Является ли закрытой информация об опекунах. Номинальный счет опекуна в сбербанке и особенности его использования. Какие банки вправе открывать номинальные счета опекунам

Номинальный счет опекуна в Сбербанке — одна из наиболее обсуждаемых тем среди получателей опекунских пособий, ведь большинство банков оказались не готовы к изменениям законодательства в этой сфере. О том, в каких случаях открывается номинальный счет и в каком порядке расходуются поступающие на него средства, будет рассказано в этой статье.

Номинальный счет опекуна: новый порядок расходования денежных средств подопечного

С 1 июля 2014 года вступили в силу изменения в Гражданском кодексе РФ, предусмотренные законом № 302-ФЗ. Касаются они порядка распоряжения пенсией, пособиями и другими выплатами, поступающими человеку, взятому под опеку (попечительство).

Ранее действовал порядок, согласно которому все полагающиеся подопечному выплаты зачислялись на счет в банке, открытый на его имя. Опекун имел право ежемесячно снимать со счета сумму, не превышающую прожиточный минимум. Для получения большей суммы требовалось разрешение органа опеки.

Начиная со второго полугодия 2014 года закон предусматривает, что причитающиеся несовершеннолетнему или недееспособному лицу выплаты поступают не на его счет, а на номинальный счет, открытый в банке на имя опекуна (попечителя). Эти средства опекун в полном объеме расходует на нужды своего подопечного без получения согласия от органа опеки и попечительства.

На практике применение нового закона столкнулось с определенными сложностями: банки оказались технически не готовы открывать новый вид счетов. По объяснениям представителей кредитных организаций, открытие номинальных счетов с момента вступления нового порядка в силу было невозможно по двум причинам:

  1. отсутствуют внутренние банковские инструкции, регламентирующие процедуру открытия и ведения таких счетов;
  2. нет необходимого программного обеспечения.

В течение второго полугодия 2014 года лишь немногие кредитные учреждения (например, Россельхозбанк) заявили о готовности открывать номинальные счета.

Какие банки вправе открывать номинальные счета опекунам?

До недавнего времени действовало правило, согласно которому деньги опекаемых могут поступать только в те кредитные организации, которые не менее чем наполовину принадлежат государству. Поэтому одним из наиболее популярных учреждений для зачисления пенсий, алиментов и пособий лиц, взятых под опеку, сейчас является Сбербанк.

С 1 января 2015 года это правило отменено. Теперь при зачислении в банк средств подопечного должно выполняться следующее условие: суммарный объем денежных средств в одном банке не должен превышать размера страхового возмещения по обязательному страхованию вкладов (с 29 декабря 2014 года эта сумма увеличена с 700 тысяч до 1,4 млн. рублей). Данное правило касается и размера средств на номинальном счете опекуна .

Не знаете свои права?

Иными словами, с 2015 года открывать номинальные счета для зачисления опекунских выплат могут не только банки с государственным участием не менее 50%, но и другие кредитные учреждения.

Правила использования номинального счета

Номинальный счет открывается на имя опекуна (попечителя) для зачисления на него выплат, причитающихся несовершеннолетним и недееспособным лицам, за исключением:

  • заработной платы и стипендии подростков от 14 до 18 лет;
  • иных средств, которыми подопечные вправе распорядиться самостоятельно.

Для открытия счета опекуну (владельцу счета) необходимо предъявить удостоверение и решение органа опеки о назначении его опекуном. Договор оформляется в письменном виде, при этом владелец счета должен сообщить банку следующие сведения о лице, в интересах которого открыт счет:

  • фамилию, имя, отчество;
  • дату, место рождения;
  • адрес регистрации по месту жительства.

Также он должен предоставить копию свидетельства о рождении опекаемого или его паспорта.

Денежные средства с номинального счета расходуются опекуном в любом объеме без получения разрешения органа опеки. Но об использовании таких сумм должен составляться ежегодный отчет .

Средства со счета не могут быть взысканы по долгам владельца счета (за исключением комиссии за совершение банковских операций). Взыскание денег с номинального счета по обязательствам подопечного возможно лишь по решению суда или в случаях, предусмотренных законом.

Появление номинальных счетов должно облегчить опекунам выполнение их обязанностей. Ранее такая формальность, как получение разрешения органа опеки на снятие суммы, превышающей прожиточный минимум, создавала массу неудобств, поскольку оформлять разрешение требовалось ежемесячно.

Каковы требования к опекунам/приемным родителям? Куда и какие документы надо подать, чтобы получить заключение о возможности быть опекуном/приемным родителем?

В соответствии со ст. 35 Гражданского кодекса РФ , ст. 146 Семейного кодекса РФ и ст. 153 Семейного Кодекса РФ опекунами\приемными родителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица, за исключением :

  • лиц, лишенных или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества ( );
  • лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления ( );
  • лиц, не прошедших психолого-педагогической и правовой подготовки согласно п. 6 ст. 127 Семейного кодекса РФ .

Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ утверждены Приказом Минобразования и науки РФ от 20.08.2012 № 623 .

Сама программа и порядок ее прохождения утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Карту школ приемных родителей (ШПР) в г. Москве можно найти в списке разделов слева.

Важно отметить, что требование прохождения ШПР не распространяется на близких родственников ребенка, а также на кандидатов, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками ребенка являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дедушки с бабушками), а также полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Обратите внимание, что мачехи и отчимы, желающие принять ребенка под опеку, от прохождения ШПР не освобождены.

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

Перечень заболеваний, при наличии которых лица по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, установлен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью" .

  • лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;
  • лиц, отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), а также бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине .

В п. 4 , установлен закрытый перечень документов, необходимых для получения заключения о возможности быть опекуном или приемным родителем:

(1) заявление (форма );

(2) автобиографию ( );

(3) справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, в т.ч. справку с места работы супруга (супруги) усыновителя с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(4) выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(5) справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(6) медицинское заключение лечебной организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке и по форме, установленным Минздравом РФ (действует в течение 6 месяцев с момента проставления гербовой печати и подписи главврача) ( );

Обратите внимание, что Правилами не предусмотрена возможность требовать медицинское заключение у членов семьи кандидата. Однако - согласно п. 4 Письма Минобразнауки от 31.08.2010 № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" - в тех случаях, "когда у специалиста, проводящего обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или приемным родителем, возникают сомнения в возможности и безопасности пребывания ребенка в семье, специалист должен сделать соответствующую запись в акте обследования условий жизни" кандидата, который в дальнейшем может стать причиной для отказа. Автору сайта известен один случай, когда женщина не смогла получить положительное заключение о возможности быть опекуном, т.к. ООП стало известно о наличии гепатита С у ее супруга.

(7) копию свидетельства о браке (если кандидат состоит в браке);

(8) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном\приемным родителем (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, либо которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (как указано в разделе 4 Рекомендаций по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утв. Письмом Минобразования и науки РФ от 24.08.2012 № ИР-713/07 , срок действия свидетельства о прохождении ШПР не ограничен )();

(9) копию пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение - только для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты (образец пенсионного удостоверения );

(10) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном\приемным родителем, на прием ребенка (детей) в семью.

Все документы кандидат подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства - эти функции выполняют либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, либо органы местного самоуправления муниципальных образований (п. 1 ст. 35 Гражданского кодекса РФ и п.1 ст. 6 ). Полный перечень органов опеки и попечительства в различных регионах РФ вы найдете на сайте интернет-проекта Минобразования РФ .

Процедура общения кандидата в опекуны с органами опеки детально прописана в Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 .

В частности, в пп. 8 и 9 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 , устанавливается, что обследование условий жизни кандидата производится в течение 3 дней со дня представления документов, предусмотренных Правилам, а сам акт обследования условий жизни кандидата оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни кандидата. В течение 10 дней со дня представления документов, перечисленных выше, и на основании акта обследования жилья кандидата орган опеки и попечительства выдает заключение о возможности или невозможности гражданина быть опекуном (попечителем) . Одновременно заявителю возвращаются все представленные документы (в ООП остаются копии).

Вниманию кандидатов, которые хотели бы получать вознаграждение за свой труд! Для того, чтобы в будущем заключить договор о создании приемной семьи, кандидаты в приемные родители должны получить "заключение о возможности быть опекуном (попечителем), исполняющим обязанности возмездно" .

Заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания. Согласно п. 11 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 , заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения кандидата не только в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, но и в любой другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

(Интересно отметить, что орган опеки несет ответственность за вред, причиненный личности или имуществу подопечного вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения им обязанности по назначению опекуна (п. 8 ст. 11 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" ). Под вредом в данном случае следует понимать и физические или нравственные страдания ребенка. На практике, конечно, компенсация подобного вреда проблематична, но вот напоминание сотруднику опеки о таком положении закона может помочь ускорить дело. Возмещение вреда, причиненного проволочками самому кандидату в опекуны, в законодательством не предусмотрено).

Кстати, согласно п 4. ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органы опеки могут передавать полномочия по подбору и подготовке кандидатов иным образовательным, медицинским, социальным или общественным организациям. Порядок работы этих организаций подробно описан в Правилах осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 . В частности:

  • подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются организациями в соответствии с Правилами подбора кандидатов в опекуны (п. 7),
  • заявление кандидата и иные документы, а также акт обследования условий жизни кандидата передаются организацией в течение 5 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган опеки для принятия решения о назначении опекуна либо об отказе в назначении опекуна (п. 7),
  • подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется организациями на безвозмездной для граждан основе (п. 8).

Представляет собой форму воспитания и заботы о несовершеннолетнем. Опека устанавливается при отсутствии у ребенка родителей.

Это может быть связано с их гибелью или невозможностью заботиться о ребенке в силу состояния здоровья. Кроме того, при лишении родительских прав возможно установление опеки.

Поэтому, как правило, в качестве опекунов выступают близкие родственники ребенка. Но бывают случаи, когда опека устанавливается посторонними лицами. Обычно это становится первоначальным этапом .

Соответственно, необходимо контролировать исполнение . Такие функции возложены на специализированные органы опеки. В структуре каждого муниципального образования имеется отдел опеки и попечительства. Работники данного отдела и обеспечивают контроль за опекунами в интересах ребенка.

Проверка опекунов прямо предусмотрена законодательством. Данные мероприятия осуществляются с целью проверки исполнения ими своих обязанностей и выяснения условий жизни, воспитания несовершеннолетнего. Проверка опеки проводится регулярно в зависимости от продолжительности опеки над несовершеннолетним.

Можно выделить несколько основных периодов, от которых зависит частота проверочных мероприятий:

Проверки продолжаются до достижения совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста. При этом проведение мероприятий является обязанностью специалистов органа опеки и попечительства. По результатам каждого такого мероприятия ими готовится письменный подробный отчет. Каждый отчет приобщается к специальному делу, которое заводится на опекаемого и семью.

Первые месяцы

К первым месяцам относится первый год. В это время проверки проходят ежеквартально.

Они планируются и реализовываются на основании утвержденного графика. Поэтому посещение семьи происходит в заранее запланированные дни.

Вопрос, что проверяет опека, весьма важен. Предмет проверки очень широк и охватывает все стороны материального обеспечения ребенка и его психологического, эмоционального состояния.

В первые месяцы очень важно не потерять контроль над ситуацией, нужно, чтобы ребенок привык к семье. Поэтому основной задачей муниципальных органов является не обнаружение нарушений, а помощь семье и ребенку.

Предметы проверок в течение первых месяцев нужно указать более подробно:

Кроме того, нужно выяснить отношение ребенка к опекунам. Поэтому с ним проводится доверительная беседа. Важно выяснить, хорошо ли ему в данной семье, каков психологический климат, не ругаются ли на него опекуны и так далее.

Проверяющие готовятся к каждому мероприятию. Собирается информация из школы о посещаемости, успеваемости. Получается информация их отдела полиции о возможных заявлениях в отношении несовершеннолетнего или его опекунов, приводах и прочее.

Плановые проверки

Когда первый год истек, проводятся плановые полугодовые проверки. В ходе данных мероприятий проверяющие интересуются теми же вопросами, что и в первые месяцы. Меняется только периодичность.

Увеличение срока между мероприятиями допускается, поскольку самый сложный период уже пройден.

Если в течение одного года все было в порядке, значит вероятность прекращения опеки минимальная. Если же выявляются проблемы, то специалисты органа должны помочь их решить. Например, снижение успеваемости в школы, большое количество пропусков занятий говорят о наличии серьезных проблем.

Возможно, в этом есть вина опекунов. Нередко они занимаются собственными делами, уделяя мало времени ребенку. Особенно это опасно в подростковом возрасте.

Поэтому при выявлении таких сложностей специалисты должны сообщить об этом психологу и начать работу с несовершеннолетним. По сути, это профилактическая деятельность, которая направлена на формирование положительного отношения к обучению и обязанностям.

Нужно побудить ребенка посещать школу, уважительно относиться к опекунам и педагогам. В конечном счете, это поможет сохранить опеку и предотвратит совершение ребенком административных проступков или даже преступлений.

Внеплановые проверки из-за обращений

Помимо плановых мероприятий могут проводиться и внеплановые. Но организовывать их произвольно орган опеки не имеет права.

Внеплановые мероприятия могут проводиться в двух случаях:

В любом случае информация становится основанием для организации внеплановой проверки. Подобные сведения не могут быть проигнорированы, поскольку они создают угрозу физическому или нравственному здоровью ребенка.

По результатам проверки возможно прекращение опеки. Если же доводы не подтвердятся, то никаких последствий обращение иметь не будет.

За что органы опеки лишают права на опеку?

Прекращение опеки допускается в случаях грубого нарушения прав ребенка, создания угрозы его жизни или здоровью. Подобные ситуации следует рассмотреть более подробно:

  • когда опекуны ведут антиобщественный образ жизни. Это может выражаться в систематическом употреблении спиртного. В этом фоне опекуны могут себя неадекватно вести, приглашать гостей и общаться с ними подолгу, не уделяя времени ребенку;
  • когда в квартире нет необходимых предметов обихода, налицо антисанитария, нет продуктов питания. Зачастую такие ситуации связаны с социальной дезадаптацией опекунов. Но нередки случаи, когда у них просто не хватает денег, чтобы обеспечить ребенка необходимыми вещами;
  • если в отношении несовершеннолетнего совершено преступление. Это однозначный повод для прекращения опеки. Но для проверки информации нужно решение полиции о возбуждении уголовного дела;
  • принуждение несовершеннолетнего к тяжелой работе, не соответствующей возрасту.

1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

2.1. Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем.

3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

4. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).

5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.