Какую ситуацию мы называем опасной. Опасная ситуация. Меры пожарной безопасности

Изучение дополнительной литературы по темам:

А) Правила безопасного поведения в быту

Б) Правила пожарной безопасности и поведения на пожаре

В) Правила обеспечения безопасности дорожного движения

Г) правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Проверочные работы для определения знаний материала:

1. Люди давно селятся вместе, образуя поседения, поселки и города. Для многих людей города стали домом, работой,

местом отдыха. Вместе с этим в городе существуют свои проблемы, многие из которых влияют на безопасность личности. Подумайте и ответьте:

а) Какие существуют отличия в условиях жизни горожанина и сельского жителя?

б) Какие опасные ситуации чаще всего случаются в городских условиях?

в) Какие опасные зоны существуют в городе?

2. Для помощи людям, попавшим в опасные ситуации в горо­дах, созданы различные службы. Подумайте и ответьте:

а) Какие городские и районные службы обеспечивают без­опасность горожан?

б) Как правильно сообщить о необходимой Вам помощи по телефону?

в) Для чего в крупных городах создается «телефон доверия»?

3. Школа, в которой вы учитесь, находится примерно в двухстах метрах от вашего дома, но на другой стороне автомобильной дороги. Ближайшие пешеходные переходы расположены с одной стороны в семистах метрах, с другой стороны - в девятистах. Дорога в обе стороны не имеет поворотов, подъе­мов и спусков, Подумайте и ответьте:

а) Как правильно перейти дорогу по пути в школу и обратно?

б) Чего нельзя делать при переходе улицы (дороги)?

в) Какие правила безопасности следует выполнять при ката­нии на велосипеде и роликах?

4. Вместе с классом вы собираетесь на большой концерт, который проводится на открытой площадке спортивного комплекса. Поскольку погода прохладная и пасмурная, вы хотите надеть длинную куртку на "липучках", теплый длинный шарф, обувь с длинными шнурками, взять с собой зонтик и спор­тивную сумку. Подумайте и ответьте:

а) Правильно ли подобрана экипировка на указанное мероприятие? Если неправильно, то объясните почему?

б) Какие опасности могут возникнуть в местах большого ско­пления людей?

в) Как правильно вести себя в толпе, охваченной паникой?

г) Что необходимо предпринять, если вы упали в движущейся толпе?

5. Зайдя в свой подъезд, вы увидели, Что в нем находится до­вольно крупная собака. Язык ее высунут, а из пасти капает слюна. Животное настроено агрессивно, хрипло лает и пытается на вас броситься. Подумайте и ответьте:

а) Что необходимо предпринять в этом случае?

б) Как правильно действовать при нападении собаки?

в) Что следует сделать, если вас укусила собака?

6. Ваш знакомый решил погладить брюки. Он взял утюг, но не придал значения тому, что провода, прилегающие к электро­вилке, оголились. Сполоснул водой руки и, не вытирая их, пытается подсоединить электровилку к электророзетке. Подумайте и ответьте:

а) Какие правила обращения с электронагревательными при­борами нарушил ваш знакомый?

б) К каким последствиям эти нарушения могут привести?

в) Какие еще правила обращения с электробытовыми прибо­рами вы можете назвать?

7. Ваш младший брат трех лет очень любознательный непоседа - то найдет кусок проволоки и попытается воткнуть его в розетку, то просит показать ему, как проводится электросвар­ка на соседней стройке. Подумайте и ответьте:

а) К чему могут привести такие шалости?

б) Каким образом можно защитить розетки от маленьких детей?

в) К каким последствиям может привести даже непродолжи­тельное наблюдение за процессом электросварки?

8. Вы пришли с прогулки домой и обнаружили, что прихожая залита водой. Пройдя в ванную комнату, вы увидели, что вода поступает из стыка трубы, подводящей холодную воду к умывальнику. Родители еще не пришли с работы. В кварти­ре больше никого нет. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности вы предпримете?

б) В связи с какими причинами в квартире (доме) может случиться затопление?

в) Какие правила необходимо соблюдать, чтобы избежать затопления?

9. Войдя в одну из комнат квартиры, вы увидели, что в ней много пара, а пол залит водой. Из одной батареи отопления бьет струя горячей воды. Дома больше никого нет. Родители придут с работы примерно через три часа. Подумайте и

ответьте:

а) Какие меры вам необходимо предпринять?

б) К каким последствиям может привести затопление кварти­ры (дома) водой?

в) Почему наиболее опасным является заполнение жилища паром и затопление горячей водой?

10. Вы пришли из школы домой. Войдя в квартиру, почувствова­ли запах газа. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности следует предпринять в этом случае?

б) Какие правила надо соблюдать, чтобы избежать вредных последствий от воздействия бытового газа?

в) На какие группы по степени опасности можно условно разделить средства бытовой химии?

11. Ваша старшая сестра зажгла конфорку газовой плиты, поста­вила на нее чайник, наполненный водой, и ушла в другую комнату слушать музыку. Подумайте и ответьте:

а) Какие правила безопасности нарушила ваша сестра?

б) К каким последствиям может привести такое поведение?

в) Почему, почувствовав запах газа, нельзя пользоваться от­крытым огнем и включать электрическое освещение?

12. Вы пришли к товарищу, чтобы покрасить модель планера. В ходе работы вам потребовался растворитель. Кроме вас в квартире никого нет. Друг сказал, что бутылка с растворите­лем находится, скорее всего, в кладовой, но там нет освеще­ния. Поэтому надо взять с собой спички. Подумайте и ответьте:

а) Прав ли ваш друг в отношении использования спичек, и к каким последствиям это может привести?

б) Какие правила безопасности надо соблюдать при обра­щении со средствами бытовой химии?

в) Где лучше всего в домашних условиях хранить опасные химические вещества?

13. Вы с друзьями пошли в лес за грибами. Взяли с собой огурцы, бутерброды с вареной колбасой, яблоки, квас. Примерно че­рез три часа стало жарко, вы решили немного подкрепиться. Когда вы вернулись домой, то почувствовали слабость и боли в животе. Подумайте и ответьте:

а) Что с вами случилось и по какой причине?

б) Какими продуктами питания и когда можно отравиться?

в) Какие правила необходимо выполнить, чтобы не допустить пищевого отравления?

14. Находясь в квартире, вы ощутили мощный толчок, сопровож­даемый сильным раскатистым звуком. Выглянув* на лест­ничную площадку, вы увидели, что она заполнена дымом и пылью, часть лестницы разрушена. Похоже, что произо­шел взрыв. В квартире, кроме вас, младшая сестра ученица первого класса. Подумайте и ответьте:

б) По каким причинам происходят взрывы в зданиях?

в) В каком случае следует покидать здание, пострадавшее от взрыва?

15. В результате взрыва скопившегося газа сильно пострадал жилой дом. Один из его жильцов оказался завален упавшей мебелью и получил открытую травму ноги. Он находится в сознании. Подумайте и ответьте:

а) Что должен предпринять пострадавший жилец?

б) Почему после взрыва в здании надо стараться не пользо­ваться лестницей и лифтом?

в) Что вы понимаете под выражением "час тишины"?

16. Вы пришли из школы домой, зажгли газовую плиту, постави­ли на нее чайник с водой и на минуту выпели к соседям по площадке, не взяв ключ. Когда вы возвратились к своей квартире, то обнаружили, что дверь захлопнулась на замок. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия необходимо предпринять в этом случае?

б) Какие правила следует соблюдать, чтобы не попасть в подобное положение?

в) От каких действий необходимо воздержаться, если вы по­теряли ключ от квартиры (дома).

17. Собираясь утром в школу, вы услышали по радио, что ночью прошел дождь, а потом температура понизилась и на улице - гололед. Подумайте и ответьте:

а) Какие меры безопасности вы предпримете в этом случае?

б) Чем опасен гололед?

в) Как можно смягчить падение во время гололеда?

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

1. Ваш младший брат прибежал из соседней комнаты и сказал, что уронил спичку, пытаясь зажечь бенгальский огонь. От ее пламени загорелась оконная занавеска. Когда вы за­глянули в комнату, она была заполнена дымом. Ничего разглядеть не удалось. Выход на лестничную площадку пока свободен. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять?

б) Чего ни в коем случае нельзя делать при возгорании в квартире?

в) По каким причинам чаще всего случаются пожары в ново­годние праздники?

2. Вы пришли из школы домой. Кроме вас в квартире находится престарелая бабушка, приехавшая в гости. Через некоторое время вы ощутили запах гари и дыма. Подойдя к входной двери и открыв ее, вы увидели, что из квартиры напротив идет дым, который устремляется вверх. Внизу, примерно на высоте человеческого роста, видимость хорошая и дыма почти нет. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности следует предпринять?

б) По каким причинам случаются пожары в жилых зданиях?

в) Какую опасность при пожаре представляют собой синтети­ческие материалы?

3. Во время летних каникул вы с родителями поехали отдохнуть в санаторий. Родители утром ушли на лечебные процедуры, а вы остались в номере дочитывать книжку. Ваше внимание от чтения отвлекли шум, возня и крики в коридоре. Вы открыли дверь и вышли на несколько шагов в коридор. Вне­запно из-за поворота послышался сильный гул и появилась стена огня, стремительно двигающаяся в вашу сторону. Поду­майте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять?

б) Какие средства пожаротушения предусмотрены в многоэта­жных зданиях и учебных учреждениях?

в) Какие огнетушители вы знаете, для чего они предназначе­ны, чем отличаются друг от друга?

4. Вы находитесь в квартире один и смотрите телевизор. Откуда-то появился запах жженой пластмассы и паленой резины. Но вы не придали этому значения. Внезапно из телевизора послышался сильный треск и из задней панели пошел силь­ный и едкий дым. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности необходимо предпринять?

б) Какие правила пожарной безопасности следует соблюдать при обращении с электробытовыми приборами?

в) Какое максимальное количество электробытовых приборов можно подключить к одной электророзетке?

5. Со старшим братом, недавно получившим водительское удостоверение, вы пришли в гараж, чтобы подготовить авто­мобиль к поездке. Неожиданно ваше внимание привлек ти­хий треск из угла, где размещен электрощиток. Когда вы подошли к нему, то увидели, что оттуда летят искры и идет дым. В салоне автомобиля есть огнетушитель, а на полке гаража- кусок брезента. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия и в какой последовательности вы предпри­мете?

б) Какие средства пожаротушения следует иметь в автомобиле?

в) Для каких целей предназначены углекислотные огнетуши­тели?

6. Вы живете на пятом этаже. Сделав уроки, вы решили погу­лять. Выйдя на лестничную площадку, вы увидели, что она сильно задымлена, видимости почти никакой, снизу продолжает поступать густой дым. Подумайте и ответьте:

а) Как вы будете действовать в этом случае?

б) Что представляет собой внутренний пожарный кран и как им пользоваться?

в) Назовите последовательность и порядок вызова пожарной охраны.

Правила обеспечения безопасности дорожного движения

1. Ваш знакомый на автобусе отправился за город. Идет дождь. Покрытие дороги мокрое. На одном из поворотов автобус за­несло, он ударился об ограждение и остановился. Из мотор­ного отсека пошел дым и показались языки пламени. Знако­мый не пострадал и находится примерно в средней части автобуса. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия необходимо предпринять знакомому?

б) Какие правила безопасного поведения необходимо соблю­дать при следовании в транспортном средстве?

в) Какую основную опасность для пассажиров представляют троллейбус и трамвай?

2. Ваша родственница отправилась к месту проведения отпуска железнодорожным транспортом. На одном из перегонов про­водник вагона объявил, что в связи с разрушением пути поезд осуществляет экстренное торможение и пассажирам необхо­димо быстро подготовиться покинуть вагон на ходу поезда. Подумайте и ответьте:

а) Что следует предпринять вашей родственнице?

б) Как следует прыгать из движущегося поезда и как призем­ляться?

в) Какие правила безопасности следует выполнять при пользо­вании железнодорожным транспортом?

г) Как следует правильно размещать багаж в вагоне поезда?

3. Во время полета пассажирского авиалайнера возникла необхо­димость в совершении аварийной посадки. После приземле­ния в самолете возник пожар. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия следует предпринять пассажирам в ука­занной ситуации?

б) Какие правила необходимо соблюдать пассажирам во время полета на самолете?

в) Как надо себя вести при разгерметизации самолета?

4. Во время путешествия на теплоходе один из пассажиров, сильно перегнувшись через борт, не удержался и упал в воду. Подумайте и ответьте:

а) Какие действия необходимо предпринять упавшему за борт пассажиру?

б) Что должен сделать первый, заметивший падение человека за борт?

в) Какие средства спасения предусмотрены на морских и реч­ных судах?

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

1. Возникающие в жизни криминогенные ситуации представ­ляют иногда серьезную угрозу жизни и здоровью людей. Разные люди перед лицом опасности ведут себя по разному. Подумайте и ответьте:

а) Какие психологические приемы можно отнести к важному оружию самозащиты?

2. В квартиру одинокой женщины пытаются, взломав дверь, проникнуть злоумышленники. Подумайте и ответьте:

а) Что вы посоветуете предпринять женщине в этом случае?

в) Как правильно вести себя, если в вашу квартиру звонит незнакомый человек?

3. Многих преступлений можно было бы избежать, если бы мы были предусмотрительны и не забывали правил безопас­ности. Подумайте и ответьте:

а) Что делать, если вы дома один (одна), а квартиру пытаются открыть злоумышленники?

б) Что делать, если вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта?

в) В каких случаях и кому нельзя открывать дверь квартиры, чтобы обеспечить личную безопасность?

4. В газетах, по радио и телевидению часто сообщают о преступ­лениях, совершенных в подъездах жилых домов. Подумайте и ответьте:

а) Какие правила безопасности необходимо соблюдать при входе в дом (подъезд)?

б) Какие источники опасности существуют в лифте?

в) Что вы предпримете, если в подъезде или лифте на вас на­пали?

5. Возвращаясь из школы домой, вы решили изменить маршрут и пройти через парк. Попутчики-одноклассники с вами идти отказались. Подумайте и ответьте:

а) Правильное ли решение вы приняли? Если неправильное, то почему?

б) Какие правила следует соблюдать, чтобы не стать жертвой преступления?

в) В каких местах городов (населенных пунктов) чаще всего

совершаются преступления?

Нарушение экологического равновесия в местах проживания

1. Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека. Подумайте и ответьте:

а) Какую роль в жизни человека играет вода?

б) К чему приводит загрязнение воды?

в) Какими способами можно очистить воду в домашних усло­виях?

2. Жизнь людей, животных и растений на суше развивается на дне охватывающего нашу планету воздушного океана, кото­рый называется атмосферой. Подумайте и ответьте:

а) Какие вредные воздействия оказывают промышленные предприятия на атмосферный воздух?

б) Как бороться с загрязнением воздуха?

в) Что нужно делать в квартире (доме), чтобы дышать чистым воздухом?

3. Почву называют кожей Земли. Это хранительница плодоро­дия и жизни. Подумайте и ответьте:

а) К чему приводит снос почвы в океан?

б) Какими тяжелыми последствиями сопровождается опусты­нивание земель?

в) Какие вредные вещества накапливаются в почве в резуль­тате промышленных выбросов?

Структура ситуации включает: обстановочные составляющие (экстремальные условия); личностные составляющие (образ-Я); деятельностные составляющие (намерения и поведение). Одни и те же обстановочные факторы, будут действовать по-разному на людей, отличающихся своими индивидуальными особенностями.

Ситуация в психологическом плане всегда продукт взаимодействия человека и объективных особенностей ситуации.

Опасная ситуация - это система объективных и субъективных элементов представляющих угрозу для физического выживания и психического здоровья человека. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

Авария – локальное происшествие техногенного характера, не повлекшее человеческих жертв и непоправимых разрушений объектов.

Катастрофа – крупное происшествие техногенного, социального или природного характера, повлекшее человеческие жертвы и непоправимые разрушения объектов.

ЧС (чрезвычайная ситуация) – официальный термин, используемый в документах, – неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.

В результате чрезвычайной ситуации или по другим причинам может возникнуть экстремальная ситуация - это система объективных и субъективных элементов, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что создает угрозу выживанию человека. Например, высокие или низкие температуры, физическая нагрузка, высокие дозы облучения и др.

Первый тип - объективно экстремальные ситуации. Трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно в результате действия непреодолимых сил, без его участия. Они насыщены угрозами, опасностями, трудностями. Бывает, что человек не в состоянии избежать их, иногда он может уменьшить опасность для себя и других, иногда отдалиться и уйти в безопасную зону, а бывает, что человек идет навстречу опасности, увеличивая ее для себя. Таковы, например, ситуации стихийных бедствий, вооруженной борьбы, крупных аварий и катастроф.

Второй тип - потенциально экстремальные ситуации. Объективные трудности, опасности выражены в них неявно, существуют как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека. Оголение электропроводки в доме, хранение пожаро- и взрывоопасных веществ в квартире, газовые плиты, появление признаков ухудшения работы тормозной системы автомобиля, сбор группы подозрительных лиц вблизи охраняемого объекта и пр.

Потенциальную угрозу увеличивает пренебрежение техникой безопасности

В жизни человека подавляющее большинство ситуаций, из череды которых состоит жизнь, содержат в себе потенциальные угрозы и опасности разного рода. Нужна постоянная разумная осторожность, осмотрительность и понимание потенциальной опасности, ее степени, вероятности, условий проявления, возрастания ее в отдельных ситуациях. Возникновение экстремальности происходит обычно скачком в основном по вине или воле человека и зависит от его подготовленности.

Третий тип - лично спровоцированные экстремальные ситуации. Риск, трудности и опасности порождаются самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поступками, действиями. Они могут возникать даже по пустякам, из-за ошибок, по неосторожности, непредусмотрительности человека. Примеры: острый конфликт между матерью и ребенком, возникший из-за того, что последний не имеет привычки мыть руки перед едой; конфликт между подругами из-за претензий одной, что другая ей не позвонила, когда та болела; передвижение женщины ночью в одиночестве по темной улице. Часть лично спровоцированных экстремальных ситуаций возникает не сразу за действиями, а отсрочено, в виде непредвиденных негативных последствий. (возникающие и нарастающие с годами материальные и психологические трудности, неустроенность в жизни и -др.) Коренная причина лично спровоцированных экстремальных ситуаций - в человеке, в его недостаточной социальной и психологической сформированности, слабости образованности, воспитанности, а также результат упущений в работе с ним в предшествующее и текущее время жизни.

Четвертый тип - воображаемые (фантазийные) экстремальные ситуации. Эти ситуации тоже создаются человеком, но его разгулявшимся воображением, а не поступками. Они либо вообще объективно не содержат проблем, угроз и опасностей, но их наличие мерещится ему, либо содержат какую-то толику потенциальной угрозы, но видятся и переживаются им как сверхсложные и опасные. Они присущи людям тревожным, эмоциональным, мнительным, слабо подготовленным, неуверенным в себе. В обстановке слухов, социальных и природных катаклизмов, частых неудач, отсутствии достаточной информации такие ситуации могут получать распространение. Объективные особенности обстановки, таким образом, не механически и однозначно придают ситуациям экстремальность. Они представляют собой потенциально психогенные факторы, т.е. факторы, могущие вызывать психологические реакции, но «последнее слово» всегда остается за человеком-личностью с его индивидуальными особенностями.

Экстремальной для человека может оказаться и критическая ситуация – это такая ситуация, в которой он сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей, личностных притязаний).

«1 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ. ВОЗМОЖНЫЕ АВАРИЙНЫЕ И ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ В ЖИЛИЩЕ,ИХ ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА Опасные ситуации в...»

1 ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ.

ВОЗМОЖНЫЕ АВАРИЙНЫЕ И ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ В ЖИЛИЩЕ,ИХ ПРИЧИНЫ И

ПРОФИЛАКТИКА

Опасные ситуации в быту:

Пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем);

Взрыв газа (утечка газа, не выключенная плита);

Затопление (неисправные, не выключенные водопровод или стиральная машина);

Отравление (газом или химическими препаратами);

Поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами);

Разрушение стен и строительных конструкций (землетрясение или взрыв);

Причины возникновения опасных ситуаций в квартире:

Небрежность (не закрытый кран, забытый чайник, заливший газовую плиту);

Неправильное обращение с бытовыми приборами;

Неосторожное обращение с огнем и химическими веществами;

Криминальные ситуации (взлом, ограбление).

ПОЖАР. Основные причины пожара в быту:

а) неосторожное обращение с огнем;

б) нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;

в) нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;



г) утечка газа;

д) беспечность, небрежность при обращении с огнем;

е) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

В доме (квартире) недопустимо:

Применять самодельные электрические приборы и предохранители пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией;

Включать в одну розетку большое количество потребителей тока (более –3-х), использовать неисправную аппаратуру, пользоваться поврежденными розетками;

Накрывать и обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими предметами;

Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов;

Оставлять без присмотра включенные электронагревательные приборы, радиоприемники и т.

Загромождать проходы, коридоры, лестничные площадки, марши лестниц и эвакуационные люки мебелью, различными материалами, устраивать в квартирах мастерские и склады, где применяются и хранятся взрывопожароопасные вещества;

Оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям;

Неосторожно обращаться с открытым огнем (играть со спичками, зажигалками, свечами, бенгальскими огнями, петардами).

ВЗРЫВЫ. Большую опасность представляют взрывы в жилых и общественных зданиях. Чаще всего взрывается газ, но в последнее время получили распространение случаи, связанные со взрывчатыми веществами.

Чтобы уберечься от взрыва, необходимо выполнять следующие рекомендации:

Соблюдать особую осторожность при пользовании газовыми плитами и баллонами со сжатым газом;

Избегать хранения в доме большого количества легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и способных к взрыву веществ. Имеющиеся в доме небольшие количества этих веществ надо содержать в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов;

Заходя в подъезд дома, обращать внимание на посторонних людей и незнакомые предметы.

Как правило, взрывное устройство в здании закладывается в подъездах, на первых этажах, около мусоропровода, под лестницей. Заметив незнакомый подозрительный предмет, не следует подходить к нему близко. Необходимо немедленно сообщить о находке в милицию, предупредить людей об опасности, не позволять им прикасаться к опасному предмету и обезвреживать его.

ЗАТОПЛЕНИЕ КВАРТИРЫ. Причинами затопления являются:

а) неисправность запорных устройств (краны, вентили, смесители);

б) большой напор воды и переливание ее через край раковины. Это происходит в случаях, когда краны плохо отремонтированы, и вода не успевает стекать в систему канализации;

в) невнимательность хозяев квартиры (открытый кран, вентиль);

г) аварийное состояние водопровода;

д) засорение канализации;

е) протечки крыши.

Чтобы исключить затопление квартиры, необходимо:

Не бросать посторонние предметы в канализационную систему;

Не засорять раковину отходами от продуктов питания;

Уходя из дома, не оставлять засоренную раковину;

Уходя из дома, проверить, закрыты ли все краны;

Не допускать в квартире текущих труб и кранов.

ОТРАВЛЕНИЕ ГАЗОМ ИЛИ ХИМИЧЕСКИМИ ПРЕПАРАТАМИ происходит, в основном, по причине не соблюдения правил безопасности при их использовании.

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа, необходимо выполнять следующие правила:

Не делать уроки на кухне при включенном газе;

Не открывать максимально газовые краны;

Не оставлять включенную плиту без присмотра;

При запахе газа на кухне или в квартире необходимо выключить конфорки газовой плиты и перекрыть газовый кран; не включать электричество, не зажигать спички, зажигалки и свечи; выключить электрические приборы; открыть окна, балкон, чтобы проветрить помещение; если газ продолжает поступать, попросить соседей или позвонить самому по телефону 04.

Основные правила, соблюдение которых поможет избежать отравление препаратами бытовой химии:

а) никогда не пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии;

б) не пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они чем-то испачканы и стоят на полу или в укромном месте;

в) не пользоваться спичками и другим огнем рядом с банками или бутылками с резким запахом;

г) хранить химически опасные вещества в специально закрывающихся шкафчиках;

д) делать предупредительные надписи на бутылках и другой таре с красками, лаками и другими веществами;

е) перед тем, как применять какое либо средство, прочитать рекомендации (инструкцию) по его применению и строго соблюдать их.

ПОРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, как правило, происходит в результате нарушения правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием.

Прикосновение к проводникам электрического тока часто заканчивается электротравмой.

Чтобы исключить поражение электрическим током, необходимо выполнять следующие рекомендации:

а) не прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу;

б) не пользоваться неисправными электроприборами;

в) не прикасаться к включенному электроприбору мокрыми руками;

г) не устраивать игры вблизи электроподстанций, на чердаках, в подвалах, около электрощитов.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА В ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ.

МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.

Основными причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях являются: неисправность электросети и электроприборов; утечка газа; возгорание электроприборов, оставленных под напряжением (утюг, плита, радиоприемник, телевизор и др.);

неосторожное обращение и шалость детей с огнем (брошенные горящая спичка, окурок, зажженная свеча или игры с петардами); использование неисправных или самодельных отопительных приборов; оставленные открытыми двери топок (печей, каминов); выброс горящей золы вблизи строений; беспечность и небрежность в обращении с огнем.

Меры пожарной безопасности в быту. Следует избегать хранения в доме большого количества легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и взрыву веществ. Имеющиеся в доме не большие количества этих веществ надо держать в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов, не подвергать их встряске, ударам, не разливать. Соблюдать особую осторожность при использовании предметов бытовой химии, не сбрасывать их в мусоропровод. Не разогревать мастики и лаки, аэрозольные баллончики на открытом огне, не производить стирку в бензине.

Нельзя хранить на лестничных площадках мебель, горючие материалы, загромождать чердаки и подвалы, устраивать кладовые в нишах сантехнических кабин, хранить макулатуру в мусорокамерах.

Необходимо содержать исправными выключатели, вилки и розетки электроснабжения и электрические приборы. Запрещается перегружать электросеть, оставлять включенными электронагревательные приборы и телевизоры без присмотра.

При ремонте электронагревательных и электронных приборов их следует отключать от сети.

Эксплуатация таких приборов и устройств должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями инструкций и руководств.

Нельзя сушить белье над горящей газовой плитой или печью, отогревать замерзшие трубы открытым огнем.

Недопустимо разрешать детям играть спичками, включать электронагревательные приборы и зажигать газ, оставлять малых детей без присмотра.

Запрещается загромождать подъездные пути к зданиям, запирать двери общих прихожих в многоквартирных домах, заставлять тяжелыми предметами легко разрушаемые перегородки, закрывать проемы лестничных клеток, закрывать тяжелыми предметами балконные люки.

В домах с печным отоплением не допускается:

оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям;

оставлять дрова и другие горючие материалы на предтопочном листе;

применять для разжигания печей бензин, керосин, дизельное топливо и другие горючие вещества;

топить углем, коксом и газом печи, не предназначенные для этих видов топлива;

перекаливать печи.

Каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.

п.) обязан:

1. Немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану – тел. 01(при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

2. Принять, по возможности, меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

2 МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОБЫТОВЫХ И ГАЗОВЫХ ПРИБОРОВ

При эксплуатации электроустановок недопустимо:

Использовать электроаппараты и приборы в условиях, не соответствующих рекомендациям (инструкциям), или имеющие неисправности, которые могут привести к пожару, а также эксплуатировать провода и кабели с поврежденной изоляцией;

Пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;

Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать их со снятыми колпаками (рассеивателями);

Пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами без подставок из негорючих материалов;

Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, телевизоры, радиоприемники и т. п.;

Применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

Прокладывать транзитные электропроводки и кабельные линии через складские помещения, а также через пожароопасные и взрывоопасные зоны;

Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, телевизоры, радиоприемники и т. п.

При эксплуатации телевизоров необходимо соблюдать следующие правила:

Применять только стандартные предохранители, номиналы которых указаны в комплекте поставки;

Не устанавливать телевизор в непосредственной близости от легковоспламеняющихся и распространяющих огонь предметов;

Не устанавливать телевизор вблизи приборов отопления или в мебельных стенках, где он плохо охлаждается;

Не закрывать вентиляционные отверстия задней стенки и в нижней части корпуса телевизора;

Располагать розетку подключения вилки питания в доступном месте для быстрого отключения телевизора от сети;

Не оставлять включенный телевизор без присмотра;

Исключить возможность самостоятельного включения телевизора детьми;

Вынимать вилку шнура питания из розетки, если телевизор остается не работающим длительное время (более суток);

Если телевизор не исправен (нет изображения, слышно гудение, ощущается запах гари и т. п.), срочно отключить телевизор от сети.

Поскольку газовые приборы являются потенциальными источниками пожара в быту, необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

Эксплуатацию газовых приборов и оборудования производить в строгом соответствии с требованиями инструкций;

Следить за нормальной работой газовых приборов. При прекращении подачи газа закрыть краны горелок газовых приборов и сообщить в аварийную службу по телефону 04;

По окончании пользования газом закрыть краны на газовых приборах и вентили перед ними, а при размещении баллонов внутри кухонь – дополнительно закрыть вентили у баллонов;

При неисправности газового оборудования вызвать работников газового хозяйства;

При появлении в помещении запаха газа немедленно прекратить пользование газовыми приборами, перекрыть краны к приборам и на приборах, открыть окна или форточки для проветривания помещения, вызвать аварийную службу газового хозяйства по телефону 04 (из не загазованного помещения). Не зажигать огня, не курить, не включать и не выключать электроосвещение и электроприборы, не пользоваться электрозвонками;

При обнаружении запаха газа в подвале, подъезде, во дворе, на улице необходимо:

1.Оповестить окружающих о мерах предосторожности;

2. Сообщить в аварийную газовую службу по телефону 04 из не загазованного места;

3. Принять меры по удалению людей из загазованной среды, предотвращению включения и выключения электроосвещения, появлению открытого огня и искры;

4. До прибытия аварийной бригады организовать проветривание помещения.

Правила пользования газом в быту запрещают:

Оставлять работающие газовые приборы без присмотра;

Допускать к пользованию газовыми приборами детей дошкольного возраста;

Пользоваться газовыми плитами для отопления помещения;

Пользоваться помещениями, где установлены газовые приборы, для сна и отдыха;

Применять открытый огонь для определения утечки газа (с этой целью используются специальные приборы);

Хранить в помещениях и подвалах порожние и заполненные сжиженным газом баллоны;

Иметь в газифицированном помещении более одного баллона вместимостью 50 (55) л или двух баллонов вместимостью 27 л каждый (один их баллонов – запасной);

Располагать баллоны против топочных дверок печей на расстоянии менее 2 м.

3 ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА И СРЕДСТВА БЫТОВОЙ ХИМИИ,

В БЫТУ. МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОТРАВЛЕНИЙ

ПРЕПАРАТАМИ БЫТОВОЙ ХИМИИ.

Товары бытовой химии классифицируются по назначению: моющие средства, чистящие, дезинфицирующие, средства для ухода за мебелью и полом, для борьбы с бытовыми насекомыми и защиты растений, клеи, лакокрасочные материалы.

По степени опасности для человека препараты бытовой химии можно условно разделить на четыре группы:

Безопасные – на их упаковке отсутствуют предупредительные надписи;

Относительно безопасные – на упаковке есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза»;

Ядовитые – на упаковке есть надписи: «Яд» или «Ядовито»;

Огнеопасные – на упаковке есть предупредительные надписи: «Огнеопасно», «Не распылять вблизи открытого огня» и др.

Препараты бытовой химии при неправильном их использовании могут служить причиной отравлений.

Меры по профилактике отравлений. Хранить средства бытовой химии рекомендуется в помещении, где есть вытяжная вентиляция (ванная, туалет), в специально оборудованных шкафчиках.

Средства, опасные в пожарном отношении (бензин, ацетон, скипидар, пятновыводители и др.), должны находиться в закрытых стеклянках, далеко от источников огня, желательно в прохладном месте. Все упаковки с химическими веществами должны быть снабжены этикетками с четкой и разборчивой надписью.

Нельзя пересыпать и переливать химические жидкости и порошки в посуду из-под молока, других напитков и лекарств. Средства, содержащие в своем составе кислоты и щелочи, должны обязательно храниться закрытыми и иметь этикетку. При работе с ними надо надевать резиновые перчатки, очки, а после завершения работы вымыть теплой водой с мылом и перчатки, и руки.

Ни в коем случае нельзя хранить дома неизвестные или ставшие ненужными химикаты; тем более нельзя пользоваться химическими средствами, особенно ядовитыми, приобретенными не в магазинах.

Перед тем как применять какое либо средство, нужно внимательно и не торопясь прочитать все рекомендации, приведенные на упаковке или в инструкции, и строго соблюдать их. Бытовые химические средства следует применять только в таком количестве и в той концентрации, как указано в инструкции.

Жидкие вещества можно переливать только через воронку, а сыпучие – пересыпать ложкой. При этом надо беречь глаза от попадания в них брызг или порошка. Воронку и ложку после употребления надо вымыть и высушить. Хранить их лучше всего в том же месте, где хранятся химические препараты.

Особые правила предосторожности надо соблюдать с аэрозольными баллончиками. Храниться они должны в вертикальном положении в прохладном месте. На баллоны не должны попадать прямые солнечные лучи. Во время распыления аэрозоля из баллона нельзя курить, зажигать газовые горелки. Детям пользоваться баллонами запрещается.

Все работы с ядохимикатами надо производить в специальной одежде- халате, фартуке или комбинезоне. После работы ее следует выстирать.

Необходимо знать, что отравления, как правило, возникают внезапно, развиваются очень быстро и в случае промедления в оказании медицинской помощи могут привести к смерти пострадавшего в первые же часы.

4 ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ПОЖАРЕ

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КВАРТИРЕ

Потенциальные опасности на кухне. Всем кажется, что дом – самое надежное и безопасное место.

Но так ли это на самом деле?

Возможность несчастного случая в доме чрезвычайно велика. В кухне находятся различные бытовые приборы и оборудование: плита, являющаяся источником тепла или тостер, в котором, если его оставить без присмотра, может загореться подсушиваемый хлеб, - а также многие другие предметы требующие внимания.

Треугольник огня.

Огню нужны три вещи:

1. Источник тепла: зажженная спичка, открытое пламя, электронагревательный прибор.

2. Горючее: одежда, бутылка бензина, постельное белье, мебель.

3. Кислород, который содержится в окружающем нас воздухе.

Убери одну из этих составляющих – и огонь погаснет.

Например:

1. Вода, вылитая на огонь, понижает температуру и устраняет источник тепла.

2. Крышка, положенная на загоревшуюся сковороду, перекрывает доступ кислороду.

3. Без горючего нечему гореть, а значит - не может быть огня.

В процессе горения происходит химическая реакция с выделением различных газов. При недостатке кислорода сгорание получается неполным. В этом случае образуется дым, который содержит ядовитые вещества. От дыма больше погибает людей, чем от огня. Так как дым, образующийся в процессе горения, имеет высокую температуру, он поднимается до самой высокой точки в помещении. Поэтому на ранней стадии пожара можно проползти под дымом.

–  –  –

там, где дым, - температура выше.

В данном случае имеется ввиду, что квартира находится в многоэтажном доме, на высоком этаже, откуда самостоятельно эвакуироваться, например, через окно без угрозы для жизни и здоровья нельзя.

Если в вашей квартире случился пожар, следует принять ряд мер, которые помогут выбраться наружу невредимыми.

–  –  –

2. По перемещению ползком.

3. Как определить, есть ли пожар за дверью. Защита от дыма.

4. По задержке дыхания и открыванию окна.

5. Как позвать на помощь и выйти из горящей квартиры.

6. По перемещению телефона и вызову пожарной команды.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА НА ДАЧЕ, В СЕЛЬСКОМ ДОМЕ

В данном случае подразумевается также пожар в доме, находящемся в сельской или малонаселенной местности, имеющем малую этажность.

Если на вашей даче случился пожар, следует принять ряд мер, которые помогут вам выбраться наружу невредимыми, по аналогии с изложенным выше. Дополнительную же информацию обозначим новым пунктом.

7. Как безопасно выбраться из окна.

В случае отсутствия другого пути спасения, покидайте помещение через окно. Если окно находится на высоте второго этажа, выбросьте подушки и матрас вниз, и если под руками нет прочной веревки, сделайте «канат», связав за концы пастельное белье. Спускайтесь по нему вниз. Это поможет либо смягчить ваше падение из окна, либо опуститься ближе к земле. Маленьким детям не рекомендуется самим связывать канат из белья, так как, если он развяжется, в результате падения ребенок рискует получить серьезные травмы. Это должны сделать взрослые или старшие по возрасту дети. Канат должен быть связан очень прочно и надежно закреплен, желательно как можно ближе к окну. Не выпрыгивайте из окна, а свесьте сначала ноги и, опуститесь полностью на руках, держась за подоконник. Затем разожмите руки и прыгайте на подушки или матрас. Как можно скорее оповестите о пожаре соседей, чтобы они позвонили в пожарную охрану или же сами воспользуйтесь ближайшим таксофоном.

КАК ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНУЮ ОХРАНУ

–  –  –

Закончив телефонный разговор, оставайтесь поблизости, чтобы направить прибывающие пожарные машины к месту происшествия. Никогда не возвращайтесь к месту возникновения пожара, чтобы не подвергать себя опасности. Это – дело пожарных. Пусть вас не смущает большое количество вопросов. Пожарные начнут собираться сразу, как только вы назовете адрес и ЭВМ автоматически включит сигнал тревоги в той пожарной части, которая находится ближе всего к месту возгорания. А пока пожарные собираются, диспетчер службы 01 выслушает вас и сам задаст конкретные вопросы, чтобы собрать необходимые дополнительные сведения, которые он передаст по радиосвязи пожарной команде, к тому времени уже следующей к месту происшествия. По нормативам на сбор и выезд по тревоге пожарным требуется 45 секунд.

5 КАК ЗАЩИТИТЬ КВАРТИРУ

На протяжении последних лет проблема борьбы с кражами имущества граждан в деятельности органов внутренних дел – одна из наиболее актуальных. Ежегодно на территории России происходит примерно 300 – 350 тысяч квартирных краж, что составляет восьмую часть от всех зарегистрированных преступлений.

Преступники действуют все более квалифицированно. Наряду с традиционными способами проникновения – через двери, окна и балконы (часто не выручают ни металлические двери, ни сверхсекретные замки и решетки) – чаще стали использоваться проломы потолка, пола и стен.

Нередко в ход идет специальное альпинистское снаряжение. Потенциальным объектом преступления становится буквально все: от ювелирных изделий и компьютеров до содержимого холодильников.

Специалисты затрудняются точно оценить сумму материальных потерь от этого вида преступлений. В них входят и ущерб от самих краж, и затраты, связанные с установкой более совершенных замков, заменой или укреплением дверей, оплатой страховки и т.д. Повышенная социальная опасность подобных преступлений усугубляется сопровождающим его насилием в отношении граждан с применением оружия, баллончиков со слезоточивым газом, наручников, электрошоковых устройств.

В этих условиях все большее значение приобретает деятельность Вневедомственной охраны при ОВД по защите собственности граждан.

Статистика свидетельствует, что с помощью технических средств сигнализации предотвращается от 3,5 до 4 тысяч квартирных краж в год. В 2001 году, например, удалось предотвратить 3585 краж, задержав при этом свыше 3800 преступников. Почти каждое такое задержание позволяет в дальнейшем раскрыть другие, ранее совершенные, преступления.

Подразделения Вневедомственной охраны действуют на объектах жилого сектора по следующим направлениям:

1. Централизованная охрана мест проживания граждан.

2. Организация небольших пунктов централизованной охраны (микроПЦО) в слабо телефонизированных и новых районах.

3. Непосредственная охрана постами милиции, военизированной охраны(ВОХР), сторожами Вневедомственной охраны с использованием средств тревожной сигнализации.

4. Охрана закрытых дворовых территорий и припаркованного на них автотранспорта путем организации КПП на въездах и выездах дворов.

5. Охрана обходными маршрутами в районах малоэтажной застройки с периодическим осуществлением осмотра лестничных маршей, состояний входов в подвальные и чердачные помещения, а также проверки работоспособности кодовых замков.

6. Создание пунктов видео наблюдения.

7. Оборудование средствами сигнализации входов в подвалы, лифтовые и чердачные помещения.

8. Оснащение средствами тревожной сигнализации рабочих мест диспетчеров лифтовой, квартир старших по подъезду.

9. Установка металлических и укрепленных дверей, кодово-замочных устройств.

Современная аппаратура позволяет вовремя фиксировать и подавать сигнал тревоги при проникновении посторонних лиц в квартиру. Обычно средства сигнализации блокируют входные, балконные двери(на открывание и пролом), оконные проемы (на открывание и разбитие стекла), некапитальные стены. Можно установить извещатели, контролирующие объем помещения, а также защищающие отдельные предметы.

При проникновении преступников в охраняемое помещение сигнал тревоги поступает на ПЦО подразделений Вневедомственной охраны. Оперативное реагирование

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В КВАРТИРЕ

Если в вашей квартире случился пожар, следует принять ряд мер, которые помогут выбраться наружу невредимыми.

Приведенные ниже примеры объясняют, почему нужно принимать те или иные меры, и как им научиться.

1.По скатыванию с кровати.

Если вы проснулись от шума пожара или запаха дыма, не садитесь в кровати, а скатывайтесь с нее прямо на пол. Если вы сядете в кровати, вы можете вдохнуть дым, в котором могут быть ядовитые газы.

2.По перемещению ползком.

Проберитесь ползком по полу под облаком дыма к двери вашей спальной комнаты. Так вы избежите отравления дымом.

3.Как определить, есть ли пожар за дверью. Защита от дыма.

Достигнув двери, не открывайте ее, так как за ней может быть огонь. Осторожно прикоснитесь к двери или ручке (если она ниже уровня дыма) тыльной стороной ладони. Тыльной – более чувствительной – стороной ладони безопаснее и эффективнее можно определить температуру двери и ручки. Если за дверью пожар - температура высокая. Если дверь не горячая, вы можете ее осторожно открыть. Если дверь горячая, не открывайте ее, а закупорьте щель под дверью, чтобы предотвратить дальнейшее проникновение дыма, возвращайтесь ползком в глубину комнаты и принимайте меры к спасению.

4.По задержке дыхания и открыванию окна.

Откройте окно. Возможно, придется сделать вдох и задержать дыхание, встав на ноги в дыму, чтобы открыть окно. Рекомендуется сократить до минимума время, в течении которого вы находитесь в дыму; поэтому перед тем как подняться, чтобы открыть окно, следует сделать глубокий вдох. Затем подняться, открыть ручки окна, снова присесть на корточки и глубоко вдохнуть, а потом, открыв окно, высунуться из него и кричать «ПОМОГИТЕ! ПОЖАР»

Если стоя у окна вы задыхаетесь от дыма, снова присядьте на корточки и глубоко вдохните. Затем опять, высунувшись из окна, зовите на помощь, стараясь привлечь к себе внимание.

5.Как позвать на помощь и выйти из горящей квартиры.

Если можно открыть двери вашей спальни, выберитесь из нее на четвереньках и закройте за собой дверь. Передвигайтесь на четвереньках, чтобы оставаться ниже уровня дыма, направляйтесь из вашей квартиры к выходу. Дайте знать всем в квартире о пожаре, но не подвергайте себя при этом риску. Если из-за пожара вы не можете выйти из квартиры, вернитесь в свою комнату и выполняйте действия описанные в предыдущем случае.

Вы обязательно должны закрывать за собой все двери, через которые вы проходите.

6.По перемещению телефона и вызову пожарной команды.

Как только ситуация станет достаточно безопасной, чтобы позвонить, вызовите пожарную команду.

Если вы не можете выбраться в безопасное место, возможно, вы сможете поставить имеющийся в вашей квартире телефон на пол и набрать 01, чтобы вызвать пожарную команду. Это можно сделать лишь при условии, что вы не подвергнетесь риску: за закрытой дверью, ограждающей вас от огня, и лежа на полу, ниже уровня дыма.

ГУ МЧС РОССИИ

ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

ОТДЕЛЕНИЕ ГПН

–  –  –

ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ПОЖАРЕ

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НА ТЕБЕ ЗАГОРЕЛАСЬ ОДЕЖДА

Многие при пожаре получают серьезные ожоги из-за того, что на них загорается одежда.

Поинтересуйтесь, ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, что делать, если на тебе или на ком - нибудь другом загорелась одежда?

Представь себе, что вы с товарищем стоите у огня, и вдруг у твоего товарища загорелась штанина и огонь поднимается к куртке. Он в панике начинает бегать вокруг.

Что нужно делать в этом случае: ОСТАНОВИТЬ его. Беготня и паника в этом случае не помогут, а любое движение воздуха или ветер еще больше разожгут пламя, и оно быстро распространится по одежде.

ПОВАЛИТЬ на землю или на пол. Постарайтесь поставить ему подножку. Когда человек находится в вертикальном положении, огонь, двигаясь вверх, приближается к лицу.

КАТАТЬ его по земле или по полу, так как что потушит пламя. Если поблизости есть кусок плотной (лучше влажной), ткани – набрось его на горящего человека. Это прекратит доступ кислорода.

Когда пламя будет потушено, вызови «скорую помощь» и начни охлаждать ожоги водой. НЕЛЬЗЯ СНИМАТЬ ни какие предметы одежды, прилипшие к пораженному месту пострадавшего.

КАК ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНУЮ ОХРАНУ

Самое важное при обнаружении пожара – вызвать пожарную охрану. Это следует сделать из безопасного места: например, из соседней квартиры или из таксофона на улице. Чтобы вызвать пожарную охрану, нужно снять трубку и набрать 01. Вас соединят с диспетчерским пунктом противопожарной службы. Диспетчер задаст вам ряд вопросов.

–  –  –

Закончив телефонный разговор, оставайтесь поблизости, чтобы направить прибывающие пожарные машины к месту происшествия. Никогда не возвращайтесь к месту возникновения пожара, чтобы не подвергать себя опасности. Это – дело пожарных. Пусть вас не смущает большое количество вопросов. Пожарные начнут собираться сразу, как только вы назовете адрес, и ЭВМ автоматически включит сигнал тревоги в той пожарной части, которая находится ближе всего к месту возгорания. А пока пожарные собираются, диспетчер службы 01 выслушает вас и сам задаст конкретные вопросы, чтобы собрать необходимые дополнительные сведения, которые он передаст по радиосвязи пожарной команде, к тому времени уже следующей к месту происшествия. По нормативам на сбор и выезд по тревоге пожарным требуется 45 секунд.

ТЯГОТЕНИЯ ЗЕМЛИ Аннотация. В статье обосновывается возможность преодоления сопротивление инерции массы тела межплан...» в следующих соединениях: А1. K2Cr2O7, A2. K2CrO4. Напишите ур...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

МОУ СОШ № 64

РЕФЕРАТ

Опасные и чрезвычайные ситуации

Выполнил Алексеев Дмитрий

ученик 10 «А» класса

Самара 2010 г.

Введение. 4

1.Понятие чрезвычайной ситуации. 5

2.Классификация чрезвычайных ситуаций. 7

3.Заключение. 9

4.Список использованной литературы. 10

Введение.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые "Чрезвычайные Ситуации" (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит, растёт число жертв и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту, в армии и т.д. Но наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально–экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример - Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.

  1. Понятие чрезвычайной ситуации.

В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

Чрезвычайная ситуация - это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.

Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего происходит или может произойти ЧС.

Всякому чрезвычайному событию предшествует те или иные отклонения от нормального хода какого-либо процесса. Характер развития события и его последствия определяются дестабилизирующими факторами различного происхождения. Это может быть и природное, антропогенное социальное или иное воздействие нарушающее функционирование системы.

В каждом конкретном случае ЧС обусловливается оперативной обстановкой. Оперативная обстановка в районе чрезвычайной ситуации - это характеристика зоны ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о ее состоянии, поступивших для нее требуемых ресурсах, проведенных работах, а также о различного рода внешних факторах, относящихся к данному событию. Целесообразно также оценивать обстановку на той или иной территории, где существует угроза возникновения ЧС.

В понятийном аппарате чрезвычайных ситуаций важное место занимают термины "авария", "катастрофа", "бедствие".

Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений

Производственная или транспортная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

  1. Классификация чрезвычайных ситуаций.

Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным прежде всего могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др. Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

В частности, можно построить классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС, масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровням привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

Чрезвычайные события, лежащие в основе ЧС, в свою очередь можно классифицировать (систематизировать) по сущности и характеру базовых явлений и процессов, важнейшим признакам проявления (типам и видам); характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т.д.); месту возникновения или принадлежности; основным причинам возникновения (конструктивные, производственные, эксплуатационные, погодные, геофизические и др.); интенсивности протекания; масштабам воздействия (поражения); характеру воздействия на основные объекты поражения (разрушение, заражение, затопление и др.); содержанию и характеру последствий; долговременности и обратимости последствий и т.д.

Для практических нужд общую классификацию ЧС лучше всего построить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий. Она будет наиболее обобщающей, так как раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях и в значительной мере определяющих складывающиеся ЧС.

Важной является также классификация, построенная по масштабу распространения чрезвычайных событий. При этом следует иметь в виду, что учитываются не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. Это, скажем, тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС порой может быть огромной и трагичной.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих Факторов чрезвычайных, ситуаций.

  1. Заключение.

Чрезвычайные ситуации, как правило, затрагивают большие массы населения на обширных территориях, и велика вероятность появления большого числа пораженных, нуждающихся в экстренной помощи. В этой ситуации предотвращению жертв может способствовать только комплекс мероприятий по медицинской защите населения, включающий в себя лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. При этом эти мероприятия должны выполняться в максимально сжатые сроки и специальными, профессионально подготовленными формированиями, которыми и являются формирования медицинской службы гражданской обороны. Но кроме этого большую роль в оказании помощи пострадавшим играет само население пораженных территорий (само- и взаимопомощь), поэтому возрастает необходимость в обучении населения основам гражданской обороны

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое.

Все указанные причины ЧС могут существовать как отдельно, так и быть связанными друг с другом, а также дополнять друг друга.

Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций.

Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.

5 класс Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище.

Учебные вопросы:

1. Причины возникновения опасных ситуаций в жилище.

2. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище и источники их возникновения.

3. Причины затопления жилища и последствия такой ситуации.

4. Правила поведения при затоплении жилища.

Цель

В конце урока учащиеся должны знать:

Об основных причинах возникновения опасных ситуаций в квартире;

О том, какие опасные ситуации возможны в квартире и каковы их источники.

В конце урока учащиеся должны:

А) знать:

Основные причины затопления жилища и меры по его предотвращению;

Правила поведения при затоплении жилища;

Б) уметь правильно действовать в случае затопления жилища.

Основное содержание урока

Основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире:

Небрежность (незакрытый кран, не выключенный утюг, кипящий чайник, заливший газовую плиту);

Неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами;

Неосторожное обращение с огнем и химическими препаратами;

Криминальные ситуации (взлом, ограбление). Причины возникновения опасных ситуаций следует излагать с использованием примеров из жизни.

Какие опасные ситуации случаются дома (в квартире)? Чаще всего - это:

Пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем);

Взрыв газа (утечка газа, невыключенная плита);

Затопление (неисправный водопровод или включенная в сеть и оставленная без присмотра стиральная машина);

Отравление (газом или химическими препаратами);

Поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);

Разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

Рассказав об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в доме, попросите учащихся привести примеры.

Основное содержание урока

Порядок подачи воды в квартиру. Устройства, через которые она поступает для обеспечения бытовых потребностей (краны, смеситель, сливной бачок). Причины затопления.

Чтобы не допустить затопления, не следует:

Бросать посторонние предметы в канализационную систему;

Засорять раковину бытовыми отходами;

Допускать протечку труб и кранов.

Заключение

Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

Почему случается затопление в квартире? Как от этого уберечься? Что нужно предпринять при затоплении?

1. Сразу же сообщите об аварии взрослым (родителям, соседям и др.).

2. Позвонить в диспетчерскую ремонтно-эксплуатационного управления и попросить прислать специалистов.

3. Отключить электричество и перекрыть воду

4. Поставить в местах протечек тазы или ведра. Эти места обмотать тканью и убирать воду.

5. По каким причинам могут возникнуть опасные ситуации в квартире? Какие правила безопасности вы будете соблюдать, уходя из дома?

Домашнее задание

Попросите взрослых показать, где находятся в доме запорные вентили (краны) холодной и горячей воды, как ими пользоваться? Нарисуйте схему водоснабжения вашей квартиры, на которой укажите расположение труб с горячей и холодной водой, запорных кранов, смесителей и других устройств. Обозначьте места, где могут возникнуть протечки воды.

Узнайте телефоны служб, куда вам следует обратиться в случае затопления. Запишите их в ваш справочник аварийных телефонов.

Составьте вместе с взрослыми план вашей квартиры, отметив на нем расположение приборов и оборудования, которые могут стать источниками опасности (газовая или электрическая плита, теле- радио- и видеоаппаратура, выключатели и розетки, стиральная машина, настольные лампы, торшеры и т.п.).

Обсуждая с учащимися возможные источники затопления квартиры, целесообразно иметь в качестве наглядного пособия схему (план) квартиры, на которой показаны устройства систем водоснабжения, канализации, отопления (краны, вентили, трубы, батареи отопления и т.д.) и места, где нередко возникают протечки воды.

Обратите внимание учащихся на то, что очень важно знать, где расположены в квартире краны (вентили) отключения воды.