Имуществом на праве оперативного управления наделяется. Право оперативного управления учреждений. Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости

20. В графе «Особые отметки регистратора» указываются сведения об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия (выявленным объектам культурного наследия), о наличии правопритязаний, об оспаривании в судебном порядке права на объект недвижимого имущества, о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о проживающих в жилом помещении членах семьи

Как оформить право оперативного управления

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Федеральным законом от 3 ноября 2006 г.

N 175-ФЗ статья 296 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона 1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Особенности управления недвижимостью в условиях ограниченных прав

Право оперативного управления, возникшее с начала 60-х гг прошлого века как способ организации производственно-хозяйственных процессов, было действенным механизмом обеспечения материальных интересов государства.

Создаваемым предприятиям – юридическим лицам – делегировались частичные обязанности по управлению экономикой. Предприятия наделялись полномочиями хозяйствовать на имущественных объектах, закрепленных за ними на принципах лимитированных прав.

Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника либо же доверенного лица/организации. Указанные лица либо учреждения могут распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации. Оперативное управление - это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей.

Государственная регистрация права оперативного управления организации на объект, созданный в результате реализации бюджетных инвестиций

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ собственности и другие вещные на недвижимые вещи, ограничения этих, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию на недвижимость и сделок с ней. Согласно ч. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав

хозяйственного ведения обладают государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Указанные субъекты права не могут продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или распоряжаться недвижимостью другим способом без согласия собственника. Правом оперативного управления обладают казенные предприятия, а также учреждения.

Распорядительный документ о закреплении имущества за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; Контракт на право хозяйственного ведения (оперативного управления); Свидетельство на хозяйственного ведения или оперативного управления для объектов нежилого фонда, переданных в хозяйственное ведения (оперативное управление) до 16.10.2001г.

Регистрация права хозяйственного ведения

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп.

вступ. в силу с 06.08.2018) 1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию на недвижимость и сделок с ней.

Оперативное управление

Оперативное управление

Право оперативного управления

Оперативное управление имуществом

Право оперативного управления имуществом

Хозяйственное ведение и оперативное управление

Оперативное управление предприятием

Система оперативного управления

№ п/п

Элемент процесса

Система документооборота, дополнительные программные продукты

Система оперативного управления

Представитель ЗАО «Потребитель», Покупателев А.И., связывается по телефону с ОАО «Поставщик» для выяснения условий сервисного обслуживания парка ПК. Контакт фиксируется.

Визуальный слой CRM

Руководитель отдела продаж ОАО «Поставщик» поручает подчинённому сотруднику Продавцову М.А. вести работу с представителем ЗАО «Потребитель».

Визуальный слой DOCFLOW

Продавцов М.А. ведёт предварительные переговоры с Покупателевым А.И. по телефону, готовит проект договора с ЗАО «Потребитель». Контакты фиксируются. Формируется первая электронная редакция договора.

Визуальные слои CRM и DOCFLOW

Проект договора согласуется с Покупателевым А.И. Фиксируется новая электронная редакция договора с учётом замечаний.

CRM-система и система документооборота

Визуальные слои CRM и DOCFLOW

Новая редакция договора от ЗАО «Потребитель» согласуется в ОАО «Поставщик» в планово-экономическом отделе, бухгалтерии и у юриста.

Визуальный слой DOCFLOW

Для организации встречи с Покупателевым А.И. и заключения договора, Продавцов М.А. формирует заявку на представительские расходы. Добавляется заявка в электронном виде, из кассы выдается необходимая сумма.

Визуальный слой BUDGET

Договор подписывается с обеих сторон и ЗАО «Потребитель» оплачивает договор. Сумма оборота по договору отражается в автоматизированной системе.

Визуальный слой BUDGET

На основании заключенных договоров сотруднику отдела продаж ОАО «Поставщик» Продавцову М.А. устанавливается премия.

Система учёта надбавок и премий

Визуальный слой STAFF

На основании заключённых договоров и затраченных ресурсов в планово-экономическом отделе ОАО «Поставщик» устанавливается рентабельность предоставляемой услуги по обслуживанию ПК.

CRM-система, система бюджетирования

Визуальный слой CRM

В отделе продаж ОАО «Поставщик» производится анализ услуг и клиентской базы. Ведётся учёт всей истории
взаимодействия.

Визуальный слой CRM

В планово-экономическом отделе производится планирование затрат и объемов продаж на очередной период.

Оперативное управление: определение, порядок оформления

Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника либо же доверенного лица/организации. Указанные лица либо учреждения могут распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации.

Суть оперативного управления

Оперативное управление — это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей. Фактически, это реализация производственного плана, а также непрерывный контроль за полнотой и своевременностью его выполнения. Этот экономический механизм позволяет получать прибыль от неиспользуемого оборудования путем передачи его третьим лицам на определенных условиях.

Особенности оперативного управления

Оперативное управление характеризуется рядом специфических особенностей:

  • осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса с целью достижения запланированных результатов;
  • последствия наступают не только в конкретный момент осуществления управления, но также и в последующие периоды (причем это может также касаться того времени, когда срок действия договора на оперативное управление истек);
  • имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия и действия не несут никакого смысла (может выражаться как в денежных единицах, так и в показателях, касающихся производительности труда);
  • является основой тактических и стратегических планов, представляя собой главный механизм претворения их в реальность.

Процесс оперативного управления

Процесс оперативного управления включает в себя ряд обязательных мероприятий, среди которых стоит выделить:

  • установление точных координат, а также временных рамок, в соответствии с которыми будет производится эксплуатация объектов;
  • ведение непрерывного учета всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления;
  • постоянный мониторинг текущего состояния дел с целью сравнения его с плановыми показателями;
  • оперативное реагирование на отклонения в производственном процессе с целью внедрения корректирующих мероприятий.

Право оперативного управления

Распоряжение тем или имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но также и регулируется законодательными актами. Право оперативного управления предоставляется либо непосредственному собственнику объектов, либо же организации, которой он делегировал определенные обязанности. Можно сказать, что предприятие обладает весьма ограниченными полномочиями, ведь фактический владелец может в любое время поступить с имуществом по своему усмотрению.

Говоря о материальных объектах, которые находятся в ведении муниципальных структур, или же были переданы им в собственность, следует заметить, что процесс оперативного управления в данном случае регулируется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. При этом ценности, переданные в ведение государственного или любого другого объекта, должны быть немедленно зарегистрированы в налоговом реестре.

Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению и в соответствии с целями, указанными в уставных документах организации. В случае нарушения данного условия собственник имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, который будет составлен по итогам проведения специальной проверки.

Функции оперативного управления

Довольно распространенной является передача собственником определенного имущества в ведение доверенного лица или определенной организации. Функции оперативного управления могут быть описаны следующим образом:


Управление и ведение

Оперативное ведение и оперативное управление — это разновидности прав, определяющих степень собственности и полномочий касательно распоряжения теми или иными объектами. Эти категории определяют взаимоотношения собственников, доверенных лиц, а также персонала, который непосредственно имеет дело с имуществом, переданным организации в управление.

Оперативное ведение и оперативное управление — неравноправные понятия. Так, субъектами первого могут быть только юридические лица, оформленные как предприятия конкретных видов. Говоря об оперативном управлении, стоит сказать, что в данных отношениях могут принимать участие как производственные, так и некоммерческие организации и общества, а также лица-предприниматели.

Хозяйственное и оперативное управление различаются также объемами полномочий, предоставленных сторонам. Первое является более широким, поскольку такое право может предоставляться непосредственно коммерческому предприятию. Что касается второй категории, то здесь речь может идти о казенных организациях или же об учреждениях, не имеющих своей целью получение прибыли.

Управление предприятием

Оперативное управление предприятием включает в себя несколько составляющих. Так, первая из них представляет собой комплекс действий относительно производственных и непроизводственных затрат, а именно:

  • определение структуры, а также систематизация различных видов издержек с целью их оптимизации и минимизации;
  • регулярное ведение учета и составление отчетности как для внутреннего пользования, так и для предоставления собственнику;
  • определение себестоимости производимой продукции, а также факторов, на нее влияющих;
  • установление принципов зависимости между себестоимостью и размером чистой прибыли;
  • формирование ценовой политики, которая бы позволяла получить максимальный результат в денежном выражении;
  • составление планов затрат и издержек, а также постоянный контроль за их исполнением;
  • проведение анализа отчетных показателей с целью усовершенствования механизмов работы.

Также стоит отдельно выделить управление запасами, которое подразумевает:

  • ведение учета товарно-материальных ценностей в складских помещениях с целью постоянного их пополнения и рационального использования;
  • определение оптимальной системы размещения производственных запасов в границах предприятия (с точки зрения логистики);
  • непрерывный контроль качества и сроков годности сырья и готовой продукции во избежание непроизводственных потерь;
  • организация контроля за работой персонала, задействованного в складском хозяйстве.

Оперативное управление денежными средствами

Деньги в различных формах — это неотъемлемый элемент и даже необходимое условие существования организации. Оперативное управление данным элементом включает в себя ряд мероприятий:

  • контроль движения денег как в наличной, так и в безналичной форме (на банковских счетах);
  • анализ операций с использованием иностранной валюты;
  • ведение налоговой отчетности для своевременной подачи документов в специализированные органы и осуществление соответствующих платежей;
  • аудит финансовой документации как собственными силами, так и путем привлечения профессиональных экспертов со стороны;
  • оценка финансового состояния предприятия на основе расчета и анализа специальных коэффициентов;
  • ведение и анализ бухгалтерской документации.

Система управления

Система оперативного управления включает в себя следующие составляющие:

  • управление затратами на производственные и непроизводственные мероприятия;
  • управление деньгами, которые содержатся как в наличной форме, так и на банковских счетах;
  • управление запасами и ресурсами, которые задействованы в процессе производства;
  • управление закупками и поставками;
  • управление производственными активами;
  • определение эффекта от проведенных мероприятий и сопоставление его с запланированным.

Неотъемлемой частью данной системы является четкий и спланированный документооборот. Каждая из операций, касающихся оперативного управления, должна быть зафиксирована и оформлена должным образом, кроме того, должна быть составлена система отчетности.

Процедура регистрации

В некоторых случаях может возникнуть необходимость передать третьим лицам и организациям свою собственность. Оперативное управление — это один из лучших вариантов. Процедура регистрации подобного рода отношений подразумевает следующие действия:

  • экспертиза подлинности и правильности составления документов, которые поданы как собственником, так и доверенным лицом;
  • запрос в государственные органы с целью получения разрешения на регистрацию оперативного управления;
  • проведение экспертизы и технической инвентаризации объектов собственности, касательно которых будут заключены договорные отношения;
  • регистрация оперативного управления в специализированных государственных органах и получение соответствующих документов.

Документы для оформления

Для того чтобы официально оформить оперативное управление организацией, необходимо предоставить в регистрационные органы следующий перечень документов:

  • оригиналы, а также нотариально заверенные копии учредительных документов предприятия;
  • кадастровый паспорт или же план производственных и непроизводственных помещений;
  • договор, в котором содержатся сведения о передаче прав и полномочий, касающихся оперативного управления;
  • документ, в котором содержится информация об имуществе, передаваемом третьему лицу или организации;
  • акт, фиксирующий прием имущества доверенным лицом.

Объекты управления

Объект оперативного управления может представлять собой движимое и недвижимое имущество, производственное оборудование или же организацию в целом. При этом придется решить ряд задач и ответить на некоторые вопросы, а именно:

  • определение целей оперативного управление, а также разработка плана тактических мероприятий, направленных на достижение желаемого эффекта;
  • определение путей, а также изыскание средств для организации результативной эксплуатации переданных в оперативное управление объектов собственности;
  • организация поставок материальных и сырьевых ресурсов для бесперебойного функционирования производственного процесса;
  • непрерывный контроль за достижением плановых показателей;
  • периодический анализ отчетности для выявления отклонений с целью принятия управленческих решений касательно совершенствования процесса производства.

Оперативное управление — это эффективный инструмент, который позволяет достичь высокого экономического эффекта путем передачи имущества в ведение третьим лицам или организациям.

Что такое право оперативного управления

В наше время многие юридические предприятия оформляют на себя право оперативного управления субъектом недвижимости. Такое ведение является выгодным, как для собственника помещения, так и для представителя юридической компании. Каким образом можно оформить данное ведение, будет рассмотрено в данной статье далее.

Суть права оперативного управления

В юридической практике под правом оперативного управления (ведения) понимается имущественное ведение, которым будет обладать казенное предприятие на конкретное имущество. Такой недвижимый объект будет закреплен за данным предприятием.

Суть этого ведения будет заключаться в следующем:

  1. Заинтересованное лицо может владеть и пользоваться данным помещением;
  2. Субъект права оперативного управления может распоряжаться только в том случае, если собственник имущества дал свое согласие на проведение данных сделок.

Субъекты и объекты

К субъектам, которые могут оперативно управлять недвижимым помещением, могут относиться следующие предприятия:

  1. Медицинские учреждения;
  2. Учебные заведения;
  3. Фирмы, занимающиеся научной деятельностью;
  4. Спортивные организации.

Объектами такого ведения могут являться такие виды недвижимости, как:

  1. Государственные фирмы;
  2. Муниципальные учреждения;
  3. Недвижимость, которой владеют городские или сельские организации по образованию;
  4. Помещения, находящиеся во владении частных организаций.

Право оперативного управления организацией заключается в том, что заинтересованное учреждение сможет выполнять следующие действия:

  1. Субъект ведения может распоряжаться доходами , которые были полученные при осуществлении деятельности согласно уставу предприятия;
  2. Не может отчуждать вверенное ему помещение даже , когда основной собственник предприятия дал свое согласие;
  3. Будет нести ответственность перед кредитными организациями только в том размере, которые находятся в его распоряжении.

К особенностям данного вида права относится то, что:

  1. Такое ведение в обязательном порядке должно иметь целевой характер , соответствующий целям конкретной организации;
  2. Главный собственник имущества будет нести субсидиарную ответственность по всем долгам , имеющиеся у субъектов права оперативного управления.

Право оперативного управления предприятием имеет следующие условия:

  1. Все денежные средства, заработанные казенным предприятием , будут распределяться всегда тем заинтересованным лицом, который является главным собственником имущества;
  2. Продукция, произведенная данным предприятием , данная фирма может продавать самостоятельно.

Регистрация права

Для того, чтобы зарегистрировать право на имущество, должно иметься основание. Таким основанием может являться специальная бумага от собственника предприятия:

Данные документы должны содержать следующую информацию:

  1. Полное название компании, которая обладает юридическим статусом;
  2. Наименование того типа права, согласно которому будет зарегистрирован данный объект недвижимости;
  3. Информация об имуществе.

В государственной организации услуга по регистрации будет предоставлена заинтересованному лицу бесплатно. Через 10 дней после подачи всех необходимых документов представитель фирмы сможет забрать свидетельство, на основании которого данная компания сможет пользоваться объектом недвижимости.

Пошаговая инструкция

Для осуществления регистрации ведения на недвижимость представителю, который заинтересован в проведение данной процедуры, необходимо действовать согласно следующему алгоритму:

  1. Собрать конкретный пакет нужных документов;
  2. Со всеми важными бумагами гражданин должен будет обратиться в компетентную государственную организацию, например:
    • Многофункциональный центр;
    • ЕГРП.
  3. Сотрудники данного госучреждения должны будут проверить все сданные заинтересованным лицом документы и назовут дату, когда заинтересованное лицо должно будет прийти за свидетельством о регистрации прав на данное имущество;
  4. Представитель юридической фирмы должен прийти в Росреестр в назначенный день и получает свидетельство о государственной регистрации конкретного недвижимого объекта.

Необходимые документы

Для того, чтобы у заинтересованного лица была возможность получения имущества в хозяйственное ведение, ему необходимо предоставить в госучреждение определенный перечень документов:

  1. Паспорт заявителя;
  2. Справку об уплате государственной пошлины;
  3. Документы организации, к которым относятся:
  4. Специальная выписка из такой государственной компании, как ЕГРЮЛ;
  5. Доверенность на имя представителя юридической организации. Такая бумага должна быть в обязательном порядке заверена у сотрудников нотариальной службы;
  6. Справка, которая будет подтверждать передачу имущества в пользовании юридического лица;
  7. Документация технического характера на конкретный объект недвижимости. Такими документами могут быть:
    • Кадастровый паспорт;
    • Технический паспорт.
  8. Бумаги, подтверждающие то, что заинтересованный представитель юридической компании теперь обладает правом владения этим помещением;
  9. Документ, который сможет подтвердить закрепление данного объекта за юридическим предприятием;
  10. Заявление о проведении госрегистрации от этого юридического лица.

Если представитель юридической организации, в чьем ведении находиться субъект недвижимого имущества, будет знать определенный алгоритм действий по данному делу, то такой регистрационный процесс затянется на долгое время,

Регистрация права оперативного управления (хозяйственного ведения)

Стоимость услуг по регистрации права оперативного управления

Регистрация права оперативного управления

В комплект услуг по регистрации права оперативного управления (хозяйственного ведения) входит:

  • Правовая экспертиза представленных Заказчиком документов для регистрации права оперативного управления
  • Подготовка и направление запросов в государственные органы власти, если это необходимо для регитрации прав оперативного управления
  • Подготовка документов, необходимых для проведения уполномоченным органом технической инвентаризации (в случае необходимости)
  • Формирование пакета документов, необходимого для государственной регистрации права оперативного управления
  • Представление документов в Федеральную Регистрационную Службу, сопровождение государственной регистрации права оперативного управления, получение зарегистрированных документов и передача их Заказчику

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права оперативного управления (хозяйственного ведения)

учредительные документы (нотар. копии), выписка из ЕГРЮЛ,

кадастровый паспорт/поэтажный план, экспликация, справка по форме1а,

контракт на право оперативного управления,

распорядительный документ о закреплении имущества за организацией на праве оперативного управления,

акт приема-передачи имущества,

решение собственника о создании учреждения

Помимо права собственности к числу важнейших вещных прав, подлежащих государственной регистрации, относятся право хозяйственного ведения и оперативного управления .

Правом хозяйственного ведения обладают государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Указанные субъекты права не могут продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или распоряжаться недвижимостью другим способом без согласия собственника. Правом оперативного управления обладают казенные предприятия, а также учреждения. Казенные предприятия и учреждения вправе отчуждать и распоряжаться имуществом лишь с согласия собственника. Учреждения не могут отчуждать и распоряжаться закрепленным за ними имуществом.

При реорганизации юридических лиц право у вновь образованных организаций возникает с момента их государственной регистрации в ЕГРП. С момента регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления государственного (муниципального) предприятия или учреждения в силу закона возникает право собственности государства или муниципального образования, в чьем ведении находится данная организация. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется при переходе предприятия к другому собственнику.

Всегда Ваш деловой Партнер,
«Департамент недвижимости»

Статья написана по материалам сайтов: juridicheskii.ru, center-yf.ru, businessman.ru, nasledovanie24.ru, www.mos-registr.ru.

Помимо права собственности, в гражданском законодательстве выделяют также вещные права с ограничениями. К ним относится право оперативного управления определённым объектом недвижимости, находящимся в собственности государства либо муниципалитета.

Распоряжаться подобным имуществом возможно только с разрешения владельца, который вправе лишить вторую сторону сделки доверенного объекта при наличии уважительных оснований. Регистрационная процедура данного права осуществляется в соответствии с требованиями закона в установленные сроки.

Что такое право оперативного управления имуществом?

Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.

Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.

К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:

Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.

Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:

  • муниципальной;
  • государственной;
  • принадлежащей частным организациям и лицам;
  • находящейся во владении сельских и городских образований.

Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.

На основании 299 статьи ГК РФ, данное право возникает у того или иного предприятия, за которым было закреплено определённое имущество, с момента передачи недвижимости. Исключение может составлять решение владельца объекта или нормы законодательства, регулирующие данную сферу.

Полезный материал:

Регистрационная процедура


Возникшее право оперативного управления тем или иным имуществом, находящимся во владении государства или муниципалитета, подлежит регистрации в едином Росреестре. Сведения о сторонах сделки и характеристике предоставленном в ограниченное пользование помещении должны быть внесены в общую базу данных ЕГРП.

Для осуществления регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. подготовить пакет документации, требующийся для передачи в Росреестр;
  2. уполномоченное лицо должно обратиться с указанными бумагами в отделение ЕГРП либо МФЦ одним из удобных способов;
  3. получить свидетельство установленного образца о проведении государственной регистрации прав на имущество либо соответствующую выписку из Росреестра.

Документация, необходимая для обращения в ЕГРП

Регистрация права оперативного управления подразумевает внесение сведений в базу данных Росреестра. Для этой цели заявитель должен предоставить сотруднику государственной службы определённый пакет документов:

  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • заявление о проведении государственной регистрационной процедуры от юридического лица (бланк возможно или получить у сотрудника госоргана);
  • учредительные документы организации (о постановке на учёт, справка о присвоении учреждению кодов статистики и т. д.);
  • действительная доверенность, заверенная у нотариуса, и удостоверение личности представителя (при необходимости);
  • бумаги, подтверждающие факт передачи имущества (к примеру, передаточный акт);
  • удостоверение личности заявителя;
  • техническая документация на имущество (кадастровый и техпаспорта);
  • правоустанавливающие бумаги на помещение;
  • документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта недвижимости за конкретным предприятием.

Точный перечень бумаг, предоставляемый в отделение госслужбы, возможно уточнить у сотрудника ЕГРП либо МФЦ. и могут не предоставляться в Росреестр, если помещение уже состоит на учёте (исключением является проведение перепланировки или реконструкции).


Обратиться в госорган с могут исключительно определённые категории лиц, а именно:

Отправить документацию возможно как в отделение ЕГРП, так и МФЦ (лично, почтовым отправлением, через веб-сайт (https://www.gosuslugi.ru/pgu/service/10002442410_.html#!_description) или через представителя).

Стоимость и сроки предоставления услуги

Данная регистрационная услуга предоставляется бесплатно. Сроки выдачи свидетельства либо не отличаются от стандартной процедуры осуществления регистрационных действий – не более 10 рабочих суток с момента подачи заявки.

При этом некоторые области предоставляют возможность получить правоподтверждающие документы в более короткие сроки – от 5 до 7 суток.

15/06/2016 — UPD: Обращаем ваше внимание, что с 15 июля 2016 года в ФЗ № 122 от 1997 года 21 июля были внесены изменения, согласно которым Росреестр больше не осуществляет выдачу правоподтверждаю щего свидетельства при регистрации перехода прав на объекты недвижимости.

Это быстро и бесплатно !


Под правом оперативного управления следует понимать возможность учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Конструкция оперативного управления получила глубокую научную разработку в трудах А.В. Венедиктова. Научный интерес к данной проблеме в тот период был обусловлен необходимостью определения юридической природы имущества, которое находилось в социалистической государственной собственности, но было закреплено за субъектами гражданского оборота. Впоследствии данная конструкция была законодательно закреплена ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и ст. 94 ГК РСФСР 1964 г.
В настоящий момент право оперативного управления имеет ряд отличий от рассмотренного выше права хозяйственного ведения. Во-первых, в отличие от права хозяйственного ведения, субъектом права оперативного управления могут быть как коммерческие организации (казенные предприятия), так и не коммерческие (учреждения). При этом необходимо иметь в виду, что учреждения могут создаваться как государственными и муниципальными образованиями, так и гражданами и юридическими лицами (включая иностранных юридических лиц и граждан).
Во-вторых, различается объем прав на имущество, находящееся у субъекта на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Объем прав на имущество, находящееся на праве оперативного управления, намного меньше и ограничивается не только законом, но и заданиями собственника и назначением имущества.
Из указанного обстоятельства вытекает третье различие между указанными правами. Суть его заключается в том, что собственник вправе изъять у субъекта права оперативного управления излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако изъятие должно быть мотивировано, поскольку бремя доказывания правомерности этих действий, как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 г., возлагается на орган, принявший данное решение. Подобного права собственника в отношении имущества, находящегося у предприятия на праве хозяйственного ведения, ГК РФ не предусматривает.
В-четвертых, федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. устанавливает, что ипотека может быть установлена на указанное в законе имущество, которое принадлежит залогодателю на праве собственности или на праве хозяйственного ведения (п. 1 ст. 6). Следовательно, предметом договора ипотеки не может быть имущество, закрепленное за субъектом на праве оперативного управления.
В-пятых, если в отношении права хозяйственного ведения ГК РФ устанавливает запрет на самостоятельное распоряжение только недвижимым имуществом, то в отношении субъекта права оперативного управления требования закона намного более жесткие. Казенное предприятие не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться самостоятельно не только движимым, но и недвижимым имуществом собственника без его согласия, кроме случаев реализации произведенной продукции. При этом допускается ограничение и этой возможности посредством принятия законов и подзаконных актов. Для учреждения установлены еще более жесткие рамки.
В соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ данный вид некоммерческих юридических лиц лишен возможности распоряжения закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом, независимо от согласия собственника. Исключением из этого правила является распоряжение денежными средствами, полученными от приносящей доход деятельности, которые учитываются на отдельном балансе (при условии предусмотренной учредительными документами возможности заниматься такой деятельностью). В случае приобретения за счет таких денежных средств определенного имущества, оно не может быть изъято собственником даже в случае использования не по целевому назначению. Следовательно, как отмечалось в научной литературе, указанная норма «… по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения». Во всех остальных случаях учреждение вынуждено просить собственника осуществить от своего имени отчуждение принадлежащего ему имущества либо выступить в роли арендодателя.
Представляется, что приведенная выше конструкция в полной мере относится лишь к не бюджетным учреждениям, собственником имущества которых выступают граждане и юридические лица. Применительно к бюджетным учреждениям Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что доходы такого учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг (п. 2 ст. 42). Следовательно, возможность распоряжения даже самостоятельно заработанными средствами для государственных бюджетных учреждений не предусмотрена.
Таким образом, право оперативного управления казенного предприятия по содержанию несколько шире права оперативного управления учреждения, которое вправе распоряжаться лишь одним видом движимого имущества – денежными средствами, выделенными ему по смете для использования по целевому назначению.
В законах субъектов Российской Федерации зачастую предпринимается собственное толкование вышеизложенных норм ГК РФ в части установления правомочий учреждения по распоряжению закрепленным за ним имуществом. Так, уже упоминавшимся законом Волгоградской области от 6 декабря 1999 года № 335-ОД «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области» предусматривается, что имущество, находящееся в областной собственности, может быть закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением решением комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (п. 1 ст. 25).
Для выполнения своих уставных задач закон наделяет государственные учреждения Волгоградской области правом совершать необходимые действия по распоряжению закрепленным за ними имуществом, не противоречащие действующему законодательству и уставам указанных учреждений. Закон устанавливает, что государственные учреждения не вправе совершать любые разрешенные законом сделки с недвижимым имуществом и объектами, не завершенными строительством, в том числе связанные с их приобретением, а также продажу автотранспорта и других транспортных средств без согласия комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, а также сделки, связанные с отчуждением иного имущества без согласия соответствующего отраслевого органа исполнительной власти Волгоградской области (п. 2 ст. 27).
Приведенным нормам корреспондирует закрепленное в ст. 10 того же областного закона полномочие комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области по даче согласия на «осуществление … государственными учреждениями гражданско-правовых сделок с закрепленным за ними имуществом…», а также ряд иных норм областного закона.
Таким образом, из приведенного закона Волгоградской области следует иной объем прав учреждения по распоряжению закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом, чем предусмотренный ГК РФ и Бюджетным кодексом РФ. Учитывая, что согласно ст. 71 Конституции РФ, гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, приведенные нормы областного закона следует рассматривать как не соответствующие Конституции РФ и федеральным законам.

Сущность оперативного управления муниципальным имуществом

Определение 1

Муниципальным имуществом признается имущество, находящееся в собственности муниципального образования.

Муниципальное имущество может выступать в качестве объекта оперативного управления.

Определение 2

Под оперативным управлением понимается наличие права на владение, распоряжение и пользование муниципальным имуществом в соответствии с нормами права, заданиями собственника, предназначением имущества и целями деятельности.

Муниципальные казенные предприятия могут осуществлять самостоятельную реализацию товаров и продукции с распоряжением полученными от этого доходами в соответствии с порядком, установленным собственником муниципального имущества. На практике это выражается в распределении части доходов на финансирование производственных и социальных нужд предприятия и перечислении остального в бюджетную систему страны. Правом распоряжения муниципальным имуществом (недвижимым, особо ценным) с согласия муниципального образования наделяются также бюджетные и автономные предприятия. При этом они имеют право самостоятельного распоряжения всем остальным (не особо ценным) имуществом, в том числе движимым, что запрещено казенным предприятиям.

Регистрация права оперативного управления и муниципальным имуществом подразумевает направление в регистрирующий орган следующих документов: заявления, документов, подтверждающих право собственности, перечень передаваемых объектов с указанием данных: инвентарных номеров, балансовой и остаточной стоимости, суммы накопленной амортизации.

Передача имущества в оперативное управление может осуществляться в отношении действующих имущественных комплексов, находящихся на реконструкции или в процессе строительства. Объекты, незавершенные строительством, могут передаваться в оперативное управление только при условии одновременной регистрации прав на эти объекты и факта передачи их в оперативное управление.

Передача муниципального имущества в оперативное управление осуществляется на основании постановления Администрации муниципального образования, кроме исключительных случаев.

Правом оперативного управления муниципальным имуществом могут наделяться:

  • жилищные фонды;
  • учреждения массовой культуры и спорта;
  • научно-просветительские и образовательные учреждения;
  • медицинские учреждения;
  • комплексы, осуществляющие снабжение различными коммунальными ресурсами (вода, отопление, газ, электричество) и прочие.

Муниципальное образование наделяет указанные учреждения правом распоряжения переданным им имуществом. Однако нарушение правил эксплуатации этого имущества, его порча, использования не по целевому назначению позволяет муниципальным властям отозвать право оперативного управления и произвести изъятие объекта.

Порядок использования права оперативного управления регулируется нормативными документами различных уровней, в частности Гражданским, Налоговым, Бюджетным кодексами Российской Федерации, различными федеральными законами, нормативными актами регионального уровня и муниципальных образований. Собственник имущества при этом наделен правом определения перечня видов деятельности, для осуществления которых может быть использовано муниципальное имущество.

Сущность доверительного управления муниципальным имуществом

Муниципальное имущество передается в доверительное управление на основании соглашения, в письменной форме определяющего все основные аспекты передачи муниципального имущества.

Под доверительным управлением муниципальным имуществом понимается такая форма его использования, при которой одна сторона – собственник муниципального имущества (учредитель доверительного управления) – передает другой стороне – доверительному управляющему – имущество на определенный промежуток времени для управления в интересах доверительного управляющего.

Без оформления передачи имущества соответствующим соглашением право доверительного управления муниципальным имуществом не возникает. Заключенное соглашение является основанием для наделения доверительного управляющего правами заключения различных сделок в отношении полученного в доверительное управление имущества. Наличие пометки о совершении сделки лицом, выступающим в качестве доверительного управляющего, обязательно.

Также обязательными к указанию реквизитами при сделках с муниципальным имуществом, передаваемым в доверительное управление, являются: во-первых, наименование имущественного объекта, во-вторых, реквизиты сторон, в-третьих, состав имущества, в-четвертых, величина вознаграждения доверительного управляющего.

Срок заключения соглашения о передаче муниципального имущества в доверительное управление не может превышать пяти лет, но допускается возможность его автоматического продления при отсутствии уведомлений от сторон о его расторжении.

Не всякое имущество может выступать в качестве объекта передачи в доверительное управление.

В состав имущества, которое может быть передано в доверительное управление, входят:

  • предприятия;
  • имущественные комплексы;
  • объекты недвижимого имущества;
  • ценные бумаги;
  • исключительные права.

В состав имущества, которое не может быть передано в доверительное управление, входят:

  • во-первых, имущество, находящееся в оперативном управлении;
  • во-вторых, имущество, находящееся в хозяйственном ведении.

В случае ведения хозяйственной деятельности и получения в доверительное управление муниципального имущества доверительным управляющим открывается отдельный расчетный счет, ведется отдельный баланс. Объекты имущества, находящиеся в доверительном управлении, учитываются обособленно от имущества, находящего в собственности доверительного управляющего.

Статья 8 . Передача муниципального имущества в оперативное управление

1. В оперативное управление муниципальное имущество передается муниципальным автономным, бюджетным и казенным учреждениям, муниципальным казенным предприятиям (далее - Учреждения и казенные предприятия).

2. Основанием для передачи муниципального имущества в оперативное управление, изъятия имущества из оперативного управления Учреждений и казенных предприятий (приема имущества в муниципальную казну) является постановление Администрации города, за исключением случаев, установленных настоящим Положением. Передачу имущества, входящего в состав муниципальной казны, в оперативное управление и прием имущества в муниципальную казну осуществляет Управление.

3. Право оперативного управления в отношении муниципального имущества возникает у Учреждения и казенного предприятия с момента передачи имущества по акту приема-передачи, если иное не установлено действующим законодательством.

4. Учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия Собственника.

Согласие Собственника на распоряжение имуществом выносится в форме постановления Администрации города за исключением сделок, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Согласие на совершение муниципальным бюджетным учреждением крупной сделки выносится в форме постановления Администрации города.

Согласие собственника на распоряжение транспортными средствами, самоходными машинами и иными видами техники, прицепами к ним, подлежащими государственной регистрации, для муниципальных казенных учреждений и казенных предприятий выносится в форме постановления Администрации города независимо от их стоимости.

5. Передача движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью до 50000 рублей от муниципального казенного учреждения или казенного предприятия другому казенному учреждению или казенному предприятию осуществляется на основании согласия Собственника в форме приказа Управления при наличии согласования соответствующего отраслевого (функционального) органа Администрации города, в ведении которого находится данное муниципальное казенное учреждение или казенное предприятие.

6. Порядок определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных автономных и бюджетных учреждений определяется Администрацией города.

7. Имущество, находящееся в оперативном управлении, отражается в бухгалтерском учете Учреждения и казенного предприятия в порядке, установленном законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

8. Списание муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждений и казенных предприятий, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и статьей 12 настоящего Положения.

9. Учреждение и казенное предприятие, в оперативном управлении которого находится помещение в многоквартирном доме, несет бремя расходов по внесению платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; внесению взноса на капитальный ремонт.

10. Руководитель Учреждения и казенного предприятия несет ответственность за целевое использование и сохранность имущества, находящегося в оперативном управлении.

11. Контроль за целевым использованием и сохранностью имущества, переданного в оперативное управление, осуществляет Управление.