О тех кто совершает намаз. О тех кто не совершает намаз. Значимость намаза. кто обязан совершать намаз

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Тот, кто не совершает молитву, его деяния тщетные, даже если он не становится кафиром, в чем есть разногласие известное среди ученых!

Доводов этому много в Сунне.

Как-то раз, в один из пасмурных дней Бурайда сказал: “Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!» аль-Бухари 553.

И если даже пропуск одной молитвы делает тщетными деяния, то что сказать о том, кто вообще не совершает никогда все пять обязательным молитв?!

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Из этого хадиса следует, что дела, которые становятся тщетными, бывают двух видов. Несовершение молитв вовсе, что делает тщетными все дела, и оставление определенной молитвы в определенное время, что делает тщетными деяния этого дня. Таким образом, все дела становятся тщетными при полном оставлении молитв и становятся тщетными деяния одного дня за оставление определенной молитвы. Если кто-то скажет: «Каким образом деяния могут стать тщетными без вероотступничества?» То следует сказать: «Да может, ибо Коран, Сунна и высказывания сподвижников говорят о том, что грехи уничтожают благие дела, так же как и благие дела уничтожают грехи! Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями» (аль-Бакъара 2: 264). Он также сказал: «О те, которые уверовали! Не повышайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого» (аль-Худжурат 49: 2). См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” 43.

Однако хотел бы сделать важное напоминание, что некоторые умники поступают весьма не мудро, говоря немолящимся, которые соблюдают пост, что в их посте нет смысла и что это никакой роли для них не играет, способствуя тому, что эти люди перестают соблюдать и пост!

Вот фатуа ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима), которые кстати считали оставившего даже одну молитву неверным:

Вопрос: «Я видел молодых мусульман, которые постились, но не совершали или бросили молитву. Принимается ли пост тех, кто постился, но не совершает молитву? Я слышал, как некоторые проповедники говорили таким: «Можете не соблюдать пост, ибо нет поста у того, кто не совершает молитву».

Ответ: «Тот, кому стала обязательной совершение пятикратной молитвы, и кто оставил ее сознательно, отрицая ее обязанность, тот становится неверным по единогласному мнению! А что касается того, кто не совершает молитву по лени и нерадивости, то тот, тоже является неверным в соответствии с правильным мнением ученых в этом вопросе. И тот, о ком вынесено решение, что он неверный, то его пост и все его благодеяния становятся тщетными, как сказал Всевышний Аллах: «Если они приобщат сотоварищей (Аллаху), то станет тщетным все, что они совершали» (аль-Ан’ам 6: 88).

Однако не велят такому оставить пост! Ведь его пост несет ему только благо и приближает к религии. Есть вероятность, что страх в его сердце вернет ее к совершению молитвы, которую он прекратил, и к покаянию за это». См. «Фатауа ас-Сыям» 68.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Каковым будет положения человека, сознательно оставляющего намаз в будущей жизни?

Ответ:

Отрицание того что намаз является фардом (обязательным) делает человека кяфиром (неверным), а оставление намаза по причине ленивости делает человека фасиком (грешником)

Намаз (молитва) является второй по значимости основой ислама после имана (веры) и не может быть и речи о его оставлении. Поскольку отрицание обязательных предписаний ислама является куфром (неверием), отрицание обязательности намаза также является неверием. Именно по этой причине человек, не верящий в обязательность намаза, не является мусульманином. Ислам запрещает не только вступать в брак с таким человеком, но и есть зарезанное им животное. Но если человек не отрицает обязательность намаза, но не совершает его по причине ленивости, он считается грешным мусульманином. По исламскому фикху (праву) такой человек подвергается наказанию, поскольку считается виновным. В ханафитском праве такой человек приговаривается к тюремному заключению до тех пор, пока тот не покается и не начнёт заново совершать намаз. А в шафиитском праве человек, настаивающий на несовершении намаза если не покается в этом, приговаривается к смертной казни.
Умышленное оставление намаза является причиной мук и мучений и в этой и в следующей жизни
Имеется единодушие в том, что намаз является фардом (обязательным) для всех психически здоровых людей достигших полового созревание и очистившихся от месячных крововыделений. Вот что сказано в Благородном Коране о последствиях несовершения намаза:
«В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз.» (Завернувшийся, 40-43)
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо.» (Марйам, 59-60)
«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам.» (Подаяние, 4-5)
Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Тот, кто умышленно оставляет намаз, лишается покровительства Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).» (Ахмад бин Ханбал)
«Тот, кто оставляет послеполуденный намаза лишается всех благих деяний, который он совершил.» (Бухари, Насаи)
В хадисе переданным Убадой бин эс-Самитом (да будет доволен им Аллах) говорится:
«Аллах дал слово, что возьмёт в Рай тех, кто совершают пятикратный намаз наилучшим образом и не относятся к намазу небрежно. Но для тех, кто не совершают намаз, нет такого слова. Если Аллах пожелает наказать их, Он подвергнет их мучениям. Если же Аллах пожелает простить их, Он дарует им прощение.» (Абу Давуд)
В хадисе переданным Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) говорится:
«Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенный, то человек обрадуется и будет иметь успех, а если намаз будет неполноценный, то будет сказано: «Посмотрите, имеется у ли этого человека намазы нафила (добровольные намазы)?» Если человек имеет добровольные молитвы недостаток в фардах (в обязательных намазах) будут восполнены добровольными намазами. А потом то же самое будет сделано и для других фардов (обязательных предписаний).» (Тирмизи, Ибн Маджа)
Между человеком и ширком (приобщением к Всевышнему сотоварищей) находится оставление намаза
Досточтимый Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Между человеком и ширком (приобщением к Всевышнему сотоварищей) находится оставление намаза» (Муслим, Тирмизи, Абу Давуд)
В другом хадисе Тирмизи и Абу Давуда сказано: «Между рабом и куфром (неверием) находится оставление намаза»
Досточтимый Бурайда (да будет доволен им Аллах) передаёт:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Договором между мной и ими (лицемерами) является намаз. Тот, кто оставит его впадёт в куфр (неверие).» (Тирмизи, Насаи, Ибни Маджа)
Абдуллах Ибни Шакик передаёт:
«Сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение) из всех деяний только на оставление намаза смотрели как на куфр (неверие).» (Тирмизи)
Навави:
Навави сообщает, что богословы дают четыре разных толкований хадису: «Между рабом и куфром (неверием) находится оставление намаза»
1-Человек оставивший намаз заслуживает наказания кяфиров (неверных) и этим наказанием является смерть.
2-В хадисе говорится о тех, кто считает дозволенным оставление намаза.
3-Человек оставивший намаз впадает в куфр (неверие)
4-Действие оставление намаза является действием кяфиров (неверных)
Намаз защищает человека от неверия. Человек, оставивший намаз оставляет признак, отличающий его от неверных, и по этой причине внешне может считаться неверным. К тому же оставление намаза может стать причиной того что человек может совершить ошибки в результате которых он может впасть в неверие. Ведь недаром говорится, что каждый грех приближает человека к куфру (к неверию). (Кутуб-и Ситте)
Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный)
Абдуллах бин Курт (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Первое, за что раб даст отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенным, будут совершенными и другие его деяния, а если намаз будет неполноценным, будут неполноценными и другие его деяния.» (Табарани)
Анас б. Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Первым деянием, сделанным Аллахом фардом (обязательным) для людей в религии является намаз, последним (в конце времён от религии) что останется, будет намаз, первое, за что будет отчёт (из деяний в День Суда) будет намаз (обязательный). (В Судный День) Аллах прикажет (ангелам) «Посмотрите на намаз Моего раба!» Если намаз будет совершенный, то будет написано что намаз совершенный, а если намаз будет неполноценный, то будет сказано: «Посмотрите, имеется у ли этого человека намазы нафила (добровольные намазы)?» Если человек имеет добровольные молитвы недостаток в фардах (в обязательных намазах) будут восполнены добровольными намазами.» (Абу Йала)
Джабир б. Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Намаз является ключом от Рая» (Дарими)
poznayteislam.

Намаз – один из пяти столпов Ислама и потому предписан для выполнения всем мусульманам. Самая главная обязанность людей – это верить в Существование
и Единство Аллаха, и в пророчество нашего Господина Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). А самый главный обряд для верующих – намаз.
О значимости намаза перед Аллахом говорит тот факт, что повеление исполнять столпы Ислама Аллах передал Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) через ангела Джабраиля (алейхиссаллям), в то время как повеление совершать намаз было дано Пророку Аллахом напрямую во время Ми’раджа!
Пятикратный намаз стал фардом (обязанностью) для людей за полтора года до Хиджры (переселения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) из Мекки в Медину), в ночь Ми`радж (вознесения).
Намаз – это ибада, которая очищает душу, освещает сердце и возвеличивает человека перед Аллахом. Наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «На маз – опора религии. Кто оставляет намаз, тот разрушает свою ре лигию».
Намаз способствует очищению души и тела. Совершая намаз, мусульманин укрепляет веру, сохраняет себя от грехов и становится чистым рабом Аллаха, достойным попадания в Рай.
Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у своих сподвижников: «Останется ли на вашем теле грязь, если вы будете пять раз купаться в реке, что течет у вас перед домом?» Они ответили: «О Посланник Аллаха, никакой грязи не останется». На это Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «И пятикратный на маз подобен этому: Аллах намазом стирает грехи» . Увеличивая богобоязненность и усиливая любовь к Создателю в сердцах людей, намаз ограждает от греховных действий. Об этом сказано в Священном Коране: Значение: «Читай (Мухаммад) Книгу Аллаха и выстаивай намаз в совершенстве, ибо искренний намаз удерживает от великих грехов и оберегает от всех прегрешений, которые запрещают законы Аллаха». «Аль-Анкабут», 29/45.
В хадисе говорится, что «через намаз возможно достичь доволья
ства Аллах; намаз удостоит раба любви ангелов; намаз – путь Про роков; намаз – свет познания, основа веры, причина принятия ду`а и благодеяний; намаз делает благословенным пропитание, он полезен для тела; намаз – оружие против врагов; он отдаляет от шайтана; намаз – заступник молящемуся перед ангелом смерти; намаз – свет в могиле и ложе в ней; намаз – ответ ангелам Мункару и Накиру, добрый
спутник в могиле до Судного Дня; намаз – тень над молящимся в День Суда; намаз – корона на голове и одежда на теле; намаз – это свет, идущий впереди; намаз – завеса, прикрытие между людьми; намаз – ар гумент верующего перед Господом, весомость при взвешивании – Ми зан; проход по мосту Сырат; ключ к Раю – и все это потому, что на маз – это тасбих, хамд, та’зим, кыра’ат и ду`а. То есть все наилучшие
деяния собраны в своевременно совершенном намазе». Танбихуль-гафилин, 293.
Подобно тому, как мусульманин обязан соблюдать намаз сам, он должен учить ему и своих детей. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) настоятельно советовал мусульманам приучать детей к намазу с семилетнего возраста, чтобы воспитать в них осознание необходимости этого столпа Ислама. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Как только ребенок достигнет семи лет, требуйте от него
выполнения намаза. А если в десять лет не будет читать намаз, то наказывайте их за это. И в этом возрасте разделяйте их постель». (Абу Дауд «Салят»,26; Ахмад бин Ханбаль II, 180, 187.)
Не читающий намаз подобен спящему по отношению к религии и если он не покается в этом и не прекратит поступать подобным образом, то его ждет наказание. И в Конце Света он останется без защиты. Сказано в Священном Коране: «Обладатели правой стороны, они в райских садах и (беседуя) друг с другом спросят у грешников: «Что же привело вас в Ад, Сакар?» Они ответят: «Мы не из тех, которые молились, не кормили бедняка, заблуждались вместе с заблудшими…» («Муддассир», 74/39-45.)
Мусульманин не читающий намаз становится грешником, но не перестает быть мусульманином. А если он считает, что намаз не обязателен, то он отступает от веры.
В хадисе Кудси154 сказано: «Пятикратную молитву Я сделал твоей умме обязанностью. Я обещал тому, кто будет своевременно выполнять ее — Рай, а тому, кто не будет ее выполнять, Я не обещал ничего». (Ибн Маджа, «ИкасатурсрСалят», 194.)
Мужчинам намаз лучше читать вместе с другими мусульманами (коллективно), чем в одиночку и лучше намаз читать в мечети, чем дома. Женщинам же предпочтительней совершать намаз дома.
Кто обязан совершать намаз.
Человек обязан совершать намаз при наличии трех условий:
1. Мусульманин.
2. Совершеннолетний.
3. Разумный.

Известен достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульманина от немусульманина отличает совершение намаза, и тот, кто его оставляет, выходит из религии». Все последователи Сунны признают этот хадис, но между ними есть серьезное разногласие в применении этого хадиса к отдельным людям.

К сожалению, некоторые мусульмане, вооружившись этим хадисом, торопятся в самостоятельном рассуждении, кого считать верующим, а кого – неверующим. Простым мусульманам этого делать нельзя ни в коем случае, ибо выносить постановление о конкретном человеке, не читающем намазы, может только грамотный ученый. Именно ученый может решить, к какой из следующих категорий относить того или иного человека.

Люди, оставляющие молитву, бывают четырех видов:
1) Люди, не читающие намаз и при этом отрицающие его обязательность.

2) Те, кто оставил намаз по забывчивости.

3) Те, кто оставил намаз, признавая его обязательность, но отказывающиеся его выполнять из-за своей неприязни к вере, к Аллаху и его посланнику да благословит его Аллах и приветствует.

4) Оставляющие молитву из-за лени, халатности или занятости какими-либо мирскими проблемами, но вместе с тем, что они признают ее обязательность.
1. Что касается первого вида людей:
Такой человек выходит из Ислама в соответствии с контекстами Корана и Сунны и единогласного мнения ученых.
Сказал Ибн Джаззи Аль-Малики: «Если человек оставил молитву, отрицая ее обязательность, то он стал немусульманином согласно единогласному мнению ученых» Аль-Фикху каунин, 45.

Сказал Уазир ибн Хабира: «Ученые единогласны в том, что тот, на кого возлагается обязанность молиться, и он отрицает ее обязательность, то он стал немусульманином, заслуживающим наказания» Аль-Ифсах, 101/1
Но есть один нюанс. Это постановление касается тех, кто вырос среди мусульман. А что касается того человека, который вырос в отдаленном от мусульман месте или недавно вошедший в Ислам и не узнавший о постановлениях религии, то для них есть оправдание.
2. Что касается второго вида (оставивший молитву по забывчивости).
Сказал аль-Хаттаби: «Что касается такого человека, то он не становится кафиром по единогласному мнению ученых» Ма’алим сунан, 45/7
3. Что касается третьего вида людей, то про них ученые сказали: «Человек, признающий обязанность молитвы, но отказывающийся ее соблюдать из-за высокомерия или ненависти к Аллаху и его посланнику да благословит его Аллах и приветствует, говоря: «Да, я знаю, что Аллах сделал ее обязательной для мусульман», тот он также становится немусульманином по единогласному мнению исламских ученых».
Примером этого случая может являться в первую очередь Иблис: ему было приказано сделать земной поклон (саджда), но он отказался и проявил высокомерие.

Другой пример – Абу Талиб. Он признавал правдивость посланника, да благословит его Аллах и приветствует, но не последовал за ним, боясь упреков своего народа.
Как сказал Всевышний: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие!» (Сура «Ан-Намль», аят 14).
4. И наконец, четвертый вид людей, т. е. те, кто оставляет молитву из-за лени, халатности или из-за занятости мирскими проблемами.
Таких людей сегодня больше всего. Каждый из них говорит: «Я знаю, что намазы нужно читать, я верю, что это обязательно, но у меня нет времени (или: я не успеваю, я не могу на работе выделить для намаза время и т.д.)

Вот что говорили ранние ученые о них.

Как сказал имам Суфьян ибн ‘Уйайна: «Тот, кто оставит один из столпов веры (из высокомерия), то он перестанет быть мусульманином, но тот, кто оставит молитву из-за лени или халатности, то о нем мы говорим, что это верующий человек с неполным иманом» (Аль-Аджурри, Шариа, с.104).
Об этом же сказал имам Абу ‘Усман Сабуни, да помилует его Аллах, в своей книге «Вероубеждения предшественников и последователей хадисов».

Подробнее можете вернуться к следующим источникам:
«И’тикъаду аимматиль аль-хадис», 65-66 стр., шейха Исма’или
«Ибанату ссугра» шейха Ибн Батта, 183 стр.
«Таъзыму кадри салят», шейха Марвази 2 т., 956 стр.
«Рисаляту уафияту ли мазхаби ахлю-суннати филь и’тикад уа усулю ддиянати» шейха Абу ‘Амра ад-Дани, стр. 177-248
Таким образом, большинство ученых-последователей Сунны придерживаются следующего мнения о человеке, не читающем намазы из-за каких-либо мирских причин (лень, халатность, занятость и т.д.): этот человек не совершил тот вид неверия, который выводит из Ислама. При этом такой человек совершил большой грех за то, что пропустил намазы. На этом мнении ряд ранних мусульманских ученых как Макхуль, аз-Зухри, Хаммад ибн Зайд, Уаки’, Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и. Также это мазхаб у ханафитов, маликитов, шафи’итов. Кроме того, некоторые ханбалиты также посчитали это мнение более правильным, как Ибн Кудама.

Доводы .

Очень много доказательств приводят ученые в подтверждение своих слов.

В частности, это слова Всевышнего: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы ему придавали в сотоварищи и прощает остальное, помимо этого, кому пожелает» (Сура «ан-Ниса», аят 48).
Место доказательства: оставляющий молитву предоставляется желанию Аллаха, так как он не придал Аллаху сотоварищей. Поэтому он не выходит из Ислама.
Также слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах сделал запретным Огонь тому, кто скажет «Ля иляха илля Ллах» (нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха) желая при этом лика Аллаха».
Место доказательства: в хадисе не сказано, что молитва является условием для спасения от Огня.
А самым сильным доводом этого мазхаба является хадис: «Приводится от ‘Убада ибн Самита, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять намазов сделал Аллах обязательными для своих рабов. Тот, кто их будет выполнять, не пренебрегая ни одним из них (то есть, не относясь легкомысленно к их правам), у того будет договор с Аллахом, что Он введет его в Рай. А тот, кто не выполнил их, то не будет ему от Аллаха договора, и если Он пожелает, накажет его, а если пожелает, введет его в Рай» (Хадис привел Малик в «Муатта»)
Этот хадис явно указывает на то, что тот, кто оставил молитву из-за лени или небрежности предоставляется желанию Аллаха. Это означает, что он является мусульманином, но никак не наоборот.
Этот хадис назвали достоверным многие ученые. Среди них: Ибн ‘Абдульбарр в «Тамхиде» (288-289/23), Навави в «Хуласа» (246/1), Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (203/12), Сахави, Суюти, Мухаммад Насыруддин и многие другие.

Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его род и его сподвижников и ниспошлёт им мир!

Абу Бакр Татарстани.

От редакции:

Хотелось бы отметить, что цель этой статьи заключается вовсе не в том, чтобы принизить важность намаза. Нет, ведь согласно хадисам, именно о намазе будет прежде всего спрошен человек в Судный день. Цель же этой статьи – опровергнуть укоренившиеся заблуждения о том, что мусульманами нужно считать только тех, кто читает намазы, а если кто-то не совершает намазов, то их нужно считать только немусульманами. Как мы увидели, в этом вопросе не все так однозначно, но есть множество подробностей. Поэтому такой серьезный вопрос нужно оставлять на решение большим ученым, а не заниматься «судейством» самостоятельно, решая, кого из окружающих людей можно называть мусульманином, а кого – нет.

К сожалению, именно вопрос отношения людей к намазу стал чаще всего использоваться для «такфира» — необоснованного обвинения мусульман в неверии и причислении их к немусульманам. Для того, чтобы не попадать в такфир, нужно усвоить две вещи:

Первая. Суждение о конкретных людях, не читающих намазы, должны выносить именно судьи (кадый) или замещающие их ученые, но никак не простые мусульмане.

Вторая. Прежде чем обвинить мусульманина в неверии, ученый (судья) рассматривает, обладает ли тот человек необходимыми знаниями в полном виде, не осталось ли у него неясностей, к какой категории людей он относится, не совершая намазы (из неприязни, из высокомерия, из халатности). Простые же мусульмане именно из-за отсутствия должных знаний не могут провести такую работу (разъяснение доводов, отвод возражений, разбор частных ситуаций) самостоятельно.

Поэтому всем нам не следует спешить, называя немусульманином лишь на том основании, что некий человек не совершает намазы. И еще раз взглянем на этот важный хадис: «Пять намазов сделал Аллах обязательными для своих рабов. Тот, кто их будет выполнять, не пренебрегая ни одним из них (то есть, не относясь легкомысленно к их правам), у того будет договор с Аллахом, что Он введет его в Рай. А тот, кто не выполнил их, то не будет ему от Аллаха договора, и если Он пожелает, накажет его, а если пожелает, введет его в Рай».

) и выплачивайте закят… » (Коран) (сура Аль-Бакара, аят 43)

Аллах сотворил всё. Великий и Всезнающий Аллах ничего не сотворил просто так, без мудрости и обязательств. Когда Всевышний завершил Своё предопределение, Он создал самое красивое и лучшее творение – это человек.

Каждый раз, когда народ забывал Творца и сбивался от истинного пути, Аллах посылал увещевателя. И вот наконец появился Мухаммад (мир ему и благословение). Мухаммад (мир ему и благословение) – самый любимый из Посланников Всевышнего, обладавший особой степенью: ему был ниспослан в откровениях Коран. Творец возложил на Мухаммада (мир ему и благословение) и его общину пятикратную молитву (намаз ) как подарок и милость со Своей стороны, ибо Его раб пять раз в день имеет возможность предстать перед Могущественным Творцом.

Все пророки (мир им и благословение) приходили к разным народам с единобожием, с разными формами и временем поклонений, предписанных Аллахом для каждого из этих народов. Мухаммад (мир ему и благословение) же был послан ко всем людям, джинам и ангелам, а значит, за ним должен следовать каждый.

Однако человек со временем начал слабеть верой и забывать Творца, оставлять предписания религии, обязательную молитву (намаз )… А ведь Намаз (ас-салят) – эта опора религии ».

Нередко человек готов чем угодно оправдать оставление намаза. Некоторые говорят: «Я никому не делаю плохое! » Но такого рода слова – всего лишь самообман. И этому есть несколько причин…

Во-первых : Всевышний создал человека для поклонения Ему, ибо в Коране сказано: «И не создал Я джинов и людей кроме как для поклонения Мне ».

Во-вторых : разве нельзя совместить несовершение греха и совершение молитвы? Стены без фундамента разве имеют нужную силу? Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, – это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенный, то человек обрадуется и будет иметь успех, а если намаз будет неполноценный, то он опечалится и будет в убытке » (имам Ахмад, Тирмизи, ибн Маджах, Абу Давуд, Насаи). Если хорошенько подумать, то каждый мусульманин осознаёт в глубине души, что все благие деяния совершает ради Всевышнего, боясь Его наказания и надеясь на милость Его. А Тот, ради Которого мы делаем наши благие деяния, повелел нам поклоняться Ему, совершая пятикратную молитву.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставил умышленно один намаз, встретит Всевышнего в гневе на него » (Баззар, Табарани). Ещё Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет греха тяжелее после многобожия, чем откладывание намаза… » (Табарани от Анаса, да будет доволен ими Аллах).

В одном селе жил очень праведный человек, которого сатана никак не мог сбить. Однажды сатана пришёл в облике путника в гости к этому человеку. И вот когда наступало время намаза , сатана отвлекал этого праведника. В итоге получилось, что праведник, не совершив за день ни одного намаза, лёг в постель. В это время путник начал быстро собираться, чтобы уйти. Праведник спросил: «Куда же ты, друг? » Дьявол ответил ему: «Из-за одного ослушания Аллаха сатана был изгнан из Рая, а ты за целый день ослушался Аллаха пять раз, не совершив ни одного намаза, и я боюсь, что наказание, которое обрушится на тебя, коснётся и меня тоже » (из книги «Дуррату Насыхин»). Мы видим, насколько тяжким грехом является оставление намаза, что даже проклятый сатана убежал от того, кто пропускает молитву. Представить тяжело, что же будет с тем человеком, который всю свою жизнь не совершал намаз, хотя знал про обязательность его совершения.

Умар сын Хаттаба (да будет доволен им Аллах) после смертельного удара саблей идолопоклонником, когда немного пришёл в себя, сказал: «…нет доли из Ислама тому, кто не совершает намаз… » (имам Малик).

Имам Аз-Захаби, да будет доволен им Аллах, сказал:

«1. Если человека от намаза отвлекло имущество, то он будет воскрешён с Каруном (которому имущество вскружило голову и сбило с истины).

2. Если человека от намаза отвлекло его правление, то он будет воскрешён с Фирауном (фараоном, который объявил себя богом).

3. Если человека от намаза отвлекла ответственная работа и высокие должностные полномочия, то он будет воскрешён с Хаманом (подчинённый Фараона и надсмотрщик над рабочими, которые обжигали кирпичи).

4. Если человека отвлекла от намаза торговля, то он будет воскрешён вместе с Убаю ибн Хальфом (торговцем и главой многобожников)» (Аль-Кабаир, 35 стр).

Передаётся, что женщина из народа Бану Исраиль (Израильтяне) пришла к Мусе (мир ему) и сказала: «О Посланник Аллаха! Я совершила очень тяжкий грех, и я каюсь перед Аллахом. Попроси у Аллаха, чтобы Он простил меня и смилостивился ». Тогда Муса (мир ему) спросил: «Какой грех? » – и она ответила: «О Пророк Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, у меня родился ребёнок, которого я убила ». Пророк Муса (мир ему) крикнул: «Выходи отсюда, грешница, пока не обвалился огонь ада с небес и не сжёг нас из-за тебя! » Она в отчаянии ушла. В это время спустился ангел Джабраил (мир ему) и сказал: «О Муса! Господь спрашивает тебя: почему ты выгнал покаявшуюся?! Разве ты не знаешь того, кто хуже неё?!» Муса (мир ему) сказал: «О Джабраил, кто же это?!» Ангел ответил: «Оставляющий молитву » (имам Аз-Захаби).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда ребёнку исполнится семь лет, повелевайте ему совершать намаз, а когда исполнится десять лет, наказывайте ребёнка за пропуск намаза » (имам Ахмад, Абу Давуд и др.). Конечно, под наказанием не имеется в виду рукоприкладство, наносящее травмы и раны ребёнку. В чём же мудрость такого повеления Пророка (мир ему и благословение)? В том, чтобы ребёнок уже с детства, до наступления полового зрелости, понимал серьёзность и обязательность совершения намаза и привык к её совершению.

Некоторые взрослые порой говорят: «Мои дети маленькие, мне жалко» или «они ещё не способны понять», – однако, когда нужно отправить того же ребёнка в магазин за хлебом или даже за сигаретами, родителям не бывает жалко и они не думают, что дети маленькие. Или когда дети ходят в компьютерные залы, разговаривают нецензурными словами, – оказывается, они даже очень понятливые. Не нужно обманывать самих себя!

Ребёнок – это чистый подарок Аллаха, которого Он дал на сохранение и воспитание родителям, ещё один маленький раб Аллаха, за которого отвечают родители.

Намаз является тем, что отличает мусульманина от немусульманина. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Разница между нами (мусульманами) и неверными – это намаз. Кто оставил намаз – стал неверным » (имам Ахмад, Тирмизи, Абу Давуд, Насаи, ибн Маджах). Есть хадис: «Разница между рабом (Аллаха) и неверным – оставление намаза » (имам Ахмад, имам Муслим и др.).

Из-за большого количества таких хадисов у учёных появились разные мнения по вопросу впадания того, кто не совершает намаз, в куфр (неверие). Однако великие учёные, основатели мазхабов – имам Малик, имам Аш-Шафи, имам Абу Ханифа, а так же, по одному из более весомых мнений имама Ахмада – считают, что человек, не совершающий намаз, не впадает в куфр, но совершает тяжкий грех. Однако долгое время оставление намаза может привести человека в куфр.

Как известно, на территории Российской Федерации в основном проживают последователи мазхабов имама Аш-Шафии и имама Абу Ханифы. Согласно их мазхабам, человек, не отрицающий обязательности намаза, но не совершающий его, не впадает в неверие, а становится грешником.

Аллах милостив ко всем в этом мире, и к тем, кто по халатности не совершал молитву. Пусть обратятся они к Аллаху с просьбой о прощении и начнут совершать все намазы.

Да поможет нам Аллах. Амин!