Безопасность на водных видах транспорта. P.S. Личная безопасность туристов на водном транспорте. Основные меры безопасности при нахождении на судне


Организация и осуществление активного отдыха в природных условиях нередко связана с необходимостью пользоваться различными видами транспорта (наземным, воздушным и водным). Количество транспортных средств в мире постоянно увеличивается, возрастает скорость их движения, повышается их надежность и комфортабельность, улучшаются двигатели и топливо, способствующие уменьшению окружающей природной среды.
Вместе с тем полностью обеспечить безопасность передвижения пассажиров на любом виде транспорта невозможно. Аварии и катастрофы на транспорте происходили и происходят. В связи с этим ежегодно погибают и получают увечья многие водители и туристы.

Безопасность на всех видах транспорта обеспечивается человеком и зависит от его уровня подготовки и ответственности при использовании транспортного средства. Безопасность туристов обеспечивают специалисты, которые участвуют в подготовке транспортных средств, их управлении, контролируют соблюдение правил движения. Существуют специальные службы, отвечающие за безопасность наземных, воздушных и водных транспортных средств.

Каждый турист (пассажир) со своей стороны тоже может повысить уровень личной безопасности. Он потенциально должен быть готов к аварийной ситуации и при необходимости максимально использовать свои возможности для сохранения жизни и здоровья. Кроме того, пассажир обязан соблюдать ряд правил безопасности при передвижении определенным видом транспорта.

В современных условиях специалисты в области безопасности жизнедеятельности разработали различные рекомендации по безопасному поведению пассажира в пути и его действия при различных аварийных ситуациях. Рассмотрим некоторые ситуации, которые могут возникнуть при поездке на автомобиле и в поезде.

Безопасность туриста в автомобиле

Представьте, что вы едете с родителями на личной автомашине за город. Перед началом движения необходимо обязательно пристегнуться ремнями безопасности, а накидывание ремня лишь для вида (без необходимого натяжения) при аварии станет причиной дополнительных травм.

1) следует сильно напрягать все тело (мышцы);
2) следует втянуть голову в плечи;
3) следует поднять руки вверх, обхватить голову руками, защищая от удара;
4) не следует расслабляться до полной остановки автомобиля;
5) не следует выпрыгивать из автомобиля при его столкновении или переворачивании.

В случае если автомобиль переворачивается, следует упасть на соседнее сиденье (если не пристегнуты ремнями безопасности), крепко схватить сиденье и уткнуться в него лицом.
При возгорании автомобиля (как правило, пожар начинается под капотом) необходимо помнить, что человек может находиться в загоревшемся автомобиле не более минуты, так как весь автомобиль сгорает в течение нескольких минут. Для обеспечения личной безопасности необходимо закрыть рот и нос тканью (шарфом, платком, рубашкой) и быстро покинуть салон после остановки автомобиля.

Безопасность туриста в поезде

При посадке в поезд необходимо соблюдать следующие правила:

1) не следует бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего поезда;
2) стоять ближе 2 м от края платформы во время прохождения поезда;
3) следует подходить к вагону после полной остановки поезда;
4) производить посадку в вагон только со стороны перрона или посадочной платформы;
5) войдя в вагон, оказать помощь пассажирам разместить вещи в купе;
6) достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем уложить его на полки и в специальные отделения;
7) тяжелые вещи разместить внизу, чтобы при толчке поезда они не упали с полки.

При движении поезда необходимо соблюдать следующие правила личной безопасности:

1) не следует во время движения поезда высовываться из окна;
2) открывать наружные двери поезда;
3) стоять на подножке;
4) трогать без надобности стоп-кран;
5) отходить далеко от поезда, выходя из вагона на остановках;
6) следует продумать свои действия, если место находится на верхней полке, чтобы не упасть с нее в случае резкого торможения поезда;
7) для питья использовать воду только из титана (большого кипятильника для воды), находящегося рядом с купе проводника, или продающуюся в пластиковых бутылках.

В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику. При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана и попытаться выйти из вагона через двери или окна. Категорически запрещается при этом:

1) выпрыгивать из вагона движущегося поезда;
2) пытаться выбраться на крышу поезда.

Если горящий поезд продолжает движение, а пожар возник в передних вагонах, то следует перейти в вагоны поезда, где пожара нет, плотно закрывая за собой двери (двигаться целесообразно пригнувшись, а дышать через мокрую ткань).
Иногда на железнодорожном транспорте происходят аварии. В этом случае во время толчка (удара) следует постараться ухватиться руками за неподвижные части вагона или сгруппироваться и прикрыть голову руками во избежание травм.
При опрокидывании вагона в случае аварии следует ухватиться за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закрыть глаза и упереться ногами в стену. После того как вагон обретет устойчивость, необходимо осмотреться и наметить путь выхода из него, если дверь заклинило, следует выбираться через окна.

Обеспечение личной безопасности туриста на водном транспорте

Каждые сутки в нашей стране речные и морские суда перевозят более миллиона человек. Современные корабли оборудованы средствами спутниковой навигации и радиосвязи. За всеми кораблями, находящимися в плавании, осуществляется контроль и поддерживается постоянная радиосвязь.

Все пассажирские суда на случай аварии имеют спасательные средства: надувные плоты, шлюпки, спасательные жилеты и костюмы. Для всех пассажиров и членов экипажа имеются места на спасательном средстве (в шлюпке и на плоту).

Кроме того, существуют международные сигналы бедствия на море, которые подают терпящие бедствие корабли, чтобы привлечь к себе внимание и получить помощь. Получив такой сигнал, капитан любого судна, оказавшегося поблизости, обязан принять все меры для оказания помощи тем, кто оказался в опасности.

Вместе с тем несмотря на все меры безопасности, и в настоящее время гибнет ежегодно несколько десятков судов. Основными причинами гибели судов являются их столкновение в море, возникновение пожара на судне, шторм.

Правила безопасности. Практика показывает, что беды можно избежать, если соблюдать определенные правила безопасности. Специалисты рекомендуют каждому человеку, поднявшемуся на палубу корабля, знать и неукоснительно выполнять ряд общепринятых правил. Каждый пассажир должен знать, где ему следует находиться и что делать в случае эвакуации и в какой конкретно шлюпке определено его место.

При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, который необходимо выполнять. Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом, для чего необходимо изучить инструкцию по его использованию.

Необходимо также знать, что делать при пожарной тревоге. Поэтому особенно важно запомнить путь, по которому придется выбираться на шлюпочную палубу.

Пассажирам следует воздержаться от прогулок по открытой палубе, если она влажная или когда море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта.

Следует помнить и о возможном появлении еще одной неприятности - морской болезни. Она возникает при укачивании и сопровождается головной болью, холодным потом, тошнотой и рвотой. Для предотвращения этой болезни рекомендуется:

Чем-нибудь заниматься, чтобы отвлечься;
- оставаться на свежем воздухе, избегать солнца;
- пить очень мало и принимать небольшое количество пищи каждый час, несмотря на отсутствие аппетита.

Действия туриста при кораблекрушении . Одно из важнейших правил, которое необходимо помнить человеку при кораблекрушении - это не паниковать и быстро выполнять все указания капитана и экипажа судна.

Следует взять с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет, не снимая одежды и обуви надеть спасательный жилет. Необходимо быстро, но без спешки подняться на верхнюю палубу и по команде экипажа, когда подойдет очередь, садиться в спасательное средство (в шлюпку, на плот).

В случае, если сесть в шлюпку (на плот) не представляется возможным, необходимо прыгать в воду с полусогнутыми ногами вниз (спасательный жилет уже надет), закрыв одной рукой нос и рот, а другой обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет. Оказавшись в воде, необходимо как можно быстрее, отплыть от борта корабля. При необходимости следует принять участие в совместных действиях по спасению и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, следует подплыть к ней и с помощью спасателей подняться на нее. Если в шлюпке нет мест, нужно попросить о помощи, чтобы бросили трос (фал, канат), необходимо обвязаться тросом под мышками и плыть за шлюпкой.

Находясь в шлюпке (на плоту) при сильном солнечном облучении, необходимо защитить голову и открытые участки тела во избежание солнечного удара и ожога. При аварийном плавании (на вспомогательном судне) следует рационально использовать запас воды и провизии и верить в спасение.

Обеспечение личной безопасности туриста на воздушном транспорте

Авиационный транспорт - это наиболее современный, относительно безопасный и комфортабельный вид транспорта.
Известно, что самолеты обладают большой скоростью полета и могут доставить пассажиров, в том числе туристов, в заданную точку планеты за считанные часы.
В начале XXI в. появились даже первые космические туристы, которые на коммерческой основе путешествовали вокруг Земли.
Комфортные условия полета и быстрота прибытия к месту отдыха делают авиационный транспорт все более привлекательным для дальних путешествий.
На земле за безопасность полета отвечают десятки высококвалифицированных авиационных специалистов. К ним относятся инженеры и механики, которые готовят самолет к вылету, специалисты диспетчерской службы, которые обеспечивают управление самолетом на земле и в воздухе, специалисты метеослужбы, готовящие прогноз погоды на аэродромах взлета и посадки и на маршруте полета самолета, а также специалисты, поддерживающие непрерывную, надежную связь с экипажем воздушного судна.
Управляют воздушными лайнерами, перевозящими пассажиров, авиационные специалисты (летчики, штурманы, бортинженеры, радисты), которые способны привести самолет в любой пункт назначения в сложных метеоусловиях, в любое время года, днем и ночью.

Каждый самолет оборудован специальными средствами, обеспечивающими безопасность пассажиров в полете и в случае возникновения опасной ситуации.
Для обеспечения личной безопасности пассажиры должны выполнять ряд правил. Рассмотрим наиболее важные из них.
Подготовка пассажиров (туристов) к взлету самолета. Ручная кладь туристов должна быть размещена под сиденьем впереди стоящего кресла. Запрещено размещать ручную кладь у аварийных выходов и в проходах.
Полка над головой пассажира предназначена для верхней одежды и личных вещей.
Заняв свое место в салоне, необходимо убедиться, что откидной столик перед пассажиром закрыт, а спинка кресла должна быть приведена в вертикальное положение. Далее следует открыть шторки на иллюминаторах, пристегнуть и туго затянуть ремни безопасности.
Пассажирам необходимо внимательно прослушать информацию стюардессы о правилах поведения, средствах безопасности на борту самолета и об аварийно-спасательном оборудовании: аварийных выходах, их расположении и обозначении.
Специалисты рекомендуют запомнить правила использования кислородной маски (на борту самолета для каждого пассажира предусмотрена кислородная маска). Стюардесса объяснит, как пользоваться кислородной маской в случае разгерметизации самолета в воздухе. Она покажет, как пользоваться спасательным жилетом в случае аварийной посадки самолета на воду. Пассажиру необходимо запомнить также, где находится спасательный жилет (в панели над креслом или под сиденьем кресла, на котором он сидит, - в зависимости от типа самолета).
В самолете. В случае разгерметизации салона самолета в воздухе необходимо немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремни безопасности и приготовиться к экстренному снижению. Для активации маску перед надеванием необходимо резко потянуть.

При аварии на взлете необходимо принять безопасную фиксированную позу:

1) согнуть и плотно сцепить руки под коленями;
2) голову наклонить к коленям как можно ниже;
3) ноги упереть в пол, предварительно вытянув их;
4) в момент удара сгруппироваться и напрячь тело;
5) не следует покидать своего места до полной остановки самолета.

При пожаре в самолете. Современные самолеты оборудованы надежными средствами пожаротушения. В случае возгорания экипаж согласно инструкции примет все меры, чтобы потушить огонь и посадить самолет на ближайший аэродром.

В случае пожара пассажирам необходимо выполнять команды экипажа. После приземления самолета нужно как можно быстрее покинуть его, защитить себя от жара и дыма одеждой, к выходу следует пробираться пригнувшись, дышать только закрыв рот и нос материей (платком, рукавом). Ручную кладь специалисты рекомендуют с собой не брать.

При аварийной посадке самолета. В случае принятия экипажем самолета решения о вынужденной посадке пассажиров предупреждают об этом своевременно. При аварийной посадке необходимо выполнять указания командира и экипажа самолета.

Если у пассажиров есть возможность, то следует надеть верхнюю одежду, которая защитит от травм. Специалисты советуют пассажирам сгруппироваться и напрячь тело и постараться удержаться на месте во время резкого торможения самолета после его приземления. Не следует вставать с кресла до полной остановки самолета и соответствующей команды экипажа. После остановки самолета следует покинуть его, используя аварийный выход и отойти от него на безопасное расстояние (не менее 100 м). при аварийной посадке самолета на воду необходимо надеть спасательный жилет и надуть его непосредственно перед тем, как покинуть самолет.

Опыт показывает, что самым опасным фактором в аварийной обстановке является паника. В большинстве случаев паника возникает, когда туристы(пассажиры) не готовы к аварийной ситуации и не умеют мобилизовать себя на спокойные, обоснованные действия в сложившейся обстановке. Поэтому, оказавшись в самолете, следует подумать, что предстоит делать в различных опасных ситуациях. Это позволит человеку, если действительно наступит аварийная ситуация, более спокойно и уверенно действовать в целях спасения своей жизни и других пострадавших.

Ваш загородный отдых - это наша работа!

  • 1.2.2. Виды, направления, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизни человека
  • 1.3.Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека
  • 1.3.1. Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека в Российской Федерации
  • 1.3.2. Культура безопасности жизни человека
  • 2.1. Национальная безопасность России
  • 2.1.1. Концепция национальной безопасности России
  • 2.1.2. Роль и место России в мировом сообществе
  • 2.1.3. Система национальных интересов России
  • 2.1.4. Основы мобилизационной подготовки и
  • 2.1.5. Государственный материальный резерв
  • 2.1.6. Воинский учет и бронирование медицинских работников
  • Раздел I данного Федерального закона полностью посвящен вопросам воинского учета. Само же Положение о воинском учете утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. № 1541.
  • 2.2. Современные войны и средства поражения
  • 2.2.1. Современные войны и вооруженные конфликты
  • 2.2.2. Определение и классификация войн и
  • 2.2.3. Средства вооруженной борьбы и их поражающие факторы
  • 3. Безопасность общества и личности
  • 3.1. Основы организации системы безопасности
  • 3.1.1. Безопасность общества и личности
  • 3.1.2. Опасности и их воздействие на организм человека
  • 3.1.3. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
  • 3.1.4. Мероприятия по обеспечению личной безопасности
  • Как действовать при нахождении на митинге (в толпе):
  • Аварии на автомобильном транспорте.
  • Аварии на железнодорожном транспорте.
  • Правила безопасности на водном транспорте.
  • Меры безопасности при купании.
  • 3.1.9. Безопасность жизни детей
  • Что делать, если вы оставляете ребенка дома одного?
  • 4. Защита человека от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
  • 4.1. Организация защиты населения в мирное и военное
  • 4.1.1. Основные принципы и нормативно-правовая база
  • 2. Закон рф « о гражданской обороне» №28 - фз от 12.02.1998г.
  • Постановление Правительства рф «о подготовке населения в области защиты от чс природного и техногенного характера» 04.09.2003г. №547 .
  • 4.1.2. Система защиты населени от поражающих
  • 4.1.3. Методы, применяемые для защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
  • Подготовка населения в области защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
  • Организация оповещения населения.
  • Эвакуация населения.
  • 4.1.4. Средства контроля и определения поражающих
  • 4.1.5. Основы организации аварийно-спасательных и других
  • 4.1.6. Гражданская оборона населения в Российской Федерации
  • 4.1.7. Федеральная медицинская служба гражданской обороны
  • 4.1.8. Гражданская оборона объектов здравоохранения
  • 4.1.8. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
  • 4.2. Средства защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
  • 4.2.2. Защитные сооружения
  • 4.2.4.Медицинские средства индивидуальной защиты
  • 4.2.6. Приемы самозащиты (самообороны)
  • 4.2.7. Специальная и санитарная обработка поражённых в чс
  • 5.1.1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинского
  • 5.1.2. Система охраны труда и техника безопасности в медицинских организациях
  • 5.1.3. Основные способы и средства обеспечения безопасности медицинского персонала
  • 5.1.4. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала
  • 2.Требования безопасности по предупреждению воздействия химических факторов.
  • 3.Требования безопасности труда при работе с биологическими объектами.
  • 4.Требования по обеспечению пожарной и взрывобезопасности.
  • 5.Особенности обеспечения психологической безопасности медперсонала.
  • 5.1.5. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций
  • 5.2.3. Формы проявления угроз безопасности пациентов
  • 5.2.5. Лечебно-охранительный режим работы медицинских организаций
  • 5.2.6. Особенности лечебно-охранительного режима в специализированных отделениях больницы
  • 5.2.7. Санитарная обработка пациентов
  • Алгоритм эвакуации – а, Тс, Тн, нт.
  • Обеспечение готовности к эвакуации в обычном режиме работы:
  • Правила безопасности на водном транспорте.

    В любых случаях, если вы путешествуете водным транспортом, вам необходимо помнить правила безопасности и инструкции, которые регламентируют правила поведения во время путешествия по воде .

    Итак, вы путешествуете по воде. На каждом правильном судне присутствует инструкция , в которой описан план действий, пути эвакуации , места размещения спасательных жилетов и спасательных шлюпок на борту. Если вы таких инструкций не обнаружили, или выяснить наличие спасательных жилетов затруднительно, то лучше пассажиром этого судна не быть.

    Помните, что вступая на борт судна, вы оказываетесь на территории обособленной транспортной единицы и поступаете в распоряжение капитана судна . А это значит, что вы должны безоговорочно подчиняться его указаниям или указаниям его помощника, и соблюдать дисциплинарные обязанности, которые прописаны на судне. Ваше путешествие зависит от того, как капитан организует плавание.

    После того, как вы расположились в каюте, внимательно ознакомьтесь с инструкциями, посвященными безопасности судна и его пассажиров. Проверьте наличие спасательного жилета и его пригодность. Спасательные жилеты размещают в ящиках под спальными местами, в шкафах или на полках в каюте. Прочтите информацию о спасательном жилетенормах и требованиях к этому изделию заранее, а ни когда случится авария.

    Если на борту судна возникла чрезвычайная ситуация , четко выполняйте указания капитана, его помощников и экипажа судна, избегайте паники. Воспользуйтесь спасательным жилетом. При необходимости эвакуации первыми покидают борт дети, женщины, больные или раненные люди.

    Каждое судно укомплектовано спасательными кругами. Спасательный круг – это средство оказания помощи утопающему. Он изготовлен из твердых, прочных материалов, которые не тонут, и чаще всего имеет форму бублика. На круге закреплён специальный трос, называемый леером. Если вы увидели человека за бортом, немедленно сообщите об этом капитану судна (громкий выкрик “человек за бортом!” передается от человека к человеку) и бросьте спасательный круг на воду.

    Меры безопасности при купании.

    Вода ошибок не прощает. Правила поведения при купании надо выполнять очень точно. Учиться плавать обязательно нужно под руководством инструктора или родителей.

    Надо запомнить следующие правила:

      купаться лучше утром и вечером, когда солнце греет, но нет опасности перегрева. Температура воды должна быть не ниже 17-19º, в более холодной находиться опасно. Плавать в воде можно не более 20 мин., причем это время должно увеличиваться постепенно, с 3-5 мин. Нельзя доводить себя до озноба. При переохлаждении могут возникнуть судороги, произойти остановка дыхания, потеря сознания. Лучше купаться несколько раз по 15-20 мин., а в перерывах поиграть в подвижные игры;

      не входите, не прыгайте в воду после длительного пребывания на солнце. Периферические сосуды сильно расширены для большей теплоотдачи. При охлаждении в воде наступает резкое рефлекторное сокращение мышц, что может повлечь за собой остановку дыхания;

      не входите в воду в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь блокирует сосудосуживающий и сосудорасширяющий центр в головном мозге;

      если нет поблизости оборудованного пляжа, надо выбрать безопасное для купания место с твердым песчаным незасоренным дном, с постепенным уклоном. В воду входите осторожно. Никогда не прыгайте в местах, не оборудованных специально. Даже если накануне это место было безопасным для прыжков, то за ночь течением могло принести корягу или что-нибудь сбросили в воду;

      не заплывайте далеко, т.к. можно не рассчитать своих сил. Почувствовав усталость, не надо теряться и стремиться, как можно быстрее доплыть до берега. Нужно «отдыхать» на воде. Для этого обязательно научитесь плавать на спине. Перевернувшись на спину и поддерживая себя на поверхности легкими движениями рук и ног, вы сможете отдохнуть;

      если Вас захватило течением, не пытайтесь с ним бороться. Надо плыть вниз по течению, постепенно, под небольшим углом, приближаясь к берегу;

      не теряйтесь, даже если вы попали в водоворот. Необходимо набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону, всплыть;

      в водоемах с большим количеством водорослей надо стараться плыть у поверхности воды, не задевая растения, не делая резких движений. Если все же руки или ноги спутываются стеблями, необходимо сделать остановку и освободиться от них. Такие места можно проплывать «торпедой», когда работают только ноги, руки вытянуты вдоль тела, голова поднимается над водой только для короткого вдоха;

      не плавайте на надувных матрацах, автомобильных колесах и надувных игрушках. Ветром или течением их может унести в открытое море. Из них может выйти воздух, и они потеряют плавучесть.

    Купание с маской, трубкой и ластами требует особой осторожности :

      нельзя плавать с трубкой при сильном волнении моря. Плавать можно только вдоль берега и обязательно под постоянным наблюдением, чтобы вовремя могли прийти на помощь;

      не допускайте грубых шалостей в воде: подплывать под купающихся, хватать их за ноги, «топить», подавать ложные сигналы о помощи и т.п.;

      не оставляйте у воды малышей. Они могут оступиться и упасть, захлебнуться водой или попасть в яму;

      не заплывайте за ограничительные знаки;

      не подплывайте к близко проходящим судам, лодкам, катерам.

    Всех правил, которые нужно соблюдать у водоема, не предусмотреть. Осторожность – вот единственный залог безопасности на воде.

    В устpойствах для подъема и спуска.

    К таким устройствам относятся лифты, фуникулёры, подвесные канатные дороги и тому подобное.

    Чтобы избежать травм и гибели людей необходимо соблюдать следующие правила не только самим, но и останавливать своих попутчиков от необдуманных действий:

      по возможности не пользуйтесь лифтом, фуникулёpом и дpугими техническими неисправными сpедствами, аваpия котоpых может плохо для Вас кончиться;

      если pядом с лифтом есть лестница, а pядом с фуникулеpом - тpопинка, то лучше воспользоваться последними. Такое действие полезнее для Вашего общефизического развития, а значит для здоровья. Если нет противопоказаний. В лифте на Вас могут напасть. Пpавда, на темной лестнице - тоже. Делайте выбоp по обстоятельствам.

      Будьте остоpожны, заходя в лифт, можно втоpопях ступить в пустую шахту со всеми вытекающими негативными последствиями.

    "

    Идею этого поста подсказала френд-лента: сегодня во многих блогах сделали перепост записи "Drowning Does Not Look Like Drowning / Утопание не выглядит таковым" . Статья, надо сказать, очень полезная. Не самая приятная тема, но эти сведения надо знать.
    Внесем свою лепту - добавим правила безопасности на водном транспорте. ОБЖ в школе изучали мы все, но все ли помнят эти правила?
    Очень надеемся, что вам они не понадобятся никогда.

    Личная безопасность на водном транспорте

    1. Современные корабли оборудованы средствами спутниковой навигации и радиосвязи. За всеми кораблями, находящимися в плавании, осуществляется контроль и поддерживается постоянная радиосвязь.
    2. Все пассажирские суда на случай аварии имеют спасательные средства: надувные плоты, шлюпки, спасательные жилеты и костюмы. Для всех пассажиров и членов экипажа имеются места на спасательном средстве (в шлюпке и на плоту).
    3. Кроме того, существуют международные сигналы бедствия на море, которые подают терпящие бедствие корабли, чтобы привлечь к себе внимание и получить помощь. Получив такой сигнал, капитан любого судна, оказавшегося поблизости, обязан принять все меры для оказания помощи тем, кто оказался в опасности.
    Правила безопасности
    1. Каждый пассажир должен знать, где ему следует находиться и что делать в случае эвакуации и в какой конкретно шлюпке определено его место. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, который необходимо выполнять.
    2. При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике.
    3. Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом, для чего необходимо изучить инструкцию по его использованию.
    4. Особенно важно запомнить путь, по которому придется выбираться на шлюпочную палубу.
    5. Пассажирам следует воздержаться от прогулок по открытой палубе, если она влажная или когда море штормит.
    6. Важно также знать расположение судового медпункта.
    Действия туриста при кораблекрушении
    1. Одно из важнейших правил, которое необходимо помнить человеку при кораблекрушении — это не паниковать и быстро выполнять все указания капитана и экипажа судна.
    2. Следует взять с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет, не снимая одежды и обуви надеть спасательный жилет.
    3. Необходимо быстро, но без спешки подняться на верхнюю палубу и по команде экипажа, когда подойдет очередь, садиться в спасательное средство (в шлюпку, на плот).
    4. В случае, если сесть в шлюпку (на плот) не представляется возможным, необходимо прыгать в воду с полусогнутыми ногами вниз (спасательный жилет уже надет), закрыв одной рукой нос и рот, а другой обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет.
    5. Оказавшись в воде, необходимо как можно быстрее, отплыть от борта корабля.
    6. При необходимости следует принять участие в совместных действиях по спасению и оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
    7. Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, следует подплыть к ней и с помощью спасателей подняться на нее. Если в шлюпке нет мест, нужно попросить о помощи, чтобы бросили трос (фал, канат), необходимо обвязаться тросом под мышками и плыть за шлюпкой.
    8. Находясь в шлюпке (на плоту) при сильном солнечном облучении, необходимо защитить голову и открытые участки тела во избежание солнечного удара и ожога.
    9. При аварийном плавании (на вспомогательном судне) следует рационально использовать запас воды и провизии и верить в спасение.

    Две трети земной поверхности занято водой. Вода – это великое благо. Ни одно живое существо не может жить без воды. Но опас­ности на воде для человека многочисленны и серьезны.

    Водный транспорт подразделяется на речной и морской.

    Как правило, современные корабли – достаточно надежные сред­ства передвижения. Тем не менее, время от времени и на водном транспорте происходят аварийные ситуации. Корабли могут столкнуться друг с другом, с айсбергом, сесть на рифы и др. Чаще всего это случается в условиях тумана, штормовой погоды, ночной тьмы, которые затрудняют ориентирование в пространстве и становятся причиной крушения кораблей.

    И хотя сегодня современные корабли снабжены приборами спут­никовой навигации, радиосвязью и самой современной техникой, полностью избежать ЧС не удается.

    Самым надежным помощником в море остаются прочные зна­ния и неукоснительное выполнение каждым членом экипажа своих обязанностей.

    Системы и средства безопасности на судне: радиосвязь (сигнал SOS), спасательные круги, спасательные жилеты и костю­мы, шлюпки и надувные плоты.

    Установлен определенный порядок пользования спасательными средствами, который доводят до сведения пассажиров.

    Действиями по спасению руководит капитан, и выполнять надо только те команды, которые поступают с капитанского мостика по корабельной радиотрансляции.

    Найдя свою каюту, необходимо сориентироваться в ее место­расположении на корабле. Надо пройти (лучше не один раз) путь от каюты до верхней палубы, чтобы ознакомиться с местом нахождения спасательных шлюпок и плотиков. Чтобы (в случае необходимости), посадка в шлюпки происходила организованно, они строго распре­делены между всеми пассажирами. В каюте имеется инструкция, в которой указано, где находится именно ваша шлюпка, ее-то и надо найти на верхней палубе. Инструкция прикреплена снаружи дверцы шкафчика, находящегося в каюте, в котором хранятся индивидуаль­ные спасательные пробковые жилеты. Там же имеется инструкция, как правильно надеть жилет. Спасательные жилеты снабжены лам­почками со специальными батарейками, работающими в морской воде, их свет хорошо заметен в ночное время. Кроме того, к жилету прилагаются свисток для подачи звуковых сигналов, а, иногда специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зеленый цвет, хорошо видимый с воздуха, и сигнальное зеркало (гелиограф). Став пассажиром судна, изучите внимательно инструкцию по примене­нию спасательного жилета.

    Места в шлюпках в первую очередь предоставляются женщи­нам, детям, больным и старикам. С собой разрешается брать: до­кументы, спички или зажигалку, нож, лекарства, деньги, одеяло. Все другие вещи, и предметы брать запрещено.


    Спасательными плотиками пассажиры пользуются только в са­мых крайних случаях, если по какой-то причине не хватает места в шлюпках. Вообще же рассчитано, что мест в шлюпках, располо­женных только на одном из двух бортов корабля, должно хватить всем пассажирам. Сделано это на тот случай, если шлюпки второго борта окажутся недоступны.

    Спасательные плотики представляют собой надувные лодки с крышей. Каждый плотик рассчитан на 6-10 человек. Правила поль­зования ими знают все члены команды корабля, у которых можно заблаговременно получить соответствующую инструкцию.

    Плотик спускается в воду по наклонной плоскости после на­жатия на специальный рычаг гидростата. Во время спуска плотик автоматически надувается. Когда плот окажется в воде, надо пере­резать нить, связывающий плотик с кораблем, выбросить плавучий якорь, который предназначен препятствовать потоплению плотика, далеко в море от места катастрофы. Если в плотик набралась вода, надо ее откачать и проверить, нет ли протечек.

    В открытом море необходимо соблюдать следующие основные требования: надо неукоснительно выполнять все указания и распоряжения членов команды корабля. Все спасательные плавсредства должны держаться вместе и не удаляться от места гибели корабля, если нет надежды самостоятельно добраться до берега. Близость берега можно определить по появлению на воде веток с листьями и морских птиц.

    В первый день нахождения в море не рекомендуется пить. Ис­ключение делается для больных и раненых. В последующие дни пить надо понемногу несколько раз в день (всего не более 0,5-0,6 л). Морскую воду нельзя пить ни при каких обстоятельствах: жажду она не утоляет, а заболевания вызывает. Есть можно только аварийный запас еды. Если нет достаточного запаса питьевой воды, не следует употреблять в пищу морских рыб или птиц.

    Действия при падении человека за борт:

    - громко крикнуть «Человек за бортом!»;

    - немедленно бросить пострадавшему спасательное средство;

    - обозначить место падения, бросив плавающие предметы;

    - сообщить о происшествии капитану судна;

    - четко выполнять все команды, вести наблюдение, стараясь не потерять пострадавшего из виду.

    Находясь в воде для сохранения тепла необходимо сгруппироваться, поджать колени к животу, скрестить ноги, прижать локти к бокам, а кисти рук к груди.

    Водный транспорт, который наши дети могут использовать как в летний период, так и в другие времена года, разнообразен. Путешествия по воде доставляют массу удовольствия, море незабываемых впечатлений и ощущений в процессе поездки на выбранном водном транспортном средстве. Водный транспорт - это весельные лодки, гидроциклы, катера, яхты и каяки, каноэ и моторные надувные лодки, речные трамвайчики, морские и речные суда и корабли.

    Значение морского транспорта для России определено положением ее на берегах морей акватории трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. Протяженность морских границ России около 40 тыс. км. Многие морские порты расположены в крупных городах: Санкт-Петербург, Владивосток, Калининград, Мурманск и др.

    Россия располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей, используемых для транспортного судоходства. В Европейской части России функционирует не имеющая аналогов Единая глубоководная система протяженностью 6.5 тыс. км. Общая протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 101.6 тыс. км. Более 100 тыс. транспортных судов перевозят в год порядка 30 млн. пассажиров и более 120 млн. тонн грузов.

    В Москве водный общественный транспорт (речные трамваи) использовался на Москве-реке до 2006 года. Перевозки осуществлялись «Столичной судоходной компанией». Сейчас в нашем городе водный транспорт используется в экскурсионно-рекреационных целях, представляя собой совокупность прогулочных маршрутов по Москве-реке и маршрутов по каналу имени Москвы.

    Прогулочная навигация в Москве и Московской области длится с середины апреля до середины октября, но заказные теплоходы курсируют до первых морозов.

    Для организации отдыха на воде Столичной Судоходной Компанией предлагаются маршруты в центре Москвы (регулярный маршрут «Киевский вокзал – Новоспасский мост», «Киевский вокзал - Устьинский мост - Киевский вокзал», «Воробьевы горы - Гончарная набережная - Воробьевы горы»; «Парк культуры - Краснохолмский мост - Парк культуры», «Причал Третьяковский - Кремль - Причал Третьяковский»). Москвичи и гости столицы во время отдыха могут воспользоваться маршрутами к городским зонам отдыха: исторический комплекс Коломенское – маршрут «Коломенское – Братеево –Марьино», Серебряный бор – маршрут «Троице – Лыково – Строгино, маршрут в зону отдыха «Бухта радости» на Клязьминском водохранилище на теплоходах «Ракета» от Северного Речного Вокзала, маршрут по Химкинскому водохранилищу.

    Понятие обеспечения безопасности и детей, и взрослых на воде включает в себя не только спасение утопающих, обучение плаванию, судовождению, профилактику и предупредительную работу с детьми, взрослыми, но и обеспечение безопасности на береговых линиях и пляжах, организацию участия в развитии водных видов спорта, работы по обустройству береговых линий и пляжей.

    К сожалению, нередки случаи травмирования людей, которые катаются на гидроциклах, моторных лодках, катерах, гребных лодках, байдарках, надувных лодках и катамаранах, парусных судах, хаусботах (плавучие дома и дачи).

    Мы должны знать, что использование катеров и яхт в местах массового купания граждан недопустимо! Кстати, для получения прав вождения катеров, моторок, яхт и гидроциклов есть возрастные ограничения (только с 18 лет) при этом обязательно учитывается состояние здоровья, а также прохождение курса обучения и сдача экзаменов.

    Правилами безопасности для маломерных судов запрещено:

      превышение установленной скорости движения;

      нарушение правил и условий маневрирования;

      подачи звуковых сигналов;

      нанесение повреждений гидротехническим сооружениям, техническим средствам и судоходной и навигационной обстановки;

      заход в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

      заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водоемах;

      приближаться на гидроциклах (водных мотоциклах) на расстояние менее 100 метров к купающемуся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания;

      перевозить на судне детей без сопровождения взрослых;

      сбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать нефтепродукты;

      использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

      нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

      двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка.

    Правила обязывают оказывать помощь терпящим бедствие на воде!

    Пассажирам, находящимся на борту водного транспорта, запрещается:

      начинать самостоятельную высадку или посадку до полной подачи трапа или при отсутствии швартовки двигаться вдоль борта судна на причале;

      подниматься на борт по трапу, который не предназначен для пассажиров;

      выходить и находиться на площадках, не имеющих ограждений;

      самостоятельно заходить в служебные помещения или открывать технические помещения;

      курить в неустановленных местах;

      перевешиваться за борта судна;

      провозить с собой и использовать огнеопасные и взрывчатые вещества.

    Наши дети, путешествуя одни или с родителями, друзьями на водном транспорте, должны знать и понимать, что водный транспорт является источником опасности, и поэтому необходимо знать и соблюдать установленные правила безопасности при нахождении на любом виде водного транспорта.

    Общие требования безопасности рекомендуют не только руководствоваться указаниями капитана судна, но и соблюдать меры личной безопасности, знать требования к одежде и обуви, т.к. это будет способствовать более легкой посадке и высадке на судно и передвижению по судну.

    Основные правила безопасного поведения на водном транспорте:

      внимательно слушать инструктажи по мерам безопасности;

      обратить внимание на то, где находятся спасательные шлюпки и жилеты, изучить инструкцию или поинтересоваться у капитана, членов команды судна, как пользоваться спасательными жилетами;

      знать, как правильно спускаться в шлюпку и садиться в неё;

      не паниковать и бездумно бегать по кораблю и другому водному транспорту (ведь именно во время паники люди оказываются попросту задавленными другими пассажирами);

      знать, что все действия по эвакуации пассажиров водного транспорта будут проводиться под чётким контролем капитана судна или корабля и его команды;

      помнить, что с точки зрения безопасности предпочтительнее каюты, расположенные ближе к выходам на палубу. Найдя свою каюту, необходимо сориентироваться в ее месторасположении на корабле, в каюте имеется инструкция, в которой указано, где находится именно ваша шлюпка, ее надо найти на верхней палубе. Инструкция прикреплена снаружи дверцы шкафчика, находящегося в каюте, в котором хранятся индивидуальные спасательные пробковые жилеты;

      укладываясь спать в каюте, держите наготове фонарь, нож и аварийный запас продуктов;

      изучить инструкцию, как правильно надеть жилет. Спасательные жилеты снабжены лампочками со специальными батарейками, работающими в морской воде, их свет хорошо заметен в ночное время. Кроме того, к жилету прилагаются свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зеленый цвет, хорошо видимый с воздуха, и сигнальное зеркало (гелиограф).

    Правила поведения в случае эвакуации на водном транспорте:

    При объявлении массовой эвакуации необходимо выполнять следующие действия:

      в первую очередь пропустить к шлюпкам детей и женщин;

      всем пассажирам надеть спасательный жилет (в холодное время года следует надеть сначала тёплую одежду и только потом жилет);

      при необходимости взять с собой только самые необходимые вещи (деньги, документы, одеяло, спички, аптечку, еду и воду);

      не толкаясь спускаться в шлюпку.

    При отсутствии или нехватки плавательных средств необходимо перед прыжком в воду подбородок с силой прижать к груди (голову стараться во время прыжка не отклонять назад), сделать глубокий вдох, закрыть правой рукой одновременно нос и рот, а левой рукой держаться за спасательный жилет.

    После того, как погружение в воду прошло успешно, нужно вынырнуть, раскрыв широко глаза и посмотреть по сторонам (это необходимо сделать, чтобы не попасть под винт корабля). Затем нужно отплыть от тонущего корабля как можно дальше. Известно, что тонущее судно во время своего погружения под воду, создаёт своеобразную воронку, в которую и может затянуть близко находящиеся предметы и людей. После того как пассажир отплыл на безопасное расстояние, ему нужно обязательно зацепиться за какой-либо проплывающий рядом предмет (мебель, багаж, доска и т.д). Если крушение корабля произошло в ночное время суток, то следует помнить о том, что плавательные жилеты оснащены специальными лампочками, зеркалом и свистком. При помощи этих вещей можно подавать сигналы о помощи.

    Порядок поведения при нахождении в воде

    Надо помнить, что в случае непредвиденных и опасных ситуаций на судне или за бортом, в целях сохранения жизни:

      находясь далеко от берега, в холодной воде, рекомендуют одежду не сбрасывать во избежание резкого переохлаждения;

      находясь в открытом море, необходимо соблюдать следующие основные требования: надо неукоснительно выполнять все указания и распоряжения членов команды корабля. Все спасательные плавсредства должны держаться вместе и не удаляться от места гибели корабля, при условии, что нет надежды самостоятельно добраться до берега. Близость берега можно определить по появлению на воде веток с листьями и морских птиц.

    В первый день нахождения в море не рекомендуется пить. Исключение делается для больных и раненых. В последующие дни пить надо понемногу несколько раз в день (всего не более 0,5-0,6 л). Морскую воду нельзя пить ни при каких обстоятельствах: жажду она не утоляет, а заболевания вызывает. Есть можно только аварийный запас еды. Если нет достаточного запаса питьевой воды, не следует употреблять в пищу морских рыб или птиц.

    Пассажирам и туристам надо знать, что при температуре воды 4 градуса время выживания в воде составляет 30 минут, при температуре 10 градусов – 2 часа, если плыть, и 4 часа, если оставаться на месте. Правилами по безопасности рекомендуется для увеличения срока выживания при нахождении в воде поджать колени к животу, сложить руки на груди. Если вы оказались в воде с группой людей, необходимо собраться всем вместе, так как в таком состоянии есть возможность поддерживать и согревать друг друга.

    Действия при падении человека за борт:

      громко крикнуть «Человек за бортом!»;

      немедленно бросить пострадавшему спасательное средство;

      обозначить место падения, бросив плавающие предметы;

      сообщить о происшествии капитану судна;

      четко выполнять все команды, вести наблюдение, стараясь не потерять пострадавшего из виду.

    В процессе водного или морского путешествия у кого-то из пассажиров могут возникнуть при укачивании признаки морской болезни (головная боль, холодный пот, тошнота, рвота). В этом случае нужно знать, что необходим приток воздуха, избегать пребывания на солнце, пить очень мало, при отсутствии аппетита употреблять небольшое количество пищи каждый час и при необходимости обратиться за медицинской помощью.

    Знание и умение выполнять основные требования по обеспечению безопасности пассажира или туриста на водном транспорте позволят избежать беды, сохранить жизнь и здоровье нам и нашим детям.

    http://мосеверный.рф - Муниципальный округ Северный

    http://www.msecurity.ru – Служба морской безопасности

    http://azbez.com – Азбука безопасности