Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц. Государственная система обеспечения единства измерений метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц Что должен соде
6.4.1. Понятие о надзоре и контроле
Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом ГМС (государственный контроль и надзор) или МС юридического лица для проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.
Метрологические службы юридических лиц осуществляют метрологический контроль и надзор путем:
Калибровки средств измерений;
Надзора за состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки СИ, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
Выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
Проверки своевременности представления СИ на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку и калибровку.
Аккредитация МС юридических лиц на право проведения надзора осуществляется в соответствии с рекомендациями МИ 2492-98.
Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на жизненно важные для государства сферы деятельности, перечисленные в ст. 13 Закона "Об обеспечении единства измерений" (см. 6.3.2). ■
Государственный метрологический контроль включает:
Утверждение типа средств измерений (см. 6.4.2);
Поверку средств измерений, в том числе эталонов (см. 6.4.3);
Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.
Государственный метрологический надзор осуществляется:
За выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм на предприятиях, деятельность которых относится к сферам, определенным ст. 13 указанного Закона;
За количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. Этот вид надзора проводится в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество товаров. Порядок проведения устанавливается Госстандартом в соответствии с законодательством РФ;
За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Он осуществляется в тех случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливает Госстандарт в соответствии с законодательством РФ.
Первый вид надзора проводится в соответствии с правилами ПР 50.2.002-94. Основными задачами надзора является определение соответствия выпускаемых СИ утвержденному типу; состояния и правильности применения СИ; наличия и правильности применения аттестованных МВИ, а также контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с"действующими нормативными документами.
Результаты каждой проверки оформляются соответствующим актом, в котором отражается состояние дел по всем вопросам проверки и раскрываются причины выявленных нарушений метрологических правил и норм. Акт проверки передается руководству проверенного предприятия, а копия - органу ГМС и заинтересованным организациям. Руководитель проверенного предприятия на основе акта проверки утверждает план организационно-технических мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.
Проверки проводят должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений, действующие на соответствующих территориях и аттестованные в установленном порядке. Государственные инспекторы при предъявлении служебного удостоверения вправе беспрепятственно:
Посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся СИ независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;
Проверять соответствие используемых единиц величин допущенным к применению;
Поверять средства измерения - их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу;
Проверять применение аттестованных МВИ, состояние эталонов, используемых для поверки СИ;
Проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
Отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;
Использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору.
При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:
Запрещать применение и выпуск СИ неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;
Гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке, если СИ дает неправильные показания или просрочена ддта очередной поверки;
При необходимости изымать СИ из эксплуатации;
Представлять предложения по аннулированию лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат СИ в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;
Давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;
Составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.
Государственные инспекторы обязаны строго соблюдать законодательство РФ и нормативные документы ГСИ. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, они могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
6.4.2. Государственные испытания средств измерений
В сферах распространения государственного метрологического контроля средства измерения подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением их типа. Порядок проведения испытаний и утверждения типа СИ включает:
Испытания СИ с целью утверждения их типа. Утверждение типа СИ - правовой акт ГМС, заключающийся в признании типа СИ пригодным в стране для серийного выпуска;
Принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию и выдачу соответствующего сертификата;
Испытания СИ на соответствие утвержденному типу. Соответствие утвержденному типу СИ - правовой акт ГМС, заключающийся в признании соответствия выпускаемых серийно СИ ранее утвержденному типу;
Признание утвержденного типа или результатов испытаний СИ, проведенных компетентными органами зарубежных стран;
Информационное обслуживание потребителей измерительной техники.
Указанные испытания проводят ГНМЦ и иные специализированные организации, аккредитованные в качестве государственных центров испытаний (ГЦИ) средств измерения. Испытания образцов СИ проводятся в установленном Госстандартом России порядке, приведенном в правилах ПР 50.2.009-94.
Испытания СИ с целью утверждения их типа проводят по утвержденной ГЦИ программе, которая должна содержать следующие разделы:
Рассмотрение технической документации;
Экспериментальное исследование СИ;
Оформление результатов испытаний.
В ходе испытаний необходимо проверить соответствие документации и характеристик СИ требованиям задания на его разработку, технические условия и нормативные документы на них, включая методики поверки. Решение об утверждении типа СИ принимает Госстандарт России по результатам испытаний и удостоверяет сертификатом, срок действия которого устанавливают при выдаче. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ, который ведет Госстандарт в соответствии с правилами ПР 50.1.011-94. Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта. На СИ утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установленной формы.
Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории РФ контролируют органы ГМС по месту расположения изготовителей или пользователей. Контроль осуществляется путем испытаний отобранных образцов СИ, проводимых по утвержденной ГЦИ программе.
Испытания на соответствие СИ утвержденному типу проводят:
При наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых или импортируемых СИ;
При внесении в их конструкцию или технологию изменений, влияющих на их нормированные MX;
При истечении срока действия сертификата об утверждении типа
По результатам испытаний составляют акт, который направляют во ВНИИМС.
6.4.3. Поверка средств измерений
Поверка средства измерений - это установление органом ГМС (другими уполномоченными на то организациями) пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяемых MX и подтверждение их соответствия установленным обязательным требованиям.
По действующему законодательству СИ, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, должны подвергаться поверке при выпуске из производства или после ремонта, при ввозе по импорту и в процессе эксплуатации. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждает Госстандарт России в соответствии с МИ 2273-93, а требования к организации и проведению поверки СИ устанавливают правила ПР 50.2.006-94. Поверка производится в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми по результатам испытаний.
Результатом поверки является:
Подтверждение пригодности СИ к применению. В этом случае на него и (или) техническую документацию наносится оттиск пове- рительного клейма и (или) выдается Свидетельство о поверке. Пове- ритвльное клеймо - знак установленной формы, наносимый на СИ, признанные в результате их поверки годными к применению. Правила использования клейм описаны в ПР 50.2.007-94;
Признание СИ непригодным к использованию. В этом случае оттиск поверительного клейма и (или) Свидетельство о поверке аннулируются и выписывается Свидетельство о непригодности.
Форма клейма и Свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливает Госстандарт России.
Средства измерения подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.
Первичная поверка проводится при выпуске СИ из производства или после ремонта, а также при ввозе СИ из-за границы партиями. Такой поверке подвергается, как правило, каждый экземпляр СИ.
Периодическая поверка выполняется через установленные интервалы времени (межповерочные интервалы). Ей подвергаются СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении. Конкретные перечни СИ, подлежащих поверке, составляют их владельцы - юридические и физические лица. Органы ГМС в процессе надзора за соблюдением метрологических норм и правил проверяют правильность составления этих перечней.
Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр СИ. Исключения могут составлять СИ, находящиеся на длительном хранении. Результаты такой поверки действительны в течение межповерочного интервала. Первый интервал устанавливается при утверждении типа СИ, последующие определяются на основе различных критериев, обзор которых дан в разд. 4.4.
Внеочередная поверка СИ проводится до наступления срока его периодической поверки в случаях:
Повреждения знака поверительного клейма или утрате Свидетельства о поверке;
Ввода в эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);
Проведения повторной настройки, известном или предполагаемом ударном воздействии на СИ или при неудовлетворительной его работе;
Отправки потребителю СИ, не реализованных по истечении срока, равного половине межповерочного интервала;
Применения СИ в качестве комплектующих по истечении срока, равного половине межповерочного интервала.
Инспекционная поверка проводится органами МС при осуществлении государственного надзора или ведомственного контроля за состоянием и применением СИ. Ее допускается проводить не в полном объеме, предусмотренном методикой поверки. Результаты инспекционной поверки отражаются в акте.
Экспертная поверка проводится при возникновении спорных вопросов по MX, исправности СИ и пригодности их к использованию. Ее проводят органы ГМС по письменному требованию заинтересованных лиц.
Порядок представления СИ на поверку устанавливает Госстандарт России. Поверка проводится в соответствии с методиками, требования к которым изложены в МИ 187-86 и МИ 188-86. Экспертная поверка включает следующее:
Установление периодичности работ (определение межповерочных интервалов) в соответствии с ИСО 10012, МИ 2187-92, МИ 1872-88;
Разработку и документирование методик проведения работ в соответствии с инструкцией РД 50-660-88;
Ведение соответствующих протоколов, отражающих результаты проведенных работ;
Организацию хранения и использования документации по поверке СИ.
Основной MX, определяемой при поверке, является погрешность. Она находится на основании сравнения показаний поверяемого СИ и более точного рабочего эталона:
Сличением (методами противопоставления или замещения) с более точной мерой посредством компарирующего прибора. Общим для этих методов поверки СИ является выработка сигнала о наличии разности размеров сравниваемых величин. Если этот сигнал путем подбора образцовой меры будет сведен к нулю, то реализуется нулевой метод измерения;
Измерением эталонным СИ величины, воспроизводимой мерой. В этом случае поверка часто называется градуировкой. Градуировка- нанесение на шкалу отметок, соответствующих показаниям рабочего эталона, или определение по его показаниям уточненных значений величины, соответствующих нанесенным отметкам на шкале поверяемого СИ;
Способом калибровки, когда с более точной мерой сличается лишь одна мера из набора или одна из отметок шкалы многозначной меры, а действительные размеры других мер определяются путем их взаимного сравнения в различных сочетаниях на приборах сравнения и при дальнейшей обработке результатов измерений.
Поверка измерительных приборов проводится:
Методом непосредственного сравнения измеряемых величин и величин, воспроизводимых рабочими эталонами соответствующего разряда или класса точности. Значения величин на выходе мер выбираются равными соответствующим (чаще всего оцифрованным) отметкам шкалы прибора. Наибольшая разность между результатом измерения и соответствующим ему размером эталонов является в этом случае основной погрешностью прибора;
Методом непосредственного сличения показаний поверяемого и эталонного приборов при одновременном измерении одной и той же величины. Разность их показаний равна абсолютной погрешности поверяемого СИ.
Существуют и другие методы поверки, которые используются реже .
Важным при поверке является выбор оптимального соотношения между допускаемыми погрешностями эталонного и поверяемого СИ. Обычно это соотношение принимается равным 1:3 (исходя из критерия ничтожно малой погрешности), когда при поверке вводят поправки на показания образцовых СИ. Если поправки не вводят, то эталонные СИ выбираются из соотношения 1:5. Соотношение допускаемых погрешностей поверяемых и эталонных СИ Устанавливается с учетом принятого метода поверки, характера погрешностей, допускаемых значений ошибок первого и второго Рода и иногда может значительно отличаться от указанных ранее цифр. . ■;< ..
По решению Госстандарта России право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным МС юридических лиц, деятельность которых осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений. Порядок аккредитации определяется правилами ПР 50.2.014-94, разработанными с учетом руководств
Аккредитация МС предусматривает следующие этапы:
Экспертиза документов, представленных МС;
Аттестация МС комиссией из представителей ГНМЦ и ГМС;
Принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы;
Оформление, регистрация и выдача Госстандартом аттестата аккредитации на срок до пяти лет. Аккредитуемая МС должна иметь:
Положение, разработанное в соответствии с ПР 50-732-93;
Квалифицированный и опытный персонал, аттестованный в установленном порядке в качестве поверителей в соответствии с ПР 50.2.012,- 94;
Помещения и окружающую среду, удовлетворяющие требованиям нормативных документов;
Поверенные эталоны и иное вспомогательное оборудование, необходимое для проведения поверки, определенной областью аккредитации;
Документированные методики и процедуры поверки, обработки и использования измерительной информации, а также актуализации нормативных документов;
Систему менеджмента качества проведения поверочных работ;
Документированные правила приемки, хранения и возврата СИ, поступающих на поверку;
Систему регистрации, использования и хранения результатов поверки.
Детальные требования по перечисленным выше этапам описаны в МИ 2284-94.
Аккредитованная МС имеет право:
Проводить поверку СИ в рамках, определенных аттестатом аккредитации, выдавать Свидетельство о поверке, ставить клеймо на поверенные СИ или гасить поверительные клейма;
Разрабатывать предложения по корректировке межповерочных интервалов;
Участвовать в разработке и корректировке нормативной документации, регламентирующей вопросы аккредитации МС.
Госстандарт осуществляет периодический инспекционный контроль за деятельностью аккредитованной МС.
Поверка СИ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве доверителя органом ГМС в соответствии с ПР 50.2.012-94. Поверитель (физическое лицо) - сотрудник органа ГМС или юридического лица, аккредитованного на право поверки, непосредственно производящее поверку СИ и прошедшее аттестацию в установленном порядке.
Проводятся два вида аттестации: первичная и периодическая (не реже одного раза в пять лет), к которым допускаются лица, имеющие специальную подготовку и практический стаж работы в поверочных подразделениях. Аттестация проводится специально создаваемой комиссией из числа высококвалифицированных специалистов-метрологов.
6.4.4. Калибровка средств"измерений
В сферах деятельности, где государственный метрологический надзор и контроль не являются обязательными, для обеспечения метрологической исправности СИ применяется калибровка. Калибровка (калибровочные работы) - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.
Для проведения калибровочных работ создана Российская система калибровки (РСК) - совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ, направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору и действующих на основе установленных требований к организации и проведению калибровочных работ. Деятельность РСК регулируется правилами ПР 50.2.016-94 и ПР 50.2.017-95.
Основные направления деятельности РСК:
Регистрация органов, осуществляющих аккредитацию МС юридических лиц на право проведения калибровочных работ;
Аккредитация МС юридических лиц на право проведения калибровочных работ:
Калибровка СИ;
Установление основных принципов и правил РСК, организа-
9 Метрология,
Стандартизация, сертификация
ционное, методическое и информационное обеспечение его деятельности;
Инспекционный контроль за соблюдением аккредитованными МС требований к проведению калибровочных работ.
Российская система калибровки имеет свой знак, наносимый на калиброванное СИ. Его форма и размеры приведены в правилах ПР 50.2.017-95.
Организационная структура РСК приведена на рис. 6.3. Центральный орган и научно-методический центр РСК назначает Госстандарт. Центральный орган РСК выполняет следующие функции:
- Рис. 6.3. Структура РСК |
Устанавливает основные принципы и правила РСК;
Принимает решения о регистрации аккредитирующих органов в соответствии с правилами ПР РСК 001-95;
Осуществляет контроль за их деятельностью;
Рассматривает апелляции по результатам аккредитации;
Взаимодействует с калибровочными службами других стран и международными калибровочными союзами.
Основные задачи научно-методического центра:
Разработка нормативных документов, регламентирующих калибровочную деятельность в стране;
Ведение реестра РСК;
Подготовка и представление на утверждение в центральный орган РСК материалов по регистрации аккредитирующих органов, участие в их проверках;
Организация и координация разработки, экспертизы и аттестации методик калибровки СИ;
Создание и ведение базы данных по нормативным документам и калибровочной деятельности в РФ;
Осуществление консультативной деятельности по вопросам РСК;
Проведение мероприятий по повышению квалификации кадров в области калибровочных работ.
Из числа руководителей МС государственных органов управления, аккредитирующих органов, представителей ГМС и ГНМЦ центральный орган формирует совет РСК, который:
Разрабатывает предложения по основным принципам работы РСК;
Рассматривает проекты законодательных и нормативных актов в области калибровки и готовит предложения по их изменению;
Определяет основные направления проведения исследований в области калибровки;
Рассматривает экономические и финансовые аспекты в работе РСК.
Главными задачами аккредитирующего органа РСК являются:
Проведение аккредитации МС в соответствии с правилами ПР 50.2.018-95;
Осуществление инспекционного контроля, требования к которому приведены в правилах ПР РСК 003-98.
Основой РСК являются аккредитованные МС юридических лиц. Их главной функцией является калибровка СИ в области аккредитации и в соответствии с действующими нормативными документами. Требования к подразделениям, проводящим калибровочные Работы, изложены в рекомендациях Р РСК 001-95.
Организация, выполняющая калибровочные работы, должна иметь:
Поверенные и идентифицированные средства калибровки - эталоны, установки и другие СИ, применяемые при калибровке в соответствии с установленными правилами. Они призваны обеспечить передачу размера единиц от государственных эталонов калибруемым СИ;
Актуализированные документы, регламентирующие организацию и проведение калибровочных работ. К ним относятся документ на область аккредитации, документация на средства измерений и калибровки, нормативные документы ГСИ на калибровку, процедуры калибровки и использования ее данных;
Профессионально подготовленный и квалифицированный персонал;
Помещения, удовлетворяющие нормативным требованиям.
Результаты калибровки удостоверяются калибровочным знаком,
наносимым на СИ, или Свидетельством о калибровке, а также записью в эксплуатационные документы.
Требования к калибровочным лабораториям приведены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000.
6.4.5. Метрологическая аттестация средств измерений и испытательного оборудования
Метрологическая аттестация- это признание средства измерений (испытаний) узаконенным для применения (с указанием его метрологического назначения и MX) на основании тщательных исследований метрологических свойств этого средства, проводится в соответствии с ГОСТ 8.326-89.
Метрологической аттестации могут подвергаться СИ, не подлежащие государственным испытаниям или утверждению типа органами ГМС, опытные образцы СИ, измерительные приборы, выпускаемые или ввозимые из-за границы в единичных экземплярах или мелкими партиями, измерительные системы и их каналы.
Основными задачами аттестации СИ являются:
Определение MX и установление их соответствия требованиям нормативной документации; ;
Установление перечня MX, подлежащих контролю при поверке;
Опробование методики поверки.
Метрологическая аттестация проводится органами государственной или ведомственной МС по специально разработанной и утвержденной программе. Результаты оформляются в виде протокола определенной формы. При положительных результатах выдается Свидетельство о метрологической аттестации установленной формы, где указывают его установленные MX.
Как известно (см. разд. 5.1), между измерением и испытанием имеется различие, состоящее в том, что погрешность испытания складывается из пофешности измерения и пофешности воспроизведения режимов испытания. Измерение можно считать частным случаем испытания, при котором условия последнего не представляют интереса.
В соответствии с этим существует различие в аттестации СИ и испытательного оборудования, основные положения и порядок проведения которого приведены в ГОСТ Р 8.568-97.
Основная цель аттестации испытательного оборудования - подтверждение возможности воспроизведения условий испытаний в пределах допустимых отклонений и установление пригодности использования данного оборудования в соответствии с его назначением.
Аттестация, как и поверка, бывает первичной, периодической и повторной.
Первичная аттестация заключается в экспертизе эксплуатационной и проектной документации, экспериментальном определении технических характеристик испытательного оборудования и подтверждении пригодности его к использованию. Технические и метрологические характеристики, подлежащие определению, выбирают из числа нормированных и установленных в документации характеристик. Они должны определять возможность оборудования воспроизводить условия испытаний в течение установленного времени.
В процессе первичной аттестации устанавливают:
Возможность воспроизведения внешних воздействующих факторов и (или) режимов функционирования объекта испытания, установленных в документах на методики испытаний конкретных видов продукции;
Отклонения параметров условий испытаний от нормированных значений;
Обеспечение безопасности персонала и отсутствие вредного воздействия на окружающую среду;
Перечень характеристик оборудования, которые должны проверяться при периодической аттестации, а также методы, средства и периодичность ее применения.
Периодическую аттестацию проводят в процессе эксплуатации испытательного оборудования в объеме, необходимом для подтверждения соответствия его характеристик требованиям нормативных документов на методики испытаний и экcплyafaциoнныx документов. Результаты аттестации оформляются протоколом. При положительных результатах на оборудование выдается аттестат определенной формы и делается запись в эксплуатационные документы.
6.4.6. Система сертификации средств измерений
Система предназначена для проведения добровольной сертификации средств измерения в соответствии с законами "Об обеспечении единства измерений" и "О сертификации продукции и услуг".
Система сертификации - это система, располагающая собственными правилами процедуры проведения сертификации соответствия (см. Руководство ИСО/МЭК 2, п. 14.1). Сертификатом соответствия называют документ, который выдается после проведения сертификации. В нем указывается, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Основные положения и порядок проведения работ в рамках системы сертификации средств измерения, не подлежащих применению в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, определяют МИ 2277-93.
Основными целями системы сертификации СИ являются обеспечение единства измерений, содействие экспорту и повышение конкурентоспособности СИ. В соответствии с этими целями система выполняет следующие функции:
Проверку и подтверждение соответствия СИ установленным в нормативных документах метрологическим нормам и требованиям;
Проверку обеспеченности сертифицируемых СИ методами и средствами калибровки для передачи размеров от утвержденных эталонов;
Проверку соответствия СИ дополнительным требованиям, указанным организациями или гражданами, обратившимися в орган по сертификации.
Система является открытой для вступления и участия в ней юридических лиц и предусматривает свободный доступ к информации о ее деятельности. Сертификацию СИ проводят аккредитованные органы по результатам испытаний, проведенных независимыми испытательными лабораториями (центрами), как самостоятельными, так и входящими в состав органов по сертификации. Аккредитацию испытательных лабораторий (центров) проводят в соответствии с правилами по метрологии ПР 50.2.010-94. При аккредитации выдается аттестат с приложением к нему, устанавливающим область аккредитации.
Организационно система сертификации СИ состоит из центрального органа, координационного совета, апелляционного комитета, научно-методического центра, органов по сертификации, испытательных лабораторий. Центральный орган системы:
Организует, координирует и осуществляет методическое руководство работами по сертификации;
Устанавливает основные принципы и правила сертификации;
Осуществляет аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий;
Выполняет функции органа по сертификации при его отсутствии;
Организует инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации;
Взаимодействует с международными и зарубежными организациями по вопросам сертификации;
Осуществляет признание документов об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) других стран, зарубежных сертификатов и знаков соответствия, а также результатов испытаний средств измерений;
Ведет реестр системы - книги и (или) электронного журнала, содержащего сведения об объектах, участках работ и документах в области сертификации. Подробно этот процесс изложен в МИ 2279-93.
Научно-методический центр системы осуществляет:
Разработку основных принципов, правил и структуры системы;
Организацию работ, связанных с аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);
Формирование банка данных и информационное обеспечение системы, касающиеся сертифицированных средств измерений, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и нормативных документов.
Координационный совет разрабатывает рекомендации по вопросам совершенствования системы. Апелляционный комитет рассматривает случаи несогласия с результатами сертификации СИ, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), испытаний или инспекционного контроля.
Орган по сертификации должен располагать необходимыми средствами и документированными процедурами, позволяющими производить сертификацию, включая: квалифицированный персонал, актуализированный фонд нормативных документов на СИ и методы испытаний, административную структуру, юридические и экономические возможности (условия) для управления сертификацией, в том числе для организации испытаний, испытательную базу, аккредитованную в качестве испытательной лаборатории (центра).
Основные функции органа по сертификации, установленные в Положении об органе по сертификации:
Формирование и актуализация фонда нормативных документов, используемых при сертификации СИ;
Проведение и (или) организация испытаний СИ;
Рассмотрение заявок на сертификацию, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации;
Определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории (центра), организация испытаний на основе взаимодействия с ней;
Оформление на основе лицензионного соглашения с центральным органом системы сертификата соответствия, регистрация в реестре системы и выдача его заявителю;
Организация инспекционного контроля стабильности характеристик СИ;
Отмена и приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия;
Организация повышения квалификации и аттестации персонала испытательных лабораторий (центров).
Детальные требования к органам по сертификации изложены в МИ 2278-93.
Порядок проведения сертификации в общем случае включает:
Представление в центральный орган заинтересованной организацией заявки на проведение сертификации;
Рассмотрение заявки и направление решения по ней;
Проведение испытаний по утвержденной программе, включающей объем и сроки проведения испытаний, методы и средства испытаний СИ, объем и состав технической документации, представляемой на испытания, количество и порядок отбора образцов, представляемых на испытания;
Анализ полученных результатов, оформленных в виде датированного и зарегистрированного отчета, включающего наименование и адрес испытательной лаборатории, проводившей испытания, ссылку на документ, на соответствие которому проводились испытания, идентифицирующие данные испытанных образцов, наименование и адрес изготовителя, время и место проведения испытаний, заключение о соответствии образцов требованиям нормативных документов;
Принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
Регистрацию материалов испытаний и выдачу сертификата соответствия;
Информацию о результатах сертификации.
Орган по сертификации рассматривает результаты испытаний СИ, оформляет сертификат соответствия и направляет его копию, подписанную руководителем органа, вместе с одним экземпляром отчета об испытаниях с приложениями в научно-методический центр системы на регистрацию. Научно-методический центр оформляет дело по сертификации, регистрирует сертификат и сообщает его номер по реестру систему органу по сертификации.
После получения регистрационного номера орган по сертификации выдает организации сертификат соответствия. При получении сертификата соответствия заявитель обеспечивает маркировку образцов, тары, упаковки и документации знака соответствия.
Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертификатов. Документы и материалы, подтверждающие сертификацию СИ, находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сертификат.
КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(ГОССТАНДАРТ РОССИИ)
ВСЕРОССИЙСКИЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
(ВНИИМС)
МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
МИ 2304-94
Москва
1994
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
РАЗРАБОТАНА Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)
ИСПОЛНИТЕЛИ: Сковородников В. А., Генкина Р. И., Орлова В. К.
Государственная система обеспечения единства измерений МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ |
МИ 2304-94 |
Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления ме троло гическ ого контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
производство средств и змерений;
испытания , поверка и калибровка средств измерений;
использование и применение средств измерений;
техническое обслуживание и ремонт средств измерений;
импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений;
сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ;
испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм;
сертификация продукции и услуг.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Международного документа МОЗМ № 9 «Принципы метрологического надзора»;
ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм»;
ПР 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений»;
ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения»;
ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений».
3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3 .1. Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.
3.2. Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.
3.3. Средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений.
3.4. Эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных, либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.
3.5. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими у полномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.
3.6. Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.
3.7. Утверждение типа средств измерений - решение Государственной метрологической службы Госстандарта России о соответствии испытанного типа средств измерений установленным требованиям.
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4 .1. Объекты метрологического контроля и надзора
Объектами метрологического контроля и надзора являются:
состояние и применение средств измерений, как подлежащих утверждению типа и последующей поверке, так и не подлежащих поверке (калибруемых );
состояние методик выполнения измерений, подлежащих обязательной аттестации и не подлежащих обязательной аттестации;
результаты измерений;
соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативной документацией;
своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.
4.2. Формы метрологического контроля и надзора
Метрологический контроль и надзор осуществляют метрологические службы юридических лиц путем:
калибровки средств измерений;
надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами еди ниц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
проверки своевременности представленных средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.
Примечание: требования и порядок проведения калибровки средств измерений устанавливаются док ументами Российской системы калибровки и настоящим документом не регламентируются.
4.3. Порядок введения метрологического контроля и надзора
4.3 .1. Метрологический контроль и надзор может быть введен:
внесением соответствующего пункта в Положение о метрологической службе федеративного органа исполнительной власти или юридического лица;
административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вытекающим из Закона РФ или предписания федеративного органа исполнительной власти или органа Государственной метрологической службы , с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического контроля и надзора, их прав и обязанностей;
административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вызванным исключительными обстоятельствами, такими, как рекламации на продукцию, жалобы или требования потребителей, необходимость поиска причины устойчивого брака, необходимость поиска причины возникновения опасности для здоровья людей или загрязнения окружающей среды и т.п.
4.3.2. Административным решением руководителя предприятия лица, ответственные за осуществление метрологического надзора, могут получать полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений» на данном предприятии.
4.4. Периодичность метрологического контроля и надзора
4.4.1. Периодичность осуществления метрологического контроля и надзора устанавливает руководитель метрологической службы юридического лица.
4.4.2. Руководитель метрологической службы своим распоряжением образует комиссию для проведения проверки и назначает ее председателя.
4.4.3. Лица, назначенные приказом руководителя предприятия инспекторами по обеспечению единства измерений , могут осуществлять метрологический надзор самостоятельно без образова ния комиссии по распоряжению руководителя метроло гической службы.
5. СОДЕРЖАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
5. 1. Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений
При осу щес твлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений проверяют:
правил ьность отнесения средств измерений (составление перечня) к средствам измерений, подлежащим государственному метрологическому контролю и надзору;
правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств;
соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений требованиям нормативных документов;
наличие оттисков клейм, калибровочных знаков, свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки или калибровки;
соответствие сроков проведения поверк и (калибровки) требованиям нормативных документов;
наличие и целостность поверительн ых клейм (основного и защитного) и калибровочных знаков;
отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;
правильность использования средства измерений по назначению; соответствие условий эксплуатации СИ требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности , давлению, чистоте окружающей среды, вибрации и т.д. );
правильность монтажа и установки средств измерений;
правильность настройки средств измерений;
полноту и качество комплектации средств измерений;
правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;
правильность хранения средств измерений, которые не используются постоянно;
соответствие средства измерений, его размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техни ки безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.
5.2. Метрологический надзор за аттестованными методиками выполнения измерений
При осуществлении метрологического надзора за аттестованными методиками выполнения измерений (МВИ) проверяют:
наличие аттестации МВИ, использующих средства измерений, входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора, и наличие документов, подтверждающих проведение аттестации;
определение метрологических характеристик МВИ, использующих средства измерений, не входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора.
5.3. Метрологический надзор за эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений
При осуществлении метрологического надзора за эталонами проверяют:
наличие свидетельства о поверке (сертификата о калибровке) эталона;
наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов; наличие договора (о в) с органами (организациями) Госстандарта России или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;
соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативной документации.
5.4. Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений
При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метроло гических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:
полноту и актуальность нормативной документации, регламентирующей метрологическую деятел ьность юридического ли ца;
наличие лицензий (при необходимости) на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений;
состояние выполнения подразделениями юридического лица требований по организации и проведению измерений;
условия, в которых проводятся измерения, а также поверка и калибровка средств измерений;
квалификацию персонала, выполняющего измерения, а также поверку (калибровку) средств измерений;
правильность использования единиц величин, допущенных к применению или установленных заказчиком, их кратных или дольных значений;
правильность применения наименований и обозначений единиц величин, их кратных и дольных значений;
правильность обозначения метрологических характеристик средств измерений и методик выполнения измерений в установленной форме и в установленном месте;
правильность применения наименований и обозначений средств измерений и эталонов.
5.5. Выдача обязательных предписаний
В случае нарушений метрологических правил и норм уполномоченные лица метрологической службы юридического лица выдают виновным в нарушениях предписания, направленные на пре дотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения .
5.6. Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибро вку
При осуществлении проверки устанавливают:
наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;
наличие перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контрол ю и надзору, и графика их представления на поверку, согласованного с органами Государственной метрологической службы или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;
наличие графика калибровки средств измерений;
соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений.
6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
6.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение ). В акте должно быть отражено состояние проверяемых объектов и раскрыты причины выявленных нарушений.
Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.
6.2. Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.
При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.
Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.
6.3. Содержание акта доводят до сведения руководителя подразделения, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая председателем комиссии.
6.4. Акт проверки составляется, как правило, в 2-х экземплярах. Первый экземпляр передается руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр остается у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копия акта направляется руководству предприятия для принятия необходимых мер.
6.5. Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии определяется руководителем предприятия и фиксируется в нормативных документах предприятия.
7. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР
7. 1. Обязанности
Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:
руководствоваться в своей деятельности Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами по метрологии, действующим законодательством и требованиями настоящего документа;
соблюдать правила дос тупа лиц в подразделения предприятия;
обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок.
7.2. Права
Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:
посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;
пол учать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим документом;
осуществлять проверки в соответствии с разделом настоящего документа и выдавать соответствующие предписания;
гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ , выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;
запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;
при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;
в случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения об устранении недостатков;
руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.
8. МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАРУШИТЕЛЯМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ
В зависимости от тяжести последствий , к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм , к нарушителям могут применяться следующие меры:
выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;
гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;
выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;
административное взыскание, налагаемое руководством предприятия;
экономические меры, применяемые руко водством предприятия и другие меры по усмотрению руководства предприятия.
Приложение А
ПРЕДПИСАНИЕ
__________________________ (наименование предприятия) от ________ 1 9 г. Выдано на основании акта проверки от _____________ 19 г. При проверке _____________________________________________________________ конкретные направления проверки: состояние и применение СИ, аттестованные МВИ и т.п. были обнаружены следующие нарушения: __________________________________________________________________________ факты нарушений На основании Закона РФ «Об обес печении единства измерений» и в соответствии с Рекомендацией «Метрологический контроль и надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц» запрещаются к применению: __________________________________________________________________________ конкретные объекты: СИ, МВИ, эталоны и т.п. Изымаются из эксплуатации: __________________________________________________________________________ перечень СИ с указанием причин изъятия Предписывается устранить: __________________________________________________________________________ перечень и сроки устраняемых нарушений Председатель комиссии по проверке ______________ ___________________ по дпись ин ициалы, фами лия |
Приложение Б
АКТ ПРОВЕРКИ
________________________________________ наименование подразделения предприятия В период с «_____ » ______________________ по «____ » ____________________ 199 г. на основании ______________________________________________________________ наименование, дата и номер распоряжения о проверке комиссия в составе: председатель комиссии __________________________________________________________________________ должность, фамилия , инициалы члены комиссии __________________________________________________________________________ должности, фамилии , инициалы провела проверку __________________________________________________________________________ конкретные направления пров ерки: состояние и применение СИ, __________________________________________________________________________ аттестованные МВ И и т.п. При проверке устано влено: 1. Состояние средств измерений, подлежащих калибровке 2. Состояние эталонов 3. Состояние аттестованных методик выполнения измерений 4. И т.п. __________________________________________________________________________ р екомендации по устранению не достатков и совершенствованию метрологической деятельности Председатель комиссии ____________ _____________________ подпись инициалы, фамилия Члены комиссий: ____________ _____________________ подпись инициалы, фамилия С актом ознакомлен: _____________________ должность руководителя _______________ _________________ проверяемого подразделения, дата подп ись инициалы, фамилия |
1.1. Государственный метрологический контроль и надзор
Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКН) осуществляются Государственной метрологической службой (ГМС) Госстандарта России с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм.
В соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" (ст.
13) ГМКН распространяется на:
здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;
торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;
государственные учетные операции;
обеспечение обороны государства;
геодезические и гидрометеорологические работы;
банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ;
испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ;
обязательную сертификацию продукции и услуг;
измерения, проводимые по поручению органов суда, государственных органов управления РФ;
регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.
Нормативными актами субъектов РФ ГНКН может быть распространен и на другие сферы деятельности.
Виды государственного метрологического контроля (ГМК) приведены на рис. 1.1.
Утверждение типа СИ. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.
Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России.
Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России. Информация об утверждении типа средств измерений и решение об его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта России.
Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами (ГНМЦ) Госстандарта России, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний (ГЦИ) средств измерений (СИ). Решением Госстандарта России в качестве ГЦИ СИ могут быть аккредитованы и другие специализированные организации.
Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории РФ контролируется органами ГМС по месту расположения изготовителей или пользователей.
Вопросы испытаний и утверждения типа СИ более подробно рассмотрены в разделе 2.
Рис. 1.1. Государственный метрологический контроль
Поверка СИ. Средства измерений, подлежащие ГМКН, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.
Поверку осуществляют органы ГМС. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам (МС) юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений.
Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными МС юридических лиц, контролируется органами ГМС по месту расположения этих юридических лиц.
Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет соответствующий орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы.
Более подробно вопросы поверки СИ рассмотрены в разделе 3.
Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ. Деятельность по изготовле-
нию, ремонту, продаже и прокату СИ, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии, выдаваемой в порядке, установленном Госстандартом России.
Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ производится после проверки органами ГМС наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм.
Вопросы лицензирования деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката СИ более подробно рассмотрены в разделе 4.
Виды государственного метрологического надзора (ГМН) приведены на рис. 1.2.
За выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм
За количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций
За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже
Рис. 1.2. Государственный метрологический надзор
ГМН за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.002-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм".
Требования к построения и содержанию методик выполнения измерений
(МВИ), порядок их разработки, аттестации и стандартизации рассмотрены в разделе 5. Методика и порядок проведения анализа состояния измерений, контроля и испытаний изложены в разделе 7.
ГМН за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торго-
вых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество товаров, отпускаемых продавцом покупателю. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.003-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций".
ГМН за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.004-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже".
1.2. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц
В соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" государственные органы управления РФ, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы (МС) для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.
При выполнении работ в сферах, предусмотренных ст. 13 указанного Закона, создание МС или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.
Права и обязанности МС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями государственных органов управления Российской Федерации или юридических лиц. Требования к построения и изложению таких положений, а также порядок их рассмотрения и согласования установлены правилами по метрологии ПР 50-732-93 "ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц".
Метрологический контроль и надзор осуществляются метрологическими службами юридических лиц путем:
калибровки средств измерений;
надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.
Организация и порядок осуществления метрологического контроля и надзора МС юридических лиц установлены в рекомендации МИ 2304-94 "ГСИ. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц". Вопросы калибровки СИ рассмотрены в разделе 6.
Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления метрологического контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц. Областями применения настоящей рекомендации являются: производство средств измерений; испытания, поверка и калибровка средств измерений; использование и применение средств измерений; техническое обслуживание и ремонт средств измерений; импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений; сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ; испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм; сертификация продукции и услуг.
Обозначение: | МИ 2304-94 |
Название рус.: | Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц |
Статус: | не действует |
Заменен: | МИ 2304-08 «ГСОЕИ. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения» |
Дата актуализации текста: | 05.05.2017 |
Дата добавления в базу: | 01.09.2013 |
Дата введения в действие: | 27.12.1994 |
Дата окончания срока действия: | 23.06.2008 |
Утвержден: | 27.12.1994 ВНИИМС (VNIIMS) |
Опубликован: | ВНИИМС (1994 г.) |
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(ГОССТАНДАРТ РОССИИ)
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
(ВНИИМС)
МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
МИ 2304-94
Москва
1994
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
РАЗРАБОТАНА Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)
ИСПОЛНИТЕЛИ: Сковородников В. А., Генкина Р. И., Орлова В. К.
Государственная система обеспечения единства измерений МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ |
МИ 2304-94 |
Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления метрологического контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
производство средств измерений;
испытания , поверка и калибровка средств измерений;
использование и применение средств измерений;
техническое обслуживание и ремонт средств измерений;
импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений;
сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ;
испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм;
сертификация продукции и услуг.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Международного документа МОЗМ № 9 «Принципы метрологического надзора»;
ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм»;
ПР 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений»;
ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения»;
ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений».
3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1. Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.
3.2. Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.
3.3. Средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений.
3.4. Эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных, либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.
3.5. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.
3.6. Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.
3.7. Утверждение типа средств измерений - решение Государственной метрологической службы Госстандарта России о соответствии испытанного типа средств измерений установленным требованиям.
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Объекты метрологического контроля и надзора
Объектами метрологического контроля и надзора являются:
состояние и применение средств измерений, как подлежащих утверждению типа и последующей поверке, так и не подлежащих поверке (калибруемых);
состояние методик выполнения измерений, подлежащих обязательной аттестации и не подлежащих обязательной аттестации;
результаты измерений;
соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативной документацией;
своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.
4.2. Формы метрологического контроля и надзора
Метрологический контроль и надзор осуществляют метрологические службы юридических лиц путем:
калибровки средств измерений;
надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
проверки своевременности представленных средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.
Примечание: требования и порядок проведения калибровки средств измерений устанавливаются док ументами Российской системы калибровки и настоящим документом не регламентируются.
4.3. Порядок введения метрологического контроля и надзора
4.3.1. Метрологический контроль и надзор может быть введен:
внесением соответствующего пункта в Положение о метрологической службе федеративного органа исполнительной власти или юридического лица;
административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вытекающим из Закона РФ или предписания федеративного органа исполнительной власти или органа Государственной метрологической службы, с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического контроля и надзора, их прав и обязанностей;
административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вызванным исключительными обстоятельствами, такими, как рекламации на продукцию, жалобы или требования потребителей, необходимость поиска причины устойчивого брака, необходимость поиска причины возникновения опасности для здоровья людей или загрязнения окружающей среды и т.п.
4.3.2. Административным решением руководителя предприятия лица, ответственные за осуществление метрологического надзора, могут получать полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений» на данном предприятии.
4.4. Периодичность метрологического контроля и надзора
4.4.1. Периодичность осуществления метрологического контроля и надзора устанавливает руководитель метрологической службы юридического лица.
4.4.2. Руководитель метрологической службы своим распоряжением образует комиссию для проведения проверки и назначает ее председателя.
4.4.3. Лица, назначенные приказом руководителя предприятия инспекторами по обеспечению единства измерений, могут осуществлять метрологический надзор самостоятельно без образования комиссии по распоряжению руководителя метрологической службы.
5. СОДЕРЖАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
5.1. Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений
При осуществлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений проверяют:
правильность отнесения средств измерений (составление перечня) к средствам измерений, подлежащим государственному метрологическому контролю и надзору;
правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств;
соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений требованиям нормативных документов;
наличие оттисков клейм, калибровочных знаков, свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки или калибровки;
соответствие сроков проведения поверки (калибровки) требованиям нормативных документов;
наличие и целостность поверительных клейм (основного и защитного) и калибровочных знаков;
отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;
правильность использования средства измерений по назначению; соответствие условий эксплуатации СИ требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности, давлению, чистоте окружающей среды, вибрации и т.д.);
правильность монтажа и установки средств измерений;
правильность настройки средств измерений;
полноту и качество комплектации средств измерений;
правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;
правильность хранения средств измерений, которые не используются постоянно;
соответствие средства измерений, его размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техники безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.
5.2. Метрологический надзор за аттестованными методиками выполнения измерений
При осуществлении метрологического надзора за аттестованными методиками выполнения измерений (МВИ) проверяют:
наличие аттестации МВИ, использующих средства измерений, входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора, и наличие документов, подтверждающих проведение аттестации;
определение метрологических характеристик МВИ, использующих средства измерений, не входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора.
5.3. Метрологический надзор за эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений
При осуществлении метрологического надзора за эталонами проверяют:
наличие свидетельства о поверке (сертификата о калибровке) эталона;
наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов; наличие договора(ов) с органами (организациями) Госстандарта России или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;
соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативной документации.
5.4. Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений
При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:
полноту и актуальность нормативной документации, регламентирующей метрологическую деятельность юридического лица;
наличие лицензий (при необходимости) на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений;
состояние выполнения подразделениями юридического лица требований по организации и проведению измерений;
условия, в которых проводятся измерения, а также поверка и калибровка средств измерений;
квалификацию персонала, выполняющего измерения, а также поверку (калибровку) средств измерений;
правильность использования единиц величин, допущенных к применению или установленных заказчиком, их кратных или дольных значений;
правильность применения наименований и обозначений единиц величин, их кратных и дольных значений;
правильность обозначения метрологических характеристик средств измерений и методик выполнения измерений в установленной форме и в установленном месте;
правильность применения наименований и обозначений средств измерений и эталонов.
5.5. Выдача обязательных предписаний
В случае нарушений метрологических правил и норм уполномоченные лица метрологической службы юридического лица выдают виновным в нарушениях предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения .
5.6. Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку
При осуществлении проверки устанавливают:
наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;
наличие перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, и графика их представления на поверку, согласованного с органами Государственной метрологической службы или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;
наличие графика калибровки средств измерений;
соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений.
6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
6.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение ). В акте должно быть отражено состояние проверяемых объектов и раскрыты причины выявленных нарушений.
Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.
6.2. Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.
При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.
Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.
6.3. Содержание акта доводят до сведения руководителя подразделения, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая председателем комиссии.
6.4. Акт проверки составляется, как правило, в 2-х экземплярах. Первый экземпляр передается руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр остается у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копия акта направляется руководству предприятия для принятия необходимых мер.
6.5. Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии определяется руководителем предприятия и фиксируется в нормативных документах предприятия.
7. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР
7.1. Обязанности
Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:
руководствоваться в своей деятельности Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами по метрологии, действующим законодательством и требованиями настоящего документа;
соблюдать правила доступа лиц в подразделения предприятия;
обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок.
7.2. Права
Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:
посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;
получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим документом;
осуществлять проверки в соответствии с разделом настоящего документа и выдавать соответствующие предписания;
гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ, выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;
запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;
при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;
в случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения об устранении недостатков;
руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.
8. МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАРУШИТЕЛЯМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ
В зависимости от тяжести последствий, к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм, к нарушителям могут применяться следующие меры:
выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;
гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;
выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;
факты нарушений
На основании Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с Рекомендацией «Метрологический контроль и надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц» запрещаются к применению:
конкретные объекты: СИ, МВИ, эталоны и т.п.
Изымаются из эксплуатации:
__________________________________________________________________________
перечень СИ с указанием причин изъятия
Предписывается устранить:
__________________________________________________________________________
перечень и сроки устраняемых нарушений
Председатель комиссии по проверке ______________ ___________________
подписьинициалы, фамилия
Приложение Б
________________________________________ наименование подразделения предприятия В период с «_____» ______________________ по «____» ____________________ 199 г. на основании ______________________________________________________________ наименование, дата и номер распоряжения о проверке комиссия в составе: председатель комиссии __________________________________________________________________________ должность, фамилия, инициалы члены комиссии __________________________________________________________________________ должности, фамилии, инициалы провела проверку __________________________________________________________________________ конкретные направления проверки: состояние и применение СИ, __________________________________________________________________________ аттестованные МВИ и т.п. При проверке установлено: 1. Состояние средств измерений, подлежащих калибровке 2. Состояние эталонов 3. Состояние аттестованных методик выполнения измерений 4. И т.п. __________________________________________________________________________ Председатель комиссии ____________ _____________________ подпись инициалы, фамилия Члены комиссий: ____________ _____________________ подпись инициалы, фамилия С актом ознакомлен: _____________________ должность руководителя Проверяемого подразделения, дата подпись инициалы, фамилия |