Лица отвечающие за осуществление производственного экологического контроля. Производственный экологический контроль: новые требования к программе и отчету. Объекты и порядок проведения производственного экологического контроля

ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.

Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).

Существуют такие объекты ПЭК, как:

  • системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
  • передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
  • системы для очистки использованных вод;
  • источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
  • цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
  • склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
  • зоны, попадающие под санитарную защиту.

Пример производственного экологического контроля 2019 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.

Какие виды экологического контроля существуют

В России существуют такие виды проверок, как:

  • производственные;
  • государственные;
  • муниципальные.

Федеральный закон от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения» установил более строгие требования к проверке того, как обеспечивается радиационная безопасность. Алгоритм проведения этой процедуры определяется для каждой организации с учетом специфики и требований выполняемых ею работ и согласовывается со структурами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и мониторинг в сфере обеспечения радиационной безопасности (ст. 11 3-ФЗ).

Кем и когда разрабатываются

ПЭК осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.

Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.

Пример производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:

  • инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
  • инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
  • собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
  • периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.

Для чего нужны

Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.

Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.

Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.

Ответственность за отсутствие

Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.

Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:

  • все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
  • возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
  • невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
  • без программы производственного контроля невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.

Когда наступает уголовная ответственность за экологические правонарушения? Что такое экологический паспорт и общественный экологический контроль? Где заказать программу экологического контроля?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Наверняка каждый из вас неоднократно видел новости по ТВ или ролики в интернете о том, как стремительно сокращаются природные богатства нашей планеты. О том, как ежечасно ухудшается экологическая обстановка в мире. И о том, что предпринимают люди, чтобы исправить эту ситуацию.

Обязательно при этом указываются и источники мировой проблемы - неоправданное использование ресурсов, недопустимо вредное производство, неправильное обращение с его отходами и нарушение всяких норм в этой сфере. Возможно ли это изменить и, главное, - как?

Онлайн-журнал «ХитёрБобёр» и я, Анна Медведева, приветствуем всех, кто заглянул на наш ресурс. Наша статья посвящена теме производственного экологического контроля.

Итак, начнем!

1. Что такое производственный экологический контроль

Вопрос экологии актуален во всем мире. Потому что время технического прогресса, увы, стало временем интенсивного уничтожения природных богатств. Процесс этот настолько глобальный, что возникла необходимость в контроле за безопасностью промышленности и иных действиях, направленных на защиту природы.

Система экологического контроля - это сочетание трех элементов: государственного, производственного и общественного экологического контроля.

Обозначим эти понятия.

Производственный экологический контроль (ПЭК) - это наблюдение за безопасностью производства и проведение мероприятий, необходимых в ходе этой деятельности для охраны природы. Организует такие мероприятия служба экоконтроля.

Общественный экологический контроль - это сфера влияния общественных организаций, объединений, движений. Его весомое преимущество - независимость от госструктур. Благодаря этому он максимально защищает экологические интересы населения.

У каждого предприятия должен быть экологический паспорт . Он нужен для фиксирования экологических показателей промышленности и разумного использования предприятиями природных богатств.

По ГОСТу 17.0.0.04-90 экологический паспорт составляется в виде таблиц:

Разделы Содержание
1 Общая информация о предприятии
2 Природно-климатическая обстановка местности, где находится предприятие
3 Общее описание технологических процессов производства и выпускаемой продукции
4 Сведения, касающиеся эксплуатации земли
5 Сведения о том, какое сырье используется при производстве
6 Описание водопотребления и водоотведения
7 Сведения о том, какие выбросы и в каком количестве производятся в атмосферу
8 Информация о количестве и качестве отходов
9 Сведения о том, как восстанавливаются нарушенные участки земли
10 Данные о транспортных средствах, используемых в производстве
11 Характеристика функционирования предприятия в эколого-экономической сфере

Бывают случаи, когда для предприятия не обязателен контроль состояния окружающей природы.

Перечислим их:

  1. Результаты контроля не имеют значения в принятии оперативных решений управления.
  2. Результаты контроля не требуются для отчетности в госорганы.
  3. В отчет не включаются документы, предписывающие нормы разрешенного воздействия на окружающий мир.

Если производство предприятия нарушает нормы экологичности, руководство несет за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную ответственность.

Не исключена и уголовная ответственность. К таковым относится массовое разрушение экосистем, уничтожение редких представителей флоры и фауны, отравление водоемов или воздуха и другие нарушения норм охраны природы, ведущие к экологическим катастрофам.

Пример

Сейчас в Новосибирской, Иркутской и некоторых других областях России остро стоит вопрос использования сельскохозяйственных земель китайскими предпринимателями.

Иностранные держатели теплиц используют столько недопустимо ядовитых пестицидов в качестве удобрений, что даже после одного сезона их деятельности почвенный покров придется восстанавливать на протяжении десятилетий.

Россельхознадзор бьет тревогу и требует усиления мер по защите природы. Отечественные плодородные земли уничтожаются безжалостно и с невероятной скоростью.

2. Для чего проводится производственный экологический контроль - ТОП-4 главные цели

Теперь поговорим о том, какие цели преследует программа производственного экологического контроля.

Опишем подробно наиболее значимые из них.

Цель 1. Обеспечение экологической безопасности предприятия

Для всякой промышленной деятельности существуют природоохранные нормативы. Это повышает эффективность предприятия. А если оно внедряет энерго- и ресурсосберегающие процессы, то снижается воздействие отравляющих выбросов и на тех, кто там трудится, и на окружающую природу.

Если предприятие соответствует российским и мировым нормам экологичности производства, оно становится конкурентоспособным, поскольку может рассчитывать на сотрудничество с серьезными партнерами.

А когда речь идет о партнерстве с зарубежными заказчиками, экологичность промышленности становится едва ли не главным фактором. Так что перед стоят чрезвычайно важные задачи. Об этом - отдельная публикация.

Цель 2. Соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду

Производственно-хозяйственные нормы касаются не состояния природы, а прежде всего источника отравляющих выбросов. Задача нормативов - ограничить деятельность предприятия строгими лимитами.

Это нормы:

  • разрешенных выбросов;
  • возникновения отходов и ограничения их распределения;
  • разрешенных физических воздействий;
  • рационального использования природных богатств;
  • допустимой степени воздействия на окружающий мир.

Добавим, что нахождение в специально охраняемых природных местностях тоже ограничено строгими рамками.

Цель 3. Обеспечение рационального использования природных и энергетических ресурсов

Необходимость в этом возникла потому, что расход ресурсов природы стал слишком интенсивным. Экологический кризис неизбежно становится следствием их неоправданного использования. Разумное природопользование способствует выходу из этого кризиса.

Это означает, что необходимо по максимуму сохранять природные ресурсы и по минимуму воздействовать на процессы самовосстановления экосистем.

Достигнуть всего этого возможно, если применять на производстве комплексный научно обоснованный подход к расходованию природных и энергетических ресурсов.

Цель 4.

Когда промышленность отрицательно воздействует на мир природы, это наихудшим образом меняет все показатели окружающей среды. Производственный экологический контроль определяет меры для того, чтобы предотвратить или снизить это воздействие.

Добавим, что за недопустимое загрязнение окружающей среды, как и за причиненный вред здоровью работников с предприятия взимается отдельная плата.

3. Какие мероприятия включает в себя производственный экологический контроль - 4 основных мероприятия

Главное назначение производственного экологического контроля - это наблюдать за источниками образования отравляющих выбросов и объектами природы (водоемами, воздухом, землей).

Перед началом проведения программа согласовывается с органами охраны окружающей среды и Роспотребнадзора.

Мероприятие 1. Экологический контроль за использованием поверхностных водных объектов

Комплекс мер по защите водоемов касается ситуации с поверхностными и подземными водами, дном, берегами и водоохранными зонами.

Что делает экослужба:

  • выявляет и прогнозирует процессы, пагубно воздействующие на водоемы;
  • определяет и реализует программу устранения этих процессов;
  • оценивает эффективность уже проводимых мероприятий;
  • контролирует степень засорения поверхностных вод.

Необходимо также оценивать свойства и состав воды. Помогают в этом физические, химические и гидробиологические показатели.

Мероприятие 2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения

Выбросы отравляющих отходов в воздух производятся передвижными и непередвижными устройствами.

Что делают для защиты воздуха:

  • контролируют, насколько соблюдаются нормы разрешенных выбросов;
  • проводят инвентаризацию всех источников образования отходов;
  • проверяют, есть ли лицензия на выброс отравляющих веществ в воздух, выдаваемая органами по защите природы;
  • определяют, насколько токсичны отработанные газы автомобильного транспорта;
  • измеряют степень концентрации отравляющих веществ;
  • контролируют исправность газоочистных установок.

Все параметры требуется заносить в журналы учета.

Мероприятие 3. Экологический контроль в сфере обращения с отходами

Что делать с отходами промышленной деятельности? Здесь законодательство также предусматривает комплекс мероприятий.

Прежде всего необходимо:

  • проверять, правильно ли и в какой последовательности утилизируются отходы;
  • уменьшать, насколько это возможно, объем и степень опасности выбросов;
  • наблюдать за состоянием окружающей среды в местах, где хранятся отходы;
  • регистрировать и анализировать данные;
  • внедрять малоотходные технологии и новые методики переработки и уничтожения отходов;
  • проверять соответствие размещенных отходов существующему лимиту.

Сюда же входит проверка всех документов по учету выбросов - формированию, хранению, переработке либо передаче другим учреждениям.

За отсутствие журнала учета по закону приписывается штраф.

Мероприятие 4. Контроль за своевременностью подачи отчетности в соответствующие инстанции

Все данные, выявленные в ходе ПЭК на предприятии, отображаются в отчете. Он сдается каждый год в территориальный орган Ростехнадзора.

Сдавать отчет необходимо всем предприятиям, эксплуатирующим производственные объекты 1, 2, 3 и 4 класса опасности. Оформить отчет можно в распечатке, на диске либо флэш-карте.

Подробности о документации по охране окружающей среды на предприятии вы узнаете из видеоролика.

4. Как разработать и реализовать программу производственного экологического контроля - 5 простых шагов

Каков порядок осуществления программы производственного экологического контроля?

Чтобы было понятно, с чего начинать и как не упустить важные моменты, мы составили алгоритм действий.

Шаг 1. Выбираем компанию для осуществления экологического контроля

Деятельность компании должна соответствовать законодательству Российской Федерации.

Попросите предоставить образцы уже проведенных мероприятий. Лабораторные исследования должны проводиться в рамках санитарно-эпидемиологических нормативов. Результаты должны оформляться по форме установленных требований Роспотребнадзора и Росаккредитации.

Убедитесь и в том, что в компании работают высококвалифицированные специалисты-экологи с хорошим опытом.

Шаг 2. Заключаем договор и оплачиваем услуги

Стоимость разработки программы ПЭК всегда индивидуальна. Зависит она от категории предприятия, числа промышленных объектов и количества источников вредных отходов.

Шаг 3. Утверждаем программу производственного экологического контроля

Программа ПЭК должна соответствовать требованиям ГОСТа Р 56062-2014 и Р 56061-2014, которые действуют с 1 января 2015 года.

Обязательные пункты программы:

  • информация, как проводится учет отходов, их источников и объектов размещения;
  • список отделов и должностных лиц, которые отвечают за ПЭК;
  • данные об испытательных лабораториях;
  • сведения о том, с какой регулярностью и какими методами осуществляется ПЭК;
  • информация о местах сбора проб и методах измерений.

Кроме прочего, в документ необходимо включить паспортные данные промышленных объектов.

Шаг 4. Ожидаем проведения контрольных мероприятий

Проведение запланированных мероприятий предполагает две системы.

Необходимо:

  1. Контролировать источники и количество выбросов в воздух и водоемы.
  2. Контролировать состояние природных объектов (флоры и фауны, воздуха, водоемов, геологической среды, земли и т. д.).

Завершается комплекс мероприятий систематизацией и оценкой результатов проверки.

Шаг 5. Получаем отчет о проделанной работе

Отчет по программе ПЭК содержит все результаты проведенных мероприятий. Необходимо также определить их соответствие установленным нормам. На основании этого анализа компания выдает указания по эффективному снижению установленных параметров.

Добавим, что своевременное исправление показателей предотвратит штрафы и прочие нежелательные меры административного воздействия за нарушение санитарных нормативов. вы узнаете из соответствующей статьи нашего ресурса.

5. Профессиональная помощь в осуществлении производственного экологического контроля - обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Производственный экологический контроль проводится специализированными учреждениями.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми крупными представителями данного направления.

Вот уже 20 лет компания работает в сфере экологического мониторинга и экспертизы, услуг по охране труда, разработке проектной документации и сертификации по международным стандартам. Одно из самых передовых направлений Ecostandard Group - это внедрение «зеленых» технологий.

У компании собственный лабораторный центр и большой штат высококвалифицированных специалистов. Благодаря этому, все работы и услуги предоставляются здесь на высшем уровне, качественно и оперативно.

Компания сотрудничает как с крупнейшими проектами, так и с представителями малого и среднего бизнеса. Область ее деятельности - Россия и страны СНГ.

Экологическая фирма предлагает полный комплекс услуг в сфере экологического консалтинга. Кроме прочего, вам помогут разработать экопроект, составят экоотчетность, проведут любое лабораторное исследование и подготовят все необходимые документы к проверкам.

В штате компании высококвалифицированные специалисты санитарно-гигиенического профиля и экологи с многолетним опытом работы, постоянно повышающие свой квалификационный уровень. При необходимости сотрудники «ЭкоЦентрПроекта» проведут попутно с ПЭК , поскольку экологичность производства и санитария во многом взаимосвязаны.

Если вам нужен общий производственный контроль, здесь для вас разработают полную программу. Выгодные цены, дополнительные скидки и высокое качество услуг - то, что неизменно привлекает внимание множества заказчиков к «ЭкоЦентрПроекту».

Ассоциация экологов-аудиторов начала свою деятельность еще в 1990 году. Здесь обучают кадры управления и техперсонал по международным стандартам, повышают квалификации аудиторов-экологов, разрабатывают проектные документы и проводят экоаудит.

5.1. Порядок проведения производственного экологического контроля определяется программами проверок, планами природоохранных мероприятий и другой нормативно-методической документацией.

5.2. Составной частью производственного экологического контроля является производственный аналитический контроль, основной задачей которого является получение информации о качественном и количественном содержании веществ в источниках выбросов, местах размещения отходов. Полученная информация используется при организации природоохранной деятельности. Основным видом деятельности системы производственного аналитического контроля является осуществление мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ и объектов природной среды – атмосферного воздуха и почвы.

5.3. Производственный аналитический контроль осуществляется на договорной основе сторонними организациями или собственной аккредитованной лабораторией. Для обеспечения достоверности результатов производственного аналитического контроля применяется аттестованные методики выполнения измерений.

5.4. Производственный аналитический контроль проводится по согласованным с природоохранными органами планам-графикам.

Планы-графики составляются отдельно для каждого вида контролируемых сред: промышленных выбросов и почвы.

5.5. Производственный экологический контроль осуществляется за:

– выполнением природоохранных мероприятий, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;

– соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую природную среду выбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления;

– учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;

– обеспечением своевременной разработки (пересмотра) нормативов воздействия на окружающую среду (предельно-допустимых выбросов, лимитов размещения отходов), установленных для _____________________;

– источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;

– соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления 1-5 классов опасности;

– наличием заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства, реконструкции и т.д.;

– наличием лицензий и лицензионных соглашений, предусмотренных природоохранным законодательством;

– своевременным предоставлением документации и достоверностью информации, предусмотренной госстатотчетностью и системами экологического мониторинга, а также запрашиваемой руководством ________________________ , службами и отделами;

– организацией работ с подрядными организациями в части соблюдения природоохранного законодательства.

5.6. К объектам производственного экологического контроля относятся:

– источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - стационарные и передвижные;

– источники образования отходов производства;

– природные ресурсы;

– почвы, загрязненные по вине _____________________;

Тало-дождевые воды.

6. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

6.1. Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников регламентируется:

– Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

– Федеральным Законом Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

– другими нормативными правовыми актами.

6.2. Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу включает в себя:

– контроль соблюдения нормативов ПДВ (расчетным и аналитическим методом);

– контроль выбросов веществ в атмосферу от передвижных источников загрязнения (для автомобилей с бензиновым двигателем определение содержания оксида углерода и углеводорода в отработанных газах, для автомобилей с дизельным двигателем измерение дымности);

– контроль наличия согласованных с территориальными природоохранными органами и действующих по сроку нормативных документов, регламентирующих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, расположенных на промышленной площадке:

– контроль нормативов предельно допустимых выбросов или инвентаризацию источников выбросов;

– контроль наличия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, получаемого в природоохранных органах;

– протоколы замеров токсичности и дымности отработанных газов автотранспорта;

– протоколы аналитических замеров концентраций загрязняющих веществ в выбросах от стационарных источников, составленные по результатам замеров, проведенных по договору сторонней организацией;

– ведение журналов по типовым формам первичной учетной документации:

№ ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,

№ ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна»,

№ ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»;

– контроль за исправным состоянием газоочистных установок.

Настоящее положение о производственном экологическом контроле разработано во исполнение требований Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Осуществление производственного экологического контроля является обязательным условием природопользования.

В Положении учтены требования законодательных, правовых документов по экологическому контролю, стандартов по охране природы и иных природоохранных нормативных документов, а также специфики производства.

1. Общие положения.

1.1. Производственный экологический контроль, в соответствии со статьей 67 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления производственного экологического контроля на ______________________.

1.3. Производственный экологический контроль проводится в соответствии с природоохранными нормативными документами, которыми являются:

– федеральные нормативные правовые акты и стандарты в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

– федеральные нормативные и методические документы, утвержденные или согласованные специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, определяющие критерии и величины предельно допустимых нормативов или лимитов воздействия на компоненты окружающей природной среды, лимитов размещения отходов, порядок и методы контроля соблюдения природоохранных норм и нормативов, ответственность за их нарушения;

– отраслевые нормативные и методические документы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

– региональные нормативные и методические документы, утвержденные или согласованные с территориальными природоохранными органами.

1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий;

благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот. В том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на неё, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной или иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности её осуществления;

мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - обязательные условия, ограничения или их совокупность, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, установленные законами, иными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

1.5. Положение дополняется и изменяется по мере изменения законодательства, нормативной и методической документации в области охраны окружающей среды и экологического контроля.

2. Цели и задачи производственного экологического контроля.

2.1. Производственный экологический контроль осуществляется на территории предприятия с целью обеспечения экологической безопасности, получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, с целью обеспечения исполнения требований законодательства и нормативов в области охраны окружающей среды.

2.2. Задачами производственного экологического контроля являются:

Контроль качества выполнения природоохранных программ, планов мероприятий по охране окружающей среды, графиков контроля источников выбросов, объектов переработки, размещения отходов;

Контроль соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды на территории завода;

Контроль соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

Разработка природоохранных мероприятий с привлечением заинтересованных подразделений завода и оформление планов по охране окружающей природной среды;

Контроль выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды;

Контроль выполнения требований действующего природоохранного законодательства, норм и правил, инструкций, предписаний по вопросам охраны окружающей природной среды;

Периодическое проведение анализа результатов природоохранной деятельности на заводе, принятие мер к устранению выявленных нарушений;

Осуществление координации и контроля природоохранной деятельности в подразделениях предприятия, приведение технической документации и технических процессов в соответствие с нормами и требованиями;

Проведение анализа технологических процессов на заводе на соответствие современным природоохранным требованиям и представление соответствующих предложений руководителю предприятия;

Осуществление руководства и обеспечение работой бригад при проведении инструментального контроля состояния окружающей среды на предприятии, при проведении инвентаризации источников выбросов, при систематическом и выборочном отборе и анализе проб атмосферного воздуха;

Подготовка руководству предприятия предложений по снижению вредного воздействия на природу на основании данных инструментальных замеров и контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, состояния окружающей природной среды в районе предприятия;

– иные задачи, вытекающие из необходимости обеспечения экологической безопасности на территории предприятия, определенные действующим законодательством.

3. Организационная система производственного экологического контроля.

3.1. Общее руководство системой производственного экологического контроля на _________________ осуществляет генеральный директор.

3.2. Организацию производственного экологического контроля на ______________________ осуществляет главный инженер.

3.3. Оперативное руководство и координацию работ осуществляет заместитель главного инженера по промышленной безопасности через инженера по промышленной безопасности и охране труда (эколога).

3.4. Лица, ответственные за организацию и осуществление производственного экологического контроля, руководствуются в своей работе настоящим Положением и должностными инструкциями.

3.5. Производственный экологический контроль осуществляется как самостоятельно, так и во взаимодействии с природоохранными органами федерального и регионального уровней на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, заключенными соглашениями, а также с привлечением заинтересованных учреждений и организаций.

4. Обязанности и права должностных лиц, ответственных за организацию производственного экологического контроля на предприятии.

4.1. Генеральный директор _______________________:

4.1.1. Осуществляет общее руководство по контролю за соблюдением экологической безопасности на опасном производственном объекте, принимает меры по созданию безопасных условий труда для работающих и обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.

4.1.2. Обеспечивает соблюдение требований Федеральных законов по экологической безопасности, обеспечивает своевременное их финансирование и выделение необходимых материальных ресурсов.

4.1.3. Рассматривает и утверждает мероприятия по обеспечению требований экологической безопасности.

4.1.4. Осуществляет меры по внедрению новой техники и технологии, а также модернизации, реконструкции и ремонту оборудования.

4.1.5. Ежегодно издает приказы об организации и итогах осуществления производственного контроля. А также утверждает мероприятия на текущий год.

4.1.6. Привлекает к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение требований экологической безопасности.

4.2. Главный инженер:

4.2.1.Организует работу по совершенствованию технологических процессов и организации производства, направленных на обеспечение экологической безопасности.

4.2.2. Обеспечивает разработку и осуществление перспективных годовых планов мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

4.2.3. Проверяет состояние работы по контролю за обеспечением экологической безопасности на участках и объектах, выполнение предписаний органов государственного надзора, принимает меры по устранению выявленных недостатков.

4.2.4. Обеспечивает своевременное представление информации об организации производственного контроля в органы государственного надзора.

4.3. Директор по контролю качества и технологии, заместитель главного инженера по производству обязаны:

4.3.1. Своевременно разрабатывать и внедрять рациональные и экологически безопасные технологические процессы.

4.3.2. Проводить мероприятия по усовершенствованию технологических процессов, обеспечивающие улучшение качественных показателей объектов природоохранного комплекса.

4.3.3. Обеспечивать контроль по соблюдению на производстве утвержденной технологии, правильное применение технологических регламентов с точки зрения охраны окружающей природной среды.

4.4. Заместитель главного инженера по промышленной безопасности, осуществляющий оперативное руководство и координацию работ обязан:

Знать требования природоохранного законодательства и нормативно-технических документов по охране природы;

Знать производство и технологические процессы, свойства загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу;

Систематически контролировать и анализировать выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды;

Участвовать в рассмотрении проектно-технической документации по совершенствованию технологических процессов и оборудования, созданию очистных сооружений в части соблюдения экологических требований;

Обеспечивать техническое руководство работ по паспортизации очистных (газоочистных) сооружений (установок);

Организовывать и осуществлять контроль соблюдения подразделениями предприятия установленных технологических регламентов работы очистных сооружений (газоочистных установок), правил складирования, обезвреживания и хранения отходов производства, использования природных ресурсов; при обнаружении нарушений и отклонений от экологических норм – выдавать предписания на их устранение;

Осуществлять постоянный контроль выполнения постановлений Правительства Российской Федерации, местных органов власти, распоряжений руководства предприятия, предписаний государственных инспекторов по охране природы по вопросам охраны окружающей среды;

Организовывать и обеспечивать проведение работ по инструментальному контролю состояния окружающей природной среды вокруг предприятия, при инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, при систематическом и выборочном отборе проб атмосферного воздуха на рабочих местах и на границе санитарно-защитной зоны;

Обеспечивать правильное применение всеми подразделениями предприятия СНиПов, ГОСТов, правил по охране окружающей природной среды, норм техники безопасности, инструкций и другой нормативно-технической документации по охране природной среды;

Контролировать ведение журнального первичного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

Взаимодействовать со службами и подразделениями предприятия, контролирующими органами, другими учреждениями и организациями по вопросам охраны окружающей природной среды;

Подготавливать проекты договоров с другими организациями на проведение работ по охране окружающей природной среды;

Контролировать проведение расчетов и представление сведений о сумме платежей за выбросы, размещение отходов производства;

Обеспечивать качественную подготовку и своевременное представление заинтересованным организациям отчетности по охране окружающей природной среды;

Выдавать предписания руководителям подразделений предприятия при выявлении нарушений экологических требований;

Готовить информацию о результатах выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, предписаний инспектирующих и контролирующих органов, имеющихся нарушениях природоохранной деятельности и мероприятиях по их устранению и представлять её главному инженеру предприятия.

Обеспечивать своевременное представление в вышестоящие организации и органы государственного надзора уведомлений о выполнении мероприятий, и статистическую отчетность по вопросам экологической безопасности.

имеет право:

Контролировать подразделения предприятия по вопросам выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, соблюдения норм и правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу, организации эксплуатации ГОУ, выполнения выданных им предписаний;

Требовать от руководителей подразделений предприятия предоставления информации по вопросам охраны окружающей природной среды (сведения о нарушениях режима работы технологических установок, оснащенных ГОУ, авариях на ГОУ, приведших к ухудшению очистки выбросов и др.)

Подготавливать проекты приказов и распоряжений руководителя предприятия по вопросам охраны окружающей природной среды;

Привлекать в установленном порядке специалистов других подразделений предприятия для решения экологических вопросов, проведения обследований источников выделения выбросов, проверке эффективности работы ГОУ, консультаций и подготовки других материалов по охране окружающей природной среды;

Не допускать в эксплуатацию вновь смонтированное оборудование и технологические установки, не обеспеченные соответствующими ГОУ, очистными сооружениями по очистке выбросов, предусмотренными проектом;

Представлять руководству предприятия обоснованные предложения по остановке отдельных агрегатов, технологических линий, отделений, цехов, если их дальнейшая эксплуатация приведет к резкому усилению загрязнения природной среды, нанесению экологического ущерба природе;

Представлять руководству предприятия предложения о поощрении отдельных работников предприятия за достижения в работе по охране окружающей природной среды. а также предложения о наложении взысканий на должностных лиц подразделений предприятия за невыполнение планов, мероприятий, предписаний по охране окружающей природной среды;

4.5. Заместитель главного инженера по оборудованию, главный энергетик, главный механик:

4.5.1. Обеспечивают своевременное проведение профилактических осмотров, капитальных и текущих ремонтов оборудования, электроустановок и др. в соответствии с требованиями нормативной, нормативно-технической и инструктивно-методической документации, регулирующей вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности.

4.5.2. Обеспечивают исправное состояние, своевременный ремонт и эффективную работу вентиляционных, пыле-газоочистных установок, систем водоснабжения и водоотведения, систем переработки шлака, утилизации отходов и др. санитарно-технических устройств.

4.5.3. Проводят анализ причин аварийных (залповых) выбросов загрязняющих веществ и принятие мер по устранению причин и негативных последствий аварий.

4.5.4. Принимают меры по устранению конструктивных недостатков техники и технологии в части рационального использования природных материальных ресурсов, выпуска экологически-безопасной продукции, достижения минимального отрицательного воздействия выбросов вредных веществ и своевременной замене и модернизации морально-устаревшего оборудования и установок.

4.5.5. Обеспечивают правильную постановку работы в подчиненных подразделениях в части соблюдения требований природоохранного законодательства.

4.5.6. Несут ответственность за неправильные указания или непринятие необходимых мер по устранению недостатков и нарушений, приведших к повышению утвержденного уровня вредного воздействия на природную среду.

4.5.7. Следят за правильным ведением и сроками заполнения «Журналов движения отходов» (по принадлежности), за своевременным заполнением журналов учета работы оборудования (по принадлежности).

4.6. Начальник ЭСПЦ, заместители начальника ЭСПЦ обязаны:

4.6.1. Выполнять поставленные плановые задания по производству при нанесении минимального ущерба природной среде.

4.6.2. Разрабатывать и осуществлять мероприятия по скорейшему вводу в эксплуатацию, освоению нового высокопроизводительного мало- и безотходного технологического оборудования и техники.

4.6.3. Обеспечивать выполнение подчиненным персоналом норм, правил, методических указаний в части выполнения требований природоохранного законодательства.

4.6.4. Проводить анализ причин аварийных (залповых) выбросов загрязняющих веществ и принятие мер по устранению причин и последствий аварий.

4.6.5. Обеспечивать содержание в исправном состоянии основное технологическое оборудование, а также правильную организацию работ в части соблюдения экологической безопасности.

4.7. Инженер по промышленной безопасности и охране труда (эколог) обязан:

Иметь необходимую экологическую подготовку;

Знать производство и технологические процессы, устройство и принцип действия ГОУ, свойства загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в окружающую природную среду, образующиеся отходы производства и потребления;

Знать требования нормативно-правовой, нормативно-технической и инструктивно-методической документации по охране окружающей природной среды;

Знать границы санитарно-защитной зоны предприятия, места отбора проб, уровни ПДК фоновых и фактических концентраций загрязняющих веществ на границе и в пределах санитарно-защитной зоны;

Контролировать соблюдение подразделениями предприятия технологических регламентов работы ГОУ, правил использования природных ресурсов, захоронения и обезвреживания отходов производства и потребления;

Выявлять причины неправильного обращения с отходами на предприятии и контролировать их устранение;

Совместно с представителями отдела главного энергетика проверять соблюдение норм водопотребления и водоотведения подразделениями предприятия;

Взаимодействовать со всеми подразделениями предприятия и органами государственного экологического контроля по вопросам охраны окружающей природной среды;

Разрабатывать и экономически обосновывать мероприятия по охране окружающей природной среды, согласовывать их с соответствующими подразделениями предприятия, органами государственного экологического контроля, утверждать у руководства предприятия и включать в план мероприятий по охране окружающей природной среды;

Оформлять и представлять в соответствующие органы необходимые материалы и документы для оформления и продления разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, лимиты на размещение отходов;

Разрабатывать и в установленные сроки представлять на согласование и утверждение статистическую отчетность по охране окружающей среды;

Принимать меры по недопущению (немедленному прекращению) сжигания промышленных и бытовых отходов, мусора в кострах;

Готовить справки, отчеты, проекты приказов и распоряжений, ответы на письма и жалобы по вопросам, связанным с охраной окружающей природной среды;

Оказывать информационно-методическую помощь руководителям и технологическому персоналу.

имеет право:

Контролировать подразделения предприятия по вопросам выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, соблюдения норм и правил, выполнение выданных предписаний;

Выдавать руководителям подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания, указания по вопросам охраны природной среды;

Готовить проекты приказов и распоряжений руководителя предприятия по вопросам охраны окружающей природной среды;

Привлекать в установленном порядке специалистов других подразделений предприятия для решения вопросов, проведения обследований источников выделения выбросов, проверке эффективности работы очистных сооружений и ГОУ, консультаций и подготовки других материалов по охране окружающей природной среды.

4.8. Должностные лица и специалисты, руководители подразделений, осуществляющие экологический контроль в пределах предоставленных полномочий, обязаны:

Знать и соблюдать требования действующего законодательства, правил, инструкций, приказов и распоряжений руководства по вопросам охраны природной среды;

Проводить контроль соблюдения технологической дисциплины в части вредного воздействия производства на окружающую природную среду;

Знать устройство, правила эксплуатации ГОУ, требования инструкций по их обслуживанию и ремонту;

Обеспечивать правильную эксплуатацию и эффективность работы газоочистных, аспирационных установок, системы оборотного водоснабжения, систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и отведения хозяйственно-фекальных вод, систем переработки шлака и утилизации отходов.

Организовывать своевременное представление отчетности в группу промышленной безопасности и охраны труда о работе ГОУ, неисправностях на них, неплановых остановках, аварийных и залповых выбросах;

Организовывать выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды, своевременно принимать меры по выполнению предписаний инспектирующих органов, инженера по ПБ и ОТ (эколога);

Вести учет образования отходов производства с ежемесячным заполнением «Журнала движения отходов».

5. Объекты и порядок проведения производственного экологического контроля.

5.1. Порядок проведения производственного экологического контроля определяется программами проверок, планами природоохранных мероприятий и другой нормативно-методической документацией.

5.2. Составной частью производственного экологического контроля является производственный аналитический контроль, основной задачей которого является получение информации о качественном и количественном содержании веществ в источниках выбросов, местах размещения отходов. Полученная информация используется при организации природоохранной деятельности. Основным видом деятельности системы производственного аналитического контроля является осуществление мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ и объектов природной среды – атмосферного воздуха и почвы.

5.3. Производственный аналитический контроль осуществляется на договорной основе сторонними организациями или собственной аккредитованной лабораторией. Для обеспечения достоверности результатов производственного аналитического контроля применяется аттестованные методики выполнения измерений.

5.4. Производственный аналитический контроль проводится по согласованным с природоохранными органами планам-графикам.

Планы-графики составляются отдельно для каждого вида контролируемых сред: промышленных выбросов и почвы.

5.5. Производственный экологический контроль осуществляется за:

– выполнением природоохранных мероприятий, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;

– соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую природную среду выбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления;

– учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;

– обеспечением своевременной разработки (пересмотра) нормативов воздействия на окружающую среду (предельно-допустимых выбросов, лимитов размещения отходов), установленных для _____________________;

– источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;

– соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления 1-5 классов опасности;

– наличием заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства, реконструкции и т.д.;

– наличием лицензий и лицензионных соглашений, предусмотренных природоохранным законодательством;

– своевременным предоставлением документации и достоверностью информации, предусмотренной госстатотчетностью и системами экологического мониторинга, а также запрашиваемой руководством ________________________ , службами и отделами;

– организацией работ с подрядными организациями в части соблюдения природоохранного законодательства.

5.6. К объектам производственного экологического контроля относятся:

– источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - стационарные и передвижные;

– источники образования отходов производства;

– природные ресурсы;

– почвы, загрязненные по вине _____________________;

Тало-дождевые воды.

6. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

6.1. Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников регламентируется:

Федеральным Законом Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

6.2. Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу включает в себя:

– контроль соблюдения нормативов ПДВ (расчетным и аналитическим методом);

– контроль выбросов веществ в атмосферу от передвижных источников загрязнения (для автомобилей с бензиновым двигателем определение содержания оксида углерода и углеводорода в отработанных газах, для автомобилей с дизельным двигателем измерение дымности);

– контроль наличия согласованных с территориальными природоохранными органами и действующих по сроку нормативных документов, регламентирующих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, расположенных на промышленной площадке:

– контроль нормативов предельно допустимых выбросов или инвентаризацию источников выбросов;

– контроль наличия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, получаемого в природоохранных органах;

– протоколы замеров токсичности и дымности отработанных газов автотранспорта;

– протоколы аналитических замеров концентраций загрязняющих веществ в выбросах от стационарных источников, составленные по результатам замеров, проведенных по договору сторонней организацией;

– ведение журналов по типовым формам первичной учетной документации:

№ ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,

№ ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна»,

№ ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»;

– контроль за исправным состоянием газоочистных установок.

7. Производственный контроль в области обращения с отходами производства.

7.1. Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления регламентируется:

– Федеральным Законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

– Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

– Федеральным Законом Российской Федерации от 30.03.1995 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

– другими нормативными правовыми актами.

7.2. Производственный контроль в области обращения с отходами включает в себя:

– проверку порядка и правил обращения с отходами;

– анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;

– учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;

– составление и утверждение Паспортов опасных отходов;

– определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;

– мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;

– проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.

– проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:

проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;

лимитов на размещение отходов;

договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;

документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.

8. Производственный контроль за использованием природных ресурсов и рациональным природопользованием

8.1. Контроль за использованием природных ресурсов и рациональным природопользованием регламентируется:

– Федеральным Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

– Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ;

– другими нормативными правовыми актами.

8.2. Производственный контроль за использованием природных ресурсов и рациональным природопользованием включает в себя:

– контроль за обеспечением на _____________________ рационального использования природных ресурсов, их восстановления и воспроизводства.

– контроль за наличием договора, заключенного со сторонней организацией на забор воды для хозбытовых и производственных нужд.

– контроль за принимаемыми мерами по предотвращению загрязнения земель нефтепродуктами и вредными веществами, содержащимися в отходах производства, сырье и материалах;

– оценка степени загрязнения почв проводится на основании аналитических замеров содержания загрязняющих веществ в отобранных пробах грунта.

9. Ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды

9.1. За нарушение требований в области охраны окружающей среды руководители и специалисты, а также технологический персонал несут ответственность в соответствии с экологическим законодательством РФ.

1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

3.1. Программа производственного экологического контроля для объектов I категории, указанных в пункте 9 настоящей статьи, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

5. При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).

6. Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:

о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

об обращении с отходами производства и потребления;

о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

7. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки , которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

9. На объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.

Программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.

Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждаются Правительством Российской Федерации.

Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения. В случае, если программой повышения экологической эффективности предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки оснащения таких стационарных источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)