По делам защиты детей. Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам ребенка в россии. Восстановление нарушенных прав

Конвенция ООН о правах ребенка – главный международный нормативный документ, посвящённый правам несовершеннолетних. Он предписывает государствам защищать интересы детей, определяет объем их прав и рекомендует странам создавать специальные механизмы по обеспечению сохранности интересов несовершеннолетних.

В большей части стран, ратифицировавших Конвенцию, такую функцию выполняет институт уполномоченного по правам ребенка.

Законное основание деятельности детского омбудсмена в РФ

Должность уполномоченного по правам ребенка стала появляться в субъектах РФ с 1998 года после ратификации . Указ Президента от 2009 г. постановил создать должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и рекомендовал создавать соответствующий институт в регионах.

Назначение на пост и снятие с него регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законами и нормативными актами, созданными в регионах с целью соответствия предписаниям Конвенции.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка

Федеральный служащий ведет свою работу в Москве. Он назначается на пост и снимается с него распоряжением Президента РФ. Ответственность за поддержание жизнедеятельности уполномоченного возложено на Общественную палату.
К 2011 году в структуре института уполномоченного выстроилась «вертикаль» власти с федеральным представителем во главе.

Полномочия федерального уполномоченного

Указ Президента № 1518 “Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка” дает следующие возможности федеральному представителю:

  • делать запрос о предоставлении необходимой информации в федеральные исполнительные, региональные и муниципальные органы власти , организации и официальным лицам Российской Федерации;
  • свободно посещать органы власти, организации, ;
  • самостоятельно или вместе с другими государственными аппаратами и официальными лицами проверять законность действий (бездействий) органов федеральной исполнительной, региональной и муниципальной власти , а также официальных лиц, получать от них интересующие объяснения;
  • уведомлять компетентные лица о своем усмотрении в их постановлениях или действиях (бездействиях), актов ущемления ребенка и адресовать им предложения по исправлению данных видов правонарушений и восстановлению справедливого порядка;
  • в соответствии с определенным порядком привлекать научные и другие организации, деятелей науки и специалистов для проведения экспертиз в сфере нарушения свобод ребенка.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации

Детский омбудсмен в регионах России утверждается на пост и функционирует по одной из четырех моделей:

  1. Избирается законодательным аппаратом власти или с его одобрения , получает парламентский статус и действует на основании региональных законов.
  2. Назначается главами администрации и интегрируется в систему исполнительной власти.
  3. Задачи детского омбудсмена возлагаются на депутата законодательного собрания или регионального уполномоченного по правам человека.
  4. Деятельность уполномоченного организуется на благотворительных началах .

Задачи региональных омбудсменов

Исходя из анализа деятельности региональных омбудсменов, выделяют несколько основных задач для их деятельности:

  1. Создание условий, гарантирующих ценность легитимных интересов и свобод граждан .
  2. Поддержание уже действующих и создание новых механизмов по отстаиванию ребенка в спорных ситуациях с органами общегосударственной и муниципальной власти, в обязанности которых входит оберегание интересов ребенка.
  3. Принятие мер с целью восстановить ущемленные интересы ребенка .
  4. Мониторинг текущей ситуации с соблюдением ребенка и инициация совершенствования нормативных актов.
  5. Стимулирование межгосударственного сотрудничества в области обеспечения свобод ребенка.

Полномочия региональных омбудсменов

Компетенции региональных омбудсменов не закреплены в Федеральном законе. Их полномочия определяются либо исполнительными органами государственной власти, либо региональными законами - в зависимости от организационно-правового статуса.

Деятельность омбудсмена

Кроме детских омбудсменов, права представляют и другие институты, но более узкоспециализированные:

  • комиссия по делам несовершеннолетних - защищает интересы детей из неблагополучных семей;
  • органы опеки и попечительства - следят за благополучием в приемных семьях или специализированных учреждениях.

Уполномоченный взаимодействует со всеми учреждениями, которые выполняют обязанности по прав ребенка, но не замещает их работу. Основными направлениями его деятельности являются следующие:

  • контролирование законности действий властей, детских учреждений , граждан по отношению к детям;
  • оказание помощи ребенку , в своих правах;
  • устранение угрожающих факторов легитимным интересам ребенка ;
  • информирование граждан, в том числе несовершеннолетних, о наличии у детей прав , закрепленных в Конвенции, и возможностях их защиты.

В отличие от прокуратуры, омбудсмен компетентен оберегать интересы узкой группы населения - несовершеннолетних лиц. При этом он надзирает за сохранностью более широкого перечня их интересов, прописанных в Конвенции.

Особенность института уполномоченного по правам ребенка состоит в том, что прибегать к его помощи могут все граждане без возрастных ограничений. Это дает ребенку шанс самостоятельно сообщить об ущемлении своих прав, что исключено при обращении к уполномоченному по правам человека.

Детский омбудсмен лично принимает граждан, а также посещает места, откуда поступила и проводит другие виды проверок, чтобы найти или опровергнуть описанное в заявлении. Но жалоба будет рассмотрена не всегда, а только если она не была принята ранее другими компетентными инстанциями.

Уполномоченный участвует в судебных заседаниях по поводу решения спорных вопросов в отношении интересов несовершеннолетних, но в качестве третьего лица, не наделенного возможностью выдвигать собственные требования.

Такое положение ограничивает возможность интересов детей.

Важное направление работы представляет обмен навыками между коллегами, в целях чего в 2005 году была создана Ассоциация детских омбудсменов в субъектах РФ. Сотрудничество между странами происходит в рамках Комитета ООН, Гаагского суда, ЕСПЧ.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Наша компания «РОСТЮРИСТ» располагает опытными специалистами в области семейного права, за плечами которых – множество дел по вопросам защиты детей. Когда родители слишком заняты выяснением отношений и разводом, больше всех при этом страдают дети.

Мы оказываем комплексную правовую помощь, в ходе которой:

  • защитим имущественные интересы ребенка при бракоразводном судебном процессе;
  • сопроводим дела по усыновлению ребенка и лишению родительских прав;
  • соберем доказательную базу для признания отцовства;
  • позаботимся об интересах ребенка при заключении договоров, предметом которых является недвижимое имущество;
  • предоставим консультацию по гражданскому или уголовному судопроизводству, в которых фигурирует ребенок;
  • поможем в решении семейных споров в случае, если один из родителей проживает в другой стране;
  • обеспечим несовершеннолетнему правильное с правовой точки зрения вступление в наследство.

Департамент-комитет по защите прав детей

Любой человек наделен от рождения неотчуждаемыми правами, защита которых обеспечивается государством. Ребенок является самостоятельной личностью, которая имеет право на семью и отношения с родственниками. К сожалению, обеспечить такую возможность становится намного труднее при разводе родителей ребенка, которые желают ограничить его от общения со вторым супругом. Функция защиты прав детей заключается в том, чтобы им были обеспечены комфортные условия для взаимодействия со всеми близкими ему людьми.

Центр защиты прав и интересов детей

Кроме права на семью, каждый ребенок обладает правом на:

  1. имя, фамилию и отчество;
  2. обладание законным имуществом, которое принадлежит ему;
  3. получение медицинской помощи и образования;
  4. выражение собственного мнения;
  5. свободный выбор родителя, с которым он хочет проживать после расторжения брака.

Если хотя бы в одном из прав ребенок был ущемлен, то это является поводом для восстановления такого права в судебном порядке. Ввиду наличия многих спорных моментов лучше прибегнуть к помощи профессионального юриста.

Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних детей

Связаться с нами можно по контактным номерам или путем заполнения онлайн-заявки.

Необходимо отметить, что правовой статус несовершеннолетнего отражает особенности его возраста. С этой целью законодатель использует различные методы правового регулирования:

  • – ограничение прав несовершеннолетних, с целью исключить воздействие факторов, влияющих негативно на их здоровье, психическое, социальное и нравственное развитие;
  • – освобождение от ряда гражданских обязанностей и ответственности за совершение ими правонарушения;
  • – предоставление им дополнительно специальных прав, обусловленных их возрастом;
  • – введение льгот и преимуществ в пользовании правами;
  • – введение специальных механизмов защиты их прав.

Законодатель также предусматривает основные возрастные группы несовершеннолетних: от рождения до 6 лет; от 6 до 10 лет; от 10 до 14 лет; от 14 до 16 лет; от 16 до 18 лет .

Для более эффективной защиты нрав ребенка в Российской Федерации создан специфичный правоохранительный орган – Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" Уполномоченный по правам ребенка назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Обеспечение его деятельности возложено на аппарат Общественной палаты РФ (п. 3 Указа).

Уполномоченному по правам ребенка в целях выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право .

  • – запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
  • – беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации;
  • – проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
  • – направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных нрав и интересов;
  • – привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе (п. 4 вышеназванного Указа Президента РФ).

Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано учредить должность уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ (п. 5 этого же Указа). Эта рекомендация нашла должное понимание, что дало определенные результаты. Вместе с тем наряду с положительными моментами в защите прав ребенка в 2011 году как отмечалось на IV съезде Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации, в работе которого принимали участие правозащитники из 76 регионов, количество детей в интернатах сократилось на 26%, из 100 тыс. детей сирот только 14 тыс. переданы в детские дома, остальные – устроены в семьи. Существуют и болезненные проблемы детства: жертвами преступлений стали 48,1 тыс. несовершеннолетних, из которых 723 погибли, и более одной тысячи детей причинен тяжкий вред здоровью. Российские омбудсмены за 1,5 года рассмотрели более 7 тыс. обращений, касающихся нарушений прав детей

В процессе роста ребенок вступает в разнообразные отношения с людьми, окружающими его. Они, в свою очередь, входят в разные общественные группы. Цель развития – формирование ребенка как личности. Он должен стать частью мира, в котором пребывает и действует.

Первые отношения

Семья - это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Права ребенка

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Основные положения

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Родители и иные граждане

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки. Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами. Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Работа прокуратуры

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей. В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних. Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

КДН

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Органы попечительства и опеки

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Выступают в качестве ответчиков по делам об отмене ограничений, восстановлении родительских прав.
  • Предъявляют иски по вопросам отстранения матери или отца от воспитания, обучения или содержания иждивенцев.
  • Дают заключения, касающиеся отмены или установления усыновления, споров, которые связаны с воспитанием и участвуют в рассмотрении этих дел.

Современные реалии

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Статья 56 СК

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

Международная защита прав детей

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из "пассивного" объекта в активный субъект защиты.

Главная проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

В заключение

Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше. Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений. Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.

Каждый ребенок наделен рядом прав, начиная с самого рождения. Его родители должны обеспечивать их соблюдение. Но это не только обязанность взрослых. На официальном уровне определены инстанции, в обязанность которых входит обеспечение прав каждого малыша. Таковыми являются Комитет по защите прав ребенка, а также отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав. Каждая из указанных организаций в рамках своей компетенции может и должна выполнять необходимые действия в интересах несовершеннолетних.

Лица, которые владеют информацией по фактам нарушений, могут направить сведения в Комитет или отдел. Чтобы обратиться в указанные инстанции, заинтересованному лицу потребуется собрать подтверждающие документы и оформить заявление в письменном виде.

В качестве инициатора может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

Защита детей гарантирована нормами закона. Каждый малыш ограждается от неправомерных действий со стороны посторонних лиц, своих кровных родителей, лиц их заменяющих, а также других родственников и членов семьи. Защита представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов. Она может реализовываться через различные уполномоченные инстанции, управления и т. д., в том числе и через суд.

Комитет по правам детей

Комитет по правам детей является основным органом, в компетенцию которого входит защита интересов каждого гражданина, не достигшего 18 лет. Указанная инстанция образована на федеральном уровне и действует на всей территории страны. В неё входят специалисты, которые обладают необходимыми знаниями и опытом профессиональной деятельности в области педагогики, психологии, медицины и юриспруденции. При необходимости собирается комиссия, которая и занимается решением всех вопросов. Непосредственным контролем соблюдения прав занимается уполномоченный. При этом как последний, так и Комитет в целом наделены рядом полномочий для того, чтобы полноценно выполнять поставленные задачи.

Уполномоченный

Уполномоченный по правам ребенка назначается из числа наиболее подготовленных специалистов Комитета. Он существует как на уровне Федерации в целом, так и каждого региона в отдельности. По сути своей деятельности омбудсмен является самым главным должностным лицом в сфере защиты возможностей малышей.

Обратите внимание!

Даже при чрезвычайном положении в регионе или стране права и обязанности уполномоченного приостановлены не будут.

Компетенция

В компетенцию комитета входит следующее:

  1. Оказание помощи малышу, который оказался в затруднительной жизненной ситуации. К ним можно отнести тяжелое заболевание ребенка или его родителей, низкий уровень дохода в семье, утрата законных представителей.
  2. Привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении прав отпрыска. Это могут быть не только посторонние, но также и кровные родители.
  3. Выявление и постановка на специальный учет детей, которые лишились постоянного присмотра взрослых.
  4. Обеспечение надлежащих условий малышам сиротам.
  5. Регистрация и рассмотрение обращений о нарушении возможностей детей.

Уполномоченный по правам детей также наделен рядом полномочий:

  1. Контроль соблюдения отечественных и международных нормативных правовых актов, касающихся прав несовершеннолетних.
  2. Оформление документов рекомендательного характера для местных администраций по поводу нарушений возможности малышей.
  3. Изучение и обобщение имеющейся юридической практики.
  4. Привлечение необходимых квалифицированных специалистов на условиях договоров о выполнении работ или оказании услуг.

Дополнительная информация

Уполномоченный может быть наделен и иными специальными правами в интересах ребенка.

Отдел по делам несовершеннолетних

Ещё одной инстанцией, которая имеет отношение к правам малышей, является отдел по делам несовершеннолетних. Такие организации создаются на региональном уровне. Они подчиняются местной администрации. Отдел наделен рядом прав и обязанностей. По сути, он так же, как и Комитет, осуществляет функции надзора и контроля соблюдения прав детей. Отдел входит в структуру ОВД.

Права

Отделы и их сотрудники имеют право:

  1. Приглашать на беседу несовершеннолетних и их родителей для получения более подробной информации по поводу нарушений.
  2. Проводить беседы профилактического характера.
  3. Собирать материалы для решения вопроса о применении мер воздействия к виновным лицам.
  4. Запрашивать любую информацию в отношении ребенка. При этом она должна быть использована сугубо в служебных целях.

Сотрудники отдела также вправе задержать нарушителя на три часа и проводить его досмотр.

Обязанности

К обязанностям отдела отнесены:

  1. Профилактическая работа с детьми и родителями.
  2. Выявление лиц, которые могут оказывать негативное воздействие на ребенка и создавать препятствие для него нормального физического и психологического развития.
  3. Предоставление информации родителям, учреждениям образования и органам опеки обо всех фактах нарушения прав ребенка.
  4. Взаимодействие с другими официальными органами и структурами.
  5. Участие в изъятии малыша. Для этого необходимо решение суда, вступившее в законную силу.

Обратите внимание!

Отдел может выступать в качестве инициатора по делам о нарушении прав ребенка. То есть от него исходит первичный материал по всем подобным фактам.

Порядок обращения

По общим правилам любой заинтересованный вправе написать жалобу в Комитет по защите прав ребенка. Это делается через уполномоченного. Инициировать процедуру вправе педагогические и медицинские работники, соседи, знакомые семьи, должностные лица. Для начала потребуется оформить обращение. Оно составляется в письменном виде на обычном листе офисной бумаги.

В тексте должно быть указано следующее:

  1. Наименование и адрес инстанции, в которую обращается инициатор.
  2. Данные о том, когда и где были нарушены права ребенка, в чем это выразилось.
  3. Перечень прилагаемых документов.
  4. Дата заявления и подпись обратившегося.

После этого потребуется собрать бумаги, которые будут являться подтверждением обоснованности обращения.

К ним отнесены:

  1. Паспорт или иной документ, на основании которого действует заинтересованное лицо.
  2. Характеристика на родителей с места проживания, работы или образовательного учреждения, в котором находится малыш.
  3. Справки из органов полиции и медицинских инстанций.

Указанный перечень исчерпывающим не является. К обращению могут прилагаться и другие данные. При отсутствии у инициатора необходимой информации, уполномоченная официальная инстанция запрашивает их сама. Далее собранные данные нужно передать по назначению. Для этого можно использовать несколько способов.

Чаще всего люди делают это самостоятельно. Такой вариант допускает оформление обращения на месте, а также возможность получить разъяснения по интересующим вопросам и убедиться, что заявление принято к рассмотрению.

Почтовая пересылка предполагает самостоятельное оформление жалобы, а также исключает консультацию. В таком случае правильным будет использовать специальную корреспонденцию. Инициатор получит письменное уведомление о доставке письма адресату.

Интернет-пересылка применяется крайне редко. В этом случае инициатору нужно иметь доступ к электронной почте и оцифровать все данные. Такой способ используется крайне редко.