Выборы консулов принятие законов риме. Презентация на тему "устройство римской республики". в принятии законов

Лекция

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В КЛАССИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

Постепенно в боях патрициев с плебеями к III в. до н.э. сложилось классическое римское государство. Римляне называли его республика (res publica), то есть общее достояние.

Если бы мы спросили какого-нибудь афинянина эпохи Перикла, чем Афины более всего гордятся, он, вероятно, показал бы нам Акрополь с беломраморными храмами статуями, театр Диониса, где игрались пьесы Эсхила и Аристофана, попытался бы рассказать нам о достижениях греческой науки. Иными словами, Афины более всего гордились своей высокой культурой. Если бы мы обратились с аналогичным же вопросом к римлянину III в. до н.э., он, несомненно, сказал бы, что римляне более всего гордятся своим государственным строем и моральными качествами своих граждан. При этом они считали, что это вещи взаимосвязанные. Самый лучший народ в условиях деспотизма постепенно вырождается, становится раболепным, трусливым, лживым. С другой стороны, самый лучший строй, данным развращенному народу, не принесет ничего, кроме коррупции и бандитизма. Строй воспитывает граждан, граждане поддерживают строй.

Греки познакомились с римской республикой в IV-III вв. до н.э. Они все признавали ее заслуживающей похвал и уважения. Однако с точки зрения греческой науки трудно было определить государственный строй Рима. Как мы помним, греческие ученые выделяли три правильные государственные формы: монархию, законную власть одного; аристократию, законную власть немногих, и демократию, власть всего народа при условии, что народ этот чтит свои законы. Но ни одна из этих форм неприемлема была для Рима. В 168 г. до н.э. в Рим приехал Полибий , впоследствии крупнейший историк. Римский строй его очень заинтересовал. Именно в нем он видел причину всех великих побед Рима. Полибий жил в Риме семнадцать лет, бывал в сенате и народном собрании, дружил со многими римскими политиками. И он пришел к неожиданному выводу. По его словам, республика не является ни монархией, ни аристократией, ни демократией, но равномерным смешением монархического, аристократического и демократического элементов . От монархии в Риме власть консулов, от аристократии – сенат, от демократии – народное собрание. Римляне полностью согласились со взглядами Полибия. Впоследствии их развивал великий римский оратор Цицерон. Теперь остановимся на этих элементах подробнее.

Консулы это высшие должностные лица Рима. Их было двое, и они избирались народом на один год. А через год слагали полномочия и давали народу отчет в своей деятельности. Консулы прежде всего главнокомандующие. Они заведуют всем, что связано с войной. И, если мы вспомним, что Рим воевал всегда, и что в Риме была железная дисциплина, мы поймем, что власть консулов была поистине огромна. В мирное время консул мог собирать сенат и народное собрание. Но, как мы увидим, это могли делать не только консулы. Собирая сенат, консул мог достаточно жестко определить повестку дня. Консулы представляли лицо государства для иностранных держав. Кроме того, консулы могли на одни сутки арестовать римского гражданина. Более чем на сутки римлянина арестовать вообще было нельзя.



Консулы заимствовали даже внешние признаки царского достоинства. По преданию, когда изгнали царей, то все атрибуты власти передали консулам, но дабы Рим опять не стал монархией, решили, что, во-первых, их должно быть двое; во-вторых, они должны властвовать только год. Они носили царское одеяние с пурпурной каймой и сидели в кресле из слоновой кости, как бы на троне. Это кресло называлось курульным . Консулов сопровождала почетная свита из 12 ликторов , которые несли знаки консульского достоинства – фасции , пучки прутьев и секиры. Первоначально, секира означала право жизни и смерти. Потом все изменилось, поэтому в черте города Рима консулы вынимали секиры и склоняли фасции перед народом. Ликторы выполняли приказы консулов. Например, именно ликтор отводил в тюрьму арестованного человека. Таковы полномочия консулов.

Сенат – это высший совет республики. Сенаторов было около трехсот. Состоял сенат из бывших должностных лиц, то есть после того, как они были выбраны, год исполняли свои обязанности, отчитывались перед народом, их зачисляли в сенат. Сенаторов назначали пожизненно. Был только один случай, когда сенатора можно было удалить из сената. Его мы рассмотрим позднее. Таким образом, сенаторы были выбраны народом и проверены на деле. Сенат прежде всего заведовал казной. Это было заимствовано всеми европейскими государствами. Высший совет держит в руках все финансы. Можно вспомнить борьбу короля и парламента в Англии XVII в. Король, например, объявлял войну. Парламент не мог ему этого запретить. Но он мог отказать ему в субсидии. Такую же картину мы видим в Риме. Консул, опираясь на народное собрание, мог начать войну. Но сенат мог не давать ему на эту войну денег (во второй части нашего пособия мы столкнемся с такими случаями).

Вторая прерогатива сената – это дипломатия. Только сенат принимал иноземных послов, и только сенат давал наказы своим послам. Мы помним, что в Афинах послов принимало народное собрание. Не всегда это кончалось для Афин удачей. В комедиях Аристофана представлены ловкие восточные дипломаты, которые водят за нос простодушный афинский народ, суля ему златые горы. В Риме же дипломатия была в руках профессионалов. В Афинах не было и не могло быть дипломатической тайны. В Риме она была. Чаще всего заседания сената были открытыми. Но бывали случаи, когда сенат заседал при закрытых дверях.

Сенатор во время заседания был неприкосновенен. Его нельзя было арестовать. Нельзя было даже прервать его речь – положение, заимствованное английским парламентом.

Полибий говорит, что, если мы посмотрим на полномочия консулов и сената, то увидим, что они огромны. Мы можем спросить себя, что же остается на долю народа и остается ли вообще хоть что-нибудь. И он отвечает, что остается, притом важнейшие вещи.

Первое. Только народ объявляет войну и заключает мир.

Второе. Только народ принимает законы, то есть народное собрание является высшим законодательным органом.

Третье. Народ выбирает всех должностных лиц и слушает их отчет.

Для обсуждения всех вопросов народ собирался на Форуме , площади между двумя холмами Капитолием и Палатином. Поэтому для римлянина «форум» – в переносном смысле общественная жизнь. Отсюда слово форум вошло во все европейские языки. В Афинах народное собрание собиралась приблизительно раз в девять дней. В Риме оно собиралось нерегулярно. Созывать народ могли только некоторые должностные лица. Однако собирался народ очень часто и на народном собрании обсуждались все политические вопросы. Фактически должностное лицо о каждом своем шаге докладывало народу.

Теперь остановимся на полномочиях народа подробнее.

В Афинах закон мог предложить любой гражданин. В Риме – только должностное лицо. Закон впоследствии носил его имя, например, Корнелиев закон, Семпрониев закон и. т. д. Примерно за месяц до голосования текст законопроекта вывешивался на улицах и площадях города. Как мы уже говорили, грамотность была поголовная, поэтому все граждане успевали с ним ознакомиться. Затем магистрат созывал народное собрание, разъяснял отдельные пункты и вообще говорил в пользу закона. Любой человек мог выступить с критикой закона или предложить в нем какие-то изменения. Но хозяином был только автор законопроекта. Он мог ничего не учесть и поставить закон на голосование. Но иногда, чувствуя, что его предложение все равно провалится, он брал его обратно.



ДРЕВНИЙ РИМ Где был расположен Рим? Где был расположен Рим? Как был основан город Рим? Как был основан город Рим? Чем занимались и где жили римляне? Чем занимались и где жили римляне? На какие группы разделялось римское население? На какие группы разделялось римское население? Как и почему образовалась в Риме республика? Как и почему образовалась в Риме республика?












Выборы консулов Ежегодно в предрассветных сумерках одного из ______ дней на _________ поле широкой равнине за городской стеной сходились на Собрание ________ Рима. На высоком берегу _______ взвивался ________ флаг знак того, что Риму не грозит ничье вторжение. Из городских ворот являлся консул, его сопровождали двенадцать ________. Раздавался звук трубы. Жрецы провозглашали, что боги милостиво приняли жертву. Так Народное собрание приступало к выборам _________ на будущий год. Каждый гражданин получал ________, на которой писал имена тех, за кого он подавал голос. Проходя через узкие мостики, голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета голосов вновь раздавался звук трубы и объявлялись имена ______ победителей. Консулом мог стать как ________, так и _________ гражданин. Однако в Риме за исполнение должностей ______ не платили, поэтому только богачи из патрициев и плебеев становились консулами. летних Марсовом граждане Тибра красныйликторов консулов табличку двух богатыйбедныйденег



Римом управлял СЕНАТ из 300 человек. Это звание было пожизненным. Каждый год граждане выбирали из сенаторов государственные должностные лица. СЕНАТ И ЕГО РОЛЬ В РИМЕ. 8 преторов избирались для того, чтобы стать судьями Управляли всеми делами в Сенате 2 консула. 4 эдила наблюдали за порядком на улицах, рынках и устраивали зрелища 20 квесторов следили за состоянием казны Цензоры - руководили общественными работами, сбором налогов, заключали государственные договоры При черезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, сроком на 6 месяцев. 2 консула 8 пре́торов 4 эдила 2 цензора 20 квесторов Диктатор Сенат не перед кем ни отчитывался и не отвечал, за свои решения



«Восстание Спартака» - Ответ: Тяжелое положение рабов. Восстание Спартака. Здесь и началась подготовка к восстанию. Самостоятельная работа с текстом учебника. с. 235-235 пп. 2,3. Для разгрома восставших сенаторы направили полководца Красса. Вопросы: Где первоначально устроили лагерь восставшие в Капуе рабы? Причины поражения.

«Война с Ганнибалом» - Решите задачу: Последствия завоеваний: Ответьте на вопросы: 1. Завоевания привели к образованию большого государства с множеством провинций. Установление господства Рима во всем Средиземноморье во втором веке до н.э. Выберите правильный ответ: Выполни задания: Отсюда возникло выражение «Ганнибалова клятва».

«Рабы Рима» - Источники рабства. В имении Луция Попликолы. На рудниках Древнего Рима. В мастерской ремесленника. Гладиаторские бои в Колизее. Применение труда рабов в Риме. Рабство в Древнем Риме. В доме знатного римлянина. Люди, которые создали богатство Рима. Чайнворд.

«Период Римской республики» - Где использовали труд рабов. Впишите недостающие буквы. Рим. Христианство и современность. Могущество Рима. Удалите воинов с территорий. Найдите и исправьте ошибки на карте. Какое государственное устройство можно назвать демократическим. Сравните 2 типа управления государством. Огромное количество предметов.

«Рабство в Древнем Риме» - Автор Неизвестен. «Труд и жизнь рабов в Риме», с.228. А вы сегодня свободны или зависимы? Свобода и Рабство еще посетят наши уроки… Я много лет выдавливал раба. Дай оценку уроку: Подумайте: Свобода и Рабство????????? Являетесь ли вы чьей-то собственностью? Ироничные стихи. Знакомьтесь, Рабство! ? А может, я выдавливал не то?

«Войны Рима» - Я покупаю! Пред альпийская Галлия. Рим. Цезарь умер 15 марта 44 года до н.э. от рук бунтовщиков. Сенат высылает 3000 воинов. Стал выдавать солдатам жалование, солдатская служба продолжалась 16 лет. Восстание Спартака. Разорение крестьян. По рукам! После восстания Спартака в римской республике наиболее влиятельными стали:

Всего в теме 17 презентаций

Класс: 5

Цели:

  • Образовательная :
  • подвести учащихся к пониманию устройства республики Рим, найти различия устройства Рима и Афин, помочь осмыслить, что Афинская республика демократическая, а Римская – аристократическая, объяснить значения новых понятий – равноправие, Форум, Марсово поле.
  • Воспитательная :
  • воспитывать уважительное отношение к народам Афинской и Римской республик, чувство ответственности за свои учебные обязанности
  • Развивающая : развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Оборудование урока: карта «Древний Рим», мультимедиопроектор, таблицы на доске, рабочая тетрадь, компьютер, учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, дидактический материал, диск издательства «Просвещение».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Урок истории. На столе учебник, тетрадь. В течение урока буду наблюдать, кто самый активный, организованный, любознательный.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение Древнего Рима, а значит перед нами несколько проблем:

1. Узнать, каково устройство республики Рим, как осуществлялось управление Римской республикой.
2. Сравнить с управлением в Афинской республике.
3. Понять, почему Афинская республика – демократическая, а Римская – аристократическая.

(Презентация . Открывается слайд с планом урока)

План урока

1. Выборы консулов.
2. Сенат и его роль в Риме.
3. Римские законы.

– Откройте тетрадь, запишите число, тему урока «Устройство Римской республики»
– На прошлом уроке вы узнали о возникновении Римской республики и завоеваниях Римом Италии. Вспомните и скажите, когда был основан Рим?(753 г.до н. э.)
– Где был основан Рим? (На семи холмах, на Аппенинском полуострове)
– Как называли древнейших жителей Рима? (Патриции)
– А какая группа населения еще проживала в Риме? (Плебеи)
– Обратите внимание на одежду патрициев и плебеев (откройте стр. 212 учебника и расскажите об особом виде одежды, показ на диске)
– Какое управление было в древнем Риме?

– Какие изменения произошли после изгнания последнего 7-го царя? (Решили больше не приглашать, а правление передать народу)
– Как называется форма устройства, когда глава государства избирается народом? (Республика)
– А какая форма еще вам известна? (Монархия)
– Назовите государства, которые вы изучали, были республикой? (Афины)
– Когда в Риме установилась республика? (509 г. до н.э.)
– Как изменилось управление? (Стали на собрании выбирать 2 консулов сроком на 1 год)
– Кто такие консулы? (Правители из патрициев)
– Чем были не довольны плебеи и за что они боролись?
– Кто такие народные трибуны?
– Расскажите о них (показ на диске)

3. Переход к новой теме

– После 200 летней борьбы плебеи стали полноправными гражданами (работа с понятием – равноправие ). На должности консулов и других должностных лиц избирали из патрициев и плебеев. Большое значение для плебеев, среди которых было много бедняков, имело запрещение рабства в 326г. до н.э.

4. Объяснение нового материала

– Сегодня на уроке мы рассмотрим управление Римской республикой и попытаемся сравнить с управлением в Афинской республике.

В III веке до н.э. Римская республика имела 3 органа власти:

Народное собрание – консулов – Сенат

– Запишите в тетради 3 органа власти.
По прежнему в Римской республике – высший орган власти – Народное собрание – состояло из мужчин – патрициев и плебеев, богатых и бедных, знатных и незнатных.
– Вспомните, какие вопросы решало собрание? (Выбирало должностные лица – консулов, народных трибунов,
принимало законы,
объявляло войну и заключало мир,
заслушивали отчет консулов,
могли привлечь к ответственности за неправильные действия)

– Послушайте, как выбирали консулов и какие они решали вопросы (стр. 41-42 учебника), работа с понятием – Марсово поле . Для выборов народных трибун и принятия законов граждане собирались на Форуме – главной площади города (запись понятия). Выступать с предложением могли с консулами народные трибуны. Остальные должны без обсуждения голосовать.

КОНСУЛЫ
Управляли государством
Предлагали новые законы
Набирали войско
Командовали армией

– Консулы избирались сроком на 1 год. За исполнение должностей денег не платили. Богатые одевали кандиду – белоснежный плащ, символ того, что совесть консула чиста, как их плащ.
– Запишите должностные обязанности консулов в тетради.
– Обратите внимание: законы предлагали только консулы или другие должностные лица, а остальные без обсуждения голосовали за или против. Из бывших консулов избирали цензоров, которые вели переписку, следили за нравом, оценивали имущество. Особо важную роль играл Сенат. После борьбы плебеев Сенат пополнялся из бывших консулов и трибунов без всяких выборов. Сенат состоял из 300 человек, все они пожизненно являлись членами Сената.

СЕНАТ
обладал огромной властью
ведал казной
разрабатывал новые законы
судил римлян

– Запишите обязанности Сената
Сенат ни перед кем не отчитывался и не нёс ответственности за свои ошибки. В случае, если стране грозила опасность, назначался диктатор на полгода (единоличный правитель). Заседание Сената обычно вел консул. При обсуждении, даже если был не согласен с мнениями Сената, консулу приходилось соглашаться (показ схемы управления)
Диктатор командовал войском. У римлян войско было сильным, хорошо обученное и специально для воинов – легионеров по особому плану строили лагерь, даже если останавливались на одну ночь, разбивали лагерь (показ на диске строительства лагеря).
– Римлян считали самым законопослушным народом. Именно у них появились первые письменные законы. Законы Сената называли «Двенадцати таблиц» . У римлян мы заимствовали основные положения законов. Например, что закон не имеет обратную силу. Современные законы опираются на римское право.

– На уроке вы узнали об управлении Римской республикой, а теперь попробуем сравнить управление в Афинах и Риме, найдем различия по нескольким направлениям и сходство.
Пользуясь учебником, записями в тетради учащиеся пытаются найти ответы по схеме на доске, учитель обобщает и записывает на доске, дети в тетради.

Различия в управлении:

по принятию законов
по оплате должностей
по деятельности Сената

Общее в управлении:

по форме устройства
принадлежности высшей власти

Республиканское устройство

в принятии законов

оплата должностей

Итог: оба государства являлись республиками, но Афины называют демократической
– Что такое демократия? (Власть принадлежит народу)
– Рим – аристократической республикой т. к. власть реально принадлежала нескольким десяткам богатым патрициям и плебеям.

5. Закрепление: (решение тестовых заданий)

6. Выставление оценок с комментированием учителя

7. Домашнее задание