Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц. Государственная система обеспечения единства измерений метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц Что должен соде

6.4.1. Понятие о надзоре и контроле

Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществ­ляемая органом ГМС (государственный контроль и надзор) или МС юридического лица для проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Метрологические службы юридических лиц осуществляют мет­рологический контроль и надзор путем:

Калибровки средств измерений;

Надзора за состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки СИ, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

Выдачи обязательных предписаний, направленных на пре­дотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологи­ческих правил и норм;

Проверки своевременности представления СИ на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку и калибровку.

Аккредитация МС юридических лиц на право проведения надзо­ра осуществляется в соответствии с рекомендациями МИ 2492-98.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуще­ствляемые с целью проверки соблюдения метрологических пра­вил и норм, распространяются на жизненно важные для государ­ства сферы деятельности, перечисленные в ст. 13 Закона "Об обес­печении единства измерений" (см. 6.3.2). ■

Государственный метрологический контроль включает:

Утверждение типа средств измерений (см. 6.4.2);

Поверку средств измерений, в том числе эталонов (см. 6.4.3);

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измере­ний.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

За выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованны­ми МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологичес­ких правил и норм на предприятиях, деятельность которых отно­сится к сферам, определенным ст. 13 указанного Закона;

За количеством товаров, отчуждаемых при совершении тор­говых операций. Этот вид надзора проводится в целях определе­ния массы, объема, расхода или других величин, характеризую­щих количество товаров. Порядок проведения устанавливается Госстандартом в соответствии с законодательством РФ;

За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Он осуществляется в тех случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без вскры­тия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливает Госстандарт в соответствии с законодательством РФ.



Первый вид надзора проводится в соответствии с правилами ПР 50.2.002-94. Основными задачами надзора является определе­ние соответствия выпускаемых СИ утвержденному типу; состояния и правильности применения СИ; наличия и правильности приме­нения аттестованных МВИ, а также контроль соблюдения метроло­гических правил и норм в соответствии с"действующими норматив­ными документами.

Результаты каждой проверки оформляются соответствующим ак­том, в котором отражается состояние дел по всем вопросам проверки и раскрываются причины выявленных нарушений метрологических правил и норм. Акт проверки передается руководству проверенного предприятия, а копия - органу ГМС и заинтересованным организа­циям. Руководитель проверенного предприятия на основе акта провер­ки утверждает план организационно-технических мероприятий, на­правленных на устранение выявленных нарушений.

Проверки проводят должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспек­торы по обеспечению единства измерений, действующие на соот­ветствующих территориях и аттестованные в установленном по­рядке. Государственные инспекторы при предъявлении служебно­го удостоверения вправе беспрепятственно:

Посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ре­монтируются, продаются, содержатся или хранятся СИ незави­симо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

Проверять соответствие используемых единиц величин допу­щенным к применению;

Поверять средства измерения - их состояние и условия приме­нения, а также соответствие утвержденному типу;

Проверять применение аттестованных МВИ, состояние эта­лонов, используемых для поверки СИ;

Проверять количество товаров, отчуждаемых при соверше­нии торговых операций;

Отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;

Использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому кон­тролю и надзору.

При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

Запрещать применение и выпуск СИ неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповерен­ных;


Гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке, если СИ дает неправильные показания или просрочена ддта очередной поверки;

При необходимости изымать СИ из эксплуатации;

Представлять предложения по аннулированию лицензии на из­готовление, ремонт, продажу и прокат СИ в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

Давать обязательные предписания и устанавливать сроки уст­ранения нарушений метрологических правил и норм;

Составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

Государственные инспекторы обязаны строго соблюдать зако­нодательство РФ и нормативные документы ГСИ. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, пре­вышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, они могут быть при­влечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

6.4.2. Государственные испытания средств измерений

В сферах распространения государственного метрологического контроля средства измерения подвергаются обязательным испы­таниям с последующим утверждением их типа. Порядок проведе­ния испытаний и утверждения типа СИ включает:

Испытания СИ с целью утверждения их типа. Утверждение типа СИ - правовой акт ГМС, заключающийся в признании типа СИ пригодным в стране для серийного выпуска;

Принятие решения об утверждении типа, его государствен­ную регистрацию и выдачу соответствующего сертификата;

Испытания СИ на соответствие утвержденному типу. Соот­ветствие утвержденному типу СИ - правовой акт ГМС, заключа­ющийся в признании соответствия выпускаемых серийно СИ ра­нее утвержденному типу;

Признание утвержденного типа или результатов испытаний СИ, проведенных компетентными органами зарубежных стран;

Информационное обслуживание потребителей измерительной техники.

Указанные испытания проводят ГНМЦ и иные специализи­рованные организации, аккредитованные в качестве государствен­ных центров испытаний (ГЦИ) средств измерения. Испытания образцов СИ проводятся в установленном Госстандартом России порядке, приведенном в правилах ПР 50.2.009-94.


Испытания СИ с целью утверждения их типа проводят по ут­вержденной ГЦИ программе, которая должна содержать следующие разделы:

Рассмотрение технической документации;

Экспериментальное исследование СИ;

Оформление результатов испытаний.

В ходе испытаний необходимо проверить соответствие докумен­тации и характеристик СИ требованиям задания на его разработку, технические условия и нормативные документы на них, включая методики поверки. Решение об утверждении типа СИ принимает Госстандарт России по результатам испытаний и удостоверяет сер­тификатом, срок действия которого устанавливают при выдаче. Ут­вержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ, кото­рый ведет Госстандарт в соответствии с правилами ПР 50.1.011-94. Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта. На СИ утверж­денного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установлен­ной формы.

Соответствие средств измерений утвержденному типу на терри­тории РФ контролируют органы ГМС по месту расположения изго­товителей или пользователей. Контроль осуществляется путем ис­пытаний отобранных образцов СИ, проводимых по утвержденной ГЦИ программе.

Испытания на соответствие СИ утвержденному типу проводят:

При наличии информации от потребителей об ухудшении ка­чества выпускаемых или импортируемых СИ;

При внесении в их конструкцию или технологию изменений, влияющих на их нормированные MX;

При истечении срока действия сертификата об утверждении типа

По результатам испытаний составляют акт, который направля­ют во ВНИИМС.

6.4.3. Поверка средств измерений

Поверка средства измерений - это установление органом ГМС (другими уполномоченными на то организациями) пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяе­мых MX и подтверждение их соответствия установленным обяза­тельным требованиям.

По действующему законодательству СИ, подлежащие государ­ственному метрологическому контролю и надзору, должны подвер­гаться поверке при выпуске из производства или после ремонта, при ввозе по импорту и в процессе эксплуатации. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждает Госстандарт России в соот­ветствии с МИ 2273-93, а требования к организации и проведе­нию поверки СИ устанавливают правила ПР 50.2.006-94. Поверка производится в соответствии с нормативными документами, утвер­ждаемыми по результатам испытаний.

Результатом поверки является:

Подтверждение пригодности СИ к применению. В этом случае на него и (или) техническую документацию наносится оттиск пове- рительного клейма и (или) выдается Свидетельство о поверке. Пове- ритвльное клеймо - знак установленной формы, наносимый на СИ, признанные в результате их поверки годными к применению. Прави­ла использования клейм описаны в ПР 50.2.007-94;

Признание СИ непригодным к использованию. В этом случае оттиск поверительного клейма и (или) Свидетельство о поверке аннулируются и выписывается Свидетельство о непригодности.

Форма клейма и Свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливает Госстандарт России.

Средства измерения подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.

Первичная поверка проводится при выпуске СИ из производства или после ремонта, а также при ввозе СИ из-за границы партиями. Такой поверке подвергается, как правило, каждый экземпляр СИ.

Периодическая поверка выполняется через установленные интервалы времени (межповерочные интервалы). Ей подвергаются СИ, находящи­еся в эксплуатации или на хранении. Конкретные перечни СИ, подле­жащих поверке, составляют их владельцы - юридические и физичес­кие лица. Органы ГМС в процессе надзора за соблюдением метрологи­ческих норм и правил проверяют правильность составления этих перечней.

Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр СИ. Исключения могут составлять СИ, находящиеся на длительном хранении. Результаты такой поверки действительны в течение меж­поверочного интервала. Первый интервал устанавливается при ут­верждении типа СИ, последующие определяются на основе различ­ных критериев, обзор которых дан в разд. 4.4.


Внеочередная поверка СИ проводится до наступления срока его периодической поверки в случаях:

Повреждения знака поверительного клейма или утрате Свиде­тельства о поверке;

Ввода в эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);

Проведения повторной настройки, известном или предполага­емом ударном воздействии на СИ или при неудовлетворительной его работе;

Отправки потребителю СИ, не реализованных по истечении срока, равного половине межповерочного интервала;

Применения СИ в качестве комплектующих по истечении сро­ка, равного половине межповерочного интервала.

Инспекционная поверка проводится органами МС при осуще­ствлении государственного надзора или ведомственного контроля за состоянием и применением СИ. Ее допускается проводить не в полном объеме, предусмотренном методикой поверки. Результа­ты инспекционной поверки отражаются в акте.

Экспертная поверка проводится при возникновении спорных вопросов по MX, исправности СИ и пригодности их к использо­ванию. Ее проводят органы ГМС по письменному требованию за­интересованных лиц.

Порядок представления СИ на поверку устанавливает Госстан­дарт России. Поверка проводится в соответствии с методиками, тре­бования к которым изложены в МИ 187-86 и МИ 188-86. Экс­пертная поверка включает следующее:

Установление периодичности работ (определение межпове­рочных интервалов) в соответствии с ИСО 10012, МИ 2187-92, МИ 1872-88;

Разработку и документирование методик проведения работ в соответствии с инструкцией РД 50-660-88;

Ведение соответствующих протоколов, отражающих резуль­таты проведенных работ;

Организацию хранения и использования документации по поверке СИ.

Основной MX, определяемой при поверке, является погреш­ность. Она находится на основании сравнения показаний поверя­емого СИ и более точного рабочего эталона:


Сличением (методами противопоставления или замещения) с более точной мерой посредством компарирующего прибора. Общим для этих методов поверки СИ является выработка сигнала о нали­чии разности размеров сравниваемых величин. Если этот сигнал пу­тем подбора образцовой меры будет сведен к нулю, то реализуется нулевой метод измерения;

Измерением эталонным СИ величины, воспроизводимой ме­рой. В этом случае поверка часто называется градуировкой. Градуи­ровка- нанесение на шкалу отметок, соответствующих показаниям рабочего эталона, или определение по его показаниям уточненных значений величины, соответствующих нанесенным отметкам на шкале поверяемого СИ;

Способом калибровки, когда с более точной мерой сличается лишь одна мера из набора или одна из отметок шкалы многознач­ной меры, а действительные размеры других мер определяются пу­тем их взаимного сравнения в различных сочетаниях на приборах сравнения и при дальнейшей обработке результатов измерений.

Поверка измерительных приборов проводится:

Методом непосредственного сравнения измеряемых величин и величин, воспроизводимых рабочими эталонами соответствую­щего разряда или класса точности. Значения величин на выходе мер выбираются равными соответствующим (чаще всего оцифрованным) отметкам шкалы прибора. Наибольшая разность между результатом измерения и соответствующим ему размером эталонов является в этом случае основной погрешностью прибора;

Методом непосредственного сличения показаний поверяемого и эталонного приборов при одновременном измерении одной и той же величины. Разность их показаний равна абсолютной погрешнос­ти поверяемого СИ.

Существуют и другие методы поверки, которые используются реже .

Важным при поверке является выбор оптимального соотноше­ния между допускаемыми погрешностями эталонного и поверяе­мого СИ. Обычно это соотношение принимается равным 1:3 (исхо­дя из критерия ничтожно малой погрешности), когда при поверке вводят поправки на показания образцовых СИ. Если поправки не вводят, то эталонные СИ выбираются из соотношения 1:5. Соот­ношение допускаемых погрешностей поверяемых и эталонных СИ Устанавливается с учетом принятого метода поверки, характера погрешностей, допускаемых значений ошибок первого и второго Рода и иногда может значительно отличаться от указанных ранее цифр. . ■;< ..

По решению Госстандарта России право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным МС юридических лиц, де­ятельность которых осуществляется в соответствии с действую­щим законодательством и нормативными документами по обеспе­чению единства измерений. Порядок аккредитации определяется правилами ПР 50.2.014-94, разработанными с учетом руководств

Аккредитация МС предусматривает следующие этапы:

Экспертиза документов, представленных МС;

Аттестация МС комиссией из представителей ГНМЦ и ГМС;

Принятие решения об аккредитации по результатам эксперти­зы;

Оформление, регистрация и выдача Госстандартом аттестата аккредитации на срок до пяти лет. Аккредитуемая МС должна иметь:

Положение, разработанное в соответствии с ПР 50-732-93;

Квалифицированный и опытный персонал, аттестованный в установленном порядке в качестве поверителей в соответствии с ПР 50.2.012,- 94;

Помещения и окружающую среду, удовлетворяющие требо­ваниям нормативных документов;

Поверенные эталоны и иное вспомогательное оборудование, необходимое для проведения поверки, определенной областью акк­редитации;

Документированные методики и процедуры поверки, обработ­ки и использования измерительной информации, а также актуали­зации нормативных документов;

Систему менеджмента качества проведения поверочных ра­бот;

Документированные правила приемки, хранения и возврата СИ, поступающих на поверку;

Систему регистрации, использования и хранения результа­тов поверки.

Детальные требования по перечисленным выше этапам опи­саны в МИ 2284-94.

Аккредитованная МС имеет право:

Проводить поверку СИ в рамках, определенных аттестатом ак­кредитации, выдавать Свидетельство о поверке, ставить клеймо на поверенные СИ или гасить поверительные клейма;

Разрабатывать предложения по корректировке межповероч­ных интервалов;

Участвовать в разработке и корректировке нормативной документации, регламентирующей вопросы аккредитации МС.

Госстандарт осуществляет периодический инспекционный кон­троль за деятельностью аккредитованной МС.

Поверка СИ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве доверителя органом ГМС в соответствии с ПР 50.2.012-94. Поверитель (физическое лицо) - сотрудник органа ГМС или юри­дического лица, аккредитованного на право поверки, непос­редственно производящее поверку СИ и прошедшее аттестацию в установленном порядке.

Проводятся два вида аттестации: первичная и периодическая (не реже одного раза в пять лет), к которым допускаются лица, имею­щие специальную подготовку и практический стаж работы в пове­рочных подразделениях. Аттестация проводится специально создава­емой комиссией из числа высококвалифицированных специалис­тов-метрологов.

6.4.4. Калибровка средств"измерений

В сферах деятельности, где государственный метрологический надзор и контроль не являются обязательными, для обеспечения метрологической исправности СИ применяется калибровка. Ка­либровка (калибровочные работы) - совокупность операций, вы­полняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к при­менению средства измерений, не подлежащего государственному мет­рологическому контролю и надзору.

Для проведения калибровочных работ создана Российская сис­тема калибровки (РСК) - совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ, направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метроло­гическому контролю и надзору и действующих на основе установ­ленных требований к организации и проведению калибровочных работ. Деятельность РСК регулируется правилами ПР 50.2.016-94 и ПР 50.2.017-95.

Основные направления деятельности РСК:

Регистрация органов, осуществляющих аккредитацию МС юридических лиц на право проведения калибровочных работ;

Аккредитация МС юридических лиц на право проведения ка­либровочных работ:

Калибровка СИ;

Установление основных принципов и правил РСК, организа-

9 Метрология,

Стандартизация, сертификация


ционное, методическое и информационное обеспечение его дея­тельности;

Инспекционный контроль за соблюдением аккредитованны­ми МС требований к проведению калибровочных работ.

Российская система калибровки имеет свой знак, наносимый на калиброванное СИ. Его форма и размеры приведены в правилах ПР 50.2.017-95.

Организационная структура РСК приведена на рис. 6.3. Цент­ральный орган и научно-методический центр РСК назначает Гос­стандарт. Центральный орган РСК выполняет следующие функции:

- Рис. 6.3. Структура РСК

Устанавливает основные принципы и правила РСК;

Принимает решения о регистрации аккредитирующих орга­нов в соответствии с правилами ПР РСК 001-95;

Осуществляет контроль за их деятельностью;

Рассматривает апелляции по результатам аккредитации;

Взаимодействует с калибровочными службами других стран и международными калибровочными союзами.

Основные задачи научно-методического центра:

Разработка нормативных документов, регламентирующих ка­либровочную деятельность в стране;

Ведение реестра РСК;

Подготовка и представление на утверждение в центральный орган РСК материалов по регистрации аккредитирующих орга­нов, участие в их проверках;

Организация и координация разработки, экспертизы и аттеста­ции методик калибровки СИ;

Создание и ведение базы данных по нормативным документам и калибровочной деятельности в РФ;

Осуществление консультативной деятельности по вопросам РСК;

Проведение мероприятий по повышению квалификации кад­ров в области калибровочных работ.

Из числа руководителей МС государственных органов управ­ления, аккредитирующих органов, представителей ГМС и ГНМЦ центральный орган формирует совет РСК, который:

Разрабатывает предложения по основным принципам работы РСК;

Рассматривает проекты законодательных и нормативных актов в области калибровки и готовит предложения по их изменению;

Определяет основные направления проведения исследований в области калибровки;

Рассматривает экономические и финансовые аспекты в ра­боте РСК.

Главными задачами аккредитирующего органа РСК являются:

Проведение аккредитации МС в соответствии с правилами ПР 50.2.018-95;

Осуществление инспекционного контроля, требования к ко­торому приведены в правилах ПР РСК 003-98.

Основой РСК являются аккредитованные МС юридических лиц. Их главной функцией является калибровка СИ в области аккреди­тации и в соответствии с действующими нормативными докумен­тами. Требования к подразделениям, проводящим калибровочные Работы, изложены в рекомендациях Р РСК 001-95.

Организация, выполняющая калибровочные работы, должна иметь:

Поверенные и идентифицированные средства калибровки - эта­лоны, установки и другие СИ, применяемые при калибровке в соответствии с установленными правилами. Они призваны обеспе­чить передачу размера единиц от государственных эталонов калиб­руемым СИ;

Актуализированные документы, регламентирующие органи­зацию и проведение калибровочных работ. К ним относятся доку­мент на область аккредитации, документация на средства измере­ний и калибровки, нормативные документы ГСИ на калибровку, процедуры калибровки и использования ее данных;

Профессионально подготовленный и квалифицированный персонал;

Помещения, удовлетворяющие нормативным требованиям.

Результаты калибровки удостоверяются калибровочным знаком,

наносимым на СИ, или Свидетельством о калибровке, а также записью в эксплуатационные документы.

Требования к калибровочным лабораториям приведены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000.

6.4.5. Метрологическая аттестация средств измерений и испытательного оборудования

Метрологическая аттестация- это признание средства измере­ний (испытаний) узаконенным для применения (с указанием его метрологического назначения и MX) на основании тщательных ис­следований метрологических свойств этого средства, проводится в соответствии с ГОСТ 8.326-89.

Метрологической аттестации могут подвергаться СИ, не под­лежащие государственным испытаниям или утверждению типа орга­нами ГМС, опытные образцы СИ, измерительные приборы, вы­пускаемые или ввозимые из-за границы в единичных экземплярах или мелкими партиями, измерительные системы и их каналы.

Основными задачами аттестации СИ являются:

Определение MX и установление их соответствия требовани­ям нормативной документации; ;

Установление перечня MX, подлежащих контролю при по­верке;

Опробование методики поверки.

Метрологическая аттестация проводится органами государ­ственной или ведомственной МС по специально разработанной и утвержденной программе. Результаты оформляются в виде прото­кола определенной формы. При положительных результатах выда­ется Свидетельство о метрологической аттестации установленной формы, где указывают его установленные MX.


Как известно (см. разд. 5.1), между измерением и испытанием имеется различие, состоящее в том, что погрешность испытания складывается из пофешности измерения и пофешности воспро­изведения режимов испытания. Измерение можно считать част­ным случаем испытания, при котором условия последнего не пред­ставляют интереса.

В соответствии с этим существует различие в аттестации СИ и испытательного оборудования, основные положения и порядок проведения которого приведены в ГОСТ Р 8.568-97.

Основная цель аттестации испытательного оборудования - подтверждение возможности воспроизведения условий испытаний в пределах допустимых отклонений и установление пригодности использования данного оборудования в соответствии с его назна­чением.

Аттестация, как и поверка, бывает первичной, периодичес­кой и повторной.

Первичная аттестация заключается в экспертизе эксплуатаци­онной и проектной документации, экспериментальном определе­нии технических характеристик испытательного оборудования и подтверждении пригодности его к использованию. Технические и метрологические характеристики, подлежащие определению, вы­бирают из числа нормированных и установленных в документа­ции характеристик. Они должны определять возможность оборудо­вания воспроизводить условия испытаний в течение установленно­го времени.

В процессе первичной аттестации устанавливают:

Возможность воспроизведения внешних воздействующих фак­торов и (или) режимов функционирования объекта испытания, установленных в документах на методики испытаний конкретных видов продукции;

Отклонения параметров условий испытаний от нормирован­ных значений;

Обеспечение безопасности персонала и отсутствие вредного воздействия на окружающую среду;

Перечень характеристик оборудования, которые должны про­веряться при периодической аттестации, а также методы, сред­ства и периодичность ее применения.

Периодическую аттестацию проводят в процессе эксплуатации испытательного оборудования в объеме, необходимом для подтвер­ждения соответствия его характеристик требованиям нормативных документов на методики испытаний и экcплyafaциoнныx докумен­тов. Результаты аттестации оформляются протоколом. При положи­тельных результатах на оборудование выдается аттестат определен­ной формы и делается запись в эксплуатационные документы.

6.4.6. Система сертификации средств измерений

Система предназначена для проведения добровольной серти­фикации средств измерения в соответствии с законами "Об обес­печении единства измерений" и "О сертификации продукции и услуг".

Система сертификации - это система, располагающая соб­ственными правилами процедуры проведения сертификации со­ответствия (см. Руководство ИСО/МЭК 2, п. 14.1). Сертифика­том соответствия называют документ, который выдается после проведения сертификации. В нем указывается, что должным об­разом идентифицированная продукция, процесс или услуга со­ответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Основные положения и порядок проведения работ в рамках системы сертификации средств измерения, не подлежащих приме­нению в сферах распространения государственного метрологическо­го контроля и надзора, определяют МИ 2277-93.

Основными целями системы сертификации СИ являются обес­печение единства измерений, содействие экспорту и повышение конкурентоспособности СИ. В соответствии с этими целями сис­тема выполняет следующие функции:

Проверку и подтверждение соответствия СИ установленным в нормативных документах метрологическим нормам и требова­ниям;

Проверку обеспеченности сертифицируемых СИ методами и средствами калибровки для передачи размеров от утвержденных эталонов;

Проверку соответствия СИ дополнительным требованиям, указанным организациями или гражданами, обратившимися в орган по сертификации.


Система является открытой для вступления и участия в ней юридических лиц и предусматривает свободный доступ к инфор­мации о ее деятельности. Сертификацию СИ проводят аккредито­ванные органы по результатам испытаний, проведенных независи­мыми испытательными лабораториями (центрами), как самостоя­тельными, так и входящими в состав органов по сертификации. Аккредитацию испытательных лабораторий (центров) проводят в соответствии с правилами по метрологии ПР 50.2.010-94. При ак­кредитации выдается аттестат с приложением к нему, устанавлива­ющим область аккредитации.

Организационно система сертификации СИ состоит из цент­рального органа, координационного совета, апелляционного коми­тета, научно-методического центра, органов по сертификации, ис­пытательных лабораторий. Центральный орган системы:

Организует, координирует и осуществляет методическое ру­ководство работами по сертификации;

Устанавливает основные принципы и правила сертификации;

Осуществляет аккредитацию органов по сертификации и ис­пытательных лабораторий;

Выполняет функции органа по сертификации при его отсут­ствии;

Организует инспекционный контроль за деятельностью акк­редитованных органов по сертификации;

Взаимодействует с международными и зарубежными органи­зациями по вопросам сертификации;

Осуществляет признание документов об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) других стран, зарубежных сертификатов и знаков соответствия, а также результатов испытаний средств измерений;

Ведет реестр системы - книги и (или) электронного журна­ла, содержащего сведения об объектах, участках работ и докумен­тах в области сертификации. Подробно этот процесс изложен в МИ 2279-93.

Научно-методический центр системы осуществляет:

Разработку основных принципов, правил и структуры системы;

Организацию работ, связанных с аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

Формирование банка данных и информационное обеспече­ние системы, касающиеся сертифицированных средств измере­ний, органов по сертификации, испытательных лабораторий (цен­тров) и нормативных документов.

Координационный совет разрабатывает рекомендации по воп­росам совершенствования системы. Апелляционный комитет рас­сматривает случаи несогласия с результатами сертификации СИ, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабора­торий (центров), испытаний или инспекционного контроля.


Орган по сертификации должен располагать необходимыми сред­ствами и документированными процедурами, позволяющими про­изводить сертификацию, включая: квалифицированный персонал, актуализированный фонд нормативных документов на СИ и мето­ды испытаний, административную структуру, юридические и эко­номические возможности (условия) для управления сертифика­цией, в том числе для организации испытаний, испытательную базу, аккредитованную в качестве испытательной лаборатории (цен­тра).

Основные функции органа по сертификации, установленные в Положении об органе по сертификации:

Формирование и актуализация фонда нормативных докумен­тов, используемых при сертификации СИ;

Проведение и (или) организация испытаний СИ;

Рассмотрение заявок на сертификацию, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении серти­фикации;

Определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории (центра), организация испытаний на основе взаимо­действия с ней;

Оформление на основе лицензионного соглашения с централь­ным органом системы сертификата соответствия, регистрация в ре­естре системы и выдача его заявителю;

Организация инспекционного контроля стабильности харак­теристик СИ;

Отмена и приостановление действия выданных сертификатов и знаков соответствия;

Организация повышения квалификации и аттестации персо­нала испытательных лабораторий (центров).

Детальные требования к органам по сертификации изложены в МИ 2278-93.

Порядок проведения сертификации в общем случае включает:

Представление в центральный орган заинтересованной орга­низацией заявки на проведение сертификации;

Рассмотрение заявки и направление решения по ней;

Проведение испытаний по утвержденной программе, вклю­чающей объем и сроки проведения испытаний, методы и сред­ства испытаний СИ, объем и состав технической документации, представляемой на испытания, количество и порядок отбора об­разцов, представляемых на испытания;

Анализ полученных результатов, оформленных в виде дати­рованного и зарегистрированного отчета, включающего наиме­нование и адрес испытательной лаборатории, проводившей ис­пытания, ссылку на документ, на соответствие которому проводи­лись испытания, идентифицирующие данные испытанных образ­цов, наименование и адрес изготовителя, время и место проведе­ния испытаний, заключение о соответствии образцов требованиям нормативных документов;

Принятие решения о возможности выдачи сертификата соот­ветствия;

Регистрацию материалов испытаний и выдачу сертификата соответствия;

Информацию о результатах сертификации.

Орган по сертификации рассматривает результаты испытаний СИ, оформляет сертификат соответствия и направляет его ко­пию, подписанную руководителем органа, вместе с одним экзем­пляром отчета об испытаниях с приложениями в научно-методи­ческий центр системы на регистрацию. Научно-методический центр оформляет дело по сертификации, регистрирует сертификат и сообщает его номер по реестру систему органу по сертификации.

После получения регистрационного номера орган по серти­фикации выдает организации сертификат соответствия. При по­лучении сертификата соответствия заявитель обеспечивает мар­кировку образцов, тары, упаковки и документации знака соот­ветствия.

Органы по сертификации ведут учет выданных ими сертифика­тов. Документы и материалы, подтверждающие сертификацию СИ, находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сер­тификат.

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(ГОССТАНДАРТ РОССИИ)

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
(ВНИИМС)

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Москва

1994

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

РАЗРАБОТАНА Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Сковородников В. А., Генкина Р. И., Орлова В. К.

Государственная система обеспечения единства измерений

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления ме троло гическ ого контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

производство средств и змерений;

испытания , поверка и калибровка средств измерений;

использование и применение средств измерений;

техническое обслуживание и ремонт средств измерений;

импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений;

сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ;

испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм;

сертификация продукции и услуг.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Международного документа МОЗМ № 9 «Принципы метрологического надзора»;

ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм»;

ПР 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений»;

ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения»;

ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений».

3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3 .1. Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

3.2. Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

3.3. Средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений.

3.4. Эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных, либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

3.5. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими у полномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

3.6. Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

3.7. Утверждение типа средств измерений - решение Государственной метрологической службы Госстандарта России о соответствии испытанного типа средств измерений установленным требованиям.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4 .1. Объекты метрологического контроля и надзора

Объектами метрологического контроля и надзора являются:

состояние и применение средств измерений, как подлежащих утверждению типа и последующей поверке, так и не подлежащих поверке (калибруемых );

состояние методик выполнения измерений, подлежащих обязательной аттестации и не подлежащих обязательной аттестации;

результаты измерений;

соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативной документацией;

своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

4.2. Формы метрологического контроля и надзора

Метрологический контроль и надзор осуществляют метрологические службы юридических лиц путем:

калибровки средств измерений;

надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами еди ниц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверки своевременности представленных средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Примечание: требования и порядок проведения калибровки средств измерений устанавливаются док ументами Российской системы калибровки и настоящим документом не регламентируются.

4.3. Порядок введения метрологического контроля и надзора

4.3 .1. Метрологический контроль и надзор может быть введен:

внесением соответствующего пункта в Положение о метрологической службе федеративного органа исполнительной власти или юридического лица;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вытекающим из Закона РФ или предписания федеративного органа исполнительной власти или органа Государственной метрологической службы , с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического контроля и надзора, их прав и обязанностей;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вызванным исключительными обстоятельствами, такими, как рекламации на продукцию, жалобы или требования потребителей, необходимость поиска причины устойчивого брака, необходимость поиска причины возникновения опасности для здоровья людей или загрязнения окружающей среды и т.п.

4.3.2. Административным решением руководителя предприятия лица, ответственные за осуществление метрологического надзора, могут получать полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений» на данном предприятии.

4.4. Периодичность метрологического контроля и надзора

4.4.1. Периодичность осуществления метрологического контроля и надзора устанавливает руководитель метрологической службы юридического лица.

4.4.2. Руководитель метрологической службы своим распоряжением образует комиссию для проведения проверки и назначает ее председателя.

4.4.3. Лица, назначенные приказом руководителя предприятия инспекторами по обеспечению единства измерений , могут осуществлять метрологический надзор самостоятельно без образова ния комиссии по распоряжению руководителя метроло гической службы.

5. СОДЕРЖАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

5. 1. Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений

При осу щес твлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений проверяют:

правил ьность отнесения средств измерений (составление перечня) к средствам измерений, подлежащим государственному метрологическому контролю и надзору;

правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств;

соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений требованиям нормативных документов;

наличие оттисков клейм, калибровочных знаков, свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки или калибровки;

соответствие сроков проведения поверк и (калибровки) требованиям нормативных документов;

наличие и целостность поверительн ых клейм (основного и защитного) и калибровочных знаков;

отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;

правильность использования средства измерений по назначению; соответствие условий эксплуатации СИ требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности , давлению, чистоте окружающей среды, вибрации и т.д. );

правильность монтажа и установки средств измерений;

правильность настройки средств измерений;

полноту и качество комплектации средств измерений;

правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;

правильность хранения средств измерений, которые не используются постоянно;

соответствие средства измерений, его размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техни ки безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.

5.2. Метрологический надзор за аттестованными методиками выполнения измерений

При осуществлении метрологического надзора за аттестованными методиками выполнения измерений (МВИ) проверяют:

наличие аттестации МВИ, использующих средства измерений, входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора, и наличие документов, подтверждающих проведение аттестации;

определение метрологических характеристик МВИ, использующих средства измерений, не входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора.

5.3. Метрологический надзор за эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за эталонами проверяют:

наличие свидетельства о поверке (сертификата о калибровке) эталона;

наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов; наличие договора (о в) с органами (организациями) Госстандарта России или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;

соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативной документации.

5.4. Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений

При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метроло гических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:

полноту и актуальность нормативной документации, регламентирующей метрологическую деятел ьность юридического ли ца;

наличие лицензий (при необходимости) на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений;

состояние выполнения подразделениями юридического лица требований по организации и проведению измерений;

условия, в которых проводятся измерения, а также поверка и калибровка средств измерений;

квалификацию персонала, выполняющего измерения, а также поверку (калибровку) средств измерений;

правильность использования единиц величин, допущенных к применению или установленных заказчиком, их кратных или дольных значений;

правильность применения наименований и обозначений единиц величин, их кратных и дольных значений;

правильность обозначения метрологических характеристик средств измерений и методик выполнения измерений в установленной форме и в установленном месте;

правильность применения наименований и обозначений средств измерений и эталонов.

5.5. Выдача обязательных предписаний

В случае нарушений метрологических правил и норм уполномоченные лица метрологической службы юридического лица выдают виновным в нарушениях предписания, направленные на пре дотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения .

5.6. Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибро вку

При осуществлении проверки устанавливают:

наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;

наличие перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контрол ю и надзору, и графика их представления на поверку, согласованного с органами Государственной метрологической службы или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;

наличие графика калибровки средств измерений;

соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений.

6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

6.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение ). В акте должно быть отражено состояние проверяемых объектов и раскрыты причины выявленных нарушений.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.

6.2. Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

6.3. Содержание акта доводят до сведения руководителя подразделения, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая председателем комиссии.

6.4. Акт проверки составляется, как правило, в 2-х экземплярах. Первый экземпляр передается руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр остается у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копия акта направляется руководству предприятия для принятия необходимых мер.

6.5. Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии определяется руководителем предприятия и фиксируется в нормативных документах предприятия.

7. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

7. 1. Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

руководствоваться в своей деятельности Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами по метрологии, действующим законодательством и требованиями настоящего документа;

соблюдать правила дос тупа лиц в подразделения предприятия;

обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок.

7.2. Права

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

пол учать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим документом;

осуществлять проверки в соответствии с разделом настоящего документа и выдавать соответствующие предписания;

гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ , выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

в случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения об устранении недостатков;

руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

8. МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАРУШИТЕЛЯМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ

В зависимости от тяжести последствий , к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм , к нарушителям могут применяться следующие меры:

выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;

административное взыскание, налагаемое руководством предприятия;

экономические меры, применяемые руко водством предприятия и другие меры по усмотрению руководства предприятия.

Приложение А

ПРЕДПИСАНИЕ

__________________________

(наименование предприятия)

от ________ 1 9 г. Выдано на основании акта проверки

от _____________ 19 г.

При проверке _____________________________________________________________

конкретные направления проверки:

состояние и применение СИ, аттестованные МВИ и т.п.

были обнаружены следующие нарушения:

__________________________________________________________________________

факты нарушений

На основании Закона РФ «Об обес печении единства измерений» и в соответствии с Рекомендацией «Метрологический контроль и надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц» запрещаются к применению:

__________________________________________________________________________

конкретные объекты: СИ, МВИ, эталоны и т.п.

Изымаются из эксплуатации:

__________________________________________________________________________

перечень СИ с указанием причин изъятия

Предписывается устранить:

__________________________________________________________________________

перечень и сроки устраняемых нарушений

Председатель комиссии по проверке ______________ ___________________

по дпись ин ициалы, фами лия

Приложение Б

АКТ ПРОВЕРКИ

________________________________________

наименование подразделения предприятия

В период с «_____ » ______________________ по «____ » ____________________ 199 г. на основании ______________________________________________________________

наименование, дата и номер распоряжения о проверке

комиссия в составе:

председатель комиссии

__________________________________________________________________________

должность, фамилия , инициалы

члены комиссии

__________________________________________________________________________

должности, фамилии , инициалы

провела проверку

__________________________________________________________________________

конкретные направления пров ерки: состояние и применение СИ,

__________________________________________________________________________

аттестованные МВ И и т.п.

При проверке устано влено:

1. Состояние средств измерений, подлежащих калибровке

2. Состояние эталонов

3. Состояние аттестованных методик выполнения измерений

4. И т.п.

__________________________________________________________________________

р екомендации по устранению не достатков и совершенствованию метрологической деятельности

Председатель комиссии ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

Члены комиссий: ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

С актом ознакомлен: _____________________

должность руководителя

_______________ _________________ проверяемого подразделения,

дата подп ись инициалы, фамилия

1.1. Государственный метрологический контроль и надзор

Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКН) осуществляются Государственной метрологической службой (ГМС) Госстандарта России с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм.

В соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" (ст.

13) ГМКН распространяется на:

здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;

государственные учетные операции;

обеспечение обороны государства;

геодезические и гидрометеорологические работы;

банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ;

испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ;

обязательную сертификацию продукции и услуг;

измерения, проводимые по поручению органов суда, государственных органов управления РФ;

регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.

Нормативными актами субъектов РФ ГНКН может быть распространен и на другие сферы деятельности.

Виды государственного метрологического контроля (ГМК) приведены на рис. 1.1.

Утверждение типа СИ. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.

Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России.

Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России. Информация об утверждении типа средств измерений и решение об его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта России.

Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами (ГНМЦ) Госстандарта России, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний (ГЦИ) средств измерений (СИ). Решением Госстандарта России в качестве ГЦИ СИ могут быть аккредитованы и другие специализированные организации.

Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории РФ контролируется органами ГМС по месту расположения изготовителей или пользователей.

Вопросы испытаний и утверждения типа СИ более подробно рассмотрены в разделе 2.

Рис. 1.1. Государственный метрологический контроль

Поверка СИ. Средства измерений, подлежащие ГМКН, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.

Поверку осуществляют органы ГМС. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам (МС) юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений.

Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными МС юридических лиц, контролируется органами ГМС по месту расположения этих юридических лиц.

Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет соответствующий орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы.

Более подробно вопросы поверки СИ рассмотрены в разделе 3.

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ. Деятельность по изготовле-

нию, ремонту, продаже и прокату СИ, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии, выдаваемой в порядке, установленном Госстандартом России.

Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ производится после проверки органами ГМС наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм.

Вопросы лицензирования деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката СИ более подробно рассмотрены в разделе 4.

Виды государственного метрологического надзора (ГМН) приведены на рис. 1.2.

За выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм

За количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций

За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

Рис. 1.2. Государственный метрологический надзор

ГМН за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.002-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм".

Требования к построения и содержанию методик выполнения измерений

(МВИ), порядок их разработки, аттестации и стандартизации рассмотрены в разделе 5. Методика и порядок проведения анализа состояния измерений, контроля и испытаний изложены в разделе 7.

ГМН за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торго-

вых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество товаров, отпускаемых продавцом покупателю. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.003-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций".

ГМН за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.004-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже".

1.2. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц

В соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" государственные органы управления РФ, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы (МС) для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

При выполнении работ в сферах, предусмотренных ст. 13 указанного Закона, создание МС или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.

Права и обязанности МС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями государственных органов управления Российской Федерации или юридических лиц. Требования к построения и изложению таких положений, а также порядок их рассмотрения и согласования установлены правилами по метрологии ПР 50-732-93 "ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц".

Метрологический контроль и надзор осуществляются метрологическими службами юридических лиц путем:

калибровки средств измерений;

надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Организация и порядок осуществления метрологического контроля и надзора МС юридических лиц установлены в рекомендации МИ 2304-94 "ГСИ. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц". Вопросы калибровки СИ рассмотрены в разделе 6.

Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления метрологического контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц. Областями применения настоящей рекомендации являются: производство средств измерений; испытания, поверка и калибровка средств измерений; использование и применение средств измерений; техническое обслуживание и ремонт средств измерений; импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений; сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ; испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм; сертификация продукции и услуг.

Обозначение: МИ 2304-94
Название рус.: Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц
Статус: не действует
Заменен: МИ 2304-08 «ГСОЕИ. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения»
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата введения в действие: 27.12.1994
Дата окончания срока действия: 23.06.2008
Утвержден: 27.12.1994 ВНИИМС (VNIIMS)
Опубликован: ВНИИМС (1994 г.)

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(ГОССТАНДАРТ РОССИИ)

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
(ВНИИМС)

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Москва
1994

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

РАЗРАБОТАНА Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Сковородников В. А., Генкина Р. И., Орлова В. К.

Государственная система обеспечения единства измерений

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления метрологического контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

производство средств измерений;

испытания , поверка и калибровка средств измерений;

использование и применение средств измерений;

техническое обслуживание и ремонт средств измерений;

импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений;

сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ;

испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм;

сертификация продукции и услуг.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Международного документа МОЗМ № 9 «Принципы метрологического надзора»;

ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм»;

ПР 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений»;

ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения»;

ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений».

3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

3.2. Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

3.3. Средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений.

3.4. Эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных, либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

3.5. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

3.6. Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

3.7. Утверждение типа средств измерений - решение Государственной метрологической службы Госстандарта России о соответствии испытанного типа средств измерений установленным требованиям.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Объекты метрологического контроля и надзора

Объектами метрологического контроля и надзора являются:

состояние и применение средств измерений, как подлежащих утверждению типа и последующей поверке, так и не подлежащих поверке (калибруемых);

состояние методик выполнения измерений, подлежащих обязательной аттестации и не подлежащих обязательной аттестации;

результаты измерений;

соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативной документацией;

своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

4.2. Формы метрологического контроля и надзора

Метрологический контроль и надзор осуществляют метрологические службы юридических лиц путем:

калибровки средств измерений;

надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверки своевременности представленных средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Примечание: требования и порядок проведения калибровки средств измерений устанавливаются док ументами Российской системы калибровки и настоящим документом не регламентируются.

4.3. Порядок введения метрологического контроля и надзора

4.3.1. Метрологический контроль и надзор может быть введен:

внесением соответствующего пункта в Положение о метрологической службе федеративного органа исполнительной власти или юридического лица;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вытекающим из Закона РФ или предписания федеративного органа исполнительной власти или органа Государственной метрологической службы, с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического контроля и надзора, их прав и обязанностей;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вызванным исключительными обстоятельствами, такими, как рекламации на продукцию, жалобы или требования потребителей, необходимость поиска причины устойчивого брака, необходимость поиска причины возникновения опасности для здоровья людей или загрязнения окружающей среды и т.п.

4.3.2. Административным решением руководителя предприятия лица, ответственные за осуществление метрологического надзора, могут получать полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений» на данном предприятии.

4.4. Периодичность метрологического контроля и надзора

4.4.1. Периодичность осуществления метрологического контроля и надзора устанавливает руководитель метрологической службы юридического лица.

4.4.2. Руководитель метрологической службы своим распоряжением образует комиссию для проведения проверки и назначает ее председателя.

4.4.3. Лица, назначенные приказом руководителя предприятия инспекторами по обеспечению единства измерений, могут осуществлять метрологический надзор самостоятельно без образования комиссии по распоряжению руководителя метрологической службы.

5. СОДЕРЖАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

5.1. Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений проверяют:

правильность отнесения средств измерений (составление перечня) к средствам измерений, подлежащим государственному метрологическому контролю и надзору;

правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств;

соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений требованиям нормативных документов;

наличие оттисков клейм, калибровочных знаков, свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки или калибровки;

соответствие сроков проведения поверки (калибровки) требованиям нормативных документов;

наличие и целостность поверительных клейм (основного и защитного) и калибровочных знаков;

отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;

правильность использования средства измерений по назначению; соответствие условий эксплуатации СИ требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности, давлению, чистоте окружающей среды, вибрации и т.д.);

правильность монтажа и установки средств измерений;

правильность настройки средств измерений;

полноту и качество комплектации средств измерений;

правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;

правильность хранения средств измерений, которые не используются постоянно;

соответствие средства измерений, его размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техники безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.

5.2. Метрологический надзор за аттестованными методиками выполнения измерений

При осуществлении метрологического надзора за аттестованными методиками выполнения измерений (МВИ) проверяют:

наличие аттестации МВИ, использующих средства измерений, входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора, и наличие документов, подтверждающих проведение аттестации;

определение метрологических характеристик МВИ, использующих средства измерений, не входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора.

5.3. Метрологический надзор за эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за эталонами проверяют:

наличие свидетельства о поверке (сертификата о калибровке) эталона;

наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов; наличие договора(ов) с органами (организациями) Госстандарта России или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;

соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативной документации.

5.4. Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений

При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:

полноту и актуальность нормативной документации, регламентирующей метрологическую деятельность юридического лица;

наличие лицензий (при необходимости) на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений;

состояние выполнения подразделениями юридического лица требований по организации и проведению измерений;

условия, в которых проводятся измерения, а также поверка и калибровка средств измерений;

квалификацию персонала, выполняющего измерения, а также поверку (калибровку) средств измерений;

правильность использования единиц величин, допущенных к применению или установленных заказчиком, их кратных или дольных значений;

правильность применения наименований и обозначений единиц величин, их кратных и дольных значений;

правильность обозначения метрологических характеристик средств измерений и методик выполнения измерений в установленной форме и в установленном месте;

правильность применения наименований и обозначений средств измерений и эталонов.

5.5. Выдача обязательных предписаний

В случае нарушений метрологических правил и норм уполномоченные лица метрологической службы юридического лица выдают виновным в нарушениях предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения .

5.6. Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку

При осуществлении проверки устанавливают:

наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;

наличие перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, и графика их представления на поверку, согласованного с органами Государственной метрологической службы или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;

наличие графика калибровки средств измерений;

соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений.

6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

6.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение ). В акте должно быть отражено состояние проверяемых объектов и раскрыты причины выявленных нарушений.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.

6.2. Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

6.3. Содержание акта доводят до сведения руководителя подразделения, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая председателем комиссии.

6.4. Акт проверки составляется, как правило, в 2-х экземплярах. Первый экземпляр передается руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр остается у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копия акта направляется руководству предприятия для принятия необходимых мер.

6.5. Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии определяется руководителем предприятия и фиксируется в нормативных документах предприятия.

7. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

7.1. Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

руководствоваться в своей деятельности Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами по метрологии, действующим законодательством и требованиями настоящего документа;

соблюдать правила доступа лиц в подразделения предприятия;

обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок.

7.2. Права

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим документом;

осуществлять проверки в соответствии с разделом настоящего документа и выдавать соответствующие предписания;

гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ, выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

в случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения об устранении недостатков;

руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

8. МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАРУШИТЕЛЯМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ

В зависимости от тяжести последствий, к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм, к нарушителям могут применяться следующие меры:

выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;

факты нарушений

На основании Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с Рекомендацией «Метрологический контроль и надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц» запрещаются к применению:

конкретные объекты: СИ, МВИ, эталоны и т.п.

Изымаются из эксплуатации:

__________________________________________________________________________

перечень СИ с указанием причин изъятия

Предписывается устранить:

__________________________________________________________________________

перечень и сроки устраняемых нарушений

Председатель комиссии по проверке ______________ ___________________

подписьинициалы, фамилия

Приложение Б

________________________________________

наименование подразделения предприятия

В период с «_____» ______________________ по «____» ____________________ 199 г. на основании ______________________________________________________________

наименование, дата и номер распоряжения о проверке

комиссия в составе:

председатель комиссии

__________________________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

члены комиссии

__________________________________________________________________________

должности, фамилии, инициалы

провела проверку

__________________________________________________________________________

конкретные направления проверки: состояние и применение СИ,

__________________________________________________________________________

аттестованные МВИ и т.п.

При проверке установлено:

1. Состояние средств измерений, подлежащих калибровке

2. Состояние эталонов

3. Состояние аттестованных методик выполнения измерений

4. И т.п.

__________________________________________________________________________

Председатель комиссии ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

Члены комиссий: ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

С актом ознакомлен: _____________________

должность руководителя

Проверяемого подразделения,

дата подпись инициалы, фамилия