Державная икона божией матери помогает. Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Державная”

Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года - в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, - в селе Коломенском близ Москвы.

Некой крестьянке Евдокии Адриановой, жительнице деревни Перервы, было трижды во сне открыто, что есть позабытый образ Богородицы, через который отныне будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Она ясно слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся».

Настоятель храма в Коломенском, отец Николай Лихачев, к которому обратилась Евдокия, не стал препятствовать, и они вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви. Не найдя ничего похожего в храме, отец Николай предложил посмотреть иконы в подвале церкви, по разным причинам сложенные там, среди которых и выбрали самую большую, покрытую вековой пылью. Очистив икону от пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне. По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой - державу (знаки царской власти над миром), на главе Ее была корона, а на плечах - красная мантия или порфира. При необыкновенно суровом лике Богоматерь на иконе имела царственный вид - все указывало на то, что Владычица отныне принимает на себя особое попечение о многострадальном русском народе.

Адрианова сразу признала виденную во сне икону, а священник тотчас же отслужил перед образом молебен с акафистом.

Слух о вновь найденной иконе быстро распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь. В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону для поклонения возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском.

По некоторым сведениям, Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве. Спасая икону от Наполеоновского разграбления, ее спрятали в селе Коломенском и, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила себя в положенное время.

Знаменательно, что святой образ был обнаружен в особое время - в начале русского лихолетья. Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови...

Служба и акафист Державной иконе Пресвятой Богородицы составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона († 1925).

Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года.

Державная икона Божией Матери – это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Мы расскажем все о создании иконы о том, где хранится ее оригинал и, где можно приложиться к чтимым спискам Державной иконы Божией Матери.

Державная икона Божией Матери. Оригинал

Почитание образа, который изображен на иконе Божией Матери Державная, связано с новейшим периодом российской истории. Предание об иконе хорошо известно: жительница слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова несколько раз во сне видела белую церковь и слышала требование найти чёрную икону и сделать её красной. 2 (15 по н.ст.) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена большая почерневшая от времени икона Божией Матери: на коленях Ее восседает Младенец Христос, в руках Пречистой - царские регалии, скипетр и держава. В тот же день Государь Николай Александрович, император Российской империи, подписал отречение от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича (впоследствии расстрелян большевиками).

Икону Божией Матери Державная немедленно стали почитать жители Коломенского и окрестностей. По сей день по мнению многих православных, после отречения монарха от престола Сама Богородица хранит символы царской власти, а вместе с ними и саму Россию. В составлении службы и акафиста образу принимал участие святой Патриарх Тихон.

Образ на иконе Божией Матери Державная относится к канону «Цареградских» икон, написан, судя по всему, в конце XVIII века. Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря - облачение Богородицы написано красным.

В советское время икона Божией Матери Державная хранилась в запасниках Исторического музея, в 1990 году была возвращена Церкви - сейчас оригинал образа находится в Казанской церкви в Коломенском. Но приложиться к чтимым спискам можно не только там.

В храме Вознесения Господня на Гороховом поле (улица Радио, дом 2), кроме многих других святынь, находится список иконы Божией Матери Державной. Здесь же пребывает образ святого страстотерпца царя Николая, обильно мироточивший в конце 90-х годов.

В главном храме Успенского благочиния города Москвы, церкви Успения Божией Матери в Троице-Лыкове пребывают несколько чтимых образов Пресвятой Богородицы, а среди них и икона Божией Матери «Державная».

Сам Успенский храм, поврежденный в 30-х годах, восстановлен со второго раза - еще в 1935 году церковь была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. В 1970 году здание начали реставрировать, но финансирование было приостановлено, и к восстановлению храма вернулись только в начале 2000-х.

На московском подворье Соловецкого монастыря, в храме великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове, икона Божией Матери «Державная» почитается особо - ведь Соловки стали Русской Голгофой, путь на которую начался 2 (15) марта с отречения от престола Императора - падения традиционной российской государственности.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове

С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны - храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам в 17.00 и по воскресеньям - в 14.00.

В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.

Вы прочитали статью .

Обратите внимание на другие материалы:

Видео об иконе Божией Матери Державная:

Об иконе Божией Матери Державная для детей:

Икона Образ Божьей Матери "Державная"

Пресвятой Богородице молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране и сохранении России.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Державная”

О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго!
Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря ветренная, нашедшая на страну нашу, в дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог, и в делех сие безбожие показуют.
Благодарим Тя, Заступнице, яко призрела еси с высоты святыя Своея на скорби наша и горе нас, православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державнаго образа Твоего. О, Преблагословенная Мати Божия, Державная Помощнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, припадаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О, Небесная Царице! Скипетром власти Твоея Божественныя разсей, яко прах, яко дым, нечестивыя козни врагов наших видимых и невидимых, сокруши велеречивыя помышления их и запрети им, и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их. Вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей. Поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи, возстави и спаси, яко да под Державою Твоею всегда храними, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая к Пресвятой Богородице

Мира Заступнице, Мати всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую церковь нашу православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево; Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая, избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарно воспевающе величие Твое, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва иная к Пресвятой Богородице

Ангелов лицы, благоговея, Тебе служат, и вся Небесные силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево. Усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать над Твоей Честной иконой "Державная", и светозарный луч славы чудес Твоих да исходит на верных, молящихся Тебе и вопиющих: Аллилуия. (Из молитвослова Митрополита Мануила (Лемешевского))

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Державная”.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 8:
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево; усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей Державной, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нее на всех, с верою Тебе молящихся и вопиющих к Богу: Аллилуиа.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4:
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дево Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

КОНДАК, ГЛАС 8:
Взбранной Воеводе Победительныя песни приносим, яко даровася нам держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но превознесенныя Владычице милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступнице на стражу земли Своея.

ИН КОНДАК, ГЛАС 8:
Избранной от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственныя пения приносим Ти, Владычице, о явлении нам чудныя иконы Твоея Державныя. Ты же, яко Всемилостивая Заступница всех, с верою к Тебе притекающих, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Матерь Божия Державная, Заступнице Усердная рода христианскаго.

ВЕЛИЧАНИЕ:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Одним из наиболее почитаемых православной церковью образов по праву можно назвать Державную икону Божией матери. Считается, что святой лик покровительствует людям, наделенным властью: правителям стран и монархам. На самом деле это не совсем так, молиться пред ней и просить о помощи может каждый, кто нуждается в небесном покровительстве. Дата почтения чудотворной иконы приходится на 15 марта по новому стилю, именно в этот день она впервые явилась людям.

История явления

Державная икона Богородицы впервые явила себя русскому православному народу 15 марта 1917 года. Необычное явление чудотворного лика произошло в небольшом селении Коломенском неподалеку от российской столицы. Примечательно, что именно в тот день Николай II отрекся от императорского престола.

Легенда о появлении

За несколько дней до явления Вседержавной иконы Божьей матери крестьянке по имени Евдокия Андрианова привиделся дивный сон. В нем божественный голос сказал, что в селе Коломенском есть большой черный образ девы Марии. Его необходимо сделать красным, чтобы люди смогли молиться пред ним. Спустя некоторое время, женщина увидела другой, невероятно реалистичный сон, в котором перед глазами крестьянки стояла белая церковь. Рядом с ней сидела на троне Богородица. После увиденного сновидения Евдокия решила отправиться из своей деревни Перервы в Коломенское.

Крестьянка сразу же пошла в местную Вознесенскую церковь и рассказала о происшествии преподобному Николаю Лихачеву. Отец удивился, ведь подобной святыни в стенах церкви он не видел. Вместе с Евдокией он пересмотрел все старинные образы, но черной иконы так и не нашли. Тогда Николай Лихачев отвел женщину в подвал храма, где хранились старые святыни. Именно там и была обнаружена Державная икона Богоматери, покрытая вековой пылью.

На ней была изображена Пречистая Дева Мария с маленьким Иисусом Христом на руках, восседающая на троне. В одной руке владычицы небесной была держава, а во второй - скипетр, символизирующие царскую власть. Голову Богородицы украшала большая корона, а плечи покрывала алая порфира. Крестьянка сразу же узнала облик, явившийся ей во сне. Обнаружив чудотворную икону, священник сразу же отслужил перед ней молебен с акафистом.

Слух о явлении образа быстро разлетелся по округе. Местные богомольцы ежедневно посещали стены Вознесенской церкви, чтобы помолиться. К церковным стенам стекались люди из соседних деревень, Москвы и других близлежащих городов. Ее торжественно встречали в московской Марфо-Мариинском монастыре, столичных храмах. Образ для поклонения неделями кочевал по разным святым местам, в родное село Коломенское его возвращали лишь по воскресениям и праздничным дням .

После явления образа произошло немало чудес, было выявлено несколько интересных фактов про то, как икона попала в Коломенское, и почему она появилась именно в это время:

На почитателей Державной иконы вскоре обрушились страшные гонения. Всех людей, молившихся пред образом, в чьих домах находили копии святого лика, арестовывали, некоторых из них даже казнили. Все списки, снятые со святыни, были изъяты и сожжены. Храмы закрывались, разрушались устои. Подлинный образ был отправлен в Исторический музей, где хранился на протяжении нескольких десятков лет. Священнослужители, составившие акафист и канон, были расстреляны.

Значение иконы

Каждому богомольцу и просто верующему человеку известно, как выглядит эта удивительная святыня. Но, мало кто знает, каково значение Державной иконы, в чем помогает чудотворный образ. Каждый мазок на изображении и малейшие детали весьма символичны и скрывают в себе потаенный смысл.

Державный образ Богоматери относится к типу Панахранта, что в переводе с греческого языка означает - непорочна, чиста, Всецарица. Первые изображения Вседержавной иконы Богородицы довольно древние. С момента явления образа его иконография сильно изменилась, но некоторые детали остались неизменными:

На некоторых изображениях можно увидеть образ Бога Отца, который посылает благословение с небес. Канонические же иконы рисуются без этого дополнения. До сегодняшнего времени дошло немало списков, составленных еще в XX веке, все они признаны чудотворными и нашли свое пристанище в церквях Москвы .

В чем помогает образ

В прошлом веке чудодейственный образ возили по разным храмам Москвы. Верующие в Бога люди выстраивались в очередь, лишь бы только прикоснуться к чудесному лику. Поговаривали, что если показать образ душевнобольному человеку, то он сразу же обрекал покой. Если у Державной иконы молились люди, страдающие неизлечимыми болезнями, то вскоре они выздоравливали.

Почитаемой святыней было осуществлено немало чудес. В чем помогает Державная икона Божьей матери:

Говорить про то, о чем молятся Державной иконе Божией матери, можно бесконечно. Богомольцы просят у образа прощения за грехи, молят об усмирении вражеской злобы, защите дома от воров и злоумышленников. Пред ликом Царицы Небесной молятся о здоровье родных, благополучном разрешении родов, удачной учебе, решении финансовых проблем.

Подлинный образ Богоматери больше пятидесяти лет скрывали от глаз православных людей, все это время он пылился в Историческом музее. Оригинал вернулся на родину лишь в 1990 году. Сейчас он обрел свое пристанище в храме Казанской иконы Царицы Небесной, в Коломенском.

Чтимый список, датированный XX столетием, сейчас находится в московском храме мученика Иоанна Воина. Второй чудодейственный список можно увидеть в Николо-Перервинской монастырской обители. Ежегодно в день почитания иконы совершается крестный ход, во главе которого устанавливается чудотворный образ.

Обратиться к заступнице может каждый, кто нуждается в ее защите. Неважно, читается специальная молитва Богородице, «Отче наш» или просто произносятся слова с просьбой. Главное, чтобы все сказанное было произнесено искренне, от души, без злого умысла.

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».

В Государственном архиве Тульской области, в фонде «Тульская палата древностей», на хранении есть удивительный документ. Внешне похож на листовку и представляет собой один стандартный лист формата А4, текст на котором набран типографским способом. Как свидетельствует подстрочник - по заказу Варваринского народного Общества трезвости в Москве в типографии «Т.ва Рябушинских». Документу сто лет. Содержание, составленное современниками, невольно вызывает и сейчас душевный трепет, так как возвращает нас в начало трагических для православной России дней - отречения Государя Императора Николая II от престола и явления иконы Божией Матери «Державная».

Молитва «Державной» иконе, напечатанная на отдельном листе в 1917 г. Внизу под текстом надпись: «Издание Варнавинского Народного Общества Трезвости. Москва. Семеновская застава на площади, тел. 1-73-53, трамвай № 22». Под рамкой указана типография, в которой была отпечатана молитва: «Тип. “Победа” Г. Антонова. Москва. Тел. 5-58-72». Собрание московского музея «Наша Эпоха».

На одной стороне документа помещено «Краткое сказание о новоявленной в с. Коломенском под Москвой «Державной» Иконе Божией Матери», на второй - .

Храм Вознесения Господня в Коломенском, 20-е годы XX века

Явление Державной иконы Божией Матери в 1917 году не было неким обновлением, а обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском.

Крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, были 2 сновидения - 13-го февраля (на этот день пришелся первый понедельник Великого поста в 1917 г.) и 26-го февраля.

13-го февраля во сне ей был голос: “Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся”. Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний. Спустя 2 недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, в другом сне она увидела белую церковь, в которой величественно восседала Женщина. В этой Женщине Евдокия Адрианова сердцем почувствовала Царицу Небесную, хотя лика Ее и не видела. 2-го марта она отправилась в село Коломенское, чтобы исповедаться и причаститься, и, увидев , сразу же узнала виденную во сне белую церковь. Вознесенская церковь была построена в 1532 году великим князем Московским Василием III в благодарность Богу за рождение наследника—будущего царя Ивана IV Грозного.

Настоятелем церкви Вознесения Господня был священник Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Державная»

Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду - на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках (отчего и произошло название: “Державная”). На Ее коленях находился благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Об обретении иконы управляющий Московской епархии епископ Дмитровский Иоасаф (Каллистов) доносил митрополиту Московскому святителю Тихону (Белавину) (будущему Патриарху), а тот в донесении от 13 октября 1917 г.—Святейшему Синоду. В своем донесении митрополит Тихон писал: “По сведениям, данным членом комиссии от церковно-археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения протоиереем Страховым, икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Божией Матери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего”.

Вознесенский монастырь в Кремле

По некоторым сведениям было установлено, что Державная икона Божией Матери принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве. Скорее всего, она осталась от прежнего иконостаса Вознесенской церкви, замененного в XIX веке. В 1812 г. во время эвакуации из Москвы при нашествии Наполеона, икона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского и, вероятно, забыта там на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время. (Вознесенский монастырь являлся усыпальницей великих княгинь и русских цариц до XVIII века и был взорван вместе с Чудовым монастырем в Кремле в 1929 г.)

Вскоре после обретения образ был отреставрирован в иконописной мастерской московского Алексеевского девичьего монастыря и вставлен в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью.

“Державная” икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2 (15) марта 1917 г. - в самый день отречения от престола государя-императора страстотерпца царя Николая II. Всю Россию облетело известие о том, что в этот трагический день произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

Царская семья и великая княгиня Елизавета Феодоровна

В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была торжественно встречена настоятельницей - будущей преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими сестрами. В том же году печатные сведения о обретенной иконе появились в журнале «Душеполезный собеседник» за октябрь. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”, были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие будущий патриарх Тихон (иная служба составлена Владимиром Васильевичем Богородицким).

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в Свои руки управление Россией. Большое количество богомольцев стекалось в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов.

А. Алексеевич. Николай II накануне отречения. 2005 год.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: “Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей “Дом Богородицы” в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа”.

После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 г. был освобожден из тюрьмы настоятель храма свт. Николая в Плотниках прот. Владимир Воробьев, который особо чтил “Державную” и до своего ареста по воскресеньям часто ходил со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в 1934 году в своем стихотворении Сергей Бехтеев:

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
“Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю”.
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит

Список иконы Божией Матери «Державная» в подклете храма Вознесения

В советское время подлинник иконы на долгое время был сокрыт от лица верующих. Как впоследствии стало известно, икона хранилась в Государственном историческом музее.

Второе обретение иконы Божией Матери именуемой «Державная»

Документально установлено, что после запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» (в обезглавленную в те годы церковь во имя вмч. Георгия Победоносца). После 1929 года икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади. Ее перемещение отражено в Книге поступлений в Государственный Исторический музей (регистрационный № 67494). Затем икону поместили в хранилище экспонатов Отдела изобразительного искусства и соответственно вписали в инвентарную книгу Отдела (регистрационный № 1399).

15 апреля 1988 года икону временно передали на выставку в Издательский Отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в течение двух лет в алтаре домового храма во имя Преподобного Иосифа Волоцкого.

Икона Божией Матери “Державная” в Казанском храме в Коломенском

В соответствии с известным постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

27 июля 1990 года, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, духовенство и прихожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державную икону Божией Матери. Икона была установлена у правого клироса храма. Перед ней происходит чтение Акафиста, составленного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском.

Явленная икона изграфлена на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на “голую” древесину, без грунта.