Право международных договоров понятие становление. Право международных договоров. Понятие и виды международных договоров

Стороны в международном договоре

Государства в силу своего суверенитета обладают полной (универсальной) правоспособностью. В соответствии с принципом суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету, они имеют право быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть. участниками союзных договоров (Заключительный акт СБСЕ).

Главным при решении вопроса об участии государства в конкретном международном договоре является его заинтересованность в отношении объекта и цели договора. Договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права, а также договоры, объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом (общие договоры), должны быть открытыми для всеобщего участия. В этом положении Декларации о всеобщем участии в Венской конвенции о праве международных договоров выражена сущность принципа универсальности общих международных договоров.

Договорная практика последних десятилетий подтверждает стремление государств следовать этому принципу.

Решение вопроса об участии в договоре принимает само государство в зависимости от его заинтересованности. Это его право. Вместе с тем эффективность некоторых международных договоров напрямую зависит от числа их участников. Серьезную озабоченность вызывает отказ ряда государств от присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия .

В федеративных государствах возникает вопрос о договорной правоспособности как самих федераций, так и их составных частей. Он актуален и для Российской Федерации, и ее субъектов.

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, также могут быть сторонами в международном договоре. Они заключают договоры с государствами чаще всего по вопросам образования самостоятельного независимого государства: о политической поддержке нации в ее борьбе за освобождение от колониальной зависимости, об экономической помощи, об урегулировании вопросов, связанных с предоставлением независимости.

Договорной правоспособностью обладают международные межправительственные организации; она реализуется в соответствии с нормами, которыми определяется правовой статус организации (ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями). Международные организации в отличие от государств обладают ограниченной договорной правоспособностью. Они вправе заключать договоры с государствами или с другими международными организациями в тех пределах и для достижения тех целей, которые определены учредительными или иными актами.

Примером международного договора, в котором в качестве участников предусмотрены государства, нации и международные организации, может служить Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии от 26 сентября 1986 г. Она была открыта для подписания всеми государствами, Намибией, международными организациями, включая региональные (ст. 12).

Заключение международных договоров

В постановлении Правительства РФ "О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений" от 8 сентября 1994 г. говорится об одобрении представленного Министерством сельского хозяйства и продовольствия проекта Соглашения. Министерству сельского хозяйства и продовольствия поручается провести переговоры и подписать указанное Соглашение от имени Правительства РФ.

Определенные должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по заключению договора без специальных полномочий.

Функции депозитария определяются Венской конвенцией о праве международных договоров и конкретными договорами. Основные его функции: хранение подлинного текста договора, ратификационных грамот и документов о присоединении; сообщение участникам договора о депонировании каждой ратификационной грамоты, об оговорках, о вступлении договора в силу; уведомление о присоединении к договору или выходе из него; созыв конференций для обсуждения осуществления договора, если это предусмотрено.

Обмен ратификационными грамотами или их депонирование — это своеобразное совместное исполнительное соглашение государств о согласии на обязательность договора. Оно входит в ряд последовательных действий государств, необходимых для приведения в действие нормы договора о вступлении его в силу, а вместе с ней — и всего договора.

Утверждение — предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством устанавливается круг государственных органов, в компетенцию которых входит утверждение договоров. В зависимости от уровня заключенные договоры утверждаются Президентом РФ, Правительством РФ или другими федеральными органами.

Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. было утверждено Соглашение между Российской Федерацией и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о займе для финансирования проекта постприватизационной поддержки предприятий от 13 апреля 1997 г.

Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. утверждено Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств — участников СНГ, подписанное 3 ноября 1995 г.

Посредством утверждения выражается согласие на обязательность договора международной организацией, если она является участницей договора. Таким полномочием обычно наделяются главные органы международной организации. Так, Генеральная Ассамблея ООН утверждает соглашения ООН со специализированными учреждениями.

Присоединение. Если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре. Как правило, присоединение осуществляется после вступления договора в силу путем депонирования ратификационной грамоты или иного документа о присоединении.

6 июля 1994 г. принято постановление Правительства РФ "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему" (Соглашение от 22 ноября 1950 г., Протокол к нему от 26 ноября 1976 г.).

Оговорка к договору. Это одностороннее заявление государства, посредством которого оно намерено исключить или изменить определенные положения договора. Государство вправе заявить оговорку при подписании, ратификации или присоединении к договору: Такое действие невозможно, когда: оговорки запрещаются договором; договор предусматривает лишь определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; оговорка противоречит объекту и цели договора. Оговорка должна быть сделана в письменном виде и доведена до сведения других государств — участников договора.

Поскольку государство заявлением оговорки предлагает новый вариант определенной нормы, то отношения между ним и другими участниками договора могут регулироваться в этой части по-разному. Отношения с государствами, принявшими оговорку, регулируются новой нормой, тогда как к взаимоотношениям с государствами, возразившими против оговорки, не применяется ни новая норма (она отклонена возражением), ни норма договора (она неприемлема для государства, сделавшего оговорку).

СССР в своей договорной практике использовал право делать оговорки. Чаще всего это касалось положений о передаче спора относительно применения и толкования договоров в Международный Суд .

При ратификации Конвенции ООН по морскому праву Российской Федерацией (а ранее при подписании от имени СССР) была сделана оговорка в соответствии со ст. 298 Конвенции, предусматривающей такое право. Российская Федерация не принимает обязательных процедур, влекущих за собой обязательные решения при рассмотрении споров, связанных с делимитацией морских границ, споров, касающихся военной деятельности, и споров, в отношении которых Совет Безопасности ООН осуществляет функции, возложенные не него Уставом ООН.

При подписании, ратификации или присоединении к договору государство вправе сделать заявление — изложить свою точку зрения по тому или иному вопросу. В отличие от оговорки заявление не меняет содержания договора.

Вступление договора в силу. Договоры вступают в силу в том порядке и в тот срок, которые указаны в договоре. Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу: 1) с момента подписания; 2) по истечении определенного срока после подписания; 3) с указанной в договоре даты.

Порядок вступления в силу договоров, подлежащих ратификации, обусловлен их характером.

Двусторонние договоры вступают в силу: 1) в день обмена ратификационными грамотами; 2) по истечении установленного срока (часто — тридцати дней) со дня обмена грамотами.

Многосторонние договоры вступают в силу: 1) в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификационной грамоты; 2) по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенной по счету грамоты; 3) в день сдачи на хранение определенного количества грамот с указанием конкретных государств, чьи грамоты обязательно должны быть сданы;

"Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания" (ст. VIII Соглашения между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 г.; ст. 9 Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, 1993 г., которое заключено государствами — участниками СНГ).

"Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами" (ст. 39 Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 г.).

. "Настоящая Конвенция подлежит ратификации и вступает в силу через 30 дней после даты обмена ратификационными грамотами" (Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Корея 1992 г.).

"Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение пятой ратификационной грамоты" (ст. XXIV Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.).

"Настоящая Конвенция вступает в силу через 12 месяцев после сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты или документа о присоединении" (ст. 308 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Устав ООН вступил в силу "по сдаче на хранение ратификационных грамот Китайской Республикой, Францией, Союзом Советских Социалистических Республик, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Соединенными Штатами Америки и большинством других государств, подписавших Устав" (п. 3 ст. 110 Устава ООН). Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. — после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР, США, Великобритания) и сорока другими договаривающимися государствами.

Приведенный перечень вариантов вступления договоров в силу не является исчерпывающим. В договорах могут предусматриваться и другие, особые, условия вступления его в силу.

Срок действия договора. Договоры могут быть срочными, причем срок их действия фиксируется в договоре (5 лет, 10 лет, 20 лет и т. д.), и бессрочными, что либо прямо отмечается в договоре, либо вытекает из его содержания (Конвенция о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г., Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. и др.). В некоторых случаях действие договора рассчитано на срок, необходимый для выполнения обязательств .

Государства вправе продлить (пролонгировать) действия договора. Продление обычно оформляется специальным соглашением.

Так, путем обмена нотами в 1996 г. была оформлена договоренность о продлении в отношениях между РФ и США срока действия Соглашения между Правительством СССР и Правительством США по некоторым вопросам морского судоходства 1990 г.

Нередко предусматривается возможность автоматического продления действия договора.

Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. было заключено сроком на 5 лет; оно автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды для тех государств, которые не заявят о денонсации. Такие договоры можно назвать неопределенно-срочными.

Опубликование и регистрация договоров

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры , решения о согласии на обязательность которых приняты в форме федерального закона , официально публикуются в Собрании законодательства РФ, а также в Бюллетене международных договоров. Договоры межведомственного характера публикуются в официальных изданиях этих органов.

Все международные договоры, зарегистрированные в Секретариате Организации Объединенных Наций , подлежат опубликованию в периодически издаваемом сборнике, именуемом "Treaty Series". В рамках Совета Европы издаются европейские конвенции — "European Treaty Series". Опубликование многосторонних договоров, принятых в Содружестве Независимых Государств , производится в официальном издании "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ".

Согласно ст. 102 Устава ООН международные договоры, заключенные членами Организации, должны быть зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы. Регистрация не влияет на юридическую силу договора; на договор, не зарегистрированный в указанном порядке, стороны не могут ссылаться в органах ООН.

Действие договора во времени и пространстве

Недействительность может быть абсолютной, а договор признан ничтожным, если: а) согласие государства на его обязательность было выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государства или его представителя;

б) договор противоречит императивной норме jus cogens (существующей или возникшей после заключения договора).

Относительная недействительность делает договор оспоримым. Ее основаниями являются: а) явное нарушение особо важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать договоры. Нарушение является явным, если оно очевидно для любого государства; б) ошибка относительно факта или ситуации, которые существовали при заключении договора и представляли собой основу для согласия на его обязательность, при этом государство не вправе ссылаться на ошибку как на основание для признания договора недействительным, если оно своим поведением способствовало возникновению этой ошибки; в) обман со стороны другого участвующего в переговорах государства; г) прямой или косвенный подкуп представителя одного государства другим участвовавшим в переговорах государством.

Все эти основания свидетельствуют о наличии порока в согласии государства на обязательность для него договора.

Положения признанного недействительным договора не имеют юридической силы. Если на основе такого договора были совершены определенные действия, то каждый участник вправе потребовать от другого участника восстановления, насколько это возможно, такого положения, которое существовало до совершения указанных действий. Действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительный договор, не считаются незаконными.

Если договор признается недействительным в силу противоречия императивной норме jus cogens, то участники по возможности устраняют последствия любого действия, совершенного на основании положения, противоречащего этой норме.

Если договор становится недействительным вследствие возникновения новой нормы jus cogens, то государства освобождаются от обязательств выполнять договор в дальнейшем.

Прекращение и приостановление действия договоров

Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируются в договоре.

Срочные договоры прекращают свое действие по истечении указанного в них срока . Договор может быть прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств ; б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена); в) в связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена). Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.

Денонсация — это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.

В частности, в договоре могут определяться: а) срок, когда государство вправе заявить о денонсации (например, по истечении определенного периода после вступления в силу); б) срок, когда договор утрачивает силу для заявившего о денонсации государства (например, по истечении шести или двенадцати месяцев и т. д.); в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация (например, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы государства); г) форма и содержание уведомления о денонсации.

Иногда право , государств на денонсацию ограничивается. По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. денонсация во время войны не будет иметь силы до заключения мира или до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации лиц, пользующихся покровительством конвенций.

Аннулирование — это отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора. Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права , государство при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).

Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрены следующие обстоятельства — основания аннулирования договора: 1) существенное нарушение договора другими участниками; 2) невозможность исполнения договора (уничтожение его объекта); 3) коренное изменение обстоятельств.

Аннулирован при наличии указанных "чрезвычайных" обстоятельств может быть любой договор, в том числе тот, в котором определены иные (нормальные) условия его прекращения (исполнение обязательств , истечение срока, денонсация и т. д.). Конкретные договоры в отличие от денонсации не устанавливают порядок аннулирования, если даже возможность аннулирования договоров допускается.

В соответствии с п. 3 ст. 19 каждое государство-участник имеет право выйти из договора, если другое государство-участник выйдет по количеству вооружений за пределы ограничений, предусмотренных договором, в пропорциях, представляющих угрозу балансу сил в районе применения договора.

Приостановление договора возможно: 1) в отношении всех участников с их согласия и после консультаций с государствами, которые выразили согласие на его обязательность, но для которых он не вступил в силу; 2) в отношении двух или нескольких участников многостороннего договора — по соглашению между ними, если такая возможность предусмотрена договором или вытекает из него; 3) в случае, если из последующего договора вытекает намерение его участников приостановить предыдущий договор; 4) в случае существенного нарушения договора.

Процедура признания договора недействительным, прекращения или приостановления его действия определена Венской конвенцией о праве международных договоров (ст. 65—68).

Участник договора, который ссылается на основание для оспаривания действительности договора, для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, должен уведомить других участников о своем намерении. В уведомлении должны быть указаны меры, которые предполагается принять в отношении договора.

Если по истечении определенного периода, который должен составлять не менее трех месяцев с момента получения уведомления, ни один участник не выскажет возражения, то направивший уведомление участник имеет право осуществить предусмотренные меры (например, препроводить другим участникам документ о прекращении договора, подписанный главой государства , главой правительства или министром иностранных дел).

В случае возражения со стороны других государств все участники договора должны добиваться урегулирования с помощью средств, предназначенных для мирного разрешения споров (переговоры, добрые услуги, посредничество и др.).

Если урегулирование не достигнуто в течение 12 месяцев после даты, когда было сформулировано возражение, то спор может быть передан в Международный Суд или арбитраж. Это касается споров о признании договора недействительным в связи с противоречием императивной норме общего характера (jus cogens). Спор о недействительности, прекращении или приостановлении по другим основаниям может быть передан на рассмотрение согласительной комиссии.

Согласно Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации" прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия договоров осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на его обязательность (п. 1 ст. 37).

Действие договора может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих безотлагательных мер, с обязательным информированием Федерального Собрания и внесением проекта соответствующего закона (п. 2 ст. 37).

Эта отрасль занимает стержневое положение в системе международного права . Она связана со всеми его отраслями и институтами. В теории и практике используется также такое понятие, как международное договорное право, которым обозначают нормы, созданные договорами, в отличие от обычных норм. Известно также выражение "международное договорное право, например, России", которым обозначается совокупность договоров определенного государства . Объем такого права становится все более значительным. Россия является участницей свыше 10 тыс. договоров.

Договоры, содержащие нормы, объект и цели которых представляют интерес для всех государств, называются общими или универсальными договорами. Такие договоры должны быть открытыми, т.е. в них должны иметь право участвовать все государства. В закрытом договоре участвуют только заключившие его государства. К полуоткрытому договору могут присоединиться и другие государства, но только с согласия его участников. Такими являются многие многосторонние договоры в рамках СНГ. Другим примером может служить Североатлантический договор 1949 г.

Договоры государств определенного географического района именуются региональными. Таковыми являются соглашения, заключенные в рамках СНГ и ЕС . Особый смысл этому понятию придает Устав ООН, допускающий существование региональных соглашений для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию мира, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения совместимы с целями и принципами ООН (ст. 52).

Право на участие в договорах

В прошлом существовал принцип свободы договоров , позволявший крупным государствам заключать договоры практически по любому вопросу и самим определять круг участников, не считаясь с правами менее могущественных государств. Крупные державы очень неохотно расставались с этим принципом. Из-за позиции западных держав право на участие было лишь частично отражено в Декларации Венской конференции, а не в принятой ею Конвенции о праве договоров 1969 г. Ныне универсальные конвенции открыты для участия всех государств.

В общем, можно считать, что право государства на участие в общих договорах стало общепризнанным. Оно основано на принципе суверенного равенства, из которого вытекает равное право всех государств на участие в международной жизни.

Право на участие может существовать в отношении не только общих, но и иных договоров. При этом определяющим фактором является наличие у государства юридической заинтересованности. Международный суд использует выражение "интерес правового характера". Абсолютным правом на участие обладает наиболее заинтересованное государство, т.е. такое, дела которого являются основным предметом договорного урегулирования. Неучастие наиболее заинтересованного государства влечет за собой недействительность договора, нарушающего принципы суверенного равенства и невмешательства.

Это положение нашло отражение в практике Международного суда. При рассмотрении дела о золоте, изъятом в Риме в 1943 г., Суд отклонил требование Италии о разделе доли Албании без ее участия в процессе на том основании, что "законные интересы Албании были бы не только затронуты решением, но и явились бы объектом решения".

Правом на участие обладают и непосредственно заинтересованные государства, т.е. такие, законные права и интересы которых имеют прямое отношение к предмету договора.

Например, в отношении договора о режиме Суэцкого канала Египет является наиболее заинтересованным государством, а государства, активно пользующиеся каналом, относятся к непосредственно заинтересованным.

Положение непосредственно заинтересованного государства отличается от положения наиболее заинтересованного государства. Неучастие того или иного непосредственно заинтересованного государства не делает договор недействительным. В определенной мере это подтверждается решением Международного суда по делу "Науру против Австралии".

Право на участие существует независимо от признания государства или его правительства . Практически во всех общих многосторонних договорах участвуют не признающие друг друга государства или правительства. Особый случай, когда ООН объявляет незаконным режим, установленный в стране в нарушение права народа на самоопределение. Прецедент был создан решениями Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН 1965 - 1979 гг. относительно расистского режима в Южной Родезии.

Не является препятствием для участия в договоре отсутствие дипломатических или консульских отношений. Разрыв этих отношений не влечет за собой прекращения договора, если они не являются необходимыми для его осуществления. Но и в последнем случае обычно речь идет лишь о приостановлении действия договора. Например, разрыв консульских отношений делает невозможным осуществление консульской конвенции, и она приостанавливает свое действие, которое возобновляется с восстановлением консульских отношений.

Заключение договоров

Стадии заключения договора

Подписание ad referendum обычно используется в тех случаях, когда уполномоченный согласен с подготовленным текстом, но считает целесообразным получить одобрение правительства, например, если содержание текста не совсем соответствует полученным им инструкциям. После одобрения договора государством подписание ad referendum обретает статус полного подписания.

Порядок подписания договора обычно согласовывается сторонами в процессе переговоров. В прошлом подпись под договором обязательно сопровождалась печатью. Ныне нередко ограничиваются подписью.

Сам по себе факт подписания договора может иметь серьезное политическое значение, содействовать улучшению отношений между участниками. Существенно значение подписания универсальной конвенции, призванной установить нормы общего международного права , для формирования соответствующих обычных норм.

В некоторых международных организациях принята процедура, которая вообще не предусматривает подписания. В Международной организации труда (МОТ), например, конвенции принимаются конференцией и передаются на утверждение государствам.

Ратификация, утверждение, присоединение

Ратификация - акт утверждения международного договора высшими органами государственной власти , выражающий согласие на его обязательность.

Порядок ратификации определяется внутренним правом . В соответствии с Конституцией РФ ратификация осуществляется Федеральным Собранием РФ в форме закона .

Согласно Закону о международных договорах (ст. 15) ратификации подлежат международные договоры РФ:

а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина ;

в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами , включая договоры о прохождении государственной границы РФ , а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Ратификации подлежат также международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

Особый порядок ратификации договоров о принятии в Российскую Федерацию новых субъектов предусмотрен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации " (ст. ст. 7 - 9).

Известны случаи вынесения вопроса о ратификации особенно важных договоров на референдум . В 1992 г. во Франции был проведен референдум о ратификации Маастрихтского договора о Европейском союзе . Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" не исключает возможности подобного волеизъявления (ст. 3).

В принципе ратификация не должна чрезмерно откладываться. Однако известны случаи, когда она затягивалась на десятки лет. Так, СССР подписал Конвенцию об использовании радиовещания в интересах мира в 1936 г., а ратифицировала ее Россия как правопреемник СССР в 1992 г. Особенно много подобных случаев в практике США .

На основании акта о ратификации глава государства подписывает ратификационную грамоту. Процесс ратификации считается завершенным после обмена ратификационными грамотами (в случае двустороннего договора) или после сдачи ее на хранение (в случае многостороннего договора).

Отказ от ратификации не считается нарушением международного обязательства , но может повлечь за собой отрицательные политические последствия. В послании Президента США о положении страны 1979 г. говорилось, что отказ США от ратификации договора ОСВ-2 нанесет ощутимый удар по отношениям с союзниками в Европе.

Согласие международной организации на обязательность для нее договора осуществляется актом официального подтверждения, принимаемым ее компетентным органом.

Утверждение, принятие - процедуры выражения согласия на обязательность договора, не подлежащего ратификации, но предусматривающего одобрение после подписания.

Эти процедуры осуществляются более широким кругом государственных органов , чем ратификация. Закон о международных договорах предусматривает, что договоры по вопросам, требующим ратификации, утверждаются федеральным законом (п. 1 ст. 20). Утверждение, принятие договоров осуществляются также Президентом и Правительством . Многие договоры содержат стандартное положение о том, что одобрение производится каждой из сторон в соответствии с ее внутренним правом.

Присоединение - акт согласия на обязательность договора, заключенного другими государствами.

Возможность присоединения предусматривается в самом договоре или согласовывается его участниками. Как правило, присоединение осуществляется теми же органами, что и ратификация или утверждение. Этот порядок закреплен Законом о международных договорах (ст. 21).

Договор представляет собой единое, сбалансированное целое. Поэтому согласие на обязательность части договора может иметь место лишь в случае, если это допускается договором или если с этим согласны другие договаривающиеся государства. Попытка некоторых западных держав принять лишь часть Конвенции ООН по морскому праву вызвала отрицательную реакцию Генеральной Ассамблеи, которая 1 ноября 1988 г. приняла Резолюцию о морском праве. Резолюция подчеркнула важность обеспечения целостности Конвенции, предотвращения применения ее постановлений избирательно, вопреки ее объекту и целям.

Оговорки

Оговорка - одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в процессе заключения договора , имеющее целью исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в отношении автора оговорки.

Кроме оговорок государства делают заявления о толковании, цель которых состоит в уточнении смысла того или иного положения или его понимания автором заявления. Такие заявления возможны в отношении как многосторонних, так и двусторонних договоров. В отличие от оговорок они не изменяют содержания договора и не нуждаются в согласии других участников. Обязывают они лишь государство, которое их сделало. Тем не менее заявления о толковании нельзя считать лишенными всякого правового значения. Они представляют собой разновидность практики. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров наряду с контекстом договора при толковании учитывается практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования (п. 3 ст. 31).

Практике известны также общеполитические заявления, содержащие оценку договора или его отдельных положений, без намерения оказать юридическое воздействие на договор. Такие заявления могут иметь лишь политическое значение. Тем не менее порою бывает нелегко провести границу между заявлением, имеющим и не имеющим юридического значения.

При всех условиях односторонние заявления не влияют на содержание договора и не обязывают других участников. Поэтому едва ли обоснованно включение в закон о ратификации запрещения другим государствам делать определенные заявления.

Депозитарий

Устные соглашения нередко называют джентльменскими соглашениями, что не совсем правильно. Существуют два вида устных соглашений. К первому относятся те, что порождают международно-правовые обязательства . Существование такого рода соглашений является общепризнанным. В заявлении директора бюро МИД Японии говорится: "Тот факт, что соглашение в устной форме обладает юридической силой международного договора , признан доктриной и практикой".

К другому виду устных соглашений относятся те, которые создают морально-политические, а не юридические обязательства. Они-то и являются джентльменскими соглашениями в точном смысле. Существование таких соглашений общепризнанно. В доктринальной кодификации Американского института права говорится о соглашениях, не носящих юридического характера и не порождающих соответствующих последствий. "Примером таких соглашений являются "джентльменские соглашения", заключавшиеся на протяжении американской истории ...". Обычно джентльменские соглашения никак не фиксируются.

Учитывая различия в процедуре оформления письменных и устных договоров, Венские конвенции касаются лишь первых. Это же относится и к Закону о международных договорах (п. "а" ст. 2). Вместе с тем Венские конвенции 1969 г. и 1986 г. признают юридическую силу устных соглашений. В Конвенции 1986 г. говорится: "Тот факт, что настоящая Конвенция не применяется... к международным соглашениям не в письменной форме, не затрагивает: а) юридической силы таких соглашений; б) применения к ним любых норм, изложенных в настоящей Конвенции, под действие которых они подпадали бы в силу международного права..." (ст. 3). Следовательно, кодифицированные конвенциями обычные нормы применимы и к устным соглашениям с учетом их специфики.

Аналогичная ситуация и с Законом о международных договорах. Его положения применимы и к устным соглашениям. Значение этого подтверждается практикой государств .

В 1982 г. в Закон США относительно опубликования договоров 1972 г. была внесена поправка, требующая облекать устные соглашения в письменную форму. Цель поправки - предотвратить возможность обхода требования об информации Конгресса путем заключения устных соглашений.

Договор представляет собой единую систему норм, которые должны толковаться во взаимосвязи. Как правило, он состоит из трех частей. Первая - преамбула - указывает мотивы заключения договора , его цели и принципы. Все постановления договора должны толковаться в свете соответствующих положений преамбулы. Иногда этот момент подчеркивается в самом договоре.

В этом плане представляет интерес мнение Международного суда , высказанное в решении по делу "Венгрия против Словакии": "Именно цель Договора и намерения заключивших его сторон должны превалировать над его буквальным применением. Принцип добросовестности обязывает стороны применять его целесообразно и так, чтобы его цель была достигнута".

Вторая - центральная часть - излагает содержание. Третья - заключительная часть - содержит постановления о порядке выражения согласия на обязательность договора, о его вступлении в силу и прекращении действия и т.п. Эта часть обязательна даже до вступления договора в силу.

Многие договоры содержат также приложения, правовая сила которых, как правило, одинакова с основной частью договора и которые составляют, так сказать, четвертую, дополнительную часть, которая содержит детальные постановления с цифровыми показателями, формулами, картами.

Наименования договоров различны, на их юридическую силу это не влияет. Наиболее употребительные наименования: договор, соглашение, конвенция, протокол, устав. Особой формой является соглашение путем обмена нотами с тождественным содержанием. Соглашение по тому или иному вопросу может быть зафиксировано также в совместном заявлении или коммюнике, в декларации.

Язык договоров представляет сложную проблему прежде всего в силу необходимости изложить его содержание на разных языках, которые к тому же отражают специфику национальной правовой системы . В качестве общего правила, двусторонние договоры составляются на языках обеих сторон. Каждый из них является аутентичным, т.е. равно подлинным. Стороны руководствуются текстом на своем языке. В случае расхождения принимаются во внимание оба текста, применяется толкование, сближающее их смысл.

В случае существенных различий между языками сторон порою составляют текст договора на трех языках. Российско-индийское соглашение о борьбе против незаконного оборота наркотических средств 1993 г. составлено на языках русском, хинди и английском. Все тексты являются аутентичными, однако в случае разногласий основным считается текст на английском языке.

Многосторонние договоры универсального характера принято составлять на официальных языках ООН: английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском. Иногда договор составляется на одном из этих языков. В таких случаях депозитарий готовит официальные переводы на другие языки.

Действие договоров

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву обязывает государства добросовестно проводить в жизнь постановления договора в международной и внутренней сфере. Известно немало критических высказываний государственных деятелей относительно надежности договоров. Тем не менее ни один из них не мог без них обойтись, а произвольный отказ от договора всегда влек за собой негативные последствия.

Добросовестное выполнение означает, что стороны обязаны сделать все от них зависящее для реализации договора во всей полноте. Принцип добросовестности запрещает злоупотребление договорными правами , т.е. использование их в ущерб правам и законным интересам других субъектов. Отказ от договора допустим только в соответствии с международным правом. Нельзя ссылаться на свое внутреннее право как на основание для невыполнения договора.

Несколько особый характер действия имеют универсальные правотворческие конвенции. Они в значительной мере представляют собой кодификацию существующих норм. Поэтому постановления таких конвенций не могут игнорироваться и до вступления в силу. В этом плане представляет интерес решение Международного суда по делам о континентальном шельфе Северного моря. Относительно Женевской конвенции о континентальном шельфе Суд заявил: более половины государств стали или станут ее сторонами, и "потому следует полагать... реально или потенциально действуют в осуществление Конвенции".

Недействительность договора может быть относительной и абсолютной. Первая делает договор оспоримым, ее основаниями являются ошибка, обман, подкуп представителя. Все это случаи редко встречающиеся и трудно доказуемые. Тем не менее они известны практике.

Вопрос о значении ошибки возник, например, когда Венгрия в 1989 г. решила отказаться от соглашения с ЧССР о строительстве гидроузла на Дунае на том основании, что технический проект не учитывал отрицательных последствий этого строительства. Правопреемница ЧССР - Словакия не признала довод Венгрии убедительным. Позиция Словакии была подтверждена при рассмотрении этого дела Международным судом .

Обычно допущенные ошибки устраняются дополнительным соглашением сторон. Примером может служить соглашение в форме обмена нотами, исправлявшее планы объектов и определенные технические ошибки в Договоре по ракетам средней и меньшей дальности 1988 г..

Абсолютная недействительность означает ничтожность договора с самого начала. Ее основаниями являются принуждение представителя, принуждение государства , противоречие императивной норме международного права .

Понятие "невозможность исполнения" предельно ограничено по сравнению с общим принципом права : при невозможности исполнения закон освобождает от обязательства (quia implementia exusat legem). В международном праве речь идет лишь о случаях безвозвратного исчезновения объекта, необходимого для выполнения договора. Даже состояние необходимости не дает оснований для прекращения договора. Международный суд определил, что состояние необходимости "не является основанием для прекращения договора. На него можно ссылаться лишь для избежания ответственности... договор может не действовать в то время, когда продолжает существовать состояние необходимости... но, если стороны по взаимному соглашению не прекратят договор, он будет продолжать существовать".

Оговорка о неизменности обстоятельств (clausula rebus sic stantibus) хорошо известна международной практике. Она означает, что договоры заключаются при подразумеваемом признании оговорки относительно того, что они могут быть прекращены при коренном изменении обстоятельств. Это основание было активно использовано новыми независимыми государствами для отказа от навязанных им в прошлом колониальных договоров. Их представители высоко оценили соответствующие положения проекта статей о праве договоров, подготовленных Комиссией международного права.

Учитывая многочисленные случаи злоупотребления оговоркой и ее недостаточную определенность, Венские конвенции о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г. не подтверждают ее существования. Они запрещают отказ от договора на основании коренного изменения обстоятельств, за исключением двух случаев:

a) если наличие таких обстоятельств составляет существенное основание согласия участников на обязательность для них договора;

b) если последствия изменения обстоятельств коренным образом изменяют сферу действия договора (ст. 62).

Столь ограниченное определение изменения обстоятельств как основания, дающего право на прекращение договора, привело к тому, что обычно на изменение обстоятельств ссылаются как на основание для пересмотра, а не аннулирования договора.

В ноябре 1990 г. посол Австрии в Москве передал МИД СССР сообщение своего правительства о том, что, исходя из основополагающих изменений в Европе, оно рассматривает ряд положений Государственного договора 1955 г. устаревшими. Одновременно оно подтверждает приверженность Государственному договору в целом. Во врученной послу памятной записке была изложена позиция Советского правительства, которое не имело возражений против толкования отмеченных положений как утративших практическое значение. Одновременно было выражено удовлетворение готовностью Австрии и впредь придерживаться Государственного договора.

Коренное изменение обстоятельств. Вооруженный конфликт вносит во взаимоотношения сторон достаточно серьезные изменения для того, чтобы служить основанием прекращения или приостановления действия договоров.

С началом конфликта начинают применяться договоры, которые были специально заключены на этот случай. В первую очередь это относится к конвенциям гуманитарного права, устанавливающим правила ведения военных действий и нормы о защите жертв войны.

Что же касается договоров между участниками конфликта и третьими государствами, то начало конфликта само по себе не прекращает и не приостанавливает действие двусторонних договоров с ними. Вооруженный конфликт между некоторыми участниками многостороннего договора не прекращает и не приостанавливает действие такого договора между остальными участниками, а также между ними и сторонами в конфликте. Конфликт между некоторыми членами международной организации не оказывает влияния на действие учредившего ее договора.

Государство, осуществляющее право на самооборону в соответствии с Уставом ООН , может приостановить действие договоров, несовместимых с осуществлением этого права . В случае принятия Советом Безопасности резолюции относительно угрозы миру или акта агрессии государства обязаны прекратить или приостановить действие договоров, несовместимых с этой резолюцией. После прекращения вооруженного конфликта, если стороны не договорились об ином, действие приостановленных договоров должно быть восстановлено как можно скорее.

Таким образом, регулирование действия договоров в случае вооруженного конфликта нацелено на максимально возможное сохранение правовых отношений, особенно тех, что касаются защиты личности.

дипломная работа

1.1 Возникновение и развитие права международных договоров

Международный договор является главным источником международного права, главной формой взаимодействия государств.

Право международных договоров как система договорных и обычных юридических норм и принципов, регулирующих отношения между государствами, возникло на определенной ступени развития человеческого общества. При этом отмечают несколько периодов в его развитии:

Международные договоры в Древние века - ХIV в. до н.э. - V в. н.э.;

Международные договоры в Средние века - период феодализма - VI - ХV вв. и период перехода от феодализма к капитализму - ХVI-ХVIII вв.;

Международные договоры в Новое время - 1789-1917 гг.;

Международные договоры в Новейшее время - конец 1917 г. - настоящее время.

Международные договоры являются одними из древнейших источников международного права, которое на заре своего возникновения носило в основном обычный характер. Международно-правовой обычай был основным источником международного права в рабовладельческом обществе.

По мере того как связи между древнейшими государствами становились более тесными и постоянными, стали заключаться международные договоры. Их заключение предполагало существование уже развитой письменности. Первые такие договоры появились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., приблизительно 5 тыс. лет назад в государствах Двуречья. Древнейший дошедший до нас международный договор был заключен в первой половине ХХIII в. до н.э. между аккадским царем Нарамсином и мелкими правителями Элама Чекунов С.А. Международный договор: В прошлом и настоящем // Закон и право. - 2003. - №10. - С. 34. .

Исторические памятники указывают на существование оживленных внешних сношений между государствами Востока еще во II тысячелетии до н.э. С середины II тысячелетия до н.э. число дошедших до нас договоров становится довольно значительным. Среди них встречаются договоры союзные, о границах, о заключении браков. С возвышением Египта, активизацией его внешней политики в отношении сопредельных государств и племенных образований на юге долины Нила и в Азии заключенные им договоры приобретают первостепенное значение. Один из них, не только древнейший, но и наиболее типичный для того времени, был заключен около 1300 года до н.э. между царем Хаттушилем III (Хаттусилисом) и египетским фараоном Рамсесом II Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. - М., 1990. - С. 15. (см. Приложение А). Он послужил образцом для последующей договорной практики эпохи рабовладения.

В качестве субъектов международного права того времени выступали не сами государства, а фараоны, цари, князья, самостоятельные или зависимые правители отдельных городов. Отсюда значительное число договоров о браке, в которых самым подробным образом регулировались вопросы приданного, ранга и прав царицы среди других жен и т.п. Династические браки были тогда весьма важным политическим актом, некоторые из них действительно повлекли за собой существенные результаты. Так, брак вавилонской царевны Шуммуримат (Семирамиды) с ассирийским царем Шамши-Ададом II привел не только к установлению дружеских отношений между обоими государствами, но и к необычайному росту в Ассирии влияния вавилонской религии и культуры.

Древний Восток не знал принципа равенства субъектов международного права. К середине I тысячелетия до н.э. считались «великими» и относительно равноправными Египет, Вавилон, Митани и Хеттская держава. Позже к ним присоединилась Ассирия. При этом египетский фараон и среди них занимал особое, первенствующее положение.

Государи, считавшиеся равными, обращались друг к другу как братья: «Я благополучен, а ты, твои дома, твои жены, твои сыновья - да будут весьма благополучны». Зависимые правители и князья начинали свои письма с обращения «господин» или «отец». Вот пример: «Царю, господину моему, моему Солнцу - так говорит твой раб Робадди; к ногам моего господина, своего Солнца я припадаю семь и семь раз»Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. - М., 1990. С. 17. .

В целом международные договоры заключались по двум основным вопросам: о войне и мире, при этом союзные договоры были как оборонительные, так и наступательные.

В I тысячелетии до н.э. активную внешнюю политику вели государства Древней Индии, в частности, они устанавливали контакты с соседними странами, расположенными за пределами Индийского полуострова. Индийский исторический памятник того периода - законы Ману - упоминает о рангах дипломатических агентовЧекунов С.А. Международный договор: В прошлом и настоящем. // Закон и право. - 2003. - №10. - С. 34. - С. 35. .

Союзные и мирные договоры были двумя главными видами международных договоров Древнего мира. Их субъектами выступали не только государства, но и города, союзы государств и городов, иногда религиозные организации и даже отдельные лица. Большинство договоров были двусторонними. Процедура их заключения была сложной и обставлялась строгими формальностями, особенно договоры религиозного характера, без соблюдения которых они считались недействительными.

В Древнем Риме ритуал заключения договоров выполняли особые духовные лица - фециалы. Старший фециал убивал камнем жертвенного поросенка и произносил клятвы верности договору. Этот момент считался моментом заключения договора и одновременно вступления его в силу. Официальные лица ставили свои подписи, скреплявшиеся иногда печатью. В Греции печать применяли только независимые государства. В Древнем Китае существовал даже особый дворец договоров - Менг-Фу Чекунов С.А. Там же. С. 35. .

Какого-либо одного языка, на котором составлялись бы все древние международные договоры, не было. Договоры составлялись, как правило, в одном подлинном экземпляре, с которого делались копии и переводы. Сила международных соглашений между древними государствами обосновывалась с точки зрения религиозных предписаний. Считалось, что правители государств действовали от имени богов, покровительствовавших тому или иному народу. Боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, что должно было содействовать выполнению соглашения. Поэтому клятва, включавшая торжественное обещание соблюдать договор и призыв к божеству вмешиваться в случае нарушения соглашения становится частью норм, регулирующих поведение его участников. В связи с этим нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление и контрагент стороны, нарушившей клятву, освобождался от дальнейшего выполнения обязательств. Более того, он получал право начать против нарушителя клятвы войну См.: Тиунов О.И. Принцип соблюдения договоров в международном праве. - Пермь, 1976. - С. 7-8. . Особенно часто практиковалась отправка в качестве заложников царских детей. Именно в этот период начал складываться принцип «paсta sunt servanda» - договоры должны соблюдаться Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Указ. соч. С. 18. .

В Древней Индии была сделана первая попытка дать определение международного договора как «того, что связывает суверенов в отношениях их друг с другом».

Свое влияние на право международных договоров оказал феодальный строй. Субъектами договора наряду с государствами выступали феодалы, а позже и города, добившиеся независимости от местных феодалов. Римские папы заключали особые соглашения - конкордаты.

Вследствие развития производительных сил, роста торговли и мореплавания число договоров увеличилось, появились новые виды международных договоров: торговые, о плавании по рекам, консульские, валютные и другие. В конце ХV- начале ХVI в. вопросы торговли стали занимать все большее место в договорах между государствами. В них встречались положения чисто политического характера: о союзе, дружбе и т.п. Эти договоры назывались союзными в торговых целях Чекунов С.А. Международный договор: В прошлом и настоящем. // Закон и право. - 2003. - №10. - С. 35. .

В Средние века, как и в древности, не было общего для всех государств международного права. Существовало несколько центров международной жизни - Западная Европа, Византия, Киевская Русь, арабский Восток, Индия и Китай. В это время заключались договоры об арбитраже. Их число стало увеличиваться в период абсолютизма и разложения феодального общества. В основном феодальные договоры были двусторонними, но заключались и многосторонние, прежде всего мирные договоры. Важнейший из них - Вестфальский мирный договор 1648 г., ознаменовавший окончание Тридцатилетней войны и регулировавший отношения между государствами Европы вплоть до Французской буржуазной революции. Претерпели значительные изменения форма и структура международных договоров, их язык и другие аксессуары формы Чекунов С.А. Указ соч. С. 36. .

Договоры заключались на срок или бессрочно. Бессрочными были обычно мирные договоры. Они заключались навечно, как говорилось в договорах Руси, «пока сияет солнце и весь мир стоит» или «пока хмель не потонет и камень не поплывет».

В период абсолютизма (ХVI - ХVII вв.) феодальное государство достигает наивысшей ступени централизации; создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция. Во внешней политике решающую роль играют интересы династического порядка. Получил признание принцип суверенитета и равноправия государств. Так, Вестфальский мирный договор (1648 г.) признал суверенитет Швейцарии и Голландии, а также право всех германских князей проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, подтвердив тем самым равноправие всех государств независимо от исповедываемой религии и форм государственного устройства Чекунов С.А. Там же. С. 36. .

В период абсолютизма договорная практика получает дальнейшее развитие. Заключаются политические, союзные, мирные договоры, в торговых широко применяется условие наибольшего благоприятствования.

Буржуазные революции и национально-освободительные движения в конце XVIII - первой половине XIX в. в Европе и Америке привели к возникновению новых буржуазных отношений. Изменяется служебная роль и классовое содержание международных договоров.

Образование капиталистического мирового рынка, широкое развитие международной торговли, экономических, технических и других международных связей и средств сообщений привели к росту числа международных договоров, особенно многосторонних соглашений по вопросам связи, путей сообщений, санитарии и т.д. Усложнялось содержание торговых договоров и консульских конвенций, число их увеличивалось, возникали новые виды договоров (о правовой помощи, выдаче, патентах и авторских правах).

Таким образом, с появлением международно-правовых договоров начинает формироваться и право, регулирующее их действие. То есть право договоров формируется одновременно с международным правом в целом. Этот процесс протекал под большим влиянием римского права и, в частности, такой его отрасли, как обязательственное право. Там же была заимствована формула основного принципа права договоров «pacta sunt servanda».

Гражданство Российской Федерации

Закрепляя многолетнюю практику, Конституция России содержит важное правило об уважении норм международного права, общепринятых международных обычаев во взаимоотношениях между государствами...

Договор аренды и найма жилых помещений

Древнерусское право и государство

Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи...

Институт залога в гражданском праве советского периода

Залог, как гражданско-правовой институт имеет длительную историю развития. Сущность его всегда была одинакова: он был одним из средств обеспечения обязательств, но его основные элементы менялись...

Ипотечное кредитование

Комплексный анализ способов приобретения права собственности, их содержание и понятия

Приобретение права собственности в силу заключения договоров относится к производным основаниям возникновения права собственности. Договором купли-продажи является договор...

Международное договорное право

Учитывая роль права договоров в функционировании международного права, можно полагать, что без кодификации этой центральной отрасли было бы трудно говорить о кардинальных успехах в кодификации международного права в целом...

Наследование по завещанию

Изучение вопроса о становлении и развитии наследственного права в России необходимо для дальнейшего развития науки гражданского права по рассматриваемым вопросам. В современных условиях историко-правовой анализ законодательства...

Права человека и гражданина: генезис, эволюция и современные трактовки

Права человека и гражданина - явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. История прав человека - это история очеловечивания людей...

Международные соглашения получили распространение задолго до появления самой идеи международного права. В этом нет ничего удивительного. Соглашение является единственным средством мирного решения вопросов...

Право международных договоров

С образованием государств договоры служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Заключенный в XIII в. до н.э...

Право международных договоров

Право международных договоров - это отрасль международного права, которая представляет собой совокупность норм и принципов, регулирующих порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров...

Правовая культура общества

Правовые системы современности

Романо-германская правовая семья имеет давнюю юридическую историю. Она образовалась на основе рецепции важного источника римского права - кодекса Юстиниана. Рецепция римского права (от лат...

Система гуманитарного права Российской Федерации

международный договор кодификация право

Введение

Заключение

Список использованных источников


Введение

Международные договоры в письменном виде закрепляли соглашения государств с конца IV - начала III тысячелетия до н. э. Древнейшие договоры рабовладельческих государств посвящались в основном, вопросам войны и мира, перемирия и союзов. Как правило, это были двусторонние договоры. С развитием международных отношений круг вопросов договорного урегулирования расширялся. Стали заключаться договоры о границах, торговле, правах иностранцев и др. Договоры феодального и более позднего периода определяли правовой режим мореплавания, торговли, консульских отношений и т.д. Все большее распространение получают многосторонние договоры.

Постепенно международный договор становится основным источником международного, права, а международная договорная практика - основой формирования обычных норм, регламентирующих порядок заключения, реализации, толкования и прекращения действия международных договоров. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, которые в своей совокупности и составили особую отрасль международного права право международных договоров.


1. Возникновение права международных договоров

Международные соглашения получили распространение задолго до появления самой идеи международного права. В этом нет ничего удивительного. Соглашение является единственным средством мирного решения вопросов, возникающих между независимыми образованиями. Поэтому даже между племенами заключались соглашения о мире, совместных военных действиях, разграничении владений и др. Значение соглашений было велико. Достаточно сказать, что без соглашения о мире каждое племя считало себя находящимся в состоянии войны с другими племенами. Отказ от признания соответствующих правил был равносилен отказу от всяких, кроме враждебных, отношений с соседями, что было чревато серьезными последствиями.Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обуславливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.В практике используются такие понятия, как "международное договорное право" и "международное договорное право государства".Первое обозначает нормы, создаваемые договором, в отличие от норм обычая. Второе - совокупность договоров определенного государстваПоследнее представляет весьма масштабную систему норм, в которую входит свыше 10 тыс. договоров.Длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи."Первый кодификационный акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на конференции американских государств. Им явилась Гаванская конвенция о договорах, которая носила региональный характер, так как действовала лишь в Латинской Америки".С появлением Организации Объединенных Наций и созданием в ее рамках Комиссии международного права кодификация права международных договоров стала одной из главных задач, поставленных перед комиссией.Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров, и на создание под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968 – 1969 годах, была принята Венская конвенция, вступившая в силу в 1980 году, касается договоров, заключенных между государствами.В 1986 году была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями, которая являясь результатом кодификации и прогрессивного развития международного права, содержит положения, учитывающие специфику договоров с участием международных организаций.Важное место в осуществлении договорной правоспособности государств занимают нормы их внутреннего права.Как правило такие нормы содержатся в конституциях. Но некоторые государства издали специальные нормативные акты, касающиеся компетенции государственных органов и других вопросов заключения, выполнения и прекращения международных договоров.

2. Развитие и кодификация права международных договоров

С образованием государств договоры служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Заключенный в XIII в. до н.э. договор о мире и союзе между фараоном Египта и царем хеттов предусматривал оказание содействия не только в войне с внешними врагами, но и в подавлении восставших рабов. Была предусмотрена и взаимная выдача политических беженцев. Договор скреплялся религиозной клятвой, каждый клялся своими богами. Оформлен был договор путем обмена серебряными досками, на которых был выгравирован согласованный текст.

Характерной чертой не только межплеменных, но и межгосударственных отношений, а также соответствующих соглашений была их персонификация. Они строились и оформлялись как отношения между вождями, государями, хотя реально речь шла о межплеменных и межгосударственных связях. Эта черта была присуща отношениям как рабовладельческих, так и феодальных государств. Идея государства как субъекта международных отношений утверждалась с большим трудом.

Лишь взаимное истощение католических и протестантских государств в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) побудило правителей заключить в 1648 г. Вестфальский мир. Мирный договор закрепил новую систему международных отношений в Западной Европе, систему независимых национальных государств. Принято считать, что этот договор положил начало позитивному международному праву. Однако в содержании договора идея международного права не получила четкого отражения. В нем, скорее, речь идет об особом внутреннем праве империи. В Оснабрюкском мирном договоре 1648 г. содержался раздел о мирном договоре как конституционном законе Священной Римской империи. Помимо всего прочего, образующие Вестфальский мир договоры были заключены "во имя пресвятой и неделимой троицы", то есть подкреплялись авторитетом религии. Подобная практика существовала и в дальнейшем. Таким же образом были скреплены акты Священного Союза XIX в.

По мере усложнения международных отношений и роста их значения для жизни государств все более настоятельной становилась необходимость правового регулирования межгосударственных связей. Соответственно росла роль международного права, и в частности международных договоров.

Первые попытки кодификации в области права договоров были предприняты учеными. Такая кодификация именуется доктринальной. Наибольшее внимание кодификации права договоров уделили: Й. Блюнчли (Современное международное право, изложенное в виде кодекса, 1868 г.), Д. Филд (Проект основ международного кодекса, 1872 г.), П. Фиоре (Кодифицированное международное право и его юридическое обеспечение, 1889 г.). Особый интерес представляет проект Й. Блюнчли, значительно опередившего не только практику, но и доктрину своего времени. Если другие авторы ограничились кодификацией в основном процессуальных моментов, порядка заключения договоров, то Й. Блюнчли затронул вопросы международной правомерности договоров.

Доктринальная кодификация права договоров в XX в. осуществлялась и научными учреждениями. Наиболее известен проект конвенции по праву международных договоров, подготовленный коллективом авторов на базе Гарвардского университета в 1935 г. Проект также посвящен процессуальным моментам заключения договоров. Заслуживает внимания положение о недопустимости ссылок на внутреннее право для оправдания невыполнения договора без каких-либо исключений.

Официальная кодификация норм, относящихся к договорам, стала в повестку дня лишь в начале XIX в. Положение было сложным. Отсутствовало ясное и точно определенное право международных договоров: Область права договоров в особой степени представляет собой поле, на котором процветают пережитки и на котором до сего дня очень мал прогресс в отношении установления единообразия и всеобщих стандартов. Первым актом официальной кодификации явилась Конвенция о международных договорах, принятая Конференцией американских государств в 1928 г. По своему содержанию Конвенция была весьма ограниченной, но, несмотря на это, она так и не вступила в силу.

Следующая попытка кодифицировать нормы, касающиеся договоров, была предпринята в рамках Лиги Наций. В 1924 г. был учрежден Комитет экспертов по прогрессивной кодификации международного права. В числе областей международного права, созревших для кодификации, Комитет указал и нормы, относящиеся к договорам. При этом Комитет ограничился лишь вопросами процедуры заключения договоров. Более того, эти вопросы рассматривались как часть процедуры работы конференций. Столь ограниченный подход, естественно, не мог дать ощутимого результата, что признал и сам Комитет.

Все это свидетельствует о том, с каким трудом шел процесс формирования права договоров. Объясняется это тем, что право договоров является стержнем механизма функционирования международного права в целом. Оно определяет порядок создания, действительность, применение и прекращение действия норм.

Инициаторами кодификации выступили ученые эксперты - члены Комиссии международного права ООН. На своей первой сессии в 1949 г. Комиссия включила тему "Право международных договоров" в число тем, которые созрели для кодификации. Предложение Комиссии было одобрено Генеральной Ассамблеей, признавшей кодификацию этой темы приоритетной задачей.