Интерпретационные правовые акты. Интерпретационные акты, их значение Интерпретационные акты являются

Интерпретационный акт может рассматриваться как особая разновидность результата юридически значимых действий, выраженная в установленной форме, издаваемая властным органом в предусмотренном законом порядке, содержащая правила поведения общего или индивидуального характера.

Интерпретационный акт является одним из видов правовых актов.

К общим признакам правового акта и интерпретационного акта относятся способность воздействовать на правовые отношения, выражать правила общего или индивидуального характера, обусловливаться волей субъекта права, объективироваться в особой правовой форме.

В юридической литературе в качестве специфических признаков интерпретационных актов выделяют следующие:

во-первых, они не создают новых норм права;

во-вторых, не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с толкуемыми нормативно-правовыми актами;

в-третьих, разделяют юридическую судьбу толкуемых актов (точнее, толкуемых норм).

При разграничении интерпретационных актов на виды следует исхо­дить из наиболее общих их признаков, имея при этом в виду, что любая клас­сификация представляет собой теоретическую абстракцию, условное деление, хотя и базируемое на объективных свойствах и закономерностях классифици­руемых явлений.

Научно обоснованная классификация интерпретационных актов по­зволяет более четко определить их место в системе права (и законодательства), уяснить их предна­значение и функции. Она имеет значение для совершенство­вания правоприменительной и правотворческой деятельности, так как способ­ствует более правильному восприятию и уяснению действительного смысла и содержания законов.

Важное значение для правильной классификации имеют основания клас­сификации, т.е. наиболее существенные признаки, определяющие характери­стику всех остальных объектов в данном разряде. Проблема критериев классификации интерпретационных актов в юридической литературе не получила широкого обсуждения.

Вместе с тем, разнообразие форм деятельности по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, множество субъектов, осуществляющих процесс толкования, различная юридическая сила актов официального толкования предопределяют множественность актов толкования, их разнообразие.



В юридической литературе основания классификации актов толкования, как правило, заимствуют из достаточно разработанных теорий либо правовых актов, либо толкования права.

Представляется, что признание научного и практического значения за классификациями интерпретационных актов в зависимости от признака нормативности, формы, наименования, юридической силы, сферы действия, времени действия, предмета правового регулирования вполне обосновано.

Рассмотрим названные классификации.

В зависимости от признака нормативности интерпретационные акты делятся на нормативные и казуальные .

В зависимости от формы актов официального толкования различают­ся письменные акты (акты-документы) и устные акты.

Акты-документы представляют собой источники, содержащие результат процесса толкования, объективированные вовне в форме письменных доку­ментов. Это юридические документы, которые издаются специально уполномо­ченными на это органами и влекут за собой юридические последствия. Что каса­ется таких письменных документов, как мемуары, частные письма, научная литература, то, несмотря на наличие в их содержании элементов толкования, они не являются юридическими документами, а, следовательно, не могут быть отнесены к категории актов официального толкования.

Устные акты толкования выражается обычно в форме рекомен­даций, ответов на вопросы представителями органов государственной власти, суда, прокуратуры, общественных объединений и т.д. К числу актов офици­ального толкования относятся только те устные акты, которые исходят от уполномоченных на дачу официального толкования должностных лиц и вле­кущие за собой определенные юридические последствия для лиц, к которым обращено разъяснение смысла правовых норм.

Многообразие письменных актов-документов влечет за собой необходи­мость их классификации по наименованию.

В настоящий момент в практике представительных и исполнительных органов государственной власти имеют место такие акты официального тол­кования, как указы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, письма; в судебной практике актами толкования являются приговоры, реше­ния, постановления, определения и т.д.

Классификация актов официального толкования по юридической силе может быть рассмотрена, в нескольких аспектах.

Во-первых, правовая система Российской Федерации характеризуется иерархичностью, соподчиненностью и внутренней согласованностью право­вых актов. В соответствии с Конституцией РФ ее составляют следующие виды правовых актов:

Конституция РФ;

Международные договоры Российской Федерации и иные акты, содер­жащие общепризнанные нормы международного права;

Федеральные конституционные законы;

Федеральные законы;

Подзаконные нормативные акты федеральных органов (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные подзаконные акты);

Законы и подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

Локальные нормативные правовые акты.

Законодательство Российской Федерации признает в правовой системе вер­ховенство Конституции РФ и ее высшую юридическую силу (ст. 15 Конститу­ции РФ), а также устанавливает верховенство законов над всеми подзаконны­ми актами.

Будучи вспомогательными правовыми актами, акты официального тол­кования разделяют судьбу толкуемых норм и располагаются в той же иерархи­ческой последовательности, что и нормативные акты, образуя систему актов официального толкования. Эту систему возглавляют акты толкования Кон­ституции РФ (постановления Конституционного Суда РФ), затем следуют акты тол­кования федеральных конституционных законов, за ними акты толкования те­кущих федеральных законов и затем подзаконных нормативных правовых ак­тов. Что касается актов толкования международных договоров РФ и иных ак­тов, содержащих нормы международного права, то им отводится особое поло­жение в связи с тем, что Конституция РФ закрепляет приоритет норм между­народного права. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем преду­смотренные законом, то применяются правила международного договора».

Во-вторых, с учетом структуры правовой системы РФ, а она характери­зуется наличием четырех подсистем: федеральная правовая подсистема, правовая подсистема субъектов Федерации, правовые подсистемы местного самоуправления и локального нормотворчества с присущими двум последним элементами саморегулирования. Нормативные правовые акты, составляющие каждую из подсистем, различаются по своей юридической силе. Так, нормативные правовые акты федеральных органов об­ладают большей юридической силой по сравнению с нормативными право­выми актами органов субъектов Федерации (за исключением предмета исключительного ведения субъектов РФ) и местного самоуправления. Ана­логичная иерархичность характеризует соответствующие им акты официаль­ного толкования, среди которых наибольшей юридической силой обладают акты официального толкования нормативных правовых актов федеральных органов, за ними следуют акты толкования нормативных правовых актов орга­нов субъектов Федерации и акты толкования нормативных правовых актов ор­ганов местного самоуправления и локальных нормативных актов.

В-третьих, классификация актов толкования в соответст­вии с их юридической силой совпадает с делением официальных разъяснений в зависимости от субъектов толкования. Наибольшей юридической силой об­ладают акты нормативного толкования представительных органов власти, за­тем органов судебной, исполнительной власти, прокуратуры и т. д. Степень обязательности этих актов различна. Что касается актов казуального толкова­ния, то они не должны противоречить разъяснениям общего характера, содер­жащимся в актах нормативного толкования.

По сфере действия акты толкования делятся на: а) разъ­яснения федерального значения, действие которых распространяется на всю территорию государства; б) акты толкования регионального характера, дейст­вующие в пределах территории того или иного субъекта РФ; в) акты толкова­ния локального (местного) применения. К числу первых относятся акты толко­вания центральных федеральных органов государственной власти (законода­тельной, исполнительной, судебной). Акты толкования органов субъектов Фе­дерации распространяют свое действие только на территории данных субъектов, акты толкования органов местного самоуправления имеют локальную сферу применения.

По времени действия акты официального толкования различаются в зависимости от времени действия разъясняемых ими норм. Если срок действия толкуемой нормы или группы норм предусмотрен в самом нормативном акте, то с его истечением прекращается действие и соответствующего акта офици­ального толкования. И напротив, акты толкования норм, рассчитанных на не­определенный срок, сохраняют силу весь период их действия.

По предмету правового регулирования акты толкования подразделяются отраслевые (разъяснения в области гражданского, уголовного, административного, трудового и т.д. права), межотраслевые (имеющие значение для двух и более отраслей права), общеправовые (применимые в любой сфере общественных отношений).

Правовые акты:

1) нормативный акт

2) правоприменительный акт

3) интерпретационный акт

Интерпретационные акты (акты толкования права) - акты, содержащие разъяснения соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права.

Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свой особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права, а лишь разъясняют их смысл), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы (т.е. если нормативный акт утрачивает силу, интерпретационный акт также становится недействительным).

Виды интерпретационных актов:

1) По форме - устные и письменные;

2) Акты нормативного и казуального толкования (акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер, а казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными);

3) По субъектам, издавшим акт толкования (судебные органы, органы исполнительной власти);

4) Акты толкования по отраслях права.


71. Пробелы в праве: понятие, причины возникновения, способы устранения и восполнения.

Пробел в праве – отсутствие правовой нормы, которая должна регулировать отношения в данном конкретном случае.

Причины пробелов в праве:

ü Динамизм общественных отношений

ü Некомпетентность и ошибки самого законодателя

ü Недостатки юридической техники

Способы преодоления пробелов в законодательстве:

1)Аналогия закона - решение юридического дела по норме, рассчитанного не на конкретный, а на схожий случай. В уголовном праве - не применяется.

Такая норма должна быть найдена в пределах соответствующей отрасли права. Так, пробелы гражданского права следует разрешать на основе норм этой отрасли права, а при не нахождении нужной нормы в данной отрасли следует ее искать в близких отраслях законодательства и в законодательстве в целом

2)Аналогия права - принятие решения по конкретному делу по общим принципам и духу права, когда нельзя подобрать норму права (на основании общих принципов).

Ориентирами в данном способе преодоления пробелов могут быть общепризнанные принципы и нормы международного права, общие нормы конституций.

72. Юридические коллизии: понятие, причины возникновения, способы устранения. Конкуренция правовых норм???.
Юридические коллизии - это противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

Можно выделить:

объективные причины коллизий(в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними)

субъективные причины коллизий (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов).

Возможные способы разрешения коллизий: принятие нового акта, отмена старого акта, внесение изменений в действующие акты, систематизация законодательства, референдумы, деят-ть судов (прежде всего Констит Суда), переговорный процесс ч/з согласительные комиссии, толкование и др.

73. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.

Правомерное поведение - надлежащая реализация субъектом права правовых установлений, т.е. субъект соблюдает все запреты и исполняет все обязанности, которые требует соблюсти и исполнить закон.

Признаки правомерного поведения:

1.Субъектами выступают люди.

2.Может выражаться в действии или бездействии

3.Является правовым, юридически значимым

4.Является общественно полезным или общественно допустимым

Виды правомерного поведения:

1)Маргинальное - субъект ведет себя правомерно из-за страха наказания, которое последует за нарушение предписаний законов;
2)Конформистское - субъект ведет себя правомерно на основе стандартов общества, в котором он живет, т.е. поступает как все;
3)Привычное (обычное) - субъект ведет себя правомерно, просто потому, что привык себя так вести;
4)Социально-активное - субъект осознает ценность права и старается претворять предписание права в жизнь. Это говорит о высокой правовой культуре субъекта.

74. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

Правонарушение - общественно опасное, виновно совершенное деяние (действие или бездействие), запрещенное законом (противоправное) и совершенное лицом обладающим деликтоспособностью и влекущее юридическую ответственность.

Признаки правонарушения:

1) Общественная опасность - правонарушение посягает на блага и ценности общества,т.е.ущерб господствующим в данном государстве общественным отношениям, образу жизни.
2) Противоправность -это такое поведение человека, которое противоречит предписаниям норм права, т.е. оно направлено против тех общественных отношений, которые регулируются и охраняются нормами права.
3) Виновность - противоправное поведение является правонарушением лишь в том случае, если в действии или бездействии правонарушителя имеется вина (в форме умысла или неосторожности).
4) Влечет юридическую ответственность, если лицо, совершившее правонарушение обладают деликтоспособностью (возраст, вменяемость).

Виды правонарушений:

1) Проступок (нарушение КоАП, дисциплинарный проступок, деликт в ГП);
2) Преступление (нарушение норм Уголовного кодекса).


75. Состав правонарушения: понятие и общая характеристика элементов.

Состав правонарушения - совокупность юридически значимых элементов, которые идентифицируют деяние как правонарушение. Другими словами - это модель, образец, сопоставив с которым конкретное деяние, можно сделать вывод о том, является ли данное деяние правонарушением или нет.

Элементами состава являются:

1) Объект - блага и интересы, общественные отношения, которым правонарушением причиняется вред.

2) Объективная сторона - является внешним выражением правонарушения в реальной действительности и включает в себя признаки, отражающее само деяние (место, время, способ и т.д.).

3) Субъект - лицо, совершающее воздействие на объект охраны, т.е. лицо, совершающее правонарушение и подлежащее юридической ответственности по признакам возраста и вменяемости.

4) Субъективная сторона - это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им деянию. Сюда относится вина, мотив, эмоции. Следует помнить, что состав правонарушения и само правонарушение - понятие близкие, но не тождественные.

Состав правонарушения - это совокупность только юридически значимых элементов, в то время, как правонарушение как явление включает в себя и другие, безразличные для закона факторы, например, погодные условия, в которых осуществлялось правонарушение, или время года его совершения. Т.е. понятие правонарушение шире понятия состав правонарушения.

76. Юридическая ответственность: понятие, функции, виды.

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение, выражающиеся в обязанности понести неблагоприятные для себя последствия.
Другими словами, юридическая ответственность - это своеобразное правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать какие-либо лишения за совершенное им правонарушение.
Функции юридической ответственности:

 Превентивная функция - предупреждение совершения правонарушений впредь (превенция).

 Карательная (штрафная) функция -причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений, как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем.

Регулятивная функция -сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает выполнение предписаний нормативных актов.

 Воспитательная функция - своевременное и неотвратимое наказание виновных создают у граждан представление о незыблемости существующего правопорядка, укрепляют веру в справедливость и мощь государственной власти, уверенность в том, что их права и интересы будут надежно защищены.

 Правовосстановительная (компенсационная) функция -в большинствеслучаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения.

Виды юридической ответственности:

· Дисциплинарная ответственность. Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания руководителем (выговор, строгий выговор, увольнение) за нарушение Трудового кодекса либо внутренних правил организации.

· Административная ответственность. Применение органами исполнительной власти мер воздействия (штраф, административный арест) к виновным лицам за нарушение норм КоАП.

· Гражданско-правовая ответственность. Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации.

· Уголовная ответственность. Самый жесткий вид ответственности. Наказание устанавливается только судом, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность - Уголовный кодекс Российской Федерации.

77. Основания возникновения и принципы реализации юридической ответственности.

Основанием юридической ответственности является правонарушение, кот в той или иной степени несёт вред обществу, а соответственно и самому государству Это могут быть имущественные и финансовые интересы юридического лица, экологические интересы, это может быть и сфера государственного устройства - основы конституционного строя, форма правления, политический режим, военная сфера и т.д..

Принципы юридической ответственности:

– законности – соблюдение и исполнение законов в процессе возложения ответственности;

– справедливости – наказание должно быть соразмерно содеянному;

– неотвратимости – каждое правонарушение должно неминуемо влечь ответственность виновного лица;

– гуманизма – гуманное отношение к правонарушителю.

78. Принципы и юридические гарантии законности.???

Законность - неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, физическими и юридическими лицами.
Принципы законности - это базовые начала, исходные положения, которые лежат в основе понятия "законность", то, что помогает уяснить суть, смысл данного понятия.

· Верховенство закона . Система нормативных актов в государстве строго иерархична, все законы не должны противоречить Конституции - главному закону РФ, все подзаконные акты - не должны противоречить законам.

· Единство законности . Единообразное действие законов на всей территории страны.

· Всеобщность законности и равенство перед законом . Закон должен быть един для всех граждан, независимо от пола, национальности, религии и любых других индивидуальных признаков.

· Целесообразность законности . Законы должны отвечать требованиям справедливости, и не идти в разрез с основными задачами и функциями государства.

· Гарантированность прав и свобод . Закон должен защищать и охранять общепризнанные права и свободы человека.

· Неотвратимость наказания за нарушение закона.

Гарантии законности - это такие условия, факторы и средства, которые обеспечивают режим законности. Другими словами - это то, что поддерживает существование режима законности в обществе.

Юридические гарантии . Совокупность установленных законодательством способов и средств, направленных на предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов.

79. Понятие правопорядка.

Правопорядок - такое состояние отношений в обществе, при котором обеспечивается соблюдение закона и иныхправовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности жизни общества. Обеспечивается добровольным исполнением предписаний закона гражданами и организациями, а также силой государственного принуждения.

Общественный порядок - понятие более широкое. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм - не только норм права, но и норм морали, обычаев, традиций, религиозных правил и т.д.Нарушение моральных или нравственных предписаний, естественно, никакой ответственности перед государством не образует.

Например, если супруги изменяют друг другу, то их действия никак правопорядка не нарушают, т.к. такие отношения никакими нормативными актами не регулируются, однако выходят за рамки приличия - т.е. общественного порядка.

80. Механизм правового регулирования: понятие и структура. Стадии процесса правового регулирования.

Правовое регулирование- процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права).

Механизм правового регулирования - комплексная система включающая юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Структура механизма правового регулирования:
* инструментарная составляющая

*субъективная

*функциональная
Элементы механизма правового регулирования:

– правовые нормы;

юридические факты;

– акты применения норм права;

– правоотношения;

– акты реализации прав и обязанностей.

Стадии правового регулирования:

Ø Подготовительная

Сбор всех необходимых инструментов, все правовых средств, всех субъектов для осуществления правового регулирования

Ø Собственно правовое регулирование

Само регулирование общественных отношений

Ø Закрепление результатов


81. Эффективность правового регулирования: понятие, условия, критерии оценки.

Эффективность механизма правового регулирования – соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, тогда можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен.
Эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии их соответствия тре-бованиям нравственности и закономерностям развития национально ориентированных ре-гулируемых отношений. При выполнении этого требования основная масса населения со-блюдает законы, даже не имея сведений об их конкретном содержании. Сложившаяся соци-альная среда может стимулировать или блокировать действие предписаний.
В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом вы-сокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные инте-ресы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.
Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. Кроме того, важно уси-лить юридическую гарантированность правовых средств, т. е. повысить уровень вероятно-сти в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;

2)совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регули-рования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходи-мое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юри-дической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;

3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Недостаточная эффективность механизма правового регулирования объясняется: а) непра-вильным определением целей правового регулирования; б) выбором неадекватных средств правового воздействия; в) недостаточно квалифицированным использованием этих средств, т.е. неэффективной реализацией права. Вместе с тем механизм правового регулирования имеет пределы своего действия, так как зависит не только от собственно юридических воз-можностей данного механизма, но и от уровня развития экономики, социальных факторов, условий духовно-культурной сферы, информационных технологий, менталитета общества и т.д.

82. Национальная правовая система: понятие, структура, принципы взаимодействия с системой международного права.
Правовая система (правовая семья) - правовая организация общества, включает в себя взаимосвязь норм права, источников права, системы права, правосознания, правовой культуры и правореализации.

Т.е. правовую систему можно представить феномен, включающий в себя то, как право возникает в обществе, как понимается и как реализуется.

В структуру правовой системы обычно включают следующие основные элементы:

1)Система права -совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи. Не путайте понятия правовая система и система права!!!
2)Правовая культура - все ценности, которые выработаны обществом в правовой сфере - состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики.
3)Правосознание - частьобщественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств о праве.
4)Реализация права - претворение предписаний законов, нормативных актов в жизнь. Включает в себяиспользование(осуществление),исполнениеисоблюдение права. В качестве особой формы реализации права выделяют применение права - когда право реализует специально уполномоченный государственный орган, например, суд.
5)Источники права - внешнее закрепление нормы права. Для романо-германской правовой системы основной источник - нормативно-правовой акт, для англо-саксонской - судебный прецедент, для религиозной - религиозные догмы, для традиционной - обычаи и "табу".

Внутригосударственное и международное право - это две различные системы права, ко-торые действуют в пределах своих областей без специальной соподчиненности. Реально складывающиеся правоотношения требуют взаимодействия этих систем. Можно выделить три типа такого взаимодействия.
1) дуалистическое: национальное и международное право как две изолированные и взаи-монезависимые системы правового порядка;
2) монистическое представление о том, что международное и национальное право - это составные части единой системы права, при этом приоритет отдается верховенству нацио-нального права;
3) приоритет отдается международному праву.

Глобализационные процессы делают самой актуальной именно последнюю модель взаимо-действия, при этом особая роль уделяется проблематике сохранения мира, сотрудничества государств, борьбы с терроризмом и наркоторговлей, защиты и соблюдения прав и свобод человека.

83. Классификация национальных правовых систем. Основные правовые семьи современности.

Правовая система (правовая семья) - это совокупная связь права, системы права, правосознания и правореализации.

Правовые системы каждой конкретной страны обладают долей индивидуальности, однако, учитывая общность исторических, этнокультурных особенностей стран, правовые системы принято классифицировать именно по этим основаниям, а не по географическому расположению.

Классификация правовых систем мира:

1) Романо-германская правовая семья (континентальная правовая семья). Характерна для стран континентальной Европы. Основной источник права - нормативно-правовой акт, есть деление права на отрасли, обычно присутствуют писаные конституции. Рецепция римского права.

2) Англо-саксонская правовая семья (Англия, США, Канада и другие страны). Основной источник права - судебный прецедент. Нет деления на отрасли права, нет писаных Конституций (как правило, исключение - США). Рецепции римского права не произошло.

3) Религиозная правовая семья (мусульманские страны). Для этой семьи характерно сращивание норм права и религии. Точнее, все норма права - вытекают из религиозных предписаний. Теологичность во всем!

4) Традиционная правовая семья (племена Африки). Здесь вообще нет права в его современном понимании. Есть верования, моральные запреты, "табу". Собственно, здесь нет и государства - только племена, а без государства существование права не мыслимо.

5)Социалистическая правовая семья (характерна для стран социалистического лагеря во главе с СССР. Для настоящего время сохранилась в несколько видоизмененном виде в Китае и на Кубе). Социалистическая семья во многом напоминает романо-германскую правовую семью, с некоторыми важными исключениями:
1) Конституционное право. Главная ценность государства - в самом государстве и коммунистической партии, а не в личности человека. 2) Различие в отраслях права. В частности, нет предпринимательского и торгового права, существенны отличия в гражданском праве. Зато может присутствовать самобытное колхозное право.
3) Само право в социалистической правовой системе понимается как надстройка, т.е. просто как отражение экономической структуры общества. Помнится даже, большевики говорили о необходимости полной отмены права

  • IX л е к ц и я: Грамматикаысь, кыв тэчасысь да артманногысь понятие сöвмöдöм

  • Интерпретационные акты –правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

    Особенности:

    1) интерпретационные акты - это акты право­вые . Они издаются и обеспечи­ваются государством, письменно закреплены, обязательны для реализации.

    2) Интерпретационный акт - результат толкования правовых норм. Нормативный акт - результат: правотвор­чества или правоприменения.

    3) Нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. При утрате нормативным актом юридической силы утрачивает значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.

    Виды

    1) по внешней форме выражения

    а) устные

    б) письменные;

    2) по отраслям права

    а) уголовные,

    б) гражданские,

    в) административные и т.д.;

    3) по юридической природе

    а) нормативные - разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом общественных отношений. Оно дается в форме официальных документов (постановлений, приказов и т.п.).

    а) казуальные - разъяснение смысла нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому делу содержится в актах применения норм права (постановления Пленума ВС РФ публикуются в «Бюллетене ВС РФ», поста­новления Пленума ВАС РФ - в «Вес­тнике ВАС РФ», постановления Конституционного Суда РФ - в «Собрании за­конодательства РФ» и «Вестнике Консти­туционного Суда РФ»).

    4) по субъектам

    а) акты законодательных органов(например, постановления Государственной Думы, где даются официальные разъясненияпринятых законов;

    б) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.;

    в) акты судебного толкования - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, которыеобобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующегозаконодательства;

    г) актыорганов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор может издаватьуказания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельностиорганов прокуратуры.

    5) в зависимости от содержания и сферы распространения

    а) акты общего характера - регламентируют применение любых правовых норм

    б) акты индивидуального характера - содержат указания по поводу применения нормы права к конкретным жизненным обстоятельствам.



    6) по структурным элементам разъясняемых норм:

    а) акты толкования гипотезы;

    б) акты толкования диспозиции;

    в) акты толкования санкции;

    г) комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов правовой нормы.

    7) в зависимости от формы

    б) постановления,

    в) приказы,

    г) инструкции и т.п.;

    Толкование договоров.

    Осуществляя правосудие по граж­данским делам, судебные органы толкуют не только норматив­ные акты, но и договоры, условия которых и составляют пред­мет гражданского спора.

    Толкование договоров следует рассматривать как особый вид юридического толкования, характеризующийся определенными особенностями, отличающими его от толкования нормативных и правоприменительных актов.

    1) В качестве субъекта официального толкования договора ГК РФ определяет суд. Неофициальное толкование договора осуществляется сторонами про­цесса, третьими лицами, прокурором, иными лицами, участву­ющими в деле. Более того, они результаты своего толкования закрепляют письменно в исковом заявлении, имеющим значение для суда и выступающим юридическим фактом.

    2) В качестве объекта толкования выступает договор - право­вой акт, определяющий права и обязанности сторон.

    3) Содержание толкования договора. В договоре как правовом акте, закрепившем двустороннюю сделку, заключена воля договаривающихся сторон. В нормативном акте содержится воля властвующего правотворческого субъекта, содержание которой и выявляется в процессе толкования норм. В договоре же закрепляется совместная воля по меньшей мере двух субъектов, интересы и цели которых далеко не всегда совпадают.Согласно ст. 431 ГК РФ "при толковании условий договора судом принимаются во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений". Законодатель предполагает, что договаривающиеся стороны правильно и полно выражают свою волю в тексте договора. Отсюда понятна преимущественная роль грамматического способа толкования договоров. Однако, буквенное выражение не всегда полно и правильно выражает мысль. И если это положение характерно для нормативных актов, то для договоров оно довольно частое явление. На это обращает внимание и законодатель, допуская возможность в случае неясности буквенного значения условий договора использовать и иные способы толкования. Прежде всего, суд должен выявить цели, которые ставят перед собой договаривающиеся стороны. При неясности отдельных положений договора необходимо системное толкование - обращение к другим положениям договора. В других случаях возможно законодательное толкование, при котором необходимо обращаться к тексту закона, а не самого договора. Приступая к толкованию договора важно определить юридическое значение документа, т.е. выявить, было ли в самом деле соглашение, был ли договор вообще заключен, является ли сделка действительной, определить вид договора, соответствие его необходимой форме. Специфическими особенностями здесь обладает логический способ толкования. Например: "В случае двусмысленности выражения оно толкуется не в пользу стороны, предложившей это выражение", "обычно встречающиеся в договорах определенного типа, но отсутствующие в конкретном договоре положения презюмируются" и др. При толковании широко используются и другие презумпции - презумпция выражения воли сторон в договоре, презумпция ясности языка договора и т.д.



    4) Особенности толкования договоров определяются и принципами функционирования договорных отношений, которыми необходимо руководствоваться для обеспечения целей толкования. Это принципы разумности, полноты выражения воли, системности, единства целей договора, определенности его содержания. Толкование имеет, кроме того, регулятивную, конкретизационную, обеспечительную, деликтологическую функции. В отличие от нормативных актов при толковании договоров осуществляется и восполнительная фун­кция (восполнение пробелов). Нередко гражданско-правовой спор возникает именно из-за полного отсутствия в договоре словесного описания ситуации, по поводу которой он возник. В таких случаях суд должен восполнить недостающие условия договора, выявив при этом и характер упущения: умышлен­ный или случайный.

    Интерпретационные акты (акты толкования)

    Любое официальное толкование (казуальные и нормативное) фиксируется в документах. Таким образом толкование получает обязательный характер и формальное закрепление. Достигается это с помощью интерпретационных актов (актов толкования). Интерпретационный акт - это правовой акт компетентного государственного органа, в котором закрепляются результаты официального толкования. Такие акты являются правовыми. Они имеют обязательный характер, формально закреплены, и реализация их обеспечивается государством.

    Интерпретационные акты делятся на две группы в зависимости от того, какой вид официального толкования применяется - нормативный или казуальный: 1) интерпретационные акты правотворчества - нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования; 2) интерпретационные акты правоприменения - правовые акты, содержащие правила применения норм права. Интерпретационные акты нормативного характера являются общеобязательными для всех субъектов общественных отношений. Акты казуального толкования имеют обязательный характер только для конкретной ситуации. Казуальные акты имеют различную юридическую силу, определяется юридической силой субъектов правоприменения.

    Юридические свойства интерпретационных актов: 1) формальная обязательность (общая или индивидуальная); 2) закрепление норм понимание права; 3) обратная (как правило) действие во времени; 4) вспомогательный характер; 5) устная или письменная форма выражения. Интерпретационные акты отличаются от нормативно-правовых актов. Последние состоят из норм права, а интерпретационные только толкуют эти акты. Не имея норм права, интерпретационный акт неотделим от нормативно- правового акта, который толкуется.

    Интерпретационные акты имеют определенную форму и публикуются в официальных источниках. Эти акты являются способом внешнего выражения государственно-властного понимание содержания определенных юридических норм. Они являются вспомогательными правовыми актами, которые направлены на понимание содержания норм права при их применении. Такие акты действуют только до тех пор, пока действует нормативно-правовой акт. Но они могут самостоятельно меняться и отменяться и без изменения нормативно-правового акта.

    Виды интерпретационных актов: I) по отраслевому признаку; 2) по структурным элементам норм права, которая толкуется (гипотеза, диспозиция, санкция) 3) по сфере действия - нормативные и казуальные; 4) по отношению субъекта к норме, которая толкуется, - аутентичные и легальные; 5) по субъектам - акты органов законодательной власти; акты органов исполнительной власти; акты судебных органов; акты контрольных органов; 6) по форме внешнего выражения (устные, письменные) 7) по юридической форме выражения (постановления, разъяснения, решения, выводы и т.п.).

    Понятие и формы реализации права

    Право имеет ценность для личности и общества только тогда, когда оно используется. Назначение норм права состоит в том, что они реально регулируют общественные отношения, определяют содержание прав и обязанностей субъектов и позволяют реализовать их. Реализация юридических норм - это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей. В процессе реализации права участвуют не только непосредственные участники правовых отношений, но и государство через свои органы. В результате реализации права завершается механизм правового регулирования. Реализация права означает, что правовые предписания переводятся в фактическое поведение участников общественных отношений. Результатом реализации может быть правомерное поведение. Реализация права осуществляется через различные механизмы, их содержание зависит от особенностей правовой системы той или иной страны.

    В государствах романо-германской правовой семьи процесс реализации права состоит из следующих этапов: 1) введение естественного права в закон (позитивное право) и предоставления ему нормативной формы. Естественные права составляют права человека, которые происходят из природы человека и общества; 2) конкретизация закона в подзаконных нормативно-правовых актах, в локальных актах, разъяснения закона в актах официального толкования, в актах применения норм права; 3) превращение права из возможности в действительность - происходит путем волеизъявления носителя права; то есть от субъекта права зависит, будет ли это право реализовано, когда и в каких пределах. В англо-саксонской прецедентной правовой системе процесс реализации права традиционно обстоит иначе. Суд рассматривает конкретную юридическую дело, анализирует фактические обстоятельства, определяет права и обязанности и решает конфликты. Эта форма правовой реализации не нуждается попередньго закрепления.

    В современных исследованиях применения права рассматривается как логический процесс , который состоит из 4 "шагов": установления фактических отношений, поиск соответствующей нормы (норм) права, соотношение с масштабом общего правопорядка, изложение правовых последствий.

    Формы реализации права зависят от способов правового регулирования (разрешительный, императивный, поощрительный, автономный). Формами реализации права являются: соблюдение; выполнения; использования; применения.

    Соблюдение - это форма реализации запретительных и охранительных норм, которая заключается в пассивной поведении участников общественных отношений, в воздержании от активных действий, чтобы не нарушить запретительные нормы права. Так реализуется юридическая обязанность. Соблюдение осуществляется добровольно. Если же указанные нормы нарушаются, реализация осуществляется через государственное принуждение путем применения норм права.

    Выполнение заключается в активной поведении субъектов. Субъект должен выполнить юридические обязанности, предусмотренные нормами права. Так реализуются обязательственные нормы, предусматривающие положительные обязанности (уплата налогов).

    Использование заключается в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных нормами, которые уполномочивают. Это преимущественно активная поведение, осуществляется добровольно (договоры дарения, купли-продажи и т.д.). В такой форме реализуются, как правило, нормы, в которых установлены субъективные права. Субъективное право предполагает активное или пассивное поведение. Поведение субъекта пассивная, если он отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть использовано (осуществлен) путем фактических действий уполномоченного.

    Названные три формы называют непосредственными формами реализации права, так как субъекты сами реализуют свои субъективные права и обязанности.

    Существует точка зрения, что субъективные права и юридические обязанности могут быть реализованы или через правоотношения , или вне правоотношений. Вне правоотношений реализуются абсолютные права и обязанности (права, которыми определенные субъекты права пользуются относительно всех других субъектов, а последние обязаны не препятствовать их осуществлению). Другая точка зрения состоит в том, что реализация права рассматривается как процесс, который протекает только в пределах или относительных или абсолютных правоотношений. Сторонники признания абсолютных правоотношений считают, что необходимо изучать не только конкретные правовые связи, в которых четко определены по крайней мере два субъекта, но и те связи, где можно говорить о наличии одного конкретного субъекта, а второй суб " объект - все и каждый.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    HTML-версии работы пока нет.
    Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

    Подобные документы

      Основные свойства актов нормативного и казуального толкования. Содержание действующих норм в процессе правотворчества. Создание новых законов. Установление организационно-вспомогательных правил понимания и применения действующего законодательства.

      курсовая работа , добавлен 04.02.2014

      Правовая природа судебных актов. Принцип разделения властей. Нормативное толкование и конкретизация закона. Нарушения трудовых обязанностей, за которые возможно увольнение. Акты официального нормативного толкования.

      реферат , добавлен 18.09.2006

      Толкование Конституции как вид правовой деятельности. Лингвистические аспекты конституционного толкования. Влияние официального и судебного толкования Конституции РФ на развитие правовой системы в России. Сущность казуального и нормативного толкования.

      курсовая работа , добавлен 21.09.2015

      Систематический способ толкования права. Разъяснение смысла и целей правовых норм, осуществляемое компетентными органами. Толкование и конкретизация правовых норм. Целостность системы актов официального толкования. Внутреннее содержание казуальных актов.

      курсовая работа , добавлен 15.03.2015

      Понятие и цели толкования норм права. Виды толкования норм права по субъектам. Способы и объем толкования правовых норм. Понятие актов толкования права. Конкретизация юридических норм как элемент их правильного, единообразного и эффективного применения.

      курсовая работа , добавлен 02.02.2015

      Проблема толкования законов. Понятие и значение толкования норм права. Виды толкования норм права по субъектам. Официальное и неофициальное толкования и их разновидности. Способы толкования норм права. Понятие и разновидности актов толкования.

      курсовая работа , добавлен 18.12.2008

      Юридическая природа нормативного акта, его признаки. Нормативный акт как источник права, его отличия от поднормативного. Иерархия нормативных актов, их классификация и характеристика основных видов. Признаки подзаконных нормативных актов, их виды.

      курсовая работа , добавлен 29.04.2014

      Понятие и цели толкования норм права. Виды толкования права по субъектам. Официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий. Особенности актов толкования, их функциональное назначение. Правила языкового и логического толкования.

      курсовая работа , добавлен 23.04.2014