  • Пройдя многие жизненные испытания, он не изменил своим взглядам и убеждениям.

В историю музыкальной культуры Моцарт вошёл как

  • блистательный сочинитель симфонической музыки,
  • создатель жанра классического концерта.

Опера «Свадьба Фигаро» (1786)

  • была поставлена по пьесе французского драматурга Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро», запрещённой цензурой.
  • Это весёлая опера в стиле итальянской комической оперы-буфф .

Опера «Дон Жуан» (1787) подзаголовок Моцарта «ВесёлаяДрама».

  • Тема донжуанства была не нова в музыке.
  • Дон Жуан Моцарта – обаятельный, благородный, мужественный человек с рыцарской отвагой.
  • С сочувствием Моцарт раскрыл душевные переживания оскорблённых Дон Жуаном женщин – жертв его любовных интриг.

Опера-сказка «Волшебная флейта »(1791)

  • - любимое произведение Моцарта,
  • его «лебединая песня»,
  • своеобразный эпилог жизни великого композитора.
  • Была поставлена в Вене за 2 месяца до его смерти.
  • Опера имела потрясающий успех.

Эскиз декораций к опере

«Волшебная флейта»


«Реквием» Моцарта (1791) – вершина духовной музыки

Моцарт пишет Реквием на смертном одре


«Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь» А.С.Пушкин

(«Моцарт и Сальери»)


Наследие Моцарта

  • 68 духовных произведений,
  • 23 произведения для театра,
  • 22 сонаты для клавесина,
  • 45 сонат для скрипки и клавесина,
  • 32 струнных квартета,
  • 49 симфоний,
  • 55 концертов и пр.
  • В общей сложности 626 произведений.

Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809)

  • - великий австрийский композитор,
  • представитель Венской классической школы,
  • один из основоположников симфонии и струнного квартета,

Нижняя Австрия – родина Гайдна


Гайдн о своём детстве

  • Когда мне исполнилось 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал мой слабый, но приятный голос.
  • Он взял меня с собой и определил в капеллу (собора cв. Стефана в Вене), где, продолжая образование.
  • Я учился пению, игре на клавесине и скрипке.
  • До 18 лет я с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе .

Гайдн дирижирует струнным квартетом

Гайдн - один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.


«Сотворение мира»

Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в итоговом его сочинении - большой оратории "Сотворение мира " (1798 г.)


«Времена года»

  • Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма.

Творческое наследие Гайдна

  • 104 симфонии,
  • 83 струнных квартета,
  • 52 клавирные сонаты,
  • 24 оперы,
  • 14 месс,
  • Несколько ораторий

Гайдн в золотой серии монет «Великие композиторы»

В честь Гайдна назван кратер на Меркурии.


(1770-1827)

Лю́двиг ван Бетхо́вен

- великий немецкий композитор , дирижёр и пианист .

Бетховен - автор многих произведений, поражавших современников драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепьянные сонаты № 8 ( «Патетическая» ), 14 ( «Лунная» ), соната №21 ( «Аврора» ).


Дом-музей в Бонне

Бетховен родился в Бонне в декабре 1770 года. В двенадцать лет он уже работал помощником придворного органиста.


  • После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал.
  • Среди любимых писателей Бетховена - древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер.

В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».


Молодые годы провёл в Вене.

  • Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста- виртуоза . Его игра поразила слушателей.
  • Сочинения Бетховена начали широко издаваться

и пользоваться успехом.

  • Уже в

Бетховен в 30 лет


Расцвет творчества

Джульетте Гвиччарде композитор

посвятил свою

Лунную сонату

Бетховен сочиняет

Шестую симфонию.


Поздние годы

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения.


Поздние годы

В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой « Фиделио ». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине .


  • был художник,
  • но также и человек,
  • человек в высшем смысле этого слова…
  • он совершил великое,
  • в нём не было ничего дурного.

Основные произведения

  • 9 симфоний,11 увертюр, 16 струнных квартетов
  • 5 концертов для фортепиано с оркестром
  • Концерт для скрипки с оркестром
  • 6 трио для струнных, духовых и смешанных составов
  • 6 юношеских сонат для фортепиано
  • 32 сонаты для фортепиано (сочинены в Вене)
  • 10 сонат для скрипки и фортепиано
  • 5 сонат для виолончели и фортепиано
  • Опера Фиделио
  • Торжественная месса
  • Обработки народных песен (шотландских, ирландских, валлийских)
  • Около 40 песен на слова различных авторов
  • 32 вариации (до минор) Багатели, рондо, экосезы, менуэты
  • и другие пьесы для фортепиано (около 60)