Какую молитву надо читать фитр садака. Фитр садака: его значение и правила раздачи. Статус выплаты закятуль-фитр

Вопрос: Что такое садака фитр?
Ответ: В одном из священных хадисов, переданном в сборнике Абу Дауд, сообщается следующее:

فرض رسول الله صلى الله عليه و سلم زكاة الفطر طهرة للصائم من اللغو و الرفث وطعمة للمساكين، من أداها قبل الصلاة فهي زكاة مقبولة، و من أداها بعد الصلاة فهي صدقة من الصدقات٠

“Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вменил в обязанность закят-фитр, чтобы очистить постящихся от времени, проведенного впустую и пустословия, а также, чтобы накормить нуждающихся. Кто оплатит садака-фитр до (праздничного) намаза, то это будет принято от него (в полной мере), кто же оплатит после намаза, то это зачтется, как обычное пожертвование”.

Ученые ханафитского мазхаба определяют особенности садака-фитр следующим образом:

1. Подобно закяту, садака-фитр является одним из узаконенных в Исламе видов поклонения, требующих материальных затрат.
2. Свое название данный вид пожертвования (садака разговения) получил по той причине, что раздавать его надо в связи с разговением (фитр) после завершения Рамазана.
3. Данный вид пожертвования совершается в знак благодарности Аллаху за предоставленную возможность поститься в Священный месяц Рамазан.
4. Данный вид пожертвования совершается в качестве дополнения за недостатки в поклонении или за грехи, совершенные в данный месяц.
5. Также данный вид пожертвования совершается с целью порадовать малоимущих мусульман. Дабы радость праздника была общей для всех.
6. Данный вид поклонения относится к категории обязательных (ваджиб) действий.

Вопрос: С какого момента садака-фитр становится обязательной?
Ответ: Обязательным данное пожертвование становится с начала рассвета дня Праздника Разговения

Вопрос: Когда можно начинать раздавать садака-фитр?
Ответ: Садака-фитр можно начинать раздавать с первого дня Рамазана. Так, что если человек совершит пожертвование с намерением на фитр-садака в первый день Рамазана, оно будет засчитано.

Вопрос: Наличие каких качеств необходимо, чтобы садака-фитр стало обязательным для мусульманина?
Ответ: Любой взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздавать садака-фитр. Под дееспособностью, в том числе, понимается наличие необходимых материальных средств в размере равном нисабу, рассчитываемому по серебру (18000 рублей - 2018 год). Такой размер денежных средств (имущества) принимается в расчет в том случае, если это является излишком от средств, предназначенных для удовлетворения собственных неотложных потребностей и содержания тех, кто находится у него на иждивении, а также, если у него нет долгов, которые необходимо погасить.
Пример № 1: У мусульманина, на момент наступления срока уплаты садака-фитр, есть денежные средства в размере 25000 рублей. Его долг составляет 10000 рублей. В том случае, если он вернет их, у него остается 15000 рублей. Этих средств недостаточно, чтобы садака-фитр стало вмененным в обязанность.
Пример № 2: У мусульманина, на момент наступления срока уплаты садака-фитр, есть денежные средства в размере 30000 рублей. Долг составляет 10000 рублей. В том случае, если он вернет их, у него остается 20000 рублей. В данном случае уплата садака-фитр становится обязательной.

Вопрос: Кому выплачивается садака-фитр?
Ответ: Садака-фитр выплачивается бедным и неимущим мусульманам.

Примечание: Садака фитр не выплачивается на материальные нужды мечети или медресе.

Вопрос: Можно ли выплачивать садака-фитр своим детям?
Ответ: В данном случае будет более уместным и полезным перефразировать данный вопрос на следующий: Кому из родственников нельзя выплачивать садака-фитр? Ответом на этот вопрос будет: садака-фитр запрещено давать следующим категориям родственников:
1. Родителям, родителям родителей и далее.
2. Детям, детям детей и далее.
3. Своей семье.
Примечание: мусульманин, тем не менее, имеет право дать садак-фитр своему брату или сестре.

Вопрос: За кого, помимо себя, мусульманин обязан раздавать садака-фитр?
Ответ: Мусульманин, помимо себя, должен раздавать садака-фитр за своих малолетних
детей, не достигших совершеннолетия по Исламу (половозрелости).
Мусульманин не обязан (но может, по желанию) раздавать садака-фитр за свою жену, родителей или совершеннолетних детей, поскольку его права, в полной мере, не распространяются их имущественные дела.

Вопрос: Минимальный размер садака-фитр составляет 100 рублей, а максимальный - 600 рублей на 2018 год. С чем связана такая разница?
Ответ: Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо произвести небольшой экскурс в историю. Дело в том, что в эпоху посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) садака-фитр раздавали основными видами продуктов (пшеница, финики и изюм), которые, так или иначе, были распространены в той местности. Объем пшеницы должен был составлять пол са’, что, примерно, соответствует двум килограммам, а объем изюма и пшеницы должен был составлять один са’, что, примерно, соответствует четырем килограммам. На сегодняшний день, если говорить о данных продуктах в ценовом выражении, то разница очевидна. Поэтому экспертами ДУМ РТ за основу была взята средняя цена за каждый из видов вышеперечисленных продуктов так, что минимальная цена составила 100 рублей, а максимальная - 600. Поэтому минимальный размер садака-фитр составил 100 рублей, а рекомендуемый для тех, кто в состоянии выплачивать закят по золоту - 600 рублей.

А Аллах знает лучше.

Вот и подходит к концу Благословенный месяц Рамадан, весь месяц мы поклонялись Всемогущему Аллаху с большим усердием чем в обычные дни, ведь существуют виды поклонения, за которые, для нас определена многократная награда и которые мы можем совершать только в этот месяц, и одно из таких поклонений это милостыня разговения (сaдaкa фитp), другое название зaкят aль фитp.

Цель выплаты зaкятa аль фитp это сплочение уммы Мухaммaда (Да благословит его Аллах и приветствует), помощь бедным и воспитание чувствa братства в сердцах мусульман. Выплата милостыни является необходимым условием для принятия поста и лежит на каждом свободном мусульманине, который имеет необходимое количество продуктов для пропитания своей семьи в течение ближайших суток.

Сообщается, что Ибн "Аббaс, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) обязал выплачивать зaкят разговения в качестве средства очищения человека, соблюдавшего пост, от греха пустословия и сквернословия, а также в качестве угощения для неимущих. Зaкят того, кто раздаст его до молитвы, будет принят, для того же, кто раздаст его после молитвы, это станет одним из видов сaдaки» (Абу Дaуд; Ибн Мaджа; aд-Дapaкутни; aль-Хaким).

Лучшее время для раздачи сaдaки разговения является время перед праздничной молитвой, чтобы избавить бедняков от необходимости обращаться к людям с просьбами в этот день. На это указывают также слова Ибн "Умaрa, да будет доволен Аллах ими обоими: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) велел раздавать зaкят разговения до выхода людей на молитву» (aль-Бухapи). Нежелательно задерживать время с раздачей сaдaкa, ведь милостыня фитp это завершающее действие поста, предающее ему совершенство и восполняющее недостатки поста. В этот праздничный день, сaдaкa фитp позволит беднякам разнообразить свой скудный стол, и облегчить бремя нужды.

Выплачивать сaдaкa фитp обязан каждый взрослый и дееспособный мусульманин за себя и своих малолетних детей, а также тех близких кто находится на его обеспечении и на кого распространяются его права. Однако не лежит обязанности на муже выплачивать милостыню за свою жену, т.к., его власть над ней является ограниченной и не распространяется на ее финансовые и имущественные дела.

Размер и качество выплаты сaдaка разговения рассчитывается исходя из хадиса:

727 (1512). Сообщается, что Ибн ‘Умap, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность раздавать в день разговения сaдaку в размере одного сa‘ ячменя или одного ca‘ фиников малому и старому, свободному человеку и невольнику». (Сaхих аль Бухapи).

Пол са" соответствует примерно 2,25 килограмма. По мнению Хaнaфитских ученых считается, что вместо продуктовой помощи бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами. В основе этого мнения лежит то, что выплата милостыни разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в праздничный день, однако человек может нуждаться не только в еде, но и в других вещах необходимых ему. Таким образом, мы видим по какой причине ученые говорили, что в благополучное время раздавать зaкят лучше деньгами, нежели едой, ведь лучшим будет дать то, что принесет большую пользу нуждающемуся. Это мнение соответствует хадису: Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Избавьте их от необходимости обходить (людей со своими просьбами) в этот день» (aд-Дapa Кутни; Ибн Ади; aль-Хaким).

Хотя милостыня aль-фитp может быть выплачена всем категориям нуждающихся, имеющих право на зaкят, исламские ученые единодушны в мнении, что при выплате сaдaкa фитp предпочтение должно отдаваться живущим в бедности и нужде мусульманам, так как назначение садaкa фитp – это помощь в удовлетворении их нужд. Наш Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что зaкят «берется у богатых и раздается бедным» (Сaхих aль-Бухapи), то есть бедные и необеспеченные люди в этом вопросе имеют преимущественное право.

С приближением последних дней Рамадана в преддверии праздника Ураза-байрам каждый имеющий возможность мусульманин должен выплачивать так называемую милостыню разговения (садака аль-Фитр или закят аль-Фитр).

Садака фитр можно выплатить до праздничного дня, но желательным является выплатить до выхода на праздничный намаз или накануне праздника. Нежелательным является откладывание выплаты садака фитр после праздничного намаза, поскольку в этом случае она расценивается как обычная милостыня. Но даже если человек не выплатил ее вовремя, имея на это возможность, он обязан выплатить ее позже.

В своей основе эта милостыня отдается продуктами, распространенными в данной местности.

Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Обычно в качестве закята разговения мы раздавали по одному са’ какой-нибудь еды, или по одному са’ ячменя, или по одному са’ сухого творога, или по одному са’ изюма» (аль-Бухари)

Желательно отдавать садака фитр сыпучими продуктами, как например мука, гречка, рис, пшено, фасоль, горох, финики, изюм и т.п. Как сказано в хадисе, объем продуктов должен составлять один са’, что равно примерно минимум 2 килограммам с человека. Человек не обязан выплачивать фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам. Разрешено выплачивать эту садака денежным эквивалентом, чтобы бедняк сам выбрал себе еду. В каждом конкретном случае это зависит от обстоятельств. Этот эквивалент может меняться в зависимости от текущих цен на продукты.

Она выплачивается от каждого члена семьи, включая и малолетних детей. Обычно это делает глава семьи, на попечении которого находятся остальные члены семьи. Если же дети имеют собственный доход, они могут делать это за себя. Садака фитр нескольких человек можно выплатить одному нуждающемуся или нескольким. К категории нуждающихся относятся бедняки, нищие, должники или путники. Также эту милостыню можно передать в специальные фонды, организуемые при мечетях и занимающиеся ее сбором и распределением. Использовать эти средства на нужды мечети или в других целях не следует. Однако следует по возможности искать достойных бедняков. Если человек после выплаты своего закята фитр узнал, что он попал в руки состоятельного человека, то это не повредит его закяту. Лучше всего выдать милостыню нуждающимся, которые живут в непосредственной близости от дающего, родственникам (кроме близких), беднякам, отличающимся праведностью и нравственностью, студентам средних и высших учебных заведений. Но фитр не дается близким родственникам, которых человек должен содержать, как например матери или бабушке. Но желательно давать другим родственникам, если среди них есть нуждающиеся.

Раздача милостыни разговения была узаконена во втором году хиджры. Эта милостыня выплачивается только в месяц Рамадан и как другие виды поклонения Всевышнему, содержит множество мудростей. Во-первых, она искупляет прегрешения и упущения, которые были во время поста.

В хадисе от Ибн ‘Аббаса сказано: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-фитр, как очищение для постящегося от пустых разговоров и как пропитание для неимущих» (передали Абу Дауд и Ибн Маджа).

Во-вторых, она избавляет бедных от тягот и нужды, чтобы каждый мог почувствовать в этот день праздничное настроение наравне с другими. В-третьих, она несет большую социальную значимость, поскольку воспитывает чувства братства и солидарности, щедрости и сострадания.

Хотя садака фитр выплачивается в месяц Рамадан, не значит, что в остальные месяцы не надо давать милостыню. Всегда важно помнить о нуждающихся вокруг нас. Милостыня имеет множество достоинств. Ведь как сказано в Коране:

«Те, кто тратит свое имущество во имя Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зерен: ведь Аллах воздает сторицей, кому пожелает. Аллах — Всеобъемлющий, Всезнающий» (Сура «Бакара», 261 аят).

Поэтому Всевышний никогда не оставит подающего милостыню и воздаст ему еще большим.

В каждой мечети города организованы фонды для сбора садака аль-фитр. Те, кто не смог найти нуждающихся, могут передать продукты или деньги в ближайшие к вам мечети. Милостыня обязательно будет распределена среди нуждающихся.

Ниже приведены телефоны мечетей, где будут проходить сбор и распределение фитра.

Закятуль-фитр и садакатуль-фитр - это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.

Закятуль-фитр - налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам) , а точнее - до праздничной молитвы . Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности.

Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Ибн ‘Умар передал: «Посланник Всевышнего сделал обязательным закятуль-фитр. Данный налог-милостыня равен 1 са‘ фиников или 1 са‘ ячменя. Это обязательно абсолютно для всех. Как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. [От имени детей выплачивается их родителями .] Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы» .

«Са‘ », упоминаемый в хадисе, - это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и - 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых . Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему мерные посудины при продаже сыпучих масс .

Суть и смысл закятуль-фитр изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату закятуль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это - принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это - милостыня из числа милостыней» .

Кто платит и кто получает закятуль-фитр

Кто платит. По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов, исламские богословы оговорили два мнения.

Первое. Кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день и при этом у него остается возможность выплатить (или передать продуктами) закятуль-фитр, тот обязан это сделать. Так считало большинство ученых.

Второе. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальной опекой. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между закятуль-фитр и ежегодным обязательным закятом.

Кто получает. Исламские ученые единодушны в том, что закятуль-фитр выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закят . Обычно верующие передают свой закятуль-фитр в местные мечети. Важно отметить, что данная форма милостыни не может передаваться людям, далеким от понятий веры .

В Коране сказано: «Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]:
- бедным [не имеющим нисаба, то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят];
- нищим [неимущим и обездоленным];
- тем, кто занимается сбором и распространением закята;
- тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности;
- для выкупа и освобождения рабов;
- на уплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;
- на пути Господа (фи сабилиль-лях) ;

Путникам [оказавшимся в затруднительном положении].

Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 9:60).

Сроки выплат закятуль-фитр

Выплатить закятуль-фитр возможно с начала месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, среди которых ученые шафиитского и ханафитского мазхабов.

Более целесообразным будет выплата (или передача продуктами) за день или два до праздника завершения поста (‘Идуль-фитр).

Самым правильным будет выплатить закятуль-фитр в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы.

Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно .

Денежный эквивалент одного са‘ закятуль-фитр

Здесь полезно будет процитировать слова современного богослова Юсуфа аль-Кардави: «Данная форма закята (закятуль-фитр) имеет определенный размер, установленный Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) - один са‘. И мне кажется, что мудрость этого состоит в следующем.

(1) В те времена деньги были редкостью [был распространен в основном товарный обмен. - Ш. А.], особенно у тех, кто жил в пустыне, вдали от городов. И наиболее распространенной формой оплаты было то, что выращивалось, например финики, ячмень и т. д.

(2) Стоимость и ценность определенных денежных единиц, валют часто меняется, а порой они вообще выходят из обихода. Поэтому когда в месяц Рамадан объявляют о том, каков размер закятуль-фитр в этом году в денежных единицах того или иного арабского государства, нет ничего удивительного в том, что эта цифра может отличаться от прошлогодней.

Как раз через меру сыпучих тел - са‘ - (переводя ее в известные единицы веса) можно получить то количество продуктов или денежных средств, которых будет вполне достаточно для того, чтобы накормить одну семью.

Исламские ученые говорили, что форма выплаты закятуль-фитр не ограничивается продуктами, упомянутыми в хадисах (финики, ячмень, пшеница или изюм), а определяется теми продуктами, что наиболее распространены в данной местности. Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты закятуль-фитр в денежном эквиваленте.

Если человек, выплачивающий такую форму обязательной милостыни, является достаточно имущим, то лучше дать больше, чем один «са‘ » .

Во многих странах, в том числе и арабских, где в религиозной практике преобладает мазхаб имама аш-Шафи‘и, на государственном или местном уровне определяется размер закятуль-фитр в денежных единицах, об эквиваленте которого заблаговременно объявляется людям в мечетях и через СМИ. Верующие в последующем относят закятуль-фитр в мечети или самостоятельно передают нуждающимся. Также существует практика, когда денежный эквивалент передается в специальные министерства и ведомства, реализующие эти средства на нужды и чаяния бедных и сирот в той форме, которая для них наиболее полезна и необходима.

Новости из мусульманских республик

04.07.2015

В казанской мечети «Тынычлык» состоялось заседание Совета Улемов ДУМ РТ, посвященное предстоящему месяцу Рамадан. На заседании приняли участие члены Совета Улемов, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин и главный казый республики Джалиль хазрат Фазлыев.

На основании решения Совета Улемов время начала священного месяца Рамадан в 2015 году приходится на 18 июня, а таравих-намаз в 20 ракаатов в мечетях республики начнут читать 17 июня.

Для выплаты закята Советом Улемов был установлен размер нисаба - 170 000 рублей (по золоту 85 граммов) и 18000 рублей (по серебру 592 граммов), размер садака-фитр (закят аль-фитр - милостыни разговения) - при расчете на ячмень 100 руб., а по изюму 500 руб. В качестве искупления за невозможность держать пост по состоянию здоровья и при невозможности восполнить его в другой день установлена фидия - за каждый пропущенный день в размере 200 рублей. Выбор размера садака остается за плательщиком.

Также была утверждена дата празднования в 2015 году Ураза-байрама, который приходится на 17 июля.

_________________________________

«Фитр» означает разговение или воздержание от поста. Поэтому Ид (праздник) после поста месяца Рамадан называется Ид-уль-Фитр, так как это день радости после завершения поста. В этот счастливый день в качестве знака благодарности необходимо раздать определенное количество милостыни, называемой садакат-уль-фитр.

Передается хазратом Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сделал милостыню Фитр обязательной в качестве очищения постов от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных (Абу Дауд). Поэтому раздать садакат-уль-фитр для очищения поста является ваджиб. Другой целью раздачи садакат-уль-фитр в этот счастливый день является помощь бедным и нуждающимся, чтобы они могли возрадоваться вместе с обладающими достатком.

В хадисе Тирмизи передается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) послал глашатая, чтобы объявить по всей Мекке: «Внимание, милостыня фитр — ваджиб для каждого мусульманина, мужчины или женщины, свободного или раба, молодого или старого — два мудда пшеницы или эквивалент этого, или один саа пищевых культур».

Раздать определенное количество денег, ячменя, фиников и т.д. в день Ид-уль-Фитр является ваджиб. Такая раздача милостыни в этот знаменательный день называется садакат-уль-фитр. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) приказал раздавать садакат-уль-фитр в тот же год (2-ой год после хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц Рамадан. Причинами для раздачи садакат-уль-фитр являются следующие:

1. Раздача садакат-уль-фитр для принятия поста.
2. Благодарность Аллаху Та"аля за дарование нам достаточной силы, чтобы поститься в Рамадан.
3. Очищение поста и получение всех благ от поста.
4. Празднование завершения поста.
5. Демонстрация величия дня Ид.
6. Поспособствовать тому, чтобы бедные тоже почувствовали праздничную атмосферу.

Садакат-уль-фитр — это обязательная милостыня, которую необходимо уплатить в Ид-уль-Фитр. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Ид.

Правила садакат-уль-фитр

Садакат-уль-фитр (или фитра) — ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, - которые в день Ид-уль-Фитр обладают нисабом закята.

Фитра становится ваджиб с рассветом дня Фитр. Поэтому, если кто-то умрет до рассвета дня Ид, фитра не будет выплачиваться из его наследства, так как фитра не будет ваджиб для него.

Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если ребенок родился после рассвета (в день Ид), фитра за него не является ваджиб.
Отец должен заплатить фитру за всех своих несовершеннолетних детей, т.е. тех, которые не достигли половой зрелости.
Не является обязательным для мужа платить фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать фитру сама.
Если у несовершеннолетнего имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.

Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Ид). Однако если она не была роздана в день Ид или ранее, обязательство сохраняется и фитру необходимо раздать.

Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца Рамадан. Фитру можно раздать даже до Рамадана. Садакат-уль-фитр — ваджиб для всех тех, кто постился, равно как и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Фитру можно отдать только бедным, т.е. тем, кто может принимать закят.

Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как на раздачу бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».

Хадис Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) иллюстрирует важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Аллахом Та"аля только тогда, когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильным образом используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.

Примечание

Размер садакат-уль-фитра (закят уль-фитра) составляет 0,5 саа (около 1,75 кг) пшеницы или муки, или 1 саа (около 3,5 кг) ячменя или фиников (или эквивалентная сумма в денежном выражении - примерно, сто рублей на наши деньги, но пусть каждый в своей местности уточнит цену на эти продукты, и по ним выплачивает).

В 2015 году, размеры обязательной милостыни садакат-уль-фитр составляют:

100 рублей для людей со скромным достатком (минимум столько же и фидия-садака);
- 300 рублей для людей со средним достатком;
- от 500 рублей для состоятельных мусульман.

По решению ДУМКБР, минимальный размер садакат-уль-фитр (по республике) составляет 50 рублей (уточняйте у своего муфтията). И Фидия-садака (кто по старости или по хронической болезни не держал пост), также минимум 50 рублей.

Как сказано в книге «Энциклопедия норм и правил Ислама», намерение можно сделать и в момент выделения средств для фитра, можно и в момент передачи. Но необходимо учесть, что при передаче фитра в руки бедного человека, лучше не говорить о том, что это фитр-садака. Также, нельзя давать фитр-садака своей супруге, близким и дальним родственникам, то есть, родителям, детям и внукам.

Фитр-садака можно дать как одному, так и нескольким людям. Множество людей могут дать свою фитр-садака как одному бедняку, так и нескольким. Однако, согласно одному мнению, одну фитр-садака нельзя делить между несколькими людьми. Можно объединить фитры, которые выплачивают несколько людей, и распределить между нуждающимися. Но наряду с тем, лучше всего передавать фитр-садака по-одному, так как этот подход более приемлем с точки зрения справедливости.

Да смилуется над нами Всевышний Аллах, даст дожить до конца Рамадана, примет наши поклонения, и сделает из числа тех, кто получит книгу своих деяний с правой стороны, и увидит Аллаха в Раю. Аллахумма аамиинь. Уассалам