Министр образования и науки дмитрий. Душитель науки и образования. Реформаторы «споткнулись» на дизайнерах

Фото сайта wikipedia.org

Из источников, близких к правительственным кругам, «НГ» стало известно, что бывшему главе Министерства образования и науки РФ (2012-2016) Дмитрию Ливанову уже практически гарантирована новая, - и очень важная, - должность в новом правительстве, которое будет сформировано после выборов президента России. Что это будет за должность – источники «НГ» отказались уточнить. Однако настойчиво подчеркнули, что вопрос, якобы, уже решен.

Одно из предположений, которое можно сделать, анализируя происходящие в научной сфере страны процессы, это то, что Ливанов возглавит вновь созданное Министерство науки. Такого разделения нынешнего Министерства образования и науки РФ активно сейчас добивается академическое лобби (не сильно, впрочем, авторитетное у руководства страны). Если такое назначение действительно последует, то можно будет говорить, что судьба опять сыграла злую шутку с академиками. Известно, что именно Дмитрий Ливанов был одним из идеологов реформы академической науки в России, концентрации ресурсов на научные исследования в вузах. Он железной рукой и волей проводил эту реформу. Отношения между ним и академическим сообществом явно не заладились. Это был некий аналог холодной войны.

Другой вариант будущего трудоустройства, который можно обсуждать, - Дмитрий Ливанов назначается на должность советника по науке при президенте России. Сейчас ее занимает бывший шеф Ливанова – Андрей Фурсенко. Напомним, что в 2005–2007 годах Ливанов был статс-секретарем – заместителем Министра образования и науки РФ у Фурсенко. Кстати, оба – доктора физико-математических наук. Андрей Фурсенко – 1949 года рождения, а Дмитрий Ливанов – 1967 г.р.

После своей отставки 19 августа 2016 г. с поста министра образования и науки РФ, в тот же день Дмитрий Ливанов был назначен указом Президента России на должность Специального представителя по торгово-экономическим связям с Украиной. Каких-то заметных следов деятельности Ливанова в этой должности обнаружить трудно. Однако, до сих пор в кругах чиновников, отвечающих за формирование и реализацию государственной научно-технической политики, и среди экспертов считается, что Ливанов все делал правильно на посту министра образования и науки, но зря пренебрегал общественным мнением и мало заботился о своем позитивном имидже в обществе. (Неслучайно, согласно опросу ВЦИОМ в марте 2013 года, хуже всего в Правительстве России работал именно Дмитрий Ливанов (его рейтинг составил 2,6 балла из 5 возможных.) Возможно, соответствующие коррективы Дмитрий Ливанов сделает, если он действительно вновь воскреснет на заметной государственной должности. А, может быть, окажется востребованной, как раз его «железная» воля в исполнении принятых решений.

Министр образования Дмитрий Ливанов уходит в отставку, согласившись с решением президента Владимира Путина. Его сменит Ольга Васильева, ранее работавшая в администрации главы государства. Сам бывший министр будет курировать экономические связи с Украиной. Ливанов - один из наиболее критикуемых министров в правительстве. Согласно опросам, его деятельность россияне оценивали на 2,6 балла. Кроме того, за его отставку неоднократно выступали депутаты. «Лента.ру» вспоминала, чем запомнился министр Ливанов, и размышляла о том, что ждать от его преемницы.

Лечение РАН

Больше всего Ливанов запомнится реформой Российской академии наук. Соответствующий законопроект внезапно возник в конце июня 2013 года, став неприятным сюрпризом для российских ученых. Главная претензия была в том, что реформа разрабатывалась без участия самих сотрудников РАН, а избранный в конце мая 2013 года президентом академии Владимир Фортов на первых порах не допускался к участию в обсуждении.

Реформа подразумевала формирование «большой РАН», куда вошли бы РАН, РАСХН и РАМН, а также создание агентства научных организаций. Законопроект о реформе РАН был принят в первом чтении в июле 2013 года. После вмешательства академика Евгения Примакова и его встречи с президентом Владимиром Путиным, глава государства пообещал учесть мнение ученых при подготовке следующих версий законопроекта.

Спустя пару дней закон был принят и во втором чтении. Однако через некоторое время его откатили обратно, что, впрочем, не снизило градус недовольства среди ученых. Даже перенос рассмотрения второго и третьего чтений ученое сообщество не успокоил, положив начало митингам и выступлениям, в том числе и несанкционированным.

Больше всего академики были недовольны пунктом закона, согласно которому институты подчинялись федеральному органу исполнительной власти - так называемому Федеральному агентству научных организаций. Несмотря на активное сопротивление, закон все-таки был принят в этой версии (второе и третье чтения прошли в сентябре 2013 года).

Отныне ФАНО управляло Академией наук и распоряжалось ее имуществом. Вскоре был назначен глава агентства - финансист Михаил Котюков. На откуп РАН отдали функцию экспертизы. Тем не менее на сделки с имуществом академии был наложен годовой мораторий, впоследствии неоднократно продлевавшийся.

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Реформа РАН не завершена по сей день. Создано немало совещательных органов (например НКС), а российские ученые утонули в пучине документооборота. Тем временем ФАНО продолжает измерять эффективность работы подведомственных институтов, разрешать имущественные противоречия и объединять научные учреждения в укрупненные структуры. А также заниматься восстановлением ИНИОНА, который сгорел в январе 2015 года.

Не конкуренты

Не сопутствовала удача и проекту повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100». В 2013 году было отобрано 15 университетов, которым выделили 42 миллиарда рублей (впоследствии добавили еще 2,5 миллиарда) на повышение конкурентоспособности и попадание в топ-100 лучших университетов по версии ряда образовательных рейтингов. В 2015-м в программу добавили еще шесть университетов, и правительство постановило ежегодно выделять на проект 14,5 миллиардов рублей.

В ноябре 2015-го были подведены первые итоги «5-100»: вице-премьер Ольга Голодец заявила о серьезных успехах российских вузов и завоевании высоких позиций в рейтингах. Однако в январе 2016-го программу подвергли критике в Счетной палате: там сообщили, что ни один из вузов, получивших деньги, так и не смог добраться до первой сотни рейтинга мировых университетов.

В частности, выяснилось, что в 2014 году одни вузы получили от Минобрнауки больше обещанного, а другие - меньше. Досталось и вузам - некоторые либо неправильно использовали выделенные средства, либо не использовали их вовсе. В Минобрнауки с претензиями не согласились, и реализация проекта продолжилась.

Диссергейт

С именем Дмитрия Ливанова будет ассоциироваться и полная скандалов кампания по борьбе с плагиатом в диссертациях. В этом ему помогал его заместитель Игорь Федюкин. В начале 2013 года комиссия, возглавляемая Федюкиным, в ходе проверки докторских и кандидатских диссертаций по истории, защищенных в Московском педагогическом государственном университете, выявила многочисленные нарушения. В то же время в этом направлении активно работало вольное сетевое сообщество «Диссернет». По итогам расследования, 11 человек были лишены ученых степеней.

Волна борьбы с плагиатом нарастала. Обвинения в некорректных заимствованиях были выдвинуты многим общественным деятелям и политикам. В результате глава Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Феликс Шамхалов покинул свой пост. Волна негодования со стороны обвиненных в плагиате нарастала, и уже в мае 2013 года Федюкин ушел в отставку. Работа его комиссии фактически остановилась, а обвинения в плагиате посыпались на людей из окружения Ливанова по МИСиС.

Спаси и сохрани

Диссертациями с плагиатом и скандалами с вузами и РАН дело не закончилось. В 2015 году в России в качестве научной специальности была утверждена теология. Это произошло после просьбы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выступавшего перед членами Совета Федерации и депутатами Госдумы. Эта инициатива вызвала широкое недовольство в научном сообществе. В ВАК пообещали, что экспертная комиссия для присуждения соответствующих ученых степеней будет создана лишь к 2017 году. Однако все случилось гораздо раньше - 11 августа 2016 года.

Слияние и сокращение

Не оставил без внимания Дмитрий Ливанов и школьное образование. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что в этой области основные реформы - ЕГЭ, новый образовательный стандарт, оптимизация образовательных учреждений - начинал и развивал его предшественник - Андрей Фурсенко. Ливанов просто продолжил его начинания.

Все шпильки и плевки по поводу введения ЕГЭ достались именно Фурсенко. К приходу Ливанова система Единого экзамена уже работала без существенных сбоев. Министр лишь наставлял Рособрнадзор на дальнейшее ее совершенствование. И в этом, к слову, преуспел. Именно при Ливанове был побежден ЕГЭ-туризм, а количество списывающих сократилось многократно. В том числе за счет применения технических средств - видеокамер и глушилок сотовой связи.

На этом позитивные впечатления, похоже, заканчиваются. Школьная реформа встретила массу отрицательных откликов в педагогическом и родительском сообществе. На митинги против изменений в этой области выходили тысячи человек. Однако заметных результатов противникам реформы добиться не удалось.

Большинство бюджетных образовательных учреждений перешли на так называемую систему госзаказа: то есть школе для того, чтобы получать финансирование, необходимо демонстрировать свою рентабельность. Если раньше на объем финансирования влияли статус учреждения, достижения его учеников и социальная значимость, то теперь первоочередной критерий оценки - количество школьников. От такой оптимизации в первую очередь пострадали сельские школы. Там, где не удавалось заполнить классы, школы просто закрывали.

Параллельно начался процесс укрупнения школ и слияние их в образовательные центры. Реформа уравняла спецшколы, гимназии с уклоном и обычные среднеобразовательные школы, лишив продвинутые учреждения права на дополнительное финансирование углубленного изучения предметов, индивидуальные занятия, проектно-исследовательскую деятельность, медико-психологическое сопровождение учеников, круглосуточное пребывание и т.д. Уравнительную модель опробовали в Москве. В результате лучшие московские школы, занимавшие верхние строчки рейтингов, оказались на грани банкротства.

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Не учебником единым

Еще одна неоднозначная образовательная инициатива времен Ливанова - единый учебник истории. В 2013 году Владимир Путин предложил подумать о создании учебников, в которых история страны подавалась бы в рамках единой концепции, в рамках взаимосвязи всех этапов российской истории и уважения ко всем страницам нашего прошлого. За реализацию взялось Министерство образования, соответственно под огнем критики оказался и глава ведомства. В частности оппоненты заявляли, что стремление навязать школьникам единый взгляд на историю страны возвращает нас во времена всеобщего единомыслия.

Перед создателями учебников стояла непростая задача. Им предстояло рассказать школьникам о таких неоднозначных эпизодах нашей истории как сталинские репрессии, пакт Молотова-Риббентропа, война в Чечне. Очевидно, в процессе написания коллектив авторов столкнулся с неразрешимыми противоречиями и единый учебник так и не появился. В августе 2014-го Ливанов заявил, что вместо линейки учебников будет разработан «единый историко-культурный стандарт», на который будут опираться авторы всех учебных пособий.

Кадровый патриот

В отличие от Ливанова, пришедшего в министерство из Института стали и сплавов, Ольга Васильева - крепкий гуманитарий. Собеседники «Ленты.ру», рассуждая о новом главе ведомства, указывают на академический опыт Васильевой: она успела поработать в различных учебных заведениях. Кроме того, у нее есть опыт взаимодействия и с сугубо научными структурами. У нового министра несколько дипломов - сначала она окончила дирижерско-хоровое отделение Московского института культуры, а затем исторический факультет в педагогическом институте и факультет международных отношений в Дипакадемии. В самом конце 80-х будущий министр отучилась в аспирантуре Института российской истории РАН.

Сферой научных интересов Васильевой называют историю православной церкви. К примеру, в своей кандидатской диссертации она рассказывала о «патриотической деятельности РПЦ» в годы Великой Отечественной. Все неспокойные девяностые Ольга Васильева проработала в Центре истории религии и церкви исторического института РАН. Уже набрав академический опыт, в 2002 году она возглавила кафедру религиоведения в Академии госслужбы при президенте.

Десятилетие спустя ее назначили замдиректора департамента культуры в российском правительстве, еще через год - на сопоставимую позицию в управлении по общественным проектам Администрации президента (АП).

У этого подразделения нет большого бюджета или широких полномочий, отмечали СМИ. Задача этой структуры в первую очередь состоит в обеспечении координации - с ведомствами, правительством, вузами и представителями профессионального сообщества. Немаловажным представляется такой факт - управление курирует первый замглавы АП Вячеслав Володин, который, как отмечают источники «Ленты.ру», не раз отмечал профессиональные качества Васильевой.

Коллеги Васильевой обращали внимание, что она не прекращала преподавательскую деятельность на протяжении всей карьеры, в том числе работая в АП. В Академии народного хозяйства она до сих пор числится профессором кафедры государственно-конфессиональных отношений и читает курсы лекций на религиозную тематику - например, о государственно-церковных отношениях. Перечень публикаций соответствующий - упоминается, в частности, материал о политическом управлении этнокультурным процессом.

Научные интересы профессора Васильевой сказывались и в ее деятельности после перехода из академической среды на административные посты. Она регулярно выступала на мероприятиях, где обсуждались вопросы идеологического толка. Так, она посещала организованные Общероссийским народным фронтом дискуссии по поводу «консерватизма как идеологии развития».

Непосредственно образовательных вопросов Васильева, однако, на публике касалась нечасто и под специфическим углом. Например, замглавы управления АП читала лекции о патриотизме. Тогда она приводила в пример патриотическое образование в США, где утро во многих школах начинается с клятвы верности национальному флагу.

Дмитрий Ливанов - доктор физико-математических наук , российский государственный деятель и ученый. С 2012 по 2016 год был Министром образования и науки РФ. Сегодня мы с вами познакомимся с биографией Дмитрия Ливанова .

Происхождение

Дмитрий Викторович Ливанов родился 15 февраля 1967 года в городе Москве в семье авиационного конструктора Виктора Ливанова, который позже стал генеральным директором КБ им. Туполева и одним из создателей известного самолета Ил-96-300. Мать Дмитрия Татьяна Олеговна была доктором экономических наук и президентом авиационной компании «Титан-Аэро». Ее брат Дмитрий Рогозин работал на посту вице-премьер-министра.

Образование

Среднее образование Дмитрий Ливанов получил в московской школе №91. Он был круглым отличником. Единственный предмет, по которому в аттестате будущего политика не стояла «пятерка», - допризывная подготовка. В 1990 году Дмитрий Викторович получил высшее образование в Московском институте стали и сплавов (МИСиС) на физико-химическом факультете. Окончив учебное заведение с отличием, Ливанов пошел учиться в очную аспирантуру.

Научная деятельность

В 1992 году Дмитрий защитил диссертацию на тему «Перенос тепла в сверхпроводниках и нормальных металлах» и стал кандидатом физико-математических наук. Впоследствии будущий министр активно занимался наукой, изучая металлы, сверхпроводники, а также свойства аморфных и низкоразмерных металлических систем. Вскоре Ливанов получил работу в лаборатории синтеза при институте МИСиС на должности научного сотрудника. Позднее Дмитрий Викторович стал доцентом кафедры теоретической физики и старшим научным сотрудником.

В 1997 году молодой ученый защитил докторскую диссертацию на тему «Термоэлектрический эффект и передача тепла в электронных системах». В этом же году он стал заместителем проректора родного университета по научной работе. В 2000-м Ливанов стал проректором МИСиСА по международному сотрудничеству. При этом он продолжал работать на кафедре физики, но теперь уже в звании профессора.

Параллельно с институтской карьерой Дмитрий Ливанов заочно получал второе образование. В 2003 году ему вручили диплом по специальности «юриспруденция» в Московской юридической академии.

Директор департамента

В 2004 года Дмитрия Викторовича Ливанова назначили на должность директора департамента государственной научно-технической политики при Минобрнауки России. По совместительству он продолжил работать профессором в МИСиСе, только теперь уже на кафедре цветных металлов. Здесь Дмитрий Викторович оставался вплоть до 2012 года.

Статс-секретарь

В ноябре 2005 года Дмитрия Ливанова назначали статс-секретарем замминистра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко. На этом посту он получил широкую известность. Причиной тому стали выступления Ливанова, в которых он раскритиковал проект обновленного устава РАН (Российской академии наук). Новоиспеченный чиновник считал, что всем государственным академиям нужно принять другой вариант устава, подготовленный Министерством образования и науки. Этот документ подразумевал в первую очередь разделение функций академии на научные и управленческие, а также лишал ее права на свободное распоряжение бюджетными средствами.

Кроме того, модельный вариант устава, предложенного Министерством, подразумевал введение наблюдательных советов, состоящих главным образом из представителей правительства. В РАН на этот вариант не захотели соглашаться, считая, что он ущемляет права академии. Деятельность Дмитрия Ливанова при этом назвали попыткой «развала фундаментальной науки».

Так или иначе, в конце 2007 года правительство утвердило обновленный устав, написанный самой Академией Наук. Тем не менее из-за ряда поправок в законе «О науке» РАН лишилась полной независимости. Она потеряла право на самостоятельное утверждение своего президента и свободное распоряжение земельным имуществом.

Работая в министерстве, Дмитрий Викторович Ливанов стал представлять государство в совете директоров Российской венчурной компании. Данная структура была создана после соответствующего постановления правительства с целью стимуляции развития в РФ индустрии венчурного инвестирования. Компания занималась покупкой паев венчурных фондов, развитием инновационных экономических отраслей и продвижением российских наукоемких продуктов на международный рынок.

Ректор

В апреле 2007 года, Дмитрий Викторович стал ректором МИСиСа. Через пять лет он будет переизбран на этот пост. В конце 2008 года, указом Дмитрия Медведева, учебное заведение получило статус Национального технологического исследовательского университета. Став руководителем университета, Ливанов, который всегда называл себя учеником А.Фурсенко, начал внедрять в работу учебного заведения стандарты развития науки, разработанные им же в министерстве. Так МИСиС стал одним из новаторов в выработке самостоятельной стратегии развития вуза и переходе на систему магистратуры и бакалавриата.

Министр

21 мая 2012 года, когда президентом РФ вновь стал В. Путин, а Д. Медведев получил пост премьер-министра, на смену министру образования и науки А. Фурсенко пришел его «ученик» Д. Ливанов.

После назначения Ливанов сразу сделал ряд резонансных программных заявлений. Он предложил сократить количество бюджетных мест в вузах РФ в два раза и начать двигаться в сторону полного отказа от бесплатного высшего образования. Для финансирования подготовки специалистов министр предложил использовать другие механизмы, одним из которых является образовательный кредит.

Стоит отметить, что еще до назначения на высокий пост Ливанов активно выступал против роста количества обучающихся в вузах, сетуя на то, что переизбыток студентов ставит под сомнение престиж техникумов и профессиональных училищ. Дмитрий Викторович считал, что вузы должны переходить на стандартные зарубежные системы тестирования, в том числе по английскому языку.

Вместе с тем Ливанов продолжал выказывать свое недовольство касательно деятельности РАН, требуя ее реформирования. Он отметил, что Академия Наук отстает от вузов по количеству и качеству научных публикаций. Комментируя назначение Ливанова на пост министра, эксперты прогнозировали переход его конфликта с РАН в новую фазу. Ситуацию усложнял тот факт, что политику необходимо было нести ответственность за принятие обновленного закона «Об образовании», разработка которого велась еще при Фурсенко.

Выговор

В сентябре 2012 года президент на совещании, посвященном проекту бюджета на ближайшие три года, заявил, что недоволен тем, как реализуются его поручения. В частности, в указах, подписанных в мае 2012 года, Путин требовал повысить зарплаты бюджетников, а также расходы на строительство дорог, содержание военнослужащих-контрактников и нужны ЖКХ. Эти и другие указы были основаны на предвыборных обещаниях Путина и требовали более триллиона рублей из бюджета. Однако новый бюджет, напротив, подразумевал сокращение расходов на образование, культуру и здравоохранение. Поэтому 19 сентября Путин объявил выговор Ливанову, Говоруну (министр регионального развития) и Топилину (министр труда).

«Неэффективность вузов»

Осенью 2012 года Ливанов и его сотрудники по ведомству опубликовали перечень российских вузов, обладающих "признаками неэффективности", за что подверглись острой критике. В данный список вошло 130 учебных заведений РФ, в том числе ряд престижных московских вузов, таких как МАРХИ, РГГУ, им. Горького и другие.

Людей, публиковавших этот перечень, упрекали в некомпетентности, а их методику оценки учебных заведений - в несовершенстве. Она принимала в расчет количество квадратных метров помещения на одного учащегося, но не учитывала такие серьезные аспекты, как объемы инновационных проектов, востребованность выпускников на рынке труда, уровень их трудоустройства и так далее.

Вопрос с детьми-сиротами

В конце 2012-го Екатерина Лаховая - депутат Госдумы от партии «Единая Россия» -внесла закон о запрете усыновления гражданами Америки российских детей-сирот. Ливанов остро раскритиковал это закон. В ответ на это Лахова обвинила его в некомпетентности и заявила, что он не разбирается в работе своего ведомства. Между тем, согласно соответствующему положению, вопросы о правах детей входят в компетенцию Министерств образования и науки. Кроме того, одним из структурных подразделений ведомства является Департамент, отвечающий за государственную политику в сфере защиты детских прав.

Конфликт с РАН и падение рейтинга

24 марта в одном из своих интервью назвал РАН организацией, которая "неэффективна и недружелюбна к людям, которые в ней работают". Кроме того, он добавил, что с точки зрения продуктивности, Российская академия наук деградирует. Последнее суждение политик аргументировал возрастом руководителей академии. Оскорбившись таким к себе отношением, последние потребовали отставки министра.

В марте 2013 года ВЦИОМ проводил опрос, задачей которого было выяснить уровень доверия к правительству со стороны населения. Большинство респондентов считало, что хуже всего свою работу делает министр образования и науки. Средняя оценка Ливанова в опросе составила 2,6 по 5-балльной шкале. Тем не менее уже в ноябре того же года министр восстановил свою репутацию, заняв 63 место в рейтинге «100 ведущих российских политиков» по версии издания «Независимая газета».

В июле 2013 года Ливанов заявил, что не имеет прямого отношения к законопроекту о реформе РАН, вызвавшему в научном обществе негативную реакцию. 9 июля того же года генпрокуратура внесла министру представление по факту нарушений, связанных с реализацией программ модернизации системы образования в регионах.

В начале 2016 года министр науки и образования получил от прокуратуры еще оно представление. На это раз причиной стали нарушения правил государственного банка данных о детях-сиротах со стороны подчиненных Ливанова.

Сокращение числа вузов

7 апреля 2015 года Дмитрий Викторович заявил, что подвластное ему министерство в ближайшие два года планирует сократить количество отстающих вузов и начать более активную поддержку ведущих университетов. Главным образом сокращение должно было коснуться частных учебных заведений и тех, которые являются филиалами государственных вузов.

По словам Ливанова, качество образования в таких заведениях оставляет желать лучшего и подрывает репутацию российской высшей школы. Министр образования и науки отметил, что в 2015 году количество вузов в России в пять раз превысило их количество в СССР. Причиной тому стало появление в 90-х годах огромного количества частных учебных заведений. Большая часть из них, по словам Ливанова, не может похвастаться наличием механизмов налаживания учебного процесса, квалифицированными сотрудниками и прочими атрибутами хорошего вуза.

Число ученых

В сентябре 2015-го политик Дмитрий Ливанов заявил, что впервые за последние 15 лет в России возросло число ученых. Из-за потери финансирования и интереса молодых людей к науке в 1990-х годах произошел сильный провал в этой сфере. В результате научные деятели или меняли работу или уезжали за границу. С тех пор негативная тенденция набирала все больших оборотов. В 2014 году число российских ученых начало расти, что, по словам Ливанова, свидетельствует о правильном направлении государственной политики в сфере науки.

19 августа 2016 года Ливанов был назначен на должность специального представителя президента Российской Федерации по торгово-экономическим связям с Украиной . На посту министра науки и образования его сменила Васильева Ольга Юрьевна.

Дмитрий Ливанов: награды и достижения

Кроме двух диссертаций, Дмитрий Викторович имеет в своем послужном списке более 60 научных публикаций, 80 % из которых были написаны для зарубежных изданий. Также ему принадлежит авторство учебника «Физика металлов», изданного в 2006 году. Будучи молодым ученым, Ливанов получил за один из циклов научных работ золотую медаль Российской академии наук. В 2011 году он был награжден правительственной премией как представитель образовательной сферы.

Дмитрий Ливанов: семья

Ливанов женат на Мордкович Ольге Анатольевне, которая родилась в 1967 году. В 1989-м она окончила университет нефти и газа, получив специальность «прикладная математика». С 2004 года Ольга Анатольевна работает в компании Tele2 на должности главы департамента биллинга и информационных технологий. В 2012 году Ливанова была удостоена премии «IT-лидер». У супругов трое детей: двое родных и один приемный. Как многократно рассказывал Дмитрий Ливанов, дети с успехом занимаются музыкой и большим теннисом.

Доход

Согласно антикоррупционной декларации, за 2014 год Дмитрий Ливанов, биографию которого мы рассмотрели, заработал 37,5 миллиона рублей. Он является совладельцем земельного участка площадь в 160 м 2 , а также владельцем жилого дома (49 м 2), двух квартир (суммарная площадь - 249 м 2), и гаража (20 м 2).

В стране праздник. Этот человек переведен на другую работу. В правительстве его должность считалась «расстрельной». Нам говорили, что «министр - не рубль, чтобы всем нравиться».

Звучало хлестко, но странно. Жаждой наживы у нас в стране охвачены образованцы. Интеллигенция хочет просто жить достойно и заниматься своим делом. Учителей, врачей, инженеров рубль начинает волновать только тогда, когда правительство не может наладить экономику и превращает их в нищих.

Почему страна любит Лаврова и Шойгу? Да потому, что они любят страну и хорошо делают свое дело. А уж участки у обоих посложнее, чем Минобр. От Ливанова требовалось быть профессионалом и заботиться о школах, вузах, научных учреждениях. Прилично относиться к людям, которые честно трудятся и оказались от него зависимы. Увы, этого мы от Дмитрия Викторовича не дождались.

Интересный парадокс: руководство страны считает образование важнейшим государственным приоритетом. Объем затрат только на вузовскую сферу за последние 15 лет увеличился чуть ли не в 20 раз. А образование разваливается. Реформами довольны чиновники и псевдоученые их осуществляющие, да группа грантополучателей, сформированная в результате весьма своеобразных конкурсов.

Родители хватаются за головы, видя, чему и как учат с малолетства их детей. А руководители фирм и учреждений практически во всех сферах жизни страны уже не один год пребывают в глубокой тревоге в связи с недостаточной квалификацией вступающих в жизнь новых поколений. И перемен к лучшему не видно. На что в реальности потрачены огромные государственные деньги? На глупости, очевидные профессионалам. На вещи, совершенно не связанные с реальным образовательным процессом, вроде закупки оборудования для университетов, на котором там некому работать, мегагрантов зарубежным ученым и конвейеров по подготовке статей в западные журналы.

Насильно, вопреки мнению вузовского сообщества ввели бакалавриат. По сути сократили обучение специалиста на один год. Выбросили 20 процентов аудиторных занятий из учебных планов. Огромные деньги выплачены наемникам, коверкавшим учебные планы. Существенные усилия потребовались вузам для перехода на это безобразие. И что, качество подготовки выиграло? А магистратура - пародия на аспирантуру, намного короче и со значительно более слабым выходным результатом. В результате шесть лет обучения дают куда худший результат по сравнению с пятилетним специалитетом. Аспирантуру же превратили из формы научной деятельности в учебную, и тяжелые последствия этой трансформации наша наука ощутит уже в самое ближайшее время.

Про ЕГЭ не говорит только ленивый. В старших классах наши дети вместо развития креативных качеств вынуждены натаскиваться на решение тестов. Важнейшие для развития творческих начал годы тратятся на вредные по сути занятия. Неужели современной России, в отличие от СССР, творческий тип личности не нужен? Следует добавить, что введение ЕГЭ разрушило традиционные и очень важные механизмы взаимодействия школ и вузов, а заодно и работу по профориентации старшеклассников. Искоренить злоупотребления при приеме в вузы было несложно - просто посадить пять-десять взяточников из «элитных» вузов. Вместо этого взаимодействие всех вузов с абитуриентами ориентировано теперь не на добросовестные педагогические коллективы, а на какое-то жулье. Злоупотреблений же меньше не стало, только вместо укрепления вузов в провинции - перетягивание талантливых детей в центр. Правда, необеспеченные семьи их там в период учебы содержать не могут. Превращаем провинцию в отстойник для нищих и бездарных? Хорошее будущее для страны...

Перечень пагубных перемен огромен. Не только для вузов, разумеется. Школам еще труднее. Работаю ректором 25 лет, есть с чем сравнивать происходящее. А вот порадоваться ни одной министерской новации периода Ливанова не могу. Смешно и горько: сегодняшнее Министерство науки и образования не научилось оценивать ни результаты научных исследований, ни качество образования. Даже не знает, что это такое. Весь пар уходит в собирание бумажек, подчинение себе несогласных и самопиар. Административный ресурс систематически используется во вред делу: разгром академической науки, избиение квалифицированных руководящих кадров, насаждение «своих» на ключевые посты, покупка союзников необоснованным по сути финансированием, формирование псевдоэкспертного сообщества, взаимоотношения по принципу «поддерживай нас или уходи».

Справедливости ради следует сказать, что многие ливановские реформы были намечены еще до Ливанова. Однако уже тогда специалистам была очевидна их вредоносность. Дмитрий Викторович сделал спорное неотвратимым. При нем министерство превратилось в абсолютно идеологический и диктаторский орган, не обремененный здравым смыслом. Со стороны могло показаться, что это реформы ради реформ. Когда каждый шаг вызывает тяжелые последствия, а устранение последствий порождает еще худшие результаты. И смысл лишь в том, что на этом кошмарном процессе кто-то зарабатывает. Но идеологический аспект прослеживался абсолютно четко: уничтожить все достижения времен СССР и добиться хотя бы отдаленной похожести на Запад. Все, кто не согласен с этим вектором перемен, - враги. А враг либо сдается, либо его уничтожают.

Ливанов - фанатик идеи бездумного копирования Запада. Назвать его бездарностью было бы несправедливо. Яркая личность, талантливейший организатор, прирожденный чиновник, человек с железной силой воли. Масштаб этих качеств сопоставим только с глубиной его невежества в сфере науки и образования.

Министр оказался абсолютно невосприимчив к любым идеям, кроме рожденных в своем идеологическом кругу, пусть даже свои идеи были бредовыми. Уничтожал все доставшееся в наследство от СССР. Но то, что строил, оказывалось мертворожденным. Он не понимал, что образование - часть культуры народа, неразрывно связанная с ней тысячами невидимых нитей. Думал, что можно его сменить, как костюм в гардеробе. О западном же образовании представление имел весьма смутное. Удивительно, но проработав столько лет министром, Дмитрий Викторович до сих пор не в курсе истин, известных древним грекам, - к примеру, что образование состоит из обучения и воспитания. То есть без воспитания его просто быть не может. В результате функция воспитания государством передана средствам массовых коммуникаций, а обучение в школах и вузах проваливается.

В основе мировоззрения Ливанова содержится идея, что деньги - не средство, а цель жизни человека. Отсюда и его понимание образования как услуги, стремление превратить его в бизнес. Он всерьез полагал, что школы и вузы резко улучшат качество работы, если их сделать коммерческими структурами. Но этого не произошло - просто потому, что не могло произойти. Непонимание сути образования не позволило Ливанову организовать без скандалов мониторинг работы вузов. Оно же заставило обратиться к рейтингам - шарлатанству, широко распространенному за рубежом. Когда не можешь разработать критерии качества, логично отдать его оценку на откуп западным кудесникам. Ничем не обоснованы утверждения реформаторов, что университетская наука в России перспективнее академической, что большие вузы в принципе работают лучше, чем небольшие. И т.д. и т.п.

Один из самых негативных процессов нашего времени - тотальное подчинение ученых и педагогов чиновникам, распространение властной вертикали на академическую сферу. В России XXI века понятие академической автономии стремительно растворилось. Обладание чиновной властью теперь оказывается важнее знаний и профессионализма. Под флагом демократического переустройства насаждается тупой командно-административный дух, какого не было ни при царе, ни в эпоху воинствующего коммунизма. И канцелярия все больше заменяет реальное дело. Ведь государство контролирует нашу работу только по бумагам, что реально происходит в аудиториях и научных лабораториях - никого не волнует.

С кем сравнить министра, освободившего кресло в минувшую пятницу? В нем есть, и не понемногу, от разных исторических и литературных персонажей. От пламенных соратников Дзержинского до барона Мюнхгаузена. Вспоминается и волшебник из песни Пугачевой: «Сделать хотел грозу, а получил козу». Но ближе всего, пожалуй, Трофим Лысенко. Времена меняются, а лысенковщина не уходит с исторической арены. Только теперь антинаучность, дремучее невежество рядятся в одежды «реформ», «прогресса», «повышения конкурентоспособности в глобальном мире».

Что будет дальше? Вот вопрос. Ливанов ведь - представитель целого слоя управленцев, исповедующих пресловутую «неолиберальную» идеологию. И этот слой доказал на практике свою деловую несостоятельность. Видимо, на повестке дня - смена вектора развития. Несмотря на все невзгоды минувших лет, российские образование и наука все еще обладают огромным потенциалом. Вопрос лишь в разумном его использовании на благо страны.

Дмитрий Викторович Ливанов – спецпредставитель президента по торгово-экономическим связям с Украиной (с 19.08.2016). Экс-министр Минобрнауки РФ. Ранее – ректор, профессор Московского института стали и сплавов (ныне переименованного в НИТУ «МИСиС»).

Он был включен в состав резерва кадров под патронажем главы государства, стал создателем более шести десятков научных изысканий, составителем вузовского учебника «Физика металлов». В 2000 году он удостоен Золотой медали РАН, в 2011 – премии высшего исполнительного органа госуправления в сфере образования РФ.

Однако отношение к руководителю ведомства в обществе – неоднозначно. До 2013 года у него был самый низкий рейтинг среди членов кабинета министров. Но затем в списке ста ведущих политиков от «Независимой газеты» он поднялся на 18 строчек и оказался на 63 позиции.

Детство Дмитрия Ливанова

Будущий член правительства появился на свет 15 февраля 1967 года в семье столичных интеллигентов. Его папа, Виктор, учился тогда на последнем курсе Московского авиационного технологического института (МАТИ). Затем около полугода он стажировался при Университете Оклахомы, позже – стал известным создателем линейки самолетов ИЛ, гендиректором Авиакомплекса им. С.Ильюшина, почетным авиастроителем, лауреатом Госпремии. В 2014 году он ушел из жизни.


Относительно матери Дмитрия – информация табуирована. Но декларируется, что супругой авиаконструктора была Татьяна Филиппова (до первого замужества – Рогозина), сестра вице-премьера Дмитрия Рогозина , 1953 года рождения. Она – инженер-конструктор, получила награду имени Петра Великого, ранее возглавляла «Титан Аэро».

В момент появления на свет Дмитрия Ливанова ей было всего 14 лет. Но некоторые библиографы не исключают возможности того, что он может быть ее сыном, а отсутствие в официальных источниках данных о матери чиновника связывают с ее чрезвычайно юным для деторождения возрастом и моральным аспектом.

Но основные источники подчеркивают, что Татьяна – его не родная мать, не отрицая их очень теплых отношений. У Дмитрия есть младшая сестра Дарья, которая родилась в 1975 году. Она окончила МГУ и трудится журналистом в рекламной сфере.

В детстве Дима занимался спортом, музыкой, учился в средней школе №91 с математическим уклоном, среди знаменитых выпускников которой числится разработчик «Тетриса» Алексей Пажитнов, поэт Борис Пастернак и другие.

Учился юноша отлично, но золотой медали не получил из-за низкой оценки по военной подготовке. Затем он поступил в Московский институт стали и сплавов (МИСиС), где приобрел квалификацию инженера-металлурга.

Карьера Дмитрия Ливанова

Окончив в 1990-м ВУЗ, юноша 2 года (вместо 3-х) обучался в очной аспирантуре, но жил и трудился за рубежом. В 25 лет он стал кандидатом технических наук, в 30 – доктором наук, а еще через 3 года - проректором своего родного ВУЗа.


Некоторые коллеги-недоброжелатели связывали головокружительную карьеру молодого человека не с его выдающимися способностями, а с тем, что он вступил в брак с дочерью Юрия Карабасова, ректора и партийного функционера, который был его научным руководителем.

Занимаясь наукой на кафедре теоретической физики в качестве профессора и исполняя функции проректора, в 2003 году он сумел на очной форме обучения окончить столичную юракадемию, а также был зарегистрирован кандидатом в членкоры РАН, но не был избран. В 2000 году он был удостоен Золотой медали данного центра фундаментальных изысканий.

В 2004 году произошел очередной карьерный взлет чиновника – его пригласили на работу в Минобрнауки на должность руководителя департамента. Параллельно он стал трудиться на кафедре металловедения родного ВУЗа.

Дмитрий Ливанов и Иван Ургант пишут диктант

С 2005 по 2007 год он трудился как замминистра Андрея Фурсенко и подвергал критике низкую научную продуктивность РАН, ее устав. Затем он перешел на должность ректора МИСиС.

Возвратившись в 2007 году с кресла замминистра в родные пенаты в качестве главного руководителя, инициативный ректор добился динамичного развития образовательного заведения и более престижного и высокого правового положения – Национальный исследовательский технологический университет, включивший впоследствии девять институтов.

Его деятельность по совершенствованию научного центра были отмечены руководством страны, и в начале 2012 года он стал членом кабинета министров в качестве руководителя Минобрнауки.

Путин объявил выговор министру образования и науки Дмитрию Ливанову

В конце того же года, после полученного от Владимира Путина выговора, он решил для себя, что обязан действовать намного активнее. В 2016 году он объявил о масштабных планах ведомства на год. Они предусматривают запуск «Российского движения школьников», созданного по образу и подобию пионерской организации СССР, открытие школьных музеев, внедрение «электронной школы», мер по обеспечению вхождения отечественных университетов в рейтинги лучших в мире, программы обучения родителей методам воспитания детей.

Личная жизнь Дмитрия Ливанова

Глава Минобрнауки женат на Ольге Анатольевне Мордкович, дочке нынешнего главы НИТУ «МИСиС» Юрия Карабасова. Она – математик по профессии, выпускница Госуниверситета нефти и газа имени И.Губкина. Позже девушка приобрела также универсальную квалификационную степень МВА в части менеджмента, пройдя обучение в международной школе бизнеса «МИРБИС».


Супруга нынешнего министра по окончании учебы работала в качестве сотрудника «Релкам», компании интернет-провайдера. Затем она руководила в операторе сотовой связи «Tele2 Россия» департаментом, специализирующемся на важнейшем компоненте его деятельности – биллинге и информационным технологиям. Позже ее назначили на должность IT-директора данной телекоммуникационной компании.

Семейная пара воспитывает троих детей – дочку Ксению и двоих сыновей, одного из которых в 2007-м, в возрасте одного года, они усыновили. Все дети чиновника серьезно и успешно занимаются музыкой, большим теннисом. Он гордится их успехами, позиционирует себя примерным семьянином, регулярно публикуя в Twitter личные фотографии.

Дмитрий Ливанов усыновил ребенка

Министр – приверженец путешествий под парусом, раньше был альпинистом. Ему нравятся английские детективы в оригинале. Кроме языка Шекспира, Ньютона и Конан Дойля, он овладел так же итальянским языком.

Дмитрий Ливанов сегодня

19 августа 2016 года Ливанов покинул министерский пост и был переведен на должность спецпредставителя президента по торгово-экономическим связям с Украиной. Его место заняла служащая Администрации президента