Земли, изъятые из оборота. Процедура изъятия земельного участка: основные этапы Земельный кодекс рф ст 27 ч 8

В исключительных ситуациях земельные участки могут быть изъяты у их владельца для государственных и муниципальных нужд.


В отечественном законодательстве предусмотрены ситуации, при которых участки могут быть изъяты из оборота для нужд государства или МО.

Например, речь идет о ситуациях, когда участок изымается для прокладки автотрассы федерального значения или ЛЭП (в соответствии с 49 ст.Земельного кодекса).

При этом бывшему собственнику полагается компенсация за изъятый земельный участок.

Согласно последней редакции ЗК материальное возмещение полагается не только владельцам, но и арендаторам; лицам владеющим землей на основании /

Помимо денежной компенсации владельцам участков, которые понадобились государству, при наличии их согласия на это может быть предоставлен другой аналогичный по назначению участок.

В 2015 году порядок изъятия участков несколько изменился, а в Земельном кодексе появилась отдельная глава 7.1, которая регламентирует данный вопрос. В частности, законодатели существенно сократили сроки, которые отводятся для изъятия.

Если ранее собственника нужно было оповестить минимум за год до начала этой процедуры, то теперь – только за три месяца.

Основания для принудительного изъятия

Решение об изъятии ЗУ может быть принято только (в соответствии с 279 ст. ГК РФ):

  • федеральными властными структурами;
  • органами исполнительной ветки власти субъектов РФ;

Но с 2015 года в ЗК появилось одно нововведение: инициатива об изъятии может исходить не только от государства, но и от недропользователей, естественных монополий и прочих организаций. Эта мера принята, в том числе, для целей экономии бюджетных средств. Так как в данном случае возмещение за недвижимость должны будут уплачивать инициаторы изъятия.

Одной из наиболее распространенных целей инициирования процедуры изъятия является застройка.

В последние годы нередко практиковалась практика изъятия при подготовке Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке, в ходе строительства Новой Москвы.

Гражданское законодательство содержит и другие основания изъятия участка. Это может быть:

  1. для участия в госпрограммах развития.
  2. Национализация земли и ее конфискация.
  3. Изъятие угодий, которые были переданы лицу с нарушением правовых норм.
  4. Прекращение владения участком, который эксплуатировался с нарушением правил недропользования. Например, его эксплуатация противоречит определенной , методы использования приводят к ухудшению плодородного слоя и экологических характеристик, невыполнение определенных мероприятий по защите плодородного слоя и пр.
  5. Изъятие участка за налоговые долги.

Последние три варианта изъятия не предполагают выплату компенсации собственнику.

Принудительная процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд

В процессе процедуры принудительного изъятия можно выделить следующие этапы.

Принятие решения об изъятии

Первоначально уполномоченный орган принимает решение об изъятии. В данном документе прописываются:

  • характеристики участков;
  • указание на объекты недвижимости на них;
  • цель изъятия;
  • ссылка на документы, на основании которых оно осуществляется;
  • наименование организации, которая выступила инициатором процедуры (если таковая имеется).

Информирование заинтересованных лиц о предстоящем изъятии

После того как решение принято у властей есть 10 дней, чтобы проинформировать о нем собственников или других заинтересованных лиц. Для этого сведения размещаются на официальном портале и в печатных СМИ. Копия решения в обязательном порядке направляется в Росреестр и собственникам.

Владелец участка считается должным образом уведомленным после личного получения копии письма об изъятии или же возврата отправителю заказного письма. Решение об изъятии может быть оспорено собственником через суд в течение трех лет.

Выплата собственнику компенсации в виде выкупной цены.

Возмещение выплачивается собственникам в виде выкупной цены участка. Она определяется по оценке, произведенной на дату принятия решения. При определении цены выкупа учитывается не только кадастровая стоимость участка, но и убытки от изъятия, а также упущенная выгода владельца. Если на участке расположена недвижимость, то в компенсацию включают ее стоимость.

Важно отметить, что при определении величины компенсации не учитываются объекты и их улучшения, которые были совершены на изымаемом участке без разрешения уполномоченных инстанций (например, самострои) или произведенные вопреки положениям договора или разрешенному использованию.

Величина возмещения рассчитывается максимум за 60 дней до получения собственником соглашения.

Подписание соглашения об изъятии.

В завершении процедуры собственник участка подписывает с представителями власти соглашение об изъятии. Если на нем расположен объект недвижимости, то в отношении него подписывается отдельный документ.

  1. Если собственник согласен с условиями, то он направляет подписанный экземпляр соглашения в уполномоченный за изъятия орган. После чего последний передает документ для регистрации в Росреестр и отметка о правообладателе данного участка аннулируется. Бывшему собственнику остается дождаться поступления выкупной компенсации на свой банковский счет.
  2. Если он никак не отреагирует на соглашение в течение 3-х месячного срока, то органы госвласти вправе обратиться в суд для принудительного изъятия участка и недвижимости. При получении положительного постановления суда участок изымается для госнужд без согласия собственника.
  3. Если владелец участка не согласен с предложенными условиями, то он вправе предложить альтернативный вариант с приложением подтверждающих его позицию документов. Обычно главным спорным вопросом становится выкупная стоимость участка. Правообладатель может подтвердить необходимость увеличения выкупной цены, приложив подписанный ранее (заключенный недавно). Также эксперты рекомендуют провести независимую оценку стоимости недвижимости в оценочной компании и приложить ее результаты к встречному предложению. Но стоит учитывать, что расходы по оценке ложатся на плечи собственника.

Судебная практика

Нередко инициатива о судебном разбирательстве исходит от членов садоводческого товарищества, которых на собрании СНТ исключили из ее членов и изъяли участок. Причины может быть самые разнообразные: от длительной не эксплуатации участка до задолженности по членским взносам. На самом деле правда в данном вопросе на стороне собственников участка.

Решение вопроса изъятия участка не относится к компетенции собрания садоводов. Оно может быть принято только органами местного самоуправления.

Что касается участка, то привлечь собственника к ответственности может только прокуратура и суд.

СНТ может только исключать определенное лицо из состава товарищества. Поэтому суды удовлетворяют подобные иски и возвращают незаконно изъятые участки в пользование собственников.

Судебная практика относительно изъятия земельных участков позволяет решить несколько важных вопросов. Так, выводы судов показывают, что:

  1. Выкуп должен определяться на момент рассмотрения спора, а не принятия решения об изъятии.
  2. Цена рассчитывается от категории участка, установленной до инициации процесса выкупа.
  3. Владелец вправе обратиться в суд для изменения выкупной цены.
  4. При уклонении собственника от получения уведомления о принудительном изъятии оно может быть запущено автоматически.
  5. При несоблюдении госвластями регламента изъятия участок может быть возвращен собственнику.
  6. Арендаторы участка также вправе получить компенсацию при изъятии наравне с собственниками.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Земля как природный ресурс, недвижимое имущество и товар.

Земля обладает двойственной природой . Она может рассматриваться:

· как природный ресурс или некая территория, используемая для разных целей

· как объект недвижимости , имущественные права на который могут выступать в качестве товара .

Характеристика земли как природного ресурса :

ü территория (имеет границы)

ü рельеф (очертание верхней поверхности Земли)

ü почва (верхний слой, который производит растения)

ü растительность (источник флоры)

ü животный мир (источник фауны)

Обладает социальной и экономической ценностью (величина ценности зависит функций земли).

Характеристика земли как недвижимого имущества :

ü неперемещаемость (стационарность)

ü долговечность

ü многофункциональность

ü разрешенные виды использования

ü растущая стоимость

Характеристика земли как товара :

ü стоимость (стоимость земли может быть измерена и определена)

ü ограниченность (предложение земли ограниченно (абсолютно неэластично))

ü невосполнимость (ЗУ не может быть создан рукотворно)

Товаром являются земельные участки и отдельные права на них.

Особенности оборота земель.

Оборот земли перераспределение земли между собственниками экономическими методами на основе спроса и предложения. Передача прав на земельный участок от одного лица к другому .

1. земельные участки, оборот которых разрешен ;

2. земли, изъятые из оборота ;

3. земли, ограниченные в обороте .

Земли, изъятые из оборота.

Земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность , а также быть объектами сделок , предусмотренных гражданским законодательством.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые:

1. государственными природными заповедниками и национальными парками ;

2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска , воинские формирования и органы ;

3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды ;

4. объектами организаций ФСБ ;

5.объектами организаций федеральных органов государственной охраны ;

6. объектами использования атомной энергии , пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ ;

7. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО);

8. Федеральной службой исполнения наказаний ;

9. воинскими и гражданскими захоронениями ;

10. объектами государственной границы РФ .

Земельные участки, ограниченные в обороте – это те паи, владение которыми ограничено для населения, по объективным, с точки зрения России (ее управляющих и законодательных органов).

Регулируется данный Земельным Кодексом.

Чтобы выяснить, каким правилам или предписаниям подчиняется земельное хозяйство страны, следует заглянуть в документ, где собраны все подобные законы – в Земельный Кодекс.

Навигация по статье

Способы ограничения оборота земли

Статья двадцать седьмая говорит о двух препятствий их обороту (оборотоспособности): изъятие и собственно ограничение. Далее приводится перечень тех наделов, которые попадают под это определение:

  • Особо тщательно защищаемые природные территории, а именно земли, которые находятся в пределах и границах этих территорий, что не были указаны в четвертом пункте той же двадцать седьмой статьи.
    Лес (участок, занятый им).
  • Земли, лежащие в пределах объектов водных ресурсов, что содержатся в местном или государственном фонде.
  • Территории, что находятся в границах особенно важных культурных объектов, входящие в культурно-историческое наследственное богатство людей (археолого-исторические заказники и подобные формирования и те, что внесены в перечни мирового человеческого наследия).
  • Та , что не упомянута в п. 4-ом статьи двадцать семь, но представлена для оборонительных потребностей страны, а также для ее безопасности, дел таможни, военных, нужд и та, что находится внутри рубежей неограниченных в доступе админ. образований (имеются в виду именно территории).
  • Места и местности, представленные правительством для налаживания связи, инфраструктуры космических исследований и полетов, находящиеся и занятые для нужд гидротехнических сооружений.
  • Земли, занятые под производством ядовитых и наркотических веществ.
  • Территории, которые загрязнены ядами, ядохимикатами, веществом, проявляющим радиоактивность либо веществом, которое подверглось радиоактивному загрязнению, биоактивному гниению и биологическому загрязнению. Последняя категория относится именно к понятию деградации земель. Это их обеднение с точки зрения содержания нужных для веществ, организмов (микроорганизмов), соединений и так далее.
  • Те земли, что отведены под нужды муниципалитете или .
  • Участки, которые находятся в 1-ой, а также во 2-ой санитарных зонах водных охраняемых территорий, то есть используемых для питья. Они охраняются для препятствия загрязнения самой нужной жидкости в мире и, как следствия, отравления жителей.
  • Земля, предназначенная для связи, в том числе для связи с помощью транспорта. Также к этой подкатегории относят порты моря и реки, либо иного водоема, аэродромы и их вокзалы, сооружение для навигации и аэропорты, сооружения для судоходства, международные транспортные терминалы.

Из всего вышесказанного выходит, что земельные участки ограниченные в обороте – это участки, используемые не для общественных нужд. Они могут стать таковыми, если выполняются такие : участок находится в муниципалитете или госсобственности и его значение (целевое использование) определено законом (государством).

Принцип разделения земель

По статье седьмой из Земельного Кодекса разделения земли основываются прежде всего на их назначении или, как говорят, целевом назначении. По способам использования той или другой территории, она может быть отнесена к одной из специальных категорий.


Следуя вышесказанному, правовой режим определяют для каждой земли (участка), руководствуясь принадлежностью к одному из видов допустимого или неразрешенного использования.

Назначение по целям использования может быть таким:

  • Для с/х.
  • Земли города, села и так далее.
  • Территория, где стоят заводы и другие промышленные предприятия.
  • Земли, которые находятся под организациями энергетической сферы.
  • Территория транспорта и транспортных .
  • Земля для вещания (радио– и теле-).
  • Территория для предприятий, занятых в космической сфере.
  • Земля для обороны и обеспечения безопасной жизни людей.
  • Территории другого спец.назначения.
  • Земли, специально охраняемые государством.
  • Водные ресурсы.
  • Земля, относящаяся к запасу.

К сожалению, столь четкое подразделение территорий по разным категориям земель из-за несовершенства законодательной базы и противоречия между собой норм, на практике не всегда . Увидеть картину в общем можно на простом примере.

Допустим, одному государственному предприятию дали в распоряжение два типа земель: сельскохозяйственные и земли населенных пунктов. Далее события развивались следующим образом.

Указанная государственная организация была внесена в Свод, содержащий информацию об особо важных и ценных объектах страны, относящихся к культурно-историческому наследию страны. Теперь возникает следующий вопрос: нужно ли ограничивать в обороте эти участки?

Здесь есть два противоположных ответа и все они следуют из Земельного Кодекса:

  • Первый – да, нужно, так как пункты четвертый и пятый двадцать седьмой статьи говорит о том, что территории, занятые (находящиеся) под объектами, описанными выше, относят к тем, что в обороте ограничены.
  • Второй – нет, не нужно, так как, согласно девяносто девятому разделу, земля “наследия” относится к исторической категории территорий (или культурной). Далее, такие территории относятся по статье девяносто четвертой к отдельной категории и вместе с этим они автоматически являются ограниченными для оборота.

Вот тут и кроется противоречие: как земли, изначально позиционируемые, например, как сельскохозяйственные, могут быть отнесены к совершенно иной категории? Благо, что именно такой случай с переопределением категории, к которой относятся те или иные территории, может быть урегулирован пунктом десятым восемьдесят пятой.

Там говорится о том, что в пределах населенных пунктов могут наступать изменения в категории земель и они могут переходить в иные категории, если они имеют особое природоохранное значение, а также научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное либо иное, особо ценное значение.

Получается, что в данном конкретном примере вопрос решается обращением к этой статье и изменением на законных, легитимных основаниях статуса . А значит, эти населенные земли можно ограничивать в обороте.

Единственное, что останется не решенным – это вопрос с сельскохозяйственными землями, которые также были отведены государственному предприятию.

Для решения данного нужно следовать общей логике земельного законодательства. Что представляет собой представленная категория территорий?

Сельскохозяйственные земли – это сельскохозяйственные угодья, включающие хозяйственные дороги, лесные насаждения, призванные защищать от антропогенных и иных вредных факторов, коммуникации, водные объекты, а также помещения и другие объекты, использующиеся для хранения, первичной обработки производимой сельскохозяйственной продукции.

К таким угодьям относятся сенокосы, пашни, залежи, пастбища, земли с дорогами, коммуникациями и лесными насаждениями, если они являются неотъемлемой частью производства сектора сельского хозяйства. На первый взгляд такие территории не могут иметь культурное, историческое значение, кроме случая обнаружения древней цивилизации в недрах.

Значит, следуя логике земельных законов, такие земли не ограничиваются в обороте. Следуя принципу целевого назначения, также эти территории не должны менять своего статуса.

Еще один пример несоответствия правовых свобод и обязанностей (относящихся к земле) друг другу. Если в городе расположен объект, который имеет прямое отношение к оборонной промышленности, к какому виду земель его нужно отнести?

С первого взгляда – это промышленная земля, а со второго – территория, занятая под пункт постоянного проживания людей. Опять нестыковка – ведь пределы последнего не должны перетекать, соединятся либо обоюдно переплетаться с границами населенных земель, объединенных общим названием и официально , как населенные пункты, отведенные в пользование населению России или юр.лицам.

Еще одним принципом разделения территорий по категориям является обязательное ограничение в обороте тех участков, которые заняты обороной государства, ее обеспечением, а также участки, отведенные для таможенных нужд. Перечень тех объектов, которые попадают под такое описание характеристик, обновляется периодически для внесения корректив.

Чем определяются ограничение оборота участков


Земельные участки ограниченные в обороте определяются их оборотоспособностью.

Что это за юридическое понятие?

Оборотоспособность – это одна из важнейших , как указывается в статье двадцать седьмой, а именно в комментариях к ней.

Данное свойство связано с возможностью земель свободно при необходимости отчуждаться от одного владельца (пользователя) и переходить к другому.

С позиции, указанной выше, территории (участки) могут быть:

  • оборотоспособными
  • ограниченными в обороте
  • изъятыми из оборота

К первой категории можно отнести те земли, которые переходят иным лицам в обычном, простом порядке законного препятствования. Если же есть какие-либо ограничения для осуществления таких действий в любое время и без задержек и оформления дополнительных документов и прав, тогда такие территории относятся ко второй категории.

Изъятыми являются те земли, что вообще не участвуют и не могут участвовать в таком обороте, то есть это значит, что с ними нельзя выполнять никаких действий в разрезе изменения их статуса, как объекта права и правовых отношений.

Согласно пункту третьему участки могут изменить владельца несколькими способами, но только так, как описано в нормативно-правовых актах и других официальных , что издаются правительством Российской Федерации.

В том случае, когда земля принадлежит кому-то и используется в тандеме с иными природными ресурсами (например, вместе с водой, земельными недрами), тогда подобные правовые отношения между владельцами земель регулируются не только Земельным, но и другими соответствующими кодексами.

Оборот земельных ресурсов может быть ограничен для тех объектов, которые попадают под особые категории, которые иначе контролируются и используются государством, чем земли обычного статуса.

Изменение его может происходить из-за изменения внешних факторов и обстоятельств, таких, как изменение о той или иной территории, изменение в связи с этим ее историко-культурного значения. В случае, если пользование такой землей включает также пользование иными, смежными ресурсами, такие правовые отношения регулируются также и другими кодексами.

Подробнее о статусе земельных участков, можно посмотреть на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных );

2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);

3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также — размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

6. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

7. Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые или огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

8. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Комментарий к Ст. 27 ЗК РФ

1. Земельным кодексом и иными актами земельного законодательства определены специальные нормы об обороте земельных участков. Общие нормы об оборотоспособности имущества и имущественных прав определены гражданским законодательством (ГК, иными федеральными законами). Нормами ВК, ЛК, иных федеральных законов, определяющими правовой режим природных ресурсов, установлены положения об обороте таких объектов правоотношений. В целом нормы комментируемой статьи находятся в соотношении с требованиями законодательства об обороте иных объектов, прочно связанных с землей.

Соотношение гражданского и земельного законодательства при регулировании оборота земельных участков основано на признании земельного участка недвижимым имуществом. Это положение отражено в ст. 130 Гражданского кодекса РФ , согласно которой к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки. Как можно заметить, ЗК специально не относит земельный участок к недвижимому имуществу. Правовая характеристика этого объекта становится понятной через нормы, регулирующие переход земельного участка от одного лица к другому (гл. V, VII и др.), который в целом осуществляется по правилам оборота недвижимости.
———————————
.

Оборотоспособность имущества представляет собой категорию гражданского законодательства. Гражданский кодекс обращается в своих статьях к правовому содержанию оборотоспособности наиболее подробно. Земельный кодекс из всех объектов земельных правоотношений в качестве объекта, обладающего оборотоспособностью, выделил только земельный участок. Именно земельный участок как недвижимое имущество обладает согласно современным нормативным положениям таким правовым качеством, как оборотоспособность. Комментируемая статья, определяя ограничения оборотоспособности, также обращается только к земельным участкам (см. наименование статьи). Согласно ст. 129 ГК , установившей общее понятие оборотоспособности объектов гражданских прав, под оборотоспособностью следует понимать возможность земельных участков свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Из общего положения об оборотоспособности земельных участков исходит и ст. 260 ГК , которая устанавливает, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом () постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
———————————
Статья 6 ЗК.

Следует подчеркнуть, что изъятие и ограничение в обороте земельных участков может быть установлено только федеральными законами, поскольку Конституцией РФ утверждается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Кроме того, согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62). А ограничение оборота земельных участков является одновременно и ограничением права граждан и их объединений (в том числе юридических лиц) приобретать в собственность земельные участки (это право установлено ст. 36 Конституции РФ).

2. Изъятие из оборота или ограничение в обороте земельных участков определено ЗК как утвержденные законом условия, при которых участки не могут переходить в собственность установленных субъектов (граждан, иностранных граждан, иных лиц — участников оборота) (ограничение в обороте) или не могут быть объектом сделок вообще (изъятие из оборота). Обращаясь к п. 2 комментируемой статьи, целесообразно определиться с указанием данного пункта и иных норм ЗК на то, что из оборота могут изыматься (или ограничиваться в обороте) не земельные участки, а земли. Правовое содержание данного утверждения основано на одном из принципиальных положений земельного законодательства, согласно которому в оборот не включаются земли (даже если на них не сформированы земельные участки), если они отнесены к категориям земель (см. ), правовой режим которых не предусматривает правовой возможности перехода прав на такие земли от одних лиц к другим. Земельные участки на таких землях могут быть сформированы, но они также не включаются в оборот. Во всяком случае, до тех пор, пока они принадлежат к соответствующей категории земель или виду разрешенного использования в рамках категории.

Земельные участки, не изъятые из оборота, могут быть объектами сделок. Земельный кодекс не содержит специального раздела о сделках, но это не означает, что земельным законодательством не урегулирован ряд важных вопросов данного круга. Кодексом установлены специальные нормы, регулирующие особенности купли-продажи и аренды земельных участков (см. соответствующие статьи).

3. Критерии изъятия земельных участков из оборота должны быть прямо указаны в законе, а основания ограничения в обороте земельных участков определяются в порядке, установленном законом. В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, ограничение, изъятие из оборота, а также и допущение к обороту земельных участков должно быть урегулировано земельным законодательством, а именно ЗК и иными федеральными законами.

Следует заметить, что на оборотоспособность земель оказывает воздействие правовое решение о включении в оборот (или исключении из оборота) объектов недвижимости (см. комментируемую статью) или природных объектов, на которых они расположены. Так, можно сказать, что ЛК, ВК, Закон РФ «О недрах» и другие составляют основу ограничений в обороте земель соответствующих категорий (земли водного фонда, лесного фонда и др.), обороте земельных участков, на которых расположены эти природные объекты. Особое правовое решение принято для включения в оборот основной части земель сельскохозяйственного назначения (см. п. 6 комментируемой статьи).

Следует обратить внимание на то, что нормы об ограничении в обороте или изъятии из оборота земельных участков могут быть установлены только федеральными законами.

4. Пунктом 4 комментируемой статьи устанавливается закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота. Это означает, что иными нормативными актами (в том числе федеральными законами) не могут быть установлены иные виды земельных участков, изъятых из оборота, в сравнении с уже указанными Кодексом.

При этом к земельным участкам, изъятым из оборота, отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории, находящиеся в федеральной собственности. Согласно в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Изъятыми из оборота являются земли, на которых расположены объекты, обеспечивающие государственную безопасность и оборону, а также объекты атомной промышленности государства.

В целом, поскольку размещение перечисленных объектов является основанием для изъятия соответствующих земель из оборота, следует считать, что за прекращением (ликвидацией) данных объектов в установленном порядке должно следовать снятие запрета на оборот земельных участков.

5. Земельные участки, указанные в п. 5 комментируемой статьи, могут быть включены в оборот при соблюдении условий, установленных специальным законодательством, в зависимости от категории земель, либо, как и в случае, указанном ранее в п. 4 комментируемой статьи, в зависимости от объекта недвижимости, расположенной на данном земельном участке, либо в случае принятия решений о резервировании земель.

6 — 7. Земельный кодекс придерживается позиции, согласно которой оборот земель данной категории должен регулироваться специальным федеральным законом. В соответствии с ЗК оборот земель сельскохозяйственного («производственного») назначения, т.е. предоставленных, как можно понять из соответствующих норм федеральных законов, в целях ведения товарного сельскохозяйственного производства, осуществляется на основании ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При этом п. 7 комментируемой статьи исключение сделано для земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам для указанных целей и не изъятых из оборота. При этом ЗК определил, что закон должен установить условия предоставления земельных участков в собственность всем основным субъектам, использующим эти земли (см. гл. XIV ЗК).

8. Правовое понятие и основы правового режима береговой полосы установлены ст. 6 ВК. Согласно данной статье береговая полоса — это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования. Береговая полоса предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, составляет 5 м.

Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется. ВК устанавливает, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.