Государство по отношению к обществу обеспечивает. Соотношение общества, государства и права. Задания к главе I(Проверяем свои знания)

Общество - (в широком смысле) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) исто­рически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство - это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Общество и государство - понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосудар­ственные структуры (политические партии, политические движе­ния, общественные организации и объединения, трудовые коллек­тивы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и иг­рает в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам гос­подствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологические рамки общества и государства тоже не совпа­дают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю свое­го развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности посто­янно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их вза­имодействия.

Еще по теме 11. Соотношение общества и государства:

  1. § 4. Политические партии как связующее звено между гражданским обществом и государством и их роль в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
  2. § 1. Б. Н. Чичерин о сущности государства и его составных элементах. Проблема власти. Государство и общество. Государство и общественный строй. Вопрос о правах и обязанностях граждан. Проблемы государственной политики. Вопрос о размерах государства
  3. Глава II. Правовые и нравственные регуляторы взаимодействия личности, общества, государства
Теория государства и права: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

§ 5. Соотношение общества и государства

Общество и государство, их соотношение – кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.

Государство – социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство – явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль – возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Понятие „относительная самостоятельность государства“, – подчеркивает В.В. Лазарев, – призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.» Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.

Существуют ли пределы самостоятельности государства по отношению к обществу? Такие пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается прежде всего гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства на общество и общества – на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности.

Недемократическим (неразвитым) обществам соответствуют и неразвитые государства, мощь которых сосредоточивается в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства нередко обретают силу, значительно превышающую объективные потребности общества, получают чрезмерную самостоятельность, становятся центром политической, экономической и духовной жизни, возвышаются над обществом. Всемогущая бесконтрольная власть здесь концентрируется в руках диктатора и его окружения или группы лиц. Так складывались тиранические диктаторские государства, а в современную эпоху – авторитарные и тоталитарные государства.

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Цивилизованное гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования важнейших государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства.

Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество – обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество – ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой – соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.

При помощи сознательного государственно-правового регулирования рыночное саморегулирование определенным образом ограничивается. В противном случае оно неизбежно перерастает в рыночную стихию. Но рыночная стихия и рыночная экономика далеко не одно и то же. Отсюда сложная и важная проблема – найти более или менее оптимальное соотношение между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием. Но такое соотношение отнюдь не постоянно. В каждой стране и в каждое время оно подвижно и зависит от многочисленных причин и условий.

Так, в 20 –30-е гг. разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань гибели многие, до того могущественные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д. Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осознал, что рынок не является совершенным экономическим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В 1933–1938 гг. его администрация осуществила комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыночного саморегулирования, вошедших в американскую историю под названием «Новый курс». По этому пути пошли многие другие государства.

Примерно в то же время в СССР стала прослеживаться другая тенденция. Здесь экономический потенциал страны почти полностью стал объектом государственной собственности. Общество постепенно превратилось как бы в единую «государственную фабрику», управляемую из центра командно-бюрократическими методами. Вместе с тем это было довольно сильное государство, которое в экстремальных условиях решало крупные задачи: в исторически короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно-промышленный комплекс занимал передовые позиции в мире. Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможности общества, чему способствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйственность, дополненные субъективизмом и волюнтаризмом партийно-государственной верхушки. Названные факторы и породили системный кризис, охвативший все сферы жизни общества. Выход из кризиса оказался очень трудным. Вот уже несколько лет в стране ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно-правовых механизмов. Но допускаемые крайности и ошибки, неумение и нежелание делать из них выводы пока препятствуют нахождению оптимальных решений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства 1. Понятие безопасности и ее виды В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» безопасность – состояние защищенности жизненно важных

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права 1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно

Из книги Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 8.1. Особенности проведения оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

Из книги Федеральный закон «Об акционерных обществах». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Раздел VII. Государственное управление охраной и защитой безопасности личности, общества и

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

3. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика) Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Тема 29. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах личности, общества и государства 1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности в общей системе государственного

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Глава III. Уставный капитал общества. акции, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества. Чистые активы

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Статья 87. Заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества или аудитора общества По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение, в котором должны

Из книги автора

4.5 Соотношение государства, государственной власти и государственности В юридической науке одной из дискуссионных и в то же время малоразработанных является проблема соотношения понятий государства, государственной власти и государственности. Сопоставляя категории

Из книги автора

12.1 Соотношение государства и права Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.Можно выделить пять основных позиций в

Из книги автора

Раздел второй. Соотношение общества, государства и

Из книги автора

§ 7. Соотношение государства и права Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.Этатически-тоталитарная

Из книги автора

Из книги автора

§ 3.7. Соотношение государства и права Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от

Из книги автора

§ 10.7. Место и роль современного государства в политической системе общества Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов. Именно в этом качестве

Общество - это постоянная совокупность людей, наделенных сознанием и волей, объединенных общими интересами и стремящихся к достижению единых целей. Некоторые авторы определяют общество как совокупность не людей, а общественных отношений. При этом общественными отношениями считаются толь ко те социальные связи, субъекты которых выступают как носители определенной социальной роли (работник, продавец, пассажир, супруг и т.д.).

Общество является формой существования человечества. Условиями существования любого общества считаются власть, порядок и согласие. Социальная власть - это способность одних индивидов или социальных групп влиять на поведение других индивидов или групп, подчинять их своей воле.

Можно выделить два основных вида социального регулирования - индивидуальное и нормативное. Индивидуальное адресовано конкретным лицам и направлено на разрешение конкретной ситуации (например, вынесение судебного решения). Нормативное адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на разрешение не одной, а всех подобных ситуаций. Примером нормативного социального регулирования может служить принятие закона.

Чтобы участвовать в общественных отношениях, индивиду необходимо пройти процесс социализации. Социализация - это приобщение индивида к ценностям общества и правилам поведения в нем. Составной частью процесса социализации является правовая социализация.

В мировой науке проблема соотношения общества и государства является традиционной. Существовали различные мнения относительно пределов государственного вмешательства в общественную жизнь. Еще легисты считали, что взаимоотношения государства и народа строятся по принципу «кто кого», поэтому государство должно быть сильным, а общество - слабым, автоматически реагирующим на любое указание властей. Много позднее получили развитие концепции «минимального государства». Анархизм исходил из необходимости уничтожения государства, а марксисты предполагали, что будущее коммунистическое общество сможет обойтись и без государственного регулирования. В XX в. в ряде государств были сделаны попытки реализовать на практике тоталитарные теории государству, суть которых была выражена в формуле: «Все для государства, ничего против государства, ничего кроме государства». Дискуссия о соотношении общества и государства продолжается и по сей день.

Общество возникает раньше, чем государство, и затем сосуществует с ним. Государство является результатом общественного развития, общественным продуктом, социальным институтом. Особенности развития государства зависят от особенностей развития общества, его различных систем.

Государство является аппаратом управления общественными процессами. Наиболее важные общественные отношения регулируются государством посредством права.


Вместе с тем для того, чтобы управлять социальными процессами, государство должно обладать определенной самостоятельностью, автономией по отношению к обществу. Автономия государства, по мнению некоторых авторов, затем трансформировалась в так называемое отчуждение государства от общества. Классики марксизма предлагали преодолеть такое отчуждение путем постепенного уничтожения самого государства и перехода к коммунистическому общественному самоуправлению. В современных странах Запада апробирован другой путь - партицинация, т. е. участие общества, населения в управлении делами государства.

Государство призвано содействовать развитию общества, удовлетворению общественных потребностей. Однако истории известны случаи, когда государство, наоборот, подавляло общественную активность, дотошно регламентировало общественную жизнь, сковывало инициативу индивидов и социальных групп.

Во многих современных странах провозглашена концепция социального государства, согласно которой государство должно обеспечивать достойный уровень жизни общества, оказывать помощь социально незащищенным слоям населения.

Текущая страница: 4 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Шрифт:

100% +

Задания к главе I
(Проверяем свои знания)
Вариант 1

Часть А

Выберите правильный ответ.

А1. Человек, согласно современным научным представлениям, есть существо

1) духовное

2) социальное

3) биологическое

4) биосоциальное

А2. Основой человеческого существования является

1) потребление

3) деятельность

A3. Социализация личности – это

1) общение с окружающими

2) усвоение накопленного людьми социального опыта

3) переход из одной социальной группы в другую

4) изменение социального статуса

А4. Личность – это

1) совокупность биологических признаков

2) субъект общественных отношений

3) единичный представитель человеческого рода

4) совокупность расовых признаков

А5. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются

1) гипотезами

2) представлениями

3) понятиями

4) суждениями


Часть В

В1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) гипотеза, 2) научное познание, 3) теория, 4) концепция, 5) эксперимент.

В2. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

B3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите термин, относящийся к другому понятию.

1) субъект

2) средства

4) индивид

6) результат

B4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (3) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика.


Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер;

Б) характер оценочных суждений.

В5. Вставьте в схему «Система мышления человека» пропущенные понятия.


Часть С

«Существует только одна бессмертная сила, которая переживает династии, догмы, классы, – это сила творческого труда» (Ж. Жорес ).

«Лишь глупцы называют своеволие свободой» (Тацит ).

«Видеть и всё-таки не верить – вот первая добродетель познающего; внешний вид – величайший искуситель познающего» (Ф. Ницше ).

«…Правильно называют Истину дочерью Времени, а не Авторитета» (Ф. Бэкон ).

«Ничто не свободно так, как мысль человека» (Д. Юм ).

С2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Составьте три предложения, содержащие информацию о процессе социализации.

СЗ. Составьте план развёрнутого ответа по теме «Современные представления о природе человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вариант 2

Часть А

Выберите правильный ответ.

А1. Что в первую очередь отличает человека от иных живых существ?

1) рефлексы

2) потребности

3) инстинкты

4) сознание

А2. Социальной потребностью является потребность в

1) общении

4) признании

A3. Игра, в отличие от труда,

1) может носить условный характер

2) имеет целенаправленный характер

3) предполагает общение

4) требует разнообразных средств

А4. К средствам (институтам) социализации личности не относится

2) Интернет

А5. Критерием истины является

1) личный опыт

2) общественно-историческая практика

3) мнение специалистов

4) результат дискуссии


Часть В

B1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «мышление». Найдите термин, относящийся к другому понятию.

3) сравнения

6) суждения

B2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

1) творчество

2) деятельность

3) общение

В3. Запишите слово, пропущенное в таблице.

В4. Вставьте в схему «Система научного познания» пропущенные понятия.

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Категория «смысл жизни» – это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления _________________ (1) облика личности. От того, какую жизненную _________________ (2) выберет человек, зачастую зависит жизнь не только его самого, но и его окружения, а иногда и всего __________________________________(3). Каждый ответственный за свою судьбу и судьбы других человек не может и не хочет жить без _________________ (4), определённой ____________________ (5) или же мечты, а всегда ищет то «достойное», чем можно было бы занять свою жизнь, сделать её более значительной. Для этого нужно, чтобы человек сам определил, сам сообщил тот или иной _________________ (6) своему существованию, нашёл своё назначение согласно своим ___________________ (7), сделал свою жизнь максимально плодотворной, полезной, нужной.


Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.


Список терминов:

A) стратегия

Б) задачи

B) духовно-нравственный

Г) способности

Ж) человечество


Часть С

С1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний для написания эссе.

«…Почти во всех делах самое трудное – начало» (Ж. Ж. Руссо ).

«Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости» (Вольтер ).

«…Истина способна занемочь, но умереть она никогда не умрёт» (М. Сервантес ).

«Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» (К. Гельвеций ).

«Каждый должен что-то оставить после себя: сына, книгу или картину, выстроенный тобой дом, или хотя бы возведённую из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чём после смерти найдёт прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращённое тобой дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив…» (Р. Брэдбери ).

C2. Выдающийся итальянский художник и мыслитель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи утверждал: «Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и прежде всего потому, что в таких чисто мыслительных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности».

Приведите пример наук, «начинающихся и кончающихся в мысли». В какой мере в них используются математические доказательства? Согласны ли вы с Леонардо, что эти науки не могут называться истинными?

СЗ. Составьте план развёрнутого ответа по теме «Деятельность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Исследуем, проектируем, обсуждаем, спорим

1. ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. «Человек прошлого, человек будущего»

Прочитайте роман И. А. Ефремова «Час Быка». Сможет ли человек стать когда-нибудь таким, как его герои-земляне? Сравните их с реальными историческими персонажами, определите, что их объединяет, а в чём между ними существуют различия.

2. «Всё остаётся людям»

Соберите и проанализируйте материал о жизни одного из тех людей, которые посвятили свою жизнь другим. Подготовьте презентацию и расскажите об этом человеке своим одноклассникам. В результате совместного обсуждения сделайте вывод о том, что объединяет этих людей.

Ролевая игра «Цель жизни современного профессионала (учитель, врач, программист, сотрудник МЧС, артист, государственный служащий)».

Деловая игра «Хочу всё знать…» (Какие знания нужны современному человеку?).

Деловая игра «Полёт на Марс» (смысл стремления человека отправиться на другие планеты).

3. ДИСКУССИИ И ДИСПУТЫ.

«Есть ли место подвигу в современной России?»

«Смысл жизни человека: меняется ли он с развитием цивилизации?»

«Работаем, чтобы жить, или живём, чтобы работать?»

«Цель оправдывает средства: да или нет?»

«Не в деньгах счастье?»

Прочитайте речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета в 2005 г. (http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/818178-echo/). Обсудите её в классе.

О каких жизненных уроках он говорит? К чему призывает молодых людей? Разделяете ли вы его мнение о смерти? В чём смысл призыва «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными»? Можно ли следовать его советам в России?

5. «ИГРАЕМ В УСПЕХ».

Разделитесь на группы по 5–7 человек и разыграйте ситуации, которые, на ваш взгляд, могут символизировать собой жизненный успех. В игровой форме покажите, каков был путь к этому успеху. Вместе попробуйте дать оценку этим ситуациям.

Глава II. Общество

§ 6. Что такое общество?

ПОНЯТИЕ «ОБЩЕСТВО». В содержании школьного предмета «Обществознание» по определению ведущим является понятие «общество». Рассмотрим подробнее основные определения этого понятия.

В повседневной жизни мы понимаем под обществом круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов (например, «высшее общество»). Вместе с тем, когда мы слышим о добровольных обществах филателистов, нумизматов, собаководов или любителей кактусов, у нас не вызывает сомнения, что речь идёт о добровольных, постоянно действующих объединениях людей для реализации конкретной цели. Два этих определения трактуют понятие «общество» в узком смысле.

Есть немало определений общества в широком смысле. Рассмотрим одно из них: общество – это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности, общими интересами и потребностями, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями. Обратим внимание на два ведущих признака общества (в широком смысле). Во-первых, большая совокупность людей объединена тем, что сложилось на протяжении длительного периода времени (язык, культура, обычаи, традиции и т. д.). Во-вторых, потребности и интересы этих людей могут быть реализованы только совместными усилиями (например, трудовой вклад в благосостояние государства, защита Отечества, забота о сиротах и т. д.).

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА. Природа в широком смысле – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В более узком смысле – это оболочка Земли, наполненная жизнью.

Наиболее яркий образец тесного переплетения природных и общественных черт – сам человек как член общества, его основной элемент и в то же время как вершина эволюции живой природы. Человек вышел из неё, но в значительной своей «части» (физиологии) остался элементом природы. Общество, которое складывается из отдельных людей, тесно связанных друг с другом, тоже как бы порождено природой.

Как взаимодействуют природа и общество, помогает понять термин «окружающая среда». Есть два вида окружающей среды – естественная и искусственная. Естественная среда (природа) всегда окружала человека, его существование во многом зависело от её особенностей. Но постепенно росла, расширялась искусственная среда, созданная человеком: дома, города, предприятия, дороги, транспорт, художественные произведения, культурные растения, домашние животные и т. д. К искусственной среде относится и общество, социальные (общественные) отношения. Искусственная среда всё активнее теснит и даже отчасти уничтожает естественную среду (в этом суть экологической проблемы, которую мы будем рассматривать ниже). Тем не менее их связь остаётся при всей противоречивости неразрывной.

ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. Как всякое сложное образование, общество представляет собой сложную динамичную систему, причём систему самоорганизующуюся. Это особенно важно иметь в виду для понимания его сущности. В истории предпринимались самонадеянные попытки реконструировать общество «сверху», по определённой схеме, в соответствии с заранее выработанной теорией. В результате революционных преобразований общество, конечно, изменялось, но в основных чертах и свойствах оно развивалось по своим внутренним законам и, как правило, опровергало замыслы радикальных реформаторов. Общество, как крупнейший социальный организм, изначально консервативно – в лучшем смысле этого слова. Оно не принимает поспешных попыток ломки устоявшихся форм жизни, и если меняется, то постепенно, под влиянием тех факторов, действие которых неизбежно.

Общество, как всякая система, состоит из взаимосвязанных элементов. Если система сложна (а общество – суперсложная система), таких элементов всегда много. Поэтому учёными используется понятие, которое проще системы, но сложнее элемента, – «подсистема». В качестве подсистем общества принято выделять сферы общественной жизни. Таковых четыре: экономическая (производство материальных благ и услуг, их обмен и распределение), социальная (взаимодействующие друг с другом социальные группы, слои), политическая (политические отношения, государство, право и т. д.) и духовная (различные формы и уровни общественного сознания, образующие духовную культуру).

Общество, как совокупность людей, состоит из общностей (групп, страт, т. е. слоёв, классов). В отношениях между социальными общностями существуют как объединительные (интеграционные), так и разъединительные тенденции (на основе, как правило, экономических, политических, национальных, религиозных интересов). Внутри общества для осуществления его целей образуются социальные институты и развиваются общественные отношения. Социальные институты представляют собой исторически устоявшиеся формы взаимодействия людей и организации, реализующие функцию удовлетворения общественных потребностей. В современных обществах таких институтов много. Все они отличаются разными функциональными качествами. Наиболее важными институтами являются государство, бизнес, семья, образование, наука, религия и др. Социальные институты появляются в результате возникновения социальной потребности, продолжают развиваться в ходе общественной эволюции и отмирают, если потребность в них отпадает.

Центральным институтом общества является государство. Оно выполняет в основном политические функции. Общество отнюдь не идентично государству. Между обществом и государством существует целый ряд значительных различий.

В ЧЁМ СХОЖИ И ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО? Подробный ответ на этот вопрос будет дан в § 20–23. Здесь остановимся на самом существенном. Исторически общество первично, а государство вторично. Именно общество порождает государство, а не наоборот. Области социальной жизни, в которых государство не осуществляет свои регулятивные функции, называют гражданским обществом. В чём-то общество и государство могут совпадать: единые границы, участие членов общества в деятельности государства и др. Но отождествлять их не следует.

Государство – своего рода комитет по делам общества. Общество как бы нанимает государство для того, чтобы оно его защищало, организовывало, управляло им (например, обеспечение правопорядка, защита границ, осуществление политической власти). Однако «слуга» подчас становится «господином», и тогда обществу приходится защищаться от него. Общество принимает отнюдь не всё, что предлагает ему государство. Монолитное единство общества и государства – идеал тоталитарных режимов. Однако неверно отделять общество от государства «китайской стеной». Есть тип государства, который соответствует особенностям гражданского общества. Это – правовое государство.

Роль государства в общественной жизни может быть весьма продуктивной и масштабной. Без материальной и организационной поддержки государства деградируют и промышленность, и сельское хозяйство, и наука, и образование, и культура. Государство имеет возможность не только прямыми, но и косвенными путями управлять экономикой в целом. Оно является самым надёжным гарантом прав и свобод человека.

ТИПЫ ОБЩЕСТВА. В общественных науках есть множество классификаций (типологий) обществ. На основе различных критериев, в частности, выделяют общества:

Дописьменные и письменные;

Простые и сложные;

Первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические;

Открытые и закрытые.

Наиболее универсальной типологией является разделение всех существовавших и ныне существующих обществ на три типа: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. Эти термины ведут своё начало от понятия «индустриальный», т. е. промышленный, связанный с добычей сырья и его переработкой, производством различных товаров. В последние годы говорят об информационном обществе как новом этапе развития постиндустриального. Если для постиндустриального общества характерно преобладание производства услуг над производством товаров, то для информационного важно преобладание информации и знаний.

В чистом виде этих типов обществ не существует. В реальной жизни всегда переплетены элементы того или иного типа, один из которых преобладает.

КАКИМ ЯВЛЯЕТСЯ СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО? Современной России, как и большинству европейских стран, присущи черты общества постиндустриального типа. Несмотря на то что в нашей стране развиты промышленные и информационные технологии, массовое стандартное производство, основная часть населения занята в сфере услуг, что характерно для постиндустриального общества.

Во всех сферах общественной жизни широкое распространение получила компьютерная техника. В настоящее время Россия является страной с наибольшим количеством пользователей сети Интернет в Европе. По-прежнему сохраняется научный потенциал, унаследованный от советской эпохи. На достаточно высоком уровне находится образование, помимо государства в него вкладывает средства и население. Всё большее значение приобретают новые формы организации бизнеса – появляются общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества (ООО, ОАО, ЗАО). Растёт производство не только товаров и услуг. Велика роль средств массовой информации (СМИ) – телевидения, радио, прессы.

В то же время сохраняются и черты индустриального общества. Широко применяется техника. Последнее время в российской экономике большое значение приобрели крупные промышленные объединения, корпорации. Серьёзной проблемой для экономики страны остаётся тот факт, что основные статьи экспорта составляет сырьё. Такой характер экономики не позволяет говорить о ней как о постиндустриальной. В области образования стоит задача подготовки и переподготовки специалистов. Средняя продолжительность жизни в нашей стране за последние пять лет выросла на 3,7 года и в 2011 г. составила 70 лет (64,3 года у мужчин, 76,1 года у женщин).

Несмотря на то что в настоящее время в России сформировались некоторые черты постиндустриального общества, задачи модернизации страны и превращения её в информационное общество по-прежнему остаются актуальными.

Думаем, сравниваем, делаем выводы

1. Поясните на конкретных примерах, в чём проявляются природные, а в чём общественные черты человека как вершины эволюции и части социума.

2. Прокомментируйте высказывание немецкого философа Ф. Энгельса: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых».

3. Приведите примеры социальных отношений, относящихся к каждой из четырёх подсистем общества.

4. Государство вторично по отношению к обществу. Объясните, по какой причине доминирование государства над обществом может привести к негативным последствиям. Всегда ли эти последствия негативны?

5. Россия является постиндустриальным обществом. Что должно измениться, чтобы Россию можно было с полным основанием называть информационным обществом?

§ 7. Как развивается общество?

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО УЧАСТНИКИ. Общество – динамичная система, поэтому одним из самых сложных вопросов является вопрос о смысле и движущих силах исторического процесса (движение народов и государств во времени и пространстве, в системе материальных и духовных координат).

При изучении истории легко обнаружить множество, казалось бы, совершенно случайных обстоятельств, приведших к весьма серьёзным, глобальным последствиям. Например, опоздание маршала Э. Груши в финале битвы при Ватерлоо, после которой Наполеон окончательно сошёл с исторической арены; убийство Александра II, уже подготовившего конституционную реформу; выстрел члена террористической организации «Молодая Босния» Г. Принципа в Сараево, ставший поводом к началу Первой мировой войны, а в последующем – ряду революционных потрясений; отсутствие верных царю войск в Петрограде в марте 1917 г., которое в конечном счёте привело к победе сначала либерально-демократической, а затем и социалистической революции в России. Эти и другие случайности оказались пусковым механизмом и катализатором масштабных изменений в истории отдельных стран и всего человечества.

Философ Н. Бердяев (1874–1948) утверждал, что «история возможна только тогда, когда возможно восприятие истории, если мировой процесс воспринимается как процесс катастрофический». В самом деле, история причудливо кроила и лицевала политическую карту мира, поднимала на гребень могущества одни и низвергала другие народы.

Что касается понимания логики исторического процесса и поведения, действий его участников, то оно остаётся предметом дискуссий, зависит от мировоззренческих и идеологических позиций как исследователей, так и политиков. Объяснение смысла исторического процесса содержится и в религиозных учениях, согласно которым история – это результат промысла Божьего.

В марксистском учении об обществе (марксизм ) исторический процесс трактуется как последовательная и неуклонная смена социально-экономических формаций: первобытно-общинного строя рабовладельческим, рабовладельческого – феодальным, феодализма – капитализмом. К. Маркс (1818–1883) доказывал, что в результате обострения классовой борьбы капитализм неизбежно должен был смениться коммунистической формацией, первая стадия которого, социализм, со временем перерастает в коммунизм. С позиций данной концепции прогрессивным силам (на этапе перехода от капитализма к социализму таковой силой были рабочий класс и коммунистическая партия) не следовало сомневаться в правомерности своих преобразующих (как правило, революционных) действий, поскольку именно им выпала роль стать главной силой в воплощении в жизнь высшего исторического закона. Главным достижением этого левого революционного движения стала победа Октябрьской революции в России в 1917 г. и образование в дальнейшем социалистического лагеря.

Таким образом, с точки зрения марксизма история вершится под решающим воздействием экономических процессов, а её движущими силами являются народные массы под руководством коммунистической политической партии при однопартийной системе. Определённую роль в общественном процессе играли, играют и отдельные личности (например, вожди левого движения). Но их значение в исторических преобразованиях, по мнению сторонников марксизма, не следует преувеличивать.

Представители целого ряда направлений социально-политической мысли также признавали роль народных масс в истории, но при этом решающее значение придавали деятельности выдающихся личностей, таких как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Оливер Кромвель, Мартин Лютер, Пётр I, Наполеон, Карл Маркс, Авраам Линкольн, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Мао Цзэдун, Махатма Ганди и др. Близка к этой точке зрения концепция решающего значения для судеб стран и народов их элит – культурных, экономических, научных и т. д. Эта концепция исходит из принципа изначального неравенства людей по национальным, расовым, классовым, социальным признакам и рассматривает исторический процесс как результат деятельности высших слоёв общества, которым подчиняется всё остальное население.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС. Прогресс – понятие, вошедшее в общественное сознание в эпоху Просвещения. Многие верили в то, что промышленное, хозяйственное, экономическое развитие неизбежно и его результатом будет благополучие и процветание основной массы населения государства.

Прогресс (лат. «движение вперёд») – это поступательное развитие общества по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее к более совершенному. Это понятие прогресса зародилось ещё в XIX в. под влиянием эволюционной теории.

Далеко не все мыслители признавали само понятие «прогресс», его правомерность, всеобщность и неизбежность (особенно в общественной сфере). Например, английский врач Г. Эллис считал, что то, что мы называем прогрессом, представляет собой замену одной неприятности другой. Выдающийся русский литературовед и философ М. М. Бахтин (1895–1975) считал прогресс «вздорным и вредным мифом» и в этом был далеко не одинок. С его точки зрения, никакого прогресса вообще не существует. В природе царит энтропия – способность энергии к превращениям, следствием которых в конечном счёте по теории творцов «второго начала» Р. Клаузиуса и У. Томсона будет так называемая тепловая смерть Вселенной. Идея же прогресса в социальных отношениях была сформулирована для установления равновесия с «пессимистическим» положением дел в природе: там всё идёт к худшему, а в обществе – к лучшему.

Таким образом, существует два основных подхода к тому, что собой представляет прогресс в сфере общественных отношений.

Согласно одной точке зрения, прогресс – это неоспоримая закономерность и реальность, определяющие весь ход человеческого развития. Среди сторонников такого понимания прогресса много революционеров и реформаторов. Всё, что они предлагают обществу, с их точки зрения, благо, призванное заменить «рутину прошлого».

Согласно другой точке зрения, прогресс – это миф, злокачественность которого заключается в том, что у людей возникают иллюзии движения к лучшему, когда им предлагают новые, но далеко не всегда всесторонне осмысленные и не самые совершенные формы общественного бытия.

Формой общественного развития, противоположной прогрессу, является регресс (лат. «возвращение»), т. е. откат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация.

Каждый может попытаться определить, в какой мере прогрессом или регрессом была Октябрьская революция 1917 г. в России; в какой степени прогрессивным был советский строй в нашей стране (с 1917 по 1991 г.); что собой представляют с точки зрения движения к лучшему результаты рыночных реформ, начатых в России в 80-е гг. XX в.; как соотнести с идеей прогресса тенденцию к глобализации экономики и других сфер жизни различных стран, при которой одни достигли высочайшего уровня благосостояния, а другие обречены на существование в качестве сырьевых придатков богатых государств; является ли прогрессивным распад СССР на ряд независимых государств; в чём состоит прогресс в экономически развитых странах мира с учётом того, что происходит в беднейших странах Африки, Азии, Латинской Америки и др.

Определённую популярность приобрела концепция исторического развития, в основе которой лежит «принцип маятника». В соответствии с этим принципом периоды революций, резких скачков, коллизий, ломок в историческом процессе обязательно сменяются временем умиротворения, стабильности, иногда даже частичного возврата к дореволюционным порядкам. Примеров в мировой истории много: после Великой французской революции 1789–1894 гг. – империя Наполеона и умиротворяющая реставрация монархии; после свержения монархии и гражданской войны 1931–1939 гг. в Испании – диктатура Ф. Франко и восстановление монархии и т. д.

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ? Поскольку социальное развитие многовариантно, неоднозначно, на протяжении всей истории человечества мыслители выдвигали различные концепции общественно-исторического развития, в частности его причин. Античные философы делали акцент на естественном характере перехода человечества от дообщественного состояния к общественному. Например, Демокрит (ок. 470 или 460 – ок. 380 или 370 до н. э.) объяснял этот переход «нуждой» людей, а Аристотель полагал, что причиной создания общества является желание индивидов наиболее успешно удовлетворять свои социальные инстинкты. В XVII–XVIII вв. большую популярность приобрели концепции английского философа Т. Гоббса и французского писателя и философа Ж. Ж. Руссо, провозглашающие, что общественная жизнь есть результат договора между людьми. Материалисты считают, что в основе социального развития лежит материальное производство (базис общественной жизни). В XX в. значительное распространение получила концепция информационного общества. В качестве решающего фактора развития её сторонники признают не материальное производство, а производство, хранение, распределение и потребление информации. Под влиянием информации радикально меняется социальная среда и возникают новые социальные отношения. Дальнейшее развитие общества связывается со становлением информационно-технотронной цивилизации, в которой на основе глобальной сети Интернет будет сформировано единое информационное пространство.

ЕСТЬ ЛИ У ИСТОРИИ КОНЕЦ? Безумие двух мировых войн, серия разрушительных революций, катастрофические экономические кризисы, аналогичные Великой депрессии 1929–1932 гг. в США, многому научили западный мир. Активно используя львиную долю экономических ресурсов человечества и рационально организовав свою политическую и экономическую жизнь, высокоразвитые страны Запада (так называемый «золотой миллиард») к концу XX – началу XXI в. достигли той степени материального благополучия и стабильности существования, о которой мало кто смел и мечтать ещё полсотни лет назад. В результате западный мир стал испытывать страстное желание, которое можно выразить словами из известной трагедии И. В. Гёте «Фауст»: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» В научном изложении эта тенденция нашла выражение в известной идее американского учёного Ф. Фукуямы о «конце истории».

Идея «конца истории» заключается в том, что отныне нет смысла ожидать в мире каких-то серьёзных непредвиденных потрясений. Фукуяма следует логике Г. Гегеля и К. Маркса, признавая историю логически последовательным процессом «от простого к сложному». «Конец истории» не означает того, что новые события прекратят появляться. Согласно Фукуяме, это достижение общества, в котором политические споры уже не носят принципиального характера. Теория Фукуямы провозглашала господство либеральных ценностей в современном мире, отход от противостояния идеологий. Фукуяма увидел в либеральной демократии «окончательную форму правления в человеческом обществе».

11) символы - герб, флаг, гимн (символ - это знак вещественный, графический, звуковой, что-либо обозначающий), которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы помещают на зданиях, где расположены органы государства , на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства, и т. д.

Возникновение государства: причины и формы

Вместе с тем важно учитывать, что ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности - закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками - знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Итак, во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти); во-вторых, оно возникло как социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения; в-четвертых, под влиянием целой системы факторов.

Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный, прежде всего, внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, национально-психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было известное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них.

Нужно заметить, что сейчас в мире насчитывается более двухсот государств. Однако процесс возникновения новых государств вовсе не завершился. Большие страны подчас могут распадаться на более мелкие; мелкие могут объединяться в более крупные. Существует еще немало народностей и наций, не имеющих собственных государств. Они прилагают к этому определенные усилия. Речь идет, например, о палестинцах, курдах, тиморцах и др. Так что проблема появления государств вовсе не решена раз и навсегда. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения, что, бесспорно, только обогатит теорию государства.

Основные теории возникновения государства

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII веках в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др.

По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора , в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге, у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, и соответственно - ответственность за невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать законы , собирать налоги , наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию , права граждан , их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе , которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего, социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX веке в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство - «естественно» (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине ХIХ века в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство - продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства , совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди - не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это, хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни. Подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики , а следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности , в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру - государство, которое, прежде всего, служит как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, - важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и которые ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.

С другой стороны, роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Возникновение права

Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т. п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором - в роли «слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» институт государственности, а чтобы показать его служебное положение, ведь, в конечном счете, данный институт существует не ради самого себя (не государство ради государства), а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности. Именно общество (налогоплательщики) содержит государство, которое выступает лишь политической частью общества, исторически призванной и обязанной его организовывать. Кроме того, слово «слуга» взято в кавычки, что означает не только известную образность, но и условность по отношению к слову «хозяин».

Государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты - упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина , безопасность и т. п.), но и минусы (негативные последствия - бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т. д.).

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути.

Ведь поскольку политическая власть (главным образом, власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан .

В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством - утверждается верховенство первого: и право возвышается над государством.

Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

  1. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина - социальная сторона;
  2. наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения - формально-юридическая сторона.

Первый принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ , где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.

1) Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы сдержек и противовесов, правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

Государство само себя никогда не ограничит, каким бы совершенным оно ни было. Ограничить власть может только другая власть. То есть власть государства можно ограничить, прежде всего, правами человека, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества , составляют главную часть права. Здесь будет уместным воспроизвести слова Р. Иеринга, который отмечал, что «кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще».

Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности по отношению к правам государства. Так же как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно поддерживать соответствующую физическую форму и постоянно подтверждать высокие результаты, точно так же и общество, каждый гражданин ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, постоянно бороться за собственные права и интересы, ибо правовое государство - это в большей степени процесс, чем результат. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Уровень правовой жизни необходимо систематически отвоевывать у криминала, бесправия.

2) Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей .

Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

Причем каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

3) Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти.

Как своеобразное государственное устройство федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов. Это создает своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношений и национально-государственной неразберихи «двойная безопасность» может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов Федерации происходит «покушение» на права человека.

4) Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, издаваемых министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах.

Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.

5) Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения политической власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Названные способы и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться в виде самостоятельных принципов, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип - последовательное связывание с помощью права государственной власти.

Кроме двух основных можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это - высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т. п.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо оба они выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второй (формально-юридической, олицетворяющей собой средства достижения названных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение - не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни одной из своих функций.

И тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

В условиях правового государства право (как формальная система) может выступать в ряде случаев и как тормозящий фактор (препятствие, помеха) социально ценным действиям государства, не позволяющий подчас оперативно достигать определенных позитивных целей даже весьма благовидными средствами. Например, разделяя власть и создавая многочисленные ограничения для нее, мы тем самым объективно связываем ее активность, инициативу, маневренность, «замешанных» в том числе и на благих намерениях, на общественных интересах, предполагаем трудные поиски согласия, принятие компромиссных решений.

Другими словами, в сеть правовых ограничений попадают не только «плохие поступки» государства, но и «хорошие».

Однако это, вероятно, те недостатки идеи, которые являются продолжением ее достоинств. Это - неизбежное зло, чем общество вынуждено расплачиваться за подобное жизнеустройство. Сравнивая его со злом, которое причиняет обществу и личности государство, не ограниченное правом, отдадим предпочтение все же первому. То есть и в данном вопросе последуем древней мудрости, которая рекомендует «из двух зол выбирать меньшее».

Правовое государство и гражданское общество

Прежде чем анализировать взаимодействие правового государства и гражданского общества , необходимо прежде рассмотреть само понятие «гражданское общество ». Оно, в частности, формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими. «Красной нитью» в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека .

Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества:

  1. негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность , труд, предпринимательство);государственного аппарата , который построен на основе принципа субординации);
  2. многоукладность экономики ;
  3. легитимность и демократический характер власти ;
  4. правовое государство;
  5. сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и другие.
  6. Таким образом, гражданское общество есть способ организации производственных, экономических отношений и соответствующих производительных сил, совокупность связей, возникающих в процессе владения, пользования и распоряжения собственностью, функционирования общественных объединений, средств массовой информации, семьи, воспитательных, образовательных, научных, культурных учреждений. Гражданское общество в лице самодеятельных ассоциаций людей (религиозных, общественных организаций, политических партий, профессиональных союзов , кооперативов и т. п.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права , становится в особые политические отношения с государством.

    Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства , для утверждения правовой государственности. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти.

    Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоев населения, сколько уровнем развития свободы личности , признаваемой в этом обществе.

    Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым.

    Гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом , если оно для этого созрело.

    Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем , в первую очередь преобразование собственности , ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности , неизбежно требующей жесткой административно-командной власти , правовое государство в принципе невозможно.

    Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека , рост преступности , коррупция, расцвет бюрократизма и т. п.

    Вместе с тем нельзя думать, что чисто механическое заимствование сугубо западных идей (а идея правового государства западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, этого, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом , слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

    С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует «реальнее» относиться и к самой идее правового государства, ибо в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и правовое государство - это скорее некий идеал.

    Поэтому, рассматривая современное развитие идеи правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и другие.

    Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории , традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.