3 основные правовые системы современности. Правовые системы современности. III. Религиозная правовая семья

1. Основные правовые системы современности

В настоящее время выделяют две основных правовых системы:

1. Континентальная правовая система (иначе ее называют Романо-германская);

2. Общая система права (иначе - англосаксонская);

3. традиционная.

4. религиозная

5. славянская

Отдельно можно добавить мусульманскую систему права.

Рассмотрим Романо-германскую систему права . Она существует во Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Исландии, Италии, Португалии, Норвегии, Люксембурге, Монако, Швеции, Швейцарии, Финляндии. Ее можно называть ныне системой (или семьей) континентального права: она охватывает все страны европейского континента за исключением Англии и Ирландии.

Англосаксонская система также распространила свое влияние далеко за пределы Великобритании, в частности, на Соединенные Штаты Америки, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Нигерию, Южно-Африканскую Республику.

Многие древние правовые системы, такие как египетская, вавилонская и греческая, совершенно исчезли из обращения. Другие, например индуистская, японская, китайская, и такие транснациональные системы, как каноническая и иудаистская, во шли в некоторой мере в современные правовые системы.

Романо-германская правовая система восходит к римскому праву, которое вследствие захватнической политики Римской империи, а также торговой деятельности римских граждан было распространено за пределы этого государства.

Англосаксонская система является продуктом развития права в англоязычных странах. Она основывается на результатах правового развития в Англии и США. Поэтому данную систему называют еще системой англо-американского права.

Основное различие между системами права состоит в используемых ими источниках права. Например, романо-германская система исходит из наивысшего авторитета закона. Все остальные нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему. Высшим видом закона почитается Основной закон страны, или ее Конституция. Законы, регулирующие общественные отношения, охватываемые определенной отраслью права, могут объединяться законодательными органами в единый свод, который базируется на общих принципах. Такой свод законов называется кодексом. Система романо-германского права ориентирована на кодексы, в которых получают закрепление основные права как физических, так и юридических лиц. Когда перед судом предстают тяжущиеся или суду предстоит расследовать уголовное дело, то, наряду с установлением истины по конкретному делу, юристы находят применимую к данному случаю норму права.

Система англосаксонского права, наоборот, придает исключительно важное значение судебному прецеденту в качестве источника права: суды решают дела, руководствуясь не законами (статутами, биллями и т. п.), а предшествующим решением высшем суда страны (или штата) по аналогичному делу

Значительную роль во вторичных источниках права в англосаксонской системе играет интерпретация статутов. В большинстве англоязычных стран подобными полномочиями обладают только суды (в противовес возможностям различного вида толкований в романо-германской системе).

В некоторых государствах как с англосаксонской, так и с романо-германской системами суды имеют право на провозглашение отдельных законов противоречащих конституции страны, а потому утратившие свою законную силу.

В странах с романо-германской системой права (помимо Германии и Австрии) определять конституционность или антиконституционность законов могут Верховные суды.

Следует сделать акцент и на различии в органах, применяющих право в государствах с одной и другой системами. В странах с романо-германской правовой системой суды разделяются по инстанциям либо по отраслям материального права; дела, связанные с правонарушениями, являются основным предметом деятельности конкретного суда (например, административных судов в Финляндии и Франции). В странах с англосаксонской системой права издавна установилось подразделение на суды "общего права" и "суды справедливости", что не исключает, правда, разделения судов по инстанциям.

Правовая система (правовая семья) – это совокупностьвзаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Элементы правовой системы:

Система права – внутреннее строение права, деление его на отрасли, на частное и публичное;

Система законодательства – комплекс нормативно-правовых актов высшей юридической силы, отражающих систему права;

Правовые институты и учреждения;

Правовые понятия, принципы, символика;

Правовая политика, идеология, культура;

Юридическая практика.

Основные правовые системы (семьи):

1. Романо-германская правовая система (Россия, ФРГ, Франция, Япония, Латинская Америка): - исторически сложилась в результате рецепции (заимствования и приспособления) римского права; основным источником является нормативно правовой акт; система права четко делится на отрасли, выделяется частное и публичное право.

2. Англо-американская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия): -исторически сложилась в Англии в результате формирования общего права, дополненная правом справедливости и толкованием статутов; основной источник – норма, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах; отрасли права почти не выражены, нет деления на частное и публичное право, хотя приоритет остается за частным правом. «Зачем такое публичное право, в котором нет частного интереса?» - вопрошают англосаксонские юристы

3. Мусульманское право (Иран, Ирак, Пакистан): исторически сложилась на основе мусульманской религии – ислама; основными источниками являются религиозные тексты – Коран, Сунна, иджма, кияс; в системе права выделяются уголовное, семейное и судебное право (шариат), деление на публичное и частное право отсутствует, хотя в праве преобладают коллективные (публичные) начала.

4. Обычное право стран Африки: сложилось в результате санкционирования правовых обычаев, которые являются основным источником права; характеризуется дуализмом (двойственностью): обычное право действует параллельно с заимствованным правом бывших колонизаторов, имеет тенденцию к слиянию, отрасли не выделяются. Не имеет четко выраженной внутренней структуры, выражает коллективные интересы.

В современную эпоху глобализации общественных отношений все большее значение приобретает система международного права, которая устраняет и сглаживает различия между национальными правовыми системами различных государств и правовых систем.


1. Теория государства и права: предмет, методология и место в системе юридических наук. . . . . .3

2. Общие предпосылки и закономерности возникновения государства и права. . . . . . . . . . . . . . . . .4

3. Общая характеристика теорий о происхождении государства и права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

4. Понятие, признаки и сущность государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

5. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

6. Форма государства: понятие и общая характеристика элементов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

7. Форма правления: понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

8. Форма государственного устройства: понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

9. Понятие и виды государственно-правовых и политических режимов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

10. Функции государства: понятие, виды и формы реализации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

11. Механизм государства: понятие и элементы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

12. Понятие, признаки и классификация органов государственной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

13. Государственный аппарат на примере Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

14. Роль и значение государства в политической системе общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

15. Правовое государство и гражданское общество: понятие и принципы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

16. Основные теории правопонимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

17. Право: понятие, признаки, сущность и функции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

18. Принципы права: понятие, виды, общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

19. Источник и форма права: понятие, виды и соотношение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

20. Правосознание: понятие, структура и функции. Деформация правосознания. . . . . . . . . . . . . . . 20

21. Правовая культура: понятие, структура и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

22. Правотворчество: понятие, принципы и виды. Акты правотворчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

23. Законодательный процесс в федеративном государстве: понятие и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

24. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

25. Действие нормативно-правовых актов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

26. Юридическая техника: понятие, виды, основные правила, приемы и средства. . . . . . . . . . . . . .26

27. Норма права: понятие, признаки и классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

28. Структура нормы права. Норма права и нормативно-правовой акт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

29. Право в системе социальных норм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

30. Система права: соотношение с системой законодательства и правовой системой. . . . . . . . . . . .29

31. Публичное и частное, материальное и процессуальное право: понятие и соотношение. . . . . . . 30

32. Предмет и метод правового регулирования. Общая характеристика отраслей права. . . . . . . . . 31

33. Понятие и виды систематизации законодательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

34. Правоотношение: понятие, предпосылки возникновения, классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

35. Структура правоотношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

36. Правосубъектность: понятие и элементы, особенности возникновения и прекращения. . . . . . .34

37. Правовой статус: понятие, структура и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34

38. Юридические факты: понятие и классификация. Фактический состав. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

39. Реализация права: понятие и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

40. Правоприменение: понятие и стадии правоприменительного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

41. Пробелы в праве и способы их преодоления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

42. Акты применения норм права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

43. Толкование правовых норм: понятие, виды и способы. Акты толкования. . . . . . . . . . . . . . . . . . .38

44. Правомерное поведение: понятие, признаки и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

45. Понятие и виды правонарушений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

46. Состав правонарушений: понятие и значение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

47. Юридическая ответственность: понятие, цели, принципы и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

48. Законность и правопорядок: понятие, принципы, соотношение, гарантии. . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

49. Понятие и элементы механизма правового регулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

50. Основные правовые системы современности, их общая характеристика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43


Похожая информация.


Курсовая работа

по теории государства и права на тему:

<< Основные правовые системы современности>>

Москва 2001

П Л А Н Р А Б О Т Ы

1. Введение.

2. Понятие правовой системы.

3. Романо-германская правовая система.

4. Англо-саксонская правовая система.

5. Мусульманская правовая система.

6. Социалистическая правовая система.

7. Российская правовая система.

8. Заключение.

ВВЕДЕНИЕ.

В современном мире каждая государственная общность имеет свое право. Право имеют также и негосударственные общности: каноничес­кое право, индусское право, и т.д. Существует международное право, призванное регулировать вовсемирном или региональном масштабе меж­государственные и внешне торговые отношения.

Право разных стран сформулировано на разных языках, использу­ет различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями.

В современном мире существует множество правовых систем. Пра­вовая система-понятие более широкое и объемное, чем просто понятие "право".

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласо­ванных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общест­венные отношения, а также элементов, характеризующих,уровень пра­вового развития той или иной страны. Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

Собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

Правовая идеология-активная сторона правосознания

Судебная(юридическая) практика.

Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о "национальной правовой системе", например, Ве­ликобритании, Германии, и т.д.

Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более пос­тоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка пра­вовых систем в "семьи".

Категория "правовая семья" служит для обозначения группы пра­вовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство явля­ется результатом их конкретно-исторического и логического разви­тия.

Заслуживает подход западных компративистов, отрицающих типо­логию правовых систем единственно по признаку их классовой сущнос­ти. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, рассовых, географических, религиозных и заканчивая юри­дической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.

Одна из самых популярных - классификация правовых семей, дан­ная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идео­логии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.

Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название "религиозные и традиционные системы".

Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и Г.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частном праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий "право­вого стиля".

"Стиль права" по мнению авторов, складывается из пяти факто­ров: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юриди­ческого мышления, специфические правовые институты, природа источ­ников права и способы их толкования, идеологические факторы.

На основе этого различаются следующие "правовые круги": ро­манский, германский, скандинавский, англо - американский, социа­листический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р.Давида.

При этом, во всех случаях, не учитывается марксистко - ле­нинская типология права, в основе которой лежит критерий общест­венно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). А.Х.Саидов пола­гает, что только единство глобальной марксистко - ленинской типо­логии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возмож­ность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права, восемь правовых семей: ро­мано - германскую, скандинавскую, латино-американскую, правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью. Они расс­матриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспек­те, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы соцстран Европы, правовые сис­темы соцстран Азии, и правовая система республики Куба.

Таким образом, существует несколько точек на классификацию правовых систем настоящего и недалекого прошлого.

Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи.

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.

Романо-германская правовая семья или система континентального права (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с 12 века на базе кодефикации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современно­го мира.

Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности фео­дальной государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского "общего права"), а была исключительно продуктом куль­туры, независимым от политики. Это в какой-то мере верно по отно­шению к первой, доктринальной стадии рецепции. О следующей стадии, когда римское право (а точнее право, основанное на римском) восп­ринималось законодателем, этого сказать нельзя. Формирование рома­но-германской правовой семьи было подчинено общим, закономерным связям права с экономикой и политикой, и не может быть понято вне учета сложного процесса развития капиталистических отношений в недрах феодального общества, прежде всего отношений собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принужде­нию. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, кото­рые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и прежде всего справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.

Рецепция римского права привела к тому, что еще в период фео­дализма правовые системы европейских стран, их правовая доктрина, юридическая техника приобрели определенное сходство.

Начиная с 19 века основным источником (формой) права, где господствует эта семья является закон. Буржуазные революции корен­ным образом изменили классовую природу права, отменили феодальные правовые институты, превратили закон в основной источник права.

"Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету, в значительной степени придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а за­частую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но пробелы эти практически не значительны."

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные консти­туции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разг­раничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят диф­ференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической доктрине, главным образом, в законодательной практике различают три разновидности обычного за­кона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, напри­мер, акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства.

Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других.

В романо-германской семье достаточно широко используются не­которые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и в не закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последнее понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Сам зако­нодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы (например, ст.2 швейцарского гражданского кодекса устанавливает, что осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми пра­вами, или социальной и экономической целью права)


Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового сознания, правовой культуры. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в обществе (норм, учреждений, отношений, правосознания и др.). В каждом государстве существует своя правовая система (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить общие черты, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.
Англосаксонская правовая семья (семья общего права). Общее право действовало на территории всей Англии в виде судебных прецедентов. Именно судебный прецедент был и остается главной формой выражения и закрепления права. Прецеденты создаются только высшими судебными инстанциями. Другим важным источником права является закон (статут). Обычай признается в качестве источника права, но его роль непрерывно уменьшается. Особое место среди источников права занимает юридическая доктрина. Кодифицированные отрасли права отсутствуют, нет классического деления на право частное и право публичное. Норма права носит казуистический (индивидуальный) характер.
Романо-германская правовая семья. Романо-германское право возникло в XII-XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основным источником права является закон, который может быть конституционным и обычным. Важное место среди обычных законов занимают кодексы. Кроме законов принимается множество подзаконных актов. Признаются и другие источники права. Норма права носит обобщенный, абстрактный характер. Право делится на частное и публичное. Нормы права привязаны к конкретным отраслям и институтам права.
Мусульманская правовая система. Эта система возникла как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. Под нормой права понимается правило, основанное не на логических выводах, а на религиозных догмах. Первым по значимости источником признается Коран. Второй источник – сунна, сборник преданий о жизни Мухаммеда. Третий источник – иджма, общее решение авторитетных исламских правоведов. Четвертый источник – кийяс, обычное решение по аналогии. Закон относится к числу вторичных источников права.
Система права. Система права – это внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Системно-структурный подход позволяет выделить следующие структурные элементы системы права: норма права, институт права, отрасль права.
Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное в официальных источниках, направленное на регулирование общественного отношения путем определения прав и обязанностей его участников. Это первичный структурный элемент права.
Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида, например, институт права собственности, институт залога, институт президентства и др.
Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Критерием деления права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования – это общественные отношения, регулируемые данной отраслью права. Метод правового регулирования – это совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей (бывает императивным и диспозитивным).
Система российского права включает следующие отрасли: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, финансовое право, земельное право, семейное право, трудовое право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право, уголовно-исполнительное право, экологическое право и др.
Международное право не входит ни в одну национальную систему права. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, конвенциях, соглашениях, декларациях и др. Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Источники (формы) права. Источник (форма) права – это форма выражения государственной воли, это то, в чем существует норма права.
Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.
Юридический прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел.
Нормативный договор (договор с нормативным содержанием), содержащий норму права, заключается добровольно на паритетных началах, отражая общность интересов заключающих его сторон (международные договоры, коллективные договоры).
Нормативный правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства в установленном порядке и содержащий правовые нормы. Среди нормативных правовых актов различают законы и подзаконные акты. Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на урегулирование наиболее важных общественных отношений.
В качестве источников права также могут выступать принципы права, юридическая доктрина, религиозные книги.
Источники российского права. В Российской Федерации в качестве источников права признаются: нормативный правовой акт (основной источник права), нормативный договор, правовой обычай, принципы права.
В самом общем виде иерархическую систему (по юридической силе) нормативных правовых актов в Российской Федерации можно представить следующим образом.
Законы:
Конституция РФ;
федеральные конституционные законы;
федеральные законы (в том числе кодексы);
законы субъектов РФ.
Подзаконные акты:
нормативные правовые акты Президента РФ;
нормативные правовые акты Правительства РФ;
нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
локальные нормативные акты.
Правовые отношения. Правоотношения – это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу субъективных прав и юридических обязанностей.
Формально-юридическими предпосылками правоотношений являются: а) норма права; б) правосубъектность; в) юридический факт.
Норма права вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немыслимо.
Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношения. Она складывается из правоспособности и дееспособности. Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность - это предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности. Разновидностью дееспособности является деликтоспособность – это предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Они могут быть событиями и деяниями.
Правоотношение включает в себя три элемента: субъект, объект и содержание. Субъектами права являются индивиды или организации, обладающие правосубъектностью. Объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Содержание правоотношения – это субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения. Юридическая обязанность – это предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения.
Вопросы для самоконтроля
  1. Охарактеризуйте основные правовые системы современности.
  2. Из каких элементов состоит система права?
3. Какие источники права признаются в качестве таковых в Российской Федерации?
4. Охарактеризуйте предпосылки возникновения правоотношения.
5. Назовите элементы правоотношения.

План

2. Романо-германская и англосаксонские правовые системы.

Литература

1. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. – М., 1993.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. – М., 1998.

3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

4. Марченко М.Н. Объект и предмет сравнительного права // ВМУ. Серия 11. Право. – 1999. - №1.

5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

6. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

7. Правовые системы мира / Отв. ред. А.Ф. Черданцев. – Екатеринбург, 1995.

8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. – М., 1993.

9. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. – М., 1996.

10. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // ГиП. – 1996. - № 8.

11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

12. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

1. Понятие и структура правовой системы. Национальные правовые системы и семьи правовых систем.

Вместе многочисленными определениями понятия права в научном правоведении, используется понятие «правовая система».

Правовая система – это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и государственной правовой идеологии отдельного государства.

Право (законодательство) и правовая система соотносятся как часть и целое. Если под правом (законодательством) понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правой системой – явления, отражающее собой всю правовую организацию общества, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовые воздействия на поведение людей.

В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений. Во – первых, это юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона ); во – вторых, совокупность правовых учреждений (организационная сторона ); в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.

Правовая система каждого государства отражает его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою правовую систему, которую называют национальной правовой системой . Каждая национальная правовая система имеет как специфические способности, так и общие черты с правовыми системами других государств.

Национальные правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, которые некоторые авторы называют правовыми семьями.

Правовая семья – это категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности систем, которые обусловлены сходством их конкретно – исторического развития.

Классификация правовых систем на типы (правовые семьи) осуществляется по разным основаниям.

Французский правовед Р. Давид в зависимости от идеологии и юридической техники выделяет романо-германскую, англо-саксонскую, социалистическую, религиозные и традиционные правовые системы или правовые семьи.

Немецкий ученый К. Цвайгерт в зависимости от особенностей происхождения, и эволюции правовых систем, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии выделяет романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую правовые семьи, каждую из которых он называет правовым кругом, а также право ислама и индусское право.

Российский правовед А. Х. Саидов в зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права, структуры правовой системы выделяет романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную правовые семьи, а также правовую семью общего права и семью обычного права.

2.1 Англо-саксонская правовая семья.

К англо-саксонской правовой семье относят национальные правовые системы Англии, США, Канады, Австрии, Новой Зеландии и ряда других англо-язычных стран.

Среди признаков этой системы можно выделить следующие:

1) исторически она сложилась в Англии в результате формирования общего права, дополнения его правом справедливости и толкованием статутов;

2) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

3) юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

4) ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов;

5) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

6) главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

7) отсутствуют кодифицированные отрасли права;

8) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

9) статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

10) юридическая доктрина, чаще всего использовавшаяся в прошлом, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

2.2 Романо – германская правовая семья

К романо-германской правовой семье относят правовые системы Австрии, Германии, Италии, Испании, Португалии, Франции, Швейцарии и др. стран. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правой семьи можно выделить славянские правовые системы (Болгарии, Югославии и др.). Современная правовая система России, при всех её особенностях, тоже относится к романо-германской правой семье.

Среди признаков романо-германской правой семьи можно выделить следующие.

1) она исторически сложилась в результате рецепции римского права;

2) для нее характерна единая иерархическая система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

3) главная роль в формировании права в этом случае отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

4) в странах этой семьи имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

5) высокий уровень нормативных обобщений в это семье достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

6) весомое положение в этой семье занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

7) для этой семьи характерно деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

8) правовой обычай и юридический прецедент в этой семье выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

9) на первом месте в ней находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

10) особое значение в ней имеет юридическая доктрина, разрабатывавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения, данной правовой семьи.

3. Мусульманская правовая система.

Мусульманская правовая система является самой распространенной религиозной правовой системой. К странам мусульманской правовой системы относятся Афганистан. Ирак, Иран, Пакистан, Судан, Турция и др.

История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда (570-632 гг.) который в своих проповедях от имени Аллаха сообщал верующим мусульманам основные правила поведения.

Первым основным источником мусульманского права признается Коран - священная книга мусульман, представляющая собой записанные в виде стихов речи и проповеди Мухаммеда, относящиеся к периоду с 610 по 631 гг. Они разбиты на 114 сур (глав) и более 4 тысяч коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим замыслом. Вопросом правовых взаимоотношений мусульман посвящена только незначительная часть Корана, но он был и остается самым авторитетным источником мусульманского права.

Тесно связан с Кораном второй источник мусульманского права – Сунна – сборник хадисов, т.е. преданий о жизни Мухаммеда.

Третий источник – иджма - общее решение авторитетных мусульманских правоведов об обязанностях правоверных.

Четвертый источник – кияс – представляет собой обычное решение по аналогии. Объектом анализа в киясе выступает не решение законодателя, а религиозная идея.

К числу вторичных источников мусульманского права относят закон .

Закон начинает использоваться со второй половины XIX в. Нередко в нем могут содержаться нормы, идущие вразрез с первоисточниками, например нормы, ограничивающие брачный возраст совершеннолетием, допускающие ссудно-кредитные сделки и др.

В прошлом источником мусульманского права была и религиозно-правовая доктрина.

Наряду с писанным правом – шариатом («путь следования») в мусульманских странах действует и обычное право – адаты . Как правило, к нему прибегает в тех случаях, когда отношения оказываются нерегламетированы шариатом.

Мусульманское право не подразделяется на публичное и частное, как романо- германское, или на общее право и право справедливости, как англосаксонское. В его структуре выделяются правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками – суннитскими и несуннитскими. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм. Например, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; сийар – международное право и др.

Под нормой права исламские правоведы понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Нормы мусульманского права не являются управомочивающими или закрепляющими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что обусловлено их религиозной природой.

Со второй половиной XIX в. многие мусульманские страны начинают активно заимствовать европейское право. В результате, в Турции, например, оно практически вытеснило мусульманские правовые нормы, а в Алжире, Египте, Сирии и др. странах стало господствующим в большинстве сфер жизни общества. В то же время сохраняются и страны мусульманского фундаментализма. Это Иран, Пакистан, ИАР, Ливия, Судан.