Единая система государственных пособий гражданам имеющим детей. Пособия и выплаты в связи с беременностью и рождением ребенка. Законодательное регулирование вопроса

Одним из самых распространенных способов защиты граждан, у которых есть дети, является установление денежных пособий. Тем самым государством обеспечивается минимальный уровень гарантий и денежная поддержка детей, материнства, а также отцовства.

В России выплата этих денег распространяется на женщин, находящихся на дородовом больничном периоде, и до момента, пока мама самостоятельно не начнет зарабатывать и содержать себя и своего ребенка. Претендовать на такие средства при определённых условиях могут и отцы, либо же лица, занимающиеся над крохой. При определенных обозначенных законом условиях получать такую помощь могут все граждане РФ, лица, не имеющие гражданства, проживающие за пределами России и даже лишенные ранее родительских прав.

Главная цель, которую ставит перед собой государство в процессе установления денежного содержания (разового, периодического, постоянного) – поддержать молодую семью в трудный период становления маленького гражданина.

Законодательное регулирование вопроса

Базовым документом, определяющим политику поддержки не достигших зрелого возраста сограждан, установления и осуществления выплат в виде твердых денежных сумм, является закон №81-ФЗ, дата регистрации которого 19.05.1995.

Для его исполнения российским правительством 04.09.1995 принято постановление № 883 (сегодня это постановление российского правительства № 865 , принятое 30.12.2006), которым четко обозначено порядок и механизмы, как определять, устанавливать и выплачивать денежные средства. Эти документы претерпели некоторые изменения с учетом сегодняшнего дня, но основные, заложенные изначально, принципы их реализации остались неизменными.

Дополнительно законом 81-ФЗ было предоставлено право иным федеральным органам, представляющим исполнительную власть принимать свои акты в части, которая не регулируется этим документом. Как правило, такими актами регулируется порядок реализации базовых норм, обозначенных в законе 81-ФЗ. Исключение могут представлять локальные акты, расширяющие размеры денежных выплат без какого-либо ограничения и ущемления отдельных категорий граждан, если иное не предусматривается законодательными актами.

В целях правильной трактовки отдельных положений закона 81-ФЗ, законодатель изначально предусмотрел возможность предоставления отдельными органами специальных инструктивных писем, которые являются обязательными для организаций, занимающихся реализацией политики поддержки всех нуждающихся, имеющих несовершеннолетних детей в своих семьях.

Кто имеет право на получение помощи

Важным критерием реализации законодательного или нормативного акта есть четкое определение перечня лиц, на которых он распространяется.

Такой подход позволяет избежать путаницы, установить четкие, прозрачные и эффективные механизмы практичной его реализации.

Получать пособия от государства сегодня имеют право следующие лица :

При этом законодательно обозначен также круг лиц, которым не предусматривается выплата какой-либо денежной помощи. В перечень таких лиц вошли:

  • российские граждане (сюда же отнесены иностранцы, лица без какого-либо гражданства), малыши у которых полностью содержатся за деньги государства;
  • лишенные или иным законным способом ограниченные в правах по уходу за ребеночком граждане (исключение составляют женщины, что находятся на стадии беременности, получают соответствующие компенсационные выплаты в связи со своим положением);
  • выехавшие по собственной инициативе и проживающие за пределами страны граждане.

На законодательном уровне предусмотрено, что при появлении неразрешимых или неопределенных моментов, иных нестандартных ситуаций и вопросов, не обозначенных законом 81-ФЗ, полномочия на их разрешение делегировано правительству.

Понятие и виды

Государственное денежное пособие – четко определенная денежная сумма, что получает обозначенное законодателем лицо для дальнейшего ухода и содержания малыша (малышей, если их несколько).

Это позволяет частично компенсировать временную потерю постоянного источника дохода, а также появившиеся дополнительные расходы по части содержания еще одного (или нескольких) члена семьи.

Все пособия условно разделяются на несколько основных групп :

  • беременным женщинам до и после родов;
  • выплата разовой женщинам, зарегистрировавшимся в специальном медицинском заведении до окончания двенадцатой недели беременности;
  • , которое платят после появления на свет малыша;
  • для покрытия затрат на содержание ребенка;
  • ежемесячные денежные переводы непосредственно на кроху;
  • разовое пособие, полагающееся людям, решившим принять оставленного родителями ребенка в свою семью.

Кому, сколько и как выплачивать эти деньги, определено правительственным постановлением.

Важно отметить, что для получения перечисленных выше пособий, женщина обязана будет предоставить на работе (или же в специальную определенную правительством организацию) следующий перечень необходимых подтверждающих документов :

Обращаем внимание, что пособия, определенные законодательством, направлены на поддержку семей, где присутствуют дети, не являются исчерпывающими. Иными законодательными актами предоставляется возможность обозначить в коллективном договоре предприятия, используя для этого собственные средства, увеличенные размеры и другую частоту выплаты денег на поддержку детских семей. При этом помощь подобного типа не заменяет и не уменьшает определенных государством социальных гарантий, а являются таким себе бонусом сотруднику от компании, в которой он работает.

Характеристика и размеры господдержки

Итак, все предоставляемые российскими бюджетами различных уровней пособия можно свети к нескольким базовым группам, позволяющим получить общее представление о социальной финансовой поддержке, на которую могут рассчитывать молодые семьи один раз, периодически, либо постоянно.

К таким вспомогательным действиям относят:

Российским правительством утверждены такие основные способы финансовой помощи (пособия):

Деньги для практического внедрения в жизнь предусмотренных законодательством программ помощи формируются из зарезервированных для этого средств бюджетов различных уровней, либо же выделяются специализированным Фондом, ведающим вопросами социального страхования. Правда, граждане, претендующие на такие выплаты, должны быть участниками этого Фонда. Как правило, за бюджетные деньги оплачивают помощь государственным служащим различных рангов, а также военнослужащим, работникам различных государственных силовых ведомств. Эти нормы заложены в специальных законодательных актах РФ.

Все выплаты, предусмотренные описанными выше актами, имеют твердые размеры и не зависят от возраста, социального статуса, уровня дохода и других условий, которые имел гражданин до момента их назначения.

Региональные особенности

Важно отметить, что российской Конституцией, обозначенным выше законом 81-ФЗ обозначены только основные базовые принципы, как должны формироваться и реализоваться на практике меры всеобщей поддержки семьям, воспитывающим маленьких детей. В то же время регионам предоставлено право в рамках основных законодательных документов принимать свои собственные, которые позволят расширить возможности местных властей для улучшения уровня обслуживания и поддержки нуждающихся.

Такими возможностями воспользовались, к примеру, в городе Москве, Ленинградской области, где были приняты свои собственные законодательные акты расчерчивающие количество льгот, конкретизирующие порядок их установления и выплаты. В частности законом города Москвы от 03.11.2004 № 67 предусматривается ряд дополнительных, по сравнению с базовым законодательным документом, денежных компенсационных выплат, связанных со стремительным ростом цен на медицинскую, детскую продукцию, учет инфляционных процессов, а также компенсацию за увеличение стоимости продуктов питания определенным правительством Москвы лицам.

О государственной поддержке семьям при появлении ребенка смотрите в следующем видеосюжете:

Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств ФСС России или государственного бюджета.

Благодаря нашей важной теме можно узнать, кто и на какие пособия имеет право, а также в каком размере и при каких условиях они выплачиваются.

Виды пособий

  • Пособие по временной нетрудоспособности
  • Пособие по безработице
  • Детские пособия :

Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Размеры пособий (2017 г.)

Вид пособия

Размер

Норма

Пособие по временной нетрудоспособности

Минимальный размер

Как такового минимального размера пособия не установлено. Но закреплен минимальный средний заработок для расчета пособия – (7 800 руб.)

Средний дневной заработок определяется по формуле (на примере МРОТ): МРОТ х 24/730 (7800 х 24/730 = 256,44 руб.)

Максимальный размер

Он зависит от продолжительности страхового стажа.

При страховом стаже 8 и более лет ():

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730

При страховом стаже от 5 до 8 лет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730 x 80%

При страховом стаже до 5 лет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730 x 60%

Пособие по беременности и родам

Размер пособия по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам.

Минимальный средний заработок рассчитывается по формуле:

МРОТ х 24/730 (7800 х 24/730 = 256,44 руб.)

Максимальный размер среднего дневного заработка для расчета пособия в 2017 году составляет:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730

Единовременное пособие при рождении ребенка

16 350,33 руб.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

16 350,33 руб.

Если на воспитание передается ребенок-инвалид, ребенок в возрасте старше семи лет, а также дети, являющиеся братьями и (или) сестрами – 124 929,83 руб. на каждого ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Минимальный размер при уходе за первым ребенком – 3065,69 руб.

Минимальный размер при уходе за вторым и последующим ребенком – 6131,37 руб.

Максимальный размер вне зависимости от того, за каким ребенком осуществляется уход – 23 120,66 руб.

Материнский капитал

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

25 892,45 руб.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

11 096,76 руб.

Региональные государственные пособия гражданам, имеющим детей на примере города Москвы

Круг лиц, имеющих право получать государственные пособия на детей в городе Москве

Право на региональное пособие гражданам, имеющим детей, устанавливается по территориальному критерию, т. е. в зависимости от регистрации физического лица по месту его жительства.

    гражданам РФ,

    иностранным гражданам и

    лицам без гражданства,

которые имеют место жительства в городе Москве.

При этом место жительства устанавливается по данным органов регистрационного учета (ст. 1 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23 ноября 2005 г. № 60).

Виды региональных государственных пособий гражданам, имеющим детей в городе Москве (детских пособий)

Каждый субъект РФ самостоятельно определяет тот объем мер социальной поддержки, который он гарантированно предоставляет гражданам с детьми, проживающим на его территории. Детские пособия выплачиваются за счет средств регионального бюджета, в форме государственного социального обеспечения.

В городе Москве установлен один из самых широких перечней региональных пособий для граждан, имеющих детей

1. Единовременные пособия, которые устанавливаются независимо от среднедушевого дохода семьи:

    дополнительное пособие по беременности и родам (устанавливается женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными);

    единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка;

    единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более детей;

    дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям (Закон г. Москвы «О молодежи» от 30 сентября 2009 г. № 39);

    единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях города Москвы в срок до 20 недель беременности.

2. Ежемесячные пособия, которые устанавливаются независимо от среднедушевого дохода семьи, за исключением ежемесячного пособия на ребенка:

    ежемесячное пособие на ребенка (Закон г. Москвы «О ежемесячном пособии на ребенка» от 3 ноября 2004 г. № 67);

    ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до 1,5 лет (устанавливается матери, уволенной в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет);

    ежемесячная компенсационная выплата неработающему лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет (устанавливается одному из родителей (опекуну, попечителю), не занятому и осуществляющему уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства);

    ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми (устанавливается на детей одиноких матерей (отцов); военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; из семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; в возрасте до 1,5 лет, родители которых являются инвалидами и (или) пенсионерами);

    ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям (устанавливается одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю, отчиму, мачехе) на каждого ребенка, не достигшего возраста 16 лет (обучающегося в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет);

    ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до 3 лет (устанавливается на детей: одиноких матерей (отцов); военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; из семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; из многодетных семей; из студенческих семей; являющихся инвалидами);

    ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента многодетным семьям (устанавливается многодетным семьям: имеющим 5 и более несовершеннолетних детей; имеющим 10 и более детей, при наличии в семье 1 и более детей, не достигших 18 лет, независимо от факта их учебы или работы);

    ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей (устанавливается одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю, отчиму, мачехе) на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, учреждении начального, среднего и высшего профессионального образования - до 23 лет));

    ежемесячная компенсационная выплата матерям, родившим 10 и более детей и получающим пенсию, независимо от вида получаемой пенсии;

    региональная социальная доплата к пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет;

    региональная социальная доплата ребенку, получающему пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей;

    ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги многодетным семьям (устанавливается одному из родителей (опекуну, попечителю, мачехе либо отчиму) независимо от получения многодетной семьей льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и количества жилых помещений);

    ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном многодетным семьям (устанавливается одному из родителей (опекуну, попечителю, мачехе либо отчиму));

    ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает несовершеннолетний, находящийся под опекой (попечительством);

Одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей . Эта помощь может осуществляться в разных формах:

Предоставление пособий регламентируется: Федеральным законом 19.05.1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам , имеющим детей», постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и др.

Государственные пособия на детей не назначаются:

  • гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
  • гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав ;
  • гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначаются в твердых размерах.

С 01.01.2007 г. средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется в таком же порядке, как и для пособия по временной нетрудоспособности.

С 01.01.2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции , установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае переплаты по вине получателя (предоставление заведомо неверных сведений, сокрытие данных и др.) или счетной ошибки органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20%. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Правовое регулирование отношений по социальной поддержке семей находится в совместном ведении, поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Единовременные пособия

Право на единовременное пособие не предоставляется женам курсантов военных образовательных учреждений.

Размер пособия в 2008 г. был равен 14000 рублей.

Пособие по беременности и родам

При уходе за двумя и более детьми до 1,5 лет размер пособия суммируется, но не может превышать 100% прежнего заработка (дохода, денежного довольствия).

Для назначения пособия необходимо представить: заявление; копию свидетельства о рождении ребенка и предыдущих детей; выписку из решения об установлении опеки; выписку из трудовой книжки (военного билета); копию приказа об отпуске по уходу за ребенком; справку о неполучении пособия по безработице и другие документы, установленные постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865.

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего по призыву имеют:

  • мать ребенка;
  • опекун ребенка, либо другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним.

Ежемесячное пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий в связи с наличием детей.

Право на ежемесячное пособие не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения.

Матери ребенка ежемесячное пособие выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала военной службы по призыву. Опекуну ребенка пособие выплачивается со дня смерти матери либо со дня вступления в законную силу решения суда , решения органа опеки и попечительства , заключения учреждения здравоохранения.

Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом ребенка военной службы по призыву.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 6000 руб. на каждого ребенка.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей (материнский капитал)

Под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей понимают меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования или повышения уровня пенсионного обеспечения.

Реализация этих мер осуществляется за счет средств федерального бюджета в виде материнского (семейного) капитала , который перечисляется в бюджет ПФР. Право на материнский (семейный) капитал оформляется путем выдачи именного сертификата. Порядок выдачи сертификата установлен постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).

Право на материнский (семейный) капитал возникает с 01.01.2007 г. в случае рождения или усыновлении второго, третьего или последующих детей.

Материнский (семейный) капитал установлен в размере 250000 руб. и должен ежегодно пересматриваться с учетом темпов инфляции . После индексации в 2008 г. его размер был увеличен до 271250 руб.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

  • улучшение жилищных условий;
  • получение образования ребенком (детьми);
  • формирование накопительной части трудовой пенсии .

Заявление о распоряжении средствами может быть подано в территориальный орган ПФР по истечении 2 лет и 6 месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей:

  • не позднее 1 мая текущего года - для распоряжения средствами материнского капитала во втором полугодии текущего года;
  • не позднее 1 октября текущего года - для распоряжения средствами материнского капитала в первом полугодии следующего года. Для распоряжения средствами материнского капитала в первом полугодии 2010 г. заявление о распоряжении должно быть подано до 01.10. 2009г.

Заявление о распоряжении материнского (семейного) капитала подлежит рассмотрению территориальным органом ПФР в месячный срок. О принятом решении ПФР должен известить заявителя в течение 5 дней. Кроме того, ежегодно не позднее 1 сентября ПФР должен информировать лиц, получивших сертификат, о его размере.

Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации. Это жилое помещение оформляется в общую собственность родителей , детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.

Средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на оплату обучения как родных, так и усыновленных детей независимо от очередности рождения в образовательных учреждениях любой формы собственности , имеющих лицензию и прошедших аккредитацию. Возраст ребенка на дату начала обучения не должен превышать 25 лет.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с ФЗ от 17.12.2001. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ от 24.07.2002 г. № 111 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и ФЗ от 07.05.1998 г. № 75 «О негосударственных пенсионных фондах».

Пособия гражданам, имеющих детей

Введение

пособие гражданин ребенок беременность

Часть 2 ст. 7 Конституции РФ провозглашает обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также установление государственных пособий и иных гарантий социальной защиты в качестве одних из основных направлений социальной политики государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Пункт 2 ст. 39 Конституции РФ предусматривает установление законом государственных пенсий и социальных пособий. Кроме того, закрепляется необходимость поощрения добровольного социального страхования, а также создания дополнительных форм социального обеспечения.

Исходя их указанных положений Конституции РФ, государство предоставляет гражданам России, имеющим детей, материальную поддержку в виде денежных пособий.

Предоставляемые государством пособия имеют важное социально значение, поскольку в нашей стране современная демографическая ситуация, уровень жизни семей с детьми вызывает особую тревогу. Вопросы поддержки материнства, отцовства и детства, укрепления семьи в качестве одного из направлений решения демографической проблемы.

Законодательство предусматривает различные виды пособий, гражданам, имеющим детей, которое дополняется законодательством субъектов РФ, предусматривающим предоставление дополнительных выплат.

Арсенал пособий гражданам, имеющим детей, пополнился в последние годы новыми, неизвестными ранее в нашей стране, видами. К ним относятся единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Возникновение новых видов пособий обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями в нашей стране.

В связи с этим представляется актуальным рассмотрение современного правового регулирования обеспечения пособиями граждан, имеющих детей.

Цель курсовой работы - рассмотреть действующую в России систему пособий гражданам, имеющим детей.

Задачи курсовой работы:

) Рассмотреть понятие и виды пособий, гражданам, имеющим детей;

) Определить круг нормативных актов, регулирующих выплату пособий, гражданам, имеющим детей;

) Проанализировать виды пособий гражданам, имеющим детей, основания их предоставления и порядок выплаты.

Объект исследования - общественные отношения в сфере социального обеспечения граждан имеющих детей.

Предмет исследования - правовое регулирование обеспечения пособиями граждан, имеющих детей.

При написании курсовой работы были привлечены труды следующих авторов: К.Н. Гусов, М.Л. Захаров, Т.Г. Жданович, В.М. Корякин, С.В. Потапова, О.В. Скулакова, Э.Г. Тучкова, О.А. Шевченко и др.

При написании курсовой работы были использованы различные методы научного познания - общенаучные (анализ, синтез), метод сравнительного правоведения и др.

1. Общие положения о государственных пособиях гражданам, имеющим детей

1.1 Понятие, виды пособий и категории граждан имеющих детей

Необходимо отметить, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г. №20-П было указано, что провозглашенные в Конституции РФ цели политики РФ как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума для себя и своей семьи, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. В этой связи Конституция РФ связывает обязанности социального государства с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, предусматривает приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи, в частности:

формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;

обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей.

Здесь же указывается, что в целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Необходимо отличать пособия от компенсационных выплат и пенсий. Компенсационные выплаты - это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью осуществления дополнительной материальной поддержки в случаях, признаваемых государством социально значимыми, независимо от наличия у них каких-либо иных источников дохода. Пенсия - это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением трудовой деятельности.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей - это денежные выплаты, производимые гражданам за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации, федерального и региональных бюджетов, в установленных законодательством случаях, связанных с рождением или воспитанием ребенка (детей) ежемесячно или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично утраченного заработка или оказания дополнительной материальной помощи.

Следует иметь ввиду, что право на предусмотренные пособия закреплено не за самими детьми, а именно за гражданами, имеющими детей, то есть за их родителями или лицами, официально их заменяющими. Более того, в Законе не предусмотрена возможность выплаты пособий юридическим лицам, осуществляющим попечительские функции.

Основным нормативным актом, регулирующим рассматриваемую сферу является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Закон №81-ФЗ).

В Российской Федерации предусмотрена система государственной поддержки граждан, имеющих детей, которой установлены следующие виды пособий:

-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

-пособие по беременности и родам;

-единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву;

-единовременное пособие при рождении ребенка и при передаче его на воспитание в семью;

-ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

-пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

-ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву.

Пособия назначаются и выплачиваются следующим лицам, имеющим детей (ч. 1 ст. 1 Закона №81-ФЗ):

) гражданам РФ, проживающим на территории РФ;

) гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в качестве лиц рядового и начальствующего состава:

-в органах внутренних дел,

-в Государственной противопожарной службе,

-в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,

-в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,

-в таможенных органах,

) гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ;

) постоянно проживающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;

) временно проживающим на территории РФ и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Не имеют права на получение данных видов пособий следующие категории граждан (ч. 2 ст. ст. 1 Закона №81-ФЗ):

) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

) граждане РФ, иностранные граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

) граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона №81-ФЗ нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, могут быть признаны и иные категории лиц, проживающих на территории РФ, и на которых действие данного Закона не распространяется. Порядок и условия признания их таковыми должны быть утверждены Правительством РФ. Однако, указанный правовой акт до настоящего времени не принят.

Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы. Таким образом, и в Магаданской области при расчете пособия применяется районный коэффициент равный 1,7.

Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

1.2 Законодательство о государственных пособиях гражданам, имеющим детей

Согласно ст. 1 Закона №81-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции РФ и состоит из:

-Закона №81-ФЗ,

-других федеральных законов,

-законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

В целях единообразного применения Закона №81-ФЗ при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ.

Законодательство о государственных пособиях начитывает несколько основных нормативных актов нормативных актов.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» устанавливает условия, размер и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ст. ст. 11.1, 11.2), порядок его назначение и др. (ст. ст. 12-16).

Правительством РФ издан ряд актов, регулирующих выплату пособий в частности:

-Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. №1219 «О выплате единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка гражданам, имеющим детей, постоянно проживающим на территории Чеченской Республики, а также временно выехавшим вместе с детьми за ее пределы»

-Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию»;

-Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. №1100 «Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан»

-Постановление Правительства РФ от 16.04.2008 №275 «О порядке предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий».

-Порядок и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. В указанном документе перечислены необходимые документы, предоставляемые для выплаты пособий и др. условия.

Фонд социального страхования (ФСС) издает письма, в которых также поясняет некоторые вопросы, касающиеся выплаты пособий.

Субъекты РФ вправе издавать законы, дающие дополнительные гарантии гражданам, имеющим детей. Например, закон г. Москвы от 23 ноября 2005 г. №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» предусматривает: 1) дополнительное пособие по беременности и родам; 2) единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка; 3) единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более детей; 4) дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям. 5) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях города Москвы в срок до 20 недель беременности.

Так, В Магаданской области действует Закон Магаданской области от 6 декабря 2004 года «О ежемесячном и ежегодном пособии на ребенка», который определяет размер и порядок выплаты ежегодного пособия к началу учебного года. Право на указанное пособие имеют семьи с детьми, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Магаданской области. Размер пособия составляет 1 020 рублей - с учетом районного коэффициента.

Таким образом, массив нормативных актов, регулирующих выплату пособий гражданам имеющим детей является достаточно большим. При этом в рассматриваемой сфере действует много разъяснений компетентных органов, что свидетельствует о том, что практика назначений пособий различается в разных регионах.

2. Виды пособий гражданам, имеющим детей

2.1 Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Характерно, что правоотношения, возникающие по поводу выплаты пособий гражданам, имеющим детей начинаются еще до рождения ребенка.

Закон №81-ФЗ предусматривает, что женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель) имеют право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам (ст. 9).

Размер данного единовременного пособия установлен Закон №81-ФЗ в твердой денежной сумме - 300 рублей (ст. 10), которая подлежит ежегодной индексации для сохранения его покупательной способности. Указанное пособие с 1 января 2014 г. с учетом индексации составляет 515, 33 руб.

Столь незначительный размер пособия позволяет сделать вывод о недостаточной его эффективности и не достижении главной цели его введения - способствовать своевременному обращению беременной женщины в медицинское учреждение для проведения необходимых обследований, а при необходимости - лечения, что снизит риск патологии беременности и повысит вероятность рождения здорового потомства.

Выплата носит разовый характер. Право на получение пособия сохраняется с момента постановки на учет и в течение 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» установлен порядок назначения и выплаты данного пособия.

Единовременное пособие выплачивается дополнительно к пособию по беременности и родам. Для назначения и выплаты единовременного пособия женщинам, представляется справка из женской консультации либо другого медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности. Пособие выплачивается в течение 10 дней со дня представления справки.

На сумму этого пособия, а также других пособий, связанных с материнством, не начисляется НДФЛ и страховые взносы в ФСС России.

2.2 Пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Согласно ч. 1 ст. 12.3 Закона №81-ФЗ предусмотрено единовременное пособие для беременной жены военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Появление данного вида пособий связано с необходимостью обеспечения дополнительных мер государственной поддержки детей и беременных жен военнослужащих, в связи с отменой в 2007 г. льгот по предоставлению отсрочек от призыва на военную службу и освобождению от призыва на военную службу мужу беременной женщины и отцу, имеющему ребенка в возрасте до трех лет.

Право на данное пособие имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней.

Указанное пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Право на данное пособие не предоставляется жене курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования (ч. 3 ст. 12.3 Закона №81-ФЗ).

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается и выплачивается по месту жительства жены военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, органом, уполномоченным производить назначение и выплату данного пособия в соответствии с законодательством субъекта РФ (п. 64 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей).

В 2014 г. размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего составляет 21 761 руб.

2.3 Пособие по беременности и родам

Согласно ст. 6 Закона №81-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют:

)женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе:

-женщины из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ,

-женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

)женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;

)женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

)указанные женщины при усыновлении ими ребенка (детей).

Данное пособие выплачивается по месту работы работодателем.

В случае, если женщина была уволена и зарегистрировалась как безработная в службе занятости в течение 12 месяцев с момента увольнения, данное пособие выплачивается службой социальной защиты населения.

По общему правилу, период выплаты пособия по беременности и родам составляет 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов). Причем пособие по беременности и родам выплачивается исключительно за период отпуска по беременности и родам. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

В связи с рассматриваемыми положениями интересно отметить нормы Конвенции Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.), которые предусматривают, что (ст. 3):

минимальная продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 12 недель и включает период обязательного послеродового отпуска;

продолжительность обязательного послеродового отпуска устанавливается законодательством каждой страны, но не может быть менее 6 недель.

Для работающих женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию размер пособия по беременности и родам составляет 100% среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Что6ы определить средний дневной заработок (СДЗ) для исчисления пособия по беременности и родам необходимо взять начисленный заработок, на который начислялись страховые взносы за 2 календарных года, до года ухода в декрет.

Так, если отпуск наступает в 2014 году, то в расчет берется период с 01.01.2012 по 31.12.2013 г.

При этом средний заработок (СЗ) за каждый год учитывается в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС:

-за все предыдущие года, до 2011 года эта величина составляет - 415 000 рублей.

-за 2011 год - 463 000 рублей.

-за 2012 год - 512 000 рублей.

-за 2013 год - 568 000 рублей.

Если общий заработок за год будет больше предельной величины, то расчет ограничивается указанной страховой суммой. Например, доход за 2012 год составил 530 000 рублей, то больше установленной величины, поэтому в расчет будет браться сумма 512 000 рублей.

Алгоритм расчета пособия для женщин, которые уходят в отпуск по беременности и родам в 2014 году: СДЗ = (СЗ-2012 + С3-2013) / 731 * 140.

Максимальное пособие по беременности и родам в 2014 г. составляет 207 123 руб., а минимальное 25 564 руб.

За назначением пособия следует обращаться не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Если женщина обратилась за пособием позднее, ей придется доказывать, что причина пропуска срока обращения за пособием - уважительная. В этом случае решение о назначении пособия будут принимать территориальные органы ФСС.

2.4 Пособие при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью

Единовременные пособия при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью предназначены для компенсации разовых повышенных расходов семьи, связанных с появлением в ней ребенка. Каких-либо дополнительных условий (факта работы, учебы, военной службы), кроме рождения живого ребенка, для приобретения права на пособие не требуется. Таким образом, любая семья, постоянно проживающая на территории РФ, имеет право на данное пособие.

В настоящее время единовременное пособие при рождении ребенка - это одно из социальных пособий на каждого родившегося ребенка, независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие вправе получать как работающие, так и неработающие граждане.

Статья 11 Закона №81-ФЗ предусматривает, что при рождении ребенка один из родителей, либо лицо, его заменяющее имеет право на единовременное пособие.

В ст. 12.1 Закона №81-ФЗ установлено, что право на единовременное пособие имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей при передаче ребенка на воспитание в семью в случае:

-усыновления;

-установления опеки (попечительства);

-передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Данное пособие выступает одной из гарантий реализации права ребенка жить и воспитываться в семье с учетом приоритета семейных форм воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Ведь семейное воспитание позволяет развивать ребенка с учетом его индивидуальных (физических, психических и др.) особенностей, обеспечить преемственность воспитания. Только при отсутствии возможности передать ребенка на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью он направляется в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Передача ребенка на воспитание в семью возможна в случае, если:

-родители неизвестны;

-родителя умерли или объявлены умершими, признаны безвестно отсутствующими;

-родителя лишены родительских прав, ограничены в родительских правах;

-родителя признаны недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка;

-родителя отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

-родители уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

В случае рождения или передачи в семью на воспитание двух или более детей, пособие выплачивается на каждого ребенка (ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 12.1 Закона №81-ФЗ).

В настоящее время единовременных пособий при рождении ребенка и передаче ребенка на воспитание в семью с учетом индексации составляет 13 741, 99 рублей.

В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка (ч. 2 ст. 12.2 Закона №81-ФЗ).

В соответствии со ст. 256 ТК РФ, женщинам, временно прервавшим трудовую деятельность в связи с рождением (усыновлением) ребенка для ухода за ним, предоставляется отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. Но пособие по уходу за ребенком выплачивается только до достижения им возраста 1,5 лет.

Согласно ст. 13 Закона №81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

-матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию;

-матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

-матери, проходящие военную службу по контракту;

-матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

-матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком;

-матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность государственной регистрации и (или) лицензированию;

-матери, уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ;

-матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких частей в РФ;

-матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях);

-другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком сотрудник на основании заявления может работать неполный рабочий день или на дому. В данном случае указанное пособие также начисляется и выплачивается (ч. 2 ст. 13 Закона №81-ФЗ). В письме Фонда социального страхования РФ от 22 марта 2010 г. указано, что данными нормативными правовыми актами определено минимальное количество рабочих часов в день - не менее 4 часов.

Женщину, которая не берет отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и выходит на работу, но не может выполнять свои прежние обязанности, на основании ее заявления необходимо перевести на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком 1,5 лет (ст. 254 ТК РФ).

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Если в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет у женщины наступает отпуск по беременности и родам, она вправе самостоятельно выбрать один из двух видов пособий, которые ей положены.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Основанием для выплаты данного пособия является приказ работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Право на получение пособия возникает сразу после окончания отпуска мамы по беременности и родам. Пособие по уходу за ребенком выплачивается ежемесячно, начиная с первого дня, следующего за закончившимся отпуском по беременности и родам и до исполнения ребенку 1,5 лет.

В 2014 г. минимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих граждан составляет: 1) за одним ребенком - 2 576, 63 руб.; 2) за вторым и последующими детьми - 5 153, 24 руб.

По общему правилу размер пособия для работающих граждан составляет 40% среднего заработка за два календарных года, предшествующих наступлению даты отпуска по уходу за ребенком.

Максимальное пособие по уходу за ребенком в 2014 г. составляет 17 990, 11 руб., а для лиц уволенных в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя 10 306, 50 руб.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в том числе и в Магаданской области минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В настоящее время в вопросе выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет самой большой проблемой является продление его выплаты до достижения ребенком возраста 3 лет. Дело в том, что в России крайне сложно устроить ребенка в детский сад в 1,5 года и выйти на работу. Повсеместно в детских садах имеется нехватка мест. Получается, что по достижению 1,5 лет родитель не может направить ребенка в детский сад и выйти на работу, а какая либо поддержка государства отсутствует.

Обнадеживает тот факт, что законопроект с предложением продлить пособие по уходу за ребенком до достижения им 3 лет внесен на рассмотрение Государственной Думы и стоит в плане обсуждения на июнь 2014 г. Хотя имеются большие сомнения в его принятии, так как это полечен существенные расходы бюджета.

Кроме пособия по уходу за ребенком до полутора лет, сотрудницам, имеющим маленьких детей, также положена компенсация по уходу за ребенком до трех лет. Сумма компенсации установлена еще Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. №1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан». Этот документ не утратил своей силы и продолжает действовать.

Указанная выплата может быть назначена:

а) матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм;

б) матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;

в) матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

г) нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

В настоящее время размер ежемесячной компенсационной выплаты составляет 50 рублей.

.6 Ежемесячное пособие на ребенка

Ежемесячно пособие на ребенка не является обязательным на уровне Федерации. Ст. 16 Закона №81-ФЗ закрепила за субъектами РФ право устанавливать размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка. Таким образом, такое пособие выплачивается только в тех регионах, где приняты соответствующие законы о выплате пособия на ребенка.

Исключением являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Для них ст. 12. 7 Закона №81-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 6 000 рублей на каждого ребенка. С учетом индексации в 2014 г. это пособие составляет 9 326 руб.

В г. Москве принят Закон от 3 ноября 2004 г. №67 «О ежемесячном пособии на ребенка», согласно ст. 3 которого право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона. Данная величина не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения.

В Магаданской области действует Закон от 06 декабря 2004 года №500-ОЗ «О ежемесячном и ежегодном пособии на ребенка», которым установлен размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории и доплаты к ежемесячному пособию, а также ежегодного пособия к началу учебного года Магаданской области.

Право на ежемесячное пособие и доплату к пособию, ежегодное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Магаданской области (ст. 2).

Ежемесячное пособие на ребенка назначается в размере 150 рублей на каждого ребенка. Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается: на 100% на детей одиноких матерей; на 50% на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия на ребенка, назначается и выплачивается доплата к ежемесячному пособию на ребенка в следующих размерах:

) гражданам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет - 180 рублей;

) гражданам, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 6 лет - 130 рублей;

) гражданам, имеющим детей в возрасте от 6 до 16 лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) - 30 рублей.

Размеры пособий выплачиваются с учетом применения районного коэффициента и увеличиваются (индексируется) в соответствии с законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Анализ регионального законодательства показывает, что ежемесячное пособие на ребенка выплачивается в основном малоимущим семьям и матерям-одиночкам как дополнительная мера поддержка данной категории граждан.

Заключение

В настоящее время в России предусмотрены следующие пособия гражданам, имеющим детей: 1) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; 2) пособие по беременности и родам; 3) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву; 4) единовременное пособие при рождении ребенка 5) единовременное пособие пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; 6) ежемесячное пособие по уходу за ребенком; 7) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву; 8) ежемесячное пособие на ребенка.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей обеспечивает гарантированную материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Она установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Субъекты РФ вправе издавать законы, дающие дополнительные гарантии. Так, в Магаданской области действует Закон от 06 декабря 2004 года №500-ОЗ «О ежемесячном и ежегодном пособии на ребенка».

Среди рассмотренных видов пособий пособие при рождении ребенка единственное, которое выплачивается в обязательном порядке в фиксированной сумме и независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей, их трудоустройства.

Пособие на ребенка выплачивается только при его установлении законодательством субъектов РФ.

Считаем, что пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет необходимо продлить до достижения ребенком возраста 3 лет. Это связано с тем, что в России крайне сложно устроить ребенка в детский сад в 1,5 года и выйти на работу. Повсеместно в детских садах имеется нехватка мест. Получается, что по достижению 1,5 лет родитель не может направить ребенка в детский сад и выйти на работу, а какая либо поддержка государства отсутствует.

Еще одной из главных проблем является то, что сложившаяся система социальных пособий не способна адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию в стране. Многие пособия являются крайне маленькими по размеру и не влияют существенно на улучшение благосостояния семей.

Государственная поддержка материнства и детства не ограничивается системой государственных пособий гражданам, имеющим детей; она носит комплексный характер и включает права, льготы и иные социальные меры, в т.ч. предусмотренные законодательством РФ о социальной помощи, занятости, образовании, здравоохранении, налогах, целью которых является облегчение положения нуждающихся семей и обеспечение для них прожиточного минимума.

Библиография

1.Право социального обеспечения [Текст]: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М., 2006.

2.Григорьев, И.В. Право социального обеспечения. Краткий курс лекций [Текст] / И.В. Григорьев - М.: Юрайт, 2011.

.Потапова, С.В., Жданович, Т.Г., Шевченко, О.А. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

.Гусева, Т.С., Хлистун, Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Текст] / под ред. Т.С. Гусевой. - М.: ЭлКниги, 2012.

.Корякин, В.М., Скулакова, О.В. Социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих [Текст] / Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». - М.: За права военнослужащих, 2010. - Вып. 112.

.Соболева, Е. Начисление и выплата пособий по материнству и детству [Текст] / Е. Соболева // Бухгалтерский учет и налогообложение. - 2012. - №10.

.Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России [Текст] / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - М., 2008.

.Что надо знать гражданину о социальных пособиях [Текст] / под ред. А.Г. Панова, Б.В. Яцеленко. - М.: Министерство юстиции Российской Федерации, 2010.

.Письмо ФСС РФ от 22 марта 2010 г. №02-03-13/08-2498 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».