Volnaudachi: индийские божества. Бог Брахма – создатель вселенной

Творец Вселенной, нерождённый, неизменный,
Прибежище движущихся и неподвижных творений,
Брахма есть Первопричина, Хранитель и Разрушитель,
в нём заключено всё сущее

«Маркандея-пурана», глава 42, «Рождение Брахмы»

И значальным творцом Вселенной в ведической культуре считается бог Брахма . В составе триады главных божеств ведического пантеона - Тримурти (санскр. त्रिमूर्ति - ‘три лика’, триединое божество) - Брахма является создателем Вселенной в начале времён, в то время как Вишну - её хранитель на протяжении периода её существования, а Шива - разрушитель Вселенной в конце времён. Такой тройственный божественный союз олицетворяет собой единство ипостасей трёх божеств, заключает в себе идею троичности Вселенной, так как все три божества являются проявлениями единой божественной сути в различных её аспектах. Эпическая поэма «Хариванша-пурана», формально считающаяся дополнительной 19-ой книгой «Махабхараты», так трактует идею триединства божественного проявления Вселенной: «Он есть Вишну, он также есть и Шива, и Шива есть также и Брахма: одно существо, но три бога - Шива, Вишну, Брахма».

Брахма и сотворение Вселенной

Брахма - творец Вселенной со всеми её многочисленными созданиями, при этом он сам является первым рождённым созданием во Вселенной. Мир был проявлен им из первопричины в изначальной пустоте - вселенского яйца Махадивьи. В нём Брахма сидит на лотосе, произрастающем из пупа Вишну, который есть первооснова всего сущего, и создаёт материальный мир. Изначальная пустота - это абсолютное всё, то есть Брахма, будучи содержащим в себе всю Вселенную, проявляет её в видимой форме. Корень самого слова «Брахма» означает ‘расширение’, ‘увеличение’; изначальная форма бытия была сокрыта в нём, и он эманировал из себя всю природу - проявил её из абстрактной, непроявленной вечности в конкретную, зримую субстанцию. Лотос олицетворяет собой абстрактную и конкретную Вселенную, потому и является священным цветком, символизирующем чистоту, совершенство и духовное пробуждение. Его семена содержат миниатюрный прообраз будущего цветка, так и Брахма проявляет этот мир по своему прообразу. Вселенское яйцо является символом Вселенной, проявленной из центра - зародыша. Аллегория яйца, из которого была проявлена Вселенная, символизирует «сгусток» энергий всех будущих живых существ.

Тотчас же введя меня в иллюзорное состояние силой Своей Майи, Шива в ходе Своей Лилы, поместил меня в Лотос, растущий из пупа Вишну. Вот почему я стал известен как "Рождённый в лотосе" и как "Золотой зародыш"

«Шива-Махапурана». Глава 7

Все мы пребываем в иллюзии существования, находимся под покровом майи (санскр. माया - ‘иллюзия’, ‘видимость’). Вселенная возникла из мирового яйца, в котором спит Брахма. Так что наш реальный проявленный мир - это лишь сон Брахмы, создателя этого мира.

Наша Вселенная постоянно расширяется, что научно доказано современными учёными-астрофизиками, и это лишь подтверждает сведения, содержащиеся в древнейших текстах Пуран, согласно которым, изначально в диаметре Вселенная составляла 500 миллионов йоджан (8 млрд км), однако к концу времён она вырастет до 9,5 млрд км. Таким образом, древнейшие источники священных знаний хранят точные данные о масштабах проявленной Вселенной.

Сам Брахма и есть Вселенная, а каждая частица её - его проявление.

Брахма - лишь причина сотворяемого при совершении творения, и от него исходят энергии-шакти сотворённого, становясь причиной возникновения предматерии, за исключением этой единственной причины, нет иной, которой бы мир был обязан своим существованием

«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 51-52

Космические циклы мироздания. День и ночь Брахмы

Образ Брахмы, погружающегося в сон и бодрствующего, формирует представления о времени, представляющем собой систему космических циклов. Когда Брахма бодрствует, на протяжении «дня Брахмы», он создаёт Вселенную, но засыпая, вновь растворяет её.

Жизнь Брахмы длится сто лет. Таким образом, наша Вселенная существует в течение 311 040 000 000 000 земных лет (далее по тексту - з.л.), соответствующим ста божественным годам Брахмы (Маха-кальпа). «Кальпа» на санскрите कल्प - ‘порядок’, ‘период’, ‘эпоха’, а «маха» (महा) означает ‘большой, великий’, соответственно «Маха-кальпа» означает ‘великий век’. Этому периоду проявления космической божественной энергии, противопоставляется период, когда по истечении жизни Брахмы, Вселенная прекращает своё существование, начинается Маха-пралайя («пралайя» на санскрите प्रलय - ‘разрушение, растворение’, «маха-пралайя» - ‘великое разрушение’) - период непроявленной Вселенной, продолжающийся тоже сто лет (311,04 трлн. з.л.), по завершении его приходит время рождения для нового Брахмы, и теперь он начинает новый цикл создания и уничтожения Вселенной. Согласно тексту «Бхагавата-пураны» («Шримад-Бхагаватам»), Вселенная входит в тело Вишну и пребывает там до начала возрождения и наступления следующего цикла кальп.

Один год Брахмы длится 3 110 400 000 000 з.л., а месяц (всего их двенадцать) равен тридцати дням Брахмы, соответствующим 259 200 000 000 з.л. Божественные сутки составляют 8 640 000 000 з.л. Таким образом, день Брахмы равен по продолжительности его ночи и составляет 4 320 000 000 з.л.

День Брахмы, или Кальпа, представляет собой период активности Вселенной. За день Брахмы протекают четырнадцать Манвантар, проходит 1 000 Маха-юг (Дивья-юг или Чатур-юг). Одна Манвантара («манвантрары», на санскрите मन्वन्तर, - время, когда правят прародители человечества Ману) составляет приблизительно 71 Дивья-югу, так, в течение дня Брахмы царствуют четырнадцать Ману, один Ману правит в период, соответствующий 306 720 000 з.л., включая временные интервалы меж ними (точное значение - 308 571 429). Одна Маха-юга насчитывает 4 320 000 з.л., и она подразделяется на 4 юги, следующие одна за другой, среди которых: Сатья-юга, или Крита-юга, (1 728 000 з.л.), Трета-юга (1 296 000 з.л.), Двапара-юга (864 000 з.л.) и Кали-юга (432 000 з.л.). Каждую новую югу предваряет время сумерек, или «сандхья», и последующий период - «сандхьянса», которые длятся 1/10 времени соответствующей юги.

Ночь Брахмы, или Пралайя, - время отсутствия активности, период покоя, в промежутках между днями Брахмы, уничтожается всё, что было проявлено в материальной форме, однако, субстанции остаются в ожидании начала нового дня, происходит частичное разрушение, природа «отдыхает», в отличие от более длительного периода, Маха-пралайи, по истечении жизни Брахмы, когда всё существующее растворяется в первичную субстанцию, из которой новый Брахма создаст вновь Вселенную в новом цикле творения. Необходимо иметь в виду, что «рождение» и «смерть» Брахмы - это метафоры, описывающие процессы, подобно тому, как Солнце «рождается» на заре и «умирает» с последними лучами на закате.

Согласно Ведам, на данном этапе мы находимся в Швета-Вараха-Кальпе (кальпа воплощения «Вепря»), с начала жизни Брахмы прошёл 51 божественный год, и это первый день (Кальпа) второй парардхи - второй половины жизни Бога-творца.

Когда мир был единым океаном, Владыка познал, что в водах находится Земля. Поразмыслив, Праджапати захотел её поднять и принял иное тело; - подобное тому, как и прежде в начале кальп он перевоплощался в рыбу, черепаху и прочих, так и теперь он предстал в обличье вепря - Варахи

«Вишну-пурана», книга 1, глава IV, 7-8

Идёт седьмая манвантара Шраддхадевы (Вайвасваты) Ману, 28-ая Дивья-юга, четвёртая эпоха которой - Кали-юга - берёт своё начало в 3102 г. до н. э., получается, что в нынешнюю Кали-югу мы прожили порядка 5 120 лет, и до окончания этого периода осталось около 426 880 лет.

Изображение бога Брахмы

Брахма изображается в виде четырёхликого бога (четыре лика представляют 4 Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа), либо 4 Юги, либо 4 стороны света, которые он обозревает, дабы всё подмечать в сотворённом мире). В руках у Брахмы можно увидеть следующие атрибуты: скипетр, иногда ковш или ложку, символично отражающие Брахму как повелителя яджн; камандалу (сосуд), наполненную водой священной реки Ганги, символизирующей изначальную субстанцию, из которой возникла Вселенная; акшамала (чётки, которые нужны для отсчитывания вселенского времени), а также Веды, как символ знания, или цветок лотоса, как символ проявленного космоса. Вахана (ездовое животное) Брахмы - лебедь, олицетворяющий божественную мудрость.

Брахма восседает на лотосе, что олицетворяет его вечную божественную суть, либо в колеснице, запряжённой семью лебедями, представляющими семь миров (локи).

Жена Брахмы

Согласно текстам Пуран, жена Брахмы - богиня знания и мудрости Сарасвати (санскр. सरस्‍वती - ‘полноводная’ - являющаяся олицетворением священной реки), порождённая им путём произнесения священного слога; по одной из легенд, она настолько очаровывает его своей божественной красотой, и он создаёт себе четыре лика, чтобы безотрывно лицезреть её.

Жена бога символизирует женское проявление божественной творческой энергии, изначальную природу (Пракрити), материальную первопричину Вселенной, её женское основополагающее начало. А Бог Брахма, отделившись от первопричины бытия, оживляет изначальную природу своим выдохом.

Богиня Сарасвати покровительствует искусствам, наукам, ремёслам, мастерству, почитается также как создательница языка санскрита и алфавита деванагари (санскр. देवनागरी - ‘божественное письмо’). У супруги Брахмы множество разных имён, одно из них - Савитри, что означает ‘солнечная’.

Изображают её, как правило, в образе красивой женщины в белом, что олицетворяет чистоту и свет её сути, сидящей на лотосе, в её четырёх руках представлены следующие атрибуты: акшамала, книга, вина (музыкальный инструмент - как символ искусства; высочайшего звука небесных сфер, где двойственность бытия растворяется в сознании, и оно очищается от влияния гун материальной природы; также может являться символом разностороннего развития и гармонии). Ваханой её так же, как и у Брахмы, является лебедь, который обладает способностью отличать правду от лжи, что символически означает необходимость умения различать истину от ложного знания, которые сводят с истинного Пути искателя. Зачастую рядом с богиней присутствует павлин - это птица Солнца, символ мудрости, красоты и бессмертия.

Сарасвати олицетворяет истинное знание. Она выступает помощницей всем тем, кто стремится познать суть бытия и выйти за рамки привычных представлений о жизни, познать истину. Она сопровождает человека на его духовном Пути, позволяет постичь священные писания, преодолев омрачения и другие препятствия.

Первые творения Брахмы

В начале времён Брахма своей волей, начинает творить Вселенную и, проявив четыре типа творческих сил, Брахма создаёт богов, асуров, прародителей человечества и людей. Объединившись с водами первичного океана, Брахма принимает частицу тамаса в себя. Изначально Брахма, приняв аспект ночи (качество косности, пассивности - проявление гуны Тамаса), создаёт асуров (а-суры, что означает «не боги»), затем он отбрасывает это тело, в которое проник тамас, и оно становится ночью. Приняв форму дня, в состоянии благостного восторга, он создаёт богов, и, отбросив тело, оно становится днём. Всё так же находясь в качестве благости (проявление гуны Саттвы), как и в предыдущем теле, но уже в вечерние сумерки, думая о себе, как об отце Мира, он творит прародителей человечества (питары), отбрасывая и это тело, оно становится сумерками меж днём и ночью. И, наконец, Брахма становится утренними сумерками (качество страстности - гуна Раджаса), или рассветом, и порождает людей, тело Брахмы становится сумерками, разделяющими ночь и день. Так, Брахма впоследствии создаёт и всех других живых существ.

Итак, создав четыре основных вида существ - богов, асуров, питаров и людей, он далее создавал подвижные и неподвижные вещи, якшей, пишачей, апсар, киннаров, ракшасов, птиц, скот, диких животных, змей и всё, что изменчиво или неизменно, всё, что тленно или нетленно. Все существа наделяются теми же свойствами, какими были наделены когда-то, и так неизменно происходит снова и снова, при каждом творении

«Маркандея-пурана», глава 45 «Порядок Творения»

В зависимости от времени творения, существа проявляют активность в определённое время суток: люди - утром, боги - днём, асуры - ночью, а питары - вечером. Символическим отображением дня, ночи и сумерек являются тела Брахмы, проявляющиеся в форме трёх гун материальной природы, так что все сотворённые Брахмой существа, от богов до людей, подвержены воздействию трёх гун.

Сыновья Брахмы

Брахма породил семь духовных сыновей - Великих Риши (Саптариши (санскр. सप्तर्षि - ‘семь мудрецов’), которые были призваны помочь ему в процессе творения Вселенной. Они являются прародителями живых существ. Изначально в «Ригведе» упоминаются семь Риши, однако, они ещё не «индивидуализированы» и не имеют имён. Позднее их количество достигает девяти: в «Вайю-пуране» и «Вишну-пуране», к семи Риши добавляются ещё по одному.

Так что, согласно текстам Пуран, Брахма породил силой духа своего наделённых разумом сыновей, подобных себе, имена которых: Бхригу, Пуластья, Пулака, Крату, Ангирес, Маричи, Дакша, Атри и Васиштха.

Первый сын - Маричи (санскр. मरीचि - ‘светящийся огонёк’), рождённый от души Брахмы. Самым известным сыном Маричи является Кашьяпа, который выступает прародителем богов и асуров, людей и других живых существ, олицетворяет изначальное единство всего сотворённого во Вселенной.

Очи Брахмы сотворили его сына Атри (санскр. अत्रि - ‘поедающий’) - отец Бога луны - Сомы, а также бога Дхармы, защищающего справедливость.

Третьим сыном Творца Вселенной является великий Ангирас (санскр. अंगिरस्), который был порождён от уст Брахмы и выступал посредником меж богов и людей.

Четвёртый сын Брахмы Пуластья (санскр. पुलस्त्य) произошёл из правого уха Творца.

Пятый сын Творца Пулаха (санскр. पुलह) проявился из левого уха Брахмы.

Шестой, рождённый из ноздрей Брахмы, - Крату.

А седьмым был Дакша (санскр. दक्ष - ‘ловкий’), родился из большого пальца правой ноги Творца.

Восьмой сын, рождённый из кожи Брахмы, был Бхригу (санскр. भृगु - ‘сияющий’), который является хранителем небесного огня Агни, который он передал людям.

Девятый сын, рождённый разумом Брахмы, - Васиштха (санскр. वसिष्ठ - ‘великолепный’).

Не стоит понимать буквально рождение сыновей Брахмы из определённых частей тела отца, это аллегории того, что все они являются божественными творениями, неотделимые от Творца-прародителя, частицы его божественной сути, а каждая частица Бога есть сам Бог, вышедший из самого себя.

Варны, сотворённые Брахмой, или какая каста появилась из ступней ног Брахмы

Стрела Брахмы

Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая, Была сотворённая Брахмой стрела роковая, Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!

«Рамаяна»

Брахма создал оружие, которое возможно активировать лишь посредством воспевания соответствующих мантр. Такое оружие было доступно лишь воинам, владевшим знанием того, как привести её в действие на тонком плане посредством звуковых вибраций, создаваемых воспеванием мантр, а также умевших и прекратить её действие. Брахмастра на санскрите (ब्रह्‍मास्‍त्र) означает ‘стрела Брахмы’ или ‘оружие Брахмы’ («астра» - ‘остриё’, ‘копьё’, ‘стрела’). В древнеиндийском эпосе «Рамаяна», в части, повествующей о гибели Раваны, описывается стрела Брахмы:

В её острие было пламя и солнца горенье,
И ветром наполнил создатель её оперенье,
А тело стрелы сотворил из пространства.
Ни Меру, ни Мандаре не уступала она по размеру.
Стрела златопёрая все вещества и начала
Впитала в себя и немыслимый блеск излучала.
Окутана дымом, как пламень конца мирозданья,
Сверкала и трепет вселяла в живые созданья.
И пешим войскам, и слонам, и коней поголовью
Грозила, пропитана жертвенным жиром и кровью,
Как твёрдый алмаз или Индры стрела громовая,
Была сотворённая Брахмой стрела роковая,
Чей путь преградить не смогла бы скала вековая!
Железные копья она рассекала с разлёта
И с громом обрушивала крепостные ворота.
Стрела, о которой небесный напомнил возница,
Блистала роскошным своим опереньем, как птица.
И - смерти приспешница - ратников мёртвых телами
Кормила стервятников эта несущая пламя.
Для вражеской рати была равносильна проклятью
Стрела Праджапати, что Раме была благодатью!

«Рамаяна», ч.108, «Гибель Раваны

Это оружие упоминается не только в «Рамаяне», но также и в «Махабхарате», её описание встречается в таких ведических текстах, как Дханур-Веда, где подробно рассказывается о науке ведения боя, и в Сканда-Пуране, где упоминается также о разнообразных видах оружия, применявшегося во времена битв между богами и асурами. Действие брахмастры распространяется на все три мира, которые разрушаются под действием мощных ослепительных лучей Сурьи, и противодействовать ей может лишь такая же брахмастра, однако, столкновение двух стрел Брахмы приведёт к разрушению Вселенной, ибо действие такого оружия подобно космическому пожару Самвартака, происходящему в конце времён.

P. S. Для понимания истинной сути Брахмы, не стоит ограничивать свой разум материалистическими представлениями об образе бога, как некоего человекообразного существа, изволившего проявить весь мир в материальной форме. Изображения богов с присущими человеку атрибутами, как правило, заключают в себе антропоморфные представления, которые должны быть восприняты нами как аллегории и метафоры, олицетворяющие определённые аспекты божества.

Наблюдая за звездным небом, целесообразностью всего сущего на земле, люди задавались вопросом: «Что было первоначалом Вселенной? Как она образовалась? Как зародилась жизнь?» В мифологии разных этнических групп планеты существуют мифы и предания о сотворении Мира из первобытного хаоса.

В индийском эпосе таким творцом является бог Брахма . Триллионы лет назад во вселенском безмерном океане внутри большого золотого яйца, которое плавало в его водах, развивался и рос младенец. Он спал. Когда пришло время пробуждения – первой проснулась мысль Брахмы.

Она имела такую мощь, что расколола космическое яйцо на две половины. Из которых возникли земля и небо. Появились пять элементов – земля, вода, воздух, огонь, эфир и мысль. Брахма усыпал небо звездами, а на суше образовались равнины, горы, моря и реки.

Брахма выступает как воплощение творческого принципа существования, персонификации абсолюта. Он не только создал мир, но так же и определил хронологические рамки вселенной.

Одиночество гнетило его и дыханием создал Брахма духов асуров (как добрых, так и злых) которые построили свои крепости на небе, суше и под водой.

Силой мысли из своих глаз, ушей, ноздрей, пальцев и души Брахма породил богов. Родилось у него семь сыновей и дочь : силой духа он породил Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакшу и дочь Вирини. Дакши взял в жены Дочь Брахмы.

Это стало началом населения неба, земли и вод богами, демонами, чудовищами, птицами, змеями, людьми. Брахма разделил энергию на мужскую и женскую. Впоследствии, Адити, третья дочь Дакши и Виринии, родила трех сыновей: бога океана Варуну, бога грозы и!грома Индру, бога солнца Вивасвата (Сурья), хранителя мирозданья и . Сыновья Брахмы дали начало жизни на земле и начали управлять.

Сотворив мир, Брахма решил отдохнуть под сенью дерева. Но люди начали впадать в грех, и Брахма решил вмешаться в то, что сотворил. Так появились веды и законы , поддерживаемые поощрениями и наказаниями. Наказание следовало за нарушение клятвы данной стражу закона.

Ему принадлежит создание театра, музыки, танца и первых поэтических сочинений. Брахма покровительствовал аскетам.

Брахма в мифологии

В это время асуры начали воевать с богами за господство над Вселенной. Брахма разгневался и, приняв сторону богов, послал Руду-Шиву им на помощь, который прогнал асуров с небес. Война между богами и демонами не закончилась. До сих пор силы добра противостоят силам зла. Это один из мифов о Брахме.

В другой легенде - иная версия. В ней говорится о том, что он рожден из цветка лотоса выросшего из пупа бога Вишну . Поэтому другое имя Брахмы Набхиджа (рожденный из пупа) .

По некоторым мифам все живое появилось от брака Брахмы со своей дочерью.

Согласно ведическим и пураническим текстам четыре головы Брахмы символизируют четыре Веды , четыре руки – четыре стороны света. Вначале у него было пять голов, но одну из них он лишился после того как оскорбил ненадлежащим образом Шиву. сжег ее в гневе своим глазом.

В некоторых областях Индии Брахма изображается с белой бородой – символом вечной природы его существования. Согласно преданиям, Брахма живет 100 «лет Брахмы». Это равно 311 040 000 000 земным годам. После его смерти наступает 100 лет перерыва для перерождения нового Брахмы, который начинает новый процесс своего творения Вселенной. Цикл перерождений бесконечный.

Брахма не носит оружия. В руке он держит скипетр , который имеет вид черпака или большой ложки на подобие тех, которыми проливается гхи во время ведических жертвоприношений на священный огонь. Это символ того, что Брахма повелевает яджнами. В другой руке - камандала с водой. Символом изначального всепоглощающего эфира, прародителя первоэлементов творения. В третьей - молитвенные четки акшамала. С помощью них он ведет счет времени. Это символ аскетизма и отречения – саньяса, указывает на необходимость обращения взора на познание вечной сущности. В четвертой – книга Вед или цветок лотоса. Символ знания, мудрости и талантов.

Передвигается Брахма по вселенной на божественном лебеде . Лебедь, почитаемая в индийской культуре, птица которой дано отделить молоко из смеси воды и молока. Это символ различать плохое и хорошее, принимать духовные ценности и отвергать то, что их не имеет.

Птица возносит его в райский мир Брахмы Врах-малока на седьмое небо. Этот мир находится на далеком севере на вершине величайшей золотой горы Меру, место обители Тримурти божественной троицы, в которую помимо Брахмы входят Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель мира.

Супруга Брахмы – богиня Сарасвати. Он покровительствует искусству, наукам и красноречию.

Попасть в райский мир могут только люди, ведущие праведный образ жизни. Считается, что только их жизнь блаженна, и только они могут постичь истину. Вокруг горы Меру вращается солнце, Трилока (небо, земля, подземное царство), а также планеты и звезды. Это центр Вселенной. С седьмого неба постоянно низвергаются потоки священной реки Ганг.

На склонах горы растут чудесные яблони Джамбу. Добраться даже самому храброму воину не то, что простому человеку до страны Брахмы, не дано. Гора окружена неприступными горными хребтами в семь колец . Между горными кольцами семь озер немереной глубины. Над ними располагаются четыре континента, омываемых океаном. Континент опоясан ожерельем из 500 островов .

Самая близкая к горе Меру земля, которая называется Джамбутвипа. Названа земля так потому, что на ней растут яблони Джамбу. На этом континенте жил в древности родоначальник и царь воинствующего племени Бхарата. Это племя является основателем Индии. На хинди Индия называется «Бхарат» .

Легенды и мифы, описывающие деяния, сражения и подвиги потомков царя Бхараты, племен пандавов, куравов, богов собраны в грандиозной эпической поэме «Махабхарата» . Это великое произведение древности (состоящее примерно из ста тысяч двустиший) описывающее рождение мира, деяния богов, подвиги героев.

Брахма – один из божеств , но Шива наложил проклятие за обман, которое стало причиной ограниченного поклонения Брахме.

Эта история, случившаяся на заре создания мира, описана в «Шивапуране» . Вишну и Брахма решили найти начало и конец гигантского шива-лингама. Вишну перевоплотился в вепря и искал начало, копая землю. Брахма, в облике лебедя, поднялся ввысь искать в небесах. Вишну признав, что не сможет найти один из концов, пришел и поклонился Шиве. Брахма был настойчив и поднимался ввысь, пока не увидел кетаки (любимый цветок Шивы) . Он обратился к цветку с просьбой дать ложное свидетельство о том, что нашел начало шива-лингама. Узнав об этом, Шива разгневался и наложил проклятие – запрет на поклонение Брахме в трех мирах .

Другая легенда гласит, что проклятие наложил великий мудрец Бхиргу . Вот как об этом написано: «Для огромного ведического жертвоприношения на земле выбирался председательствующим один из богов. Бхирху искал одного из Тримурти. Брахма не услышал зов прибывшего великого мудреца и не удостоил его почтением, потому что был поглощен звуками музыки игравшей для него супруги. Бхиргу разгневался и проклял Брахму. Он объявил, что никто с этого момента не станет призывать имя Брахмы и не станет поклоняться ему.»

Храмы Брахмы

Брахма один из божеств Тримурти и самое абстрактное божество . Ему построено несколько храмов по сравнению с Вишну и Шивой, которым возведено примерно десятки тысяч. Он играет большую роль системе индуистского мировозрения, поэтому молитвы Брахме возносятся при проведении большинства индуистских ритуалов.

Храм Брахмы в Пушкаре (Раджастан) самый священный и значимый. Ежегодный крупный религиозный фестиваль, который приходится на полнолуние в месяц Картика по лунному календарю (октябрь-ноябрь) собирает тысячи паломников, которые совершают омовение в священных водах прихрамового озера Пушкар. Такими же фестивалями славится храм в Тирунавае.

Очень мало статуй Брахмы в сидячей позе, в основном он стоит. Если сидит, то на распустившемся цветке лотоса или на лебеде – вахане. На Брахму одета шкура антилопы. Символ того, что истину можно постичь лишь отказавшись от суеты, поборов многие земные страсти, придерживаясь аскезы. Только через испытания открывается истина.

Каждой из шастр он появляется в ином обличии. Закрытые глаза, удовлетворенный лик, проявление своих высших духовных качеств – характерно для йогического состояния . Такому образу преклоняются аскеты и подвижники.

Миряне предпочитают более земной образ , на котором Брахма в обычном виде вместе с женами.

Третьему аспекту вира – воинской доблести поклоняются цари и воины.

Четвертый - абхичарика (грозный, суровый и устрашающий лик) предпочтительный для поклонения тем, кто готовиться истребить своих врагов.

Встречаются статуи, более очеловеченные с четырьмя головами и двумя руками в одежде из ткани с пышными локонами (прическа характерная для аскетов). Через плечо кроме шнура перекинута шкура оленя. В таких статуях Брахма держит в руках только два атрибута, в основном, четки и сосуд с водой. Крайне редко можно встретить статуи с одной головой и двумя руками.

Каждый храм, независимо какому божеству он возведен, имеет нишу в северной стороне для Брахмы, которому, следуя ведическим традициям, поклоняются ежедневно, так как судьба каждого управляется этим богом. Кроме молитв существуют медитативные практики отождествления себя с Брахмой. Во время медитации человек заряжается положительной энергией.

— в индуистской мифологии верховный бог главной триады богов наряду с Вишну и Шивой . Почитается как создатель Вселенной в отличие от Вишну, ее сохранителя, и Шивы-разрушителя.

Согласно сказаниям, Брахма рождается из яйца, плавающего в первобытном океане. Он делит яйцо на две половинки, из которых возникают небо и земля, а затем весь видимый мир и живые существа: боги, люди, животные и растения. Дни и ночи жизни Брахмы определяют ритм жизни всей Вселенной.

Сыновья Брахмы (среди которых следует отметить Ангираса, Дакшу, Бхригу) становятся родоначальниками богов и людей. Восхищенный красотой созданной из своего тела богини Савитри (Гаятри), Брахма приобретает четыре лица, чтобы постоянно видеть ее. В виде рыбы Брахма спасает первочеловека Ману от потопа, а из бедра Брахмы рождается знаменитый мудрец Нарада.

Внешний вид и Атрибуты

Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Говорится, что каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед. Брахму часто изображают с белой бородой (в особенности в Северной Индии), что символизирует практически вечную природу его существования.

В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн. В другой из своих рук он держит камандалу — сосуд с водой, сделанный из металла или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, называемые акшамала, которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма как правило держит книги Вед, но иногда — цветок лотоса.Четыре руки — четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука — эго, и передняя левая рука — самоуверенность. Чётки — символизируют различные материальные субстанции, использованные в процессе сотворения Вселенной.

Книга — книга Вед в одной из рук Брахмы символизирует знание. Золото — ассоциируется с деятельностью; золотой лик Брахмы указывает на то, что он активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной. Лебедь — символизирует милость и способность различать плохое от хорошего. Брахма использует лебедя Хамса как своё средство передвижения, вахану. Корона — корона Брахмы символизирует его верховную власть во Вселенной. Лотос — цветок лотоса символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной. Борода — чёрная или седая борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения. Четыре лика — четыре лика, головы и руки олицетворяют четыре Веды: Риг, Саму, Яджур и Атхарву. Средством передвижения, или ваханой Брахмы, является божественный лебедь. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека, или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались. Также, эта способность лебедя указывает на то, что индивид должен быть способен отделять хорошее от плохого, принимая то что имеет духовную ценность и отвергая то, что её не имеет.

(санатана-дхарма) - одно из древних направлений индийской религиозной мысли, объединившее различные религиозные традиции, школы философии и сформированное в І тысячелетии до нашей эры. Это третье по количеству приверженцев религиозное течение в мире (после христианства и ислама) - его исповедует около миллиарда человек. Со второй половины минувшего столетия индуизм вышел за индийские государственные границы и распространился на всех континентах. Хотя 80-90% индуистов все так же проживают в Индии. Индуизм основывается на учении, исповедующем перевоплощение душ, которое происходит по законам . В данной статье мы расскажем вам о том, что в этой понимается под Брахмой и какое значение это имеет для верующих.

Кто это

В архаических формах эпоса Брахма имел три функции: созидание, сохранение, разрушение. В Ведах (древних религиозных писаниях) Брахма еще не упоминается, а его прообраз там назван Праджапати.
Позднее он предстает как один из трех верховных богов, рядом с и Вишну, входящих в Триаду (Тримурти). Является творческой силой, творцом и прародителем всех богов, всей Вселенной.

Это всеведущий и мудрый глава богов. Именно он предоставляет им контроль над созданием мира. Он оберегает порядок в Космосе и мораль, установленную основными социальными институтами в человеческом обществе, в то время как Вишну сохраняет Вселенную, а Шива ее рушит.

В послеведийский период Брахма у индуистов был на первом месте, немного затеняя роль Шивы и Вишну. Несколько позднее, в I тысячелетии до нашей эры - в позднем эпосе и Упанишадах (религиозно-философских текстах), - благодаря возросшему значению двух других богов он уходит на задний план.

Так, у вишнаитов Брахма появляется на лотосе, стебель которого растет из пупка Вишну, а Шива, карая за инцест, лишает его одной головы. В легенде о появлении Шивы повествуется о том, что Брахма и Вишну завели полемику, пытаясь доказать друг другу, кто из них сильнее и важнее.

Когда спор был на пике, из мирового океана восстал фаллос, а в нем находился Шива. В итоге оба спорщика согласились, что главным и могущественным является Шива.
В позднем эпосе Брахма уже творит мир, потому что так велел Вишну. Также существует множество легенд, в которых бог-созидатель в прошлом предстает в негативном свете - становится причиной смерти Агнистамбхи; каждый раз, когда жена Брахмы Савитри задерживалась, находит себе другую супругу.

Обитает творец в чистых землях Брахмалока (Сатья-лока).

Сегодня культа Брахмы практически нет. Современный разделен лишь на два течения: вишнуизм и шиваизм. В Индии существует незначительное число храмов, которые полностью посвящены Брахме. Иногда его изображение встречается в священных сооружениях, посвященных другим богам.

Знаете ли вы? Известны случаи, когда последователи индуизма, отказываясь от мирских благ и стремясь доказать свою веру богам, совершают странные поступки. Так, житель Нью-Дели Махант Амар Бхарти в 1973 году поднял руку вверх и с тех пор находится в таком положении. Он утверждает, что сделал это ради Шивы. За более чем 40 лет рука атрофировалась и утратила свои функции.

Происхождение создателя

У индусов существовало множество легенд, рассказывающих о происхождении мира и бога-творца.
В наиболее популярной данный процесс описывается следующим образом. Когда Вселенная была во мраке, и не существовало ни , ни луны, ни , во тьме появились . Из них родился огонь. Тепло от огня привело к образованию Золотого яйца.

Оно на протяжении года дрейфовало в водах, а затем в нем появился зародыш из золота. Из предстал Брахма. Силой мысли бог-творец поделил Золотое яйцо на две доли. Верхняя его часть превратилась в небо, а нижняя - в землю. Между ними пролегала прослойка из .

После этого творец принял решение создать себе потомков - других божеств, которым бы доверялось управление миром. В результате у него появились семеро сыновей, ставших божествами, людьми, зверьми, пернатыми, чудовищами, великанами и мудрецами.

Все они поселились в трех мирах: небесном, земном и подземном.

Поздняя версия происхождения творца гласит, что он родился из цветка лотоса, стебель которого вырос из пупка , когда зарождалась Вселенная.
В священном тексте «Брахма-пурана» повествуется о том, что Брахма сотворен Богом для того, чтобы тот создал Вселенную. Жизнь творца Вселенной равняется 311 040 000 000 000 земным годам. По окончании этого срока все исчезает.

Через столетний перерыв появляется новый Брахма, который творит новую Вселенную. Так продолжается бесконечно.

Знаете ли вы? В переводе с санскрита слово «Брахма» обозначает «жрец». В имени содержится корень «бхриг», что значит распространяться, расти, увеличиваться .

Как выглядит Брахма: иконография

Кто такой Брахма и как он выглядит в представлениях индуистов, можно увидеть на иконах и других изображениях бога-создателя. Обычно его рисуют с четырьмя телами, четырьмя ликами и восемью руками. Лики его смотрят в различные направления.
В руках у него - четыре святых писания, жезл (скипетр) в форме ложки, металлический сосуд (камандала), наполненный водой из Ганга (реки, являющейся священной для индуистов), лотос и лук. Он восседает на лебеде (гусе), который служит ему для передвижения, либо едет на колеснице с упряжкой из семи лебедей.

Также нередко можно встретить изображение Брахмы с четырьмя ликами и с четырьмя руками, восседающим на лотосе. Он в красных одеяниях, и у него красная кожа. обрамляет белая борода, символ вечной природы бытия. На голове - золотая корона.

В его руках находятся Веды (изредка - лотос), скипетр, четки (акшамала), сосуд с водой. Сосуд на изображениях может быть из металла, а может - из половинки скорлупы кокоса.

На скульптурах у Брахмы приделан большой нимб над головой. В виде статуи творец чаще всего пребывает в положении стоя.

Очень редко можно встретить бога-создателя с двумя верхними конечностями, в которых находятся сосуд и четки, и четырьмя ликами с женскими чертами. Также изредка можно увидеть образ с одной головой и двумя верхними конечностями.

Атрибуты и их значение

Четыре верхние конечности Брахмы означают стороны света. Кроме того, дальняя правая конечность олицетворяет ум, передняя правая - эго. Дальняя левая конечность представляет разум, передняя левая - самоуверенность.

Четыре лица - это Веды: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа».

Веды в одной из конечностей творца выступают символом знания.

Наводненный сосуд выступает символом эфира, породившего первичные составляющие творения.

Четки (акшамала) обозначают все материальное, что было необходимо для сотворения Вселенной, а также вечность времени.

Скипетр обозначает то, что Брахма повелевает яджнами.

Лотос - это все живые создания и неживые предметы во Вселенной.

Лебедь - символ справедливости и умения отличать доброе от злого.

Корона является символизацией власти верховенства во Вселенной.

Мифы и легенды

В индуизме представлены разнообразные мифы и легенды, связанные с именем и деятельностью божественного создателя. Самые яркие из них мы приводим ниже.

О проклятии

Бытует несколько сказаний про то, как Брахма был проклят. Первая из них, наиболее распространенная и содержащаяся в «Шива-пуране», рассказывает о том, что Вишну с Брахмой приняли решение отыскать начало и конец шива-лингама.

Первый бог, в облике вепря, отправился на поиски начала в подземный мир, а второй, в облике лебедя, - на поиски конца, в небо. Вишну не отыскал начала и, возвратившись, преклонился перед Шивой.

А Брахма, улетев далеко в облака и столкнувшись с любимым цветком Шивы, высказал ему просьбу обмануть Шиву и стать лжесвидетелем, вроде бы он отыскал конец . Шива, узнав о , очень разгневался и проклял лжеца.
В проклятии он упомянул о том, что никто ни в одном из трех миров не станет больше восхвалять Брахму.

Еще одна легенда гласит, что на бога-творца наслал проклятие мудрец Бхрига. Мудрец отправился, чтобы пригласить могущественнейшего из Тримурти для участия в великом жертвоприношении, однако бог слишком был увлечен , которую исполняла его жена и не придал значения словам Бхрига.

Важно! Любой человек, не рожденный в Индии, может прийти к религии . Чтобы обратиться в эту веру, существует несколько способов. Главный из которых - найти наставника либо общину, готовые принять человека для обучения. Также важно изменить свои мысли, действия и , чтобы полностью отдаться учебе.

Тогда мудрец разгневался и произнес проклятие со словами, что теперь ни одно существо не станет призывать имя бога-создателя и поклоняться ему.

О появлении Вселенной

Одна из легенд гласит, что Вселенная, созданная творцом, появилась в результате разделения силой его мысли Золотого яйца, дрейфующего в мировых океанских водах, на две дольки.

Из первой возникла земля (материальная, человеческая сфера), из второй - небо (божественный мир). Прослойка меж ними была из .

После этого возникли пять элементов: , земля, воздух, огонь, эфир. Далее настал черед для появления мысли, бога, звезд, гор, равнин, морей, рек, живых существ, слов, и .

Впоследствии из яйца явился Брахма. Он расчленился на мужское и женское начала. От родившихся существ в дальнейшем появилось все остальное, что существует в мире.

О горе Меру и небе Брахмы

После того как бог-создатель сотворил Вселенную, он почувствовал сильную усталость. Поэтому пустился на отдых в место под названием Брахмалока. В центре мира расположена золотая гора с именем Меру; Солнце, Луна и другие небесные тела совершают вращения вокруг ее пиковой точки.

На пике горы расположено самое высокое из небес, по счету седьмое: небо Брахмы. Именно тут созидательное божество обретает покой и усладу. Когда оно отдыхает, тень ему создает священное растение шалмали (шелковица).

День Брахмы

День Брахмы равняется всему сроку существования Вселенной, то есть 311 040 000 000 000 человеческим годам. Длина ночи равняется периоду, на протяжении которого он находится в бездействии, то есть 100 человеческим годам. Ночью творец отдыхает после процесса творения.

День творца разделяется на тысячи больших веков - махаюг. Махаюга составляет 4 320 000 человеческих лет и в свою очередь разделяется на большие эпохи, каждая из которых носит особенное название.

Когда оканчивается последняя эпоха - калиюга, огонь, возникающий из мирового океана, сжигает Вселенную. После ночи создатель сотворяет ее снова и снова.

Культ Брахмы и брахманизм

Как мы уже упоминали, культ Брахмы значительного распространения не приобрел. Количество культовых мест, ему посвященных, не так много. Сооружений, где основной статуей - мурти - является образ созидательного божества индуистской троицы, в буквальном смысле можно сосчитать на пальцах - их около десяти.

В культовом сооружении в Пушкаре ежегодно организовывается фестиваль, в ходе которого славится Брахма.

Брахме посвящают часть возлияния агнихотры. В полдень ему преподносится один цветок.
Есть предположения, что такое скудное распространение культа Брахмы связано с распространением среди индуистов мифов и легенд, в которых этот бог предстает в негативном образе, где его проклинают другие божества, мудрецы и даже собственная жена.

Важно! В индуизме, в отличие от христианства и ислама, посещение культовых сооружений не является обязательным. Большинство индуистов посещают их лишь во время больших религиозных праздников. Обряды разрешается проводить дома.

С именем Брахмы связана поздняя древняя индийская , называемая брахманизмом. Она развилась в I тысячелетии до нашей эры. Сегодня рассматривается как ранняя форма индуизма, его этап.

Главными божествами в данной вере выступают Брахма, Шива и Вишну. В ее основе лежит представление о том, что в природе все имеет душу и о том, что живые создания способны перевоплощаться.

Перевоплощение или реинкарнация осуществляется как карма, воздаяние за добродетельность либо греховность предшествующей жизни.
Эти идеи изложены в священных книгах - Брахманах, Араньяках, Упанишадах. Брахманизм стал предтечей джайнизма и буддизма.

Таким образом, изначально Брахма - это великий бог творения, правитель мира, отец богов и людей, однако позднее его значение нивелировалось, из-за чего он мало почитается современными индуистами.

На первый план для них вышли Вишну и Шива. Об этом, в частности, свидетельствует малое количество культовых сооружений, посвященных Брахме. Однако изучение этого культа является чрезвычайно важным для тех, кто стремится глубоко проникнуть в теорию и практику индуизма.

Воды, огонь, Золотое яйцо, Брахма. Когда-то не было ничего: ни солнца, ни луны, ни звезд; не было смерти и не было бессмертия; тьма наполняла Вселенную, которая была как бы погружена в глубокий сон. И вот в этой тьме прежде всего остального возникли воды, они породили огонь, а затем под действием его тепла в водах было рождено Золотое яйцо, с чьим блеском мог бы сравниться лишь солнечный блеск, если бы Солнце тогда было.

Тогда еще никто не отсчитывал время, да и некому было это делать, но известно, что целый год плавало это Яйцо по беспредельным и бездонным водам. Когда же год прошел, из Золотого Зародыша внутри яйца возник Брахма - прародитель всего мира. Велико было могущество Прародителя: одной только силой своей мысли, не пошевелив ни рукой, ни ногой, разделил он Яйцо на две половины. Верхняя часть Яйца стала небом, нижняя - землей, а между ними Брахма расположил воздушное пространство.

Брахма творит потомство. Но Брахма был один в этом мире, и ему стало страшно, ведь нет для живого существа ничего страшнее полного одиночества. Тогда он решил сотворить себе потомство - других богов, которые будут ведать делами сотворенного им мира. И вот из души своей, из глаз своих, из ушей своих и ноздрей своих и из большого пальца правой ноги своей прародитель Брахма породил семерых сыновей, семерых Владык созданий. От них произошли боги и люди, животные и птицы, чудовища, великаны, мудрецы - словом, все живые существа, заселившие три мира - подземный, земной и небесный.

Великие боги и асуры. Но не только сыновья появились на свет у Брахмы: из большого пальца левой ноги родилась у него дочь Вирини - Ночь. Она стала женой седьмого сына Брахмы - Дакши, и родила пятьдесят дочерей, которые стали женами богов. Но вот беда: дети двух старших дочерей, рожденных Дакши и Вириной, появились на свет раньше, чем дети третьей дочери, Адити. Старшие дочери породили могучих асуров, обладавших мудростью и мощью; Адити родила двенадцать великих богов. Асуры гордились своей силой и тем, что они приходятся богам старшими братьями, и потому считали, что править Вселенной должны они. Из-за этого между богами и асурами шла война, которая длилась много столетий.

Гора Меру и небо Брахмы. Когда творение Вселенной было завершено, Брахма почувствовал, что этот труд утомил его и отправился отдыхать в место, именуемое Брахмалока. В самом центре мира находится великая золотая гора Меру. Вокруг ее вершины вращаются Солнце, Луна и планеты, а на вершине находится седьмое небо - самое высокое из небес, небо Брахмы. Здесь Творец Мира пребывает в полном покое и блаженстве в тени священного дерева шалмали (шелковицы).

«День Брахмы». Брахма почти не вмешивается в то, что происходит в мире. Находясь в покое, он погружен в глубокие размышления. Сколько они будут длиться? Для самого Брахмы недолго - один «день Брахмы». Ведь один день этого бога равен 360000 человеческих лет! А когда «день Брахмы» закончится и наступит «ночь Брахмы», исчезнет существующий мир, и вновь всю Вселенную заполнит тьма, а потом Брахма создаст новую Вселенную, которая тоже будет существовать лишь один «день Брахмы», и так дни и ночи Брахмы будут чередоваться вечно.

Облик и символы Брахмы. Тысяче солнц подобен великий Брахма. Он сияющ, могуч, непобедим. У него четыре тела, восемь рук и четыре лица, которые обращены в разные стороны. Эти лица Брахма сотворил себе, чтобы, не отрываясь ни на мгновение, любоваться красотой своей жены - богини Савитари. В руках Брахма держит четыре священные книги - Веды, жезл, сосуд с водой из великой священной реки Ганги, цветок лотоса и лук.