Понятие уголовного принуждения. Понятие, виды и значение мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве. Задержание: понятие, цели, основания, мотивы, сроки, процессуальный порядок. Основания освобождения задержанного

1)меры процессуального принуждения: понятие и классификация

2)задержание подозреваемого

3)меры пресечения

4)иные меры процессуального принуждения

1)МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификация мер процессуального принуждения:

Задержание подозреваемого

Меры пресечения

Иные меры процессуального принуждения

УПК РФ содержит процессуальные гарантии, которые обеспечивают законность применения мер процессуального принуждения. Ими являются:

Применение мер процессуального принуждения только по возбужденному уголовному делу при наличии предусмотренных законом оснований и только до вступления приговора или иного решения суда в законную силу

Исчерпывающий круг участников уголовного судопроизводства, к которому эти меры м б применены, а равно органов и должностных лиц уполномоченных на их применение

Установление четкого процессуального порядка применения каждой меры процессуального принуждения

Любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу, имеет право на возмещение вреда в порядке реабилитации.

Меры процессуального принуждения- предусмотренные законом процессуальные средства принудительно-обеспечительного характера, включающие в себя задержание подозреваемого мерой пресечения и иные меры процессуального принуждения, которые орган дознания, дознаватель, следователь, а также суд в пределах своих полномочий вправе применить к подозреваемому, обвиняемому и иным участникам уголовного судопроизводства при наличии оснований, предусмотренных УПК РФ в целях предупреждения, либо пресечения их неправомерных действий. Меры процессуального принуждения не являются разновидностью уголовного наказания и к осужденным не применяются.

2)ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО

Задержание подозреваемого- мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, следователем, дознавателем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Она может применяться без судебного решения, но только на стадии предварительного расследования и только по уголовным делам о преступлениях, за совершение которых м б назначено наказание в виде лишения свободы.

Основания задержания:

Лицо застигнуто при совершении преступлении или непосредственно после его совершения

Когда потерпевший или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление

Когда на этом лице или его одежде при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Перечисленные в законе основания задержания подозреваемого могут возникнуть только при наличии достаточных данных указывающих на признаки преступления.

Лицо принявшее решение о применении этой меры процессуального принуждения должно произвести следующие дей-ия:

Подозреваемому д б разъяснены суть подозрения и его права предусмотренные ст 46 упк РФ

В срок не позднее 3х часов д б составлен протокол задержания, копия которого вручается подозреваемому

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течении 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый д б допрошен

Если в отношении подозреваемого возбуждается ходатайство о заключении его под стражу, то постановление и материалы к нему д б представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя:

Если не подтвердилось подозрение в совершении преступления

Если отсутствует основание применения мер пресечения в виде заключения под стражу

Если задержание было произведено с нарушением требований УПК РФ

3)МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ

Меры пресечения- предусмотренные УПК РФ 7 мер процессуального принуждения, одну из которых при наличии достаточных оснований дознаватель, следователь или суд вправе избрать обвиняемому, а в исключительных случаях подозреваемому с целью временного ограничения его прав и свобод. Ими являются:

Подписка о невыезде и надлежащем поведении(ст 102 упк)

Личное поручительство(ст 103 упк)

Наблюдение командования воинской части(ст 104)

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым(ст 105 упк)

Залог(ст 106 упк)

Домашний арест(ст 107 упк)

Заключение под стражу(ст 108,109 УПК)

Процессуальными гарантиями законности и обоснованности применения мер пресечения выступают:

Применение меры пресечения не иначе как после возбуждения уг.дела

Применение меры пресечения только в отношении обвиняемого и в исключительных случаях подозреваемого

Предоставление права избирать меру пресечения только дознавателю, следователю или суду и только в пределах своих полномочий

Отсутствие у них обязанности применять меру пресечения

Наделение дознавателя, следователя и суда полномочиями по избранию только одной меры пресечения по её последующей отмене, а также по изменении меры пресечения на более строгую или более мягкую

Обеспечение судебным контролем и другими правовыми гарантиями справедливости и соразмерности процессуальных процедур по избранию мер пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу и продления срока содержания под стражей

Возможность обжалования решения суда, следователя, дознавателя о применении мер пресечения

В исключительных случаях мера пресечения м б избрана в отношении подозреваемого, при этом обвинение ему д б предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу в тот же срок с момента задержания. Об избрании меры пресечения выносится постановление, его копия вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, одновременно ему разъясняется порядок обжалования решения о её избрании.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого: не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызову дознавателя, следователя или в суд; иным путем не препятствовать в производстве по уголовному делу.

Личное поручительство - состоит в письменном обязательстве заслуженного доверием лица о том, что оно ручается за выполнением подозреваемым или обвиняемым 2х обязательств:

В назначенный срок являться по вызову дознавателя, следователя в суд

Иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Наблюдение командованием воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или проходящим воинские сборы состоит в принятии мер предусмотренных уставом вооруженных сил РФ для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом взяток на себя обязательств.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями, опекунами или попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.

Залог- м б избран в любой момент производства по уголовному делу и состоит во внесении или передачи подозреваемым, обвиняемым или другим ЮЛ или ФЛ на стадии предварительного расследования в орган в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства- в суд недвижимого и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению РФ акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого, либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд предупреждения совершения им новых преступлений.

Вид и размер залога определяется судом с учетом следующих обстоятельств:

Характер совершенного преступления

Данных о личности подозреваемого или обвиняемого

Имущественного положения залогодателя

По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не м б менее 100тыс руб, а по уг.делам о тяжких и особо тяжких преступлениях менее 500тыс руб

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной более мягкой меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной, либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя, либо на иных законных основаниях с возложением ограничений и запретов и осуществлением за ним контроля. Наказание избирается на срок до 2х месяцев.

Заключение под стражу применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое УЗ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3х лет и при невозможности применения иной более мягкой меры пресечения. К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу м б применено в случае если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. Срок содержания под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В ходатайство о продлении срока содержания под стражей д б представлено в суд по месту производства предварительного расследования, либо по месту содержания обвиняемого под стражей не позднее, чем за 7 суток до его истечения. Судья принимает свое решение не позднее чем через 5 суток после получения такого ходатайства. Мера пресечения отменяется когда в ней отпадает необходимость или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменились основания для её избрания. изменение меры пресечения допускается также в целях обеспечения безопасности подозреваемого, обвиняемого

4)ИНЫЕ МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Это группа из 5 мер, особенность которых проявляется в возможности их применения дознавателем, следователем или судом не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к другим участникам уголовного процесса в целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства, а также надлежащего исполнения приговора. Ими являются:

Обязательства явки(ст 112 упк)

Привод(ст 113)

Временное отстранение от должности(ст 114 упк)

Наложение ареста на имущество(ст 115-116 упк)

Денежное взыскание(ст 117-118 упк)

Обязательства явки состоит в письменном обещании подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля своевременно являться по вызову дознавателя, следователя и в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом.

Привод состоит в принудительном доставлении подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего и свидетеля к дознавателю, следователю или в суд.

По общему правилу привод не может производиться в ночное время.

Временное отстранение от должности м б применено только к подозреваемому, обвиняемому, независимо от того является ли он должностным лицом или осуществляет иную деятельность. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого, обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования ходатайство. Постановление судьи о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы либо в вышестоящую организацию и подлежит немедленному исполнению

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества распоряжаться и пользоваться им, а также в изъятии имущества и передачи его на хранение с целью обеспечить исполнения приговора других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества. Наложение ареста на имущество отменяется на основании постановления или определения лица или органа в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость

Денежное взыскание предназначается только для потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, гражданского ответчика, эксперта, специалиста, переводчика и понятого. Оно м б наложено в случаях неисполнения этими участниками уголовного судопроизводства, предусмотренных упк РФ процессуальных обязанностей, а также при нарушении ими порядка судебного заседания. Процессуальные обязанности за неисполнение которых м б наложено денежное взыскание д б прямо предусмотрено УПЗ. Денежное взыскание налагается судом в том судебном заседании где это нарушение было установлено. Если соответствующее нарушение было допущено в ходе досудебного производства, то дознаватель, следователь составляет протокол о нарушении, который направляется в районный суд и подлежит рассмотрению судьей в течении 5 суток с момента его поступления в суд. Размер денежного взыскания варьируется в пределах до 2500руб. если его единовременная уплата невозможна, то суд при наложении такого взыскания вправе отсрочить или рассрочить на срок до 3 месяцев.

Меры уголовно-процессуального принуждения - это уголовно процессуальные средства принудительного характера, применяемые компетентными органами и должностными лицами в отношении различных участников процесса для предупреждения и пресечения их неправомерных действий в целях обеспечения необходимых условий для достижения задач предварительного расследования и уголовного судопроизводства.

Различают следующие виды уголовно-процессуального принуждения:

  • а) меры обеспечения получения доказательств, к которым относят привод; задержание; выемка и обыск; освидетельствование; наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка (ст. 174 УПК); получение образцов для сравнительного исследования; отстранение от должности; помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение;
  • б) меры обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества (наложение ареста на имущество);
  • в) меры поддержания порядка в ходе производства по уголовному делу (- удаление из зала суда подсудимого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей; эксперта; специалиста и переводчика);

Принуждение в уголовном судопроизводстве

Возлагая на участников уголовного судопроизводства определенные обязанности и предоставляя им права при расследовании и разрешении уголовного дела, государство рассчитывает на то, что они будут добросовестно исполняться и использоваться. Однако нельзя не учитывать проблем, связанных с недобросовестным исполнением обязанностей или злоупотреблением правами, что требует применения средств, способных обеспечить исполнение закона. С этой целью установлены меры государственного принуждения.

Меры уголовно-процессуального принуждения -- это предусмотренные законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами при наличии основания и в порядке, установленном законом в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц, а также в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выполнения назначения уголовного судопроизводства.

Иначе: Меры уголовно-процессуального принуждения - психологическое, материальное, физическое и моральное воздействие органов уголовного преследования на поведение лиц, участвующих в уголовном деле, с целью пресечения и предупреждения совершения ими неправомерных действий.

Общим для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их применения независимо от воли и желания лица, в отношении которого они осуществляются, а также их правоограничительный или правопринудительный характер.

Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К таким ограничениям может относиться ограничение:

неприкосновенности личности (задержание, арест);

свободы передвижения (домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении);

права осуществлять трудовую деятельность (отстранение от должности);

права распоряжаться имуществом (наложение ареста на имущество и т. п.).

Признаки мер уголовно-процессуального принуждения:

применяются только к лицам, участвующим в уголовном деле: к обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и понятому, чье ненадлежащее поведение создает угрозу или препятствует успешному расследованию (разрешению) уголовного дела;

применяются только в рамках производства по уголовному делу;

правом по применению мер уголовно-процессуального принуждения обладают специальные субъекты (дознаватели и следователи указанных в УПК РФ органов, а также суд);

круг оснований, влекущих необходимость применения в отношении лица мер принудительного воздействия, определен законом;

порядок их применения строго регламентирован законом.

Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Они применяются по мотивированному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по судебному решению (заключение под стражу, домашний арест, залог, временное отстранение от должности и некоторые другие).

Виды мер процессуального принуждения (в соответствии с разделом IV УПК РФ):

задержание, меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения. Они могут носить гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер. Меры государственного принуждения, применяемые в уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, судов, называются мерами процессуального принуждения. От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствие для успешного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общего назначения уголовного судопроизводства; применяются при наличии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность; имеют особые содержание и характер.

В УПК предусмотрен раздел IV, регламентирующий меры процессуального принуждения, содержание которого позволяет включать в эту категорию следующие виды мер процессуального принуждения.

  • 1. Задержание подозреваемого (гл. 12 УПК).
  • 2. Меры пресечения (гл. 13 УПК):

подписка о невыезде и надлежащем поведении;

личное поручительство;

наблюдение командования воинской части;

присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

залог; домашний арест; заключение под стражу.

3. Иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК):

обязательство о явке; привод; временное отстранение от должности; наложение ареста на имущество; денежное взыскание.

Меры уголовно-процессуального принуждения неодинаковы по своему характеру и преследуют разные цели. Одни из них направлены на пресечение возможного продолжения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности). Другие связаны с необходимостью доставления или обеспечения явки лиц в органы расследования или в суд (привод, обязательство о явке). Третьи служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество).

Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения могут быть разделены на средства пресечения, предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения. Таким образом, в уголовном судопроизводстве мерами процессуального принуждения являются предусмотренные уголовно-процессуальным законом принудительные средства, применяемые уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами при наличии к тому достаточных оснований и в порядке, установленном законом, в отношении подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а также других участвующих в деле лиц в целях пресечения и предупреждения противоправных действий этих лиц, устранения препятствий для производства по уголовному делу и обеспечения надлежащего исполнения приговора.

Права - это не только определенные социальные возможности, но и определенные социальные необходимости, не свобода вообще, но мера свободы. Любой индивид обязан действовать в определенных рамках, согласуя свои желания с правами других членов общества, неся при этом бремя ответственности за свое поведение. Для обеспечения своего благополучного существования общество вынуждено сдерживать негативную активность граждан.

Существуют ситуации, когда общественные интересы диктуют необходимость прямого вторжения государства в сферу прав людей: это необходимость борьбы с преступниками и другими правонарушителями; преодоление неблагоприятной ситуации, вызванной эпидемией или стихийным бедствием и их последствиями; осуществление военного положения. Среди них особое место, в силу непрерывности и значительного распространения, занимает обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью, которая "не просто является одной из функций государства, но есть часть правового режима, в рамках которого только и возможны действительная защита и уважение прав и достоинства личности" Васильева Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения. Монография. Уфа: Издательство Башкирского государственного университета, 2003. с. 5;.

Перед уголовным судопроизводством Российской Федерации стоят задачи, по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильного применения закона для того, чтобы лицо, совершившее преступление, было подвергнуто справедливому наказанию, а невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Зачастую процессуальные обязанности граждане выполняют добровольно и добросовестно. Но нередки ситуации, когда отдельные лица не выполняют возложенные на них процессуальные обязанности, всячески противодействуют органам расследования: прокурорам, судам, осуществляющим производство по уголовным делам (уничтожают вещественные доказательства, скрывают похищенное имущество, запугивают или подговаривают очевидцев не давать показания, скрываются от органов уголовного судопроизводства, противодействуют исполнению судебных приговоров и других судебных решений).

В целях пресечения, предупреждения, нейтрализации и искоренения такого противодействия наше государство обязывает органы расследования: прокуратуру и суды проводить с такими лицами разъяснительную и воспитательную работу, убеждать их в необходимости добросовестного выполнения гражданского долга перед органами уголовного судопроизводства, а при отсутствии положительных результатов от проводимых мероприятий разъяснительного и воспитательного характера, а также убеждения - применять к несознательным участникам уголовного процесса меры государственногопринуждения, в том числе (в установленных законом случаях, связанные с ограничением личной свободыМихайлов В.А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. - М: Право и Закон, 1996. с. 4-5;.

Меры государственного принуждения как составная часть государственных функций призваны обеспечивать реализацию норм права. Меры государственного принуждения в случаях, определенных уголовно-процессуальным законом, применяются и независимо от проводимых мероприятий воспитательного и разъяснительного характера в порядке обеспечения с их помощью надлежащего поведения участников процесса для гарантирования интересов уголовного судопроизводства.

Учитывая, что государственное принуждение связано с существенными ограничениями установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, в уголовном процессе оно допустимо лишь в строго установленных законом случаях, при соблюдении соответствующих гарантий законности и обоснованности его применения.

Меры государственного принуждения, применяемые в уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, прокуроров, судов, именуются мерами процессуального принуждения Там же, с. 6;.

Меры уголовно-процессуального принуждения - это предусмотренные уголовно-процессуальным правом решения и действия органов, ведущих производство по делу, ограничивающие права остальных участников процесса помимо их воли Калиновский К. Б., Смирнов А. В. Уголовный процесс. Пособие по подготовке к экзамену. - СПб.:, Питер, 2003. с. 45;.

Общей для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо от воли и желания лица, к которому они применяются. Такая возможность, однако, не всегда превращается в действительность, так как граждане нередко не только не препятствуют должностному лицу исполнять свои обязанности, но добровольно и сознательно выполняют предписания норм права. В то же время сама возможность принудительного исполнения этих мер придает имобъективно-принудительный характер Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник. / Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юристъ, 2001. с. 285;.

Меры уголовно-процессуального принуждения не одинаковы по своему характеру, и их применение преследует разные цели. Одни из них призваны пресечь возможность продолжения обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельности, его уклонения от следствия или суда либо воспрепятствование процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности, удаление лиц из зала судебного заседания). Другие связаны с необходимостью доставления лиц в следственные или судебные органы (привод). Третьи направлены на обнаружение и процессуальное закрепление доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение для экспертного исследования) Там же, стр. 286;.

Меры пресечения имеют ярко выраженныйпринудительный характер, относятся к пресекательным средствам.

В то же время в конкретном случае следственное действие может и не иметь принудительного характера, если лицо, в отношении которого оно осуществляется, не возражает против его производства. Например, лицо добровольно участвует в освидетельствовании, предоставляет образцы для сравнительного исследования, выдает предметы или документы, имеющие значение для дела, и др. Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения ограничивают конституционные права и свободы граждан, нужны твердые процессуальные гарантии, которые бы обеспечивали их законность и обоснованность. В правовом государстве имеет важное значение то, насколько применение мер процессуального принуждения вызвано действительной необходимостью ограничения прав гражданина. Цели уголовного судопроизводства должны достигаться при наименьшем ограничении прав и свобод гражданина. Конституция РФ, действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливают важные процессуальные гарантии этого (ст.55, 56 Конституции РФ).

Также, при наличии обоснованного подозрения о совершении преступления данным лицом предусматривается возможность ограничения некоторых прав этого лица (например, права на свободу передвижения, на личную свободу и т.д.) в предусмотренном законом порядке. Совместимы ли такие меры с презумпцией невиновности? Цель этих правоограниченийзаключается не в карательном или исправительном воздействии на лицо, привлеченное к уголовной ответственности, а в создании условий для законного и обоснованного разрешения уголовного дела. Наиболее существенное, чем отличаются меры процессуального принуждения от уголовного наказания - их условный, временный характер. Решения о мерах процессуального принуждения исполняются лишь постольку, поскольку существуют обстоятельства, которыми они вызваны. И если данные обстоятельства миновали, то они должны быть отмененыАктуальные вопросы уголовного процесса современной России: Межвузовский сборник научных трудов. Отв. ред. З.Д. Еникеев. Уфа: РИО БашГУ, 2003. с. 22;.

Значение мер уголовно-процессуального принуждения огромно, они обеспечивают функции уголовного преследования и разрешения дела по существу, а также обеспечивают собирание доказательств и гарантируют гражданский иск по уголовному делу. Так, задержание подозреваемого и применение меры пресечения призваны обеспечить функции уголовного преследования и разрешения дела; привод свидетеля или потерпевшего - собирание доказательств в виде показаний названных участников уголовного судопроизводства, а наложение ареста на имущество - гражданский иск, предъявленный по уголовному делу.

Таким образом, из всего выше сказанного следует, что содержанием мер уголовно-процессуального принуждения являются: лишение личной свободы, которое составляет суть задержания по подозрению в преступлении и меры пресечения в виде заключения под стражу; ограничение личной свободы, которое имеет место, например, при применении меры пресечения в виде подписки о невыезде; ограничение права собственности, которое имеет место при наложении ареста на имущество;угроза значительной имущественной потери, которая образует суть меры пресечения в виде залога; временное лишение должности, которое имеет место при применении временного отстранения от нее; иные лишения и правоограничения(например, доставление в правоохранительный орган лица вопреки его воле, которое является содержанием привода, денежное взыскание, означающее причинение убытков, особый режим военной службы, который применяется при избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части) Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб.пособие. -- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. с. 156;.

  1. Понятие, виды и значение мер процессуального принуждения.
  2. Основания, мотивы и порядок задержания.
  3. Понятие и виды мер пресечения, основания и порядок их применения.
  4. Иные меры процессуального принуждения.

1. Понятие, виды и значение мер процессуального принуждения.

Эффективная организация уголовного преследования возможна лишь при наличии в распоряжении правоохранительных органов мер государственного принуждения. Одной из разновидности мер государственного принуждения являются меры уголовно-процессуального принуждения. Меры принуждения как метод государственного воздействия используются для устранения препятствий, создаваемых участниками судопроизводства при возбуждении, расследовании и рассмотрении обстоятельств совершенного преступления.

Для уголовного судопроизводства характерно многообразие мер принуждения. Они образуют систему, обладающую следующими признаками:

1. Применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный, правоограничительный характер.

2. Применяются тем органом или должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело. Субъектами применения мер процессуального принуждения выступают, как правило, следователь, дознаватель и суд, что обуславливает волевой характер мер принуждения.

3. Применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для хода уголовного судопроизводства. Меры процессуального принуждения применяются не только в отношении лиц, которые подвергаются уголовному преследованию (подозреваемый, обвиняемый), но и в отношении других участников уголовного судопроизводства.

4. Имеют конкретные цели, вытекающие из назначения уголовного судопроизводства. Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу имеет своей целью обеспечение надлежащего поведения лица.

5. Имеют особое содержание и характер. Так, содержанием мер процессуального принуждения является лишение свободы, в случае задержания лица по подозрению в совершению преступления либо в случае избрания в отношении лица в виде заключения под стражу; ограничение личной свободы, если речь идет, например, о домашнем аресте; ограничение права собственности, в случае наложения ареста на имущество или денежное взыскание и др.

6. Имеют конкретные основания, условия и пределы применения, то есть обладают определенной регламентацией.

7. Решение о применение мер принуждения оформляется соответствующим процессуальным документом.

Необходимым условием применения мер уголовно-процессуального принуждения является их законность и обоснованность, так как эти меры ограничивают закрепленные Конституцией РФ права и законные интересы человека и гражданина. Условия применения мер принуждения выражаются: 1) в нормативном определении видов принудительных мер; 2) в определении субъектов, специально уполномоченных и наделенных правом применения процессуального принуждения; 3) в указании лиц, в отношении которых могут применяться определенные виды принуждения; 4) в закреплении процедуры применения уголовно-процессуального принуждения (оснований, условий и порядка применения).


В науке уголовного процесса существуют различные классификации мер принуждения.

УПК РФ закрепляет только одно разделение на три группы, это, так называемая, трехзвенная система, которой придерживаются многие ученые-процессуалисты. Главным критерием классификации является внутреннее содержание. В соответствии с ним, меры принуждения подразделяются на:

1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК РФ);

2) меры пресечения (гл. 13 УПК РФ);

3) иные меры принуждения (гл. 14 УПК РФ).

Иные меры принуждения также делятся на применяемые к подозреваемому и обвиняемому (ч. 1 ст. 111), и применяемые к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому (ч. 2 ст. 111).

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать понятие мер уголовно-процессуального принуждения - это совокупность мер уголовно-процессуального, принудительного характера, применяемые в строго установленном порядке властными субъектами в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, в целях обеспечения выполнения назначения уголовного процесса.

2. Основания, мотивы и порядок задержания.

Напомню, что применение такой меры принуждения, как задержание в порядке ст. 91 УПК РФ, автоматически переводит лицо в статус подозреваемого. Задержание занимает особое место среди мер процессуального принуждения, это вызвано его интегративным характером, с одной стороны – это средство пресечения и раскрытия преступления, с другой стороны – это кратковременное лишение свободы лица.

УПК РФ в п. 11 ст. 5 определяет задержание подозреваемого, как меру процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Из данного определения видно, что субъектами задержания могут быть:

Орган дознания;

Дознаватель;

Следователь.

Общим условием задержания является – подозрение лица в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

В ст. 91 УПК РФ в качестве фактических оснований задержания указаны следующие обстоятельства:

1) Когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Данная ситуация имеет место при задержании лица сотрудниками роты ППС, ГИБДД, акт задержания в данном случае фиксируется в рапорте.

2) Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Как правило, данную информацию следователь устанавливает в ходе проведения предъявления для опознания.

3) Когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Сведения о данном факте могут быть получены при производстве осмотра жилища, личного обыска, обыска, что будет зафиксировано в протоколе соответствующего следственного действия.

Кроме того, законодателем предусмотрены и ряд других данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. Лицо может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Мотивы задержания подозреваемого также должны быть отражены при составлении протокола. К ним относится пресечение попыток этого лица:

1) скрыться от органов предварительного расследования или суда;

2) воспрепятствовать производству по уголовному делу путем оказания давления на свидетелей и других участников уголовного процесса, уничтожения вещественных доказательств и т.д.;

3) продолжать в дальнейшем преступную деятельность;

4) воспрепятствовать исполнению обвинительного приговора.

Процессуальный порядок задержания определен в ст.ст. 92-96 УПК РФ.

Порядок задержания включает следующие этапы:

- фактическое задержание и личный обыск . Следует различать административное задержание (ст. 27.3 КоАП) и уголовно-процессуальное задержание (ст. 91 УПК РФ). Отправной точкой течения всех сроков при задержании является момент фактического задержания. Срок задержания – 48 часов, в течение которого должно быть принято одно из следующих решений:

1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2)об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения (ст. 100 УПК РФ) до предъявления обвинения на срок не более 10 суток, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания. Обвинение в совершении преступлении против общественной безопасности, конституционного строя и безопасности государства должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.

4) об освобождении подозреваемого из ИВС.

Следующий этап задержания - составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования). В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым, делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права.

Следующий этап - уведомление прокурора (12 часов с момента задержания);

Далее следует - допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов;

И последний этап - уведомление кого-либо из близких родственников , а при их отсутствии - других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то уведомляется посольство или консульство этого государства.

Из указанных предписаний уведомления предусмотрено исключение - необходимость сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания. В этом случае уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Основания освобождения подозреваемого перечислены в ст. 94 УПК РФ:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

Таким образом, задержание - это кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу.

3. Понятие и виды мер пресечения, основания и порядок их применения.

Меры пресечения - это предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому и подозреваемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого или подозреваемого.

Согласно УПК РФ кмерам пресечения относятся:

Подписка о невыезде;

Личное поручительство;

Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

Домашний арест;

Заключение под стражу.

Общие основания применения мер пресечения перечислены в ст. 97 УПК РФ - это наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый:

1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

4) для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица.

Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. Решая вопрос о применение той или иной меры пресечения необходимо учитывать специальные основания, а именно: тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

Субъектами применения мер пресечения выступают: следователь, дознаватель, суд. Только суд избирает меру пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу. В этом случае согласие на возбуждение перед судом ходатайства следователю дает руководитель следственного органа, а дознавателю – прокурор.

Порядок избрания меры пресечения заключается в следующем:

Вынесение следователем, дознавателем, судом постановления об избрании конкретной меры пресечения

Вручение копии постановления подозреваемому, обвиняемому, его защитнику и законному представителю, если таковой имеется. В случае заключения лица под стражу, то копия постановления направляется администрации СИЗО.

Разъяснение порядка обжалования меры пресечения.

Составление последующих документов, например подписки о невыезде, квитанции о принятии денежных средств в качестве залога.

Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения.

Мера пресечения меняется на более строгую, когда:

Обвиняемый ведет себя ненадлежащим образом;

Изменяется квалификация преступления, появляются новые данные, отрицательным образом характеризующие личность обвиняемого.

Критерий рассмотрения каждого из вида мер пресечения в рамках нашего занятия – это ограничение и лишения свободы.

К мерам пресечении, не связанным с лишением свободы относится в первую очередь подписка о невыезде и надлежащем поведении , которая состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого:

1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда;

2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд;

3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

При избрании данной меры пресечения составляются следующие документы: постановление об избрании меры пресечения и подписка о невыезде и надлежащем поведении.

Следующая мера пресечения - личное поручительство , которое состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств, предусмотренных для подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.

Поручителю разъясняются существо подозрения или обвинения, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполнением личного поручительства.

В случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей. Законом количество поручителей неограниченно.

Личное поручительство включает в себя следующие подвиды:

Наблюдение командования воинской части;

Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым и подозреваемым.

В данных двух случаях речь идет о специальном субъекте – военнослужащем (срочной службы или проходящем военные сборы и находящимся на казарменном положении) или несовершеннолетним (лицо в возрасте от 14 до 18 лет), поручителями соответственно выступают для военнослужащего - командование воинской части, в отношении несовершеннолетнего – родители, опекуны, попечители либо должностные лица специализированного детского учреждения.

Следующая мера пресечения связана с имущественными ограничениями – это залог .

Залог состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства - в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

Вид и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя.

При этом по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее ста тысяч рублей , а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - менее пятисот тысяч рублей . Не может приниматься в качестве залога имущество, на которое в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не может быть обращено взыскание.

Недвижимое имущество, допущенные к публичному обращению в Российской Федерации акции и облигации, ценности могут быть приняты в залог при условии предоставления подлинных экземпляров документов, подтверждающих право собственности залогодателя на передаваемое в залог имущество, и отсутствия ограничений (обременений) прав на такое имущество. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничение (обременение) прав на имущество не подлежит государственной регистрации или учету, осуществляемому в том числе депозитарием или держателем реестра владельцев ценных бумаг (регистратором), залогодатель в письменной форме подтверждает достоверность информации об отсутствии ограничений (обременений) прав на такое имущество.

Деньги, являющиеся предметом залога, вносятся на депозитный счет соответствующего суда или органа, в производстве которого находится уголовное дело. О принятии залога судом или органом, в производстве которого находится уголовное дело, составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым либо обвиняемым, то ему разъясняются существо подозрения, обвинения, в связи с которым избирается данная мера пресечения, и связанные с ней обязательства и последствия их нарушения.

В постановлении или определении суда о применении залога в качестве меры пресечения суд устанавливает срок внесения залога. Если подозреваемый либо обвиняемый задержан, то суд при условии признания задержания законным и обоснованным продлевает срок задержания до внесения залога, но не более чем на 72 часа с момента вынесения судебного решения. В случае, если в установленный срок залог не внесен, суд рассматривает вопрос об избрании в отношении подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения.

Если внесение залога применяется вместо ранее избранной меры пресечения, то эта мера пресечения действует до внесения залога.

Последствием нарушения подозреваемым либо обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом, залог обращается в доход государства по судебному решению.

Залог возвращается залогодателю при постановлении приговора или вынесении определения либо постановления о прекращении уголовного дела.

Перейдем ко второй группе мер пресечения, которые связаны с лишением свободы.

Довольно часто распространение получила такая мера пресечения, как домашний арест .

Домашний арест заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

Срок домашнего ареста - до 2 месяцев. В срок домашнего ареста засчитывается время содержания под стражей. Совокупный срок домашнего ареста и содержания под стражей независимо от того, в какой последовательности данные меры пресечения применялись, не должен превышать предельный срок содержания под стражей.

Рассмотрев ходатайство об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства.

Домашний арест предполагает следующие запреты и (или) ограничения:

1) выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает;

2) общение с определенными лицами;

3) отправку и получение почтово-телеграфных отправлений;

4) использование средств связи (за исключением вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем, с последующим уведомлением контролирующего органа) и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Особая роль отведена обеспечению данной меры пресечения. В решении суда указываются условия исполнения этой меры пресечения (место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, время, в течение которого подозреваемому или обвиняемому разрешено находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, запреты и (или) ограничения, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, места, которые ему разрешено посещать).

Контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля. В орган дознания или орган предварительного следствия, а также в суд подозреваемый или обвиняемый доставляется транспортным средством контролирующего органа.

Встречи подозреваемого или обвиняемого, находящихся под домашним арестом в условиях полной изоляции от общества, с защитником, законным представителем проходят в месте исполнения этой меры пресечения.

Следующая мера пресечения- заключение под стражу - самая строгая мера пресечения, которая заключается в принудительном лишении свободы путем помещения в следственный изолятор.

Помимо общих оснований, для избрания такой меры пресечения, необходимы специальные основания :

Обвинение или подозрение в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;

Невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения;

Подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

Его личность не установлена;

Им нарушена ранее избранная мера пресечения;

Он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Этапы избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения включают в себя:

Установление общих и специальных оснований для избрания меры пресечения.

Далее следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. (Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания.)

Затем происходит рассмотрение судьей ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Рассмотрение производится единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня, с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным.

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу,

2) об отказе в удовлетворении ходатайства, в этом случае судья вправе избрать другую меру пресечения в виде залога или домашнего ареста;

3) об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении ряда преступлений в сфере предпринимательской деятельности.

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

Постановление судьи может быть обжаловано в апелляционном в течение 3 суток со дня его вынесения.

Срок содержания под стражей. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен в порядке ст. 108 УПК до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока до 12 месяцев может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела.

Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей. Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. В случае, если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного уголовного дела обвиняемому и его защитнику, были соблюдены, однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом.

Ходатайство о продлении срока содержания под стражей должно быть представлено в суд по месту производства предварительного расследования либо месту содержания обвиняемого под стражей не позднее чем за 7 суток до его истечения. Судья не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства принимает решение:

1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи.

4. Иные меры процессуального принуждения.

Целью применения иных мер процессуального принуждения является обеспечение установленного порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора.

Субъектами применения этих мер являются: дознаватель, следователь или суд.

Виды иных мер процессуального принуждения зависят от объекта применения и подразделяются:

Применяемые только к подозреваемому, обвиняемому: временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество;

Применяемые к свидетелю, потерпевшему и иным участникам - денежное взыскание;

Применяемые к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса - обязательство о явке, привод;

В зависимости от необходимости получения судебного решения для применения меры принуждения подразделяются:

На применяемые по решению суда - временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание;

На применяемые по решению следователя, дознавателя - обязательство о явке, привод.

В соответствии с законом предусмотрены следующие виды иных мер процессуального принуждения (ст. 112-118 УПК): обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.

Согласно ст. 112 УПК РФ обязательство о явке состоит в письменном обязательстве лица, указанного своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом. Лицу разъясняются последствия нарушения обязательства, о чем делается соответствующая отметка в обязательстве.

Привод – ст. 113 УПК РФ – заключается в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд. Постановление о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.

Ограничения для осуществления привода:

Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

Нормативная регламентация привода закреплена в различных ведомственных инструкциях.

Временное отстранение от должности – ст. 114 УПК РФ – состоит в запрете по решению суда на выполнение должностным лицом своих функциональных обязанностей на определенное время. Субъект специальный – должностное лицо.

Срок принятия судом решения – 48 часов. Копия постановления направляется по месту работы лица. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие.

Наложение ареста на имущество – ст. 115 УПК РФ – применяется по решению суда для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества.

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.

Арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно:

Получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого,

Использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

При наложении ареста на имущество составляется протокол. При отсутствии имущества, подлежащего аресту, об этом указывается в протоколе. Копия протокола вручается лицу, на имущество которого наложен арест.

Наложение ареста на имущество отменяется на основании постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

УПК РФ регламентирует особенности порядка наложения ареста на ценные бумаги, так не подлежат аресту ценные бумаги на предъявителя, находящиеся у добросовестного приобретателя. В протоколе о наложении ареста на ценные бумаги указываются:

1) общее количество ценных бумаг, на которые наложен арест, их вид, категория (тип) или серия;

2) номинальная стоимость;

3) государственный регистрационный номер;

4) сведения об эмитенте или о лицах, выдавших ценные бумаги либо осуществивших учет прав владельца ценных бумаг, а также о месте производства учета;

5) сведения о документе, удостоверяющем право собственности на ценные бумаги, на которые наложен арест.

Следующая мера принуждения – это денежное взыскание – ст. 117 УПК РФ применяется в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом, а также нарушения ими порядка в судебном заседании. Размер денежного взыскания до 2500 рублей. Денежное взыскание налагается судом. Если соответствующее нарушение допущено в ходе досудебного производства, то дознаватель, следователь составляет протокол о нарушении, который направляется в районный суд и подлежит рассмотрению судьей в течение 5 суток с момента его поступления в суд. В судебное заседание вызываются лицо, на которое может быть наложено денежное взыскание, и лицо, составившее протокол. Неявка нарушителя без уважительных причин не препятствует рассмотрению протокола. По результатам рассмотрения протокола судья выносит постановление о наложении денежного взыскания или об отказе в его наложении. Копия постановления направляется лицу, составившему протокол, и лицу, на которое наложено денежное взыскание. При наложении денежного взыскания суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение постановления на срок до 3 месяцев.

ЛЕКЦИЯ 8. Иные положения общей части уголовно-­процессуального права

мера уголовное процессуальное принуждение пресечение

Существует несколько критериев классификации мер уголовно-процессуального принуждения. При этом УПК закрепляет только одно разделение на три группы, это, так называемая, трехзвенная система, которой придерживаются многие ученые-процессуалисты. Главным критерием классификации является внутреннее содержание. В соответствии с ним, меры принуждения подразделяются на:

  • 1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК РФ);
  • 2) меры пресечения (гл. 13 УПК РФ);
  • 3) иные меры принуждения (гл. 14 УПК РФ).

Иные меры принуждения также делятся на применяемые к подозреваемому и обвиняемому (ч. 1 ст. 111 УПК РФ), и применяемые к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому (ч. 2 ст. 111 УПК РФ).

Принуждение можно классифицировать на физическое и психическое. В последнем случае решение может быть исполнено добровольно, но в любом случае оно носит правоограничительный характер.

Меры процессуального принуждения могут применяться в отношении различных лиц: обвиняемых, подозреваемых, потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного процесса. Цели их применения также различны. Существует группа мер принуждения, которые связаны с пресечением противоправного поведения участников уголовного процесса. В ней можно выделить две подгруппы:

  • а) меры, которые применяются для пресечения преступной деятельности обвиняемого или подозреваемого, предотвращения совершения им новых преступлений, недопущения осуществления противодействия уголовному преследованию в незаконных его формах -- это, например, все меры пресечения, задержание подозреваемого, временное отстранение обвиняемого от должности;
  • б) меры, которые имеют своей целью предупреждение и пресечение противоправной деятельности, связанной с оказанием противодействия судопроизводству другими участниками процесса (например, к свидетелям, уклоняющимся от явки, может быть применена такая мера принуждения как привод).

Вторая группа мер принуждения создает условия для осуществления нормального хода уголовного процесса. Сюда относятся меры, призванные оказывать воздействия на потерпевших, свидетелей и иных участников процесса, не исполняющих или недобросовестно исполняющих возложенные на них процессуальные обязанности либо злоупотребляющих своими процессуальными правами (например, наложение денежного взыскания).

Третья группа мер принуждения создает условия для последующего исполнения приговора (наложение ареста на имущество и т. п.). Меры процессуального принуждения в досудебной производстве по уголовным делам / М.Е. Токарева [и др.]; под ред. М.Е. Токаревой. - М., 2005. - С.177

Задержание подозреваемого - это неотложная мера уголовно-процессуального принуждения, при которой лицо, подозреваемое в совершении преступления, помещается в ИВС сроком на 48 часов с целью проверить его причастность к содеянному и решить вопрос о его аресте.

Задержание следственным действием не является. Протокол задержания оформляется не в целях собирания доказательств, а поэтому имеет не большую доказательственную значимость, чем постановление о заключении под стражу, о приводе или любой иной мере процессуального принуждения.

Задачи задержания:

  • 1)Выяснить причастность задержанного к преступлению.
  • 2)Разрешить вопрос о заключении его (в качестве меры пресечения) под стражу.

Закон предусмотрел два основных условия задержания. Во-первых, оно возможно только после возбуждения уголовного дела. Во-вторых, следователь (орган дознания и др.) вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении лишь такого преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

В ч.2 ст. 91 УПК РФ упоминается также о специальных условиях задержания. Они изложены применительно к одной строго определенной группе оснований задержания, которая именуется «иными данными, дающими основание подозревать лицо в совершении преступления». Речь идет о таких условиях, как:

  • а) лицо пыталось скрыться
  • б) либо не имеет постоянного места жительства
  • в) не установлена его личность
  • г) прокурор или следователь (дознаватель) с согласия прокурора направил в суд ходатайство об избрании указанному лицу меры пресечения в виде заключения под стражу.

Предстоит выяснить, что означают словосочетания «лицо пыталось скрыться», «не имеет постоянного места жительства» и «неустановленна его личность»? Например, следователь пришел к человеку домой, чтобы его допросить и заметил на столе билет на поезд. Человек, в отношении которого поступила оперативная информация, как на лицо, совершившее преступление, спокойно объяснил, что его отправляют в командировку. Есть ли у следователя право задержать данного гражданина, сославшись на то, что он пытался скрыться? Конечно же, нет. Другое дело, когда подозреваемый, увидев следователя, выпрыгнул в окно и попытался убежать дворами. Даже если сразу поймать его не удалось, данное условие будет иметь процессуальное значение при последующей поимке.

Для положительного ответа на вопрос, имеет ли человек постоянное место жительства, всегда было достаточно проверить, есть ли у него в паспорте прописка (а теперь - регистрации). Именно этому формальному признаку на практике придается значение отсутствия (наличия) у лица постоянного места жительства. Однако, и обладая пропиской, лицо может продолжительное время не жить по указанному адресу. В такой ситуации наличие постоянного места жительства будет подтверждено не выпиской из паспорта, а определенной совокупностью доказательств.

Из-за изменения места жительства, связанного с переводом на работу в другой город, учебой и т.п., у вполне добропорядочного человека определенное время может не быть прописки (регистрации). В этой связи всегда при констатации анализируемого специального условия задержания следует выяснить такое отсутствие постоянного места работы, учебы, службы. Нельзя считать человека лицом без постоянного места жительства, когда его ежедневно можно найти на работе.

Срок задержания. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 22) задержание лица по подозрению в совершении преступления без судебного решения не может превышать 48 часов. Суд вправе продлить этот срок еще на 72 часа для предоставления ему (суду) дополнительных доказательств обоснованности задержания (п. 3 ч. 6 ст.108 УПК РФ). Таким образом, максимальный срок задержания в ходе уголовного процесса может достигать 5 суток. Большое значение для определения фактического срока задержания имеет статья 5 УПК РФ. По смыслу п. 11 этой статьи, 48-ми часовой срок (установленный ч. 2 ст. 22 Конституции РФ и ч. 2 ст. 94 УПК РФ), начинает исчисляться с момента фактического задержания, т.е. (согласно п.15 этой же статьи) с момента фактического лишения свободы передвижения, лица, подозреваемого в совершении преступления. Такое же правило закреплено и в ч. 3 ст. 128 УПК РФ. Это положение в полной мере отвечает охране прав и свобод человека. Таким образом, промежуток времени между фактическим захватом лица и его доставлением в орган дознания, следователю или прокурору имеет уголовно-процессуальное значение и включается в общий срок задержания.

Согласно ст. 7 этого закона местами содержания под стражей подозреваемых является:

  • - следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ
  • - СИЗО органов ФСБ
  • - ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел
  • - ИВС подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск РФ

В определенных законом случаях - учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ, исполняющие лишение свободы, и гауптвахты.

Осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях и тюрьмах, заподозренные в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от отбывающих наказание.

Подозреваемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Подозреваемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, в случае назначения судебной экспертизы, а также в случае оказания им медицинской помощи помещаются в медицинские учреждения.

В случаях, когда задержание в соответствии с УПК РФ осуществляется капитанами морских судов, находящихся в плавании, или руководителями геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения других органов предварительного расследования, а также главами дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Содержание под стражей не должно иметь характер кары, наказания, дополнительных лишений, в которых нет непосредственной необходимости с точки зрения целей задержания, или устранения помех для хода расследования, или поддержания безопасности и порядка в месте задержания. Условия содержания под стражей должны исключать угрозу жизни и здоровью подозреваемого.