Что делать если не платит государственный заказчик. Когда заказчик отказывается платить. Арбитражная практика в госзаказе. Чисто юридические меры

Гальцев Дмитрий Александрович

Техническим надзором принято именовать весь комплекс экспертиз и проверок, которые реализуются на объекте в период строительных работ или ремонта.

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует определить, что такое технический надзор в строительстве, и для чего требуется его проведение.

В действующей редакции ГрК России подобное понятие отсутствует. По умолчанию принимается, что на объектах, где ведётся строительство, данную процедуру заменяет «стройнадзор», являющийся составной частью строительного контроля.

Основными задачами проведения технического надзора за строительством являются:

  • Обеспечение качества работ положениям действующих СП, СНиП, иных нормативов;
  • Соблюдение сроков строительных работ;
  • Осуществление всех мероприятий в рамках утверждённой сметы (с использованием согласованных объёмов материалов, расходуемых на строительство).

Заполняя форму Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности и даете согласие на рассылку

Кто имеет право на проведение технического надзора

Круг юридических лиц, которые могут быть привлечены к решению данной задачи, весьма широк.

В первую очередь, государственные надзорные органы (муниципальные или субъектов Федерации). Местные органы власти имеют право разрешать строительство (организацию строительных работ), а также последующий ввод готового объекта. Они привлекаются к надзору на этапе приёмки готового объекта.

Кроме этого, осуществление надзорных функций может возлагаться на:

  • Специализированные организации, у которых есть допуск СРО (строительство). В первую очередь их привлекают к работам на технически сложных и достаточно крупных объектах. Данные фирмы работают по договору, заключённому с заказчиком;
  • Компанию, разработчика проекта (авторский надзор);
  • Лично заказчика или его официального представителя;
  • Уполномоченных сотрудников подрядчика, ведущих строительство.

Заказчик либо лицо, действующее в его интересах, организовывают проведение технического надзора согласно положениям свода правил № 48.13330.2011 (п.7.3).

После начала строительства право на осуществление проверок строительных работ и надзорной деятельности (по закону) получают государственные органы:

Каким образом осуществляется технадзор

Алгоритм работы органов, контролирующих строительство в рамках осуществления технадзора следующий:

1. Определяются задачи предстоящих работ.

2. Комплектуется рабочая группа. В её состав включают специалистов профильного образования, имеющих прямое отношение к строительству (электрики, специалисты по иным СЖО), имеющих стаж работы по специальности от 5 лет. Кроме этого обязательно включается финансист, осуществляющий анализ смет.

3. Осуществляется контроль мероприятий (с выездом на объект). Их частота и продолжительность прописывается в соответствующем договоре и определяется сложностью и масштабностью строительных работ на объекте (не реже, чем ежемесячно).

4. Составление отчётной документации по проведённому мероприятию.

В документации обязательно указывается: все выявленные нарушения с указанием на нарушенные нормативы, фото завершённых строительных работ, диаграммы и графики, иллюстрирующие строительство, смета расходов.

Представители службы, занимающейся техническим надзором, обязаны вести соответствующий «Журнал», хранящийся на объекте, а также подписывать акты, составляемые по факту выполнения скрытых работ.

Основные функции технического надзора

В рамках надзора за ведением строительных работ выполняются мероприятия, исполнение которых позволяет:

  • Выполнить контроль наличия требуемых документов на используемые подрядчиком в процессе строительства материалы и оформленных соответствующим образом результатов проведённых лабораторных испытаний (осуществляемого входного контроля);
  • Проконтролировать организацию складирования материалов и различных изделий, вопросы их хранения.

Если при этом будут выявлены нарушения, представитель технадзора имеет право считать их непригодными к дальнейшему строительству и наложить запрет на их дальнейшее использование.

  • Наладить действенный контроль за выполнением на каждом из этапов технологии осуществления строительных работ;
  • Жёстко отслеживать исполнение предписаний, выданных органом, выполнявшим контроль;
  • Отслеживать соблюдение календарного плана организации строительства.

Продолжение строительства запрещено до подписание актов (проверяющим и исполнителем), подтверждающих выполнение конкретного этапа работ согласно рабочей документации и положений действующих нормативов.

Лицо, занимающееся техническим надзором, после завершения строительства объекта, подписывает (вместе с подрядчиком) соответствующий Акт.

Наличие этого документа подтверждает, что построенный объект отвечает требованиям проекта, ГОСТ, СП и существующего законодательства.

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

Это не только поиск ошибок и брака, но и предотвращение: выполнения строительно-монтажных работ и принятия технических решений в ущерб качеству объекта строительства.

Своевременное проведение обеспечивает качественное выполнение строительных и ремонтных работ, а также не допускает нежелательного перерасхода средств. Благодаря контрольным функциям удается следить за соблюдением графика осуществляемых работ, регулярно изучать объем фактически выполненной работы и анализировать ее с плановыми показателями.

Как показывает практика, инвесторам и заказчикам в процессе реализации проекта ничего не остается, как полагаться на профессионализм и добросовестность подрядчиков-строителей. Благодаря услугам квалифицированных специалистов технадзора, строительство объекта будет производиться с гарантированным качеством, что особенно актуально при экономном расходовании денежных средств и материальных ресурсов.

Основные функции технического надзора в строительстве:

— Предоставление гарантий качества проводимых работ для заказчика благодаря тщательному контролю
— Обеспечение соответствия нормативно-правовой документации, регламентам и стандартам
— Гарантия безопасности введенного в эксплуатацию объекта недвижимости
— Обследование зданий и сооружений на предмет выявления производственного брака
— Соблюдение контроля складирования и хранения исходных материалов для строительства и специализированного оборудования. В случае выявления нарушений, инспекция имеет право запретить пользоваться определенными ресурсами
— Проверка подлинности документов и постоянный мониторинг относительно их наличия
— Оперативное информирование органов Госнадзора относительно возникновения форс-мажорных обстоятельств, чрезвычайных происшествий и аварий на возводимом объекте
— Выявление наличия предписаний от органов местного самоуправления и Госнадзора
Достоверная оценка соответствия завершенного объекта и сопоставление фактически выполненных работ с изначальной проектной документацией
— Контроль соблюдения объемов строительства с согласованными условиями договора и утвержденным календарным планом
— Устранение дефектов, которые были допущены в процессе выполнения строительных работ
— Тщательный строительный контроль и проверка сметной документации по израсходованным средствам

Инженер курирует возврат неудовлетворительно выполненного участка работ проектировщику, тщательно следит за приемом документов и передает их исполнителю.

Достигнуть поставленной цели удается благодаря добросовестному выполнению строительно-монтажных работ, которые в конечном итоге минимизируют возможные затраты в сфере дальнейшей эксплуатации сооружения. Таким образом, основные задачи и неукоснительные требования технадзора неразрывно связаны с долгим, безаварийным и безопасным функционированием объекта строительства для наших сограждан.

Основные задачи, функции, права и обязанности регламентируют следующие нормативные акты:

Градостроительный кодекс РФ. О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Статья 53;
Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (вместе с «Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»);
«СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», раздел 7;
Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;
Приказ Госстроя РФ от 25.02.1999 N 39 «О повышении квалификации специалистов, осуществляющих контроль за качеством строительства объектов»;

Брак в процессе проведения строительных работ далеко не всегда определяется визуально, поэтому его грамотное фиксирование и разработка действенных мер по устранению недочетов, по плечу только профессионалам. Основными предпосылками производственного брака является дешевизна строительных и отделочных материалов. В конечном итоге возводимому объекту будет свойственна недолговечность и опасность для окружающих людей с последующей эксплуатацией. Грамотная экспертиза зданий позволяет не допустить возникновение указанных нарушений, которые могут спровоцировать еще большие финансовые потери.

Проблемы решаемые Техническим надзором

С помощью технического надзора за ходом строительства можно избежать множества проблем, таких как:
— Неравномерная осадка здания, трещины, деформации и обрушения здания, вызванные несоблюдением нормативных и проектных требований и технологий
— Нарушение прочностных характеристик конструкций, ухудшение ситуации в результате использования подрядчиками дешевых строительных материалов, не указанных в проекте
— Снижение рентабельности проекта, вызванное срывом сроков проведения работ
— Некорректное ведение исполнительной технической документации, затрудняющее поиск нарушений технологий в ходе строительства и сознательных отступлений от проекта и строительных норм со стороны подрядчиков, а также создающее трудности для технических служб при последующей эксплуатации здания
— Необоснованное увеличение затрат на реализацию проекта вследствие некорректно составленной сметы

Для того чтобы не столкнуться с этими проблемами, инвестору необходимо привлекать службу технического надзора на самых ранних этапах строительства объекта.


Неоплата по контракту на рынке закупок — явление, с которым, к сожалению, может столкнуться любой поставщик. Важно понимать, что ситуация для разных сегментов этого рынка отличается и сильно зависит от уровня регулирования законом конкретного сегмента (а значит, и уровня защищенности ваших интересов как поставщика):

  • рынок госзаказа (44-ФЗ). Этот сегмент наиболее регламентирован законом. Это закон процедурный, им установлены четкие максимальные сроки оплаты по контракту — 30 дней. Для малого бизнеса максимальные сроки оплаты еще меньше и составляют 15 рабочих дней.
  • рынок корпоративных закупок (223-ФЗ). Это закон рамочный. При проведении заказчиком закупки, участниками которой могут быть любые лица, включая субъекты МСП, срок оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, не может превышать 30 календарных дней с даты подписания сторонами акта приемки поставленной продукции.
  • коммерческие закупки. Это закупки, которые лежат за рамками ФЗ-44 и 223-ФЗ. Ваши взаимоотношения с заказчиком регламентируются договором. Законодательно ваши интересы здесь защищены меньше всего, степень защиты интересов зависит от переговорных возможностей сторон и того, насколько вам как поставщику удастся согласовать в наибольшей степени устраивающий вас вариант договора в части условий оплаты.

Независимо от того, на каком из рынков вы работаете, ситуация с задержкой или отсутствием оплаты по контракту или договору может повлечь за собой различные риски. Например:

  • репутационные риски — невозможность расплатиться с собственными поставщиками может привести к потере доверия);
  • финансовые риски — просрочки по кредитам (при наличии таковых) или кассовый разрыв. Последнее особенно критично для малого бизнеса, поскольку может обернуться полной остановкой его деятельности.

Разумеется, обезопасить себя на 100 процентов невозможно, но некоторые превентивные меры вы можете предпринять. Например: на этапе подачи заявки, до отправки документов, проверьте потенциального заказчика на предмет прохождения им в текущий момент процедуры банкротства или на предмет наличия дел в арбитражном суде с его участием в статусе ответчика. Наличие таких дел будет косвенно свидетельствует не в пользу заказчика. Сегодня сделать такую проверку можно в режиме онлайн, например, при помощи сервиса «ОКонтрагенте». Этот сервис доступен в личном кабинете поставщика на электронной площадке РТС-тендер. Буквально в 3 клика вы получите исчерпывающий отчет о контрагенте со всей нужной информацией.

Что делать, если вам не заплатили? Давайте на примере наиболее регламентированного сегмента закупок (госзакупок по 44-ФЗ), где поставщику проще всего отстаивать свои интересы, рассмотрим алгоритм действий в случае, когда госзаказчик не платит по контракту. Последовательность следующая:

1) написание претензии заказчику с требованием погашения в установленный срок задолженности и указанием, что в случае дальнейшего нарушения срока оплаты в отношении заказчика будет взыскана неустойка в форме пени за просрочку оплаты исполненного обязательства;

2) обращение с иском в арбитражный суд с требованием оплатить выполненные работы и требованием взыскания неустойки с заказчика за просрочку оплаты;

3) обращение в контрольные органы в сфере закупок с требованием возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика в связи с нарушением срока оплаты (титры статья 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрен штраф на должностное лицо заказчика в размере от 30 до 50 тысяч рублей). Протоколы по этому административному правонарушению могут составить должностные лица ФАС России или ее территориальных управлений. Постановление, т.е. решение по делу, принимает другой контрольный орган в сфере закупок — Казначейство или орган государственного финансового контроля (главное контрольное управление и т.п.).

Важно, что к административной ответственности должностные лица заказчика могут быть привлечены только в том случае, если заказчик подписал акт приемки, но работы в установленные сроки не оплатил. Если заказчик акт приемки не подписывал, т.е. работы не принимал, то и нарушения сроков оплаты не будет, поскольку срок оплаты отсчитывается с даты приемки продукции заказчиком.

В такой ситуации речь будет идти о другом административном правонарушении заказчика — несоставлении документов о приемке либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания (титры ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

Напоследок расскажем про такой полезный инструмент для поставщика, как факторинг. Работа на условиях отсрочки платежа встречается в закупках сплошь и рядом. Кассовый разрыв для небольшой компании действительно может оказаться критичным. Здесь и приходит на помощь приходит факторинг. Факторинг — это финансовая услуга, которая позволяет вам, как поставщику, получить досрочную оплату по исполненному контракту. В процессе участвуют 3 стороны: поставщик, заказчик и фактор. Вы уступаете фактору право требования задолженности с заказчика, затем вы получаете от фактора финансирование сразу, не дожидаясь оплаты контракта заказчиком. Все это происходит в режиме онлайн, без личного присутствия.

С 1 января 2017 года в России начнёт действовать новое наказание для нерадивых чиновников, которые "кидают" исполнителей госконтрактов - отказываются платить за выполненные работы, затягивают сроки. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) появится новая статья, предусматривающая штраф от 30 до 50 тысяч рублей, а также дисквалификацию. Эксперты говорят, что такие изменения помогут отбить у чиновников охоту вымогать у бизнесменов откаты за саму возможность вовремя получать бюджетные деньги по контрактам.

Сентябрь выдался для юристов администрации Краснодара беспокойным. Им пришлось ходить в местный арбитражный суд как на работу. На мэрию подала в суд фирма "Геоинжпроект", которая проектировала для неё новую школу на 1250 учеников в одном из районов города. Проектировщик все требуемые работы выполнил за пять месяцев, за что должен был получить по госконтракту 886 тысяч рублей. Мэрия работы приняла без претензий, но ни копейки денег не перечислила. Вместо этого чиновники говорили, что, мол, работы выполнены не полностью, и тянули с оплатой. Им это удавалось почти 9 месяцев. Суд таких аргументов не принял и обязал администрацию выплатить "Геоинжпроекту" всё причитающееся.

Таких судебных споров между государственными заказчиками и бизнесменами-исполнителями по всей стране - сотни. В последнее время всё чаще и чаще казённые учреждения, будь то школы, министерства, заводы, муниципалитеты, не платят по контрактам или затягивают платежи. Бывает так, что денег нет месяц, другой, третий. В середине этого года дело дошло до того, что правительству пришлось вносить поправки в закон "О контрактной системе в сфере закупок", чтобы заставить нерадивых чиновников быстрей оплачивать выполненные работы. Согласно тем изменениям расплатиться по контракту нужно в течение 30 дней.

Поправки в законы ввели, но ситуация с неплатежами так и не изменилась.

По информации Минэкономразвития, ущемление прав предпринимателей из-за неоплаты госконтрактов носит массовый характер, - говорится в пояснительной записке.

Теперь правительство решило ужесточить наказание для нерадивых госзаказчиков. Минэкономразвития внесло в Госдуму проект новой статьи в Административный кодекс. Статья будет называться "Нарушение срока и порядка оплаты при осуществлении закупок для государственных нужд". Смысл такой: если чиновник любого ведомства, отвечающий за госзакупки, нарушил правила их проведения или медлит с оплатой, ему грозит штраф от 30 до 50 тыс. рублей. То же наказание применят и в случае, если чиновник не внёс компании-подрядчику аванс в срок, указанный в контракте.

Проект предусматривает усиленное наказание за повторное нарушение. Если кто-то из госслужащих в сфере госзакупок уже раз попадался на просрочке выплат, то во второй раз за аналогичное правонарушение он получит уже дисквалификацию на срок от года до двух. Дисквалификацией называется лишение чиновника должности и временный запрет работать на аналогичных постах в других структурах.

Этот закон можно назвать детищем скандально известного экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева. Он по поручению Дмитрия Медведева начал готовить проект за несколько месяцев до своего задержания, и подпись Улюкаева стоит под финальной версией, отправленной на согласование другим ведомствам. Финальный пакет документов уже подписал первый зампред правительства Игорь Шувалов - именно он в своё время одним из первых ратовал за проработку этого вопроса.

Перед тем как вносить законопроект, его авторы провели большую работу: они выясняли, сколько денег из бюджета он потребует, не появится ли после его принятия новых лазеек для получения взяток и прочее. Как выяснилось, коррупциогенных факторов в новом законе не выявилось. Не потребует он и новых бюджетных инъекций.

Всё уже согласовано с Генпрокуратурой, Минюстом и ФАС. Единственным ведомством, при согласовании с которым возникли проблемы, стало Министерство финансов. В Минфине не согласились с рядом положений проекта, а в Минэкономразвития отказались учитывать их мнение.

Минфин России представил замечания к законопроекту, которые не могут быть учтены, - сообщал в своём письме Дмитрию Медведеву Алексей Улюкаев.

Пока ведомства спорят, какой вид примет новый закон, бизнесмены, работающие по госконтрактам, продолжают страдать. По словам предпринимателя из "Опоры России", главы юрфирмы Urvista Алексея Петропольского, затягивание связано не только с тем, что чиновники не отдают деньги после того, как приняли все работы. Наоборот, они стараются не принять работу, поэтому и тянут с оплатой. Так они вымогают откаты только за саму возможность выплатить законные деньги.

Самая большая проблема - затягивание и вымогательство при подписании актов сдачи-приёмки выполненных работ. Тебе не подписывают акты, находят десять тысяч претензий к тому, какую работу ты выполнял. А до этого деньги не платят. Поэтому 99% заказчиков изначально договариваются, чтобы им эти акты подписали, платят деньги, откатывают 10–20%, и акты подписываются, - рассказал Лайфу Петропольский. - Например, у меня в практике был случай, когда проверяющие придрались к тому, что покрытие на детской площадке было на полсантиметра выше нормы.

Новый закон, говорит Петропольский, направлен в том числе и на борьбу с так называемыми закладками в документах закупки, которые чиновники делают под аффилированные с ними фирмы. Например, сообщил Лайфу эксперт, в закупках раньше часто прописывали, что оплату исполнитель получит не раньше, чем через полгода после выполнения работ и подписания акта приёмки. Этот принцип был нужен, чтобы бизнесмены со стороны испугались и не стали участвовать в тендере.

Новый регламент не позволяет прописать в техзадании сроки оплаты в полгода, - рассказал Петропольский. - Раньше "свои" заходили и выполняли работы, и им платили на следующий день, а "чужие" заходили - им через полгода платили. Это был такой стоп-фактор для написания техзадания, специально, чтобы проходили только "свои".

Многие могут вообще оказаться из-за этого банкротами, говорят эксперты.

Действительно, есть печальная статистика, что чиновники, отвечающие за госконтракты, часто тянут с оплатой, - рассказал Лайфу адвокат Анатолий Вербицкий. - Получается, что, когда бизнесмен получает госконтракт, он сразу вкладывает часть своих денег, чтобы в сроки укладываться, в ожидании, что это будет компенсироваться.

По словам Вербицкого, многие предприниматели вкладывают в госконтракт последние деньги фирмы, рассчитывая по завершении работ гарантированно покрыть расходы и заработать сверху. И, если чиновники подолгу не оплачивают контракт, предприниматели оказываются на мели и рискуют стать банкротами. В таких случаях скорость оплаты имеет очень большое значение.

Слова Вербицкого подтверждаются статистикой судебных исков к государственным учреждениям и ведомствам из-за просрочек выплат. Картотека арбитражных дел выдаёт в результатах поиска только за 2016 год около тысячи исков, поданных из-за неустойки по госконтракту. Большая их часть связана с неплатежами по электроэнергии, как это было, например, с детсадом "Радужный".

Детский сад за три месяца задолжал столичной энергосбытовой компании "Восток" 177 тысяч рублей за электроэнергию. Несмотря на то что энергию поставляли по госконтракту и государство выделило детсаду на это деньги, руководство тянуло с выплатами сколько могло. В итоге исполнитель контракта - "Восток" - пошёл в Арбитражный суд в надежде взыскать просрочку. "Востоку" это удалось.

Впервые о проблеме с чиновниками-неплательщиками сообщил бизнес-омбудсмен Борис Титов в своём докладе президенту Владимиру Путину за 2014 год. После этого Игорь Шувалов поручил Минэкономразвития, Минфину и ФАС проработать этот вопрос. Согласно открытым данным, к концу 2015 года общие долги чиновников перед бизнесменами - исполнителями госконтрактов равнялись 25 миллиардам рублей.