Пленум по банкротству физ лиц. Постановление Пленума ВС РФ о некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан — Российская газета. Движение заявления о банкротстве

Не успели арбитражные суды рассмотреть первые поданные гражданами заявления о признании их банкротами, как Верховный Суд РФ выпустил разъяснения о применении положений о банкротстве физических лиц.

Итак, 13.10.2015 г. было принято Постановление Пленума ВС РФ № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» (далее - ПП ВС РФ № 45, Постановление Пленума № 45).

Само собой разумеющееся

Пункты с 1 по 12 Постановления Пленума в основном пересказывают содержание ряда статей параграфа 1.1 главы X Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Но кое-какие очень важные моменты они тоже содержат.

Если должник является индивидуальным предпринимателем, то в отношении него может быть возбуждено только одно дело о банкротстве (абз. 3 п. 2). Не допускается должника банкротить отдельно как гражданина, и как ИП. Логичное правило, поскольку ИП - это тот же гражданин, но со специальным правовым статусом.

При подаче заявления о своем банкротстве главы крестьянского (фермерского) хозяйства применяются положения параграфа 3 главы X Закона № 127-ФЗ (п. 3). Нормы о банкротстве граждан не применяются.

Поскольку дела о банкротстве граждан рассматриваются арбитражными судами, то судопроизводство ведется в соответствии с АПК РФ с учетом правил, предусмотренных Законом № 127-ФЗ.

Пункт 5 довольно интересный. В нем разъясняются правила территориальной подсудности дел о банкротстве граждан. В том, что они рассматриваются по месту жительства должника, нет ничего нового. Но тут имеется проблема с приложением документа, подтверждающего место жительства гражданина, не являющегося ИП, если заявление о банкротстве подается кредитором.

С ИП все просто - выписка из ЕГРИП. А как быть с обычным гражданином?

Непредставление сведений о месте жительства влечет в соответствии с АПК РФ оставление заявления без движения. Вот ГПК РФ - тот требования о подтверждении места жительства не содержит (ст. 132 ГПК РФ). Здесь же на ум пока приходит только запрос сведений из органов регистрационного учета (УФМС).
Проблема есть, требует решения.

В рамках процедуры банкротства граждан правило о предварительном опубликовании заявителем уведомления о намерении подать заявление о признании физического лица банкротом не применяется (п. 7).

Законом о банкротстве закрепляются обстоятельства, при наличии которых должник обязан обратиться с заявлением о своем банкротстве, и случай, когда он это сделать вправе.

Касаемо реализации должником права на подачу заявления сделано важное разъяснение. Сумма неисполненных обязательств значения не имеет, она может составлять и менее 500 тыс. руб. На момент подачи заявления сумма долга по обязательствам, срок исполнения которых наступил, может быть небольшой. Значение имеет наличие определенных обстоятельств, свидетельствующих, что должник не сможет расплатиться по долгам, размер которых составляет более 500 тыс. руб. в ближайшем будущем.

Например, в отношении должника вынесено решение суда о взыскании с него крупной денежной суммы, но оно еще не вступило в законную силу. И обязанность по уплате этой суммы, в том числе и в совокупности с другими долгами, повлечет за собой невозможность расплатиться, поскольку имеются признаки неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества.


Движение заявления о банкротстве

При подаче заявления должником, к нему должен быть приложен пакет документов, перечень которых приведен в п. 3 ст. 213.4 Закона о банкротстве.

О том, что это за документы и где их взять, я рассказывал в предыдущей статье о . Непредставление какого-либо из этих документов влечет за собой оставление заявления без движения и последующий его возврат при неустранении этого нарушения. Это следует из АПК РФ, об этом же говорится в п. 12 Постановления Пленума.

Если заявление подается кредитором, то все документы, указанные в п. 3 ст. 213.4 должник обязан приложить к отзыву под угрозой неприменения к нему в последующем правил об освобождении от исполнения обязательств. Данное правило, предусмотренное абз. 5 п. 12 ПП ВС РФ № 45, напоминает должнику о необходимости добросовестного поведения. Недобросовестность влечет неблагоприятные последствия.

В пункте 13 Постановления Пленума разъясняется, что перечень случаев, когда кредитор может подать заявление о банкротстве гражданина при отсутствии решения суда, установленный п. 2 ст. 213.5 Закона о банкротстве, является исчерпывающим.

В п. 2 ст. 213.6 Закона о банкротстве закреплено, что при наличии между кредитором и должником спора о праве, заявление признается необоснованным и либо оставляется без рассмотрения, либо по делу прекращается производство. Пленум разъяснил в п. 14, что свидетельством спора о праве может являться любое возражение должника против требования кредитора. Но эти «любые» возражения заявляются с явной целью искусственного затягивания дела, то суд их может отклонить. Примером служит признание должником факта задолженности и периода просрочки с одновременным несогласием возбуждения процедуры банкротства.

Иными словами, возражения должника должны вытекать из неопределенности в праве, а не из иных обстоятельств или «хотения» должника. Иное означает злоупотребление правом, которое должно пресекаться судом.

В статьях 213.4 и 213.5 Закона о банкротстве предусматривается, что заявление о банкротстве должно содержать наименование СРО, из числа членов которой суд сам назначает финансового управляющего. Сделано это с целью противодействия попыткам, направленным на утверждение «своего» финансового управляющего.

Пленум в п. 16 разъясняет, что если в заявлении содержится только Ф.И.О. финансового управляющего без указания СРО, то оно оставляется без движения. При указании и кандидатуры финансового управляющего, и СРО арбитражный суд утверждает финансового управляющего из числа членов этого СРО, игнорируя указание на конкретную кандидатуру.

Почему-то кажется, что при указании конкретной кандидатуры, суд не станет ее утверждать ни при каких условиях. Ведь такое указание вполне может свидетельствовать о сговоре между заявителем и арбитражным управляющим.

Выше уже упоминалось об обязанности должника действовать добросовестно в рамках процедуры банкротства. В связи с этим очень важным является разъяснение п. 17 Постановления Пленума № 45. В абз. 7 п. 3 ст. 213.6 Закона о банкротстве указывается условие, при наличии которого должник не может быть признан неплатежеспособным: размер ожидаемых доходов должника позволяет погасить задолженность в непродолжительный период времени.

Даже если такие доходы у должника есть, но он представил заведомо недостоверные сведения или совершает действия, направленные на сокрытие имущества, передачу их третьим лицам, то правило абз. 7 п. 3 ст. 213.6 к нему не применяется. Они являются недобросовестными и направлены на уклонение от погашения имеющейся задолженности. И таких должников все-равно будут банкротить.

Финансирование процедуры банкротства гражданина

Все судебные расходы в деле о банкротстве гражданина относятся на него, возмещаются за счет его имущества (п. 19).

Возможна отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, составляющей 6000 руб. Подтверждается и право просить отсрочку внесения средств, предназначенных для вознаграждения финансового управляющего, в депозит арбитражного суда.

При предъявлении заявления о своем банкротстве должник должен представить наряду с вышеперечисленным доказательства наличия у него имущества, достаточного для погашения расходов по делу о банкротстве.

Непредставление этих доказательств влечет оставление заявления без движения и последующий его возврат, если они так и не будут представлены.

Если заявление подается кредитором, то уже он обязан внести нужную сумму на депозит суда. Иначе - оставление заявления без движения.

Согласно п. 4 ст. 213.5 Закона о банкротстве денежные средства, внесенные в депозит суда кредитором, могут быть использованы для выплаты вознаграждения финансовому управляющему только в случае отсутствия денежных средств для этой цели в конкурсной массе.

Пункт 20 Постановления Пленума предусматривает последствие обнаружения имущества у должника после выплаты финансовому управляющему вознаграждения за счет средств, внесенных на депозит. В этом случае израсходованная сумма приравнивается к требованию первой очереди по текущим платежам и возмещается за счет обнаруженного имущества.

Также Пленум отметил, что отсрочка внесения денежных средств в депозит суда не предусмотрена.

Пункт 21 ПП ВС РФ № 45 определяет распределение расходов на оплату работы привлеченных специалистов. Они привлекаются исключительно на основании определения суда, вынесенного по мотивированному ходатайству финансового управляющего.

Оплата услуг специалистов производится:

  • должником - при его согласии;
  • кредитором - при его согласии, в этом случае эти расходы за счет имущества должника ему не возмещаются;
  • финансовым управляющим от своего имени;
  • за счет конкурсной массы, если доказаны, во-первых,невозможность достижения целей процедуры банкротства без привлечения специалистов, во-вторых, достаточность имущества в конкурсной массе для оплаты их услуг и, в-третьих, недобросовестные действия должника, злоупотребление им правом.

На любой стадии дело о банкротстве может быть прекращено при отсутствии средств, необходимых для возмещения судебных расходов (п. 22).

Конкурсные кредиторы вправе предъявлять свои требованиях для их включения в реестр требований кредиторов должника:

  • в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом (ст. 213.8 Закона о банкротстве и п. 23 ПП ВС РФ № 45);
  • в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (п. 4 ст. 213.24 Закона о банкротстве и п. 24 ПП ВС РФ № 45).

Поскольку сообщения сообщения о признании заявления обоснованным и о признании должника банкротом публикуются как в ЕФРСБ, так и в газете «Коммерсантъ», а даты этих публикаций могут не совпадать, то во избежание путаницы указанные сроки исчисляются с даты более позднего публичного извещения.


Процедура реструктуризации

В течение 10 дней с момента истечения двухмесячного срока после публикации сообщения о признании заявления о банкротстве обоснованным должник и его кредиторы вправе направить финансовому управляющему проект плана реструктуризации.

Проект направляется всем известным кредиторам должника. Если проект предложен кредитором, то к нему прилагается либо одобрение должника, либо его возражения (п. 27).

Проект плана реструктуризации выносится финансовым управляющим на рассмотрение первого собрания кредиторов. В пункте 28 Постановления Пленума № 45 указывается, что пропуск установленного 10-дневного срока на направление всем лицам проекта плана не препятствует его рассмотрению первым собранием кредиторов. Но только при условии, что он был направлен и получен ими до даты собрания с учетом времени, необходимого на ознакомление с материалами.

Для назначения судебного заседания об утверждении плана достаточно решения собрания кредиторов о его одобрении. Ходатайства не требуется. Тем не меннее арбитражный суд вправе утвердить план реструктуризации, не одобренный собранием кредиторов по ходатайству лица участвующего в деле (п. 29). Думаю, в этом случае суд оценивает доводы ходатайства и сам проект плана реструктуризации на предмет его реалистичности, соответствия требованию соблюдения баланса интересов в деле о банкротстве.

Но в любом случае для утверждения плана реструктуризации обязательно требуется одобрение должника, выраженное как письменно, так и устно в ходе судебного заседания. Утверждение плана без его согласия допустимо только в исключительном случае, если несогласие очевидно свидетельствует о злоупотреблении правом (п. 30).

В частности, на это может указывать по мнению Пленума настойчивое требование должником скорейшего завершения дела о банкротстве и, соответственно, освобождении от долгов, на фоне стабильно получаемой высокой заработной плате.

О недопустимости злоупотребления правом говорится и в пункте 31. План реструктуризации не утверждается, если он заведомо экономически необоснован и неисполним, не предусматривает для должника и его иждивенцев средств в размере прожиточного минимума, при его реализации будут нарушены права и законные интересы несовершеннолетних.

Максимальный срок реализации плана реструктуризации - три года. Этот срок предполагается достаточным для погашения должником своих обязательств перед кредиторами и восстановления платежеспособности (п. 33).

Пункт 34 Постановления Пленума содержит разъяснения касаемо цели процедуры реструктуризации. Ее достижением может считаться достижение такого финансового положения должника при котором он сможет в дальнейшем продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых на момент окончания процедуры реализации еще не наступил. Если план реструктуризации не способствует реализации этой цели, то суд должен отказать в его утверждении.

Результаты реализации утвержденного плана реструктуризации рассматриваются на заседании суда. В этом же заседании могут быть рассмотрены жалобы кредиторов на действия финансового управляющего и должника. Пленум разъясняется в п. 35, что является жалобой в рамках процедуры банкротства гражданина.

«Под жалобами кредиторов или уполномоченного органа на действия должника или финансового управляющего имеются в виду заявленные ими возражения против завершения процедуры реструктуризации долгов, в том числе в связи с неисполнением должником условий плана реструктуризации его долгов».

Если задолженность, предусмотренная планом, погашена, а жалобы кредиторов необоснованны, то суд выносит определение о завершении процедуры реструктуризации долгов.


Реализация имущества гражданина

Пункт 38 Постановления Пленума № 45 уточняет полномочия и статус финансового управляющего. В частности в процедуре реструктуризации он выступает в суде в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования. На стадии реализации имущества финансовый управляющий ведет от имени должника дела в суде, касающиеся имущественных его.

Следующий пункт 39 - едва ли не самый ключевой во всем Постановлении.

В ходе реализации имущества должник становится фактически бесправным. Все сделки за него осуществляет финансовый управляющий, он же распоряжается всеми денежными средствами должника. Положение последнего сходно с положением недееспособного лица. Только недееспособный вряд ли сильно переживает по этому поводу.

А вот для гражданина, находящегося в здравом уме и твердой памяти процедура реализации имущества - тяжелое испытание с моральной точки зрения.

В связи с этим Пленум предписывает судам учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника, в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности.

В частности это должно учитываться при рассмотрении ходатайства финансового управляющего о предоставлении ему доступа:

  • в принадлежащие должнику жилые помещения;
  • к адресам и содержимому электронной и обычной почты гражданина и т.п.;
  • а также при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном размере на оплату личных нужд.

Интересно, о выделении денежных средств на продукты питания, одежду и т. п. гражданин должен ходатайствовать каждый месяц? Скорее всего нет. Одно ходатайство с просьбой обеспечивать периодически разумной денежной суммой. Думаю, «разумная сумма» должна быть не ниже прожиточного минимума.

Если гражданин имеет или имел статус ИП, то имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности реализуется в порядке, предусмотренном для имущества юридических лиц. Положение о сроках, условиях, порядке продажи имущества гражданина, не являющегося ИП, утверждается судом (п. 40).

В пункте 42 Пленум вновь напоминает о добросовестности. Все взаимодействие участников процедуры банкротства должны быть направлены на добросовестное сотрудничество должника с судом, кредиторами и финансовым управляющим.

Как мы могли убедиться любое отклонение в поведении должника в сторону недобросовестности может повлечь негативные последствия. Например, неприменения правила об освобождении от обязательств и долгов по окончании процедуры банкротства.

Справедливо ли это? Думаю, да. Раз влез в неоплатные долги и, следовательно, не умеешь сам обращаться со своим финансами как следует, за тебя ими будет распоряжаться специалист - финансовый (!) управляющий.

При вынесении определения о завершении процедуры реализации имущества суд разрешает вопрос о наличии или отсутствии обстоятельств, при которых должник не может быть освобожден от исполнения обязательств.

Если наличие этих обстоятельств вскроется после завершения реализации имущества, суд может пересмотреть определение по ходатайству кредитора или финансового управляющего. Ходатайство заявляется в трехмесячный срок с момента, когда они узнали о наличии соответствующих обстоятельств.
Все это разъяснено в пункте 46 Постановления Пленума № 45.

Пересмотрено может быть и определение суда о завершении реструктуризации долгов гражданина (п. 47).

На этом обзор Постановления Пленума ВС РФ № 45 я заканчиваю. Получилась одна из самых объемных статей на блоге.

Специалисты по банкротству вряд ли найдут в этом Постановлении Пленума что-то кардинально новое. Тем не менее его появление следует только приветствовать.

С уважением, Альберт Садыков

Верховный суд выпустил обзор судебной практики, посвященный вопросам, возникающим при процедуре банкротства юридических лиц. документ должен помочь арбитражным судьям обеспечить единообразный подход к разрешению разного рода споров, вытекающих из участия уполномоченных органов в банкротстве. В настоящее время суды в разных регионах имеют различное толкованием одних и тех же норм, что делает процедуру банкротства неожиданной даже для профессиональных юристов.

Верховный суд РФ опубликовал "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" , утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года. Мы подготовили обзор этого документа с некоторыми выводами, сделанными судьями. Сам обзор насчитывает 40 страниц и в нем приведен анализ судебной практики по вопросам банкротства, основанный на реальных решениях судов всех инстанций.

Какие дела вошли в обзор?

Новый обзор ВС РФ не только закрепил сложившиеся в арбитражной судебной практике подходы к разрешению споров о банкротстве с участием уполномоченных органов, но и разрешил множество противоречий, возникающих в связи с разным трактованием законодательных норм и внесенными в них поправками.Судьи провели анализ судебных процессов в следующих областях:


  • возбуждение дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа;

  • квалификация и установление требований по обязательным платежам в деле о банкротстве;

  • оспаривание сделок (действий) должника в деле о банкротстве;

  • исполнение обязанности по уплате обязательных платежей в процедурах банкротства;

  • иные вопросы участия уполномоченного органа в деле о банкротстве и применяемых в нем процедурах банкротства.

Выводы Верховного суда по банкротным спорам

Требования по государственным контрактам предъявляет ФНС

В судебной арбитражной практике нередко возникают вопросы о том, какие требования и в какой очередности вправе предъявлять требования федеральные органы исполнительной власти (их территориальных подразделения) в делах о банкротстве исполнителей госконтрактов, в рамках которых они выступали заказчиками. Верховный суд отмечает, что разрешая данные споры, в том числе в случаях, когда государственный заказчик сам подал заявление о признании должника банкротом, судьи должны учитывать, что при заключении таких контрактов на закупку товаров (работ, услуг) все заказчики действуют от имени и по поручению Российской Федерации и ее регионов. Поэтому все требования, вытекающие из таких правоотношений, относятся к требованиям государства.

В сказано, что требования Российской Федерации по денежным обязательствам представляются в банкротных делах уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в частности, - ФНС России. Для реализации налоговиками этих полномочий заказчики по госконтрактам должны уведомить их о наличии задолженности у исполнителя-банкрота по денежным обязательствам, а также предоставить ему все заверенные копии документов, которые нужны для подачи заявления о признании должника банкротом. Заявление с требованием по денежным обязательствам России в делах о банкротстве, поданное другим органом исполнительной также является правомочным. Но в этом случае арбитражный суд должен известить орган ФНС о времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. Орган ФНС должен одобрить такое заявление, если он этого не сделал, арбитражный суд должен оставить его без рассмотрения.

Текущие требования и административные штрафы

Иногда в отношении должников в процедуре банкротстве другие уполномоченные органы открывают производство по административным правонарушениям и назначают им штрафы. Верховный суд приводит в своем обзоре ситуацию, при которой конкурсный управляющий оспорил постановление судебного пристава о возбуждении исполнительного производства по взысканию административного штрафа с должника. В своем заявлении управляющий указал, что банкротство организации исключает возможность принудительного исполнения требования об уплате такого штрафа. Суд первой инстанции установил, что раз организация-должник совершила административное правонарушение уже после начала процедуры банкротства, то и требование об уплате штрафа является текущим. Хотя апелляция и кассация отменили данное решение, экономколлегия Верховного суда подтвердила обоснованность выводов суда первой инстанции и вернула силу его решению. Судьи подчеркнули, что к числу обязательных платежей относятся административные штрафы, поскольку в статье 5 ФЗ о банкротстве сказано, что текущими платежами являются, в частности, обязательства, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом.Такие требования подлежат удовлетворению вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия такого заявления. Надо отметить, что такой вывод ВС РФ вступает в прямое противоречие с разъяснениями в пункте 30 постановления Пленума ВАС от 22 июня 2006 года № 25, но теперь судьи будут руководствоваться именно им.

Привлечение к ответственности по долгам руководителя

Уполномоченный орган может обратится в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя организации-должника к субсидиарной ответственности по обязательствам перед кредиторами. Такое возможно, если организация уже имела признаки недостаточности имущества из-за задолженности по оплате обязательных платежей, которая превышала размер активов должника. В примере, приведенном в обзоре ВС РФ, руководитель признал наличие этих признаков, но пояснил, что у него не было обязанности обращаться в суд с заявлением о банкротстве возглавляемой организации, так как наличие налоговой недоимки не было очевидным, так как организация оспаривала решение органа ФНС о ее взыскании. Суд кассационной инстанции признал признаки объективными, но постановил, что обязанность руководителя обратиться с заявлением должника возникает, "когда находящийся в сходных обстоятельствах добросовестный менеджер должен был узнать о действительном возникновении признаков недостаточности имущества должника", что согласуется с нормами статьи 9 Федерального закона о банкротстве. В итоге, судьи решили, что руководитель должника должен был знать о наличии налоговой недоимки, поскольку отслеживание информации о состоянии расчетов с бюджетом по налогам входит в круг его обязанностей. Таким образом ВС РФ конкретизировал критерии привлечения руководителя организации-должника к субсидиарной ответственности в случае, если он своевременно не обратился в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

Доказательства при банкротстве

В своем обзоре судьи также рассмотрели вопрос, о том, какие материалы, полученные в ходе налогового контроля, могут быть использованы органами ФНС в качестве доказательств в деле о банкротстве. Фактически суд разрешил налоговикам включать кредиторов в реестр требований на основании материалов налоговой проверки. Главное условие использование таких материалов - отсутствие возражений на акт проверки и решение по нему. Этот вывод существенно расширил права налоговой службы.

Другие выводы, сделанные Верховным судом:


  • в случае частичного погашения задолженности по обязательным платежам обоснованность заявления уполномоченного органа о признании должника несостоятельным (банкротом) проверяется судом исходя из общего размера требований, которые были указаны в заявлении при обращении в арбитражный суд, остались неудовлетворенными на момент рассмотрения этого заявления и в отношении которых ко дню судебного заседания приняты решения о взыскании задолженности;

  • уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, которые были удержаны при выплате выходных пособий или заработной платы;

  • при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг;

  • требование уполномоченного органа в отношении налога на доходы физических лиц (основной долг), удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленного в бюджет, включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению;

  • требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы;

  • переход статуса заявителя по делу о банкротстве к иному лицу не предоставляет ему права пересмотреть предложенную первым заявителем кандидатуру арбитражного управляющего.

ПЛЕНУМ БАНКРОТСТВО ГРАЖДАН

Заседание Пленума ВС РФ 29 сентября 2015 года

Пленум 45 несостоятельность людей

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ Для Всех Людей ПО Обозначенным НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ Либо В РЕЖИМЕ ЧАТА

Для оперативного решения вашей трудности мы советуем обратиться к .

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ Для Всех Людей ПО Обозначенным НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ Либо В РЕЖИМЕ ЧАТА

СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ПРОЦЕДУР, Применяемых

  • В принадлежащие должнику жилые помещения;
  • К адресам и содержимому электронной и обычной почты гр-н а и т.П.;
  • Втом числе при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы средств в разумном размере на оплату личных нужд.

Следующий пункт 39 - чуть не самый главный во всем Постановлении.

19. Судебные расходы по делу о банкротстве должника, в том числе расходы на уплату гос пошлины, которая была

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ Для Всех Людей ПО Обозначенным НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ Либо В РЕЖИМЕ ЧАТА

Верховный суд разъяснил детали банкротства людей ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВС РФ О БАНКРОТСТВЕ ФИЗИЧЕСКИХ

Процедура признания несостоятельности строго регламентирована законодательством, однако, проведя соответствующие консультации, Вы всегда сможете пройти её безболезненно. Консультирование с арбитражным управляющим, позволит выработать наилучшую «дорожную карту» ее проведения.

Лиц Постановление Пленума…

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ N 35 - О Некоторых ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ Постановления Пленума ВАС РФ Постановление Пленума ВАС РФ…

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВС РФ О БАНКРОТСТВЕ ФИЗИЧЕСКИХ Лиц Постановление Пленума ВС РФ от 13 октября 2015 г…

Для оперативного решения вашей задачи мы советуем обратиться к квалифицированным юристам нашего веб-сайта .

Пленум несостоятельность людей

ПЛЕНУМ ВС РФ

О Неких ВОПРОСАХ,
СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ПРОЦЕДУР, Используемых
В ДЕЛАХ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) Людей

5. Дело о банкротстве гражданина, в том числе ИП, рассматривается арбитражным трибуналом по его месту проживания (пункт 1 статьи 33 Закона о банкротстве).

12. К заявлению должника о признании его несостоятельным (банкротом) должны быть приложены документы, перечисленные в пт 3 статьи 213.4 Закона о банкротстве.

Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пт 3 статьи 61 Закона о банкротстве.

Данные объяснения должны втом числе учитываться при применении пт 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве в случае утверждения плана реструктуризации без одобрения собрания кредиторов.

Председатель ВС
РФ
В.М.ЛЕБЕДЕВ

Секретарь Пленума,
арбитр ВС
РФ
В.В.МОМОТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВС РФ О БАНКРОТСТВЕ ФИЗИЧЕСКИХ Лиц

Постановлением ВС о банкротстве физических лиц выделены главные положения, которые объясняют действие процедур, используемых в деле.

    1. Только одно дело. Неприемлимо возбуждение и рассмотрение 2-х дел о несостоятельности сразу.

2. Дело рассматривает Арбитражный суд по месту проживания либо нахождению активов должника.

3. Не требуется подготовительная публикация извещения о намерении подать заявление в суд.

  • 5. Должник вправе ходатайствовать о получении денег из конкурсной массы на оплату личных нужд.
  • 3. Гражданин не обязан иметь просроченных обязательств после реализации плана реструктуризации.

  • 4. Погашенная задолженность, предусмотренная планом, отсутствие жалоб кредиторов либо их необоснованность завершают функцию реструктуризации.
    1. 1. Должник наделён правом выбора СРО. Кандидатуру денежного управляющего он избрать не может.

    Свежие объяснения ВС РФ о банкротстве людей

    В предстоящем, говоря о банкротстве людей, мы будем иметь в виду и бизнесменов.

    Пленум ВС РФ напомнил, что дела о банкротстве людей рассматриваются арбитражным трибуналом (п. 1 стат.. 6 и п. 1 стат.. 32 Закона № 127-ФЗ, ч. 1 стат.. 223 АПК РФ).

    Рассмотрение происходит по месту проживания гражданина. Оно определяется по штампу в паспорте либо по выписке из ЕГРИП (п. 5 ­Постановления).

    При том налицо должны быть все признаки неплатежеспособности и (либо) дефицитности активов (они перечислены в стат.. 213.6 Закона № 127-ФЗ).

    А вот размер неисполненных обязанностей в данном случае значения не имеет (п. 11 Постановления).

    Выходит, что гражданин, скрывающий имущество, в любом случае ­будет признан несостоятельным (банкротом), как говорится, со всеми вытекающими.

    В ином случае суд оставит заявление без движения (стат.. 44 Закона № 127-ФЗ).

    Наибольший срок реализации плана не может превосходить 3-х лет со дня его утверждения (п. 2 стат.. 213.14 Закона № 127-ФЗ, п. 32 Постановления).

    • составе и месте нахождения собственного активов;
    • собственных кредиторах и составе обязательств;
    • иные info, имеющие отношение к делу.

    040 Обсуждение постановления Пленума по банкротству людей. Часть 2

    Постановления Пленума ВАС РФ

    Рассмотрение заявления о признании должника несостоятельным (банкротом)

    а) кредитора — к первому заявляемому им требованию в деле о банкротстве (ст. 71 и 100 Закона о банкротстве);

    б) другой стороны сделки — к заявлению об оспаривании сделки (статья 61.8 Закона);

    Обособленные споры в деле о банкротстве

    8) требования, обозначенного в пт 1 статьи 201.8 Закона о банкротстве, — лица, нареченные в пт 5 этой статьи;

    Вы приняли решение подготовить и подать заявление в Арбитражный суд о своей несостоятельности?
    Очень важно проанализировать все сделки и договора по отчуждению любых активов до подачи заявления. Ведь управляющий вправе оспорить сомнительные сделки и перераспределить имущество в интересах конкурстных кредиторов, находящихся в реестре.
    Получить консультацию бесплатно!

    Согласно пт 10 ст. 142 Закона о банкротстве конкурсный управляющий заносит в реестр info о погашении требований кредиторов.

    Обжалование судебных актов по делу о банкротстве

    о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (несостоятельным (банкротом)) (пункт 4 ст. 44 Закона);

    об отмене мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника либо об отказе в их отмене (пункт 4 ст. 46 Закона);

    о приостановлении производства по делу о банкротстве (ст. 58 Закона);

    об освобождении либо отстранении временного управляющего (пункты 3 и 4 статьи 65 Закона);

    об отстранении управляющего должника от должности либо об отказе в таком отстранении (пункт 2 статьи 82 Закона);

    об утверждении наружного управляющего (пункт 4 ст. 96 Закона);

    об освобождении наружного управляющего от выполнения обязательств наружного управляющего либо об отказе в этом (пункт 2 статьи 97 Закона);

    о признании недействительным вполне либо отчасти плана наружного управления либо об отказе в этом (пункт 6 статьи 107 Закона);

    вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, предусмотренных статьей 148 Закона о банкротстве (пункт 8 этой ст.);

    о результатах рассмотрения заявления о расторжении мирового соглашения (пункты 4 и 5 статьи 165 Закона);

    об исключении активов гражданина из конкурсной массы либо об отказе в этом (пункт 2 ст. 205 Закона о банкротстве).

    об отказе в принятии заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) (статья 43 Закона);

    о внедрении либо продлении срока наружного управления (пункт 2 статьи 93 Закона);

    об отказе в утверждении отчета наружного управляющего; о переходе к расчетам с кредиторами (абзацы 3-ий и 5-ый пт 6 ст. 119 Закона);

    37. Ввиду специфичности судебных актов о внедрении процедур банкротства их выполнение не может быть приостановлено по правилам статей 283 либо 298 АПК РФ.

    В других случаях используются общие правила АПК РФ о дате принятия судебного акта (абзац 2-ой части 2 статьи 176).

    45. В силу части 2 статьи 223 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются арбитром единолично, если другое не предвидено статьей 17 этого Кодекса.

    Председатель
    Высшего Арбитражного Суда
    РФ

    Пленум ВС РФ принял постановление о банкротстве людей

    Если требование заявителя не относится к обозначенным в пт 2 ст. 213.5 Закона о банкротстве. Их список исчерпающий.

    Если заявляемое требование не названо в этом пт и заявитель не приложит копию судебного акта, то суд оставит заявление без движения

    Которые изготовлены в целях искусственного затягивания введения процедуры банкротства.

    Например, должник признает долг и период просрочки, но возражает против возбуждения дела о банкротстве.

    Нет, ни кредитор, ни должник, ни уполномоченный орган не могут выбирать денежного управляющего.

    • представил заранее недостоверные info или
    • совершает деяния, направленные на сокрытие активов, его нелегальную передачу третьим лицам.

    Эти факты означают, что должник уклоняется от погашения долгов

    Если согласие на оплату услуг отдал должник, то он сам возмещает расходы на оплату, если иные лица – такие расходы должник не возмещает

    • наличие таких док-ов и сведений в распоряжении гражданина;
    • возможность гражданина их получить либо вернуть

    Нет, не включает, потому что наследники по смыслу Закона о банкротстве должниками не становятся.

    Банкротство физических лиц — судебная практика 2017-2018 гг

    Уже складывается.

    • размер долгов - более 500 000 рубл ..;

    Размер гос. пошлины при подаче заявления о признании гражданина несостоятельным (банкротом) составляет 300 рубл.. (подп. 5 п. 1 стат.. 333.21 Налогового кодекса РФ).

    Тщательно об критериях банкротства физических лиц – в статье Условия и особенности банкротства физических лиц.

    Обозначенным постановлением руководствуются суды, и практика по банкротству физлиц уже складывается.

    Верховный суд разъяснил, что не стоит путать обязанность объявить себя несостоятельным (банкротом) с правом на аналогичное действие.

    • размер долгов - более 500 000 рубл..;
    • выплата по ним приведет к тому, что иным кредиторам платить будет нечем.

    Заседание Пленума ВС РФ 14 апреля 2016 года

    Размер гос пошлины при подаче заявления о признании гражданина несостоятельным (банкротом) составляет 300 рубл.. (подп. 5 п. 1 стат.. 333.21 Налогового кодекса РФ).

    Тщательно об условиях банкротства физических лиц – в ст. Условия и особенности банкротства физических лиц.

    Постановление Пленума ВАС РФ от N 35 (ред

    ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО Суда РФ

    Рассмотрение заявления о признании должника несостоятельным (банкротом)

    а) кредитора — к первому заявляемому им требованию в деле о банкротстве (статьи 71 и 100 Закона о банкротстве);

    б) другой стороны сделки — к заявлению об оспаривании сделки (ст. 61.8 Закона);

    2) требования кредитора к должнику — этот кредитор, также лица, заявившие возражения против его требования;

    3) заявлений, ходатайств либо жалоб — подавшее их лицо, также лицо, права которого могут быть затронуты в итоге их ублажения;

    4) заявления об оспаривании сделки — другая сторона сделки либо другое лицо, в отношении которого совершена сделка (пункт 4 статьи 61.8 Закона о банкротстве);

    7) заявления о признании недействительным решения собрания (комитета) кредиторов — оспаривающее его лицо;

    8) требования, обозначенного в пт 1 ст. 201.8 Закона о банкротстве, — лица, нареченные в пт 5 этой ст.;

    2) для арбитражного управляющего — определение об утверждении его арбитражным управляющим;

    3) для конкурсного кредитора, предъявившего свое требование в деле о банкротстве, — определение о принятии его требования;

    4) для другой стороны оспариваемой арбитражным управляющим сделки — определение о принятии заявления об оспаривании сделки;

    На основании судебного акта о рассредотачивании судебных расходов трибуналом может быть выдан исполнительный лист.

    Согласно пт 10 статьи 142 Закона о банкротстве конкурсный управляющий заносит в реестр info о погашении требований кредиторов.

    об увеличении фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего (пункт 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве);

    о принятии мер по обеспечению заявления либо об отказе в принятии мер по обеспечению заявления (пункт 7 ст. 42 Закона);

    о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (несостоятельным (банкротом)) (пункт 4 статьи 44 Закона);

    о принятии мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника либо об отказе в их принятии (пункт 5 статьи 46 Закона);

    об отмене мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника либо об отказе в их отмене (пункт 4 статьи 46 Закона);

    вынесенные по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) (пункт 3 статьи 48 Закона о банкротстве);

    об утверждении временного управляющего (пункт 4 статьи 49 Закона);

    о приостановлении производства по делу о банкротстве (статья 58 Закона);

    вынесенные по результатам рассмотрения арбитражным трибуналом заявлений, ходатайств и жалоб в порядке, утвержденном статьями 60, 71 и 100 Закона;

    об освобождении либо отстранении временного управляющего (пункты 3 и 4 ст. 65 Закона);

    об отстранении управляющего должника от должности либо об отказе в таком отстранении (пункт 2 ст. 82 Закона);

    об утверждении наружного управляющего (пункт 4 статьи 96 Закона);

    об освобождении наружного управляющего от выполнения обязательств наружного управляющего либо об отказе в этом (пункт 2 ст. 97 Закона);

    об отстранении наружного управляющего от выполнения обязательств наружного управляющего либо об отказе в этом (пункт 2 статьи 98 Закона);

    о признании недействительным стопроцентно либо отчасти плана наружного управления либо об отказе в этом (пункт 6 статьи 107 Закона);

    об утверждении конкурсного управляющего (пункт 1 ст. 127 Закона);

    об утверждении порядка и критерий проведения торгов по реализации предмета залога (пункт 4 статьи 138 Закона);

    об утверждении порядка, сроков и критерий реализации активов должника (пункт 1 статьи 139 Закона);

    об освобождении конкурсного управляющего от выполнения обязательств конкурсного управляющего либо об отказе в этом (пункт 3 ст. 144 Закона);

    об отстранении конкурсного управляющего от выполнения обязательств конкурсного управляющего либо об отказе в этом (пункт 3 ст. 145 Закона);

    вынесенное по результатам рассмотрения заявлений конкурсного управляющего, предусмотренных статьей 148 Закона о банкротстве (пункт 8 этой статьи);

    о окончании конкурсного производства (пункт 1 ст. 149 Закона);

    об отказе в утверждении мирового соглашения (пункт 3 ст. 160 Закона);

    о возобновлении производства по делу о банкротстве (пункт 1 статьи 163 Закона);

    о результатах рассмотрения заявления о расторжении мирового соглашения (пункты 4 и 5 ст. 165 Закона);

    об исключении активов гражданина из конкурсной массы либо об отказе в этом (пункт 2 статьи 205 Закона о банкротстве).

    о предназначении экспертизы либо об отказе в ее предназначении (пункт 2 статьи 34 и пункт 3 ст. 50 Закона);

    о принятии заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) (пункт 2 статьи 42 Закона);

    об отказе в принятии заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) (ст. 43 Закона);

    о внесении конфигураций в график погашения задолженности (пункт 4 ст. 85 Закона);

    о внедрении либо продлении срока наружного управления (пункт 2 ст. 93 Закона);

    о сокращении срока наружного управления (пункт 3 ст. 93 Закона);

    об отказе в утверждении отчета наружного управляющего; о переходе к расчетам с кредиторами (абзацы 3-ий и 5-ый пт 6 статьи 119 Закона);

    о продлении срока конкурсного производства (пункт 3 ст. 124 Закона);

    37. Ввиду специфичности судебных актов о внедрении процедур банкротства их выполнение не может быть приостановлено по правилам статей 283 либо 298 АПК РФ.

    В других случаях используются общие правила АПК РФ о дате принятия судебного акта (абзац 2-ой части 2 ст. 176).

    45. В силу части 2 ст. 223 АПК РФ дела о банкротстве рассматриваются арбитром единолично, если другое не предвидено статьей 17 этого Кодекса.

    Абзац утратил силу. — Постановление Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 53.

    Определение суда о продлении срока конкурсного производства должно быть целевым (часть 3 статьи 15 АПК РФ).

    Постановление Пленума ВС РФ о банкротстве людей

    Но кое-какие очень принципиальные моменты они тоже содержат.

    С ИП все очень просто - выписка из ЕГРИП. Как быть с обыденным гражданином?

    При подаче заявления должником, к нему должен быть приложен пакет док-ов, список которых приведен в п. 3 стат.. 213.4 Закона о банкротстве.

    Все судебные расходы в деле о банкротстве гражданина относятся на него, возмещаются за счет его активов (п. 19).

    Непредставление этих доказательств тянет оставление заявления без движения и следующий его возврат, если они так и не будут представлены.

    Если заявление подается кредитором, то уже он должен внести подходящую сумму на депозит суда. По другому - оставление заявления без движения.

    Втом числе Пленум отметил, что отсрочка внесения денег в депозит суда не предусмотрена.

    На хоть какой стадии дело о банкротстве может быть прекращено при отсутствии средств, нужных для возмещения судебных расходов (п. 22).

    Последующий пункт 39 - чуть ли не самый главный во всем Постановлении.

    А вот для гражданина, находящегося в здравом уме и жесткой памяти процедура реализации активов - тяжелое испытание с моральной точки зрения.

    Все это разъяснено в пт 46 Постановления Пленума № 45.

    Пересмотрено может быть и определение суда о окончании реструктуризации долгов гражданина (п. 47).

    На этом обзор Постановления Пленума ВС РФ № 45 я заканчиваю. Вышла одна из самых больших статей на блоге.

    Если статья оказалась вам полезной, оставьте, пожалуйста, собственный отзыв либо мировоззрение ниже в комментах.

    П ленум ВС РФ недавно выпустил постановление от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» (далее - Постановление). В этом документе разъяснены отдельные положения законодательства о банкротстве граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей. О них и пойдет речь.

    Недавние изменения законодательства

    В п. 1 Постановления Пленум ВС РФ напомнил о недавних изменениях Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ). Они были внесены Федеральным законом от 29.06.2015 № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Значительная часть новшеств вступила в силу 1 октября 2015 г.

    В связи с этим Пленум ВС РФ особо отметил, что при возбуждении дел о банкротстве граждан учитываются, среди прочих, требования ­кредиторов и уполномоченного органа, возникшие до 1 октября 2015 года.

    К сведению

    Свернуть Показать

    Положения о банкротстве физических лиц в целом распространяются и на предпринимателей (п. 3 ст. 213.1 Закона № 127-ФЗ). Есть лишь небольшие особенности. Например, имущество коммерсанта, предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности, реализуется в том же порядке, что и имущество компаний (п. 4 ст. 213.1 Закона № 127-ФЗ, п. 40 Постановления).

    В дальнейшем, говоря о банкротстве граждан, мы будем подразумевать и предпринимателей.

    Какой суд рассматривает дела о банкротстве

    Пленум ВС РФ напомнил, что дела о банкротстве граждан рассматриваются арбитражным судом (п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 32 Закона № 127-ФЗ, ч. 1 ст. 223 АПК РФ).

    К сведению

    Свернуть Показать

    Суд принимает заявление о признании гражданина банкротом, если требования к нему составляют 500 000 руб. (или больше), а период просрочки достиг как ­минимум трех месяцев (п. 2 ст. 213.3 Закона № 127-ФЗ, п. 8 Постановления).

    Рассмотрение происходит по месту жительства гражданина. Оно определяется по штампу в паспорте или по выписке из ЕГРИП (п. 5 ­Постановления).

    При наличии у должника статуса индивидуального предпринимателя возможно возбуждение и рассмотрение только одного дела о его банкротстве. Возбуждение и рассмотрение одновременно двух дел о банкротстве такого лица - как гражданина и как индивидуального предпринимателя - не допускается.

    3. Положения Закона о банкротстве, касающиеся банкротства граждан, не применяются к отношениям, связанным с банкротством крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе, когда заявление о признании банкротом подается в арбитражный суд в отношении гражданина, являющегося одновременно индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2 статьи 213.1 Закона о банкротстве).

    Банкротство крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется по общим правилам Закона о банкротстве с особенностями, установленными параграфом 3 главы Х указанного Закона.

    Дела о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ), с особенностями, установленными Законом о банкротстве (пункт 1 статьи 6 , пункт 1 статьи 32 Закона и часть 1 статьи 223 АПК РФ), который в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) участников гражданского (имущественного) оборота является специальным.

    5. Дело о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, рассматривается арбитражным судом по его месту жительства (пункт 1 статьи 33 Закона о банкротстве).

    Место жительства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, может подтверждаться документами, удостоверяющими его регистрацию в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации или выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (пункт 1 статьи 20 ГК РФ, часть четвертая статьи 2 и часть вторая статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункт 2 статьи 5 и Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

    Если место жительства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, неизвестно или известно, но находится за пределами Российской Федерации, дело о банкротстве такого должника рассматривается арбитражным судом по последнему известному месту жительства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации согласно документам о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации (по смыслу пункта 1 статьи 33 , пункта 5 статьи 213.7 Закона о банкротстве, части 1 статьи 36 , части 4 статьи 38 АПК РФ).

    В целях проверки достоверности сведений о месте жительства гражданина, указанных в заявлении о признании должника банкротом, при подготовке дела к судебному разбирательству суд вправе запросить данные о его месте жительства в органах регистрационного учета.

    Документы о полученных физическим лицом доходах, а также справка о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, во вкладах (депозитах), об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств, выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке должны содержать сведения за трехлетний период, предшествующий дню подачи заявления о признании должника банкротом, вне зависимости от того, кем подано данное заявление (абзацы девятый и десятый пункта 3 статьи 213.4 , пункт 6 статьи 213.5 Закона о банкротстве).

    Неисполнение должником обязанности по представлению отзыва и документов, равно как и сообщение суду недостоверных либо неполных сведений, может являться основанием для неприменения в отношении должника правила об освобождении от исполнения обязательств ( Закона о банкротстве).

    13. Заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд конкурсным кредитором или уполномоченным органом при отсутствии решения суда, вступившего в законную силу, в отношении требований, перечисленных в пункте 2 статьи 213.5 Закона о банкротстве. Перечень указанных требований является исчерпывающим.

    Если требование заявителя не относится к указанным в пункте 2 статьи 213.5 Закона о банкротстве и к заявлению не приложена копия судебного акта, вступившего в законную силу и подтверждающего это требование, то суд на основании пункта 1 статьи 44 Закона оставляет такое заявление без движения.

    14. Если на день подачи заявления о признании должника банкротом требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа не подтверждены вступившим в законную силу судебным актом и между конкурсным кредитором или уполномоченным органом и должником имеется спор о праве, который подлежит разрешению судом вне дела о банкротстве, то суд по результатам рассмотрения обоснованности такого заявления выносит определение о признании его необоснованным и оставлении его без рассмотрения или о прекращении производства по делу (абзац четвертый и пятый пункта 2 статьи 213.6 Закона о банкротстве).

    О наличии спора о праве могут свидетельствовать любые возражения должника против требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа, заявленные им как в устной, так и письменной форме, касающиеся существования задолженности, ее размера и срока исполнения обязательства.

    Исходя из недопустимости злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ, часть 2 статьи 41 АПК РФ), суд может отклонить возражения должника на требование конкурсного кредитора или уполномоченного органа, если оно очевидно сделано в целях искусственного затягивания введения процедуры банкротства (например, должник признает факт наличия задолженности и период просрочки, но при этом возражает против возбуждения в отношении него дела о банкротстве).

    15. Разрешая вопрос о принятии заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, необходимо учитывать, что на основании абзаца второго пункта 1 статьи 29 Закона о банкротстве порядок подачи уполномоченным органом заявлений о признании должника банкротом в целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства устанавливается Правительством Российской Федерации. Поскольку право на подачу заявления о признании должника банкротом должно реализовываться уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, судам при проверке соблюдения данного порядка, а также срока, по истечении которого допускается обращение с заявлением о признании должника банкротом, надлежит руководствоваться Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года N 257.

    18. При проверке обоснованности заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании должника банкротом арбитражный суд, в силу пункта 2 статьи 213.6 Закона о банкротстве, устанавливает размер требования и определят# очередность его удовлетворения. Иные конкурсные кредиторы (уполномоченный орган) и финансовый управляющий в последующем вправе обжаловать соответствующее определение. Восстановление этим лицам срока на апелляционное и кассационное обжалование осуществляется судом с учетом того, когда подавшее жалобу лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов.

    19. Судебные расходы по делу о банкротстве должника, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, на опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве должника, и расходы на выплату вознаграждения финансовому управляющему относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди (пункт 1 статьи 59 , пункт 4 статьи 213.7 и пункт 4 статьи 213.9 Закона о банкротстве).

    Если должник обращается с заявлением о признании его банкротом, он обязан помимо внесения в депозит арбитражного суда денежных средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру банкротства (абзац второй пункта 4 статьи 213.4 Закона о банкротстве), применительно к статье 213.4 Закона приложить к заявлению доказательства наличия у него имущества, достаточного для погашения расходов по делу о банкротстве. При непредставлении этих доказательств заявление должника подлежит оставлению без движения на основании статьи 44 Закона о банкротстве с последующим возвращением при непредставлении их в установленный срок.

    По ходатайству должника суд вправе предоставить ему отсрочку внесения средств в депозит на выплату вознаграждения финансовому управляющему сроком до дня судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления о признании его банкротом (абзац третий пункта 4 статьи 213.4 Закона о банкротстве). При неисполнении должником в установленный срок названной обязанности арбитражный суд в зависимости от наличия либо отсутствия иных заявлений о признании должника банкротом выносит определение об оставлении заявления должника без рассмотрения или о прекращении производства по делу (абзацы четвертый и пятый пункта 2 статьи 213.6 Закона о банкротстве).

    20. Если конкурсный кредитор или уполномоченный орган при обращении с заявлением о признании должника банкротом не внесли в депозит арбитражного суда денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему в соответствии с пунктом 4 статьи 213.5 Закона о банкротстве, суд на основании статьи 44 Закона оставляет заявление без движения, а при неустранении допущенных нарушений - возвращает его.

    Если после использования денежных средств заявителя с депозита суда у должника обнаружится имущество (здесь и далее под имуществом также понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности) в размере, достаточном для выплаты вознаграждения финансовому управляющему, израсходованная сумма подлежит возмещению заявителю из конкурсной массы как требование кредитора по текущим платежам первой очереди (пункт 4 статьи 213.5 , абзац второй пункта 2 статьи 213.27 Закона о банкротстве).

    Предоставление конкурсному кредитору или уполномоченному органу отсрочки внесения денежных средств в депозит суда на выплату вознаграждения финансовому управляющему положениями статьи 213.5 Закона о банкротстве не предусмотрено.

    21. При проведении процедур в делах о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, финансовый управляющий вправе привлекать других лиц для обеспечения своей деятельности только на основании определения суда, рассматривающего дело о банкротстве. Такое определение выносится судом по ходатайству финансового управляющего при условии, что финансовым управляющим доказаны необходимость привлечения указанных лиц, обоснована цена их услуг и должником, конкурсным кредитором или уполномоченным органом дано согласие на оплату этих услуг (пункт 6 статьи 213.9 Закона о банкротстве). Согласие на оплату услуг таких лиц может быть также дано финансовым управляющим от своего имени.

    Если согласие на оплату услуг привлеченных лиц дано должником, соответствующие расходы относятся на должника. Если согласие на оплату таких услуг дано конкурсным кредитором, уполномоченным органом или финансовым управляющим, то расходы, понесенные этими лицами, по смыслу пункта 5 статьи 213.5 Закона о банкротстве, не подлежат возмещению за счет должника.

    Суд вправе разрешить финансовому управляющему привлечь указанных лиц с оплатой их услуг за счет конкурсной массы, если финансовым управляющим будет доказано, что в конкурсной массе имеется имущество в размере, достаточном для оплаты услуг, и без привлечения названных лиц невозможно достижение предусмотренных законом целей процедуры банкротства (например, оплата услуг, связанных с проведением кадастрового учета земельного участка должника, обязательного для регистрации прав на этот участок и его реализации в целях проведения расчетов с кредиторами), а должник, отказывая в даче согласия, действует недобросовестно, злоупотребляя правом (статьи 1 , ГК РФ).

    В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом (пункт 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве). Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Восстановление пропущенного срока на предъявление требования к должнику в целях участия в первом собрании кредиторов возможно на основании ходатайства кредитора только до дня проведения первого собрания (пункт 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве).

    Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.

    Предъявление кредитором или уполномоченным органом требования с пропуском установленного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве срока или отказ в его восстановлении для целей участия в первом собрании кредиторов должника не является основанием для не рассмотрения судом этого требования для целей включения в реестр. Данные требования, в случае включения в реестр требований кредиторов должника, удовлетворяются на общих условиях (абзац второй пункта 4 статьи 213.19 Закона о банкротстве). В резолютивной части определения о включении такого требования в реестр требований кредиторов должника суд указывает на отсутствие у конкурсного кредитора или уполномоченного органа права принимать участие в первом собрании кредиторов должника.

    Проет плана реструктуризации долгов с приложенными к нему документами ( Закона о банкротстве) направляется всем кредиторам должника, известным на момент направления плана (пункт 2 статьи 213.12 и пункт 1 статьи 213.14 Закона о банкротстве).

    Информация о кредиторах и об их адресах может быть получена от должника или из документов, которые должны быть приложены к заявлению должника о признании его банкротом или к отзыву должника (пункт 9 статьи 213.9 и абзац четвертый пункта 3 статьи 213.4 Закона).

    В случае предложения плана кредитором или уполномоченным органом к нему прилагается заявление должника об одобрении плана или его возражения против плана (абзац седьмой пункта 1 статьи 213.15 Закона о банкротстве).

    28. Финансовый управляющий представляет полученный им проект (проекты) плана реструктуризации долгов на рассмотрение первого собрания кредиторов (пункты 3 и 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве).

    Направление проекта плана реструктуризации долгов с пропуском десятидневного срока, указанного в пункте 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве, не препятствует его рассмотрению первым собранием кредиторов, если названный проект направлен и получен до дня проведения собрания с учетом времени, необходимого на ознакомление заинтересованных лиц с планом и подготовку финансовым управляющим возражений и (или) предложений по нему (абзац второй пункта 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве).

    29. Поступившее в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, решение собрания кредиторов об одобрении плана реструктуризации долгов является достаточным основанием для назначения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В этом случае ходатайство участвующих в деле лиц об утверждении плана реструктуризации не требуется.

    43. Для установления обстоятельств, связанных с непредставлением должником необходимых сведений или предоставлением им недостоверных сведений финансовому управляющему или суду, рассматривающему дело о банкротстве (абзац третий пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве), не требуется назначение (проведение) отдельного судебного заседания. Указанные обстоятельства могут быть установлены на любой стадии дела о банкротстве должника в любом судебном акте, при принятии которого данные обстоятельства исследовались судом и были отражены в его мотивировочной части (например, в определении о завершении реструктуризации долгов или реализации имущества должника).

    44. После завершения реализации имущества должника суд, рассматривающий дело о банкротстве, выдает исполнительные листы только по тем требованиям, указанным в пунктах 5 и 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, которые были включены в реестр требований кредиторов должника арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, и не удовлетворены по завершении расчетов с кредиторами. Вопрос о выдаче исполнительных листов по таким требованиям разрешается арбитражным судом по ходатайству заинтересованных лиц в судебном заседании.

    Кредиторы по требованиям, перечисленным в пунктах 5 и 6 статьи 213.28 Закона о банкротстве, по которым исполнительный лист не выдан судом, рассматривающим дело о банкротстве, могут предъявить свои требования к должнику после окончания производства по делу о банкротстве в порядке, установленном процессуальным законодательством.

    45. Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно, в том числе совершил действия, указанные в этом абзаце. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах.

    46. По общему правилу вопрос о наличии либо отсутствии обстоятельств, при которых должник не может быть освобожден от исполнения обязательств, разрешается судом при вынесении определения о завершении реализации имущества должника (абзац пятый пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве).

    Если обстоятельства, указанные в пункте 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве, будут выявлены после завершения реализации имущества должника, определение о завершении реализации имущества должника, в том числе в части освобождения должника от обязательств, может быть пересмотрено судом, рассматривающим дело о банкротстве должника, по заявлению конкурсного кредитора, уполномоченного органа или финансового управляющего. Такое заявление может быть подано указанными лицами в порядке и сроки, предусмотренные статьей 312 АПК РФ. О времени и месте судебного заседания извещаются все лица, участвующие в деле о банкротстве, и иные заинтересованные лица.

    47. Определение суда о завершении реструктуризации долгов должника или реализации его имущества может быть пересмотрено судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа по вновь открывшимся обстоятельствам ( Закона о банкротстве).

    В случае возобновления производства по делу о банкротстве должника и введения процедуры реализации его имущества по правилам пункта 4 статьи 213.29 Закона о банкротстве в качестве финансового управляющего для участия в процедуре реализации имущества должника арбитражный суд утверждает кандидатуру, представленную ему в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона о банкротстве, саморегулируемой организацией, представлявшей такую кандидатуру в ходе завершенной процедуры в деле о банкротстве должника.

    48. В случае смерти лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, в силу пункта 1 статьи 223.1 Закона о банкротстве, суд выносит определение о дальнейшем рассмотрении дела по правилам параграфа 4 главы X Закона. В этом случае лица, указанные в пункте 2 статьи 223.1 Закона о банкротстве, привлекаются судом к участию в деле о банкротстве в качестве заинтересованных лиц по вопросам, касающимся наследственной массы, с правами лица, участвующего в деле о банкротстве. Указанные лица должниками по смыслу Закона о банкротстве не становятся.

    Имущество наследников, не составляющее наследственное имущество, в конкурсную массу не включается ( ГК РФ, пункт 3 статьи 223.1 Закона о банкротстве).

    Кредиторы наследников, обязательства перед которыми возникли не в связи с наследованием, в деле о банкротстве гражданина в случае его смерти не участвуют.

    49. Положения второго предложения абзаца третьего пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве не применяются к исковым заявлениям, производство по которым возбуждено до 1 октября 2015 года и не окончено на эту дату. Рассмотрение указанных заявлений после 1 октября 2015 года продолжает осуществляться судами, принявшими их к своему производству с соблюдением правил подсудности.