В чем заключается трагедия Раскольникова? Трагедия Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание Почему преступление и наказание роман трагедия

«Две вещи не перестанут занимать меня всю жизнь: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас», - сказал немецкий философ Кант. И действительно, нет ничего поразительнее человеческой души! В ней от великодушных порывов до зверских поступков всего один шаг. Да что шаг! Полшага… И страшно, если на путь насилия становится человек благородный, с высокими помыслами и стремлениями…

…В нищенском районе Петербурга, в каморке, «более похожей на шкаф, чем на каморку», зреет у бывшего студента юридического факультета Родиона Раскольникова фантастически жестокая и нелепая мысль - совершить убийство и облагодетельствовать им человечество. Сначала это была «мечта», постепенно принимавшая все более и более конкретные формы. Тут и начинается страшная борьба Раскольникова с самым собою. Он чувствует в душе «силы необъятные», но куда их применить? Методично и хладнокровно Раскольников готовится к убийству старухи-процентщицы, обдумывает детали, уничтожает малейшие улики. Он идет совершать «пробу». И вдруг его охватывает ужас, отвращение к самому себе: «Да разве ж это может быть?». Входя к старухе, он испытывает сильнейшее волнение, голос прерывается, руки дрожат. Он проклинает себя и свою затею. В эту минуту Раскольников чувствует: он не сможет совершить убийство. В смятении и растерянности Родин возвращается в свою каморку. И здесь его настигает письмо матери. Она пишет «дорогому Роде», что дома все благополучно, но за мягкими, нежными строками любящее сердце сына угадывает истинное положение вещей: полунищенское существование матери и сестры Дуни, продающей себя Лужину для того, чтобы дать средства к существованию ему, Раскольникову. По дороге домой он встретил бывшего чиновника Мармеладова, рассказавшего ему о судьбе своей семьи, о судьбе дочери Сони, «живущей по желтому билету», чтобы прокормить семью» Гнев и растерянность овладевают Раскольниковым. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!». Такая жертва искупается только кровью…

Случайно узнав о том, что Лизаветы один вечер не будет дома, Раскольников берет топор и «заклад», приготовленный заранее, и идет на убийство…

Искупление всех страданий человеческих… Но чужой кровью! Кровь по совести… Но именно потому и не может быть никакой «крови по совести», что кровь потом «заедает» и совесть не спит Кровь, пролитая во имя идеи - страшна. Совесть человеческая не может себе такого позволить, потому что она, Совесть, высший, нравственный закон. И не «вошь» та старушонка, не «паук», а именно человек, убить которого значит - убить себя. Но в расчеты Раскольникова это не входило… Не мог он себе представить, к каким страшным последствиям это приведет.

Достоевский подчеркивает, что Раскольников выдерживает бесконечную нравственную пытку. Все восемьдесят дней после убийства он отчаянно пытается бороться со своей совестью, с вопросом, выросшим в исступленном сознании до гигантских размеров. Этот вопрос: быть или не быть человеком? Сам-то Раскольников считает себя «тварью дрожащей», вздумавшей, что имеет право на убийства, бесчинства, подлости во имя цели, оправдывающей любые средства, во имя своего «назначения высокого», идя на убийство, он.думал не теорию проверить (в ее непогрешимости он не сомневался), но самого себя: имеет ли право убивать. И вышло, что не имеет он нравственного права, потому что его мучают вопросы «человека и гражданина». Тот, кто эту черту преступил, не может оставаться человеком, он опустошен, хоть многое еще может сделать. Таков крах любого «властелина». Раскольников же выбирает жизнь. Человек в нем побеждает бесчеловечную теорию. Но несмотря на победу совести, он терпит глубокую внутреннюю трагедию. Эта трагедия - крах всего, во что он верил. Крушение теории для Раскольникова равносильно смерти. Но не только в этом его трагедия. Не в самом преступлении, не в восьми годах каторги…

«Ничто на земле не стоит цены крови человеческой», - сказал великий гуманист-просветитель Жан-Жак Руссо. Трагедия Раскольникова в том, что он слишком поздно понял эту

Истину. Понял, когда уже ничего невозможно было исправить, когда была убита невинная Лизавета «с добрыми глазами»…

«Высшее правосудие - это совесть». И совесть Раскольникова все-таки победила, осудив его на нравственные мучения. Он «воскрес для новой жизни», во что я так верила, когда читала роман.

Трагедия Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Произведения Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно вы­сказывает и отстаивает свои идеи, взгляды, он страдает, не находя ответов на сложные вопросы бытия.

Умами многих людей прошлого века владела ложная идея наполеонизма - идея превосходст­ва одних людей над другими, права сильной лич­ности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемо­го романа - Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов.

Родион Раскольников - главный герой рома­на, живет в мрачной, угнетающей обстановке Пе­тербурга. Бедный студент. Раскольников чувству­ет себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разряженной публики. Подав­ленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщи­цы Алены Ивановны. Идея заключалась в том, что, по мнению Родиона, можно совершить пре­ступление ради общего блага, преступление «по совести»: можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Раскольников много думал об этой идее, пока не нашел ей объяснение. Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на две категории: на людей обыкновен­ных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих» и на сверхлюдей, которым все дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже перед преступ­лением, как, например. Наполеон. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон:

«Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и зако­нодатель... Так доселе велось и так всегда будет!»

Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он - «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»? Но, убив старуху-процентщицу. Рас­кольников убедился, что он вовсе не «существо высшего порядка», так как преступление не при­несло ему ничего, кроме страданий и мук совести.

И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от совести. Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль «властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми: «Я себя убил, а не старушонку».

После убийства Раскольников переживает со­стояние отрешенности от мира, его душа объята «мертвым холодом». Это ужасное ощущение ста­новится расплатой за совершенное преступление. Герой понял, что все люди незримо связаны между собой и каждый человек, его жизнь - без­условная ценность, поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека. Тра­гизм Раскольникова - в ложности теории «напо­леонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через страдания.

В плену этой же ложной теории находится и Аркадий Иванович Свидригайлов, уже давно осво­бодившийся от угрызений совести (этим он отли­чается от Раскольникова). Он совершенно спокой­но и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в этом никакой траге­дии. Ему удивительны беспокойные метания и во­просы Родиона, ему кажется, что все это лишне и просто глупо: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Хе-хе! Затем, что вы все еще гражданин и че­ловек? А коли так, так и соваться не надо было, нечего не за свое дело браться». Свидригайлов по-своему грубо и резко выговаривает то, что, в сущ­ности, давно уже стало ясно самому Раскольникову, - «не переступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин и человек». А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него рав­нодушный цинизм, а главное - точность, с кото­рой он формулирует самую суть раскольниковской идеи. Он освободил себя от «вопросов человека и гражданина», от вопросов, перед кото­рыми в смятении остановился Раскольников. Одно осталось у Свидригайлова - безграничное сладострастие. Но однажды натолкнувшись на препятствие, столь привязанный к жизни Арка­дий Иванович, так боявшийся смерти, кончает жизнь самоубийством. Окончательное опустоше­ние, смерть - вот результат освобождения от всех преград, от «вопросов человека и гражданина», таков результат идеи, в достоверности которой хотел убедиться Раскольников.

Но, в отличие от Свидригайлова, Родион оста­ется жить, хотя и был на грани самоуничтожения. В далекой Сибири, на каторге, происходит мучи­тельное для Родиона Раскольникова освобождение от идеи «сверхчеловека»; это, к счастью, проис­ходит, и появляется надежда на нравственное и моральное очищение, на восстановление «погиб­шего» человека, задавленного несправедливым гнетом обстоятельств.

Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского. Это синтез социально-психологического и социально-философского романа, где автор с необычайной скрупулезностью проникает в психологию своих героев, подробно разбирая каждый порыв, каждое устремление персонажей, раскрывая их внутренний мир: передавая нам их мысли, чувства, желания, ощущения.
Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросивший учебу в университете, не будучи способным ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои романа, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила более на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже не в состоянии платить, что лишает его нормального питания, поскольку изначально студент находился на пансионе у владелицы дома.
Тяжелые условия существования толкают его на убийство с целью ограбления старухи-процентщицы, у которой он, как и многие другие студенты, закладывал ценные вещи. К несчастью для Раскольникова, он убивает и сводную сестру старухи Лизавету как случайного свидетеля, которая, по слухам, была беременна.
Но автор сосредоточивает внимание не на распутывании криминальной интриги, которая имеет место в романе, а на исследовании причин, побудивших его героя к преступлению. Страшная бедность, желание поправить свое положение и предотвратить брак своей сестры с отвратительным Лужиным, то есть недовольство жизнью, - не единственная и не основная причина, толкнувшая Раскольникова на убийство. Незадолго до описываемых событий он опубликовал статью, в которой излагал свои взгляды на общество. Необыкновенный, гордый человек, властитель дум, способный решать судьбы других, - вот идеал Раскольникова. По его теории, общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное.
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» - спрашивает Раскольников, желая понять, к какой категории людей, по его собственной градации, он относится.
Преступная теория новоявленного кандидата в Наполеоны наталкивается на реалии жизни, в которой ничего не изменяется в пользу Раскольникова. Он вынужден признать, что относится к категории простых людей, что его градация человечества не соответствует действительности.
На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис.
Раскольников не в состоянии спокойно пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до его совершения, оказываются слишком сильны. Моральная боль переходит и в боль физическую. Раскольников находится на грани жизни и смерти во время белой горячки (Sic! К сведению литературоведов!).
Безмерная гордость и эгоизм Раскольникова не позволяют ему долгое время усомниться в правильности своих взглядов, признаться в содеянном, принять помощь близких ему людей, раскрыться. Это усугубляет его кризис, приводит в тупик.
Раскольников пытается найти оправдание своему поступку, ищет «преступивших», как и он сам. Но Соня, к которой он в этих целях апеллирует, не совершала преступления, а, наоборот, став проституткой, принесла себя в жертву ради близких ей людей.
Раскольников начинает изолировать себя от окружающих, пытаясь скрыть свою вину и перебороть самостоятельно муки совести.
Это усиливает его одиночество, причем Достоевский наглядно показывает, что изгнание из человеческой среды может привести к гибели человека. Например, Свидригайлов, у которого, по его словам, «много общего» с Раскольниковым, оставшись один и потеряв последнюю надежду на взаимность Авдотьи Романовны, которую он искренне любит, кончает жизнь самоубийством.
Раскольников не приходит к подобному концу, поскольку он окружен любящими и ценящими его людьми (мать, сестра, Разумихин и, в первую очередь, Соня Мармеладова). «Я себя убил, а не старушонку», - признается Раскольников. Достоевский показывает, что преступление против законов Божьих и человеческих ничем не может быть оправдано и неминуемо влечет за собой наказания, страшнейшими из которых являются муки собственной совести и страх перед законом, перед справедливостью.
Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра своих жизненных позиций.
Даже на каторге Раскольников не смирялся и отказывался признать свою вину. Но преодоление внутренних барьеров, создающих ошибочные иллюзии, «разрыв собственной замкнутости, начало новой жизни возможно». Так в тексте оригинала. К этому приведет уже существующая любовь - любовь героя.

Ф.М. Достоевский вошел в литературу в конце 40-х годов XIX века, когда многие русские интеллигенты, приобщаясь к социализму, искали пути изменения общественного строя России. Молодой писатель стал участником кружка М.В. Буташевича – Петрашевского. Этнический идеал Достоевского сформировался под воздействием утопического социализма с его высоким гуманизмом, сочувствием угнетенным, опорой на христианскую мораль. Находясь на каторге как политический преступник, писатель размышляет о ходе революционного движения в России и Европе и приходит к выводу, что только нравственное перерождение человека сможет изменить мир. Достоевский отвергает путь революционного переустройства общества. Этим объясняется дальнейшее творчество писателя, драматизм вечных сомнений. Достоевский заставляет героя своего романа «Преступление и наказание» мучиться этими неразрешимыми вопросами.
Родион Раскольников, главный герой романа,- молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учения. Живя в тесной каморке, похожей на гроб или шкаф, на пятом этаже многоэтажного дома близ сенной, Раскольников постоянно наблюдает за жизнью бедноты Петербурга. Раскольников – умный, гордый, необщительный юноша, полный сознания собственной исключительности. Он страдает от голода и лишений, от унижений, которым подвергаются его мать и сестра. Но личные его тягости и горе его близких – это не основная причина его преступления. «Если бы я из-за того убил, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был», - говорит раскольников после преступления.
За несколько месяцев до убийства герой пишет статью, в которой рассматривает «психологическое состояние человека после преступления». Он отмечает, что это состояние похоже на болезнь – помрачнение ума, распад воли, нелогичность поступков. Коснулся Раскольников в этой статье и «преступления по совести». Разъясняя позднее свою мысль, герой говорит о двух разрядах людей. В то время как большинство покорно следует установленным порядкам, в истории человечества иногда появляются люди, которые дерзко нарушают общепризнанные нормы морали. Это «властелины судьбы» - Наполеоны, Магометы. Они достигают своих целей через преступление и насилие. Такие «необыкновенные люди», проклинаемые современниками, затем становятся героями истории.
Из этой индивидуалистической теории вытекают мучительные для Раскольникова вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
В последние перед убийством дни Раскольников постоянно встречается с трагедиями жизни, которые до конца убеждают его в справедливости «убийства по совести». В грязном трактире он слушает рассказ «пьяненького» Мармеладова о семнадцатилетней дочери и ее жертве для спасения семьи. И еще один удар, еще одна ступень к бунту – Письмо матери о его сестре Дуни, которая ради спасения семьи от нищеты выходит замуж за подлеца.
Убить глупую старуху процентщицу, взять ее деньги и спасти тысячи униженных и оскорбленных – это «справедливое убийство», по мысли героя. Раскольников совершает свое преступление еще и для того, чтобы определить. Относится ли он к разряду «необыкновенных».
Раскольникову удалось совершить задуманное убийство. Но его трагический «эксперимент» привел совсем не к тому результату, которого он ожидал. Раскольников чувствует, что он как будто ножницами отрезал себя от других людей. По его теории, и Соня, и его мать, и Дуня, и Катерина Ивановна принадлежат к разряду «обыкновенных» людей. И, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы. Герою невыносима мысль о сходстве его теории со взглядами Лужина, Свидригайлова. Он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Я не человека убил, я принцип убил! Принцип то я убил, а переступить-то не переступил», - с ужасом думает Раскольников. Таким образом теория Раскольникова терпит крах, она не выдерживает жизненной проверки. Жизнь, чувство всегда богаче любой теории, утверждает Достоевский. А тем более такой бесчеловечной, как теория о двух разрядах, о сверхлюдях и «вшах», «недочеловеках».
Основная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, опровергающим его идеи.
Постепенно, мучительно трудно хранителями истинной красоты и нравственности стали для Раскольникова не те, кто ставит себя выше рядовых людей, а те, кто, подобно тихой Соне, среди голода и унижений сохраняют веру в жизнь и человека, отвращение к злу, насилию и преступлению в любых формах.
Кто заступится за людей, кто протянет им руку помощи и милосердия? Ни одна теория, направленная против истинных нужд людей, лишенная высшей гуманности, не способна решить эти вопросы, считал Достоевский. Всю жизнь писатель-гуманист искал пути к «широкому» и свободному бытию людей. Он осознавал, что ему не удалось найти этих путей, но своим анализом исканий Раскольников Достоевского облегчил другим поколениям поиски путей в «царство света и мысли».

    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

    Ф. М. Достоевский - «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» - это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...

    Ты сам - свой Бог, ты сам - свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных...

Главный герой романа «Преступление и наказание» - Родион Романович Раскольников. Это обедневший дворянин, который приехал в Петербург для учебы. Денег на жизнь у него практически не было. Единственная поддержка - это помощь деньгами из дома, от матери и сестры. Мать выделяла сколько могла из своей нищенской пенсии, сестра, чтобы помочь Раскольникову, устроилась на службу в богатый дом. Иногда ему самому удавалось заработать какими-то уроками. Раскольников не одинок в своем бедственном положении. Почти все герои романа живут за чертой бедности, Петербург - город

обездоленных, которым некуда идти и которые осуждены всей системой на нищенство и одиночество. Люди, с которыми встречается Раскольников, такие же несчастные. Добрый по природе человек, Раскольников не может видеть, как страдают другие. Он помогает занести в дом раздавленного Мармеладова, отдает его родным последние деньги, полученные от матери. Семья Мармеладовых, одна из многих, живущих в нищете. Чтобы хоть как-то помочь голодным детям и не слушать упреков мачехи, Соня идет на улицу. Почти в таком же положении оказывается и сестра Раскольникова - Дуня, которую покупает Лужин.

Не имея средств оплатить учебу, Раскольников бросает университет. Он живет в тесной каморке, которая походит «более на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже не в состоянии заплатить. Раскольников, по сути, находится в тупике. Теперь у него появляется оправдание своего существования: «Ко всему подлец-человек привыкает!» Он опускается. Опускается по двум причинам. Первая - это нищета: «он был задавлен бедностью», задолжал всем, заложил за гроши последние имевшиеся у него вещички, квартирная хозяйка перестала ему отпускать кушанье, он обносился, обтрепался так, что ему уже нельзя было показаться на люди... Эта бедность потянула за собой нравственное падение. Раскольников уже может позволить себе некую нечистоплотность. В своей «похожей на гроб каморке» он может спать, не раздеваясь. Все у него дырявое, все в прорехах, пятнах. И пусть молодое лицо его обладает совершенными чертами, внутренний разлад в нем углубляется с каждым днем, каждым часом. И вот в этой тесной каморке, где «низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят», у Раскольникова стала зарождаться идея.

Сущность идеи состоит в том, что можно убивать «по совести». Страшный смысл этого тезиса лучше всех выразил Разумихин: «„.что действительно оригинально во всем этом, - и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу, - это то, что все-таки кровь по совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже... ведь это разрешение крови по совести... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...»

Но самое страшное в том, что, задумав «преступление по совести», Раскольников подвел под него теоретическую базу. Еще будучи студентом, он пишет статью, которая была опубликована и которую заметили. В этой статье и содержится обоснование и, по сути, даже оправдание такого преступления. Согласно нему, все люди делятся на две категории. Первую категорию составляют обыкновенные люди, которые годятся только как материал «для рождения себе подобных», то есть «твари дрожащие», вторую - люди, «имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». Эта идея полностью захватила Раскольникова, она начинает руководить его поступками. Сам Раскольников «во всем этом деле... всегда наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то влияний и совпадений». Ведь все начиналось очень просто: сначала были какие-то мысли, рожденные в горячих раздумьях на тесном чердаке. Конечно, в таких условиях светлые мысли не родятся. Потом статья. Чуть позже был случайный визит к старухе-процентщице. Вот тут-то и начала созревать мысль насчет убийства старухи. «Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок» и очень, очень занимала его. Словно нужно было именно в это время услышать разговор студента с офицером о той же старухе, о возможности ее убийства.

Но уже перед преступлением Раскольников не до конца осознает, правильно ли он поступает. Посмотрим на его состояние. Он все время находился в смятении. Не столько сам герой идет на это преступление, сколько жизнь толкает его на это. С одной стороны, бедственное положение его и семьи. Письмо матери еще усилило в нем душевные муки. Ведь из-за него сестра выходит за Лужина. Он ее толкает на это, значит - благая цель убийства: чтобы вывести из тяжелого положения себя и свою семью. Позже, уже после убийства, в разговоре с Соней он скажет: «Я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета...»

Да, старуха злая, никому не нужная, жадная, почему бы за счет ее не помочь семье. Но ведь он убил не только старуху, Он убил ее сестру Лизавету, такую же бедную и несчастную, как он сам.

Раскольников выдвигает и вторую причину убийства, которая вытекает из его теории. Вспомним опять его разговор с Соней: «...не для того, чтобы матери помочь, я убил - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества... Я просто убил; для себя убил, для себя одного. Мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек... Тварь ли я дрожащая или право имею».

Но после убийства Раскольникова мучают угрызения совести. Оказывается, убить - это еще не все. Как жить дальше, зная, что ты убил. Первая причина убийства - помочь себе и другим - не оправдала себя. Ведь он даже денег почти не взял. Раскольников цепляется за вторую причину. Но в душе понимает, что ничего он не доказал. Теория Раскольникова оказалась лживой насквозь, и поэтому убийство, которое он совершил, еще хуже, чем убийство за кусок хлеба. Герой Достоевского сам признается в этом; «...если б только и зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был». Его теория рухнула уже во время убийства Лизаветы. В горячке Раскольников восклицает: «Я не старушонку убил, я себя убил». Раскольников стремится найти оправдание своим поступкам. Он хочет понять Соню. Но ведь Соня не совершала преступления, а, наоборот, принесла себя в жертву ради близких людей. Раскольников остается одинок в своем преступлении. Достоевский показывает, что преступление против законов людских ничем не может быть оправдано и поэтому влечет за собой наказание, страшнейшей частью которого являются муки собственной совести. Пытаясь избавиться от угрызений совести, он ищет спасения в правосудии.

В начале романа Раскольников противостоит миру, не принимая и отвергая его целиком. Он ненавидит царство лужиных, сострадает мармеладовым. В эпилоге мы возвращаемся к той же исходной точке, видим все тот же, погрязший в застарелых и неизлечимых бедах мир, которому нужно спасение, мир, где так много ложных учений и ложных героев. Таким же ложным героем оказался и Раскольников. Он провозгласил свою идею и попытался ее осуществить. Достоевский показал, что для того, чтобы изменить судьбы отдельных людей, матерей, сестер, детей, избавить их от бед и страданий, надо изменить весь существующий миропорядок. Но в основу этого изменения нельзя класть убийства и утопические теории. В этом и состоит трагедия Раскольникова как отдельной личности, пытающейся изменить мир.