Жалоба в военный комиссариат образец. Что делать, если признали годным на призывной комиссии и как обжаловать решение о призыве? Как это делать

Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. Это конституционное право нашло своё отражение в п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предполагающем возможность обжалования решения призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд. Обращение в призывную комиссию субъекта РФ с жалобой на решение нижестоящей призывной комиссии не препятствует оспариванию того же решения в суде.

Административный порядок обжалования.

Обжалование решений призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию - призывную комиссию субъекта РФ - производится в порядке, предусмотренном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Законом определены достаточно мягкие требования к оформлению жалобы. В жалобе должны быть указаны:

  • наименование органа, в который гражданин направляет письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя. В случае несообщения фамилии гражданина ответ на жалобу не даётся;
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. В случае несообщения адреса ответ на жалобу не даётся;
  • суть жалобы;
  • личная подпись и дата.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе обращению документы и материалы либо их копии.
Рассмотрение жалобы производится бесплатно, жалоба государственной пошлиной не оплачивается.
Срок обращения гражданина с жалобой в административном порядке законом не установлен. Это означает, что по прошествии сколь угодно долгого времени со дня вынесения обжалуемого решения или совершения обжалуемого действия гражданин вправе обжаловать это решение (действие).
В трёхдневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ жалоба должна быть зарегистрирована. Общий срок рассмотрения любой жалобы, согласно ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» - тридцать дней. Однако п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает специальный сокращённый срок рассмотрения жалобы на решение призывной комиссии. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ. Если для ответа на поставленные в жалобе вопросы требуется проведение контрольного медицинского освидетельствования, гражданин вызывается на него в порядке, освещённом выше (раздел, посвящённый призывной комиссии субъекта РФ).
Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подачей жалобы на решение призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вынесения решения по жалобе призывной комиссией субъекта РФ.
Практика работы с призывниками показывает, что многие молодые люди, обжаловавшие решение призывной комиссии в административном порядке и вызванные в призывную комиссию субъекта РФ для рассмотрения жалобы, опасаются быть отправленными к месту прохождения военной службы непосредственно после вынесения решения по жалобе. С точки зрения законодательства, эти страхи беспочвенны. Гражданин, жалоба которого не удовлетворена, не ограничивается в праве на свободу передвижения. Он может выйти за пределы помещения призывной комиссии субъекта РФ и обратиться в суд, обжаловав то же решение призывной комиссии, равно как и решение призывной комиссии субъекта РФ, в судебном порядке. Попытки привести в исполнение решение призывной комиссии непосредственно после рассмотрения жалобы против воли призывника незаконны. Дабы обеспечить соблюдение закона, рекомендуем призывникам обжаловать решение призывной комиссии одновременно и в вышестоящую призывную комиссию, и в суд. Обжалование решения призывной комиссии в суде также приостанавливает выполнение оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Судебный порядок обжалования.

Порядок оспаривания актов управления в суде определён Кодексом административного судопроизводства (непосредственное регулирование осуществляется нормами главы 22) и разъяснён Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Таким образом, законодательство позволяет оспорить в суде:

  • решения, принимаемые в отношении призывника на первом этапе призыва - медицинском освидетельствовании: а) заключение врача-специалиста; б) заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • решения, принимаемые в отношении призывника на втором этапе призыва - заседании призывной комиссии: решения призывной комиссии;
  • решение о присвоении первого воинского звания рядового и действия, направленные на реализацию решения призывной комиссии (третий этап призыва);
  • иные связанные с призывом действия и решения органов (должностных лиц).

С момента подачи заявления в суд об оспаривании решения призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Напротив, подачей заявления в суд об оспаривании любого другого административного акта, принятого в рамках призыва (например, заключения врача), выполнение этого акта, равно как и проведение иных этапов призыва, приостановлено не будет. В таком случае для того, чтобы сделать невозможным вынесение решения призывной комиссией, необходимо в предельно сжатые сроки (например, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству) добиться от судьи вынесения определения об обеспечении заявления путём запрещения призывной комиссии принимать в отношении призывника какие-либо решения.

Практика показывает, что, несмотря на установленный КАС РФ десятидневный срок рассмотрения заявления об оспаривании решения органа государственной власти, с момента подачи заявления об оспаривании решения призывной комиссии до дня вступления в законную силу решения суда, как правило, проходит достаточно много времени. Ранее, до 25 ноября 2006 года, это обстоятельство часто позволяло по окончании призыва требовать от призывной комиссии отменить оспариваемое решение: согласно п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 года № 587, по завершении призыва призывная комиссия отменяет нереализованные решения о призыве на военную службу. При этом не имело значения, по каким причинам решение о призыве не реализовано: по причине уклонения призывника от отправки к месту прохождения военной службы или же по причине приостановления исполнения решения о призыве оспариванием этого решения в суде. Однако с 25 ноября 2006 года действует новое Положение о призыве на военную службу граждан РФ. П. 21 этого Положения обязывает призывную комиссию отменять только два типа решений: отменённые призывной комиссией субъекта РФ и отменённые судом. Нелогичность отмены отменённых решений очевидна. Но проблема заключалась не в этом. Призывная комиссия была лишена полномочий по отмене нереализованных решений о призыве. Сомнения (не с правовой точки зрения, а с точки зрения целесообразности) вызывала и появившаяся у органов, осуществляющих призыв, возможность приводить в исполнение в новую призывную кампанию решения, принятые в рамках предыдущей призывной кампании, без проведения повторного медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии. Проблема была разрешена принятием Инструкции от 2 октября 2007 года, обязавшей призывную комиссию субъекта РФ отменять нереализованные решения призывной комиссии по завершении призыва.

Как было сказано выше, подачей в суд заявления об оспаривании решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. Документами, удостоверяющими факт обращения в суд, являются копия заявления с отметкой суда о принятии (если заявление подавалось через канцелярию суда или на приёме у судьи) или опись вложения в ценное письмо (если заявление подавалось по почте). Предъявление этих документов должностным лицам военного комиссариата является достаточным для того, чтобы не являться по повестке для отправки к месту прохождения военной службы. Неприостановление выполнения решения, а также вытекающие отсюда действия должностных лиц военного комиссариата (например, объявление гражданина в розыск) можно оспорить в суде.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены его права, созданы препятствия к осуществлению прав, незаконно возложена какая-либо обязанность или гражданин незаконно привлечён к ответственности. Это относится и к оспариванию решений и действий (бездействий) призывных комиссий и врачей-специалистов.
Законом установлен трёхмесячный срок обращения в суд 45 . Срок исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. В частности, срок оспаривания решения о призыве начинает исчисляться со дня оглашения этого решения призывнику на заседании призывной комиссии (если решение не было оглашено, что иногда случается, - со дня предоставления призывнику копии решения о призыве или повестки, из текста которой следует, что решение о призыве вынесено). Пропуск трёхмесячного срока не является основанием для отказа в принятии заявления, однако отсутствие уважительных причин пропуска может стать основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Днём подачи заявления является день его регистрации в канцелярии суда или день сдачи его в организацию почтовой связи.
Заявление подаётся в суд общей юрисдикции по месту жительства гражданина или по месту нахождения ответчика.

В заявлении должны быть указаны:

  • Наименование суда, в который подаётся заявление;
  • Наименование истца 46 (фамилия, имя, отчество), его место жительства, а если заявление подаётся представителем - его наименование и адрес;
  • Наименование ответчика, его место нахождения. Если оспаривается решение о призыве призывника, то ответчиком является орган, вынесший решение - призывная комиссия. Её адрес теоретически должен указываться в нормативном акте, определяющем структуру и состав призывной комиссии конкретного субъекта РФ. Если в указанном акте адрес не указывается, то адрес призывной комиссии соответствует адресу органа местного самоуправления, в пределах которого комиссия осуществляет деятельность, либо адресу, по которому фактически проводятся заседания призывной комиссии. Ответчиком по заявлению об оспаривании заключения врача-специалиста или врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является соответствующий врач (как должностное лицо, т.е. тот врач, который занимает указанную должность в настоящий момент, независимо от того, что оспариваемое заключение могло быть вынесено его предшественником). Его адрес должен соответствовать адресу осуществления военно-врачебной экспертизы;
  • В чём заключается нарушение либо угроза нарушения прав истца. Нарушение, если мы говорим об оспаривании решения о призыве, заключается в непредоставлении гражданину освобождения или отсрочки от призыва на военную службу при наличии у гражданина права на освобождение (отсрочку), либо в незаконном (по причине несоблюдения процедуры принятия решения) наложении на гражданина обязанности проходить военную службу;
  • Требования истца. Типовыми для заявлений об оспаривании решений о призыве являются требования о признании незаконным и отмене оспариваемого решения. Дополнительно можно потребовать обязать ответчика совершить какие-либо действия, вынести какие-либо решения (например, решение об освобождении гражданина от призыва и зачислении в запас). Согласно КАС РФ, суд не связан требованиями заявителя. Признав заявление обоснованным, он принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Так, если призывник просит признать незаконным и отменить решение о призыве в связи с наличием оснований для предоставления освобождения или отсрочки от призыва на военную службу, то он должен указать в тексте заявления на эти обстоятельства (заболевание, обучение, семейное положение и пр.), а также на документы, подтверждающие эти обстоятельства. Копии документов должны быть приобщены к заявлению. К заявлению должен быть также приобщён комплект документов для ответчика и третьего лица (столько дополнительных комплектов, сколько ответчиков и третьих лиц), если у них копии этих документов отсутствуют. Если копии документов есть у ответчика, истец должен указать это в заявлении. Если документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, у истца нет, то он вправе обратиться к суду с ходатайством об истребовании доказательств в порядке ст. 59 КАС РФ. В ходатайстве истец должен указать, где находятся документы (если документы приобщены к личному делу призывника, то целесообразно ходатайствовать об истребовании всего личного дела, находящегося в военном комиссариате, наименование и адрес которого надо указать в ходатайстве) и по каким причинам он не смог самостоятельно получить эти документы. Ходатайство об истребовании доказательств прилагается к заявлению об оспаривании или включается в его текст;
  • Перечень прилагаемых к заявлению документов. Так, к заявлению должны быть приобщены:

Его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
-документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Размер госпошлины составляет для дел указанной категории 300 рублей;
- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя истца (если заявление подано представителем). Доверенность удостоверяется в нотариальном порядке. Может она в исключительных случаях удостоверяться и в ином порядке, прдусмотренном ст. 220 КАС РФ;
- как уже говорилось, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.

  • Подпись истца (или его представителя, если тот наделён полномочиями на подписание заявления и предъявление его в суд).

Установленный двухмесячный срок рассмотрения заявления на практике не соблюдается ввиду наличия у суда полномочий на назначение срока проведения предварительного судебного заседания, выходящего за рамки сроков рассмотрения и разрешения дел.
В помощь читателю, столкнувшемуся с необходимостью обратиться в суд, привожу образец заявления об оспаривании решения о призыве на военную службу.

В ______________ский федеральный районный суд Санкт-Петербурга
Заявитель: _________________________, зарегистрированный
по месту жительства: Санкт-Петербург, ________________
Заинтересованное лицо: Призывная комиссия
МО «____________»: Санкт-Петербург, _____________________
Заинтересованное лицо: Врач,
руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан,
подлежащих призыву на
военную службу, __________________________:
Санкт-Петербург, ______________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ
об оспаривании решения призывной комиссии МО «_______»
и заключений врача, руководящего работой
по медицинскому освидетельствованию граждан,
подлежащих призыву на военную службу

Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» ________________ 20___ года, я признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности к военной службе «Б»). Решением призывной комиссии МО «_______________» от «___» _____________ 20___ года я был призван на военную службу. Указанные решения нарушают мои права на освобождение от призыва на военную службу (пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и на зачисление в запас (п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Считаю решение призывной комиссии и заключение врача незаконными на следующих основаниях.

  1. Я, _______________, «___» ___________ 20___ года был обследован в __________________. По результатам обследования у меня было обнаружено заболевание: _______________. Указанное заболевание в соответствии со ст. ______ Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123) даёт основания для признания меня ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»). Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе, согласно пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», освобождаются от призыва на военную службу.
  2. А) В соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе, явку на медицинское освидетельствование. Таким образом, медицинское освидетельствование является элементом (входит в состав) такого комплексного мероприятия, как призыв на военную службу. Б) Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Поскольку призыв осуществляется в строго установленные законом сроки, то и все его составляющие могут проводиться только в эти сроки. Только в эти сроки может проводиться и медицинское освидетельствование. В) Медицинское освидетельствование в отношении меня было проведено «___» ____________ 20___ года, т.е. не в установленные законом сроки. Результаты освидетельствования, проведённого за рамками установленных законом сроков, ничтожны.
  3. Согласно п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объёме, устанавливаемых Министерством обороны РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ. П. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, указывает на необходимость осуществления не ранее 30 суток до начала проведения медицинского освидетельствования призывников таких мероприятий, как: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование. Сведения о результатах исследований, согласно п. 8 вышеназванной Инструкции, записываются в разделе II учётной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу (указанные карты хранятся в личном деле призывника). Указанные диагностические мероприятия в отношении меня не проводились в течение 30 дней до медицинского освидетельствования. Следовательно, врачи-специалисты не имели права освидетельствовать меня «___» ______________ 20___ года, и заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, равно как и оспариваемое решение призывной комиссии, должны быть признаны незаконными.
  4. Согласно ст. _____ Расписания болезней, по категории годности «Б» освидетельствуются только граждане, подлежащие призыву на военную службу, страдающие следующими заболеваниями: «___________________________». При постановке заключения о годности к военной службе у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, не было сведений о том, что я страдаю указанными заболеваниями. Учитывая, что в силу норм КАС РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возложена на должностное лицо, это решение принявшее, считаю необходимым затребовать у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, медицинские сведения, которыми он руководствовался, вынося заключение о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями.
  5. Врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, были юридически связаны диагнозом заболевания, представленным мною на медицинское освидетельствование. Согласно Отраслевому стандарту «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав. ОСТ 91500.09.0003-2001», утверждённому Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 269, установление диагноза возможно только в результате оказания комплексной медицинской услуги, являющейся совокупностью простых и сложных услуг. Любая медицинская услуга есть мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость. Таким образом, постановка нового диагноза врачом-специалистом-_____________ и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является медицинской услугой (при этом сопоставление формулировки диагноза, полученного в результате обследования в медицинском учреждении по направлению призывной комиссии, с формулировкой диагноза, присутствующей в Расписании болезней, завершающееся определением категории годности к военной службе, не является медицинской услугой, т.к. не направлено на профилактику заболевания, диагностику или лечение). Согласно же преамбуле к Закону РФ «О защите прав потребителей», исполнителем услуги могут являться либо организация, либо предприниматель. Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, заключение о годности к военной службе даёт не организация, а врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист. При этом врач-специалист и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, наделены распорядительными полномочиями (выражающимися в вынесении заключения о годности к военной службе, предопределяющего содержание решения призывной комиссии, членом которой является врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу) в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них (призывников). Таким образом, согласно примечанию к ст. 2.4. КоАП РФ, они являются должностными лицами. Будучи должностными лицами, они не является предпринимателями. Следовательно, они не могут оказывать медицинские услуги. Если врач-специалист-_____________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, прежде, чем дать заключение о годности, поставили мне диагноз заболевания, то они вышли за рамки своих полномочий.
  6. Возникновение у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сомнений в достоверности диагноза «_______________», правильности его постановки и т.п. не давало ему полномочий освидетельствовать меня по не обнаруженным у меня заболеваниям. В силу п. 4 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», невозможность дать заключение о годности к военной службе на месте является основанием для направления призывника на обследование, в рамках которого был бы определён диагноз заболевания, которое у меня присутствует. В том случае, если по результатам обследования был бы опровергнут диагноз, поставленный мне в __________________, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, имел бы основания для вынесения заключения о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями, а призывная комиссия - для вынесения решения о призыве меня на военную службу. Таким образом, именно направление на обследование является единственным предусмотренным законом средством опровержения недостоверных диагнозов в условиях ненаделённости врача-специалиста-______________ и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, полномочиями по постановке диагноза. Мне направление на обследование не было дано, при этом врачи либо ошиблись с квалификацией заболевания, неправомерно освидетельствовав меня по не применимой ко мне статье Расписания болезней, либо неправомерно поставили мне новый диагноз и освидетельствовали в соответствии с ним.
  7. А) Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Соотносясь с медицинской деятельностью как частное с общим, военно-врачебная экспертиза также подлежит лицензированию. Б) Согласно ст. 51 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, категория годности гражданина к военной службе определяется в рамках военно-врачебной экспертизы (путём проведения военно-врачебной экспертизы). При этом возможность определять категорию годности к военной службе в рамках иного вида медицинской деятельности законодательством не предусмотрена. Таким образом, категория годности гражданина к военной службе может быть определена только в рамках военно-врачебной экспертизы - деятельности, осуществление которой требует лицензирования. В) Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», заключение о годности гражданина к военной службе даёт врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Согласно п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, теми же полномочиями обладает врач-специалист. Таким образом, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист-___________ осуществляют военно-врачебную экспертизу - деятельность, осуществление которой требует лицензирования. Г) Обозначенные ошибки врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врача-специалиста-____________ в квалификации имеющихся у меня заболеваний вызывают сомнения в компетентности врачей требуют установления правомочности осуществления ими военно-врачебной экспертизы. Поскольку обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возложена на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения, врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должны представить суду лицензию на осуществление военно-врачебной экспертизы.
  8. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Несоблюдение врачом-специалистом и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, процедуры предоставления заключения о годности к военной службе вызывает сомнения в наличии у них полномочий на осуществление медицинской деятельности. Поскольку обязанность по доказыванию законности принятого решения возлагается на принявшее его должностное лицо, считаю необходимым истребовать от врачей дипломы о медицинском образовании, сертификаты специалиста, лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у них специального звания.
  9. В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, назначается из числа врачей-специалистов. Согласно той же норме, персональный состав врачей - специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем территориального органа управления здравоохранением, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления. Мне не известно, занимал ли ___________________ должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Если не занимал, то решение о назначении его на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должно быть признано незаконным, равно как и его заключение, данное в качестве врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Для правильного разрешения возникшего спора необходимо истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сведения о должности, которую он занимал на момент назначения на занимаемую должность.

Тексты оспариваемых актов - заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и решения призывной комиссии - мне выданы не были. Я обратился к председателю призывной комиссии МО «________» с заявлением о выдаче мне копии оспариваемых решений. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ответ на это заявление мне будет дан в течение 30 дней. Кроме того, я получил повестку военного комиссариата, из текста которой следует, что я призван на военную службу. Повестка является доказательством вынесения оспариваемого решения.
На основании изложенного
ХОДАТАЙСТВУЮ:

  1. Вынести определение об обеспечении настоящего заявления путём запрещения реализовывать решение о моём призыве на военную службу до вступления в законную силу решения суда;
  2. Истребовать от отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по ______________скому району (Санкт-Петербург, _________________) личное дело призывника ____________;
  3. Истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, ______________, диплом о медицинском образовании, сертификат специалиста, лицензию на осуществление медицинской деятельности, документ, подтверждающий наличие у него специального звания, а также сведения о том, занимал ли он должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  4. Назначить судебную военно-врачебную экспертизу проучив её проведение __________________ (Санкт-Петербург, _______________________), представив на экспертизу _______________________________. Прошу поставить перед экспертами следующие вопросы: 1) Какие заболевания были обнаружены у __________________ по результатам обследования в _______________? 2) Какие из этих заболеваний являются основаниями для признания __________________ ограниченно годным и не годным к военной службе (категории годности «В» и «Д» соответственно) по первой графе Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года)?

ПРОШУ:

  1. Признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» _______________ 20___ года о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями;
  2. Признать незаконным решение призывной комиссии МО «__________________» от «___» ______________ 20___ года о призыве меня на военную службу.

Приложение:

    • Копия настоящего заявления - 2 экз.;
    • Квитанция оплаты госпошлины;
    • Копия медицинской справки _______________ - 3 экз.;
    • Копия заявления о выдаче копии оспариваемых актов - 3 экз.;
    • Копия описи вложения в ценное письмо - 3 экз.;
    • Копия повестки военного комиссариата - 3 экз.

«___» ___________ 20___ года________________/_______________

Важно заметить, что призывная комиссия, вынося решение о призыве гражданина на военную службу, юридически связана заключением врача. Именно заключение о категории годности «В» или «Д», а отнюдь не заболевание, соответствующее указанным категориям, является основанием для принятия решения об освобождении от призыва. Поэтому суд не может признать незаконным решение о призыве, если выявлено заболевание, соответствующее категории годности «В» или «Д», но заключение о годности по категории «А» или «Б» призывник не оспаривает. Решение призывной комиссии должно признаваться законным, поскольку законность основания, на котором базируется это решение, не опровергнута. Именно поэтому оспаривание решений призывной комиссии, несогласие с которыми лежит в медицинской плоскости, должно быть сопряжено с оспариванием заключения врачей.
Справедливости ради надо отметить, что судебная практика по данному кругу споров складывается иначе. Решение призывной комиссии отменяется по выявлении заболевания, соответствующего категориям годности «В» или «Д», даже если заключение о годности не оспорено и не признано незаконным. Стабильность и обоснованность такой практики очень сомнительны.

Прокурорский надзор за законностью проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Полномочия и структура прокуратуры определены ФЗ от 17 января 2002 года № 2202-1 «О Прокуратуре РФ». Этот закон определяет трёхзвенную структуру органов прокуратуры, соотносящихся в порядке подчинённости: Генеральная Прокуратура РФ - прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры - прокуратуры городов и районов и приравненные к ним прокуратуры.
В рамках осуществления надзорной функции прокуратуры прокурор проверяет исполнение закона органами управления, в том числе призывными комиссиями. Важным для темы нашего обсуждения является такое полномочие прокурора, как внесение представления об устранении нарушений закона. По факту выявления нарушений закона в деятельности призывной комиссии или военного комиссариата прокурор или его заместитель вправе внести представление об устранении нарушений закона. Представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Практика показывает эффективность обращения призывника, в отношении которого вынесено незаконное решение призывной комиссией или совершены незаконные действия со стороны её членов или работников военкомата, с заявлением на имя прокурора соответствующего района или гарнизона о внесении представлений об устранении нарушений закона. Обращение в прокуратуру не приостанавливает выполнение обжалуемых решений призывной комиссии. Следовательно, рекомендуем призывникам параллельно с обращением в прокуратуру подавать в суд заявление об оспаривании решения призывной комиссии.

​Не редко встречаются случаи, когда призывная комиссия признает юношу годным к службе по призыву вопреки медицинским показателям или без учета семейных обстоятельств призывника, в соответствии с которыми ему может быть предоставлена отсрочка от службы или освобождение. Молодым людям, оказавшимся в подобных ситуациях, не нужно падать духом, так как решение районной комиссии не является окончательным. Согласно закону любое решение призывной комиссии призывник имеет право обжаловать , а о способах и порядке мы расскажем ниже. Итак, что же делать, если признали годным к военной службе?

Внесудебный (досудебный) порядок обжалования решения призывной комиссии

Молодой человек, достигший призывного возраста, вправе направить в вышестоящую призывную комиссию субъекта (например, республики, края, области и т.д.) жалобу на противоречащие закону действия районной комиссии. Законодательством не предусмотрены жесткие требования к порядку оформления данного обращения, призывнику необходимо лишь:

  1. указать наименование должностного лица либо органа, которому адресован документ;
  2. указать свои личные данные (фамилию, имя и отчество), иначе анонимное послание рассмотрено не будет;
  3. указать адрес своего постоянного места проживания, по которому будет направлено письмо с ответом на обращение;
  4. изложить все обстоятельства дела, побудившие обжаловать решение должностных лиц военного комиссариата;
  5. поставить подпись;
  6. указать дату составления обращения.

Если вам требуется помощь в составлении данного документа, то вы можете обратиться к нашему дежурному юристу онлайн.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Молодому человеку следует приложить к жалобе все задокументированные материалы, доказывающие обоснованность его требований (медицинские заключения, свидетельства о рождении детей и т.д.), а также копию (или выписку) оспариваемого решения, получить которую призывник может после заседания комиссии, заявив такое требование председателю.

Подписанная председателем и всеми членами комиссии выписка также должна содержать следующую информацию:

  • наименование призывной комиссии;
  • фактическую дату принятия решения;
  • личные данные призывника (фамилию, имя, отчество);
  • суть самого решения.

Так как в законе для подобного вида обращений не установлен срок исковой давности, призывник может обратиться в призывную комиссию субъекта в любое время. По общему правилу, направление подобной жалобы приостанавливает реализацию оспариваемого решения районной комиссии до момента разрешения спорной ситуации. Таким образом, любые действия, предпринимаемые военным комиссариатом (или даже полицией) для принудительного отправления призывника к месту службы, противоречат законодательству.

Законом на рассмотрение обращения отводится пять дней , данный срок является максимальным, он отсчитывается с момента получения (и регистрации) жалобы призывной комиссией субъекта Российской Федерации. При этом в ходе проверки обстоятельств дела призывник может быть направлен на дополнительное медицинское обследование (в случае необходимости).

Как показывает практика, юноше, призываемому на службу, следует подавать жалобу в призывную комиссию субъекта в том случае, если он желает на законных основаниях отсрочить свой призыв на службу, например, пожаловаться на нарушение представителями военного комиссариата порядка проведения процедуры призыва (отсутствие кворума на заседании комиссии и т.д.). Это связано с тем, что вышестоящие комиссии достаточно редко отменяют решения районных призывных комиссий. Когда возникает действительно спорная ситуация, самым эффективным для призывника способом защиты своих интересов является направление жалобы в районный суд .

Судебный порядок обжалования решения призывной комиссии

Сразу же после получения копии (или выписки) решения призывной комиссии или после получения ответа вышестоящей призывной комиссии юноша для защиты своих прав вправе подать заявление в суд. Направление такого заявления автоматически приостанавливает действие оспариваемого решения до окончания рассмотрения дела по существу. Для подтверждения факта обращения в судебные органы призывник предоставляет в военный комиссариат копию заявления, содержащую отметку о регистрации в канцелярии суда, или копию квитанции об отправлении жалобы в суд письмом, воспользовавшись услугами почтовой связи.

Согласно действующему законодательству составляется заявление в трех экземплярах, так как одна копия необходима для суда, вторая - направляется ответчику, а третья - остается у заявителя.

В заявлении указываются:

  1. официальное название суда, в котором будет рассматриваться заявление;
  2. личные данные заявителя (фамилия, имя, отчество, адрес фактического места проживания) или его представителя;
  3. официальное наименование призывной комиссии, являющейся ответчиком по делу, и адрес ее нахождения;
  4. суть нарушения, допущенного (по мнению заявителя) призывной комиссией, например, отказ в предоставлении отсрочки от службы, если для этого были основания;
  5. обстоятельства, в соответствии с которыми призывник должен был получить льготу (заболевание, семейные причины и т.д.);
  6. требования заявителя, например, об отмене принятого призывной комиссией решения.

Наш дежурный юрист онлайн готов оперативно помочь вам подготовить ходатайство в суд.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Подобная жалоба должна быть подписана лично заявителем или лицом, обладающим такими полномочиями.

Заявитель обязан приложить к жалобе:

  • документы, подтверждающие все те обстоятельства, на которые он ссылается;
  • копию доверенности (если призывник обжалует решение призывной комиссии через представителя);
  • оригинал квитанции об оплате пошлины в необходимом для этой категории дел размере.

Заявитель должен изготовить дополнительный комплект вышеуказанных документов и для ответчика, но при условии, что эти материалы дела у него отсутствуют.

Юноше, призываемому на службы, может направить вышеуказанное заявление в суд в течение трех месяцев. Отсчет начинается с даты, когда призывник узнал о нарушении своих прав.

Порядок обращения в прокуратуру

Осуществляя надзорную функцию, прокуратура проверяет законность принятых различными должностными лицами, включая председателя и членов призывной комиссии, решений, а также их обоснованность. Если прокурором (или его заместителем) будут выявлены какие-либо нарушения закона, то он уполномочен внести требующее безотлагательного рассмотрения представление для их устранения. В пределах одного месяца (со дня поступления в военный комиссариат акта прокурорского реагирования) должны быть организованы мероприятия для устранения всех нарушений.

Подобные обращения призывников достаточно эффективны, единственным недостатком прокурорского надзора является то, что проверка законности принятого призывной комиссией решения не приостанавливает выполнение этого решения. Поэтому молодым людям, считающим действия представителей военного комиссариата незаконными, следует направлять жалобу в прокуратуру одновременно с обращением суд или в призывную комиссию субъекта.

Обжалование решения призывной комиссии в соответствии с действующим законодательством предполагает 2 способа:

1. Административный порядок - подача заявления-жалобы в вышестоящий военный комиссариат (Сотрудники Комитета солдатских матерей России могут помочь в составлении заявления-жалобы. Этот порядок более опасен, т.к. контрольное медицинское освидетельствование перед вышестоящей призывной комиссией чаще проводят в здании сборного пункта и в случае признания призывника годным есть риск быть незамедлительно отправленным в армию, не успев обжаловать незаконное решение призывной комиссии в суде);

2. Судебный порядок - судебным порядком может быть обжаловано решение как призывной комиссии районного отдела военного комиссариата, так и решение призывной комиссии военного комиссариата субъекта. Сотрудники Комитета солдатских матерей могут помочь в составлении заявления в суд или содействовать в привлечении юриста или адвоката.

Ниже описаны положения действующего законодательства:

Если у призывника были основания для предоставления отсрочки по состоянию здоровья, по учебе либо по семейным обстоятельствам, но призывная комиссия приняла решение о призыве его на военную службу, и призывник не согласен с этим решением, то он имеет право обжаловать решение призывной комиссии. Это право ему дано в соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального Закона №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:
Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд, а решение военного комиссара - военному комиссару соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или военному комиссару соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии или военного комиссара приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации, военным комиссаром соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Заявление-жалоба подается в тех случаях, если районная призывная комиссия не приняла решение о предоставлении отсрочки по следующим основаниям:
- категория годности призывника к военной службе определена не в соответствии с требованиями к состоянию здоровья, то есть с нарушениями Положения о военно-врачебной экспертизе;
- не предоставлена отсрочка по учебе;
- не предоставлена отсрочка по семейным обстоятельствам, либо по другим основаниям;
- вручена повестка на отправку в войска, при наличии оснований для предоставления отсрочки по одному из выше перечисленных оснований.

Для того чтобы обжаловать решение призывной комиссии, необходимо получить копию решения призывной комиссии в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Статья 28 пункт 6
Председатель призывной комиссии (военный комиссар) объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.
Обратите внимание, чтобы на копии решения была проставлена дата получения копии решения, так как призывную комиссию, в том числе медицинскую, вы могли проходить за несколько недель до того, как узнали, что имеете право обжаловать решение призывной комиссии.
Сроки подачи заявления на обжалование решения призывной комиссии установлены ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»:

Статья 5
1. Три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
2. Один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.
Если призывнику в призывной комиссии вручили повестку о призыве на военную службу, то есть повестку на отправку в войска, то эта повестка также является решением призывной комиссии, которое в случае несогласия, также можно обжаловать в суде.
Жалобу на незаконное решение призывной комиссии необходимо подать в суд до даты, указанной в повестке. Тогда у гражданина будет уважительная причина для неявки на призывной пункт в день, указанный в повестке.

Статья 46 Конституции РФ дает право гражданам на обжалование решений, действий (или бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления. Что касается призывных комиссий (далее ПК) муниципального образования, то их решения могут быть оспорены в ПК субъектов РФ и в суде. Направлять обращения можно одновременно в обе инстанции.

О порядке работы районной ПК

Военно-Врачебная Комиссия (ВВК) является частью ПК. Ее основные задачи – проводить медицинские обследования и выносить заключения о состоянии здоровья призывника.

Гражданин проходит медкомиссию, а затем вызывается повесткой на заседание ПК, где ему сообщают о результате. Решение вступает в силу в момент его оглашения, однако это не значит, что призывник после этого ограничивается в праве на свободу передвижения. Иными словами, у него есть время подать жалобу и приостановить исполнение решения.

Основания для обжалования

Какие обстоятельства могут послужить основой для подачи жалобы:

  • нарушено Положение о военно-врачебной экспертизе (ПП РФ № 565), в результате чего неверно определена категория годности к военной службе;
  • отказано в выдаче отсрочки по учебе;
  • отказано в выдаче отсрочки по семейному положению (уход за близкими и др.);
  • вручена повестка на отправку в войска при наличии вышеперечисленных оснований для отсрочки.

Внимание! Важно понимать, что многократное оспаривание результатов заседания без законных оснований может послужить причиной для обвинения гражданина в уклонении от воинской службы. За этим следует серьезное наказание, которое определено ст. 328 УК РФ.

Если несение воинской службы противоречит моральным или религиозным принципам призывника, он вправе подать заявление на прохождение альтернативной гражданской службы.

Так или иначе, большинство претензий связано с нарушениями работы медкомиссии. Ознакомиться подробнее с порядком предоставления отсрочки можно изучив ст. 24 Федерального Закона № 53.

Как действовать призывнику

Гражданин может выражать свое несогласие с вердиктом без составления письменной заявки. Это можно сделать во время оглашения результата на заседании ПК, оставив пометку в протоколе. Этот метод неэффективен ввиду невозможности формулирования сути претензии и предоставления доказательных документов, указывающих на неправомерность решения.

Именно поэтому рациональнее обращаться в вышестоящую инстанцию и в суд уже после оглашения вердикта.

Внимание! В случаях с нарушениями, произошедшими при медицинских обследованиях, обращение с претензией только на ВВК (но не на решение ПК) не приостанавливает реализацию постановления ПК.

Обращение в судебные органы предполагает приложение копии вердикта призывной комиссии. Военный комиссар обязан вручать или высылать этот документ по письменному требованию призывника согласно п. 6 ст. 28 ФЗ № 53.

Образец заявки на предоставление копии вердикта

Военный комиссариат обязан вручить или отправить почтой выписку из протокола не позднее, чем через 5 дней с момента обращения.

Если требование было проигнорировано, к жалобе в областную призывную комиссию прилагается копия повестки для отправки в войска.

Как оформить и подать заявление в ПК субъекта

Порядок обжалования определен ФЗ № 59 . Законодательные акты не устанавливают жестких требований к оформлению документа. Поэтому он составляется в свободной форме, с обязательным указанием некоторых реквизитов.

  • ФИО военного комиссара соответствующего субъекта РФ;
  • ФИО отправителя. Анонимные обращения не рассматриваются;
  • контактные данные заявителя, в частности, его почтовый адрес для ответа;
  • суть жалобы;
  • дата написания, подпись и ее расшифровка.

Подтвердить основания для обращения можно приложив к заявлению соответствующие копии документов и материалов. Рассмотрение обращений любого типа производится без уплаты пошлин.

Сроки подачи и рассмотрения

Пунктом 7 ст. 28 ФЗ № 53 определен трехмесячный срок для обжалования вердикта ПК со дня его вынесения. Этим же законом ограничено время на рассмотрение обращения – 5 дней с момента подачи. Реализация решения во время рассмотрения приостанавливается.

Способы отправки

Для подачи заявления можно воспользоваться одним из двух способов:

  • лично в канцелярию военкомата. В этом случае понадобятся два экземпляра, один из которых должен остаться у призывника. Важно попросить работника канцелярии поставить штамп на оставшуюся у заявителя копию (входящий номер, дата и роспись ответственного за прием заявлений лица);
  • по почте. Следует отправлять заказное письмо с уведомлением о вручении. При наличии дополнительных документов (доказательств) необходимо воспользоваться описью вложения. Так можно снизить шансы потери корреспонденции до минимума, а также удостовериться в том, что письмо дошло до адресата.

Областной военный комиссариат

Полномочия этого органа определяет ст. 29 ФЗ № 53. В их число входит рассмотрение претензий на постановления ПК муниципального образования, а также контрольное медицинское освидетельствование (КМО) граждан, подавших такие заявления.

После рассмотрения жалобы гражданину высылается повестка на КМО. Во время прохождения освидетельствования следует сообщать врачам о проблемах со здоровьем, ссылаясь на медицинские справки и материалы, которые это подтверждают. В отдельных случаях КМО не может сформировать медицинское заключение и направляет призывника на дополнительное обследование для уточнения диагноза.

В итоге комиссия областного военкомата может отреагировать следующим образом:

  • подтверждает годность к несению военной службы. В личном деле призывника появляется соответствующая запись;
  • отменяет постановление, данное районным военкоматом. Призывника вызывают на повторный медосмотр, чтобы вынести заключение, учитывая новые обстоятельства.
  • бездействует или уклоняется от рассмотрения обращения.

Вердикт ПК субъекта РФ может быть оспорен в судебных органах. Это приостанавливает исполнение решения до того, как постановление суда вступит в законную силу. Кроме того, существует возможность обжаловать действия отдельных членов комиссии.

Обжалование в суд

Призывник или его доверенное лицо вправе жаловаться сразу в суд, в обход других инстанций. Глава 22 КАС РФ устанавливает порядок подачи таких обращений. В частности, ст. 218 КАС РФ указывает на право граждан оспаривать любые незаконные действия районной и областной комиссий, их должностных лиц и служащих.

Какие действия подлежат обжалованию в суде:

  • предпринятые в течение первой фазы призыва – медосмотре;
  • предпринятые во второй фазе – заседании ПК;
  • решение присвоить первое воинское звание рядового;
  • другие незаконные действия, связанные с призывом.

Как оформить и подать исковое заявление

Подать иск можно в местный районный суд. Заявление составляется в 3 экземплярах. Один из них останется у призывника с пометкой о подаче в суд, второй будет направлен ответчику, а третий останется в судебном органе.

Какие сведения указываются в документе:

  • наименование суда;
  • ФИО истца, адрес места жительства (при подаче представителем указываются его данные);
  • наименование ответчика и его местонахождение. Это может быть адрес военкомата, в котором комиссия, проводя свое заседание, вынесла незаконное решение. Если обжалованию подлежит заключение врача (Как написать жалобу на врача), то он является ответчиком как должностное лицо, а в качестве адреса указывается место прохождения освидетельствования;
  • суть нарушения. В данном случае она заключена в отказе от предоставления законного права на отсрочку или освобождение от призыва;
  • требования истца. Здесь уместно потребовать у суда признать незаконность постановления ПК, а также требовать его отмены;
  • основания, на которых выдвигаются требования (см. раздел «Основания для обжалования»). В тексте нужно указать на прикрепленные документы (доказательства), которые подтверждают основания. Если ответчик располагает копиями таких документов, это следует обозначить. Ст. 57 ГПК РФ дает право истцу обратиться к суду с ходатайством об истребовании доказательных материалов. В нем необходимо указать местоположение требующихся документов, а также причины, по которым истец не смог их получить.

Внимание! Призывная комиссия в момент принятия решения юридически связана с заключением врача-специалиста. Именно оно, а не конкретное заболевание, выступает в роли основания для выдвижения вердикта об отсрочке или освобождении. Поэтому, обжалование вердикта ПК следует сопрягать с оспариванием заключения ВВК.

Срок рассмотрения заявления судебным органом составляет 10 дней с момента его регистрации в соответствии со ст. 251 ч.1 ГПК РФ. Однако суд обладает полномочием назначения выходящей за эти рамки срока даты предварительного заседания.

Образец

Документ может использоваться в качестве образца при составлении искового заявления.

Обращение в прокуратуру

Призывник может обратиться с заявлением на имя районного или гарнизонного прокурора с требованием внести представление об устранении нарушений закона. Такое обращение по закону не может приостановить исполнение оспариваемых решений ПК, поэтому направлять заявление в военную прокуратуру следует одновременно с обжалованием в других инстанциях, указанных выше.

Если в действиях ПК или работе военкомата выявлены факты несоблюдения закона, прокурором вносится соответствующее представление в орган, полномочный устранить нарушения. Рассмотрение представления осуществляется в срочном порядке и в течение одного месяца со дня его внесения нарушения должны быть устранены.

Законодательная база

Порядок обжалования регулируется следующими законодательными актами:

  • ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.05.2017);
  • ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015);
  • ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.05.2017);
  • ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ.
  • Материал подготовил - Константин Задунайский
  • Военный юрист, специалист по призывному праву

Материал актуален на 2019 год

После прохождения призывной комиссии по её итогам будет вынесено решение, с которым вы будете согласны или несогласны.

Если вы несогласны с решением призывной комиссии, то вы можете обжаловать его в вышестоящих призывных комиссиях (например, в областной или городской, если решение принимала районная) или в суде. Практика показывает, что обращаться в вышестоящие комиссии имеет смысл, только если вам зачем-то нужно потянуть время, так как обычно они не признают решения нижестоящих комиссий неправильными.

Правильное обжалование решения призывной комиссии разбирается в этой статье.

Зачем это делать

Обжалование решения призывной комиссии, может помочь вам по нескольким причинам:

  1. Таким образом, можно приостановить свой призыв в армию, даже если вы годны по медицинским показаниям
  2. Даже если вам уже выдана повестка с датой отправки в военную часть, то отправив жалобу на решение призывной комиссии, вы автоматически приостанавливаете всю процедуру призыва до тех пор, пока идет разбирательство по вашему делу
  3. Сделать это можно просто — основания для оспаривания всегда есть. Почему? Потому что процедура призыва всегда нарушается сотрудниками военкомата. А решение, вынесенное при нарушении процедуры, является незаконным
  4. Когда истекает срок призыва (срок регламентируется ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), невыполненное решение аннулируют. Поэтому в следующем призыве вы сможете начать все сначала, найти у себя основания для освобождения и получить военный билет

Подведя итог всему вышесказанному можно сделать вывод — добившись отмены решения призывной комиссии, вы приостанавливаете вашу отправку в армию и выигрываете время для поиска оснований для освобождения.

Как это делать

Чтобы оспорить принятое решение, вам нужно обратиться:

  • В вышестоящую комиссию
  • Или сделайте это в судебном порядке

Опыт показывает, что в вышестоящих комиссия отменить вынесенное решение сложно, почти невозможно. Это происходит потому что есть план призыва и они стремятся его выполнить.

Поэтому если вы хотите чтобы обжалование решения призывной комиссии принесло результат, то обращайтесь в суд. Не бойтесь это делать. Вам ничего не грозит в любом случае, потому что дело является гражданским, а не уголовным. Также практика судебных процессов показывает, что судья почти всегда встает на сторону призывника и решение признают незаконным.

Итак, чтобы опротестовать решение, вам нужно на , сославшись на пункт а 6 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы», потребовать от председателя комиссии выдать вам копию её решения. Вам могут не захотеть её выдавать, поэтому лучше заранее подготовить соответствующее и взять его с собой на заседание.

После того как получите копию направляйтесь в суд по месту жительства, чтобы подать специальное в трех экземплярах (это не исковое заявление), в котором указана жалоба на действия комиссии. Если вас захотят отправить на сборный пункт сразу после заседания комиссии, то ссылайтесь на пункт 7 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы», по которому вы можете обратиться в суд для обжалования решения призывной комиссии. Подробное видео