Приказы о зачислении. Почему это плохо

Наши коллеги из сообщества «Медач» проанализировали вступивший в силу приказ Минздрава №212. Он регулирует поступление выпускников вузов в аспирантуру и радикально меняет эту процедуру. Теперь начинающим медикам, чтобы попасть на бюджетные места, придется набрать определенное количество баллов, сдав экзамен и продемонстрировав разные достижения. Больше всего шансов будет у отличников-краснодипломников, стипендиатов именных стипендий и у тех, кто после института годик-три поработает в, к примеру, сельской амбулатории. Остальным придется или платить за обучение, или заключать кабальный контракт с какой-нибудь больницей, которая заплатит за их обучение, или довольствоваться работой терапевтом или педиатром в участковой поликлинике. Студенты в ярости и составили петицию об отмене этого приказа.

Мы приводим их текст с незначительными сокращениям. Полный текст .

Ключевые положения

1. Теперь для поступления в ординатуру необходимо сдавать тест, первый этап первичной аккредитации. Ординаторов, которые поступают в 2017 году, просто поставили перед фактом, что тестирование, проводимое в конце июня, определит их судьбу в дальнейшем.

2. Помимо экзамена важную роль играют баллы, которые студенты могли заработать за время обучения в университете. Они даются строго за определенные достижения, перечисленные в приказе 212н. Самым простым и эффективным способом набрать баллы будет медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения.

3. Количество бюджетных мест имеет существенный уклон в сторону целевого приема. В некоторых университетах (например, в КубГМУ, Кировской медицинской академии) свободного конкурса нет в принципе.

4. Поступить на бюджет, не имея целевого направления теперь чрезвычайно трудно. Минздрав сделал ставку на целевой прием, что обусловлено дефицитом специалистов в регионах.

5. После аккредитации и без ординатуры работать врачом можно, но только участковым терапевтом или педиатром.

6. Врач-интерн не может теперь бесплатно проходить ординатуру, если выбранная специальность совпадает с таковой, полученной в интернатуре.

Проще всего теперь попасть в ординатуру если заключить трехсторонний договор на целевое обучение. В этом случае бюджетная организация (например, больница) оплачивает ординатуру будущим сотрудникам, но при этом обучающийся должен после выпуска там отработать несколько лет. В противном случае ему грозит солидный штраф-неустойка.

Бюджетных мест по свободному конкурсу очень мало, редко больше 2-3 мест, поскольку большинство бюджетных мест отдается целевикам.

Ординатура и зачем она нужна

Студент-медик, выпустившийся из университета, не становится сразу узким специалистом. Он может работать участковым терапевтом (для выпускников педиатрического и других факультетов есть свои аналоги), но например, заниматься хирургией или неврологией не может. Для этого необходимо пройти ординатуру (раньше существовал вариант интернатуры длиной в один год, но теперь её не существует), которая длится от двух лет. Это гибрид университетского образования и стажировки в клинике. Ординаторы прикреплены к больнице (учебные базы), где они выполняют роль классических подмастерьев времен Ренессанса с поправкой на специальность. Если с наставником повезло, то доктор показывает ученику различные аспекты своей профессии, если нет, то просто заваливает историями болезни и прочей рутиной.

Параллельно с этим ординаторы ходят лекции и сдают зачеты. Так продолжается до выпускного экзамена, после чего ординатор получает заветный сертификат и становится специалистом в своей области.

Как поступали в ординатуру до этого приказа? Сперва студент выбирал специальность (чаще всего это происходило на 4-5 курсе медицинского университета), а затем начинал готовиться к поступлению, читал литературу и посещал кружки. После выпуска он сдавал вступительные экзамены в конкретном учреждении (в случае автора это был СЗГМУ им. Мечникова) и поступал. На вероятность поступления влияли наличие красного диплома, достижения в области науки (публикации, патенты, выступления на конференциях, участие в НИР и др.) и иных применимых областях. Иногда в ординатуру шел студент, который уже проходил интернатуру по этой специальности и теперь хочет получить более глубокие знания.

Как поступают теперь:

...Вступительное испытание проводится в форме тестирования.
Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.
Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.
Результат тестирования в баллах (1 балл равен 1 проценту) отражается в протоколе заседания экзаменационной комиссии, подписываемом в день завершения тестирования.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов (далее — минимальное количество баллов).
Результаты тестирования действительны в течение календарного года
Источник: приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017г. №212.

Да, вы все правильно поняли: теперь для того, чтобы поступить в ординатуру по какой-либо специальности, необходимо сдать экзамен по общей медицине, который одновременно является аккредитацией для участкового терапевта или педиатра. Посещение кружков и чтение книжек по выбранной специальности теперь никак не помогут с поступлением, есть просто сумма баллов, а также целевое направление у тех, кто решил заключить договор со своим локальным дьяволом и после ординатуры будет отрабатывать несколько лет в соответствующих городе и учреждении. Больше всего не повезло интернам: согласно приказу 212н, если человек уже проходил интернатуру по этой специальности, то он автоматически лишается права на бюджетное обучение в ординатуре.

Получив эту аккредитацию, в случае неудачи при поступлении в ординатуру можно пойти работать участковым терапевтом или аналогичным специалистом для других факультетов (например, участковым педиатром для педфака).

Копим баллы

Одного теста для поступления в ординатуру недостаточно, необходимо еще насобирать дополнительные баллы. Как это сделать? Получать специальные достижения во время учебы. Очевидно, что у поступающих в ординатуру в 2017 году шансов получить какое-либо из этих достижений уже нет и теперь все зависит от того, как они провели эти шесть лет в стенах медицинского ВУЗа.

  • Красный диплом. +100 баллов. 75% “отлично”, ни одной “удовлетворительно” за 6 лет обучения в медицинском - это невероятно сложно. Долгое время красный диплом был предметом шуток, он был бесполезен. Теперь же это весомый аргумент.
  • Правительственные стипендии и стипендия Президента РФ. +100 баллов. Её можно получить за «выдающиеся способности в учебной и научной деятельности (победители олимпиад, творческих конкурсов, авторы открытий, двух и более изобретений, научных статей в центральных изданиях)».
  • Именные стипендии. +50 баллов. Если кратко, то именная стипендия — это любая другая стипендия помимо классической академической, повышенной стипендии, стипендии Президента, стипендии Правительства РФ. Вариантов множество, это и всем известная «Потанинская стипендия», стипендии различных коммерческих организаций (например, «Такеда», выплачиваемая Nycomed, или стипендия банка Центр-Инвест, доступная студентам из ЮФО), всевозможные стипендии губернаторов и правительств регионов (например, «Именная стипендия правительства Москвы»).
  • Иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию. Суммарно не более +50 баллов. Очень размытое определение, которое оставляет достижения на усмотрение учебной организации. Подробнее о них должно быть написано в правилах приема конкретного учреждения.
  • Стаж медицинского или фармацевтического работника. +50-80 и более баллов. Менее трех лет — 50 баллов, более трех лет — 80 баллов. Если работать в деревне или поселке, то можно получить астрономические 60 баллов за первый год с увеличением веса достижения на 5 баллов за каждый последующий год стажа.

Это самая спорная и неоднозначная часть нового приказа. Начнем с того, что все те, кто учился, допустим, в медицинском колледже или работал фельдшером до поступления в медицинский ВУЗ дополнительных баллов не получают, поскольку в приказе ясно прописано: «Общий стаж работы в должностях медицинских и (или) фармацевтических работников в период с зачисления на обучение по программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, подтвержденный в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации». Что касается работы в селе, то это теперь гарантированный способ получить дополнительные 60 баллов к тем, что уже накопились за практику в медицинских учреждениях, то есть достаточно всего лишь год проработать где-то в глуши и студент может получить еще 60 к тем 50 или 80, что у него уже имелись за стаж работы во время обучения.

Большим недостатком реализации приказа является то, что сейчас он застал врасплох множество студентов, которые намеревались поступать в этом году, поскольку большинство из них готовились больше ко внутренним экзаменам по своей специальности, а аккредитацию считали неким факультативом. Разумеется, у этих студентов теперь есть возможность лишь уповать на удачу и хорошо сданный экзамен, поскольку дополнительное количество баллов за счет стажа или стипендий набрать нет уже никакой возможности. И вот поставьте себя на место человека, который очень хотел поступить в ординатуру, но ему не хватило баллов. Единственным вариантом набрать заветную сумму для такого студента будет работа в каком-либо медицинском учреждении после выпуска из университета, причем работа «на селе» будет явно в выигрыше из-за высокого числа баллов, которые можно там получить. Вот это и есть то самое «рабство в поликлинике», которого так боялись студенты несколько лет назад, только получили они его в немного завуалированном виде.

Зачем все это делается

По данным Федеральной службы государственной статистики, число врачей общей практики неуклонно сокращается. Так, в 2011 году их было 10242 человек, в 2013 уже 10083, а в 2015 9935. Между тем психиатрами работали в 2015 году по тем же данным 20605 человек, кардиологами 12939, хирургами 25898, рентгенологами 21069 и терапевтами (всего, не только участковыми) 76009 человек. Шейман и коллеги в своей работе «Почему в России не хватает врачей» утверждают, что на 2011 год в России участковыми терапевтами работали 36827 человек, участковыми педиатрами 26232 человек, а врачами общей практики лишь 9218.

Несмотря на то, что о необходимости реформ в медицинском образовании говорили давно, по-настоящему активных действий не было до 2014 года, когда Минздрав начал вводить новые стандарты ФГОС 3+, а затем отменил интернатуру и стал создавать систему Непрерывного медицинского образования вместе с аккредитацией специалистов.

Можно предположить, что действия Минздрава, связанные с аккредитацией и ординатурой, направлены на ликвидацию этой бреши за счет притока кадров сразу после выпуска из медицинских ВУЗов. Это обуславливается тем, что выпускники лечебного и педиатрического факультетов обретают возможность сразу же трудоустроиться после аккредитации на должность участкового терапевта или педиатра соответственно. Так как теперь эта аккредитация обязательна для всех выпускников, а кроме этого многие из них будут мотивированы получить дополнительные баллы, можно сделать вывод, что хотя бы частично эту брешь Минздраву удастся закрыть.

При этом целевой прием будет обеспечивать региональные больницы специалистами, которые будут прикреплены подобно крепостным крестьянам (к счастью, временно) и за время действия договора (порядка 3-5 лет) способны хотя бы частично покрыть существующий дефицит.

Среди студентов устойчиво циркулируют мифы, что после аккредитации можно работать врачом общей практики, но это не так. Несмотря на то, что задачи ВОПов похожи на таковые у участковых терапевтов, для того, чтобы стать врачом общей практики, необходимо пройти ординатуру. Поэтому единственным вариантом для студентов, которые хотят работать врачом, но при этом не прошли в ординатуру, остается только быть участковым терапевтом или педиатром по крайней мере один год до следующей попытки поступления.

Почему это плохо

Начнем с того, что система индивидуальных достижений практически никак не отражает действительные знания и мотивацию студента обучаться на какой-либо специальности. Никому не интересны полученные студентом грамоты, его выступления на конференциях и научные работы: совокупно за это можно получить не более 50 баллов, но шансы на его успешное поступление будут в разы выше при наличии стажа в качестве медработника. Талантливый, но при этом обучающийся на коммерции студент имеет низкие шансы на получение стипендии Президента или Правительства РФ, а всего одна оценка «удовлетворительно» по любому предмету не позволит получить красный диплом и дополнительные 100 баллов.

Куда логичнее было бы усовершенствовать имеющийся социальный лифт так, чтобы он позволял студенту уже с первого курса «прокачиваться» в отношении будущей специальности подобно персонажу из компьютерных RPG-игр, набирая по ходу учебы какие-либо достижения и баллы, которые он мог бы затем использовать для поступления в ординатуру. Таким образом система учитывала бы индивидуальные стремления в рамках медицинской науки и образования, а также поощряла развитие студента как будущего специалиста. Вместо этого мы получили размытое «иные индивидуальные достижения» и неприкрытое желание Минздрава использовать бывших студентов в качестве эрзац-медработников в первичном звене медицинской помощи, куда их решили заманить перспективой получить столь ценные баллы.

Хуже всего то, что выпускников медицинских университетов просто поставили перед фактом, что теперь все окончательно изменилось, но сделано это было 8 июня — за 23 дня до аккредитационного теста, который теперь является ключевым для поступления. Если бы это было сделано год назад, то многие смогли бы успеть кардинально изменить количество баллов, пересдав какие-либо экзамены или пройдя практику в качестве медработника, и более основательно подготовиться к тестированию, но теперь им лишь остается принять новые правила игры.

Многие специалисты критиковали аккредитационное тестирование и новые реформы. Одни из-за того, что оно проходит по «общей медицине», а не по какой-либо из специальности, ради которой они поступают в ординатуру. Другие считают, что тестирование с вариантами ответа не может быть адекватным способом оценить уровень квалифицированности будущего специалиста. Некоторые же к тестированию и аккредитации относятся положительно, считая, что теперь есть некий единый стандарт для всех и это обеспечит одинаковые условия для всех медиков, которые хотят стать специалистами.

Но не так страшен сам тест, как то, что он является во многом недоделанным и содержит ошибки.

Эти примеры были взяты с официального сайта Методического центра аккредитации специалистов на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова .

В результате этих внезапных изменений огромное количество людей в этом году не смогут нормально поступить в ординатуру и с понурой головой уйдут работать в поликлиники до следующего поступления. Хватит ли знаний только выпустившемуся, неоперившемуся врачу? Будет ли он хорошо относиться к пациентам? Насколько качественно он будет выполнять свои обязанности? И самый главный вопрос: хватит ли тем студентам, которые не поступили в ординатуру, терпения, чтобы не бросить медицину совсем?

Источники и дополнительные материалы:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 года № 1192 «О стипендиях Правительства Российской Федерации для студентов (курсантов, слушателей) и аспирантов (адъюнктов) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики».

Пройти репетиционное тестирование по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Фармация", "Медицинская биофизика", "Медицинская биохимия", "Медицинская кибернетика" можно на сайте Методического центра аккредитации . Количество попыток не ограничено.

Приказы о зачислении

  • Приказ № 286 a/o от 11.10.2017 "О зачислении иностранных граждан в клиническую ординатуру по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации" (PDF)
  • Приказ № 208 a/o от 04.09.2017 "О зачислении иностранных граждан в клиническую ординатуру по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации" (PDF)
  • Приказ № 207 а/о от 01.09.2017 "О внесении дополнений в приказ № 197 a/o от 28.08.2017" (PDF)
  • Приказ № 204 а/о от 30.08.2017 "О внесении дополнений в приказ № 197 a/o от 28.08.2017" (PDF)
  • Приказ № 198 a/o от 28.08.2017 "О зачислении иностранных граждан в клиническую ординатуру по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации" (PDF)
  • Приказ № 197 a/o от 28.08.2017 "О зачислении в клиническую ординатуру по договорам об оказании платных образовательных услуг" (PDF)
  • Приказ № 196 a/o от 28.08.2017 "О зачислении иностранных граждан в клиническую ординатуру по договорам об оказании платных образовательных услуг" (PDF)
  • Приказ № 191 a/o от 25.08.2017 "О зачислении иностранных граждан в клиническую ординатуру по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации" (PDF)
  • Приказ № 177 a/o от 24.08.2017 "О зачислении в клиническую ординатуру" (PDF)
  • Приказ № 176 a/o от 23.08.2017 "О зачислении иностранных граждан в клиническую ординатуру по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации" (PDF)
  • Приказ № 174 a/o от 22.08.2017 "О зачислении иностранных граждан в клиническую ординатуру по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации" (PDF)
  • Приказ № 171 a/o от 22.08.2017 "О зачислении в клиническую ординатуру по квоте целевого приема" (PDF)

Прием в ординатуру 2017

Правила и сроки приема

  • Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры в ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России на 2017/2018 учебный год (PDF)
  • Условия поступления на обучение по программам высшего образования – программам ординатуры в ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России в 2017 году (PDF)
  • Сроки проведения приема поступающих по программам высшего образования – программам ординатуры в ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России в 2017 году (PDF)

Вступительные испытания

  • Расписание проведения вступительных испытаний поступающих на обучение по программам высшего образования – программам ординатуры в ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России в 2017 году (PDF)
  • Информация о порядке учета индивидуальных достижений поступающих по программам высшего образования – программам ординатуры в ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России в 2017 году (PDF)
  • Общие правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний (извлечение из Правил приема) (PDF)

Количество мест для приема на обучение в рамках контрольных цифр приема (без выделения целевой квоты)

  • Контрольные цифры приема для обучения в ординатуре за счет средств федерального бюджета (PDF)
  • Число мест приема по программам высшего образования - программам ординатуры по договорам об оказании платных образовательных услуг на 2017 год (PDF)
  • Письмо Минздрава России от 25.07.2017 № 16-2/2079766 (об установлении 20 дополнительных мест приема по программам высшего образования-программам ординатуры по договорам об оказании платных образовательных услуг на 2017 год) (PDF)
  • Письмо Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России № 16-0-15/139 от 18.08.2017 (о числе мест по программам ординатуры в рамках договоров об оказании платных образовательных услуг) (PDF)

В ходе кардинальных изменений в сфере медицинского образования интернатура будет полностью отменена, а вот ординатура в 2017-2018 годах останется, но молодых специалистов ожидают существенные перемены. Получение медицинского образования узкой специализации теперь станет более сложным и длительным. На то есть существенные причины, так как старая система показала свою низкую эффективность и интернатура была лишь как подготовительный этап. В отличие от ординатуры, которая длится 2 года и, по сути, полноценная практика, особо необходимая для подавляющего большинства узких специализаций. Грубо говоря, интернатура — это год работы под присмотром, которая почти не дает практических результатов. Увы, но в реальной жизни все не так красиво, как в одноименном телевизионном сериале.

Ординатура выступает обязательным этапом обучения, в ходе которого молодые специалисты приобретают практические навыки, необходимые для оказания помощи пациентам. Особенно важен он для медиков узкой специализации (нейрохирургов, трансплантологов и целого ряда других). Об отмене этого этапа получения медицинского образования пока речь не идет, а существенные изменения позволят подготовить высококвалифицированных специалистов.

В связи с тем, что интернатура будет отменена, изменения в области медицинского обучения коснутся и ординатуры. Ранее студенты медицинских вузов сами по выбору шли в интернатуру на 2 года или в ординатуру на 1 год. В некоторых случаях требовалось проходить и интернатуру, и ординатуру, поэтому к вузовской подготовке еще добавлялось от 1 до 3 лет.

Ныне Правительство хочет произвести серьезные реформы в сфере обучения медиков. Согласно новым правилам, студентам не нужно будет проходить интернатуру. Нововведения действуют с учебного года, который начался в 2016 году – набор в интернатуру полностью прекращен. Теперь после завершения института студент, получивший диплом, имеет право идти работать терапевтом в поликлинику.

Чтобы продолжить обучение по узкой специальности, молодому медику сначала нужно отработать определенное время терапевтом, а потом отправляться в ординатуру, но для этого необходимо пройти аккредитацию и подтвердить квалификацию.

Основные изменения ординатуры в 2017-2018 году

Начиная с 2017 года, желающих пойти на ординатуру ожидают такие изменения:

  1. Пойти сразу после института в ординатуру молодые специалисты не смогут, так как необходимо будет отработать определенное время терапевтом в поликлинике.
  2. Срок обучения в ординатуре будет длиться в среднем 1-2 года, а для некоторых специальностей (например, нейрохирург, пластический хирург) – 5 лет.
  3. Ординатура будет направлена исключительно на получение практических навыков в выбранной специализации.
  4. К обучению в ординатуре будут допускаться только квалифицированные специалисты, прошедшие аккредитацию.
  5. Количество мест по определенным специальностям будет сокращено, а дополнительных мест не будет.

Поскольку реформы по изменениям в медицинском образовании до конца не доработаны, ныне существует много неточностей и неясностей. Известно, что отбор в ординатуру станет значительно жестче, поэтому пройти его будет сложнее. По мнению некоторых опытных врачей, для отдельных категорий могут ввести льготы. К таким категориям могут отнести отличников, победителей различных конкурсов, сирот и так далее, но пока этот пункт в законодательной базе не предусмотрен.

Изначально чиновниками было решено, что медики после института должны обязательно отработать в поликлинике 1 год. Сегодня новости об ординатуре 2017-2018 годов пишут о том, что молодым специалистам нужно будет отработать не менее 3 лет. И хотя эта информация все чаще встречается в прессе, официального подтверждения ей нет. Обязательство отработать несколько лет в поликлинике позволит решить проблему нехватки терапевтов на участках.

Новые сложности и препятствия

Помимо того, что будущим ординаторам нужно будет отработать определенное время терапевтом, их ожидает более жесткий отбор. Желающим продолжить обучение нужно будет пройти аккредитацию для подтверждения квалификации, процесс будет состоять из нескольких этапов:

  1. Тестовые задания. Запланировано, что будет разработано несколько сотен или даже тысяч тестовых заданий для проверки основных знаний медиков. Они будут в открытом доступе, что позволит эффективно подготовиться.
  2. Сдача экзамена. Следующим этапом будет сдача письменного экзамена по специальности.
  3. Собеседование со специалистами. На последнем завершающем этапе кандидатам необходимо пройти собеседование с профессором, кандидатом или доктором наук.

На каждом этапе будут отсеиваться более слабые специалисты, а к следующему будут допускаться только высококвалифицированные специалисты. К тому же обучение в ординатуре будет достаточно дорогим удовольствием, хотя стоимость будет зависеть от региона, престижа и аккредитации вуза, специальности и других факторов. Цена будет как минимум в 2 раза выше, чем обычное обучение в ВУЗе.

Изменения в медицинской сфере направлены на решение основной проблемы – нехватки терапевтов и узкоспециализированных врачей в различных регионах. Стационарное лечение будет по максимуму перенаправлено на амбулаторное.

Выпускники высших медицинских учебных заведений обязаны пройти первичную последипломную подготовку – ординатуру. С ее помощью будущим врачам удается сформировать самостоятельные навыки и достичь определенного уровня мастерства в столь нелегком деле, как оказание срочной медицинской помощи населению.

Ординатура 2017 включает не только тестирование по медицинским специальностям, но и проводит отборочный этап на основе сдачи экзаменов. Ординаторское образование признано дорогим, так как стоимость за год сопоставима с оплатой вперед 2-3 курсов в медицинском учреждении.

Последние новости об ординатуре

С 2016 г. выпускники медицинских учебных заведений по некоторым специальностям могут сразу оправиться на работу, минуя годы учебы в интернатуре. Ее отмена в системе здравоохранения позволит будущим врачам ограничиться двухлетним ординаторским обучением. Однако перед поступлением в ординатуру студент обязан отработать три года в медицинском учреждении.

Как только три года трудового стажа будут пройдены, будущий дипломированный специалист имеет право подать соответствующие документы на обучение в ординатуре. Чиновники Государственной Думы РФ предлагают новую реформу здравоохранения. Согласно их мнению, ординатура — обязательная сфера последипломного образования молодых врачей. Ведь на этапе присвоения ординаторского образования студент получит узкую специализацию. Однако новости об ординатуре 2017 в предоставлении узкопрофессиональных направлений находятся на стадии доработки.

Особенности ординаторского образования

Студенты медицинских вузов обязаны пройти отборочный этап, на основе которого отсеиваются малоквалифицированные кадры. Получение образования в ординатуре открывает двери только для тех студентов, которые успешно сдали вступительные экзамены. Предварительный отбор кандидатов в ординатуре жесткий и беспринципный. Рассчитывать на обучение могут те лица, кто на «пятерочку» сдал все экзамены и прошел серьезное собеседование с докторами и профессорами медицинских наук.

Стоимость ординатуры в 2017 году – удовольствие не из дешевых. Один год обучения в ординатуре равен трем годам оплаты в медицинском университете. На стоимость образовательных услуг влияет следующий перечень факторов:

  • специализация абитуриента;
  • территориальная принадлежность вуза (округ федерального значения);
  • престиж медицинского университета;
  • наличие компетентного преподавательского состава и др.

В отличие от интернатуры ординаторское обучение специализируется на выпуске врачей индивидуальной практики. Такие доктора открывают свои узконаправленные клиники и лечат людей на практике вместо того, чтобы читать медицинскую литературу и углубляться в теоретические знания.

Какие ожидаются изменения в 2017 году

Уже с 2017 года в ординатуре стоит ждать весомых перемен. По отдельным специальностям обучение составит один год. Однако за это время студент медицинского университета наберется практических знаний, опыта и опробует свои навыки и силы в качестве компетентного медперсонала.

Изменения в ординатуре с 2017 года тесным образом затронут багаж знаний выпускников. Обучающая программа по подготовке врачей-специалистов будет жесткой и сложной. Однако, как уверяют эксперты, таким способом добьешься катастрофической нехватки врачей по разным специальностям.

Изменения в ординатуре скажутся на быстрой подготовке докторов. Теперь вечные студенты перейдут в разряд практиков и научатся оказывать первую медицинскую помощь. Однако с 2017 года ординаторское обучение станет модульным. Для нейрохирургов, кардиохирургов и пластических специалистов период обучения составит до пяти лет.

30 августа в Тульском государственном университете прошло зачислительное собрание для ординаторов.

В ординатуру в этом году зачислено 114 человек: 51 на бюджетные и 63 — на коммерческие места. Обучение будет проходить по 24 медицинским специальностям.

Тулячка Анастасия Белозёрова окончила Курский государственный медицинский институт, но учиться в ординатуре твёрдо решила в своём родном городе.

— Да, решила вернуться в Тулу. Здесь мой дом, поэтому и учиться комфортнее. Мне дорого общение с родными и близкими мне людьми, да и остаться я хочу в Туле, здесь работу найти, — призналась Настя. — Медицинский институт ТулГУ дает хорошие знания, поэтому конкуренция при поступлении была очень высокой. И хотя баллов у меня было достаточно, я всё равно боялась, что не поступлю. Поступила! Как специализацию я выбрала кардиологию. Изначально туда хотела попасть. Дела сердечные мне очень близки!

А вот Александр Крылов — выпускник Медицинского института ТулГУ 2014 года. После окончания вуза год проучился в интернатуре по хирургии, затем в течение двух лет молодой человек работал хирургом в Суворовской ЦРБ.

— И вот поступил в ординатуру по патологической анатомии! — не без гордости произнёс Александр. — Мне нравится работа с микроскопами, микропрепаратами. Своего рода научная деятельность. После любой хирургической операции (пункция, биопсия) или родов биоматериал поступает на исследование в отделение патологической анатомии. И по небольшим кусочкам органов или тканей специалист может рассказать буквально всю историю болезни человека. В зависимости от этого и выбирается метод курирования больного. Этим я и хочу заниматься.

…Открыла зачислительное собрание для ординаторов начальник управления подготовки кадров высшей квалификации Галина Евгеньевна Мишунина. Она поздравила зачисленных с переходом на третий уровень высшего образования, каковым и является теперь ординатура. После обучения в ней и успешной сдачи государственного экзамена выпускники получат диплом установленного образца. Галина Евгеньевна рассказала новоиспечённым ординаторам о личном кабинете на сайте, об утверждённом учебном плане, о структуре образовательного процесса в ординатуре. А состоит он из двух частей — теоретического обучения и практики.

Заместитель директора Медицинского института ТулГУ, заведующий кафедрой «Анестезиология и реаниматология», директор Центра повышения квалификации и переподготовки кадров в области медицины Семён Семёнович Киреев сразу же настроил ординаторов на рабочий лад. Он объявил ребятам, что теоретические занятия начинаются у них 4 сентября. И акцентировал их внимание на том, что условием допуска ординаторов на клинические базы является наличие у них санитарных книжек.

Постоянные гости зачислительных собраний: заведующая ресурсным центром научной библиотеки ТулГУ Ирина Викторовна Холина, заместитель председателя профсоюзного комитета студентов и аспирантов, председатель Объединённого совета обучающихся ТулГУ Анна Леонидовна Логвинова и специалист 2-го отдела Виталий Сергеевич Алексеев — рассказали ребятам о том, как грамотно и эффективно воспользоваться всеми теми возможностями, которые перед ними открываются в процессе учебы в ординатуре.

И мы уверены, что наши ординаторы не подкачают!

Пользуясь случаем, поздравляем их с поступлением в ординатуру Тульского государственного университета — опорного и одного из ведущих вузов страны!