Командир спасательной шлюпки. Коллективные спасательные средства. Дежурный по электромеханической боевой части обязан

Управление спасательными шлюпками и плотами

Сбор спасательных плотов с помощью моторных спасательных шлюпок

При плавании на спасательных средствах в открытом море нужно соблюдать два основных принципа: всем спасательным средствам необходимо держаться вместе, будучи соединенными фалинями, и находится у места гибели судна. Это связано с тем, что людей будут искать именно в этом районе с учетом дрейфа плотов под действием ветра и течения. Не следует покидать район гибели судна, если нет реальной и обоснованной надежды достичь берега. Необходимо беречь запасы топлива для шлюпочного двигателя, который может понадобиться для оказания помощи плотам или шлюпкам и для удержания шлюпки носом против волны в случае изменения и ухудшения погоды. В любом случае, даже если судно не успело сообщить в эфир об аварии, его начнут искать, если оно хотя бы один раз не выйдет на связь в установленные сроки.

Когда спасательные шлюпки и плоты будут держаться вместе, тогда:

1. Людей легче психологически настроить на то, что они смогут выжить и их спасут (моральный фактор).

2. Легче производить поисковые и спасательные операции.

3. Увеличивается надежность наблюдения за горизонтом и воздухом.

4. Можно более экономно расходовать пиротехнические средства.

5. Можно перераспределить людей по спасательным средствам.

6. Можно перераспределить провизию и воду между спасательными средствами.

7. Можно, при необходимости, оказать квалифицированную медицинскую помощь (медицинскую помощь будет оказывать судовой медик).

8. Увеличивается надежность радиосвязи (эксплуатировать радиотехнические средства будет радиоспециалист).

Спасательные плоты должны предпринимать меры для того, чтобы самостоятельно приблизиться друг к другу и связаться. Для этого люди на плотах, находящиеся на ветру, должны выбрать плавучий якорь, поднять водобалластные карманы (на плотах ПСН-6М, ПСН-10М) для увеличения скорости дрейфа и используя весла двигаться в сторону ближайшего плота, а люди на плотах, находящихся под ветром, должны делать все для того, чтобы уменьшить скорость дрейфа, - опускают водобалластные карманы, ставят плот на плавучий якорь и используют весла. Приблизившись таким образом друг к другу, используя плавучее спасательное кольцо, подают линь с помощью которого связываются между собой. Линь на плотах можно крепить за металлические кольца на нижних балясинах трапов или за приспособление для крепления буксирного конца. На волнении расстояние между спасательными средствами должно быть 12-15 м во избежание их повреждения друг о друга или опрокидывания. Чем больше высота волн, тем больше должно быть это расстояние.

Моторные спасательные шлюпки должны оценить создавшуюся ситуацию и принимать меры для сбора и связывания спасательных плотов. При этом время и длина пробега шлюпки должны быть минимальными с целью экономии топлива. Шлюпка должна подходить к плоту с подветренной стороны на безопасное расстояние, при этом необходимо учитывать то, что скорость дрейфа плота будет несколько больше скорости дрейфа шлюпки. После этого подают бросательный конец (плавучее спасательное кольцо) на котором подают буксирный конец, приняв все меры предосторожности для того, чтобы не намотать на винт. Отбуксировав плот и обеспечив его крепление к другим спасательным средствам, шлюпка следует за следующим плотом. После того как все плоты будут связаны в одну линию, шлюпка крепится к крайнему из них, который находится на ветру, и становится на плавучий якорь.

Дрейфом или движением образованного соединения шлюпок и плотов руководит капитан аварийного судна или лицо, его заменяющее.

При невозможности совместных действий (воздействие непреодолимых сил) шлюпки и плоты дрейфуют или двигаются самостоятельно.

Подход на шлюпке к необорудованному берегу

Приемы выбрасывания шлюпки на берег. Высадка на берег. Если есть реальная возможность достичь берега или выйти на судоходные пути, это нужно сделать. Человеку легче выжить на берегу, чем в море.

В составе шлюпочного снабжения есть шлюпочный магнитный компас, по которому можно определять направление. Направления можно определять и другими способами (лоцманские методы):

1. В северном полушарии направление на север показывает Полярная звезда.

2. В тропиках обоих полушарий, в южном полушарии линия, проведенная к горизонту через большую ось созвездия Южный крест, показывает направление на юг.

3. Солнце около 13 часов местного времени указывает направление на юг.

4. В высоких северных широтах летом Солнце дважды в сутки указывает направление на юг - около 13 и 01 ч местного времени.

5. Весной и осенью направления восток и запад можно примерно определить по восходу и заходу Солнца.

6. По направлению зыби и волн, если было известно их направление до аварии судна.

7. По направлению ветра в зонах действия пассатов или муссонов.

8. Появление на воде веток с листьями свидетельствует об относительной близости берега.

9. Отдельное неподвижное кучевое облако на горизонте при ясном небе может свидетельствовать о нахождении под ним вулканического острова или лагуны атолла.

10. Некоторые виды чаек, например олуши и фаэтоны, удаляются на рассвете от берега на расстояние до 150 миль и перед заходом Солнца возвращаются к берегу. Наблюдая за их поведением, можно судить о близости берега и направлении к нему.

11. Кучевые облака над горизонтом по направлению в сторону берега обычно окрашены в высоких широтах розовым или голубым цветом, в тропиках зеленоватым.

12. Зарево на горизонте указывает направление на большой город или промысловый район.

13. О близости отдельно расположенного острова свидетельствует мертвая зыбь, волны которой следуют в направлении противоположном постоянно дующим ветрам, или имеют нерегулярный порядок следования (толчея).

14. О подходе к побережью свидетельствует также изменение цвета морской воды от темно-зеленого до темно-голубого и далее к светлым тонам, это указывает на уменьшение глубин и выход на мелководье.

15. При подходе к побережью в штиль и в условиях ограниченной видимости хорошо прослушиваются звуки прибоя и шумы больших городов.

Высаживаться на скалистый обрывистый берег опасно. Необходимо делать все для того, чтобы держаться на безопасном расстоянии от такого берега.

Безопасным для высадки является пологий, лучше всего песчаный берег с узкой прибойной полосой, характеризующей его приглубость.

На спасательной шлюпке всегда можно пройти вдоль побережья и подобрать безопасный участок берега или удобную и безопасную для этих целей бухту.

Даже в том случае, если найден пологий безопасный участок берега, при подходах к нему могут находиться подводные препятствия, которые можно обнаружить по белым пенящимся бурунам (белые барашки).

После того как будет выбрано место для высадки, необходимо подготовить людей и шлюпку. Подготовка включает в себя следующие действия:

1. Командир инструктирует членов экипажа шлюпки о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать во время высадки на берег.

2. Люди в шлюпке размещаются по возможности ниже (с банок пересаживаются на рыбинсы) для увеличения остойчивости шлюпки. Предметы снабжения шлюпки должны быть надежно закреплены. Различные концы, имеющиеся в шлюпке, должны быть убраны в носовую часть шлюпки, подальше от гребного вала. Носовой фалинь необходимо прочно закрепить и приготовить к использованию.

3. Пересаживается 2/3 людей в кормовую часть шлюпки для того, чтобы создать дифферент на корму и таким образом улучшить управляемость шлюпки. При наличии дифферента на корму шлюпку можно будет выбросить дальше на берег.

4. В носовой части шлюпки назначаются люди, которые должны следить за изменением глубин. В обязанности этих же людей входит своевременное обнаружение возможных подводных препятствий во время движения шлюпки к берегу. После того как шлюпка будет выброшена на берег, эти люди обязаны выпрыгнуть из нее и удерживать с помощью носового фалиня.

5. Шлюпку разворачивают носом в сторону берега, перпендикулярно гребням волн. (Шлюпка должна идти вразрез волнам).

6. С кормы шлюпки выбрасывают плавучий якорь и, убедившись, что стропы якоря расправились, втугую вытравливают дректов, предварительно закрепленный к шлюпке. Якорь является тем дополнительным средством, которое не будет позволять шлюпке разворачиваться лагом к волне. Длина дректова должна быть не мене 20 м.

7. Понаблюдав за волнами, по возможности подбирают самую крупную из них и, маневрируя скоростью, стараются удержать шлюпку на склоне этой большой волны, обращенном в сторону моря. Вместе с этой волной шлюпка движется к берегу.

Опасно потерять эту большую волну возле берега. В этом случае шлюпка ударится о грунт, потеряет управляемость и может перевернуться и разбиться.

8. Когда шлюпка будет выброшена на берег, назначенные люди выпрыгивают из нее и с помощью носового фалиня удерживают ее у берега. Они же помогают высадиться остальным морякам. Для высадки из шлюпки можно использовать трап, который входит в оборудование шлюпки, и фалини. При этом необходимо организовать эвакуацию из шлюпки женщин, больных и раненых.

10. Из шлюпки извлекают снабжение и доставляют его в укрытие на берегу.

11. Командир шлюпки назначает вахту по наблюдению за безопасностью спасательной шлюпки и за своевременным обнаружением целей, которые могут оказать помощь. Готовятся средства сигнализации. Для передачи и приема сигналов необходимо использовать таблицу спасательных сигналов.

12. Среди остальных людей распределяются обязанности, связанные с задачами выживаемости и организацией жизни на берегу.

Если во время высадки на берег ветер дует в сторону моря или скорость ветра и высота волн небольшая тогда, во время движения в сторону берега, шлюпку необходимо направлять перпендикулярно береговой полосе. На ровный песчаный берег можно выбрасываться на хорошем ходу.

При управлении шлюпкой во время подхода к берегу необходимо учитывать то, что возле берега волны становятся круче и, в результате уменьшения глубины, они могут деформироваться. Течение может быть направлено вдоль берега. Увеличивается опасность внезапного разворота шлюпки, ее опрокидывания и затопления. Место для высадки необходимо выбирать с максимально возможной осмотрительностью, избегая скал, рифов, участков с широкой прибойной полосой. Высадка на берег через прибойную полосу - операция крайне опасная даже для опытной команды. Такой высадки, по возможности, следует избегать. Необходимо отойти от берега, дождаться перемены ветра и прекращения прибоя.

Высадка на берег на спасательном плоту

На плоту также необходимо высаживаться на безопасный участок берега. При подготовке плота нужно сделать следующее:

1. Проинструктировать людей и разместить их в средней части плота. По возможности люди должны находиться в положении лежа.

2. Подкачать днище плота.

3. Поставить плот на плавучий якорь.

4. Вход плота, который во время дрейфа будет находиться на ветру, необходимо закрыть во избежание заливания плота.

5. На противоположном входе выставляются физически сильные люди с веслами и плавучим якорем.

6. Под действием ветра, работая веслами и при необходимости плавучим якорем, плот двигается в сторону безопасного участка берега.

7. Если во время движения к берегу плот ветром понесет на опасность и все усилия от работы веслами и плавучим якорем к положительному результату не приводят, тогда необходимо уменьшить парусность плота, уложив людей на тент плота, после чего, усиленно работая веслами и плавучим якорем, отвернуть в сторону от опасности.

8. При подходе к берегу удары о дно на прибое для плота не столь опасны, как для шлюпки. Вероятность того, что в результате ударов плот будет поврежден, невелика. Люди в плоту всегда должны быть готовы к этому и удерживаться за внутренние леера, чтобы не получить травмы.

9. После того, как плот будет выброшен на берег, люди выпрыгивают из него, помогая друг другу, и удерживая плот у берега.

10. Плот вместе со снабжением необходимо вытащить на берег и в удобном для этого месте использовать его как палатку.

11. Командир плота назначает вахту и распределяет обязанности, как и после высадки на берег на спасательной шлюпке.

862. Командир спасательной шлюпки назначается из младших офицеров корабельной службы или подготовленных мичманов и подчиняется вахтенному офицеру.

Командир спасательной шлюпки отвечает:

а) за нахождение команды гребцов в установленном месте и наличие у них индивидуальных спасательных средств;

б) за правильное размещение шлюпочного имущества, вооружения и завинчивание штатной пробки в днище шлюпки;

в) за правильное положение румпеля (он должен быть установлен и закреплен к борту, обращенному к кораблю);

г) за правильное крепление шлюпки и готовность ее к спуску.

Ему подчиняются старшина шлюпки и ее гребцы.

863 . Командир спасательной шлюпки обязан:

а) по команде «Человек за бортом» или « Спасательную шлюпку к спуску» первым занять место в шлюпке и руководить посадкой гребцов, выдерживая такую последовательность: два гребца, назначенные на среднюю банку, должны подниматься в шлюпку одновременно по носовой и кормовой шлюпбалкам, за ними - загребные по кормовой шлюпбалке и одновременно с загребными баковые - по носовой шлюпбалке;

б) по возможности до спуска шлюпки уяснить задачу, поставленную вахтенным офицером; если предстоит спасение упавшего за борт человека, руководить действиями гребцов во время спуска шлюпки и при отходе ее от корабля, организовать наблюдение на шлюпке за объектом спасения и сигнальщиком на корабле, указывающим направление на объект спасения;

в) управлять шлюпкой так, чтобы в кратчайший срок подойти к месту назначения; в момент подъема упавшего за борт человека поставить флагшток с Военно-морским флагом.

864. Команда спасательной шлюпки с разрешения вахтенного офицера может отдыхать в полном снаряжении, не покидая назначенного поста, а в непогоду укрываться в ближайшем к спасательной шлюпке помещении.

Вахтенный на шлюпке

865. Вахтенный на шлюпке назначается из матросов. Он отвечает за надежное крепление шлюпки, поддержание в ней чистоты и порядка, сохранность ее имущества и вооружения. Вахтенный на шлюпке подчиняется вахтенному офицеру и командиру вахтенного поста.

При исполнении обязанностей, он занимает место на кормовом сиденье шлюпки, лицом к ее носу. Если под его охраной несколько шлюпок, вахтенный должен находиться на концевой шлюпке. Вахтенному на шлюпке запрещается лежать, читать, курить и оставлять шлюпку, не сменившись или без разрешения.

866. Вахтенный на шлюпке обязан:

а) постоянно наблюдать за креплением шлюпки, не допускать на нее посторонних лиц;

б) следить за сохранностью шлюпки, не допускать, чтобы она билась о борт корабля, причальное сооружение или другие шлюпки;

в) следить за соблюдением командой шлюпки чистоты и порядка (команда должна садиться в шлюпку, сняв обувь, а в холодное время года - почистив ее от пыли и грязи), не разрешать ходить по банкам.

867. Вахтенный на шлюпке по тревогам оставляет свой пост только по приказанию с вахты.

Вахтенный по плавсредствам

868. Вахтенный по плавсредствам назначается из старшин и матросов береговой базы. Он отвечает за безопасность плавсредств и правильное их использование. Подчиняется дежурному по береговой базе и его помощнику. Вахтенному по плавсредствам подчиняется вахта, которую несут на плавсредствах.

С окончанием развода заступающий вахтенный по плавсредствам принимает от сменяющегося: приказания командования, относящиеся к плавсредствам и несению им вахты; катера и шлюпки, стоящие у причального сооружения (они не должны иметь крена и дифферента), средства связи, противопожарное и другое имущество, находящееся на причальном сооружении, проверяет их исправность, состояние и крепление швартовов, трапов (сходней) и кранцев, чистоту и порядок на причальном сооружении.

869. Вахтенный по плавсредствам при несении вахты обязан:

а) находиться неотлучно в районе своего поста;

б) обеспечить внешнюю безопасность плавсредств и сохранность имущества, находящегося на причальном сооружении;

в) следить, чтобы швартовы были обтянуты, а сходни - закреплены:

г) не разрешать курить и разводить огонь в не предназначенных для этого местах, в случае возникновения пожара немедленно докладывать дежурному по береговой базе и принимать меры к тушению;

д) докладывать дежурному по береговой базе об ухудшении погоды, угрожающей безопасности плавсредств, а также о появлении у катеров крена и дифферента;

е) никого не допускать на плавсредства в часы, установленные командиром береговой базы;

ж) запрещать выносить имущество с катеров без разрешения старшин катеров;

з) следить за чистотой и порядком в районе стоянки плавсредств, не разрешать выбрасывать мусор с катеров за борт и на причальное сооружение;

и) докладывать о состоянии плавсредств и вахты прибывшим на пост лицам дежурной службы, которым он подчинен, командованию соединения и береговой базы.

Поскольку спуск спасательных средств, как правило, осуществляется по­сле того, когда все меры борьбы за живучесть судна исчерпаны, и состояние судна оценивается как гибельное, то для людей в шлюпках и плотах, находя­щихся у борта гибнущего судна, существует реальная опасность. Шлюпка мо­жет быть разбита волной о борт судна, камеры плавучести плота повреждены, спасательные средства могут быть втянуты в воронку, образующуюся в месте утопления судна.

Если экстренно отходят от борта судна, продолжая подбирать людей, прыгнувших с борта в воду, то рекомендуется отходить на минимально безо­пасное расстояние, ориентировочно равное длине корпуса судна. Это даст воз­можность подбирать людей из воды без риска для спасательного средства быть тянутым в воронку либо накрытым мачтой легшего на борт судна. Когда все спасающиеся сели в спасательную шлюпку или плот, то отходят от судно на га­рантированно безопасное расстояние в зависимости от ситуации и учета опас­ных факторов (например, взрыв топливных танков, опасного груза и т.п.)

Первоочередным действием командира спасательного средства является отдача команды "Осмотреться в шлюпке (плоту)!", по которой все находящиеся проверяют, нет ли повреждений, надежно ли закрыты сливные отверстия и др.

К первоочередным действиям относится и оказание первой помощи по- страдавшим. В этой страшной ситуации оставления гибнущего судна уже могут быть люди нервнопотрясенные, раненые, с переломами, кровотечениями или ожогами и т.д.

Первоочередным действием командира спасательного средства является отдача команды "Сдать опасные предметы!" и выполнение ее всеми находящи­мися в спасательной шлюпке или плоту. При этом также сдают под контроль командиру (и его помощникам) дополнительно взятые кем-либо вода, пища, сигареты, спички и т.п. Такой порядок действий ведет к повышению шансов на выживание.

Отойдя от борта судна, ставят плавучие якоря. Спасательные средства связывают между собой фалинями длиной более 10 м или оптимальной в зависимости от длины волны. По возможности людей распределяют более равно­мерно по спасательным средствам. Моторные шлюпки оказывают помощь несамоходным спасательным средствам.

Командиры шлюпок, старшины плотов раздают каждому спасающемуся по одной таблетке средства против морской болезни, контролируют наличие подей по возможности с поименной записью, определяют очередность несения круглосуточной вахты наблюдения за поверхностью воды, горизонтом, воз душным пространством, а также очередность дежурства внутри спасательного средства и охраны запасов воды и пищи. Все эти действия также являются пер­воочередными.

В дальнейшем от специалиста по спасательным средствам (командира шлюпки, старшины плота) во многом зависит выполнение более планомерных действий, направленных на организацию обитания, не допущении паники, де­прессии, противостояние основным опасностям (см. п. 4.1.).

3.4. Приемы спуска спасательных шлюпок и плотов при значитель­ном волнении и на ходу судна

Спуск спасательной шлюпки в тихую погоду без хода судна не представ­ляет сложности. Спуск при наличии волнения или хода (например, для удержа­ния судна в определенном направлении относительно волнения), - ответствен­ная операция, которую можно отнести к особым случаям морской практики. Менее опасно спускать шлюпку с подветренного борта, чем с наветренного. Обычно с подветренного борта готовят шлюпку и для спуска по судовой трево­ге "Человек за бортом". При необходимости спуска с наветренного борта обес­печивают быструю отдачу фалиней и отталкивают сначала нос, затем борт шлюпки, пользуясь не только отпорным крюком, но и веслами. Без промедле­ния весла вставляют н уключины и начинают грести в первую очередь на том борту, который обращен к судну.

При стремительной качке и высоком расположении шлюпбалок шлюпка может быть разбита о борт судна до того, как коснется килем воды. Бели по­зволяют обстоятельства нужно завести прижимные концы с борта и под киль судна, которые будут удерживать шлюпку от раскачивания. Шлюпку приспус­кают до уровня ботдека или другой палубы, с которой удобно производить по­садку. На пассажирских судах, как привило, предусмотрены устройства, позво­ляющие производить, посадку в шлюпку, стоящую на кильблоках.

При плавной бортовой качке, когда ее полупериод больше времени, не­обходимого для спуска шлюпки, можно спустить ее безопасно и без заводки подкильных концов Для этого полностью подготовленную к спуску шлюпку с севшими в нее людьми удерживают у борта судна дополнительными концами (типа прижимных швартовных) до того момента, когда судно начнет крениться в ее сторону, а затем быстро спускают на воду.

При спуске ца волнении выбирают момент, когда гребень волны пройдет под килем приспущенной шлюпки, и быстро травят тали, пытаясь спустить ее на подошву волны. В момент подъема шлюпки на волне быстро выкладывают кормовые и носовые тали одновременно. Промедление в выкладывании или за­держка одних талей может привести к аварии шлюпки. В это время на борту судна нужно дать полную слабину ходовому лопарю шлюпочных талей. Уга­дать спуск на подошву волны, особенно крутой, зачастую очень трудно. Ско­рость бега волны довольно высока, например, при длине волны λ = 100 м ско­рость распространения волн С = 1,25 = 12.5 м/с. Поэтому быстрота и одно­временность действий при выкладке талей являются определяющими для обес­печения безопасности. Если спуск должен производиться на ходу судна, реко­мендуется посадить в шлюпку всех людей и только после этого спускать ее на воду.

При любых обстоятельствах, на переднем ходу судна, сначала отдают кормовой фалинь, если он имеется, а затем дают ход и отдают носовой фалинь, который должен быть заведен как можно дальше к носу судна. При наличии у судна в момент спуска шлюпки заднего хода поступают также, как описано иыше, но при этом обязательно необходим кормовой фалинь и вместо руля ис­пользуется рулевое весло с носа шлюпки. Первым н этом случае отдают носо­вой фалинь, затем кормовой и дают ход. При отдаче фалиней их отбрасывают от шлюпки, чтобы не намотать на винт.

Командиру шлюпки следует помнить о том, что резкая и большая пере­кладка руля при отходе от борта судна может опрокинуть шлюпку в результате косого рывка фалиня. Даже небольшая скорость судна (около 3-4 узлов) соз­дает шлюпке хорошую управляемость. Поэтому руль перекладывают на малый угол от положения "прямо", и когда шлюпка отойдет от борта судна на рас­стояние 5 - 10 м, командир шлюпки дает сигнал на судно: "Отдать носовой фалинь!". Все гребцы, кроме одного бакового, приступают к гребле на веслах или работе на качалках ручного привода. Баковый укладывает фалинь и шлюпка получает свободу маневрирования. В аварийных ситуациях отдают фалинь со шлюпки, выдергивая клевант, или перерубают фалинь топором (ножом).

В закрытых спасательных шлюпках для доступа к спускоподъемным га­кам имеются закрываемые люки, через которые вручную отдаются гаки из ушек блоков шлюпталей. В таких шлюпках могут быть оборудованы тяги для обеспечения выкладки гаков изнутри шлюпки. Командир шлюпки поворотом рычага выполняет эту операцию.

В современных мотоботах на их днище устанавливаются гидростатиче­ские устройства, обеспечивающие одномоментную выкладку гаков (захватов) в момент нахождения шлюпки на подошве волны. Командиры спасательных средств должны научить каждого моряка уметь пользоваться устройством от­дачи спуско-подъемных гаков при приводнении.

Приводнение закрытой спасательной шлюпки и спускаемого спасатель­ного плота можно осуществить при волнении методом падения с высоты менее двух метров над водой. Устройство отдачи гаков приводится в действие вруч­ную и спасательное средство падает на воду. Такое устройство в соответствии с фебованиями Кодекса ЛСА должно предусматривать не менее двух действий и фиксированное состояние этого привода в положениях "закрыто" или "откры­то" должно быть четко обозначено.

Глава 3. Использование шлюпок в особых случаях

3.1. Спасение человека, упавшего за борт

На случай падения человека за борт на корабле при выходе в море готовится специально выделенная шлюпка (см. раздел 6.2).

На спасательную шлюпку назначается полный состав гребцов во главе с офицером. Командир спасательной шлюпки подчиняется вахтенному офицеру. Заступая на вахту, он обязан:

– принять шлюпку, убедившись в ее исправности, укомплектованности и готовности к спуску, а при обнаружении недостатков немедленно доложить вахтенному офицеру и принять меры для их устранения;

– приказать гребцам надеть спасательные жилеты и проверить их исправность;

– назначить место, где должны находиться гребцы;

– распределить гребцов по банкам и проверить знание ими своих обязанностей (особенно при посадке в шлюпку).

В течение дневной вахты с разрешения вахтенного офицера командир спасательной шлюпки производит проверочную посадку команды в шлюпку.

Командир спасательной шлюпки отвечает:

– за нахождение команды в назначенном месте;

– за пребывание гребцов в спасательных жилетах (в течение вахты);

– за правильное крепление шлюпки;

– за правильное крепление походного конца;

– за правильное положение румпеля и шлюпочного чехла;

– за закрытие отверстия для спуска воды;

– за наличие и исправность шлюпочного имущества и вооружения;

– за правильный разнос шлюпочных талей.

Для спуска спасательной шлюпки с главного командного пункта подается команда «Человек за бортом» или «Спасательная шлюпка к спуску», по которой командир и гребцы бегом направляются к шлюпке. Первым свое место занимает командир. За командиром по обеим шлюпбалкам поднимаются гребцы средней банки, за ними по кормовой шлюпбалке – загребные, по носовой – баковые. Вместо шлюпбалок может использоваться специальная сетка (сетчатый трап). По сетке сначала поднимаются гребцы внешнего борта, затем внутреннего.

Спуск шлюпки выполняет команда матросов под руководством дежурного или главного боцмана.

Во время спуска командир шлюпки руководит действиями гребцов, проверяет крепление походного конца, положение румпеля и пробки в сливном отверстии. Гребцы очищают и вставляют уключины. Баковый и загребной внутреннего борта отдают цепные стопора шлюпочных талей, следят за талями, не давая им перекручиваться, и со спуском шлюпки выкладывают тали. Загребной внешнего борта наблюдает за спасаемым человеком и после спуска шлюпки показывает направление на него командиру шлюпки.

Как правило, спуск шлюпки выполняется на инерции переднего хода корабля. Поэтому, когда шлюпка коснется поверхности воды, матросы обтягивают походный конец. Это ослабляет натяжение талей и позволяет гребцам выложить гаки талей из рымов шлюпки.

Сначала выкладываются кормовые тали, а затем носовые. После того как тали будут выложены, шлюпка под действием руля на походном конце отойдет от борта.

Командир шлюпки подает команды «Отдать конец», «Весла разобрать» и т. д. Гребцы разбирают весла и начинают грести. Румпель отвязывается. Командир шлюпки, руководствуясь докладом загребного, целеуказаниями сигнальщика корабля и собственными наблюдениями, кратчайшим путем и максимально возможным ходом ведет шлюпку к спасаемому.

Для указания направления движения шлюпки сигнальщик с корабля дает семафорными флажками (ночью – светосигнальным фонарем направленного действия) следующие сигналы:

– обе руки с флажками вытянуты вверх (ночью – длинные белые проблески) – «Курс шлюпки правилен»;

правая рука с флажком вытянута горизонтально вправо (ночью – длинные зеленые проблески) – «Шлюпке держать правее»;

левая рука с флажком вытянута горизонтально влево (ночью – длинные красные проблески) – «Шлюпке держать левее».

В мирное время для поиска и указания места нахождения человека разрешается использовать корабельный прожектор (не наводя луча на шлюпку). При обнаружении человека в его направлении дают несколько вспышек прожектора, после чего держат луч в направлении спасаемого. Шлюпка идет к спасаемому без кормового флага. Подходить следует с наветренной стороны, соблюдая осторожность. При подходе подается команда «Весла по борту» или «Баковые шабаш». Баковые поднимают спасаемого на борт (при необходимости ему оказывается помощь), а командир шлюпки ставит кормовой флаг, и шлюпка возвращается на корабль.

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

Глава 5 СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА Лучшие обманы – те, при которых вы как бы предоставляете другому человеку выбор: у ваших жертв возникает иллюзия свободы выбора, а на самом деле они лишь марионетки. Роберт

Из книги Чернобыль. Как это было автора Дятлов Анатолий Степанович

Глава 14. Использование атомной энергии И всё-таки не обойтись без высказывания мнения о приемлемости или неприемлемости использования атомных электростанций. Как-то на заданный вопрос о моем отношении к будущему АЭС в связи с Чернобыльской катастрофой и моей личной

Из книги Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель пр. 705(705К) автора Автор неизвестен

Из книги Взлёт 2006 10 автора Автор неизвестен

« Союз ТМА-9» доставил на борт МКС новый экипаж и первую космическую туристку В сентябре к Международной космической станции стартовал очередной российский корабль «Союз». На его борту в космос впервые в истории космонавтики отправилась турист-женщина – американка

Из книги Новые космические технологии автора

Глава 22 Использование фактора «время» в движителях Продолжим рассмотрение новых методов создания движущей силы, которые относятся к инерциальным движителям. Существует ряд работоспособных, экспериментально проверенных конструкций движителей, в который принцип

Из книги Новые источники энергии автора Фролов Александр Владимирович

Глава 10 Использование постоянных магнитов в генераторах энергии Начнем эту обширную тему с истории развития электромагнитного генератора Джона Серла (John Roy Robert Searl). Джон в возрасте 14 лет поступил учеником электромонтера на завод в английском городе Бирмингеме. Работая с

Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок 1.1. Назначение Шлюпками называются мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения нужд корабля. С их помощью решается широкий круг задач:– подрыв плавающих мин;– своз десанта;– доставка

Из книги Богословское-На-Могильцах автора Белицкий Яков Миронович

1.2. Типы гребных и гребно-парусных шлюпок Морские корабельные шлюпки классифицируются:– по роду движения – на гребные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные;– по материалу корпуса – на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и композитные (набор и

Из книги автора

1.5. Особенности устройства шлюпок из шпона, пластмассы или легкого сплава Корпус яла может быть изготовлен из шпона, пластмассы или легкого сплава. Корпус из шпона настолько прочен, что для двух- и четырехвесельных ялов нет необходимости устанавливать шпангоуты, а для

Из книги автора

2.19. Буксировка шлюпок Шлюпки могут буксироваться с полным составом гребцов или с командой из трех человек (не менее) – старшины и двух гребцов. Если нужно буксировать несколько шлюпок, впереди ставят более тяжелые. При большом количестве шлюпок их буксируют в

Из книги автора

3.6. Высадка десанта со шлюпок На шлюпках, выделенных для высадки корабельного десанта, снимают рангоут и паруса. Якорь с якорным канатом укладывают в корме шлюпки, якорный канат ввязывают в скобу якоря. К веслам привязывают штерты длиной около 1 м, а их огоны надеваются на

Из книги автора

Глава 6. Обслуживание шлюпок 6.1. Корабельные устройства для крепления, спуска и подъема шлюпок Шлюпки располагают на верхней палубе или надстройках (рострах) с учетом удобства спуска их на воду. На штатных местах шлюпки устанавливают на кильблок и и крепят по-походному

Из книги автора

6.3. Спуск и подъем шлюпок Независимо от конструкции подъемных устройств в морской практике выработаны правила, обеспечивающие безопасность спуска шлюпок на воду и подъема их на корабль.Перед спуском шлюпки на воду нужно снять с нее чехол и походные крепления, разнести

Из книги автора

Глава 9. Справочные данные 9.1. Основные технические данные шлюпок Примечание. При ветре более 5 баллов пассажировместимость снижают сообразно

Из книги автора

9.2. Ведомость снабжения шлюпок

Из книги автора

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой речь идет о судьбе человека, имевшего много завистников; эти люди злорадствовали и смеялись над ним, а потом посчитали сумасшедшим и перестали принимать у себя Он видит - в лентах и звездах, Вином и злобой упоенны, Идут убийцы потаенны, На лицах

Для управления спасательными, дежурными шлюпками, плотами и спусковыми устройствами на судне должно находиться достаточное число членов экипажа. Командиром каждой предназначенной к использованию шлюпки назначается помощник капитана или дипломированное лицо. На спасательные шлюпки должны также назначаться заместители командира. Командир и заместитель командира спасательного средства должны иметь список команды шлюпки или плота и следить, чтобы все подчиненные лица знали свои обязанности. На каждую спасательную и дежурную шлюпку должно быть расписано лицо (как правило, из машинной команды), способное эксплуатировать двигатель и выполнять его незначительные проверки.

Каждая спасательная шлюпка и плот должны устанавливаться на судне в состоянии готовности к использованию с тем, чтобы два члена экипажа могли подготовить их к спуску в течение не более5 минут. Дежурные же шлюпки должны всегда быть в постоянной готовности к спуску в течение не более 5 минут.

Спускать шлюпку на воду даже в самых неблагоприятных условиях следует быстро. Для этого экипаж должен быть подготовлен к умелым и согласованным действиям.

При подготовке шлюпки к спуску и вываливании ее за борт необходимо:

Открыть входные люки, застопорить крышки в фиксированном положении, плотно завернуть пробки в сливные отверстия;

Разнести фалини к носу и корме судна;

Опробовать на холостом ходу двигатель, проверить его сцепление с гребным винтом;

Убедиться в исправности шлюпочной лебедки, ручного тормоза, подтягивающего устройства;

Убрать съемное или леерное ограждение в месте расположения шлюпки, проверить надежность крепления посадочного штормтрапа на палубе, убрать посторонние предметы;

Отдать откидные части поворотных кильблоков (при их наличии) и шлюпочные найтовы, если не предусмотрена их автоматическая отдача;

Расстопорить стрелы шлюпбалок, для чего отдать глаголь-гаки, развернуть крюк, освободить стопоры шлюпбалок, вращением маховика стопоров и разворотом их на осях вывести гаки стопоров из зацепления с упорами на серьги;

Дать ход шлюпбалкам ручным тормозом лебедки и, когда шлюпка опустится до уровня шлюпочной палубы (если посадка людей происходит с нее, а не с места установки шлюпки), завести подтягивающее устройство, прижать шлюпку к борту судна и закрепить ходовые концы лопарей талей;

Выбрать с палубы судна втугую фалини и закрепить их;

Погрузить в шлюпку все необходимое, проверить по списку и посадить в нее людей, соблюдая установленную очередность (во время учебных тревог рекомендуется посадка членов экипажа по посадочному штормтрапу и спасательным шкентелям при положении шлюпки на воде).

Когда заканчивается посадка людей в шлюпку, лопари талрепов подтягивающего устройства одновременно травят до тех пор, пока подвески шлюпбалок не займут вертикальное положение. После этого со шлюпок отдают глаголь-гаки, которыми юферсы подтягивающего устройства крепят к подвескам. При этом нужно помнить, что отдавать глаголь-гаки до того, как подвески займут вертикальное положение нельзя, так как это приведет к резкому рывку шлюпки от борта судна.

Перед спуском на воду необходимо доложить о готовности к спуску шлюпки капитану или старшему на судне.