Электронная очередь соотечественников. Государственная программа переселения соотечественников в россию. Стоимость оформления свидетельства участника Программы

Программа переселения соотечественников – это возможность для иностранных граждан получить российский паспорт в достаточно короткий срок. При этом принять участие в таком мероприятии могут как лица, которые проживают в РФ, так и иностранцы, которые живут заграницей.

О программе переселения соотечествеников

Данная программа позволяет получить гражданство РФ по упрощенной процедуре. Программа «Соотечественники» была принята в 2002 году, и планировалось, что данное мероприятие будет действовать только до 2012 года. Но в связи с большим потоком желающих срок действия программы продолжен и в 2019 закон о переселении продолжает действовать.

Кто может принять участие в программе

Принять участие в программе по переселению соотечественников могут следующие категории иностранных граждан:

  • Лица, которые проживают за границей, но имеют русский паспорт.
  • Иностранные граждане и их потомки (по прямой восходящей линии), не проживающие в РФ, но относящиеся исторически и культурно к народам, которые живут в России (проще говоря, русскоязычные семьи).
  • Лица, проживающие в странах бывшего СССР, получившие паспорта этих стран или, люди, которые являются апатридами (не имеют гражданства ни одной из стран).
  • Ємигранты из России, которые постоянно живут за рубежом.

Соотечественники, которые на постоянной основе живут заграницей, могут вступить в программу только при условии, если в прошлом у них было российское гражданство и этот факт подтверждается документально . В иных случаях кандидаты могут и не иметь в прошлом российского гражданства. Достаточно того факта, что участник идентифицирует себя русским. Об этом может свидетельствовать его профессиональная или общественная деятельность по сохранению русского языка или другого языка коренных народов России, культуры, защиты прав русских, поддержке общественных объединений РФ.

Программа по переселению предполагает также возрастное ограничение. Заявку на переселение может подавать только гражданин, которому исполнилось 18 лет. Вместе с заявителем право на переезд имеют его члены семьи. К ним относятся:

  • Дети.
  • Супруг или супруга.
  • Дети жены или мужа.
  • Внуки.
  • Бабушки и дедушки.
  • Сестры/братья и сестры/браться второго супруга.
  • Родители и родителя мужа/жены.
  • Родные племянники и племянницы.

Также к кандидату в соотечественники предъявляются такие требования:

  • Он должен иметь полную дееспособность.
  • Владеть русским языком на высоком уровне.
  • Быть трудоспособным.
  • Иметь РВП или быть зарегистрированным как беженец.
  • Не принимал участие в экстремистской деятельности и привлекался к уголовным преступлениям.
  • Не судим.
  • Не подвергался депортации из РФ.

Что дает участие в программе

При одобрении статуса участника программы соотечественников кандидат получает такие преимущества:

  1. Разрешено получать РВП или ВНЖ без учета квоты.
  2. Возможность оформить гражданство по упрощенной системе.
  3. Можно работать на территории РФ без оформления патента.
  4. Льготы при уплате налогов на доходы по сниженной ставке в 13% , при этом данная гарантия действует с первого дня работы.

Кроме этого, программа переселения соотечественников в Россию предполагает выплату подъемных. В различных регионах также действуют дополнительные гарантии для переселенцев.

При получении удостоверения участника программы иностранцу не нужно проходить тестирование по русскому языку, которое требуется при получении патента, РВП или ВНЖ, следовательно, это существенная экономия денег и времени.

Подарок: 2100 рублей на жилье!

Куда подать заявку на участие в госпрограмме

Если желающий поучаствовать в программе проживает в РФ, то ему необходимо обратиться в ФМС России. Так как программа переселения соотечественников в Россию действует и для лиц, которые проживают за рубежом, они тоже имеют право подать заявку. В таком случае обращаться нужно в органы, которые уполномочены принимать документы для вступления в программу (в консульство или дипломатическое представительство) .

Государственная программа переселения предполагает подачу таких документов:

  1. Копии национального паспорта на участника и членов его семьи (если они переезжают вместе с ним) с нотариально заверенным переводом. При необходимости необходимо предъявить оригинал паспорта.
  2. на участие в мероприятии.
  3. Свидетельство о браке или его расторжении (копии).
  4. Если у кандидата поменялась фамилия, то необходимо подать документацию, где указано о смене фамилии.
  5. Все документы, которые подтверждают образование участника (дипломы, сертификаты, другие документы, подтверждающие профессиональные навыки). На членов семьи тоже необходимо подавать такие документы.
  6. Оригинал документа, который дает право на проживание в РФ.
  7. 4 фото.

Вся документация, которая составлена на иностранном языке, подается только вместе с переводом на русский, а правильность перевода заверяется нотариально . Перечень документации для лиц, которые живут в других странах, аналогичный, однако им не нужно подавать данные о получении РВП или ВНЖ, от них требуется наличие миграционной карты.

При заполнении заявки на участие необходимо обязательно указать свою специальность и уровень образование. Учите, что эти данные тщательно проверяются, поэтому указываться ложные сведенья крайне не рекомендуется.

Сроки рассмотрения

Получить свидетельство на переселение соотечественников можно в течение 2 месяцев с момента подачи пакета документов. Однако в некоторых случаях этот срок может продлиться до трех месяцев.

Стоимость

Оплата за подачу заявки по переселению в Россию выдачу свидетельства не предусмотрено, однако в дальнейшем при подаче документов на ВНЖ придется оплатить госпошлину в размере 3500 рублей. Поэтому потратиться придется только на легализацию документов на программу переселения соотечественников и их нотариальное заверение.

Какие льготы и помощь оказывается

Программа соотечественники дает право на ряд преимуществ. А именно участнику программы предоставляется:

  • Компенсация на переезд в выбранный регион (компенсационные выплаты на такие нужды предусмотрены федеральным бюджетом).
  • Можно ввозить все необходимые вещи без ограничения по весу, ввозить можно, в том числе и транспортные средства. Участники программы по переселению в рф освобождаются от таможенных пошлин. Однако воспользоваться таким правом можно лишь единожды и не позже чем за 18 месяцев с момента получения свидетельства. Естественно, такая льгота предусмотрена только для тех кандидатов, которые переезжают из заграницы.
  • Из госбюджета также компенсируются деньги за рассмотрение документов по переселению (РВП, ВНЖ, выдачу паспорта и т.д.).
  • До получения гражданства, если переселенец не работает и не занимает бизнесом, он имеет право на получение пособия в течение полугода.
  • Получение подъемных. Размер выплат зависит от выбранного региона.

Выплата подъемных

Программа переселения соотечественников 2019 предполагает выплату участникам подъемных, независимо от выбранного региона. Пособие для обустройства на новом месте выплачиваются дважды: после приезда на новое место жительство и после проживания в выбранном регионе не менее 18 месяцев.

Если переселенец прибывает в регионы, которые законом признаны приоритетным, то ему полается выплата 150 тыс.руб. на первом этапе и 90 тыс.руб. – на втором . Полномочия на получение выплат имеют и члены семьи переселенца, им выдаю сначала 70 тыс., а через 18 месяцев – еще 50 тыс.руб.

При переезде в приоритетные регионы временно, участнику полагается 50 и 30 тыс.руб., а их родственникам – 25 и 15 тыс. соответственно.

При поселении в неприоритетные районы, пособие выдается единовременно в размере 20 тыс.руб. , а членам семьи положено 10 тысяч.

Разрешено ли трудоустройство

Государственная программа по переселению соотечественников дает право на трудоустройство кандидатов без оформления патента или иных разрешений. Кроме того, на официальном сайте миграционного ведомства можно посмотреть, каким специалистам отдается предпочтение в выбранном вами регионе. Если у вас есть необходима специальность, оформление документов произойдет намного быстрее.

Поиск вакансий можно осуществлять на сайтах регионов, которые принимают соотечественников. Переселенец имеет такие трудовые права, как и граждане РФ. Если в регионе, куда прибывает кандидат, у него нет возможности где-то разместиться и зарегистрироваться, можно обратиться в центры временного размещения, здесь за небольшую плату можно на время пожить и получить регистрацию места пребывания. Именно такая регистрация потребуется при оформлении в дальнейшем РВП.

Получение гражданства

Уже после переселения в Россию и получения штампа о временном проживании, кандидат может подавать на гражданство по упрощенному правилу . Обычно процедура оформления паспорта занимает для соотечественников от 4 до 9 месяцев.

Более того, добровольное переселение дает право не подавать предварительно на внж, что существенно экономит время. Ведь чтобы подать заявку на внж необходимо прожить в РФ не менее 5 лет, здесь же работать или заниматься бизнесом все это время.

Особенности для граждан СНГ

Как известно, граждане Молдовы, Белоруссии, Украины, Казахстана и других стран бывшего СССР имеют право проживать в России до 90 дней без регистрации. Однако при подаче заявки в очередь за свидетельством соотечественника таким категориям тоже необходимо получать РВП, для них исключений не установлено. Единственная особенность установлена для жителей Белоруссии, при пересечении границы им не нужно заполнять миграционную карту, но штамп о временном проживании все равно требуется.

Если же кандидат прибывает в РФ из страны, с которой установлен визовый режим, то необходимо дополнительно получить еще визу.

Современная Россия постепенно становится страной, привлекательной для мигрантов. Перспективный рынок труда, удовлетворительные условия жизни, низкая налоговая ставка, социальные льготы, уникальный культурный уклад - важные для переселения в Россию факторы, которые становятся решающими при переезде на ПМЖ. Конечная цель большинства иммигрантов - получение российского паспорта. Вступление в - сам по себе процесс длительный и сложный. Одним из основных условий получения статуса гражданина России является длительное проживание в стране на легальных основаниях (до 5 лет). Для носителей языка сделано исключение, и эта категория лиц может получить гражданство в более сжатые сроки - до 3 месяцев. Однако, кроме стандартных процедур, существует специальная программа переселения, которая позволяет ее участникам вернуться на историческую Родину, и при этом не только стать обладателями российского паспорта, но и получить солидную материальную поддержку.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению (Госпрограмма) ориентирована на россиян, этнических русских, переехавших за рубеж и ставших поданными других стран, но сейчас решивших вернуться домой. И мигрантов, родившихся в СССР, но в дальнейшем, после его распада, получивших гражданство бывших советских республик. Речь идет о соотечественниках, которые в достаточной степени владеют русским языком и осведомлены о традициях и устоях Российской Федерации. Основные цели Госпрограммы - улучшение экономического климата регионов страны и компенсация оттока населения из стратегически важных субъектов за счет привлечения мигрантов на ПМЖ.

Программа переселения соотечественников утверждена в 2006 году. За более чем десять лет в Россию вернулись сотни тысяч наших соотечественников. Госпрограмма неоднократно подвергалась правкам, дополнениям, изменениям для более эффективной реализации поставленных задач и адаптации под современные, стремительно меняющиеся реалии. Изначально срок ее действия ограничивался 2012 годом, но с 2013 года и далее она переведена на бессрочный режим.

Кто может участвовать в Госпрограмме?

Госпрограмма в первую очередь направлена на соотечественников, оказавшихся за пределами страны после развала СССР и по различным причинам, обусловленными родственными связями, наличием недвижимости и работы, не сумевших беспрепятственно вернуться домой. Итак, принять участие могут:

  • Граждане РФ, выехавшие на ПМЖ в другие страны;
  • Граждане СССР и их потомки из бывших Советских республик;
  • Эмигранты и их потомки, жившие в Российском государстве, СССР, РСФСР, Российской Республике, но ставшие поданными других стран.

Для участия в Госпрограмме необходимо:

  1. Иметь совершеннолетний возраст;
  2. Быть дееспособным и трудоспособным;
  3. Иметь образование и опыт для работы в РФ;
  4. Владеть русским языком;
  5. Отвечать требованиям для получения .

Какие преимущества получают участники?

Мигранты могут рассчитывать на содействие со стороны правительства, а именно:

  • Получить единовременное пособие («подъемные»). Его размер может составлять до 240 тыс. рублей (в зависимости от региона переселения) на самого участника и до 20 тыс. рублей на каждого члена семьи;
  • Рассчитывать на компенсацию расходов на переезд (оплата ж/д и авиабилетов, перевозка личных вещей, багажа, уплата налога за оформление визы, госпошлины);
  • Получать ежемесячное пособие, если отсутствует постоянный источник дохода.

Важный момент: переселенец, добровольно отказавшийся от участия в Госпрограмме или выехавший из России на ПМЖ в другую страну раньше чем через 2 года, обязан выплатить все расходы, понесенные государством.

Участники и члены их семей:

  1. Вправе трудоустраиваться в качестве наемных работников без или ;
  2. Освобождаются от таможенных платежей;
  3. Имеют право на приоритетное получение РВП без учета квот, ВНЖ и гражданство РФ в упрощенной процедуре;
  4. Имеют право на получение дошкольного, школьного, среднего, полного, высшего образования в РФ;
  5. Могут рассчитывать на бесплатное медобслуживание наравне с гражданами РФ.

Этапы переселения

Процесс переезда в РФ состоит из нескольких этапов. Первоначально следует принять твердое решение о переселении и определиться с регионом РФ, где участнику предпочтительнее проживать и работать. Подавать заявку можно и в своем государстве, и непосредственно в России, если потенциальный участник уже проживает в стране, например, в качестве трудового мигранта. После подачи заявки, получения свидетельства, регистрации по месту проживания можно оформить РВП, а уже затем подавать документы на гражданство. Рассмотрим подробно все этапы.

Этап 1: выбор региона заселения

Участники Госпрограммы могут переселиться в один из 57 субъектов РФ, среди которых Брянская, Калужская, Орловская, Липецкая, Калининградская области, Ставропольский край, Хакасия, Марий Эл, Мордовия и другие. В настоящий момент переехать можно практически в любой субъект РФ, но существуют приоритетные регионы, переселившись в которые участник получает солидные «подъемные», компенсацию транспортных расходов и другие льготы. К приоритетным регионам заселения относятся:

  • Бурятия;
  • Камчатский, Хабаровский, Приморский, Забайкальский края;
  • Сахалинская, Иркутская, Амурская, Магаданская области.

Дело в том, что густота заселения в этих регионах минимальна, поэтому со стороны правительства РФ делается все возможное для увеличения численности населения. Поэтому выделяются существенные денежные средства для привлечения соотечественников именно в эти регионы.

На сайте www.ruvek.ru, принадлежащем российскому МИДу, представлены все субъекты РФ, участвующие в Госпрограмме. Мигранты, выбравшие приоритетные регионы заселения, смогут воспользоваться максимальной государственной поддержкой. Денежные выплаты при переезде на эти территории составляют 240 тыс. рублей на заявителя и по 120 тыс. рублей на каждого члена семьи. В региональных программах каждого субъекта РФ присутствуют разного рода гарантии и меры, направленные на улучшение жилищных условий переселенцев. В частности, участники могут рассчитывать на предоставление жилья для временного размещения или получение компенсации за аренду жилых помещений (до 6 месяцев).

Этап 2: подача заявки

Оформление участия в Госпрограмме происходит путем подачи заявки в представительство РФ за рубежом или в территориальный орган ГУВМ МВД (бывш. ФМС – ред.), расположенный в России. При этом предоставляются:

  1. Заявление (образец представлен ). Сам бланк заявления
  2. Заполненная анкета.
  3. Копии всех страниц национального паспорта.
  4. Копии РВП или ВНЖ (если заявитель уже проживает в РФ).
  5. Копии документов, подтверждающие родственные связи заявителя с членами его семьи, если они переселяются вмести с ним.
  6. Две стандартные фотографии.
  7. Дипломы об образовании, документы о трудовом стаже, профессиональной подготовке.

Записаться на подачу заявки можно по телефону или электронной почте. Необходимая контактная информация обычно размещается на официальных сайтах российских консульств. Документы подаются лично заявителем в заранее назначенный срок. Бумаги, оформленные на иностранном языке, следует перевести на русский и нотариально заверить.

Важный момент: если заявка подается в России, то документы должен заверять российский нотариус. Документы, заверенные иностранным нотариусом, действительны только при подаче заявки в консульствах РФ.

Заявка рассматривается 2 месяца, о принятом решении будущий переселенец уведомляется в письменном виде. Если по заявке принимается положительное заключение, то выдается свидетельство участника Госпрограммы и переселенец выезжает в выбранный регион РФ.

Стоит обратить внимание, что свидетельство выдается на 3 года, и спустя это время статус участника Госпрограммы утрачивается. Поэтому переселенцы за отведенный срок должны решить вопрос с дальнейшей легализацией своего пребывания в стране.

Этап 3: прибытие в РФ

Очевидно, что этот этап касается участников, которые приобрели данный статус за пределами РФ. При пересечении российской границы следует подготовить:

  • Визу (если въезд осуществляется из страны, с которой у РФ имеется визовый режим);
  • Свидетельство участника;
  • Национальный паспорт;
  • (бланк выдается сотрудниками Пограничной службы).

Этап 4: получение РВП

Ниже читатели НужнаВиза.ру делятся своим опытом оформления. Поделитесь и своим!

Нажимая кнопку «Добавить комментарий», я соглашаюсь с сайта.

    Надежда Сказал(а):

    Я на днях с консулом Украины по работе столкнулась, он сказал что этот отказ они не рассматривают, но оставаясь гражданином Украины вы ничего не нарушаете я в 2007 гражданство РФ получила отказавшись по почте, а загранпаспорт Украины истек в 2014, так что он сказал можно, если хочу его продлить, но я все равно являюсь и Украинским подданным до выхода из гражданства, так что двойное выходит…

    Александр Сказал(а):

    Уважаемые соотечественники! На своем опыте могу сказать, что, даже получив Российский паспорт, вы НИКОГДА не станете полноценными россиянами, а пожизненно останетесь соотечественниками третьего сорта, так как законодательство России никак не адаптировано к таким, как мы, а совсем наоборот.
    В частности: с введением в РФ в действие 01.01.2015 года Федерального закона №400-Ф3 «О страховых пенсиях», согласно которому страховой (трудовой) стаж работы, в частности, на Украине, с 01.01.2002 года по настоящее время (а это сейчас уже более 15 лет), стал просто не учитываться при начислении пенсии в РФ. Независимо от уплаты соотечественниками всех налогов, отчислений и страховых взносов в той стране, в которой работали.
    Причина, указываемая в официальных ответах Минсоцтруда, Пенсионного Фонда РФ, Государственной Думы и др. – в «отсутствии механизма взаиморасчетов в части учета страховых взносов между Украиной и Россией». Виноваты ли в этом возвратившиеся рядовые соотечественники? Понятно, что нет, но «крайними» оказались именно мы, ведь если не учитывать около 15 лет стажа работы, то и пенсия начисляется как тунеядцам или рецидивистам – практически равная прожиточному минимуму пенсионера, обрекая нас на жизнь (доживание) за чертой бедности.
    Таким образом, проработав равное количество лет и с прочими равными условиями с коренным россиянином, вы НИКОГДА НЕ ПОЛУЧИТЕ РАВНЫЕ ПЕНСИИ, а всегда будете изгоями в своем отечестве. Этого не пишут в «памятках», но я считаю, что вы должны это знать.

    Лариса Сказал(а):

    Юрий Сказал(а):

    Добрый день всем! Подскажите пожалуйста (может кто уже сталкивался)Мы с семьей выехали с Луганской обл в 2014 г приехали в Новороссийск получили статус временного убежища и по сей день статус не меняли. Получить квоту на РВП при тех условиях что нам озвучили в УФМС просто не реально. Если мы попробуем переехать по программе переселения в Хабаровск то какие подъемные нам выдадут и как помогут с переездом(если вообще помогают)? Семья не маленькая(2 взрослых 3 детей).Заранее спасибо.

    АЛЕКСАНДР Сказал(а):

    Уважаемые соотечественники!
    Напишу только об одном «моменте», о котором ни в одной «Памятке для возвращающихся на Родину соотечественников», равно как и в «Программе переселения соотечественников» и пр. документах вы не найдете никаких правдивых сведений. А «момент» этот – немаловажный, так как рано или поздно столкнется с ним каждый – пенсия.
    Так вот, даже получив Российский паспорт, вы НИКОГДА не станете полноценными россиянами, а останетесь соотечественниками третьего сорта, так как законодательство России никак не адаптировано к таким, как мы, а совсем наоборот.
    В частности: с введением в РФ в действие 01.01.2015 года Федерального закона №400-Ф3 «О страховых пенсиях», согласно которому страховой (трудовой) стаж работы, в частности, на Украине, с 01.01.2002 года по настоящее время (а это сейчас уже более 15 лет), который и позволил приобрести требуемый в «Программах переселения» трудовой опыт, стал просто не учитываться при начислении пенсии в РФ. Независимо от уплаты соотечественниками всех налогов, отчислений и страховых взносов в той стране, в которой работали.
    Причина, указываемая в официальных ответах Минсоцтруда, Пенсионного Фонда РФ, Государственной Думы и др. – в «отсутствии механизма взаиморасчетов в части учета страховых взносов между Украиной и Россией». Виноваты ли в этом возвратившиеся рядовые соотечественники? Понятно, что нет, но «крайними» оказались именно они, ведь если не учитывать столько лет стажа работы (и время обучения в институте также не включается в стаж), то и пенсия начисляется как тунеядцу или рецидивисту – практически равная прожиточному минимуму пенсионера.
    Таким образом, проработав равное количество лет с коренным россиянином, вы никогда не получите равные пенсии.
    Было бы гораздо справедливее, руководствуясь общечеловеческими нормами, принять, например, поправку к закону, позволяющую учитывать все-таки весь честно заработанный трудовой стаж или уплаченные страховые взносы возвратившихся на постоянное место жительства в Россию соотечественников при определении размера их пенсии, в противном случае все громкие призывы о возвращении соотечественников на Родину так и останутся пустыми и обманными лозунгами.
    А иначе, какие же мы соотечественники?
    Может быть, надо что-то менять? Но, судя по официальным ответам из государственных органов, такое положение вещей считают правильным и ничего менять и не собираются.

    Анастасия Сказал(а):

    Знаете мне так кажется что нас соотечественников рассматривают как лошадей по зубам в некоторых регионах России.
    Мы с мужем родились в СССР скажем так дети девяностых. Вот уже второй раз с Омска нам приходит отказ т.к. нет у нас высшего образования и места работы.Ну не было возможности учится.Потрачено столько сил времени финансов и нервов на оформления поездки для подачи доков причем дважды.Но нет опять отказ.Да дайте вы нам гражданство и все а там мы сами разберемся и с работой и со всем.
    Не хотим мы в другие регионы хотим в Омск подаем в Омск.Но нет. Издеваются над нами и Мы Русские не можем уехать к себе на этническую родину.Столько препятствий эти глупые отмазки. Куда можно пожаловаться подскажите? И не надо мне писать типо вот мест нет вы поймите подайте в другой регион а вы знаете и т д. Мы Русские люди и я думаю мы имеем право жить в любом уголке нашей Родины не смотря ни на образования ни на что либо еще.Что за мытарство что за издевательство над нами.(извените если кого то чем то оскорбила или обидела)Есть закон давать нам гражданство так дайте и не выдумывайте обходы условия отказа для Русских людей, ведь этническая Родина у нас одна.

    Наталья Сказал(а):

    Почему россиянам не дают подъемные, имею в виду семьям у кого нет своего жилья и официальной работы? Почему такая дискриминация к российскому населению. Или где можно найти работу в России по специальности?

Путь к российскому паспорту занимает несколько лет. Общий порядок предусматривает необходимость проживания на территории Российской Федерации вначале 3 года со статусом , затем — ещё 5 лет со статусом . Лишь спустя 8 лет иностранные граждане смогут получить российское гражданство. Но наряду с общим порядком существуют варианты упрощённого пути, основные из которых предусматривают участие в специальных государственных программах. Одной из основных и популярных является « по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Данная программа не первый год активно популяризируется, но наибольшее число участников появилось лишь с началом активной фазы вооружённого конфликта в восточной части Украины, когда в Россию массово потянулись беженцы. Для того, чтобы дать возможность легализоваться десяткам тысяч иностранных граждан, ежемесячно прибывавших в Россию, были изменены условия участия в госпрограмме «Соотечественники» для выходцев из Украины.

Госрпограмма «Соотечественники» значительно сокращает срок получения российского гражданства — до 9 месяцев! По этой причине появилось множество желающих принять участие в программе и получить паспорт за короткий срок. Но далеко не всё нюансы данного процесса были заранее разъяснены потенциальным участникам госпрограммы. Многие из мигрантов обнаружили «подводные камни», о которых не говорили на консультациях ни работники уже бывшего ФМС, ни юристы, предоставляющие услуги потенциальным участникам госпрограммы. Отчасти эти «подводные камни» возникали из-за частых и многократных изменений в законодательстве, отчасти — из-за недостаточности квалификации и опыта упомянутых «специалистов».

Один из первых сложных моментов, с которыми сталкиваются потенциальные участники программы переселения, — это различия в требованиях и условиях в зависимости от региона. Несмотря на то, что программа реализуется в целом по стране, в каждом из регионов издаётся отдельный подзаконный акт, уточняющий положения основного. Например, если территория одного региона целиком и полностью является территорией вселения, то территория другого — лишь частично. Кроме того, в большинстве случаев потенциальный участник обязан быть трудоустроенным именно на территории вселения, а об этом нюансе информируют крайне редко.

Программа «Соотечественники» реализуется и контролируется несколькими ведомствами, а не только МВД. По этой причине решение о возможности участия каждого конкретного заявителя принимается множеством сотрудников различных министерств и ведомств.

Следующий немаловажный момент, о котором нечасто вспоминают или которому ошибочно не придают веса, — это необходимость проживать и трудиться на территории вселения. Потенциальные участники госпрограммы полагают, что спустя 9 месяцев, получив на руки паспорт гражданина РФ, они смогут покинуть территорию вселения и переехать в любой другой регион (чаще всего желают переселиться в Москву или Московскую область). По этой причине участники госпрограммы выбирают в качестве территории вселения какой-нибудь отдалённый регион, где выплачиваются большие средства на обустройство и где меньше переселенцев. Но участникам следует знать, что они, став гражданами, продолжают оставаться участниками программы переселения, а потому обязаны прожить на территории вселения 3 года с даты получения статуса участника (ранее это срок составлял 2 года). Если же участник покидает территорию вселения ранее установленного срока. он обязан вернуть государству все денежные средства, выплаченные ему на обустройство, а также средства, полученные в качестве компенсации госпошлин.

Участникам следует знать о том, что все документы на каждой стадии гражданства подаются по месту постановки на миграционный учёт. Бывает, что в каком-то регионе переселенцами занимается отдел, расположенный в специальном здании. Бывает, что функции возлагаются на работников областного управления МВД, бывает, что в каждом районе города выделяют специалистов для работы с переселенцами. Этот момент важен, если потенциальные участники решают в качестве места постоянного проживания выбрать какой-либо посёлок или деревню, а затем обнаруживают, что для подачи документов им необходимо преодолевать сотни километров, и делать это приходится не единожды, а по многу раз в течение года. Те, кто решают воспользоваться услугами лиц, предлагающих фиктивную регистрацию, в конечном счёт сталкиваются с невозможностью своевременно получать почтовые уведомления о миграционной службы, но, главное, рискуют потерять статус участника из-за предоставления заведомо ложных сведений о месте пребывания. Подобные нарушения процедур получения гражданства в будущем могут привести к его аннулированию.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.

Государственной программой дополняется система мер, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России.

Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.

Из Государственной программы
по оказанию содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Для начала необходимо выйти на уполномоченные органы, которые проводят за рубежом работу с соотечественниками, желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию по Государственной программе. Согласно российскому законодательству, это:

Представительства (представители) Федеральной миграционной службы за рубежом;

Консульские отделы посольств или консульские учреждения Российской Федерации, при которых могут функционировать временные группы, состоящие из специалистов ФМС России, МИД России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Изучив всю информацию, Вам нужно выбрать территорию вселения, после чего обратиться в уполномоченный орган в стране Вашего проживания и заполнить анкету для участия в Государственной программе.

Анкета подается потенциальным участником Госпрограммы лично. Ее можно заполнить на бумажном бланке от руки, либо отправить в электронном виде. Ответы должны быть исчерпывающими, почерк - разборчивым. Заполнять надо без сокращений, аббревиатур, исправлений и прочерков.

Вместе с анкетой предоставляются оригиналы документов, подтверждающие указанные в ней сведения:

  1. Паспорт заявителя (предоставляется обязательно для просмотра и снятия копии).
  2. Свидетельство о рождении (+ нотариально заверенная копия);
  3. Документы, подтверждающие семейное положение заявителя (для всех необходимы нотариально заверенные копии):
    • Для женатых/замужних:
      1. Паспорт супруга/супруги;
      2. Свидетельство о рождении супруга/супруги.
    • Для разведенных, вдов, вдовцов:
      1. Свидетельство о разводе;
      2. Свидетельство о смерти супруга/супруги.
    • Для семей с детьми (на каждого ребенка, который обязательно должен быть вписан в паспорт обоих родителей):
      1. Свидетельство о рождении;
      2. Справка с места жительства ребенка.
    • Для других членов семьи (отец, мать заявителя):
      1. Свидетельство о рождении;
      2. Паспорт;
      3. Свидетельство о регистрации брака;
      4. Свидетельство о разводе;
      5. Свидетельство о смерти.

Если Вы или члены Вашей семьи меняли фамилию, обязательно соберите справки из ЗАГСа и нотариально заверьте их.

Членами семьи в соответствии с российским законодательством являются: супруг(а), родители, дети. Другие родственники могут быть внесены в анкету при наличии документов, подтверждающих степень родства. Решение об их переселении в рамках Госпрограммы рассматривается в каждом конкретном случае уполномоченным органом региона, выбранного для переселения.

Если Вы выезжаете с несовершеннолетним ребенком, а второй родитель остается в стране, то необходимо иметь его разрешение, заверенное нотариально.

  1. Заявление о выдаче свидетельства участника. Оформляется обязательно и не возвращается. Подается соотечественником после получения уведомления о решении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.
  2. Фотографии заявителя (2 шт.). Черно-белые (35×45мм) с четким изображением лица без головного убора.
  3. Документы, подтверждающие место пребывания (жительства). Оригинал. Предоставляется обязательно, но для просмотра и снятия копии.
  4. Аттестат о среднем (если есть среднее специальное или высшее образование, то аттестат не нужен), среднем специальном образовании, диплом о высшем образованиии вкладыш к диплому.
    Ко всем документам прилагается нотариально заверенная копия и, если нужно, перевод.
    Документы об образовании на территории России подлежат нотификации.
  5. Аттестаты, свидетельства, подтверждающие трудовую квалификацию (+ нотариально заверенная копия).
  6. Трудовая книжка (+ нотариально и постранично заверенная отделом кадров по месту работы копия). На каждой страничке копии также должны быть ФИО сотрудника отдела кадров и надпись «Копия верна». Желательно иметь справку о среднем заработке с последнего места работы.
  7. Военный билет.
  8. Водительские права (+ нотариально заверенная копия).
  9. Сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции.
  10. Документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих и входят в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. К таким инфекционным заболеваниям относятся, в частности, лепра (болезнь Гансена), туберкулез и инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис и др.).
  11. Справка об отсутствии судимости - предоставляется на участника Программы и на каждого совершеннолетнего члена семьи (из государства Вашей гражданской принадлежности). Она действует в течение 6 месяцев и подается для оформления РВП. Поэтому, если РВП оформляется за рубежом, то подается в консульство, если РВП оформляется на территории России, то подается с пакетом документов в УФМС России.

Документы, составленные на иностранном языке, предоставляются с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть удостоверены нотариусом, а не переводческим бюро. Нотариус должен заверить документ на русском языке (печать нотариуса также должна быть на русском или переведена на русский язык). Перевод осуществляется в полном объеме, включая печати!

Следует помнить о необходимости забрать документы детей из школы. За 2 недели до предположительной даты отъезда нужно взять в школе справку для главного управления народного образования (далее - ГУНО) о том, что ребенок учится в таком-то классе.

Для получения согласия на выезд ребенка необходимо предоставить в канцелярию ГУНО пакет документов:

  1. Заявление на имя начальника (по установленному образцу);
  2. Копия паспорта супруга (супруги);
  3. Копия листа убытия или билетов;
  4. Копия свидетельства о рождении;
  5. Справка из школы.

Полученное согласие на выезд ребенка необходимо отнести в школу, чтобы забрать оттуда документы ребенка. (Порядок оформления данных документов в различных странах может отличаться.)

Для того, чтобы забрать из медучреждений медицинские карты взрослых и детей, примерно за 2 недели до отъезда следует пройти диспансеризацию и сдать анализы. Медицинская карта будет выдана после того, как будут готовы результаты анализов. (Порядок оформления данных документов в различных странах может отличаться.)

Оформление документов на выход из гражданства. (Порядок оформления данных документов в различных странах может отличаться.)

При наличии обстоятельств, препятствующих выезду в РФ соотечественника и членов его семьи, представительство ФМС России за рубежом в течение трех рабочих дней информирует его об этом посредством доступных каналов связи (почта, телефон, электронная почта).

При отсутствии препятствий свидетельство участника Госпрограммы оформляется и выдается в срок, не превышающий 60 дней со дня подачи соотечественником заявления и прилагаемых к нему должным образом оформленных документов.

При необходимости соотечественнику оказывается содействие в подборе других возможных вариантов переселения в рамках согласованных Правительством РФ региональных программ.

в) член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся:

супруга (супруг);

дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);

дети супруги (супруга) участника Государственной программы;

родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);

дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки. Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе;

г) иностранный гражданин - термин, включающий в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан;

д) региональная программа переселения - утверждаемая высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации государственная программа субъекта Российской Федерации либо подпрограмма государственной программы субъекта Российской Федерации, направленная на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы и членов их семей и осуществляемая при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы;

е) проект переселения - подпрограмма региональной программы переселения. В проекте переселения указываются территории вселения, а также дополнительные гарантии и меры, направленные на обустройство и обеспечение жизнедеятельности участников Государственной программы и членов их семей, финансируемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, помимо предусмотренных в разделе IV Государственной программы;

ж) территория вселения - территория субъекта Российской Федерации или ее часть, куда целенаправленно привлекаются участники Государственной программы в рамках реализации проектов переселения;

з) территория приоритетного заселения - стратегически важная для Российской Федерации территория вселения. Порядок присвоения территориям Российской Федерации статуса "территория приоритетного заселения", а также их перечень определяются Правительством Российской Федерации;

и) подъемные - пособие на обустройство участников Государственной программы - денежные выплаты, предоставляемые участнику Государственной программы и членам его семьи после переезда для обустройства. Порядок выплаты подъемных определяется Правительством Российской Федерации.

III. Цели и задачи Государственной программы

7. Целями Государственной программы являются:

а) стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

б) содействие социально-экономическому развитию регионов;

в) решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.

8. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

а) создание политических, социально-экономических, организационных условий, включая обеспечение необходимого информационного сопровождения, способствующих переезду соотечественников в Российскую Федерацию на постоянное место жительства и скорейшему их включению в устойчивые позитивные социальные связи принимающего сообщества;

б) нормативно-правовое регулирование процесса добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

в) формирование механизмов организации добровольного переселения в Российскую Федерацию;

г) осуществление мониторинга состава возможных участников Государственной программы, хода их переселения и обустройства на территории Российской Федерации, социального и медицинского обеспечения;

д) разработка региональных программ переселения и проектов переселения;

е) создание условий институтам гражданского общества для содействия в реализации Государственной программы;

ж) обеспечение действенного государственного и общественного контроля за процессом переселения, соблюдением прав переселенцев, выполнением ими взятых на себя обязательств и выполнением обязательств Российской Федерации.

IV. Реализация и финансирование Государственной программы

9. Государственная программа осуществляется в соответствии с планом мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждаемым Правительством Российской Федерации на 3-летний период и предусматривающим:

а) правовое обеспечение Государственной программы;

б) организационно-управленческие мероприятия по реализации Государственной программы;

в) аналитическое и методическое обеспечение реализации Государственной программы;

г) информационное обеспечение реализации Государственной программы;

д) анализ и оценку результатов реализации Государственной программы в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации критериями оценки эффективности реализации Государственной программы;

е) объем средств федерального бюджета, необходимых для обеспечения мероприятий по реализации Государственной программы;

ж) целевые показатели реализации Государственной программы.

10. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Государственной программы осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также финансового участия юридических и физических лиц.

11. К финансовому обеспечению мероприятий в рамках региональных программ переселения в форме государственно-частного партнерства могут привлекаться юридические и физические лица.

12. Формирование бюджетных обязательств в целях реализации Государственной программы осуществляется на основе разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

V. Участие соотечественников в Государственной программе

13. Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.

14. Участник Государственной программы и члены его семьи при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию имеют право:

а) осуществлять трудовую деятельность в качестве наемного работника;

в) заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица и без создания новых рабочих мест;

г) заниматься сельскохозяйственной деятельностью и агропромышленным производством;

д) вести личное подсобное хозяйство;

е) заниматься иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.

15. Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.

16. Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы.

17. Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

18. Участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца сроком на три года. По истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы.

Информация об изменениях:

Государственная программа дополнена пунктом 18.1 с 15 марта 2018 г. - Указ

18.1. В случае расторжения брака между супругами, один из которых является участником Государственной программы, за лицами, указанными в свидетельстве участника Государственной программы, сохраняется статус членов семьи участника Государственной программы.

19. Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право:

б) на получение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а также на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации;

в) на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования;

г) на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) на предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения и оказание иных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании граждан;

е) на получение услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе:

а) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей в соответствии с разделом VII Государственной программы;

б) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, а также на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание;

в) на получение за счет средств федерального бюджета подъемных;

г) на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до дня приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев). Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Пособие не выплачивается членам семьи участника Государственной программы, не достигшим возраста 18 лет, а также участнику Государственной программы и членам его семьи, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на пенсионное обеспечение, либо представившим для получения пособия поддельные или подложные документы, либо сообщившим о себе заведомо ложные или недостоверные сведения.

21. Участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, государственные гарантии и социальная поддержка, указанные в настоящем разделе, предоставляются в полном объеме.

22. Участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, предоставляются указанные в настоящем разделе государственные гарантии и социальная поддержка, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.

23. Размер государственных гарантий и порядок их предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации.

24. Субъект Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и предусматривать в региональной программе переселения иные гарантии и меры, направленные на обустройство и обеспечение жизнедеятельности участников Государственной программы и членов их семей, в том числе на социальную поддержку, оказание медицинской помощи, образование, решение вопросов занятости, а также на поддержку в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств.

VII. Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию

40. В целях содействия добровольному переселению соотечественников при переезде участника Государственной программы и членов его семьи в Российскую Федерацию на постоянное место жительства Российская Федерация компенсирует расходы участника Государственной программы и членов его семьи на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание, переезд и провоз личного имущества от места постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан), регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) либо регистрации по месту жительства переселенцев на территории вселения.

41. В случае если участник Государственной программы получил свидетельство участника Государственной программы на территории Российской Федерации, компенсации подлежат его расходы на провоз личного имущества и при необходимости проезд от места постоянного проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации.

42. Членам семьи участника Государственной программы, получившего свидетельство участника Государственной программы на территории Российской Федерации, компенсируются расходы на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание, переезд и провоз личного имущества, включая транспортные средства, от места их постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан), регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) либо регистрации по месту жительства переселенцев на территории вселения.

43. Компенсация расходов осуществляется при условии использования участниками Государственной программы регулярных маршрутов грузовых и пассажирских перевозок.

44. Участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

45. Порядок и условия компенсации расходов на переезд и провоз личного имущества определяются Правительством Российской Федерации.

46. Документом, подтверждающим право переселенца на ввоз личного имущества через государственную границу Российской Федерации на указанных условиях, является свидетельство участника Государственной программы. Его копия прилагается к товарно-транспортной документации на груз и предъявляется перевозчиком при ввозе груза на территорию Российской Федерации.

VIII. Организация работы на территории Российской Федерации

47. Субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей.

Информация об изменениях:

Государственная программа дополнена пунктом 47.1 с 15 марта 2018 г. - Указ Президента РФ от 15 марта 2018 г. N 109

47.1. Региональные программы переселения Московской области, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга разрабатываются при наличии потребности экономики указанных субъектов Российской Федерации в переселенцах и возможности по их приему и обустройству в этих субъектах Российской Федерации.

в) порядок взаимодействия уполномоченного органа и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующих в реализации программы, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

г) порядок приобретения (получения) участниками Государственной программы земельных участков;

д) перечень нормативных правовых актов, принимаемых субъектом Российской Федерации в целях реализации программы;

е) мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе:

по предоставлению информационных, консультационных, юридических и других услуг участникам Государственной программы и членам их семей;

по содействию в трудоустройстве и занятости участников Государственной программы и членов их семей;

по оказанию поддержки участникам Государственной программы и членам их семей в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств;

по содействию в жилищном обустройстве участников Государственной программы и членов их семей, включая выделение переселенцам жилых помещений для временного размещения, обеспечение жилыми помещениями для временного размещения или компенсацию найма жилья на срок не менее шести месяцев либо осуществление иных мероприятий;

по социальному обеспечению участников Государственной программы и членов их семей и оказанию им медицинской помощи;

по информированию потенциальных участников Государственной программы;

Информация об изменениях:

Пункт 52 дополнен подпунктом "ж" с 31 мая 2019 г. - Указ Президента России от 31 мая 2019 г. N 248

ж) требования к соотечественникам, участвующим в реализации программы.

53. При подготовке проекта региональной программы переселения в обязательном порядке рассматриваются вопросы:

а) создания центров временного размещения. В случае если создание таких центров признано целесообразным, в программе обосновывается целесообразность их создания, определяется порядок создания этих центров (включая возможность использования и переоборудования существующих помещений) и их финансирования;

б) использования в отношении участников Государственной программы и членов их семей предусмотренного законодательством Российской Федерации механизма целевого приема на обучение за счет бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов по образовательным программам высшего образования с учетом специальностей и направлений подготовки, наиболее востребованных отраслями экономики субъекта Российской Федерации. В случае если использование механизма целевого приема на обучение признано целесообразным, в программе обосновывается целесообразность использования названного механизма и указываются необходимые меры по его реализации.

54. Для софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ переселения за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставляется государственная поддержка в виде субсидий из федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели. Правила предоставления субсидий утверждаются Правительством Российской Федерации.

55. В случае отсутствия потребности экономики субъекта Российской Федерации в переселенцах и отсутствия у субъекта Российской Федерации возможности по их приему и обустройству, а также при наличии рисков реализации региональной программы переселения Правительство Российской Федерации вправе принять решение об отсрочке разработки этим субъектом Российской Федерации проекта региональной программы переселения на основании мотивированного обращения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Такая отсрочка предоставляется на срок до двух лет. По истечении указанного срока Правительство Российской Федерации вправе принять решение о продлении отсрочки разработки этим субъектом Российской Федерации проекта региональной программы переселения на основании мотивированного обращения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

56. Организация работы на территориях вселения осуществляется:

а) территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики в соответствующих сферах деятельности;

б) уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в рамках региональных программ переселения.

57. В соответствии с включенными в региональную программу переселения мероприятиями уполномоченный орган субъекта Российской Федерации организует работу по приему, размещению, обустройству участников Государственной программы и членов их семей, в том числе по жилищному обустройству, социальной поддержке, оказанию медицинской помощи, решению вопросов занятости и образования, содействию интеграции переселенцев, а также по мониторингу реализации региональной программы переселения, предупреждению и снижению рисков ее реализации.

IX. Управление реализацией Государственной программы и контроль за ходом ее выполнения

58. Организация управления реализацией Государственной программы осуществляется Межведомственной комиссией по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Межведомственная комиссия).

59. В целях обеспечения эффективной реализации Государственной программы оперативная координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, осуществляется координатором Государственной программы - Министерством внутренних дел Российской Федерации.

60. Координатор Государственной программы несет ответственность за выполнение обязательств Российской Федерации, предусмотренных Государственной программой, осуществляет в рамках своей компетенции контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на ее реализацию, вносит в Межведомственную комиссию предложения по уточнению программных мероприятий и корректировке показателей и индикаторов Государственной программы с учетом хода реализации Государственной программы.

61. Исполнителями Государственной программы по вопросам, отнесенным к их компетенции, являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

62. В целях информационно-аналитического обеспечения управления реализацией Государственной программы координатор Государственной программы:

а) осуществляет поддержку и наполнение единого централизованного информационного ресурса (банка данных), в котором отражается информация о каждом участнике Государственной программы и членах его семьи на каждой из стадий переселения (подача заявления, получение свидетельства участника Государственной программы, пересечение государственной границы Российской Федерации, прибытие на территорию вселения, получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства Российской Федерации), а также о выплаченных компенсациях;

б) формирует и распространяет официальный информационный пакет о Государственной программе, в том числе путем сопровождения и обновления соответствующего сайта в сети "Интернет";

в) организует и проводит в субъектах Российской Федерации мониторинг реализации Государственной программы.

63. Координатор Государственной программы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно подготавливает доклад о ходе реализации Государственной программы в истекшем году.

64. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации включают сведения о реализации Государственной программы в доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.

65. Контроль за реализацией Государственной программы осуществляется Межведомственной комиссией и координатором Государственной программы.

66. По приглашению председателя Межведомственной комиссии высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или его заместитель докладывает на заседаниях Межведомственной комиссии о ходе реализации региональных программ переселения.

67. Целевое расходование средств федерального бюджета на реализацию Государственной программы обеспечивается путем осуществления государственного финансового контроля в рамках законодательства Российской Федерации, а также проведения независимых аудиторских проверок и осуществления общественного контроля.

68. Контроль за реализацией региональных программ переселения и проектов переселения осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

План
мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
(утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637)

С изменениями и дополнениями от:

Подпункт "б" пункта 1 Указа, утвердивший настоящий План, утратил силу с 15 марта 2018 г. - Указ Президента РФ от 15 марта 2018 г. N 109