Исполнение контракта что в себя включает. Госконтракт что считать исполнением. Исполнение контракта. Как наказать за нарушения

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты , экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Время на чтение: 9 мин

Под исполнением государственного контракта понимается выполнение обеими его сторонами взятых на себя обязательств. К обязанностям исполнителя относится поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, согласно условиям госконтракта, а заказчика – своевременная их приемка, а также оплата в полном объеме. В ходе исполнения госконтракта сторонам следует руководствоваться нормами самого контракта, 44-ФЗ, Гражданского кодекса и иных нормативно-правовых актов.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Из каких стадий состоит

Условия исполнения госконтракта по 44-ФЗ согласовываются заказчиком и поставщиком на этапе его подписания. Они в обязательном порядке отражаются в тексте договора. К по контракту относят следующие:

  1. Цена .
  2. Сроки действия госконтракта .
  3. Период исполнения обязательств .
  4. Порядок оплаты .
  5. Предмет контракта : наименование товаров и количество.
  6. Прочие условия по 44-ФЗ .

Существенные условия исполнения обязательств, которые прописаны в госконтракте, по общим правилам не подлежат изменениям. В ст. 95 44-ФЗ прописан ограниченный перечень ситуаций, при которых вносить изменения допустимо.

В частности, существенные условия допускается изменить, если изменились правила (например, был сокращен лимит), контракт заключен более, чем на полгода и исполнить его без изменений недопустимо (например, возникли форс-мажорные обстоятельства); возможность правок предусмотрены госконтрактом.

Цена по госконтракту, которая должна быть выплачена поставщику, может быть исключительно твердой. Она может быть изменена в крайних случаях:

  • при ее снижении и одновременном сохранении объема поставок , работ и услуг;
  • при ее изменении в пределах 10% , если объем поставки товаров, работ и услуг одновременно сокращается на аналогичную величину;
  • если исполнить контракт по данной цене невозможно , так как она превышает лимит, установленный государственными инстанциями;
  • при изменении регулируемых тарифов ;
  • при уменьшении размера бюджетного финансирования ;
  • при изменении перечня услуг для пациентов, которые проходят лечение за рубежом .

Все поправки в договор должны быть предварительно согласованы с поставщиком и прописаны в , подписываемом сторонами.

В процессе выполнения своих обязательств исполнитель обязан своевременно предоставлять информацию об оказанных услугах и выполненных работах, а также обо всех возникающих в процессе трудностях. Заказчик обязан сделать все зависящее от него для успешного завершения госконтракта: в частности, вовремя перечислять разрешительную документацию, своевременно принимать работу и пр.

Отображение в ЕИС

Согласно Постановлению Правительства №1093 от 2013 года, заказчик обязан подготовить отчет об исполнении контракта, подписать его с помощью и разместить в ЕИС. В отчетность включаются сведения:

  1. Об исполнении госконтракта . Под ним понимается успешное исполнение обязательств по контракту поставщиком, поставка товаров и услуг в определенные сроки и перечисление заказчиком оплаты.
  2. О ненадлежащем исполнении контракта . Сюда включаются данные о нарушениях, допущенных при его исполнении, а также размер штрафных санкций, которые были наложены на него заказчиком.
  3. Об изменении или контракта .

Помимо отчета, к документам прилагаются результаты внешней экспертизы, если такая осуществлялась заказчиком, и документы о приемке. Отчет подлежит размещению в ЕИС в течение 7 дней после оплаты или расторжения госконтракта.

Также после исполнения контракта информация об этом включается в специальный реестр исполнения контрактов по 44-ФЗ. Это необходимо сделать в течение 3 дней. В реестре должна отображаться следующая информация:

  1. Наименование компании-заказчика .
  2. Источник финансирования закупки .
  3. Способ выбора поставщика .
  4. Дата окончания процедуры отбора .
  5. Реквизиты .
  6. Дата подписания госконтракта и его номер.
  7. госзакупки .
  8. Цена госконтракта .
  9. Величина перечисленного аванса , если такой был предусмотрен.
  10. Сведения о поставщике .
  11. Сроки гарантийных обязательств .
  12. Данные об изменении условий госконтракта .
  13. Копия подписанного договора .
  14. Данные о договорах, которые были подписаны с из числа СМП и социально ориентированных НКО.
  15. Информация о согласовании с контрольным органом подписания контракта с .
  16. Данные об исполнении контракта с учетом всех нарушений и штрафов.
  17. Информация о расторжении контракта .
  18. закупки .
  19. Документация о приемке .

Срок исполнения контракта

Под сроками исполнения госконтракта по 44-ФЗ понимается временной период, в течение которого и поставщик, и госзаказчик исполнили свои обязательства по госконтракту. Указанный период не всегда соответствует срокам действия договора и прописывается до конкретной даты. Сроки исполнения могут отсчитываться как с даты подписания госконтракта, так и с даты перечисления аванса госзаказчиком в сторону подрядчика (если такой предусмотрен договором).

В сроки исполнения входят и сроки на поставку товара или результатов оказания услуги. Они могут быть указаны как в виде фиксированной даты, так в виде графика поставки.

Контракт считается исполненным после того, как стороны исполнили все обязательства по нему друг перед другом. Финальной стадией исполнения контракта является его оплата заказчиком.

Кроме сроков исполнения, в госконтракте могут быть указаны сроки действия. Это дата не является обязательной, но может быть прописана по усмотрению заказчика. В данный временной период, помимо прочего, включается гарантийный период. Но даже после истечения сроков действия обязательства сторон сохраняются.

Обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения в рамках госконтракта – это определенная денежная сумма или банковская гарантия, которая предоставляется победителем торгов при заключении контракта в целях покрытия потенциального ущерба заказчика при или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств.

Вопросы внесения обеспечения госконтракта регулируются положениями ст. 96 44-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ, заказчик в по закупке или документации о ней должен установить требование о внесении победителем обеспечения перед подписанием контракта. Исключениями являются закупки, которые перечислены в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ.

Запрос котировок, предложений и закупка у единственного поставщика могут осуществляться как с внесением обеспечения, так и без такового. Решение данного вопроса остается на усмотрение заказчика.

Также заказчик имеет право не устанавливать обеспечение по контрактам, если в закупочной процедуре принимали участие только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО.

Если закупка предусматривает внесение , то контракт с победителем подписывается только после того, как он внес установленную сумму и подтвердил этот факт документально.

В случае когда в установленные сроки победитель закупки не предоставил заказчику финансовые гарантии, то он считается уклонившимся от контракта. В данной ситуации сведения об участнике в обязательном порядке передаются в .

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, исполнение контракта обеспечивается как денежными средствами, которые вносятся на указанный заказчиком счет, так и банковской . Гарантия может быть выдана ограниченным перечнем банковских учреждений, соответствующих требованиям ст. 45 44-ФЗ.

Заказчик не вправе указывать поставщику на предпочтительный способ обеспечения . Участник закупки вправе сам определить его по своему усмотрению.

Если участник закупки решил внести обеспечение в виде денежных средств, то ему следует перевести всю сумму по извещению на указанный заказчиком счет. Никакие счета заказчиком не выставляются: перевести деньги надо до финальной даты подписания контракта. В качестве подтверждения факта внесения средств будет выступать платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

В случае если поставщик выбрал , то подтверждающим документом станет ее оригинал. Сроки действия гарантии должны превышать сроки контракта не менее, чем на месяц.

Уже в ходе работы над госконтрактом поставщик вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ. При этом новое обеспечение может быть предоставлено в уменьшенном размере на уже исполненные обязательства. При этом способ обеспечения госконтракта может быть изменен по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ.

Например, если участник закупки в установленные сроки не успел подготовить гарантию, то он может первоначально внести на счет денежные средства, а затем поменять их на гарантию.

При этом применение комбинированного обеспечения госконтракта недопустимо. Так, нельзя внести часть суммы деньгами, а вторую – в виде гарантии либо предоставить несколько гарантий, которые частично покрывают обязательства.

Размеры обеспечения по госконтракту могут составлять от 5 до 30% от НМЦК , которая была установлена в извещении. В случае если контракт заключается на сумму более 50 млн р., то заказчиком устанавливается требование об обеспечении исполнения контракта в размере 10-30% от .

При превышении авансом величины 30% от НМЦК его размер приравнивается к авансу.

Когда предложенная участником закупки цена была уменьшена на 25% и более, участнику закупки нужно внести обеспечение в 1,5 раза больше, чем оно было прописано в извещении о проведении закупки, либо предоставить документальное подтверждение добросовестности поставщика. Эти меры принимаются в целях недопущения в контрактной системе.

Если обеспечение было внесено в денежной форме, то заказчик должен его вернуть. С учетом требований, которые указаны в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ, в госконтракт включаются условия о сроках возврата обеспечения в обязательном порядке. Обычно обеспечение возвращается поставщику после того, как он подаст на имя заказчика требование о его возврате с указанием реквизитов для перевода.

В том случае, если по каким-либо причинам сроки для подписания контракта истекли, а он так и не был завизирован заказчиком, внесенная участником обеспечительная мера должна быть возвращена победителю в течение 5 рабочих дней.

При неисполнении обязательств по контракту поставщиком заказчик может инициировать его расторжение, и в данной ситуации обеспечение не подлежит возврату.

Что включает в себя исполнение контракта по 44-ФЗ, какие требования учесть, что делать в случае нарушений, как оформить результаты, расскажем в статье.

Порядок исполнения контракта по 44-ФЗ

Условия исполнения контракта по 44-ФЗ заказчик и поставщик согласовывают на этапе его подписания и отражают в тексте контракта. К существенным условиям относят: цену, срок действия, период выполнения обязательств, предмет (наименование и количество), порядок оплаты, ответственность поставщика и заказчика и др.

Что входит в исполнение контракта:

  • выполнение поставщиком (исполнителем или подрядчиком) своих обязательств;
  • взаимодействие сторон при изменении, расторжении контракта;
  • приемка;
  • оплата.

В ходе выполнения своих обязательств исполнитель контракта должен своевременно предоставлять информацию о ходе оказания услуги или выполнения работы, обо всех возникающих сложностях. Заказчик в свою очередь должен делать все от него зависящее (например, вовремя получать и предоставлять разрешения, не затягивать с приемкой, оплатой отдельных этапов). Результатом исполнения контракта должна стать своевременная поставка товара (выполнение работы или оказание услуги) и оплата исполненных обязательств. Пройдемся по основным этапам.

Изменение контракта при его исполнении

По общему правилу менять существенные условия контракта нельзя. В ст. 95 Закона 44-ФЗ есть ограниченный перечень ситуаций, когда внесение изменений допустимо. К примеру, срок действия контракта можно перенести, если:

  • изменились условия предоставления бюджетных средств;
  • контракт заключен больше чем на полгода;
  • исполнить контракт без внесения изменений невозможно;
  • возможность внесения правок предусмотрена в контракте.

Какие расхождения в документах по исполнению контрактов безопаснее исключить до конца 2019 года

Смотрите в статье инструкцию, какие данные в документах по исполнению контрактов проверить до конца года, чтобы открыть новый закупочный год без расхождений. Возьмите лист сверки и образцы актов для взаимозачета.

Цену также можно менять, если:

  • она снижается, а объем поставок, работ или услуг остается прежним;
  • она меняется в пределах 10% при изменении на такой же показатель объема товара, работ или услуг;
  • исполнить контракт по установленной цене невозможно, поскольку она превышает размер, определенный органами власти;
  • изменились регулируемые тарифы;
  • уменьшился размер бюджетного финансирования;
  • изменился перечень услуг для пациента, проходящего лечение за рубежом.

Все правки заказчик должен согласовать с поставщиком. Стороны оформляют допсоглашение. Редакция журнала "Госзакупки.ру" подготовила 5 безопасных образцов допсоглашений, в которых учли все возможные причины изменения условий контрактов в 2019 году.

Изменения необходимо отразить в ЕИС в течение одного рабочего дня.

Приемка

Еще один важный этап исполнения контракта - приемка результатов. Подробный порядок заказчик устанавливает в условиях контракта. Он обязательно должен провести экспертизу: своими силами или с помощью сторонних экспертов. Как провести экспертизу для любого контракта в 2019 году,

Результаты отражаются в итоговом документе - акте. Если результаты не соответствуют потребностям заказчика, закону или условиям контракта, необходимо написать мотивированный отказ от приемки и дать поставщику время на исправление недочетов.

Что можно легально изменить в контракте, чтобы ни поставщик, ни контролер не смогли этого оспорить
Если контракт уже исполняют, а ваши потребности изменились, отозвали лимиты, нужно купить больше, меньше или раньше - выберите нужное вам основание для изменения цены и читайте правила, как действовать.
Из статьи вы узнаете:
☆ Когда можно вносить изменения в контракт;
☆ Где чаще всего ошибаются заказчики, когда меняют условия контракта;
☆ Как оформить изменения и разместить их в ЕИС: алгоритм из трех шагов;
☆ Что делать, если менять контракт нельзя, но очень нужно.

Оплата

В 2017 году изменились сроки оплаты контракта. После вступления в силу Федерального закона от 01.05.2017 № 83-ФЗ заказчикам дается на перечисление денег максимум 30 дней с момент подписания бумаг о приемке. А если поставщик - СМП или СОНКО, этот срок сокращается до 15 дней.

Срок исполнения контракта по 44-ФЗ

Под сроком исполнения контракта понимают период, в течение которого свои обязательства по контракту выполнили и поставщик, и заказчик. Этот промежуток не всегда аналогичен сроку действия договора - он прописан до какой-то конкретной даты. Даже если срок действия подошел к концу, это не освобождает стороны от исполнения оставшихся обязательств и ответственности.

Штрафы по исполнению контракта по 44-ФЗ

При просрочке исполнения контракта по 44-ФЗ назначаются пени - от 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Размер пени уменьшается на сумму исполненных в срок обязательств. Кстати, за просрочку предусмотрены пени и для заказчиков. Размер аналогичен указанному выше.

За прочие нарушения при исполнении контракта, не касающиеся сроков, установлены штрафы. Размеры указаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042. Рассмотрим санкции для поставщиков. Сумма штрафа зависит от цены контракта:

  • при цене до 3 млн руб. - 10% цены контракта;
  • 3-50 млн руб - 5% цены контракта;
  • 50-100 млн руб. - 1% цены контракта;
  • 100-500 млн руб. - 0,5% цены контракта;
  • 500 млн - 1 млрд руб. - 0,4% цены контракта;
  • 1-2 млрд руб. - 0,3% цены контракта;
  • 2-5 млрд руб. - 0,25% цены контракта;
  • 5-10 млрд руб. - 0,2% цены контракта;
  • более 10 млрд руб. - 0,1% цены контракта.

Если нарушенное обязательство не имеет стоимостного выражения, размер штрафа будет таким:

Штрафы за некачественное исполнение контракта по 44-ФЗ для СМП ниже. Что касается заказчиков, для них установлены следующие санкции за нарушения, не связанные со сроками:

  • 1 000 руб., при цене контракта до 3 млн. руб.;
  • 5 000 руб. - от 3 млн. до 50 млн. руб.;
  • 10 000 руб. при цене от 50 млн. до 100 млн. руб.;
  • 100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн. руб.

Отчет исполнения контракта по 44-ФЗ

Реестр исполнения контрактов по 44-ФЗ

После исполнения контракта по 44-ФЗ информацию необходимо разместить в реестре контрактов . Необходимо уложиться в 3-дневный срок. В реестр контрактов вносят следующую информацию:

  • наименование заказчика;
  • источник финансирования;
  • способ выбора поставщика;
  • дата окончания процедуры выбора поставщика и реквизиты итогового протокола;
  • дата заключения и номер контракта;
  • объект закупки, цена контракта, аванс, если он предусмотрен;
  • информация о поставщике;
  • срок гарантийных обязательств;
  • данные об изменении контракта;
  • копия заключенного контракта;
  • сведения о договорах с субподрядчиками из числа СМП и СОНКО;
  • согласование контрольным органом заключения контракта с едпоставщиком;
  • сведения об исполнении контракта, включая все нарушения и штрафы;
  • информация о расторжении контракта;
  • код закупки;
  • бумага о приемке.

Это делается в личном кабинете в ЕИС.

Казначейство продлило порядок, по которому пока не сверяют отдельные данные из информации и документов заказчиков для реестра контрактов. Но это не повод расслабляться: контролеры без жалости штрафуют тех, кто не вовремя и не полностью направил сведения для реестра. Мы составили 11 вопросов о том, когда, что и как заказчикам необходимо направлять в реестр контрактов. Пройдите его, чтобы проверить и закрепить свои знания .

Отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ

В процессе исполнения контракта по 44-ФЗ может возникнуть необходимость в его расторжении. Оно возможно в мирном порядке (по соглашению сторон), а также по суду и в одностороннем порядке. Отдельно рассмотрим последний способ.

При ненадлежащем исполнении контракта по 44-ФЗ одной стороной, вторая имеет право принять решение об одностороннем отказе. К примеру, заказчику такое право дается, если поставщик не раз срывал сроки поставок, привозил некачественный товар, отказывался устранять нарушения и т.д. При этом заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если:

  • поставщиком были предоставлены ложные данные о нем и о его товаре или услуге, что в конечном итоге способствовало победе;
  • продукция поставщика не соответствует документации о закупке;
  • предметом контракта выступает товар, произведенный или модернизированный в России в соответствии с инвестиционным или государственным контрактом, а такой контракт расторгнут.

Смотрите в журнале "Госзакупки.ру" самую полную инструкцию по одностороннему расторжению контракта . В алгоритме из пяти шагов смотрите, как собрать документы и уведомить поставщика, чтобы расторгнуть договор быстро и законно. Умные календари покажут, как меняется порядок ваших действий в зависимости от реакции поставщика. А на схеме - все это вместе и наглядно.

Поставщик также может принять решение об одностороннем отказе. Это возможно, если заказчик несколько раз отказывал в приемке без объяснения причин, срывает сроки оплаты и т.д.

Не установлено единой регламентации правил, на основании них происходит определение срока действия контракта . При процедуре оформления документа заказчик должен основываться на ГК и БК России.

На законодательном уровне срок действия контракта можно продлить. Для этого необходимо письменное или автоматическое соглашение сторон. Данного рода контракты будут относиться к типам документов, которые обладают неопределенной датой действия. Но, если обратиться к 44 ФЗ, данная процедура невозможна.

1. Срок исполнения обязательств по контракту

Срок исполнения контракта должен быть меньше срока действия контракта, он определяется заказчиком. Существуют некоторые случаи, при которых происходит установление срока исполнения контракта:

При единоразовой поставке. Заказчику необходимо будет установить особое время за которое смогут быть поставлены выбранные товары или произойдет оказание необходимых услуг.

При составлении предварительной заявки заказчика. В данном случае должны быть оговорены сроки, за которые поставщик сможет исполнить обязательства по государственному контракту, после того как будет получена заявка. Но вместе с этим должно происходить обсуждение правил подачи данного рода заявок. Партиями по заранее выбранному графику. При наличии нарушения таких графиков может способствовать наложению на поставщика штрафных санкций.

Остались вопросы по исполнению обязательств по контракту?

Оставьте заявку у нас на сайте и наши специалисты с вами свяжутся в самое ближайшее время!

2. Ненадлежащее исполнение обязательств по контракту

Контракт может считаться исполненным, при случаи выполнения между сторонами своих обязательств согласно ст 94 44 ФЗ, в данном случае исполнением обязательств со стороны поставщика будет считаться подписание товарной накладной или же акта приема-передачи.

При нарушении сроков исполнения обязательств, пострадавшая сторона может претендовать на следующее:

  • уплата неустойки за каждый день просрочки;
  • уплаты убытков, которые были понесены.
Помимо этого, при просрочке исполнения контракта составляется претензия по госконтракту на основании 44 ФЗ. Она оформляется на следующий день после просрочки.

В составленной претензии должны указываться расчеты требований и изложение самой причины ее составления. При неисполнении со стороны поставщика требований, которые прописаны в самой претензии, то в этом случае суть претензии будет рассматриваться на суде. Только с помощью суда можно будет решить возникшие недопонимания.

Мы поможем избежать просрочки исполнения обязательств по контракту!

У нас в штате работают опытные сотрудники, которые всегда готовы помочь!

3. Просрочка исполнения обязательств по контракту 44 ФЗ

Довольно часто возникает просрочка исполнения обязательств контракта при ненадлежащем исполнении обязательств. Все результаты данного нарушения условий договора прописаны в ст 330, 395, 405 ГК России.

За просрочку обязательств по контракту предусматривается возмещение убытков и уплата неустойки. Но кроме этого существует особый вид ответственности, который применяется при нарушении денежных обязательств, она называется пользованием чужими денежными средствами. Как происходит расчет пени (неустойки) по контракту читайте

В соответствии с пп. 1, 4 ст 395 ГК России, проценты начисляются от итоговой суммы долга на основании размера ключевой ставки Банка РФ, которая действует во время просрочки. При наличии соглашения о неустойке происходит исключение взысканий процентов.

Требования к закупаемым товарам

В Обзоре разъясняется, какие требования допустимо устанавливать в отношении закупаемых товаров (далее по тексту под товаром понимаются совокупно товары, работы и услуги, если из контекста не следует иное). ВС РФ отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд. Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В связи с этим при установлении требований к объекту закупки заказчик должен исходить из собственных потребностей и специфики использования закупаемого товара в рамках осуществляемого заказчиком вида деятельности. Такие действия заказчика не могут рассматриваться как ограничение потенциального круга участников закупки и нарушение Закона № 44-ФЗ.

Например, было признано допустимым установление требования о поставке лекарственного препарата во флаконе или в ином эквиваленте, позволяющем обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Такое требование было обусловлено тем, что иная упаковка лекарственного средства (ампула) не позволяет сохранить препарат в герметичном состоянии после вскрытия в течение необходимого времени, и он будет непригоден к использованию, что приведет к неоправданному расходу лекарственных средств.

В то же время установление требований к объекту закупки, которые никак не связаны с его эффективностью, спецификой назначения и применения, не обусловлены потребностями заказчика, но при этом влекут ограничение потенциального числа участников закупки, является нарушением Закона № 44-ФЗ.

Внесение изменений

В Обзоре подтверждается, что внесение изменений в государственный контракт возможно только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. При этом уточняется, что сохранение условий государственных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении закупки, направлено на обеспечение равенства участников закупок, создание условий для свободной конкуренции, с тем чтобы исключить случаи обхода закона – искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для ее победителя более выгодных условий исполнения контракта путем внесения в него изменений.

В то же время ВС РФ приводит ряд примеров, когда фактическое изменение условий государственного контракта может быть признано допустимым судами:

1) изменение срока государственного контракта: в случае несовершения заказчиком действий, предусмотренных законом, договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых поставщик не мог исполнить свои обязательства, сроки исполнения обязательств по государственному контракту продлеваются на период просрочки заказчика;

2) увеличение цены государственного контракта более чем на 10%: оплата работ в объеме, увеличенном более чем на 10% от цены контракта, возможна в случае согласования заказчиком дополнительных строительных работ, если:

– невыполнение таких работ грозит годности и прочности результата выполняемой работы; и

– такие работы не могли быть учтены в технической документации на момент подготовки документации и заключения контракта, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

Стоит отметить, что указанные позиции прямо из Закона № 44-ФЗ не следуют, но демонстрируют стремление судов учесть специфику складывающихся между сторонами государственного контракта отношений и допустить их корректировку в той мере, в которой это не противоречит принципам Закона № 44-ФЗ.

Односторонний отказ от исполнения

Обзор подтверждает сложившееся на практике толкование положений Закона № 44-ФЗ, касающихся одностороннего отказа от исполнения государственного контракта. Отмечено, что в государственном контракте достаточно закрепить возможность его расторжения в одностороннем порядке без уточнения конкретных оснований для такого расторжения. В этом случае подлежат применению основания для одностороннего отказа, установленные ГК РФ.

В государственном контракте возможно конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для одностороннего отказа (например, установить, что односторонний отказ от договора подряда возможен в случае просрочки подрядчиком выполнения работ более чем на 30 дней, а не на 7 дней, как предусмотрено ГК РФ). Тогда односторонний отказ будет правомерен в случае наличия нарушения, отвечающего признакам, установленным в государственном контракте.

В Обзоре уточняется, что для расторжения договора достаточно доставки поставщику сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение информации об одностороннем отказе в единой информационной системе, как это предусмотрено ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено прежде всего в публичных целях. Оно не является необходимым условием для расторжения договора. Если поставщик получил уведомление об одностороннем отказе, договор будет считаться расторгнутым (по истечении 10 дней с момента уведомления) независимо от факта размещения/неразмещения информации об отказе в единой информационной системе.

С нарушением требований Закона № 44-ФЗ

В Обзоре выражена крайне важная позиция в отношении последствий заключения государственного контракта с нарушением требований Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения. Признание торгов недействительными влечет недействительность заключенного по их итогам договора. Таким образом, договоры, заключенные по итогам торгов, являются оспоримыми.

ВС РФ указал, что правило, содержащееся в п. 1 ст. 449 ГК РФ, является общим и не учитывает специфику отношений, складывающихся в рамках Закона № 44-ФЗ. Указанным законом на его субъектов возлагается обязанность осуществлять закупки в соответствии с принципами открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, а также с соблюдением иных установленных в публичных интересах ограничений. В связи с этим государственный контракт, заключенный с нарушением требований Закона № 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, посягает на публичные интересы и/или права и законные интересы третьих лиц и, следовательно, является ничтожным.

Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Кроме того, суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе. С учетом этого вероятность наступления негативных последствий для сторон государственного контракта, заключенного с нарушением Закона № 44-ФЗ, существенно возрастает.

Если неисполнение отдельных процедурных требований Закона № 44-ФЗ не привело к нарушению принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупки, а также публичных интересов и прав и законных интересов третьих лиц, то соответствующий государственный контракт не может быть признан недействительным.

Поставка товаров в отсутствие госконтракта

В Обзоре подробно освещаются вопросы, связанные с возможностью оплаты товаров, поставленных в отсутствие государственного контракта.

ВС РФ подтвердил, что по общему правилу поставка товаров в отсутствие государственного контракта не порождает у поставщика права требовать оплаты соответствующего предоставления. Поставляя товары государственному заказчику в отсутствие государственного контракта, заключение которого в соответствии с Законом № 44-ФЗ является обязательным, поставщик не мог не знать, что он действует в отсутствие обязательства. В связи с этим возникшее на стороне заказчика неосновательное обогащение не подлежит возврату как предоставленное во исполнение несуществующего обязательства, об отсутствии которого знал поставщик (п. 4 ст. 1109 ГК РФ). Иное толкование позволяло бы государственным заказчикам и их контрагентам обходить требования Закона № 44-ФЗ.

Однако из указанного общего правила существует ряд исключений. Так, не может быть отказано в оплате поставщику, действовавшему в отсутствие государственного контракта, если из закона следует, что поставка товаров являлась для него обязательной независимо от его волеизъявления. В качестве примера в Обзоре приводится ситуация, когда медицинская организация (исполнитель) продолжала оказывать услуги (гемодиализ) пациентам, направленным учреждением здравоохранения (заказчик), в период между истечением срока действия старого государственного контракта и заключением нового. В соответствии с законодательством РФ исполнитель в данном случае был не вправе отказывать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам. Кроме того, несвоевременное проведение закупки заказчиком не могло служить основанием для прекращения или приостановления выполнения социально значимых функций.

Оплате также подлежат услуги, оказанные после истечения срока действия государственного контракта, если из существа обязательства следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение. Примером может послужить оказание услуг по хранению, в случае если государственный заказчик не забрал свое имущество по истечении срока контракта.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций, если применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно. В то же время если в возникших обстоятельствах отсутствовала возможность проведения закупки у единственного поставщика, то последующий отказ поставщику в оплате в связи с отсутствием контракта будет неправомерен.

Так, в описанной в Обзоре ситуации зимой на теплотрассе произошла авария, повлекшая отключение теплоснабжения в 186 домах. Для устранения аварии муниципальное предприятие обратилось к обществу, с которым ранее был заключен договор по аварийному обслуживанию сетей, для срочного устранения аварии. В последующем муниципальное предприятие отказалось оплатить работы, выполненные обществом, в связи с отсутствием контракта. Суды удовлетворили требование общества об оплате, указав, что работы выполнялись в условиях, при которых любое промедление могло причинить существенный вред жизни и здоровью населения и устранение аварии не терпело отлагательства. Кроме того, выполнение работ носило разовый характер и было направлено исключительно на устранение аварии и ее последствий.

Таким образом, в Обзоре выражены важные правовые позиции по вопросам заключения, изменения и расторжения государственного контракта и последствий нарушения требований Закона № 44-ФЗ. Они должны позволить заказчикам и поставщикам более четко определить пределы допустимых действий и оценить последствия превышения таких пределов, а также способствовать формированию единообразного подхода к разрешению споров, связанных с государственными закупками.