ВС РФ расширил круг участников процесса о банкротстве (и пересмотрел позиции Президиума ВАС). Лица участвующие в деле о банкротстве Лицо принимающее участие в делах о банкротстве

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы (по требованиям уплаты обязательных платежей), прокурор (в случае рассмотрения дела по его заявлению), государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве), а также иные лица в предусмотренных Законом случаях.

Должник вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд в предвидении банкротства, то есть при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Однако заявление может быть подано должником при наличии у него имущества, достаточного для покрытия судебных расходов (кроме случаев, когда возникает обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд).

Если в арбитражный суд подано должником заявление при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы в целях удовлетворения своих требований не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке. Компетенция собрания кредиторов, полномочия и права комитета кредиторов показаны на схеме 11.1.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов принимает участие представитель работников должника. Число голосов, принадлежащих каждому конкурсному кредитору, налоговому и иному уполномоченному органу, определяется пропорционально сумме их требований к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признанных установленными на дату проведения собрания кредиторов. Собрание кредиторов считается правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов (при условии, что о времени и месте проведения собрания конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены). Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов присутствующих на собрании конкурсных кредиторов кроме случаев, когда на собрании рассматриваются вопросы:

Схема 11.1. Компетенция собрания кредиторов, полномочия и права комитета кредиторов

О введении и продлении внешнего управления либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего.

В этих случаях решения на собрании кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Если же на собрании кредиторов, созванном для решения данных вопросов, не оказалось необходимого для принятия решения числа голосов, созывается повторное собрание, которое правомочно принимать такие решения большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании.

Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее одной трети от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе одной трети от числа конкурсных кредиторов.

Интересы конкурсных кредиторов представляет комитет кредиторов, который избирается собранием кредиторов на период проведения внешнего управления и конкурсного производства.

Выборы членов комитета осуществляются кумулятивным голосованием. Если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, то решением собрания кредиторов функции комитета могут быть возложены на собрание. Решения по вопросам, рассматриваемым комитетом кредиторов, принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета.

Для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве, арбитражным судом назначается арбитражный (временный, внешний, конкурсный) управляющий. Им может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя по данному виду деятельности, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. При наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных Законом о банкротстве, арбитражными управляющими назначаются сотрудники Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в силу занимаемой ими должности.

Арбитражным управляющим не могут быть назначены:

Лица, осуществлявшие ранее управление делами должника - юридического лица, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет;

Лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);

Лица, имеющие судимость.

Выдачу лицензий на осуществление деятельности в качестве арбитражных управляющих осуществляет Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (лицензирующий орган). Лицензии выдаются трех категорий. Лицензия первой категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, граждан, индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Лицензия второй категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего (его заместителя) при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, за исключением тех, которые отнесены к категории крупных и экономически или социально значимых. И, наконец, лицензия третьей категории дает право на осуществление деятельности в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Срок действия лицензий всех категорий - 3 года.

Для получения лицензии первой категории соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

Заявление о выдаче лицензии с указанием срока ее действия;

Копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

Справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

Копию свидетельства о сдаче экзаменов про программе обучения лицензирующего органа;

Документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления.

Для получения лицензии второй категории, кроме перечисленных документов, в лицензирующий орган представляются копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим (его заместителем) и отчет соискателя, подтверждающий стаж работы в этом качестве не менее 6 месяцев.

Чтобы получить лицензию третьей категории, соискатель, кроме документов, необходимых для получения лицензии первой категории, должен представить в лицензирующий орган следующее:

Копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим, а также его отчетов как арбитражного управляющего, утвержденных арбитражным судом, о завершении не менее двух процедур внешнего управления и (или) конкурсного производства в период работы соискателя с лицензией второй категории, получивших положительное заключение экспертной комиссии по арбитражному управлению;

Свидетельство о сдаче соискателем экзамена по программе повышения квалификации, утвержденной лицензирующим органом.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

Наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

Несоответствие соискателя лицензии условиям, необходимым для получения лицензии соответствующей категории.

Лицензиат обязан:

В течение 30 дней с момента выдачи лицензии зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде с соответствующей отметкой арбитражного суда на обратной стороне лицензии;

Уведомить лицензирующий орган о регистрации в арбитражном суде в течение 15 дней с момента регистрации;

Соблюдать требования и условия осуществления лицензируемого вида деятельности;

Осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

Не отклонять без достаточных оснований предложения арбитражного суда, при котором он зарегистрирован, о назначении его арбитражным управляющим.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае:

Обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

Прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

Передачи лицензии другому лицу;

Невыполнения лицензионных условий (например, необоснованного отказа лицензиата от назначения его арбитражным управляющим);

Невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;

Невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности этого физического лица как индивидуального предпринимателя.

Лицензирующий орган может также отозвать лицензию в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей арбитражным управляющим, повлекшего убытки для должника или кредиторов. Отзыв лицензии в период осуществления арбитражным управляющим его полномочий является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей.

Права и обязанности арбитражных управляющих на различных этапах рассмотрения дела о банкротстве должника - юридического лица приведены в табл. 11.1. Должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство Российской Федерации.

Таблица 11.1. Права и обязанности арбитражных управляющих

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, а также функции анализа и планирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций, является

В соответствие со ст. 1 Закона участниками дела о банкротстве являются кредиторы, должник, арбитражный управляющий, собственник имущества (орган уполномоченный управлять имуществом).

В некоторых случаях, предусмотренных Законом, принимают участие и другие лица: Фонд госимущества Украины, государственный орган по вопросам банкротства, представитель органа местного самоуправления, центральный орган исполнительной власти, представитель работников должника.

Основными действующими лицами процедуры банкротства являются стороны (кредиторы и должник) и арбитражный управляющий. Остальные участники дела о банкротстве привлекаются эпизодически, в указанных в Законе случаях.

Кредиторы -- главные процессуальные фигуры дела о банкротстве, ибо от их инициативы, участия во многом зависит судьба должника и всего дела.

Кредитором, в понимании ст. 1 Закона, является юридическое или физическое лицо, которое имеет в установленном порядке подтвержденные документами требования по денежным обязательствам к должнику, по выплате задолженности по заработной плате должника, а также органы государственной налоговой службы и другие государственные органы, которые осуществляют контроль за правильным и своевременным зачислением налогов и сборов (обязательных платежей). Закон не установил каких-либо ограничений в отношении субъектов. Ими могут быть любые украинские, иностранные физические и юридические лица.

Анализ Закона позволяет сделать вывод о наличии шести видов кредиторов:

а) инициирующие;

б) вынужденные;

в) залоговые;

г) текущей задолженности;

д) приоритетные (привилегированные);

е) реестровые.

Все кредиторы разобщены и преследуют разные интересы. Одни хотят получить погашение задолженности немедленно (по заработной плате), другие вынуждены (под угрозой потери требований) принять участие в деле, третьи являются контрагентами должника и заинтересованы в сохранении производства. Таким образом, между кредиторами объективно существуют противоречия в форме конфликта интересов. В отличие от искового производства, где удовлетворяются все требования и все интересы, в Законе действует принцип большинства. Интересы кредиторов представляет специальный демократический орган -- собрание (комитет) кредиторов. На собрании кредиторы обладают числом голосов, которое пропорционально сумме требований, включенных в реестр требований кредиторов, кратной 1000 гривен.

Еще одной основной процессуальной фигурой банкротства является должник (банкрот).

Должник -- это субъект предпринимательской деятельности, неспособный исполнить свои денежные обязательства перед кредиторами в течение трех месяцев после наступления срока их оплаты.

Банкрот -- это должник, неспособность которого, исполнить свои денежные обязательства установлена хозяйственным судом. Субъект предпринимательской деятельности становится должником после возбуждения дела о банкротстве и до признания его банкротом и открытия ликвидационной процедуры. После признания банкротом должник уже называется банкротом.

Должником (банкротом) могут быть субъекты предпринимательской деятельности -- юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве таковых. Исключения составляют казенные предприятия, конкретные предприятия коммунальной собственности, на которые распространяется запрет о банкротстве согласно решению совета органа местного самоуправления.

В то же время к должникам приравнены другие некоммерческие организации: потребительское общество, благотворительный или другой фонд (п. 4 ст. 5 Закона). Что касается общественных и религиозных организаций, учреждений, то они не подпадают под действие Закона.

Наряду с юридическими лицами субъектом банкротства является физическое лицо -- субъект предпринимательской деятельности, неспособный удовлетворить требования кредиторов.

Если физическое лицо не зарегистрировано в качестве частного предпринимателя и имеет задолженность перед кредиторами, то оно не может быть субъектом банкротства.

Закон установил для граждан -- субъектов предпринимательской деятельности специальную процедуру рассмотрения дела о банкротстве. В частности, для гражданина-предпринимателя применяются только процедуры мирового соглашения и ликвидации.

Арбитражный управляющий -- важная центральная фигура процедуры банкротства. Посредством этой фигуры происходит реализация связей, отношений между должником, кредиторами и хозяйственным судом..

Арбитражный управляющий -- это физическое лицо, назначаемое хозяйственным судом для осуществления (проведения) процедуры банкротства. Такое лицо выступает в трех качествах: распорядитель имущества, управляющий санацией и ликвидатор. Закон устанавливает особые требования к кандидатуре арбитражного управляющего.

Прежде всего, это должно быть физическое лицо -- субъект предпринимательской деятельности, который обладает специальными знаниями, имеет соответствующую лицензию и не является заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Статья 1 Закона определяет перечень таких лиц, как в отношении должника, так и кредиторов.

Наличие лицензии является обязательным при назначении физического лица арбитражным управляющим.

Законом установлены исключения из этого правила. Это касается назначения: распорядителя имущества крестьянского хозяйства (п. 9 ст. 5), управляющего санацией руководителя должника (п. 2, 3 ст. 17; п. 9 ст. 53), ликвидатора при банкротстве должника, который ликвидируется собственником (п. 2 ст. 51). Лишение в установленном порядке лицензии является основанием для отстранения хозяйственным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей по делу о банкротстве.

В процедуре банкротства арбитражный управляющий имеет большие права и обязанности (п. 8 ст. 13; п. 5 ст. 17; п. 1 ст. 25). Реализуя свои полномочия, арбитражный управляющий должен добросовестно исполнять свои обязанности, учитывать интересы как должника, так и кредиторов, не злоупотреблять своими правами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих полномочий, повлекшее причинение убытков должнику или кредиторам, является основанием для лишения его лицензии.

К лицам, участвующим в деле о банкротстве относятся:

В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве должник - это гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

Конкурсный кредитор;

Закон о банкротстве в ст. 2 дает определения, как кредитора, так и конкурсного кредитора. В нашем случаем, интерес предоставляет именно конкурсный кредитор, так как участниками процесса банкротства могут быть только кредиторы по денежным обязательствам.

Конкурсными кредиторами являются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинения вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а так же учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия. (ст. 2 Закона о банкротстве).

Не признаются лицами, участвующими в деле, текущие кредиторы, срок исполнения требований которых наступил после возбуждения производства по делу о банкротстве - это установлено п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве.

Арбитражный управляющий

Одним из главных действующих лиц при проведение всех процедур банкротства является арбитражный управляющий. В зависимости от процедур банкротства - временный, административный, внешний либо конкурсный управляющий. Именно от него в конечном итоге зависит судьба должника.

Арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства, и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций. (ст. 2 Закона о банкротстве).

Уполномоченные органы по требованиям, вытекающим из обязательных платежей;

Уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей т требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротств требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. (ст. 2 Закона о банкротстве).

Другие лица, в частности органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта русской Федерации при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации, лицо, предоставившее обеспечение для проведения денежного оздоровления, и т.д.

Процессуальные права лиц, участвующих в деле о банкротстве, определены АПК и некоторыми положениями Закона о банкротстве.

Данные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать предусмотренные настоящим Федеральным законом процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных прав действия.

Расходы на проведение указанной экспертизы возмещаются за счет лица, обратившегося с ходатайством о назначении указанной экспертизы.

Должником в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» является гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом. Он обладает определённым рядом прав и обязанностей, а именно правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Также должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:

  • 1. Удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  • 2. Органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • 3. Органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • 4. Обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
  • 5. Должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. Также Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены иные случаи.

В случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином - должником положений Федерального закона, указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право:

созывать собрание кредиторов;

созывать комитет кредиторов;

обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Федеральным законом;

получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены Федеральным законом;

привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами;

запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления;

подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Привлекаемые арбитражным управляющим в соответствии с Федеральным законом реестродержатель, аудиторская организация (аудитор), оценщик и организатор торгов не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам.

Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:

принимать меры по защите имущества должника;

анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом;

предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных Федеральным законом;

в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;

разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;

выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

осуществлять иные установленные Федеральным законом функции.

Также, если иное не установлено Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых Федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.

При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Полномочия, возложенные в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам.

Утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих.

Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

Правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

Особенностью процесса о банкротстве является то, что в нем отсутствуют истец и ответчик, а есть только заявитель, которым может быть должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Заявителями являются организации и граждане, обращающиеся в арбитражный суд с заявлениями и вступающие в арбитражный процесс по этим заявлениям (п.1 ст. 45 АПК РФ).

В делах о банкротстве принимают участие две категории лиц - лица, участвующие в деле о банкротстве, и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (см. рис. 2).

Рис. 2. Лица, участвующие в деле и в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

Рис. 2. Лица, участвующие в деле и в арбитражном процессе по делу о банкротстве кредитной организации

Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа; обжаловать судебные акты; пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными АПК РФ и другими федеральными законами (п.1 ст.41 АПК РФ).

При банкротстве кредитных организаций основные отличия: вместо арбитражного управляющего конкретно оговаривается наличие конкурсного управляющего - в связи с тем, что отсутствуют процедуры, на которых должны присутствовать другие управляющие; присутствует Центральный Банк России (он исполняет обязанности уполномоченного органа); нет лиц, предоставивших финансовое обеспечение в связи с отсутствием судебной процедуры «Финансовое оздоровление».



Лица, участвующие в деле о банкротстве

Арбитражный Процессуальный Кодекс предполагает участие в арбитражных делах прокурора. Закон о банкротстве такую возможность не рассматривает.

Не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве кредиторы, имеющие задолженность по текущим платежам (ст. 5 Закона о банкротстве).

Должник

Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве (ст. 2 Закона о банкротстве).

От имени должника выступает руководитель должника - юридического лица или арбитражный управляющий (на тех процедурах, где он исполняет обязанности руководителя) и должник-гражданин, соответственно. Руководитель должника - это единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности. Полномочия руководителей организаций подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами (ст.2,36 Закона о банкротстве).

Список нормативных актов, подтверждающих эти полномочия перечислен в Письме ВАС РФ от 25.05.2004 № С1-7/УП-600 «О Федеральных законах, применяемых арбитражными судами в соответствии с содержащимися в АПК РФ отсылочными нормами».

Вид организации Исполнительный орган (единоличный) Учредительные документы Нормативный документ
Общество с ограниченной ответственностью генеральный директор, президент и другие Ст. 89 ГК РФ, ст. 5,12,40,41 Федерального от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Акционерное общество директор, генеральный директор; по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему); свой руководитель (на основании доверенности) есть у филиалов и представительств устав Ст. 98,103 ГК РФ, ст. 5,69 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ
Фермерское хозяйство глава соглашение ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 N 74-ФЗ, ст. 4,16
Производственный кооператив, в том числе сельскохозяйственный В сельскохозяйственном кооперативе - председатель устав Ст. 108 ГК РФ, ст. 11,26 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»
Государственное унитарное предприятие, муниципальное унитарное предприятие, казенное предприятие Директор, генеральный директор; свой руководитель (на основании доверенности) есть у филиалов и представительств устав Ст. 113,114,115 ГК РФ, ст. 5,9,21 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
Потребительский кооператив, в том числе сельскохозяйственный Председатель устав Ст. 116 ГК РФ, ст. 11, 26 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»
фонд устав Ст. 118 ГК РФ, ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ
Ассоциация, союз Учредительный договор, устав Ст. 122 ГК РФ, ст.14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
Негосударственный пенсионный фонд исполнительный директор, президент устав Ст. 6, 30 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения председатель правления устав Ст. 16, 20-23 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ
Товарищество собственников жилья председатель правления устав Ст. 135,147-149 «Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ
ВУЗ ректор устав ст. 12 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (в ред. от 23.12.2003)

Статус руководящих органов подтверждается, например, выпиской из протокола общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью об избрании единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и др.), приказом о назначении руководителя государственного или муниципального унитарного предприятия.

Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» напрямую перечисляет документы, согласно которым руководители занимают должности: приказ, распоряжение, протокол собрания учредителей или другой документ о назначении, исполнении обязанностей.

Обратите внимание, что в некоторых уставах прописывают срок полномочий директора, если он истек, приказ нужно обновить.

Руководитель юридического лица управляет должником до суда и во время процедур наблюдения и финансового оздоровления. Во время этих двух процедур его функции ограничены, действия контролируются управляющим, назначенным арбитражным судом. Во время конкурсного производства и внешнего управления функции по управлению переходят к арбитражному (конкурсному или внешнему) управляющему. После заключения мирового соглашения и при благополучном для предприятия исходе финансового оздоровления и внешнего управления руководство организацией вновь переходит к его руководителю, прежнему или вновь назначенному.

Учредители никакого участия в судьбе должника во время процедур банкротства не принимают, все решают кредиторы и арбитражный суд. От имени собственника имущества, учредителей, участников должника в процессе может участвовать представитель (без права голоса).

Полномочия адвоката на ведение дела в арбитражном суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы (по требованиям уплаты обязательных платежей), прокурор (в случае рассмотрения дела по его заявлению), государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве), а также иные лица в предусмотренных Законом случаях.

Должник вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд в предвидении банкротства, то есть при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Однако заявление может быть подано должником при наличии у него имущества, достаточного для покрытия судебных расходов (кроме случаев, когда возникает обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд).

Если в арбитражный суд подано должником заявление при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы в целях удовлетворения своих требований не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов принимает участие представитель работников должника. Число голосов, принадлежащих каждому конкурсному кредитору, налоговому и иному уполномоченному органу, определяется пропорционально сумме их требований к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признанных установленными на дату проведения собрания кредиторов. Собрание кредиторов считается правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов (при условии, что о времени и месте проведения собрания конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены). Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов присутствующих на собрании конкурсных кредиторов кроме случаев, когда на собрании рассматриваются вопросы:

  • о введении и продлении внешнего управления либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего.

В этих случаях решения на собрании кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Если же на собрании кредиторов, созванном для решения данных вопросов, не оказалось необходимого для принятия решения числа голосов, созывается повторное собрание, которое правомочно принимать такие решения большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании.

Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее одной трети от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе одной трети от числа конкурсных кредиторов.

Интересы конкурсных кредиторов представляет комитет кредиторов, который избирается собранием кредиторов на период проведения внешнего управления и конкурсного производства. Выборы членов комитета осуществляются кумулятивным голосованием. Если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, то решением собрания кредиторов функции комитета могут быть возложены на собрание. Решения по вопросам, рассматриваемым комитетом кредиторов, принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета.

Для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве, арбитражным судом назначается арбитражный (временный, внешний, конкурсный) управляющий. Им может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя по данному виду деятельности, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. При наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных Законом о банкротстве, арбитражными управляющими назначаются сотрудники Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в силу занимаемой ими должности.

Арбитражным управляющим не могут быть назначены:

  • лица, осуществлявшие ранее управление делами должника - юридического лица, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет;
  • лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);
  • лица, имеющие судимость.

Выдачу лицензий на осуществление деятельности в качестве арбитражных управляющих осуществляет Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (лицензирующий орган). Лицензии выдаются трех категорий. Лицензия первой категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, граждан, индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Лицензия второй категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего (его заместителя) при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, за исключением тех, которые отнесены к категории крупных и экономически или социально значимых. И, наконец, лицензия третьей категории дает право на осуществление деятельности в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Срок действия лицензий всех категорий - 3 года.

Для получения лицензии первой категории соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

  • заявление о выдаче лицензии с указанием срока ее действия;
  • копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • копию свидетельства о сдаче экзаменов про программе обучения лицензирующего органа;
  • анкету, содержащую сведения о личностно-деловых и профессиональных качествах соискателя; копию трудовой книжки;
  • документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления.

Для получения лицензии второй категории, кроме перечисленных документов, в лицензирующий орган представляются копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим (его заместителем) и отчет соискателя, подтверждающий стаж работы в этом качестве не менее 6 месяцев.

Чтобы получить лицензию третьей категории, соискатель, кроме документов, необходимых для получения лицензии первой категории, должен представить в лицензирующий орган следующее:

  • копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим, а также его отчетов как арбитражного управляющего, утвержденных арбитражным судом, о завершении не менее двух процедур внешнего управления и (или) конкурсного производства в период работы соискателя с лицензией второй категории, получивших положительное заключение экспертной комиссии по арбитражному управлению;
  • свидетельство о сдаче соискателем экзамена по программе повышения квалификации, утвержденной лицензирующим органом.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии условиям, необходимым для получения лицензии соответствующей категории.

Лицензиат обязан:

  • в течение 30 дней с момента выдачи лицензии зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде с соответствующей отметкой арбитражного суда на обратной стороне лицензии;
  • уведомить лицензирующий орган о регистрации в арбитражном суде в течение 15 дней с момента регистрации;
  • соблюдать требования а условия осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
  • не отклонять без достаточных оснований предложения арбитражного суда, при котором он зарегистрирован, о назначении его арбитражным управляющим.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае:

  • обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
  • прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • передачи лицензии другому лицу;
  • невыполнения лицензионных условий (например, необоснованного отказа лицензиата от назначения его арбитражным управляющим);
  • невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
  • невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности этого физического лица как индивидуального предпринимателя.

Лицензирующий орган может также отозвать лицензию в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей арбитражным управляющим, повлекшего убытки для должника или кредиторов. Отзыв лицензии в период осуществления арбитражным управляющим его полномочий является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей.

Должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, а также функции анализа и планирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций, является Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Помимо исполнения полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению Федеральная служба уполномочена также представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и интересы Российской Федерации как кредитора по денежным обязательствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций.

Федеральная служба осуществляет возложенные на нее полномочия и функции непосредственно и через свои территориальные органы, а также через своих представителей на соответствующих территориях.

Задачами Федеральной службы по ее основному назначению являются:

Для реализации возложенных на Федеральную службу задач ей предоставлены необходимые для этого права. Федеральная служба, в частности, имеет право:

  • издавать в пределах своей компетенции нормативные и иные правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства;
  • запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
  • проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций, а также назначать проведение аудиторских проверок;
  • создавать экспертные и совещательные коллегиальные органы;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать учреждения, необходимые для выполнения функций и задач Федеральной службы;
  • привлекать для проведения экспертиз и консультаций специалистов других органов исполнительной власти и организаций.

В целях реализации процедур банкротства в отношении отсутствующего должника, а также в целях создания дополнительных гарантий деятельности арбитражных управляющих Федеральная служба вправе создать специализированный фонд.